Теория всего. Договор осаго

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Одним из обязательных документов, который должен иметь каждый автоводитель нашей страны, является договор о страховании ОСАГО. Его заключение производится на основании заявления, поданного страхователем в выбранную им страховую. При этом такое заявление должно не только содержать необходимую информацию, но и находиться в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к делопроизводству.

Для любого водителя не будут лишними сведения о том, как и в какой последовательности осуществляются этапы заключения страховой сделки. Обо всех нюансах получения полиса ОСАГО мы расскажем в этой статье.

Что представляет собой договор ОСАГО?

Для регламентирования обязательного страхования пользуются ФЗ №40 (ст.15). Здесь в п.1 сказано, что страхование (обязательное) осуществляется автовладельцем путем составления специального договора по обязательному страхованию.

В этом документе указывается ТС (здесь и далее – транспортное средство), владелец которого застраховал должным образом свою гражданскую ответственность.

Страховой договор ОСАГО – это документ, подтверждающий обязанность страховой компании (здесь и далее — страховщика) возместить/выплатить компенсацию за ущерб, нанесенный в результате ДТП здоровью, жизни либо имуществу потерпевшей стороне. При этом в документе отдельным пунктом четко оговорена сумма, в рамках которой будут произведены такие возмещения.

Следует отметить, что такой договор составляется на возмездной основе.

Договор ОСАГО: основные понятия

Среди юридических признаков таких договорных обязательств по автогражданке выделяют:

  • Консенсуальность – прописываются события, которые, как предполагается, могут настать в будущем;
  • 2-стороннесть – заключается всегда между 2-мя сторонами (страхователем и страховщиком);
  • Обоюдность – составляется исключительно по обоюдному согласию сторон;
  • Оплатность – предполагает обязательное внесение страховой премии (оплату).

Подобный вид договоров обязательно должен быть заключен в письменной форме, а, если этого не произошло, то документ признается ничтожным.

В документе сторонами договора выступают 2 лица, а именно:

  • Страхователь может быть, как физлицо, так и юрлицо. Физлицо подписывает договор лично, а со стороны юрлица – его уполномоченный представитель;
  • Страховщик – страховая компания (всегда лицо юридическое).

Путем заключения договора страхователь (автовладелец) преследует цель: за счет страховщика возместить убытки перед 3-ми лицами. Из этого можно заключить, что договорные отношения заключаются в интересах лиц сторонних (их круг неограничен и прямо они в договоре не указываются). Подобным сторонним может быть любое лицо (физическое/юридическое). Это зависит от того, кому и чьим конкретно интересам был нанесен ущерб при ДТП.

Особым субъектом договора выступают госорганы, поскольку без действий с их стороны никаких выплат не произойдет. Ведь потерпевшая в ДТП сторона может надеяться на получение возмещения ущерба со стороны страховщика лишь в случае предоставления справки о ДТП, которая составляется сотрудниками ГИБДД.

По ОСАГО под объектом договорных обязательств понимают гражданскую ответственность автовладельца за тот вред, который он нанес своими действиями при управлении ТС. Важно понимать, что среди рисков находятся лишь такие, как порча имущества, а также вред, нанесенный здоровью и жизни потерпевшей стороны. При этом в категорию возмещения по ОСАГО не входит вред моральный. Все убытки, связанные с таким вредом, определяются судом, который и решает судьбу иска, направляемого непосредственно к виновнику произошедшего ДТП.

Договор ОСАГО: общий порядок оформления

На рассмотрение поданного автовладельцем заявления у страховой компании есть 30 дней (основание – ГК РФ, ст.445, п.1).

По истечении этого срока должен быть выдан ответ, который может содержать один из двух вариантов:

  • Решение заключить договор;
  • Отказ от заключения договора с указанием причин такого решения.

Если по заявлению принято решение об удовлетворении, то страховым агентом-представителем компании должны быть проведены расчеты стоимости полиса с учетом исходной информации и тех коэффициентов, которые установлены в конкретном случае. В случае, когда автовладелец имеет намерение застраховать подержанную машину, может понадобиться проведение ее визуального осмотра. Подобные действия направлены на исключение мошенничества, поскольку любые имеющиеся на момент заключения договора повреждения сразу вносятся в специальный акт.

После полной подготовки договора ОСАГО, клиент обязан ознакомиться с ним и, в случае отсутствия с его стороны каких-либо вопросов, подписать его и осуществить оплату. Выполнив эти действия, он получает на руки:

  • Полис ОСАГО;
  • Бланки для извещения о ДТП – 2 экз.;
  • Памятку страховой компании и пр.

В последние годы автовладельцы получили возможность оформлять полис автогражданки в режиме онлайн. Осуществляется это на веб-ресурсах тех страховых, которые предоставляют населению услуги по оформлению полисов автогражданки.

Весь процесс оформления подобного документа включает несколько этапов, а именно:

  • Сканирование документов, входящих в перечень обязательных для оформления автогражданки;
  • Уточнение данных, которые могут пригодиться для заполнения на сайте специальной формы;
  • Подтверждение подлинности операции посредством электронной подписи;
  • Оплата полиса (через интернет).

Выполнение всех указанных операций не займет много времени. Как правило, пользователь тратит на выполнение всех действий 30-60 минут.

Сколько действует договор?

Отдельным законом об ОСАГО (в ст.10) регламентируется . Зачастую, этот период составляет 1 год, однако бывает и срок минимальный – от 3-х месяцев, который применяется для автоводителей, использующих свой транспорт лишь в определенный период (к примеру, летом для поездок на дачу и пр.). Следует отметить, что в этом случае применяется коэффициент поправки стоимости полиса, который в данном случае будет равен 0,5. Это означает, что для определения общей стоимости полиса применяется коэффициент правки, понижающий цену.

У стандартного периода действия страхового договора (1 год) есть определенные исключения, к которым относятся такие ситуации:

В качестве страхователя выступает автовладелец, имеющий гражданство другой страны

Страховка здесь заключается на тот же период, что и длительность регистрации лица, находящегося на территории РФ вместе со своим ТС. можно заключать на 5-летний срок.

Договор временный

Здесь речь идет о сроке действия соглашения, который соответствует периоду, затраченному на перегон автомобиля (к примеру, от места приобретения до места регистрации в ближайшем теротделении ГИБДД).

Договор временный (в связи с техосмотром)

В случае, когда по требованию законодательных актов и прочих нормативных документов потребуется поставить ТС на учет в другом регионе РФ, то по автовладельцу будет заключен договор ОСАГО временный, который будет действовать до момента надлежащего прохождения техосмотра авто.

Причин, вызывающих необходимость перерегистрировать ТС может быть много. Среди них:

  • сделки купли-продажи, после проведения которых необходимо успеть застраховать ТС и поставить его на учет в 10-дневный срок;
  • смена владельца ТС из-за вступления в права наследства;
  • изменение места жительства автовладельца с проведением соответствующей регистрации авто и пр.

Договор страхования: важные условия

По аналогии с любым юридическим документом, страховой договор содержит ряд моментов, которые подробно описывают все нюансы заключаемого соглашения. Среди них:

  1. Объект страхования – это ТС, которое прописано в страховом полисе (страхуется именно ТС, а не человек). Чтобы избежать любых махинаций в страховом договоре указывают уникальные заводские номера авто.
  2. Перечень страховых случаев – регламентирован в рамках и коррекции не подлежит.
  3. Цена полиса — определяется путем перемножения определенного базового тарифа (регламентирован законодательно) на отдельные коэффициенты, предусмотренные для каждого отдельного случая, а именно:
  • региональная привязка,
  • мощность авто,
  • число автоводителей, допущенных к управлению ТС, их стаж вождения и пр.
  1. Размеры выплат по страховке – определяются той степенью ущерба, которая была причинена здоровью и личному имуществу лиц, пострадавших при ДТП. Законодательно определен верхний лимит подобных выплат, который составляет:
  • 400 000 руб. – для возмещения имущественного ущерба;
  • 500 000 руб. – для возмещения вреда, нанесенного при автоаварии жизни и здоровью пострадавшего.
  1. Порядок, по которому происходит расторжение договора досрочно. Он применяется в случае, когда по каким-либо страховщик не исполняет свои договорные обязательства, и предполагает полный возврат клиенту стоимости полиса ОСАГО.

В случае, когда клиент продал свое авто и желает расторгнуть страховой договор по собственной инициативе, то он может рассчитывать на получение остатка страховых взносов за вычетом 23%, из которых 20% идет страховой за проведение работы с клиентом, а 3% — отчисление в РСА.

Документы, необходимые для заключения договора: подробный перечень

Перед началом процедуры оформления полиса ОСАГО, автоводителю следует определиться в какой страховой он будет это делать. Затем нужно собрать , которые требует компания.

Среди обязательных к предоставлению:

  • Заявление с просьбой заключить договор страхования (оформляется в офисе страховой либо самостоятельно в строгом соответствии с установленным образцом);
  • Гражданский паспорт страхователя;
  • Свидетельство госрегистрации ТС;
  • Копии автоудостоверений тех водителей, которые будут вписаны в полис (если планируется оформлять полис с неограниченным числом автоводителей, то не нужно предоставлять автоправа);
  • Данные техосмотра в диагностической карте.

Автоводитель имеет право самостоятельно пройти техосмотр либо воспользоваться для этого услугами того СТО, с которым сотрудничает страховщик. Следует отметить, что страховая не имеет никаких прав на навязывание автовладельцу конкретного СТО. Такие действия относятся к противозаконным и могут быть наказаны штрафом в размере 50 000руб.

В отдельных случаях для ОСАГО могут понадобиться следующие бумаги:

  • Для авто, которые были приобретены недавно и еще не поставлены на регистрацию – паспорт техсредства;
  • Если лицо, которое оформляет полис автогражданки, собственником ТС не является – доверенность на управление авто;
  • Для расчета коэффициентов за безаварийное вождение в случае, если предыдущие полисы оформлялись в другой страховой – справка о КБМ;
  • Для определения скидок и бонусов за продление – страховой договор ОСАГО предыдущий.

Как правильно составлять заявление?

Собрать документы из представленного списка не сложно, поскольку они обязаны находиться у каждого автовладельца. Затруднения могут возникнуть с составлением заявления. В особенности это касается ситуаций, когда, с целью экономии времени, человек решает составить его заблаговременно. Здесь стоит воспользоваться подсказками, размещенными на сайте страховой компании. Как правило, там есть не только бланк заявления, но и образец его корректного заполнения.

Следует отметить, что в России законодательными нормами предусмотрена для всех страховых организаций (основание – Приложение 2 положения ЦБ РФ №431-П от 19 сентября 2014г.).

Из этих соображений можно не тратить время на поиск нужного бланка и готовый образец заявления. Есть возможность просто скачать их у нас на сайте и, используя в качестве примера, самостоятельно составить заявление в страховую.

  • Скачать —
  • Скачать —
  • Скачать —

В тексте заявления на оформление полиса ОСАГО следует без ошибок и описок заполнить такие графы:

  • Ф.И.О. автовладельца;
  • Ф.И.О. водителей, которые допускаются к управлению ТС;
  • Данные гражданского паспорта;
  • Номер предыдущего страхового полиса.

Отдельно хотелось бы обратить внимание автовладельцев на то, что заключая договор автострахования, надо тщательно изучать все документы, которые дает страховой агент. Это поможет избежать дополнительных видов страхования, которые зачастую предлагаются сотрудниками страховых.

В вопросе, касательно отказов в заключении договоров ОСАГО, важно знать, что такой отказ неправомерен. Никто не может отказать владельцу ТС в оформлении полиса автогражданки. В этом случае собственные интересы можно защищать любым доступным способом.

В связи с изменения Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», правила выплаты страхового возмещения изменились. Страховые компании и так не перестают придумывать хитроумные уловки, лишь бы преумножить свое и так прямо скажем не маленькое состояние, прибыль страховых компаний ежегодно исчисляется миллионами рублей, а во многом это деньги автовладельцев, которые попросту были одурачены страховыми компаниями. Заниженные выплаты, необоснованные отказы не единственные хитрости страховщика. Так при рассмотрении страхового случая по ОСАГО в страховой компании Вам могут предложить подписать соглашение о выплате. Если Вы его подпишите, то автоматически соглашаетесь с суммой выплаты страховщика, в таком случае, получить в дальнейшем большую сумму по независимой экспертизе Вы уже не сможете. По этой причине, юристы не рекомендуют подписывать соглашение страховщика.

Всем известно, что цель страховой компании прежде всего заработать, Страховая компания много не насчитает, а следовательно только страховой компании выгодно, подписать с Вами соглашение, так как страховщик умышленно занижает сумму страхового возмещения, пытаясь прикарманить Ваши денежки, пользуясь правовой безграмотностью населения, это касается не только Челябинска, Челябинской области но и других регионов нашей необъятной страны. И если Вы в дальнейшем, обратитесь в оценочную организацию, проведете независимую экспертизу, которая покажет сумму больше, чем Вы получили от страховой компании по соглашению, в суде Вам просто откажут в удовлетворении исковых требований… В суде представитель страховой компании будет ссылаться на подписанное с Вами соглашение, мотивировать тем, что ответчик в лице страховой компании и истец в лице пострадавшего, согласились в размере страховой выплаты, пострадавший сумму не оспаривал, на организации независимой экспертизы. Опасность в том, что после осуществления страховщиком оговоренной страховой выплаты его обязанность считается исполненной в полном объеме и надлежащим образом, что прекращает соответствующее обязательство страховщика (п. 1 ст. 408 ГК РФ).

Согласно п.48. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015г. В случае, если по результатам проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший достигли согласия о размере страховой выплаты и не настаивают на организации независимой технической экспертизы транспортного средства или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, такая экспертиза в силу пункта 12 статьи 12 Закона об ОСАГО может не проводиться. При заключении соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы транспортного средства или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества потерпевший и страховщик договариваются о размере, порядке и сроках подлежащего выплате потерпевшему страхового возмещения. После осуществления страховщиком оговоренной страховой выплаты его обязанность считается исполненной в полном объеме и надлежащим образом, что прекращает соответствующее обязательство страховщика (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

Еще раз обращаем внимание автовладельцев, попав в ДТП, не пускайте ситуацию на самотек, обратитесь за консультацией к опытному автоюристу, Вы не только будете владеть ситуацией, но и сможете в кротчайшие сроки получить максимальную выплату страхового возмещения, иначе Вы не только рискуете получить заниженную выплату от хитрой страховой компании, понести убытки на ремонт автомобиля, но и потерпите судебные издержки, потеряете время на ожидание, которые Вам никто не вернет. Если у Вас есть вопросы, Вы можете получить консультацию позвонив по телефону в г.Таганроге: 45-45-70, 45-45-80.

Рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 года):

18. После исполнения страховщиком обязательства по страховой выплате в размере, согласованном сторонами при заключении соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы транспортного средства или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, основания для взыскания каких-либо денежных сумм сверх согласованных сторонами отсутствуют. Потерпевший вправе обратиться в суд с иском об оспаривании такого соглашения и о взыскании суммы страхового возмещения только при наличии оснований для признания указанного соглашения недействительным.

Пример. Дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства под управлением П. и транспортного средства под управлением С. произошло 15 февраля 2015 г. Виновником аварии является С. Транспортному средству П. причинены механические повреждения. Транспортное средство было осмотрено 11 апреля 2015 г., и страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность П. (страховая компания "С"), выплачено 8702 рубля. 17 апреля 2015 г. при получении акта о страховом случае , акта осмотра транспортного средства от 11 апреля 2015 г. П. подписал соглашение, в соответствии с условиями которого размер страхового возмещения составил 8702 рубле.

Полагая, что соглашение от 17 апреля 2015 г. противоречит действующему законодательству и нарушает его права, П. обратился в суд с иском к страховой компании "С", ссылаясь на положения части 1 статьи 15 ГК РФ , статьи 16.1 Закона о защите прав потребителей , части 3 статьи 16.1 Закона об ОСАГО , о признании соглашения от 17 апреля 2015 г. недействительным; взыскании страхового возмещения в размере 39 675 рублей, а также по иным требованиям.

В удовлетворении заявленных требований было отказано.

При разрешении спора судом установлено, что 17 апреля 2015 г. между истцом и ответчиком заключено соглашение, которым стороны определили размер ущерба, причиненный имуществу истца, определили порядок возмещения истцу ответчиком установленной соглашением суммы ущерба, а также определили последствия заключения данного соглашения. Ответчик, перечислив истцу определенную соглашением сумму страхового возмещения, надлежащим образом исполнил принятые на себя обязательства по заключенному с истцом соглашению.

Истец П. при обращении в суд ссылался на то, что соглашение об урегулировании страхового случая по договору ОСАГО было заключено под влиянием заблуждения, поскольку он не имел представления о размере реальной восстановительной стоимости транспортного средства.

Отказывая в удовлетворении исковых требований П., суд исходил из того, что П., желая получить страховую выплату, обратился в страховую компанию "С" и представил для осмотра поврежденное транспортное средство. По результатам осмотра транспортного средства составлен акт осмотра по страховому случаю. До подписания соглашения П. мог обратиться к оценщику и определить действительную стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, вместо этого П., действуя разумно и добровольно, согласился с характером повреждений принадлежащего ему транспортного средства, отраженных в акте осмотра, со стоимостью их устранения, указанной в экспертном заключении оценщика страховщика от 4 марта 2015 г. на сумму 8702 рубля, следствием чего явилось подписанное им со страховщиком соглашение о размере страховой выплаты по данному страховому случаю в сумме 8702 рубля, которое заключено с учетом принципа свободы договора по волеизъявлению сторон и закону не противоречит. Подписанное П. соглашение, исходя из буквального его толкования, доступно пониманию гражданина, не обладающего юридическими знаниями, и не допускает каких-либо двояких толкований и формулировок. Доказательств заключения соглашения под влиянием заблуждения, обмана или под давлением не имеется.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно указал, что П., подписав соглашение о размере страховой выплаты, исходя из буквального толкования его содержания, согласился с тем, что сумма в 8702 рубля возместит убытки, причиненные повреждением принадлежащего ему транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, и что указанная сумма является страховым возмещением по данному страховому случаю. П., заключив с ответчиком соглашение о размере страховой выплаты, реализовал свое право на получение страхового возмещения, и после исполнения страховщиком своих обязательств, предусмотренных соглашением, основания для взыскания каких-либо дополнительных убытков отсутствуют. Предусмотренных законом оснований для признания соглашения недействительным установлено не было.

(По материалам судебной практики Вологодского областного суда, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

Введение обязательной процедуры досудебного урегулирования споров, связанных с договорами ОСАГО (п. 1 ст. 16.1 Федерального закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ " "; далее – закон об ОСАГО), а также утверждение являются мерами, направленными на сокращение количества судебных споров о суммах страховых выплат пострадавшим в ДТП. Тем не менее соответствующие иски по-прежнему составляют значительную часть поступающих в суды обращений, связанных с ОСАГО, – такой вывод следует из посвященного данной категории дел (далее – Обзор). Большая часть пунктов Обзора иллюстрирует, как применяются судами на практике положения и разъяснения, закрепленные в (далее – Постановление № 2). Однако содержит он и ряд дополнительных разъяснений Суда.

Процессуальные вопросы

ВС РФ отметил, в частности, что при прямом возмещении убытков, причиненных в результате ДТП, процедура досудебного урегулировании споров обязательна не только для , но и для страховых компаний (). Так, из-за ее несоблюдения был оставлен без рассмотрения иск страховщика потерпевшего, выплатившего ему страховое возмещение в порядке прямого возмещения убытков, к страховой компании, являющейся страховщиком причинителя вреда. Изначально истец направил заявление о возмещении соответствующего ущерба ответчику, и тот частично выплатил страховое возмещение. Однако после этого, не предъявив ответчику претензий по поводу размера возмещения, истец обратился в суд. Суд постановил, что в данном случае не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора, являющийся обязательным по закону, и поэтому иск не может быть рассмотрен (по материалам судебной практики Арбитражного суда Свердловской области).

НАША СПРАВКА

В случае, когда в результате ДТП вред причинен только двум столкнувшимся транспортным средствам, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с , требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, потерпевший предъявляет своему страховщику, то есть той страховой компании, в которой он оформлял договор ОСАГО, а не страховщику причинителя вреда (). Это и называется прямым возмещением убытков.

Также Суд подчеркнул, что факт привлечения или непривлечения страховщика причинителя вреда к участию в деле по иску потерпевшего к своей страховой организации о выплате страхового возмещения в порядке прямого возмещения убытков не влияет на рассмотрение этого дела (). В ходе одного из таких судебных процессов суд отклонил ходатайство страховщика потерпевшего, являющегося ответчиком по соответствующему делу, о привлечении к участию в нем в качестве третьего лица без самостоятельных требований страховой компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда. По мнению ответчика, от результатов рассмотрения дела будет зависеть объем обязательств перед ним страховщика причинителя вреда, и поэтому его участие в судебном разбирательстве обязательно. Непривлечение же указанной страховой организации к участию в деле в последующем может стать причиной отмены вынесенного решения судами вышестоящих инстанций, уверен ответчик.

Как реализовать право на получение страховой выплаты в рамках ОСАГО, узнайте из Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Однако и суд первой инстанции, и апелляционный суд подчеркнули, что обязанность страховщика причинителя вреда по выплате возмещения страховой компании потерпевшего реализуется на основании и в порядке, установленном отдельным соглашением о прямом возмещении убытков между страховыми организациями. Поэтому решение по делу о споре между потерпевшим и его страховой компанией непосредственно не влияет на права и обязанности страховщика причинителя вреда по отношению к стороне судебного процесса, а значит его непривлечение в качестве третьего лица без самостоятельных требований не является безусловным основанием для отмены решения суда по правилам . ВС РФ считает такую позицию судов правильной.

Лица, обладающие правом на получение страховой выплаты

Как уже отмечал ВС РФ, получить страховую выплату в части возмещения вреда, причиненного имуществу в результате ДТП, может только лицо, владеющее этим имуществом на праве собственности или ином вещном праве (). Ни договор аренды имущества, ни закрепление в доверенности соответствующего полномочия, например на право оформления страховых документов и получения сумм страхового возмещения, не наделяют лицо правом на страховую выплату ().

При этом лицо, которое приобрело автомобиль в собственность либо получило его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не вправе обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику предыдущего владельца ни при каких условиях – законом прямо установлено, что новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (). На этом основании гражданину П., который 26 января 2015 года купил автомобиль, а спустя два дня после этого (29 января) попал в ДТП, было правомерно отказано в удовлетворении заявления о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков, которую, по его мнению, должен был осуществить страховщик предыдущего владельца ТС, поскольку ответственность последнего была застрахована на срок до 11 марта 2015 года в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным автомобилем ().

Расходы потерпевшего, возмещаемые страховщиком

Согласно разъяснениям Суда потерпевшему в пределах страховой суммы возмещаются восстановительные и иные расходы, понесенные им в связи с наступлением страхового случая и необходимые для получения страхового возмещения (). ВС РФ уточнил, что имеются в виду не только расходы на эвакуацию машины с места происшествия, доставку пострадавшего в больницу, восстановление дорожного знака и подобные им, но и средства, потраченные непосредственно на составление претензии и направление ее в страховую компанию: на оплату услуг представителя, нотариальное заверение копий документов, почтовые расходы и др. ().

Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что при несвоевременной выплате страхового возмещения начисляется не только на стоимость восстановительного ремонта, но и на указанные выше расходы ().

Потерпевшему возмещаются также расходы на проведение независимой экспертизы поврежденного автомобиля, на основании результатов которой определяется размер страховой выплаты, в случае неисполнения страховщиком обязанности по ее проведению (). Однако поскольку по закону эти расходы должен нести страховщик при осуществлении своей обычной хозяйственной деятельности, они не включаются в состав страховой выплаты и не ограничиваются ее лимитом, указал Суд ().

Прямое возмещение убытков

В случае прямого возмещения убытков размер страховой суммы, в пределах которой должен быть возмещен причиненный потерпевшему вред, определяется условиями договора ОСАГО виновного в ДТП лица, отметил ВС РФ (). Суд считает правильной позицию суда кассационной инстанции, отменившего решения нижестоящих судов, которые отказали потерпевшему в выплате заявленной им суммы страхового возмещения, поскольку она превышала 120 тыс. руб. – такой лимит предусмотрен для договоров ОСАГО, заключенных до 1 октября 2014 года (). Суд кассационной инстанции напомнил, что при прямом возмещении убытков страховщик потерпевшего действует от имени страховщика лица, причинившего вред (). Поскольку договор ОСАГО между последними был заключен 25 ноября 2014 года, страховая сумма по нему составляет 400 тыс. руб. (), и именно в этих пределах должен быть рассчитан размер страховой выплаты истцу, заключил суд и направил дело на новое рассмотрение.

Еще одно уточнение касается порядка возмещении убытков потерпевшему в случае, когда в отношении страховой организации, застраховавшей его гражданскую ответственность, ведутся процедуры банкротства или у данной организации отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. По закону в такой ситуации потерпевший предъявляет требование о страховой выплате страховщику причинителя вреда (). Если же банкротство страховщика потерпевшего или отзыв у него лицензии произошли уже после осуществления им страховой выплаты – добровольно или по судебному решению, а потерпевший не согласен с ее размером, по истечении шестимесячного срока он сможет обратиться за компенсационной выплатой только в профессиональное объединение страховщиков – Российский Союз Автостраховщиков ().

Как отмечают эксперты в области автострахования, многие положения Обзора будут полезны для организаций, защищающих права страхователей, – например, о возмещении восстановительных расходов и начислении неустойки в случае просрочки этого возмещения. Однако, по мнению представителей таких организаций, одно из данных ВС РФ разъяснений может увеличить количество споров между участниками рынка.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты":

"Разъяснение ВС РФ о том, что размер страхового возмещения по договору ОСАГО в отношении поврежденного транспортного средства, на которое распространяется гарантия производителя, определяется только в соответствии с () означает, что владельцу такого автомобиля при его ремонте у официального дилера придется доплачивать самому, а при ремонте в другом автосервисе, предложенной страховщиком, он лишится гарантии. С нашей точки зрения, это явное ущемление прав страхователей! Следует также принять во внимание и тот факт, что названная выше Единая методика разработана и обновляется самими страховщиками, причем без согласования с общественными организациями страхователей. С учетом того, что техники-эксперты, осуществляющие независимую техническую экспертизу автомобилей, аккредитуются в РСА, можно уверенно говорить о том, что здесь имеет место конфликт интересов. Очевидно, что данная ситуация требует законодательного разрешения".