Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования. Транспортировка негабаритных грузов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ


ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
(ФДС России)

ПРИКАЗ

г. Москва

Об утверждении норм «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования»

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности ПРИКАЗЫВАЮ: 1 . Утвердить прилагаемые нормы «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования», согласованные с Минтрансом России и МВД России. 2 . Отделу обеспечения сохранности дорог ФДС России (Сорокин С.Ф.) совместно с Юридическим Управлением ФДС России (Еникеев Ш.С.) согласовать в установленном порядке с заинтересованными министерствами и ведомствами и представить до 1 июня 1999 г. на утверждение руководству ФДС России «Правила пропуска тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» и «Инструкцию о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования». 3 . Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФДС России Урманова И.А. Руководитель В.Г. Артюхов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ

МАКСИМАЛЬНЫЕ МАССЫ И ГАБАРИТЫ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

1 . Общие положения

1.1 . Положения, изложенные в настоящих нормах, относятся к массе и размерам транспортных средств, разрешенных для использования в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования, установлены исходя из требований обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности. Изложенные ниже ограничения по массе и габаритам транспортных средств не относятся к производству транспортных средств, требования к которому устанавливаются иными стандартами и нормами. 1.2 . Транспортные средства или его части, образующие часть комбинированных транспортных средств, размеры, а также общая масса и осевая нагрузка которых не превосходят значений, установленных разделами 3 , 4 и 5 настоящих норм, допускаются к передвижению по федеральным и территориальным автомобильным дорогам общего пользования. Для остальных автомобильных дорог, запроектированных и построенных на меньшие, чем указанные в разделах 3, 4 и 5 нагрузки, владельцами автомобильных дорог могут устанавливаться иные (меньшие) предельные значения массы транспортных средств, для федеральных автомобильных дорог - Федеральной дорожной службой России, для территориальных автомобильных дорог - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для муниципальных автомобильных дорог - органами местного самоуправления. Решения об уменьшении приведенных ниже размеров и масс транспортных средств принимаются на основании результатов обследования автомобильных дорог и могут носить постоянный или временный характер. При этом орган, принявший такое решение, обязан в установленном порядке установить соответствующие дорожные знаки на автомобильной дороге или ее участке, на котором введены дополнительные ограничения по массе и размерам транспортных средств и проинформировать об этом пользователей автомобильных дорог. 1.3 . Транспортное средство и его часть, образующая комбинированное транспортное средство, масса и/или осевая нагрузка кото рого и/или размер которого превышают максимальные значения, установленные настоящими нормами, могут передвигаться по автомобильным дорогам только при наличии специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке компетентными органами. Движение таких транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в соответствии с «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утвержденной Минтрансом России 27.05.96 г. 1.4 . Кроме предельных значений общей массы и осевых нагрузок, установленных настоящими требованиями, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для конкретного транспортного средства. 1.5 . Для целей настоящих норм использованы следующие понятия и определения: Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по автомобильным дорогам грузов и пассажиров; Грузовой автомобиль - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для перевозки грузов; Тягач - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа; Прицеп - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов путем буксировки тягачом или грузовым автомобилем; Полуприцеп - специально оборудованное для перевозки грузов, предназначенное для соединения с тягачом таким образом, чтобы часть этого транспортного средства располагалась непосредственно на тягаче и передавала ему значительную долю своего веса; Автопоезд - комбинированное транспортное средство, состоящее из грузового автомобиля и прицепа; Сочлененное транспортное средство - комбинированное транспортное средство, состоящее из тягача, сочлененного с полуприцепом; Автобус - транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа, имеющее более девяти сидячих мест, включая место для водителя; Сочлененный автобус - автобус, состоящий из двух или более жестких секций, соединенных друг с другом и имеющим пассажирский салон в каждой секции, позволяющий пассажирам свободно перемещаться из одного салона в другой; Комбинированное транспортное средство - комбинация грузового автомобиля, состоящего из грузового автомобиля, соединенного с полуприцепом; Максимальная длина, ширина и высота транспортного средства - длина, ширина и высота транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальные линейные параметры транспортного средства - линейные параметры, не превышающие значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальная масса транспортного средства - масса транспортного средства с грузом или без груза, которая не превышает значений, указанных в разделе 4 настоящих норм; - масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги, не превышающая нормативного значения; Неделимый груз - груз, который при перевозке по автомобильной дороге не может быть разделен на две или более частей без чрезмерных затрат или риска его порчи и который, будучи погруженным на транспортное средство, будет превышать его максимальные размеры и массу; Воздушная подвеска - система подвески, в которой амортизирующим элементом является воздух; Тележка - две и более осей, имеющих общую подвеску к транспортному средству; Одиночная ось - ось транспортного средства, расположенная на расстоянии более 1,8 м до ближайшей оси этого транспортного средства; Сближенные оси - оси (две или более) транспортного средства, расположенные на расстоянии между ними менее 1,8 м.

2 . Измерение массы и размеров транспортных средств

2.1 . Длина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.1. При этом при измерении длины в соответствии с положениями этого стандарта, не учитываются следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройство для очистки стекол и брызговики; фронтальные и боковые маркировочные пластины; устройства для пломбирования и защитные приспособления для них; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; оборудование для электроосвещения; зеркала задней обзорности; приспособления для обзора пространства за автомобилем; воздуховодные трубки; длина клапанов и разъемов для соединения с прицепами или съемными кузовами; ступеньки для доступа в кузов; подъемник для записной автопокрышки; подъемные платформы, ступеньки для доступа и аналогичное оборудование, не превышающее в рабочем положении 200 мм и выполненное таким образом, чтобы они не могли увеличивать предельную массу загрузки автомобиля; сцепные устройства для буксировки транспортных средств или прицепов. 2.2 . Высота транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.3. Причем, при измерении высоты с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве: антенны; пантограф в поднятом положении. Для транспортных средств, имеющих устройство для подъема оси, учитывается эффект от воздействия этого устройства. 2.3 . Ширина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.2. При измерении ширины транспортного средства с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройства для пломб и печатей и защитные приспособления к ним; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; устройства для опознавания повреждения автопокрышек; выступающие гибкие части брызговиков; осветительное оборудование; ступеньки в рабочем положении, подвесные платформы и аналогичное оборудование, которые в рабочем положении не превышают 10 мм с каждой стороны транспортного средства и обращенные вперед или назад, углы которых имеют закругления радиусом не менее 5 мм, и кромки которых имеют закругления с радиусом не менее 2,5 мм; зеркала для заднего обзора; индикаторы давления в автопокрышках; втягивающиеся или убирающиеся ступени; искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с землей. 2.4 . Осевая масса транспортного средства измеряется при динамической вертикальной нагрузке, передающейся через одиночную ось на поверхность автомобильной дороги, от груженого автомобиля. Измерение производится специальными автомобильными весами, прошедшими аттестацию в установленном порядке. Осевая масса тележки, расположенной на одной подвеске, с учетом конструкции транспортного средства, определяется как сумма измерений массы каждой из осей, входящих в тележку. 2.5 . Полная масса транспортного средства или его части, образующей часть комбинированного транспортного средства, определяется как сумма измеренных масс всех осей транспортного средства или его части.

3 . Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств

Максимальные размеры транспортных средств с учетом размеров съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры, не должны превышать приведенных ниже значений. 3.1 . Максимальная длина: грузового автомобиля - 12,00 м прицепа - 12,00 м сочлененного транспортного средства - 16,5 м сочлененного автобуса - 18,00 м автопоезда - 20,00 м 3.2 . Максимальная ширина: всех транспортных средств - 2,50 м 3.3 . Максимальная высота - 4,00 м 3.4 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью полуприцепа не должно превышать 12,00 м. 3.5 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда от внешней передней точки кузова или площадки для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, минус расстояние между задней частью тягача и передней частью прицепа не должно превышать 15,65 м. 3.6 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,40 м. 3.7 . Установленный в кузове транспортного средства груз не должен выступать за заднюю внешнюю точку автомобиля или прицепа более чем на 2,00 м. 3.8 . Расстояние между задней осью грузового автомобиля и передней осью прицепа должно быть не менее 3,00 м. 3.9 . Горизонтально измеренное расстояние между осью шарнирного крепления полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать 2,04 м. 3.10 . Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,50 м и внутренним радиусом 5,30 м. 3.11 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью комбинированного транспортного средства не должно превышать 12,00 м.

4 . Нормативная общая масса транспортных средств*

* Нормативные общие массы транспортных средств не допускается превышать более чем на 20 %.

Таблица 4.1

Тип автотранспортного средства

Нормативная общая масса автотранспортного средства, т

Грузовые автомобили а) двухосный автомобиль
б) трехосный автомобиль
г) четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску
Транспортные средства, образующие часть комбинированного транспортного средства а) двухосный прицеп
б) трехосный прицеп
Комбинированные транспортные средства Сочлененные транспортные средства
а) двухосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,2 м и более
б) двухосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 м и более
в) трехосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,7 м и более
г) трехосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 и более
д) транспортное средство, состоящее из 18-ти тонного грузовика и 20-и тонного полуприцепа в случае, если транспортное средство имеет ведущую ось, состоящую из спаренных колес и оборудована воздушной или эквивалентной ей подвеской при общей базе 13,3 м и более
Автопоезда а) двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 12,1 м и более
б) двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
в) двухосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 16,5 м и более
г) трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
д) трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 15,9 м и более
е) трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 18 м и более
Автобусы а) двухосный автобус
б) трехосный автобус
в) трехосный шарнирно сочлененный автобус
г) четырехосный шарнирно сочлененный автобус

5 . Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств

Таблица 5.1 .

Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств *

* Осевые нагрузки автотранспортных средств не должны превышать нормативные осевые нагрузки более чем на 40 %.

Типы осей транспортных средств

Расчетная осевая нагрузка, на которую рассчитана дорожная одежда, тс

двухскатные

односкатные

Одиночные оси
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, ведущие оси грузовых автомобилей и автобусов при расстояниях между осями:
г) равном или более 1,8 м
Строенные оси прицепов и полуприцепов при расстояниях между осями:
а) более 0,5 м, но менее 1,0 м
б) равном или более 1,0 м, но менее 1,3 м
в) равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м
г) равном или более 1,8 м
- то же, при креплении на воздушной или эквивалентной ей подвеске
5.8 . Вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля или комбинированного транспортного средства не должен быть менее 25 % от суммарного веса автомобиля или комбинированного транспортного средства.
1. Общие положения. 2 2. Измерение массы и размеров транспортных средств. 3 3. Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств. 4 4. Нормативная общая масса транспортных средств. 5 5. Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств. 6

Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.

После завершения обучения личного состава в учебном центре в Ейске и прохождения боевых стыковочных стрельб полк переместится в пункт постоянной дислокации.

Поставки комплекса начались в прошлом году. Тогда завод «Купол», входящий в концерн «Алмаз-Антей», передал в Сухопутные войска РФ два дивизионных комплекта. Соответственно, в этом году серийное производство новых «Торов» расширилось.

Самоходный ЗРК «Тор», несмотря на то, что был уже неоднократно модернизирован, — сравнительно молодой комплекс. Эта разработка московского Научно-исследовательского электромеханического института (НИЭИ) была внедрена в производство на ижевском заводе «Купол» в начале 80-х годов. А на вооружение первый «Тор», без индекса, был принят в 1986 году.

В 1991 году в войска начал поступать «Тор-М1». Затем появилось еще несколько модификаций, в которых варьировалось шасси — и гусеничное, и колесное. Были также созданы буксируемый и стационарный комплекс. А также морской для установки на кораблях.

«Тор-М2» был принят на вооружение в этом десятилетии, и сейчас им начинают интенсивно комплектовать вооруженные силы для противовоздушной обороны в ближней зоне мотострелковых и танковых дивизий. Примерно в это же время появилась и еще одна модификация — «Тор-М2У», два дивизиона которых уже тоже поступили в войска.

«Тор-М2» предназначен для эффективной борьбы с ракетами класса «воздух-земля», управляемыми и корректируемыми авиабомбами, противорадиолокационными ракетами и другим высокоточным оружием нового поколения, самолетами тактической и армейской авиации, крылатыми ракетами, вертолетами, беспилотными летательными аппаратами.

Ракеты комплекса способны поражать цели в условиях радиоэлектронного противодействия, а также отражать массированные атаки.

Существенным отличием новой модификации комплекса от предыдущих является повышение возможностей обнаружения и сопровождения целей станции обнаружения, которая оснащена новой антенной на базе щелевой фазированной антенной решетки. В совокупности с обновленным программным обеспечением это позволяет обнаруживать цели, при создании которых максимально использовались стелс-технологии. Одновременно новая станция обладает повышенной, в сравнении с «Тор-М1», помехозащищенностью. Также работу ЗРК обслуживает новая электронно-оптическая аппаратура обнаружения целей.

Станция определения не только находит и опознает цели, подлежащие уничтожению, но и оценивает воздушную обстановку, в автоматическом режиме определяет наиболее опасные из них, производит автосопровождение и фиксирует момент вхождения целей в зону обстрела. После пуска ракет производится их автоматическое наведение на цели радиокомандным способом.

Старт одноступенчатой твердотопливной ракеты осуществляется катапультным способом за счет порохового ускорителя. Маневрирование ведется при помощи газодинамических рулей. Осколочно-фугасная боевая часть может срабатывать как контактным способом, так и за счет срабатывания индукционного датчика, определяющего подлет к объекту значительной массы.

При этом ракета развивает скорость до 800 м/с и способна маневрировать с ускорением до 30g. Максимальная скорость сбиваемых целей — 750 м/с, а перегрузка — 12g.

Зона поражения цели по дальности — от 100 м до 15000 м, по высоте — от 10 м до 10000 м.

Количество обнаруживаемых целей — до 48, одновременно сопровождаемых — 10, одновременно обстреливаемых — 4. При этом боевые машины дивизиона могут обмениваться информацией об обнаруженных целях и перераспределять их между собой.

И командир полка Константин Демидов, принявший на вооружение полковой комплект ЗРК, и разработчики, и высшие чины Министерства обороны утверждают, что «Тор-М2» не имеет аналогов в мире по своим боевым возможностям. Если сравнивать с лучшим американским ЗРК ближней зоны, то тут, действительно, наблюдается многократное превышение.

ЗРК M1097 Avenger был создан компанией Boeing Aerospace Company в 1989 году. Разработчики сильно не напряглись, установив на армейский внедорожник HMMWV два транспортно-пусковых контейнера на 4 ракеты «Стингер» в каждом. Также в комплект входит пулемет калибра 12,7 мм. Дальность стрельбы — 5,5 км, максимальная высота цели — 3,8 км.

Безусловно уступает российскому комплексу и франко-немецкий ЗРК «Роланд» как на колесном, так и на гусеничном шасси, эксплуатирующийся с 1977 года. Принцип наведения и сопровождения ракеты на цель такой же, как и у «Тора». Однако характеристики комплекса слабее. Ракета имеет максимальную скорость, не превышающую 1,2 М. Дальность стрельбы — 6,3 км, максимальная высота цели — 5,5 км.

Немцы около 15 лет назад приняли на вооружение новый комплекс — LeFlaSys/ASRAD, который считается совершеннее «Роланда». Но в нем присутствует некоторая несбалансированность. У комплекса прекрасные средства обнаружения и сопровождения целей по РЛС и инфракрасным каналам, основанные на мощном аппаратном и программном оснащении. Их дальность превышает 20 километров, число сопровождаемых целей — до 20. Но при этом используются ракеты от ПЗРК — «Мистраль» и «Стингер», имеющие слишком низкий потолок, чтобы бороться с высотными целями. К тому же комплекс, установленный на гусеничное шасси, вооружен лишь четырьмя ракетами.

А вот при сравнении «Тора» с израильским ЗРК Spyder-SR не все столь очевидно. Прежде всего, следует сказать, что средства обнаружения у Spyder более эффективны. Цели засекаются на расстоянии до 35 км. И при этом число сопровождаемых целей может достигать 60-и. Однако не вполне понятно, для чего нужна такая гигантомания, поскольку боевая машина вооружена лишь четырьмя ракетами. Шестиосное колесное шасси слабовато, больше ракет оно не потянет.

Любопытно решен вопрос используемых зенитных ракет. Они класса «воздух-воздух», используемые в истребительной авиации. К ним приделали пороховые ускорители и поместили в транспортно-пусковые контейнеры.

Spyder использует два типа ракет. Одна имеет радиолокационную головку самонаведения, вторая — инфракрасную. Этим обеспечивается всепогодность использования комплекса. «Слабая» ракета — инфракрасная, она имеет дальность, равную 20 км, высоту — 9 км. «Сильная» — радиолокационная с дальностью до 35 км и высотой стрельбы до 16 км. Сильной стороной «слабой» ракеты является то, что она имеет инфракрасную ГСН матричного типа с разрешающей способностью 320×240 пикселей. Обмануть ее довольно затруднительно.

Что же касается динамических характеристик израильских ракет, то известно, что они имеют максимальную скорость в 4 М. Но эта скорость исчисляется при запуске с летящего со сверхзвуковой скоростью самолета, то есть две скорости складываются. Что соотносится со скоростью ракеты «Тора» — она превышает 2,5 М. Но вот по маневренности наша ракета более эффективна, она имеет перегрузку в 30g. Израильская выдерживает лишь 12g.

Из чего можно сделать вывод, что если российский «Тор» и не имеет в мире аналогов, то далеко не по всем характеристикам.

I - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), т. е. жидко­ сти, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки паров в закрытом тигле не выше 61 °С или 66 °С - в открытом (этиловый спирт, эфи- ры, бензол и др.);

II - горючие жидкости (ГЖ), обладающие способностью го­ реть при температурах, превышающих указанные (смазочные масла, глицерин, растительные масла и др.).

Температура воспламенения - наиболее низкая температу­ра, при которой жидкость выделяет горючие пары со скоростью, достаточной для продолжения устойчивого горения после воспла­менения.

Температура самовоспламенения - наименьшая температу­ра паров жидкости, при которой резко увеличивается скорость

В соответствии с нормами пожарной безопасности «Опре­деление категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (НПБ 105-03) по­мещения в зависимости от количества и пожаровзрывоопас-ных свойств находящихся в них веществ и материалов, а также с учетом особенностей технологических процессов размещен­ных в них производств разделяются на категории А, Б, В1...В4, Г и Д.

Категория А - горючие газы, легковоспламеняющиеся жид­кости с температурой вспышки не более 28 "С в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасное парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5кПа; вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превыша­ет 5 кПа.

Категория Б - горючие пыли или волокна, легковоспламеня­ющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 °С, горючие жидкости в таком количестве, что могут образовывать взрыво­опасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспла­менении которых развивается расчетное избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

Категории В1...В4 - горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии что помещения, в которых они име­ются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б. Разделение помещений на категории В1...В4 производит­ся по величине удельной пожарной нагрузки в соответствии с НПБ 105-03.

которых сопровождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени; горючие газы, жидкости и твердые вещества, сжигае­мые или утилизируемые в качестве топлива.

Для правильного выбора электрооборудования правила уст­ройства электроустановок устанавливают несколько классов взрыво- и пожароопасных зон.

Взрывоопасной зоной считается помещение, его часть или тер­ритория вне его, где имеются или могут образовываться взрыво­опасные смеси.

К взрывоопасным зонам, охватывающим весь объем помеще­ния, относятся такие, объем взрывоопасной смеси в которых пре­вышает 5 % свободного объема помещения.

В противном случае взрывоопасной зоной считается объем по­мещения в пределах 5 м по горизонтали и вертикали от источника возможного выделения горючих газов или паров легковоспламе­няющейся жидкости (ЛВЖ).

При отсутствии в остальной части помещения других источни­ков выделения этих газов и жидкостей эта часть считается не­взрывоопасной.

К пожароопасной зоне относятся объемы внутри или вне поме­щения, в которых постоянно или периодически находятся горю­чие вещества или материалы, как при нормальном ведении тех­нологического процесса, так и при его нарушениях.

Также не считаются взрыво- и пожароопасными зоны в поме­щениях и вне их на указанных расстояниях от источников, кото­рые могут создавать взрывоопасные смеси или около них распола­гаются горючие вещества, а технологический процесс протекает с применением открытого огня, оборудование имеет поверхности, нагретые до температуры самовоспламенения горючих газов, па­ров и пылей, в нем сжигается твердое, жидкое или газообразное топливо.

По взрывоопасное™ зоны разделяются на 6, а по пожароопас-ности - на 4 класса.

Пожарная безопасность зданий и сооружений, условия раз­вития и распространения пожара в них существенно зависят от возгораемости и огнестойкости использованных при их строи­тельстве материалов и конструкций. Возгораемость и огнестой­кость строительных материалов и конструкций - важные пожар­ные характеристики производственных зданий промышленных предприятий. Они устанавливаются на стадии проектирования промышленных объектов в зависимости от категории взрывопо-жароопасности производств, размещаемых в проектируемых зданиях.

Согласно строительным нормам и правилам, строительные ма­териалы и конструкции по возгораемости разделяются на 3 груп­пы: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

Несгораемыми являются такие материалы и конструкции, ко­торые под воздействием огня или высокой температуры не вос­пламеняются, не тлеют и не обугливаются. К ним относятся все естественные и искусственные неорганические материалы, кото­рые при искре не горят.

Трудносгораемые материалы и конструкции под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются, тлеют или обуг­ливаются и продолжают гореть, тлеть и обугливаться при наличии источника горения, а после его удаления эти процессы прекраща­ются. К ним относятся материалы, состоящие из несгораемых и сгораемых материалов, содержащие более 8 % по массе органичес­ких заполнителей.

Сгораемые материалы и конструкции под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются, тлеют или обугливаются. После удаления источника зажигания эти процессы продолжаются. К ним относятся все органические материалы, не отвечающие требо­ваниям, предъявляемым к несгораемым и трудносгораемым мате­риалам, например древесина.

Огнестойкость отдельных строительных конструкций зданий и сооружений - это свойство сохранять несущую и ограждаю­щую способность во время пожара в течение определенного времени. Огнестойкость характеризуется двумя количественными показа­телями - пределом огнестойкости строительных конструкций и степенью огнестойкости зданий и сооружений.

Степень огнестойкости промышленных зданий и сооружений зависит от группы возгораемости и предела огнестойкости основ­ных строительных конструкций (несущих стен, колонн, стен лес­тничных клеток, плит настила, конструкций перекрытий и т. п.), а также от скорости распространения огня по ним.

Здания и сооружения по огнестойкости делятся на 5 сте­пеней.

    Строительство зданий категорий А и Б допускается только I и II степени огнестойкости и не выше 6 этажей.

Пожарная сигнализация и связь . Своевременное извещение о возникшем пожаре дает возможность быстро его ликвидировать и значительно уменьшить размеры ущерба. Поэтому средства по­жарной сигнализации и извещения играют важную роль в пре­дупреждении распространения и тушения пожаров.

Для своевременного извещения о возникшем пожаре в бли­жайшую пожарную часть используют электрическую систему пожарной сигнализации (кнопочную или автоматическую). Ос­новной недостаток кнопочной (ручной) системы сигнализации - это то, что сообщение о пожаре может быть передано человеком только после обнаружения им пожара или загорания.

Наиболее совершенная - автоматическая система электричес­кой пожарной сигнализации, позволяющая без участия человека обнаружить возникший пожар и известить о нем приемную стан­цию пожарной сигнализации.

Автоматические системы электрической пожарной сигнализа­ции состоят из автоматических извещателей, линий связи, при­емной станции и источника питания. Извещатели по принципу действия подразделяются на реагирующие на изменение темпера­туры, появление дыма, света и комбинированные.

При возникновении пожара электрический сиг­нал, образующийся в автоматическом пожарном извещателе, передается по проводам на станцию приема пожарных сигналов. Приняв сигнал, станция преобразует его в световые и звуковые сигналы тревоги и с помощью релейных устройств включает авто­матические средства пожаротушения. Тепловые извещатели сра­батывают при повышении температуры окружающей среды. Их чувствительными элементами являются биметаллические плас­тинки, пружинящие пластинки со спаянными легкоплавким при­поем концами и др. К ним относятся извещатели АТП-ЗМ, АТИП-3, ДТЛ, ПОСТ-1 и др.

В извещателях, реагирующих на дым, чувствительными элемен­тами являются фотоэлементы или ионизационные камеры с радио­активными веществами. Дым, попадая в ионизационную камеру, уменьшает степень ионизации воздуха, что приводит к срабатыва­нию исполнительного реле приемной станции. В извещателе РИД-1 используется радиоактивный элемент плутоний-239. К дымовым фотоэлектрическим извещателям относится извещатель ИДФ-1.

Комбинированный извещатель, например извещатель КИ-1, имеет ионизационную камеру и терморезисторы.

В световых извещателях используется явление фотоэффекта. Фотоэлемент реагирует на ультрафиолетовую или инфракрасную часть спектра пламени. К таким извещателям относятся СИ-1, АИП-М, ДПИД и др.

Для обеспечения безотказной работы извещателей необходимо следить за их исправным состоянием. Тепловые извещатели про­веряют не реже 1 раза в год с помощью переносного источника теплоты; дымовые, световые и комбинированные - не реже 1 раза в месяц.

Пожарная связь подразделяется на связь извещения, позволя­ющую в кратчайшее время реагировать на сигналы загораний и обеспечить своевременный вызов пожарных команд; диспетчер­скую связь, предназначенную для управления силами и средства­ми тушения пожаров; и связь на пожаре, обеспечивающую руко­водство действиями пожарных подразделений непосредственно при тушении пожара.

Способы и средства тушения пожаров . Различают стадии по­жара:

    начальная, при которой площадь очага пожара не превыша­ет 2 м 2 , температура в нем относительно невысокая, а расстояние распространения теплового излучения не превышает дальнобой­ности струи огнетушителей, что позволяет потушить пожар с по­мощью 1...2 огнетушителей;

    развитая - очаг пожара охватывает площадь до 10 м, в ко­торой развилось устойчивое горение, значительно возросла тем­пература, появились языки пламени большого размера, а интен­сивность лучистой теплоты не позволяет приблизиться к очагу пожара, и его тушение возможно только с помощью водяных струй гидрантов;

    конечная - пожар охватил большую площадь, очень высо­кая температура в очаге, мощное излучение лучистой теплоты, деформация и обрушение несущих конструкций промышленных зданий и сооружений.

Исходя из условий, необходимых для возникновения и рас­пространения горения и физико-химических особенностей этого процесса, прекратить горение можно с помощью следующих спо­собов: удалить окислитель и горящее вещество из зоны горения, снизить температуру зоны горения ниже температуры самовоспламенения или понизить температуру горящего вещества ниже температуры воспламенения. На этих принципах основаны спо­собы и средства тушения пожаров. Успех ликвидации пожара за­висит от стадии его развития. Пожар легче ликвидировать в на­чальной стадии, не допуская его распространения и перехода в развитую стадию. Поэтому каждое предприятие наряду с автома­тическими средствами пожаротушения должно иметь в достаточ­ном количестве средства первичного огнетушения, предназначен­ные для тушения пожара в начальной стадии развития.

Средства тушения пожара могут быть представлены в трех аг­регатных состояниях: жидком, газообразном и твердом (порош­ки), а также в виде пены и пара.

Основные огнегасительные вещества - вода, пена, инертные и негорючие газы, водяной пар, галогеноводородные огнегаситель­ные средства и сухие порошки.

Вода - наиболее распространенное средство тушения пожа­ров. Обладая большой теплоемкостью, вода, попадая в зону горе­ния, нагревается и испаряется. На испарение 1дм 3 воды затрачива­ется 2679 кДж теплоты. В результате в очаге пожара поглощается большое количество теплоты, что приводит к снижению темпера­туры в зоне горения. Испаряясь, вода образует большое количест­во пара (из 1 дм 3 воды образуется 1,7 м 3 пара), который изолирует зону горения от окружающей среды и затрудняет доступ кислоро­да воздуха к ней.

Таким образом, при тушении пожара водой на него оказывается комбинированное воздействие - снижаются температура и содер­жание кислорода в зоне горения (пожарные краны, гидранты, нельзя тушить Эл установки, находящиеся под напряжением)

Пены, применяемые для тушения пожаров, бывают двух видов: химические и воздушно-механические. Химическая пена получа­ется при взаимодействии щелочного и кислотного растворов в при­сутствии пенообразователей. При этом образуется инертный газ (диоксид углерода), не поддерживающий горения. Его пузырьки обволакиваются водой с пенообразователем, в результате чего со­здается устойчивая пена, которая может долго оставаться на повер­хности не только твердых тел, но и жидкостей. Вещества, которые необходимы для получения диоксида углерода, применяются в виде водных растворов либо сухих порошков. Пенопорошок состо­ит из сухих солей (сульфат алюминия, бикарбонат натрия) и лак­ричного экстракта или другого пенообразующего вещества. При взаимодействии с водой сульфат алюминия или другие сульфаты, бикарбонат натрия и пенообразователь растворяются и немедленно реагируют с образованием диоксида углерода.

Инертные и негорючие газы применяют для тушения пожаров в небольших по объему помещениях. Для этого используют диок­сид углерода или азот, которые снижают концентрацию кислорода в зоне пожара, охлаждают ее и разбавляют концентрацию посту­пающих в нее горючих веществ. Огнегасительная концентрация инертных газов при тушении пожара в закрытом помещении со­ставляет 31...36 % и более к объему помещения.

Диоксид углерода вследствие своей неэлектропроводности - незаменимое средство быстрого тушения небольших очагов пожа­ра, особенно, что исключительно важно, тушения загоревшихся электроустановок. Он хранится в стальных баллонах в сжижен­ном состоянии под давлением.

Первичные средства пожаротушения. В зависимости от горящего вещества различают пожары следующих классов:

А – горение твердых веществ;

В – горение жидких веществ;

С – горение газообразных веществ;

D – горение металлов или металлоорганических веществ (огнетушители специального назначения);

Е – пожары электрооборудования, находящегося под напряжением.

По способу доставки к очагу пожара огнетушители делятся на переносные (массой до 20 кг) и передвижные (массой не менее 20, но не более 400 кг). При этом передвижные огнетушители могут иметь одну или несколько емкостей для зарядки огнетушащих веществ, смонтированных на тележке. Наличие колес или тележки является отличительной особенностью передвижных огнетушителей.

Загорания в начальной стадии их развития могут быть потушены с помощью первичных средств пожаротушения. К ним относятся огнетушители, внут­ренние пожарные краны с комплектом оборудования (рукава, стволы), бочки с водой, кошмы, багры, ломы, топоры, ведра. Все помещения и технологические установки должны быть обеспече­ны первичными средствами пожаротушения. Размещают их на видных местах, легкодоступных в любое время.

Существует несколько типов огнетушителей, различающихся по типу огнетушащего вещества: пенные, газовые и порошковые.

Пенные огнетушители бывают химические и воздушно-меха­нические. Они применяются для тушения почти всех горючих ве­ществ. Химической пеной тушить загоревшиеся электрические установки, находящиеся под напряжением, нельзя, так как она токопроводна. Наиболее распространены химические пенные ог­нетушители ОХП-10,

К газовым огнетушителям относятся углекислотпыс миро зольные и углекислотно-бромэтиловые. Газовые огнетушители предназначены для тушения небольших очагов пожаров различ­ных горючих веществ, а также электроустановок, находящихся под напряжением. Дальнобойность этих огнетушителей 3...4 м, время действия 20...30 с.

Углекислотные огнетушители выпускаются следующих ти­пов: ДСП-038 , ОУ-8. Цифра означает вместимость бал­лона орнетушителя.

Порошковые огнетушители используются для ликвидации всех видов пожаров, в том числе и установок, находящихся под напряжением. Кроме того, ими можно тушить органические жид­кости (например, этиловый спирт), которые энергично взаимо­действуют с воздушной и химической пеной.

Порошковые огнетушители выпускаются следующих типов: ОП-1, ОП-2А, ОП-10А, «Момент», ОПС-6, ОПС-10, которые от­личаются друг от друга только составом порошка, служащим для тушения, вместимостью и приспособлением для подачи порошка. Для создания давления в корпусе и выталкивания порошка слу­жит сжатый газ (азот, диоксид углерода, воздух), находящийся в небольшом специальном баллончике под давлением 15 МПа.

Автоматические системы пожаротушения. применяются автоматические установки: водяного ту-шения - спринклерные и дренчерные; парового, газового и по­рошкового пожаротушения. Выбор той или иной установки осуществляют, исходя из свойств веществ и материалов, образую­щихся в производстве, технологических требований и технико-экономических обоснований.

Спринклерные установки (рис. 80) предназначены для тушении местных (локальных) загораний на отдельных участках невзрмно-опасных помещений, а дренчерные - для тушения пожара на KWfl площади помещений, в том числе и опасных по взрывам

Защита населения в Ч.С.

Это первая цель РСЧС.

В условиях Ч.С. людям угрожают следующие поражающие факторы.

Меры защиты:

    Индивидуальные.

    Коллективные.

Индивидуальные Коллективные

органы дыхания кожа убежища эвакуация

средства индивидуальной

защиты (СИЗ)

СИЗ органов дыхания должны отвечать следующим требованиям:

    Эффективная защита.

    Надежность.

    Удобство в эксплуатации.

    Невысокая стоимость.

СИЗ должны учитывать свойства вредных, отравляющих и других веществ, которые могут находиться в воздухе в виде аэрозолей, газов, паров.

Фильтрующие противогазы.

    Общевойсковой. Предназначен для защиты от широкого диапазона ОВ. Практически не задерживает СО 2 , СО, СН 4 и другие, не защищает от высоких концентраций, то есть когда с i >>ПДК.

    Промышленные противогазы. Предназначены для защиты от химически опасных веществ, поражение которыми характерно для данного производства.

    Гражданские противогазы. Отличаются от общевойсковых конструктивно.

Изолирующие противогазы.

    Шланговый.

    Изолирующие дыхательные приборы (ИП). Поглощают углекислоту и выделяют кислород.

    Типа акваланга.

Средства индивидуальной защиты кожи.

Специализированные противохимические костюмы, средства, используемые в рамках охраны труда.

СИЗ кожи используют 2 принципа:

    Изоляция. То есть предотвращение контакта кожи с окружающей средой.

    Сорбция с частичной химической нейтрализацией.

Существуют комплекты одежды, представляющие собой комбинезон с капюшоном и сапогами. Мази и кремы, специальные составы, препятствующие поражению кожи. Костюмы кислотостойкие, щелочестойкие. Кожные покровы от радиоактивных дождей и аэрозолей можно защитить с помощью зонтов и пластиковых накидок.

Существуют так же специальные защитные костюмы, предназначенные для действий в экстремальных условиях, в том числе снабженных индивидуальной фильтровентиляционной установкой, подающей внутрь костюма очищенный воздух.

Теплоизолирующие костюмы позволяют работать при 350 0 С до 10 минут.

Однако СИЗ не защищают от давления ударной волны, осколков, проникающей радиации, кроме того СИЗ не защищают от ряда токсических веществ. Поэтому для защиты населения и персонала предприятий используются убежища и укрытия.

Убежища и укрытия.

Требования к убежищам и укрытиям.

Защитные свойства Жизнеобеспечение Экономичность

Давление Отравляющие Радиация Воздух Вода Освещение, Пища, Технологичность

во фронте вещества, связь медицинское

ударной биологические обеспечение

волны. Вещества

Сигналы оповещения имеют следующую структуру:

Затем передаётся указание выключить газ и отопительные приборы, закрыть воду, захватить запас пищи и без паники отходить в указанном направлении. Непременно следует оповестить соседей.

Мероприятия по предупреждению Ч.С.

    Соблюдение нормативов при проектировании объектов.

    Соблюдение инструкций по эксплуатации оборудования и систем управления.

    Заблаговременное прогнозирование Ч.С. с учетом возможных источников Ч.С, обусловленных износом оборудования и систем управления, возможностями стихийных бедствий и катастроф.

    Возможностями Ч.С. на предприятиях, объектах и прилегающей к ним территории.

    Соблюдение производственной дисциплины персонала: психологическая подготовка персонала объектов (умение быстро принимать решения).

    Защита объектов от возможных терактов

Любое наше транспортное средство время от времени перевозит не только пассажиров, но и грузы. При этом хорошо если грузы помещаются в кузов или багажник, а иногда надо перевезти и крупногабаритный груз. И тут как раз и возникает вопрос, как же перевезти груз, при этом не «налететь» на штраф. А если и будет штраф, то какой? Об этом мы и поговорим.

Правила для перевозки грузов (выступающих)

Прежде чем «нырять» в глубины всевозможных правил и законов, сразу скажем о том, что нас будут интересовать случаи касающиеся перевозки грузов до определенных размеров, то есть мы не будем затрагивать тему перевозки крупногабаритных грузов. Что же начнем.
Первым к чему стоит обратиться так это к ПДД. Здесь стоит процитировать 2 пункта:

23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.

Здесь к месту будет вот такая картинка. Если груз до указанных размеров и включительно, то знак не нужен.

Здесь же можно сказать, что если вы нарушили правила перевозки именно не крупногабаритного груза, то есть до этих пределов, то штраф будет минимальный или даже предупреждение. (Статья 12.21 КоАП РФ). Это касается случаев:



(требования из тех же ПДД).

Если же габариты "вылезли" за эти пределы, то вешаем табличку, вернее знак «Крупногабаритный груз». Значит ли это что выступая за пределы более 1 метра назад и вперед, относительно габаритов и более 0,4 м по бокам относительно габаритного огня ТС будет крупногабаритным?
Что же, давайте обратимся к 257 ФЗ, найдем определение для крупногабаритного ТС.

крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации

В случае если хотя бы один из габаритов автотранспортного средства вместе с грузом превышает установленное значение по ПДД, груз считается крупногабаритным

При этом крупногабаритный груз определенных размеров требуется перевозить по правилам, согласно пункта 23.5 ПДД. Процитируем и этот пункт.

23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами. Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.

Заметьте, что у нас остался не удел один размер, когда вылет груза сзади более 1 метра, но до 2 метров. В этом случае груз с таким размером не требуется перевозить по правилам, но на него необходимо закрепить знак «Крупногабаритный груз».

Собственно можно уже подвести кое-какие итоги.
Если габариты не превышают 2,55 м по ширине, 20 м по длине, 4 м от дороги по высоте и 2 метра сзади, то это даже если и крупногабаритный груз, то перевозится без специальных правил, то есть только согласно ПДД.
Если же габариты более того, то здесь согласно федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам крупногабаритных грузов без специальных разрешений.
Про эти разрешения мы рассказывать не будем, то есть как мы и сказали сразу вначале нашей статьи, мы затрагиваем лишь случаи для рядовых автомобилистов, а не для профессиональных перевозчиков. Расскажем лучше о штрафе, если ваш груз выступает за те пределы, которые указаны на последней картинке.

Штраф за перевоз выступающего груза (статья 12.21 и 12.21.1 КоАП РФ)

Здесь получается три варианта с тем, какой может быть штраф за груз. Первый, когда нарушаются требования ПДД по перевозке груза:

Не ограничивает водителю обзор;
- не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
- не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
- не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Второй, когда необходимо установить знак «Крупногабаритный груз», в случае если груз выступает за габарит сзади более 1 метра, но не более 2 метров. Если этот знак не установлен, то… За эти два варианта штраф будет выписан по статье 12.21 КоАП РФ.

Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Однако третий вариант, когда груз является крупногабаритным, да к тому же требует специального разрешения, то есть выступает за габариты. Это уже будет штраф по статье 12.21.1 КоАП РФ.

При превышении размеров не более 10 см (без оформленного разрешения в наличии) - 1000-1500 рублей (физ лица) (часть 1);
- при превышении размеров на 10-20 см (без оформленного разрешения в наличии) - 3000-4000 рублей (физ лица) (часть 2);
- при превышении размеров на 20-50 см (без оформленного разрешения в наличии) - 5000-10000 рублей (физ лица) (часть 3);
- при превышении размеров более 50 см (без оформленного разрешения в наличии или с ним) - 7000-10000 рублей (физ лица) или лишения от 4 до 6 месяцев (часть 6).

Собственно ясно, что самое страшное это если груз выступает более 50 см. В этом случае очень большой штраф или лишение специального права до полугода.

Задержание ТС при перевозке выступающего груза

Примечательно, что для нарушение согласно статьи 12.21.1 КоАП РФ, то есть для нашего третьего случая, может применяться задержание. Эта возможность прописана в статье 27.13 КоАП РФ. При этом если вашу машину не смогут погрузить на эвакуатор, то могут просто установить блокирующие устройства. Читаем 27.13 КоАП РФ.

…При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2, 3, 4, 5 или 6 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

В итоге так и будете стоять до тех пор, пока не устраните причины повлекшие задержание.

Можно ли заплатить штраф за выступающий груз со скидкой в 50 процентов

Если избежать штрафа все-таки не удалось, то не стоит забывать про статью 32.2 КоАП РФ. Благодаря ей у добропорядочных автомобилистов есть возможность заплатить штраф со скидкой в 50 процентов. Эта статья позволяет получить своеобразную «скидку», если штраф будет заплачен в срок с момента появления в базе данных штрафов ГИБДД, но не позднее 20 дней с момента вынесения постановления.

Вопрос-ответ по теме «Штраф за выступающий груз»

Вопрос: С каким выступанием груза за габарит и габаритные огни можно ездить «безболезненно», без установки знаков?
Ответ: Вперед и назад не более 1 метра относительно габарита, вверх до 4 метров и по бокам не более 0,4 метра относительно бокового габаритного огня.

Вопрос: До какого размера можно перевозить выступающий груз сзади без специального разрешения?
Ответ: До 2 метров, при этом с выступания груза с 1 метра до 2, необходимо будет повесить знак «Крупногабаритный груз».

Практически любой нормативный документ, касающийся эксплуатации инженерных подземных коммуникаций, включает в себя перечень требований безопасности труда при ведении земляных работ. Подобные работы могут выполняться как вручную, так и с применением механических средств (землеройные машины, средства гидромеханизации, бурильные установки). Всё большую популярность получают новые технологии производства земляных работ, например, горизонтально направленное бурение (ГНБ) — бестраншейный метод прокладывания трубопроводов посредством продавливания грунта. Такой способ хорош в тесных условиях мегаполиса при строительстве инженерных коммуникаций, однако использовать его при возможном наличии в грунте камней, металла, бетона и других твёрдых предметов крайне нецелесообразно. Это всего лишь один из многочисленных нюансов производства земляных работ. С рядом других читатель сможет ознакомиться ниже.

В данной статье вашему вниманию предлагается ряд обобщённых и систематизированных требований к безопасности труда при производстве земляных работ, связанных со строительством или ремонтом инженерных коммуникаций. Статья может быть полезной для работников предприятий самых различных отраслей промышленности и инженерам по охране труда в частности.

Нормативная база

Производство земляных работ так или иначе подразумевает собой разработку выемки с поверхности грунта (это может быть котлован, канава, колодец или траншея). Однако чётко оговоренного определения термина «земляные работы» не существует и по сей день, равно как и не определена граница между работами в колодце и подземными работами.

Производство земляных работ на глубине, превышающей 2 м, а также под водой или в зоне расположения подземных коммуникаций — это деятельность, относящаяся к работам повышенной опасности. В связи с этим субъект хозяйствования обязан получить разрешение на осуществление деятельности подобного рода.

Требования безопасности труда в процессе производства земляных работ регламентируются соответствующим документом СНиП. Правила всех работ, связанных со строительством инженерных коммуникаций, регламентируются соответствующими параграфами нормативно-правовых актов, касающихся охраны труда, а именно:

  • Техника безопасности при строительстве.
  • Техника безопасности при возведении объектов жилого фонда и их ремонте.
  • Правила охраны безопасности труда при строительстве городских дорог и улиц, а также их эксплуатации.
  • Правила охраны безопасности труда при использовании тепломеханического оборудования, относящегося к тепловым сетям и электростанциям.
  • Правила эксплуатации газопроводов.
  • Техника безопасности при проведении работ на линиях проводового вещания.
  • Правила безопасной эксплуатации действующих электроустановок потребителей.
  • Техника безопасности при возведении промышленных предприятий и их ремонте.

Правила при производстве земляных работ и благоустройстве территории регламентируются отдельными нормативно-правовыми документами Министерства регионального строительства. В РФ практикуется также разработка строительных норм, которыми оговаривается порядок проведения земляных работ.

Производство земляных работ в санитарных зонах или на территории объектов природно-заповедного фонда осуществляется в соответствии с составленными нормативно-правовыми актами.

Производство земляных работ

Понятия «охранная зона инженерных подземных коммуникаций» и «земные работы» тесно связаны, так как рытье котлована или любой другой вид выборки поверхности земли требует предварительной разработки, а следовательно и согласования проводимых мероприятий организационно-технической направленности по условиям безопасности их проведения в зоне, близкой к пролеганию инженерных сетей. Согласование должно быть произведено не позже, чем за 24 часа до начала строительно-ремонтных работ. В целях обеспечения безопасности необходимо также личное присутствие представителя организации, ответственной за безопасную эксплуатацию инженерных сетей, для осуществления контроля проведения работ.

Перед началом производства земляных работ в зоне пролегания инженерных сетей необходимо ознакомиться с картограммой (планом-схемой), на которой указано размещение подземных коммуникаций относительно плана местности, а также глубина их залегания. Техника безопасности производства земляных работ диктует необходимость определения точного местонахождения всех подземных инженерных коммуникаций. Если по тем или иным причинам воспользоваться план-схемой нет возможности, расположение инженерных сетей необходимо установить путём зондирования или шурфования.

Производство земляных работ в зоне действующих подземных инженерных коммуникаций, а также в местах с патогенным заражением грунта (свалка, кладбище, скотомогильник) выполняется по специальному наряду-допуску, а также при наличии ордера, подтверждающего согласие организации, эксплуатирующей расположенную в зоне работ инженерную коммуникацию.

Строительство инженерных коммуникаций, равно как и их ремонт, может выполняться специалистами, способными производить работу в замкнутых пространствах, землекопами, а также машинистами землеройных машин и прочей спецтехники.

На время проведения земляных работ место возможного движения людей и автотранспорта ограждается, оснащается соответствующими предупреждающими знаками и надписями, а также сигнальным освещением, работающим в ночное время. То же самое касается и производства земляных работ с целью ремонта канализационно-водопроводных сооружений.

Ограждение должно быть установлено не дальше 2 м от выемки, а при наличии рельсового железнодорожного пути — не дальше 2,6 м. Организация, осуществляющая производство земляных работ, обязана обеспечить беспрепятственный проход людей через опасную зону. Для этого через выемку прокладывается пешеходный мостик. Его ширина должна составлять не менее 0,75 м при одностороннем движении и не менее 1,2 м при двустороннем. С обеих сторон мостика должны быть установлены перильные ограждения высотой не менее 1,1 м. На высоте 0,5 м от настила необходимо установить дополнительную ограждающую планку. Ширина бортовой доски при этом должна составлять 0,15 м.

Если рытье котлована осуществляется ниже уровня фундаментов близлежащих сооружений или же просто вблизи зданий, требуется провести ряд технических мер, способных предупредить возможное возникновение каких-либо деформаций фундамента. В некоторых случаях разработку выемки осуществляют отдельными захватами, длина которых не превышает 1,5 м. Максимально допустимая ширина выемки регламентируется соответствующей таблицей в СНиП. Все работы по ремонту и восстановлению подземных инженерных коммуникаций должны осуществляться при полном отсутствии давления в сети.

Производство земляных работ на действующей подземной инженерной коммуникации с применением землеройных механизмов разрешено проводить лишь при соблюдении безопасного расстояния, на которое рабочий орган может приближаться к инженерной коммуникации. Расстояния регламентируется СНиП и зависит от условий проведения работ, а также от вида подземной инженерной коммуникации.

Стоит отметить, что ряд нормативно-правовых актов, включающих в себя свод правил по ведению земляных работ, вообще запрещает проведение каких-либо работ механическим способом в зоне инженерной коммуникации, а в реестре нормативных актов по охране труда есть пункт, запрещающий проведение земляных работ посредством горизонтального бурения вблизи действующих газопроводов. Существуют и другие ограничения относительно эксплуатации спецтехники в охранных зонах подземных инженерных коммуникаций. Так, к примеру, техника безопасности систем газоснабжения не допускает эксплуатацию ударных механизмов, предназначенных для разрыхления грунта, ближе 3 метров от места пролегания газопровода. Забивание шпунтов (свай) разрешено проводить не ближе 30 метров от места пролегания газопровода (расстояние может быть сокращено до 10 метров в случае соблюдения ряда дополнительных мер безопасности).

Ближе указанных выше расстояний все земляные работы должны осуществляться вручную лопатой. Запрещается даже применение лома, кирки и им подобных ударных инструментов, а также специальных средств механизации мобильного типа.

В зоне производства земляных работ при эксплуатации строительно-дорожных машин запрещается параллельное выполнение каких-либо других работ, а также пребывание работников в границе опасной зоны рабочих органов функционирующей спецтехники (5 м). Извлечённый из канавы или траншеи грунт, равно как и прочие материалы, а также рабочий инструмент, должны размещаться не ближе чем в полуметре от внешнего края выемки. При этом отваливание грунта на расположенные рядом участки земли, под которыми пролегают другие инженерные коммуникации, вполне допустимо.

Любое перемещение спецтехники, равно как и её размещение, допустимо только за пределами зоны возможного обрушения грунта. Если же это невозможно и движение спецтехники осуществимо только в пределах этой зоны, стены траншеи или канавы необходимо укрепить.

Недопустима разработка грунта методом подкопки. Отслоение грунта или возникающие в ходе разработки навесы необходимо своевременно разрушать, предварительно освобождая зону вероятного обрушения от инструментов и людей. В случае обнаружения в стенках больших камней, валунов либо крупных остатков стройматериалов их в обязательном порядке извлекают из выемки. Во время разработки выемки работающий персонал должен располагаться так, чтобы не травмировать друг друга инструментом.

В процессе производства земляных работ необходимо защищать выемку от поверхностных вод, размещая водоотводные каналы с противоположной стороны от отвалов грунта. Если приток грунтовых вод в получившуюся выемку происходит с большой скоростью, необходимо озаботиться установкой дополнительного водоотвода (требования по части организации принудительного водоотвода приведены в соответствующем разделе СНиП). В случае проведения работ на илистых грунтах или плавунах (когда присутствует большая вероятность вынесения почвы подземными водами) рекомендуется использовать шпунтовое крепление. В случае разработки неуплотнённых (насыпных) либо переувлажнённых песчаных грунтов работа без крепления и вовсе запрещена. Допуск рабочих в траншею до полного монтажа шпунтовых креплений также строго воспрещён!

При производстве земляных работ необходимо постоянно контролировать состояние склонов, а также креплений выемки. При малейшей угрозе обрушения должны приниматься соответствующие меры (особенно по прошествии атмосферных осадков).

Производство земляных работ необходимо немедленно прекратить в случае:

  • опасности обрушения грунта;
  • опасности деформации фундамента близлежащих сооружений;
  • выявления инженерной коммуникации, не предусмотренной план-схемой;
  • обнаружения действия вредных веществ внутри выемки;
  • раскопке взрывоопасного предмета.

Дальнейшее возобновление работ возможно лишь после устранения опасного фактора и принятия дополнительных мер безопасности.

Проход в получившуюся в результате работ выемку осуществляется через трап, установленный на ровную поверхность. Ширина трапа не должна быть меньше, чем 0,6 метров. Регламентированная высота перильных ограждений: 1,1 м. Допускается использование приставной лестницы, если ширина выемки не позволяет установить трап. Ни при каких обстоятельствах не допускается передвижение по креплениям выемки, а также пребывание в рабочей зоне выемки без производственной необходимости.

Согласно нормативным документам, регламентирующим технику безопасности, при осуществлении земляных работ на некоторых подземных инженерных коммуникациях необходимо иметь несколько выходов из траншеи.