Кто является плательщиками земельного налога? Разъяснения по земельному налогу Что является объектом налогообложения по земельному налогу

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Земельный налог – 2011 год

(для физических лиц)


Земельный налог установлен гл. 31 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Именно поэтому земельный налог в соответствии с Кодексом относится к местным налогам.

Налогоплательщики земельного налога


Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом не признаются налогоплательщиками налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 Кодекса).

Объект налогообложения


Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения (ст. 389 Кодекса):

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

Земельные участки из состава земель лесного фонда;

Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база


Налоговой базой для исчисления земельного налога в отношении каждого земельного участка является его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Порядок определения налоговой базы


За физических лиц налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований.

При налогообложении земельным налогом для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму - в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Это:

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

Инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

Инвалиды с детства;

Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

Физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

Физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Для подтверждения уменьшения налоговой базы физическому лицу необходимо представить документы, подтверждающие это право. Документы должны представляться в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления физическими лицами данных документов устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В том случае, если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю. Именно в этом случае земельный налог не уплачивается.

Ставки земельного налога


Ставки земельного налога определяются в процентах к кадастровой стоимости земельного участка.

Устанавливаются ставки нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, при этом они не могут превышать пределы, предусмотренные ст. 394 Кодекса. Таких ставок две: 1,5 и 0,3 процента. Ту или иную ставку используют в зависимости от категории и назначения участка.

Так, минимальная ставка земельного налога 0,3 % установлена в отношении следующих категорий земельных участков:

Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Максимальная ставка земельного налога 1,5% установлена в отношении прочих земельных участков.

Кроме того, в п. 2 ст. 394 Кодекса предусмотрено, что представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговый период


Налоговым периодом является календарный год.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога


Налог в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, исчисляется налоговыми органами.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) к физическому лицу по наследству, земельный налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 45 Гражданского кодекса РФ днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день смерти, указанный в решении суда. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 20 Гражданского кодекса РФ).

Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Решениями представительных органов муниципальных образований срок уплаты налога установлен не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, кроме сельского поселения Семибратово – срок уплаты установлен не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, и Курбского сельского поселения – срок уплаты установлен не позднее 20 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В 2011 году физические лица обязаны уплатить окончательный платеж по земельному налогу за 2010 год по ранее установленным срокам уплаты.

Объект налогообложения

Объектами обложения земельным налогом служат конкретные земельные участки, предоставленные гражданам и в собственность или пользование.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

  • изъятые из оборота;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, в пределах лесного фонда;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося . Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для каждого , не являющегося , определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговый (отчетный) период

В соответствии со статьей 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0.3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1.5% в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Земельный налог: федеральный, местный или региональный?

Для того, чтобы понять, в чем разница между местными, региональными и федеральными налогами, а также для того, чтобы ответить на вопрос, земельный налог — местный, или региональный, или федеральный, нужно рассмотреть каждую категорию отдельно.

Коротко о системе налогов в РФ

Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.

Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.

Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.

При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):

  • порядок уплаты налогов;
  • ставка;
  • сроки уплаты.

По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.

Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:

  • налоговых льгот;
  • порядка и оснований применения льгот;
  • налоговой базы.

Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.

Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.

Земельный налог — это какой налог?

В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.

Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.

Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) к муниципальным образованиям отнесены:

  • городской округ;
  • городское или сельское поселение;
  • городской округ с внутригородским делением;
  • муниципальный район;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • внутригородской район.

В какой бюджет зачисляется земельный налог

Бюджетный кодекс РФ установил, что земельный налог зачисляется по нормативу 100 процентов в бюджеты:

  • городских округов;
  • муниципальных районов;
  • городских поселений;
  • городских округов с внутригородским делением;
  • внутригородских районов;
  • сельских поселений.

Экономическая сущность земельного налога

Экономическая сущность налога на землю заключается в принудительном налогообложении, установленном действующим законодательством. Налог уплачивается каждый год, и его сумма зависит от площади и размера единицы земельного налогообложения. Это значит, что выплата не зависит от размера доходов собственника и прибыльности участка.

1. Земельный налог

Налогоплательщики

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве:

Собственности;

Постоянного (бессрочного) пользования;

Пожизненного наследуемого владения.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними, а в связи с этим определяют налогоплательщиков земельного налога выданные им документы, удостоверяющие право на землю:

Свидетельство о государственной регистрации прав;

Свидетельство оправе собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ «О регулирование земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.93 № 1767 9 (с изм. и доп.);

Государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.91 № 493;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» от 19.03.92 № 177;

Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Если организация или гражданин арендуют землю или пользуются участком на правах безвозмездного срочного пользования, то уплачивать земельный налог им не придется (ст. 388 НК РФ).

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, которые расположены на территории города или района, где введен земельный налог. Исключения составляют земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 389 НК РФ).

Налоговая база.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость свободного от улучшений земельного участка или вклад земли в рыночную стоимость земельного участка с его улучшениями.

Установление кадастровой стоимости земельного участка производится посредством государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость определяется на основании кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января календарного года. Согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.04 № 418 кадастровую оценку земельного участка ежегодно проводят территориальные органы Федерального агентства объектов недвижимости, которым получено вести Государственный земельный кадастр.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ, если земельный участок находится в общей долевой собственности, то налоговая база по земельному участку будет пропорциональна доле каждого собственника в общей собственности. Если земля принадлежит нескольким владельцам на праве общей совместной собственности, то считается, что их доли равны. Именно поэтому для определения налоговой базы по такому земельному участку необходимо его кадастровую стоимость разделить на количество собственников данного участка (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Возможно, что организации или предприниматели имеют в общей долевой собственности здание, сооружение, строение и т.д. Помимо этого им принадлежит тот земельный, который занят этими объектами недвижимости или необходим для его использования. В этом случае налоговая база по земле для каждого собственника определяется пропорционально его доле собственности в здании, сооружении, строении (п. 3 ст. 392 НК РФ).

Ставки земельного налога

Ст. 394 НК РФ устанавливает максимальные ставки земельного налога.

0,3% - по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, используемым для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% - по всем прочим земельным участкам.

Налоговые ставки выражены не в твердой сумме, а в % от кадастровой стоимости земли. В соответствии со ст. 394 НК РФ муниципальные образования могут устанавливать более низкие ставки, а также дифференцировать ставки в зависимости от категории земель и по видам их разрешенного использования.


Налоговые льготы

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рулей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования для следующих категорий налогоплательщиков:

Героев советского союза;

Героев РФ;

Полных кавалеров ордена Славы.

Налоговый период.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год – период с 1 января по 31 декабря. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога, причем отчетным периодом является I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом I квартал, полугодие и 9 месяцев являются отчетным периодом только в отношении налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. В отношении налогоплательщиков – физических лиц представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей.

Порядок начисления и сроки уплаты

После окончания календарного года индивидуальный предприниматель и организации должны предоставить в налоговые органы декларацию по земельному налогу, форму которой утвердило Министерство финансов РФ. Данная форма представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Срок представления не позднее – 1 февраля года, который следует за налоговым периодом. Срок, в который следует перечислить земельный налог в бюджет по итогам года, будет установлен законами муниципальных образований. Законами муниципальных образований могут быть установлены отчетные периоды, каждый из которых равен одному кварталу. Срок представления расчета по авансовым платежам – не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября.

Для физических лиц, которые не являются предпринимателями, налоговая база будет определяться налоговыми органами, которые будут использовать сведения, которые им обязаны представлять органы Роснедвижимости и Росрегистрации. В зависимости от положения местных законов, граждане будут получать уведомления на уплату налога из налоговой инспекции один или два раза в год. В первом случае им придется уплатить сумму целиком за год. Во втором случае эта сумма будет разбита на два платежа.

Если налогоплательщик является владельцем земли не целый год, а только несколько месяцев в году, то при расчете земельного налога применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый по формуле:

Кпон. = количество полных месяцев, в течении которых земельный участок находился в собственности, постоянном пользовании или в пожизненном наследуемом владении ∕ количество календарных месяцев в налоговом периоде.

Если право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения возникло до 15–го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. Если эти права возникли позже 15–го числа соответствующего месяца, тот этот месяц в расчет не принимается. Такой же порядок действует и в отношении льгот.

Если земельный участок используется для осуществления жилищного строительства, то при расчете земельного налога следует применять повышающий коэффициент.

Организации и физические лица, которые закончат строительство (кроме индивидуального) в течение 3 лет, имеют право на возврат части земельного налога, уплаченного ранее. Для того чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую возврату, необходимо пересчитать земельный налог, уплаченный за период строительства. Однако при этом следует использовать коэффициент не 2, а 1. Сумма земельного налога, которая получена в результате такого перерасчета, остается в бюджете, а остальная сумма будет признана излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику или зачету в счет будущих платежей.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Проще говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующую налоговую ставку.

2. Налог на имущество физических лиц

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регламентируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 № 2003-1 и Инструкцией МНС РФ по применению данного закона от 02.11.99 № 54.

Плательщики налогов

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Также плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объекты налогообложения