Какого числа был дефолт в 1998 году. Что такое дефолт простым языком

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 лет назад, 17 августа 1998 года, в России был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств, что привело к серьезному финансовому кризису.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о причинах и последствиях дефолта.

Финансовая ситуация в стране в 1995-1997 годах

Прошедшие после распада СССР рыночные реформы в России привели к гиперинфляции и падению экономики. В 1997 году начали проявляться внешние признаки стабилизации. Инфляция снизилась до 10% (лучший показатель с 1991 года), курс доллара стабилизировался в коридоре 5-6 тыс. неденоминированных рублей. В 1997 году экономика впервые показала рост - 1,4%. Несмотря на это, экономика оставалась в тяжелом кризисе, промышленность не развивалась, собираемость налогов была низкой. Выполняя задачу по снижению инфляции, Банк России искусственно поддерживал завышенный курс рубля и отказывался от эмиссии (из-за этого, в частности, возникали перебои с выплатой пенсий и зарплат).

Для финансирования дефицита бюджета правительство брало займы. Главным кредитным механизмом при этом стали облигации федерального займа (ОФЗ), в особенности государственные краткосрочные облигации (ГКО). Последние были введены в 1993 году, в феврале 1996 года их разрешили покупать иностранцам. Эти бумаги были очень рискованным финансовым инструментом, поэтому доходность по ним часто превышала 100%, что привлекало инвесторов. Покупка ГКО, при удачной конъюнктуре, позволяла за несколько месяцев полностью окупить их приобретение.

Объем краткосрочных обязательств вырос с 76,6 трлн руб. в 1995 году до 436 трлн руб. в 1997 году. При этом основная часть средств, вырученных за счет продажи новых облигаций шли в первую очередь для погашения старых. Как признавали впоследствии премьер-министр Евгений Примаков и глава ЦБ Виктор Геращенко, вступившие в свои должности в сентябре 1998 года, система ГКО фактически работала по схеме финансовой пирамиды. При этом инвесторы вырученные деньги от ГКО вкладывали не в российскую экономику, а выводили их за рубеж.

К началу 1998 года внешний долг России достиг $182 млрд (40% ВВП), из которых $167 млрд приходились на долю государства. На обслуживание госдолга уходило 30% расходов федерального бюджета.

"Девальвации не будет"

Резкому ухудшению финансовой ситуации в России способствовал кризис в странах Юго-Восточной Азии, произошедший в середине 1997 года. Он привел к снижению иностранных инвестиций в рынки развивающихся стран и падению спроса на российские ГКО. Также в начале 1998 года произошел обвал цен на энергоносители: баррель нефти марки Brent, торговавшийся ранее на уровне $20, подешевел в два раза. Из-за прекращения притока новых вкладчиков властям РФ труднее стало выплачивать проценты по уже выпущенным облигациям.

В этой ситуации ряд российских и международных экономистов начали высказываться о неизбежности девальвации рубля как одной из мер по борьбе с кризисом. Например, британский финансист Джордж Сорос предлагал ослабить рубль на 15-20% и призвал МВФ и Большую семерку выделить России $32 млрд помощи.

Новый премьер-министр РФ Сергей Кириенко (был утвержден на посту 24 апреля 1998 года) заявил о намерении снизить государственные заимствования. Вместе с тем он категорически отказывался от девальвации, так как, по его словам, твердый рубль - "это лицо страны". Той же позиции придерживался глава ЦБ Сергей Дубинин.

Президент РФ Борис Ельцин на протяжении 1998 года трижды обещал, что девальвации не будет: 28 мая на встрече с руководителями телеканалов, 9 июля на пресс-конференции в Кремле и 14 августа в аэропорту Великого Новгорода, выступая перед журналистами.

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования государственного долга и удержания курса рубля. Совокупный госдолг к этому времени достиг почти $200 млрд (44% от ВВП). На рынке началась паника, доходность по ГКО подскочила до 140-190%. Доллар на тот момент стоил 6,2 руб.

Меры правительства

Для стабилизации ситуации правительство и ЦБ пошли на экстраординарные меры. 17 августа 1998 года Кириенко объявил о реформах, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики, которые фактически означали дефолт по основным видам государственных долговых обязательств и девальвацию.

Было объявлено о приостановлении на 90 дней выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Правительство приняло решение о реструктуризации (пересмотре условий обслуживания) госдолга по ГКО, составлявшего на тот момент $72,7 млрд. Операции купли-продажи ГКО были прекращены.

Одновременно правительство отказалось от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, допустив его девальвацию. Было объявлено о переходе к плавающему курсу национальной валюты в рамках нового "валютного коридора", границы которого были резко расширены (до 6 - 9,5 рублей за доллар).

Политические последствия

23 августа 1998 года Ельцин подписал указ об отставке Кириенко с поста главы правительства. Исполнение обязанностей главы кабинета министров президент возложил на бывшего премьера РФ Виктора Черномырдина. Однако возвращение Черномырдина отказалась поддержать Госдума. 11 сентября 1998 года председателем правительства стал Евгений Примаков. Одновременно сменился глава Центробанка: 11 сентября ушел в отставку Дубинин, главой финансового регулятора стал Виктор Геращенко.

Краткосрочные экономические последствия

17 августа, сразу после публикации постановления правительства, обменные пункты перестали продавать валюту. Курс рубля на бирже начал падать, обесценившись в три раза. 8 сентября Банк России опустил курс до 20 руб. за доллар. В результате коррекции национальная валюта укрепилась до 8 руб. (15 сентября), но затем вновь обвалилась - до 20 руб. в декабре 1998 года и 25 руб. в апреле 1999 года.

Дефолт привел к краху крупных банков, активно участвовавших в операциях с ГКО, среди них - Инкомбанк, Мосбизнесбанк, СБС-Агро, Мост-банк и др. По оценкам Института экономики переходного периода, в этих кредитных учреждениях хранились от 37% до 68% всех депозитов россиян.

По расчетам Московского банковского союза, потери экономики России от кризиса в августе 1998 года составили $96 млрд. Из них корпоративный сектор потерял более $30 млрд, население - $19 млрд. Прямые убытки коммерческих банков составили $45 млрд. Валовой внутренний продукт сократился в два раза - с $404,9 млрд в 1997 году до $195,9 млрд в 1999 году. Инфляция по итогам 1998 года подскочила с 11 до 84,5%. В результате кризиса было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и финансовым обязательствам государства, а также к национальной валюте.

Долгосрочные последствия

Несмотря на разрушительные последствия дефолта, девальвация рубля позволила экономике России стать более конкурентоспособной. Из-за резкого снижения импорта начала развиваться промышленность страны, расширились экспортные возможности. Были приняты меры для улучшения собираемости налогов, в частности, в 2001 году введена плоская шкала налога на доходы физлиц размером в 13%.

Крах "пирамиды ГКО" способствовал и оздоровлению финансовой сферы. В 2000-х годах Россия резко сократила госдолг (с 2007 года он не превышает $70 млрд или 5% от ВВП), был создан институт стабилизационных фондов. Для сохранения вкладов физических лиц в 2003 году было учреждено Агентство по страхованию вкладов.

Кризис 1998 года в России – ситуация технического дефолта по причине невозможности правительства РФ обслуживать постоянно возрастающий объем внутренних заимствований. Несмотря на девальвацию рубля, массовые банкротства банков и предприятий, в долгосрочной перспективе кризис имел положительные последствия для экономики.

 

Кризис 1998 года в России − первый дефолт в новейшей истории, объявленный государством по внутренним ценным бумагам в национальной валюте.

Причины возникновения

Первой версией финансового коллапса можно считать мнение КПРФ (Коммунистическая партия Российской федерации), имевшей наибольшее представительство (139 депутатов) в Госдуме после выборов 1995 года, которая основной причиной кризиса считает неправильную макроэкономическую политику, проводимую действующим правительством «либералов» при активной поддержке Президента Бориса Ельцина.

Вторая версия событий, отстаиваемая группой экономистов и членов правительства, утверждает, что падение экономики было неизбежным и обусловлено исключительно внешними факторами - Азиатским финансовым кризисом и снижением мировых цен на энергоносители − основную статью российского экспорта.

Обе версии при более глубоком анализе нельзя считать истинными:

  • перекладывание ответственности на правительство представляет собой стандартный политический штамп, обычно не имеющий под собой реальных оснований;
  • главенствующая роль внешних факторов должна была привести к более длительному влиянию на экономику, но первые признаки восстановления появились уже через несколько месяцев после объявления дефолта и либерализации валютного рынка.

В реальности к негативным последствиям привели ошибки как законодательной, так и исполнительной ветвей власти:

  • Слабость экономики, доставшейся в наследство РФ после распада СССР . Кроме необходимости проведения срочных реформ, ситуацию усугубило принятие Россией на себя всех обязательств СССР по внешним займам. Падение ВВП прекратилось только к 1997 году, когда зафиксирован первый рост на 1,7%. Таким образом, не был наработан резерв прочности и ситуация могла рухнуть при любых отрицательных тенденциях.
  • Политическое противостояние Думы и правительства . Фракция КПРФ, контролирующая деятельность Думы, конъюнктурно требовала постоянно увеличивать социальные выплаты, что привело к постоянному бюджетному дефициту. Вторым фактором поддержания иллюзии внешнего благополучия было искусственное поддержание высокого курса рубля с помощью интервенций Банка России и переход к политике валютного «коридора», рамки которого были далеки от реальной экономической ситуации.
  • Рост внешних и внутренних заимствований . Сдерживание курса рубля привело к снижению дохода от экспорта и, как следствие, налоговых поступлений от формирующих госбюджет предприятий газовой и нефтяной сферы. Компенсация дефицита с помощью дополнительной эмиссии была запрещена в 1994 году, и для финансирования постоянно увеличивающихся расходов альтернативы заимствованиям почти не осталось. Стоит отметить, что подобная политика активно продвигалась многими членами правительства, и к 1998 году объем только внешнего государственного долга составлял более $150 млрд., тогда как в момент дефолта золотовалютные резервы РФ были на уровне $12,5 млрд.
  • Выпуск ГКО (государственных краткосрочных облигаций). Механизм выпуска и обращения был разработан в 1992 году управлением ценных бумаг Банка России. Первый выпуск на сумму 1 млрд. рублей состоялся в мае 1993 года, когда стало ясно, что финансировать исполнение бюджета только за счет внешних кредитов невозможно, особенно после ухудшений отношений с основными кредиторами - МВФ и Всемирным банком. Перед самым кризисом, в конце июля 1998 года, МВФ выделил РФ кредит в $22 млн., но впоследствии доходы государства не сумели покрыть даже процентные платежи по этому займу.

ГКО представляли собой именные дисконтные облигации со сроками погашения от трех месяцев до года, доход рассчитывался как разница между ценами погашения и покупки. Высокий спрос поддерживался Центробанком через дочерние структуры, и ведущие финансовые институты были уверены в их высокой надежности.

Постоянное увеличение доходности новых выпусков ГКО к 1998 году превратили данный рынок из источника погашения дефицита бюджета в классическую финансовую пирамиду, подобную «МММ». Большая часть банковских активов были вложены в постоянно дорожающие государственные ценные бумаги, а кредитование реального сектора экономики практически прекратилось. Последние эмиссии ГКО имели доходность около 140%, а потому к августу 1998 году были исчерпаны все ресурсы для погашения и поддержания курса рубля. Попытки правительства поменять крупные пакеты ГКО на еврооблигации также потерпели неудачу.

Согласно классической практике, в таких случаях страна должна была начать денежную эмиссию, запустить механизм инфляции, и когда национальная валюта обесценится, выполнить номинальное погашение долга. Логично, что именно такого сценария и ждали российские инвесторы, которые делали вклады в ГКО, рассчитывая, что эти вклады будут защищены фиксированным курсом национальной валюты.

Тем не менее, Россия выбрала путь дефолта, как по внешнему, так и по внутреннему долгу. Учитывая негативный опыт начала 90-х, новая волна инфляции могла быть социально опасной, а непогашение внешних долгов было неприемлемым.

Хроника кризиса

Кризис 1998 года в России кратко:

  • 5 августа 1998 года . Принято решение о резком увеличении объема внешних заимствований до $14 млрд., что подтвердило слухи о невозможности выполнения бюджета с помощью внутренних источников;
  • 6 августа 1998 года . Российские валютные обязательства на внешних рынках падают до минимальных значений, несмотря на очередной займ МБРР (Международный банк реконструкции и развития);
  • 11 августа 1998 года . На РТС падение котировок российских ценных бумаг достигло 7,5%, что привело к остановке торгов и массовой скупке валюты банками.
  • 12 августа 1998 года . Из-за кризиса ликвидности и увеличении спроса на валюту прекращает функционировать рынок межбанковского кредитования.
  • 13 августа 1998 года . Агентства Standart&Poor`s и Moody`s понижают долгосрочный кредитный рейтинг РФ. Правительство перекладывает проблемы поддержания валютного рынка и системы ГКО на самих банкиров.
  • 17 августа 1998 г. Премьер-министр Сергей Кириенко выступил с заявлением об объявлении моратория в 90 дней на все выплаты по государственным ценным бумагам и переходу к рыночному курсу рубля. Фактически страна оказывается в состоянии «технического дефолта».
  • 18 августа 1998 года. Операции по картам Visa блокируются или существенно ограничиваются. По решению ЦБ разница между покупкой и продажей валюты не может быть выше 15%;
  • 19 августа 1998 года . Перенос сроков реструктуризации ГКО приводит к массовому банкротству небольших банков и потере вкладов населения;
  • 23 августа 1998 года . Борис Ельцин принимает отставку правительства и премьера-министра Сергея Кириенко.

По оценкам Московского банковского союза, российская экономика до конца 1998 гола потеряла, как минимум, $96 млрд., из которых потери банковского сектора составили $45 млрд., вклады населения − $19 млрд.

За рубеж по неофициальным данным было выведено почти $1,2 трлн., что эквивалентно восьми ВВП Российской Федерации в 1998 году.

Последствия кризиса

Генеральная прокуратура РФ и комиссия Совета Федерации после расследования ситуации вокруг ГКО пришли к выводу, что их выпуск изначально был направлен только на обогащение узкого круга инвесторов, а не на решение экономических проблем. Результаты проверки в свое время были проигнорированы Президентом, новым премьер-министром и Советом Безопасности.

За объявлением дефолта последовала закономерная отставка правительства С.Кириенко и руководства Центробанка. 11 сентября Дума утвердила в должности премьер-министра Е.Примакова и главу Банка России В.Геращенко.

Переход к рыночному курсу рубля в целом оказал положительное влияние на экономику, хотя и привел к его девальвации в 4,5 раза. Экспортеры получили необходимые оборотные средства для модернизации и развития производства, возросли налоговые поступления в бюджет и уже к началу 1999 года впервые с момента дефолта был зафиксирован рост ВВП.

В отличие от промышленности, банковская система оказалась на грани полного коллапса, в первую очередь из-за краха пирамиды ГКО. Реструктуризация позволила вернуть инвесторам не более 1% вложенных средств, что привело к массовому банкротству финансовых учреждений, невозможности возврата вкладов населения и обслуживания текущих платежей.

Кроме населения, наиболее пострадавшими оказались частный бизнес, использующий сырье и товары из-за границы, а также сфера услуг. Сумели выжить те, кто вовремя оптимизировал расходы , сохранил отношения с партнерами и практически не использовал кредитные ресурсы. Постепенно увеличивался потребительский спрос, уцелевший малый бизнес стал консолидироваться в более крупные предприятия.

С момента кризиса 1998 г. прошло почти 20 лет, но он по-прежнему остается одним из наиболее значимых экономических феноменов в современной истории. Сегодня аналитики считают, что экономический кризис 1998 года в России коренным образом изменил существующую модель управления: произошел отход от экспорта сырьевых товаров как основного источника наполнения бюджета, к развитию секторов, которые ранее замещались импортом. Дефолт способствовал очищению экономики от устаревших элементов, а также привел к более ответственному отношению к планированию бюджета страны, притоку иностранных инвестиций, постепенному развитию фондового рынка и возвращению российских компаний на международный рынок.

В марте 1998 г. последовала отставка с поста премьер-министра В. С. Черномырдина. 24 апреля Государственная Дума утвердила нового главу правительства - С. В. Кириенко.

К середине 1998 г. доходов, которые государство получало от размещения новых ГКО, стало не хватать даже для выплат по ранее размещенным бумагам. Разрушить строящуюся «пирамиду ГКО» можно было путем увеличения доходов бюджета (в частности, путем продажи части государственной собственности по реальной цене) и сокращения непомерных государственных расходов (на управление, содержание президентского аппарата и т.д.).

Последовало заявление нового правительства об ужесточении бюджетной политики. После выделения МВФ 670 млн. долл. очередного кредита начались переговоры о предоставлении России стабилизационного кредита (в размере 10-15 млрд. долл.) для недопущения девальвации рубля.

Правительством Кириенко была подготовлена антикризисная (стабилизационная) программа. Началась разработка плана продажи российских энергосистем в частные руки с денежных аукционов, плана национализации Газэкспорта и направления напрямую в бюджет финансовых потоков от экспорта газа (минуя Газпром) в бюджет (т. е. имела место попытка введения госмонополии на экспорт газа). 17 июня постановлением правительства была утверждена Программа экономии государственных расходов, в ней, в частности, предлагалось передать регионам содержание части тюрем и военных городков, упорядочить надбавки и доплаты учителям, кинематографистам и сотрудникам академических институтов, введенные министерствами и организациями без санкции правительства, увеличить плату за выдачу паспортов и водительских прав, расширить список лицензируемых видов деятельности, вовлечь в трудовой процесс дополнительно 15 тыс. осужденных, сократить дотации сельскому хозяйству и др.

Так называемый Стабилизационный пакет -около 26 законопроектов, рассматривался на последних заседаниях весенне-летней сессии Государственной Думы. В числе законопроектов были многочисленные поправки к «лоскутному» законодательству о налогах, пособиях и социальных взносах, а также Бюджетный и первая часть Налогового кодексов. Однако Государственная Дума отказалась поддержать фискальные меры правительства С.В.Кириенко в полном объеме, на две трети сократив доходы, которые могли бы быть получены в результате осуществления антикризисной программы.

Непоследовательная макроэкономическая политика предшествующих лет, неспособность правительства контролировать дефицит государственного бюджета, неэффективность существовавшей налоговой системы, ставка на фиксированный курс рубля - все это неотвратимо вело к кризису. Появилась и психологическая причина надвигающегося краха. Летом 1998 г. прозвучало немало предсказаний о девальвации. С.В.Кириенко дважды заявлял, что российский бюджет плохо справляется с обслуживанием долга и страна стоит на грани финансовой катастрофы, многие экономисты начали писать о неизбежности девальвации рубля. А на сомнительные новости финансовые рынки реагируют всегда обостренно.

Кульминацией российского кризиса стали решения, принятые Правительством РФ и Центральным банком России 17 августа 1998 г. В этот день премьер-министр С. В. Кириенко выступил с заявлением об одностороннем отказе от обслуживания государственных краткосрочных облигаций с прекращением торговли ими и их последующей реструктуризацией; о расширении границ валютного коридора и о введении 90-дневного моратория на обслуживание внешних долгов частными российскими юридическими лицами. Российским держателям ценных бумаг было обещано, что ГКО «реструктурируют» (не выплатят по ним деньги, когда наступит срок погашения, а обменяют их на другие бумаги по той же цене и погасят долг через пять лет).

Испытать последствия «исторического» решения правительства и Центробанка пришлось всем: двукратное за первые две недели и почти четырехкратное за год падение курса рубля, рост цен на импортные (занимавшие почти 50% рынка) и большинство российских товаров и, как результат, резкое падение уровня жизни населения (реальные доходы населения в декабре

были на 30,8% ниже, чем в аналогичный период предыдущего года), кроме этого -потеря доверия к правительству, утрата Россией репутации честного должника, разрушение рынка ценных бумаг, разорение тысяч предприятий, банкротство ряда крупных банков, значительное сокращение розничного товарооборота, сокращение импорта примерно в 2 раза, усиление спада инвестиционной активности.

Неустойчивая финансовая пирамида российской экономики рухнула. Поскольку «решения 17 августа» касались по меньшей мере трех сфер - валютной, бюджетной и банковской, кризис 1998 г. был назван финансовым.

После краха 17 августа, приведшего к углублению экономического спада (около 11-12% за 1998 г.), российский ВВП упал до уровня 2,5% американского по коммерческому обменному курсу. Для сравнения: в 1992 г. унаследованные Россией 60% советского ВВП составляли около 50% ВВП США, а к 1998 г. ВВП России сократился, по крайней мере, наполовину и достиг уровня 15% американского.

23 августа С. В. Кириенко и члены его кабинета были отправлены в отставку. В правительстве, которое возглавил Е. М. Примаков, усилилась роль твердых государственников: самого Е. М. Примакова, а также Ю. Д. Маслюкова (первого вице-премьера, председателя Мингоскомимущества) В.В.Геращенко (председателя Центробанка). Последовало административное регулирование валютного рынка под руководством Центробанка РФ, с 1 октября 1998 г. была введена госмонополия на алкогольную продукцию

«В курс реформ в России вносятся серьезные коррективы», - заявил в феврале 1999 г. премьер-министр РФ Е. М. Примаков. По его словам, было необходимо укрепить регулирующую функцию государства. Правительство предпринимало попытки добиться реструктуризации долгов по ГКО и новых западных кредитов, не допустить ареста зарубежных активов российских банков. При этом мировое финансовое сообщество пыталось навязать России ряд решений, выгодных Западу (требование повысить НДС, сохранить высокие пошлины для российских экспортеров, изменить бюджетное соотношение «центр-регионы», затормозить экспорт российских высоких технологий и в 2-3 раза увеличить первичный профицит бюджета, т. е. еще сильней урезать социальную сферу). На этом фоне развернулась борьба в верхних эшелонах власти относительно путей выхода из кризиса. В мае 1999 г., отправляя правительство Е. М. Примакова в отставку, президент прежде всего поставил ему в вину то, что «в экономике мы по-прежнему топчемся на месте». Новым главой кабинета министров стал С. В. Степашин, а в августе 1999 г. его сменил В. В. Путин.

После дефолта 17 августа 1998 г. в российской экономике, миновавшей болезненный процесс санации, наметился подъем. После шокового спада производства в августе-сентябре 1998 г. уже с октября промышленное производство начало расти. Практически по всем макроэкономическим показателям ситуация либо улучшилась, либо ее ухудшение замедлилось. Очевидное оздоровление социально-экономической ситуации с марта 1999 г. перешло в устойчивый, причем все более ускоряющийся, экономический рост. Несмотря на фиксируемое статистикой отсутствие увеличения инвестиций в основной капитал, промышленные отрасли показывали высокий рост производства. Наибольшие темпы наблюдались в перерабатывающей промышленности, в таких ее отраслях, как химия и нефтехимия, машиностроение, лесная и лесоперерабатывающая, пищевая промышленность. Стала оживать легкая промышленность.

В последующие годы экономическая ситуация продолжала улучшаться. Благоприятным фактором, способствующим наполнению доходной части российского бюджета, явились высокие мировые цены на нефть. Можно утверждать, что именно решения 17 августа стали главным фактором оздоровления экономики в 1999 и частично в 2000 г. До кризиса страна жила не по средствам. Ударив по доходам, кризис заставил урезать импорт, сократил спрос, выровнял платежный баланс. Когда рухнула пирамида ГКО, исчез главный канал финансовых вложений, гораздо более выгодный, чем производство. Девальвация рубля повысила конкурентоспособность российских предприятий. Импорт сократился вдвое, и, соответственно, для отечественных товаропроизводителей «открылся» внутренний рынок минимум на 10-15 млрд. долл. Улучшилось финансовое положение предприятий.

Рост цен после августа 1998 г. резко понизил реальные доходы населения (причем ни пенсии, ни заработная плата в бюджетных организациях до 1 апреля 1999 г. ни разу не повышались). Однако инфляция, больно ударившая по жизненному уровню населения, облегчила сбор налогов с номинально выросших доходов предприятий. Таможенные пошлины в рублях выросли в 4 раза - в соответствии с ростом курса доллара. Именно обесценение доходов населения позволило сократить задолженность бюджета по зарплате, а также пенсиям.

1.2.4. Итоги социально- экономических преобразований 1990- х гг.

Предварительные итоги экономической модернизации России в 1992-1999 гг. - предмет острых дискуссий специалистов и борьбы различных общественных сил.

Реформирование российской экономики в 1992-1999 гг. привело к демонтажу основных элементов отжившей командно-административной системы и способствовало переходу к экономическим методам регулирования. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство. Стала реальностью частная собственность. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовала активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Изменилась психология производителей. Они уже не надеялись на поддержку государства и ориентировались на рыночный спрос.

Вместе с тем общая экономическая ситуация в стране оставалась сложной. Падение производства за годы реформ составило 50 % (причем в машиностроении - 70%, ВПК -90%). Несовершенное законодательство, многочисленные бюрократические препоны для организации предпринимательской деятельности, коррупция в структурах исполнительной власти, высокий уровень экономической преступности способствовали формированию в стране неблагоприятного инвестиционного климата. В структуре экономики преобладало производство товаров с низкой долей добавленной стоимости (главным образом сырьевых) и нерыночных услуг.

Государство оказалось не способным выполнять все взятые на себя обязательства. В тяжелом положении находились не только производство, но и социальная сфера. Резко сократилось финансирование науки, образования, здравоохранения. Продолжало разваливаться обслуживание жилищного фонда. Обострилась проблема технологической усталости, что неизбежно вело к росту техногенных катастроф.

Социальная структура российского общества обрела признаки Деградации. Росла доля иждивенцев, бездомных, нищих, уменьшался удельный вес экономически активного населения. Сокращение производства привело к росту безработицы. Начиная с 1991 г. число безработных постоянно увеличивалось. Пиковым в этом смысле для России стал февраль 1999 г., когда безработные составляли 10,4 млн. человек из 73,8 млн. экономически активного населения страны. Отсутствие свободного и доступного рынка жилья, сохранявшийся институт прописки, сделали проблему безработицы настоящим бедствием. Люди, занятые в местной промышленности, были не в состоянии найти работу по месту жительства и не имели возможности переехать в другой регион. Пик абсолютного сокращения занятости пришелся на 1994-1995 гг. (свыше 2 млн. человек ежегодно).

Резко увеличилась дифференциация населения по уровню доходов. Благосостояние российских граждан падало в период кризисов и затем медленно восстанавливалось, не успевая достичь докризисных показателей к моменту наступления нового кризиса. По различным оценкам, около четверти населения имело доход ниже среднего прожиточного минимума. Обыденным явлением стали хронические задержки заработной платы (по шесть и более месяцев). Забастовки и митинги с требованием выплатить заработную плату постоянно проходили во всех регионах страны. Применялись и такие экстремальные методы, как голодовки, перекрытие железных и автомобильных дорог. Хроническим явлением стали и задержки с выплатой пенсии.

Снижение уровня жизни привело к серьезным демографическим изменениям. С 1992 г. смертность стала превышать рождаемость - начался процесс естественной убыли населения.

28.04.2018 12:46

Москва, 28 апреля — «Вести.Экономика». Экономический кризис 1998 г. в России (также называемый дефолтом по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжелых в истории страны.
Переход России к рыночной экономике был весьма болезненным. После внедрения реформ Ельцина инвестиции рухнули, ВВП начал резко уменьшаться, неравенство доходов скоро увеличилось, а бедность стала широко распространенной. В то же время гиперинфляция, вызванная слабой денежно-кредитной политикой Центрального Банка России (ЦБ РФ), в 1993 г. увеличилась до 874%.

В 1994 г. Россия приняла программу стабилизации, чтобы понизить инфляцию. Рублю позволили колыхаться в узкой группе приблизительно 5 руб. за один доллар США. Кроме того, программа нацелилась на сокращение финансового дефицита России менее чем к 3% ВВП к 1998 г. В результате плана стабилизации инфляция упала от 197% в 1995 г. к 47,7% в 1996 г. и 14% в 1997 г. Финансовый дефицит России также значительно упал от 11% ВВП в 1994 г. меньше чем к 5% ВВП в 1995 г.

Наряду с программой стабилизации несколько других факторов также способствовали росту:

В 1993 г. был установлен рынок для рублевых государственных облигаций. Это дало правительству дополнительные, неинфляционные средства для финансирования дефицита бюджета.

Всемирный банк и Интернациональный валютный фонд (МВФ) поддержали российскую экономику, оказав финансовую поддержка, которая продемонстрировала улучшающиеся отношения с Западом. Кроме того, готовность правительства к переговорам о платежном перепланировании бывшего долга Советского Союза в апреле 1996 оказала положительное воздействие на доверие инвесторов.

Международная цена на нефть, главный экспортный продукт России, начала возрастать.

В результате положительного экономического развития настроение рынка стало положительным. Это совпало с ослаблением ограничений на иностранные портфельные инвестиции. В начале 1997 года зарубежные представители получили доступ к рынку государственных облигаций. Иностранные инвесторы отреагировали с энтузиазмом, и в первом квартале 1997 года резко возрос приток иностранных портфелей. Кроме того, повысился кредитный рейтинг России, что позволило стране занимать меньше средств.


Однако в IV квартале 1997 г. рыночные настроения резко ухудшились в результате азиатского кризиса, который начался с обвала тайского Бата в июле 1997 г. и вскоре распространился на несколько азиатских стран. В ноябре, вскоре после начала Азиатского кризиса, российский рубль подвергся спекулятивной атаке.

Центральный банк России защитил стоимость валюты и потерял почти $6 млрд в валютных резервах, которые упали с $23,1 млрд в III квартале 1997 г. до $17,8 млрд в IV квартале того же года. Мировые цены на сырьевые товары начали падать в результате беспорядков. Наряду со снижением спроса на цветные металлы падение цен на нефть всерьез сказалось на дефиците бюджета России, а также на сальдо ее текущего счета, которое во II квартале 1997 г. оказалось дефицитным.

Режим фиксированного валютного курса страны совместно с ее хрупким финансовым положением оказался неустойчивым в тот момент, когда международные рынки пострадали от побочных эффектов финансового кризиса в других странах мира. Проблемы в банковской системе начались в декабре 1997 г., уже за несколько месяцев до экономического краха, и даже Государственный Сбербанк, на долю которого приходилось 85% всех вкладов населения, был в числе многих пострадавших банков.


К середине 1998 г. Международная ликвидность была низкой, а сальдо счета текущих операций России еще больше сократилось до 3,4%, поскольку международные цены на нефть продолжали падать. В попытке поддержать рубль и сократить отток капитала Центральный банк повысил процентные ставки до 150%. В июле 1998 г. ежемесячные процентные платежи по российскому долгу выросли на 40% по сравнению с ежемесячным сбором налогов в стране.

Таким образом, задолженность могла финансироваться всего-навсего за счет выпуска большего объема задолженности. Последующее парламентское неодобрение антикризисного плана целиком подорвало доверие инвесторов, что создало сильное давление на валюту. В этап с октября 1997 г. по август 1998 г., правительство якобы потратило $ 7 млрд из своих резервов в целях поддержания режима обменного курса. Однако это не могло предупредить начало кризиса в августе 1998 г.

Когда доверие инвесторов к развивающимся рынкам резко упало из-за азиатского кризиса, слабая внутренняя экономическая политика России становилась все более очевидной. В конечном счете, завышение курса валюты, низкий сбор налогов, бессилие институтов, растущая зависимость от краткосрочного иностранного капитала и дорогостоящая первая война в Чечне вызвали вспышку серьезного валютного, банковского и суверенного долгового кризиса.


17 августа 1998 г. произошел обвал курса рубля по отношению к основным мировым валютам. Кризис привел к дефолту – отказу Российского государства от погашения ряда своих международных и внутренних обязательств и, как следствие, возобновлению сильного спада в экономике, а также повлиял на доверие инвесторов к развивающимся рынкам во всем мире.

Причинами наступления финансового криза 1998 г. можно считать нарастание внутреннего и внешнего долга России; дефицит бюджета; низкие мировые цены на нефть, составлявшую основу экспорта в России; отток иностранного капитала в результате кризиса в Юго-Восточной Азии; частые смены руководителей и членов правительства, что затрудняло выработку единой концепции финансовой политики; огромные масштабы вывоза капитала, долларизация экономики. Кроме того: искусственное сдерживание курса рубля, ошибки в его прогнозировании; отсутствие российской теории в области финансового регулирования (следование рекомендациям МВФ без учета особенностей развития российской экономики); снижение объемов производства, снижение доходной базы бюджета и высокая конкуренция на внешнем и внутреннем рынках в связи с глобализацией экономики и более поздним выходом на рынки отечественных предприятий.

В результате дефолта вся российская банковская система оказалась на грани краха. Некоторые крупные банки разорились. В то же время потери банковской системы составляли около 100-150 млрд руб., объем ВВП снизился на 10%, объем инвестиций – на 15%. Вклады населения в некоторых коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении – на 52%. Вкладчики не могли получить из банков свои деньги.


Последствия наступления финансового кризиса, в основном, имеют негативный характер. Наступил коллапс в банковской системе, а личные реальные доходы населения сократились за год на четверть. Произошло также сокращение потребительских расходов населения на 10-20%, падение уровня жизни и значительное смещение в структуре потребления в сторону более дешевых отечественных товаров. Страна наблюдала приближение доли сбережений после кризиса к нулевой отметке и подрывание доверия населения к властным структурам. Падение курса рубля по отношению к доллару — почти в три раза. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Были разорено масса фирм, и в связи с этим в огромном количестве люди теряли рабочие места.

Между тем, экономика отходила от сырьевой модели, произошло развитие других отраслей, которые до финансового кризиса замещались импортом.

Сообразно мнению экспертов, позитивным последствием кризиса 1998 г. стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Вследствие девальвации рубля выросли цены на импортные товары внутри страны, а цены отечественных товаров заграницей снизились, что позволило этим товарам занять рынки, которые они не могли занять ранее. Кризис 1998 г. также дал шанс отечественной промышленности развиваться более стремительно, отгородил ее от импорта и увеличил возможности экспорта. Оздоровилась и государственная политика, так как финансовый кризис заставил чиновников более ответственно относиться к планированию бюджета в дальнейшем. Малый бизнес осознал свою силу, стали развиваться крупные предприятия.


Страна в 1998 г. имело три возможных пути для выхода из кризиса. Во-первых, печать денег и выплата ГКО. Во-вторых, объявление дефолта по внешнему долгу. И, в-третьих, объявление дефолта по внутреннему долгу. В связи с опытом гиперинфляции 90-х гг. запуск новой инфляционной спирали считался недопустимым, а невыплаты по внешнему долгу считались неприемлемыми для России, был выбрал третий вариант.

В сложившейся ситуации были приняты определенные меры по входу из кризиса. Прежде итого, девальвация рубля; замораживание рублевых государственных краткосрочных облигаций; вступление моратория на выплаты по внешним обязательствам; сокращение расходов бюджета, а также создание стабилизационного фонда и санация банков за счет Агентства по реструктуризации кредитных организаций, выплат вкладчикам, стабилизационных кредитов.

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира еще не было случаев, когда страна объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых.

Климова Влюбленность, Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия после распада СССР испытывала серьезные финансовые трудности. Государству требовалось иностранное финансирование, но при этом были проблемы с гарантиями обслуживания внешнего долга. Производились как внутренние, так и внешние заимствования.

Результатом такой финансовой политики стал чрезмерно большой государственный долг. В последствие это привело к дефолту 1998 года. В истории этот день называется «черный четверг».

Причины дефолта

  • большой государственный долг;
  • падение мировых цен на сырье;
  • политическая обстановка в стране;
  • малоэффективные меры в отношении экономической системы (выпуск государственных краткосрочных обязательств);
  • кризис ликвидности;
  • обвал азиатских экономик.

Хронология событий

9 июля — завершились переговоры с представителями МВФ в Москве. У России были реальные шансы получить 22,6 млрд. долларов в течение двух лет.

20 июля – принято решение МВФ перевести России первый транш в размере 14 млрд. долларов. Возможность девальвации рубля снизилась.

5 августа – правительством было принято решение об увеличении внешних займов в текущем году. Это говорит о дефиците бюджета.

11 августа – стоимость российских ценных бумаг на биржах резко пошла вниз. Банки активно покупают валюту. К вечеру многие из них приостановили операции.

12 августа – вследствие роста спроса на валюту произошла стагнация межбанковского кредитного рынка, начался кризис ликвидности. ЦБ РФ понизил ограничения на продажу валюты крупным банкам.

13 августа – состоялась встреча министра финансов и зампреда ЦБ с руководителями крупных российских банков. Международные рейтинговые агентства снизили до минимального значения кредитный рейтинг России.
Правительство перестало поддерживать рынок государственных краткосрочных облигаций и валютный предполагалось, что этим будут заниматься банкиры.

15 августа — президент Б. Ельцин срочно возвращается в Москву. Состоялось совещание с участием глав Минфина и Центробанка, представителя России в международных финансовых организациях. Премьер-министр поручил разработать мероприятия по нормализации ситуации.

17 августа – «черный четверг». Произошел технический дефолт страны, т.е. признана ее неспособность платить по внешним и внутренним обязательствам. Девальвация состоялась. Рубль по отношению к доллару подешевел в полтора раза. Операции с ГКО прекратились.
Банки перестали возвращать депозиты.

18 августа – замглавы администрации президента подал в отставку. Карты банка «Империал» международной системы Visa Int. были заблокированы.

20 августа — Центробанк гарантирует сохранность депозитов граждан во всех банках. Зампред ЦБ заявил об отказе от введения в банках временных администраций.

23 августа — отставка С. Кириенко. Исполняющим обязанности председателя правительства назначен В. Черномырдин.

Последствия дефолта

Иностранные инвесторы, в том числе CSFB, после переговоров с правительством России, смогли добиться выплат по ГКО в размере 1% от суммы долга.

Позиции экспорта усилились после девальвации валюты. Стали конкурентоспособными те российские предприятия, которые несли затраты в рублях, а продукцию экспортировали.

Курса рубля укреплялся до показателей 1996–1997 вплоть до 2005 года. Было признано малоэффективным использование в качестве антиинфляционной меры завышенного курса рубля. Он стал формироваться рынком.

Кризис в экономике стал крахом макроэкономической политики властей, которая проводилась с 1992 по 1998 годы. Смена власти способствовала скорейшему выходу из кризиса.

Монетарное регулирование стало более мягким. Практика приостановки социальных выплат и невыполнения обязательств по госзаказу и др. ушла в прошлое.

Бюджетная дисциплина значительно повысилась. Финансирования дефицита госбюджета не будет больше производиться посредством крупных заимствований. Выгоднее стало вкладывать в реальный сектор экономики, чем в ценные бумаги. Это привело к возобновлению роста производства.

Сразу после дефолта одной из действенных антикризисных мер стало регулирование цен на продукцию естественных монополий (ж/д транспорт, электроэнергия, и т.п.).