С какими проблемами сталкивается экономика. Три основные экономические проблемы общества. Механизм функционирования конкурентного рынка

Глобальные проблемы экономики

Определение 1

Проблемы экономики представляют собой глобальные нарушения развития и ведения хозяйственной деятельности отдельных государств или всего мирового хозяйства.

Основными глобальными проблемами экономического характера являются:

  • разделение сообщество на полюса развития,
  • проблемы с продовольствием,
  • проблемы бедности,
  • вопрос глубокого истощения ресурсов,
  • слабое развитие научно-технического прогресса и др.

К глобальным проблемам относят совокупность проблем, ставящих под вопрос не только развитие планеты, но и каждой отдельно взятой страны в экономическом смысле, а также существование человечества в целом.

В этих проблемах затрагиваются вопросы, требующие срочного решения и полноценных мер со стороны мирового общества. Рассмотрим основные проблемы и пути их решения.

Проблема разных «полюсов» экономического развития

Проблема разных полюсов обусловлена появлением разделения глубокого характера севера и юга. Это разделение происходит между государствами, которые уже развиты, и теми, кто относится к категории развивающихся стран.

Развивающиеся страны нуждаются в помощи других государств в предоставлении более гибких условий. Отсталость большинства государств является опасным фактором не только внутреннего характера, но и для экономического состояния в мировой экономике в целом.

Составной частью экономического пространства является более отсталое положение южных стран, поэтому их проблемы становятся общими для всех государств. Можно наблюдать всё более активное перемещение населения из менее развитых государств в страны с высоким уровнем развития. Это способствует переносу ряда заболеваний, а также увеличению нагрузки на экономику, возникновению проблем по социальному обеспечению и др.

Пути решения этой проблемы заключается в новой концепции, суть которой заключается в активной помощи развивающимся государствам с нестабильным экономическим состоянием. Следует выделить основные идеи этой концепции:

  • льготный режим для государств, которые идут по пути развития при формировании международных отношений.
  • Реальная помощь стабильного характера для решения социальных и экономических проблем отсталых государств, что снижает долговое бремя и помогает разобраться с текущими проблемами.

Проблема бедности

По своей сути проблема бедности является следствием явных пробелов экономики, включая неспособность правительства к обеспечению своего народа. В ситуации бедности появляется большая пропасть между людьми, которые имеют большие средства для существования, и другой категорией населения, которая находится за чертой бедности.

Существует два критерия проблемы бедности: международный и национальный. На национальном уровне речь идёт о населении, которое можно отнести к наиболее бедному. Эти группы населения характерны для многих стран, в которых Россия не является исключением.

Глобальное решение проблемы бедности заключается в экономическом росте государства, увеличении уровня валового внутреннего продукта, росте фонда потребления.

Замечание 1

Вторым решением проблемы может быть международная государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Этот подход способен справиться с данной проблемой только при преодолении при помощи других государств.

Международное сообщество на сегодняшний день большое внимание уделяет проблеме бедности. Так, создается ряд предприятий, которые готовы работать на общее благо и снижать общий уровень бедности и роста бедных государств. Все пути решения могут принести свои плоды лишь при комплексном решении проблемы.

Продовольственный кризис

Определение 2

Продовольственный кризис тесно связан с экономическими проблемами мирового масштаба. Развивающиеся государства не всегда могут обеспечить население жизненно необходимыми продуктами питания.

Природные ресурсы развивающихся стран очень богаты, при этом сама экономика имеет большие перспективы. При всём этом существует проблема нехватки продовольствия, которая требует оперативного решения.

Последнее время проблема голода перестает быть актуальной только для развитых государств, которые полностью покрывают потребности своего общества. Но в целом на планете наблюдается большой разбег в обеспечении продуктами.

Лучшим решением для борьбы с продовольственным кризисом является рост урожайности в развивающихся государствах, включая увеличение обрабатываемых земель, поголовье скота и др. В этом случае большое внимание следует уделить росту уровня развития сельского хозяйства, улучшению технологий, совершенствованию обработки почвы, засева земли высокоурожайными видами растений и др.

В этой проблеме также сложно найти решение внутри государства, необходима коллегиальная помощь мирового уровня.

Замечание 2

Многие страны большие надежды возлагают на Зеленую революцию, которая дает возможность внедрить новую технику в сельскохозяйственные отрасли, использовать только высококачественные высокоурожайные культуры, лучшую обработку земель и др.

Для решения проблемы нехватки продовольствия необходимо участие государства в развитии этой отрасли, включая дополнительные вложения внутри государства и привлечение иностранных инвестиций.

Энергетические проблемы

Замечание 3

Энергетические проблемы характерны для стран со слабой экономикой, они обусловлены чаще всего ростом стоимости нефти, что создает огромные проблемы для экономики большинства мировых государств.

Некоторые страны вышли из энергетической зависимости, но при этом мировая экономика до сих пор испытывает острый дефицит в энергетических ресурсах. Основной причины энергетической проблемы является резкий рост использования энергетических ресурсов, что актуально для начала 20 века.

С одной стороны происходит открытие крупных месторождений энергетических ресурсов, с другой стороны с каждым годом всё больше становится автомобильный парк, растет потребность в экономических сферах.

Основным путем решения этой проблемы является увеличение объема разработки и добычи полезных ресурсов. Эту работу необходимо продолжать даже тогда, когда запасов кажется больше, чем нужно. Это обусловлено тем, что мировое потребление газа и нефти с каждым годом всё больше вырастает.

Вторым важным вопросом является перестройка экономики, включая снижение доли энергоемких производств.

Эффективная экономическая модель в каждой стране - своя. Главное «условие» успешности - благосостояние граждан. В случае, если страна действительно развивается в положительном направлении, уровень жизни населения только растет, люди стабильно получают зарплату, могут себе позволить приобрести предметы уже не первой необходимости (это безусловно), а «для души», для самого себя.

В российской экономике сохраняется тенденция деградации производственной инфраструктуры, социальной сферы, прежде всего, в сферах жилищно-коммунального хозяйства, общего образования и здравоохранения. Обостряются проблемы технологического отставания российской экономики, недостаточного качества производственной инфраструктуры, низкого уровня инновационной активности.

- проблема ветшания инфраструктуры

Многолетнее недофинансирование ремонта жилья и коммунальной инфраструктуры привело к их повышенному износу, аварийности, ресурсной неэффективности. Доля «ветхого» или аварийного жилья по данным статистики составляет до 14% от всего жилищного фонда Российской Федерации. В отдельных регионах начинает применяться санация жилищного фонда - его улучшение путем утепления, замены инженерного оборудования, столярных изделий. Его достоинство - относительно невысокие затраты и возможность проведения работ без отселения.

Еще одной целью модернизации жилищного фонда является необходимость повышения его комфортности и потребительских свойств. Комфортность жилищ определяется уровнем их благоустройства, который в среднем по регионам Российской Федерации составляет 76%, что существенно ниже, чем в странах с аналогичным экономическим развитием. В полностью или частично неблагоустроенном жилищном фонде проживает 11,7 млн. семей.

Государственное регулирование экономики сегодня наиболее актуально, хотя и не развивается в своем обычном понимании. Государство не принимает участие в формировании экономического рынка напрямую, но при этом помогает некими действиями участникам рынка. На фоне кризиса явно заметна помощь автомобильному строению (АвтоВАЗ), когда были введены повышенные пошлины на иностранные автомобили. Вместе с повышением курса доллара иномарки сильно подорожали, а цены на отечественные автомобили остались на том же уровне. И вроде бы напрямую государство в экономику не вмешивалось (не было запрета на продажу дешевых иномарок, к примеру). Но своими действиями правительство практически уничтожило ряд дешевых иномарок, которые перестали быть сильно доступными для обычного потребителя.

- проблема нефтезависимой экономики

Согласно прогнозу Администрации Энергетической Информации (EIA), нефть, природный газ и уголь останутся основными энергоносителями, которые будет использовать человечество.

Среди шести крупнейших нефтяных компаний в России три находятся под государственным контролем. Другие же компании вынуждены считаться с политикой государства, так как реализуют стратегически важный продукт.

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета снизится с 50,0% в 2008 году до 36,1% в 2011 году (http://www.rg.ru/2008/11/12/budjet-anons.html).

Рост ВВП РФ обеспечивается благоприятными ценами на сырьевые ресурсы - газ и нефть. «Идеей фикс» стало увеличение ВВП в два раза за 10 лет (то есть к 2013 году). Вплоть до кризиса идея казалось достижимой, но нынешние цифры говорят о замедлении роста (цены на сырье упали два года назад) - рост валового внутреннего продукта России по итогам 2010г. составит 3,7%, а в 2011г. - 4,2%. (http://top.rbc.ru/finances/18/11/2010/501146.shtml).

К 2020 году потребление нефти увеличится на 40%. В некоторых регионах мира (Африке, Центральной и Южной Америке), роль нефти, как вида топлива, будет возрастать - жители этих регионов до сих пор продолжают использовать дерево для приготовления пищи, и использование нефти будет для них большим прогрессом. Газ не получит широкого распространения в этих регионах, поскольку он требует строительства развитой инфраструктуры.

fin.izvestia.ru/ournews/article1684

- проблема диверсификации экономики (переструктурирование экономической системы, усложнение системы) - развитие малого и среднего бизнеса.

Второй круглый стол по теме «Диверсификация российской экономики» (Дом экономиста, Москва, 10.02.2010) состоялся по инициативе Виктора Бирюкова и при поддержке журнала «Наша власть: дела и лица». Это вопрос о том, насколько структура общества, характер труда позволяют нам завтра ответить на совершенно неизвестные сегодня вызовы. Например, развитое авиастроение дает не только самолеты, но и людей, способных завтра решать научно-технические проблемы сопоставимого уровня.

Что нужно для модернизации и развития: либо прямые государственные инвестиции, прямое натуральное планирование, прямые задания, административные меры, - либо рыночный механизм, но с пресечением возможности получать сверхприбыли на продаже природных ресурсов и финансовых махинациях.

Открытая экономика - это уничтожение исторически возникшего расселения людей. Открытая экономика неминуемо в конечном счете уничтожит наше сельское хозяйство. Для того, чтобы диверсифицировать экономику в части сельского хозяйства, других традиционных отраслях, необходимо их поддерживать, не рассчитывая на рыночную конкуренцию. Поддерживать на уровне не худшем, чем у соседей, это абсолютно безусловная вещь.

Уже давно сама система государственного управления просто сыпется на глазах. Есть признаки колоссальной деградации элементарного аппарата управления . У нас весь самый крупный капитал - а это капитал, оказывающий влияние на принятие решений, - создан благодаря обману, мошенничеству, воровству, разграблению государства, и он боится порядка в государстве. Он не чувствует, что если завтра будет сильное государство, он будет еще сильней. Он думает, что если завтра будет сильное государство, у меня все отберут и ничего не будет; вот ведь проблема. Не потому что собираются отобрать, а потому что у него генезис такой.

Предпринимательская активность

Отсутствие прозрачности и ясности в важнейшем вопросе - кто и чем владеет? Без наведения правового порядка в этой сфере нельзя обеспечить эффективную защиту прав собственников, невозможно четко отделить бизнес от государственной бюрократии, открыть простор для массовой частной инициативы, сколько бы «единых окон» мы не учреждали.

На старте приватизации провозглашалась цель сделать собственниками максимально большое число граждан нашей страны, чьим трудом было создано национальное богатство. Если бы эта задача была последовательнореализована, мы имели бы сегодня в России современную рыночную экономику, стоящую на двух китах:

Гигантские корпорации под управлением наемных менеджеров с десятками и сотнями тысяч собственников- держателей акций, и

Огромное число малых и средних предприятий, которые, кстати, во всех странах мира создают до 80% новых рабочих мест и продвигают нововведения.

Проблема коррупции (злоупотребление служебным положением «не подмажешь, не поедешь») и преград на пути создания инновационных и повседневных продуктов.

Искоренение коррупции - дело благородное. Если «большой» человек будет знать, что в случае неприятной для него ситуации он не сможет откупиться от правосудия, то инцидентов станет гораздо меньше. Перед законом действительно должны быть все равны, это не просто громкие слова. Это обыкновенная прописная истина, которая сегодня, к сожалению, воспринимается больше как шутка.

Бюрократизм (примерно 1 000 000 чиновников в России. Принцип одного окна - только один человек занимается всеми вопросами. Паспортный стол, например.)

Уменьшение бюрократического аппарата, минимального количество справок, необходимых для создания собственного продукта - все это очень важно для любого человека, который решил принести пользу собственному государству, создав предприятия, разработав новую нишу для сбыта собственного товара, показавший всему миру нечто новое, а также создавшему несколько десятков или сотен рабочих мест.

Регистрация прав собственности создаст возможность для выявления избыточной инфраструктуры, «спящих» активов и стимулов к росту малого и среднего бизнеса, который во всем мире является главным источником новых рабочих мест и роста доходов населения.

Экономика России в целом должна приобрести нормальные отраслевые пропорции. Будет обеспечена ликвидация существующей деформации цен, а также вопиющая диспропорция доходов отдельных групп населения. Российская экономика станет совместимой с экономиками развитых стран, что существенно укрепит международные позиции России.

В случае если потребности безграничны, то основная характеристика ресурсов – их ограниченность . Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом. Наличных ресурсов, которые мы хотим использовать всœегда меньше, чем крайне важно для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительная . С развитием общества, как правило, она преодолевается. При этом на каждый данный момент времени ограниченность ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всœех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. Это приводит нас к важному понятию эффективности. Эффективность означает отсутствие потерь, или настолько эффективное использование ресурсов экономики, насколько это возможно для удовлетворения нужд и желаний людей.

Значение экономики как раз и состоит в осознании реальности и понимании того, как направить общество по пути наиболее эффективного использования ресурсов.

Основная проблема экономики – обеспечить использование имеющихся ресурсов таким образом, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Из несоответствия между безграничными потребностями и относительной ограниченностью ресурсов возникает потребность хозяйствовать. Хозяйственная деятельность людей представляет собой процесс, в котором экономическая теория выделяет 4 стадии: производство, распределœение, обмен и потребление. В хозяйственной деятельности люди, независимо от их воли и сознания вступают в отношения между собой. Эти отношения между людьми в процессе производства, распределœения, обмена и потребления называются производственными или экономическими отношениями .

В процессе хозяйствования перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы: какие товары производить, как их производить и для кого (как распределить), ᴛ.ᴇ. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом пытается не только зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. В связи с этим встает проблема рационального ведения хозяйства.

Все единицы экономики, принимающие экономические решения, называются хозяйствующими субъектами (экономическими агентами). Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределœении, обмене и потреблении экономических блаᴦ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства ), фирмы (бизнес ), государство . Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов . Это означает, что целью их деятельности является максимизация результатов, а средством – минимизация затрат. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей, фирмы – к максимизации прибыли, государство – к наивысшему уровню общественного благосостояния.

Множественность экономических целœей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

Выбирая один из вариантов мы фактически отказываемся от другого альтернативного варианта.

Альтернативные издержки - ϶ᴛᴏ оценка наиболее ценной из отвергнутых в результате выбора возможности использования данного ресурса.

Иллюстрацией применения принципа альтернативности и связанных с этим издержек является модель производственных возможностей.

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всœех имеющихся ресурсов и при условии данного уровня развития технологии. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе производится две группы благ: товары производственного назначения и потребительские товары. В случае если общество использует свои ресурсы для производства только потребительских товаров, то оно произведет их 5 трлн шт., в случае если же только для производства товаров производственного назначения, то 6 млн шт. При одновременном производстве обоих групп благ возможны следующие сочетания (см. табл. 1).

Таблица 1

Таблица производственных возможностей

Ограниченность редких ресурсов означает крайне важно сть выбора между потребительскими и инвестиционными товарами. Таблица показывает, что всякое увеличение производства инвестиционных товаров (с 0 до 6 млн шт.) снижает производство потребительских товаров (с 5 трлн шт. до 0), и наоборот. В случае если мы заполним промежуточные позиции и построим по этим точкам кривую, представляющую всœе возможные комбинации потребительских и инвестиционных товаров, мы получим модель (график) производственных возможностей (см. рис. 1).

Рис. 1. Граница производственных возможностей

Линия АБВГД, которую называют кривой производственных возможностей , отражает альтернативные варианты производства при полном использовании ресурсов. В точке Б, к примеру, экономика страны работает в основном на потребление. Доля сбережений низкая, инвестируется мало. В результате производственные мощности не растут. Жители в будущем будут жить не намного лучше, чем сегодня. В точке Е, напротив - страна много инвестирует, что означает рост объёма производства средств производства (здание, оборудование, складские запасы). Тем самым увеличиваются производственные мощности, достигается быстрый рост экономики. Страна отказывается от сегодняшнего потребления в пользу будущего. Линия производственных возможностей страны, в случае если она находится в точке Е в будущем продвинœется дальше вправо, так как мощности увеличиваются в большей степени, чем если бы страна находилась в точке Б.

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму. Это означает, что, изменяя структуру производства, к примеру, в пользу товаров производственного назначения, мы будем в большей мере использовать в их производстве сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. По этой причине каждая новая единица инвестиционного товара требует всœе большего сокращения производства потребительских товаров и наоборот. Так производство первой тысячи штук инвестиционных товаров потребовало сокращение производства потребительских товаров на 0,2 млн, второй – на 0,3 третьей – на 0,6 и т.д. Этот пример наглядно иллюстрирует закон убывающей производительности (отдачи) ..

В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по-разному.

Казаков Иван Сергеевич
студент 3 курса
специальности Экономическая безопасность РАНХиГС
при президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина

Научный руководитель: Лучков Николай Андреевич
кандидат социологических наук,
профессор кафедры Корпоративной экономики РАНХиГС
при Президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина
E-mail: [email protected]

Основные проблемы и задачи российской экономики на современном этапе

Актуальные экономические проблемы в РФ на современном этапе.

Пожалуй, следует начать с изменений в российской экономике за последние годы, а также с факторов, которые породили эти изменения.

В 2013 году экономический рост в России снизился под воздействием структурных проблем и снижения инвестиционной активности. Рост ВВП составил 1,3 %, инфляция - 6,5 %, рост промышленности - 0,8 %. Отток капитала из России за 2013 год составил $61 млрд.

В 2014 году стагнация экономики продолжилась. Экономический рост в России на 2014 год составил 0,6 %, инфляция - 11,4 %, рост промышленного производства - 1,7 %. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 млрд.

В начале декабре 2014 года, с обвальным падением курса рубля по отношению к доллару США и евро, в России начался валютный кризис, вызванный введением экономических санкций и падением цен на нефть, содействовавший дальнейшему спаду в экономике.

В 2015 год экономика России высткпала с теми же проблемами: снижающиеся цены на нефть и сохранение экономических санкций. За первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5 %.

Девальвация российской валюты и падение фондового рынка привели к тому, что рыночная капитализация российских компаний вернулась на уровень 2005 года.

По данным Банка международных расчётов (BIS), реальный эффективный курс рубля к сентябрю 2015 г. снизился относительно декабря 2013 г. на 30,4 %.

Ослабление рубля стало одним из основных факторов увеличения инфляции и, как следствие, способствовало снижению реальных располагаемых доходов населения и долговременному охлаждению потребительского спроса. По данным Минэкономразвития, по итогам 2014 года потребительская инфляция в России составила 11,4 %, продовольственная инфляция - 15,4 %. По итогам 2015 года, инфляция в России выросла до 12,91 %.

По данным Росстата на октябрь 2015 года, среднемесячная начисленная реальная заработная плата работников организаций в России сократилась в годовом исчислении на 10,9 %. Это стало самым существенным за период с 1999 года падением реальных доходов населения.

2016 год начался ослаблением и крайней нестабильностью курса рубля на фоне падения цен на нефть. В январе биржевой курс рубля по отношению к доллару несколько раз обновлял минимальные значения с так называемого «черного вторника» декабря 2014 года.

По данным Всемирного Банка, за 2015 год число бедных в России увеличилось на три миллиона. По оценке Внешэкономбанка, падение реальных доходов и зарплат населения в России стало беспрецедентным с 90-х годов 20-го века.

В августе 2016 года реальные доходы россиян сократились на 8,3%. Таким образом, темпы падения реальных доходов россиян достигли семилетнего максимума.

Отсюда мы можем резюмировать, что основными проблемами, с которыми столкнулась российская экономика на сегодняшний день, являются:

1. Цена на нефть.

2. Геополитическое положение. Экономические санкции против России со стороны США, Великобритании и ЕС (последний является крупнейшим торговым партнером России) за ее вмешательство в украинский кризис, разработаны таким образом, чтобы воспрепятствовать ее торговой деятельности.

3. Отток капитала.

4. Давление валютного рынка. Несмотря на экономические трудности России, ЦБ РФ полностью сделал курс рубля плавающим, открыв его для давления со стороны валют, господствующих на рынках. Руководство центрального банка России пообещало волну повышения процентных ставок с целью поддержки в случае на то необходимости российских банков и финансовых институтов. Однако еще предстоит увидеть, окажется ли этих мер достаточно.

5. Растущая инфляция

6. Падение уровня жизни населения

Глава Сбербанка Герман Греф назвал три главные проблемы экономики России. На его взгляд, ими являются обвал мировых цен на нефть, экономические санкции, а также отсутствие структурных реформ в экономике.

Фрагмент интервью с Антоном Даниловым-Данильяном (председатель Федерального межотраслевого совета «Деловой России», председатель Общественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - прим. ред.)

Российская экономика с 2015 года продолжает демонстрировать отрицательный рост. Происходит снижение реальных доходов и потребление. Многие промышленные предприятия находятся в упадке. Главная проблема российских компаний заключается в финансировании. В условиях западных экономических санкций, введенных в связи с ситуацией на Украине, даже крупные компании вынуждены брать кредиты под очень большие проценты. Многие проблемы связаны с деятельностью административных органов, которые контролируют различные сферы. Очевидно, что административный контроль в отношении компаний излишне тщателен. Деятельность предприятий связана с большими ограничениями.

Замедление темпов развития китайской экономики напрямую не влияет на Россию, однако обвал цен на нефть, вызванный мировым экономическим кризисом, нанес серьезный удар по ней. Если российская экономика не сможет уйти от нефтяной и газовой зависимости, то она продолжит находиться под влиянием внешних факторов.

В этом смысле восстановление российской экономики во многом зависит от нефтяных цен: они не должны быть ниже 45 долларов за баррель. Также важно избежать усиления западных санкций. Если ограничений станет больше, то сократятся проекты сотрудничества со странами Азии (Китай и другие страны), которые инвестируют в Россию.

Также беспокойство вызывает возможный мировой финансовый кризис. Исследования наших НИИ указали на симптомы мирового финансового кризиса. Дело в том, что общий объем финансовых продуктов с высокими рисками, предлагаемых основными инвестиционными банками мира, уже превысил уровень 2007 года, который предшествовал финансовому кризису 2008 года. Подобная ситуация вызывает серьезное беспокойство. Если разразится мировой кризис, то по рынкам быстроразвивающихся стран будет нанесен сокрушительный удар.

Экономическому росту также мешает столкновение интересов между Центробанком, экономическими ведомствами и различными министерствами. Если преодолеть эту проблему, то экономический рост должен зафиксироваться на уровне 1-1,5% в год.

Если реформировать неэффективную административную систему за счет либерализации рынка и избавиться от межведомственной конфронтации, можно достичь роста, который составит 3-4%. Более того, если провести всеобъемлющие административные реформы, улучшить производительность труда и простимулировать инвестиции, появится возможность для того, чтобы прийти к 10%-му росту.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, зампред общественного совета при минфине:

Оптимизация расходной части бюджета на 10 процентов, как мне кажется, может быть проведена в основном за счет неэффективных трат на государственное управление и сокращения численности чиновников. Не исключено, что под сокращение могут попасть некоторые расходы на национальную экономику и правоохранительные органы.

Сценарии развития событий

Хотя сложившаяся ситуация не несет непосредственной угрозы, ближайшие три-четыре года будут играть решающую роль. Необходимо подчеркнуть, что основной проблемой российской экономики является не экономические санкции, не падение цен на энергоносители, а модель ее экономического развития. В перспективе 5-7 лет минимальный ежегодный рост ВВП должен составлять примерно 4%. Для достижения этой цели, правительству необходимо ввести эффективные меры бюджетной политики, которые не будут зависеть от цен на нефть. Как отметил исполнительный директор Сбербанка России Герман Греф, осуществление структурных реформ имеет ключевое значение.

Вместо того чтобы возлагать надежды исключительно на природные ресурсы, России следует задуматься о создании альтернатив для роста за счет диверсификации и введения инноваций. Положительный рост уже был отмечен в сельскохозяйственном секторе. Для уменьшения зависимости от энергии, которая лежит в основе экономической модели, необходимо воплощать в жизнь дальнейшие инициативы в этом секторе. Например, у России есть огромный потенциал для экспорта органических продуктов. Сибирь, широко известная благодаря месторождениям полезных ископаемых, имеет благоприятную экологию для выращивания органических продуктов питания. Россия могла бы использовать это в своих интересах.

В заключении можно сказать, путь России к восстановлению экономики и роста зависит от темпов проведения реформ, особенно в перспективе ближайших двух лет. Внедрение структурных изменений имеет особенно большое значение для стремления России одновременно реализовать демографическую и экономическую трансформацию в долгосрочной перспективе. Для осуществления реформ необходимо будет провести приватизацию отдельных секторов (например, текстильную), прозрачное и эффективное государственное инвестирование, усовершенствование таможенного управления, а также минимизировать торговые барьеры для повышения эффективности внутреннего рынка. В виду того, что реформы будут представлять политический риск, Путин вряд ли начнет их осуществление до завершения своего нынешнего срока полномочий.

Библиографический список

  1. Булатова А. И., Абелгузин Н. Р. Влияние санкций на экономику россии // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3 (35). - С. 26-37.
  2. Гайнутдинова А.А. Основные проблемы экономики РФ и прогнозирование ее развития в 2016 году // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 47. - С. 26-28.
  3. Горшков А.В. Экономика России: рост без развития // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №№ 5. - С. 5-9.
  4. Михайлов А.Ю. Факторы развития экономики России в 2015 году // Вопросы регулирования экономики. - 2014. - № 4 (5). - С. 63-67.
  5. Панферов К. Н. Проблемы экономического роста в России в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. - № 1 (17). - С. 7-13.
  6. Суслова Ю. Ю., Демченко С. К., Демченко О. С. Сценарный прогноз экономического развития России на 2015-2017 годы и стабилизационная политика // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 1 (25). - С. 13-20.
  7. Щавинский А. В. Долгосрочные циклы развития экономики России // Вопросы экономики. - 2008. - № 2-3 (6). - С. 7-11.

Экономическая ситуация в Российской Федерации всегда была далека от идеальной. За века своего существования Россия (изначально - Империя, затем - Советский Союз и современная РФ) практически всегда сталкивалась с самыми различными проблемами. Однако каждый этап кризиса имел и имеет свои нюансы.

Ниже IQReview разберется с тонкостями текущего экономического кризиса и его основными причинами.

Д ля начала - общее состояние экономики на данный момент.

Статистические данные:

    6 место в мире по уровню ВВП по ППС (паритету покупательской способности);

    48 место по ВВП на душу населения;

    инфляция: 5% (за январь 2017 года);

    экспорт и импорт: 333.5 и 177.3 миллиарда долларов (за 2015 год).

Сферы занятости граждан:

    Сфера услуг: 58.1%.

    Промышленность, производство: 32.9%.

    Сельскохозяйственный сектор: 9%.

Общие тенденции: каковы основные проблемы экономики РФ?

В России сейчас можно выделить такие основные экономические трудности:

    Сильно выраженная сырьевая направленность.

    Монополизация экономики.

    Экономическая централизация.

    Низкий уровень государственного контроля в экономике.

    Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах.

    Высокий уровень правонарушений в области экономики (коррупция, взяточничество, казнокрадство, влияние родственных связей при трудоустройстве).

    Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик.

    Раздутый банковский сектор, в который вливается большое количество средств.

    Несбалансированное финансирование рабочих.

    Проблемы образования (в том числе и отсутствие жесткого контроля за подготовкой специалистов).

    Слабая государственная заинтересованность в социально-общественном развитии.

    Слабый (практически отсутствующий) контроль государства за работой госаппарата.

    Низкий уровень медицинского обслуживания.

    Низкий уровень внимания к науке.

Перечисленные выше причины экономических трудностей существуют не первое десятилетие. Они тесно переплетаются друг с другом, и в совокупности ухудшают состояние и самого государства, и качество жизни каждого гражданина в отдельности.

Ниже разберем перечисленные причины экономических трудностей более подробно.

Сильно выраженная сырьевая направленность

Государственный бюджет РФ очень сильно «завязан» на экспорте нефти и газа. Вспомните 2014-2015 годы: цена барреля поползла вниз - вместе с ней поползла вниз и экономика России.

Это крайне серьезная ошибка: в такой ситуации стабильность всей страны прямо зависит от ситуации на нефтяном рынке. Во второй половине «нулевых», когда цена нефти была устойчиво высокой, это было плюсом - государство много продавало сырья и получало много средств. Как следствие - это привело к росту благосостояния. Однако, когда наступил кризис, быстро проявилась и негативная сторона.

Сырьевая направленность

Вдобавок, сырьевая направленность пагубно влияет на прочие секторы экономики. Государство ориентируется на экспорт нефтегазовых продуктов как на самый выгодный способ. В результате «задвигаются» прочие отрасли, которые финансируются в десятки раз хуже.

Получается серьезный перекос - компании, занимающиеся нефтью и газом, быстро богатеют, и в них охотно вкладываются инвесторы. А прочие отрасли промышленности и сельского хозяйства стагнируют. Чтобы восполнить недостающую потребность в продукции (которую сама страна не производит или производит в малом количестве), приходится ее импортировать, еще больше усложняя работу отечественным предприятиям, приводя на рынок конкурирующие иностранные производства.

Монополизация

П рактически в каждой крупной отрасли экономики сейчас можно найти игрока-монополиста. Это крупное предприятие, которое занимает огромную долю рынка в своем сегменте. С одной стороны, это хорошо - есть большая и стабильная компания, которая много производит, много продает, дает работу тысячам граждан.

С другой стороны, это пагубно воздействует на компании поменьше - им очень сложно конкурировать с таким гигантом. Крупное предприятие, чтобы выдавить конкурентов, легко может держать наценку всего в 1-2% от себестоимости изделий, все равно оставаясь на плаву за счет объемов. Для населения это хорошо - граждане могут покупать товары по сравнительно низкой стоимости. Для бизнеса это плохо - убивается конкуренция, и маленькие предприятия вынуждены закрываться.

В результате высокий уровень монополизации (и отсутствие жесткого государственного контроля за ситуацией на рынке) приводит к тому, что в малый бизнес сложно войти. Как следствие - открывается меньше компаний, которые могли бы придумывать что-то новое, давать новые рабочие места, экспортировать продукцию за рубеж.

Также монополизация является причиной:

    роста цен;

    роста инфляции;

    задания определенных условий в «своих» сегментах деятельности.

Экономическая централизация

Текущее положение дел в стране выглядит примерно так: регионы зарабатывают деньги, а делит их Москва. Как следствие - формируется слабая заинтересованность регионов в экономическом развитии. Вдобавок растет недовольство такой формой распределения средств, и процветает теневая экономика с сокрытием доходов.

Низкий уровень государственного контроля в экономике

Сейчас со стороны государства очень слабо осуществляется контроль за качеством выпускаемой продукции. Как следствие - на внутренний рынок поступает существенное количество второсортных изделий. Из-за низкой цены они все равно находят своего покупателя, и при этом создают конкуренцию более качественной продукции.


Снижение себистоимости

Это приводит к тому, что некоторые предприятия сознательно начинают ухудшать качество - с целью снижения себестоимости изделий. Такие действия вредят покупателям, которые страдают от низкопробной продукции.

Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах

Человеку, который не учился на юридическом факультете (или не изучал самостоятельно юриспруденцию), будет крайне сложно разобраться во всех тонкостях законов и правил, связанных с экономическим сектором. Помимо того, что их очень много - в них находятся различные лазейки, неточности и неопределенности.

Такая ситуация способствует возникновению нескольких проблем:

    Начинающим предпринимателям сложно разобраться в тонкостях законодательства. Они либо боятся начинать свое дело, либо их развитие существенно замедляется.

    Случайно (или намеренно) допускаются ошибки, нарушающие законодательство.

Высокий уровень правонарушений в области экономики

По статистике, страны бывшего СССР стабильно являются высококоррумпированными. По итогам 2016 года, РФ занимает 136 место из 174 наравне с Нигерией, Ираном, Киргизией, Ливаном (то есть входит в двадцатку самых коррумпированных государств).

Коррупция стабильно присутствует во всех сферах экономики и на всех ее уровнях. От пожарного инспектора и до региональных представителей власти - взятки берут везде, и за деньги решают самые различные вопросы.

Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик

Ситуация, когда государство и коммерческий сектор тесно связаны, является одной из самых главных причин возникновения коррупции. Это приводит к тому, что государственный аппарат на всех уровнях имеет свой интерес в коммерческих структурах. Как следствие - чиновники из всех инстанций оказывают влияние на бизнес, получая от его представителей деньги.

Раздутый банковский сектор

Из-за высокой сложности предпринимательства компании неохотно вкладывают деньги в дальнейшее развитие. Очень часто юридические лица, получающие прибыль, вместо реинвестирования несут ее в банк.

Такой капитал приносит доход только своему владельцу. Он ничего не производит, не создает рабочих мест, не предоставляет услуги. Возможно, для отдельного предприятия это выгодно, но для государственной экономики в целом это вредно.

Несбалансированное финансирование рабочих

Сравните зарплату врача в небольшом городе и зарплату менеджера в Газпроме. И затем сравните, сколько пользы обществу приносят эти два человека.

Отсутствие баланса, даже приблизительного, приводит к перекосу на рынке труда. Граждане охотно идут туда, где высокие зарплаты и есть большие перспективы. И наоборот - мало желающих занять должности, где мало платят, плохие перспективы, но есть высокая ответственность.

Помимо того, что наблюдается недостаток специалистов в ряде отраслей, в них же присутствуют и другие проблемы:

    Низкий уровень профессионализма.

    Плохое качество оказания услуг.

    Отсутствие у сотрудников мотивации к дальнейшему развитию, повышению квалификации.

    Сложности при поиске нового сотрудника.

Ситуацию усугубляет то, что низкооплачиваемыми являются как раз одни из самых важных отраслей. В первую очередь - это медицина и образование.

Проблемы образования

Помимо «прямых» причин экономического кризиса существуют еще и косвенные факторы. К таким относятся и проблемы образования:

    Низкий уровень зарплат у педагогов в заведениях всех категорий - от детских садов до университетов.

    Высокий уровень коррупции.

    Устаревшие программы, которые обновляются с существенным запозданием.

    Низкий уровень контроля за работой образовательных учреждений.

    Низкий уровень контроля за знаниями выпускников.


Трудности экономики

Как следствие, это приводит к следующим проблемам:

    Низкий уровень знаний специалистов, причем во всех сферах деятельности.

    Получение знаний, которые оказываются бесполезны на практике.

Слабая заинтересованность государства в социально -общественном развитии

Какая-то социально-общественная деятельность более-менее активно ощутима лишь в нескольких самых крупных городах. Речь идет о различных соревнованиях, развитии детских спортивных секций, проведении субботников.

Напрямую это не влияет на экономическую ситуацию в стране. Однако такие меры могли бы благоприятно сказываться на настроении населения.

Слабый контроль государства за работой госаппарата

Работу государственного аппарата по всем инстанциям ругают повсеместно. Чиновники всех уровней и всех сфер мало того, что берут взятки - свою работу выполняют спустя рукава. Это приводит к тому, что решение многих бюрократических вопросов серьезно замедляется или требует денежной «стимуляции».

Подобная обстановка мешает не только рядовому гражданину. На экономике такая ситуация отражается ростом уровня коррупции. «Сверху» это контролируется очень слабо - в основном вышестоящее начальство периодически устраивает показной разбор полетов, чтобы продемонстрировать свою работу. В большинстве случаев все факты плохой работы государственного аппарата остаются без внимания.

Низкий уровень медицинского обслуживания

Бесплатная медицина в России официально существует - в каждом городе есть как минимум 1 муниципальное оздоровительное заведение. Другое дело, что работают они из рук вон плохо. Плохое обслуживание проявляется во всем - от качества оказания услуг до отношения сотрудников к пациентам. В большинстве своем более-менее тяжелые заболевания приходится лечить в платных клиниках.

Это приводит к тому, что население, на налоги которого содержатся бесплатные больницы, вынуждено тратить свои деньги на платную медицину.

Низкий уровень внимания к науке

Научно-исследовательские организации в Российской Федерации со стороны государства финансируются крайне слабо. Страна проявляет интерес лишь к нескольким отраслям (космическая, военная, нефтегазовая), выделяя минимум средств (или не выделяя вообще) на остальные.

В какой-то мере на научно-исследовательские мероприятия деньги дают частные инвесторы. Такой вариант частично улучшает обстановку, но направлен только на определенные сегменты промышленности. Это ослабляет и замедляет технический прогресс, заставляя государство тратить бюджет на покупку технологий и оборудования вместо того, чтобы самостоятельно разрабатывать необходимые технологии.

Об основных экономических трудностях (видео)