Производство, обмен и распределение. Производство, распределение, обмен и потребление

Понятие государственной экономики включает в себя помимо непосредственного государственного регулирования принципы полного планирования и достаточно жесткого распределения. Вообще, при плановости в экономике распределение ресурсов - любых: материальных, финансовых, трудовых - осуществляется исключительно централизованно под жестким контролем государства и обеспечивает устойчивые производственные и логистические цепочки на всей территории страны. Наглядным примером служили на протяжении нескольких десятилетий (и в чем-то достаточно успешно!) механизмы хозяйствования, выработанные в Советском Союзе.

Распределение трудовых ресурсов при плановой экономике

"Кадры решают все!" На протяжении многих лет этот лозунг не потерял своей актуальности. Действительно, залогом успешной деятельности предприятия в значительной доле является уровень квалификации его сотрудников. Однако учебные заведения, обеспечивающие профессиональную подготовку и переподготовку по специальностям, задействованным на одном предприятии, территориально могут быть расположены весьма далеко друг от друга. При плановой экономике для достижения нормальной обеспеченности квалифицированными кадрами реализуются следующие этапы:

  • планирование кадровой потребности в разрезе отраслей экономики;
  • планирование подготовки и переподготовки по необходимым специальностям в соответствующих учебных заведениях;
  • последующее распределение.

В является гарантией того, что на планируемую перспективу (кратко-, средне- или долгосрочную) предприятия той или иной отрасли будут обеспечены квалифицированными кадрами и необходимыми трудовыми ресурсами.

Распределение материальных ресурсов

Залог стабильности снабжения материальными ресурсами в экономике - это распределение их централизованным путем на основании сводного плана, выработанного на уровне единого органа управления. Выстраивание жестких цепочек взаимодействия между поставщиком материалов и их потребителем происходит на достаточно длительный период. В идеале это должно способствовать отсутствию дефицита материалов и обеспечивать непрерывность производственного процесса. В реальности же никуда не уходит целый ряд факторов, ведущих к возможному сбою во всей производственно-снабженческой цепочке (та же человеческая ошибка в логистике, например).

Распределение финансовых ресурсов

При государственной экономике предполагается, что основной долей прибыли, полученной от деятельности всех предприятий, распоряжается их главный и единственный собственник - государство, направляя основные в том или ином направлении. В экономике это распределение выглядит следующим образом:

  • государство принимает решение по итогам финансовой деятельности и изымает часть прибыли на свое усмотрение для дальнейшего распоряжения ею;
  • государство планирует на долгосрочную перспективу развитие тех или иных отраслей в соответствии с принятой стратегией социально-экономического развития;
  • государством составляется план инвестиционных потоков.

Итогом деятельности становится направление финансовых ресурсов в соответствии с принятыми планами. В данном случае государство, осуществляющее распределение в экономике, - это отраслевые министерства и ведомства. Они ответственны за развитие той или иной отрасли.

Распределение ресурсов в рыночной экономике

Рыночная экономика отличается от плановой тем, что основным механизмом регулирования в ней являются спрос и предложение на те или иные товары на рынке. Соответственно, какое-либо централизованное распределение в рыночной экономике любых ресурсов отсутствует как факт. Свои локальные производственные планы предприятия строят после исследования предполагаемого рынка сбыта производимой продукции.

После того как определяется планируемый объем выпускаемой продукции, делается расчет потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах и определяются возможности их привлечения. В результате выстраиваются определенные цепочки взаимодействия с поставщиками и подрядчиками. Они могут функционировать как длительный период, так и в течение только одного производственного цикла. В случае выпадения какого-либо звена по объективным обстоятельствам его замещение осуществляется весьма и весьма быстрыми темпами.

С одной стороны, такая система кажется достаточно гибкой и оптимальной, однако она может привести к дисбалансу в развитии отраслей экономики страны в целом.

Итоги

Сравнение плановой и рыночной экономики в различных ракурсах ведется достаточно давно. Ни один из способов хозяйствования не является идеальным. Основное отличие, вызывающее споры - это распределение в экономике именно различных ресурсов. Плановая экономика, жестко контролирующая все ветви распределения, ограничивает конкуренцию и в какой-то мере и права, и свободы человека, безусловно, являющиеся главными ценностями в демократическом свободном обществе. Рыночная экономика не гарантирует определенной социальной справедливости и очень сильно зависит от различных колебаний мирового рынка в целом, что может вносить некий элемент дестабилизации.

Распределение продукта

Если в условиях самопроизводства распределения как такового просто нет, ибо все произведенное потребляет сам производитель, то при общественном производстве (начиная с парного производства) готовый продукт необходимо распределить между производителями. Распределение в экономике занимает очень важное место, так как именно оно определяет, по сути, экономические взаимоотношения, которые во многом являются основой общественных отношений.

Всякое экономическое распределение начинается с дележа и присваивания вновь созданного продукта. Присвоение – это конкретный способ овладения вещью . Присвоение может быть основанным на силовом принципе – кто сильнее, тот и присваивает себе продукт, на традиционных принципах – каждый берет свою традиционно установленную часть или продукт присваивается на основе ранней договоренности в обществе (на основе закона) . Присвоение тесно связано с понятием деление, раздел общего продукта, поэтому этот процесс происходит на тех же принципах, что и присвоение: поровну, по силовой (или иной) значимости участника дележа или по договоренности (закону).

Распределение - в экономике фаза общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением. Распределение – это разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи государству, группе лиц или отдельному лицу и обретение прав собственности на эти части.

После деления и присваивания общего продукта наступает право собственности, то есть каждый из участников дележа обретает определенные права на полученную долю, становиться собственником полученного. Получив права собственника, человек далее может распоряжаться этим продуктом по своему усмотрению: потребить, обменять, подарить другому лицу или оставить на накопление. Так вот весь этот процесс, от деления до приобретения прав собственности и называется в экономике распределением .

Собственность – это система определенных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства, земли, недр, вод. Понятие собственности является не только внутренним (внутри какого-либо общества), но и внешним.

Понятие собственности в экономке очень важно, оно определяет, кто и как получает права на произведенный совместно продукт, а значит, формирует экономические отношения, влияющие на развитие общественного производства и общества в целом.

На заре человечества, в бытность стадности, когда вожак стада «ел первым» деля общую добычу, а затем ели все остальные (раннее стало) или ели в порядке, определяемом вожаком (развитое стадо), то здесь приобретение права собственности носило явно силовой характер. Такое распределение и собственность носили примитивный характер, и касались только непосредственно потребления. Но силовой характер приобретения прав собственности, к сожалению, жив и поныне, и касается уже не только прямого потребления, но и всего остального.

С развитием человечества (уже в период родовой общины) появился новых характер обретения прав собственности – признанный. Это способ обретения прав собственности был уже основан на добровольности и общем признании. Данный способ обретения прав собственности в отличие от предыдущего не нуждался в силовом сопровождении и всецело был основан на общем признании. Правда, он касался в основном личной собственности.

Далее, с появлением отдельных семей с обособленным имуществом, появился еще один вид обретения прав собственности – договорной, в последствии став законным правом. Если в первобытном обществе этот вид обретения прав собственности был основан на договоренности сторон, определявших, что есть чье, то с его развитием он приобретает характер закона, и начинает поддерживаться силой государства.

Понятие распределение тесно связано с понятием распределитель , то есть нечто, определяющее порядок раздела и присвоения. Этим нечто может выступать, как отдельное лицо (вожак, вождь, монарх, хозяин), так и группа лиц (совет старейшин, сенат, совет директоров), а также заранее определенный порядок (традиции, правила, инструкции, закон).

История развития распределения продукта практически равна истории развития человечества, начиная с периода стадности. Но и сегодня, увы, распределение часто основывается на силовом принципе. Так называемое законодательное распределение сегодня это, по сути, силовое, хоть и цивилизованное, распределение. Если законодательное распределение между гражданами равного положения поддерживает фактически договорное распределение, то распределение среди не равных больше похоже на силовое. Кроме того, распределение между государством и гражданами, увы, является чисто силовым распределением. Государство берет у своего населения столько, сколько считает нужным, не обращая внимание на мнение и возможности своих граждан. Хотя современные рыночные государства считаются государствами демократическими, когда речь заходит о деньгах демократия заканчивается. J )

Исторически сложилось так, что распределение готового продукта произведенного сообща, зависит от того, чьи средства производства участвовали в этом процессе. Как правило, хозяин средств производства становится и собственником готового продукта. Вообще то это можно считать справедливым, если собственник средств производства при этом исполнил все свои обязательства перед наемными работниками, и самое главное, что уровень заработной платы является вполне рыночным (при оптимальном уровне безработицы). Разумеется, что здесь имеется ввиду современное рыночное общество, а не рабовладельческий или феодальный период, во времена, которых имела место прямая эксплуатация, основанная на иждивенчестве. В современных рыночных условиях эксплуатация возможна, но только в период высокой безработицы, когда уровень заработной платы резко падает, а, значит, переходит грань обоюдовыгодного обмена. Об этом подробнее будет сказано ниже.

Распределение сегодня сводится не к распределению готового продукта, а к распределению денежных средств, полученных от продажи готового продукта. Поэтому распределение дохода на современных предприятиях, как правило, заключается в выплатах поставщикам сырья и услуг, заработной платы, налогов, взносов во внебюджетные фонды, прибыль, инвестиции в собственное производство, дивиденды и прочие выплаты.

В конце процесса распределения, каждый участник этого процесса, получивший свою долю обретает на нее права собственности, которые сводятся, как принято считать, к четырем правомочиям:

1) право потребления – юридическая возможность фактически употребить полученное благо (вещь, услуга, работа и т.д.);

2) право владения – юридическая возможность фактического обладания вещью и удержания ее в своем владении;

3)право пользования – юридическая возможность эксплуатации имущества и получения от этой эксплуатации дохода;

4)право распоряжения – юридическая возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие судьбу своего имущества (аренда, временное право владения, пользования и распоряжения чужой собственностью).

Считается, что обмен (следующая фаза общественного воспроизводства) – это есть обмен «пучками прав собственности». То есть в результате обмена вы становитесь полноправным собственником выменянного блага (продукта).

Однако, в условиях силового распределения (не общепризнанного) права собственности юридические и права собственности фактические (признанные окружающими) часто не совпадают. Подобное явление часто приносит социальную напряженность в обществе, возникновение конфликтов, вплоть до революций. Общество постоянно развивается, совершенствуется, изменяется сознание людей, традиции, меняется производственный потенциал и т.д. Поэтому очень важно, чтобы законодательство в области экономики, особенно в части прав собственности не отставало от жизни, иначе это приведет к негативным последствиям, что не раз уже доказывала история. Например, права собственности рабовладельцев или феодалов невозможно использовать в наше время, хотя некоторые политики были бы и не против таких законов, не понимая, правда, что подобное законодательство простоит не долго, а просто вызовет очередную смуту в государстве, в которой сторонники подобных шагов назад потеряют и то, что имеют сегодня. Система юридических прав в области распределения должна как можно больше соответствовать реальным отношениям в обществе. Тогда и ее исполнение будет проще, и ее нарушителей будет мало, и производство будет развиваться быстрее!

1.Политика доходов, как инструмент социально-экономического управления.

ПД (Политика Доходов) является составной часть экономической и социальной политики государства. Реализация того или иного варианта ПД влечет за собой трансформацию распределительных отношений в обществе в сфере первичного и вторичного распределения доходов населения. ПДиЗП имеет свой особый объект - доходы населения.

2.Методы политики доходов и заработной платы.

    Нормативно-правовые (законодательные) - разработка норм, нормативов, социальных стандартов, разработка федеральных законов, поправки конституции, указов президента.

    Экономические методы - Определение минимальных социальных гарантий: минимальная оплате труда; ставка ЕТС (единая тарифная сетка), налоговая политика, политика

    Административные - базируются на силу власти, включают запреты и разрешения, часто ограничивают экономическую свободу участников рынка.

    Согласительные (социальное партнерство) - заключается в согласовании действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам оплаты труда, занятости через систему многоступенчатых переговоров на следующих уровнях: 1 уровень - генеральная, 2 уровень - региональная (отраслевые переговоры), 3 уровень - коллективные.

3. Недостатки рыночного механизма регулирования экономики. Социально-экономические функции современного государства. Смешанная экономическая система.

Установление рыночной экономики усугубляет социальные и экономические расслоения в обществе (устанавливается неравенства доходов). Основные причина неравенства доходов можно сгруппировать в 3 блока:

    Объективные причины – отражают общественную полезность занятий. В их основе лежит территориальная, отраслевая, межпрофессиональная дифференциация оплаты труд, образовательный уровень, стаж работы, владение собственностью

    Субъективные причины - Связаны с характеристиками личности.

3.Специфические причины - Связаны со специфической особенностью рыночной среды, конъюнктуры рынка и другими причинами.

4. Понятие социального государства; основные модели социального Государства.

Впервые положения социального государства встречаются в трудах Людвига Фон Штайна (Германия, 19в.). В 1949г. Широкое распространение социальное государство получило, когда в конституции ФРГ появилось понятие социального государства (первая демонстрация новой сущности государства с основными принципами: соц. справедливость, соц. равенство, обеспечение соц. гарантий).

Идеи социального государства представлены тремя моделями :

    Либеральная модель

    Консервативная (корпоративная)

    Социально-демократическая

Модели отличаются по факторам:

    Объемом социальных расходов на социальное обеспечение.

    Степенью независимости индивидуума от рынка.

Либеральная модель (США, Канада, Австралия): ограничение предоставления пособий и услуг в качестве права; существует тенденция предоставления благ на выборочной основе.

Консервативная (Австрия, Франция, Италия, Германия): обязательный набор услуг, возможность предоставления которых определяется классовой и статусной принадлежностью (религиозной); эффект перераспределения незначителен и основная идея – социальная стабильность; большое внимание уделяется семье, как ячейке общества.

Социально-демократическая (Швеция, Норвегия): всеобщее социальное обеспечение – государственная медицина, государственное образование; достигается высокий уровень перераспределения благ и услуг; справедливое и равномерное распределение доходов; всем гражданам достойный уровень жизни; активная роль государства.

5.Цели, объекты и субъекты социальной политики. Международные социальные нормы и стандарты.

Элементами социальных гарантий и социальной защиты являются:

    Профессиональная подготовка граждан к трудовой деятельности.

    Реализация способностей граждан в процессе трудовой и производственной деятельности.

    Гарантия недопустимости принудительного труда.

    Гарантии обеспечения общедоступности образования.

    Минимизация потерь в связи с прекращением трудовой деятельности.

    Социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальное страхование.

Объектом отношения социальной защиты являются социально уязвимые слои населения.Объектом отношения социального страхова ния является наемный работник.

Составные части социальной защиты:

    Система денежных выплат.

    Система социальных услуг.

По источникам финансирования:

    Социальное страхование

    Социальная помощь.

Субъектами социальной защиты являются все ветви власти.

Международные нормы и стандарты в области соц. Политики содержатся в конвенциях, рекомендациях и резолюциях след. Организаций: ООН, МОТ, ОЭСР, ЮНЕСКО.

Международные нормы можно разделить по территории распространения. 3 вида: общие(для всех стран), Региональные, Двсусторонние. По обязательности претворения в жизнь различают конвенции: 1-обязательные для исполнения государствами- Участниками без ратификации, 2-обязательными по исполнению после ратификации, 3-не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения. В области политики доходов можно выделить некоторые международные стандарты. Конвенция 28 МОТ, конвенция 26 МОТ, рекомендация 30 , конвенция 117 МОТ 1962г «об основных целях и нормах соц. Политики», конвенция 131 МОТ 1971г «О минимальной заработной плате», рекомендация 135 МОТ «О мерах соц. Защиты и борьбе с бедностью» 1971г, рекомендация 167 1983 г «О сохранении прав в области соц. Обеспечения», рекомендация 168 МОТ 1983 г «о проф. Реабилитации и занятости инвалидов».При разработке соц. Политики и расчете прожиточного минимума необходимо учитывать основные потребности семьи трудящегося. Минимальная заработная плата является мерой соц. Защиты в отношении минимально допустимого уровня жизни.

6. Приоритеты социальной политики. Основные направления совершенствования политики доходов и заработной платы в РФ.

Приоритеты социальной политики.

В социально-ориентированной рыночной экономике к общим целям социальной политики относят следующие:

    Гуманизация общественных отношений. Предотвращение роста преступности.

    Стимулирование творческого труда на основе удовлетворения разумных потребностей работников.

    Создание нормальных условий жизнедеятельности.

    Гарантирование всем членам общества минимальным доходом.

    Гармонизация отношений между участниками рыночной экономики (система трипартизма (государство, работодатель, наемник) – социального партнерства(генеральные отношения, отраслевые, коллективно-трудовые)).

Приоритеты социальной политики в РФ:

    Поддержание и подъем уровня жизни населения.

    Защита доходов населения от инфляции.

    Снижение дифференциации доходов населения, обеспечение равномерного распределения доходов.

    Борьба с бедностью, нищетой, мало обеспеченностью. Сокращение масштабов бедности (30-35 млн. человек – за чертой бедности).

    Адресная социальная помощь.

    Активная политика занятости.

    Развитие системы социального страхования.

    Развитие потребительского рынка среднего слоя населения.

    Обеспечение государственных стандартов качества и безопасности товаров и услуг.

    Стимулирование и развитие рынка жилья, медицинского обслуживания.

7.Сущность распределения, как экономической категории.

Распределение представляет одну из фаз общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением. Распределение как экономический процесс может рассматриваться как для факторов так и для рез-тов произ-ва. Для факт-ов произ-ва распределение это предворяющее условие производства., при котором материальные и трудовые ресурсы переливаются из менее прибыльных в более эффективные отрасли с целью окупаемости каждого фактора производства. Для результатов производства распределение это деление необходимого продукта на цели личного потребления (доходы по труду это з\п, доходы от собственности-дивиденд, рента, прибыль). Законы распределения вытекают из производственных отношений и прежде всего из отношений собственности. Распределительные отношения основываются на отношении общ-ва и регионов, соц групп и отдельных личностей. Распределительные отношения эффективно воздействуют на общественное производство. Распределение доходов формирует понятие соц. Справедливости

8.Понятие дохода, виды доходов населения.

    Под доходом населения понимается сумма денежных выплат и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени, используемых в целях накопления и потребления.

    Классификация видов доходов:

    По форме получения: 1.денежные доходы включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), доходов от собственности в виде процентов и дивидендов, сумм от продажи ценных бумаг, различных изделий, доходов, от оказываемых на сторону услуг 2. Нат. Доходы – включают продукцию, произведенную домашними хоз-ми для личного потребления в нат. Форме. 3. Безденежные доходы – бесплатные или частично оплачиваемые льготы, бесплатные услуги, потребляемые населением за счет общественных или целевых фондов. Источники безденежных доходов:1. Фонды коллективного потребления: общественные фонды потребления ОФП 2. Региональные фонды коллективного потребления – фонды, кот. Содержатся за счет средств регионального бюджета. 3. ФКП на предприятии. 4. Личное подсобное хоз-во. 5. Самозаготовки даров природы. 6. Домашняя работа в домохоз-ве. 4 Совокупный доход (валовой доход) охватывает весь объем средств, поступающий в распоряжения населения. Включает денежные доходы, стоимость натуральных поступлений, стоимость льгот и дотаций за счет средств фондов коллективного потребления. 5. Мобильные доходы – совокупные доходы населения и сбережения населения за вычетом бесплатных услуг из ОФП.

    По отношению к налогообложению и ценам можно выделить следующие доходы: 1. Номинальные доходы- характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и уровня цен. В других источниках встречается аналогичное название: начисленные доходы, брутто доходы. 2. Располагаемые доходы – номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей (чистые доходы, нетто доходы). 3. Реально располагаемые доходы – это располагаемые доходы, скорректированные на индекс потребительских цен (отоваренные доходы). 4. Реальные доходы – номинальные доходы скорректированные на индекс потребительских цен.

    По факторам производства(факторные доходы, первичные доходы). 1. Заработная плата – это цена трудовой услуги, предоставляемая наемным работником при реализации деловой активности. 2 вида: номинальная – сумма денег, полученных работником за определенный промежуток времени. Реальная з\п – номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен и тарифов. 2. Доходы от собственности – рента, проценты, дивиденды, роялти (виды доходов от собственности(плата за использование недр)). 3. Предпринимательский доход – прибыль после платы за кредит

    По легальности получения: 1. Легальный доход – в рамках учтенной экономики. 2. Нелегальный – в рамках неучитываемой экономики. 1. Серая экономика- доход от скрытой экономической деятельности (преуменьшение товарооборота, занижение налогов, неучастие в квотировании рабочих мест) 2. Неформальная экономическая деятельность (торговля без лицензии, челночная торговля, оказание услуг знакомым). 3. Доходы от нелегальной экономической деятельности (торговля оружием, наркотиками, людьми).

    По уровню агрегирования показателей. 1. Совокупный или денежный доход населения РФ. 2. Денежный доход населения субъектов Рф. 3. Денежный доход домохоз-в. 4. Индивидуальный денежный доход.

9.Структура доходов населения Функциональное распределение дохода .

Исследование Доходов населения тесно связано с исследованием структуры доходов по источникам формирования и по направлениям использования. В макроэкономике сущ. 2 аспекта в изучении доходов: 1. Функциональное распределение (по источникам) 2. По направлению использования. При исследовании 1 аспекта основные изучаемые пропорции – соотношение факторных доходов при формировании совокупного дохода. К основным видам экономич. ресурсов относятся труд, земля, капитал и предприним.деятельность. Функциональное распределение доходов связано со способом, где ДД делятся на з\п, ренту, проценты и прибыль. Совокупный доход распределяется в соответствии с функцией, Выплачивается получателям дохода (владельцам факторов производства), зарплата за труд, проценты за ресурсы, наход. В чьей-то собственности. Функциональное распределение доходов связано с формированием первичных доходов.

Производство - это исходный пункт, в котором создается продукт, т.е. материальные блага и услуги. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в процессе потребления. Но потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства первобытной общины было потребление добытого за день, а целью производства в рабовладельческом обществе было удовлетворение потребностей рабовладельцев.

В системе рыночного хозяйства непосредственной целью производства является получение прибыли. Это-важнейшее преимущество рыночной экономики. "Стремление к прибыли, - считает выдающийся австрийский экономист Хайек, - это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Высокосознательный социалистический лозунг "Производство во имя потребления, а не ради прибыли" свидетельствует о полном отсутствии внимания к тому, как приумножаются производительные возможности".

Вслед за производством экономического продукта следует его распределение по направлениям дальнейшего движения или использования. Производство создает продукт в его натуральном выражении, тогда как на стадии распределения может происходить распределение продукта как в натуральной форме, так и его стоимости в денежной форме - посредством системы денежных расчетов с участниками производства, владельцами ресурсов.

В результате распределения происходит дальнейшее продвижение продукта к потребителю, при этом часть его может оставаться в виде резерва, запасов, подлежащих последующему распределению. Процесс распределения может быть и часто бывает многократным, в особенности когда распределяются денежные средства. Происходит первичное, а затем вторичное и последующие распределения как промежуточного и конечного продукта, так и денежного результата. Перераспределительные процессы характерны для современной экономики, поэтому бывает трудно определить, кто стал потребителем произведенного продукта, конечным обладателем его денежной стоимости, первоначально распределенной между владельцами факторов производства.

Пройдя стадию распределения, продукт, которому предназначено стать товаром, подвергается обмену. Обмен является промежуточным звеном, связывающим собственно производство и потребление, т.е., прежде чем товар будет потреблен, он должен пройти через рынок - сферу обмена. Следовательно, обмен г-обязательное звено, без которого в рыночной системе нет потребления.

Обмен обусловливается общественным разделением труда и вытекает из него. Еще Аристотель говорил, что обмен возникает не между двумя земледельцами, а между земледельцем и башмачником.

Обмен в конечном итоге является главным условием и предпосылкой формирования спроса, предложения, свободных цен и т.д., а следовательно, формирования рынка как экономической категории и средоточия рыночной системы. Причем осуществляется обмен и товарами, и услугами, и знаниями, и опытом, и информацией, и научно-техническими достижениями, и т.д.

За обменом следует потребление продукта, которое происходит либо в форме конечного потребления товара потребителем, либо в виде производственного потребления, когда товар, продукт вновь попадает в производство, но уже в своем новом "товарном" качестве, в виде ресурса. Вне зависимости от того, какова судьба потребляемого товара, стадия производства начинается вновь и вновь, чтобы воспроизводить необходимые экономические продукты. При этом на каждой последующей стадии может производиться как тот же самый, так и обновленный, модернизированный продукт.

"Процессы производства, распределения, обмена и потребления в современной экономике" и другие

В изложенных выше разделах курса выяснены законы формирования рыночных цен на факторы производства, а значит, доходов их владельцев. Согласно доминирующей в настоящее время теории эти доходы распределяются в соответствии с вкладом в производство каждого фактора, т.е. доход лиц наемного труда, капиталистов (владельцев капитала), землевладельцев определяется его предельным продуктом - стоимостью, которую создает последняя используемая единица труда, капитала, земли.

Очевидно, что чем ближе значение этого коэффициента к единице, тем выше дифференциация доходов, и наоборот, чем ближе его значение к нулю, тем более равномерно распределение доходов в обществе.

Полученное в результате функционирования экономической системы и измеренное с помощью кривой Лоренца распределение доходов в обществе может не устроить политическое руководство страны, так как высо-


Рис. 2.45.

1 - концентрация доходов до взимания налогов и выплат дотации; 2 - концентрация доходов после взимания налогов; 3 - концентрация доходов после взимания налогов и осуществления мер социальной политики

кая степень дифференциации доходов может привести, как свидетельствует исторический опыт, к социальному недовольству. В этом случае правительство задействует методы перераспределения доходов посредством активизации налоговой и социальной политики. В частности, с более высоких доходов взимается, как правило, более высокий налог, а такие государственные программы, как социальное страхование, выплата пособий, дотаций, продовольственная помощь, увеличивают доходы беднейших слоев населения страны.

Если исходное состояние экономической системы оптимально по Парето, т.е. доходы какой-либо группы населения не могут быть увеличены без снижения уровня доходов другой группы, то необходим поиск оптимального компромиссного плана, максимизирующего на каждом шаге его определения уровень дохода группы населения с наименьшим уровнем дохода (максиминный подход - см. параграф 2.3).

При наличии данных, соответствующих конкретным действиям правительства по перераспределению доходов, можно построить кривые Лоренца, отражающие концентрацию доходов: до выплаты налогов, после взимания налогов, а также получения выплат и пособий в рамках реализации социальных программ (рис. 2.45).

Анализируя представленные на рис. 2.45 результаты, можно сделать обоснованный вывод о влиянии проводимой налоговой и социальной политики на процесс выравнивания доходов населения.

  • Очевидно, что вопрос о распределении доходов сводится, по существу, к решениюпроблемы распределения вновь созданного национального продукта, так как распределитьможно только то, что произведено.
  • Макс Лоренц (1876-1959) - американский статистик и экономист.
  • Пример взят из работы «50 лекций по микроэкономике»: в 2 т. СПб.: Экономическаяшкола, 2000.
  • Корадо Джини (1884-1965) - итальянский статистик, экономист, демограф.