Прямые затраты накладные расходы. Накладные расходы в смете включают в себя

Накладные расходы не входят непосредственно в продукт, товар или услугу, но жизненно необходимы для производства, продажи, управления организацией и выхода на рынок. Современная тенденция в части изменения структуры затрат вне зависимости от вида бизнеса состоит в том, что доля накладных расходов постоянно возрастает в общей сумме затрат при одновременном желании компаний уменьшить их долю и при усилении внимания к обоснованности их распределения между отдельными объектами калькулирования, видами деятельности, сметными нормативами, группами договоров.

ПОНЯТИЕ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И ИХ ВИДЫ

Задачей учета накладных расходов является обеспечение контроля за соблюдением установленного лимита, правильным отражением указанных расходов по статьям номенклатуры и их распределением.

Обратите внимание! Особенностью накладных расходов является то, что они как таковые не поименованы в НК РФ, а их структура в налоговом законодательстве не определена. В бухгалтерском учете также отсутствует дифференциация накладных расходов.

В целом накладные расходы делятся на четыре группы:

  • на содержание аппарата управления;
  • обслуживание рабочих;
  • организацию и производство работ;
  • непроизводительные расходы.

Часть из них регламентируется законодательно (в отрасли строительства, медицины), часть - устанавливается в компании самостоятельно.

Рассмотрим вопросы нормирования накладных расходов в установленных законодательством случаях, а также при самостоятельном определении их норм.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО

Основной отраслью, где нормирование расходов имеет приоритетное значение, является строительство. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает необходимые среднеотраслевые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.

Особенностью нормирования расходов в строительной отрасли является внесение изменений в нормы. Так, с 1 января 2011 г. введены новые нормативы накладных расходов и сметной стоимости.

К сведению. Нормативы накладных расходов приведены в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6 (в ред. от 31.08.2004) (далее - МДС 81-33.2004) и Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, МДС 81-34.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 5 (далее - МДС 81-34.2004). При определении норматива должен применяться коэффициент 0,85. Однако к таким видам строительно-монтажных работ, как автомобильные дороги и монтаж оборудования, он не применяется. Разъяснения даются в письме Минрегиона России от 06.12.2010 № 41099-кк/08 и от 21.02.2011 № 3757-КК/08.

Данными документами установлены следующие укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства (табл. 1).

Таблица 1. Нормативы накладных расходов по основным видам строительства

Вид строительства

Размер накладных расходов от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, %

Область применения

в базисном уровне цен

в текущем уровне цен с коэффициентом 0,85

Промышленное

Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства

Жилищно-гражданское

Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей

Сельскохозяйственное

Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства

Транспортное

Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта

Водохозяйственное

Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение

Энергетическое

ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты

Атомные электростанции

Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электрические станции

Прочие отрасли

Капитальный ремонт жилых и общественных зданий

Работы по реставрации памятников истории и культуры

Пример 1

Компания ООО «Стройка» занимается жилищным строительством. Фонд оплаты труда (ФОТ) рабочих-строителей установлен в размере 2 000 000 руб. Определим размер накладных расходов. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 95 % от ФОТ. Таким образом, они будут равняться 1 900 000 руб. (по укрупненному показателю).

Аналогичные нормативы установлены в части накладных расходов для монтажных и пуско-наладочных (приложение 4 к МДС 81-33.2004), а также ремонтно-строительных работ (приложение 5 к МДС 81-33.2004).

Таким образом, размер накладных расходов зависит от районов, а также от различных отраслей.

Обратите внимание! Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.

Кроме того, установлены нормативы накладных расходов на отдельные виды работ. Росприроднадзором приказом от 30.12.2005 № 369 утвержден норматив накладных расходов при определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы в федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Примером законодательного нормирования накладных расходов является медицинская отрасль.

К сведению. В приказе Минздравмедпрома России от 14.03.1995 № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (далее - приказ Минздравмедпрома России № 60) четко установлено, что в себестоимости медицинской помощи должны быть учтены все виды затрат (прямые и накладные расходы), осуществляемых поликлиникой в течение года.

Соответственно, в себестоимости медицинской помощи учитываются следующие виды затрат:

  • заработная плата медицинского персонала;
  • начисление на заработную плату;
  • расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  • амортизация (стоимость годового износа оборудования по 013 и 016 субсчетам), а также накладные расходы, в которых учтены:

o заработная плата административно-хозяйственного и прочего общеполиклинического персонала;

o канцелярские и хозяйственные расходы;

o расходы на приобретение мягкого инвентаря;

o расходы на проведение капитального ремонта.

В приказе Минздравмедпрома России № 60 утверждаются нормативы накладных расходов. Там же дается пример расчета коэффициента накладных расходов, который может быть принят за основу. Приведем выдержку из документа (табл. 2).

Таблица 2. Расчет коэффициента накладных расходов

Вид медицинских услуг

Годовой фонд заработной платы, руб.

Накладные расходы (коэффициент 1,5), руб.

Педиатры участковые

Невропатологи

Отоларинголог

Офтальмолог

Кардиоревматолог

АХП и прочие

Лаборатория

Физиотерапевтическое отделение

Путем вычисления коэффициента накладных расходов эти затраты перенесены на себестоимость оказания медицинской помощи по лечебным и параклиническим подразделениям поликлиники. Себестоимость отдельных видов медицинских услуг определяется исходя из годовых затрат соответствующего подразделения и годового бюджета рабочего времени медицинского персонала.

При этом отличием планирования накладных расходов в строительстве является тот факт, что накладные в строительных организациях меньше, чем в медицинской отрасли.

Между тем нормирование накладных расходов осуществляется и в коммерческих организациях, в которых оно даже более ценно, поскольку компания планирует нормативы самостоятельно.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Вне зависимости от того, устанавливаются ли накладные расходы законодательно или самостоятельно, исходя из потребностей организации, онинормируются в процентах от ФОТ рабочих (работников основного производства) в составе прямых затрат.

Пример 2

ООО «Транспорт» осуществляет доставку грузов. ФОТ составляет 30 000 000 руб. в год. В 2010 г. накладные расходы планировались с коэффициентом 85 % и составляли 25 500 000 руб. Однако в том же году были произведены реструктуризация активов и сокращение штата с целью снижения накладных расходов до 60 %. Соответственно, в 2011 г. при сохранении ФОТ работников основного производства (грузчики, водители, упаковщики грузов и т. д.) он составит 18 000 000 руб.

Величина накладных расходов указывается:

· в сметах;

· бюджетных планах;

· индивидуальных планах структурных подразделений.

Индивидуальные нормы накладных расходов разрабатываются в следующих случаях:

· когда нормы не установлены законодательно;

· когда фактическая величина накладных расходов превышает сметную.


Пример 3

Рассмотрим пример индивидуального нормирования в коммерческой организации, в которой законодательно не установлены нормы накладных расходов с учетом планируемой из предыдущего примера суммы накладных расходов - 19 700 000 руб. Индивидуальные нормы накладных расходов устанавливаются по статьям, приведенным в табл. 2.

Таблица 3. Пример статей бюджета для планирования накладных расходов

Вид расходов

Плановая сумма, руб.

I. Административно-хозяйственные расходы

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (работников аппарата управления, линейного персонала, работников, занятых хозяйственным обслуживанием аппарата управления).

Плановая сумма включает страховые взносы и взносы на страхование от травматизма в размере 34,2 %

2. Почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи, в частности оплата международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, сети Интернет

3. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям)

4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации

5. Расходы на типографские работы, содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники

6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализацию и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю

7. Расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг

8. Расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг

9. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке

10. Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ

11. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы

12. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом

13. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

14. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного аппарата в пределах пункта нахождения организации

15. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации

16. Расходы на наем служебных легковых автомобилей

17. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством РФ

18. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм

19. Представительские расходы , связанные с деятельностью организаций: расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества

20. Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктурного рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией работ (услуг)

21. Оплата услуг банка

22. Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством)

Итого

12 500 000

II. Расходы на обслуживание работников

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров

2. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий

3. Расходы на охрану труда и технику безопасности

Итого

III. Расходы на организацию работ

1. Износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом

4. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством

5. Расходы на содержание производственных лабораторий

6. Расходы по благоустройству

Итого

2 650 000

IV. Прочие накладные расходы

1. Амортизация

Амортизация – Аренда

V. Иные затраты, относимые на накладные расходы

1. Расходы на создание страховых фондов (резервов), а также фондов, связанных с развитием производства

2. Расходы на сертификацию продукции и услуг

3. Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги)

4. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений

5. Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах

6. Затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более трех километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом

7. Приобретение форменной одежды

Итого

4 200 000

Всего

19 700 000


В зависимости от отрасли накладные расходы могут различаться, например структура расходов почтовой связи будет отличаться от накладных расходов при производстве фильмов.

ВОПРОСЫ ПОГРЕШНОСТИ НАКЛАДНЫХ И ГИБКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Встречаются различные виды взаимосвязи показателей накладных расходов. Отличия основываются на следующем:

· специфика отраслей;

· численность компаний;

· нахождение компании в городе, поселке или деревне;

· наличие филиальной сети, управление группой компаний, взаимосвязь с конкурентами;

· стадии бизнес-процессов, разработка новых проектов.

При этом накладные расходы будут различаться также в зависимости от объекта калькулирования:

· по изделиям;

· позаказный;

· пооперационный;

· попередельный;

· попроцессный.

Соответственно, накладные различных заказов, изделий, целого предприятия или направления бизнеса будут иметь различия.

Можно выделить следующие способы расчета накладных расходов:

    способ прямого счета (удельных издержек);

    нормативный (исходя из нормы, утвержденной на предприятии или законодательно);

    расчетно-аналитический (когда в компании в процессе деятельности проводятся расчеты норм накладных с учетом сложившейся практики, показателей экономической деятельности, балансовых показателей);

    способ исключения затрат (характерен для компаний, которые хотят сэкономить за счет сокращения накладных расходов);

    коэффициентный (в компании устанавливается единый усредненный коэффициент на отдельные операции, виды работ, направления бизнеса);

    комбинированный (состоит из использования нескольких способов планирования).

Обратите внимание! При определении накладных расходов возможны погрешности, но они не должны составлять более 5–10 % от общего размера накладных расходов.

Существенным отличием гибкого плана от обычного является возможность задания интервала, внутри которого могут изменяться объем базового показателя и возможность расчета планируемого объема накладных затрат для любой точки этого интервала. Это очень удобно использовать для сравнения планируемых и реальных накладных расходов в конце периода.

По окончании планируемого периода реальные накладные затраты могут существенно отличаться от исходных, рассчитанных теоретически, причем по различным видам накладных затрат может быть как положительное (реальные расходы не превысили плановых), так и отрицательное сальдо (реальные расходы выше плановых). Общее отклонение по накладным затратам складывается из отклонений по переменным и постоянным затратам. Аналогично могут изменяться расходы на прямые материалы и заработную плату основного персонала.

Получив различия по материалам, труду или накладным затратам, необходимо проанализировать причины их возникновения. За цену прямых материалов отвечает управляющий по снабжению, за расход материалов и объем затраченного труда - менеджер по производству, за изменение тарифа заработной платы - отдел заработной платы.

В случае субъективности причин появления отклонений в расходах необходимо определить, под чьей ответственностью они находятся, усилить контроль в этой области и сделать выводы по дальнейшей работе.

РЕЗЮМЕ

Неправильный учет и неэффективный контроль за накладными расходами приводят к нежелательным результатам: перерасходу накладных затрат, завышению и (или) недооценке себестоимости продукции, что, в свою очередь, выливается в завышенную цену продукции, снижение конкурентоспособности предприятия, потерю рынков сбыта, снижение прибыли предприятия.

Использование гибкого плана накладных затрат позволяет своевременно выявлять изменения в их структуре и вносить коррективы в планы предприятия, зависящие от этих изменений.

В заключение следует еще раз обратить внимание на необходимость планирования накладных расходов. Входя в себестоимость продукции, накладные затраты могут сильно исказить реальную картину и свести к нулю все усилия менеджмента по планированию прибыли. Выходом из положения может оказаться гибкое планирование. Его применение обеспечивает максимальное соответствие планов действительности, способствует усилению контроля и облегчает учет издержек производства, следовательно, именно контроль за накладными расходами позволяет осуществить эффективное планирование, а значит, вывести компанию на передовые экономические позиции на рынке.

Накладные расходы — это дополнительные затраты организации, не относящиеся напрямую к основному производству. Расскажем о них подробнее на примере накладных расходов в строительстве.

Накладные затраты в строительстве связаны с организацией, обслуживанием и управлением производством ().

Для формирования общего состава затрат организации составляют локальные сметы, представляющие собой расчёт предстоящих расходов на ведение определенного вида работ. Стоимость строительных работ, определяемая сметами, включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль (п. 4.10 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 ).

Прямые затраты в смете

Прямые затраты в смете - это расходы, напрямую связанные с выполнением работ. Они могут быть прямо включены в их стоимость. К ним относят (п. 4.10 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 ):

  • материальные затраты, включающие стоимость материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря;
  • технические расходы, включающие стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов;
  • трудовые затраты - расходы на оплату труда рабочих.

Накладные расходы в смете

Накладные расходы в смете - это затраты, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением (п. 4.10 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 ). Накладные затраты включаются в стоимость работ (продукции, услуг) косвенно, то есть пропорционально стоимости материалов, сумме заработной платы или величине прямых затрат.

Накладные расходы в смете включают в себя, в частности, аренду и содержание помещений, заработную плату административно-управленческого персонала, затраты на рекламу, оплату информационных, консультационных, юридических услуг, затраты на услуги связи (телефон, интернет) и прочие затраты.

Процент накладных расходов от прямых затрат

Процент накладных расходов от прямых затрат — это величина, которая позволяет на стадии планирования определить расчетным путем размер накладных расходов в смете и конечную стоимость реализации продукции (работ, услуг). Для того чтобы определить, какую часть от прямых затрат составляют накладные расходы, применяется коэффициент накладных расходов (Кн), который рассчитывается по следующей формуле:

Кн = (Сумма накладных расходов / Сумма прямых расходов) * 100%

Накладные расходы в бухгалтерском учете делятся на 3 группы, формируемые на разных счетах и по-разному соотносимые с себестоимостью продукции. Рассмотрим, что они собой представляют.

Накладные расходы в составе себестоимости

В себестоимость производимой предприятием продукции включают 2 вида расходов: прямые и накладные. К прямым относят те, которые возможно безоговорочно увязать с конкретным видом создаваемой продукции.

Накладные расходы напрямую с производимой продукцией соотнести либо достаточно сложно, либо невозможно. По увязке с процессом производства их делят:

  • на производственные — обеспечивающие функционирование производственных подразделений, производящих продукцию;
  • общехозяйственные — не связанные непосредственно с созданием продукции, но необходимые для обеспечения работы предприятия в целом.

Существующие правила (План счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) не препятствуют возможности формирования учетной себестоимости на 2 уровнях:

  • неполной ее величины, включающей помимо прямых затрат только те накладные расходы, которые имеют отношение к производству;
  • полного ее размера, объединяющего в себе помимо прямых затрат накладные расходы, формируемые как в производственных подразделениях, так и в структурах общехозяйственного назначения.

Сбор прямых расходов производства

Для аккумуляции прямых расходов в бухучете предназначены счета 20, 23, 29, выбираемые в зависимости от назначения соответствующего этим счетам производства:

  • основное,
  • вспомогательное,
  • обслуживающее.

На этих же счетах будет сформирована и итоговая себестоимость созданной продукции путем добавления к прямым затратам необходимой доли накладных расходов.

Аналитику на счетах 20, 23, 29 организуют:

  • по подразделениям;
  • видам создаваемой продукции;
  • статьям расходов, в числе которых помимо относящихся непосредственно к прямым будут иметь место и соответствующие включаемым в себестоимость видам накладных расходов.

Перечень статей прямых расходов производства, как правило, очень ограничен и чаще всего предполагает разбивку:

  • на материалы,
  • зарплату рабочих,
  • начисления на зарплату.

Накладные производственные расходы

Сбор накладных расходов производственного назначения осуществляют на счете 25, открываемом для каждого из счетов, предназначенного для формирования прямых затрат. Соответственно, организация аналитики расходов на нем будет определяться отнесением их:

  • к конкретному подразделению,
  • определенному виду расходов.

Перечень статей производственных расходов делается существенно более широким, чем список прямых затрат, и может иметь достаточно высокую степень детализации, обусловленную запросами предприятия к глубине аналитики затрат, разбиваясь на несколько уровней. Статьи, выделяемые в этом перечне, могут делиться на такие, например, группы:

  • текущее обеспечение деятельности — в эту группу войдут расходы по оплате труда персонала, начислениям на нее, материалам, необходимым для текущей работы, амортизации используемого оборудования, затратам на аренду, страхование, информационное обеспечение, на командировки персонала;
  • содержание и эксплуатация имущества — включит в себя расходы по техобслуживанию, ремонтам, материалам и энергоресурсам, необходимым для поддержки нормального функционирования имущества и проведения его ремонта;
  • обеспечение качества создаваемой продукции — здесь могут присутствовать расходы на получение необходимой разрешительной документации, сертификацию, опытные исследования, гарантийное обслуживание, обучение персонала;
  • охрана труда — в этой группе можно выделить расходы на аттестацию рабочих мест, спецодежду, средства спецзащиты, спецпитание, санобработку помещений и спецодежды, санитарные экспертизы.

Подробнее о составе затрат в производственной себестоимости читайте в статье .

Счет 25 по завершении каждого месяца подлежит закрытию с распределением собранных на нем сумм на виды продукции, создаваемые в соответствующем подразделении. Распределение это делают в пропорции к выбранной предприятием базе. Чаще всего такой базой становится либо один из основных видов прямых затрат (материалы или зарплата), либо общий объем прямых расходов. На счетах учета прямых затрат попавшая туда доля накладных производственных расходов не будет разбиваться на составные части, а войдет в состав затрат с единой аналитикой «общепроизводственные расходы».

Накладные общехозяйственные расходы

Для сбора общехозяйственных расходов предназначается счет 26. Аналитика на нем организуется по тем же принципам, что и на счете 25: по подразделениям и по видам расходов. Перечень общехозяйственных расходов в основном схож с создаваемым для счета 25, но может быть расширен за счет добавления в него, например, расходов:

  • по обеспечению связи с контрагентами (телефон, интернет, почта);
  • услугам юридического и консультационного характера;
  • представительским мероприятиям;
  • проведению медосмотров работников;
  • подбору и подготовке персонала;
  • охране территории предприятия;
  • налогам, относимым на затраты.

Так же, как и счет 25, счет 26 подлежит ежемесячному закрытию. Однако в зависимости от того, на каком уровне решено формировать себестоимость, собранные на нем расходы будут учтены следующим образом:

  • для неполной себестоимости — списаны на счет учета финрезультата от продаж без включения в себестоимость, формируемую на счетах 20, 23, 29;
  • для полной себестоимости — распределены между всеми видами создаваемой продукции в пропорции либо к той же базе, относительно которой распределялся счет 25, либо к иной выбранной базе.

В составе полной себестоимости конкретного продукта доля попавших туда накладных общехозяйственных расходов тоже будет числиться без разбивки на составные части под единой аналитикой «общехозяйственные расходы».

Учет коммерческих расходов

К числу накладных расходов относится еще один их вид, который в себестоимость продукции по правилам, действующим в РФ, никогда не включается. Это расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг): коммерческие. Собирают их на счете 44, деля в аналитике по тем же принципам, что и иные накладные расходы: по подразделениям и по видам расходов.

Перечень коммерческих расходов для организации производственного типа будет ближе к перечню, разработанному для счета 25. Отличие может заключаться в добавлении в этот список статей, отражающих расходы:

  • по транспортировке до покупателя;
  • погрузо-разгрузочным работам;
  • хранению грузов;
  • таможенному оформлению;
  • маркетинговым исследованиям.

Для организации торговой направленности, не имеющей необходимости в применении счетов учета затрат на производство и собирающей все свои накладные расходы на счете 44, перечень статей затрат для этого счета будет аналогичен тому, который в производстве разрабатывают для счета 26 с учетом дополнения его статьями, абзацем выше указанными как добавляемые к счету 25.

Закрывать счет 44 тоже нужно ежемесячно, списывая собранные на нем цифры на счет учета финрезультата от продаж. Однако на нем может иметь место остаток из-за наличия в составе затрат расходов на упаковку и транспортировку, подлежащих распределению на проданную и непроданную продукцию (товары).

О способе учета затрат, при котором коммерческие расходы могут войти в состав себестоимости, читайте в материале .

Итоги

Для сбора накладных расходов в бухгалтерском учете предусмотрены специальные счета, с которых накопленные суммы списывают ежемесячно. Производственные расходы всегда включают в себестоимость продукции. Общехозяйственные могут как учитываться в себестоимости, так и не входить в нее, а относиться на счет учета финрезультата от продаж. Коммерческие расходы в себестоимости продукции не учитываются, всегда сразу относятся на финрезультат и могут иметь суммы в остатке на конец месяца.

процента накладных расходов

за потребление тепловой энергии

Сергей Шкирман, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер. Ценообразование» № 2, 2009 г.

Примечание 1. С 1 января 2009 г. размер обязательных страховых взносов в соответствии со ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» составляет 34 %.

Примечание 2. На 2009 г. страховые тарифы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Указом Президента РБ от 04.11.2008 № 599.

Для более детального изучения см. Расчет

Какой процент накладных расходов от прямых затрат?

Процент накладных расходов от прямых затрат — величина, позволяющая определить расчетным путем размер накладных расходов в сметном расчете (калькуляции) и необходимая для оценки уровня конечной (продажной) стоимости продукции (работ, услуг). Рассмотрим, каким может быть этот процент и как его определяют.

Расходы, осуществляемые при производстве продукции (работ, услуг), делятся на 2 вида:

  • прямые, которые возможно однозначно увязать с процессом создания конкретного вида продукции или определенного объекта;
  • накладные, прямую связь которых с объектами производства установить сложно, но эти расходы обеспечивают функционирование как самого производства, так и предприятия в целом.

Накладные расходы, в свою очередь, тоже делятся на 2 вида:

  • общепроизводственные — обеспечивающие работу производственных подразделений, непосредственно участвующих в создании продукции;
  • общехозяйственные — связанные с обеспечением работы организации в целом, и в том числе с управлением ей.

Начиная свою деятельность, организация для каждого вида производимой продукции (или объекта) составляет плановую калькуляцию (смету), целью которой является:

  • определение состава и количественных объемов прямых затрат на производство единицы продукции (одного объекта);
  • оценка количественных объемов накладных расходов в целом и с разбивкой по видам;
  • установление стоимости прямых затрат, накладных расходов и общей величины затрат на производство единицы продукции (объекта);
  • определение продажной стоимости единицы продукции (объекта) с учетом плановой прибыли и НДС.

В процессе работы этот расчет будет корректироваться, приближаясь к реальным показателям деятельности, полученным при анализе фактических данных. Соответственно, более близким к реальности станет и соотношение между прямыми и накладными расходами, что позволит в дальнейших экономических расчетах ориентироваться как на процентное содержание накладных расходов в общей сумме затрат на производство, так и определять объем накладных расходов путем расчета от суммы прямых затрат.

Структура прямых и накладных расходов по статьям

Прямые расходы чаще всего состоят из затрат:

  • на материалы, необходимые для создания конкретной продукции;
  • зарплату персонала, непосредственно задействованного в создании этой продукции;
  • страховые взносы, начисляемые на зарплату персонала, создающего продукцию.

Состав накладных расходов, обычно разбиваемых на 2 основных вида, значительно шире и характеризуется существенным сходством перечней, имеющих место для общепроизводственных и общехозяйственных затрат. В эти перечни, как правило, входят расходы:

  • на оплату труда руководства и иного персонала производственного или общехозяйственного подразделения;
  • страховые взносы, начисляемые на оплату труда этого персонала;
  • материальное обеспечение текущей работы подразделений (малоценное оборудование, канцелярские и хозтовары, расходные материалы для малоценного оборудования);
  • амортизацию используемых основных средств;
  • содержание и эксплуатацию основных средств, в т. ч. на их текущее техническое обслуживание, обеспечение необходимыми ресурсами (ГСМ, сменно-запасные части, электроэнергия, вода, тепло, газ), текущие и капитальные ремонты;
  • аренду имущества;
  • страхование имущества и персонала;
  • получение разрешительной документации;
  • обеспечение качества выпускаемой продукции;
  • охрану труда;
  • информационно-консультационное и юридическое обеспечение;
  • командировки;
  • представительские мероприятия;
  • подбор персонала.

Из-за невозможности прямого соотнесения с конкретными видами создаваемой продукции (объектами) накладные расходы являются распределяемыми. Базу для этого распределения организация выбирает самостоятельно. Это может быть один из видов прямых расходов (материалы или оплата труда) или их общая сумма.

Расчет процента накладных расходов от прямых затрат

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Нормирование накладных расходов

Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.

Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:

  • в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
  • при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 27&);
  • для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
  • при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
  • для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
  • в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
  • при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1&96);
  • для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).

В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!