Дом Был Списан С Баланса Как Жилое Помещение. Определены правила списания с баланса многоквартирных домов

ПЕРВОМАЙСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
21-я внеочередная сессия I созыва
РЕШЕНИЕ

О списании с баланса
жилых домов

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 21 августа 2014 года №54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», статьями 36, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. №491, письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006г. №14316-РМ/07 «О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления», с целью приведения учета помещений в соответствии с требованиями законодательства, Уставом муниципального образования Первомайское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, Первомайский сельский совет

1. Снять жилые дома, права государственной или муниципальной собственности на которые прекращены в результате приватизации и иных гражданско-правовых сделок, с баланса администрации Первомайского сельского поселения, приложение.

2. Ведущему специалисту-бухгалтеру Назаровой С.В..
2.1. Списать со счетов бухгалтерского учета жилые дома, указанные в приложении.

3. Исключить жилые дома, указанные в приложении, из реестра учета муниципального имущества Первомайского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.

4. Обнародовать настоящее решение путем размещения его на информационном стенде администрации Первомайского сельского поселения (второй этаж административного здания Первомайского сельского поселения, расположенного по адресу: Симферопольский район, с. Первомайское, ул. Ленина, д. 58) и на официальном сайте муниципального образования Первомайское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым (сайт).

5. Контроль за исполнением данного решения возложить на Начальника отдела-главного бухгалтера Домнич В.Н.

6. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

Председатель Первомайского сельского совета -
глава администрации Первомайского сельского поселения Н.Н.Юрченко

Приложение
к решению 21-й внеочередной сессии 1 созыва
Первомайского сельского совета
от 18 ноября 2015 г. №-111/15

Перечень жилых домов (50 % приватизировано), подлежащих списанию с баланса администрации Первомайского сельского поселения.

Статья 25 . Порядок списания жилых помещений муниципального жилищного фонда

1. Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию Сургутский район, находящиеся в муниципальной казне Сургутского района (далее - жилые помещения), могут быть списаны с баланса по следующим основаниям:

Признание жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу;

Признание жилого помещения аварийным и подлежащим сносу;

Фактического сноса жилых домов, осуществленного до 01 января 2014 года, признанных в установленном порядке непригодными для проживания в рамках реализации программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, связанных с переселением граждан из непригодного жилья;

Уничтожение жилого помещения в результате фактического разрушения жилого дома;

Уничтожение жилого помещения в результате техногенной чрезвычайной ситуации (пожар, взрыв, внезапное обрушение и прочее).

2. При списании жилых помещений создаётся комиссия по списанию (далее - комиссия), которая ежегодно назначается приказом директора Департамента.

3. В состав комиссии включаются: руководитель Департамента либо его заместитель (председатель комиссии), специалисты управления муниципальным имуществом Департамента, специалисты управления жилищно-правовой политики Департамента, специалисты управления по финансам и бухучёту Департамента.

4. В компетенцию комиссии входит:

а) осмотр места нахождения жилого дома, в котором находятся жилые помещения, подлежащие списанию;

б) установление причин списания жилых помещений;

в) составление акта на списание жилых помещений после проведения всех необходимых процедур по списанию, предусмотренных настоящим порядком.

5. В течение 60 дней после поступления жилого помещения в муниципальную казну Сургутского района Департамент обеспечивает сбор документов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, проверяет их и обеспечивает подготовку проекта постановления администрации района о списании жилых помещений (далее - постановление администрации), обеспечивает согласование постановления администрации с отраслевыми (функциональными) органами администрации района в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.

6. К проекту постановления администрации Департамент прикладывает следующие документы:

а) заверенная копия приказа об образовании комиссии;

б) перечень жилых помещений, подлежащих списанию, подписанный членами комиссии;

в) правоустанавливающие документы на жилые помещения;

г) инвентарная карточка объекта основных средств;

д) акт осмотра комиссией места нахождения жилого дома, в котором находятся жилые помещения, подлежащие списанию;

е) копия правового акта администрации района о включении жилого дома в перечень жилых домов, подлежащих сносу и утилизации на территории Сургутского района;

ж) документы, подтверждающие фактическое и юридическое отсутствие прав граждан на жилое помещение, подлежащее списанию;

и) документы, подтверждающие факт техногенной чрезвычайной ситуации (пожар, взрыв, внезапное обрушение и прочее).

7. В течение 30 дней после издания постановления администрации Департамент списывает с баланса и исключает из реестра муниципального имущества жилые помещения.

8. Департамент в течение 30 дней после исключения из реестра муниципального имущества направляет информацию в орган, осуществляющий государственный учёт объектов недвижимого имущества.

Правительство определило процедуру списания с баланса министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, государственными предприятиями и органами местного самоуправления многоквартирных домов, в которых расположены помещения частной и других форм собственности. Соответствующий проект постановления Кабмина одобрили вчера, 30 марта, на заседании правительства, передает СтройОбзор.

Порядком списания многоквартирных домов с баланса министерств, ЦОИВ, госпредприятий и органов местного самоуправления предусмотрено, что:

  • списание с баланса многоквартирных домов осуществляется балансодержателем на основании принятого им распорядительного документа;
  • для списания многоквартирных домов с баланса образуется комиссия;
  • комиссия с целью фиксации технического состояния дома перед списанием проводит осмотр дома;
  • по результатам работы комиссии составляется акт о списании многоквартирного дома по форме согласно приложению к постановлению, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается балансодержателем.

Отметим, что согласно проекту постановления Кабмина «Об утверждении порядка списания с баланса многоквартирных домов» процедура списания следующая.

Основанием для списания дома с баланса является наличие в нем помещений частной формы собственности (приватизированные квартиры, встроенные помещения магазинов или офисов и прочее).

Инициатором списания может выступать:

  • балансодержатель, который определяет, имеющиеся в доме помещения частной собственности (может это осуществлять с помощью информации из государственного реестра недвижимости);
  • частный владелец или владельцы помещений путем обращения к балансодержателя о начале процедуры списания с баланса (процедура должна быть начата в 10-дневный срок со дня получения уведомления собственников).

О начале процедуры списания балансодержатель принимает распорядительный документ (приказ, распоряжение) и сообщает об этом жильцам дома.

Балансодержатель утверждает состав комиссии в составе не менее 5 человек (представители балансодержателя, ЖЭКа, управляющего и от совладельцев). Комиссия проводит осмотр для определения технического состояния дома и составляет акт по форме, предусмотренной проектом постановления. Акт представляется на утверждение балансодержателя, после чего процедура считается завершенной. Срок проведения процедуры списания не более 2 месяцев со дня начала процедуры (принятие решения о списании).

Если в доме есть помещения, принадлежащие государству или местному совету, но не оформлены надлежащим образом (не зарегистрированы в государственном реестре недвижимости), то такие квартиры отдельно берутся Министерством, ЦОИВ, на баланс и учет к оформлению необходимых документов.

Напомним, в мае 2015 года вступил в силу Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирных домах», согласно которому ЖЭКи до 1 июля 2016 года должны с писать с баланса многоэтажки, а жильцы должны сами определить, кто будет ответственным за обслуживание их домов.

Подскажите пожалуйста процедуру списания (снятия с баланса) нежилого здания находящиеся на балансе администрации сельского поселения. Здание в полуразрушенном состоянии. опишите, пожалуйста, порядок с самого начала. с чего начинать, какие документы будут нужны?

Ответ

Необходимость списания нежилого здания устанавливает ликвидационная комиссия учреждения, она должна подготовить акт о списании основного средства (ф. 0504104), утверждаемый руководителем учреждения, а также документы для согласования с вышестоящей организацией. В заключении комиссии акта ф. 0504104 должны быть указана дальнейшая судьба нежилого здания. До момента демонтажа или утилизации, либо до принятия решения о реализации или безвозмездной передаче нежилое здание, учитывается на забалансовом счете 02. На основании акта о списании в инвентарной карточке учёта основных средств (ф. 0504031) делается отметка о выбытии здания. Когда основное средство ликвидируют, демонтируют или разбирают, остаются отдельные материалы, которые можно использовать. Такое имущество надо оприходовать. Стоимость полученных материалов определяйте по справедливой стоимости на дату принятия к бухучету. Чтобы подтвердить необходимость ликвидации нежилого здания необходимо провести техническую экспертизу. Такую экспертизу может провести комиссия учреждения, если в ее составе находятся квалифицированные специалисты. В отношении муниципального имущества может быть требование о проведении независимой технической экспертизы, которое закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Результаты экспертизы оформляют актом или заключением. И этот документ, как правило, нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект. Поэтому Вашему учреждению необходимо обратиться в вышестоящую организацию за разъяснением необходимости проведения независимой технической экспертизы.

Списанное здание нужно снять с регистрационного учета.

Обоснование

Как оформить и учесть списание основных средств

С 1 января 2018 года ввели критерии, по которым списывают имущество. Чтобы ликвидировать объект, получите решение от комиссии по активам. При необходимости согласуйте ликвидацию с вышестоящим собственником имущества. Далее оформите акты на списание и проведите операции в учете: спишите основное средство и его амортизацию. Годные материалы и запчасти, которые остались от объекта, примите к учету. В рекомендации читайте о новых критериях выбытия основных средств, этапах ликвидации и как отразить списание в учете.

Когда ОС списывают

Когда основное средство можно списать

Основные средства ликвидируют и списывают с учета, если:

 имущество морально устарело или физически износилось;

 случилась авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, и имущество нельзя восстановить;

 обнаружили хищение или недостачу узлов и агрегатов, без которых имущество невозможно использовать, а менять их нецелесообразно;

 выявили порчу имущества;

 объект реконструируют или модернизируют, в результате чего часть имущества становится непригодной;

 приняли решение, что объект не соответствует критериям актива;

 передали в аренду или безвозмездное пользование, принимающая сторона учла его в составе основных средств;

 передали учреждению госсектора, продали или подарили.

Обнаружить это комиссия может при очередной или внеплановой инвентаризации.

Когда принимаете решение списать основное средство, учитывайте критерии, по которым объект перестает быть активом:

 учреждение не контролирует актив, не несет расходы на него и не получает доходы или полезный потенциал;

 учреждение не распоряжается имуществом;

 величину дохода или расхода от выбытия можно оценить;

 прогнозируемые к получению доходы или полезный потенциал, а также прогнозируемые затраты или убытки от выбытия имеют оценку.

Это следует из пунктов 45, 46 Федерального стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н, пункта 81 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016. № 256н, пунктов 20, 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Если основное средство состоит из нескольких конструктивно сочлененных предметов, ликвидировать его можно частично. Демонтируйте ту часть объекта, которую нельзя восстановить. Например, чтобы не сносить здание, можно разобрать его отдельный аварийный корпус. Как оформить частичную ликвидацию, читайте в рекомендации.

Нужно ли списать и ликвидировать полностью самортизированное основное средство

Списывайте и ликвидируйте только непригодное имущество, которое нельзя восстановить или дальше использовать экономически невыгодно. Объекты, которые используете, списывать не нужно. 100-процентная амортизация не является самостоятельным основанием, чтобы списать имущество с учета (п. 45, 46 Стандарта «Основные средства», п. 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Поэтому продолжайте учитывать такое имущество по нулевой остаточной стоимости.

Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС от 08.02.2010 № 3-3-05/128.

Что делать при ликвидации основного средства

Основные средства списывайте в таком порядке:

1. материально ответственное лицо сообщает руководству, что имущество нужно списать, например, служебной запиской;

2. руководитель создает ликвидационную комиссию, чтобы определить целесообразность использования объекта;

3. сторонняя организация проводит независимую техническую экспертизу;

4. комиссия составляет акт о списании основного средства или дает заключение, что списывать его нецелесообразно;

5. руководитель согласовывает списание с вышестоящими органами;

6. бухгалтер делает записи в учетных документах, что объект списали.

По региональному или муниципальному имуществу

На региональном и местном уровнях порядок, чтобы списать имущество, устанавливают органы исполнительной власти. Например, в Челябинской области такой порядок установлен распоряжением Минпрома Челябинской области от 02.12.2010 № 1439-р. В пункте 9 распоряжения есть условие, что решение о ликвидации принимают с представителем исполнительного органа по управлению имуществом, который состоит в комиссии.

Когда согласовывать списание

В некоторых случаях списание основных средств нужно согласовать с органом по управлению имуществом или учредителем. По федеральному имуществу порядок согласования установлен постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834. По региональному и муниципальному имуществу такой порядок устанавливают органы субъектов РФ и местного самоуправления.

Как проходит техэкспертиза ОС

Нужно ли проводить техническую экспертизу при ликвидации основных средств

Чтобы подтвердить ликвидацию основного средства, может понадобиться независимая техэкспертиза или оценка. Например, если этого требует законодательство или члены комиссии не могут определить, что объект восстановить невозможно.

Результаты экспертизы оценщики оформят актом или заключением. Этот документ нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект. Например, такое требование по объектам незавершенного строительства есть в приказе Росводресурсов от 23.11.2011 № 294.

По региональному и местному имуществу техэкспертиза может быть закреплена в нормативно-правовых актах субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области ее также нужно проводить, если списывают объект незавершенного строительства, реконструкции, расширения или технического перевооружения. Об этом сказано в постановлении администрации Смоленской области от 25.10.2011 № 673.

Акт техэкспертизы составляют на каждое основное средство, которое будут ликвидировать. В нем указывают:

 наименование объекта;

 инвентарный и серийный номера;

 год выпуска;

 балансовую и остаточную стоимость;

 процент износа, причины и характер неисправности, обоснование нецелесообразности ремонта;

 заключение о целесообразности дальнейшего использования.

Какими документами оформить

Как оформить акт о списании при ликвидации объекта основных средств

Если комиссия решила ликвидировать основное средство, она составляет акт о списании имущества на типовом бланке:

 для транспортных средств (ф. 0504105);

 мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

 литературы, которую исключили из библиотеки (ф. 0504144);

 других основных средств, кроме транспортных (ф. 0504104).

В формах есть реквизит «заключение комиссии», в котором указывают причину, по которой списывают объект. То есть итог результатов осмотра.

Акт, который оформила комиссия, утверждает руководитель учреждения. По федеральному недвижимому или особо ценному движимому имуществу акт сначала согласовывают с учредителем, а потом подписывает руководитель. После этого можно проводить разукомплектование, демонтаж, разбор или утилизацию объекта. Делать это до того, как руководитель утвердит акт, нельзя.

Такой порядок предусмотрен Методическими указаниями по заполнению форм № 0504105, № 0504143, № 0504144, № 0504104, утвержденными приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н, пунктами 34, 52 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктами 9, 10, 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834, и разъяснен в письме Минфина от 19.12.2013 № 02-06-010/56211.

Ситуация: как обосновать списание основных средств при их моральном или физическом износе

В акте укажите, что ремонтировать и использовать имущество в дальнейшем невозможно или нецелесообразно.

Подтвердить моральный или физический износ можно актом технической экспертизы. Если экспертиза не нужна, объект спишите по решению ликвидационной комиссии, которое указывают в акте на списание. Акты комиссия составляет по унифицированным формам.

Запись, почему объект списывают, может выглядеть так: «Сервер не выдерживает возросшей нагрузки вследствие морального износа. Модернизации не подлежит ». Или: «Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен ». Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотная причина списания будет весомым аргументом для судей (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 15.04.2008 № А57-13824/06-17, Северо-Западного округа от 02.11. 2004 № А05-3112/04-12).

В каких документах необходимо проставить отметки о выбытии основных средств

По акту о списании сделайте отметки в инвентарных карточках основных средств (ф. 0504031, 0504032), что их списали с учета (Методические указания, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н).

Что остается после ликвидации

Когда основное средство ликвидируют, демонтируют или разбирают, остаются отдельные материалы, узлы и агрегаты, которые можно использовать. Такое имущество надо оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Бухучет

Как отразить в бухучете списание основных средств

Имущество, которое списали с учета и будете демонтировать или утилизировать, учтите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Подробнее об этом.

Учет основных средств, которые списываете, зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Операции по основным средствам, которые выбывают, отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
Списание основного средства
1. Списана сумма амортизации за период эксплуатации основного средства КРБ.1.104.XX.410 КРБ.1.101.XX.410
2. Списана остаточная стоимость основного средства (по решению комиссии) КДБ.1.401.10.172 КРБ.1.101.XX.410
3. Принято имущество к забалансовому учету в условной оценке 1 руб. (по решению комиссии) Увеличение забалансового счета 02
4. Списано имущество после утилизации (по акту о списании) Уменьшение забалансового счета 02
ХХ - аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Такой порядок установлен пунктами 10, 121 Инструкции № 162н, пункт 46 Стандарта «Основные средства».

Из ситуации

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как учесть материальные запасы, полученные от ликвидации основных средств

Материальные запасы, которые получены при ликвидации основных средств, учтите на основании приходного ордера (ф. 0504207) и требования-накладной (ф. 0504204). Документы составьте на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104) - в нем должна быть отметка о получении материалов в реквизите акта «Результаты выбытия». Это следует из бланка акта, Методических указаний к формам 0504204, 0504207, 0504104, утвержденных приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н, пункта 34 Инструкции № 183н, пункта 34 Инструкции № 174н, пункта 24 Инструкции № 162н и пункта 20 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

Стоимость полученных материалов определяйте по справедливой стоимости на дату принятия к бухучету. Подтвердить размер цен можно заключением независимого оценщика или подготовив собственные материалы и расчеты. Об этом - пункты 52, 59 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

Учет поступивших материальных запасов при ликвидации (разборке, утилизации) основных средств зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Поступление материальных запасов от ликвидации (разборки, утилизации) основных средств отразите проводкой:

Такой порядок установлен пунктом 23 Инструкции № 162н.

До госрегистрации права оперативного управления на полученную недвижимость (по договору дарения, от собственника и т. д.) фактически получается, что имущество поступило в пользование или на содержание учреждения. Такое имущество учитывать на балансе в составе основных средств нельзя. Поэтому учитывайте его на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Как только право оперативного управления будет зарегистрировано и комиссия признает объект активом, учтите его на счете 101.00 «Основные средства». Если это произойдет после 1 января, но до сдачи отчетности - это событие после отчетной даты. В этом случае недвижимость поставьте на баланс датой 31 декабря прошлого года и учтите в годовой отчетности.

Такой вывод следует из пункта 8 Стандарта «Основные средства», пункта 3 Методических рекомендаций по применению Стандарта «Основные средства», доведенных письмом Минфина от 15.12.2017 № 02-07-07/84237, пункта 1.1.4 письма от 02.02.2017 Минфина № 02-07-07/5669, Казначейства России № 07-04-05/02-120.

Наверное, так можно сказать о ситуации, которая складывается с некоторыми многоквартирными домами в столице и других городах Украины.

Как известно до 1 июня 2018 года многоквартирными домами должен будет управлять специальный управитель или созданное ОСМД (ОССБ – укр. мов). Поэтому местные власти стали списывать с баланса многоквартирные дома, особенно это касается домов, которые раньше находились на балансе государственных предприятий и не создали ОСМД или не определились с управляющей компанией.

В такой ситуации, по сути, все проблемы дома ложатся на плечи жильцов. Хотя, и проблемы в других домах тоже лежат на совладельцах многоквартирного дома.

  • Конечно, в такой ситуации лучше действительно всё взять официально в свои руки и создать ОСМД. Ведь именно ОСМД позволяет самим собственникам управлять домом: выбирать поставщика услуг, управителя, формировать обслуживающий технический персонал дома, эффективно управлять общим имуществом дома (сдавать в аренду общие помещения, паркоместа, размещать рекламу и пр).
  • Обязательно делегировать своего представителя в местный орган власти (комиссию относительно вопросов выбора управителя). Стоит сказать, что действующие законодательство не устанавливает императива относительно устранения балансодержателем существующих технических проблем дома перед его списанием с баланса (раньше такое было, но с 2015 года норма была упразднена). Но, лучше составить такой список недочётов и передать в местный орган власти для информации и обоснования участия дома в программе «30/70», если будет создано ОСМД.
  • Обязательно добиваться получения копий всех документов касающихся списания с баланса дома.
  • Если дом был передан органом местного самоуправления в управления коммунальной компании (здесь могут быть и коммунальные компании и частные), то жильцам обязательно следует делегировать своего представителя в комиссию по конкурсному отбору управителя.
  • Следует ознакомиться с тарифами на управление. Ведь уборка, вывоз мусора, дополнительные услуги могут устанавливаться местными органами власти, которые могут разрешить управителю взимать дополнительные платежи, например, некоторые частные ЖЭКи установили плату за справки.

Необходимо помнить, что ОСМД может быть создано совладельцами многоквартирного дома в любой момент, если даже домом управляет выбранный управитель.

После созданий ОСМД и принятия решения о принятии на баланс ОСМД дома – все права по управлению дома переходят именно ОСМД. Власти, старые ЖЭКи, ЖЭКи которые создали застройщики должны передать всю техническую документацию на дом ОСМД. Надо сказать, что именно указанный процесс передачи идёт очень трудно – ЖЭКи, особенно частные, и которые создали застройщики, не спешат передавать документацию, ведь они теряют контроль над домом, а значит и доходы. Здесь прямая дорога в суд. И суды очень часто удовлетворяют такие иски ОСМД.

Действующее законодательство позволяет ОСМД получить бесплатно в собственность земельный участок необходимый для обслуживания собственного дома (этот вопрос был урегулирован в 2015 году). Иными словами местные власти обязаны передать такой земельный участок ОСМД, для этого необходима техническая документация на дом.

Далее ОСМД должно определиться с поставщиками услуг. Здесь тоже хватает проблем, особенно с монополистами водоканалами, поставщиками газа, отопления. Монополисты очень осторожно подходят к заключению договоров с ОСМД. Боятся, что факт создания ОСМД может быть оспорен в суде, кто тогда будет платить?

Да, проблем хватает, но свой дом надо брать в свои руки – таков вывод. И тогда списание с баланса не покажется бедой жильцов, а может обернуться позитивом для последних.