Акт об утверждении кадастровой стоимости 688 пп. Налоговая доначислила налог на имущество. Что делать

В соответствии со статьей 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Правительство Москвы постановляет:

  1. Утвердить результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 г. (приложение).
  2. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве".
  3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.
  4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента городского имущества города Москвы Ефимова В.В.

Мэр Москвы
С.С. Собянин

Результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 г.

Таблица 1. Минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства в разрезе территориальных единиц города Москвы

№п/п Наименование кадастрового района Здание Помещение
Нежилое здание, рублей/кв.м. Жилой дом, рублей/кв.м. Много-
квартирный дом, рублей/кв.м.
Жилое,
рублей/кв.м.
Нежилое, рублей/кв.м.
1 2 3 4 5 6 7
1 Муниципальные образования города Москвы (77:00) 6421,26 21870,99 28839,16 6421,26 4919,33
2 Центральный (77:01) 11611,48 71666,26 201159,41 11611,48 11611,48
3 Северо-Восточный (77:02) 14634,01 70258,63 95431,71 19352,46 14634,01
4 Восточный (77:03) 12682,25 41532,86 139284,06 14634,01 12682,25
5 Юго-Восточный (77:04) 11726,82 49959,40 110590,44 14277,76 11726,82
6 Южный (77:05) 11726.82 81510,48 115028,53 17590,24 11726,82
7 Юго-Западный (77:06) 12682,25 44176,12 164103,18 13457,06 12682,25
8 Западный (77:07) 12020,95 33572,46 109241,77 15247,72 12020,95
9 Северо-Западный (77:08) 13824,71 57332,87 82655,20 17912,71 13824,71
10 Северный (77:09) 11611,48 26807,21 101843,47 11849,75 11611,48
11 Зеленоградский (77:10) 8885,50 40518,32 113345,53 42714,24 9173,32
12 Красногорский (77:11) 15170,18 - - - -
13 Архангельский (77:12) 27814,71 - - - 27814,71
14 Щербинка (77:13) 12240,41 18493,68 57969,53 12240,41 4919,33
15 Сколково (77:15) 4919,33 - - - 4919,33
16 Люберецкий (77:16) - 19988,67 101766,61 101766,61 4919,33
17 Ленинский (77:17) 9812,53 25427,96 32663,83 9812,53 4919,33
18 Первомайский (77:18) 7768,53 26856,39 45394,65 7768,53 4919,33
19 Троицк (77:19) 8336,24 45788,07 56725,85 8336,24 6030,94
20 Рязановский (77:20) 10446,13 23998,69 77966,47 10446,13 4919,33
21 Наро-Фоминский (77:21) 5184,11 33869,70 33869,70 5184,11 4919,33
22 Подольский (77:22) 4919,33 18493,68 18493,68 4919,33 2567,62
23 Итого по субъекту РФ г Москва 4919,33 18493,68 18493,68 4919,33 2567,62

фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств или едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза;

лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию;

лекарственных средств (в том числе плацебо), которые предназначены для проведения клинических исследований и на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Для целей применения настоящего перечня необходимо руководствоваться кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом примечания 1, наименования товаров приведены для удобства пользования.

3. Для целей применения позиций настоящего перечня, отмеченных знаком "*", необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС с учетом примечания 1 и наименованием товара.

Примечания: 1. Коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в настоящем перечне, применяются в отношении:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.12.2010 N 1002 , от 30.06.2015 N 655)

лекарственных средств, включенных в государственный реестр лекарственных средств, при этом лекарственные препараты должны иметь регистрационные удостоверения;

28.08.2014 N 870)

лекарственных средств (в том числе плацебо), которые предназначены для проведения клинических исследований и на ввоз конкретной партии которых имеется разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2014 N 870)

О применении положений примечания 2 к перечню кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов при их ввозе в РФ см. письмо ФТС России от 28.12.2016 N 05-17/67214 .

2. Медицинские товары, включенные в настоящий перечень, зарегистрированные в качестве медицинских изделий, одновременно не могут быть отнесены к товарам, не подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. В настоящий перечень не включены медицинские товары российского и иностранного производства, которые не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость при их ввозе в Российскую Федерацию в соответствии с пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом примечания 1, а наименования позиций приведены только для удобства пользования, за исключением позиций перечня, отмеченных знаком "*", при применении которых необходимо руководствоваться как кодом товара, так и его наименованием.

История одного судебного разбирательства

Будем ли спорить с налоговым органом?

В ходе проведения камеральной проверки декларации по налогу на имущество за 2016 г. налоговый орган доначислил Организации налог за 2016 г., исходя из уточненной кадастровой стоимости, определенной Постановлением Правительства от 26.12.2016 г. № 937-ПП. При этом первоначальная кадастровая стоимость по данному объекту была установлена Постановлением Правительства от 21.11.2014 г. № 688-ПП. Следует отметить, что кадастровая стоимость увеличилась более чем в 10 раз (c 87 000 000 руб. до 1 059 000 000 руб.), поэтому цена вопроса для Организации оказалась более чем существенной и в этой связи ей было принято решение идти в суд. Давайте разберемся, есть ли шансы у компании? На какие нормы закона ей следует ссылаться, опровергая результаты проверки? Рассматривались ли в судах подобные прецеденты?

На что будем ссылаться?

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 2 ст. 375 НК РФ). В рассматриваемом вопросе стоимость объекта недвижимости была установлена Постановлением Правительства от 21.11.2014 г. № 688-ПП и на 01.01.2016 г. составляла 87 000 000 руб.


Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ в общем случае изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Применительно к рассматриваемой ситуации - в 2016 г. и более ранних периодах.

Однако из этого правила есть два исключения, связанные с изменением кадастровой стоимости, а именно: в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также изменением кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.

Так, в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз.3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

Данная норма НК РФ корреспондирует с положениями части пятой статьи 24.20 и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон № 135-ФЗ).

В ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ отмечается, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона № 135-ФЗ предусмотрено два основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости;
  • установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
При этом в рамках пересмотра кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости установление новой кадастровой стоимости по результатам рассмотрения таких заявлений комиссией не предусмотрено.

В случае принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого принято указанное решение.

По итогам определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого принято решение о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, вносятся изменения в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Применительно к рассматриваемому вопросу это означает, что результаты государственной кадастровой оценки объекта недвижимости (пересмотренные), включены в постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 № 937-ПП (далее - Постановление N 937-ПП) о внесении изменений в результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП, т.е. кадастровая стоимость была пересмотрена и внесена в ЕГРН на основании НПА субъекта РФ (Правительства Москвы) об утверждении кадастровой стоимости. При этом Постановлением № 937-ПП кадастровая стоимость рассматриваемого объекта недвижимости была увеличена с 87 000 000 руб. до 1 059 000 000 руб.

В этой связи следует отметить, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 июля 2013 г. № 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.

Статьей 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Таким образом, в случае увеличения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости не учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах.

В случае уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости могут учитываться при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости.

Из положений п. 3 Постановления № 937-ПП следует, что Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. № 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" (в редакции Постановления № 937-ПП) применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 г.

В рассматриваемом случае стоимость объекта недвижимости была увеличена с 87 000 000 руб. до 1 059 000 000 руб., т.е. Постановление № 937-ПП ухудшило положение налогоплательщика, поэтому данные измененной (увеличенной) кадастровой стоимости не могут применяться к налоговому периоду 2016 г., как это предусмотрено п. 3 Постановления № 937-ПП (Письмо ФНС России от 22.06.2017 № БС-4-21/11953@ (вместе с Письмом Минфина России от 20.06.2017 № 03-05-04-01/38266), Письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-05-04-01/46181, Письмо ФНС России от 01.09.2017 № БС-4-21/17406, Письмо Минфина России от 21.11.2017 № 03-05-05-01/76792).

Рассматривались ли в судах подобные прецеденты?

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.01.2018 № Ф05-19932/2017 по делу № А40-36956/2017 рассматривалось требование об отмене решения налогового органа, согласно которому налоговый орган доначислил налог на имущество компании в связи с занижением авансового платежа по налогу, так как налогоплательщик использовал данные о кадастровой стоимости объекта, которые содержались в кадастре по состоянию на 01.01.2016, и не учел, что эти данные были изменены на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Судом вынесено решение, согласно которому налогоплательщику было отказано в удовлетворении требования, поскольку, проверяя авансовый расчет, налоговый орган правомерно исходил из обстоятельств, существовавших на момент проверки, а именно из изменения кадастровой стоимости. При этом, обратите внимание, суд отметил, что размер налога за налоговый период может быть скорректирован по итогам года.

Полагаем это, на первый взгляд решение не в пользу налогоплательщика, очень может пригодиться Организации в нашей ситуации. Поскольку суд фактически подтвердил, что налоговые обязательства по авансовым платежам, предъявленные ей по итогам проверки, компания может скорректировать по итогам налогового периода, т.е. по итогам года.

Поскольку в рассматриваемом случае решение фискалы вынесли по итогам проверки годовой декларации, то, полагаем, данное решение может рассматриваться как положительная практика для Организации и у нее есть шансы отстоять свою позицию в суде.

Подведем итоги

Требования налогового органа не правомерны. Сведения о пересмотренной кадастровой стоимости в 2016 г. должны учитываются при исчислении налога на имущество в 2016 г. и предыдущих годах, если это прямо предусмотрено в НПА субъекта РФ и при этом положение налогоплательщика улучшается. Если же положение налогоплательщика ухудшается, как в рассматриваемом случае, когда кадастровая стоимость объекта недвижимости была увеличена с 87 000 000 руб. до 1 059 000 000 руб., то новую стоимость при расчете налога на имущество, налогоплательщик обязан применять только с начала следующего налогового периода, т.е. с 01.01.2017 г.