Здесь начинается Россия. Проблемы и возможности ДФО. Отток населения выходит из-под объяснения

проблемы, тенденции и региональные особенности

Современная демографическая ситуация на Дальнем Востоке обусловлена социально-экономическими процессами в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и реализацией федеральных и региональных проектов по их развитию, в том числе:

созданием территорий опережающего социально-экономического развития во всех регионах Дальнего Востока;

созданием свободного порта Владивосток и последовательным распространением режима свободного порта на различные территории Дальнего Востока;

внедрением уникального механизма поддержки инвестиционных проектов;

бесплатным предоставлением земельных участков на Дальнем Востоке гражданам Российской Федерации;

обеспечением комплексного социально-экономического развития дальневосточных регионов путем реализации мероприятий специальных разделов по опережающему развитию Дальнего Востока в рамках государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ;

комплексным развитием Курильских островов Сахалинской области, г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, космодрома "Восточный" в Амурской области, судостроительного комплекса "Звезда" в Приморском крае и других объектов;

созданием коммерческих и некоммерческих организаций - институтов развития Дальнего Востока.

Численность населения в Дальневосточном федеральном округе на 1 января 2016 г. составила 6195 тыс. человек, или 4,2 процента численности населения Российской Федерации. Помимо сложных климатических условий в северных районах Дальнего Востока трудности освоения Дальневосточного федерального округа связаны с размером территории, площадь которой составляет 36 процентов всей территории Российской Федерации, и самой низкой плотностью населения среди всех федеральных округов - 1 человек на 1 кв. км.

Освоение восточных территорий являлось стратегической задачей российского государства на протяжении последних 2 столетий. Благодаря государственной переселенческой политике к 1914 году население Дальнего Востока увеличилось до 2,2 млн. человек. Дальнейший масштабный рост народонаселения связан с экономическим освоением восточных территорий страны в XX веке. Вплоть до 1991 года темпы роста народонаселения на Дальнем Востоке были самыми высокими в России. Численность населения к 1991 году достигла исторического максимума - 8,06 млн. человек.

В дальнейшем численность населения существенно сокращалась в основном за счет миграции в центральные и западные регионы страны. Наиболее масштабное сокращение пришлось на 1991 - 2000 годы - 1232 тыс. человек, из них 94 процента за счет миграции. В последние годы благодаря принятым на федеральном и региональном уровне мерам ситуация улучшилась. Начиная с 2012 года впервые за 20 лет в Дальневосточном федеральном округе наблюдается естественный прирост населения, который за 2012 - 2015 годы составил 30,98 тыс. человек. Устойчиво снижается уровень миграционного оттока населения, что отражается на положительной демографической динамике.

В то же время народонаселение продолжает сокращаться за счет превышения уровня миграционной убыли над естественным приростом населения. При этом на Дальнем Востоке за последние десятилетия существенно снизился трудовой потенциал. Ключевыми проблемами Дальнего Востока, вызывающими повышенную миграцию, являются относительно низкое качество жизни, социальной сферы, транспортной и коммунальной инфраструктуры и уровня организации труда.

Регионы Дальнего Востока значительно отличаются друг от друга по численности населения и демографической ситуации, в 5 из них (Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях) проживает 89 процентов всего населения Дальневосточного федерального округа. Наряду с общими тенденциями, характерными для Дальнего Востока в целом, имеются значительные различия между регионами по уровню рождаемости, смертности и миграции.

В 2007 - 2015 годах значение суммарного коэффициента рождаемости в Дальневосточном федеральном округе увеличилось с 1,52 до 1,89, устойчиво превышая среднее значение этого коэффициента по Российской Федерации - 1,78 в 2015 году, но не достигло уровня, необходимого для воспроизводства населения. Значение суммарного коэффициента рождаемости ниже общероссийского значения в 2015 году наблюдалось в Приморском крае (1,76) и Магаданской области (1,66), в то время как в Сахалинской области достигло 2,02, а в Республике Саха (Якутия) значение этого коэффициента одно из самых высоких в стране - 2,19.

Смертность в регионах Дальнего Востока устойчиво снижается, но медленнее, чем в других субъектах Российской Федерации. В 2007 - 2014 годах уровень смертности в Дальневосточном федеральном округе сократился на 8 процентов (до 12,6 случая на 1 тыс. человек), в то время как в целом по России - на 10,3 процента (до 13,1 случая на 1 тыс. человек). В 2014 году уровень смертности превышал общероссийский показатель в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области, Еврейской автономной области, в которых суммарно проживает около 70 процентов населения Дальневосточного федерального округа.

Профилактика заболеваемости и повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи наряду с другими мерами внесли свой вклад в снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Так, продолжительность жизни в 2007 - 2015 годах выросла на 3,9 года, достигнув 68,7 года, но остается ниже общероссийского уровня на 2,7 года (71,4 года). Разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин на Дальнем Востоке составляет 11,1 года (мужчины - 63,3 года, женщины - 74,4 года), что превышает общероссийский уровень - 10,8 года (мужчины - 65,9 года, женщины - 76,7 года). Основной причиной такой ситуации является повышенная мужская смертность (78,3 процента всех умерших в трудоспособном возрасте на Дальнем Востоке составляют мужчины).

Основными причинами смертности в Дальневосточном федеральном округе, по данным за 2014 год, были болезни системы кровообращения - 50,8 процента, новообразования - 15,1 процента, внешние причины - 13,2 процента, болезни органов пищеварения - 6,2 процента и болезни органов дыхания - 4,5 процента.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом отмечено:

сохранение уровня общей смертности населения - 12,6 случая на 1 тыс. человек населения (по Российской Федерации - 13 случаев). Отмечен рост смертности населения в 4 регионах - Еврейской автономной области (на 2,7 процента), Сахалинской области (на 2,3 процента), Приморском и Хабаровском краях (на 0,8 процента);

снижение уровня младенческой смертности на 16,7 процента - с 9 случаев до 7,5 случая на 1000 детей, родившихся живыми (по Российской Федерации - снижение на 12,2 процента, до 6,5 случая на 1000 детей, родившихся живыми), при этом снижение этого показателя зарегистрировано во всех регионах Дальнего Востока.

В 2014 - 2015 годах зарегистрирован рост смертности:

от туберкулеза - в Приморском крае (на 20,5 процента);

от болезней органов дыхания - в Еврейской автономной области (на 28,4 процента), Камчатском крае (на 21,8 процента), Сахалинской области (на 16,6 процента), Чукотском автономном округе (на 9,7 процента) и Приморском крае (на 5,7 процента);

от болезней органов пищеварения - в Сахалинской области (на 17,5 процента), Республике Саха (Якутия) (на 13,7 процента), Приморском крае (на 11,6 процента), Еврейской автономной области (на 7,4 процента) и Камчатском крае (на 2,2 процента);

от болезней системы кровообращения - в Магаданской области (на 4,2 процента), Чукотском автономном округе (на 3,9 процента), Еврейской автономной области (на 1,8 процента) и Камчатском крае (на 0,4 процента);

от новообразований - в Амурской области (на 11 процентов), Хабаровском и Приморском краях (на 6,4 процента), Магаданской (на 5,7 процента) и Сахалинской (на 5,2 процента) областях и Республике Саха (Якутия) (на 1,5 процента).

Рост смертности от внешних причин зафиксирован в Еврейской автономной области (на 18,4 процента), Сахалинской (на 2,7 процента) и Амурской (на 2 процента) областях. В остальных регионах отмечено снижение этого показателя, что привело к снижению его значения в целом по округу на 3,4 процента в 2015 году по сравнению с 2014 годом при сохранении превышения на 32,2 процента среднего уровня по стране.

Рост смертности от дорожно-транспортных происшествий в 2015 году по сравнению с 2014 годом зафиксирован в Магаданской области (в 2,1 раза), Чукотском автономном округе (почти в 1,5 раза), Еврейской автономной области (на 27,7 процента) и Амурской области (на 8,6 процента). В остальных регионах отмечено снижение этого показателя, что привело к снижению его значения в целом по округу на 8,3 процента.

Материнская смертность в 2015 году составила 16,2 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми. В 2015 году в Камчатском крае, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе не зарегистрировано ни одного случая смерти женщины в период беременности, родов и в послеродовой период.

В регионах Дальнего Востока регистрируются показатели смертности лиц в трудоспособном возрасте, которые выше среднероссийского показателя. Вместе с тем в 2015 году по сравнению с 2014 годом этот показатель снизился на 3,2 процента (с 680,5 до 659,5 случая на 100 тыс. населения трудоспособного возраста). При этом максимальные показатели смертности населения в трудоспособном возрасте отмечаются в Еврейской автономной области - рост на 4,7 процента (с 845,5 до 885,2 случая на 100 тыс. населения трудоспособного возраста) и Амурской области - рост на 0,2 процента (с 752,3 до 753,5 случая на 100 тыс. населения трудоспособного возраста).

Показатель первичной заболеваемости алкоголизмом в 2015 году в Дальневосточном федеральном округе составлял 120,5 случая на 100 тыс. населения (по Российской Федерации - 70,8 случая на 100 тыс. населения). Максимальные показатели отмечаются в Чукотском автономном округе (490,6 случая на 100 тыс. населения), Магаданской области (192,9 случая на 100 тыс. населения), Республике Саха (Якутия) (163,6 случая на 100 тыс. населения), Сахалинской области (156,8 случая на 100 тыс. населения).

Среди всех зарегистрированных на Дальнем Востоке больных, страдающих алкоголизмом, 91,2 процента составляют лица трудоспособного возраста (20 - 59 лет).

Различия в структуре заболеваемости и смертности населения регионов Дальнего Востока требуют принятия на федеральном и региональном уровнях дополнительных мер по улучшению демографической ситуации.

В результате естественной и миграционной убыли за 2 десятилетия наибольшие потери численности населения понесли северные территории - Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области. Одновременно внутри Дальневосточного федерального округа миграция имеет выраженную направленность из северных в южные территории.

Развитие территорий Дальнего Востока в значительной степени связано с более активным участием коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы) в хозяйственной деятельности, особенно в местах с неблагоприятными условиями проживания.

Территорию Дальневосточного федерального округа населяют представители 20 этносов коренных малочисленных народов, свыше 70 процентов которых проживает в сельской местности. Сравнительный анализ Всероссийской переписи населения 2010 года по отношению к аналогичной переписи 2002 года показал сокращение численности коренных малочисленных народов, проживающих в регионах Дальнего Востока, на 2,7 процента. В настоящее время численность коренных малочисленных народов Дальнего Востока составляет 103,8 тыс. человек, что составляет 40 процентов численности всех коренных малочисленных народов Российской Федерации и 1,7 процента общей численности населения Дальневосточного федерального округа.

Сегодня для опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока требуется решение амбициозных задач в организации и управлении демографическими процессами. В условиях ограниченности ресурсов необходимо принять меры по улучшению качества жизни населения, которые должны обеспечить условия для роста рождаемости, снижения смертности и сокращения выездной миграции населения. Одновременно решение таких задач будет способствовать повышению миграционной привлекательности регионов Дальнего Востока.


Несмотря на уникальные природные ресурсы и исключительно выгодное географическое положение Дальневосточного федерального округа, его социально-экономическое состояние нельзя считать благополучным. Для экономики округа характерны диспропорции, слабое развитие топливно-энергетической базы, недостаточное развитие таких базовых отраслей, как черная металлургия и машиностроение. В последние десять лет наблюдается спад производства. Все субъекты Федерации, входящие в состав Дальневосточного округа, дотационны.
Перспективы развития округа в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.
В будущем в районе БАМа возможно создание еще одного комплекса, в основе которого будет развиваться черная металлургия на базе коксующихся углей Южной Якутии и железорудных месторождений этого района.
Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Введена в эксплуатацию Зейская ГЭС. К 2010 г. будет завершено сооружение Бурейской, Нижне-Бурейской и Вилюйской ГЭС, введены мощности Усть-Среднеканской ГЭС. После 2010 г. предусматривается начало сооружения Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, Мокской ГЭС. На базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения будет создаваться Ур- гальский ТПК. Энергетическая база нового комплекса станет более мощной за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут новые отрасли машиностроения (производство дорожных машин), будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая отрасли.
В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти Сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско- Селемджинского района.
На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова - Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем должен быть расширен.
На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел
Дальнего Востока. Идет реконструкция порта. Введена паромная переправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино - Холмск.
Развивается судоремонтная и рыбоперерабатывающая промышленность.
В перспективе намечается освоить около 40 млн га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется довести заготовку древесины до 6 млн м3 (в основном, ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.
В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК, построены мощный угольный разрез, обогатительная фабрика, Нерюнгринская ГРЭС.
Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бассейне р. Алдана на 80-100 км севернее Станового хребта, недалеко от южноякутских высококачественных железных руд, находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 м. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 млн т угля в год.
Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд т.
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты; это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.
Предполагается сохранить ведущую роль Дальневосточного федерального округа в золотодобывающей промышленности. Это обусловлено наличием разведанных и прогнозных запасов и добычей золота. Только в Республике Саха выявлено более 400 месторождений золота. Разведан ряд новых месторождений в Магаданской области в Чукотском автономном округе, в Амурской и Камчатской областях, Хабаровском крае.
На территории Дальнего Востока продолжит успешно развиваться алмазодобывающая промышленность. Это один из крупнейших в мире центров по добыче алмазов. Здесь сосредоточено свыше 80% промышленных и прогнозных запасов алмазов страны.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса обнаружены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ и к Транссибирской магистрали дают железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли ЮжноЯкутского бассейна будут поступать на металлургические заводы в южные районы Дальнего Востока, а также на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт Восточный, но использование якутских углей в южных районах Дальнего Востока лимитируются его высокой ценой.
В перспективе возможно совершенствование структуры энергетического баланса в результате увеличения использования природного газа. Ресурсы газа Дальневосточного федерального округа оцениваются в 10 трлн м3. Прогнозируется добыча якутского газа в объеме 35-40 млрд м3 с транспортировкой его по магистральному газопроводу большого диаметра Усть-Вилюй - юг Дальнего Востока с выходом к Тихоокеанскому побережью. Реализация этого проекта позволила бы отказаться от развития малоэффективных угольных предприятий юга Дальневосточного федерального округа.
Однако освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Поэтому необходимы приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций в первую очередь со стороны соседних государств - Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов Сахалинского шельфа. Подписано соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов; будут создаваться совместные предприятия. Уже говорилось о создании свободной экономической зоны «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.
В перспективном развитии округа ведущее место будет занимать цветная металлургия. Намечается расширение геологических исследований, планируется повышение темпов подготовки к эксплуатации новых месторождений полезных ископаемых, расширение в 1,5 раза добычи угля за счет реконструкции и строительства новых шахт. Особое внимание уделяется развитию электроэнергетики за счет увеличения мощности Бурейской ГЭС, реконструкции Уссурийской ГЭС, Партизанской ГРЭС и ряда ТЭЦ. На Камчатке в перспективе планируется сооружение каскада ГЭС небольшой мощности на р. Толмачево.
Намечается в ближайшие годы увеличение добычи нефти и газового конденсата на Сахалине, в том числе за счет освоения континентального шельфа, а также в Республике Саха (Якутия). Большие перспективы имеет золото- и алмазодобывающая промышленность.

При слабой обеспеченности округа железными дорогами особое значение приобретает строящаяся ветка протяженностью 70 км от БАМа к Чинейскому месторождению титаномагнетитовых, ванадиевых и медно-платиновых руд, расположенному в Ковдорских горах. Продолжается строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали от Нерюнгри (БАМ) до Якутска. В настоящее время эта дорога доведена до Алдана.
Федеральными органами власти разработан и осуществляется ряд государственных программ развития отдельных регионов Дальнего Востока.
Первоочередными экономическими задачами Дальневосточного федерального округа являются перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое топливо, их реконструкция и наращивание мощностей. В недалекой перспективе эта проблема будет решаться за счет строительства магистрального газопровода от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и в соседние государства - Китай, Японию и др.
Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии округа является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого насыщен регион. Поставлены задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания рыночной инфраструктуры, социологизации экономики за счет структурной перестройки, развития свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расширения транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной в регионе должна стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами.
Вопросы для самоконтроля Какие субъекты Федерации входят в состав Дальневосточного федерального округа? Дайте характеристику природных ресурсов Дальнего Востока. Перечислите ведущие отрасли рыночной специализации Дальнего Востока. Какую роль играет СЭЗ «Находка» в развитии хозяйства округа? В чем состоят основные задачи и перспективы развития экономики Дальнего Востока?

Демографическая проблема вот уже 20 лет остается актуальной для жителей Дальнего Востока. По данным ДВО РАН, в настоящее время Дальневосточный Федеральный округ, площадь которого составляет более трети от всей территории страны, населяют лишь 6,5 млн. человек. Это только 4,5% от численности всех россиян и вдвое меньше, чем в Москве. Такой же показатель был у региона только в далеком 1975 г. Своего пика численность дальневосточников достигла в 1991 г. – 8,5 млн. человек - и с тех пор она неуклонно снижается. Менее чем за два десятка мы потеряли более полутора миллионов – цифра, сравнимая с количеством жителей крупного города.

По прогнозу Госкомстата, число жителей Дальнего Востока к 2026 г. уменьшится более чем на треть и составит около 5,9 млн. человек. А к 2050 г., при неизменности демографической ситуации, на территории федерального округа будут жить только 4 млн. граждан.

Все это, по словам специалистов, результат низкой рождаемости, высокой смертности и большого оттока населения в центральные регионы страны и за границу.

«Интеллектуальная» миграция

У каждого из нас найдутся друзья и знакомые, покинувшие свою историческую родину в поисках лучшей жизни. Едут в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Калиниград… Многие – в Ванкувер, Сидней, Гуанчжоу… Большинство – высококвалифицированные специалисты (инженеры, юристы, врачи, переводчики), образованные, обеспеченные, самодостаточные люди. Как говорится, «рыба ищет, где глубже, человек - где лучше». Спросите у нынешних школьников и студентов, где они планируют работать после окончания обучения, создавать семьи, растить детей…

А был ли бэби-бум?

Очереди в ЗАГСах, заполненные и переполненные роддома, нехватка детских садов, начальные классы от «А» до «Е» чуть ли не в каждой школе – и у нас появилась надежда. А что, если демографы и социологи попросту перестраховываются?

«На самом деле рост рождаемости незначительный, - утверждают специалисты. – Это связано с тем, что в репродуктивный период вступило поколение, рожденное в 80-е годы». В дальнейшем же ожидается сокращение числа рожденных: подрастут девушки, рожденные в годы Перестройки (их количество мы видим по вузам и старшим классам школ), и женщин в репродуктивном возрасте станет меньше. Но уже сейчас уровень так называемого «естественного воспроизводства» населения составляет только 0,6%. Это означает, что на смену 10 родителям приходит лишь 6 детей.

Ситуация усугубляется еще и тем, что молодые пары не хотят иметь много детей: ведь сегодня между словами «многодетность» и «бедность» можно ставить знак равенства.

На Дальнем Востоке живут меньше

Примечательно, что продолжительность жизни на Дальнем Востоке отстает от общероссийского показателя на 2,8 года и составляет для женщин 71 год, а для мужчин – 59 лет. И если в среднем по стране данные показатели стали в последние годы потихоньку расти, то на востоке страны они продолжают снижаться. А вот в конце 80-х – начале 90-х годов разница в продолжительности жизни дальневосточников и жителей средней полосы России составляла 1,8 года.

«Россия начинается с Дальнего Востока»

До начала Перестройки дальневосточники чувствовали на себе внимание государства. Это выражалось и в экономической, и в социальной поддержке региона. Затем ситуация изменилась, и в течение 15 лет государство фактически не занималось этой территорией. И только несколько лет назад власти объявили, что регион, где сосредоточены колоссальные природные богатства, производственные, технологические и научные ресурсы, нуждается в господдержке. «Россия начинается с Дальнего Востока», - объявил Президент. Но быстро склеить разбитую чашку оказалось непросто.

Сегодня государство делает попытки влиять на рождаемость (взять тот же материнский капитал). Стараясь закрепить население на территории, разработало программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. В регионах действуют целевые программы «Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Вот только соотечественники не спешат ехать, как прежде, «за туманом и за запахом тайги». Неэффективность программы открыто признал Владимир Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России».

Регион в предвыборных программах

Развитие Дальнего Востока стало одним из пунктов в программах всех без исключения претендентов на пост Президента Российской Федерации. РИА «Дейта» приводит подборку высказываний кандидатов и их представителей в Приморском крае по данному вопросу.

Развитие регионов должно быть основополагающим для страны, - рассказал на пресс-конференции с региональными журналистами 20 февраля Михаил ПРОХОРОВ. – Согласно опросу жителей европейской части России, менее 1% когда-либо были или планируют поехать на Дальний Восток. Мы свою страну разделяем, а нам нужно ее соединять. Сибирь и Дальний Восток нужно развивать за счет вливаний государственных средств, средств частных инвесторов и иностранного капитала. Ни одна страна не может поднять инфраструктуру без участия международного капитала – бояться этого не надо, никто ничего из России не увезет. Необходимо создать несколько промышленных кластеров, которые должны располагаться вдоль китайской границы. Это нужно для того, чтобы защитить территорию, где у нас все еще живет, к сожалению, очень мало людей. Дальний Восток – это наш форпост, и его нам обязательно нужно развивать.

Проблему оттока населения Михаил Прохоров планирует решать в том числе за счет активного строительства инфраструктуры в регионе:

Во Владивостоке идут стройки, но развитие города опять осуществляется за счет привозной рабочей силы, - отметил предприниматель. - Нашим российским гражданам на местах работы нет. Как минимум 50% рабочих мест на масштабной стройке должны быть гарантированно закреплены за жителями региона.

Другую часть рабочей силы Прохоров планирует привлечь из других субъектов Российской Федерации:

Когда будет известно, что на таких «точках роста» можно хорошо заработать, большое количество людей из разных концов страны с удовольствием приедут туда трудиться. У нас нет проектов, нет русских «клондайков», чтобы была мода: вот туда поедешь – через 5 лет вернешься обеспеченным человеком. Кстати, следующий завод по производству ё-мобилей мы планируем строить именно на Дальнем Востоке – для того, чтобы там развивалось собственное инновационное производство, и в отношениях с Китаем и Японией нам было что показать, - рассказал Михаил Прохоров.

На территории Дальнего Востока и Приморья, в частности, Владимир Вольфович предлагает отменить все налоги и восстановить северный коэффициент – это является обязательными пунктами программы, - рассказывает член координационного совета приморского регионального отделения партии ЛДПР Андрей АНДРЕЙЧЕНКО. – Мы рассчитали, сколько налогов в федеральный бюджет идет от Дальнего Востока – меньше 1%, то есть плательщик в плане федерального бюджета Дальний Восток сейчас никакой. В то же время мы прекрасно понимаем, что другие пункты программы – монополия государства на алкоголь, борьба с коррупцией, подоходный налог на роскошь – эти меры возместят федеральному бюджету потери. Мы планируем оставить налог на роскошь – это единственный налог, который останется, но, скорее, это касается тех, кто живет в Москве. Ведь на Дальний Восток приходится не так много потребителей роскоши. Никакой «дыры» в бюджете не будет.

Что касается жилья, то, в первую очередь, оно должно быть у жителей Приморья. Нужно предоставить населению беспроцентный кредит на приобретение жилья сроком на 20 лет и бесплатный гектар земли. Для жителей Дальнего Востока также должны быть льготы по оплате ЖКХ.

В программе подробно расписано развитие перерабатывающих производств, которые должны создавать новые рабочие места. Специфика в том, что не будет создаваться какой-либо госкорпорации на Дальнем Востоке, «распилов» не будет. Не государство, а жители Дальнего Востока будут собственниками новооткрывшихся перерабатывающих предприятий. Будут создаваться специальные счета для перевода акций этих производств, и практически каждый человек станет собственником. Для того, чтобы избежать махинаций, продать эти акции можно будет только через полтора года, чтобы не повторилась ситуация с ваучерами. Люди станут обладателями акций, и им будет выгодно следить, чтобы не осуществлялись коррупционные схемы. Такое перерабатывающее производство на Дальнем Востоке может быть эффективным, гораздо эффективнее создания различных госкорпораций и переливаний огромных бюджетных средств в них.

Отмена налогов, о которой мы говорили выше, так или иначе приведет сюда бизнес. Создание экономических зон тоже стимулирует развитие региона и реально служит хорошим стимулом для развития – так было с Находкой, там был экономический рост.

Отличие программы Владимира Вольфовича в том, что она больше ориентирована на тех, кто уже живет на Дальнем Востоке, другие кандидаты предлагают все стимулы переселенцам, - сказал Андрей Андрейченко.

Миронов был у нас, в частности, во Владивостоке, дважды. И он наши проблемы знает не понаслышке, - утверждает руководитель аппарата регионального отделения партии «Справедливая Россия» Александр ПОПОВ. – Что касается его программы, то в сентябре 2011 года в Хабаровске проходил конгресс депутатов, которые живут и работают в ДВФО. Тогда краеугольным камнем стал вопрос миграции населения на Дальнем Востоке. Говорили о том, как закрепить население в регионе. Общеизвестно, что естественная убыль огромна не только по Приморскому краю, но и по Дальнему Востоку в целом. И эта тенденция никак не изменяется до сих пор. Прежде всего, миграция должна четко регулироваться, чего сегодня, к сожалению, не происходит. Эта область регулируется семью российскими ведомствами, но, как известно, у семи нянек дитя без глаза.

Рабочие места нужно обеспечивать, прежде всего, коренным жителям ДВФО и Приморья, в частности. С точки зрения экономики, у нас была программа развития Дальнего Востока, Сибири и Забайкалья. Но сейчас она, мягко говоря, почила. И первое, что нужно сделать, - это восстановить в полном объеме и увеличить в полтора раза финансирование этой программы.

Далее, жители Дальнего Востока оторваны от центральной части нашей страны. И государство уже сделало первый шаг по решению этой проблемы, снизив в два раза цены на авиабилеты для определенных возрастных категорий граждан. Сергей Миронов предлагает пойти дальше и снизить цены не только на авиа-, но и на железнодорожные перевозки и на билеты речного транспорта, для того, чтобы можно было спокойно ездить и по Дальнему Востоку, и по всей России.

Если говорить о механизме строительства малоэтажного жилья, то этого механизма до сих пор нет, хотя программа скоро отметит трехлетие. Нужно пойти по пути предоставления семьям дальневосточников бесплатной земли. Насчет ЖКХ и коммунальных услуг Миронов предлагает на Дальнем Востоке установить плату не выше, чем в среднем по России. Но главная задача – это вести протекционистскую политику в регионе, защитить ДВФО.

Геннадий Зюганов предлагает в каждом из регионов объединить все здоровые силы общества, свободные от коррупции, - говорит секретарь Комитета ПКО КПРФ по идеологии, кандидат философских наук, доцент, преподаватель ДВФУ Геннадий КУЛИКОВ. – В Приморском крае есть сложившаяся система разделения труда, которую нужно обновить и поддержать с учетом рекомендаций приморских ученых. Что касается новых для нас направлений, то, во-первых, мы планируем уделить внимание альтернативной энергетике, проекту ГАБ-ТЭС – гелиоаэробарическим теплоэлектростанциям – разработке ученых нашего ВПК. У таких станций высокий коэффициент полезного действия, высокий показатель превращения тепловой солнечной энергии в электрическую. Сейчас ученые сообщают, что КПД составляет 25%, но обещают поднять эти показатели. В то время, как на «обычных» электростанциях КПД составляет 5-10%. К тому же одним из направлений является программа по развитию биотехнологий, нужно поддержать их внедрение, направить развитие и внедрить в производство те рекомендации, которые есть у специалистов бионауки, в том числе, и приморских. И экологическая программа требует внимания, потому что экологические проблемы, к сожалению, не решаются. Это новые для нас направления, которым не уделяют внимание местные власти.

Программа Владимира Путина частично изложена в его статьях, посвященных основным направлениям развития Российской Федерации. В частности, в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» Путин излагает: «Предлагаю ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции (как известно, в Приморском крае сохраняется отрицательный прирост населения – прим.ред.), специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума ребенка. Конкретно - это будет означать прибавку около 7000 рублей в месяц. Федеральный бюджет окажет поддержку регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличением собственных средств региона до 50% к 2018 году. Если дело пойдет хорошо и экономические условия будут благоприятны - будем искать возможность поддержать и другие регионы. Хочу напомнить - те или иные меры поддержки отдельных групп регионов применялись и в советское время - например, для Дальнего Востока. По словам депутата Законодательного Собрания Приморского края от партии «Единая Россия» Дмитрия НОВИКОВА, самый главный тезис Путина: «Дальний Восток мы не отдадим»!

Осипова Ирина Андреевна

Студент Финансово-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация

Аннотация: В работе изложена характеристика социально-экономического развития ДФО. Перечислены проблемы сдерживающие реализацию экономического потенциала ДФО. Показано, что основными направлениями социально-экономического развития ДФО являются транспортная и социальная инфраструктуры, энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, рыбохозяйственный и лесохозяйственный комплекс, машиностроение, строительство, туризм, обеспечение экологической безопасности и приграничное сотрудничество. Рассмотрен проект автомобильно-железнодорожного моста через реку Лена в районе г. Якутск как катализатор социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, федеральный округ, регион, региональная экономика, геостратегическое положение, основные отрасли специализации, пространственное развитие, транспортная инфраструктура, экономическое пространство, проект совмещённого моста

Socio-economic development of the Far Eastern Federal District: problems and prospects

Osipova Irina Andreevna

student of the Finance and Economics faculty Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russia

Abstract: The article presents characteristics of the socio-economic development of the Far Eastern Federal District. Listed problems hindering the realization of economic potential of the Far Eastern Federal District. Shown that the main directions of socio-economic development of the Far Eastern Federal District are transport and social infrastructure, energy, mining and processing of mineral resources, fishery and forestry complex, mechanical engineering, construction, tourism, environmental security and cross-border cooperation. Considered the draft road-railway bridge across the Lena River near Yakutsk as a catalyst for socio-economic development of the far Eastern Federal district.

Keywords: socio-economic development, Federal district, region, regional economy, geostrategic position, major industry specializations, spatial development, transport infrastructure, economic space, combined bridge project

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) — административное формирование на Дальнем Востоке России с административным центром в городе Хабаровск. Он расположен на значительном удалении от промышленно развитых регионов юга Сибири, Урало-Поволжья и Центральной России. Большая часть его территории относится к зоне Севера с характерными для неё суровыми и даже экстремальными природными условиями. ДФО является форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который соседствует с такими государствами, как Китай, США, Япония и КНДР. А на западе он граничит с Сибирским федеральным округом. Ещё одна очень важная его особенность ‒ широкий выход к морям двух океанов ‒ Северного Ледовитого и Тихого, что позволяет использовать морские коммуникации для организации каботажных перевозок и внешнеэкономических связей и развивать отрасли, связанные с добычей и переработкой морских биоресурсов.

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область. А его территория совпадает с территорией Дальневосточного экономического района.

ДФО обладает самой большой площадью - 6,2 млн. км², что составляет 36,1% всей территории РФ, то есть самый большой по площади федеральный округ, а численность его населения на начало 2014 года составила 6,2 млн. чел. – это всего 4,3% от общероссийского показателя . Другими словами, он имеет низкую степень заселённости территории, в среднем по округу плотность населения составляет около 1 человека на 1 км 2 , что в 8 раз ниже средней по стране, поэтому он занимает последнее место среди округов. Размещение населения ДФО отличается не равномерностью, то есть плотность населения колеблется 0,1 до 11,8 чел./км 2 . Национальная же структура населения характеризуется преобладанием русских – 83% и коренных народов Севера (якуты, чукчи, эвены, нанайцы, коряки и др.) – 7,5%, проживают также корейцы – 1,5%, китайцы – 1,4% и другие национальности – 6,6% . В округе около семидесяти городов, крупнейшие из которых Хабаровск ― 607 тыс. чел., Владивосток ― 604 тыс. чел. и Якутск ― 299 тыс., если говорить вообще о городском населении по округу, то его удельный вес составляет 75,4%, а сельского – 24,6%. В ДФО наблюдается тенденция сокращения общей численности населения, так с началом 1990-х гг. оно сократилось примерно на 20% это в 5 раз больше, чем по России в целом . Это связанно с миграционным оттоком жителей в регионы страны с благополучными социально-экономическими условиями жизни, потому что 74% населения ДФО живут в условиях с уровнем социально-экономического развития ниже среднего по России, в том числе 53% ― низкого уровня .

ДФО округ богат минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, лесными и морскими биологическими ресурсами. Так, в общероссийском производстве отдельных ресурсов на Дальний Восток приходится (%): алмазов, бора и сурьмы – 100, олова – 99, вольфрама и пластикового шпата ― 80, серебра – 65, золота – 50, свинца ― 38, рыбы и морепродуктов – 65, соевых бобов – 80, древесины – 13, целлюлозы – 7 (рисунок) .

Значительны запасы: углеводородов, руд железа, титана, марганца, калийных солей и др. Это даёт ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций.

Таким образом, ДФО является важнейшим геостратегическим регионом России, обладающим исключительно богатым и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, располагающий потенциальными возможностями привлечения капитала и крупнейших товарных потоков, но, где уровни социально-экономического развития субъектов сильно дифференцированы.

Особенность экономики Дальневосточного федерального округа определили следующие факторы: хорошая обеспеченность природными ресурсами, суровые климатические условия, удалённость от регионов Центральной России, выгодное транспортно-географическое положение, связанное с прямым выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион, и специфика исторической судьбы.

Отраслевая структура экономики Дальневосточного федерального округа представлена в таблице 1.

Таблица 1. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости ДФО, в 2013 г.

На основе эксплуатации природных богатств сформировались ведущие отрасли рыночной специализации ДФО: топливно-энергетический и минерально-сырьевой комплекс, нефтегазовая, угольная, лесная, рыбная, целлюлозно-бумажная и дерево-обрабатывающая промышленность. Так же важными отраслями экономики являются машиностроение и металлообработка, морской транспорт. Сельское хозяйство специализировано на производстве риса и сои (на юге), на культивирование и сбор лекарственных трав, пушном звероводстве и оленеводстве (на северо-востоке). Эти факторы при ориентации на внутренний рынок и обусловили роль Дальневосточного федерального округа в составе РФ.

Уязвимое место ДФО – слабая транспортная связь как внутри округа, так и с основной территорией России. Практически отсутствует надёжное автомобильное сообщение с другими районами России, внутренние связи между отдельными субъектами весьма слабы. Фактически, только на юге региона в Приамурье, Приморье и на Сахалине имеется сеть железнодорожных и автомобильных дорог. Железнодорожных магистралей две – Транссибирская (Транссиб) и Байкало-Амурская (БАМ), которым в настоящее время требуется модернизация и развитие, также заканчивается строительство новой ветки Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Через ДФО проходят федеральные автомобильные дороги Амур, Колыма и Уссури, но в основном повсеместно функционирует лишь воздушный транспорт, а в летнюю навигацию выручает разветвлённая речная сеть Дальнего Востока, которая стимулирует развитие судоходства в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской области, Якутии, а также рыбной промышленности и гидроэнергетики. Округ имеет самую большую в России береговую линию и здесь находится большой участок Северного морского пути, по которому поток грузов к началу 2015 года составил 15 млн. т. Соответственно большое значение, особенно для внешней торговли, имеет морской транспорт. Он играет ключевую роль в северных поставках грузов и в связях с Сахалинской областью (17% всех грузовых перевозок на Дальнем Востоке). К крупнейшим портам ДФО относятся: Владивосток, Находка, Восточный в Приморском крае; Ванино, Де-Кастри - в Хабаровском крае; Холмск, Корсаков - на Сахалине; Магадан - на севере и Петропавловск-Камчатский - на Камчатке. На их долю приходится более 9/10 всех грузопотоков Дальнего Востока и пятая часть грузооборота всех морских портов России .

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Дальнего Востока вносит свой вклад в развитие электроэнергетики и топливной промышленности России. Потенциальные запасы ископаемого топлива ДФО составляют 10,8 млрд. т нефти, 24,3 трлн. м³ природного газа и 1,2 трлн. т угля . Главными центрами являются Республика Саха (Якутия) ― каменный уголь, природный газ, и Сахалинская область ― нефть, природный газ. Основными экспортными позициями ТЭК региона являются коксующиеся и энергетические угли Южной Якутии, нефть Сахалина, продукция нефтеперерабатывающих заводов Хабаровского края.

Электроэнергетика района представлена Нерюнгринской, Якутской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими ТЭС, крупнейшей Зейской ГЕС и др., а также Билибинской АЭС и Паужетской геотермальной электростанцией на Камчатке. В целом электроэнергетика наиболее развита только в Амурской, Магаданской и Камчатской областях. Эффективный гидропотенциал России составляет 8,3% мирового потенциала, а гидропотенциал трёх крупных бассейнов Дальнего Востока: Ленского, Амурского, Колымского, составляет почти половину. По технически доступному гидроэнергетическому потенциалу ДФО занимает 4-ое место среди стран АТР. Освоение гидропотенциала на Дальнем Востоке составляет 3%, для сравнения в Китае – 18%, Японии, Швеции, Греции – от 65% до 90%, в Бразилии, Канаде, США, Италии – от 50% до 65% .

Нефтегазовая промышленность представлена предприятиями по добыче, переработке, транспортировке и сбыту сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Основной объём нефте- и газодобычи около 90% обеспечивает Сахалинская область, что связано с вводом в эксплуатацию на шельфе о. Сахалин крупных месторождений по проекту «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Основная мощность по нефтепереработки в ДФО сконцентрирована в Хабаровском крае и представлены двумя крупными нефтеперерабатывающими заводами в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Угольная промышленность представлена во всех дальневосточных субъектах РФ, но основой региональных объёмов производства угля 67,4%: обеспечивают Республика Саха (Якутия) ― 34,7 % и Приморский край ― 32,7%. Разработка запасов угля осуществляется преимущественно открытым способом, немногим более половины добычи приходится на каменный уголь 50,8% .

По обеспеченности многими видами минерального сырья и объёмами их добычи Дальний Восток занимает лидирующее положение, так как на территории региона выявлено более 70 видов минерального сырья, среди которых выделяются руды цветных и драгоценных металлов, алмазы, сырьё для чёрной металлургии, химической промышленности, промышленности строительных материалов, минеральные воды.

Цветная металлургия представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, то есть горнорудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная металлургия имеет в Якутии более 60% от всей промышленности республики и Магаданской области около 60%. Чёрная металлургия представлена главным образом в Хабаровском крае, двумя компаниями: ПАО «Амурсталь» и ПАО «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре .

Машиностроение и металлообработка занимают в отраслевой структуре ДФО 4-ое место . Наибольшее развитие эта отрасль получила в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Основными подотраслями машиностроительного комплекса Дальнего Востока являются: судостроение и судоремонт распложены в городах Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск; сельскохозяйственное машиностроение (завод «Дальсельхозмаш» в Биробиджане); производство энергетического оборудования (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан и др.), а также станкостроение, электротехническая промышленность, транспортное машиностроение.

На долю лесных ресурсов округа приходится 55% площади лесного фонда РФ, а общий запас древесины составляет 25% российских запасов, свыше 20 млрд.м 3 . Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность является отраслью специализации ДФО, которая получила развитие преимущественно в южной части региона: в Хабаровском крае и Сахалинской области, а также в Приморском крае и Амурской области. Лесозаготовительная промышленность сформировалась преимущественно в Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской и Амурской областях и на юге Республики Саха (Якутия). Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наибольшее развитие получило лесопиление. Крупные центры деревообрабатывающей промышленности распложены в городах Благовещенск, Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Хабаровск. Целлюлозно-бумажная промышленность развивается на юге Сахалинской области (Углегорск, Поронайск), а также в городе Амурске.

Рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока – крупнейший в России. Основной промысел ведётся в Беринговом, Охотском и Японском морях. Основными рыбодобывающими регионами являются Камчатский и Приморский края, на долю которых приходится 62 ― 65% регионального улова рыбы и морепродуктов, затем идёт Хабаровский край и Магаданская область . Традиционные для Дальнего Востока отрасли – оленеводство, охота, рыбная ловля, пушное звероводство – развиты практически во всех субъектах ДФО.

В Амурской области производится 2/3 всех посевов зерновых округа и 50% сои.

Но, несмотря на всё своё богатство среди всех федеральных округов по важнейшим социально-экономическим показателям Дальневосточный федеральный округ занимает 7-ое место, на его долю приходится 5,7 % ВРП страны, это ниже средних показателей в стране (таблица 2).

Таблица 2. Удельный вес ДФО в общероссийских социально-экономических показателях, на начало 2014 г.

Показатель

Удельный вес, %

Место в РФ

Территория

Численность занятых в экономике

Валовой региональный продукт

Основные фонды

Объём отгруженных товаров собственного производства:

добыча полезных ископаемых

обрабатывающие производства

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Продукция сельского хозяйства

Оборот розничной торговли

Строительство

Инвестиции в основной капитал


В целом регион с благоприятным инвестиционным климатом, имеющий всё для своего экономического развития. ДФО является важнейшим экономическим регионом России.

Но, несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики в Дальневосточном федеральном округе, современное социально-экономическое состояние его нельзя признать благополучным.

Это связано с проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальневосточного федерального округа. Главными проблемами являются экстремальные природно-климатические условия, экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части РФ и наиболее развитых российских рынков, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, слабая обеспеченность транспортной и энергетической инфраструктурой, специфичность условий ведения сельского хозяйства, недостаточная степень освоения природных ресурсов, высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока, очень серьёзны экологические проблемы.

Для решения данных проблем намечено реализовать ряд направлений социально-экономического развития и крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 9 трлн. руб., которые дадут возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий выживания на Дальнем Востоке .

Основными направлениями социально-экономического развития ДФО являются транспорт, энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, рыбохозяйственный и лесохозяйственный комплекс, машиностроение, строительство, социальная инфраструктура, туризм, обеспечение экологической безопасности и приграничное сотрудничество. Рассмотрим некоторые из них .

Все перечисленные направления входят в государственную программу «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», которая предусматривает формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращение его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой и улучшение социально-демографической ситуации на его территории .

Развитие ДФО зависит от эффективно действующей транспортной системы, которая должна объединять Дальний Восток с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России.

В сфере железнодорожного транспорта получит развитие и модернизацию Транссибирская и Байкало-Амурская магистраль, будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через реку Амур, всё это позволит играть важную роль в доставке продукции Дальнего Востока на рынки России и рынки стран АТР, а также развитии транзита экспортно-импортных грузов и международного транзита грузов в сообщении стран АТР региона и Европы. На данный момент продолжается строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали на востоке России, завершение её участка Беркакит – Томмот – Якутск с автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через реку Лена.

Совмещённый (автомобильно-железнодорожный) мост через реку Лену в районе Якутска - одно из самых масштабных транспортных сооружений, запланированных к строительству в республике Саха (Якутия). Первоначально проект моста был предложен ещё в 1988 ― 1989 годах, затем в начале XXI века. По одному из этих проектов планируемый мост должен быть длиной около 3 км и состоять из 9 пролётов длиной 154 м каждый. По предварительным расчётами его стоимость была определена в 16 млрд. рублей, но затем она увеличилась в два раза и проект заморозили. Затем его пересмотрели, и в 2013 году правительством РФ было заключено Концессионное соглашение с иностранным инвестором на строительство мостового перехода через реку Лена в районе города Якутск. Теперь его строительство включено в план совместных проектов российско-китайской двухсторонней межправительственной комиссии. Российская и китайская стороны договорились о создании рабочей группы по строительству моста и о совмещении автомобильного и железнодорожного перехода. Но будет ли сразу построен совмещённый мостовой переход или будет сначала построен автомобильный мост с возможностью достройки железнодорожного, предстоит решить с учётом технико-экономических показателей проекта.

Проектирование и строительство должно занять не более 6 лет, то есть в период с 2017 – 2022 гг.. Планируется, что протяжённость моста составит 3,18 км, протяжённость подъездных путей – 21 км, подмостовой габарит судоходного пролёта будет отнесён к 1 классу. Сметная стоимость строительства составила 54,7 млрд. рублей в ценах I квартала 2013 г., при этом четверть инвестиций - внебюджетные. Стартовая сумма вложений государства - 40,2 млрд руб., но она может увеличится с учётом будущей инфляции . Средства необходимые для выплат обязательств по Концессионному соглашению будут предусмотрены в Государственном бюджете РФ в рамках Государственной программы «Развитие транспортной системы России».

Этот проект имеет большое значение для республики Саха (Якутия), а также для Дальнего Востока в целом :

  • будет обеспечена круглогодичная связь столицы республики Саха (Якутия) - г. Якутска и её левобережной территории с сетью железных дорог России, а, значит и с отдалёнными и промышленно развитыми регионами России;
  • будет сформирована единая транспортная сеть федеральных автомобильных дорог «Лена», «Колыма» и «Вилюй» и, соответственно, круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем;
  • обеспечит возможность создания в городе Якутске крупного мультимодального транспортного узла, где воедино сольются несколько видов транспорта - железнодорожный, речной, авиационный и автомобильный, что будет стимулировать социально-экономическое развитие региона;
  • будут обеспечены круглогодичные перевозки и кардинальное снижение транспортных и торгово-снабженческих издержек при осуществлении внешних и внутренних торгово-экономических связей как Республики Саха (Якутия), так и ДФО в целом;
  • постройка моста необходима также с точки зрения задела на будущее: выхода железной дороги на левый берег реки Лена, что позволит в будущем использовать мощности западно-якутских месторождений;
  • Амуро-Якутская железнодорожная магистраль и совмещённый мост через реку Лена дадут импульс развитию Центральной Якутии, а с учётом дальнейшего строительства железнодорожных линий (Улак ― Эльга, Хани ― Олекминск и др.) ― и Южной Якутии.

И последнее, после завершения строительства АЯМа и совмещённого мостового перехода через реку Лена открывается возможность создания нового маршрута: Северный морской путь - река Лена - АЯМ - Транссиб - страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, автомобильно-железнодорожный мост через реку Лена в районе города Якутск будет иметь огромное значение не только для развития транспортной инфраструктуры и всей экономики Якутии, но, и для социально-экономического развития всего Дальневосточного федерального округа.

Дальневосточный федеральный округ имеет всё необходимое для дальнейшего поступательного социально-экономического развития, поэтому находится как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов страны.

Список литературы:

2. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е. С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 503 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

9. http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2013/04/05/samyj_dorogoj_most- Ведомости. Власти ищут инвестора для самого дорогого моста страны.

10. http://minvostokrazvitia.ru - Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

11. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. О мерах по инновационному развитию легкой промышленности // Экономист. 2007. № 10. С. 3-12.

12. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. – 2013. – № 4. – С. 20-21.

13. Захаров Д.Е., Лобанов А.А., Шумаев В.А. Развитие инфраструктуры как фактор активизации инновационной деятельности и выхода из кризиса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2009. – № 2. – С. 113-117.

14. Миндлин Ю.Б., Шедько Ю.Н., Цыпин И.С. Система государственного и муниципального управления: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2013.

15. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. - 162 с.

16. Морковкин Д.Е. Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. – 2010. – № 5. – С. 97–101.

17. Морковкин Д.Е. Методика оценки эффективности функционирования промышленного комплекса региона // Экономика. Налоги. Право. – 2011. – № 6. – С. 81-94.

18. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.

19. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №1. – С. 27-35.

20. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

21. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

22. Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы кластеризации экономического пространства территорий России // О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Красноярск, 2015. – С. 13-15.

23. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.

24. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. – 2009. – № 12. – С. 35-40.

25. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Критерий оценки эффективности управления природно-ресурсным комплексом территории // Финансы и кредит. – 2006. – № 19 (223). – С. 25-31.

26. Сорокин Д. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11. – С. 8-20.

27. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. – М.: изд. «МУ им. С.Ю.Витте», 2014. – 534 с.

28. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 467 с.

29. Шманёв С.В. К новой теории описания инвестиционного процесса промышленного предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – Т. 11. – № 7. – С. 88-94.

30. Шманёв С.В., Шманёва Е.С. Управление инвестиционными потоками инновационно-ориентированных малых предприятий // Транспортное дело России. – 2011. – № 11. – С. 59-62.

31. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК. 2014. № 4. С. 123-126.

32. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

33. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. –2015. –№ 7 (129). – С. 49-54.

34. Шумаев В.А. Логистика товародвижения на основе информатизации и маркетинга. - М.: Изд. дом Новый век, 2004. - 194 с.

35. Юрзинова И.Л. Теоретические основы экономической концепции налоговой политики / И.Л. Юрзинова. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.

Аннотация: в статье рассматриваются процессы внутренней трудовой миграции на Дальний Восток России. В качестве аналитической базы в работе приведены статьи дальневосточных ученых и исследователей, производится их краткий обзор.

Ключевые слова: миграционные процессы, Дальний Восток, Дальневосточный федеральный округ, внутренняя трудовая миграция.

Миграционные трудовые процессы оказывают огромное влияние на развитие не только отдельных регионов, но и страны в целом. Иммиграция, равно как и эмиграция способна улучшить ситуацию на региональном рынке труда, так и наоборот, обратить ее в неблагополучную сторону. Целью данной работы является определить, какая же ситуация складывается на рынке труда Дальневосточного федерального округа России (ДФО) в настоящий момент.

Население ДФО на 1 января 2015 года составляло 6 211 021 человека, на 1 января 2016-го - 6 194 969 человек. Итого - минус 16 052 человека.

Миграционный

прирост/ убыль

Республика Саха (Якутия)

Амурская область

Приморский край

Камчатский край

Еврейская АО

Хабаровский край

Чукотский АО

Магаданская область

Сахалинская область

Таблица 1. Динамика численности населения в ДФО за 2016 г. (чел.)

Из таблицы 1 мы можем сделать вывод о том, что ни один субъект ДФО не показал за 2016 год положительное миграционное сальдо, суммарный отток населения в 9 субъектах ДФО за прошлый год составил 17 130 человек.

Подавляющая часть мигрантов - это молодые люди в возрасте от 15 до 35 лет. В структуре выезжающего взрослого населения до двух третей составляют лица с высшим и средним профессиональным образованием. Вместе с ними дальневосточные территории покидают дети, что затрудняет самовоспроизводство в долгосрочной перспективе.

В настоящее время на Дальнем Востоке России существует острая проблема оттока населения в трудоспособном возрасте. Преимущественно покидает пределы родного региона молодежь. По сути, Дальний Восток становится биржей труда для зарубежья и центральной части России. Вследствие чего государством предпринимается ряд мер, направленных на развитие Дальневосточного Федерального округа и соответственно создание привлекательных условий для трудоспособного населения. В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-р утверждена «Стратегия социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Одним из основных условий ее реализации является наличие кадрового потенциала.

Одним из результатов государственной политики по развитию Дальнего Востока к 2025 году должно стать увеличение численности населения на 50 тыс. человек за счет естественного прироста и еще на 250 тыс. человек - за счет положительного сальдо миграции. Такие показатели закреплены в принятой 28 июня 2017 г. правительством РФ концепции демографической политики Дальнего Востока.

По словам Дальневосточного консалтингового центра (ДКЦ), Дальний Восток является стабильным потребителем иностранной рабочей силы и количество иностранных граждан, въезжающих по рабочим визам, будет увеличиваться.

В соответствии с федеральной целевой программой инновационного развития России стратегической целью ДФО является создание динамично развивающейся социально-экономической системы инновационного типа. Коллектив авторов в своем исследовании подробно рассматривает механизмы привлечения студентов, аспирантов и молодых ученых к решению задач инновационного развития России до 2020 года.

Для Дальнего Востока особо важным здесь является сохранение собственного населения и создание благоприятных условий для сокращения естественной и искусственной его убыли.

На сегодняшний день выявлен ряд проблем и особенностей, существующих на рынке труда ДФО, а именно:

– старение квалифицированных кадров;

– отток населения, среди которых большой процент молодежи;

– несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда;

– нетрудоустроенность выпускников с высшим образованием;

– низкий уровень заработной платы по рабочим специальностям;

– недостаточное развитие предпринимательской деятельности;

– отсутствие образовательных центров подготовки и переподготовки по предпринимательской деятельности.

По итогам опроса, проведенного специалистами ДКЦ 20 мая 2011 г., ключевыми факторами, оказывающими влияние на отток населения и не способствующими его переселению на Дальний Восток, являются: низкая заработная плата (58,3%), отсутствие перспектив для профессионального роста (37%), высокие цены на продукты (33,9%), плохие условия для рождения и воспитания детей (28,7%), дорогое жилье (26,7%), отсутствие перспектив развития бизнеса (25,6%), проблемы климата и экологии (14,4% и 12,8% соответственно).

На сегодняшний день существует острая потребность в кадрах инженерно-технических специальностей. Водо-, газо-, тепло-, энергоснабженческие организации требуют обновления и омоложения сотрудников. Также нехватка трудовых ресурсов имеется в животноводческом секторе, в строительной отрасли, на авиа- и судостроительных предприятиях.

В то же время государством реализуется ряд программ по социально- экономическому развитию Дальневосточного федерального округа. Например, создаются территории опережающего развития, которые позволят вывести социально- экономическое развитие региона на новый уровень.

Для улучшения процесса заселения дальневосточных территорий нужно особое внимание уделить информационному освещению программ развития Дальневосточного федерального округа, всех приоритетных направлений, в которых мигранты смогут реализовать свой потенциал.

Список источников и литературы

1. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Саха(Якутия) стат. – Якутск, 2016.

2. Миграция населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник: в 2 т. / Саха (Якутия) стат. Tом 2. – Якутск, 2015.

3. Пестерева Н.М., Савинкина Л.А., Цветлюк Л.С. Некоторые особенности рынка труда и стратегия развития трудовых ресурсов в Приморском крае // Образование. Наука. Научные кадры. – 2014. – №2.

4. Сидоркина З. И. Иммиграция на Дальнем Востоке России: история и современность. Естественные и технические науки, № 6, 2009.

5. Сидоркина З. И., Бельская Е. Э. Современное состояние социально-экономического развития муниципальных территорий (на примере Бикинского района Хабаровского края) // Геосистемы и их компоненты в северо-восточной Азии: эволюция и динамика природных, природно-ресурсных и социально-экономических отношений. Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Владивосток: Дальнаука, 2016.

6. Сукнёва С.А. Демографический потенциал развития населения северного региона. – Новосибирск: Наука, 2010.

7. Сукнёва С.А. Миграционные процессы в северном регионе // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2010. – № 1.

8. Сукнёва С. А., Барашкова А. С. Влияние миграционных трендов на динамику брачных процессов на Северо-Востоке России // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 8.

9. Шувалова, И.К. Миграционные процессы на Дальнем Востоке России: опыт, проблемы и перспективы развития / И.К. Шувалова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - № 3 (23).

10. Шувалова, И.К. Факторный анализ миграционной активности на Дальнем Востоке России / И.К. Шувалова // Вестник ЗабГУ. - 2014. - № 05 (108).

11. Шувалова, И.К. Проблемы регулирования миграции в начале XXI века / И.К. Шувалова // Вестник открытого юридического института. -2012. -№2(3).

Электронный ресурс:

12. Основные причины оттока населения // «Дальневосточный консалтинговый центр», экспертно-аналитический сайт/