Промышленность франции - презентация. Экономика и промышленность франции

В промышленности Франции, как и в других высокоразвитых странах отличается неравномерное развитие отраслей. В некоторых отраслях тяжелой индустрии, в особенности в производстве электроэнергии, в химической, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, производство поддерживаемое, в частности, за счет военных заказов, увеличивается. В то же время в металлургии производство сокращается, а в ряде отраслей, производящих предметы потребления, например, в текстильной, наблюдается застой.

Главные отрасли французской промышленности, где производится около 20% стоимости промышленной продукции – это машиностроение и металлообработка. Особенно большое значение имеют и электротехника.

За год в стране выпускается от 3 до 4 миллионов автомобилей (из них около 90% легковых). Легковые автомобили производятся в основном на заводах 2 компаний: госпредприятии «Рено» и частной фирмой «Пежо-Ситроен». Более половины автомобилей выпускается в Париже и его пригородах. Другие центры автомобилестроения это Лион, Гавр, Ле-Ман.

Значительны успехи Франции в самолетостроение и ракетной технике. Широко используются во всем мире французские вертолеты, гражданские реактивные самолеты «Каравелла» и «Конкорд», бомбардировщики «Мистер», истребители «Мираж».

Основную часть продукции авиационной отрасли выпускают Национальное общество авиакосмической промышленности и частная фирма «Доссо-Бреге». Главные авиационные заводы расположены в Париже и Тулузе.

Судостроение Франции, как и в других находится в упадке, если в 70-е годы 20 века ежегодно спускалось на воду судов тоннажем более 1 млн.бр.рег.т., то к сегодняшнему уровню этот показатель упал до 200 тыс.бр.рег.т.

Быстро развивается электротехника и электроника. Ежегодно в стране выпускаются миллионы телевизоров и радиоприемников. Французы вместе с советскими специалистами создали систему цветного телевидения СЕКАМ. Основную долю продукции отрасли дает Париж с пригородами.

Во Франции развиты и другие отрасли – производство станков и машин, и оптических приборов. В большом количестве производится оружие.

В наиболее важную роль играют концерны «Рон-Пуленк», «Сен-Гобен», «Мишлен».

Так на заводах «Рон-Пуленк» были впервые получены и внедрены целлофан, антибиотики, впервые в освоен выпуск нейлона и др. в целом крупные химические предприятия есть во всех районах Франции. В Лотарингии на углях и кокосовых газах работают заводы по производству аммиака, синтетических смол, соды, в Эльзасе производят калийные удобрения, в Лионском районе для нужд местной текстильной промышленности развито производство красителей и химических волокон.

Крупнейшие заводы по производству автошин и других резиновых изделий построены в Клермон-Ферране и Монлюсоне. Но самый важный центр это Париж и его города – спутники. Здесь особенно характерна тонкая химия – фармацевтика и парфюмерия.

Главная отрасль – текстильная. Она хотя и утратила былое ведущее значение, но по своим масштабам по-прежнему занимает одно из первых мест в мире. Производство пряжи и тканей сконцентрировано главным образом в трех районах. На севере – в Лилле и Армантьере работают шерстяные, льняные, джутовые фабрики и сосредоточена значительная часть хлопкопрядения. Долины рек в Вогезах и Эльзас – основной район хлопчато — бумажной промышленности. Лион – центр района выделки тканей из химического волокна.

Важное значение имеет швейная промышленность, где занято около 150 тысяч человек. Значительная часть из них работает в мелких мастерских и на дому. В Париже производится до 35% всей одежды и галантереи.

Очень разнообразны отрасли . Особенно важно виноделие (коньяки, ликеры, шампанские, бордосские и бургундские вина). Ежегодно производится более 600 миллионов литров спиртных напитков.

Франция является самым большим государством Западной Европы. Ее общая площадь составляет пятьсот сорок пять тысяч кв. километров. Страна также владеет территориями в районе Карибского бассейна, в частности: Мартиникой, Гваделупой, а также островом Реюньон,расположенным к востоку от Мадагаскара. Ландшафт западных и северных районов Франции представлен равнинами, в центральной и восточной части небольшими горами, Альпами - на юго-востоке и Пиренеями - на юго-западе.

Население

Во Франции (в том числе включая зависимые от нее территории), проживает 64,05 миллионов человек. Самым густозаселенным является север страны, менее всего заселены горные районы. Франция характеризуется высокой рождаемостью и ожидаемой продолжительностью жизни. Девяносто процентов населения составляют французы, но на окраинах проживают этнические группы, имеющие собственный язык и культуру, как то: бретонцы, составляющие примерно полтора миллиона человек. На территории страны проживает много эмигрантов из бывших африканских колоний, в основном из Северной Африки. Преобладающая часть населения (76%) исповедует католицизм, 9% протестантизм, 3% ислам, 2% иудаизм. При этом примерно 10% населения - атеисты

Промышленность Франции

Франция является индустриально-аграрной страной, занимающей одно из ведущих мест по развитию промышленности и с/х производству. Для ее экономики характерным является очень высокий уровень валового внутреннего продукта на душу населения при большой доле в общем объеме ВВП сферы услуг.

Ведущую роль играет тяжелая промышленность. Ежегодно добыча угля составляет восемнадцать миллионов тонн, добыча газа 11000000000 кубометров, нефти 1,4 миллионов тонн, производство электроэнергии - 246 миллиарда киловатт/часов, при этом тридцать процентов от вырабатываемой энергии приходится на АЭС. Несколько заводов по производству металлического урана работают под Парижем, в Маркуле, а также в Пьерлате. Сырьем для черной металлургии служит собственная руда, добыча которой составляет двадцать девять миллионов тонн в год. Также ежегодно в стране выплавляют девятнадцать миллионов тонн чугуна и двадцать три миллиона тонн стали. Главными центрами черной и цветной металлургии являются Лотарингия, а также район Лиона и Север. Почти вся цветная металлургия функционирует на импортном сырье. Отличительной чертой энергетики Франции является рост числа атомных электростанций.

В обрабатывающей промышленности активно развивается электротехническая отрасль (производство электрических кабелей, приборов для оснащения АЭС и прочее).

Машиностроение является ведущей отраслью (1/3 всех занятых в промышленности), особенно развито транспортное машиностроение, электротехника и электронная промышленность. Ежегодно во Франции с конвейеров сходит около 4-х миллионов автомобилей и сорока тысяч тракторов. Хорошо развиты авиационно-космическое производство, а также химическая промышленность, производство косметики, фармацевтика.

Частично или целиком национализированы банковская сфера, атомная, угледобывающая, автомобильная и газовая промышленность. Крупные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия построены на Нижней Сене (в Руане и Гавре) а также в районе Марселя, углехимические - на Севере; производство соды налажено в Лотарингии; калийных удобрений - в Эльзасе. Центрами по произодству химической продукции являютя Париж и Лион. Здесь выпускают азитные и фосфорные удобрения, пластмассы, синтетическое волокно. Видное место занимает текстильное производство. Центром легкой промышленности считается Париж. Самыми развитыми отраслями пищевой промышленности являются мясная и молочная, виноделие и производство сыров.

Сельское хозяйство Франции

Несмотря на то, что доля сельского хозяйства Франции в структуре валового внутреннего продукта минимальна, оно высокоэффективно и диверсифицировано. Хотя численно в стране преобладают мелкие фермы, значительная доля принадлежит крупным капиталистическим хозяйствам, поощряемым государством. Примерно три четверти всех сельскохозяйственных площадей обрабатывается землевладельцами и лишь одна четверть земель находится в аренде. Благодаря хорошим климатическим условиям, высокому уровню агрокультуры и интенсивности производства, страна ежегодно получает хороший урожай. Тем не менее, главной сельскохозяйственной отраслью во Франции остается животноводство. Почти 25 миллионов насчитывает поголовье крупного рогатого скота, широко распространено овцеводство, разведение свиней и птицы. Главными животноводческим районами являются Центральный Французский массив, а также северо-западные области.

Растениеводство в основном специализируется на выращивании зерна, фруктов, овощей, сахарной свеклы, картофеля, а также винограда. Большие объемы зерновых и сахарной свеклы собирают в области Северо-Французской низменности, овощи выращивают в долинах крупных рек, таких как Рона, Луара и Гаронна. Хорошо развит морской промысел рыбы и морепродуктов, разведение устриц.Специфичными хозяйственными отраслями, характерными для Франции, являются виноделие (Бордо и Лангедок) а также производство сыров.

Экономика Франции

Франция относится к числу экономически наиболее высокоразвитых государств мира. Ускорившийся в годы Пятой республики процесс перестройки и модернизации экономической структуры позволил Франции в начале 70-х годов выйти на одно и первых мест в мир по темпам роста промышленности, производительности труда и объему производственных капиталовложений.

Решающую роль в экономике и политике Франции играют несколько десятков промышленных и банковских монополий, тесно связанных между собой и иностранным капиталом. Например, руках двух компаний «Пешине-Ижин Кюльман» и «Ле никель Пендройя»: сосредоточена почти вся цветная металлургия, на две фирмы - «Юзинор» и «Сасилор» приходится 2/3 национальной производства стали, компания «Рон-Пу ленк» контролирует около 4/5 производ ства химических волокон и т. д. Среди банковских монополий решающую роль играют группы Парижско-Нидерландского банка, Ротшильдов, Назаров, де Ванделей и некоторые другие. Вместе с тем в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, рыболовство, торговля, пищевая промышленность, преобладают мелкие производства.

В некоторых отраслях машиностроения, например в производстве электронно-вычислительных машин, значительны позиции иностранного капитала - американского, западногерманского, швейцарского.

Особенность французской экономики - высокая роль государства в экономике страны. Это проявляется в значительной доле государственных и смешанных, государственно-частных предприятий, в широком финансировании капиталовложений со стороны государства и в государственном регулировании хозяйства.

Под контролем государства находится примерно 2/5 экономики страны, включая производство электроэнергии, газа, угольную и атомную промышленность и железнодорожный транспорт. Наряду с такими крупными национализированными компаниями, как «Рено» (автомобилестроение), «Режи отоном дю транспор паризьеи», «Аэропор де Пари» и др., во Франции насчитывается более 2-х тыс. предприятий, где представлен и государственный и частный капитал. Через свои банки, сберкассы, страховые общества государство контролирует половину всех капиталовложений.

Государственный сектор тесно связан с монополиями, что усиливает их влияние на экономику страны через подчиненный им государственный аппарат.

Государство составляет пятилетние планы экономического и социального развития Франции. Планирование непосредственно касается лишь государственных предприятий, деятельность же частного сектора государство регулирует с помощью косвенных мер, стимулирующих или сдерживающих производство. Однако деятельность национализированных предприятий, как и плановых органов, подчинена интересам крупной буржуазии. Главные цели государства в экономике - укрепление позиций Франции на мировом рынке. Это достигается ускоренной концентрацией капитала и производства, созданием крупных монополий международного Масштаба, увеличением их конкурентоспособности путем объединения с монополиями других стран, углублением специализации Франции в системе международного разделения труда и расширением экономического влияния французских монополий на внешних рынках. В этих же целях Франция активно участвует в Европейском экономическом сообществе, в международных экономических союзах.

Франция - индустриальная страна: доходы от промышленности в 5-6 раз превышают доходы от сельского хозяйства. Вместе с тем сельское хозяйство продолжает сохранять здесь явно большее значение, чем в Великобритании или Германии. Оно почти полностью удовлетворяет потребности страны в продовольствии, ввозятся в основном лишь продукты тропического сельского хозяйства. Франция - крупный экспортер многих сельскохозяйственных продуктов. Большое значение в экономике имеют торговля, финансовые операции, туризм.

Как и в других развитых странах, экономика во Франции, несмотря на попытки государства регулировать ее эволюцию, развивается стихийно: годы оживленной экономической конъюнктуры сменяются кризисами, спадами производства, многие плановые показатели не реализуются. Постоянные спутники экономической жизни - неустойчивость валютного положения, инфляция, массовая безработица. После кризиса 1975 г. оживление экономики протекает вяло. Уменьшился объем капиталовложений в строительство заводов и фабрик, продолжается кризис многих производств. Так, в конце 1977 г. мощности всех промышленных предприятий использовались только на 80-85%. Велик дефицит внешней торговли.

Промышленность Франции

Политика монополий, вмешательство иностранного капитала в экономическую жизнь Франции усиливают неравномерность развития отдельных отраслей промышленности. В некоторых отраслях тяжелой индустрии, в особенности в производстве электроэнергии, в химической, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, производство, поддерживаемое, в частности, за счет военных заказов, увеличивается. В то же время в металлургии производство сокращается, а в ряде отраслей, производящих предметы потребления, например в текстильной, наблюдается застой.

Во Франции высок уровень развития энергетики, но своего топлива мало, и ей приходится импортировать более 1/2 энергоресурсов. В стране добывается только 1 млн. г нефти. Основную ее часть приходится ввозить, и главным образом из стран Ближнего Востока.

Самые крупные нефтеперерабатывающие заводы расположены в портах - устье Сены между Гавром и Руаном около Марселя. Новые заводы строятся в глубинных районах, около крупны центров потребления топлива, куда нефть поступает по нефтепроводам (в Страсбурге, Лионе, Валансьенне). В нефтяном хозяйстве Франции значительна роль американских и англо-голландских компаний.

Быстро увеличивается промышленное бытовое использование природного

газа, причем своего газа стране не хватает, и Франция покупает его в Нидерландах, Алжире и России.

Из-за конкуренции нефти, газа и импорта качественного угля и кокса из США и Германии добыча собственного угля во Франции сокращается. Главные районы добычи каменного угля - Северный район и Лотарингия; добывается уголь и в восточной части Центрального массива.

Почти все населенные пункты страны электрифицированы. На одного жителя в среднем приходится 4 тыс. кВт - ч электроэнергии в год. Однако в производстве электроэнергии Франция уступает США, Японии, ФРГ, Великобритании и Канаде. Треп, электроэнергии вырабатывают 1,5 тыс. ГЭС. Крупнейшие из них построены на Роне и в верховьях р. Изер.

Те водные энергетические ресурсы, которые были доступны для наиболее эффективной эксплуатации, почти все уже использованы, и теперь расширяется Строительство тепловых электростанций большой мощности. Они работают в основном на низкосортном каменном угле или газе и размещаются либо в угольных бассейнах, либо около крупных городов, либо у морских портов.

Во Франции немало оригинальных по конструкции электростанций. Например, в устье р. Ране в Бретани работает самая мощная в мире электростанция, использующая энергию морских приливов. Она производит около 600 млн. кВт ч электроэнергии в год. Недалеко, в бухте Мон-сен-Мишель, где высота приливов достигает 12 м, предполагают соорудить еще более мощную электростанцию.

Из-за ограниченности энергоресурсов и дороговизны импорта энергии во Франции особенно большое внимание уделяется использованию атомной энергии. Под руководством известного французского ученого Фредерика Жолио-Кюри в форте Шатийон под Парижем в 1948 г. был пущен первый в Зарубежной Европе атомный реактор. Позже в пригороде Парижа Сакле был сооружен крупнейший в свое время в Зарубежной Европе синхрофазотрон, и Сакле стал главным французским центром по исследованию атомного ядра. По использованию атомной энергии Франция занимает третье место в Западной Европе после Великобритании и Германии. В 1977 г. в стране действовало 10 атомных электростанций. Планируется, что в 1985 г. АЭС будут давать более четверти всей электроэнергии. Важные центры атомной промышленности - Пьерлат и Маркуль. Ядерное топливо дают главным образом урановые руды, которые добываются в Центральном массиве, в Вандее и других районах Франции. Здесь же работают и обогатительные фабрики. Частично урановые руды ввозятся из стран Африки.

Все основные районы производства и потребления электроэнергии связаны густой сетью линий электропередач. Широко применяется комбинирование работы ГЭС и тепловых электростанций.

Франция всегда славилась высоким качеством многих потребительских товаров. Большой популярностью во многих странах мира пользуются французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия, косметика, вина и коньяки.

Но после первой мировой войны стала быстро развиваться и тяжелая индустрия: автомобильная, авиационная и другие отрасли машиностроения, а также химическая промышленность. Еще больше выросло значение тяжелой промышленности после второй мировой войны в связи с научно-технической революцией. Быстрее всего развивается электроэнергетика, нефтяная и газовая, атомная и химическая, авиаракетная и автомобильная промышленность и электроника. По масштабам промышленного производства Франция превосходит Великобританию и Италию, но значительно уступает Германии. Франция опережает многие развитые страны в строительстве ГЭС, атомной промышленности, в некоторых отраслях электрометаллургии, электротехники и химии, по выпуску автомобилей, самолетов и локомотивов. Франция - третья в мире космическая держава.

В стране хорошо развиты черная металлургия и производство алюминия - отрасли, обеспеченные в основном местным сырьем. По добыче железной руды (в Лотарингии) Франция занимает первое место в Европе. Тем не менее все шире используются гораздо более богатые руды Бразилии, Мавритании, Швеции, содержащие свыше 60% железа. В результате добыча руды в Лотарингии падает.

На привозной руде работают крупнейшие новые металлургические комбинаты страны, построенные в портах Дюнкерке на севере и Фосе на Средиземном море.

Однако в основном металлургические заводы сооружены у мест добычи железной руды или каменного угля. Большую часть чугуна и стали дают заводы-комбинаты Лотарингии. Примерно 1/3 стали выплавляется в Северном районе. Здесь много сталеплавильных заводов, использующих лом и привозной чугун, но есть и несколько заводов полного цикла. Крупнейший из них, размещающийся в Дюнкерке, ежегодно дает 6 млн. т стали.

В горных районах - Центральном массиве, Савойе, Пиренеях - вблизи источников дешевой гидроэнергии много заводов, где в электрических печах плавятся специальные стали высокого качества. Наибольшее значение имеют заводы Ле-Крёзо, Сент-Этьенна, Ижина.

Крупные запасы бокситов на юге страны и дешевая энергия ГЭС послужили стимулом для развития алюминиевой промышленности. По добыче бокситов Франция занимает второе место среди стран Европы. Важнейшие рудники находятся недалеко от Марселя - у Бриньоля. Здесь же работают обогатительные заводы. Алюминий выплавляется на заводах, находящихся возле ГЭС в Альпах и Пиренеях и вблизи ТЭС у месторождения газа Лак.

Из-за обострения конкуренции на внешних рынках и неустойчивого спроса на сталь на внутреннем рынке мощность металлургических заводов используется далеко не полностью. Хозяева монополий ищут выход из создавшегося положения, сокращая число занятых, что вызывает массовые волнения и демонстрации трудящихся в районах металлургии.

Главные отрасли французской промышленности, где производится около 2/5 стоимости промышленной продукции, - это машиностроение и металлообработка. Особенно большое значение имеют транспортное машиностроение и электротехника. Франция сыграла значительную роль в развитии мирового машиностроения. Здесь в конце XIX в, впервые началось массовое производство автомобилей и устраивались первые автомобильные гонки. В 1975-1977 гг. по выпуску автомобилей Франция занимала четвертое место в мире, уступая США, Японии и Германии. Легковые автомобили производятся в основном на заводах двух компаний: государственого предприятия «Рено» и крупной частной фирмой «Ситроен».

«Рено» относится к числу старейших крупнейших автомобильных компаний мира. Первый автомобиль был выпущен Луи Рено в 1898 г. в примитивной мастерской в пригороде Парижа Булонь-Бийа кур. На заводах этой фирмы сейчас рай тает более 200 тыс. человек. Помимо легковых автомобилей «Рено» выпускает оборудование для автомобильных заводов, тракторы, станки моторы. Более половины французских автомобилей производится в Париже его пригородах.

В начале XX в. Франция славилась своей авиационной промышленностью искусством пилотажа. Луи Блерио 1909 г. первым в мире перелетел Л; Маши. В наше время французские конструкторы и инженеры добились значительных успехов в создании многих виде реактивных самолетов, ракетной и космической техники. Всемирную известность получили, например, гражданский реактивный самолет «Каравелла» и французские вертолеты; Франция экспортирует истребители и бомбардировщики. В 1976 г. на лини Париж - Рио-де-Жанейро началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд», который создавало совместно Францией и Великобританией

Франция по числу занятых в авиационной промышленности и масштабам е производства занимает третье место среди стран мира, уступая лишь США и Великобритании. Основную часть продукции отрасли выпускают Национальное общество авиакосмической промышленности и частная фирма «Дассо-Бреге». Главные авиационные заводы расположены в Париже и Тулузе.

Богатые традиции и опыт имеет французское судостроение. С верфей Франции ежегодно спускаются на воду десятки судов общим тоннажем более 1 млн. бр.-рег. т. В последние годы увеличилась доля грузовых судов: танкеров, морских паромов, судов для перевозки метана. На верфях Сен-Назера было построено несколько из самых больших танкеров в мире тоннажем 542 тыс. бр.-рег. т. Длина этих гигантов - 415 м, ширина - 63 м. Многие корабли строятся по иностранным заказам.

Быстро развиваются такие отрасли промышленности, как электротехника и электроника, где многие заводы принадлежат американским и голландским фирмам. Ежегодно выпускаются миллионы радиоприемников, телевизоров, стиральных машин. Телевидение Франции - одно из старейших в мире: регулярные передачи начались в 1935 г. Основную долю продукции отрасли дает Париж с пригородами.

Во Франции развиты и другие отрасли машиностроения - производство станков и сельскохозяйственных машин, часов и оптических приборов. Франция в большом объеме производит оружие и поставляет его в различные страны мира, в том числе реакционным режимам.

После второй мировой войны во Франции резко выросло значение химической промышленности, что связано с ростом спроса на ее продукцию и переходом с каменноугольного сырья на нефтяное и газовое. В этой отрасли работает более 400 тыс. человек. Особенно важную роль играют такие монополии как «Рон-Пуленк», «Сен-Гобен» и «Мишлен». Например, концерн «Рон-Пуленк» имеет только во Франции 55 заводов и исследовательских центров, размещенных главным образом в пригородах Лиона и Парижа. На заводах концерна производятся искусственное и синтетическое волокно и ткани из него, пластмассы, фармацевтические препараты. Научные работники «Рон-Пуленка» сделали немало важных открытий, внедренных затем в производство, ими впервые были получены целлофан, антибиотики, волокна ровиль и крилор и т. д. На заводах концерна впервые в Европе был освоен выпуск известных тканей нейлон и тергаль.

Крупные химические предприятия есть во всех районах Франции. В Лотарингии на углях и коксовых газах работают заводы, производящие аммиак, синтетические смолы и соду, в Эльзасе налажено производство калийных удобрений, в Ландах - целлюлозы и скипидара. На дешевой электроэнергии в Альпах и Пиренеях работают заводы азотных удобрений и взрывчатых веществ. В Лионском районе для нужд местной текстильной промышленности развито производство красителей и химических волокон. Около Марселя и Гавра на привозной нефти выросли мощные нефтехимические комбинаты. Крупнейшие заводы автомобильных шин и других резиновых изделий были построены в Клермон-Ферране и Монлюсоне в расчете на дешевую рабочую силу Центрального массива. Но самый важный и универсальный центр химической и резиновой промышленности - Париж и его города-спутники. Здесь производятся пластмассы и автомобильные шины, но особенно характерна тонкая химия - фармацевтика и парфюмерия, где используются квалифицированные кадры.

Главная отрасль легкой промышленности Франции - текстильная. Хотя она и утратила былое ведущее значение, но по своим масштабам по-прежнему занимает одно из первых мест в мире. Производством пряжи, тканей, одежды занято 700 тыс. человек. В этой отрасли меньше крупных предприятий, чем в тяжелой промышленности, часть оборудования устарела. Из-за конкуренции на внешних рынках и ограниченной покупательной способности населения много фабрик работает с недогрузкой или закрыто.

Весьма широк ассортимент трикотажных изделий. Чулки, носки, белье, перчатки, свитеры экспортируются во многие страны мира.

Важное значение имеет во Франции швейная промышленность, в которой занято 150 тыс. человек. Значительная часть из них работает в мелких мастерских и на дому по заказам крупных торговцев и магазинов готового платья. Французские швейные изделия отличаются изяществом, элегантностью, оригинальностью и пользуются большим спросом за пределами страны. Главный законодатель мод - Париж, где производится более трети всей одежды и галантереи.

Чрезвычайно разнообразны отрасли пищевой промышленности. Особенно славится Франция своими коньяками, ликерами, шампанскими, бордоскими и бургундскими винами. Ежегодно производится более 600 млн. литров спиртных напитков.

Сельское хозяйство Франции

Франция - самый крупный производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции среди стран Европы.

Во французской деревне преобладают средние хозяйства площадью 10-50 га. Таких хозяйств более половины, и они владеют свыше 50% земель. Но очень характерны для страны и мелкие хозяйства площадью до 10 га, в распоряжении которых лишь 9% обрабатываемых земель. Крупных же ферм с площадью более 50 га менее 10%, но им принадлежит почти 40% земель.

Крупные предприниматели владеют лучшими землями, применяют агротехнику и наемный труд. Именно они дают основную массу товарной продукции. Нередко они имеют собственные предприятия по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Во многих же мелких хозяйствах агротехника отсталая, велика их зависимость от ростовщиков и торговцев-посредников, доходы низкие. Масса крестьян разоряется, уходит в города.

В связи с концентрацией земельной собственности и производства все больше хозяйств прибегает к аренде земли.

Крупные хозяйства пользуются поддержкой государства: им предоставляются льготные кредиты и т. д.; в их интересах Франция добивалась образования общего рынка сельскохозяйственных продуктов. Мелкие же хозяйства рассматриваются как нерентабельные; считается закономерным, что конкуренция в Европейском экономическом сообществе разорит большую часть их.

Французские крестьяне активно борются за сохранение своих хозяйств, против такой политики государства. Чтобы облегчить свое положение, они объединяются в кооперативы для совместного производства и сбыта продукции.

Сельское хозяйство Франции отличается хорошим развитием многих отраслей растениеводства и животноводства. Однако большее значение имеет все-таки животноводство.

Главная зерновая культура - пшеница. По ее сборам Франция занимает четвертое место в мире после США, Индии и Канады.

На северо-западе страны сеют также овес и гречиху, на бедных почвах Центрального массива - рожь, а в дельте Роны культивируют рис. Почти повсеместно сажают картофель, на Северо-Французской низменности - сахарную свеклу. В департаменте Приморская Сена возделывают лен, в департаменте Нижний Рейн - табак и хмель, а на Ривьере - цветы.

Франция известна своими виноградниками, здесь собирают 10-12 млн. т винограда в год. Вместе с Италией она занимает по сборам винограда первое место в мире. Виноград выращивается во всех районах страны, кроме севера и северо-запада, и используется главным образом для производства вин. Особенно много виноградников на юге - в Лангедоке, в районе Бордо, а также в долинах рек Роны, Соны, Гаронны, Дордони и Луары. Однако виноградарство и виноделие находятся в кризисном состоянии из-за перепроизводства, трудностей сбыта продукции, что связано со стихийным характером экономики.

Во Франции велико производство овощей и фруктов. Многие хозяйства имеют небольшие сады и огороды, но для Парижа и других городов фрукты и овощи дают всего несколько районов, специализирующихся на возделывании той или иной культуры. Для Нормандии и Бретани, например, типичны яблоневые сады, Эльзас и Лотарингия славятся своими вишнями и мирабелью, Лимань - орехами, Средиземноморский район - персиками, абрикосами, миндалем и оливами. На Ривьере и Корсике увеличиваются посадки цитрусовых. Благодаря быстроте перевозок овощи, ягоды и фрукты, собранные вечером на юге или западе Франции, уже на следующее утро попадают на рынки Парижа.

Хорошо развито во Франции животноводство. Животноводство имеет мясомолочное направление. По поголовью крупного рогатого скота Франция занимает первое место в Европе. По поголовью свиней она уступает только Германии, а по количеству овец - Великобритании и Испании. Крупный рогатый скот разводят в областях с благоприятными условиями для роста трав и неудобными для земледелия - на северо-западе страны и в горах. Свиноводством занимаются в районах, где возделывают картофель, кукурузу и сахарную свеклу, которые служат хорошей кормовой базой.

Главный животноводческий районе Франции - северо-запад. Здесь сосредоточено более 1/3 поголовья крупного рогатого скота и свиней, развито и коневодство. Основной район разведения овец - Центральный Французский массив. И это же второй район по поголовью крупного рогатого скота и свиней.

В последние годы в связи с жестокой конкуренцией на внешних рынках и ограниченностью внутреннего рынка обострился аграрный кризис, что отразилось на многих отраслях сельского хозяйства.

Транспорт и внешнеэкономические связи Франции

Во Франции густая сеть железных и автомобильных дорог, большая протяженность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов.

Сеть железных дорог особенно густа промышленных районах. Французские железные дороги отличаются высоко степенью электрификации, большой скоростью движения поездов, хорошим обслуживанием пассажиров. Например экспресс «Капитоль» развивает скорость до 200 км/час. Готовятся к пуску сверхскоростные поезда, где локомотивы реактивными двигателями будут развивать скорость до 250-300 км/час.

С железнодорожным транспортом все более конкурирует автомобильные Франция занимает одно из первых мест мире по обеспеченности населения автомобилями, по протяженности, густоте качеству автомобильных дорог. Большое внимание уделяется строительству автострад. Открыта первая трансфранцузская автострада Лилль - Париж - Лион -Марсель - Ницца.

Во Франции велика сеть внутренних водных путей, из них 7 тыс. км - судоходны. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке Франции. И основной стержень - Сена, которая через Уазу и Северный канал связана с северным промышленным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн - с Лотарингией, Сааром и Рейном. Здесь ж расположены и главные речные порты страны - Париж, Страсбург и Руан.

В условиях европейского рынка важно значение имеет совершенствование водных путей, соединяющих восточную Францию с соседними странами и Северным и Средиземным морями, - например, строительство глубоководных каналов, связывающих приток Ронь р. Сону с Рейном и Мозелем. Это позволило бы открыть трансконтинентальную водную магистраль между Роттердамом и Марселем - портами двух главных рек Западной Европы - Рейна и Роны.

После второй мировой войны во Франции быстро стал развиваться трубопроводный транспорт. Длина магистральных нефте- и газопроводов превышает 8 тыс. км. Нефть и продукты ее переработки перекачивают по трубам из морских портов в глубинные центры - потребители жидкого топлива. Самый длинный и самый мощный в Западной Европе Южноевропейский нефтепровод начинается у Марселя и оканчивается у Карлсруэ на юге Германии. Он питает многие нефтеперегонные заводы в восточной Франции и в Германии.

Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные внутренние водные пути. А по числу авиапассажиров Париж можно сравнить в Западной Европе только с Франкфуртом-на-Майне и с Лондоном. Самая крупная авиакомпания Франции - «Эр-Франс». Самолеты этой компании связывают Францию с 70 странами мира.

Главную роль в международных перевозках грузов играет морской торговый флот. Большую часть всего грузооборота составляет импортная нефть, поэтому вес прибывающих грузов в несколько раз превышает вес отправляемых.

Наибольшее значение имеют два порта- Марсель и Гавр. Марсель, грузооборот которого за год превышает 100 млн. т, уступает в Западной Европе только Роттердаму. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр, грузооборот которого более 80 млн. т, и Руан - морские аванпорты Парижа, причем через Гавр идут главные связи Франции со странами Америки и Западной Африки, а через Руан - в основном со странами северной и центральной Европы. Порт Дюнкерк - морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции обслуживаются портами Бордо и Нант - Сен-Назер.

Франции принадлежит видное место в мире по масштабам внешней торговли и экспорту капитала, по импорту рабочей силы и числу иностранных туристов. По экспорту капитала Франция занимает третье-четвертое место в мире. Сумма ее капиталов за границей превышает 20 млрд. долл. Если до второй мировой войны преобладал вывоз капитала в виде займов, то теперь он вывозится зачастую в форме создания монополиями своих предприятий-филиалов за пределами Франции. Направляется он в основном в соседние страны Европейского рынка, преимущественно в Германию, Бельгию, Люксембург, Италию, а также в развивающиеся страны.

Вместе с тем растет импорт капитала во Францию, особенно из США и Германии.

Важная статья дохода страны - иностранный туризм. Туристов привлекают во Францию исторические и природные достопримечательности - старинные замки и церкви, курорты Лазурного берега, Бискайского залива, целебные воды Центрального массива, базы зимнего спорта в Альпах, музеи Парижа. В стране более 15 тыс. отелей для туристов, множество туристских баз и кемпингов. Высок уровень сервиса. Обслуживанием туристов занято 0,5 млн. человек.

До второй мировой войны Франция занимала первое место в мире и по числу иностранных туристов, и по доходам от их обслуживания. Однако в последние десятилетия ситуация изменилась. Из-за того, что туризм во Франции дороже, чем в Италии и Испании, большинство иностранцев предпочитают более теплые и дешевые места отдыха. Тем не менее число туристов, ежегодно приезжающих во Францию, остается очень значительным: в 1975-77 г. - 16-17 млн. человек. В основном они приезжают из Германии, Великобритании, Бельгии, США.

Огромную роль во французской экономике играет внешняя торговля. Франция известна как экспортер средств транспорта (автомобилей, самолетов, судов), электротехнических изделий, стали и алюминия, тканей и одежды, зерна и вина, мяса и молока.

Покупает же Франция прежде всего нефть и газ, каменный уголь, цветные металлы, целлюлозу, шерсть, а также хлопок, кофе, какао и другие продукты сельского хозяйства южных стран.

За последние десятилетия география внешних торговых связей сильно изменилась. В связи с распадом французской колониальной империи уменьшилась доля стран зоны франка, но зато резко выросла торговля между Францией и странами Западной Европы, особенно с другими членами Европейского рынка. Самый крупный торговый партнер Франции - Германия, в торговле с которой она имеет в последние годы хронический дефицит. Кроме европейских стран в импорте велика доля США.


Франция принадлежит к высокоразвитым постиндустриальным странам мира. Объем промышленного производства во второй половине XX ст. вырос почти в шесть раз, а производительность сельского хозяйства — больше, чем вдвое.

По объему промышленного производства и размеру ВНП (1500 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Японии и Германии.
В структуре ВНП удельный вес промышленной продукции значительно превышает часть продукции аграрного сектора, но уступает сфере услуг. Продукция промышленности доминирует и в экспорте страны.
Характерной особенностью современного развития промышленности Франции являются высокие темпы развития отраслей, которые определяют НТП. На мировом рынке получили признание такие отрасли промышленности, как аэрокосмическая и военная промышленность, общее машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, фармацевтика, парфюмерия, химическая промышленность. Франция все больше ориентируется на наукоемкие отрасли экономики, которые усиливают конкурентновозможность промышленной продукции.
Ведущие позиции Франция занимает в производстве робототехники, средств связи, биотехнологии, микроэлектронике и даже в энергетике.
Энергетика является развитой отраслью во Франции, которая опирается на использование как собственных, так и импортных, топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, атомного топлива. Страна обеспечена собственными энергетическими ресурсами меньше, чем на половину. Более половины энергоносителей Франция импортирует.
Среди стран Европы и мира Франция выделяется высокой частью электроэнергии, которая производится на атомных электростанциях (75 %), за этим показателем страна уступает только США. АЭС работают преимущественно на собственном уране, который добывают в Центральном массиве. Среди других электростанций выделяются ТЭЦ, которые построены в промышленных районах и вокруг больших городов (7,3 %). Большие ГЭС находятся на р. Рона и ее альпийских притоках, много их также в Центральном массиве, Пиренеях, и на истоках Рейна. ГЭС производят 17 % электроэнергии страны.
Угольная промышленность страны переживает кризис. Уголь добывается в Центральном массиве и на севере страны. Главным районом добычи угля остается Лотарингия.
Незначительной является добыча нефти и природного газа, хотя заводы Франции перерабатывают свыше 75 млн. т сырой нефти. Нефть поступает преимущественно из стран юго-западной Азии и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах Марселя, Гавра, Дюнкерка, Руана, Бордо, Страсбурга.
Природный газ импортируется из Алжира, Голландии, России.
Производство электроэнергии во Франции постоянно увеличивается, часть выработанной электроэнергии Франция экспортирует.
Во Франции хорошо развитая черная металлургия, По уровню развития она занимает пятое место в Европе после России, Германии, Италии и Украины.
Для производства черных металлов используется, главным образом, местное сырье. Франция входит в десяток наибольших производителей черных металлов в мире. Больше всего железной руды и металла производится в Лотарингии. Металлургические заводы полного цикла функционируют в Лотарингии, в городах Дюнкерк и Фос-сюр-Мэри (район Марселя), в Савойи.
Франция имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевую, медную и свинцово-цинковую. По добыче бокситов страна входит в двадцатку самых больших мировых производителей, а за выплавкой алюминия уступает в Европе лишь Российской Федерации и Норвегии, входя в десяток наибольших мировых производителей. По производству свинца и цинка страна занимает соответственно седьмое и десятое места в мире. Во Франции добывают также медь, серебро, вольфрам, литий, горн. Франция является основным производителем золота в Западной Европе.
Машиностроение — главная отрасль промышленности Франции. Доля отрасли в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности страны составляет почти треть, несколько уступая за этим показателем США, Японии, Германии. Ведущей отраслью машиностроения является транспортное машиностроение, прежде всего автомобилестроение. Большинство автомобильных предприятий располагаются на окраинах столичного района Франции — в Нормандии, Эльзасе, Севере, Рона-Альпах. Наиболее известной автомобильной фирмой является «Пежо-Ситроен», которая обеспечивает свыше 30% выпуска автомобилей во Франции.
Важной отраслью машиностроения является авиаракетная. По производству самолетов Франция занимает первое место в мире, а за количеством занятых и объемом производства в мире она уступает только США. Центры авиационной промышленности — Париж, Тулуза, Бордо и Мариньяни. Авиаракетная промышленность во Франции, в отличие от других западноевропейских стран, принадлежит государству.
Судостроение развивается в Сен-Назаре, Нанти, Дюнкерке.
Франция является известным производителем железнодорожного оборудования, тепло- и электровозов. По производству скоростных поездов она занимает первое место в мире. Значительного развития достигла электротехника и электронная индустрия, которая, кроме бытовых товаров, выпускает изделия промышленного, научного и военного назначения, электронно-вычислительные машины. Весомая часть этой — за предприятиями Парижа.
Химическая промышленность занимается производством минеральных удобрений, резины, пластмасс, синтетического каучука, синтетических волокон, моющих средств, медикаментов и т.п. Химические заводы базируются преимущественно на дешевом сырье и энергии. Так, в Лотарингии на базе местного сырья развитые углехимия и производство соды, в Эльзасе — производство калийных удобрений, в Ландах — лесохимия, в Альпах и Пиренеях — электрохимия. Центры нефтехимической промышленности ориентируется на импортное сырье (Марсель, Нижняя Сена). В то же время строятся мелкие предприятия наукоемких подотраслей, особенно фармацевтики и парфюмерии в районах, которые хорошо обеспечены квалифицированной рабочей силой (Париж).
Производством синтетических волокон во Франции выделяется химический концерн «Рон-Пулен» — четвертый в мире по величине производитель химических волокон.
Важной отраслью легкой промышленности остается текстильная, которая занимает традиционные районы на севере страны, где развивается шерстяное, джутовое и хлопковое производство. Центрами трикотажной промышленности является Париж, Труа, Рубе. Париж и сегодня считается законодателем мод и наибольшим центром швейной промышленности не только во Франции.
Среди других отраслей промышленности важное значение имеет пищевая промышленность. Для нее свойственны небольшие предприятия, размещенные в малых городах и в сельской местности. Ведущими ее отраслями является мясная, молочная, мукомольная, консервная, хлебобулочная, производство алкогольных напитков, прежде всего марочных вин (бордосское, анжуйское, бургундское, кагор), коньяка и безалкогольных напитков. Предприятия первичной переработки сельскохозяйственной продукции сосредоточены в районах производства сырья, а также вблизи мест потребления. Самая большая концентрация предприятий пищевой промышленности — в Иль-де-Франс, Нор-Па-де-кале, Пикардии, Бретани, землях, вдоль Луары.
Франция является известной аграрной страной. По производству хлеба она занимает четвертое место в мире и первое в Европе, сахарной свеклы — первое в мире и в Европе, винограда — второе в мире и в Европе (после Италии), за количеством выращенных свиней — 9 место в мире и Европе, а за наличием КРС — 13 место в мире и второе в Европе (после Российской Федерации). Франция является известным экспортером сельскохозяйственной продукции.
Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнообразием отраслей и приблизительно одинаковой значимостью растениеводства (47 %) и животноводства (53 %) в стоимости выработанной продукции. Во Франции интенсивно развивается молочно-мясное животноводство с использованием концентрированных кормов и пастбищного кормопроизводства.
Ориентация Франции на собственную кормовую базу, использование достижений селекции и современной индустриальной базы дает возможность наращивать производство животноводческой продукции даже при некотором сокращении поголовья. Франция считается основным производителем воловьего мяса и телятины в Европе. Для Франции характерно интенсивное свиноводство беконного полусального направления. Во Франции развивается также промышленное птицеводство. Оно приближено к потребителю — большим агломерациям и промышленным центрам.
В целом сельское хозяйство Франции остается наибольшим производителем продовольствия в Европе, продукция которого используется не только для собственных потребностей, но и для экспорта на европейский и мировой рынки. В растениеводстве наибольшую долю занимает зерновое хозяйство (30 %). Основные культуры — пшеница и кукуруза. Основными пшеничными районами являются Северо-французская и Аквитанская низменности. Главные посевы кукурузы сосредоточиваются на южном западе страны. Выращивают также ячмень, а на орошаемых землях в дельте Роны — рис.
Важное место в растениеводстве занимают виноградарство и овощеводство. Здесь собирают ежегодно 7-8 млн. т винограда. Средиземноморское побережье почти все покрыто виноградниками. Много виноградников в Шампане, где в длинных подземных галереях выдерживают всемирно известные шампанские вина. Основная часть винограда направляется на изготовление вин. По качеству и количеству выработанных виноградных вин, а их продуцируется почти 5,6 млн. т, Франция разделяет первое и второе места в мире с Италией.
Основной район виноделия — Лангедок. Марочные вина производятся в районе Бордо (Жиронда), в Шампане, Эльзасе, долине Луары.
Овощеводство больше всего развито в индустриальных районах и в предместьях больших населенных пунктов, в частности вблизи Парижа. Товарное овощеводство характерно также и для побережья Бретани, долины Луары, Гаронны, и Роны. Садоводство больше всего развито в умеренных широтах, где выращивают высокоурожайные сорта яблок, груш, персиков, а в Средиземноморье Франции — маслины.
По обороту внешней торговли (58 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии, Японии. Свыше 3/4 экспорта Франции — это готовая продукция и полуфабрикаты, а именно: сельскохозяйственные товары и продовольствие, оборудование, химические изделия, автомобили, потребительские товары, металлы и др. Большая часть товаров (63 %) отправляются в страны Европейского Союза.
В импорте Франции преобладают химические изделия, потребительские товары, автомобили и другие средства транспорта, продукты питания, топливно-энергетические ресурсы, промышленное сырье и другие товары. Главными импортерами являются страны ЕС, в частности Германия, Италия, страны Бенилюкса, Великобритания и др. Импортирует страна в основном электротехническое и электронное оборудование, минеральное сырье, химическую продукцию и текстиль, нефть, газ, цветные металлы.

главная

Хозяйство Франции

франция

Экономические районы Франции.

Парижский район

Ведущий район Франции.

Выделяется обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей сообщения. Этот район дает более 27% доходов и является крупнейшим центром рабочих мест высокой квалификации и головных офисов компаний.

Северный район — старый индустриальный район с разнообразной структурой, 1-й район с текстильной промышленности и текстильного машиностроения, производства оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавке чугуна, стали и добыче угля (после Восточного района); национальное значение имеет производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов, стройматериалов, бумаги, обувь, сахара, пива.

Развитое трикотажное и кружевное производство. Основная часть шахт, электростанций, металлургических, химических и машиностроительных заводов размещена на территории угольных бассейнов (центры — Валансьен, Дуэ, Денене). Возросло значение Дюнкерка — порта и промышленного центра (новые крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие заводы).

2. Восточный район

Главная металлургическая база Франции (Лотарингия). Тяжелая промышленность сформировалась на основе использования местного железняка, угля, калийной и каменной соли.

Металлургические заводы размещены в основном по берегам гг Мозель, Орн, Фенч, Шьер (гг Тионвиль, Лонгви, Айанж и другие). Вогезы и Эльзас — главные районы хлопчатобумажной промышленности (около 1/2 производства). Вогезы — крупный поставщик древесины и бумаги.

Крупнейший город района — Страсбург — столица Эльзаса, порт и промышленный центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте — автомобилестроение (заводы «Пежо» в Сошо — Монбельяр), производство часов, изделий точной механики (Безансон).

3. Лионский район

Промышленный район, 3-й во Франции по количеству жителей и 2-й (после Парижского) по объемам промышленного производства.

Основные отрасли промышленности: гидроэнергетика, металлургия (качественные и специальные стали, алюминий — 1-е место во Франции), машиностроения, химия (особенно промышленность органического синтеза в окрестностях Лиона, резиновые заводы Клермон-Феррана), текстильная (1/2 национального производства тканей из химического волокна), пищевая, кожевенно-обувная, производство спортивного инвентаря.

Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвиан и другие) в Альпах — альпинизм и туризм, базы зимнего спорта. Западный район — промышленно-аграрный, с развитым животноводством. В долинах рек Луара и Шаранта много садов и виноградников (производство коньяков в районе г. Коньяк).

Добыча урановой железной. Рыболовство и переработка рыбы, устричный промысел. Промышленный потенциал района с конца 50-х гг заметно увеличился в результате государственно-монополистической политики децентрализации и подъема аграрных районов.

4. Юго-Западный район

Промышленно-аграрный район, занимает преимущественно Аквитанская низменность с прилегающими к ней склонами Пиренеев и юго-западной части Центрального массива.

Район имеет значительные сырьевые ресурсы, 1-е у Франции место по добыче газа (Лак) и нефти (Парантис), по лесозаготовкам (в Ландах). Развитая авиаракетная промышленность (Тулуза, Бордо), отдельные предприятия алюминиевой, химической и пищевой промышленности.

В Пиренеях, вблизи ГЭС, размещены энергоемкие отрасли металлургической и химической промышленности. В ряде департаментов основная часть жителей занята в сельском хозяйстве.

Средиземноморский район — промышленно-аграрный и курортный район. Интенсивное высокотоварное сельское хозяйство, специализирующееся на производстве винограда, овощей и фруктов, в горах — на овцеводстве. Развитая пищевая промышленность. Большое значение в экономике района имеют курорты (Французская Ривьера с центрами в Ницце и Каннах, новые курорты на берегах Лангедока) и портово-промышленный комплекс Марселя (города-спутники, порты — Бер, Лавера, Фоссюр и т. д.) с нефтеперерабатывающей, нефтехимической, металлургической (Фос), судоремонтной, авиационной, пищевой промышленностью.

См.. также

Источники

Горный энциклопедический словарь, т. 3. / Под ред. С. Белецкого. — Донецк: Восточный издательский дом, 2004. — 752 с. ISBN 966-7804-78-X

Промышленность Франции

Франция использовала важную промышленность — горнодобывающую, производящую уголь, соль, железо, уран и калий. Угольная промышленность в 2005 году была окончательно остановлена: большинство шахт в настоящее время прекратило свою работу. В настоящее время существует проблема управления этим преобразованием: согласно налоговым отчетам, добывающие организации на 30 % беднее, чем другие.

С другой стороны во Франции есть разнообразные обрабатывающие отрасли промышленности: самый важный сектор — станки и транспортный материал (автомобили), за которыми следуют продовольственные товары в связи с обширным сельскохозяйственным производством.

В 1999 году промышленная деятельность получила прибыль от снижения евро и роста продаж посреднических товаров и оборудования.

Динамизм и высокая конкурентоспособность воздухоплавательной, автомобильной и пищевой промышленности способствовали избытку торгового баланса.

В период с апреля 2000 года по апрель 2001 года группа Эр-Франс взяла 4500 новых людей, число, эквивалентное 7 % от их общей численности персонала. Последствие 35-часовой рабочей недели снизило рост деятельности компании, норма создания самолетов свыше 80 %.

Хозяйство Франции

Для аэробусов был превосходный 2000 год, с общей продажей 496 самолетов и 50 заказов на A 380. А 2001 год был результатным по созданию больших самолетов. Продавцам удалось продать 50 аэробусов меньше чем за 6 месяцев первым шести клиентам.

Бум в экономике позволил в полной мере извлечь выгоду в строительстве и автомобильной промышленности: за первые шесть месяцев 2000 года во Франции было продано 2,3 миллиона автомобилей, что явилось новым рекордом.

В строительстве и общественных работах вакансии увеличились на 32 %, сектор получал прибыль в предвыборный период (муниципальные выборы в 2001 году), который всегда важен в общественных работах. Все действия в этой сфере привели к ощутимому росту. Жилью помогли амортизация пособия, низкие процентные ставки, улучшение ситуации занятости и нагнавшее явление.

Обновление работ прибыльно из-за снижения НДС.

Производство в текстильных и швейных промышленностях снизилось. Избыток и переселения продолжаются. Крупномасштабное распределение групп пострадали меньше, с сильным потребительским спросом, они диверсифицируют свои дополнительные источники для получения более выгодных цен. В больших супермаркетах также зафиксировано увеличение, главным образом благодаря продажам не пищевых продуктов.

Большие магазины были главными бенефициариями в возвращении к состоянию процветания. Популярные магазины увеличиваются, им удалось понизить низкое качество товары от их деятельности.

Copyright: Васильева Екатерина, 2007-2016. Перепечатка материалов сайта запрещена

Ведущей отраслью экономики Франции является промышленность, на долю которой приходится около 27 % всех занятых, производится около 30 % ВВП. Она дает примерно 50 % стоимости экспорта. Главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционными энергоресурсами после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично - на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки.

Ежегодно в Центральном массиве добывается 2-3 тыс.

т урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работают более 50 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится более 70 % всей электроэнергии.

В стране много уникальных центров ядерной энергетики. Так, в Трикастене (в долине Роны) - самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л’Аг находится крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций. Атомная энергетика обеспечивает более 1/3 всего потребления энергии в стране. Однако там за год добывается около 10 млн. т угля, 3-4 млн.

т нефти и 3 млрд. м3 природного газа, отчего в целом самообеспеченность страны энергоресурсами не достигает и 50 %.

Зависимость страны от импорта нефти - "узкое место" в ее экономике. Планы развития энергетики ставят целью сокращение потребления энергии и уменьшения зависимости от ввоза энергоносителей за счет сокращения использования нефти, дальнейшего развития атомной энергетики и использования своих возобновляемых ресурсов (энергии солнца, ветра, морских приливов).

За последние 20-30 лет существенно изменилась обрабатывающая промышленность страны; уменьшились ее материале- и энергоемкость, усилились позиции машиностроения и химической промышленности, хотя и здесь отдельные производства эволюционировали по-разному.

Так, особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО), тоннаж спускаемых со стапелей судов.

Среди химикатов почти удвоился выпуск пластмасс и синтетических смол, но уменьшилось производство многих продуктов базовых отраслей неорганической химии.

Налицо свертывание некоторых важных старых отраслей, на 1/3 уменьшилась выплавка стали (хотя это производство было сильно модернизировано). Теперь вся сталь получается в электропечах или кислородно-конверторным способом. Примерно на 1/4 сократился выпуск хлопчатобумажных и шерстяных тканей, мужской одежды и т.д.

В стране хорошо развиты черная металлургия и выплавка алюминия, хотя эти отрасли производства испытывают спад из-за конкуренции других стран.

Ежегодно выплавляется 13-14 млн. т чугуна и 18-19 млн. т стали. Причем около половины чугуна и 1 /4 стали производятся в Лотарингии, где заводы работают на местной железной руде и частично - на своем коксе. Велико значение двух крупных металлургических комбинатов, построенных у моря в Дюнкерке и Фосе (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе.

В горных районах - Савойе, Центральном массиве, Пиренеях - вблизи ГЭС развита электрометаллургия (производство ферросплавов, качественных сталей и цветных металлов).

На долю машиностроения приходится более 2/5 промышленных рабочих и стоимости промышленной продукции. Франция - одна из передовых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. Главные статьи международной специализации - производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружения, оборудования для АЭС.

Ежегодно выпускается 3,5-4,0 млн. автомобилей. Причем свыше 90 % машин производят две компании - "Рено" (государственная) и "Пежо-Ситроен". Более 4/5 продукции составляют легковые автомобили, свы¬ше 1/2 из них экспортируется (но 1/3 покупаемых в стране автомобилей - импортируемые).

Головные заводы находятся в пригородах Парижа, Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте).

Авиаракетная промышленность Франции лидирует в Западной Европе. Конструируются разные виды гражданских и военных самолетов, вертолетов и ракет для многих стран. Французские ракеты "Ариан" используются многими странами ЕС для запуска спутников (основной космодром Франции - Куру во Французской Гвиане).

Главные авиационные заводы в Париже и Тулузе принадлежат государству. Другие важные центры этой промышленности - в Бордо, Бурж, Мариньян.

Развито производство электротехники и электроники, особенно изготовление производственного электрооборудования, но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает. Значительная часть предприятий (например, по выпуску ЭВМ) принадлежит американскому капиталу.

Около 2/5 этого производства приходится на заводы столицы. Слабее позиции Франции в общем машиностроении, в частности в станкостроении и выпуске сельскохозяйственных машин. Во внешней торговле такой продукцией она обычно имеет пассив.

Главная особенность размещения машиностроения в целом - его высокая концентрация в Большом Париже (почти 1 /4 всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.

Франция входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов; специализация - производство минеральных удобрений (есть своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс.

Крупные заводы есть почти во всех районах. На местном сырье получили развитие: в Лотарингии - углехимия и производство соды, в Эльзасе - производство калийных удобрений, в Ландах - лесохимия и т.д. На импортном сырье выросла крупная нефтехимия в промузлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. В столице характерны тонкая химия (фармацевтика, парфюмерия и др.), а также производство шин.

Другие крупные заводы резиновых изделий в Клермон-Ферране и Понлюсоне, наоборот, были размещены в сельских районах в расчете на дешевизну рабочей силы. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.

Важнейшая отрасль легкой промышленности - текстильная - утратила свое былое значение во французской экономике, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире.

Так, по производству тканей Франция наряду с Италией и Германией лидирует в Западной Европе, отличаясь от этих стран более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и меньшей - химических волокон. Из-за кризиса сбыта текстильных товаров на внешних и внутреннем рынках текстильное производство давно уже находится в упадке. Число занятых с середины 50-х гг. сократилось в 3 раза.

Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах.

На севере (Рубе, Туркуэн, Армантьер, Камбре) сконцентрированы шерстяные, льняные, джутовые фабрики и значительная часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов и Эльзас - главные районы хлопчатобумажной промышленности (центры Мюлуз, Эпиналь). Лион, прежде славившийся производством тканей из натурального шелка, теперь - центр главного ареала выделки химических волокон и тканей из них.

Важнейшие производители трикотажа - Труа, Париж и Рубе.

Большое значение имеет швейная промышленность. Ее изделия пользуются большим спросом и за пределами страны. Главный "законодатель мод" и центр по выпуску одежды и галантереи - Париж. Крупные масштабы имеет пищевая промышленность, особенно славятся французские вина, сыры, кондитерские изделия.

Уже из перечня основных центров отдельных производств видно, что промышленность размещена очень неравномерно.

1/5 часть продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же - в Лионском и Северном районах, вместе взятых (всего на 17 % территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке страны значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции, где нет крупных промышленных районов, хотя имеются отдельные важные промышленные узлы (Марсель, Тулуза, Бордо, Нант, Клермон-Ферран).

Экономика Франции является смешанной системой.

Это означает, что федеральное правительство играет важную роль в регулировании общественных отношений при частной собственности на производственные ресурсы и производственные мощности. Французская экономика базируется на принципах прагматизма. Это означает, что все экономические теории должны реально работать. Свидетельством прагматизма французского народа является его деятельность по созданию и сохранению экономического строя, основанного на принципах свободного предпринимательства и государственного регулирования.

Экономическая жизнь Франции проходит в собственном мире, центром которого является именно Франция.

Французы поглощены своей историей и склонны верить, что их страна создала стандарты демократии, справедливости государственных и законодательных систем военной стратегии, философии, науки, сельского хозяйства, виноградарства, изысканной кухни и "умения жить".

К основным чертам современной экономической жизни Франции относятся:

1. При капиталистическом характере экономики боль¬шую роль в регулировании экономических процессов играет государство. Оно является собственником земли и лесного хозяйства.

2. Особенностью экономики является высокая степень развития государственно-монополистического капитализма. По уровню промышленного производства она занимает одно из ведущих мест среди западных стран Европы.

Франция - одна из "великой семерки" самых развитых стран мира, вторая держава в Западной Европе после Германии.

Валовой национальный продукт на душу населения - 24 990 дол. США. Основные отрасли промышленности: машиностроение, авиакосмическая (2-е место по экспорту среди стран Запада), химическая (4-е место в мировом экспорте), автомобилестроение (3-е место в мире по выпуску), пищевая (2-е место в мире по экспорту), радиоэлектроника, информатика, судостроение, металлургия (3-е место в Европе по производству стали), атомная энергетика, горнодобывающая.

Промышленность

Рефераты, курсовые и дипломные по географии / География Франции / Промышленность

Страница 1

Промышленность Франции в начале 90-х годов характеризовалась стагнацией производства. Причиной этого стало, во-первых, падение спроса на промышленную продукцию Франции со стороны иностранных покупателей, прежде всего Великобритании и США; во-вторых, сокращение спроса на промышленные товары со стороны домохозяйств, опасающихся нестабильной экономической ситуации в ближайшем будущем, что заставило их увеличить долю своих сбережений; в-третьих, существенное снижение уровня инвестиций в промышленное производство.

Однако 1996 г. стал переломным как для промышленности, так и в целом для экономики Франции. Увеличение экспортных поставок, обусловленное повышением спроса на французские товары, привело к долгожданному росту, высокий спрос был обусловлен выигрышным по сравнению с конкурентами соотношением качество/цена промышленной продукции, что явилось следствием падения курса национальной валюты к курсу доллара.

По уровню развития промышленности Франция занимает пятое место в мире. В этом секторе занято 25% экономически активного населения страны. Доля промышленных товаров составляет более 80% французского экспорта.

Однако доля промышленности в ВВП неуклонно снижается; в период с 1960 по 1995 г. ее уровень сократился с 40 до 19%. Также в последние годы четко наметилась тенденция к сокращению доли государственного сектора. На рынке господствуют средние и крупные предприятия. Франция — один из лидеров Западной Европы по числу действующих на ее территории иностранных компаний. Сегодня на их долю приходится 1/5 от числа всех занятых в промышленности, 1/4 общего объема инвестиций в этот сектор экономики и около 30% оборота промышленности.

Объяснением может служить выгодное географическое и стратегическое положение Франции, устойчивость ее политической и законодательной базы, стабильность национальной валюты.

К базовым отраслям промышленности Франции относятся электроэнергетика, металлургический комплекс, химическое производство.

Электроэнергетика

Одной из ключевых современных отраслей промышленности стала атомная энергетика. АЭС вырабатывают более 2/5 всей электроэнергии.

Ежегодно Франция потребляет 220 млн.

тонн различных видов топлива. При этом положительным моментом можно считать возросшую независимость Франции от внешних поставщиков. Ее уровень поднялся со времени мирового нефтяного кризиса 1973 года с 23 почти до 50%, в первую очередь за счет увеличения использования атомной энергии. Производство угля стабилизировалось на отметке в 11 млн. тонн при его потреблении в 40 млн. тонн. Основными регионами добычи угля являются Лотарингия (9 млн.

тонн) н угольные бассейны Центрального массива. Начиная с 1979 г. импорт угля превысил его добычу.

Промышленность Франции (кратко). Специализация промышленности Франции

В настоящее время наиболее крупные поставщики этого вида топлива - США, Австралия и Южная Африка. Важно отметить, что импорт угля, включая его перевозку, обходится дешевле добычи угля в самой стране. Добыча нефти превышает 3 млн. тонн, что обеспечивает лишь 5% ее годовой потребности. Основными потребителями нефти и нефтепродуктов являются транспорт (42%) и ТЭС (21%). Наполовину сократилось число нефтеперерабатывающих предприятий (с 24 в 1973 до 12 в 1995 году).

Рынок нефтепродуктов контролируется двумя компаниями - “ELF-Aquitane” и “Total”. Франция импортирует нефть из Саудовской Аравии, Ирана, Великобритании, Норвегии, России, Алжира и ряда других стран. Добыча газа не превышает 3 млрд. м3, что не удовлетворяет потребности страны. Одно из наиболее крупных месторождений газа Франции - Лак в Пиренеях — большей частью исчерпано.

Основные поставщики газа - Россия, Норвегия, Голландия и Алжир, причем “Газпром” уступает свои позиции Норвегии. Компания “Gaz de France” является монополистом в этой отрасли ТЭК.

За последние десятилетия структура производства электроэнергии во Франции существенно изменилась. Одновременно с ростом удельного веса атомных электростанций сократилась доля ее выработки на ГЭС и ТЭС.

Вся электросеть Франции подчинена государственной компании “Electricite de France”.

Металлургия

Черная металлургия Франции занимает девятое место в мире по объему производимой продукции.

В настоящее время эта отрасль переживает глубокий кризис. Число занятых сократилось за двадцать лет более чем в 2,5 раза со 160 тыс. человек в 1974 году до 62 тыс. человек в 1995 году. Производство чугуна и стали в 1995 году составило соответственно 14 и 19 млн. тонн. Предприятия черной металлургии сосредоточены в Лотариигии (27% от общего производства), на севере Франции (41%) и юго-востоке (завод “Fos-sur-Mer” — 26%).

Наиболее крупные компании в этой отрасли “Sollac”, “Unimetal”, “Ascometal”. До середины 70-х годов темпы роста производства и потребления цветных металлов во Франции были значительны. Однако в связи с мировым энергетическим кризисом ситуация резко изменилась, что объясняется большой энергоемкостью производства.

Для цветной металлургии Франции характерен ряд специфических черт. Во-первых, невысокая степень обеспеченности сырьем. Из года в год сокращается производство таких металлов, кок цинк, уран, золото. В 1991 году Франция была вынуждена закрыть шахты по добыче бокситов и олова.

Подобная тенденция увеличивает зависимость Франции от внешних поставщиков сырья. Во-вторых, в структуре производственного цикла преобладают завершающие стадии при меньшем значении нижних этажей производства (выплавка первичного, особенно чернового металла), которые все более перемещаются за пределы страны. В этом проявляется учет экологического фактора, т. к. данное производство является достаточно грязным. В-третьих, центры цветной металлургии ориентируются главным образом на источники дешевой электроэнергии, в меньшей степени - на транспорт и потребителя.

В связи с этим наиболее высокой концентрацией производства отличается регион Рона - Альпы, на долю которого приходится 1/3 всех занятых в этой отрасли. К числу наиболее крупных производителей цветных металлов относятся “Cogema”, “Metaleurope”, “Pechiney” и другие.

Страницы: 1 23

Смотрите также

Значение транспорта для хозяйства страны
Транспорт – особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства.

С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между отраслями, внутри экономически …

Теоретические проблемы метагеографии
До сих пор мы рассматривали метатеоретические проблемы метагеографии. Теперь проанализируем уровень разработки теоретических проблем.

Но прежде необходимо охарактеризовать уровень развития общего н …

История Греции
История Греции берет свое начало в глубине веков. Мы рассмотрим ключевые моменты греческой истории, начиная с минойского Крита и заканчивая двадцатым веком.Наш рассказ будет охватывать самые …

Французские дизайнеры также работали над развитием автомобилей, но немцы, тем не менее, превзошли их.

Это первая французская автомобильная компания "Панхард и Левасор", он начал выпускать двигатели с помощью уже подготовленной технологии Daimler и представил две команды того же немецкого двигателя.

Компания изначально специализировалась на производстве деревообрабатывающего оборудования.

Однако при разработке транспортных средств дизайнеры могут дать миру больше инноваций.

Промышленность и сельское хозяйство Франции

Было принято решение установить двигатель в экипаже вертикально. Это сделало более стабильным автомобиль. Для переключения передач французы начали использовать специальные скользящие инструменты. Это правда, несмотря на все эти первые автомобили "Панхард и Левасор" они были слишком неполными.

В 1898 году компания представила новую систему управления транспортными средствами. Это рулевое колесо находится в контакте с системой рычагов, барами и петлями, что позволяет перемещать движение с рулевого колеса на колесо.

В 1903 году были машины "Panhard" уже хорошо работает, участвовал в гонке и развивал скорость 52 км / ч.

В то же время, есть еще одна компания во Франции — "Де Дион-Бутон", во главе с графом де Дионом и инженером Жоржем Бутоном.

Их заслугой является создание инновационного двигателя. Его специальность была немыслима для этого времени движения — от 1500 об / мин до 3000 об / мин. Мощный двигатель работал на бензине и был достаточно сильным, несмотря на небольшой объем — 0,5 км.


Альберт де Дион и Джордж Бутон

Двигатель «DeDion» стал заполнением для нового автомобиля "Renault" — идея изобретателя Луи Рено. Кредитом этого числа было создание автомобилей с прочной трубчатой ​​рамой и введение карданного вала в трансмиссионную систему.

Эта технология стала серьезным шагом вперед по сравнению с приводным ремнем.


Луи Рено

Крыша полностью заменила ремни и цепи в системе переключения передач.

Эта технология используется сегодня, особенно в производстве автомобилей с задним приводом.

Французские достижения в области автомобилестроения были более скромными, чем технические новшества Германии. Однако автомобили, созданные французами в начале 19-го века, были легкими и надежными, с двигателями, которые были сильными в то время.

Кроме того, это марка автомобиля "Renault" сегодня является брендом автомобильной промышленности во Франции.

Промышленность Франции

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство -- 20%, оно обеспечивает 24% рабочих мест, 40% инвестиций и 80% экспорта (данные 2008 года). Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (третье место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором, а также радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая.Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75% энергии получают на АЭС. Рис.1.

Рисунок1. Темпы роста промышленного производства во Франции за 1998-2012гг.% к предыдущему году.

Под влиянием научно-технического прогресса происходят существенные изменения в отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой теперь приходится 20% ВВП (1980 г32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения, главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях.

Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес “старых” производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно “новых индустриальных стран”. Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производственного аппарата на базе новейшей техники. Это, прежде всего, в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. Между тем, Франция значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечнопрессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение и транспортное машиностроение. Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании -- частная “Пежо-Ситроен” и государственная “Рено” обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций.

Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект “Арианспейс” обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию в энергетической стратегии. Основное внимание уделялось развитию атомной энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к заметному изменению структуры производства электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей электроэнергии, на ТЭС -- 65% и на ГЭС -- 27%, а в 1987 г. доля АЭС уже составила 76%, доля ТЭС снизилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в 1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, сокращался импорт нефти. .