Взнос в медицинское страхование. Сколько налогов платит работодатель за работника? Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования

Демографическая ситуация и изменения приоритетов государственной политики в сфере расходных статей бюджетов во многих странах приводят к возрастанию давления на государственные источники финансирования здравоохранения , а также повышается роль частных источников финансирования. Таким образом, даже в тех странах, где государство в финансировании здравоохранения традиционно занимало лидирующую позицию, возрастает роль медицинского страхования . По всему миру, где медицинское страхование выступает как стремительно развивающаяся отрасль, появляется все больше новых страховых продуктов, которые сконструированы для удовлетворения спроса на рынке страховых услуг и нацелены на индивидуальных покупателей. В целом же параметры продуктов определяются национальным законодательством и долей государственного вмешательства в отрасль.

Доступность медицинских услуг — это ключевая проблема в любом . Степень доступности медицинских услуг в первую очередь определяется долей услуг, гарантированных государством (государственными гарантиями). В некоторых странах, таких, как США, фактически вся медицина финансируется за счет добровольного медицинского страхования (ДМС), в то время, как в Европе наиболее весомым источником средств является обязательное медицинское страхование (ОМС) и государственное финансирование.

Таким образом, медицинское страхование сильно различается в зависимости от рынка к рынку и зависит от исторических традиций и государственных гарантий в этой области и потребностей, на которые нацелен рынок. Например, медицинское страхование в Великобритании и в США находится на диаметрально противоположных концах спектра системы здравоохранения. В США ДМС — это насущная необходимость, хотя для некоторых групп населения (пожилые, малоимущие) задействованы государственные программы, в основной же массе полис ДМС приобретается работодателями для своих работников. В Великобритании же здравоохранению отводится приоритетное значение, и оно в основном финансируется Национальной службой здравоохранения; полисы ДМС сконструированы таким образом, чтобы обеспечить хирургическое лечение вне очереди или обеспечить повышенным комфортом и качеством медицинских услуг. Такие полисы в большинстве своем также приобретаются работодателями. В некоторых странах рынки вторичного медицинского страхования развиваются с целью предоставления каких-либо дополнительных выплат или покрытия расходов, не охваченных первичным страхованием.

Медицинское страхование в РФ — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование может осуществляться как в обязательной, так и добровольной форме.

Сущность медицинского страхования составляет механизм передачи риска, связанного с временной или постоянной потерей здоровья и расходов, в той или иной мере связанных с восстановлением утраченного здоровья.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, обусловленный расходами, понесенными застрахованным в связи с его обращением в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи.

Система медицинского страхования регулирует процесс поступления финансовых ресурсов в страховой фонд и их расходование на лечебно-профилактическую помощь. Необходимая величина страхового фонда рассчитывается на основе вероятности наступления страхового случая. Размер разового страхового взноса зависит от состояния здоровья застрахованного, его возраста и иных факторов, определяющих вероятность наступления заболевания в тот или иной период жизни.

Следует различать понятия "страховая медицина" и "медицинское страхование". Страховая медицина представляет собой один из способов финансирования здравоохранения. Подразумевается, что в качестве источника финансирования выступают страховые взносы по медицинскому страхованию. В свою очередь медицинское страхование — это более узкое понятие, которое представляет собой вид страховой деятельности.

Основные принципы страховой медицины, закрепленные законодательно:

  • всеобщий характер участия граждан Российской Федерации в программах обязательного медицинского страхования;
  • гарантированные объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи населению в рамках программы обязательного медицинского страхования;
  • бесплатность предоставления медицинских услуг населению в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сочетание добровольного и обязательного медицинского страхования;
  • добровольное медицинское страхование, осуществляемое на основании программ добровольного медицинского страхования и обеспечивающее граждан услугами сверх программы обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение и защита прав застрахованных в системе медицинского страхования.

Риск заболевания (утраты трудоспособности) относится к разряду рисков, возникающих по причинам, не зависящим от человека, однако подобные риски влекут за собой значительные расходы. Подобные риски затрагивают не только индивидуальных граждан, но и общество в целом, так как оно заинтересовано в поддержании здоровья его членов. Обязательное медицинское страхование входит в систему . Потребность в медицинских услугах можно отнести к разряду социальных, поэтому обязательное медицинское страхование гарантирует страховую защиту на случай заболевания всем застрахованным в равной мере.

Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья закреплены в п. 1 ст. 41 Конституции РФ; ст. 20 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан"; в законе РФ "О медицинском страховании граждан в РФ".

В частности, в Конституции РФ определено следующее: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". Согласно закону РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, подлежат обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, здравоохранение обязано удовлетворять потребность граждан в поддержании оптимального уровня здоровья независимо от того, какими материальными возможностями он располагает.

В соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин (застрахованный), страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение. Помимо субъектов в реализации обязательного медицинского страхования принимают участие Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Реализуется через самостоятельную систему фондов (Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды ОМС и филиалы территориальных фондов), а также при посредничестве специализированных страховых медицинских организаций. Страховые организации осуществляют операции обязательного медицинского страхования на некоммерческой основе. Страховые организации являются посредниками между фондами ОМС и медицинскими учреждениями, оказывающими медицинские услуги застрахованным гражданам.

Организация, контроль и финансирование системы ОМС осуществляется через федеральный и территориальные фонды ОМС. Федеральный и территориальные фонды ОМС были созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

В системе обязательного медицинского страхования в качестве страхователей выступают работодатели, которые обязаны заключать договоры ОМС в пользу своих работников, и индивидуальные предприниматели. Страхователей в системе ОМС можно представить в виде двух групп:

  • страхователи для работающего населения;
  • страхователи для неработающего населения (дети, учащиеся, пенсионеры и пр.).

Первая группа объединяет предприятия, учреждения, организации, которые являются страхователями для своих работников и осуществляют взносы по обязательному медицинскому страхованию в соответствующие фонды за них. Соответственно лица, работающие в данных структурах, выступают в качестве застрахованных. Вторая группа представлена органами государственного управления всех уровней местной администрации.

Медицинские учреждения оказывают услуги застрахованным гражданам на основании договора на предоставление медицинских услуг по обязательному (добровольному) медицинскому страхованию. Договор заключается между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией.

Объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи, гарантированной населению России по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаются Базовой программой обязательного медицинского страхования. Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и подлежит утверждению со стороны правительства РФ. На основе базовой программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, содержащие конкретный перечень видов медицинской помощи и услуг (по врачебным специальностям), гарантированных населению территории и оплачиваемых из средств обязательного медицинского страхования. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них. В соответствии с законодательством объем и качество медицинских услуг, установленных территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Добровольное медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование призвано обеспечить застрахованным гражданам получение медицинских услуг сверх минимума, гарантированного программой ОМС. Страховая медицинская организация разрабатывает программу добровольного медицинского страхования, включающую перечень видов медицинских услуг, гарантируемых застрахованному в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Договор добровольного медицинского страхования заключается между страхователем и страховой компанией и, согласно которому, в обмен на уплаченную страховую премию страховщик обязуется оплачивать медицинские расходы страхователя согласно договорным условиям (приложение 6).

В медицинском страховании страховые выплаты непосредственно связаны с расходами страхователя на лечение заболевания или травматического повреждения. Условия страхования предусматривают полную или частичную компенсацию понесенных расходов.

В зависимости от формы страховых выплат медицинское страхование подразделяется на два класса:

  1. Первичное медицинское страхование.
  2. Дополнительное медицинское страхование.

Первичное страхование обычно подразумевает компенсацию страховой компанией расходов на медицинское обслуживание (в основном расходов на лечение) в соответствии с условиями договора страхования. Таким образом, страхователю не выплачивается страховая выплата в виде денежной суммы. Выплата носит характер оплаченных медицинских расходов.

Дополнительное медицинское страхование предоставляет страховую защиту двух видов:
  • оплата определенных медицинских процедур (экспериментальное лечение, стоматологические услуги и протезирование, услуги окулиста, процедуры, проводимые при лечении рака и т. д.);
  • оплата косвенных расходов (потеря заработка из-за нетрудоспособности, транспортные услуги, отпуск по уходу за детьми и т. д.).

Добровольное медицинское страхование может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Наиболее распространенным типом полиса ДМС является полис коллективного (группового) страхования. Коллективная форма страхования приобрела высокую популярность во всем мире.

При коллективном страховании в качестве страхователя чаще всего выступают предприятия или организации (работодатели), а в качестве застрахованного контингента — работники предприятий и/или члены их семей. Страхователь заключает договор ДМС со страховщиком, и в соответствии с ним каждый гражданин, в отношении которого заключен договор (застрахованный), имеет право на получение медицинских услуг при наступлении страхового случая. Каждому застрахованному выдается на руки страховой полис.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии (государственное разрешение на осуществление определенных видов деятельности и услуг) лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Медицинские учреждения имеют право оказывать медицинские услуги застрахованным в рамках программ добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного. Кроме того, медицинские учреждения могут осуществлять оказание медицинской помощи и вне системы медицинского страхования.

При расчете тарифных ставок по ДМС используются данные статистики здравоохранения или медицинской статистики, которая учитывает как основные демографические показатели (продолжительность жизни, смертность), так и показатели заболеваемости, госпитализации.

В зависимости от длительности договоров ДМС существуют различия в характере выплат и базе статистических данных, необходимой для расчета страховых тарифов.

В основном договоры ДМС заключаются сроком на один год, в этом случае тарифы рассчитываются дифференцированно в зависимости от принадлежности застрахованных к определенной группе риска для каждого возраста. Текущие страховые выплаты при этом осуществляются за счет страховых взносов, поступающих в данный финансовый год.

При заключении же многолетних, долгосрочных контрактов ДМС для расчета страховых тарифов принимается во внимание не только рост возрастной заболеваемости, но и изменение демографического фактора во времени, изменение статистики заболеваемости застрахованных в течение срока страхования, возможная кумуляция страхуемых рисков. Страховые взносы при этом используются как для финансирования текущих выплат, так и создания резервов, предназначенных для предстоящих выплат с учетом изменения степени риска у разных возрастных категорий застрахованных. Т. е. необходимо учитывать факт, что с увеличением возраста изменяются показатели заболеваемости.

С учетом того, что ДМС подлежат лица с существенно отличающимися индивидуальными особенностями от средних характеристик (возраст, состояние здоровья, условия труда, образ жизни и т. д.), вероятность наступления случая заболевания у этих лиц различна. В связи с этим вырабатываются общие принципы дифференциации тарифных ставок по данным признакам. Базовая тарифная ставка (нетто-ставка) корректируется по следующим группам здоровья в зависимости от результатов предварительного медицинского освидетельствования:

  • группа здоровья 1 — практически здоровые лица без отягощенной наследственности, имеющие в анамнезе детские болезни, простудные заболевания, аппендицит, грыжу; без вредных привычек или при их умеренной выраженности, не работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 2 — практически здоровые лица с повышенным риском заболевания, отягощенные наследственностью по диабету, сердечно-сосудистым, почечно- и желчнокаменной болезнями, психическими заболеваниями. В анамнезе — черепно-мозговые травмы, осложненные детские болезни, злоупотребление алкоголем, курение, работавшие или работающие на производстве с особо вредными условиями труда;
  • группа здоровья 3 — лица трудоспособного возраста, имеющие хронические заболевания с тенденцией к обострению чаще двух раз в году, злоупотребляющие алкоголем, систематически употребляющие транквилизаторы, снотворные, страдающие выраженными неврозами, психопатиями, гипертонической болезнью I и II степени, ИБС без выраженной стенокардии, перенесшие полостные операции.

Тарифные ставки могут дифференцироваться по возрасту, полу, городскому и сельскому населению, при индивидуальном или коллективном страховании.

Тарифные ставки рассчитываются отдельно по каждому направлению ДМС: амбулаторно-поликлинической, стационарной, комплексной медицинской помощи.

Механизм применения надбавок к премиям в зависимости от состояния здоровья застрахованного может различаться между разными компаниями, в зависимости от принятой технологии андеррайтинга и индивидуальной интерпретации фактов андеррайтером. Надбавка может применяться в процентном выражении в зависимости от степени отклонения состояния здоровья от нормы.

Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для финансирования расходов населения по медицинскому обслуживанию.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного .

Основные цели фонда обязательного медицинского страхования:
  • финансирование целевых программ в рамках ФОМС;
  • осуществление контроля за рациональным использованием ФОМС.
Доходы фонда обязательного медицинского страхования складываются из:
  • страховых взносов предприятий;
  • ассигнований из госбюджета;
  • добровольных взносов;
  • доходов от использования временно свободных денежных средств фонда обязательного медицинского страхования.

Федеральный и территориальные (в субъектах Федерации) фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) созданы в соответствии с законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.). К основным задачам федерального фонда ОМС относятся:

  • аккумуляция финансовых ресурсов для обеспечения ОМС;
  • финансирование расходов на медицинскую помощь;
  • обеспечение равного доступа граждан к медицинским услугам на всей территории страны;
  • реализация федеральных программ в сфере здравоохранения.

Непосредственное финансирование лечебных учреждений осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Платежи в Фонд обязательного медицинского страхования

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда. Из них в:
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%;
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%.

Для учета расчетов с фондами обязательного медицинского страхования используется пассивный счет 69, субсчет "Расчеты по медицинскому страхованию".

Суммы, начисленные в Фонд обязательного медицинского страхования, относятся на себестоимость.

Отчисления в , социальный и медицинский фонд называются единым социальным налогом, который может уплачиваться и по регрессивной ставке. Для этого предприятие должно выполнить условие статьи 245 НК РФ, при котором размер выплат, начисленных в среднем на 1 работника, превышал 50000 руб. При этом не учитываются выплаты работникам с наибольшими выплатами. В этом случае единый социальный налог составит 20% вместо 35,6% при обычных условиях. В том числе: пенсионный фонд — 15,8%, социальный — 2,2% и медицинский — 2%.

Кроме выше перечисленных отчислений, предприятие обязано начислять на сумму заработной платы страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы страховых взносов установлены федеральным законом от
12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ "О на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Всего 22 тарифа от 0,2 до 8,5%.

Обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование - элементы государственной программы, направленной на поддержку населения. Она включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических мер. Рассмотрим далее, что собой представляет федеральное обязательное медицинское страхование.

Терминология

Обязательное медицинское страхование - это система юридических и организационно-экономических мероприятий, направленных на обеспечение гарантий бесплатного оказания помощи гражданам при наступлении соответствующих обстоятельств. Финансирование осуществляется за счет средств ФОМС в рамках территориальной либо базовой госпрограммы. Основной нормативный акт, регламентирующий обязательное медицинское страхование, - ФЗ № 326. В нем определены ключевые понятия. В частности, нормативный акт определяет субъекта и объекта ОМС, риск и обеспечение, содержание территориальной и базовой программы, в соответствии с которыми проводится обязательное медицинское страхование. ФЗ № 326 формулирует также обязанности и права лиц, заключающих договор, их ответственность.

Актуальность проблемы

До 2011 г. существовала определенная модель ОМС. Однако, как показала практика, она являлась весьма неэффективной. Основной причиной этого было отсутствие надлежащих условий, в рамках которых центром системы выступали бы пациент и его нужды. До 2011 г. возможность выбрать организацию, которая осуществляет обязательное медицинское страхование в Москве или ином другом городе, была и у гражданина, и у его работодателя или исполнительного органа. На практике такое положение обусловило фактическое отстранение населения от участия в определении компании ОМС. Кроме этого, отношения внутри системы строились по специфическому принципу. В частности, поликлиники и больницы получали средства от таких организаций не в качестве компенсации расходов на проведенное лечение, а на предоставление помощи пациентам. По сути, таким образом медучреждениям выделялся определенный бюджет. не оказывал стимулирующего воздействия на больницы и поликлиники. Соответственно, последние не были заинтересованы в повышении качества услуг.

Современная ситуация

В настоящее время обязательное медицинское страхование - это программа, рассчитанная на финансирование оказываемых услуг, а не медучреждения как такового. Указанный выше нормативный акт способствует существенному расширению возможностей граждан. Так, человек может выбрать и страховую компанию, и медучреждение, и доктора. При этом лечебное заведение, которое включено в реестр и заключило договор на оказание соответствующих услуг по программе, не имеет права отказать гражданину в помощи.

Ключевые направления

Одним из основных аспектов в рассматриваемой сфере выступает порядок, в соответствии с которым финансируется обязательное медицинское страхование. Закон № 326 регулирует следующие направления:

  1. Правила формирования средств.
  2. Величина страхового взноса для неработающих граждан.
  3. Сроки, порядок, период выплаты сумм.
  4. Ответственность за нарушения при отчислении взносов.
  5. Правила установления тарифов на компенсацию медпомощи при ОМС.

На протяжении 2011-2012 г. на обязательное медицинское страхование были увеличены на 2%. Это позволило направить в сферу здравоохранения дополнительно около 460 млрд р.

Тарифы

Зачисление страховых взносов на ОМС в бюджет ФФОМС КБК - процедура, которую должны пройти все работодатели. Их величина зависит от режима налогообложения и вида деятельности предприятия. Кроме этого, тариф рассчитывается с учетом категории плательщика. Организация может начислять взносы по общему правилу или использовать пониженные ставки. Также имеет значение категория сотрудника, в чью пользу осуществляются выплаты.

В 2016 г. тариф для ИП с работниками и организаций в ФОМС - 5.1%. Льготами пользуются: инвалиды любой группы (2,9%), организации общественного типа (2,9%), заведения, которые обеспечивают безвозмездную помощь (2,9%), организации, уставной капитал которых - вклады (2,4%).

Основополагающие принципы

Регламентирующий обязательное медицинское страхование Закон №326 закрепляет следующие положения:

  1. Всеобщий характер ОМС.
  2. Обеспечение госгарантии защиты лиц от рисков.
  3. Автономность финансирования системы ОМС.

Принципы, по которым осуществляется обязательное медицинское страхование, - это:


Специфика проведенных реформ

Изменение системы ОМС выступает в качестве составного элемента масштабных преобразований сферы здравоохранения в РФ. Эксперты полагают, что принятые нормативные акты будут способствовать эффективному развитию всей системы. При этом в центре внимания ответственных лиц должно быть исключительно здоровье гражданина. Именно ему решать, к какому специалисту, в какое учреждение обращаться. Выбор человека не должен ограничиваться поликлиниками и больницами региона проживания или регистрации.

Субъекты

1. Застрахованных лиц:

  • работающих по гражданско-правовому и трудовому договорам, предметом в которых выступает выполнение работы или оказание услуги, а также по лицензионному и авторскому соглашению;
  • (ИП, частнопрактикующие лица).

2. Страхователей:

  • лиц, осуществляющих выплаты и прочие вознаграждения гражданам (организации, ИП);
  • индивидуальных предпринимателей.

3. Федеральный фонд, выступающий в качестве страховщика. Он представляет собой некоммерческую организацию, сформированную для реализации госполитики в сфере ОМС.

Участники

В системе ОМС присутствуют:

  1. Территориальные фонды. Они представлены в качестве некоммерческих организаций, сформированных регионами для реализации госполитики в сфере ОМС на территориях субъектов РФ. Эти структуры осуществляют определенные полномочия страховщиков в части выполнения территориальных программ обязательного медстрахования.
  2. Медучреждения. К ним относят организации, внесенные в реестр ОМС и имеющие право осуществлять деятельность в сфере здравоохранения и обязательного медстрахования. Они могут образовываться индивидуальными предпринимателями или являться организацией любой правовой формы, разрешенной нормативными актами.
  3. Они осуществляют свою деятельность в сфере ОМС на основании лицензии, предоставленной уполномоченным надзорным органом. Страховые медорганизации реализуют определенные полномочия страховщиков по ФЗ № 326 и договору о финансировании ОМС, который заключается ею с территориальным фондом.

Реестр

Как выше было сказано, в него включаются медорганизации. В реестре присутствуют их:

  1. Наименования.
  2. Перечень услуг, которые предоставляются в рамках территориальных программ ОМС.
  3. Адреса.

Территориальный фонд ведет реестр и размещает его в обязательном порядке на официальном сайте. Допускается дополнительная публикация сведений иными способами.

Разработка программ

В соответствии с нормативным актом № 326 были сформированы базовое и территориальные направления ОМС. В гл. 7 указанного документа приведены перечни видов услуг, которые включаются в каждую программу. С 2013 г. в базовое направление входит скорая медпомощь, а с 2015 г. - высокотехнологичная. Программы утверждаются на региональном и федеральном уровнях. Базовое направление распространяется на всю страну, а территориальное действует в пределах субъекта. Регионы получили право добавлять в основную программу страховые случаи и виды помощи, не включенные в ОМС. При этом они финансируют их оказание самостоятельно.

Обязательное медицинское страхование: полис

Москва была первым городом в стране, где вводились эти документы. По ходу реализации программы ОМС они стали предоставляться гражданам и в других населенных пунктах. До 2011 г. полис ОМС не был единым для всех. В каждой компании печатались собственные бланки. Они подлежали замене по истечении срока действия. Если граждан менял место работы, ему следовало сдать свой полис нанимателю. Новый документ ему выдавался другим работодателем. Эта процедура занимала определенное время, на протяжении которого уволившийся человек не мог получить медпомощь. Если же гражданин становился неработающим, ему необходимо было получить полис в организации, страховавшей нетрудоустроенных лиц по результатам конкурса. В настоящее же время документ выдается всем гражданам и имеет единую форму для всех регионов. Он выглядит в виде пластиковой карты. На лицевой стороне нового образца (где номер из 16 цифр) содержит чип. На нем записана информация о компании, выдавшей документ. Сведения о застрахованном лице присутствуют на оборотной стороне карты. Они включают в себя Ф.И.О., дату рождения. На оборотной части присутствуют также фотография и образец подписи.

Порядок получения

Ранее гражданам выдавались региональные полисы ОМС. В целях реализации госпрограммы проводилась постепенная их замена. ПОМС выступает в качестве документа, подтверждающего право гражданина получить бесплатную медпомощь на всей территории РФ в объеме, предусмотренном в базовой программе. Для его получения человек лично либо через своего представителя подает заявление. Это можно сделать непосредственно в саму страховую медорганизацию или в ТФОМС. В день принятия заявления гражданину выдается временное свидетельство. Оно заменяет полис, который будет выдан. По истечении, как правило, 2 недель гражданин получает электронный документ. Пластиковый полис действует бессрочно. Замена документа возможна в случаях:

  1. Утраты/порчи/износа.
  2. Смены Ф.И.О.

При изменении места проживания/прописки, статуса гражданина (работающий или безработный) замена ПОМС не предусмотрена.

Сроки расчета за предоставленные услуги

В рамках госпрограммы ОМС жестко регламентируются нормы, касающиеся периода компенсации помощи, оказанной пациентам. У медучреждений теперь есть гарантия оплаты предоставленных услуг иногороднему гражданину. Это, в свою очередь, повышает заинтересованность лечебных заведений в оказании людям помощи. При задержке оплаты страховая медорганизация из собственных средств выплачивает учреждению пени. Ее размер рассчитывается по ставке рефинансирования ЦБ (1/300), действовавшей на дату образования просрочки. Исчисление осуществляется с неперечисленных сумм ежедневно.

Обязательное медицинское страхование в Москве: рейтинг компаний

Перечень организаций, работающих в рамках программы ОМС, составляется по определенным показателям:

  1. Число пунктов предоставления ПОМС.
  2. Режим работы.
  3. Наличие информации о правах граждан.

Как отмечают эксперты, уровень финансовой надежности не имеет существенного значения при составлении рейтинга. Это обуславливается тем, прекращение деятельности организации особенно на гражданах не отразится. Единственное, что им придутся сделать, - это поменять полис. Наиболее популярными организациями в столице считаются:


Вопросы на обсуждении

Кроме единого полиса ОМС, предлагается ввести вместо обычных бумажных медкарт (историй болезни) электронные. Это объясняется тем, что при приеме иногороднего гражданина врачу необходимо знать о заболеваниях и состояниях пациента. Граждане, как правило, не возят с собой медкарты. При наличии записанной в единой базе, любой специалист в любом городе мог бы быстро получить все необходимые сведения. Вместе с этим в ряде европейских государств использование таких электронных историй болезни в глобальной сети не допускается. Это объясняется ненадежностью систем защиты персональных сведений.

Заключение

Обязательное медицинское страхование - это существенный шаг государства вперед в решении вопроса об оказании населению различной помощи. Разработанные программы включают в себя весь необходимый объем услуг, которые может получить человек бесплатно. Обеспечение населения доступной помощью осуществляется за счет источника финансирования, гарантированного государством. Закон, регламентирующий сферу обязательного медстрахования, был принят сравнительно недавно. Однако за время действия этого нормативного акта многие люди смогли получить неотложную, экстренную и плановую помощь. Им были оказаны услуги, которыми ранее эти люди воспользоваться не могли. Действующий закон № 326 распространяется на всех граждан, живущих на территории страны. Цель нормативного акта в первую очередь состоит в усилении гарантий конституционного права гражданина на бесплатную медпомощь. Реализация его положений способствует постепенному увеличению финансирования сферы здравоохранения. Это, в свою очередь, предполагает сбалансированность госгарантий на бесплатную медпомощь гражданам с обязательствами государства.

Реализация положений нормативного акта способствует укреплению материально-технической базы сферы здравоохранения. В результате будет достигнута цель, которая была поставлена изначально, - повысится качество и доступность медпомощи людям. В законе довольно подробно регламентированы обязанности и права всех участников и субъектов, правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское страхование. Москва была первым городом, где начал действовать установленный порядок. Сегодня разработанная схема действует на всей территории страны. ФЗ № 326 регулирует взаимоотношения всех звеньев системы, предполагает модернизацию ОМС и последующее развитие всей сферы здравоохранения.

Страховые взносы обязаны отчислять за своих сотрудников все организации и ИП - работодатели. ИП, как с работниками, так и без них, уплачивают еще и страховые взносы за себя. Неисполнение этой обязанности грозит страхователю штрафом.

Наша статья об одном из видов страховых взносов – взносах на обязательное медицинское страхование. Рассмотрим размер отчислений для различных категорий плательщиков, выясним, кто может не платить взнос на медстрахование, и какие ставки ожидают страхователей в новом 2017 году.

Кто платит взносы в ФФОМС

До конца 2016 года начисление и уплата страховых взносов регулируется законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а контроль за взносами ФОМС осуществляет ПФР. С 1 января 2017 года курировать страховые взносы будет налоговое ведомство , а вместо закона № 212-ФЗ начнет действовать новая глава НК РФ , нормы которой в основном повторяют его положения.

Согласно ст. 5 закона № 212-ФЗ, к плательщикам взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС относятся:

  • работодатели, которые платят зарплату и прочие вознаграждения физлицам. Это юрлица, ИП и физлица, не являющиеся ИП. При этом взносами по действующему тарифу облагаются выплаты работникам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера (ст. 7 закона № 212-ФЗ).
  • ИП и частнопрактикующие лица (адвокаты, нотариусы и т.п.). Эти категории страхователей должны уплачивать страховые взносы в ПФР и ФФОМС «за себя» в фиксированной сумме . Размер годового взноса зависит от действующего минимума оплаты труда на начало года и равен 12-кратному МРОТ, умноженному на тариф взноса в ФОМС (ст. 14 закона № 212-ФЗ).

Размер страховых отчислений в ФФОМС

  • организации и ИП, доход которых на 70% состоит из поступлений от льготируемой деятельности. Ставка 0% действует пока их доход не «перешагнет» предел в 79 млн.руб.;
  • некоммерческие организации, деятельность которых связана с соцобслуживанием, образованием, здравоохранением, культурой и искусством, массовым спортом;
  • благотворительные организации.

Также взносы на ОМС не платят:

  • работающие на «вмененке» аптеки и ИП, занимающиеся фармацевтикой;
  • ИП на некоторых видах патента, при начислении взносов ОМС за работников;
  • организации из проекта «Сколково»;
  • организации, делающие выплаты экипажам судов, зарегистрированных в Российском реестре, в части таких выплат.

Взносы в ФФОМС в 2017 году

В 2017 году размеры ставок страховых взносов для всех категорий страхователей останутся на уровне нынешнего 2016 года . Закон № 212-ФЗ утратит силу с 01.01.2017 г., и с этого момента начнет действовать глава 34 Налогового кодекса о страховых взносах.

Узнать более подробно о том, какими будут ставки на ОМС и другие виды страховых взносов в новом году, можно из статьи «

Статья поможет узнать, как с 2017 года правильно сделать единый расчет в налоговую по страховым взносам. Куда отчитываться, в какие сроки платить взносы за страховой год. Взносы на "травматизм", как и раньше, платятся в ФСС РФ. будет тоже новая.

Единый социальный страховой сбор - ЕССС - положения, касающиеся взимания взносов, приведены в новой Налогового кодекса «Страховые взносы». База для начисления страховых взносов; плательщики взносов; объект обложения; расчетный и отчетные периоды останутся без изменений .

к меню

Виды обязательных налоговых страховых взносов в фонды

Существует три вида страховых взносов.

1 - пенсионные взносы (взносы на обязательное пенсионное страхование).

2 - взносы на обязательное социальное страхование (только "материнство" и нетрудоспособность).

3 - медицинские страховые взносы

к меню

Кто платит страховые взносы

Работодатели

  1. организации , которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;
  2. индивидуальные предприниматели , которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;
  3. физические лица без статуса ИП, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;

    ИП, предприниматели

    Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и проч.), то есть те, кто трудится «на себя», а не на работодателя. Их еще называют плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

    Нередко бывает так, что один и тот же человек подходит сразу под несколько приведенных выше определений. В этом случае страховые взносы в фонды нужно платить по каждому основанию. Самый распространенный пример - индивидуальный предприниматель, который трудится «на себя» и при этом имеет штат наемных работников. Такой ИП должен отдельно начислить взносы на собственные доходы и отдельно - на зарплату работников.

    Примечание : Кто должен начислять страховые взносы и на какие выплаты (.pdf 156 Кб)


    к меню

    На что начисляются взносы и что НЕ облагается ими

    Выплаты сотрудникам

    Лимиты не отменят. Однако с 2020 года платить пенсионные взносы с доходов выше порогового значения больше не придется. Сам лимит повысят.

    Занижение базы по взносам наказывается денежным штрафом

    Общая ставка взносов составляет в 2018 году по-прежнему 30% (ст. 425, 426 НК РФ):

    • 22% - на пенсионное страхование;
    • 5,1% - на медицинское страхование;
    • 2,9% - на социальное страхование.

    При этом сумма взносов к уплате зависит от того, превысил доход установленный лимит или нет. Ставка 30% будет действовать по 2020 год включительно (ст. 425, 426 НК РФ). Продление тарифа предусмотрено Федеральным законом от 27.11.2017 № 361-ФЗ.

    Пенсионные взносы в пределах лимита надо платить по ставке 22%, с доходов сверх лимита - по ставке 10% с суммы превышения лимита.

    Социальные взносы платят по ставке 2,9% независимо от базы, а медицинские - по общему тарифу 5,1%.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ тарифы страховых взносов в 2019 году

    Для определенных категорий плательщиков и работников, которые заняты на вредных работах, предусмотрены взносов (). Применять их можно только при наличии результатов аттестации рабочих мест (СОУТ), на основании которых условия труда на этих рабочих местах признаны вредными или опасными.

    к меню

    Тарифы для ЛЬГОТНИКОВ

    Для компаний на спецрежимах налогообложения, согласно , занимающихся определенными видами деятельности (IT-сфера), резидентов ОЭЗ, участников проекта «Сколково» и других категорий предусмотрены специальные пониженные тарифы страховых взносов. Все ставки взносов смотрите в таблице ниже.

    «Упрощенщики» не вправе суммировать доходы от разной деятельности для применения пониженных тарифов по взносам

    Организация на УСН осуществляет несколько видов деятельности, которые, при соблюдении прочих условий, дают право на применение пониженных тарифов страховых взносов. Можно ли суммировать доходы от этих видов деятельности, чтобы применять пониженные тарифы? Нет, этого делать нельзя, считают в Минфине (письмо от 13.12.17 № 03-15-05/83357).

    Пониженные ставки страховых взносов в 2018 году: таблица

    Страхователь Тариф для расчета взносов
    ПФР ФСС ФОМС
    1 Организации и ИП на УСН на льготном виде деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов.
    Годовой доход на УСН не должен превышать 79 млн руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ)

    2 Аптеки, ИП, которые имеют лицензию фармацевтическую деятельность, на ЕНВД.
    Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ)
    3 ИП на патенте, но только по выплатам сотрудникам, которые заняты в деятельности, в отношении которой применяется патентная система
    При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ)
    4 Некоммерческие организации на УСН. Кроме государственных и муниципальных учреждений, сфера деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан в области здравоохранения, образования, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 7 ст. 427 НК РФ)
    5 Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 8 ст. 427 НК РФ)
    6 IT - организации (пп. 3 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ).
    Хозяйствующие партнерства и общества, в сфере внедрения результатов интеллектуальной деятельности (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 427 НК РФ)
    7 Компании и бизнесмены, которые заключили соглашение с органами управления ОЭЗ по внедрению технико-внедренческой деятельности и туристско-рекреационной (пп. 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ)
    8 Плательщики взносов, выплачивающие вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (с исключением) (пп. 4 п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ) 0% 0% 0%
    9 Компании-участники «Сколково» (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ) 14% 0% 0%
    10 Страхователи - участники СЭЗ на территории Крыма и Севастополя (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ)

    11 Страхователи - резиденты территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ)
    12 Страхователи - резиденты свободного порта «Владивосток» (пп. 13 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ)

    Таблицы тарифов страховых взносов по годам

    Примечание :

    • Тарифы страховых взносов в 2016 г.
    • Тарифы страховых взносов в 2017 г.
    • Тарифы страховых взносов в 2018 г.

    к меню

    Взносы ИП в год, страховой фонд ПФР с доходов предпринимателей ИП

    Для тех, кто работает «на себя», т.е. у кого нет наемных работников, установлены отдельные правила согласно .

    ИП в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские страховые взносы в размере, который равен . Это фиксированная величина, которая не зависит от доходов предпринимателя.

    2018 год составляют:
    - на пенсионное страхование - 26 545 руб.;
    - медицинское страхование - 5 840 руб.;

    Примечание : . Дан расчет фиксированных страховых взносов ИП для перечисления в ФНС в 2019. Бесплатный онлайн калькулятор фиксированных взносов ИП за себя.

    Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

    Дополнительный платеж - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей уплачивается страховой взнос в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

    Общая сумма страховых взносов в пенсионный фонд (минимальный платеж и доплата 1%) не должна быть больше максимального предела, рассчитанного из восьмикратного взноса в текущем году:

    за 2018 год - 26 545 руб. × 8 = 212 360 рублей.

    Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе . Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные взносы в размере стоимости страхового года.

    Примечание : . Лица, состоящие в трудовых отношениях, в случае болезни или беременности могут рассчитывать на выплату декретных пособий. А когда может получать декретные и другие пособия ИП индивидуальный предприниматель?

    Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ИП за себя не платят.

    к меню

    Доход ИП для расчета страховой суммы взносов в фонды

    учитывается следующим образом:

    1. для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со настоящего Кодекса;
    2. для плательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственный налог), - в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 настоящего Кодекса;
    3. для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), - в соответствии со настоящего Кодекса;
    4. для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), - в соответствии со настоящего Кодекса;
    5. для плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, - в соответствии со настоящего Кодекса;
    6. для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются.

    Куда следует сдавать и как нужно заполнять расчет по страховым взносам той организации, которая сменила место нахождения

    Согласно пунктов 7 и 11 плательщики страховых взносов - организации представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в частности, в налоговый орган по месту нахождения организации .

    Если организация меняет место нахождения в течение отчетного периода (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года), то расчет по страховым взносам за соответствующий расчетный период ей необходимо представить по новому месту нахождения.

    Примечание : Письмо ФНС России от 18.08.17 № ЗН-4-11/16386@ .

    к меню

    Нулевой РСВ Декларацию по взносам сдают даже бездействующие работодатели

    Если в течение отчетного (расчетного) периода плательщик взносов не вел хозяйственную деятельность и не начислял выплаты в пользу физлиц, он должен представить в ИФНС с нулевыми показателями.

    Примечание : Письмо Минфина от 24.03.2017 № 03-15-07/17273

    Отсутствие финансово-хозяйственной деятельности у работодателя не является основанием для освобождения его от обязанности по представлению расчета по взносам.

    По общему правилу, несдача в установленный срок расчета по страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы взносов, отраженных в расчете, за каждый полный/неполный месяц просрочки, но не более 30% от этой суммы и не менее 1000 рублей. Соответственно, за несдачу нулевого расчета величина штрафа составит 1000 рублей.

    Примечание : Не сдавать расчет по взносам и не нарваться при этом на штрафные санкции могут только ИП, не являющиеся работодателями.

    Если директор - единственный работник

    Иногда в небольших компаниях единственным работником является директор и с ним заключен трудовой договор, нужно сдавать расчет по страховым взносам. В этом случае директор - застрахованное лицо в системе социального страхования, и его данные нужно учитывать при формировании расчета по страховым взносам. В подразделах 1.1. и 1.2 раздела 1 количество застрахованных лиц будет равно 1.

    Если директору не производились выплаты в связи с отпуском без сохранения заработной платы, расчет все равно нужно сдать.

    При этом обязательными для заполнения всеми плательщиками страховых взносов являются: титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 к разделу 1, приложение 2 к разделу 1 и раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета.

    В расчете с «нулевыми» показателями раздел 3 следует заполнять на руководителя организации, являющегося единственным участником (учредителем), члена организации, в том числе и председателя правления, заполнив в установленном порядке соответствующие строки 010-180 подраздела 3.1 расчета.

    к меню

    Единый РСВ расчет страховых взносов декларация КНД 1151111 в ФНС России

    С 2017 года отчитываться и платить взносы, кроме взносов на травматизм, нужно в ФНС России. Вместо привычных РСВ-1 и 4-ФСС налоговые инспекторы утвердят новую единую форму. Приказ ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме" (Зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2016 № 44141) официально опубликован. Там же есть и порядок заполнения к новой форме.

    В соответствии с пунктом 2 данный документ вступает в силу с 1 января 2017 года и применяется начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2017 года.

    Новый отчет занимает 24 листа (как вам это!) и разделен на три больших раздела. Помимо общих сведений о начислениях, взносах, выплатах, есть листы и приложения для расчета льгот и пониженных тарифов. Для персонифицированных сведений – раздел 3 будущего расчета.

    Примечание : Данная машиночитаемая форма в формате PDF (размер 1Мгб), доступна для заполнения в программе Adobe Reader. Поэтому скачайте её к себе на компьютер и откройте в Адобе Ридере.

    В новый расчет попадут все взносы, кроме взносов на травматизм. Последние по-прежнему будете отчислять в ФСС России. Как и раньше, соцстрах будет определять тариф исходя из и выделять средства для предупредительных мер. По взносам на травматизм будете , форма которого тоже изменилась.


    к меню

    ВИДЕО как платить страховые взносы в 2019 году

    • Выплаты, которые не облагаются страховыми взносами
    • Предельные выплаты по взносам на ОПС и ОСС
    • Основные тарифы на 2019 год
    • Пониженные тарифы на 2019 год
    • Дополнительные тарифы взносов в ПФР
    • Страховые взносы самозанятых граждан
    • Надо ли платить взносы с подарков
    • Взносы с декабрьской зарплаты и премий
    • Как отчитаться по взносам в ИФНС
    • Контрольные соотношения для расчета
    • Блокировка счетов из-за расчета
    • Ответы на вопросы к вебинару по страховым взносам

Общие положения

Страховые взносы - это сбор, который обязаны уплачивать организации и индивидуальные предприниматели в России. Они введены с 2010 года, когда заменили собой единый социальный налог (ЕСН).

До 2017 года страховые взносы формально не входили в налоговую систему России, но всегда играли важнейшую роль в системе обязательного социального страхования нашей страны. Их уплата обеспечивает право на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности и в случае рождения ребенка, при болезни. Право на получение бесплатной медицинской помощи также неразрывно связано с уплатой страховых взносов.

Теперь налоговые органы контролируют соблюдение страхователями законодательства о налогах и сборах в рамках камеральных и выездных проверок. Однако, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы на травматизм, правильно ли выплачены пособия, как и прежде, проверяет ФСС. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

К страховым взносам относятся:

  1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Они перечисляются в с 2017 года в ИФНС.
  2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Они перечисляются как и прежде в Фонд социального страхования РФ.
  3. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС). Они перечисляются с 2017 года в ИФНС.

Также есть так называемые взносы на травматизм (страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), однако, они регулируются другим федеральным законом и стоят несколько особняком. Взносам на травматизм посвящен отдельный материал в нашем .

Основание и правовые основы

Вопросы страховых взносов ранее регулировались рядом федеральных законов. Основополагающим среди них был Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, который утратил силу в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс.

Теперь в отношении исчисления и уплаты страховых взносов применяются нормы Налогового кодекса РФ. Страховым взносам посвящен новый раздел 11 и глава 34 Кодекса.

С 2017 года налоговые органы:

В отношении страховых взносов за периоды, истекшие до наступления 2017 года, проводить проверки и выявлять наличие недоимки продолжают органы ПФР и ФСС.

Налоговый кодекс в статье 8 устанавливает понятие страховых взносов - это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Страховыми также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

НК РФ в последней редакции устанавливает:

  • общие условия установления страховых взносов (ст. 18.2 НК РФ);
  • круг плательщиков взносов (ст. 419 НК РФ);
  • обязанности плательщиков (ст. 23 НК РФ);
  • порядок исчисления страховых взносов (ст. 52 НК РФ);
  • облагаемый объект и базу (ст. 420 и 421 НК РФ);
  • тарифы страховых взносов (ст. 425-429 НК РФ);
  • порядок уплаты страховых взносов (ст. 431 НК РФ);
  • ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах и другие вопросы.

Плательщики страховых взносов

Согласно статье 419 НК РФ плательщиками взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Взносы также платят индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Это плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Им посвящен отдельный материал в справочнике налогов.

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Объект обложения страховыми взносами

Налоговый кодекс в ст. 420 предусматривает правила определения объекта обложения страховыми взносами по трем случаям.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей , производящих выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые:

  • в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
  • по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений;
  • по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объектом обложения признаются:

  • выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и иным лицам, занимающимся частной практикой). Понятия объекта обложения для этих плательщиков без существенных изменений перенесены из Федерального закона N 212-ФЗ, утратившего силу.

Новым в Налоговом кодексе является выделение отдельного объекта для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой . Это:

  • минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, а в случае, если величина дохода такого плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, объектом обложения страховыми взносами также признается его доход.

Какие выплаты не облагаются страховыми взносами:

  1. Выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности, и договоров, связанных с передачей в пользование имущества, (за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства). Это договоры купли-продажи, аренды, ссуды, займа и т.п.
  2. Выплаты иностранному гражданину или лицу без гражданства на основании трудового договора, согласно которому местом работы лица является обособленное подразделение российской организации за пределами РФ, или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), исполнение которого также происходит за пределами территории РФ.
  3. Выплаты на возмещение расходов добровольца в рамках исполнения гражданско-правового договора, заключенного в соответствии с ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" за исключением расходов на питание в размере, превышающем нормы суточных.
  4. Выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам в связи с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. Выплаты, производимые волонтерам по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, на возмещение расходов волонтеров в связи с исполнением указанных договоров в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и аналогичных документов, оплаты стоимости проезда, проживания, питания, спортивной экипировки, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, и прочих.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в статье 422 НК РФ, в несколько отличается от того перечня, что был закреплен в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

Ранее не облагались страховыми взносами взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов. В новом перечне такие взносы работодателя не упомянуты, значит с их выплаты взносы отчислять придется.

Второе изменение в том, что ранее при оплате плательщиками расходов на командировки работников не облагались страховыми взносами суточные вне зависимости от размера. Теперь же при оплате плательщиками расходов на командировки работников не будут облагаться страховыми взносами суточные, только предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

Третье изменение: среди выплат, не облагающихся страховыми взносами, ранее упоминались выплаты опекунам, но отсутствовали указания на условия таких выплат. Теперь действует норма о том, что не облагаются страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой опекунам при установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после установления опеки, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.

Не облагаются страховыми взносами по статье 422 НК РФ:

  • Государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
  • Все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации)- в статье приведен их исчерпывающий перечень.
  • Суммы единовременной материальной помощи работникам в связи со стихийным бедствием (чрезвычайными обстоятельствами, террактами); со смертью члена семьи; при рождении (усыновлении) ребенка или установлении опеки, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.
  • Доходы общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (кроме оплаты труда работников).
  • Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, суммы платежей по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года, суммы платежей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.
  • Взносы работодателя на накопительную пенсию в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя.
  • Стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера.
  • Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты Госдумы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума.
  • Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании.
  • Стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников.
  • Материальная помощь работникам в пределах 4000 руб. на одно лицо за календарный год.
  • Суммы платы за обучение работников по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам.
  • Возмещение расходов работника по уплате процентов по кредиту на приобретение или строительство жилья.
  • Суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством РФ.
  • Все виды выплат и вознаграждений по гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.
  • Суточные при командировках, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 НК РФ, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.
  • Расходы членов совета директоров или членов другого аналогичного органа компании в связи с прибытием для участия в его заседании.

База для начисления страховых взносов

Как определяется база для начисления взносов в 2017 году?

База для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется статьей 421 НК РФ как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в ст. 422 НК РФ).

База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

При расчете базы учитываются вознаграждения, выплаченные как в денежной, так и в натуральной форме. База по выплатам в натуральной форме определяется как стоимость товаров (работ, услуг), которые получило физическое лицо.

Предельная сумма выплат для начисления взносов

В 2017 году размер предельной величины базы для начисления страховых взносов предусматривается отдельно для страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и по страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для начисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не предусмотрена.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена с учетом повышающих коэффициентов на каждый год с 2017 по 2021. В 2017 году ее величина составляет:

  • для начисления страховых взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 876 000 рублей;
  • для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 755 000 рублей.

Размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.

Выплаты при исчислении базы, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства и т.д. определяется как сумма доходов, полученных по этим договорам, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов.

Если такие расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах (в процентах суммы начисленного дохода):

  • на создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка, - 20 процентов;
  • на создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна - 30 процентов;
  • на создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике, - 40 процентов;
  • на создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов) - 30 процентов;
  • на создание музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле-, видеофильмов и театральных постановок - 40 процентов;
  • на создание других музыкальных произведений, в том числе произведений, подготовленных к опубликованию, - 25 процентов;
  • на исполнение произведений литературы и искусства - 20 процентов;
  • на создание научных трудов и разработок - 20 процентов;
  • на открытия, изобретения и создание промышленных образцов (процент суммы дохода, полученного за первые два года использования) - 30 процентов.

Расчетный и отчетный периоды

Согласно статье 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений

Для организаций и индивидуальных предпринимателей:

  • день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).

Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями:

  • день осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица.

Тарифы страховых взносов в 2017 году

Если у организации нет права на применение пониженных тарифов, то она начисляет взносы по основным тарифам. Они указаны в ст. 426 НК РФ.

Тарифы страховых взносов с выплат работнику, не превышающих предельную базу:

  • На обязательное пенсионное страхование (ОПС) - 22%;
  • На страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) - 2,9%;
  • На обязательное медицинское страхование (ОМС) - 5,1%.

Тарифы страховых взносов с выплат работнику в части, превышающей предельную базу:

  • На обязательное пенсионное страхование - 10%;
  • На обязательное медицинское страхование - 5,1%.

Пониженные тарифы взносов установлены, в частности, для следующих категорий организаций:

  • IT-организация (Тарифы: ОПС -8%, ВНиМ - 2%, ОМС - 4%);
  • Организация на УСН, ведущая льготируемую деятельность по пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ (Тарифы: ОПС - 20%, ВНиМ - 0%, ОМС - 0%);
  • Аптека на ЕНВД в отношении выплат работникам, занятым в фармацевтической деятельности (Тарифы: ОПС - 20%, ВНиМ - 0%, ОМС - 0%).

Пониженный тариф вправе применять организации, доходы которых за год не превышают 79 млн руб.

Взносы на ОПС по дополнительным тарифам начисляют организации, у которых есть сотрудники, занятые на работах, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии (перечислены в п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ). На это указывают ст. 428 НК РФ, Письма Минфина от 16.11.2016 N 03-04-12/67082, Минтруда от 25.02.2014 N 17-3/В-76.

Страховые взносы, уплачиваемые плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя взносы в фиксированных размерах.

Взносы по нетрудоспособности и материнству в бюджет ФСС РФ они платят в добровольном порядке.

Уплата взносов. Отчетность по страховым взносам

Уплата взносов работодателями

Уплата страховых взносов с выплат физическим лицам предполагает, что в течение расчетного периода (года) необходимо исчислять и платить взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

По итогам каждого отчетного периода - I квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года - нужно подвести итоги по уплате страховых взносов: заполнить и сдать расчеты по начисленным и уплаченным взносам за эти периоды.

При этом, вести учет начисленных выплат и взносов нужно по каждому работнику.

Ежемесячный обязательный платеж уплачивается с 2017 года в ИФНС за всех работников общей суммой (кроме взноса в ФСС). Суммы ежемесячных обязательных платежей необходимо перечислять в рублях и копейках.

Ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам нужно уплачивать не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Если последний день уплаты выпадет на нерабочий день, крайним сроком платежа будет следующий рабочий день.

Отчетность по страховым взносам

С 1 января 2017 года вступили в силу новые правила, по которым сдается отчетность по страховым взносам.

Начиная с 1 квартала 2017 года надо сдавать в свою налоговую новый единый расчет по страховым взносам. Он объединяет в себе данные сразу из четырех отчетов в фонды: РСВ-1 ПФР, 4 - ФСС, РСВ-2 ПФР и РВ-3 ПФР. Расчет, формат и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/

Важно! Сроки сдачи расчета изменились.

Расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование нужно представлять в налоговый орган раз в квартал не позже 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Новшество связано с тем, что НК РФ дополнен положениями о взимании страховых взносов (кроме взносов на травматизм).

Крайний срок уплаты взносов остался прежним - 15-е число месяца, следующего после месяца, за который они начислены.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

Обратите внимание! За несвоевременную сдачу расчета по взносам проверяющие штрафуют по ст. 119 Налогового кодекса РФ, минимальный штраф - 1 000 рублей.

Персонифицированный учет

Сроки представления отчетности по персонифицированному учету - новое в 2017 году

С 1 января 2017 года вступил в силу закон о новых сроках подачи персонифицированной отчетности.

Крайний срок представления ежемесячной персонифицированной отчетности (форма СЗВ-М) перенесен с 10-го на 15-е число месяца, следующего за отчетным.

Помимо этого, данные, которые работодатели по старым правилам подавали раз в квартал в составе РСВ-1, теперь нужно направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года). Исключение - информация о величине дохода, облагаемого взносами на обязательное пенсионное страхование, и их размере. Периодичность представления этих сведений осталась прежней, однако передавать их требуется в налоговый орган.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ.

Введен штраф за то, что сведения персонифицированного учета поданы не в электронном виде. Если страхователь должен представлять сведения персонифицированного учета в электронном виде, то невыполнение этой обязанности повлечет штраф 1000 руб.

Установлен срок давности привлечения к ответственности - территориальный орган ПФР сможет привлечь к ответственности за правонарушение в сфере персонифицированного учета, только если с даты, когда о нем стало известно, прошло меньше трех лет.

Формы отчетности по персонифицированному учету

  • Форма СЗВ-М для представления сведений о застрахованных лицах. Утверждена Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п.
  • Форма расчета по страховым взносам. Порядок заполнения и Формат представления расчета в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/ Форма применяется начиная с представления расчета по страховым взносам за 1 квартал 2017 года (статья 423 НК РФ, пункт 2 Приказа ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/).
  • Данные о стаже работников. Их следует подавать в органы ПФР по месту регистрации по форме, которую утвердит ПФР (пункт 2 статьи 8, пункты 1, 2 статьи 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете). Первый раз в таком порядке сведения о стаже сдают за 2017 год не позднее 1 марта 2018 года.
  • Форма СПВ-2, необходимая для представления сведений о страховом стаже застрахованного лица в целях установления трудовой пенсии. Сама форма и инструкция по ее заполнению утверждены Постановлением Правления ПФР от 01.06.2016 N 473п. Сведения нужно сдать в территориальный орган ПФР в течение трех календарных дней со дня, когда такое лицо обратилось с заявлением об их представлении.
  • Форма СЗВ-К. Форма и правила ее заполнения утверждены Постановлением Правления ПФР от 01.06.2016 N 473п. Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (до 01.01.2002) представляются в территориальный орган ПФР по запросу ПФР.

    Страховые взносы: что нового в 2017 году?

    С 1 января 2017 года взимание страховых взносов, кроме взносов на травматизм, регламентируется в НК РФ. Теперь налоговые органы контролируют соблюдение страхователями законодательства о налогах и сборах.

    Страховым взносам посвящен новый раздел 11 и глава 34 Налогового кодекса.

    С 2017 года налоговые органы:

    • контролируют полноту и своевременность уплаты страховых взносов, начисленных по новым правилам;
    • принимают и проверяют отчетность начиная с расчета по страховым взносам за I квартал 2017 года;
    • взыскивают недоимку, пени и штрафы по страховым взносам, в том числе за 2016 год и предыдущие периоды.

    Перечислим изменения по страховым взносам, которые повлекло ключевое изменение законодательства.

    • Увеличена предельная база по "больничным" и пенсионным взносам.

      Предельная база по взносам на обязательное социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством составляет 755 000 рублей, а по взносам на обязательное пенсионное страхование - 876 000 рублей. На 2016 год лимиты устанавливались на уровне 718 000 рублей и 796 000 рублей соответственно.

      В 2017 году взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на суммы выплат и других вознаграждений, превышающие предельную величину базы. А вот пенсионные взносы после того, как исчерпан лимит, взимаются по меньшему тарифу - не 22%, а 10%. Такие же правила фактически действовали и в прошлом году. Изменения предусмотрены постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 N 1255.

      Для медицинских взносов предельная база не устанавливается с 2015 года. Этими взносами облагаются выплаты независимо от их величины нарастающим итогом с начала года.

    • При камеральной проверке инспекция вправе истребовать данные о суммах, не облагаемых страховыми взносами.

      Проводя камеральную проверку расчета по страховым взносам, инспекция теперь может истребовать у юрлица сведения и документы, которые подтверждают обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также сведения и документы, которые подтверждают обоснованность применения пониженных тарифов взносов (пункт 8.6 статьи 88 НК РФ).

      По правилам, действовавшим до 2017 года, подобными полномочиями наделялись ПФР и ФСС. Однако с периодов, начавшихся не ранее 2017 года, согласно общему правилу камеральные проверки по взносам проводят налоговые органы, руководствуясь требованиями НК РФ, а фонды проверяют прошлые периоды. До 1 января 2017 года НК РФ допускал истребование инспекцией документов и сведений при камеральной проверке только в некоторых случаях. Например, когда по проверяемому налогу юрлицо применило льготу. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

    • Страховые взносы, которые организация должна уплатить в бюджет, может перечислить любой.

      С 2017 года статья 45 НК РФ дополнена пунктом 9, согласно которому на страховые взносы распространяется положение Кодекса о том, что за плательщика внести сумму в бюджет может другое лицо. Полагаем, это же правило применяется при уплате пеней и штрафов.

      Важно! Нововведения не затрагивают взносы на травматизм, а также пени и штрафы по ним, поскольку действие НК РФ на эти платежи не распространяется. Утративший силу Закон о страховых взносах подобного порядка уплаты не устанавливал. Поэтому полагаем, что изменения касаются уплаты взносов и за периоды, начавшиеся до 2017 года, если фактически денежные средства перечисляются в 2017 году. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

    • Командировка по России: выплачивать суточные свыше 700 рублей стало еще менее выгодно.

      В НК РФ появилась норма, из которой следует, что на суточные свыше 700 рублей за день поездки по России и свыше 2500 рублей за день загранкомандировки нужно начислять страховые взносы (пункт 2 статьи 422 НК РФ). Согласно утратившему силу Закону о страховых взносах суточные взносами не облагались. ПФР и ФСС отмечали, что взносы не начисляются на суточные, которые выплачены по нормам, установленным в коллективном договоре или локальном акте. Взносов на травматизм изменение не касается. В Закон о страховании от несчастных случаев на производстве не внесены поправки, ограничивающие необлагаемую сумму суточных. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

    • Вступили в силу новые правила, по которым сдается отчетность по страховым взносам.

      Расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование нужно представлять в налоговый орган раз в квартал не позже 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (пункт 7 статьи 431 НК РФ).

      Из разъяснения ФСС следует, что расчет нужно подавать за периоды, начинающиеся не ранее 1 января 2017 года. Отчетность по взносам, в том числе уточненная, за более ранние периоды сдается по старым правилам. Они таковы: электронную 4-ФСС нужно представить в территориальный орган ФСС не позднее 25-го числа, бумажную - не позже 20-го числа месяца после отчетного периода. РСВ-1 в электронном виде следует направить в территориальный орган ПФР не позднее 20-го числа, в бумажном - не позже 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

      Крайний срок уплаты взносов остался прежним - 15-е число месяца, следующего после месяца, за который они начислены. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

    Новшества 2017 года в сфере персонифицированного учета:

    • Увеличен срок подачи СЗВ-М.

      Форма СЗВ-М представляется в срок не позднее 15-го числа следующего месяца, а не 10-го, как предусмотрено в Законе о персонифицированном учете.

    • Предусмотрен отдельный отчет о стаже застрахованных лиц.

      О стаже застрахованных лиц нужно отчитываться в ПФР отдельно, а не в составе формы РСВ-1. Форму требуется направить не позже 1 марта года, следующего за отчетным. Если это правило нарушено, штраф будет равен 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

    • Введен штраф за то, что сведения персонифицированного учета поданы не в электронном виде.

      Если страхователь должен представлять сведения персонифицированного учета в электронном виде, то невыполнение этой обязанности повлечет штраф 1000 руб.

    • Установлен срок давности привлечения к ответственности.

      Территориальный орган ПФР сможет привлечь к ответственности за правонарушение в сфере персонифицированного учета, только если с даты, когда о нем стало известно, прошло меньше трех лет.