Как узнать о плановой проверке моего предприятия? Как узнать о налоговой проверке

Значение планирования выездных налоговых проверок Этапы планирования: формирование информационных ресурсов, внутренняя и внешняя информация, досье налогоплательщика; анализ камеральных проверок, бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков; выбор объектов контроля; Концепция системы планирования; критерии рисков; утверждение плана.

Значительный уровень правонарушений требует от работников налоговой службы выработки эффективных приёмов и методов проведения контроля с целью предотвращения попыток уклонения от налогообложения. Поэтому особо важным следует считать этап подготовки к проверке, в ходе которого определяется или уточняется программа проверки, которая утверждается руководителем налогового органа или его заместителем.

Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении:

Перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;

Сроков их проведения;

Видов налогов (сборов и других обязательных платежей);

Периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

Кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения.

Планирование осуществляется в целях обеспечения оптимального выбора для проведения выездных налоговых проверок таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить максимальное поступление в бюджет сумм доначисленных налогов, пени и налоговых санкций при минимальных затратах рабочего времени и усилий специалистов налоговых органов.

На подготовительном этапе проводится изучение налоговых деклараций и расчетов, лицевых счетов плательщика в сравнении с динамикой аналогичных данных с материалами, полученными из внешних информационных источников. Оцениваются темпы развития данного плательщика в сравнении с типичными. Исключительную методологическую важность имеет анализ показателей баланса и их изменение в проверяемый период и в сравнении с предыдущими данными. Особый интерес налоговых органов вызывают показатели доходности, результаты от реализации, наличие капитальных и финансовых вложений, состояние запасов, задолженности и другие существенные обстоятельства, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.

Важнейшими составными этапами процесса планирования и подготовки выездных проверок являются следующие процедуры:

1. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках.

2. Анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.


3. Анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика.

4. Выбор объектов проверки согласно критериям по Концепции.

5. Подготовка и составление перечня вопросов проверки (выбор категории проверок) и периодов проверки.

6. Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением.

Рассмотрим процесс планирования подробнее:

1. Информационные ресурсы о налогоплательщиках - это система подготовительных данных, созданная на основе имеющейся в налоговых органах информации о налогоплательщиках.

Работа налоговых органов по формированию информационных ресурсов должна отвечать следующим требованиям:

Непрерывность - обеспечение постоянного сбора всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;

Систематизация - создание информационных баз данных в разрезе каждого налогоплательщика (досье налогоплательщика);

Актуализация - своевременное обеспечение обновления информации;

Полнота - наличие объема информации, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;

Достоверность - предварительный анализ поступающей информации на предмет ее соответствия реальному положению дел;

Организация рациональной системы обработки и хранения информации - включение всей информации в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов (АИС «ЭОД»).

В целях правильного отбора организаций для проведения проверок налоговым органам необходимо иметь достаточную информацию о налогоплательщиках, полученную как из внутренних, так и из внешних источников.

К внутренней информации относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно - это, в частности информация:

По учету налогоплательщиков (ЕГРН);

По налоговой и бухгалтерской отчетности;

По камеральным и выездным проверкам;

Об исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов;

Из прочих источников (результаты проверки контрольно - кассовой техники (ККТ), сведения от руководства предприятия и т.д.)

К внешней информации относится информация, полученная инспекциями от других контролирующих органов, органов государственной власти, от юридических и физических лиц, например, информация:

От правоохранительных органов;

От финансовых органов;

От органов статистики;

От кредитных учреждений;

От внебюджетных фондов;

От органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния;

Их средств массовой информации;

Известно, что развитие рыночной структуры предполагает значительный рост хозяйственных, финансовых, гражданско-правовых связей как между юридическими и физическими лицами с государственными органами, так и между самими предприятиями, их подразделениями, гражданами. Информация о таких связях и их характеристиках (наименования объектов, адреса, суммы и даты финансовых операций, допущенные нарушения законодательства и др.) собирается во многих ведомствах и государственных органах.

Она характеризуется огромными объемами и имеет сложную взаимосвязанную структуру представления данных. Исключительная ценность этой информации увеличивается при ее актуализации, сверке с целью более точной идентификации или выявления расхождений данных, взаимном обмене информации. Взаимодействие ведомств позволяет устранить дублирование потоков информации и, что особенно важно, исключить повторную и не всегда однозначную обработку одних и тех же ее потоков в различных государственных органах.

Информационное взаимодействие организаций, входящих в финансовую систему России, является общегосударственной и внутриведомственной задачей. Так, например, отдел налогового контроля при МВД России в целях борьбы с нарушителями налогового законодательства должен получать инспекций Министерства РФ по налогам и сборам данные о контрольных проверках налогоплательщиков, в результате которых выявлены факты уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах.

Четкий контроль за размерами налогооблагаемой базы при исчислении налогов в налоговых инспекциях не возможен без использования поступающих из подразделений государственного таможенного комитета (ГТК) РФ сведений о прохождении грузов и товаров через границу.

Для осуществления своих функций налоговые органы должны обладать соответствующей информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы.

Так, в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ информация предоставляется следующими органами:

Регистрирующими физических лиц по месту жительства, либо факт рождения и смерти физического лица;

Осуществляющие учёт и регистрацию недвижимого имущества;

Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреж-дения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

Органы (учреждения) уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику;

Органы, осуществляющие учёт и регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами.

Кроме этого, банки обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счета организациями, индивидуального предпринимателя в пяти дневной срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счёта.

Способы организации обработки налоговой информации оказывают всё большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и представления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.

Конечным результатом работы по сбору и обработки информации о налогоплательщиках является формирование досье налогоплательщика .

Досье состоит из пяти разделов:

1. Идентификационная часть, в которой собрана общая информация о налогоплательщике.

2. Данные о хозяйственных операциях и иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы.

3. Косвенные данные о хозяйственной деятельности - информация от третьих лиц.

4. Сигнальная информация, полученная в результате контрольной работы (о нарушениях).

5. Другие сведения.

В системе ЭОД структура досье имеет следующий вид:

1. Учетные данные налогоплательщика

2. Учет по месту нахождения головной организации

3. Адреса налогоплательщика

4. Руководитель налогоплательщика

5. Бухгалтер налогоплательщика

6. Учредители - физические лица

7. Классификация налогоплательщика

8. Численность налогоплательщика

9. Сведения из фондов

10. Ликвидационный период

11. Наблюдение и финансовое оздоровление (Банкротство)

12. Маски отчетности

13. Новый отчетный период

14. Показатели учетной политики

15. Упрощенная система налогообложения

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок учитываются результаты камеральных проверок и результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности, которые оформляются в специальное заключение. Заключение содержит рекомендации о проведении проверок в соответствующих организациях с обоснованием причин, послуживших для таких выводов.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

Анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

Анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

Анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

Анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

По результатам анализа подготавливается заключение с обоснованием выводов по отбору налогоплательщиков для проверки.

Приемы и методы анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков определяется налоговым органом самостоятельно исходя из уровня оснащенности компьютерной техникой, опыта и знаний работников инспекции.

В результате анализа имеющейся информации о налогоплательщике, а также по результатам камеральных проверок и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, должностные лица приступают к отбору налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

Целью планирования, прежде всего, является концентрация контрольных мероприятий на зонах риска , обеспечение качества контрольных мероприятий, мотивирование налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов.

В мае 2007 года Налоговая Служба утвердила Концепцию планирования выездных налоговых проверок , в октябре внесены дополнения. (Приказ ФНС от 14.10.2008 №ММ-3-2/467@).

Речь идет о новом подходе к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Согласно Концепции планирование проверок представляет собой открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщика по 12 критериям риска . Данные критерии опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы.

Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Отбор плательщиков основан на определении "зон риска" совершения налоговых правонарушений.

Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в "теневом" секторе экономики;

5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Налогоплательщики, отнесенные к зоне риска

В результате отбора ежеквартально составляется план проведения выездных налоговых проверок.

Работа по подготовке плана ведется отделом выездных налоговых проверок. В ходе подготовки плана решается вопрос о категории проверки, о необходимости привлечения к проверкам сотрудников правоохранительных органов.

Планы проведения выездных налоговых проверок должны быть утверждены руководителем налогового органа не позднее, чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом.

План проверок является конфиденциальным документом.

План может корректироваться при получении заданий от вышестоящих налоговых органов, по мотивированным запросам других налоговых органов и поручениям правоохранительных органов, а также при отсутствии условий для проведения проверки и других непредвиденных обстоятельств (временное отсутствие руководителя или главного бухгалтера проверяемой организации).

Корректировка производится по решению руководителя инспекции на основании докладной записки начальника отдела.

Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налогового органа.

В целях обеспечения максимальной эффективности и создания благоприятных условий предстоящей выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены необходимые организационные вопросы, связанные с ее проведением. Должна быть собрана вся необходимая информация о налогоплательщике.

Подготовительная работа является важным этапом подготовки к дальнейшей выездной налоговой проверке. Именно во время подготовительной работы складываются первые впечатления об организации, строится стратегия предстоящей выездной налоговой проверки, решается вопрос об ее глубине: будет ли проверка полной или достаточно обратить внимание на отдельные вопросы; ограничиться ли проверкой на месте с представлением налогоплательщиком необходимых документов или выехать непосредственно в организацию и т.д.

В результате этой работы выездная проверка может быть отменена, несмотря на то, что организация попала в число проверяемых.

В целях сокращения срока проведения проверки работники налоговых органов устанавливают:

Время проведения проверки;

Количество участников при проверке в зависимости от ее сложности;

Порядок проведения проверки;

Процедуру сбора документов и др.

В зависимости от сложности поставленной перед налоговым органом задачи определяется план проверки, который может быть более или менее подробным.

Выполнение плана выездных налоговых проверок в инспекции возлагается на отдел выездных проверок.

Включена ли организация или ИП в план проверок того или иного ведомства в 2018 году? Как это проверить? Обобщены ли эти планы на сайте Генеральной прокуратуры? Ответим на эти вопросы.

Сводный план проверок

Плановые проверки министерства и ведомства проводят на основании ежегодно утверждаемых планов. Такие проверки называют плановыми. Свои планы ведомства размещают на своих сайтах. Этого требуют в части 3 и 5 статьи 9 главы 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Сводный план проверок по всем ведомствам на 2018 год размещен на сайте Генеральной прокуратуры. Именно там можно проверить, планируются ли проверки организации и ИП в 2018 году.

Чтобы выяснить, ждать ли фирме или ИП в 2018 году проверяющих из контролирующих органов, потребуется ввести в специальную форму поиска следующие данные (все сразу или некоторые из них):

  • ОГРН;
  • наименование организации;
  • месяц проверки;
  • наименование органа госконтроля;
  • адрес.

Планы на сайтах министерств и ведомств

Также поискать себя в планах проверок можно на сайта конкретных министерств и ведомств. Далее в таблице мы приводим ссылка на сайты с планами проверок на 2018 год.

Проверяющий орган Ссылка на план проверок
Минфин /ФНС Организации и предприниматели (сводный)
Минфин России/Федеральное казначейство Контроль аудиторских организаций*
ФСС/ ПФР Плановые выездные проверки ФСС России и ПФР проводят совместно. План-график таких проверок можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС России
Минтруд России/Роструд Организации и предприниматели
Прокуратура Организации и предприниматели
Минэкономразвития России/ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Имущество в федеральной собственности
Минэкономразвития России/ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Земельный надзорЗемельный надзор
Минэкономразвития России/ Федеральная служба по аккредитации Аккредитованные лица
Минэкономразвития России/ Федеральная служба по интеллектуальной собственности Организации
Минздрав России/Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Организации и предприниматели
Минздрав России/Федеральное медико-биологическое агентство Организации и предприниматели
Минпромторг России/Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Организации и предприниматели
Минприроды России/Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Организации
Минприроды России/Федеральное агентство лесного хозяйства Лицензирование
Организации и предприниматели
Минприроды России/Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Организации и предприниматели
Минобороны России/Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Экспортный контроль
Минтранс России/Федеральное агентство воздушного транспорта Организации и предпринимателиОрганизации и предприниматели

Запрет на проведение проверок

Для субъектов малого предпринимательства действуют надзорные каникулы на три года: в 2016–2018 годах к субъектам малого предпринимательства с плановой проверкой прийти не должны. Это касается проверок Роструда, ФМС России, Ростехнадзора и Госпожнадзора. Однако к налоговым проверкам и проверкам страховых взносов это не относится (статья 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Запрет на проверку не действует в отношении организаций и предпринимателей, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности в виде:

  • дисквалификации;
  • административного приостановления деятельности;
  • лишения или приостановления лицензии.

Налоговые проверки в 2018 году - список организаций , которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

О сроках проведения выездных ревизий читайте в статье .

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2018 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2018 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2018 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2018 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье .

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Как узнать о плановой проверке моего предприятия? Какая предусмотрена ответственность должностных лиц органов контроля за проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный сводный план проверок предпринимательства?

Существует несколько способов узнать о плановой проверке Вашего предприятия.

Первый и наиболее универсальный: Вы можете зайти на сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации в раздел «Сводный план проверок предпринимательства», выбрать соответствующий год проверки (к примеру, http://plan.genproc.gov.ru/plan2013/), после чего указать ИНН своего предприятия и подтвердить запрос нажатием на картинку «Искать». Автоматизированная программа выдаст Вам результаты поиска.

Законодательные положения о необходимости размещения сводного плана проверок предпринимательства на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации предусмотрены п. 7 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Использование второго варианта возможно, когда Вы знаете о том, какой контрольно-надзорный орган должен организовать в отношении Вас плановые мероприятия по контролю.

К примеру, Вы получили по почте распоряжение о предстоящей плановой проверке от органа муниципального контроля.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

Таким образом, Вы можете проверить наличие планового мероприятия по контролю посетив сайт органа местного самоуправления, которому подчиняется орган муниципального контроля (при отсутствии у органа муниципального контроля собственного сайта).

И третий вариант:используется, когда Вы знаете, какой орган контроля должен проверить Ваше предприятие. Зайдите на сайт прокуратуры области в раздел «Сводный план проверок» (к примеру, http://www.samproc.ru/plan/2013/index.php), выберите соответствующий орган контроля, далее просмотрите план данного органа контроля на предмет наличия вашего предприятия.

Важно отметить, что проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет недействительность результатов ее проверки (пп. 7 ч. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ), а также административную ответственность должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ,в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Повторное совершение подобных нарушений влечет административную ответственность вплоть до дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года (ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ).

Выездная проверка – это наиболее серьезная проверка, которая практически всегда грозит налогоплательщику большими доначислениями налогов и штрафных санкций.

Связано это с тем, что к выездной проверке инспекция готовится заранее и проверяет существенный период деятельности налогоплательщика. Однако, если Вы считаете, что выездная налоговая проверка обязательно состоится в Вашей компании через 3 года после начала работы, то это не так.

Ресурсы налоговых органов ограничены и, в ситуации, когда на учете в каждой инспекции г. Москвы находятся десятки тысяч налогоплательщиков, понятно, что выездными проверками не могут быть охвачены все организации .

Поэтому, для более эффективного отбора компаний на выездные проверки, разработан целый ряд критериев, по которым выбирают компании, подлежащие выездным проверкам.

Часть из этих критериев носит открытый характер и Вы можете с ними ознакомиться в письме «О критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок».

Самыми распространенными критериями для включения в план выездных проверок являются:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
  2. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Значительность определяется следующим образом: доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
  3. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части упрощенной системы налогообложения – неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

  • Доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
  • Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;
  • Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;
  • Предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 60 млн. рублей.

Итак, после того, как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под эти критерии, налоговым органам нужно обосновать предполагаемую сумму доначислений по выездной проверке. При этом, план выездных проверок – это тайна за семью печатями и, в отличие от проверок пожарных, трудовой инспекции и т.д., план выездных проверок никогда не публикуется в открытых источниках . Поэтому организации, как правило, о выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки . При этом, в большинстве случаев решение на руки не выдается, а Вы лишь расписываетесь в том, что ознакомлены с таким решением.

Однако, зачастую, о предстоящей проверки можно узнать по косвенным признакам, поскольку перед включением в план проверок налоговая инспекция проводит предпроверочный анализ. В частности, для сбора информации о компании налоговая инспекция направляет запросы о движении денежных средств по счетам в банках, пользуется открытыми источниками информации и т.д. Поэтому, если Ваш банк сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о движении денежных средств – это верный признак того, что Вы попали «в short list» проверяющих.

Определив «подозреваемое» предприятие на основании указанных способов анализа, налоговый инспектор должен внести его в план выездных проверок. Впоследствии сотрудник налоговой инспекции должен оценить, насколько целесообразно проводить проверки у контрагентов и аффилированных лиц проверяемой организации.

Также компания может попасть в график выездных проверок «вне плана» - по запросам вышестоящих налоговых органов, информации, полученной из правоохранительных органов, по "дружеской наводке" конкурентов и т.д.

Как было сказано выше, самым первым «этапом» включения в план проверок является определение формальных признаков того, подходите ли Ваша организация для проведения проверки.

Налоговые проверки являются наиболее болезненным вопросом, возникающим при взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами. Сталкиваясь с тем, как налоговые органы проводят выездные проверки на практике, мы понимаем, что не можем объять необъятное текстом на сайте. Однако, Вы всегда можете направить нам свой вопрос, который волнует Вас больше всего в настоящий момент .

Гарантируем, что наш специалист свяжется с Вами. Мы постараемся максимально четко ответить на Ваш вопрос и разъяснить все тонкости и возможные пути решения проблемы.

Другие виды налоговых проверок:

  • Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.
  • Это самый частый вид проверки. Чаще всего это только арифметическая проверка декларации.