Что включает прожиточный минимум пенсионера. Что такое прожиточный минимум

Величина прожиточного минимума – это стоимостная оценка потребительской корзины, характеризующая минимальный набор товаров и услуг, необходимых для того, чтобы сохранить здоровье человека и обеспечить его жизнедеятельность. Данный показатель служит государственной гарантией того, что граждане РФ получат минимальные денежные доходы и другие меры социальной защиты. Он может быть определен на душу населения и на основные социально-демографические группы населения – трудоспособных, пенсионеров и детей. Так как именно размер прожиточного минимума определяет уровень жизни населения, то он так или иначе может коснуться каждого гражданина страны. В предлагаемой статье вы найдете ответы на типовые вопросы о данном показателе – зачем он нужен, кто его устанавливает, в какие сроки и на что он влияет, а также где всегда можно найти актуальный размер прожиточного минимума и в каких документах?

Впервые прожиточный минимум в целом по РФ был установлен с 1 января 1998 года. Его ввели в качестве стоимостного эквивалента, который предназначался для обоснования величины минимального «размера» оплаты труда – так называемый МРОТ. Согласно статье 2 Федерального закона № 134-ФЗ от 24.10.1997 «О прожиточном минимуме в РФ» с помощью прожиточного минимума в целом по России на федеральном уровне:

  • оценивается уровень жизни населения России в ходе разработки и реализации социальных федеральных программ;
  • обосновывается устанавливаемый на федеральном уровне минимальный «размер» оплаты труда;
  • определяются устанавливаемые на федеральном уровне размеры , стипендий и прочих социальных выплат;
  • формируется федеральный бюджет.

Следует знать, что величина прожиточного минимума вовсе не является какой-то абстракцией. Наоборот, это важный показатель, исходя из которого граждане могут быть и получить право на льготы и .

Когда семья или одинокий человек считается малоимущей?

В особенности размер прожиточного минимума важен для людей, которые могут быть признаны малоимущими. Это наиболее социально-незащищенная категория граждан, которая может получить дополнительные льготы от государства. Гражданин или семья считается тогда, если доход каждого члена семьи или одинокого человека меньше величины прожиточного минимума, который установлен в данном субъекте Российской Федерации. Такая семья имеет право получить государственную социальную помощь. Порядок ее предоставления устанавливается федеральными, а также региональными законами и прежде всего № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.

Размер прожиточного минимума в 2017 году

‎В соответствии с постановлением Правительства России № 730 от 20.06.2017 “Об установлении размера прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за 1 квартал 2017 года” этот минимум россиянина в первом квартале составил 9909 рублей. В сравнении с четвертым кварталом 2016 года показатель возрос на 208 рублей, что объясняется инфляцией.


Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 730 “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2017 г.”

Сумма в 9909 рублей является средним показателем по стране и различается для отдельных групп населения. Так, для трудоспособных граждан величина прожиточного минимума определена в 10701 рубль, для пенсионеров – 8178, а для детей – 9756 рублей.

Если сравнивать с четвертым кварталом 2016 года, то для пенсионеров и трудоспособного населения размер прожиточного минимума вырос на 2,2%, для детей – на ‎3,4%. При этом официально признанная Росстатом инфляция в первом квартале нынешнего года составила 1,2%. Продукты питания за январь-март подорожали на 1,7%, причем больше всего подскочили цены на плодоовощную продукцию. Так, цена лука повысилась на 13,3%, картофеля – на 11,4%, моркови – на 6,7 %, капусты – на 3,6%, свеклы – на 1,8 процента.

Возросли цены на молочные продукты: масло сливочное на 8,6%, сыры – на 4,2 %, на кисломолочные продукты – 3,1 %, на сметану – 2,7 %, на молоко – 2,4 %. Подорожали хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки на 1,8%, хлеб ржаной и ржано-пшеничный – на 0,7 процента.

Одновременно немного снизились цены на некоторые крупы: от 0,7% на манную крупу до 5,8% на пшено. Стоимость мясопродуктов и рыбопродуктов почти не изменилась. С учетом этого, продукты питания в составе размера прожиточного минимума на душу населения увеличились на 2,3%.

Ваши доходы в месяц выше прожиточного минимума (9909 рублей)?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Кем и когда устанавливается прожиточный минимум?

Размер прожиточного минимума на душу населения и по отдельным группам как в целом по России, так и в регионах, определяется исходя из потребительской корзины и сведений Госкомстата о потребительских ценах на товары и услуги, а также расходов по обязательным сборам и платежам. Средние по стране показатели определяются постановлением Правительства РФ согласно федеральному закону “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, а региональные – органами исполнительной власти регионов России. На всех уровнях этот показатель определяют ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за окончанием квартала. Это значит 30 января, 30 апреля, 30 июля и 30 октября.


Потребительская корзина в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”

Где можно узнать актуальный размер прожиточного минимума?

В целом по стране данные о прожиточном минимуме ежеквартально публикуются в изданиях Правительства РФ и на его официальном сайте. По регионам Российской Федерации их публикуют официальные издания органов исполнительной власти субъектов.


Также эти сведения вам предоставят в органах социального обеспечения – собесах, в отделениях Госкомстата регионов и в аппарате заместителя главы администрации региона, курирующего социальные вопросы. Располагая этими данными, каждый гражданин сможет определить, какую социальную помощь и в каком размере он может получить от государства.

Можно ли “прожить” на прожиточный минимум?

Сложно отыскать в России человека, который никогда бы не слышал понятие «прожиточный минимум». Но не все знают, что это такое, какую роль он играет в жизни каждого из нас, как определяется и из каких товаров и услуг состоит. Об этом — в настоящей статье.

Прожиточный минимум (ПМ) – это выраженные в деньгах потребности человека для полного восстановления и поддержания на заданном уровне всех функций организма. Рассмотрим более подробно, что входит в прожиточный минимум.

Что он в себя включает

ПМ состоит из потребительской корзины, куда включаются продукты питания, группа промышленных товаров, услуги ЖКХ и социального характера, а также НДФЛ. При этом составляется усредненный список по стране, значение показателей которого детализируется по российским регионам – образовано 8 зон. Объясняется это разными условиями проживания – влияют климатические условия, сложившийся уровень жизни, например, города Москва и Санкт-Петербург и периферии и т.д.

Соотношение номинальной зарплаты и ПМ.

Внимание: нужно четко разделять зоны, их 8, для которых формируются потребительские корзины и ПМ, который для каждого региона свой. На законодательном уровне администрациям субъектов федерации дано право включать в списки дополнительные продукты питания, услуги и промышленные товары или увеличивать количество денег на их покупку, что позволяет повышать ПМ до 20%, по сравнению с установленным центром.

Для справки: в России в потребительскую корзину входит 156 наименований товаров и услуг (ФРГ – 475, Англия – 350, США – 300).

Продовольственная корзина

Наибольший удельный вес в потребительской корзине занимает продовольствие. Здесь потребление продуктов рассчитано для нескольких категорий граждан. Например, детский организм требует меньшее количество килокалорий для жизнедеятельности, но больше витаминов и микроэлементов, чем взрослый человек.

В свою очередь пенсионерам нужно меньше продуктов питания для поддержания нормального уровня жизнедеятельности сравнению с работающими гражданами (нет физических и умственных нагрузок, связанных с работой).

Повлиять на количество продуктов могут условия труда и климатические зоны (областные и краевые администрации могут увеличивать норму). Например, у Якутии и Хакассии, входящих в одну зону, совершенно разные условия проживания.

В таблице, приведенной ниже, даны нормы расхода продуктов для каждой категории населения страны.

Непродовольственные товары

Из чего складывается корзина промышленных товаров, можно увидеть в таблице, приведенной ниже.

Таблица промышленных товаров на 2016-2021 г.

Перечень товаров Ед. изм./время пользования Среднее потребление на 1 человека
взрослый пенсионер ребенок
Пальто, куртка шт./лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6
Костюм, платье шт./лет 8/4,2 8/5,0 11/2,0
Белье шт./лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8
Чулки, носки шт./лет 7/1,4 4/1,9 8/1,3
Галантерея шт./лет 5/5 4/ 5,6 4/2,8
Обувь пар/лет 6/3,2 6 /3,5 7/1,8
Школьные и письменные принадлежности шт./лет 3/1,0 3/1,0 27/1,0
Постельные принадлежности шт./лет 7/3,5 7/3,5 7/3,5
Хозяйственно-бытовые товары шт./лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5

Услуги

В потребительской корзине затраты на ЖКХ: квартплата, вода, отопление, электроэнергия, газ, а также расходы на общественный транспорт, услуги связи, получение бесплатной медицинской помощи, образование и прочее.

Они рассчитываются по комбинированной схеме: затраты по ЖКХ в каждом регионе рассчитываются по фактическим платежам, остальные услуги в процентном отношении ко всей потребительской корзине. Это означает, что в Сочи на отопление будут одни цифры, а в Мурманске - совершенно другие.

Как рассчитывается

В зависимости от состояния экономики, прожиточный минимум в разных странах рассчитывается:

  • Методом статистического анализа , когда ПМ определяется на уровне доходов 10-12% наиболее бедных граждан. Используют страны с развивающейся экономикой. Такой метод дает минимальный доход на душу населения;
  • Ресурсным способом. Расчеты базируются на финансовых возможностях страны. Так считать ПМ могут позволить себе считанное количество стран с очень высокими социальными стандартами и развитой экономикой;
  • Субъективный метод , базирующийся на социологических опросах населения об их минимальных потребностях – к нему прибегают страны с высокими экономическими показателями. Такой подход всегда демонстрирует реальные потребности населения, что часто не совпадает с возможностями государства;
  • Комбинированный способ , когда средства на питание рассчитываются по нормам и действующим ценам, различного вида услуги по фактическим затратам, непродовольственные товары – в процентном отношении к общей сумме затрат.

При этом методе есть два подхода: социальный и физиологический. Последний способ не предусматривает культурное развитие человека и его активный отдых: походы в театр, кино, занятия спортом и т.д.

В России (вторая страна - Казахстан) государство взяло на вооружение комбинированный физиологический метод. Это означает, что определяется минимальная потребительская корзина, позволяющая члену общества работать и полностью восстанавливать свои силы для дальнейшего участия в процессе производства. Речи о его культурной программе не ведется.

Размер ПМ рассчитывается по формуле: Sminj = SPj + STj + SUj + SN , где

  • Sminj – величина ПМ для j-ой группы граждан (трудоспособные, пенсионеры, дети);
  • SPj – стоимость минимальной корзины продуктов j-той категории граждан, руб.;
  • STj – затраты j-ой группы граждан на промышленные товары;
  • SUj – стоимость услуг ЖКХ, транспорта и связи для j-ой категории населения;
  • SN – налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

SPj = ∑ (Tij х Zij) , где:

  • Tij – i-тый вид продукта из продовольственной корзины для j-той группы граждан;
  • Zij – средняя цена i-того продукта для j-той категории населения, руб.

Значения STj, SUj и SN определяются одинаково: (STj, SUj, SN) = SPj х (Kst, Ksu, Ksn) / М , где:

  • Kst, Ksu, Ksn – удельный вес промышленных товаров (Kst), услуг (Ksu) и НДФЛ (Ksn) в ПМ, %;
  • М – доля продовольствия в ПМ, %.

Зная методику определения ПМ для всех категорий граждан, можно легко разобраться в том, как рассчитать прожиточный минимум на семью – достаточно сложить суммы ПМ каждого ее члена .

Для чего нужен

У ПМ много функций. Важнейшие из них:

  • выступать в роли государственного стандарта для оценки социальной политики правительства и разработки различных программ развития страны;
  • быть базой для определения:
  1. МРОТ;
  2. минимально возможных пенсионных выплат по старости;
  3. пособий по безработице, многодетным семьям и т.д.;
  4. стипендий и других социальных выплат;
  5. права на социальную помощь государства.
  • устанавливать величину дохода, не подлежащего налогообложению;
  • регулировать социальные стандарты в образовании, здравоохранении и других областях социального обслуживания – зависят платные и бесплатные услуги при лечении и получении образования;
  • формирование социальной части бюджета страны и каждого региона в отдельности.

Важно: нормативно правовыми актами РФ установлено, что минимальный размер оплаты труда должен равняться ПМ. Для закрепления населения в регионах, местные законодательные органы могут принимать решение о повышении МРОТ на 20% по отношению к ПМ, установленному для субъекта федерации нормативным способом.

На что влияет ПМ

Прожиточный минимум в России в 2019 году влияет на различные доплаты и субсидии из бюджетных средств и Пенсионного фонда России (ПФР).

Социальные доплаты к пенсиям

Законодатель страны жестко не увязывает размеры пенсий и ПМ, но именно последний служит основанием для единовременных доплат к пенсионным выплатам для лиц на заслуженном отдыхе. Рассчитывать на помощь от государства могут лица преклонного возраста, имеющие пенсию менее суммы ПМ.

На основании ПМ устанавливаются также постоянные доплаты к пенсиям, которые не дотягивают до установленного государством стандарта – процесс регулируют территориальные органы ПФР.

Пособия малоимущим гражданам и семьям

В ФЗ № 44 от 5.04.2003 г. установлен порядок учета доходов работающих членов семьи и расчета среднедушевого дохода на каждого из них (законодательный акт продублирован соответствующими документами во всех регионах) дающий право на пособия малоимущим. Оно возникает в случае, если за последние три месяца средний доход на члена семьи не превышает величину прожиточного минимума.

Субсидии на услуги ЖКХ

Право на субсидию возникает в случае превышения доли затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных в корзине ПМ с фактическими затратами, т.е. если при составлении ПМ заложена доля выплат на услуги ЖКХ в размере 10%, а фактически из семейного бюджета уходит большая сумма, – положены субсидии. Это более понятным языком. В действительности проводятся очень сложные расчеты, затрагивающие большие слои населения каждого региона.

Алименты

Выплата алиментов в России производится по двум схемам:

  • фиксированной суммой при достижении обоюдного согласия истца и ответчика;
  • целой частью или долей от ПМ, при подаче судебного иска, где суд после изучения обстоятельств дела принимает решение о величине алиментов.

Каков прожиточный минимум в 2019 году

Ответить на вопрос, какой сейчас прожиточный минимум на человека в России и просто и сложно. Просто потому, что все официальные данные есть в открытом доступе: веб-ресурсах региональных правительств и в печати. Если не получается найти цифры самостоятельно, можно обратиться в ПФР или социальные органы и узнать, какой прожиточный минимум на сегодняшний день.

Сложно из-за того, что каждый регион устанавливает свой ПМ для каждой категории лиц: работающий, пенсионер, ребенок. Кроме этого, показатель ПМ настолько динамичен, что может меняться в год несколько раз. Именно поэтому конкретные цифры здесь не приводятся – данные могут устареть прямо сегодня, сразу после появления материала на сайте. Тем не менее, на сегодняшний день это 11 868 рублей .

Каков он будет в 2020 году

Исходя из заявлений руководства страны и роста экономики, будет сохранена динамика повышения жизненного уровня населения. А это предусматривает обязательное увеличение прожиточного минимума.

На сколько рублей он возрастет, зависит от рассмотрения бюджета РФ в Государственной Думе. Если удастся сохранить социально-ориентированный вариант расходов бюджета, повышение ПМ ожидается выше роста ВВП.

Что делать, если зарплата или пенсия ниже ПМ

Динамизм ПМ приводит к тому, что работодатели не всегда успевают отреагировать соответствующим образом на изменившиеся условия – результат проявляется в несоответствии оплаты труда (маленький оклада или зарплата) и ПМ.

Отметим, что тема большая и все нюансы сложно осветить в нескольких предложениях. Поэтому коротко: выданная на руки сумма заработной платы всегда будет значительно ниже объявленного ПМ – это нужно обязательно учитывать. Но если недоразумение все же, произошло. Что делать, если зарплата ниже прожиточного минимума?

В таких ситуация два пути решения проблемы:

  1. Обратиться в гражданский или арбитражный суд с иском о возмещении материального ущерба;
  2. Написать заявление в региональную комиссию по трудовым спорам. В этом случае жалоба будет рассматриваться без участия судебных органов (во внесудебном порядке).

В обоих случаях справедливость будет восстановлена. Единственное отличие в том, что в первом случае работодатель оплатит судебные издержки и уплатит значительный штраф (будет оштрафована организация) – во втором штраф так же будет, но значительно меньше (взыскание накладывается на руководителя).

Возникают ситуации, когда пенсия по возрасту уходит ниже уровня ПМ (здесь сравнивать проще: полученная на руки сумма пенсии не должна быть меньше объявленного ПМ). В ситуации если пенсия ниже прожиточного минимума следует обратиться в ПФР. Однако здесь есть некоторые ограничения. Доплаты до ПМ не производятся:

  • работающим пенсионерам;
  • пожилым людям, получающим ежемесячную адресную помощь (суммарно с пенсией она должна превышать ПМ);
  • инвалидам и ветеранам, получающим льготы (учитываются бесплатные лекарства, проезд в общественном транспорте и т.д.) и др. категориям граждан.

Важно: в размер пенсионного пособия не включаются разовые (единовременные) выплаты из бюджетов различного уровня.

Прожиточным минимумом называется тот наименьший уровень дохода, который необходим для поддержания жизнедеятельности человека на определенном уровне и в определенном месте. При этом подразумевается, что данному человеку должны быть доступны не только простейшие нужды – вода, пища, лечение и кров, но и образование, информация, пользование услугами. В случае, когда цена рабочей силы становится дешевле этого минимума, то, по словам К. Маркса, она падает ниже своей стоимости, потому что в подобных условиях эта рабочая сила «способна существовать только в хиреющем виде».

Как видно из такого определения, в разных странах прожиточный минимум будет значительно отличаться. В государствах так называемого третьего мира он, как правило, ниже, чем в экономически развитых.

Понятие прожиточного минимума, как некоего стандарта жизни граждан, имеется в большинстве стран, достигших определенного развития и финансовой стабильности. Люди, или семьи, со средним доходом ниже определенного показателя, считаются малоимущими и в развитых странах имеют право получать социальную поддержку.

Интернациональный прожиточный минимум – некий уровень доходов, ниже которого, независимо от страны, человек будет считаться совершенно неимущим.

Часто прожиточный минимум разделяют на два вида: жизненный и социальный. Жизненный — ограничивается удовлетворением лишь самых необходимых физических потребностей. Социальный – включает в себя минимальные социальные и духовные запросы.

Как определяется прожиточный минимум? От чего он зависит?

Существует пять разных методов определения прожиточного минимума:

  • статистический – устанавливает эту величину в границах 10-20% от доходов самых малообеспеченных граждан; применяется в странах, имеющих высокий уровень доходов жителей;
  • социологический, или субъективный – учитывает данные, полученные при социологических опросах о необходимом минимуме доходов; результаты его выражают реальные потребности людей, но не экономические возможности государства;
  • ресурсный – применяется для высокоразвитых стран, исходя из возможностей их экономики;
  • комбинированный – сочетает сразу несколько методов;
  • нормативный – устанавливает значение минимума через величину минимальной потребительской корзины – примерного набора товаров, необходимых человеку на год или месяц.

Среди бывших социалистических стран чаще других применяется метод, связанный с определением потребительской корзины. В Болгарии, например, для семей, имеющих двух человек, в такую корзину включалось 552 пункта, трех человек – 639, а четырех – 652. В корзине было 149 статей, и использовались физиологически достаточные, но минимальные нормы питания.

В США потребительская корзина насчитывает 300 продуктов и различных услуг, в Германии – 475, в Англии – 350. В Эстонии из состава корзины исключены табачные изделия и алкоголь, не смотря на то, что по общей методике подсчета социального минимума учитывается наличие их в потреблении.

В России величина прожиточного минимума, или ВПМ, устанавливается как в целом по стране, так и для отдельных регионов и субъектов Федерации. Кроме среднего, определяется ВПМ для трудоспособного населения, для пенсионеров и для детей.

Раньше ВПМ вычислялся согласно закону №134-ФЗ от 24.10.97 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и кроме стоимостной оценки потребительской корзины, включал в себя различные сборы и обязательные платежи.

С 2013 года ВПМ определяется по новым Правилам. Половина общей стоимости потребительской корзины – это непродовольственные товары. Еще четверть – потребляемые услуги. Раньше высчитывалось, например, сколько определенных предметов одежды человек использует за год. Теперь, учитываются «реальные изменения стоимости непродовольственных товаров и услуг.

Сейчас в годовой набор продуктов трудоспособных граждан входит:

  • хлебородукты – 126,5 кг;
  • картофель – более 100 кг;
  • фрукты 60 кг;
  • овощи – 114,6 кг;
  • мясо – 58,6 кг;
  • рыба – 18,5 кг;
  • молочные продукты – 290 л;
  • яйца – 21 десяток.

Прожиточный минимум – категория социально-экономическая и потому не может являться постоянной величиной. Так, общепринятая интернациональная величина этого минимума долгое время держалась на уровне одного доллара в день. Но в 2008 г она была повышена Всемирным банком на четверть и составляла уже 1,25$.

Последнее увеличение прожиточного минимума было сделано Правительством России в середине декабря прошлого года. Теперь он составляет:

  • для трудоспособных – 8014 руб.;
  • для пенсионеров – 6097 руб.;
  • для детей – 7105 руб.

Чтобы узнать, какова ВПМ в том или ином регионе, следует обращаться в органы, занимающиеся статистикой.

В числе наиболее значимых индикаторов в современных национальных экономиках, включая российскую, - уровень прожиточного минимума. В чем его сущность? Что входит в прожиточный минимум в России?

Рассмотрим данный вопрос в двух аспектах:

  • изучение трактовок понятия прожиточного минимума, присутствующих в законодательстве и экспертной среде;
  • исследование структуры соответствующего экономического индикатора.

Начнем с первого пункта.

Понятие прожиточного минимума

«Прожиточный минимум» - термин, который закреплен на уровне федерального законодательства РФ. А именно - в ФЗ № 134 от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме». Рассматриваемый термин определяется в законе как стоимостная оценка так называемой потребительской корзины, а также различных платежей и сборов. То есть представляет собой их выражение в рублях.

Но что такое «потребительская корзина», «платежи» и «сборы»? Определение первого термина раскрывается в ФЗ № 134 весьма подробно. Так, под потребительской корзиной законодатель понимает:

  • набор продуктов в том количестве и составе, которые необходимы человеку для сохранения здоровья;
  • непродовольственные товары и сервисы, стоимость которых исчисляется в корреляции с первым пунктом.

Структура потребительской корзины, а значит, и продуктового набора, должна определяться как минимум раз в 5 лет. В ее разработке обязаны принимать участие специальные комиссии - имеющие полномочия как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Состав потребительской корзины формируется отдельными ФЗ, в регионах - актами, которые издаются законодательными органами власти. При этом подходы к определению рассматриваемого компонента прожиточного минимума способны сильно разниться в зависимости от региона. Это может быть связано с:

  • особенностями природных и климатических условий в субъекте РФ;
  • национальными традициями в части потребления продуктов питания, приобретения непродовольственных товаров, пользования сервисами.

Так, например, в Москве текущий уровень прожиточного минимума составляет 13 896 рублей, в Санкт-Петербурге - 8 697,2 руб., в Севастополе - 4 628,2 руб., в Адыгее - 7 425 руб. Прожиточный минимум, установленный на федеральном уровне в 2015 году, - 9 662 руб. Таким образом, фактическая величина рассматриваемого экономического показателя может существенно различаться при сопоставлении данных между разными регионами либо между тем или иным субъектом и федеральным центром.

ФЗ № 134 включает положения, характеризующие предназначение прожиточного минимума. Данный показатель, исходя из позиции законодателя, нужен для того, чтобы оценивать уровень жизни граждан РФ, а также для разработки и последующей реализации социальной политики государства. Кроме того, в законе сказано, что прожиточный минимум может задействоваться как показатель при определении величины минимального размера оплаты труда, льгот, стипендий и иных социальных гарантий. Важен он также и при составлении сметы бюджетных расходов.

Прожиточный минимум имеет значение и для органов власти субъектов РФ. Так, он используется для:

  • исследования уровня жизни россиян, проживающих в том или ином регионе;
  • реализации социальной политики властей субъектов РФ;
  • предоставления помощи нуждающимся гражданам.

Не считая законодательных трактовок понятия «прожиточный минимум», интерпретация соответствующего понятия встречается также и в экспертной среде. К примеру, есть точка зрения, по которой под рассматриваемым термином следует понимать не только потребительскую корзину, но и услуги ЖКХ, связи, пользование транспортными сервисами. Но, как отмечают некоторые юристы, текущие положения законодательства, хотя и прямо не свидетельствуют о включении соответствующих расходов в прожиточный минимум, косвенно указывают на необходимость их рассмотрения в общем спектре издержек. К источникам права, которые включают данные положения, относится указанный выше ФЗ № 134, а также постановление Правительства № 56 от 29.01.2013 года, которое дополняет соответствующий федеральный закон.

Можно отметить, что в ранее действовавших правовых актах (например, в Постановлении Минтруда № 36 от 28.04.2000 года, дополненного Постановлением Госкомстата № 34) структура прожиточного минимума была представлена вполне детально. Данный источник права действовал до марта 2013 года, поэтому многие юристы считают его положения хотя и не официальными, но вполне актуальными. В частности, услуги ЖКХ предполагали, исходя из положений Постановления Минтруда № 34, обязательное включение в прожиточный минимум.

Так или иначе, в текущих законодательных актах, принятых на федеральном уровне, исследуемый термин раскрывается менее детально, чем в источниках права, действовавших ранее. Однако структура продуктового набора как части потребительской корзины в ФЗ № 134 и Постановлении № 56 рассмотрена довольно подробно. Таким образом, данные сведения будут ключевыми для нас при изучении состава прожиточного минимума.

Структура прожиточного минимума

Итак, основа исследуемого экономического показателя - потребительская корзина. Собственно, понятие прожиточного минимума и указанный термин часто рассматриваются как синонимы. Но главный критерий их разграничения мы уже отметили в начале статьи. Прожиточный минимум - это стоимостный показатель, то есть «потребительская корзина в рублях». Но в повседневном общении россиян между собой, в публикациях СМИ оба термина могут полностью отождествляться. Поэтому особой ошибкой не будет называть состав потребительской корзины структурой прожиточного минимума.

Основные источники права, которые мы будем задействовать при изучении элементов рассматриваемого экономического индикатора, - ФЗ № 134 и Постановление № 56. В положениях данных правовых актов состав потребительской корзины наиболее детально регулируется, как мы отметили выше, в части продуктового набора. Изучим его подробнее.

Состав продуктового набора потребительской корзины

В Приложении № 1 к Постановлению № 56 содержатся сведения о минимальном наборе продуктов питания, включаемом в прожиточный минимум. Следует отметить, что составлен он в корреляции с 3 категориями граждан - трудоспособным населением, пенсионерами, а также детьми. Показатели по количеству продуктов, которые должны употреблять россияне, относящиеся к той или иной социальной группе, могут сильно разниться.

В структуре продуктовой корзины, утвержденной в Постановлении № 56, присутствует 11 категорий продовольствия. Рассмотрим их.

  • для трудоспособных граждан - 126,5 кг;
  • для пенсионеров - 98,2 кг;
  • для детей - 77,6 кг.

Конкретные продукты, которые относятся к рассматриваемой категории:

  • бобовые изделия;
  • пшеничная мука;
  • иные крупы;
  • хлеб (пшеничный, ржаной);
  • макароны.
  • для трудоспособных граждан - 100,4 кг;
  • для пенсионеров - 80 кг;
  • для детей - 88,1 кг.
  • трудоспособные граждане - в количестве 114,6 кг в год;
  • пенсионеры - 98 кг в год;
  • дети - 112,5 кг в год.
  • капусту (свежую, квашеную);
  • огурцы, помидоры (свежие, соленые);
  • корнеплоды, относящиеся к столовым;
  • иные плоды.
  • трудоспособные граждане - в объеме 60 кг в год;
  • пенсионеры - 45 кг в год;
  • дети - 118,1 кг в год.
  • трудоспособными гражданами - 23,8 кг;
  • пенсионерами - 21,2 кг;
  • детьми - 21,8 кг.

В состав рассматриваемой категории продовольствия входят:

  • собственно сахар;
  • конфеты;
  • печенье.
  • трудоспособные граждане - 58,6 кг;
  • пенсионеры - 54 кг;
  • дети - 44 кг.

Виды продуктов, включенные в данную категорию:

  • говядина;
  • баранина;
  • свинина;
  • мясо птицы.
  • трудоспособными гражданами - 18,5 кг;
  • пенсионерами - 16 кг;
  • детьми - 18,6 кг.
  • свежую рыбу;
  • сельдь.
  • трудоспособные россияне - 290 кг;
  • пенсионеры - 257,8 кг;
  • дети - 360,7 кг.

Основные виды продовольствия в рамках рассматриваемой категории:

  • молоко;
  • кефир;
  • сметана;
  • масло;
  • творог;
  • трудоспособные россияне - в количестве 210 штук в год;
  • пенсионеры - 200 штук в год;
  • дети - 201 штуку в год.
  • трудоспособными гражданами - 11 кг в год;
  • пенсионерами - 10 кг в год;
  • детьми - 5 кг в год.

Основные виды товаров в рамках данной категории:

  • маргарин и иные жиры;
  • растительное масло.
  • соль, которую, как ожидается, могут употреблять трудоспособные граждане в количестве 3,7 кг в год, пенсионеры - 3 кг в год, дети - 2,4 кг в год;
  • чай, ожидаемое потребление которого составляет для трудоспособных граждан и пенсионеров 0,5 кг в год, для детей - 0,4 кг в год;
  • специи, которые, в соответствии с расчетами законодателя, должны употребляться россиянами всех социальных категорий в количестве 0,7 кг в год.

Мы изучили структуру прожиточного минимума в контексте продовольственных товаров. Но как быть с непродовольственными изделиями и сервисами?

Непродовольственные изделия и сервисы в составе прожиточного минимума

Выше мы отметили, что в законодательстве, действовавшем до марта 2013 года, состав рассматриваемых расходов регулировался весьма детально. Все, что сказано в источниках права, действующих на данный момент, - так это то, что доля непродовольственных товаров и сервисов в величине прожиточного минимума должна составлять порядка 50 % для всех категорий граждан.

С чем могут быть связаны, с одной стороны, упрощение детализации структуры прожиточного минимума, с другой - неясность в определении сущности соответствующих расходов?

Полезно будет рассмотреть отдельно точку зрения экспертов, сформировавшуюся в отношении оценки позиции законодателя по непродовольственным товарам, а также ту, что коррелирует с политикой властей относительно услуг.

Что касается непродовольственных изделий, по мнению ряда юристов, упрощение их структурирования законодателем может быть обусловлено слишком большой разницей в ценах для одних и тех же видов товаров, выпускаемых разными брендами. В Постановлении Минтруда РФ № 36 и Постановлении Госкомстата № 34, которые ранее регулировали состав прожиточного минимума, указано, что к непродовольственным товарам относятся, в частности, куртки, джинсы, платья. Понятно, что их стоимость в зависимости от производителя способна различаться в десятки раз. То же можно сказать, к примеру, о телевизорах, утюгах, стиральных машинах - данные товары также присутствуют в указанных правовых актах. Возможно купить ТВ за 10 тысяч рублей с базовыми функциями, а возможно и за 100 тысяч с экраном UltraHD или 4K.

Подобное положение дел, в свою очередь, не характерно для рынка продуктов питания. Разница в цене между теми или иными видами продовольствия, конечно, может наблюдаться. Но довольно редко - в тех же пропорциях, что в случае с одеждой или бытовой техникой при сравнении цен между изделиями экономичных и премиальных брендов либо товарами, различающимися по уровню поддержки высокотехнологичных функций.

Что касается услуг, входящих в прожиточный минимум, то в Постановлении Минтруда № 36 присутствует следующий их перечень:

  • плата за жилье;
  • оплата отопления, горячей, холодной воды, канализации, электричества, газа;
  • оплата проезда в городском автобусе.

В свою очередь, в текущем законодательстве отсутствует даже такая, не самая подробная, детализация сервисов, которыми может пользоваться гражданин. Отмечена только их расчетная величина в корреляции с расходами на продукты питания: так же как и в случае с непродовольственными товарами, она ожидается на уровне 50 %.

Приведена таблица по прожиточному минимуму г.Москва

Прожиточный минимум г.Москва по кварталам 2019 - 2020

Прожиточный минимум является стоимостным выражением потребительской корзины, определяется по для каждого региона России и по РФ в целом ежеквартально.Отдельно в каждом регионе устанавливается (ежегодно).

Согласно ст 2. 134-ФЗ прожиточный минимум в целом по РФ
на федеральном уровне предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального "размера" оплаты труда;
  • определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • формирования федерального бюджета.

на региональном уровне , в субъектах РФ предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ ;
  • оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам ;
  • формирования бюджетов субъектов РФ.

Например, семья (или одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. В этом случае нужно подавать документы, чтобы помогли материально. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ. Т.е. в каждом регионе свои порядки.

Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2003 г.

Прожиточный минимум , устанавливаемый на уровне субъекта России, предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ. Исходя из этого показателя, рассчитывается объём социальной поддержки малоимущих граждан.


Социальные выплаты отдельным категориям граждан г.Москва

№ 1525-ПП от 11.12.2018 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2019 год»

N 805-ПП от 30.10.2017 г. «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2018 год»

N 816-ПП от 6.12.2016 г. «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2017 год»

№ 828-ПП от 08.12.2015 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2016 год»

№ 735-ПП от 09.12.2014 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год»

№ 851-ПП от 17.12.2013 «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2014 год»



Величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии

Официальный прожиточный минимум по г.Москва 2019

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 марта 2019 г. N 181-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2018 г.



1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 16087 рублей;
- для трудоспособного населения - 18376 рублей;
- для пенсионеров - 11424 рубля;
- для детей - 13747 рублей.
2. Установить, что до установления величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2019 г. в целях осуществления социальных выплат, при назначении (предоставлении) которых учитывается величина прожиточного минимума в городе Москве, и (или) социальных выплат, размер которых зависит от величины прожиточного минимума в городе Москве, определения условий платы за предоставление социального обслуживания, оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве применяется величина прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2018 г.

Таблица с Прожиточным минимумом г.Москва поквартально 2018 - 2019


За квартал, год На душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей Постановление
1 квартал 2019




Ожидается
4 квартал 2018
16087
18376
11424
13747
№ 181-ПП от 12.03.2019
3 квартал 2018
16260
18580
11505
13938
№ 1465-ПП от 04.12.2018
2 квартал 2018
16463
18781
11609
14329
№ 1114-ПП от 19.09.2018
1 квартал 2018
15786
17990
11157
13787
№ 526-ПП от 05.06.2018
4 квартал 2017
15397
17560
10929
13300
№ 176-ПП от 13.03.2018
3 квартал 2017
16160
18453
11420
13938
№ 952-ПП от 05.12.2017
2 квартал 2017
16426
18742
11603
14252
№ 663-ПП от 12.09.2017
1 квартал 2017
15477
17642
10695
13441
№ 355-ПП от 13.06.2017
4 квартал 2016
15092
17219
10715
12989
№ 88-ПП от 07.03.2017
3 квартал 2016
15307
17487
10823
13159
№ 794-ПП от 29.11.2016
2 квартал 2016
15382
17561
10883
13259
№ 551-пп от 06.09.2016
1 квартал 2016
15041
17130
10623
13198
N 297-пп от 31.03.2016
4 квартал 2015
14413
16438
10227
12437
№ 81-ПП от 16.03.2016
3 квартал 2015
15141
17296
10670
13080
№856-пп от 11.12.2015
2 квартал 2015
15141
17296
10670
13080
№ 608-ПП от 22.09.2015
1 квартал 2015
14300
16296
10075
12561
№356-ПП от 16-06-2015
4 квартал 2014
12542
14330
8915
10683
03-03-2015 № 91-ПП
3 квартал 2014
12171
13919
8646
10316
02.12.2014 № 713-ПП
2 квартал 2014
12145
13896
8528
10443
27.08.2014 № 485-ПП
1 квартал 2014
11861
13540
8374
10265
24.06.2014 № 299-ПП
4 квартал 2013
10965
12452
7908
9498
25.02.2014 № 81-ПП
3 квартал 2013
10632
11913
7937
9477
26.11.2013 № 754-ПП
2 квартал 2013
10874
12169
8087
9828
10.10.2013 № 668-ПП
1 квартал 2013
9850
11249
6918
8559
19.06.2013 № 392-ПП

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Приведена методика расчета прожиточного минимума на душу населения: пенсионера, ребенка и т.д.

Архив Прожиточный минимум г.Москва 2018 - 2019

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 декабря 2018 г. N 1465-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2018 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве” Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 16260 рублей;
- для трудоспособного населения - 18580 рублей;
- для пенсионеров - 11505 рублей;
- для детей - 13938 рублей.
2. Установить, что до установления величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2018 г. в целях осуществления социальных выплат, при назначении (предоставлении) которых учитывается величина прожиточного минимума в городе Москве, и (или) социальных выплат, размер которых зависит от величины прожиточного минимума в городе Москве, определения условий платы за предоставление социального обслуживания, оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве применяется величина прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2018 г.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ







- для детей - 14329 рублей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 сентября 2018 г. N 1114-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2018 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "0 прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 16463 рубля;
- для трудоспособного населения - 18781 рубль;
- для пенсионеров -11609 рублей;
- для детей - 14329 рублей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 июня 2018 г. N 526-ПП
06 установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2018 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "0 прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2018 г.:
- в расчете на душу населения - 15786 рублей;
- для трудоспособного населения - 17990 рублей;
- для пенсионеров - 11157 рублей;
- для детей - 13787 рублей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 марта 2017 г. N 176-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве"
Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 15397 рублей;
- для трудоспособного населения - 17560 рублей;
- для пенсионеров - 10929 рублей;
- для детей - 13300 рублей.
2. Установить, что до установления величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2018 г. в целях осуществления социальных выплат, при назначении (предоставлении) которых учитывается величина прожиточного минимума в городе Москве, и (или) социальных выплат, размер которых зависит от величины прожиточного минимума в городе Москве, определения условий платы за предоставление социального обслуживания, оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве применяется величина прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2017 г.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2017 г. N 952-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за III квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 16160 рублей;
- для трудоспособного населения - 18453 рубля;
- для пенсионеров - 11420 рублей;
- для детей - 13938 рублей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 сентября 2017 г. № 663-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. № 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 16426 рублей;
- для трудоспособного населения - 18742 рубля;
- для пенсионеров - 11603 рубля;
- для детей - 14252 рубля.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 июня 2017 г. N 355-ПП
Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2017 г.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 мая 2002 г. N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Установить величину прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2017 г.:
- в расчете на душу населения - 15477 рублей;
- для трудоспособного населения - 17642 рубля;
- для пенсионеров - 10965 рублей;
- для детей - 13441 рубль.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.