Экономика франции. сельское хозяйство франции, промышленность франции, сфера услуг франции

На долю сельского хозяйства во Франции приходится 2,4% ВВП, промышленности – 26,5%, а сфера услуг производит 71,1% ВВП. Доля промышленности в ВВП в 11 раз больше доли сельского хозяйства. Промышленные изделия составляют около 80% стоимости экспорта. Вместе с тем очевидна постиндустриальная ориентация экономики. На сферу услуг приходится более 2/3 ВВП страны. В промышленности занято 26% экономически активного населения, в сфере услуг – 62% и в сельском хозяйстве 5% экономически активного населения.

В последнее десятилетие для экономической политики Франции характерны поддержка и стимулирование мелкого бизнеса. Роль средних и мелких предпринимателей в стране сейчас более значительна, чем в других высокоразвитых странах. Во Франции 95% предприятий имеют численность работающих до 20 человек. Большинство из них не достигает оптимальной величины, необходимой для современного производства. Поэтому государство проводит политику слияния фирм и укрупнения промышленности. Высока доля мелкого предпринимательства в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, торговля, легкая и пищевая промышленность. Следует отметить, что всего лишь 100 крупных фирм обеспечивают 2/3 промышленного производства страны.

В начале 1990 гг. экономика Франции характеризовалась кризисными явлениями (табл. 5): сокращались занятость и заработная плата; уменьшились инвестиционный спрос предприятий и личное потребление населения; наблюдалось падение загрузки предприятий до 80%, сокращение объемов производства и при этом рост нереализованных товарных запасов, а также небывалое падение цен. Национальные компании испытывали острую нехватку собственных средств и страдали от крупной задолженности и высоких процентных ставок по кредитам. От повышения банковских ставок пострадали 90%

Таблица 9

Основные показатели экономического развития Франции

Показатели

ВВП, % к предыдущему году

Общие инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году

Безработица, % от активного населения

Дефицит госбюджета, % ВВП

Государственный долг, % ВВП

Экспорт, % к предыдущему году

Импорт, % к предыдущему году

Источник: Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет // Мировая экономика и международные отношения. №9. 2001. С. 91–114.

С 1994 г. экономическая ситуация начала улучшаться. Франция перестала быть страной с преобладанием легкой промышленности. В настоящее время машиностроительная, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и химическая промышленность в совокупности дают более 60% промышленной продукции Франции и составляет 10% совокупного производства развитых стран. На легкую промышленность приходится примерно 30% промышленной продукции.

Со второй половины 90-х гг. ХХ в. темпы роста в стране сохраняются на уровне 2,5–3%, капитальных вложений – примерно 4%, личного

потребления – до 2,5%, инфляция составляет 1,8–2% в год. Под влиянием внутренних и внешних факторов Франция в этот период оказалась в первом эшелоне европейских государств с относительно высокими темпами роста национального продукта, низким уровнем инфляции и внешней задолженности. Ускорение темпов экономического роста с 2,3% в 1997 г. до 3,2% в 1998 г. сопровождалось замедлением роста цен с 1,2% до 0,3%. Во Франции наблюдалось снижение бюджетного дефицита ниже 3% ВВП, сокращение дефицита платежного баланса, увеличение реального дохода на душу населения на 3,5%, повышение потребления на 3,8%.

Национальная экономика слабо отреагировала на финансовые кризисы Азии и России благодаря небольшому удельному весу внешней торговли, приходящейся на данные регионы.

Второй компонент внутреннего спроса – инвестиции – также развивался достаточно динамично. Если в 1997 г. общие инвестиции в основной капитал в процентах к предыдущему году были минимальными – 0,1%, то уже в

1998 г. составляли 3,9%, а в 1999 г. несколько снизились до 2,9%. Инвестиционный спрос привел к существенному увеличению производства промышленного оборудования. Благоприятная экономическая ситуация положительно отразилась на уровне занятости. Безработица среди молодежи сократилась на 8,5%, среди лиц в возрасте 25–49 лет – на 5,3%. В целом безработица среди активной части населения снизилась с 12,5% в 1997 г. до 11,2% в 2000 г.

Таким образом, во Франции в качестве «треугольника роста» рассматривается сочетание трех составляющих: использование дефицита государственного бюджета как стимулятора экономического роста; сокращение внутренней и внешней задолженности; снижение нормы налогообложения.

Как и в других развитых странах в экономике Франции большую роль играют ТНК и финансовые банки, тесно связанные между собой и с иностранным капиталом. В качестве примера можно привести «Компани франсез де петроль» и «Эльф-Акитен» (нефтяные), «Пежо-Ситроен» и «Рено» (автомобильная промышленность), «Пешине-Южин-Кюльман» (алюминиевая), «Мишлен» и «Рон-Пуленк» (химическая и резинотехническая). В число 50 крупнейших коммерческих банков мира входят четыре французских («Парижский национальный банк», «Сельскохозяйственный кредит», «Лионский кредит», «Генеральное общество»).

В первые послевоенные десятилетия в хозяйстве Франции ведущие позиции занимали финансовые группы Ротшильдов, Лазаров, Шнейдеров. Но с 60-х гг. прошлого века началась экспансия двух новых групп – «Париба» и «Суэз». Во главе групп стояли не банки, а холдинги. В состав группы «Париба» входят банк «Банк де Пари», «Компани франсез де петроль», электротехническая «Томсон – Брандт» и др. Капиталы групп вложены в нефтехимию, электротехнику, металлургию, машиностроение, издательское дело.

С 1980 г. функционирует Ассоциация французских банков (АФБ), которая основала механизм защиты вкладчиков от финансовых рисков, опирающийся на принцип солидарности между банками-членами АФБ. Французские банки–члены ассоциации не создают гарантийных фондов. В случае банкротства какого-либо банка ассоциация определяет сумму, необходимую для возмещения вкладчикам, затем каждый банк вносит свою долю. Такой механизм обеспечивает вкладчикам такую же надежную гарантию, как и страхование вкладов, поскольку гарантами выступают все банки–члены АФБ. Механизм солидарности касается только банковских вкладчиков наличными, и возмещение потерь занимает не более двух месяцев. Опыт Франции, по рекомендации ЕС, постепенно распространяется на все страны – члены ЕС.

Правительство Франции активно вмешивается в экономику страны, используя финансовые рычаги, влияет на структуру экономики, внешнеэкономические связи. По доле государственного сектора в экономике Франция опережает Германию и Великобританию. Государству принадлежит примерно 25% промышленности; в государственном секторе занято около 25% рабочих и служащих. Государству принадлежит основная часть энергетики и заводов черной металлургии, часть машиностроительных и военных предприятий, крупнейшие страховые компании. Оно контролирует железные дороги и морские порты, частично радио и телевидение, пытается контролировать развитие и размещение производственных сил.

Франция делает ставку на наукоемкость своего промышленного производства, в частности, занимает первые места в мире по производству железнодорожного подвижного состава (скоростные поезда), самолетов, ракет, атомной энергетики, обладает передовыми технологиями по обработке редкоземельных металлов (германий, радий, хром, титан). Неоспоримы ведущие позиции страны в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологиях и микроэлектронике. Франция также активно заимствует передовой зарубежный опыт, растут темпы прямых инвестиций французских ТНК в США, что открывает ее доступ к передовым технологиям и рынкам. По вкладу в исследования космоса страна занимает третье место в мире после США и России.

Франция – постиндустриальная страна с большим удельным весом сельского хозяйства и отраслей непроизводственной сферы в структуре экономики.

По объему выпуска продукции сельского хозяйства Франция занимает третье место среди развитых стран мира и первое – в Европе. Треть всей сельскохозяйственной продукции страны поступает на внешний рынок. Франция входит в тройку ведущих производителей–экспортеров вина, ячменя, молока, сливочного масла.

Промышленность. По территории страны промышленность размещается неравномерно. Существует различие между территорией, расположенной к северо-востоку от линии Гавр – Марсель и юго-западными регионами, где позднее начавшаяся индустриализация проявляется слабее. Тем не менее эти различия, особенно явные в 50-е годы, благодаря политике децентрализации промышленности в 60–70-е годы довольно быстро стираются. В западных регионах появились автомобилестроительные заводы в Канне, Рене, Ле-Мане; электротехнические и электронные предприятия – на севере Бретани. Эти мероприятия во многом положительно сказались на периферии Парижского бассейна, прежде всего, на регионах Центр и Бургундия. В целом в провинции было создано свыше 1 млн рабочих мест, 1/3 из которых находится к юго-западу от линии Гав – Марсель.

Старые промышленные районы, опирающиеся на предприятия первого и второго поколений, например, Лотарингия, переживают кризис. Занятость в сфере обрабатывающей промышленности быстро сокращается, многие промышленные предприятия закрываются. Другие промышленные районы, например, парижский округ или Рона-Альпы, пострадали в меньшей степени, поскольку в данных районах производство более диверсифицировано; работают предприятия, использующие новейшие технологии, а также действует сеть конкурентоспособных малых и средних предприятий. Это относится к Эльзасу, который использует близость германского рынка. Динамизм промышленного развития характерен для южных регионов страны. Новые промышленные центры сформировались в Софиа-Антиполисе (первом технополисе Франции) и в Тулузе.

Наиболее развитыми в промышленном отношении являются Парижский бассейн, север Франции и Восточная окраина Центрального массива или долина реки Сена.

В Парижском бассейне наиболее крупной является парижская агломерация. Машиностроение представлено автомобильными заводами, производством точных станков, приборов, вычислительных машин. Предприятия Парижского бассейна дают 80% автомобилей, выпускаемых во Франции.

Северная Франция характеризуется высоким уровнем развития химической, металлургической и текстильной промышленности (производство льняных и шерстяных тканей), машиностроения и металлообработки.

Промышленность восточной части Франции можно подразделить на:

1) старинные независимые центры, в которых развита кожевенная промышленность; производство пергамента; бумаги; мукомольное производство; производство медицинских приборов и оборудования; машиностроительная промышленность;

2) текстильные центры (Лион, Пелюссен);

3) центры добывающей промышленности (Сент-Этьен, Ле-Крезо);

4) угольная и металлургическая промышленность.

Главное место в промышленности занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность.

Электроэнергетика. Одна из важнейших проблем, решения которой добивается Франция, – это ликвидация ее энергетической зависимости, усилившейся за последнее время. В связи с незначительными запасами традиционных энергоносителей после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию атомной энергетики, которая ориентирована на собственную научно-техническую и сырьевую базу и частично на импорт урановой руды из Габона, Нигерии и других стран Африки. Ежегодно в Центральном массиве добывается 2–3тыс. тонн урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работает 55 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится 78,5% всей электроэнергии; 8% дают ТЭС, 13,4% – ГЭС, на другие виды приходится 0,1%. Ориентация на ядерную энергетику во Франции была связана с нефтяными кризисами 1973 и 1978 гг. После 1985 г., когда произошло падение цен на нефть, необходимо было сделать выбор. Проблемы окружающей среды, поднимаемые экологами, подчеркивали негативные последствия использования атомной энергетики, особенно после ситуации в Чернобыле. Тем не менее от атомной энергетики во Франции не отказались. Франция вступила в Европейский Совет по ядерным разработкам, штаб-квартира которого с 1952 г. расположена на ее территории, а также вошла в структуру ЕВРАТОМ и МАГАТЕ. Следует заметить, что более 2/3 суммарной мощности всех АЭС мира сосредоточено лишь в нескольких странах – США, Франции, Японии, Германии, Великобритании и России; всего в мире АЭС действуют в 30 странах, годовая выработка электроэнергии на них превысила 2 трлн кВт/ч.

Во Франции много уникальных центров ядерной энергетики. К примеру, в долине Роны – в Трикастене – находится самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л’Аг – крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций.

Обеспеченность страны собственными энергоресурсами составляет менее 50%. За год добывается менее 10 млн тонн угля, 3–4 млн тонн нефти,

3 млрд куб. м природного газа. Расширение проникновения французских компаний на зарубежный рынок энергоносителей, разнообразие связей с их поставщиками рассматриваются как меры по укреплению энергетической независимости.

В нефтедобывающей отрасли особый акцент делается на развитие передовых технологий, позволяющих вести разведку и добычу нефти на большой глубине континентального шельфа. Экспорт таких технологий, как считают французские эксперты, может изменить географию нефтедобычи, расширить зоны поиска и увеличить число стран-поставщиков.

Среди нефтяных компаний мира заслуживает внимания французская компания «Эльф Акитэн», занимающая седьмое место. Ее деятельность развивается по четырем основным направлениям: разведка и добыча сырья; нефтепереработка и сбыт; химия; фармацевтика и косметика. Она ведет поисковые работы в 29 странах мира и осуществляет добычу в 15 странах. Компания разрабатывает месторождения нефти в Северном море, в государствах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Африке и Мексиканском заливе. «Эльф-Акитэн» контролирует деятельность более 50 дочерних фирм и филиалов. Нефтепереработка и сбыт компании сосредоточены, главным образом, в Европе. В частности, во Франции работают четыре нефтеперерабатывающих завода и более 3тыс. заправочных станций. В последние годы «Эльф-Акитэн» приобрела большое количество акций нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в Германии, Испании, Великобритании и в странах Африки. Одним из наиболее значимых проектов компании является крупнейший в Западной Европе нефтеперерабатывающий комплекс в г. Лейна (Германия), строительство которого было завершено в 1977 г. За пределами Франции «Эльф-Акитэн» принадлежит около 2 тыс. заправочных станций в странах Европы, 708 – в Западной Африке, 70 – на острове Реюньон и Антильских островах.

По потреблению нефти Франция занимает 8-е место в мире, а по мощности нефтеперерабатывающих заводов – 9-е. На импортном сырье у Гавра и Руана выросли гигантские нефтеперерабатывающие заводы. В Северном районе выделяется Дюнкерк – важный порт и промышленный узел с крупным НПЗ, тоже работающим на импортном сырье.

В сфере международного газового бизнеса выделяется государственная корпорация «Газ де Франс». Первые международные шаги компании были направлены на обеспечение газоснабжением Франции, сейчас они интегрированы в деятельность по его разведке и добыче. Компания добывает газ в Германии, планирует добычу в Великобритании и Норвегии с поставками во Францию. Подписано соглашение с «Эльф-Акитэн» о совместной добыче природного газа в Северном море и его сбыте во Франции.

Благодаря географическому положению Франции в ближайшие годы «Газ де Франс» станет важнейшей компанией в Европе, осуществляющей транзит алжирского, норвежского, российского, нигерийского, возможно позднее, туркменского газа. С 1998 г. компания стала важным перевалочным пунктом для норвежского газа, экспортирующегося в Испанию. Транзитные магистрали проходят через Францию и Пиренеи. Подписано соглашение, рассчитанное на 25 лет, регулирующее транзит 6 млрд куб. м природного газа из Норвегии в Италию.

Показатель объема выработки электроэнергии в целом и в расчете на душу населения является одним из важнейших макроэкономических показателей наряду с объемом ВВП. Франция по производству электроэнергии занимает 7-е место в мире, но отстает от многих стран по производству ее на душу населения.

Во Франции хорошо развита черная металлургия. Наиболее крупными производителями черных металлов в Западной Европе по-прежнему являются ФРГ, Италия, Франция и Великобритания. На первую «десятку» стран-производителей ныне приходится 2/3 мировой выплавки стали, а в 1950 г. было 90%. Ежегодно во Франции выплавляется 13–14 млн тонн чугуна и 18–19 млн тонн стали. По выплавке стали в 1990 г. Франция занимала 9-е место в мире, в настоящее время – 12-е. В ЕС ее опережают ФРГ, Италия и Великобритания. Во Франции сложилось три ареала черной металлургии. Около 50% чугуна и 25% стали производится в Лотарингии. С одной стороны, это старые заводы Лотарингии – реликт некогда крупного металлургического района, возникшего на больших запасах бедной железной руды (содержание железа до 40%). Построены два новых гигантских комбината в Дюнкерке и Марселе, где выплавляется 2/3 всей стали. Крупные металлургические заводы Лотарингии (в Гандранже, Сереманже, Тионвиле) работают на местной железной руде и частично на своем коксе.

В настоящее время велико значение двух новых крупных металлургических комбинатов, построенных близ Дюнкерка с выносом производственных площадей над морем в Фос (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. Одним из крупнейших производителей стали в мире является французская ТНК «Юзинор Сасилор». В целом отрасль находится в тяжелом положении в связи с падением спроса на местную сталь и низкокачественную железную руду, конкуренцией со стороны других видов продукции, в частности, алюминия и пластмасс и появлением таких конкурентов, как Бразилия и Южная Корея.

Вплоть до второй мировой войны 3/5 всех бокситов добывалось в Европе. В 1913 г. – 60%, 1938 г. – 32%; наибольший удельный вес приходился на Францию. Однако уже в 1980 г. Франция оказалась отодвинутой по размерам добычи бокситов на 10-е место, а в 1991 г. их добыча в стране была полностью прекращена. В связи с этим алюминиевая промышленность переориентировалась на импортное сырье (на 3/4 из Гвинеи). Алюминиевая промышленность, первоначально размещавшаяся в Альпах и Пиренеях вблизи ГЭС, переместилась в портовые центры, оборудованные для приема импортного сырья. Крупнейшие алюминиевые заводы построены в Дюнкерке и вблизи АЭС. Производство алюминия осуществляется главным образом группой «Пешине», которой принадлежит несколько заводов в других странах – Австралии, США, Греции.

Ключевые позиции в мировом производстве рафинированного никеля принадлежат крупным ТНК, среди которых выделяется французская «Ле никель».

Франция – крупнейший импортер рафинированной меди.

Отдельную статью импорта на рынке цветных и редкоземельных металлов составляет импорт металлолома, необходимого для бесперебойной работы ряда французских предприятий. Переработка металлоотходов позволяет снизить стоимость импортной продукции и имеет низкую энергоемкость. Например, получение меди и цинка из отходов в 4–5 раз экономичнее по энергозатратам, чем при выплавке их из руды, а вторичное получение алюминия в 20 раз ниже первичных затрат на его производство.

Машиностроение и металлообработка. Франция – одна из первых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. За последние 20–30 лет ХХ в. изменилась структура обрабатывающей промышленности страны – уменьшились материалоемкие и энергоемкие производства, усилилась роль машиностроения. Однако в машиностроении не все подотрасли развивались одинаково. Особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и КПО, тоннаж спускаемых судов.

Современное машиностроение Франции отражает уровень ее научно-технического прогресса и обороноспособности, определяет развитие других отраслей хозяйства. На долю машиностроения приходится более 40% стоимости промышленного производства, в нем занято около 40% всех работающих в промышленности. Главными отраслями международной специализации Франции является производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружений, оборудования для АЭС.

Автомобильная промышленность – крупнейшая подотрасль транспортного машиностроения, одна из самых монополизированных в мировой индустрии. Ведущими французскими автомобильными компаниями являются «Рено» (государственная) и «Пежо-Ситроен». Последняя дает 3,9% мирового производства автомобилей. Ежегодно во Франции выпускается более 4 млн автомобилей (4-е место в мире), более 80% продукции составляют легковые автомобили, свыше 50% из них экспортируются. Головные заводы находятся в пригородах Парижа и Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте). Однако 1/3 покупаемых в стране автомобилей – импортные.

Судостроение заметно снизило объем производства из-за конкуренции со стороны азиатских стран. Если в 70-е гг. эта отрасль была одной из ведущих, то сегодня ей отводится второстепенная роль. Некоторые судостроительные фирмы, расположенные в Сен-Назере и в Гавре, специализируются на строительстве крупных морских пассажирских судов и танкеров. Вместе с тем Франция является одним из основных изготовителей прогулочных яхт и катеров. Строятся они в Вандее.

Главная особенность машиностроения в целом – его высокая концентрация в Большом Париже (почти 25% всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) является наукоемкой отраслью, требующей больших научно-технических разработок и огромных капиталовложений; объединяет созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В АРКП Западной Европы лидируют Франция и Великобритания. В результате слияния государственного предприятия «Аэроспасьяль» и частной группы «Матра» образовалось пятое по значению в мире объединение в области гражданского и военного авиастроения. Во Франции производятся военные самолеты: тактический истребитель «Ягуар», «Мираж», «Рафаэль», «Альфа Джет», а также пассажирские самолеты, совместно с Великобританией «Конкорд», вертолеты «Дофин», «Пюма», «Газель» и ракеты «Адес». Франция является крупным экспортером продукции авиаракетно-космической промышленности.

Чтобы противостоять обострившейся международной конкуренции, снизить стоимость исследовательских работ и издержки производства, французкие фирмы пошли по пути объединения своего научно-технического и производственного потенциала на основе корпорации и специализации с аналогичными фирмами других европейских государств. Так, европейский консорциум «Эйрбас индустрии», куда входят авиационные компании «Аэроспасьяль» (Франция); «Даймлер-бенц-Аэроспейс» (ФРГ); «Бритиш-Аэроспейс» (Великобритания); «КАСА» (Испания), в 1997 г. выпустил 182 самолета марки «Эйрбас». В настоящее время этот консорциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации и планирует увеличение этой доли. Французские ракеты «Ариан» используются многими странами ЕС для запуска спутников. Основной космодром Франции – Куру (Французская Гвиана). Франция участвует в выводе на орбиту спутников связи и слежения, таких, как СПОТ и «Гелиос». Крупнейшие авиационные заводы расположены в Париже, Тулузе, Бордо, Бурже, Мариньяне и др.

Электротехническая и электронная промышленность характеризуются большим разнообразием выпускаемой продукции. В структуре электротехнической промышленности Франции выделяются две группы производств, выпускающих:

1) дорогостоящую продукцию промышленного назначения, особенно электрооборудование (трансформаторы, выпрямители, электромоторы, генераторы), а также оборудование для электросварки, электропечей для выплавки металлов. Компания «Альстон» специализируется на оборудовании для электростанций. Ей принадлежит первое место в мире по производству турбогенераторов комбинированного цикла. Фирма «Томсон» выпускает целую гамму продукции – от электронного оборудования оборонного назначения до бытовой электроаппаратуры и техники широкого спроса. «Шнейдер» занимает ведущее место в сфере электромеханики, а «Легран» является мировым лидером в области производства электроаппаратуры;

2) дешевую продукцию для широкого использования; но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает.

Значительная часть предприятий по выпуску ЭВМ принадлежит американскому капиталу. Около 40% производства электроники приходится на заводы столицы.

Главная особенность современного этапа мирового хозяйства – развитие средств связи и телекоммуникаций. Производство электронных средств связи на 75% сосредоточено в 10 наиболее развитых государствах мира. В число крупнейших фирм мира входит и французская «Алькатель». В секторе телекоммуникаций «Алькатель» – четвертая по значимости в производстве оборудования для телекоммуникационных сетей и является мировым лидером в области создания подводных кабельных сетей. Фирма «Микроэлектроник» хотя и занимает третье место в Европе по изготовлению электронных микросхем, но ее продукция составляет менее 3% мирового производства.

Цифровое телевидение представлено компанией «Томсон Мультимедиа», производящей декодеры для цифрового телевидения. Франция занимает третье место после Японии и США в области научных исследований среди стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Франция имеет развитую многоотраслевую химическую промышленность, входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов, в первую десятку по производству серной кислоты. Специализация страны – производство минеральных удобрений (на собственной сырьевой базе), синтетического каучука (четвертое место в мире), синтетических смол и пластмасс (седьмое место в мире),

тонкая химия – производство дорогостоящей наукоемкой продукции– фармацевтических препаратов, косметики, парфюмерии, фотохимических изделий и др.

Крупные заводы химической промышленности есть почти во всех районах страны. В Лотарингии на местном сырье развивается углехимия и производство соли, в Эльзасе – производство калийных удобрений, в

Ландах – лесохимия. В промышленных узлах Марселя и Нижней Сены на импортном сырье работают крупнейшие нефтехимические заводы. В Альпах и Пиренеях на дешевой электроэнергии – электрохимия; в Лионском районе текстильная промышленность послужила стимулом для развития смежных химических производств; в Париже – тонкая химия, а также производство шин. Крупные заводы резиновых изделий находятся в Клермон-Ферране и Монлюсоне. Они были построены в сельских районах в расчете на дешевизну местных трудовых ресурсов. Развитие трубопроводного транспорта способствовало строительству новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.

Получила развитие и биоиндустрия. Франции принадлежит видное место в разработке и создании ферментов, ароматических веществ, в генной инженерии, используемой в сельском хозяйстве для производства новых сортов семян. Работы в этой сфере крайне разнообразны и используются многими отраслями. В фармацевтике – это новые достижения с появлением антибиотиков; в агропродовольственном комплексе – использование ферментов в молочной промышленности и др.

Франция входит в первую десятку стран мира по производству целлюлозы, бумаги и картона.

Важнейшая отрасль легкой промышленности – текстильная и швейная – имеют давние традиции. Хотя текстильная промышленность утратила свое былое значение в экономике страны, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. По производству тканей Франция вместе с Италией и Германией лидируют в Западной Европе, причем Франция отличается более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и более низкой в потреблении химических волокон. В настоящее время текстильное производство находится в упадке из-за проблем сбыта товаров на внешних и внутренних рынках, поэтому число занятых в отрасли сократилось в три раза по сравнению с серединой 50-х гг. прошлого века. Размещение текстильных предприятий не менялось. Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. Расположенные на севере Рубе-Туркуэн, Армонтьер, Камбре, Лилль специализируются по производству шерстяных, льняных, джутовых тканей. Склоны Вогезов и Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности. Крупнейшие центры Мюлуз, Эпиналь, Лион, прежде славившиеся производством тканей из натурального шелка, теперь являются центрами синтетических тканей. Париж, Рубе, Труа – важнейшие производители трикотажа.

Большим спросом пользуются изделия французской швейной промышленности и за пределами страны. Париж – главный «законодатель мод» и центр по выпуску одежды и галантереи.

Основные промышленные группы индустрии моды и производства предметов роскоши – Ив Сен-Лоран, Шанель, Диор, Картье и др.

Пищевая промышленность – главный потребитель продукции сельского хозяйства. Относясь к числу ведущих отраслей французской экономики, она обеспечивает товарооборот в размере свыше 125 млрд долларов и является третьим по значению работодателем во французской промышленности. Кроме того, пищевая промышленность в значительной степени ориентирована на экспорт. Среди продуктов, пользующихся самым высоким экспортным спросом, первое место занимают вина и крепкие спиртные напитки, зерновые, молочные продукты.

Таким образом, промышленность Франции размещена крайне неравномерно. Более 20 % продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же в Лионском и Северном районах (это всего 17% территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции.

Сельское хозяйство. Франция занимает первое место в Западной Европе по производству зерна, молока, сахарной свеклы; второе – по производству мяса, картофеля (после Германии) и винограда (после Италии); является крупнейшим экспортером продукции сельского хозяйства. Обрабатываемые земли составляют 54% от общей площади.

После второй мировой войны сельское хозяйство развивалось в условиях обострения конкуренции на рынках продовольствия, особенно на рынке ЕС, и интенсивной модернизации, которая привела к сокращению численности занятых в этой сфере. Цифры, подтверждающие этот факт, следующие: 1946 г. – 36%, 1962 г. – 21%, 1972 г. – 12%, 1994 г. – около 5%, 2000 г. – около 2%.

Структура сельского хозяйства характеризуется разнообразием отраслей при примерном равенстве значения растениеводства и животноводства. На растениеводство приходится немногим более половины доходов сельскохозяйственного сектора. Главное в растениеводстве – производство зерна (сборы 55–60 млн тонн в год). Основная культура – пшеница, под посевами которой занято около четверти пашни и половина площади зерновых. Важнейшие пшеничные районы страны – Северо-Французская и Аквитанская низменности. Франция производит 36 млн тонн пшеницы в год, это первое место в ЕС. Средняя урожайность – более 60 ц/га. Важное значение имеет кукуруза (17 млн тонн) и ячмень (10 млн тонн в год). Длительное время кукуруза выращивалась только на юго-западе, однако благодаря дождевальному орошению и выведению гибридных сортов она распространилась и на Парижский бассейн. На почвах Центрального массива высевают рожь, а в дельте Роны – рис. Широко распространены посевы картофеля и сахарной свеклы. Сахарную свеклу возделывают на севере Французской низменности, там же расположены и сахарные заводы. Сахар производится также и из сахарного тростника, поступающего из Мартиники, Гваделупы и Реюньона. За последние 15 лет расширились посевы рапса, подсолнечника. В некоторых районах выращивают хмель, табак, лен; возле Ниццы располагаются цветочные плантации.

Франция, как и Италия, в числе первых в мире по сбору винограда, изготовлению и качеству виноградных марочных вин (60 млн литров в год). Их производят в районе Бордо (Жиронда), в Шампани, Эльзасе, долине Луары. Лангедок – главный район виноградарства – дает около 1/3 производства столовых вин. Виноградники в районах Арманьяка и Коньяка используются для производства прославленных французских коньяков.

По сбору фруктов Франция занимает третье место в Европе, уступая Италии и Испании. Из плодовых деревьев умеренных широт наиболее распространены яблоневые (на северо-западе), грушевые и персиковые, в Средиземноморских районах – сливы и цитрусовые. Овощи возделываются в «огородном поясе» вокруг крупных городов, Парижа, в первую очередь. В целом виноградарство и овощеводство дают 8–10% всей стоимости продукции сельского хозяйства.

Животноводство мясомолочного направления. По производству мяса Франция занимает первое место среди стран ЕС. Важнейшая отрасль животноводства – разведение крупного рогатого скота. Главный животноводческий район – Северо-запад. Здесь сосредоточено более 1/3 поголовья крупного рогатого скота и свиней, развито коневодство. Вторым по значимости районом по поголовью крупного рогатого скота и свиней является Центральный массив. По поголовью свиней Франция занимает второе место в Европе. Свиноводством занимаются в районах, где возделывают картофель, кукурузу и сахарную свеклу, которые служат хорошей кормовой базой. Как и в других европейских странах, потребление свинины, более дешевой в производстве, быстро растет (более 34 кг на душу населения в год; потребление говядины – около 26 кг на душу населения).

Центральный массив – основной овцеводческий район; рост поголовья связан с увеличением спроса на баранину и овечьи сыры. Слабо развито животноводство в средиземноморских районах страны, где бедна кормовая база.

В последние десятилетия хорошо развивалось птицеводство. Увеличилось число крупных инкубаторных птицеферм на западе и юго-западе. Однако самая высококачественная продукция производится в фермерских хозяйствах и гарантируется товарными знаками. Это относится, в первую очередь, к производству паштетов из гусиной печени в Эльзасе и на юго-западе страны.

Большое значение в экономике многих городов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша играет рыболовство. Главные рыболовные порты – Булонь, Лорьян, Ла-Рошель и др. Развит устричный промысел.

Из сферы услуг следует выделить развитие во Франции туризма и финансов. Франция активно экспортирует туристические услуги, привлекая туристов со всего мира, а также активно экспортирует капиталы (особенно долгосрочные) в США, Великобританию, Испанию, Грецию, Германию.

Транспорт. Во Франции густая сеть автомобильных и железных дорог, большая протяженность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов. Во внутренних перевозках людей и грузов лидирует автомобильный транспорт. Крупнейшая трансфранцузская автострада Лиль–Париж – Лион – Марсель – Ницца. Франция занимает одно из первых мест в мире по обеспеченности населения автомобилями (на 1000 жителей – 420 личных автомобилей), по протяженности, густоте и качеству автомобильных дорог. Основная часть внутренних перевозок грузов обеспечивается железнодорожным и трубопроводным транспортом. Сеть железных дорог особенно густа в промышленных районах. Железные дороги отличаются высокой степенью электрификации (35% электрифицировано, длина сети железных дорог – 34 тыс. километров), большой скоростью движения поездов (270–300 километров в час), хорошим обслуживанием пассажиров. Главные железнодорожные магистрали: Париж – Лион – Марсель; Париж –Тур – Бордо; Париж – Лимож – Тулуза и другие пути, связывающие Париж с периферийными районами. Важнейшие нефте - и продуктопроводы:

Марсель – Лион – Стасбург и Гавр – Париж.

Значительная часть перевозок стройматериалов и топлива осуществляется внутренними водными путями по судоходным рекам и каналам, протяженностью около 7тыс. километров. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке Франции. Их основной стержень – Сена, которая через Уазу и Сен-Кантенский канал связана с Северным промышленным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн – с Лотарингией, Сааром и Рейном. Европейский Союз придает важное значение совершенствованию водных путей, соединяющих восточную Францию с соседними странами и с Северным и Средиземным морями. С этой целью завершаются работы по модернизации каналов Рейн-Рона и улучшению условий судоходства по Сене и Роне. Главные речные порты страны – Париж, Стасбург, Руан.

Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные водные пути.

Во внешних связях исключительно важную роль играет морской флот и авиатранспорт. Морские перевозки составляют около 300 млн тонн в год. Следует отметить, что вес прибывающих грузов в три раза больше, чем отправляемых, потому что Франция экспортирует по морю более легкие и ценные товары, чем импортирует (более 2/5 ввоза – нефть). Около 75% морских перевозок идет через четыре порта: Марсель, Гавр, Дюнкерк и Руан, но самые главные – Марсель и Гавр. Марсель, грузооборот которого за год превышает 100 млн тонн, уступает в Западной Европе только Роттердаму. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр, грузооборот которого около 80 млн тонн, и Руан – морские аванпорты Парижа. Порт Дюнкерк – морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции обслуживаются портами Бордо и Нант-Сен-Назер. До недавнего времени в пассажирских перевозках большое значение имели Булонь, Дьеш и Кале, обслуживающие сообщения с Англией. С 1994 г. для этих целей стал использоваться туннель под Па-де-Кале. Главные военно-морские базы – Брест и Тулон.

В авиационных перевозках основную роль играют государственная компания «Эр-Франс» и аэропорт Парижа.

Франция — одна из самых богатых природными ресурсами стран За-падной Европы. Недра Франции богаты каменным углём (Северный бас-сейн и Сент-Этьен), железными рудами (Лотарингия), урановыми рудами (Центральный массив), калийными солями (Эльзас). Франция обладает прекрасными агроклиматическими и почвенными ресурсами , способст-вующими развитию сельского хозяйства. Важное значение имеют рек-реационные ресурсы : источники минеральных вод (Виши), горные (Аль-пы, Пиренеи) и морские курорты (Лазурный берег).

Для страны характерна постиндустриальная структура экономики, большая часть ВВП создаётся в непроизводственной сфере.

Во Франции развиты все виды добывающей промышленности : угольная , горнорудная (добыча железных, алюминиевых и урановых руд) и горно-химическая (добыча калийных солей).

Энергетика Франции выделяется развитием атомной энергетики, ко-торая производит 73% всей электроэнергии в стране. Уделяется большое внимание развитию нетрадиционных видов энергетики, особенно при-ливной (Ране) и ветровой. По общему производству электроэнергии (более 550 млрд. кВт ч) Франция занимает 2 место в зарубежной Европе и седьмое в мире.

Основные центры чёрной металлургии сосредоточены в старом Ло-тарингском промышленном районе (Флоранж, Лонгви, Тьонвиль, Айанж) и в портовых центрах — в Дюнкерке и Фосе, ориентированных на им-портное сырьё.

Среди отраслей цветной металлургии наибольшее развитие получили алюминиевая промышленность, сконцентрированная в гидроэнергетиче-ских районах Альп (Л’Аржантьер и Сен-Жан-де-Морьен) й Пиренеев (Ланмезан), и производство свинца и цинка (Крей), использующие при-возное сырьё.

Ведущей отраслью промышленности является высокоразвитое мно-гоотраслевое машиностроение : автомобилестроение (Париж, Монбельяр, Лион, Ренн), авиакосмическая промышленность (Париж, Тулуза, Бордо), железнодорожное машиностроение (Лилль, Лион, Дижон), судостроение (Марсель, Нант, Сент-Назер, Шербур и Брест), тяжёлое машиностроение (Лилль), электротехническая промышленность (Париж, Гренобль, Лион, Ницца).

Среди отраслей химической промышленности Франция специализи-руется на производстве минеральных удобрений (Эльзас, Северный рай-он, Нижняя Рона), полимеров (Северный район, Нижняя Сена, Нижняя Рона, Марсель, Лион), шин и других изделий из резины (Париж, Клер-мон-Ферран), и, конечно, особое место занимает тонкая химия — пар-фюмерная и фармацевтическая промышленность, главным центром кото-рой является Париж.

Лёгкая промышленность , где ведущие позиции занимает текстильная промышленность , сконцентрирована в трёх промышленных районах: в Северном (производство хлопчатобумажных, шерстяных, льняных, джу-товых тканей), в Эльзасе (хлопчатобумажная промышленность) и в Лио-не (производство шёлковых и синтетически тканей), а главным законода-телем моды и центром швейной промышленности и галантереи является Париж.

Во Франции развиты все виды пищевой промышленности , однако мировую славу ей принесли виноделие (по производству виноградных вин Франция занимает 1 место в мире), где выделяются Бордо, Коньяк, Шампань, Эльзас, долина Луары, Лангедок, и молочная промышленность (Париж и Нормандия). Материал с сайта

Важной отраслью экономики Франции является сельское хозяйство . По производству и экспорту сельскохозяйственной продукции Франция является крупнейшей европейской державой.

Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнооб-разием отраслей при незначительном преобладании животноводства (51% сельхозпродукции), где выделяются молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Основные направления растениеводства: зерновое хозяйство (производство пшеницы, кукурузы, ячменя, ржи, а на юге — риса), картофелеводство, садоводство, виноградарство, выращивание сахарной свёклы, подсолнечника, рапса, табака. Важное место занимает рыболовство и устричный промысел.

На этой странице материал по темам:

  • Доклад краткое содержание на тему париж

  • Доклад по географии на тему франция что производят, какие животные обитают

  • Селекционная промышленность по географии доклад

  • Париж доклад по географии кратко

  • Краткий доклад по географии о франции

Вопросы по этому материалу:

Промышленное производство является ведущей сферой экономики Франции. На него приходится 20 % национального ВВП и половина от всей экспортируемой государством продукции. Более того, в данной сфере работает около 27 % от всех занятых жителей страны. Главные Франции - это машиностроение, энергетика, металлургия и автомобилестроение.

Машиностроение

На этот сегмент экономики страны приходится порядка 40 % занятых промышленных рабочих и стоимости продукции. Ведущая роль области принадлежит общему и транспортному машиностроению. Государство занимает одну из лидирующих позиций на планете в таком показателе, как производство и экспорт машин различного предназначения. Интересная особенность отрасли заключается в том, что она в значительной мере (около 25 %) сконцентрирована в Париже и его окрестностях. Международная специализация промышленности Франции в данной сфере связана, прежде всего, с такими направлениями, как выпуск автомобилей, вооружения, космической и авиационной техники, а также оборудования для АЭС.

Ежегодно с конвейеров французских предприятий сходит до 4 миллионов автомобилей. Неудивительно, что это направление зачастую называют одной из основ национальной промышленной структуры. Ведущими производителями легковых машин считаются компании «Рено» и «Пежо-Ситроен». На них приходится более, чем 90% от всех выпущенных авто.

Отдельных слов заслуживает и авиаракетная промышленность Франции, которая является лидером на территории Западной Европы. Страна выпускает самолёты и вертолёты для военных и гражданских целей, а также ракеты. Практически все функционирующие в этой области заводы находятся в государственной собственности. Они расположены в Париже, Бордо, Тулузе и других крупных городах.

Энергетика

В связи с тем, что страна не может похвастаться большими залежами традиционных ресурсов, после окончания второй мировой войны правительство начало уделять много внимания развитию ядерной энергетики. Не изменилась специализация промышленности Франции в этом направлении и в наши дни. В большей мере отрасль опирается на собственную сырьевую и научно-техническую базу. Ежегодно страна добывает до трёх тысяч тонн Вместе с этим часть её импортируется из африканских стран (преимущественно Габона и Нигера). В государстве по состоянию на сегодняшний день функционирует более 50 атомных энергоблоков, производящих более 70 % электроэнергии. По уровню развития ядерной энергетики оно уступает только США.

Вместе с этим общего количества добываемых ресурсов, в том числе нефти, природного газа и угля, хватает для обеспечения страны лишь наполовину. Это делает её сильно зависимой от импорта энергоносителей. Таким образом, государственная политика правительства в этой сфере направлена на сокращение потребления энергии. Это, в свою очередь, дало толчок развитию альтернативных её видов. Как результат, довольно развитым стало использование энергии ветра, солнца и приливов.

Металлургия

Уровень развития и выплавки алюминия в стране является довольно высоким. Вместе с этим из-за высокой конкуренции со стороны других государств эти Франции в последние годы характеризуются небольшим спадом. Как бы там ни было, местные предприятия ежегодно выплавляют порядка 19 миллионов тонн стали и почти 14 миллионов тонн чугуна. Большинство заводов отрасли расположено в Лотарингии, где работает с использованием железной руды, которая там же и добывается. Очень важными стали и металлургические комбинаты, что находятся в городах Фосе и Дюнкерк. Их отличительной особенностью является расположение возле моря, что позволяет существенно экономить на транспортировке прибывающего в порты импортного сырья. Нельзя не отметить и электрометаллургию, которая развита неподалёку от ГЭС в горных регионах страны. Её продукцией являются цветные металлы, ферросплавы, а также высококачественные сорта стали.

Текстильная промышленность

В таком сегменте, как легкая промышленность Франции, наибольшее значение имеет текстильная отрасль. Она уже не играет такой важной роли для экономики страны, как ранее, однако находится на одной из лидирующих позиций в Западной Европе. Основной её отличительной характеристикой стала высокая доля потребления шерсти с хлопком. При этом процент использования синтетических волокон является незначительным. По состоянию на сегодняшний день в отрасли заняты более 250 тысяч работников, в то время как среднегодовой денежный оборот в ней оценивается в 28 миллиардов евро. Около 30 % изготовленной в отрасли продукции экспортируется в другие страны.

В целом выделяется несколько основных районов, где сосредоточено большинство предприятий этой отрасли промышленности Франции. На севере государства находятся в основном джутовые, льняные и шерстяные заводы. Этот же регион является центром хлопкопрядения. Трикотаж изготовляется преимущественно в Париже, Рубе и Труа. Что касается выделки тканей из химических волокон, то крупнейшие фабрики, специализирующиеся на этом, находятся в Лионе. Центром хлопчатобумажного производства стал Эльзас.

Химическая промышленность

По объёму производства и экспорту различных химикатов государство входит в пятёрку мировых лидеров. Благодаря наличию собственной сырьевой базы, в стране хорошо развито изготовление минеральных удобрений, пластмасс и синтетического каучука. Практически во всех регионах функционируют крупные предприятия из этой сферы.

Химическая промышленность Франции в Эльзасе представлена производством калийных удобрений, в Лотарингии налажено производство соды и углехимия, а в Ландах преобладает лесохимия. Что касается Парижа, то здесь существенные успехи были достигнуты в таких направлениях, как парфюмерия и фармацевтика. Заметная доля производства сконцентрирована неподалёку от портов. Такие заводы используют в основном импортное сырьё.

Обрабатывающая промышленность

В последние несколько десятилетий Франции претерпела ряд изменений. Прежде всего, в данном случае речь идёт об уменьшении её энергоемкости и зависимости от материальной базы. Если электротехническое производство в этот период выросло, то для некоторых традиционных сфер машиностроения характерным стало существенное сокращение (сильно уменьшилось изготовление станков и оборудования, тоннаж спускаемых на воду судов).

В химической отрасли начало отдаваться предпочтение выпуску синтетических смол и пластмасс, в то время как роль неорганической химии практически свелась к нулю. Явным стал процесс свёртывания отраслей, раньше играющих ведущую роль в экономике государства. К примеру, традиционными способами сократилась на 30 %. С другой стороны, этот процесс существенно модернизирован, поэтому теперь продукт производится кислородно-конверторным методом либо посредством электропечей.

Агропродовольственная промышленность

Основным потребителем продукции сельского хозяйства является агропродовольственная промышленность Франции. Кратко говоря, ежегодно ею обеспечивается товарооборот, составляющий более 122 миллиардов евро. Это даёт все основания называть эту область экономики одной из важнейших для государства. Значительная доля в этом направлении деятельности приходится на переработку продуктов, имеющих животное происхождение. Довольно высокими показателями могут также похвастаться компании, специализирующиеся на переработке овощей и фруктов, а также на производстве безалкогольных и алкогольных напитков. Большое количество выпускаемой продукции экспортируется за рубеж.

Авиакосмическая промышленность

Каждое пятое рабочее место в стране обеспечивается за счёт новейших отраслей. Авиакосмическая промышленность Франции является одной из них. Сфера в значительной мере сконцентрирована в Парижском округе и юго-западной части страны. На экспорт приходится более половины выпускаемой ею продукции.

Большинство из местных компаний, функционирующих в сегменте, находятся в государственной собственности. Наличие с зарубежными партнёрами позволяет местным предприятиям эффективно противостоять конкуренции на международной арене. Ярким примером здесь можно назвать всемирно известную компанию Airbus, которая стала результатом сотрудничества Франции, Англии, Германии и Испании.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что промышленность Франции характеризуется очень неравномерным размещением. В столице государства и её окрестностях производится около 20 % всей продукции. Такая же доля принадлежит Северному и Лионскому районам. При этом уровень индустриализации в восточных и северных регионах существенно превышает аналогичный показатель центра, юга и запада страны. В данной статье более подробно рассмотрены лишь ведущие сферы французской промышленности. Стоит учитывать тот факт, что сейчас в стране на должном уровне развития находятся также электротехническая и строительная промышленность, биоиндустрия и многие другие отрасли.

Ведущая роль области принадлежит общему и транспортному машиностроению. Государство занимает одну из лидирующих позиций на планете в таком показателе, как производство и экспорт машин различного предназначения. Международная специализация связана, прежде всего, с такими направлениями, как выпуск автомобилей, вооружения, космической и авиационной техники, а также оборудования для АЭС.


За год в стране выпускается от 3 до 4 миллионов автомобилей (из них около 90% легковых). Легковые автомобили производятся в основном на заводах 2 компаний: госпредприятии «Рено» и частной фирмой «Пежо-Ситроен». Более половины автомобилей выпускается в Париже и его пригородах. Другие центры автомобилестроения это Лион, Гавр, Ле-Ман.


Значительны успехи Франции в самолетостроение и ракетной технике. Широко используются во всем мире французские вертолеты, гражданские реактивные самолеты «Каравелла» и «Конкорд», бомбардировщики «Мистер», истребители «Мираж». "Мираж" многоцелевой истребитель ВВС Франции



В связи с тем, что страна не может похвастаться большими залежами традиционных ресурсов, после окончания второй мировой войны правительство начало уделять много внимания развитию ядерной энергетики. Не изменилась специализация промышленности Франции в этом направлении и в наши дни. В большей мере отрасль опирается на собственную сырьевую и научно- техническую базу. Ежегодно страна добывает до трёх тысяч тонн урановой руды. Вместе с этим часть её импортируется из африканских стран (преимущественно Габона и Нигера).


В государстве по состоянию на сегодняшний день функционирует более 50 атомных энергоблоков, производящих более 70 % электроэнергии. По уровню развития ядерной энергетики оно уступает только США. Вместе с этим общего количества добываемых ресурсов, в том числе нефти, природного газа и угля, хватает для обеспечения страны лишь наполовину. Это делает её сильно зависимой от импорта энергоносителей.


Уровень развития чёрной металлургии и выплавки алюминия в стране является довольно высоким. Местные предприятия ежегодно выплавляют порядка 19 миллионов тонн стали и почти 14 миллионов тонн чугуна. Большинство заводов отрасли расположено в Лотарингии, где работает с использованием железной руды, которая там же и добывается.


В таком сегменте, как легкая промышленность Франции, наибольшее значение имеет текстильная отрасль. Она уже не играет такой важной роли для экономики страны, как ранее, однако находится на одной из лидирующих позиций в Западной Европе. В целом выделяется несколько основных районов, где сосредоточено большинство предприятий этой отрасли промышленности Франции. На севере государства находятся в основном джутовые, льняные и шерстяные заводы. Этот же регион является центром хлопкопрядения. Трикотаж изготовляется преимущественно в Париже, Рубе и Труа. Что касается выделки тканей из химических волокон, то крупнейшие фабрики, специализирующиеся на этом, находятся в Лионе. Центром хлопчатобумажного производства стал Эльзас.


По объёму производства и экспорту различных химикатов государство входит в пятёрку мировых лидеров. Благодаря наличию собственной сырьевой базы, в стране хорошо развито изготовление минеральных удобрений, пластмасс и синтетического каучука. Практически во всех регионах функционируют крупные предприятия из этой сферы.



Frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii -frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii -frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii -frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii

Промышленность Франции – это ведущая направление экономики страны. Она составляет одну треть ВВП и 50% экспорта. Более развиты машиностроение, энергетика, химическая, электротехническая и нефтеперерабатывающая отрасли. Однако металлургическая и, некогда занимавшая особую роль, текстильная промышленность сокращают производство. Отличительная особенность промышленности в данной стране — постоянная реструктуризация, внедрение инновационных технологий и неравномерное развитие сфер.


Машиностроение

Машиностроению во Франции принадлежит ключевая роль в промышленности. Продукцию концернов Renault, Peugeot-Citroen, Alstom знают с хорошей стороны во всём мире.Центры отрасли — Париж, Иль-де-Франц, Эльзас, Лотарингия, Рона-Альпы, области окружающие Нант и Тулузу. Здесь задействованы 40% промышленных рабочих.
Франция поставляет на мировой рынок:

автомобили, 4 млн. шт. в год сходит с конвейера, 90% легковые;

вооружения;

космическую и авиационную технику;

оборудование для АЭС.

Валовой внутренний продукт машиностроительной отрасли занимает 2 место среди стран Европы.

Автомобилестроение

Peugeot Citroen, основанная в 1974 г. стала одним из основных производителей французских автомобилей.

Renault, основанная в 1899 г. участвует в международных слияниях и поглощениях, сейчас компания возглавляет одну из линий мирового автомобилестроения.

Центрами машиностроения стали пригороды Парижа и Лиона, Сошо-Монбельяр. Половина производимых автомобилей идёт на экспорт.

Судостроение

Судостроение во Франции является значительным звеном военно-промышленного потенциала. Она остаётся одной из старейших отраслей, на данный момент из-за конкуренции с снизила объёмы производства. Состоит судостроение из научно-исследовательских учреждений и предприятий, которые:

разрабатывают;

проектируют;

производят;

ремонтируют и модернизируют суда и корабли.

Кораблестроительные верфи располагаются непосредственно вблизи моря или на судоходных каналах, реках, где поблизости имеются металлургические заводы, которые снабжают их комплектующим оборудованием и листовой сталью. В судостроении занято 20000 человек, центры в Сен-Назере, Гавре и Вандее.

Станкостроение

Станкостроение во Франции ориентировано на крупных заказчиков аэрокосмической и автомобильной промышленности.

Авиационная промышленность

Основой авиационной промышленности Франции служат 50 крупных предприятий, которые выпускают:

— самолёты;

— вертолёты;

— беспилотные летательные аппараты;

— авиационные двигатели и комплектующие.

На них занято порядка 40000 рабочих. Основными производителями военной летающей техники являются корпорации «Дассо авиасьон», «Эрбас груп» и «Сафран». Центры в Тулузе и Париже.

Электротехническая промышленность

Французская электротехническая промышленность представляется главным образом компанией «Коипани женерель дэлектрисите». Более половины продукции поставляется за границу государства.

Энергетика Франции

В связи с нехваткой природных ресурсов во Франции широко используется ядерная энергетика. Фундаментом для её развития служит научно-техническая и сырьевая база. Здесь добывается около 3000 тонн урановой руды в год, часть сырья ввозится из стран Африки. Порядка 70% электроэнергии производится на АЭС. Уровень развития ядерной энергетики позволяет Франции занять 2 место в мире, после США.

Наряду с использованием атомных энергоблоков, в стране разрабатывают альтернативные источники получения энергии:

Гидроэнергетика, преимущественно в Центральной части, Альпах и на реках Дюранс, Рона и Рейн.

Ветроэнергетика, правительством была поставлена цель к 2023 году увеличить в 2 раза производительность ветровых электростанций.

Мощность фотоэлектрической солнечной энергетики до 2030 года должна достигнуть 18200-20200МВт.

Также правительство страны поддержало политику сокращения потребления энергии.

Нефтегазовая промышленность

Основными представителями в данной сфере во Франции стали Total и Air Liquide. Французское правительство приняло решение о запрете добычи газа и нефти после 2040 года. Как только закон вступит в силу разведка и добыча нефти и газа станет нелегальной, разрешения на этот вид деятельности уже перестали выдавать. Основная часть продукции нефтегазовой промышленности добывается во Французской Гвиане и составляет 815000 тонн в год. Это составляет 1% от необходимого стране, остальные 99% импортируется.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность во Франции занимает важную позицию, на её долю приходится 20% всей сельскохозяйственной продукции ЕС. В этой сфере трудится 585000 человек. Основными секторами производства являются:

Мясные и молочные продукты.

Напитки. Важнейшей отраслью является виноделие. Здесь Франция разделило первенство по производству вина с Италией. Центры находятся в Бургундии, Шампани и Бордо.

Корма для животных.

Хлебобулочные и кондитерские изделия.

Переработанные овощи и фрукты.

Масла и жиры.

Мука и крупы.

Переработанная рыба и морепродукты.

Соусы, приправы и вкусовые добавки.

Основу французской пищевой промышленности составляют малые и средние предприятия, на долю крупных фирм приходится 2%. Большая часть готовой продукции идёт на экспорт, лидирующими здесь являются спиртные напитки и сыры. Во Франции большое внимание уделяется подлинности продуктов.

Текстильная промышленность

Производство льняных и хлопковых тканей, джута и шерсти сосредоточилось в Лилие, Армантьере – традиционные центры текстильной отрасли. Хлопчато-бумажные ткани изготовляют в Эльзае и Вогезах. Центром производства хлопчатобумажного волокна остаётся Лион. Трикотажные изделия и полотна, отличающиеся качеством исполнения и дизайном, выпускают в Париже, Труа, Рубе.

Более 15000 человек заняты в швейной отрасли страны. Основу составляет работа на дому и мелкие мастерские. 35% от объёма швейных изделий приходится на швейную продукцию и галантерею. Несмотря на то, что текстильная промышленность Франции утратило ведущее положение в стране, всё же по качеству и объёму лидирует среди европейских стран.

Отличительная особенность текстильной промышленности Франции сегодня — небольшие объёмы производства, позволяющие быстро реагировать на запросы потребителей.

Фармацевтика

Крупная фармацевтическая компания Франции – это Sanofi. В этом сегменте работает ряд средних предприятий:

Servier в Сюрене;

Les Laboratoires Pierre Fabre обосновалась в Касторе;

BioMerieux -Марси-лЭтуаль;

Ipsen — в Париже;

Laboratoires Boiron — Мессими;

Laboratoire Urgo – в Шенове;

Arkopharma – в Карросе;

Guerbet – находится в Вильпенте.

Фармацевтическая промышленность занимает 4 место в мире среди производителей лекарственных препаратов. В этой отрасли занято 94,5 тыс. человек.

Парфюмерно-косметическая промышленность

Многовековые традиции изготовления парфюмерии и косметики гарантируют высокий уровень продукции. Франция обеспечивает информационную поддержку, имеет отработанные схемы дистрибуции и постоянно инвестируется в научные исследования отрасли. Яркие представители сферы — L’Oreal, с центрами в Гоши, Рамбуйе, Кодри, Оне-су-Буа, Ле-Тийе; Lancome, CHANEL, Estee-Lauder, Garnier. Доля парфюмерии на рынке косметики составляет две тритии сбыта.

Металлургическая промышленность

В связи с неконкурентоспособностью французская металлургическая промышленность переживает спад производства.

Черная металлургия

По объёму производства черная металлургия Франции занимает 9 место в мире. Предприятия данной отрасли сосредоточены в Лотарингии -27% общего производства, на севере страны – 41% продукции, на юго-востоке. Крупные представители черной металлургии: «Sollac», «Unimetal», «Ascometal».

Цветная металлургия

Отличительной особенностью цветной металлургии во Франции служит низкая обеспеченность сырьевой базы, из-за чего ежегодно сокращается производство кок цинка, урана, золота. Шахты по добычи бокситов, олова были закрыты. За пределы страны перемещаются работы по выплавке чернового металла. Крупные представители цветной металлургии: «Cogema», «Metaleurope», «Pechiney».

Перерабатывающая промышленность

В переработке заняты следующие предприятия:

Юзинор – переработка стали;

Пешинэ – алюминий;

Saint-Gobain – занимает 2 место по экспорту стекла в мире;

Plastic Omnium, Соммье Аллибер – лидеры по переработке пластмассы;

MICHELIN – лидер на мировом рынке по производству шин.

Химическая промышленность

Энергетический кризис, в котором Франция находилась последние двадцать лет, отрицательно отразился на химической индустрии. В стране снизили производство азотных удобрений, химических волокон. Менее эффективные заводы закрыли, заказы перенаправили в более рентабельные предприятия.
В настоящее время Французская химическая промышленность занимает 4 место, после США, Германии, Нидерландов, по экспорту продукции.

В данной отрасли задействовано 236,5 тыс. человек.

Транспорт Франции

Транспортные сети протянулись на 146 км. дороги. Железнодорожное полотно занимает 29901 км. по протяженности это 2 место в Европе.
Французская национальная железнодорожная компания SNCF осуществляет основную часть железнодорожных перевозок. В начале 80-х годов XX века сократились грузовые перевозки, сейчас транспортная сеть направлена на пассажирские перевозки.