Должно ли непубличное акционерное общество публиковать отчетность, раскрывать информацию? Кто и где должен публиковать бухгалтерскую отчетность

Организация является непубличным акционерным обществом. Нужно ли раскрывать информацию об отчетности? Читайте в статье.

Вопрос: Непубличное акционерное общество, один акционер, публичное размещение ценных бумаг не осуществляет.Должно ли такое АО публиковать, раскрывать информацию?

Ответ: Нет, не должно.

Такая обязанность есть:

У публичных акционерных обществ;

У непубличных обществ с числом акционеров более пятидесяти;

В случае публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг.(ст. 92 Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Обоснование

Кто, как и когда обязан представить бухгалтерскую отчетность

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Так, обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность публичные акционерные общества. Это следует из пункта 1 статьи 66.3 и пункта 6 статьи 97 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 1.1 статьи 1 и Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением ().

Акционерные общества публикуют текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет. Срок - три дня с даты составления аудиторского заключения о достоверности отчетности. В любом случае опубликовать бухотчетность следует не позднее трех календарных дней с даты, когда истек срок ее представления в Росстат (п. 71.4 положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

За 2016 год отчитаться в статистику нужно до 31 марта 2017 года включительно. Срок публикации отчетности вместе с аудиторским заключением выпадает на 4 апреля. Если опоздать с публикацией, будет штраф . Об этом предупреждает Банк России в информационном письме от 30 марта 2016 г. № ИН-06-52/17 .

ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги ().

Требования об обязательной публикации отчетности распространяются в том числе и на организации, применяющие упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137).

Внимание: за нарушение требований законодательства о раскрытии информации эмитентом предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Мера ответственности - штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 700 000 до 1 000 000 руб. - для организации;
  • от 30 000 до 50 000 руб. - для должностных лиц (или дисквалификация на срок от одного года до двух лет).

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, являются управленческими (п. 7 ПБУ 10/99). Поэтому в бухучете отражайте их на счете 26 или счете 44 (для торговых организаций). При расчете налога на прибыль затраты на публикацию годовой отчетности учтите в составе прочих расходов (). При расчете единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами указанные затраты также можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы ().

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Статья 92. Обязательное раскрытие обществом информации

1. Публичное общество обязано раскрывать:
годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;1
сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
иные сведения, определяемые Банком России.

1.1. Непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

2. Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

К ним, в частности, относятся:

  • открытые акционерные общества;
  • банки и другие кредитные организации;
  • страховые организации;
  • общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие публичное размещение облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Согласно информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"» публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность необходимо в случаях, которые установлены федеральными законами. Например:

а) в соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Это требование касается и закрытых акционерных обществ, если они публично размещают облигации или иные ценные бумаги. Обязательное раскрытие осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

Если общество не имеет обязанности раскрывать ежеквартальный отчет, то сроки раскрытия годовой бухгалтерской отчетности таковы:

  • не позднее двух дней с даты истечения срока представления отчетности;
  • если отчетность составлена до истечения срока представления отчетности, то не позднее двух дней с даты ее составления;
  • если годовая отчетность общества подлежит , то до двух дней с даты составления аудиторского заключения (п. 8.1 приказа ФСФР РФ от 4 октября 2011 г. № 11-46/пз-н).

Раскрытие годовой бухгалтерской отчетности обществом осуществляется путем публикования информации на странице в сети Интернет, предоставленной распространителем информации на рынке ценных бумаг, в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 1.7 приказа ФСФР РФ № 11-46/пз-н).

Публикация бухгалтерской отчетности в печатных изданиях для акционерных обществ отменена (приказ Минфина России от 5 июня 2014 г. № 45н);

б) в соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы.

В случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).


Обратите внимание

Организации, обязанные составлять консолидированную финансовую отчетность, также обязаны ее опубликовать. Но такая отчетность составляется в соответствии с . Эти вопросы регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ. В частности, консолидированную отчетность придется составлять фирмам, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (п. 1 ст. 8 Закона № 208-ФЗ).


Составление консолидированной финансовой отчетности не освобождает фирму от необходимости составлять и представлять (а также - в установленных случаях публиковать) бухгалтерскую отчетность, составленную в соответствии с .

Если у компании нет законодательно установленной обязанности публиковать свою отчетность, не стоит думать, что отчетность становится недоступной пользователям. Публичность отчетности достигается в том числе и передачей ее в органы статистики (письмо Минфина РФ от 31 октября 2006 г. № 07-05-04/13). Пунктом 5.10 постановления Правительства России от 2 августа 2008 года № 420 «О государственной статистике» на Росстат возложены функции по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности компаний, расположенных на территории России.

Как сдать бухгалтерскую отчетность в статистику и что будет, если организация не вовремя сдаст отчетность, читайте в бераторе.

У каких организаций(критерии) существует обязанность по опубликованию бухгалтерской отчетности, и где именно она ее публикует? Обязана ли организация публиковать именно в СМИ(газетах) или может только на сайте в сети Интернет?

Акционерные общества обязаны раскрывать свою отчетность в соответствии с приказом Минфина № 101. Кроме того, все юрлица – и ООО, и АО – обязаны размещать на сайте ЕФРСФДЮЛ сведения о фактах своей деятельности.

1. Сведения о фактах деятельности, перечисленные в статье 7.1 Закона № 129-ФЗ (в том числе сведения о чистых активах АО), должны содержаться в федеральном информационном ресурсе – Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (http://fedresurs.ru). Порядок публикации сведений в реестре утвержден приказом Минэкономразвития России от 05.04.13 № 178 .

Ответственность. Если организация является эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или другой компанией из статьи 15.19 КоАП РФ, то ее могут оштрафовать на 700 000–1 000 000 рублей. Для остальных компаний не исключен штраф 3000–5000 рублей (ст. 13.17 КоАП РФ).

2) распространение брошюр, буклетов, других изданий;

3) передача отчетности в орган Росстата по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.

То есть размещения в интернете не достаточно. Нужно обязательно опубликовать отчетность в газете или журнале, либо издать брошюры, либо передать отчетность в территориальный орган Росстата.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух», в материалах «Системы Главбух» vip - версия и в материалах «Системы Юрист» .

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

7. Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат следующие сведения:*

а) запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации);

б) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;

в) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

г) решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

д) запись об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц или о ликвидации юридического лица;

е) запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;

ж) запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;

з) запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;

и) запись об изменении адреса (места нахождения) юридического лица;

к) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;

л) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

м) сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;*

н) сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;

о) сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;

п) иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц не позднее чем в течение пяти дней после внесения этих сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта*».

2. Статья: Есть повод внести сведения в новый реестр

ЗАО «Интерфакс» предупреждает о рисках, возникающих у компаний, которые откладывают публикацию сведений о своей реорганизации, ликвидации, стоимости чистых активов или лицензиях в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (fedresurs.ru). Официальная позиция Интерфакса, которую он сообщил нам на минувшей неделе, заключается в том, что с 1 января 2013 года у компаний существует обязанность вносить данные в новый реестр (ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ). Срок – три рабочих дня после события (получения лицензии, составления годовой бухгалтерской отчетности и т. д.). Из-за того, что отсутствуют специальные нормы об ответственности за неопубликование сведений, можно применить уже существующие. Если организация является эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или другой компанией из статьи 15.19 КоАП РФ, то ее могут оштрафовать на 700 000–1 000 000 рублей. Для остальных компаний не исключен штраф 3000–5000 рублей (ст. 13.17 КоАП РФ). Отсутствие подзаконных актов о порядке ведения реестра не является основанием для освобождения от ответственности. В обоснование такого вывода оператор приводит практику о привлечении к ответственности арбитражных управляющих за неопубликование сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (см., например, решение Арбитражного суда Томской области от 26.03.13 № А67-887/2013). По мнению Интерфакса, с новым реестром ситуация аналогичная и также возможны штрафы, а судебная практика по ним еще не появилась лишь потому, что обязанность установлена совсем недавно.*

3. Статья : Обзор новых официальных документов

Установлен порядок публикации сведений в новом реестре

Вступил в силу порядок публикации сведений в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц и Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. В первый реестр компании обязаны вносить сведения о чистых активах, лицензиях и другие данные?. Об изменениях в таких сведениях компания обязана сообщить в течение трех рабочих дней. Процедура выглядит следующим образом: на сайте www.fedresurs.ru нужно скачать специальное программное обеспечение и с его помощью составить сообщение с указанием необходимых сведений для внесения в реестр. Такое сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. После этого нужно оплатить счет, который появится в личном кабинете (одно размещение стоит 640 рублей).* Для внесения сведений о банкротстве процедура аналогичная. Если в данных, отправленных в реестр, будет обнаружена ошибка, компании нужно написать новое сообщение об этой ошибке и об аннулировании прежнего сообщения.

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Так, обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность публичные акционерные общества. Это следует из пункта 1 статьи 66.3 и пункта 6 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 1.1 статьи 1 и статьи 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Акционерные общества публикуют текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет. Срок – три дня с даты составления о достоверности отчетности. В любом случае опубликовать бухотчетность следует не позднее трех календарных дней с даты, когда истек срок ее представления в Росстат (п. 71.4 положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги ( Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Требования об обязательной публикации отчетности распространяются в том числе и на организации, применяющие упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137).

За нарушение требований законодательства о раскрытии информации эмитентом предусмотрена большая административная ответственность (ч. 2 ). Мера ответственности – штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 700 000 до 1 000 000 руб. – для организации;
  • от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц (или дисквалификация на срок от одного года до двух лет).

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, являются управленческими (п. 7 ПБУ 10/99). Поэтому в бухучете отражайте их на счете 26 или счете 44 (для торговых организаций). При расчете налога на прибыль затраты на публикацию годовой отчетности учтите в составе прочих расходов (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). При расчете единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами указанные затраты также можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Внесение сведений в госреестр

Сведения о финансовой и бухгалтерской отчетности вносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц организации, которые обязаны раскрыть такую информацию в СМИ.

Примечание : Подпункт «л. 2» пункта 7 и пункта 8 статьи 7.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Бухгалтерский баланс предприятия скачать

Раскрытие информации, финансовая отчетность, Бухгалтерские балансы и все формы бесплатно.

Ниже мы покажем как получить финансовую отчетность любого юридического лица по ИНН. Если ИНН организации вам неизвестен, но известно официальное наименование организации и субъект РФ, в котором зарегистрировано юридическое лицо - выполните поиск на ресурсе ФНС и узнайте ИНН. А затем выполните процедуру получения баланса, отчета о финансовых результатах (ранее отчет о прибылях и убытках)

Примечание : . Статья поможет составить баланс, рассмотрены подробно, остатки и обороты, по каким счетам составляют Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства (Форма КНД 0710098).

Раскрытие информации по финансовой отчетности

Бесплатный сервис Росстата РФ предоставляет данные бухгалтерской отчетности по запросам пользователей по ИНН, начиная с 2012 года.

Нужно выбрать год отчетности, указать ИНН юридического лица или ОКПО - выбрать формат ответа, указать символы с картинки(капчу) и, при наличии отчетности организации в Росстат за выбранный год получить:

  • Бухгалтерский баланс (форма ф-1)
  • Отчет о прибылях и убытках (форма ф-2)
  • Отчет об изменениях капитала (форма ф-3)
  • Отчет о движении денежных средств (форма ф-4)
  • Отчет о целевом использовании средств (форма ф-6)

Состав отчетных форм зависит от конкретного юридического лица и его системы налогообложения. Например, по организациям на УСН можно увидеть только и отчет о финансовых результатах.

Акционерные общества, являясь участниками рынка ценных бумаг, должны раскрывать данные, касающиеся своей деятельности. Такое раскрытие осуществляется в форме информирования общественности через специальные Интернет-ресурсы и страницы АО в сети.

Примечательно, что данные о своей деятельности должны предоставлять не только публичные АО, но и непубличные. Последние обязаны осуществлять раскрытие информации, если они занимаются размещением публичных облигаций или в случае, если число акционеров превышает 50.

Рассмотрим, какими нормативными актами регламентируется раскрытие данных, какие сведения подлежат распространению, в каких источниках они публикуются.

Что понимается под раскрытием информации?

Согласно п. 1 ст. 30 Закона № 39-ФЗ раскрытие информации — предоставление доступа к ней всем заинтересованным субъектам вне зависимости от целей получения ими этих данных. Раскрытой информацией считаются сведения, в отношении которых проведены мероприятия по обеспечению к ним доступа неопределенному кругу субъектов.

Обязанность публично размещать сведения о своей деятельности возлагается на акционерные общества в соответствии с:

  • Законом № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг в РФ».
  • Законом № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах».
  • Положением ЦБР № 454-П.

Кроме акционерных обществ, публиковать информацию обязаны и другие юридические лица, если их деятельность связана с выпуском ценных бумаг, однако в данный момент на повестке дня стоят только АО.

Какая информация подлежит раскрытию?

В вышеперечисленных нормативных актах приводится достаточно обширный перечень данных, подлежащих раскрытию. Наиболее полный список сведений, подлежащих публикации акционерными обществами, содержится в ст. 30 Закона № 39-ФЗ. Условно данные, подлежащие раскрытию можно поделить на группы: регулярные сведения и ситуативная информация.

Регулярные сведения

Это информация, которую все публичные АО и непубличные АО с численностью более 50 участников обязаны периодически раскрывать перед другими субъектами. Периодичность размещения такой информации устанавливается законодательством и подзаконными нормативными актами. К регулярным сведениям относятся:

  • Годовая отчетность АО.
  • Годовая бухгалтерская отчетность.
  • Ежеквартальные отчеты.
  • Консолидированная финансовая отчетность.

Ситуативная информация

Эта размещается для всеобщего доступа в связи с наступлением какого-либо значимого события — изменения устава АО, изменения стоимости или котировок акций, выявления ошибок в бухгалтерской отчетности. Полный список сведений, подлежащих раскрытию, содержится в п. 14 ст. 30 Закона № 39-ФЗ, имеет он более 50 пунктов. Основные из них:

  • Сведения о фактах, влияющих на цену акций.
  • Сведения об изменении адреса сайта АО.
  • Данные о выпуске дополнительных акций.
  • Проспект выпущенных акциях.
  • Устав.
  • Внутренние документы, принимаемые в связи с выпуском ценных бумаг.
  • Список аффилированных субъектов АО.
  • Данные о проведении собрания держателей акций.
  • Информация о планируемых изменениях в организационно-правовой форме АО.

Обязанность по раскрытию указанных сведений возлагается на общество со дня, когда оно получило статус публичного.

Более подробно перечень подлежащей раскрытию информации, способы ее раскрытия, а также сроки вы можете найти ниже:

Способы раскрытия

В соответствии с Положением ЦБР способами раскрытия сведений является их публикация на собственном сайте в Интернете или в лентах новостей на специальных ресурсах. При размещении данных АО должно обеспечить к ним беспрепятственный доступ любого желающего.

Кроме того, по обращению заинтересованных лиц, общества могут как непосредственно предоставить всю запрашиваемую информацию, так и просто выслать ссылки на страницы, где находятся интересующие их данные.

Доступ на сайты с информацией должен быть свободным и не иметь обязательной регистрации, чтобы каждый желающий смог ознакомиться с нужными сведениями.

ВАЖНО: Запрещена сложная система паролей, регистраций и получения доступа на ресурсы с общедоступными данными. Вся размещенная информация обязательно удостоверяется усиленной электронной подписью.

Интернет-ресурсы, где АО должны раскрывать информацию:

  • Информационное агентство "АК&М".
  • Агентство АЗИПИ-Информ.
  • Служба "Интерфакс".
  • Агентство "ПРАЙМ".
  • АО "Скрин".

Данные субъекты размещают информацию на основании соглашений с ФСФР.

Ответственность за отказ от раскрытия информации

АО обязаны размещать информацию, которая подлежит раскрытию. Невыполнение этого законного требования является причиной привлечения виновного хозяйствующего субъекта или должностного лица к ответственности на основании ст. 15.19 Кодекса об административных правонарушениях.

В зависимости от существа правонарушения и его вида, должностные лица компании могут быть подвергнуты штрафу от 1000 до 50 000 рублей с дисквалификацией или без таковой. А юридические лица - штрафу до 1 млн. рублей.
Кроме того, в ряде случаев, например при злостном уклонении от предоставления информации, виновные лица (должностные лица или руководство АО) могут быть привлечены и к уголовной ответственности по ст. 185.1 УК РФ, предусматривающей наказание в виде исправительных работ периодом до 2 лет или же штрафа до 300 тыс. рублей.

Кроме этого, нельзя забывать о том, что ряд сведений, например, о результатах аудита, о стоимости чистых активов вносится и в ЕФРСФДЮЛ.

В заключение

При возникновении любых вопросов, связанных с порядком раскрытия информации и ее составом рекомендуется проконсультироваться у специалистов нашей компании. Это поможет в срок выполнить требования закона и избежать штрафных санкций.