Понятие камеральной налоговой проверки. Возражения по акту проверки. Процедура в отношении ИП

Российский бухгалтер, N 3, 2016 год
Рубрика: Особая тема
Ольга Семенова,
эксперт журнала

Статьей 88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки ее проведения.

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основанием для начала камеральной проверки является сдача декларации.

В соответствии с камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Иными словами, камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в которую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии с п.3 ст.80 Налогового кодекса , налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом, налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ , организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того, если в состав организации входит недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговые декларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Таким образом, камеральная проверка может проводиться одновременно несколькими налоговыми инспекциями.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ). При этом, для проведения камеральной проверки не требуется специального решения налогового органа. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствии со служебными обязанностями. Соответственно, налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральной проверки.

В том случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок, камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончании камеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая на основании новых представленных документов.При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Не может являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки представленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" специальная декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Итак, камеральная налоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций и расчетов по следующим налогам:

Налог на прибыль;

Налог на имущество;

Транспортный налог и прочие.

Итак, камеральной налоговой проверке подвергаются декларации (расчеты), предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральная проверка проводится только в отношении того налога, по которому предоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается тем периодом, за который был предоставлена декларация (расчет). Так, если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны только этот налог, и этот период. Таким образом, доначислить налог в результате камеральной проверки можно только на основании проверяемой отчетности, в нашем случае - по налогу на имущество за I квартал 2016 года.

Кроме того, камеральной налоговой проверке подвергаются предоставленные уточненные налоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношении первичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка еще не прекращена, она завершается, и начинается новая, по корректировочным данным.

Положения Налогового кодекса РФ могут предусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ , расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки, предусмотренные ст.88 Налогового кодекса РФ , распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

Налогоплательщики, как известно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этим возникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральной проверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организация исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ , расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом, камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов), представленных налоговыми агентами, проводится в общем порядке.

Кроме НДФЛ, организация может выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль, декларации по которым также подвергаются камеральной проверке.

Первичная камеральная проверка

В любом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинается с проверки контрольных соотношений. Представленные данные загружаются в автоматизированную информационную систему, где и происходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка, например представленных данных с данными предыдущего периода. Может происходить сверка данных по одному налогу с представленными данными по другим декларациям (расчетам).

Камеральной налоговой проверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, которая подается в случае отсутствия движения денежных средств, а также отсутствие объекта налогообложения.

Со стороны налоговых органов в первую очередь производится анализ, представлены ли декларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок. Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3 ст.76 Налогового кодекса РФ , в случае, если налогоплательщик не предоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней после установленного срока, налоговые органы вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Во вторую очередь налоговыми органами осуществляется проверка соответствия всех показателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапе определяется, будет ли проводиться камеральная проверка более углубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действия должны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики по результатам камеральной проверки.

Камеральная проверка проводится по отношению к отчетности и документам, которые сам налогоплательщик подает в ИФНС, либо которые имеются у инспекции. Рассмотрим подробнее, что значит «камеральная проверка» и каков порядок ее проведения.

Отдел камеральных проверок в налоговой службе

В каждой налоговой инспекции существует отдел, занимающийся камеральными проверками. Таких отделов может быть несколько, тогда каждый имеет свое направление, например, камеральные проверки юрлиц, проверка деклараций по НДФЛ, проверка деклараций по налогу на прибыль и т.п.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами - налоговыми инспекторами, главная функция которых – контролировать соблюдение налогового законодательства на основании отчетности, представленной налогоплательщиками. «Камеральщики», в отличие от сотрудников отдела выездных проверок , не выезжают к налогоплательщику, а проверяют все документы на месте – в ИФНС.

Основные обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок следующие:

  • прием налоговых деклараций, расчетов, отчетов, бухгалтерских балансов и прочих документов, связанных с начислением и уплатой налогов и страховых взносов,
  • проведение камеральных проверок полученной отчетности и документов,
  • проведение встречных проверок, если необходимо – направление запросов в другие налоговые инспекции на проведение таких проверок,
  • рассмотрение вопросов возврата переплат по налогам, страхвзносам и иным платежам в бюджет,
  • сбор доказательственной базы по фактам нарушения налогового законодательства налогоплательщиками, подготовка материалов для применения санкций к нарушителям, в том числе для приостановления операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности.

В целом же можно выделить такие главные задачи камеральной налоговой проверки, проводимой отделом, как:

  • проверка поступившей отчетности,
  • по итогам проверки – отбор налогоплательщиков для проведения углубленной «камералки»,
  • отбор налогоплательщиков, по которым возможно назначение выездной налоговой проверки.

Этапы камеральной налоговой проверки

Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.

Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

  1. данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;
  2. проводится сверка , показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;
  3. проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;
  4. выявляются причины и основания для углубленной проверки;
  5. если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то «камералка» заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.

При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению , отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка. Что означает камеральная налоговая проверка на данном этапе? Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию и сдача «уточненки» (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново.

Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки , экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.

Инспектор, проводящий «камералку» обязан рассмотреть все пояснения и документы, представленные налогоплательщиком в свое оправдание. Недопустимо запрашивать документы и сведения, не относящиеся к проверяемой отчетности, или не предусмотренные налоговым законодательством. Если факт налогового нарушения все же установлен, составляется акт камеральной проверки (п. 5, п. 7 ст. 88 НК РФ).

На некоторых региональных сайтах ФНС можно более наглядно ознакомиться со схемой камеральной налоговой проверки (например, на сайте УФНС РФ по Республике Алтай).

Сроки камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.

При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки:

  • 10 рабочих дней – на составление акта камеральной проверки;
  • 5 рабочих дней с даты составления акта дается на его вручение налогоплательщику;
  • 1 месяц – срок, в течение которого налогоплательщик может подать свои возражения на акт проверки;
  • еще 10 рабочих дней дается руководителю ИФНС, чтобы рассмотреть материалы «камералки» и возражения налогоплательщика. На их основании он выносит решение о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В особенных случаях, если требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, срок может быть продлен еще на 1 месяц.

Камеральная проверка является одним из видов проверок, осуществляемых налоговыми органами. Она позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, предоставляемой налогоплательщиками. Каковы процедура и порядок проведения камеральной проверки, рассмотрим в представленной статье.

Камеральная налоговая проверка - это…

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2018 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений. Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период. Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета. При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Сколько длится камеральная проверка

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Бывает, что на первоначальном этапе камеральной проверки не выявляется никаких нарушений в предоставленной налоговым органам отчетности. Соответственно, оснований для углубленной камеральной проверки нет, и камеральная проверка заканчивается на данной стадии.

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1 НК РФ).

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме. Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки.

Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку. Процедура осуществления углубленной камеральной проверки зависит от ее оснований.

Углубленная камеральная проверка может проводиться по формальным основаниям для углубленной проверки (заявленные льготы по НДС, предоставление поясняющих документов и т. д.). При данных основаниях сотрудники налоговой инспекции оценивают представленные документы и проводят конкретные мероприятия по налоговому контролю. Они могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщиков или какую-либо информацию у банка по расчетному счету.

Эти процедуры налоговые органы проводят для того, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок и искажений в данных отчетности либо выявить нарушения налогового законодательства.

При выявлении в ходе камеральной проверки в декларации (отчетности) каких-либо нарушений, противоречий, ошибок налоговики обязаны поставить в известность налогоплательщика и потребовать документальное подтверждение представленных данных либо достоверную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случаях когда основанием для углубленной камеральной проверки являются технические ошибки, явные несоответствия финансовых показателей в отчетности, проверяющие потребуют предоставить пояснения либо корректировку.

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

Камеральной называется проверка, проводимая в отношении представленной гражданином, ИП или организацией налоговой декларации. Ее длительность не превышает трех месяцев, а для ее назначения не требуется решения начальника инспекции.

 

Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля, при котором налоговым органом изучается представленная налогоплательщиком декларация или расчет на предмет правильности расчета налоговой базы, определения суммы налога к уплате, правомерности применения льгот и т.д.

Порядок и сроки проведения данного вида налогового контроля регламентируется ст. 88 НК РФ .

Таблица № 1. Вкратце о камеральной проверке

Что проверяется

Представленная гражданином, компанией или ИП налоговая декларация или расчет

Сколько длится проверка

3 календарных месяца (см. Прим.)*

Какие мероприятия могут быть проведены в рамках данного вида контроля

  • истребование документов и получение информации о налогоплательщике;
  • допрос свидетелей;
  • почерковедческая и иные виды экспертиз;
  • проведение осмотра;
  • привлечение переводчика или эксперта

Как оформляется результат проведенных мероприятий

В случае выявления нарушений составляется акт. Если нарушения не выявлены, то никакой документ не составляется

Что делать, если не согласен с результатами, отраженными в акте

В случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик подает возражения на акт камеральной проверки в налоговый орган, вынесший указанный документ. Затем, если данное возражение не было принято, - в вышестоящий налоговый орган

* Примечание: в ряде случаев начальник инспекции может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля длительностью один месяц.

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет камеральная проверка

Срок проведения

В соответствии с Налоговым кодексом срок проведения данного вида налогового контроля не должен превышать трех календарных месяцев с даты представления отчетности . При сдаче декларации или расчета лично срок начинает течь с даты ее представления, что подтверждается штампом, проставляемым на первом листе отчетности. При направлении по почте - датой представления считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления.

В ряде случаев инспекция может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля длительностью один месяц. Как правило, это происходит после того, как налогоплательщик представляет свои возражения, и налоговому органу необходимо время для изучения вновь открывшихся обстоятельств.

Важно: при проведении мероприятий налогового контроля ИФНС не может доначислить дополнительные суммы налогов в виду открывшихся новых сведений. В рамках допмероприятий проверяются сведения и данные, полученные в ходе проверки. Если по результатам допмероприятий сумма в решении была увеличена (по обстоятельствам, открывшимся в ходе проведения указанных мероприятий), это является основанием отмены решения о привлечении к ответственности.

В рамках данного вида контроля осуществляется почти весь спектр мероприятий, проводимый в результате выездной проверки, но с некоторыми оговорками. Так, осмотр помещений и территории может быть проведен только с согласия налогоплательщика. Также проверяемые сведения должны затрагивать период, по которому представлена декларация.

Оформление результатов

В случае если по результатам проверки инспекцией были выявлены нарушения, составляется акт. Указанный документ должен быть составлен не позднее 10 дней с даты окончания проверки и в течение 5 дней с момента его составления вручен налогоплательщику.

Акт камеральной налоговой проверки (скачать)

Примечание: нарушение сроков оформления результатов проверки и уведомления налогоплательщика является основанием для отмены вынесенного решения.

В течение месяца с даты получения акта налогоплательщик может представить свои возражения на указанный документ.

После истечения месяца с даты вручения налогоплательщику акта налоговый орган в течение 10 дней должен вынести решение по результатам проверки. Оно может быть либо о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к ней.

Если в течение 10 дней после получения налогоплательщиком решения, оно не было обжаловано, то данное решение вступает в законную силу.

Обжалование результатов проведенных мероприятий

Если гражданин, ИП или компания не согласны с выводами, изложенными в акте, они вправе подать в течение месяца с даты получения акта свои возражения. Возражения подаются в ИФНС, вынесшую акт.

По результатам рассмотрения возражений инспекция выносит либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности. При этом иногда налоговый орган учитывает некоторые доводы налогоплательщика и в решении о привлечении к ответственности снижает или отменяет доначисление налогов, сборов и пеней по отдельным эпизодам акта.

Если по результатам рассмотрения возражений было вынесено решение о привлечении и налогоплательщик также не согласен с ним, он может подать апелляционную жалобу в течение 10 дней с момента получения им указанного документа. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу и обжаловать его можно в течение 3-х лет.

Таблица № 2. Камеральная и выездная налоговые проверки: отличия

Что проверяется

Представленная налогоплательщиком декларация или расчет

Правильность исчисления и сроки уплаты налогов, сборов и иных платежей

Какой период охватывает

Период, за который представлена отчетность

Три года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о назначении проверки

Необходимо ли решение начальника инспекции о назначении данного вида налогового контроля

Срок проведения

Продление срока

Невозможно

Возможно, на 4 или на 6 месяцев

Приостановление срока

Невозможно

Возможно, на срок до полугода

Место проведения

По месту нахождения налогового органа

По месту нахождения налогоплательщика

Оформление результатов проведенных мероприятий

Если нарушения не выявлены, акт не составляется

Акт составляется вне зависимости от того, выявлены нарушения или нет.

Подводя итоги вышесказанному, вкратце ответим на основные вопросы:

  • Камеральная проверка - что это?

    Камеральной называется проверка, проводимая по декларации, представленной налогоплательщиком в налоговый орган.

  • Каков максимальный срок проверки, может ли он быть продлен или приостановлен?

    Максимальный срок проведения данного вида налогового контроля равен 3 месяцам, продлен, а также приостановлен он быть не может.

  • Как оформляется и обжалуется результат проверки?

    Оформляется данный вид налогового контроля актом в случае обнаружения каких-либо нарушений. Если нарушений нет, акт не составляется. Указанный документ можно обжаловать в досудебном порядке путем представления возражений на него.

Более подробно с тем, что из себя представляет камеральная проверка, как и в какие сроки она проводится, можно узнать из нижеследующего видео:

Ст. 88 НК РФ освещает порядок проведения камеральной налоговой проверки. Предметом камеральной проверки служит обеспечение надлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по заполнению отчетности. Механизм камеральной проверки запускается с момента представления плательщиком налоговой декларации (подробности читайте ).

Кем и где проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится сотрудниками ФНС в стенах инспекции.

В рамках камеральной проверки сотрудник ИФНС вправе:

  • Запросить дополнительные документы. При этом налоговое законодательство разрешает истребовать при проведении камеральной проверки далеко не все. Так, например, п. 5 ст. 93 НК РФ установлено, что нельзя запрашивать повторно материалы, ранее представленные в ходе выездных или камеральных проверок. О том, какие еще документы налоговый орган потребовать не вправе, можно узнать из статьи .
  • Осуществить допрос свидетелей. Можно ли избежать дачи показаний, вам расскажет наша статья .
  • Провести осмотр помещений. При этом осмотру могут быть подвергнуты помещения не только проверяемого лица (подробности ).
  • Осуществить прочие мероприятия, речь о которых идет в статье .

Какими могут быть результаты проверки:

  • При выявлении ошибок ФНС обязана в течение 10 дней по окончании проверки составить акт об этом в 2 экземплярах и направить его налогоплательщику. О том, как выглядит акт и в течение какого времени он направляется проверяемому лицу, вы узнаете из статьи .

Обратите внимание! Проверяемое лицо может обжаловать акт налоговиков в течение месяца после его получения. Правильно это сделать вам поможет .

  • Если ошибки не обнаружены, налоговый орган не выдает плательщику никаких итоговых документов (за исключением проверки обоснованности возмещения по декларациям 3-НДФЛ и НДС), когда выносит то или иное решение. Подробнее о проведении камеральной проверки по НДС читайте в статье .

Камеральные проверки — это прерогатива только налоговых органов?

Проведение камеральной проверки осуществляется не только налоговыми органами, но и внебюджетными фондами, которые руководствуются ст. 34 ФЗ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также таможенными службами в рамках Таможенного кодекса Таможенного союза.

В ходе камеральных проверок, проводимых таможней, таможенные органы также имеют право осуществлять запрос таможенных деклараций и прочих необходимых документов, получать доступ к объектам проверяемого лица, осуществлять прочие действия. О них рассказывается в статье .

Камеральные проверки представляют собой действенный инструмент в руках контрольных органов, поскольку позволяют получить немало информации о ведении хоздеятельности проверяемым лицом. Разобраться в тонкостях данной процедуры, а также избежать сложностей при ее прохождении поможет наша рубрика .