Развивающиеся страны. Развитые страны: понятие, примеры

краткое содержание других презентаций

«Тест «Политическая карта мира»» - Индия, Китай, Израиль, ЮАР. В состав ключевых стран входит. Численность населения. Полуостровным государством является. К новым индустриальным странам относится. Политическая карта мира. Наибольшее количество развивающихся стран. США. Высокий уровень. Объединения стран в одно государство. Островным государством является. Разъединения страны. Самое большое по площади государство Земли. Больше всего «горячих точек» вы найдете на карте.

«Новая политическая карта мира» - Показатель ВВП на душу. Сегодня в мире более 230 стран. Географическое положение стран. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Микрогосударства. Политическая карта. ВВП на душу населения. Развивающиеся страны. Основные направления современного этапа. ИЧР 2004г. Типология по национальному составу. Изменения на ПК. Содержание темы. Основные этапы формирования политической карты мира.

«Международные отношения на политической карте» - Региональные конфликты. Политическая география. Афганистан. Важнейшие глобальные проблемы современности. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Региональные конфликты и проблема терроризма. ООН. Концепция «ядерной зимы». НАТО. Геополитика. Конфликты в современном мире. Проблема мира и разоружения. Политико-географическое положение. Характеристика ПГП. Федерации в современном мире.

«Современная политическая карта» - Страны Латинской Америки. Типология стран. Нефтедобывающие страны. Наименее развитые страны Африки. Ключевые страны. Наименее развитые страны Азии. Новые индустриальные страны. Многообразие стран современного мира. Большая семёрка. Современная политическая карта мира. Нефтеэкспортирующие страны. Страны Восточной Европы. Страны отстающие в своём развитии. Страны Западной Европы. Наименее развитые страны Латинской Америки.

«Мировая политическая карта» - Государственный строй стран мира. Эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений. Страны с переходной экономикой. Формирование политической карты мира. Монархия. Возникновение и крушение первых государств. Возникновение крупных феодальных государств. Валовой внутренний продукт. Возникновение мировой социалистической системы. Развивающиеся страны. Политическая карта мира. Республика. Группировка стран по признакам.

«Страны политической карты мира» - Страны -гиганты. Государства. Новый период. Крупные страны Азии. Страны – гиганты. Этапы формирования политической карты мира. Крупные страны Африки. Древний период. Практическая работа. Полуостровные страны. Вопросы для повторения. Средневековый период. Крупные страны Европы. Политическая карта мира. Знания учащихся. Государства на карте мира. Приморские страны. Островные страны. Сухопутные страны.

Современные государства принято подразделять на развитые и развивающиеся. Первые традиционно рассматриваются как лидеры мировой экономики, вторые — как те, что, возможно, будут когда-то претендовать на соответствующий статус. Но каковы же критерии разграничения государств на развитые и развивающиеся? За счет чего возможно сокращение отставания одних стран от других?

Принципы экономической классификации стран

Итак, современные экономисты выделяют и развивающиеся страны. Исходя из каких критериев допустима данная классификация? Подобная схема была введена в оборот экономическим и социальным советом ООН. Основной критерий, предложенный экспертами данной организации, — степень соответствия национальной экономики того или иного государства рыночным критериям и финансовым показателям: ВВП на душу населения, уровень технологичности отраслей, качество социальных институтов и т. д. Есть методология МВф, в соответствии с которой рассматриваемая классификация стран ("развитые и развивающиеся") не используется, вместо нее практикуется отнесение государств к передовым и тем, что не подпадают под данную категорию.

Есть сферы, характеристики которых не позволяют отдать каким-либо государствам лидерство. Например, многие демографические проблемы развитых и развивающихся стран совпадают. Схожим образом дело обстоит также с климатическими ресурсами, экологией — далеко не всегда в развитых государствах положение дел в данных сферах лучше, чем в развивающихся.

Развитые страны

Сейчас к развитым принято относить государства США, Канаду, Израиль, азиатские страны — Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Данные государства имеют не менее 30 тыс. долларов, устойчивую экономику, высокий уровень развитости социальных институтов. Лидирующими в экономическом и политическом плане принято называть страны «Большой семерки» - США, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Канаду и Японию. На долю государств G7 приходится около 50% мирового ВВП.

Специфика развитых экономик

Развитые страны и развивающиеся страны различаются, прежде всего, За счет чего государствам первого типа удается быть лидерами? По одной из распространенных версий, показатели ВВП в развитых государствах выше, чем в развивающихся, в силу двух основных причин: доступности капитала (который можно инвестировать в различные отрасли и тем самым способствовать росту экономики), а также открытости рынка (благодаря чему тот или иной хозяйственный сегмент имеет необходимый потребительский спрос).

Фактическая структура экономик развитых стран, как отмечают некоторые исследователи, вовсе не обязательно может предполагать диверсифицированность. Так, например, в структуре ВВП Норвегии прослеживается сильная зависимость от экспорта нефти. Однако чрезмерный акцент в развитии экономики на соответствующем секторе в Норвегии — не проблема в связи с постоянством рынков сбыта, а также по причине наличия у страны очень больших резервов.

Роль транснациональных корпораций

Значимое отличие развитых стран от развивающихся в том, что в государствах первого типа ведущую роль играют транснациональные корпорации. Собственно, во многом именно их активность предопределяет открытость внешних рынков для стран соответствующей категории. Развивающиеся государства не всегда обладают данным ресурсом. Другое отличие развитых стран от развивающихся — в важности роли малых и средних предприятий. Небольшие компании — это, во-первых, снижение социальной нагрузки на государство (граждане трудоустраивают сами себя посредством открытия бизнеса, а также берут на работу других), во-вторых, это дополнительный ресурс для сбора налогов.

Значимость социальных институтов

Развитые страны и развивающиеся страны различаются также на уровне социальных институтов — права, государственного управления, образования. В государствах первого типа, как правило, внедрена в достаточной мере эффективная система законодательства, оптимально сочетающая в себе необходимые бюрократические механизмы и свободу бизнесов от лишних формальностей. В системе государственного управления большое внимание уделяется внедрению демократических институтов — причем акцент делается на развитии соответствующих инициатив на местном, локальном уровне, а не на общенациональном. Важнейшее условие для поддержания государством статуса развитого — конкурентоспособная система образования. Ее наличие предопределяет формирование лучших кадров, которые смогут принимать непосредственное участие в модернизации экономики и поддержании ее высокоразвитого статуса.

Роль государства в развитых экономиках

Выше мы отметили, что развитые страны и развивающиеся страны различаются тем, что в первых — большой процент частных бизнесов. Вместе с тем в большинстве стран соответствующего типа крайне значимую роль играют правительственные институты, осуществляющие необходимое хозяйственное регулирование. Основная цель подобных активностей властей — формирование оптимальных условий для товарно-денежных коммуникаций бизнесов как внутри государства, так и с его торговыми партнерами. Правительство может регулировать экономику посредством собственного участия в хозяйственных процессах посредством госпредприятий либо реализовывать те или иные законотворческие инициативы.

Либерализация развитых экономик

Важнейший признак хозяйственной системы развитого государства — открытость внешним рынкам. В этом прослеживается либеральный подход к организации экономической системы в большинстве стран соответствующего типа. Однако страна должна быть готовой к активным коммуникациям на внешних рынках, особенно в аспекте конкурентоспособности товаров, выпускаемых национальными предприятиями.

Влияние глобализации на развитые и развивающиеся страны в этом смысле может быть несхожим. Государства первого типа, как правило, адаптированы к конкурентным условиям глобального рынка, и потому могут чувствовать себя достаточно комфортно в условиях, когда экономика должна постоянно совершенствоваться с тем, чтобы предлагать лучшие продукты и сервисы. Развивающиеся страны в силу возможного дефицита капитала и - как результат — уровня технологичности производств не всегда способны выдерживать конкуренцию на внешних рынках.

Развивающиеся страны

Специалисты выделяют порядка 100 государств, которые можно отнести к соответствующей категории. Есть большое количество критериев, по которым та или иная страна может быть определена как развивающаяся. Отметим, что данный термин может предполагать дополнительные основания для классификации. Например, среди развивающихся выделяют страны с переходной экономикой — те, в которых долгое время хозяйственная система развивалась по принципам социализма. К таким государствам относится Россия. Достаточно сложно классифицировать в соответствии с отмеченным критерием Китай. Дело в том, что в КНР — коммунистическом государстве - соседствуют элементы как рыночной экономики, так и командно-административной.

Одним из критериев отнесения страны к развивающимся можно отнести тот же уровень ВВП на душу населения. Однако не все экономисты считают его корректным. Дело в том, что в некоторых ближневосточных странах — например, в Катаре, Саудовской Аравии, Бахрейне — ВВП на душу населения даже больше, чем в самых развитых европейских государствах. Однако данные страны, тем не менее, классифицируются как развивающиеся. Поэтому многие эксперты предпочитают иные критерии, позволяющие разграничивать экономически развитые и развивающиеся страны.

В числе распространенных оснований — уровень развитости социальных институтов. Данный фактор, полагают экономисты, может предопределять устойчивость, в свою очередь, экономической системы государства. То есть, например, при неэффективном политическом управлении страной и низком качестве законодательного регулирования высокий ВВП государства вполне может снизиться в силу влияния тех или иных факторов (противодействовать которым вполне можно было бы в случае выстраивания сильных социальных институтов).

Некоторые экономисты считают, что хозяйственная система государства должна пусть и не быть диверсифицированной, но все же - весьма желательно — базироваться хотя бы на нескольких ведущих отраслях. Например, в экономике некоторых ближневосточных стран до сих пор играет важнейшую роль нефтяной сектор, что дает повод исследователям не относить их к категории развитых.

Критерии отнесения России к развивающимся странам

Исходя из каких критериев к развивающимся государствам относится РФ? В данном случае можно говорить о недостаточном соответствии нашей страны развитым по уровню ВВП на душу населения. Сейчас он составляет порядка 24 тыс. долларов — по паритету покупательной способности. Необходимо хотя бы 30 тыс. для соответствия статусу развитой страны по данному критерию.

Что касается социальных институтов, подходы к оценке их российского варианта сильно разнятся. Есть исследователи, которые считают, что государственная и правовая системы РФ нуждаются в скорейшей модернизации. Другие эксперты полагают, что российская схема законодательного регулирования экономики оптимальна для государства — с учетом его исторических и культурных особенностей. То есть простое копирование образцов правовых систем развитых стран может быть неэффективным.

С точки зрения роли в экономике малых и средних предприятий показатели РФ объективно также менее выдающиеся, чем те, которые характеризуют многие развитые и развивающиеся страны мира. Возможно, это связано с долгим периодом при СССР, когда частный бизнес был запрещен. За годы строительства свободного рынка в РФ попросту не сформировалось пока что большого класса предпринимателей.

Касательно доступа РФ к мировым рынкам — недавние политические события свидетельствуют о том, что таковой может быть искусственно ограничен западными государствами. В результате перед Россией встает задача — формировать для себя новые рынки. Чем наше государство, по всей видимости, и занимается, заключая все новые контракты с государствами БРИКС, развивая совместно с Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией сотрудничество в рамках ЕАЭС.

Россия обладает рядом уникальных технологий — особенно это можно пронаблюдать на примере военной сферы. Многие из соответствующих решений имеют крайне мало аналогов на Западе — например, это касается самолетов 5 поколения. По этому критерию РФ к категории развивающихся государств отнести, конечно, сложно. В России производятся многие другие образцы высокотехнологичной продукции — например, процессоры «Эльбрус», по ряду параметров ничем не уступающие микросхемам от Intel и AMD.

Поиск новых рынков актуален для всех

Отметим, однако, что в последнее время свободный доступ к рынкам — общая проблема развитых и развивающихся стран. Каким бы ни был потенциал того или иного сегмента, рано или поздно он исчерпывается. Даже самым развитым государствам приходится искать новые рынки. Определенное преимущество могут иметь те, которые обладают развитым индустриальным сектором. В промышленно развитых и развивающихся странах со значимой долей производственных предприятий в ВВП, как правило, всегда находятся игроки бизнеса, способные предложить мировому рынку тот или иной конкурентоспособный продукт. Таким образом, наличие соответствующего ресурса — критерий, который важен для развития стран обоих рассматриваемых типов, если говорить о решении такой проблемы, как поиск новых рынков.

Итак, в соответствии с распространенной в среде современных экономистов классификацией, есть развитые, развивающиеся, переходные страны. В ряде случаев границу между ними найти непросто — например, если речь идет о государствах с большим ВВП, но недостаточно совершенными, по западным критериям, социальными институтами. В ряде случаев экономика развитых и развивающихся стран может быть, в целом, сопоставимой с точки зрения наличия у вторых неких уникальных технологий.

Однако реальность современной мировой хозяйственной системы такова, что в уровне экономического развития многих государств наблюдается существенная разница. В большинстве случаев можно выделить причины, обусловившие в тех или иных хозяйственных аспектах. Их преодоление станет ключевым условием повышения динамики экономического роста страны и возможного включения в элитную категорию развитых.

Оценка развития стран различными международными организациями

Статистический отдел Организации Объединенных Наций, однако, не жестких правил деления для стран на «развитые» и «развивающиеся». Эти определения служат лишь для большего удобства при сборе и обработке статистических данных и не несут оценки общего исторического развития страны или региона.

ООН разработал Индекс развития человеческого потенциала – систему, включающую в себя сразу несколько основополагающих показателей для оценки развития страны. А именно: уровень (валовой национальный доход, доход на душу населения и другие экономические показатели), уровень грамотности населения, уровень образования и образованности, средняя продолжительность жизни в стране.

Кроме ООН оценкой развития стран занимается МВФ (Международный валютный фонд). Его критериями оценки развития страны или региона являются: доход на душу населения, расширенный ассортимент экспорта, уровень объединения с мировой финансовой системой. Если львиная доля экспорта приходится на одно наименование продукта – например, то эта уже не может получить первые места в рейтинге МВФ.

Всемирный банк, созданный специально для финансовой помощи и поддержки развивающимся , делит все на 4 категории по уровню доходов с валовым национальным доходом на душу населения. Измерения проводятся в долларах США.

Развивающиеся страны

Сегодня к развивающимся странам относятся такие гиганты, как быстроразвивающиеся страны БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай. А также страны Азии, Африки и Латинской Америки, Африки.

Среди них есть своя классификация.
Новые индустриальные страны. Они имеют более 7% в год рост ВВП за счет дешевой рабсилы и удачного географического расположения, модернизации и использования новых технологий. К этому классу относятся следующие страны: Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Аргентина, Бразилия, Мексика, Малайзия, Таиланд, Индия, Чили, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия, Филиппины, юг Китая.

С недавнего времени Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань вместе с Кипром, Мальтой и Словенией стали рассматривать, как «развитые страны».

Нефтедобывающие страны. ВВП на душу населения этих стран равен ВВП развитых стран. Но односторонняя не позволяет причислить их к развитым странам.

Наименее развитые страны. Они имеют устаревшую концепцию экономического развития, низкий ВВП, невысокую , высокую смертность. К таким странам относится большинство стран Африки, Океании и Латинской Америки.

Страны с переходной экономикой

Постсоциалистический лагерь стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Югославия), а также страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония), трудно отнести как к развитым, так и к развивающимся странам. Для них и еще нескольких других употребляется термин «страны с переходной экономикой».

Развивающаяся экономика – это система производства, обмена, распределения товаров и услуг, которая находится активной в стадии развития и по своим параметрам прибилижается к экономике развитых стран.

Развивающаяся экономика характеризуется успехами в сфере промышленности, производства, сельского хозяйства, активным ростом уровня жизни, ВВП.

К странам с развивающейся экономикой можно отнести Китай, Бразилию, Россию, Индию, Аргентину, Индию, ЮАР, Нигерию и прочие.

отличаются свободными рыночными отношениями, низкими стандартами демократического руководства, гарантиями прав человека, активным развитием социальных программ и индустриализации. При этом термин «развивающая экономика» нельзя применять к каждой стране, которая не относится к категории развитых. Наиболее бедные государства классифицируются как несостоявшиеся или наименее развитые.

Развивающая экономика подразумевает:

Наличие современной инфраструктуры и ее обновление;
- внедрение новых технологий в производство;
- частичный отход от добычи природных ресурсов и сельского хозяйства в пользу промышленности и сферы услуг.

Виды развивающихся экономик

Особенность развивающейся экономики состоит в том, что она требует постоянного внимания в области механизма ценообразования, а также совершенствования основных отраслей. При этом задача правительства – приведение всех параметров экономики к текущим требованиям технического прогресса, меняющимся параметрам хозяйствования, а также уровням затрат на производственную сферу.

Развивающуюся экономику можно условно разделить на несколько видов:

1. Эффективно развивающаяся экономика . Здесь производство товара осуществляется не по принципу «чтобы быстрее продать», а для того, чтобы его действительно купили. То есть основной упор делается на качество, повышение собственной конкурентоспособности на внешнем рынке. Все это позволяет стране с развивающейся экономикой быстрее добиться достижения требуемых критериев. Один из наиболее ярких примеров - Китай.

2. Промышленно развивающаяся экономика отличается эффективным развитием промышленности. В таких странах тяжелое машиностроение, производство стали, текстильного сырья и прочие сферы дают от 10 до 25% всего валового продукта страны. Активная индустриализация, в свою очередь, приводит к появлению новых классов богатых людей и среднего класса.

3. Медленно развивающаяся экономика . Ее особенность – длительный процесс обновления технологий, низкая конкурентоспособность на внешнем рынке, накопление излишков продукции. С другой стороны, валюты таких стран могут весьма высоко цениться в течение длительного промежутка времени.

4. Поступательно развивающаяся экономика отличается постепенным ростом промышленности, развитием основных сфер и увеличением потребностей общества. В сфере работы компаний многое зависит от стабильности в политической и экономической сфере. Для стабильно развивающейся экономики планирование доходности возможно на срок от года. При проявлении явной нестабильности срок планирования не должен превышать 3-6 месяцев.

Сущность развивающейся экономики

Страны с развивающейся экономикой составляют большую населения планеты. При этом эпоха разделения стран по скорости развития экономики зародилась давно. Еще в 1950 году стала заметная явная «пропасть» в экономике многих государств. В частности, к наиболее развитым можно было отнести 35 стран, более продвинутых (среднего уровня) – 54 страны, слаборазвитых – 36 стран. Уже к концу 90-х годов двадцатого века разница в уровне развития между странами сильно увеличилась. К примеру, на каждого человека в развивающейся стране была почти в три раза больше, чем прибыль в стране «среднего уровня» и в 12 раз больше, чем в странах нижней категории.

Сформировалось два полюса – бедные страны, имеющие слабую экономику и группа развитых стран, которые в экономическом плане смогли многого добиться, и вышли на качественно новый уровень жизни. Между ними расположились государства, у которых преобладала развивающаяся экономика. .При этом сущность и причины отсталости следующие:


К отличительным признакам таких стран можно отнести – высокие темпы увеличения численности населения, многогранная экономика с различными формами собственности, частичная или полная зависимость от капиталов других стран, основной упор на производство сырьевой продукции и так далее.

Развивающаяся экономика имеет несколько форм:

Основной доход государство получает от продажи сырьевой продукции на внешний ;
- основа для развития экономики и ее стабильности – иностранный .

Правительства таких стран делают все возможное, чтобы привлечь дополнительные инвестиции извне. Процесс роста происходит, как правило, на фоне внешних вливаний в виде займов, появления новых видов бизнеса, оформления кредитов и субсидий;


Развивающиеся страны
, или страны третьего мира - это большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрная минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем страны эти разные.

При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государств и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Используя эти критерии, можно выделить пять групп развивающихся стран.

К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).

Вторую группу образуют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак и другие). Их характерные признаки: высокий доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение.

Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства.

Третья группа , наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (около 1 тысячи долларов). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.

В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию - страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения (ВВП на душу населения - около 300 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

Пятая группа - наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения (например, в Эфиопии - 120 долларов), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.