Зачем компаниям отчетность по мсфо. Применение международных стандартов финансовой отчетности в рф

Впервые о необходимости перехода России на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики было указано в Постановлении Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1 . Указанным Постановлением была утверждена соответствующая государственная программа.

Однако современный этап сближения с МСФО восходит к Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, которая во исполнение Указа Президента РФ от 03.04.1997 № 278 была утверждена 06.03.1998 Постановлением Правительства РФ № 283 .

В соответствии с указанным Постановлением Правительства был утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику (Распоряжение Правительства от 22.05.1998 № 587-р).

Соответственно, План счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) принимались преимущественно с учетом Программы реформирования и Плана внедрения стандартов. Однако практика применения МСФО в чистом виде не была сформирована, поскольку МСФО на территории РФ признаны не были.

Напомним, что под признанием документов международных стандартов понимается процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов в действие на территории РФ (п. 3 Положения , утв. Постановлением Правительства от 25.02.2011 № 107).

Признание МСФО в РФ

С 19.02.2016 и по настоящее время в РФ применяются МСФО и разъяснения, утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н .

Иные акты по МСФО были введены на территории РФ также Приказами Минфина от 27.06.2016 № 98н , от 11.07.2016 № 111н .

Кто применяет МСФО в России?

В настоящее время обязаны применять МСФО организации, которые составляют консолидированную финансовую отчетность. Ведь такая отчетность составляется исключительно по международным стандартам (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ). Но от ведения учета по российским правилам составление отчетности по МСФО не освобождает (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ).

Иные организации, не обязанные составлять консолидированную отчетность, могут по своему желанию помимо обязательного российского учета вести еще и учет по МСФО.

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов финансовой отчётности будет важным шагом для привлечения иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы не готовы всерьёз придти на российский рынок, до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности.
Переход на международную практику учёта существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов.
Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО), признаны во всём мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.

Основное понятие и отличительные признаки МСФО от российских ПБ

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - документы, раскрывающие требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, разрабатываемые и публикуемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
На настоящий момент издан 41 международный стандарт финансовой отчетности. Эти стандарты связаны с темами, влияющими на финансовые отчеты коммерческих предприятий. Часть стандартов (восемь) признана утратившими силу из-за включения их правил в другие изданные стандарты. .
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) - принимаемые Минфином РФ документы, фиксирующие национальные стандарты в бухгалтерском учете. Приняты следующие основные ПБУ: "Учетная политика предприятия", "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте". "Бухгалтерская отчетность организации", "Учет основных средств", "Учет материально-производственных запасов".
Одним из принципов, являющимся обязательным в МСФО, но не всегда применяемым в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете форме.
Согласно российской системе учета операции учитываются строго в соответствии с их юридической формой. В МСФО же бухгалтерские проводки отражаются исходя из экономической сущности операции.
Примером, когда форма превалирует над содержанием в российском учете, является случай кражи автомобиля: компания по российским стандартам не имеет возможности списать автомобиль до тех пор, пока не поступят документы из милиции о краже и не пройдет срок исковой давности. По МСФО такой автомобиль согласно профессиональному мнению бухгалтера будет списан на убытки немедленно.
Другим важным принципом МСФО является отражение затрат, отличающееся от российского учета. МСФО предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российском учете затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия нужной документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенным периодам. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.
Следует также учесть, что некоторые понятия и термины, используемые в настоящее время в ПБУ, отличаются от толкований, встречаемых в МСФО. Кроме того, для оценок применяются разные стоимости. Так, например, основные средства могут отражаться по справедливой стоимости, т.е. оценивается то, сколько они стоят сейчас, за сколько могут быть куплены или обменены. Соответственно, и амортизация рассчитывается, исходя их планово-реальных сроков эксплуатации, а не из сроков, установленных в соответствии с постановлениями Правительства.
Но есть и более существенные отличия, связанные с разделением функций учета и контроля, необходимостью осуществления внутреннего контроля, иной системой управления.
Активом в соответствии со стандартами и международной практикой считается только то, что является источником будущих экономических выгод. При определении актива право собственности на него не является основным.
Таким образом, различия носят концептуальный, мировоззренческий характер. Стандарты требуют не знания проводок, а понимания и отражения сути происходящего.
Концептуальная особенность изменения информационного пространства, формируемого учетной системой в российской практике, состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечении гарантированного доступа к ней всех заинтересованных пользователей. Поэтому изменения в области бухгалтерского учета и отчетности, произошедшие в последние годы, направлены на создание организационных предпосылок формирования полезной информации на базе основного инструмента реформирования бухгалтерского учета - Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Применение принципов МСФО при составлении финансовой отчетности позволяет представить информацию, характеризующую имущественное положение и финансовые результаты деятельности организации, на языке, понятном пользователям всего мира, а как следствие, наименее трудоемким путем завоевать доверие инвесторов, в том числе и зарубежных.
Однако, несмотря на определенный оптимизм во взглядах на преимущества использования МСФО в российской экономической практике по сравнению с национальными стандартами учета и отчетности, представляется, что подобная работа является сложной и трудоемкой. При создании инфраструктуры применения МСФО согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 г.) необходимо проделать значительную подготовительную работу:

  • законодательно признать МСФО в Российской Федерации;
  • создать механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО;
  • определить порядок официального перевода МСФО на русский язык;
  • организовать контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе с помощью аудита;
  • организовать процесс обучения МСФО.

Порядок регулирования практики учета МСФО в РФ

Порядок регулирования практики учета в России иМСФОнаходит отражение в подпункте "р" статьи 71 Конституции РФ "официальный статистический и бухгалтерский учет" находится в "ведении Российской Федерации". Это означает, что согласно Конституции России порядок ведения бухгалтерского учета в целях составления официальной (внешней, публичной) бухгалтерской отчетности в России определяется предписаниями властных органов Российской Федерации.
Эти положения Конституции РФ раскрываются в Федеральном Законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон). И, говоря о правовом значении МСФО для практики бухгалтерского учета в России, необходимо следовать нормам Закона, определяющим порядок регулирования бухгалтерского учета в России. Этим вопросам посвящены статьи 3, 4 и 5 Закона.
Любое положение МСФО может стать нормой российского законодательства о бухгалтерском учете только в двух случаях:
1) Заимствования отдельных положений МСФО при разработке и принятии новых (совершенствования действующих) нормативных актов бухгалтерского законодательства РФ. В этом случае отдельные положения МСФО, например, определение допущения непрерывности деятельности организации, переведенное на русский язык, фактически в новой редакции включается в текст российского нормативного акта, становясь таким образом его предписанием. В предписаниях отечественных нормативных документов отражаются методологические положения МСФО, но уже в адаптированной отечественной практикой интерпретации, изложенные на русском языке, становясь таким образом нормой отечественного законодательства о бухгалтерском учете.
2) Текст российских нормативно-правовых актов может включать прямые отсылки к МСФО, делая таким образом их указания обязательными для применения соответствующей нормы отечественного законодательства о бухгалтерском учете.
Так, например, российский нормативный акт может содержать предписание, согласно которому ведение бухгалтерского учета в определенной части, допустим, тестирование активов на обесценение, следует осуществлять согласно положениям МСФО. Соответствующих предписаний о таком тестировании отечественный нормативный акт в этом случае уже содержать не будет. И, следовательно, чтобы исполнить указания российского нормативного документа бухгалтеру потребуется обратиться к тексту МСФО.

Основные варианты внедрения МСФО в РФ

В Российской Федерации можно выделить основные варианты внедрения МСФО.
Один вариант - принятие международных стандартов как они есть, то есть в той редакции, в которой они выпускаются Советом по МСФО. Такой путь избрали многие англоязычные развивающиеся страны. Кроме того, Комиссия по ценным бумагам и биржам США разрешила использовать стандарты в такой форме иностранным компаниям, регистрирующим свои ценные бумаги в США, и рассматривает вопрос о предоставлении права национальным компаниям использовать МСФО вместо ОПБУ США при размещении ценных бумаг на внутреннем фондовом рынке. Понятно, что использование этого варианта в России проблематично, поскольку в любом случае в официальных целях должен использоваться перевод на русский язык.
Второй вариант - принятие МСФО с возможностью их «ограниченной модификации». В этом случае стандарты вступают в силу для компаний той или иной страны (или их объединения) только после их «одобрения» соответствующим уполномоченным органом, который имеет право внести определенные изменения в текст, опубликованный Советом по МСФО. Такой вариант применяется, в частности, в ЕС.
Третий вариант - разработка национальных стандартов путем их максимально возможной гармонизации с МСФО, позволяющей своевременно вносить необходимые изменения в них по мере развития международных стандартов. Таков путь Китая и ряда других стран. При этом, на наш взгляд, концепция внедрения МСФО, предложенная Министерством финансов РФ и нашедшая свое отражение в законопроектах «Об официальном бухгалтерском учете» и «О консолидированной финансовой отчетности», выглядит достаточно последовательной.

Основные выгоды от использования МСФО в организации Российской Федерации

Существует несколько аспектов, почему организации может быть выгодно составлять отчетность по МСФО. В частности, информация, получаемая при составлении консолидированной отчетности по МСФО, может быть использована для бюджетирования, планирования изменений в составе группы, оценки стратегического развития бизнеса. При рассмотрении вариантов перехода российскими предприятиями на МСФО можно отметить, что обычно существует «толчок» к принятию решения в пользу МСФО. Таким толчком являются «обещания поучения финансирования».
Можно отметить объективное существование некой связки: «привлечение инвестиций - отчетность по МСФО».
Такая связка клиенту дает получение прозрачной достоверной отчетности. МСФО - это основа для управленческого учета и наиболее совершенная форма консолидации отчетности группы компаний. Самое главное, что отчетность по МСФО помогает получать более дешевые и долгосрочные кредиты, займы, инвестиции.

Заключение

Применение международных стандартов отчетности может предоставить предприятию не только мощные средства улучшения производства, но и значительные конкурентные преимущества, такие как: отражение результатов деятельности предприятия в более простой и реалистичной форме; возможность сравнения финансового положения предприятия с финансовым положением иностранных компаний, что дает лучшее восприятие со стороны западных партнеров; более совершенная система бухгалтерского учета, которая позволит принимать лучшие решения при ценообразовании.
Так как развитие международных стандартов происходило в условиях рыночной экономики, то необходимо отметить большую полезность финансовой отчетности МСФО для пользователей, связанных с управлением и инвестициями.

    This article is so unique, that we couldn"t find any services related to it!

И переходе на учет по международным стандартам могут принять Генеральный Директор компании, совет директоров или собрание акционеров (учредителей). При этом у каждой группы - свои цели. Генеральный Директор с помощью этого шага может повысить управляемость компании, ведь данные учета по МСФО можно использовать как основу для управленческого учета. Совет директоров на основе отчетности по международным стандартам сможет принимать стратегические решения. Акционерам же такая отчетность даст полное понимание реальной стоимости их бизнеса. Элла Гимельберг

МСФО для привлечения финансирования

Привлечь зарубежный капитал без отчетности по МСФО сегодня практически невозможно. Неважно, идет ли речь о западных банках(*) , выходе на зарубежный фондовый рынок или привлечении частных иностранных инвестиций. Отчетность, составленную по российским правилам бухгалтерского учета, потенциальный инвестор просто не поймет. Поэтому в данном случае надо позаботиться о наличии отчетности по МСФО, желательно аудированной одной из компаний «большой четверки », хотя бы за два года.

Говорит Генеральный Директор

Любовь Шерышева | Генеральный Директор компании Aplana Software, Москва

После того как в нашей компании были реализованы процессы постановки и автоматизации бюджетного управления и составления управленческой отчетности на базе МСФО, мы начали активно привлекать внешнее финансирование. Знание и умение использовать язык Международных стандартов финансовой отчетности помогло нам на этом этапе: банк-инвестор, проанализировав нашу отчетность по МСФО, принял решение предоставить нам кредит.

Кто составляет отчетность по МСФО в России

Екатерина Рубцова | Главный редактор журнала «МСФО: практика применения», Москва

Согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (утверждена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180), к 2010 году на обязательное составление отчетности по МСФО должны перейти все общественно значимые компании. К ним относятся такие, «в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц»:

  • компании, имеющие ценные бумаги, находящиеся в свободном обращении;
  • финансовые организации, работающие со средствами физических или юридических лиц;
  • другие общественно значимые компании.
Речь в данном случае идет только о составлении консолидированной финансовой отчетности.

В целом компании, которые уже составляют отчетность по МСФО, можно разделить на следующие группы:

Дочерние структуры иностранных холдингов, а также компании с иностранными владельцами. У таких компаний обычно нет выбора, представлять отчетность по международным стандартам или нет: зачастую сверху спускаются четкие указания по составу и структуре финансовой отчетности, учетная политика, план счетов и другие документы, регламентирующие учетные процессы.

Компании, привлекающие зарубежное финансирование. В этой группе можно выделить два основных способа привлечения финансирования: размещение ценных бумаг на бирже и банковское кредитование.

В соответствии с директивами ЕС все компании, ценные бумаги которых котируются на европейских биржах, обязаны представлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО.

Что касается условий кредитования в зарубежных банках, то в настоящее время они значительно выгоднее, чем в отечественных; это позволяет значительно сэкономить. Обязательное требование кредитных учреждений - представление отчетности по МСФО, которая позволяет наряду с другими показателями деятельности компании выявить полную структуру группы и всех связанных с нею лиц (включая близких родственников руководства и владельцев).

Компании, размещающие свои ценные бумаги на отечественных биржах. В настоящее время для размещения своих облигационных или других займов на российских биржах не требуется представлять отчетность по международным стандартам. Но, несмотря на это, компании зачастую предпочитают представлять такую отчетность, поскольку условия размещения в этом случае будут выгоднее. Для выпуска же акций в свободное обращение наличие отчетности по МСФО обязательно (приказ ФСФР РФ от 22.06.2006 № 06-68/пз-н).

Компании, кредитующиеся в российских банках. По российскому законодательству для привлечения финансирования в отечественных банкахкомпании не должны представлять отчетность по МСФО, и большинство банков этого не требуют. Но в последнее время появилась тенденция, согласно которой отчетность по МСФО повышает статус компании.

Компании, составляющие управленческую отчетность, основываясь на принципах МСФО. Стандарты разработаны для представления информации о деятельности компании внешним пользователям, а управленческая отчетность предназначена для менеджмента компании. Тем не менее многие финансисты предпочитают организовывать управленческий учет в компании, основываясь на принципах МСФО.

Сколько стоит МСФО Существует два способа подготовки отчетности по МСФО: параллельный учет и трансформация отчетности. У каждого из способов - свои плюсы и минусы.

Трансформация отчетности предполагает перекладку существующих статей отчетности согласно требованиям МСФО. Этот способ хорош для компаний, где объем операций невелик, вне зависимости от сумм операций: с точки зрения трудозатрат переложить отчетность компании с оборотом в 500 млн долл. США при осуществленных 10 сделках намного проще, чем отчетность компании с оборотом в 500 тыс. долл. со 100 сделками. Трансформация отчетности при правильной организации работы может существенно сэкономить время и деньги собственникам. Средняя стоимость перевода отчетности для предприятия с оборотом в 5 млн долл. и 1000 операций составляет около 50-70 тыс. долл. и проводится тремя-четырьмя специалистами в течение двух недель, если трансформация проводилась раньше. Первичная трансформация стоит около 200 тыс. долл. и может занять три-четыре месяца. Процедура трансформации должна проходить каждый отчетный период, в России - ежеквартально.

Параллельный учет предполагает одновременное отражение всех операций как по отечественным стандартам, так и по МСФО. Сложность такого учета заключается в обязательном наличии специалистов по МСФО в штате компании. Параллельный учет стоит существенно меньше, чем трансформация, во всяком случае при правильно организованной работе бухгалтерии требуется два-три дополнительных сотрудника. Стоимость параллельного учета складывается из доходов работников и административных расходов на их содержание. Первичная же постановка параллельного учета стоит столько же и так же длительна, как и первичная трансформация.

Говорит Генеральный Директор

Любовь Шерышева | Генеральный Директор компании Aplana Software, Москва

Последние три года наша компания развивается динамично, и вопросы инвестирования ресурсов, эффективности их использования, проблема достоверности финансовой отчетности для нас очень важны. Поэтому, когда мы выбирали модель построения управленческого учета и бюджетного процесса, заложили в основу принципы МСФО.

Автор - Генеральный Директор, управляющий партнер. Компания S&G Partners, Москва.

При подготовке отчетности по МСФО наиболее часто применяется трансформация отчетности - процесс составления финансовой отчетности по международным стандартам путем корректировки статей отчетности и перегруппировки учетной информации, подготовленной по правилам РСБУ.

Единого алгоритма трансформации финансовой отчетности не существует, и в каждом случае специалисты применяют свою методику, оптимальную для компании.

Все больше организаций в РСБУ применяют стандарты МСФО, что допускается требованиями п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Переход на МСФО для таких компаний представляется более простым, поскольку количество трансформационных корректировок будет меньше.

Справочно

Министерство финансов Российской Федерации на официальном сайте 01.08.2016 опубликовало проект приказа, который вносит изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:

«Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности. В случае если применение способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики указанной организации требованиям международных стандартов финансовой отчетности, организация вправе не применять этот способ.

В случае если по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из международных стандартов финансовой отчетности».

Компаниям, впервые применяющим международные стандарты, адресован МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», которым руководствуются при первой финансовой отчетности по МСФО, а также при промежуточной отчетности, представляемой за часть периода, охватываемого первой финансовой отчетностью по МСФО. В такой отчетности компания принимает все стандарты МСФО и делает четкое и безоговорочное заявление о соответствии МСФО.

В случае если компания решает, что не будет применять какой-либо стандарт МСФО в первой отчетности, данная финансовая отчетность не будет считаться соответствующей МСФО. Это может быть отчетность, основанная на принципах МСФО, например для управленческих целей. Следует обратить внимание, что даже если компания применила все международные стандарты, но не сделала заявления о соответствии МСФО, такая отчетность также не является отчетностью по МСФО.

На практике часто возникают вопросы о необходимости применения МСФО (IFRS) 1, если ранее компания предоставляла информацию для подготовки консолидированной финансовой отчетности материнской компании, но не выпускала индивидуальную отчетность по МСФО. Возможен также вариант, когда компания составляла отчетность по МСФО для внутренних целей, но не представляла ее собственникам либо сторонним пользователям. В обоих вышеуказанных случаях при подготовке первого комплекта финансовой отчетности следует руководствоваться требованиями МСФО (IFRS) 1.

Также нередко бывает, что ранее компания составляла отчетность по МСФО, но затем на какое-то время перестала. В данном случае следует исходить из анализа затрат на подготовку отчетности: либо выпустить финансовую отчетность, как если бы компания не допускала перерыва, либо повторно применить МСФО (IFRS) 1. При повторном применении стандарта отчетность составляют, игнорируя влияние учетной политики, примененной в прошлые периоды.

Применяя МСФО впервые, важно понимать, какова дата перехода и какой период МСФО (IFRS) 1 признаёт первым отчетным периодом.

Рис. 1. Дата перехода на МСФО

Алгоритм подготовки первой отчетности по МСФО за 2016 год

На протяжении всего переходного периода следует применять единую учетную политику (в примере переходным периодом являются три года: 2014-й, 2015-й, 2016-й).

При подготовке первого комплекта финансовой отчетности необходимо шаг за шагом выполнять определенные действия.

Шаг 1. Следует использовать все стандарты, которые действуют на первую отчетную дату. Это значит, что если дата перехода - 31.12.2014, а отчетность составляется на 31.12.2016, то необходимо применять стандарты, действующие именно на 31.12.2016. При этом возможно использование выпущенных, но не вступивших в силу стандартов, досрочное применение которых на первую отчетную дату разрешено.

Например, МСФО (IFRS) 15 «Выручка» вступает в силу с 01.01.2018, разрешено его досрочное применение. Целесообразно готовить первый комплект отчетности, основываясь на его требованиях, чтобы в дальнейшем, когда новый стандарт начнет действовать, избежать корректировок.

На практике большинство компаний применяют новые стандарты досрочно (при этом следует помнить, что не все новые стандарты можно применять досрочно).

Шаг 2. Определить стандарты, которые необходимо применить до отчетной даты. Например, если в компании в 2015 году был , а в 2016-м - нет.

Шаг 3 . Определить исключения, которые должны быть применены.

Общее требование МСФО заключается в ретроспективном применении требований всех действующих стандартов МСФО на отчетную дату. МСФО (IFRS) 1 разрешает два вида освобождений от ретроспективного применения:

  • обязательные исключения;
  • добровольные исключения.

Справочно

Обязательные исключения обязательны для всех организаций, применяющих МСФО впервые. Суть добровольных исключений - в праве выбирать, применять или не применять эти исключения. Они касаются ретроспективного применения стандартов МСФО (то есть с момента совершения операции, как будто компания применяла МСФО всегда).

Пример добровольного исключения: МСФО (IFRS) 1 позволяет компании, применяющей МСФО впервые, во вступительном балансе по МСФО оценить актив, используя условную первоначальную стоимость в отношении основных средств, инвестиционной недвижимости (при использовании модели учета по первоначальной стоимости) и нематериальных активов (при условии наличия активного рынка).

Согласно МСФО (IFRS) 1 организация должна использовать для целей МСФО расчетные оценки, которые соответствуют расчетным оценкам, принятым при применении на эту же дату национальных стандартов учета. В случае если существуют объективные доказательства того, что эти расчетные оценки были ошибочными, для целей МСФО применяют расчетные оценки, отличающиеся от примененных в РСБУ. Примером является изменение срока полезного использования основных средств (в частности, при получении дохода в результате эксплуатации полностью самортизированного оборудования).

Справочно

Ошибки - пропуски и искажения в финансовой отчетности, которые возникают вследствие неиспользования или неверного использования надежной информации, включая последствия неточностей в вычислениях, искажений при применении учетной политики, недооценки или неправильного толкования фактов, а также мошенничества.

Пример из практики

IFRS 1 позволяет менять расчетные оценки в переходный период (в примере - с 01.01.2015 по 31.12.2016). Так, возможно изменять сроки полезного использования основных средств и метод начисления амортизации. Неизменной остается модель учета ОС, установленная в учетной политике по МСФО: по первоначальной или по переоцененной стоимости [п. 29 МСФО (IAS) 16]. На практике лучше изменить сроки и метод начисления амортизации на дату перехода.

Шаг 4 . Выстроить (организовать) процесс подготовки и сделать его оптимальным. Для этого потребуется регламентировать комплекс мероприятий:

  1. определить периметр консолидации (при составлении консолидированной отчетности анализируются состав и структура владения, определяются прямые, эффективные доли владения и доли неконтролирующих акционеров);
  2. разработать учетную политику по МСФО (каждая организация, входящая в установленный периметр консолидации при составлении консолидированной отчетности, должна использовать единую учетную политику по МСФО);
  3. провести анализ активов и обязательств на дату перехода на МСФО с целью их признания для целей МСФО;
  4. разработать методологию трансформации (либо ведения параллельного или комбинированного учета) и консолидации (при составлении консолидированной отчетности), пакетов сбора данных, трансформационных моделей; предварительно необходимо проанализировать сферу деятельности компании, определить основные различия по статьям отчетности между РСБУ и МСФО, сформировать перечень основных корректировок.

Пример из практики

При переходе на МСФО производственных предприятий часто выявляется ситуация, когда в РСБУ активы полностью самортизированы, но продолжают использоваться, и их количество существенно. Поскольку компания получает выгоду от работы актива, желательно для целей МСФО изменить сроки полезного использования активов.

Корректировка по объектам, стоимость которых меньше установленного в РБСУ лимита для учета основных средств [в общем случае - до 40 тыс. руб. включительно (п. 5 ПБУ 6/01)], на практике выполняется в случае ее существенности. Данные объекты в РСБУ списываются при приеме в эксплуатацию на расходы текущего периода, в МСФО - включаются в состав основных средств. В МСФО нет стоимостного критерия отнесения активов к основным средствам, но в учетной политике ряда западных компаний такой критерий существует. При подготовке отчетности необходимо соблюдать баланс между затратами на эту подготовку и полезностью информации.

Справочно

Корректировка - это изменение величины строк отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе с изменением финансового результата текущего периода.

Виды корректировок

Реклассификация (рекласс) не оказывает влияния на прибыль или убыток отчетного периода - соответственно, одновременно затрагивает только балансовые счета МСФО или только счета прибылей/убытков МСФО.

Реклассификации возникают в результате различий в признании элементов финансовой отчетности по РСБУ и МСФО, переносят одну и ту же сумму из статьи отчетности по РСБУ в статью отчетности по МСФО. Примерами реклассификаций служат:

  • рекласс авансов, выданных под , из дебиторской задолженности и прочих внеоборотных активов по РСБУ в состав незавершенного строительства по МСФО (в основные средства);
  • рекласс объектов инвестиционного имущества из состава основных средств в состав инвестиционного имущества;
  • рекласс депозитов и высоколиквидных инвестиций со сроком погашения менее трех месяцев в состав денежных средств и их эквивалентов;
  • рекласс общехозяйственных расходов из состава себестоимости в состав управленческих расходов.

Корректировка (поправка) оказывает влияние на чистую прибыль периода и статьи капитала - соответственно, одновременно затрагивает и балансовые счета, и счета прибылей/убытков, и счета капитала.

Примерами корректировок (поправок) служат:

  • постановка на учет объектов, полученных по договору лизинга;
  • списание нематериальных активов, не удовлетворяющих критериям признания МСФО (IAS) 38;
  • начисление убытка от обесценения основных средств и объектов незавершенного строительства по МСФО;
  • исключение общехозяйственных расходов из остатков незавершенного производства и отнесение их на счета управленческих расходов.

Шаг 5. Выполнить трансформационные и консолидационные корректировки.

При формировании входящего (вступительного) отчета о финансовом положении по МСФО на дату перехода необходимо выполнить следующие корректировки:

  • признать все активы и обязательства, подлежащие признанию в соответствии с МСФО (например, финансовую аренду, обязательства по демонтажу основных средств);
  • исключить активы и обязательства, не подлежащие признанию в соответствии с МСФО;
  • реклассифицировать статьи активов, обязательств и капитала в балансе в соответствии с требованиями МСФО;
  • произвести оценку всех активов и обязательств в соответствии с МСФО - проанализировать, насколько активы и обязательства отвечают критериям признания активов и обязательств МСФО, правильно ли сформирована их стоимость (например, необходимо обесценить материалы, долго находящиеся без движения, неработающее оборудование).

На каждую дату должны быть применены оценки исходя из той информации, которая имеется на эту дату. Если в 2015 году в отношении вероятности погашения дебиторской задолженности имелись сомнения, а в 2016 году финансовое состояние дебитора улучшилось, то при подготовке отчетности за 2015 год необходимо обесценить дебиторскую задолженность, в 2016-м - восстановить.

Шаг 6 . Сформировать отчетность по МСФО.

Состав первого комплекта финансовой отчетности по МСФО определен требованиями МСФО (IFRS) 1:

  • три баланса (на дату перехода, начало отчетного периода, конец отчетного периода);
  • два отчета о совокупном доходе (например, за 2016 год, за 2015 год как сравнительная информация);
  • два отчета о движении денежных средств;
  • два отчета об изменениях капитала;
  • примечания, включая сравнительную информацию с соблюдением требований всех стандартов в отношении раскрытия информации.

МСФО (IFRS) 1 не предусматривает исключений из требований к представлению и раскрытию информации в других МСФО.

В первой финансовой отчетности компания поясняет, как переход от РСБУ к МСФО повлиял на ее финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств. В ней следует отразить пояснения положений перехода на МСФО, а также представить сверку статей «Капитал» и «Общий совокупный доход». Сверка должна включать информацию, которая детализирует суммы корректировок по статьям «Капитал» и «Прибыль». В следующие периоды данную сверку делать не требуется.

Чтобы облегчить процесс подготовки первого комплекта отчетности и минимизировать количество ошибок, компании зачастую приглашают консультантов, способных помочь в подготовке первой отчетности по МСФО, достаточно компетентных и опытных.

В последнее десятилетие значительно укрепилась связь национального бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности. МСФО все активнее интегрируются в существующую систему бухгалтерского учета и отчетности, повышая прозрачность деятельности организаций и изменяя национальные стандарты.

Можно выделить три направления развития МСФО в России:

  • признание МСФО в России и разработка на их основе национальных стандартов учета;
  • обязательное применение МСФО;
  • добровольное применение МСФО.

Рассмотрим эти направления подробнее, а также поговорим о дальнейших перспективах обязательного применения МСФО в России.

Этапы признания МСФО в России

Понимание на государственном уровне необходимости реформирования системы национального бухгалтерского учета началось в 1992 году. Развитие рыночной экономики и открывшиеся возможности сотрудничества с иностранными партнерами потребовали от компаний составления отчетности, понятной для зарубежных партнеров.

Однако процесс реформирования национальной системы учета не поспевал за общим процессом экономических реформ в России:

  • лишь в 1998 году была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности»);
  • лишь в 2003 году вышло указание ЦБ РФ, на основании которого с 1 января 2004 года банковская сфера переводилась на МСФО (указание ЦБ РФ от 25 декабря 2003 г. № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями»);
  • в 2004 году одним из обязательных условий для включения в котировальный список «А» первого уровня введено наличие у эмитента подтвержденной аудиторским заключением годовой финансовой отчетности, составленной по МСФО и (или) US GAAP (приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04–1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»).

Концепция развития. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации была принята в 2004 году (приказ Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

Обратите внимание!

Концепция значительно изменила подход к реформированию национальной системы учета и отчетности, установив различные подходы по сближению с МСФО для индивидуальной и консолидированной отчетности.

На среднесрочную перспективу»).

Основным направлением сближения с МСФО для индивидуальной отчетности было определено составление отчетности по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Вместе с тем в Концепции упоминалась возможная перспектива оценки составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В отношении консолидированной отчетности было решено установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

Официальный статус МСФО. В июле 2010 года произошло знаковое событие для применения МСФО в России - был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому:

  • международные стандарты финансовой отчетности получили официальный статус на территории России (п. 3 ст. 3: «На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по МСФО и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ»);
  • был определен круг организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ.

Официальное признание МСФО. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 утверждено Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации (далее - Положение о признании МСФО).

Таким образом, у компаний, попавших в сферу действия Закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», возникла обязанность составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО начиная с отчетности за 2012 год.

Перечень организаций, участвующих в процессе введения МСФО в России, доступен по ссылке в конце статьи.

Порядок признания документа МСФО. Положение о признании МСФО регламентирует порядок признания международных стандартов и разъяснений к ним на территории России и вводит экспертизу применимости каждого документа:

  • Минфин России получает от Фонда МСФО перевод на русский язык международных стандартов и разъяснений к ним по мере их утверждения Советом по МСФО;
  • Минфин России направляет перевод стандартов и разъяснений на экспертизу экспертному органу (Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО)), а также в ЦБ РФ;
  • после получения заключения от экспертного органа о применимости документа МСФО полностью или с изъятием отдельных его положений Минфин России по согласованию с ЦБ РФ готовит решение о введении документа МСФО либо возражение по представленному заключению (в этом случае документ отправляется на повторное экспертное рассмотрение);
  • одобренный стандарт или разъяснение публикуется в официальном печатном издании (журнал «Бухгалтерский учет») или размещается на сайте Минфина России и с этого момента считается признанным на территории РФ.

Дополнительные материалы на сайте

Перечень документов, регламентирующих применение МСФО в России, по состоянию на 1 ноября 2013 года доступен по ссылке в конце статьи.

В настоящее время изданы следующие приказы Минфина России о введении в действие и прекращении действия документов МСФО на территории РФ:

  • приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н;
  • приказ Минфина России от 18 июля 2012 г. № 106н ;
  • приказ Минфина России от 31 октября 2012 г. № 143н ;
  • приказ Минфина России от 2 апреля 2013 г. № 36н ;
  • приказ Минфина России от 7 мая 2013 г. № 50н .

В октябре 2012 года было подписано соглашение между Комитетом по МСФО (IASB) и Фондом НСФО,

Обратите внимание!

МСФО на русском языке можно найти на сайте Комитета по международным стандартам финансовой отчетности по адресу: www.ifrs.org . Документы МСФО, признанные в установленном порядке для применения на территории РФ, размещены на официальном сайте Минфина России в разделе МСФО по адресу: www1.minfin.ru/ru/accounting/mej_standart_fo/docs/

Касающееся официального перевода МСФО на русский язык.

Вступление в силу документа МСФО. Признанный документ международных стандартов вступает в силу на территории РФ поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом:

  • на I этапе признанный документ вступает в силу на территории РФ для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе, но не ранее его официального опубликования;
  • на II этапе признанный документ вступает в силу на территории РФ для обязательного применения организациями в сроки, определенные в этом документе;
  • если в признанном документе не определен срок вступления в силу или он признан после срока, определенного в нем, то такой документ вступает в силу со дня его официального опубликования.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

Законом № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» установлен перечень организаций, обязанных составлять, представлять и публиковать консолидированную отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность - это систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Начиная с отчетности за 2012 год. Согласно Закону № 208-ФЗ, составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2012 год должны (п. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ):

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, но которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам (например, US GAAP);
  • организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Нередко возникают сложности с пониманием, почему же индивидуальная отчетность страховых и кредитных организаций называется консолидированной.

Действительно, несмотря на свое название, Закон № 208-ФЗ требует составления консолидированной отчетности не только группами компаний, но и страховыми и кредитными организациями (даже если они не имеют дочерних и зависимых обществ). Для устранения этого несоответствия Минфин России планирует внести дополнение в пункт 2 статьи 1, согласно которому отчетность организации, не образующей группу организаций, определяемой в соответствии с МСФО, будет именоваться финансовой отчетностью лица, составившего его.

Еще один вопрос связан с тем, нужно ли организации составлять отчетность по российским стандартам, если она обязана составлять консолидированную отчетность по МСФО.

Да, нужно. Все организации на территории РФ обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность на основании законодательства РФ (п. 2 ст. 3 Закона № 208-ФЗ), за исключением филиалов и представительств иностранных организаций и индивидуальных предпринимателей, если они ведут учет согласно действующему налоговому законодательству РФ (п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Соответственно обязанность составления бухгалтерской отчетности по российским стандартам и ведения бухгалтерского учета с применением МСФО у организации сохраняется.

ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МСФО

В действующем законодательстве нет прямого требования составлять отчетность по МСФО на уровне индивидуальной отчетности для всех юридических лиц. На уровне индивидуальной отчетности обязаны составлять отчетность по МСФО только те организации, которые указаны в Законе № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Разберемся, какие преимущества имеет отчетность по МСФО и почему некоторые организации составляют ее на добровольных началах?

Компании малого и среднего бизнеса часто нуждаются в привлечении заемных средств. В 2012 году Россия вступила в ВТО, что постепенно упрощает доступ российских компаний к иностранным кредитным ресурсам. Условия заемного финансирования в европейских банках часто выгоднее, чем в российских. Для того чтобы получить кредит на выгодных условиях, российским компаниям необходима отчетность по МСФО. Ведь отчетность, составленная по российским правилам бухгалтерского учета, будет непонятна иностранному инвестору. По тем же причинам отчетность по МСФО используется компаниями для привлечения иностранных инвестиций и при работе с иностранными поставщиками и покупателями.

Кроме того, отчетность по МСФО может быть использована в качестве базы для принятия управленческих решений, так как правила МСФО лучше отражают экономическую суть операций.

Добровольное составление отчетности по МСФО давно привлекательно для крупных организаций. Многие компании еще до введения обязанности представления отчетности Законом № 208-ФЗ составляли ее добровольно. Леонид Шнейдман (директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России) на пресс-конференции «Принятие в России норм МСФО» еще в декабре 2011 года упомянул о том, что «впервые составлять отчетность по МСФО будет не столь значительное количество компаний, так как уже сейчас порядка 65 процентов крупнейших российских компаний имеют отчетность по МСФО».

Таким образом, решение о добровольном составлении отчетности по МСФО каждая компания в России принимает самостоятельно в зависимости от условий ведения деятельности и планов развития.

Сближение национальных и международных стандартов бухучета

За время реформирования национальные стандарты бухгалтерского учета в России претерпели значительные изменения за счет их сближения с МСФО:

  • изменились старые ПБУ и введены новые ПБУ, ориентированные на МСФО;
  • формы отчетности стали рекомендательными;
  • значительно увеличилось количество требуемых раскрытий к отчетности;
  • появились новые понятия, пришедшие из МСФО (например, условные факты хозяйственной деятельности, промежуточная отчетность, отложенные налоговые активы и обязательства).

Сейчас на сайте Минфина России размещены проекты нескольких новых ПБУ: «Доходы организации», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов» и «Учет аренды». Кроме того, скоро там должны появиться и другие проекты ПБУ: «Бухгалтерская отчетность организации», «Учет основных средств», «Расходы организации». Министерство финансов планирует утвердить их в конце 2013 года, чтобы они начали действовать с 2014 года. Новые ПБУ во многом повторяют положения МСФО.

В новых ПБУ будет прямое требование дисконтировать кредиторскую и дебиторскую задолженность

Согласно Плану, в части обязательного применения МСФО предполагаются следующие шаги:

  • дальнейшее расширение сферы применения МСФО для составления консолидируемой отчетности;
  • установление обязательного представления и публикации консолидированной финансовой отчетности эмитентами облигаций с 2014 года;
  • введение обязательной публикации квартальной консолидированной финансовой отчетности;
  • введение обязательного составления и публикации консолидированной финансовой отчетности общественно значимыми унитарными предприятиями, в первую очередь инфраструктурными и системообразующими, с отчетности за 2015 год.

Уже сейчас направления развития, перечисленные в Плане развития, нашли свое частичное отражение в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» (далее - Законопроект), опубликованном на сайте Минфина России в марте 2013 года. Законопроект расширяет сферу применения МСФО и предлагает обязательное составление консолидированной отчетности по МСФО начиная с отчетности за 2013 год для:

  • негосударственных пенсионных фондов;
  • управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговых организаций;
  • общественно значимых унитарных предприятий, государственных компаний и корпораций.

Кроме того, из круга организаций, для которых предусмотрено обязательное представление отчетности по МСФО за 2015 год, предлагается исключить организации, являющиеся эмитентами облигации. Такие организации будут обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2014 год.

Согласно Законопроекту, требование представления консолидированной отчетности пользователям на русском языке дополнено требованием об отражении показателей такой отчетности в валюте

Обратите внимание!

Согласно Законпроекту, требование «публикации» консолидированной финансовой отчетности заменяется требованием «раскрытия» консолидированной финансовой отчетности. Такие изменения продиктованы современными условиями распространения информации и соответствующими требованиям других федеральных законов в части раскрытия информации (например, Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Консолидированная финансовая отчетность будет считаться раскрытой, если она размещена в Интернете и (или) опубликована в СМИ, доступных для заинтересованных в ней лиц.

Российской Федерации.

Новый Законопроект уже одобрен Правительством РФ и в ближайшее время будет рассмотрен Государственной думой (соответствующая информация размещена на сайте правительства 23 сентября 2013 года). После рассмотрения Правительством РФ:

  • из сферы действия закона исключены государственные компании и госкорпорации;
  • введены дополнительные поправки: Законопроект одобрен с учетом переноса на 2015 год (то есть начиная с отчетности за 2014 год вместо отчетности за 2013 год) срока составления отчетности по МСФО для негосударственных пенсионных фондов.

Планируется не распространять действие Закона на страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования.

В данной статье мы ознакомили с первыми шагами по введению МСФО в России и разобрались, для каких организаций МСФО обязательны уже сейчас, а для каких будут обязательны в ближайшем будущем:

  • организации, подпадающие под действие Закона № 208-ФЗ , обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО;
  • для индивидуальной отчетности юридических лиц, не подпадающих под действие данного Закона, используются федеральные стандарты, которые значительно приближены к международным.

Таким образом, существуют две системы ведения учета и составления отчетности - по РСБУ и МСФО. Они не заменяют друг друга, а существуют параллельно. По мере развития национальных стандартов и их приближения к МСФО расхождения между двумя системами будут сокращаться.

Стоит добавить, что в феврале 2013 года на конференции в Берлине министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил, что с 2018 года весь российский бизнес перейдет на международные стандарты полностью. А вот удастся ли соблюсти планируемые сроки, покажет время.