Виды систем налогообложения. Налоги и сборы

Система налогообложения – это определенный порядок взимания налогов с фирмы или предпринимателя. Выбор наиболее благоприятного налогового режима для получения максимальной прибыли – очень важный момент при открытии любого бизнеса. Какие системы налогообложения существуют на сегодня и каковы их основные черты – рассмотрим в данной статье.

Типы налоговых систем

Одна общая и четыре специальных системы налогообложения действуют в 2017 году для российских ИП и организаций.

Формы налогообложения

Рассмотрим основные черты каждой из налоговых систем.

ОСНО

На общей системе необходимо уплачивать:

  • юрлицам - налог на прибыль, ИП – НДФЛ,
  • налог на имущество организаций, или физлиц,
  • при необходимости – прочие налоги, как федеральные , так и региональные (транспортный, земельный , водный , на добычу полезных ископаемых , акцизы и др.).

Предприятиям, применяющим в качестве формы налогообложения общий режим, необходимо вести бухгалтерский и налоговый учет, а также сдавать бухгалтерскую отчетность.

УСН

«Упрощенка» на сегодня самая популярная система налогообложения в России у малого и среднего предпринимательства.

Стать «упрощенцем» могут только лица, отвечающие определенным в НК РФ требованиям:

  • организация не должна иметь филиалов,
  • остаточная стоимость основных фондов организации по бухучету не превышает 150 млн руб.,
  • фирма или ИП не производят подакцизные товары, не ведут добычу и торговлю полезными ископаемыми и не занимаются прочими видами деятельности, перечисленными в п. 3 ст. 346.12 НК РФ,
  • доход юрлица за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН не должен превышать 112,5 млн руб., для ИП ограничений нет.

Налогоплательщики могут выбрать один из двух объектов налогообложения. Их виды и порядок налогообложения различен: «доходы» облагаются по ставке 6% , а «доходы за минусом расходов» - 15% .

К минусам «упрощенки» можно отнести:

  • ограничение лимита дохода - с 2017 г. он равен 150 млн руб. в год,
  • при УСН «доходы минус расходы» - необходимость уплаты минимального налога даже при отсутствии прибыли,
  • возможность утраты права на УСН при нарушении любого ограничения или условия и переход на ОСНО с начала того квартала, в котором произошло превышение,
  • освобождение от НДС (как при любом спецрежиме) может привести к потере клиентов или покупателей, принимающих НДС к вычету.

ЕНВД

Для уплаты ЕНВД не имеет значения – получена прибыль или нет, ведь налогом облагается предполагаемый доход, а не реальный. Налог рассчитывается по физическим показателям и базовой доходности, определенной Налоговым кодексом (ст. 346.29 НК РФ).

«Вмененный» налоговый режим применяется к ограниченному кругу видов деятельности и только в тех регионах, где принят местный закон о его введении (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Ограничения для применения ЕНВД:

  • не принимать участия в договорах доверительного управления или о совместной деятельности,
  • не сдавать в аренду авто- и газозаправочные станции,
  • осуществлять торговлю, или услуги общепита в зале, не превышающем 150 кв. м.

«Вмененный» режим может стать выгодным для тех, чей реальный доход существенно выше предполагаемого, к тому же на ЕНВД не требуется вести налоговые регистры . Но есть и минусы: применять его можно только в регионах, где он введен, платить налог придется, даже если доход отсутствует, а сдавать декларацию по ЕНВД нужно ежеквартально. «Слететь» с ЕНВД можно также как и с УСН – нарушив любое из ограничений.

ЕСХН

Единый сельхозналог – специальная форма налогообложения в России, которую могут использовать только производители сельхозпродукции и те, кто оказывает им услуги, имея от этого не менее 70% в общем доходе.

Спецрежим недоступен для производителей подакцизных товаров, организаторов азартных игр и госпредприятий. Право на ЕСХН теми, кто нарушил установленные НК РФ условия для его применения, утрачивается с начала налогового периода, в котором произошло нарушение.

Учет по налогу ведется в КУДиР для ИП , а организации должны вести регистры бухучета. Декларация подается раз в год.

Патент

ПСН – режим, который предназначен исключительно для ИП. Приобретаемый патент дает право на определенной территории вести какой-либо вид деятельности , указанный в ст. 346.43. Число приобретаемых патентов не ограничено, а срок их действия может длиться от 1 до 12 месяцев в пределах одного года. Стоимость патента не зависит от фактического дохода ИП и уплачивается авансом.

Данный вид формы налогообложения для ИП имеет ряд ограничений:

  • средняя численность работников – до 15 человек,
  • ИП не заключает договора о совместной деятельности или доверительном управлении имуществом,
  • площадь зала при оказании услуг общепита или розничной торговле не более 50 кв. м,
  • лимит дохода в год – 60 млн руб. по всей деятельности ИП, а не только «патентной».

Несомненные плюсы патента – отсутствие налоговой отчетности и простой налоговый учет в Книге учета доходов. Утратить право на патент можно, нарушив любое из ограничений.

Виды систем налогообложения: сводная таблица

Разобравшись, какие бывают системы налогообложения в России, рассмотрим особенности каждой из них в сводной таблице.

Системы налогообложения в России таблица 2017

Виды налогообложения

ОСНО

ЕНВД

ЕСХН

Налоговый объект

Доходы, уменьшенные на расходы (налог на прибыль), доход ИП (НДФЛ)

Доходы, или доходы за минусом расходов

Вмененный доход

Доходы, уменьшенные на расходы

Доход, потенциально возможный к получению

Ставка налога

20%, или 13% для ИП

Налоговый период

От 1 до 12 месяцев

Авансовые платежи

За 1 квартал, полугодие, 9 месяцев

За полугодие

Декларация

Ежеквартально

Раз в год

Ежеквартально

Раз в год

Кто может применять

Ограничения по численности, чел.

Не более 100

Не более 100

Для рыбохозяйств и ИП не более 300, по остальным ограничений нет

Не более 15

Доля участия юрлиц в организации

Годовой лимит дохода

150 млн руб.

60 млн руб. в сумме по всем видам деятельности

Совмещение режимов

ЕНВД, ПСН

ЕНВД, ПСН

ОСНО, УСН, ЕСХН,ПСН

ЕНВД, ПСН

ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН

Как видно из таблицы, не все виды налогообложения для ООО доступны: патент применяется только ИП. Остальные режимы могут применять как ИП, так и юрлица.

В 2015 году для отечественных компаний и ИП предусмотрены следующие режимы налогообложения: один общий (ОСН) и четыре специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Поговорим об особенностях каждого из них.

ОСН

Общий режим налогообложения - традиционный (или основной), назначаемый автоматически всем вновь регистрируемым ИП и предприятиям, если только ими не подано заявление о применении одного из существующих упрощенных режимов.

ОСН - наиболее сложный режим с весомой налоговой нагрузкой и серьезной финансовой отчетностью. Но многие предприятия не могут работать на упрощенной форме в силу особенностей деятельности (например, при импортно-экспортных операциях необходимо являться плательщиком НДС) либо из-за превышающей нормативы «упрощенцев» численности персонала и размеров доходов. Общий режим налогообложения обязывает уплачивать налоги:

На прибыль;

На имущество;

Региональные - транспортный, земельный, водный;

УСН

Специальный режим налогообложения УСН наиболее выгоден малому предпринимательству, поскольку отчетность при использовании этой системы сведена к минимуму, а налоговая нагрузка весьма умеренная. Обширный список видов деятельности, подпадающих под упрощенный режим, дает возможность применять его большому количеству предприятий и бизнесменов. Находясь на «упрощенке», ИП и организации уплачивают один налог в соответствии с выбранной налогооблагаемой базой (6% от полученных доходов или 15% от прибыли). Применение УСН освобождает от обязанности перечислять НДС и налог на прибыль.

Принятые нормативные акты обязали «упрощенцев» уплачивать имущественный налог на недвижимость, участвующую в производственном процессе. Но данные объекты должны быть включены в региональные перечни имущества, оцененного по кадастру, и опубликованы в субъектах РФ. По завершении налогового года «упрощенцы» представляют в ИФНС декларацию, а уплачивают налог поквартально, рассчитывая авансовые платежи.

ЕНВД

Специальные режимы налогообложения включают ЕНВД - единый налог, рассчитанный не от фактического, а предполагаемого, т. е. вычисленного по разработанным законодателями нормативам, дохода. Именно этот критерий используется при уплате налога: даже если работа предприятия приостановлена и доход в отчетном периоде не получен, платить придется, поскольку налог на этом режиме рассчитан предварительно и не зависит от полученных доходов. ЕНВД используется для некоторых видов предпринимательства (в основном это розничная торговля и оказание бытовых услуг). Так же, как и «упрощенцы», ИП и предприятия, применяющие ЕНВД, не уплачивают НДС и налог на прибыль, но не освобождены от уплаты налога на имущество, оцененного по кадастровой стоимости.

«Вмененка» предполагает поквартальное предоставление деклараций и перечисление единого налога. При наличии земельных участков, водоемов или использовании транспорта в деятельности компании на УСН или ЕНВД уплачиваются земельный, водный или транспортные налоги.

ЕСХН

Единый сельхозналог - спецрежим, предназначенный специально для сельскохозтоваропроизводителей, доход которых более, чем на 70 %, состоит именно от деятельности сельскохозяйственной направленности. Как и другие специальные режимы налогообложения, ЕСХН освобождает от начисления и уплаты НДС, налогов на прибыль и имущество.

Особенность использования ЕСХН - право уменьшить облагаемую базу на сумму допущенного в прошлые периоды (на протяжении 10 лет) убытка. Размер налога рассчитывается как 6% от выручки. Уплачивается он за полугодие и год. Декларация подается по окончании года.

ПСН

Специальные режимы налогообложения совсем недавно пополнила ПСН. Работать на патенте может исключительно предприниматель. Патент на определенные виды деятельности (в основном на розничную торговлю и предоставление услуг населению) представляет собой своеобразный налог, уплаченный заранее. Расчет цены патента производится из суммы потенциально возможного дохода, размер которого определяется соответствующими нормативными актами субъектов РФ.

Он дает возможность предпринимателю с наемным персоналом численностью до 15 человек заниматься видом деятельности, на который патент приобретен, и не отчитываться в ИФНС. Единственное условие налоговиков - ведение КУДиР для контроля доходов, поскольку применение ПНС возможно до получения дохода в 60 млн рублей. Предприниматель вправе заниматься несколькими видами деятельности при покупке на каждый отдельного патента.

Представленный читателю краткий обзор действующих в настоящее время режимов налогообложения предпринимательской деятельности поможет бизнесмену выделить особенности каждого и выбрать наиболее подходящий.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

  • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
  • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
  • Э — коэффициент эластичности;
  • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Специальные налоговые режимы представляют собой особый, установленный Налоговым кодексом порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях . Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.

К специальным налоговым режимам в системе налогов РФ относятся четыре системы налогообложения:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) — глава 26 НК РФ;
  • упрощенная система налогообложения — глава 26 НК РФ;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — глава 26 НК РФ;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — глава 26 НК РФ.

Переход к упрощенной системе или возврат к общей системе налогообложения осуществляется налогоплательщиком добровольно в порядке, определенном кодексом.

Применение «упрощенки» организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций уплатой единого налога. Дня индивидуальных предпринимателей, перешедших на «упрошенку», предусмотрена замена уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество уплатой единого налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрошенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне. Однако налогоплательщики, применяющие «упрощенку», производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном кодексом.

Использовать упрощенную систему могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Индивидуальные предприниматели могут перейти на «упрощенку» в том случае, если у них выполняется только одно ограничение: средняя численность наемных работников не превышает 100 человек. Что касается организаций, то у них должно выполняться пять условий, указанных в ст. 34б НК РФ, а именно:

  • доход от реализации за девять месяцев предыдущего года не превышает 45 млн руб.;
  • средняя численность работников не превышает 100 человек (среднюю численность рассчитывают также за девять месяцев);
  • стоимость амортизируемого имущества меньше либо равна 100 млн руб.;
  • доля уставного капитала, принадлежащая юридическим лицам, меньше либо равна 25%;
  • нет филиалов и представительств.

Даже если эти условия соблюдены, не вправе перейти на упрощенную систему лица, занимающиеся определенным видом деятельности:

  • банки;
  • страховые компании;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • производители подакцизных товаров;
  • лица, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, и др.

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, в налоговую инспекцию нужно подать соответствующее заявление с 1 октября по 30 ноября. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на «упрощенку» в течение трех дней после подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах.

Организация должна вернуться к общему режиму, если:

  • выручка за отчетный или налоговый период, рассчитанная нарастающим итогом, превысит 60 млн руб.;
  • стоимость амортизируемого имущества за отчетный или налоговый период превысит 100 млн руб.

Для индивидуального предпринимателя действует только одно ограничение — размер выручки.

О том, что произошло превышение лимита выручки или стоимости амортизируемого имущества, налогоплательщик должен уведомить налоговую инспекцию в течение 15 дней по окончании того квартала, в котором произошло превышение. Переходить на общий режим налогообложения нужно с начала того квартала, в котором произошло превышение лимитов.

Объектом налогообложения признаются:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Начиная с 1 января 2009 г. эта ставка может быть дифференцирована в пределах от 5 до 15% законами субъектов РФ.

Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы, определенные НК РФ. При этом следует подчеркнуть, что перечень расходов является закрытым: уменьшат доход только те расходы налогоплательщика, которые прямо поименованы в ст. 346 НК РФ. Особый порядок установлен для расходов на приобретение основных средств.

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банке (кассовый метод). Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученных доходов.

Налоги и сборы

Сумма налога уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за тот же период, но не более чем на 50%. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода не предоставляются, а по итогам налогового периода — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки уплаты авансовых платежей — 25-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Виды систем налогообложения РФ: ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН

Виды систем налогообложения РФ: ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН.

ОСНО - общая система налогообложения (классическая). Чаще всего используется на предприятиях. В классической системе налогообложения ОСНО, юридическое лицо (организация или ИП — индивидуальный предприниматель) платит подоходный налог, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и другие налоги, необходимость уплаты которых предусмотрена налоговым законодательством, а также платит взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования.

УСН – упрощенная система налогообложения. Является добровольным режимом, при применении которого организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховые взносы, а индивидуальные предприниматели — НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховые взносы. Вместо указанных налогов уплачивается один налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Применение УСН позволяет серьезно снизить налоговую нагрузку. Для ее использования достаточно отправить уведомление в местную налоговую инспекцию. Но при этом важно помнить, что существует целый перечень видов деятельности, для которых применение УСН запрещено. Он представлен в ст. 346.12. п.2 п.п. 1. второй части НК РФ.

ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Система налогообложения в виде вмененной системы налогообложения – налоговый режим, обязательный для организаций и ИП в случае когда они осуществляют предусмотренные законодательством виды деятельности и соответствуют предъявляемым требованиям. При применении вмененной системы налогообложения в отношении деятельности, связанной с уплатой единого налога, организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховых взносов, а индивидуальные предприниматели — НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховых взносов. Вместо указанных налогов уплачивается единый налог.

Налоговая система России

Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. С 1 января 2012 года планируется поэтапная отмена ЕНВД. То есть к тому времени применять ее смогут компании, численностью не более 15 человек. Кроме того, существенно сократятся виды деятельности, попадающие под этот режим. Об отмене ЕНВД говорят все, но никто точно не может сказать, когда оно произойдет. Взамен единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности новым законопроектом (17 мая, в первом чтении был одобрен законопроект о создании патентной системы налогообложения и поэтапной отмене единого налога на вмененный доход), предлагается установить добровольный специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения». Напомним, что с 2012-го года индивидуальные предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и при этом им не придется платить подоходный налог, налог на имущество и НДС.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Этот режим, как правило, спросом не пользуется, поэтому не будем тратить на него время.

Налоговые ставки

Кроме систем налогообложения в РФ, необходимо определиться с его объектом. То есть понять, какова будет величина налоговой ставки 6 % (доходы) или 5–15 % (доходы, уменьшенные на величину расходов). Для этого достаточно посчитать примерный доход, величину расходов и возможность подтверждения расходов первичными документами (чеки, товарные накладные, путевые листы и пр.).

Объект налогообложения «доходы» выгоднее, если:

Объем расходов небольшой;

ИП осуществляет деятельность без наемных работников;

Оплата происходит через электронные платежные системы.

Объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» выгоднее, если:

Большой объем расходов;

Расходы можно легко подтвердить перед налоговой;

Планируется, что доходы будут регулярными;

Если для выбранного вида деятельности установлена льготная ставка в регионе (в ряде регионов нужно, чтобы доход от этого вида деятельности был не менее 70–80% от общего дохода).

Помимо традиционной системы налогообложения Налоговым кодексом предусмотрены так называемые специальные налоговые режимы – упрощенная система налогообложения и система в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Упрощенная система налогообложения

Одной из форм совершенствования налоговой системы Российской Федерации является принятие Федерального закона РФ от 20.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства», который вступил в силу с 01.01.1996 года.

Перейти на упрощенную систему налогообложения могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. Но законодательством установлен перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Системы налогообложения в России 2018

· организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период, по статистике не превышает 100 человек;

· организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, превышает 100 млн. руб.

Кроме того, для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо, чтобы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ, не превышал 11 млн. руб. Индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размера полученных ими доходов от предпринимательской деятельности за указанный период.

Единый налог на вмененный доход

Альтернативным подходом к налогообложению малого бизнеса является введение единого налога на вмененный доход.

Вмененный доход является потенциально возможным доходом организации или предпринимателя. Рассчитывается он на очередной календарный год. Основная особенность данного порядка налогообложения состоит в том, что он опирается на натуральные показатели.

Основой для его расчета является базовый тариф, например доходность 1 м2занимаемой площади или единицы основных средств (1 посадочное место, 1 телефонная линия и пр.). Базовый тариф повышается или понижается при помощи соответствующих коэффициентов в зависимости от месторасположения, качества занимаемого помещения и т.д.

По мнению разработчиков этой системы налогообложения, номинальная налоговая нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджета растут за счет расширения налогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверх фиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налог выгоден предпринимателям. Но это в идеальных условиях.

Система налогообложения на основе вмененного дохода имеет несколько узких мест, связанных с недоработкой системы оценки вмененного дохода, результатом чего может стать рост злоупотреблений, как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков.

Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

· установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для сосредоточения денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. В современных экономических условиях важное значение в развитии предпринимательства имеет предоставление его субъектам оборудования в лизинг на определенный срок с правом выкупа на льготных условиях.

Выбор налогового режима — ответственный этап при открытии своего дела. Вам все равно придется платить налоги, но грамотный выбор системы налогообложения поможет уменьшить налоговую нагрузку. Рассчитайте суммы налогов, которые вам придется платить на разных системах налогообложения — и вы увидите разницу в суммах, а еще — в количестве налоговых платежей и отчетных документов. Чем больше налогов и отчетов — тем выше расходы на бухгалтера, учитывайте это при выборе режима.

Согласно гл. 26 II ч. НК РФ, в нашей стране есть 5 режимов налогообложения:

  • общий режим (система) налогообложения — ОСН;
  • упрощенная система налогообложения — УСН;
  • единый налог на вмененный доход — ЕНВД;
  • единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН;
  • патентная система налогообложения — Патент.

Покажем в таблице, какие налоги уплачивают на каждом режиме, а затем расскажем подробнее о каждой системе налогообложения.

Налоговый режим Перечень налогов Ставки Примечание
1. Общая система налогообложения НДС 0%, 10%, 18% (с 1 января 2019 года 20%) Декларацию сдают ежеквартально
Налог на прибыль 20% Уплата — ежеквартально или ежемесячно
НДФЛ 13%, 30% Работодатель ежемесячно удерживает налог с зарплат сотрудников (а ИП — с собственного дохода) и переводит в бюджет, отчет сдают ежеквартально
Налог на имущество организаций до 2,2%, определяет регион Ежеквартально — авансовые платежи, отчет предоставляется по итогам года
Транспортный налог, земельный налог Зависит от можности транспорта и размера земельного участка Налог уплачивается по итогам года, отчет предоставляется тоже раз в год
2. Упрощенная система налогообложения Налоговый период — год, сдают декларацию.
Авансы по налогу уплачивают ежеквартально.
Не уплачиваются: НДС (кроме импортного), налог на прибыль, НДФЛ.
Применяется — по желанию налогоплательщика, если деятельность соответствует ст. 346.12 НК РФ.
2.1. Объект налогообложения:
ДОХОДЫ
Налог на доход до 6% - зависит от региона Может быть уменьшен на сумму страх. выплат с зарплаты, но не более 50%
2.2. Объект налогообложения:
ДОХОДЫ-РАСХОДЫ
Налог на доход, уменьшенный на сумму расходов (определенных II ч. НК РФ) до 15% (но не менее 1% от дохода) - зависит от региона Субъекты РФ могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах 5 — 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков
3. Единый налог на вмененный доход Налог утверждают регионы. Величина налога зависит от физических показателей, например:
  • площади торгового зала (для торговли);
  • кол-ва работников;
  • кол-ва транспортных средств (для транспортных услуг).
4. Единый сельскохозяйственный налог Аналогичен ЕНВДI, определяется согласно гл 26.1. НК РФ
5. Патентная система налогообложения Перечень видов деятельности, которые могут работать по Патенту, указаны в гл 26.5. НК РФ. Подходит только ИП. Вместо налога раз в год уплачивается стоимость Патента.

Общий режим (система) налогообложения в 2018 году

Общая система налогообложения — самый сложный режим налогообложения в стране. На ОСН платят много налогов и сдают несколько налоговых и бухгалтерских отчетов.

По ОСН работают организации и ИП, которые при регистрации не указали какой-то другой режим по незнанию или которые не имеют права использовать специальные налоговые режимы. Для стандартной системы налогообложения нет ограничений по видам деятельности, количеству работников, оборотам и т.п. Чаще всего ОСН выбирают крупные компании, которые платят НДС и предпочитают сотрудничать с другими компаниями на ОСН. Это позволяет избежать переплаты НДС.

Применять общую систему выгодно, если:

  • большинство ваших контрагентов используют ОСН;
  • деятельность организации связана с импортом;
  • ведется оптовая торговля;
  • у компании льготные условия по уплате налога на прибыль.

ОСН предполагает уплату в бюджет достаточно большого количества налогов. С перечнем этих выплат можно ознакомиться в приведенной выше таблице.

Упрощенная система налогообложения в 2018 году

На упрощенку переходят добровольно, но есть ограничения. Согласно п.3 ст. 346.12 НК РФ, УСН не могут применять:

  • организации, которые имеют представительства или филиалы;
  • если доля участия других организаций более 25%;
  • если средняя численность трудящихся за отчетный период больше 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств больше 150 млн. рублей;
  • банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, участники рынка ценных бумаг и ломбарды;
  • компании, которые производят подакцизные товары, добывают и продают полезные ископаемые (за исключением общераспространенных).

Согласно ст. 346.11 НК РФ, при упрощенке уплачивается единый налог, который заменяет собой сразу несколько налогов: налог на прибыль; НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); НДФЛ (для ИП). Иные налоги уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Единый налог на вмененный доход в 2018 году

ЕНВД — один из самых популярных налоговых спецрежимов в России. Он, как и УСН, освобождает от уплаты сразу нескольких видов налогов. Налоговой базой здесь становится не полученная прибыль, а размер предполагаемого дохода для вашего вида деятельности. Несмотря на массу слухов об отмене данного налогового режима, президент РФ подписал указ о продлении действия ЕНВД до 2021 года, поэтому в ближайшие годы этот спецрежим никуда не денется.

Вмененка утверждается регионами, у нее есть несколько характерных особенностей:

  • сумма налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности;
  • величина налога определяется с использованием коэффициентов, которые зависят от площади торгового зала (для торговли), числа сотрудников человек (для услуг), числа автотранспортных средств (для транспортных услуг).

ЕНВД не могут применять ИП и компании, если:

  • численность сотрудников за отчетный период больше 100;
  • компания — крупный налогоплательщик;
  • в уставном капитале организации доля других компаний больше 25%;
  • ИП или компания занимается видом деятельности, не предусмотренным ст. 26.3 НК РФ;
  • если организация занимается общественным питанием в больницах, школах и прочих учреждениях, в которых данная услуга является обязательной;
  • компания сдает в аренду помещения или земельные участки на заправочных станциях, а также сдает в аренду землю для размещения на ней объектов торговли;
  • в регионе не предусмотрена уплата ЕНВД.

Единый сельскохозяйственный налог в 2018 году

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это налоговый спецрежим, который доступен компаниям и ИП, занимающимся сельским и лесным хозяйством, животноводством или растениеводством, разведением и выловом рыбы и прочих водных биоресурсов. При этом, доход от данных видов деятельности должен занимать не менее 70% от размера совокупного дохода.

При данном режиме уплачивается единый налог по ставке 6%, а налоговая база — это доходы за вычетом расходов.

Единый налог заменяет собой несколько налогов, как УСН или ЕНВД:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль (для организаций);
  • НДС (исключение — экспорт).

Переход на ЕСХН доброволен, для этого подается заявление о переходе на ЕСХН в налоговую. Но если, согласно ст. 346 НК РФ, налогоплательщик лишится права использовать этот спецрежим — в течение отчетного периода перестанет соответствовать критериям сельхозпроизводителя — его переведут на ОСН.

Патентная система налогообложения в 2018 году

Патентная система налогообложения (ПСН) - режим только для ИП. Он очень привлекателен из-за своей простоты. Здесь нет сложных систем учета и отчетности, нужно только купить специальный документ — патент, который дает право вести определенный вид деятельности в течение 1-12 месяцев. Сразу после покупки рассчитывается налог.

По Патенту можно вести только некоторые виды деятельности. Часть из них указаны в ст. 346.43 НК РФ (местные органы власти могут добавлять дополнительные виды деятельности). Есть и другие ограничения, которые могут препятствовать использованию спецрежима:

  • ИП не должен заниматься производством;
  • количество работников — не больше 15 человек;
  • площадь торгового зала — не больше 50 кв.м;
  • режим не применяется в рамках договоров товарищества или доверительного управления имуществом.

Налоговая ставка на Патенте — 6%, налоговая база — потенциально возможный годовой доход. При расчете стоимости патента учитываются и численность сотрудников, площадь торгового зала, количество автотранспортных средств, арендная площадь. Есть официальный калькулятор ФНС, с помощью которого можно быстро и легко рассчитать стоимость патента.