Япония: экономико-географическое положение. Экономико-географическая характеристика японии

Сельское хозяйство Японии является одной из основных сфер экономики. В этой области занято 6,6% работающего населения. Самым развитым является земледелие и рыболовство, в то время как животноводство считается более слаборазвитой отраслью.

Земледелие

Основой сельского хозяйства Японии является земледелие. Японцы уже очень давно и в больших количествах выращивают рис, но также уделяют внимание и другим зерновым культурам, а кроме того, бобовым и чаю.

Обрабатываемая площадь страны составляет 5.4 млн. га, а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимают по 2-3 урожая за год.

Больше половины все площади выделено под зерновые культуры, около 25% – под овощи, остальная земля занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом. Однако основной возделываемой культурой все-таки является рис. Возделывание риса – одно из ключевых направлений сельского хозяйства Японии.

Овощи выращивают, как правило, в пригородах, в больших теплицах, что позволяет жителям страны иметь их на своем столе круглый год.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

На Хоккайдо культивируют сахарную свеклу, на юге – сахарный тростник.

Больше половины сельскохозяйственный земли занимают заливные поля, которые используют для рисоводства.

Рис. 1. Рисовые поля в Японии.

Животноводство

Центром животноводства является север страны – остров Хоккайдо, где созданы специальные фермы и кооперативы.

Рис. 2. Остров Хоккайдо.

Большую часть кормов приходится закупать в других странах. Особенно много импортируется кукурузы. Животноводство в Японии развито не так хорошо, как земледелие, однако во второй половине XX века оно получило толчок для развития. Это было вызвано увеличивающимся спросом на мясо и молочные продукты. Если ранее основными продуктами питания у японцев являлись рис и рыба, то постепенно постепенно страна переходила на западный путь потребления, когда в рационе человека увеличивалось содержание зерновых культур, картофеля и мясных продуктов. В южных районах страны развито свиноводство, а в пригородах важную роль играет птицеводство.

Производство мяса составляет 4 млн. тонн в год, а молока – 8 млн. тонн.

Рыболовство

Рыба для жителей Японии стоит на втором месте после риса. Эти два продукта всегда входили в ежедневный рацион обычного японца. Этот факт, в свою очередь, способствовал развитию рыболовства.

На данный момент выращиванием и уловом рыбы занимаются крупные компании. Здесь добывают также морскую капусту, моллюсков и занимаются жемчужным промыслом. Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов, но в основном они все совсем небольшие.

Широкое распространение получила аквакультура – искусственное разведение рыбы в лагунах, горных озерах и на рисовых полях. Кроме того, Японии существуют фермы, занимающиеся разведением жемчужниц.

Рис. 3. Аквакультура в Японии.

Что мы узнали?

Сельское хозяйство Японии является многоотраслевым. Здесь развито земледелие, в котором основное возделываемой культурой является рис. В области животноводства развито свиноводство, разведение крупного рогатого скота и птицеводство. Важной частью сельского хозяйства является рыболовство.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 19.

Промышленность.

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве – результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП.

В Японии развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции).

I. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля – США, Австралия; в меньшей степени – Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

II. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 1997 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима – 10 энергоблоков).

III. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

IV. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

V. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.

2) Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе – сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском – металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе – станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.

Таблица 3.1

12 крупнейших конгломератов (промышленно-финансовых групп) Японии (данные 1999 г.)

Число корпораций, входящих в 500 мировых Годовая сумма продаж (млрд. долл.) Активы (млрд долл.) Число занятых (тыс.) Шта6-квартира
1 «Мицубиси» 7 105,1 124,6 272.2 Токио
2 «Тойота» 2 84,0 77,6 116,2 Нагоя
3 «Мацусита» 2 66,0 84,3 280,0 Осака
4 «Хитати» 2 65,1 81,3 341,0 Токио
5 «Ниппон Стил» 5 59.1 78,2 99,8 Токио
6 «Ниссин» 3 57,0 67,9 155,1 Токио
7 «Фудзи» 4 52,9 62,1 226,3 Токио
8 «Сумнтомо» 6 43.8 56,0 120,5 Осака
9 «Тосиба» 1 37,5 49,3 173,0 Токио
10 «Дан Ити» 6 33,4 39,3 104,3 Токио
11 «Хонда» 1 33,4 26,4 90,9 Токио
12 «Сони» 1 31.5 39,7 126,0 Токио

4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

5) В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность.

6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).

VI. Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности – рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари-культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел.

Очень важная особенность промышленности Японии – её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.

Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве Японии занято около 3% экономически активного населения, а доля его в ВНП страны составляет около 2%. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных.

Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность

Растениеводство даёт основную часть продукции (около 70%), но его удельный вес снижается. Кормовые и технические культуры страна вынуждена ввозить из за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади. Но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. На обрабатываемые земли приходится 13% территории страны. Однако в ряде районов Японии можно получать 2-3 урожая в год, поэтому посевная площадь больше обрабатываемой. Несмотря на то, что обрабатываемые земли занимают небольшую долю в земельном фонде, а их величина, приходящаяся на душу населения очень мала (по сравнению с США меньше в 24 раза, по сравнению с Францией – в 9 раз), свои потребности в продовольствии Япония обеспечивает в основном за счёт собственного производства (около 70%). Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и производительные кооперативы. Это значительные сельскохозяйственные единицы.

Прибрежные низменности всех островов, в том числе и в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.

Транспорт

Транспорт. В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Растут объемы и авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн бр. рег. т в 1999 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами». Размеры автомобильного парка - 43 млн легковых машин и 22 млн грузовых и автобусов (1998, второе место в мире). С середины 90-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший - Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры, В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова. Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.

Внешнеэкономические связи

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из НИС Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран.

В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.

Объём внешней торговли Японии постоянно растёт (760 млрд. долр., 1997 год – третье место после США и ФРГ). Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), ФРГ, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай.

Увеличиваются объёмы торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнего оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны персидского залива.

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала . По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитие страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Острые внешнеэкономические противоречия Японии с США и странами Западной Европы приводят к борьбе за источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала. Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причём, наряду с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоёмких производств (путём строительства предприятий в развивающихся странах), происходит и перенос в эти страны некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее респектабельным (переводятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).

Особую активность проявляют японские фирмы в НИС Азии – в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии.

Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyota motor, Honda motor – в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC – в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon – в производстве компьютерной техники и т.д.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий в 80-х годах преобладали развивающиеся страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и д.р.

Внутренние различия

Своеобразные при родно-географические и исторические условия развития привели к формированию сложной территориальной структуры Японии, к появлению значительных различий между ее регионами. На территории Японии резко выделяются морфологически неоднородные части. Это развитый Тихоокеанский промышленный пояс, расположенный на крупнейших низменностях Хонсю и Северного Кюсю, и периферийные, относительно слабо освоенные области, занимающие западное побережье и северо-восток Хонсю, Хоккайдо и Южную Японию - Сикоку, юг Кюсю и острова Рюкю.

Сложившаяся в Японии сетка экономических районов в основном отражает эти диспропорции (рис. 111.76), Наиболее распространенной является концепция выделения десяти экономических районов - Канто, Кинки, Токай, Кюсю, Тюгоку, Хокурику. Тохоку, Хоккайдо, Сикоку и Окинава. Первые четыре традиционно относятся к районам высокого уровня развития, следующие три - среднего, остальные - к слаборазвитым районам. Выделение районов проводится по границам основных административных единиц Японии - префектур (всего префектур 47, включая губернаторство Хоккайдо).

Канто - ведущий экономический район, занимающий крупнейшую в стране низменность, где на менее чем 10% территории Японии проживает более 30% ее населения и производится более 35% национального дохода. Социально-экономический облик района определяется прежде всего наличием в нем столицы Токио и сформировавшейся вокруг нее крупнейшей городской агломерации Кэйхин, в которой сосредоточен мощный производственный, управленческий, научно-исследовательский, культурный потенциал. В Канто развиты практически все отрасли хозяйства, но выделяется он повышенной концентрацией машиностроения, особенно наукоемкого (радиоэлектронного, приборостроения, авиакосмического), а также отраслей, ориентирующихся на крупный рынок столичного региона (полиграфическая, легкая). Сельское хозяйство района, занимая незначительное место в структуре его экономики, обеспечивает Канто лидирующее в Японии положение в производстве продовольствия. Оно специализировано в основном на пригородных формах. Велико значение Канто как фокуса всей транспортной системы Японии, где сходятся крупные магистрали, связывающие столицу с прибрежными и внутренними районами.

Вторым по значению экономическим районом Японии является Кинки, сочетающий в себе черты историко-культурного ядра «старой^ Японии и крупного промышленного региона. В нем сосредоточены предприятия как традиционных (текстильной, деревообрабатывающей, судостроительной), так и самых новых отраслей (радиоэлектронной, современной химии и др.). На фоне других развитых районов Кинки выделяется повышенной долей металлоемкого общего машиностроения, черной и цветной металлургии. Важнейшую роль в районе играет второй после Токио экономический и культурный центр страны - Осака, вокруг которого сложилась мощная городская агломерация Хансин. В агломерацию входят еще несколько заметных промышленных городов - Кобе, Амагасаки, Химедзи, Сакаи. Своеобразен город Киото, единственный из японских городов-«миллионеров», расположенный вне морского побережья. Бывший долгое время резиденцией японских императоров, политико-культурным и религиозным центром страны, он привлекает большое число туристов и паломников. Промышленность Киото отличается разнообразной структурой с преобладанием нематериалоемких отраслей, использующих квалифицированный труд (традиционные легкая, деревообрабатывающая, современные электронная, точное машиностроение).

Район Токай, расположенный на Тихоокеанском побережье между Канто и Кинки, занимает третью позицию по экономической значимости. К отраслям промышленной специализации района относятся транспортное машиностроение, нефтехимия, текстильная и целлюлозно-бумажная. Промышленная зона расположена вокруг залива Исе, на побережье которого находятся центр района - Нагоя и другие промышленные города. Токай долго оставался преимущественно сельскохозяйственным районом, из промышленных предприятий были распространены текстильные и деревообрабатывающие. В предвоенные годы в Нагое и некоторых других городах были построены военные заводы, преимущественно авиационные, на базе которых после войны развилось транспортное машиностроение. Среди городов района выделяется несколько центров национального значения, узкоспециализированных на отдельных видах промышленного производства, - Йоккаити (нефтепереработка и нефтехимия), Тоёта (автомобилестроение). Токай сохраняет значение важного сельскохозяйственного района, выделяясь производством некоторых специфических культур, в частности чая и цитрусовых.

Кюсю отличается неравномерностью развития северной и южной частей района. Северный Кюсю - самый старый японский промышленный район, где до сих пор в структуре производства преобладают черная металлургия, тяжелое промышленное машиностроение, а также некоторые другие «базовые» отрасли - нефтепереработка, производство цемента. Крупным центром судостроения является Нагасаки с крупнейшим в Японии судостроительным комбинатом. Одновременно Северный Кюсю остается важным сельскохозяйственным районом (в частности, вторым по значимости районом страны по выращиванию риса). На юге, для которого до сих пор характерны определенная изоляция и традиционализм, основой экономики являются сельское хозяйство, местная промышленность, рекреационные функции. С целью модернизации структуры экономики Кюсю региональные программы последних лет нацелены на развитие самых передовых отраслей (радиоэлектроники, биотехнологии, тонкой химии) в нескольких активно создаваемых технополисах. Функции административного центра района сосредоточены в его крупнейшем городе - Фукуоке.

Район Тюгоку занимает юго-западную часть Хонсю и разделен горным хребтом в направлении с северо-востока на юго-запад на две области, имеющие исторические названия Санъё и Санъин. Более развитой всегда была южная, Санъё, занимающая побережье Внутреннего моря. Благодаря выгодному экономико-географическому положению после второй мировой войны там строилось много промышленных предприятий. В настоящее время Тюгоку выделяется самой высокой в стране долей продукции материало- и энергоемких отраслей - черной металлургии, нефтепереработки, химической промышленности, а также развитым общим, судо- и автомобилестроением. Характерной чертой являются отсутствие в районе явно выраженного центра, а также определенная специализация крупных промышленных узлов: в Хиросиме преимущественно развито машиностроение, в Курасики - нефтепереработка и химия, в Фукуяме - черная металлургия. На юге Тюгоку (в Убе, Токуяма и др.) сформировался один из самых мощных в Японии комплексов химической промышленности. Область Санъё - важный район туризма. Санъин, выходящая к Японскому морю, до сих пор остается относительно изолированной, слабозаселенной и менее развитой.

Хокурику занимает центральную часть западного побережья Хонсю и некоторые внутренние горные области этого острова. Неблагоприятные природные условия (заболоченные прибрежные низменности, отсутствие удобных бухт для портового строительства и др.) привели к гораздо менее интенсивному развитию района по сравнению с восточной частью Хонсю. Доля промышленности в структуре экономики Хокурику заметно ниже средней по стране, наиболее развиты общее и электротехническое машиностроение, металлообработка, традиционные деревообработка и текстильная промышленность. На юге района построен ряд АЭС, передающих энергию в район Кинки, в горах - каскады ГЭС, также передающих энергию в центральные районы страны. Хокурику известен важной рисопроизводящей областью (равнина Этиго), а также наиболее значительными в Японии месторождениями нефти и газа. Важнейший город района - Ниигата.

Район Тохоку, занимающий северо-восток Хонсю, в национальном разделении труда выделяется сельским хозяйством, рыболовством, лесозаготовкой, добычей полезных ископаемых и относительно слабо развитой промышленностью, нацеленной в основном на переработку местных ресурсов. Население района относительно малочисленное и в значительной степени сконцентрировано во внутренних областях. Тохоку рассматривается как важный район перспективного развития Японии, его главный город Сендай уже сейчас является одним из самых быстрорастущих крупных городов страны.

Хоккайдо, официально вошедший в состав Японии только в 1868 г., является единственным в стране районом, который осваивался плановым» образом, на основе организованной колонизации. По структуре хозяйства напоминает Тохоку с еще более резко выделяющимися лесным и сельским хозяйством, рыболовством, деревообработкой, целлюлозно-бумажной и горнодобывающей промышленностью. Интенсивно развивается лишенный крупнейших промышленных предприятий, но выполняющий важные административные функции главный город района - Саппоро.

Сикоку - горный, слабо заселенный район. В экономическом отношении более развита северная часть острова, где в нескольких промышленных городах размещены предприятия базовых отраслей промышленности. Однако в целом промышленный облик района формируют пищевая, целлюлозно-бумажная и текстильная отрасли. Развиты субтропическое земледелие, горное животноводство. Важнейшие города - префектурные центры Мацуяма и Такамацу.

Окинава - префектура, расположенная на островах Рюкю, только условно классифицируется как район. Вновь вошла в состав Японии в 1972 г. после оккупации США, но и в настоящее время 12% ее территории находится под американскими военными базами. Развиты инфраструктурные объекты обслуживания баз, а также тропическое земледелие.

Япония – это страна, в северо-западной части Тихого океана. Япония состоит из 47 административных единиц, которые именуются префектурами. Столица и одновременно самый большой город Японии – Токио.

Страна восходящего солнца: общие сведения

Государственный строй представлен конституционной монархией, которая предусматривает должности императора, как главы государства и премьер-министра, возглавляющего исполнительную власть.

Государство имеет древнюю историю – Япония была основана в 660 году до н.э.. Основным законом Японии является Конституция, которая была принята в 1947 году, после поражения во Второй мировой войне.

Территория Японии расположена на стыке трех тектонических плит – это служит первопричиной множества землетрясений и других стихийных бедствий, характерных для государства.

Население Японии или потомки самураев

Япония входит в число самых густозаселенных государств мира. Согласно переписи населения, которая была проведена в 2010 году, чисельность населения страны составляет 128 056 023 человек.

Густота населения - приблизительно 340 чел/ км2. В стране достаточно высокий уровень урбанизации, жители сел и маленьких городов сохраняют тенденцию переселения в большие города.

Примерно 75% населения – городские жители. В последнее время рождаемость в Японии снижается – это объясняется постепенной сменой системы ценностей, а также распространением феминистских движений.

В сравнении с последним десятилетием 90х годов XX века, также значительно снизилось количество официально зарегистрированных браков. Япония также страна долгожителей, каждый год средняя продолжительность жизни неуклонно возрастает.

Однако это порождает проблему пенсионного обеспечения, так как уже сейчас количество пенсионеров в 3 раза превышает количество детей возрастом до 15 лет.

Пенсионный возраст в стране – 65 лет, тенденции к его увеличению также невозможны – это создаст дефицит рабочих мест для молодежи. Япония не принадлежит к числу многонациональных стран: 87% населения – этнические японцы. Русская диаспора составляет приблизительно 1000 человек.

Хозяйство Японии

Основу хозяйства Японии представляет промышленность, которая представлена как концернами, так и средними и маленькими предприятиями. Япония – ведущий мировой экспортер.

Основной экспортной продукцией являются автомобили, суда, бытовая техника, железная руда, древесина и хлопок. В стране сосредоточены крупнейшие в мире ТЭС, АЭС, ГЭС. Центры черной металлургии – Фукуяма, Хиробата, Тиба.

По химическому производству Япония занимает 4 место в мире. Япония также обладает мощным научно - производственным комплексом. Высокие технологии обеспечивают в первую очередь качество и безопасность выпускаемой продукции.

Географическое расположение страны не предоставляет возможности развивать сельское хозяйство – 80% территории занимают леса и горы. Самыми распространенными культурами, которые выращивают в Японии, являются злаковые: рис и пшеница.

Этот видеоурок посвящен теме «Япония, общая характеристика». Вам расскажут о демографической революции и социально-экономических преобразованиях, случившихся в обществе. Станут известны этапы развития промышленности, особенности местного населения. Также вы узнаете о транспортной системе Японии - одной из лучших в мире.

Тема: Зарубежная Азия

Урок: Япония, общая характеристика

Япония - островное государство, расположенное на Японском архипелаге в Тихом океане, включающем в себя более 6500 островов. Крупнейшие острова - Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Берега архипелага сильно изрезаны и образуют много заливов и бухт.

Омывающие Японию моря и океан имеют для страны исключительное значение как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов. Площадь территории - 388 тыс. кв. км, численность населения - 126 млн чел. (10-е место в мире), столица - Токио.

Экономико-географическое положение Японии определяется, прежде всего, тем, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, это способствует активному участию страны в международном географическом разделении труда.

Геологическая основа архипелага - подводные горные хребты. Около 80% территории занимают горы и возвышенности с сильно расчлененным рельефом средней высоты 1600 - 1700 м. Насчитывается около 200 вулканов, 90 - действующих, в том числе высочайшая вершина - вулкан Фудзи (3776 м). Значительное влияние на хозяйство Японии оказывают также частые землетрясения и цунами.

Страна бедна полезными ископаемыми, однако ведется добыча каменного угля, свинцовых и цинковых руд, нефти, серы, известняков. Ресурсы собственных месторождений малы, поэтому Япония - крупнейший импортер сырья.

Япония входит в первую десятку стран мира по численности населения. Япония стала первой страной Азии, перешедшей от второго к первому типу воспроизводства населения. Сейчас коэффициент рождаемости составляет 12%, смертности - 8%. Продолжительность жизни в стране - самая высокая в мире (76 лет для мужчин и 82 года для женщин).

Население отличается национальной однородностью, около 99% составляют японцы. Из других народностей значительна численность корейцев и китайцев. Наиболее распространенными религиями являются синтоизм и буддизм. Население размещено по площади неравномерно. Средняя плотность - 340 чел на кв. км, но прибрежные районы Тихого океана являются одними из самых густонаселенных в мире.

В городах проживает более 85% жителей страны. 11 городов являются миллионерами.

Рис. 2. Карта крупнейших городов Японии ()

Крупнейшие городские агломерации - Токийская, Нагоя, Осака. Агломерации сливаются в Токийский мегалополис (Такайдо) с численностью жителей более 65 миллионов человек.

Темпы роста японской экономики были одними из самых высоких во второй половине XX века. В стране в значительной степени осуществлена качественная перестройка экономики. Япония находится на постиндустриальном этапе развития, для которого характерна высокоразвитая промышленность, но самой растущей сферой является непроизводственный сектор (сфера услуг, финансы, НИОКР).

Хотя Япония бедна природными ресурсами и импортирует сырье для большинства отраслей промышленности, по выпуску продукции многих отраслей она занимает 1 - 2-е место в мире. Промышленность в основном концентрируется в пределах Тихоокеанского промышленного пояса.

Электроэнергетика . В основном использует импортное сырье. В структуре сырьевой базы лидирует нефть, растет доля природного газа, гидроэнергетики и атомной энергетики, сокращается доля угля.

В электроэнергетике 60% мощности приходится на ТЭС и 28% - на АЭС, в том числе Фукусима - самая мощная в мире.

ГЭС располагаются каскадами на горных реках. По выработке гидроэлектроэнергии Япония входит в первую десятку стран. В Японии, бедной ресурсами, активно ведутся разработки альтернативных источников энергии.

Черная металлургия . По объему выплавки стали страна занимает 2-е место в мире. Доля Японии на мировом рынке черной металлургии - 23%.

Крупнейшие центры, работающие ныне почти полностью на привозном сырье и топливе, расположены вблизи Осаки, Токио, в г. Фудзияма.

Цветная металлургия . Вследствие вредного влияния на окружающую среду сокращается первичная выплавка цветных металлов. Передельные заводы расположены во всех крупных промышленных центрах.

Машиностроение. Дает 40% продукции промышленного производства. Главными подотраслями среди множества развитых в Японии являются электроника и электротехника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

Япония прочно занимает лидирующее место в мире по судостроению, специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Главные центры судостроения и судоремонта находятся в крупнейших портах (Йокогама, Нагасаки, Кобе). По выпуску автомобилей (8,5 млн шт. в год) Япония также занимает 2-е место в мире. Основные центры - Тоёта, Иокогама, Хиросима.

Основные предприятия общего машиностроения находятся в пределах Тихоокеанского промышленного пояса - сложное станкостроение и промышленные роботы в Токийском районе, металлоемкое оборудование - в Осакском, станкостроение - в Нагайском районе.

Исключительно велик удельный вес страны в мировом выпуске радиоэлектронной и электротехнической промышленности.

По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

В Японии также развиты целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность .

Сельское хозяйство Японии остается важной отраслью, хотя дает около 2% ВНП; в отрасли занято 6,5% экономически активного населения. Сельскохозяйственное производство ориентировано на производство продовольствия (свои потребности в нем страна на 70% обеспечивает сама).

Обрабатывается 13% территории в структуре растениеводства (дает 70% продукции сельского хозяйства). Ведущую роль играют выращивание риса и овощей, развито садоводство. Интенсивно развивается животноводство (разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство).

В связи с исключительным местом рыбы и морепродуктов в рационе японцев, страна ведет промысел во всех районах Мирового океана, имеет более трех тысяч рыболовных портов и располагает самым большим рыболовным флотом (свыше 400 тысяч судов).

Рис. 4. Рыбный рынок в Японии ()

Транспорт. В Японии развиты все виды транспорта, за исключением речного и трубопроводного. По объему грузоперевозок первое место принадлежит автомобильному транспорту (60%), второе место - морскому. Роль железнодорожного транспорта сокращается, а авиаперевозок - растет. В связи с очень активными внешнеэкономическими связями, Япония обладает самым крупным торговым флотом в мире.

Рис. 5. Высокоскоростной поезд в Японии ()

Для территориальной структуры хозяйства характерно сочетание двух совершенно различных частей. Тихоокеанский пояс является социально-экономическим ядром страны. Здесь находятся главные промышленные районы, порты, транспортные магистрали и развито сельское хозяйство. Периферийная зона включает районы, где наиболее развиты заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика, туризм и рекреация. Несмотря на проведение региональной политики, сглаживание территориальных диспропорций идет довольно медленно.

Основными партнерами Японии являются: США, Китай, Республика Корея.

Домашнее задание

Тема 7, П. 3

1. В чем особенности географического положения Японии?

2. Расскажите про хозяйство Японии.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Япония представляет собой страну-архипелаг, расположенную в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, раскинувшуюся на четырех больших островах Хонсю, Хокайдо, Кюсю и Сикоку. Помимо них территория государства включает также около 4-х тысяч небольших островов, которые тянутся на три с половиной тысячи километров с северо-востока к юго-западу. Берега формируют бухты и большое количество заливов. Все моря и океаны, которые омывают архипелаг, играют огромную роль для Японии, поскольку являются основными источниками ее ресурсов.

Население

По количеству населения Страна Восходящего солнца находится в первой десятке мира. Японцы могут похвастаться самой большой в мире продолжительностью жизни (76 лет - мужчины и 82 - женщины).

Для национального состава характерна относительная однородность. Японцы формируют почти девяносто девять процентов всех жителей страны. Среди других проживающих в Японии народов достаточно много корейцев, а также китайцев. Подавляющее большинство исповедует синтоизм или буддизм. Самыми густозаселенными являются берега Тихого океана. Почти восемьдесят процентов японцев проживают в крупных городах, одиннадцать из которых города-милионники.

Промышленность Японии

(На конвеерной сборке роботы практически заменили человека )

Японская промышленность практически полностью зависит от импортируемых ресурсов. В последнее время страна вынуждена сокращать рост энергоемкого и металлоемкого производства, которое зависит от импортного сырья, ориентируясь на наукоемкую отрасль. Тем не менее, в Японии хорошо развита как черная, так и цветная металлургия, машиностроение, автомобиле и судостроение, строительная промышленность, энергетика, химическая и нефтехимическая, пищевая и целлюлозно-бумажная промышленность.

И, конечно, Япония это одна из немногих стран, где на конвеерной сборке практически везде людей пытаются заменить промышленными роботами.

(Промышленный завод в Японии )

Крупнейшими металлургическими центрами, практически полностью работающими на ввозимом сырье, являются заводы, расположенные в Осаке, Токио и Фудзияме. Масштабы первичной выплавки цветных металлов в Японии постепенно сокращаются, однако большинство заводов, расположенных в крупнейших промышленных центрах, функционируют и сегодня.

Немаловажное значение играют легкая и пищевая промышленность. Электроэнергетика преимущественно использует импортируемое сырье. Преобладающими составными в японской сырьевой базе является нефть и природный газ, при сокращающейся доле угля, возрастает роль гидро и атомной энергетики. В области энергетики шестьдесят процентов ее мощностей дают ТЭС, а двадцать восемь процентов приходится на атомную энергию. Гидроэлектростанции каскадно расположены на горных реках.

(На автомобильном заводе сборкой заняты роботы )

В Японии хорошо развито машиностроение. Ведущие подотрасли - электротехника и электроника, очень хорошо развиты радиопромышленность, интенсивно растет транспортное машиностроение. Страна лидирует по объемам строительства танкеров и сухогрузов. Основные судостроительные верфи расположены в портах - Иокогаме, Нагасаки, Кобе. Япония стабильно лидирует также и в области автомобильного строительства. Ежегодно с конвейеров японских заводов сходит тринадцать миллионов автомашин.

(Город Токио частично питают солнечные батареи )

В последние годы страна приступила к активному внедрению так называемой программы «Солнечной Свет», которая заключается в освоении нетрадиционных источников энергии. Среди экономически развитых государств по доле расходов на развитие науки и биотехнологий Япония также занимает первое место.

Сельское хозяйство Японии

(Необычные рисунки на рисовых полях в Японии )

Сельское хозяйство дает примерно два процента от валового национального продукта страны и по-прежнему остается одной из важнейших отраслей ее хозяйства. В этой области трудится шесть с половиной процентов населения. В основном японское сельскохозяйственное производство сконцентрировано на продовольственных товарах. Япония на семьдесят процентов самостоятельно обеспечивает собственные продовольственные нужды. Под сельское хозяйство отведено тринадцать процентов территории. Ведущая роль принадлежит растениеводству, в частности выращиванию риса и овощных культур, широко распространено садоводство. Животноводство также развивается интенсивными темпами. Так, в Японии разводят крупный рогатый скот, птицу, развито свиноводство.п

(Рыболовное судно у порта Японского моря )

Исключительно удачное расположение определяет изобилие в рационе каждого японца блюд из рыбы и морепродуктов. Рыбный промысел ведется практически во всех районах Мирового океана. Япония располагает обширным рыболовецким флотом, который насчитывает более четырехсот тысяч судов. Кроме того, страна имеет во владении свыше трех тысяч рыболовных портов.