Зачем в россии вводят продуктовые карточки. Карточная система

Разрабатываемая правительством концепция продовольственной помощи в РФ вводит продовольственные карточки. Премьер-министр РФ сказал, что продовольственные карточки как один из видов поддержки граждан имеют как преимущества, так и недостатки. Основные направления предлагаемой программы - поддержание региональных сельхозпроизводителей, адресная помощь социально незащищенному населению страны.

Что такое продовольственная помощь

Программа представляет собой государственную поддержку, которая направлена на оказание помощи некоторым слоям населения. Помощь будет оказываться под видом некоего набора продуктов питания или суммы денежных средств, которую можно будет потратить на покупку этих продуктов.

Продовольственные карточки для россиян дадут возможность за счет методов рынка предоставить помощь российским сельхозпроизводителям. При поддержке стабильного спроса на их товары появляется возможность дальнейшего совершенствования. Также это выступает одним из методов импортозамещения.

Россия готовится к возвращению продовольственных карточек

В апреле 2015 г. Правительством была представлена модель системы карточек для продовольствия. Они предназначены для тех граждан, у которых есть право на субсидии со стороны государства. В Минпромторге полагают, что продовольственные карточки будут поддерживать не только социально незащищенные слои населения, но и государство, главным образом, региональное сельхозпроизводство. Решение о введении продовольственных карточек в обиход сформировалось с опорой на опыт мировых держав, где они успешно используются уже долгое время.

Принцип работы продовольственных карточек

Несмотря на то что введение этого новшества ожидается в 2017 г., уже известна концепция продовольственных карточек:

  1. Семье, которая считается социально незащищенной, оформляется банковская карта.
  2. Каждый месяц на нее зачисляются средства из бюджета.
  3. Снять денежные средства будет невозможно, ими можно будет лишь расплатиться в определенных магазинах и в течение определенного отрезка времени.
  4. Введение продовольственных карточек будет распространяться лишь на продукты с малым сроком годности. Это планируется с целью исключить накопление. Сюда относят такие продукты, как мясо, птица, яйца, молоко, овощи и фрукты.
  5. Точный объем перечисляемых на карту средств пока не известен. В ведомстве полагают, что сумма будет находиться в зависимости от прожиточного минимума, установленного в регионе, уровня доходов семьи, всех социальных вычетов, коэффициента издержек на продукты питания.

Условия получения карточек на продовольствие

Для того чтобы получить продовольственные карточки для малоимущих, следует совершить несколько действий. Надо будет подать заявление в отделение исполнительной власти в регионе проживания, собрать пакет необходимых документов, пройти собеседование. При положительном ответе просителю выдается электронная продуктовая карта, на которую будут поступать денежные средства. Или же можно будет подключить уже имеющуюся, подписав со своим банком соглашение.

Чтобы нивелировать риск иждивенчества, безработным будет вменено в обязанность устроиться на работу в оговоренные сроки.

Вероятно, в реализации обозначенной программы будет участвовать Сбербанк РФ. Программа "Продуктовая карта" потребует при самом предварительном подсчете 240 млрд. руб.

Существующие реалии жизни

Есть одна очень серьезная преграда для реализации программы - у государства нет финансовых средств. Безусловно, программа целиком будет реализовываться государством. Но так как в 2015 г. бюджет страны был принят с дефицитом в 2680 млн. руб., а на первое мая 2015 г. долг регионов вышел за рамки двух трлн. руб., сложно представить легкую и быструю реализацию программы продуктовых карточек.

Существующие недочеты

Несмотря на отсутствие в федеральном бюджете нужных средств на реализацию программы, существует несколько вопросов, которые на протяжении долгого времени не может решить Минпромторг. Продовольственные карточки и их реализация подразумевают четкую схему выбора производителей, которой до сих пор нет. Во вторую очередь, нет четкого механизма проверки необходимого качества товаров.

Мнения экспертов

Для экспертов остается открытым один главный вопрос: что для государства важнее - поддержка местных производителей либо сытые малообеспеченные граждане?

Председатель Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка, полагает, что введение карточек внесет изменения в систему поддержки производителей. В этом случае сельхозпроизводители смогут получать финансовые средства за счет повышения спроса и его стимулирования, а не напрямую.

Востриков Дм. (Руспродсоюз) одобряет продовольственные карточки. Он считает, что это поможет местному производству лучше, чем ценовое регулирование.

Крупнов Ю., глава Наблюдательного совета Института демографии и регионального развития, считает, что эта программа является подарком, который сможет стимулировать местных сельхозпроизводителей и экономику РФ. Он полагает, что Россия готовится к возвращению продовольственных карточек и что это решит большинство проблем, связанных с безопасностью продуктов питания в страновом масштабе. Программа, с его слов, является гигантским продовольственным заказом для сельскохозяйственных производителей.

Мамиконян М., президент Мясного союза, говорит, что в мире данная практика помощи малообеспеченных представляет собой сильнейшую поддержку местных производителей. Но он сомневается, что в реалиях России данная поддержка будет несущественной. Президент считает, что данная программа предназначена для ограниченного круга потребителей, а финансы, выделяемые ежемесячно, будут невелики, вряд ли по ним будут покупать мясо - довольно дорогой продукт.

Причины введения продовольственных карточек

В правительстве уверяют, что эта программа никоим образом не связана с дефицитом продовольствия. С их слов, продовольственные карточки в России и оказываемая по ним помощь будут развиваться по нескольким причинам:

  1. Правила вступления РФ в ВТО обязывают нашу страну снизить объем прямой помощи сельскохозяйственным производителям под видом различных дотаций, субсидий, льготных кредитов и т.п. Наряду с этим правила ВТО могут допустить поддержку местных агрономов посредством внутренней продовольственной помощи при реализации программы "Зеленая корзина".
  2. Сегодня в стране все увеличивается число граждан, кому положены продовольственные карточки: это находящиеся за чертой бедности и малоимущие. За последние 8 лет их число выросло до 21 млн. чел. Это граждане, которым необходима поддержка государства.

Этапы введения продовольственной помощи

По предварительным данным, запуск программы начнется с 2017 г. На сегодняшний день сумма, которая будет перечисляться на карту, составит 1400 руб. ежемесячно. Предполагается, что продукты по программе можно будет приобретать на отдельных прилавках в торговых сетях. Вряд ли для этой программы будут отдельно возводиться социальные магазины.

В начале 2018 г. начнется следующий этап. Заключается он в открытии социальных столовых, где можно будет получить горячее питание, предъявив соответствующую карточку.

Что влечет за собой внедрение программы

Возвращение продовольственных карточек, по мнению правительства, имеет лишь самые благие намерения.

Для поддержки местного производителя внесены изменения в закон о торговле. Эти поправки устраняют какие-либо сборы с поставщиков и уменьшают сроки расчетов. Сегодня торговые сети могут задерживать расчет с небольшими хозяйствами до полутора месяцев. Другими словами, большой бизнес бесплатно кредитуется за счет малого. То есть теоретически будет открыт вход в торговые сети местным небольшим сельхозпроизводителям, стимулирование которых и подразумевает программа введения продовольственных карточек.

Итоги

Программа введения продовольственных карточек подразумевает:

  • поддержку местных производителей;
  • поддержку малоимущих слоев населения;
  • совершенствование торговли.

В 2016 г. продовольственные карточки в России смогут получить:

  • большая часть пенсионеров, которые находятся за чертой бедности, принимая во внимание средний размер пенсии за 2015 г.;
  • матери-одиночки;
  • безработные граждане;
  • такие этнические группы, как народности Крайнего Севера, таджики, ромы.

Для получения карточек им необходимо обратиться в соответствующие органы с заявлением и пакетом документов.

Помимо введения в 2017 г. продовольственных карточек, в 2018 г. планируется внедрение программы по льготному питанию, которая предоставит возможность малоимущим бесплатно получить обед в столовой/кафе.

Большинство экспертов в этой области полагают, что продовольственные карточки выступают самым главным и эффективным проектом РФ. Они дадут возможность поддержать не только местное производство и потребление, но и потребительский рынок и экономику в целом. Самое главное сейчас, чтобы данная программа незащищенным гражданам прошла без каких-либо нарушений.

Для малоимущих, при этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Еще в прошлом году в Госдуме звучали предложения о введении в России продовольственных карточек для малоимущих, однако пока подобного решения принято не было.

Количество россиян, поддерживающих введение продуктовых карточек для малоимущих, выросла с лета прошлого года на 11%. Наибольшую поддержку эта идея находит в Сибири и на Урале. Противников больше всего в Северо-Западном федеральном округе (32%).

Первые карточки

Впервые карточки были введены еще при Николае II в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Позднее нормированное распределение продуктов и товаров вводилось в стране на разных этапах советской истории страны: в годы гражданской войны, голода 1921-1922 годов, в годы великой отечественной, первые послевоенные годы и на излете СССР, в начале 80-х.

При карточной системе для покупки товара следовало не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение, пишет fox-notes.ru . Только в годы войны получать продукты без оплаты позволялось эвакуированным и труженикам тыла.

В классическом виде карточная система существовала в стране с 1929 года, когда на исходе НЭПа началась нехватка продовольствия и дефицит промтоваров. Длинные очереди и полупустые прилавки - такая картина вспоминается многим, кто застал это время. Однако в карточной системе был и положительный ньюанс: несмотря на ограниченный выбор продуктов в советских магазинах, покупатели могли купить по низким ценам самое необходимое.

"Литер-А-торы", "кое-какеры" и другие "карточники"

В 1931 году все трудящееся население городов было разделено на группы по "классово-производственному" признаку. Эти группы в народе делились по так называемым "литерам". В Казани владельцев карточек первой группы литеры "А", получавших 800 г хлеба в день, звали "литер-А-торами". Помимо них были еще "литер-Б-торы" (600 г) и "кое-какеры" (300 г). К "кое-какерам" относились, в частности, студенты дневных отделений, которые могли прожить на свой паек только кое-как.

Карточное снабжение не распространялось на незанятых "общественно-полезным трудом" граждан, в ряды которых входили безработные домохозяйки моложе 56 лет, торговцы, служители религиозных культов и лишенные избирательных прав.

Чтобы получить больше дозволенного законом, карточки стремились подделать или украсть. Бывали случаи подделки врачебных рецептов, по которым отдельным категориям населения выдавали дефицитные продукты. Манная крупа, например, выдавалась только больным детям.

Некоторые приспособились заранее узнавать в отделе торговли, куда в ближайшее время завезут колбасу и сахар, а куда конфеты и масло. Те, кому продуктов не хватало, обменивали алкогольные талоны на продуктовые, пишет kp.ru . Причем талоны на водку были своего рода неофициальной валютой, которой расплачивались с сантехниками, грузчиками и электриками.

Централизованная карточная система продлилась вплоть до 1935 года и охватила более 40 миллионов человек.

Карточки во время Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны карточки появились снова. Однако на этот раз труженики тыла и эвакуированные могли получать продукты по талонам бесплатно.

В каждом городе были свои нормативы снабжения и свои особенности в организации карточной систем, вспоминает Валерий Митюшев в "Записках обыкновенного человека" .

К примеру, в Москве карточки были хлебные, продовольственные и промтоварные. Причем выбрать можно было только один из трех вариантов продовольственной карточки. В продуктовой карточке были талоны на определенное количество граммов отдельных видов продуктов питания (мясо, рыбопродукты, макаронные, крупу, жиры и др.).

Студенты предпочитали получать трехразовые карточки и отовариваться исключительно через столовую. "Три раза в день в столовую, конечно, не ходили, а съедали разом за обедом и обед и завтрак и ужин. Это называлось "взять полный". Так можно было более-менее насытиться. А если съесть один обед, то оставалось чувство неудовлетворенности", - пишет Валерий Митюшев.

После окончания войны появилось сверхнормативное питание в виде карточек ДП (дополнительное питание) и УДП ("Усиленное дополнительное питание"). В народе УДП расшифровывалось как "Умрешь Днем Позже". Эти карточки могли получить все фронтовики, а также некоторые ослабленные студенты по заключению поликлиники.

Жизнь по карточкам настолько вошла в привычку, что, когда в 47-м году произошла отмена талонов, это было воспринято как поистине революционное событие.

Нормативное распределение вернулось в СССР в 1983 году с введения талонов на покупку дефицитных товаров, в числе которых был табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.. Только в начале 1990 х в связи с ростом цен и распространением свободной торговли талонная система стала сходить на нет, частично уступив место бартеру.

Материал подготовлен редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

При этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Карточная система - система снабжения населения товарами народного потребления в условиях дефицита. При этой системе для покупки товара следует не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение. Карточки (талоны) устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в том числе в Российской Империи. Впервые в России карточки были введены в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Затем этой практикой воспользовалось Временное правительство, установив 29 апреля 1917 года карточную систему во всех городах. Исключительно по карточкам распределялось зерно: рожь, пшеница, полба, просо, гречиха и др.

После Октябрьской революции карточки появились вновь в августе-сентябре 1918 года и просуществовали до 1921 года . При организации распределения продовольствия практиковался «классовый подход».

Отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа и расцветом предпринимательства.

В 1929 году на исходе НЭПа в городах страны вновь была введена централизованная карточная система . В апреле 1929 года были введены карточки на хлеб, к концу года карточная система охватила все виды продовольственных товаров, а потом затронула и промышленные. Карточки первой категории предназначались для рабочих, которые могли съесть в день по 800 г хлеба (членам семьи полагалось по 400 г). Служащие относились ко второй категории снабжения и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории - безработным, инвалидам, пенсионерам - полагалось по 200 г. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов - карточек вообще не получали. Карточек лишали и всех домохозяек моложе 56 лет: чтобы получать продукты, они должны были устроиться на работу.

Система просуществовала весь период коллективизации и индустриализации, вплоть до 1935 года, и охватила более 40 миллионов человек.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году централизованное карточное распределение вводится вновь. Карточки на продовольственные и некоторые виды промышленных товаров появились в Москве и Ленинграде уже в июле 1941 года. Карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, масло, обувь, ткани, швейные изделия. К ноябрю 1942 года они циркулировали уже в 58 крупных городах страны.

Карточное распределение продовольственных и промышленных товаров в СССР просуществовало до декабря 1947 года .

Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году с введения талонов (талонная система). Суть талонной системы заключалась в том, что для покупки дефицитного товара необходимо было не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.

Первоначально талоны выдавались на некоторые дефицитные товары народного потребления, однако впоследствии талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.). На практике зачастую не удавалось использовать талоны, так как соответствующих товаров в магазинах не было.

Талонная система стала сходить на нет в начале 1990‑х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Министерство промышленности и торговли совместно с Министерством финансов дорабатывает программу адресной продовольственной помощи, сообщает ТАСС. Запуск программы планируется уже в этом году, рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров.

«Мы очень рассчитываем, что в этом году мы стартанем с этой программой», - сказал он.

В настоящее время программа продовольственной помощи уже прошла основные этапы согласования с ведомствами. Минэкономразвития поддержало программу, на очереди доработка с Минфином, добавил Мантуров.

Одна из задач программы, по его словам, — обеспечить адресную поддержку тем категориям граждан, которые не могу себе позволить приобрести определенный набор продуктов питания. Например, свежее охлажденное мясо, свежую охлажденную рыбу, свежие овощи.

«Чтобы стимулировать такую возможность, мы выходили с инициативой внедрения продовольственных субсидий через систему адресной поддержки. Такая система работает во многих странах мира», — сказал Мантуров.

Министр подчеркнул, что это не накопительная система и будет правильнее, если граждане будут полностью тратить выделяемые средства на продукцию отечественных производителей. «Если в течение месяца ты не потратил эти деньги, они сгорают», — сказал он.

Стратегия-2017

Говорить о Стратегии продовольственной помощи Минпромторг начал еще осенью 2015 года. Она предполагает поддержку определенных категорий граждан путем создания специальной карты.

На запуск программы продовольственных карточек для малоимущих граждан может потребоваться 240 млрд руб., рассказал замглавы министерства Виктор Евтухов.

По его словам, финансирование предполагается из федерального и региональных бюджетов, количество потенциальных участников программы — порядка 15-16 млн человек.

В Минсельхозе затраты на программу оценили в шесть раз ниже - в 40 млрд рублей, рассказал осенью 2016 года глава министерства Александр Ткачев. Он сообщил также, что его ведомство прорабатывает создание механизма внебюджетного финансирования программы, так как в бюджете соответствующие средства пока отсутствуют.

Карточка для малоимущих граждан будет представлять собой «электронную карту покупателя», на которую будут зачислять средства. Их можно будет тратить на определенные виды товаров и продуктов, в частности на свежие скоропортящиеся отечественного производства.

В программу в настоящее время включены мясная, молочная, рыбная продукция, овощи и фрукты, яйца и зелень.

Исключены крупы и мясные консервы. Однако в Минпромторге не исключали расширение перечня, в него может войти замороженная рыбная и мясная продукция. На импортные товары и продукты льготы распространяться не будут.

Также отмечалось, что в программе продуктовых электронных карт смогут участвовать все торговые точки, которые подключены к центральной процессинговой системе программы, курировать программу будет один из крупнейших банков в стране.

Программа может «обеспечить бюджетную эффективность в размере минимум 2 руб. вклада в ВВП на каждый рубль, вложенный в программу», сообщал Евтухов. Помимо того, что нуждающиеся получат помощь, программа поддержит спрос на российские продукты питания, торговлю и сельское хозяйство, планирует министерство.

Ранее Минпромторг рассчитывал, что программа электронных продовольственных карт покупателя может заработать во второй половине 2016 года.

Нет денег, нет программы

Данной программой должен заниматься не Министерство промышленности и торговли, а Министерство труда и социальной защиты, считает заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. По мнению экономиста, если эта программа действительно направлена на социальную поддержку населения, то заниматься ею должно профильное министерство.

«Я понимаю, почему Минпромторг хочет реализовывать эту программу — с другой стороны, это поддержка отечественного производителя. Но, по-моему, отечественный производитель сейчас особых проблем не испытывает: импорт сократился, переориентировался на другие страны, собственное производство реально выросло», — добавляет эксперт.

Если и запускать программу, то, по словам Смирнова, она должна коррелировать с другими программами поддержки малоимущего населения, которые реализуются в России. «Меня напрягает отсутствие взаимодействия между Минпромторгом и Минтрудом - это неразумно, помощь может попасть тем, кто в ней реально не нуждается, а нуждающиеся могут ее и не получить», — резюмирует экономист.

Задумка Минпромторга напоминает американскую Food Stamp Program (программа льготной покупки продуктов), когда дают ограниченные по потреблению талоны, по которым можно купить продукты, отметила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

То, что предлагает Минпромторг, «касается поддержки промышленности, а не поддержки населения», потому что программа будет вынуждать людей покупать определенные виды продуктов, считает она.

«Хорошо это или плохо, я не знаю. Нужно ли еще больше стимулировать покупать отечественное, когда доходы продолжают сокращаться, для меня большой вопрос. Особенного выбора у бедных людей нет, соус песто и прочие деликатесы они и так не покупают. В какой мере это поддержит российскую промышленность, для меня загадка», — говорит Зубаревич.

Оба эксперта обратили внимание на то, что информации о выделении бюджетных денег на программу продовольственного обеспечения пока не появлялось. В Минфине не ответили «Газете.Ru» на соответствующий вопрос и другие запросы о возможной конфигурации программы.

Если соответствующие расходы были бы включены в текущую версию бюджета, Минпромторг в конце года об этом сообщил бы, полагает Смирнов из ВШЭ. Зубаревич также задалась вопросом об источниках финансирования. «Если это дополнительные деньги для российских потребителей, то вопрос - откуда возьмутся деньги? Это что, дополнительные средства федерального бюджета, которых нет? Пока нет ответа на этот вопрос - нечего и обсуждать», — резюмировала она.

В Минпромторге дополнительные вопросы о программе и ее финансировании также оставили без ответа

Продуктовые карточки для малоимущих в 2019 году вводить в обиход не планируют, несмотря на неоднократное предложение стимулировать продовольственными талонами потребительский спрос и поддерживать малоимущие слои населения. Об этом сообщил член думского комитета по аграрным вопросам Аркадий Пономарев на Агрохолдингах России-2018.

Кто имеет право претендовать на льготу?

Запуск программы продуктового субсидирования планировался сначала в 2018, а потом в 2019 году. Несколько лет назад Минпромторг предложил создать в России систему дополнительного питания для малообеспеченного населения. На специальные банковские карты граждан этой категории предлагалось зачисляться средства, которые можно будет тратить на определенные отечественные продукты - свежие, скоропортящиеся. По мнению Пономарева, реализация этого предложения будет стимулировать внутренний спрос и развитие перерабатывающих отраслей.

Важное уточнение: Минпромторг собирался выдавать продуктовые карточки только тем гражданам, которые оказались за чертой бедности по воле внешних обстоятельств и могут это доказать. Тунеядцев, способных работать, но не желающих, государство точно содержать не станет. Рассчитывать на помощь также не следует россиянам, скрывающим свой реальный размер дохода и только притворяющимся бедными – фрилансерам, предпринимателям, владельцам подсобных хозяйств.

Если в 2020 году программа будет запущена, то как гражданину понять, может ли он принять участие в программе продуктовых карточек? Для этого ему нужно произвести некоторые простые расчёты.

    Сложить все доходы, которые получила его семья за последние 3 месяца. Льготы, субсидии, стипендии тоже нужно учитывать.

    Получившуюся сумму поделить на 3 – вывести среднее арифметическое.

    Поделить результат на количество членов семьи (включая детей и пенсионеров).

Если итоговое значение окажется ниже планки прожиточного минимума, можно смело претендовать на получение продуктовой карточки для малоимущих в 2020 году (при условии, что программу запустят).

Какие документы нужны для получения продуктовой карточки, Минпромторг не уточняет. Известно, что контроль за распространением карт будет вменён в обязанности органов социального обеспечения – у малоимущего гражданина не должно возникать вопроса, где получить продуктовую карточку, ведь с адресом местного отдела соцзащиты он наверняка знаком. Для оформления льготы придётся не только принести обязательные бумаги, но и пройти собеседование – своеобразную «проверку на вшивость». Каждого, кто получит продуктовую карточку в России, обяжут предпринять всевозможные усилия для поиска работы (при её отсутствии) – во избежание распространения тунеядства.

Ожидается, что перечень граждан, имеющих право на льготу, будет пересматриваться раз в 6 месяцев. Малоимущему гражданину придётся каждые полгода носить в соцзащиту документы, подтверждающие его льготный статус.

Что можно купить?

Обладатель продуктовой карты, увы, не сможет приобрести с её помощью любые продукты, которые бросятся в глаза – ему будет доступно только то, без чего ежедневный рацион россиянина невозможно представить. Точный перечень доступных продуктов Минпромторг предоставит при запуске программы. В список будут входить:

    Мясо и рыба.

    Яйца и молоко.

    Соль, сахар, специи.

    Овощи, фрукты, сухофрукты.

Кроме того, к числу «соцпродуктов» относятся корма для домашних животных, средства гигиены (мыло, стиральные порошок и прочее), семена и саженцы.

Льгота не будет распространяться на алкоголь и сигареты. Минпромторг категорично заявляет, что не собирается поддерживать вредные привычки россиян.

Обладатели карт также не смогут расходовать льготные средства на продукты-излишки – скажем, на конфеты. Малоимущему гражданину, желающему порадовать своего ребёнка сладостями, придётся тратить на это собственные деньги. Самой спорной позицией пока являются лекарства – Минпромторг не решил, стоит ли вводить их в перечень «соцпродуктов».

Тем россиянам, кому будут выдавать продуктовые карточки, следует обратить внимание на ещё одно ограничение: льготными средствами удастся оплатить только российскую продукцию. За счёт этого ограничения Минпромторг попытается «догнать и второго зайца» - а именно поддержать отечественных производителей и дать им преимущество в конкуренции с импортёрами.

Бальная система оплаты – что это?

Продовольственные сертификаты будут выпускаться в платёжной системе «Мир». На карточки государство станет перечислять вовсе не рубли, а бонусные баллы – ежемесячно в размере, эквивалентном сумме в 1200 или 1400 рублей. Обладателю продовольственного сертификата придётся мириться с рядом ограничений.

    Баллы нельзя накапливать. Если до конца месяца малоимущий гражданин не израсходует бонусные рубли целиком, остаток суммы сгорит.

    Баллы нельзя обналичить. Расплатиться бонусными рублями получится только в магазинах, участвующих в госпрограмме. Ожидается, что с 2019 года карточки будут принимать в некоторых столовых и кафе.

Минпромторг уточняет, что держатели карт смогут вносить на бонусные счета и личные средства. Зачем же продуктовые карточки малоимущим гражданам пополнять «своими кровными»? Хотя бы по следующей причине: государство обещает, что гражданин сможет получать от 30% до 50% от пополняемой суммы ежемесячно – это довольно солидный профит. Вот только что будет с личными средствами по истечении месяца и не сгорят ли они вместе с бонусными рублями, Минпромторг, видимо, сам ещё не решил.

Опыт СССР и зарубежных стран

Распространение «карточек для бедняков» – вовсе не инновационное решение для кризисной экономики. Можно говорить, что в Россию продуктовые карточки возвращаются – подобная система уже действовала в СССР.

Продуктовые карточки в СССР появились вместе с самим СССР – в 1917 году. Талонная система оплаты вводилась периодически, но связано это было вовсе не с повальной нищетой россиян (как сейчас), а с постоянными кризисами снабжения. Многие из продуктов в Советском Союзе признавались дефицитными – получить их удавалось только при наличии специального талона и только в ограниченном количестве (во избежание спекуляции). Пика талонная система в СССР достигла в период 1988 - 1991 гг., когда граждане не могли приобрести ни сахар, ни подсолнечное масло. С 1992 года продовольственные сертификаты стали исчезать ввиду распространения свободной торговли.

Но талонная система – отнюдь не пережиток прошлого. В нынешние времена практика предоставления малоимущим гражданам продовольственных сертификатов применяется во всём мире – в том числе в развитых странах.

    В США малообеспеченные граждане платят талонами за еду вот уже 50 лет, ежемесячно получая примерно по 115 долларов на человека. Американцы считают такую систему справедливой и отказываться от неё не собираются.

    В Великобритании талонная система вводилась после Второй Мировой войны из-за дефицита продовольствия. Программа была возобновлена в 2014 году.

    На Кубе продовольственные карты беднякам выдают уже свыше 50 лет, однако сейчас талонная система на Острове Свободы «дышит на ладан». Интересно то, что сигареты из числа «льготных» товаров на Кубе исключили только в 2016 году.

Продовольственные сертификаты внедряли и в современной России – на региональном уровне. Например, в 2013 году в Кировской области выпустили 3 тыс. продуктовых карточек для многодетных семей.

И эксперты рынка, и рядовые граждане в большинстве своём относятся к идее возродить в России систему продуктовых карточек для пенсионеров и других граждан, нуждающихся в материальной поддержке, положительно. Это подтвердил опрос, организованный ВЦИОМ: почти 80% респондентов высказались «за». Но если идея внедрить в экономику аналог талонной системы так хороша, с какой стороны ни посмотри, почему же Минпромторг медлит с её реализацией? Ответ на этот вопрос прост: государство пока не может найти деньги в количестве, достаточном для воплощения идеи в жизнь. По предварительной оценке, понадобится почти 70 млрд. рублей – отыскать такую сумму в стране с кризисной экономикой, увы, крайне проблематично.