Понятие и основные проявления экономической жизни общества

Основы экономической теории

Предисловие ……………………………………………………………………………………..

Глава I . Экономическая система ……………………………………………………….…….

§ 1. Материальное производство – основа экономической жизни общества………….

§ 2. Факторы общественного производства………………………………………………

§ 3. Производительные силы, производственные отношения и их соответствие……..

§ 4. Способ производства………………………………………………………………….

Глава II . Предмет и метод экономической теории …………………………………………

§ 1. Предмет исследования в экономической теории……………………………………

Экономическая теория. Основы экономической теории – часть 1: Учебное пособие / Под редакцией доктора экономических наук, профессора, Заслуженного экономиста России . – М.: ЮНП, 2001. – _ С.

Рассмотрены объект, предмет и метод экономической теории, система экономических отношений и экономических законов многоукладной экономики.

1.2. Факторы общественного производства

Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех его основных факторов (от лат. factor - делающий, производящий), мо­ментов, условий: рабочей силы человека, предметов труда и средств труда.

Производство вообще - это научная абстракция , представляющая со­бой совокупность всеобщих черт присущих производству, не зависящих от его специфической социально-экономической формы.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных воз­можностей человека, необходимых для осуществления трудовой дея­тельности, это его способность к труду. Она выступает в качестве личного фактора производства.

Личный фактор производства – более широкое понятие, чем рабочая сила. Наряду со способностью к труду важным моментом личного фактора в процессе производства является добросовестность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, гражданственность и другие свойства личности, без которых невозможен нормальный процесс производства, его экономическая эффективность.

В современных условиях роль лич­ного фактора определяется не только уровнем развития физических и умственных способностей человека, но и степенью развития организа­ционных навыков, умением управлять производством и осуществлять за ним контроль.

Следует различать рабочую силу как действующий (функционирующий) ресурс и трудовые ресурсы общества как потенциальную способность к труду.

Носителем рабочей силы является человек как участник производства. Однако человек не только фактор производства. Это его самоцель. Именно поэтому преодоление технологического взгляда на человека лишь как фактора производства – непременное условие ускорения как научно-технического прогресса, так и социального прогресса в целом. Значение человека в функционировании и развитии обществен­ного производства неуклонно возрастает.

Научно-технический прогресс усиливает роль человека, предъявля­ет к нему новые требования, формирует спрос на работников высокой квалификации. Эта проблема наиболее актуальна для России, посколь­ку ее трудовые ресурсы недо­статочно воспроизводятся, слабо адаптируются к изменившимся условиям.

Россия не обделена кадровым, человеческим потенциалом. В России проживает 2,4% населения планеты. По численности населения наша страна находится на шестом месте в мире – после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии. Наши лучшие умы возглавляют научный потенциал планеты.

Предметы труда - это те материалы, которые подвергаются обработке. Это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта.

Предметы труда подразделяются на две основные группы. Первая группа - это предметы труда, которые даны самой природой . Они впервые вовлекаются в производственный оборот. Эти предметы тру­да могут быть возобновляемыми (лес, вода, растительный и животный мир) и невозобновляемыми (уголь, нефть, руда и др.). Они исчерпаемы, поскольку их пополнение на земле практически невозможно.

Вторая группа - это те предметы труда, которые уже испытывали воздействие труда . Они являются продуктом предшествующего тру­да, но нуждаются в дальнейшей обработке. Сюда относится сырье, например, пряжа в ткацком производстве или металл на машиностро­ительном заводе, а также предметы труда, созданные искусственно, поскольку они отсутствуют в природе, например, химическое сырье.

Прежде чем предмет труда превратится в готовый продукт, он проходит одну или несколько стадий обработки от исходного пункта (извлечение веществ природы) до полезного продукта, годного к окончательному потреблению, выступая в качестве полуфабриката.

Так как труд человека направлен на окружающую его природу, то сама природа (земля и ее недра, залежи полезных ископаемых , лесные массивы, вода) является всеобщим предметом труда.

По объему и многообразию природных ресурсов России практически нет равных в мире. Здесь сосредоточено 45% природного газа, 23% угля, 13% нефти, 22% мировых запасов леса. Потенциал гидроресурсов страны превышает 850 млрд. киловатт-часов электроэнергии в год. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли, что на 30% больше, чем в США. В середине 90-х годов потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых оценивалась в 28,6 триллиона долларов. Однако следует иметь в виду, что все сельскохозяйственное производство осуществляется в зоне рискованного земледелия. Почти половина территорий России приходится на районы крайнего севера, находится в зоне вечной мерзлоты.

Средства труда - это вещь или комплекс вещей, которые чело­век помещает между собой и предметами труда. Это все то, чем он воздействует на предметы труда с целью создания готовых продук­тов. Именно в результате этого воздействия удается изменить форму предметов труда, превратить их в продукт, годный для потребления.

К средствам труда относятся прежде всего орудия труда, то есть машины и механизмы, оборудование, приспособления и инструменты, двигатели и передаточные устройства. Это активная часть средств труда, непосредственно воздействующая на предметы труда. Другая часть - это пассивные средства труда, которые непосред­ственно не участвуют в процессе труда, а лишь создают необходимые условия для производства. Сюда относятся производственные здания, дороги, дру­гие средства сообщения и каналы связи. Активные и пассивные средства труда формируют основные производственные фонды общественного производства.

Всеобщим средством труда служит земля, когда она выступает как место, на котором совершается труд, осуществляется производство или как носительница естественных свойств, используемых в земле­делии для выращивания культурных растений.

К средствам труда относятся естественные силы природы, исполь­зуемые в производстве, например, ветер, пар, электричество, химиче­ские ядерные реакции.

Отдельные продукты в одном процессе производства могут слу­жить предметом труда, а в другом выступать как средства труда. Так, например, машины и механизмы, оборудование во время ремонта становят­ся предметами труда.

Предметы труда и средства труда , взятые вместе, когда они соот­ветствуют друг другу, выступают как средства производства. Они образуют вещественный фактор производства .

Важнейшим средством производства является земля, которая од­новременно выступает и как средство и как предмет труда. Поэто­му вслед за английским экономистом Уильямом Петти (гг.) можно сказать, что "труд есть отец богатства, а земля его мать".

По расчетам ученых Московского Экономического Института потенциальная стоимость сельскохозяйственных земель в России составляет более 35 триллионов рублей. Нашу землю необходимо беречь, как зеницу ока, преумножать ее плодородие!

В результате взаимодействия вещественных и личных факторов производства создается продукт или оказывается услуга, способные удовлетворить те или иные потребности, а труд выступает как произ­водительный труд.

В современных условия общественное разделение труда позволяет рассматривать продукт как результат деятельности совокупной рабочей силы. Для его производства требуется труд не только рабочих, но и инженерно-технических работников, административно-управленческого персо­нала, работников прикладной науки, финансово-кредитной системы, менеджеров, предпринимателей.

Ресурсы общества, от которых зависит его существование и разви­тие, это не только природные богатства - нефть, лес и минералы, не только люди с их способностью к труду. Это знания, образование, культура, мастерство и напо­ристость народа, доступность информации. Надо много трудиться, изобретать, чтобы использовать эти возможности более продуктивно, уметь принимать самостоятельные решения.

1.3. Производительные силы и производственные отношения

В экономической жизни общества отношение людей к природе - это процесс взаимодействия рабочей силы и средств производства , в результате которого происходит превращение веществ и сил приро­ды в продукты, удовлетворяющие потребности людей. Эти отношения людей к природе представляют производительные силы общества.

Производительные силы общества образуют личные и веще­ственные факторы производства, рассматриваемые в их совокупности, взаимодействии. Взятые изолированно друг от друга, они не могут рассматриваться как производительные силы общества, способные реально удовлетворять человеческие потребности. Именно в своей совокупности и взаимодей­ствии они, выступают как фак­тически действующие факторы производства, – производительные силы общества.

Как бы ни совершенствовались орудия производства, главным эле­ментом производительных сил общества остается человек, обладаю­щий способностью к труду и проявляющий эти способности.

Именно человек создает и оживляет средства производства и тем самым превращает их в элементы производительных сил общества. Именно поэтому рабочая сила – главная производительная сила общества.

Личный фактор производства всегда был и остается главной производительной силой общества , решающим фактором, основным творческим элементом всякого производства. Люди с их способностью к труду являются истинными творцами общественного богатства. Именно люди, благо­даря своим возможностям, приобретенным общим и профессиональ­ным знаниям, производственному опыту и трудовым навыкам, трудо­любию приводят в движение средства производства и совершенству­ют их, изобретают новые машины, придумывают более эффективные технологии. Постоянное развитие способностей человека, его знаний, профессиональных навыков , духовное обогащение - являются непре­менным условием дальнейшего развития и совершенствования произ­водства. Поэтому инвестиции в человеческий капитал, расходы на образование, подготовку и переподготовку кадров, здравоохранение и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) остаются самыми эффективными.

Из вещественных элементов производительных сил наибольшее значение имеют орудия труда, активная часть средств производства. Это наиболее революционный элемент производительных сил обще­ства. Распространение новой техники и прогрессивных технологий требует были совершенных, универсальных знаний на произ­водстве.

В современных условиях в непосредственную производительную си­лу общества превратилась наука , поскольку она активно воздейству­ет на функционирование и развитие всех элементов производительных сил: самих людей, непосредственных производителей материальных благ и услуг (с их опытом и трудовыми навыками) и на предметы тру­да, и на средства труда и прежде всего на орудия труда, технические средства производства. Именно наука обеспечила технический прогресс ХХ века и обеспечит его дальнейшее развитие в XXI веке. Можно поэтому сказать, что производитель­ные силы общества - это совокупность средств производства, людей, приводящих их в движение и использующих научные знания. Без современного образования, без передовой науки у России нет и не может быть будущего. Ведь в конечном счете все в жизни определяется умениями людей, глубиной их знаний, профессионализмом, их интеллектом.

Производительные силы общества, показывая отношение людей к природе, характеризуют материально-вещественную сторону произ­водства. Другую его сторону составляют производственные отноше­ния.

Производственные отношения - это отношения между людь­ми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг . Люди не могут производить жизненные блага в одиночку, изолированно друг от друга, не соединяясь для coвместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Воздействуя на природу в процессе реализации себя в качестве про­изводительной силы, люди вступают друг с другом в процессе произ­водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в производственные отношения, а производство в связи с этим принимает общественный характер.

Производственные отношения образуют социально-экономическое содержание общественного производства , его общественную форму. Форму не в смысле внешнего выражения, очертания или наружно­го вида предмета, а в смысле внутреннего строения общественного производства, его структуры, определяющей порядок протекания эко­номических процессов функционирования и развития производитель­ных сил.

Производственные отношения всегда субъектны. Описание экономической жизни общества в отрыве от деятельности людей, субъектов хозяйствования не может быть плодотворным ни для теории, ни для практики. Это все равно, что биологам “абстрагироваться” от живой природы или в лингвистике – от языка.

Участниками производственных отношений являют­ся люди или их общественные образования - субъекты хозяйствова­ния . К субъектам хозяйствования относятся отдельные лица, занятые экономической деятельностью (производители - потребители, продавцы - покупатели, кредиторы - должники и проч.). Таковыми могут быть товарищества, акционерное общества , учреждения, город, целый хозяйственный регион, институты исполнительной государственной власти, Российская Федерация в целом.

Каждое из производственных отношений обладает собственным со­держанием (обусловленным уровнем развития производительных сил и видом и типом собственности) , которое проявляется в характере, способе связи его участников , и направлено на достижение определен­ного результата , по поводу которого складывается данное отношение между его участниками. В каче­стве такового выступают результаты производства, товарно-матери­альные ценности, доходы, прибыль, заработная плата , налоги, процент за кредит, рента и др. Поэтому чтобы выделить и проанализировать то или иное производственное отношение, необходимо определить его участников, раскрыть характер, способ их связи в процессе функци­онирования данного отношения, найти объект осуществления этого отношения.

Понятие "экономические отношения" более широкое нежели "производственные отношения". К ним, помимо отношений матери­ального производства, относятся отношения людей и их общественных образований в сфере нематериального производства. Следует иметь в виду, что значение последних неуклонно возрастает в связи с сокращением доли материального производства.

Совокупность экономических отношений образуют экономиче­ский базис общества, на котором вырастает своя особая органи­зация политических, правовых, этических, психологических, идеоло­гических, национальных, религиозных и других общественных отно­шений и институтов, составляющих в совокупности надстройку об­щества. Экономический базис и надстройка тесно взаимодействуют друг с другом. Чтобы ткань экономической системы была прочна, в ней недостаточно укрепление государственного управления экономикой (вертикального переплетения нитей) и горизонтальных связей – деятельности хозяйствующих субъектов. Реальной основой экономической жизни страны может быть лишь само общество , народ как непосредственный участник трудовых отношений, отношений собственности и отношений управления, реального самоуправления на местах, укрепление дисциплины и ответственности, трудовой морали и хозяйского отношения, деятельности политических партий и общественных организаций, направленных на укрепление экономической системы, реальной поддержки обществом экономических и политических реформ.

Между производительными силами и производственными отноше­ниями существует глубокая внутренняя связь. Они находятся в посто­янном взаимодействии, взаимовлиянии. Производственные отношения не могут осуществляться и развиваться вне производительных сил об­щества , а производительные силы всегда функционируют в рамках определенных производственных отношений . Важнейшие особенности и направления этого взаимодействия отражаются в законе соответ­ствия производственных отношений уровню развития производитель­ных сил.

Определенная историческая ступень, уровень в развитии произ­водительных сил общества требует и определенного типа производ­ственных отношений . Таков объективный экономический закон соот­ветствия производственных отношений уровню развития производи­тельных сил.

Производительные силы являются наиболее подвижной стороной производства, с них начинается его совершенствование. Изменение в производительных силах общества объективно требуют соответ­ствующих изменений в производственных отношениях людей, иначе затруднится или вообще прекратится развитие вещественных и лич­ных факторов общественного производства, может наступить кризис экономической системы в целом.

Производственные отношения более консервативны, поскольку сре­ди участников этих отношений всегда находятся те люди, которым вы­годно сохранять старые производственные отношения. В частности, мы медленно идем к рынку не только из-за отсутствия опы­та работы в новых условиях, из-за дефицита практических действий правительства или законодателей в этом направлении, но и из-за активного или пассивного сопротивления “реформаторов” первой волны, которые, обогатившись, игнорируют национально-государственные интересы по развитию Российского материального производства.

Опыт истории показал, что далеко не каждый человек, облеченный государственной властью, рискнет самой своей властью, чтобы осуще­ствить реформы для других. Нужна воля, требуется лидер, который возьмет на себя весь груз ответственности, связанный с устранением устаревшей экономической системы и выбором правильного направле­ния, нужно единство исполнительной и законодательной власти , без которого невозможно успешное реформирование экономики.

Производственные отношения могут помочь, а могут и задержать развитие производительных сил общества. Многое зависит от того, соблюдаются или нет требования закона соответствия производствен­ных отношений уровню развития производительных сил и в какой мере. Действительно, если производственные отношения соответству­ют уровню развития производительных сил, они способствуют раз­витию последних, двигают производство вперед. Если нет этого со­ответствия, то производственные отношения превращаются в тормоз развития производительных сил, в препятствие росту производства, удовлетворению потребностей человека. Производственные отноше­ния, таким образом, будучи зависимыми от производительных сил общества, в свою очередь, оказывают на них обратное влияние. Это влияние может быть разным: благоприятным развитию производства или сдерживающим его, мешающим повышению качества жизни насе­ления.

§ 4. Способ производства

Способ производства - это единство и взаимодействие произ­водительных сил общества и его производственных отношений.

Способ производства, взятый в единстве с надстройкой и другими формами жизнедеятельности общества, составляют общественно-эко­номическую формацию.

Общественно-экономическая формация - это исторически конкретный тип общества, соответствующий определенному способу производства и означающий особую ступень в развитии человеческого общества. На европейском континенте в качестве таковых выступали: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая) формации. Исторический опыт человечества подтвердил, что каждый последующий способ производства всегда что-то наследует от предыдущего, но развивается по восходящей линии.

В мире имели место и отступления от названных выше ступеней общественного развития. В частности, не все страны Европы имели рабовладельческий способ производства, а некоторые народы мира жили в условиях азиатского способа производства.

Азиатский способ производства употребляется здесь не в географи­ческом, а в типологическом (обладающим особенностями, свойственными определенному типу) смысле, так как характеризуется не принадлежностью к азиатскому региону, а комбинацией особых социально-экономических структур, которые имели место и в Европе (Македония, Греция) и в Африке (Египет), и в Америке (империя инков в Перу), и в Китае и отличались тотальным проникновением государства не только во все надстроечные сферы, но и в отношения собственности, что проявлялось в слиянии власти и собственности, где центральная власть волевым актом изымала у производителей прибавочный, а нередко часть необходимого продукта и использовала его для укрепления своего господства. При этом сохранялись внеэкономическое принуждение, личная зависимость производителя от властных структур, а обмен деятельностью и ее результатами осуществлялся не на рынке, а по­средством прямого распределения и перераспределения ресурсов, где доход заменялся жалованием и т. д.

В дореволюционной России переплетались элементы общинного, феодального, капиталистического и азиатского способов производства.

Помимо формационного подхода, можно использовать и другие возможности для переодизации развития человеческого общества. Это могут быть стадии цивилизации : 1) неолитическая (от гр. neos - новый + гр. lithos - камень) - последняя эпоха каменного века, 2) восточно-рабовладельческая, 3) античная (от лат. antiguus - древний), 4) раннефеодальная, 5) прединдустриальная, 6) индустриальная (от лат. industria - деятельность, промышленность), 7) постиндустри­альная (от лат. post - после); стадии экономического роста : 1) тра­диционное (от лат. traditio - передача, сохранившийся от старины) общество, 2) переходное общество, 3) переход к индустриальному об­ществу, 4) индустриальное, 5) стадия массового потребления; уровень конвергенции : 1) теория гибридизации (от лат. hibrida - потомство, полученное путем скрещивания особей, принадлежащим к различным сортам, породам и видам), 2) теория синтеза (от гр. synthesis - соеди­нение, сочетание) и появления смешанной экономики, 3) теория сбли­жения, 4) "революция" менеджеров; типы технологической революции : 1) аграрная (сельскохозяйственная), 2) промышленная, 3) технологи­ческая, 4) информационная; экономические формы производства : 1) на­туральное, 2) товарное, 3) планомерно-организованное производство; способы управления: 1) административно-командная (распределитель­ная) система, 2) рыночная экономика, 3) смешанная экономика, кото­рая объединяет элементы различных способов и форм производства, различные методы управления , с различным уровнем развития произ­водительных сил или находится в состоянии перехода от одного соци­ально-экономического состояния в другое.

Нашим экономистам - теоретикам еще предстоит ответить на во­прос: в каком обществе мы живем ныне и куда идем, какую долю прошлого можно сохранить и что сделать но­вого, чтобы двигаться вперед. Сообщество людей лишь тогда можно назвать обществом, когда у него есть общая цель, объединяющая со­дружество людей в единое общество, когда к ней ведут люди, стоящие у власти, видящие эту цель и умеющие передать ее другим в осязаемой и приемлемой для большинства людей форме.

Как известно усилиями отдельных партийных лидеров понятие "социализм", как и социалистическое строительство, было дискредитировано, хотя социализм здесь не причем. Поэтому ошибочно утверждение о том, что социализм как экономическая система оказалась нежизнеспособной.

Интересно, что первым, кто употребил термин "социализм" был французский социа­лист Пьер Леру. Он противопоставлял его индивидуализму и сводил к кол­лективистскому началу в организации общественной жизни.

В современных условиях следует говорить не о дискредитации (от фр. discrediter - подрывать доверие, умалять авторитет), самой идеи социализма как таковой, а о дискредитации практики руководства экономи­ческой системой, которую мы называли социализмом, то есть о дис­кредитации реальной практики строительства социалистической си­стемы в СССР и других странах социалистического содружества.

Если разграничивать социализм (коммунизм) как политический строй, провозглашенный в нашей стране, и социализм (коммунизм) как идею, то станет ясным, что появление социализма - это не слу­чайное явление, не историческое недоразумение, не внешняя, навязанная из вне идея, как некоторым кажет­ся, а ответная реакция людей на реальные несправедливости капиталистической жизни, воплощение мечты угнетенных и оскорбленных, желающих видеть мир светлее и лучше. Идея социализма возникла из стремления человека преодолеть социально-экономическое неравенство, из стремления создать обще­ство социальной справедливости; из стремления широких масс трудящихся быть хозяевами своей судьбы.

Нельзя начинать возрождение России с “чистого листа”, разрушить “все до основания, а затем”… затем ничего позитивного не будет, если мы не научимся сохранять позитивы, полученные от прежней системы, если не обеспечим нужную новому строю преемственность с этой системой.

В частности, нельзя допускать того, чтобы наши пенсионеры, победившие в Великую Отечественную войну и создавшие России славу мировой державы в послевоенные годы, жили кое-как, в бедности и нищете. Возвратить им положенный долг – это наша политическая и нравственная задача. Хотя в 2000г. пенсии возросли на 28%, минимальная пенсия в России составила 21 доллар в месяц, против 80 долларов в Китае, 667 долларов в США, 833 доллара в Дании и Японии.

Теперь многие говорят, что у нас построен "дикий" капитализм, чем и объясняют сегодняшние трудности.

Конечно, российские реформаторы во многом дискредитировали реформы, особенно когда революционный лозунг октябрьских дней 1917 года: "грабь награбленное" был заменен на лозунг: "грабь за­работанное". Но это вовсе не значит, что нужно свер­нуть реформы, отказаться от дальнейшего обновления социально-экономических отношений. Реформирование экономики не самоцель. Ее смысл состоит в том, чтобы народ стал богатым, а государство – сильным.

Если что-то и вытащит нас из кризиса, то это вера в себя, в Россию, желание и умение работать. Свою Россию надо уметь отстаивать и обустраивать. Другой России у нас не будет, а за границей нас никто не ждет.

Вопросы для самоконтроля :

1. Что является объектом экономической теории?

2. Почему материальное производство является основой экономической жизни общества?

3. Почему рабочую силу и средства производства называют основными факторами общественного производства?

4. Почему рабочую силу, а не человека называют личным фактором произ­водства?

5. Что относится к предметам труда?

6. Что относится к средствам труда?

7. Что называется производительными силами общества?

8. Какую сторону производства характеризуют производительные силы?

9. Что такое производственные отношения?

10. Где функционируют производственные отношения?

12. Какую сторону производства характеризуют производственные отношения?

13. Чем отличаются производственные отношения от экономических отно­шений в обществе?

14. В чем выражается зависимость производственных отношений от произ­водительных сил общества?

15. Как влияют производственные отношения на развитие производительных сил?

16. Что такое способ производства?

17. В чем отличия одного способа производства от другого?

18. К чему сводится характеристика первобытно-общинного строя, рабов­ладельческого, феодального, капиталистического, государственного способов производства и многоукладной экономики?

19. Чем экономический уклад отличается от способа производства?

20. Какие признаки характеризуют многоукладную экономику России?

Глава II. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2.1. Предмет исследования в экономической теории

Чтобы успешно решать проблемы экономической науки, необходи­мо четко очертить границы, рамки ее предмета. Осознание собствен­ных границ предмета экономической теории - это один из признаков ее зрелости как экономической науки.

Предметом экономической теории является та особая сторона эко­номической жизни общества, которая непосредственно изучается дан­ной наукой. Какая сторона экономической жизни общества здесь име­ется в виду?

Когда человек в процессе производства использует в виде средств труда или предметов труда результаты деятельности различных людей или когда производит продукты не для себя, а для других членов обще­ства, которые употребляют их как средства производства или как предметы потребления, то он неизбежно вступает с этими людьми в определенные экономические отношения. Именно эти отношения и являются предметом экономической теории.

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Это могут быть материальные блага, в т. ч. предметы питания, одежда, жилище, различные виды транспорта и связи или же такие виды услуг, как здравоохранение и образование.

Это могут быть и духовные ценности, в т. ч. предметы искусства, науки, образования и т. д. В их ПРОИЗВОДСТВО вкладываются те или иные материалы, имеющие свою стоимость, а также орудия труда и оборудование, в т. ч. самые совершенные, например, при печатании книг, журналов и газет. Поэтому нередко они выступают в форме товара со всеми присущими ему свойствами. Правда, это товар особого рода, содержание которого воплощено в художественных образах, научных теориях, чувствах и мыслях людей.

В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, природные материалы преобразуются, им придаются свойства, благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные потребности людей. При этом человек материалу природы противостоит как сила одновременно И ПРИРОДНАЯ, И СОЦИАЛЬНАЯ, что ярко отражается в специфике воздействия людей на природу и свойствах производимых ими предметов и услуг.

Решающее значение имеет СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП того или иного способа производства. Его определяют существующие отношения СОБСТВЕННОСТИ на средства производства и его продукты. Созданными предметами и услугами в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятся средства производства.

В этом главным образом проявляется взаимодействие, с одной стороны, производства, а с другой, - распределения и потребления создаваемых предметов и услуг. В свою очередь, отношения распределения и само потребление людьми предметов и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Так, например, существенную роль в развитии производства во всех развитых странах играет принцип РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ТРУДА, применяемый по отношению к наемным рабочим и служащим. Им хорошо платят за повышение производительности труда, за творческое влияние на производственный процесс. Это повышает материальную заинтересованность работников.

Напротив, УРАВНИТЕЛЬНЫЙ принцип распределения не порождает таких мотивов и по сути оставляет невостребованными творческие способности рабочих и служащих.

ПОТРЕБЛЕНИЕ является основополагающим стимулом развития производства, влияет на рост его масштабов, развитие отраслей, в т. ч. сельского хозяйства, легкой промышленности, машиностроения, транспорта, связи и т. д. К тому же надо иметь ввиду не только ЛИЧНОЕ, но и ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ (нефти, газа, электроэнергии и т. д.) потребление, необходимое для существования самого производственного процесса.

Экономическая жизнь общества проявляется также в ОТНОШЕНИЯХ ОБМЕНА деятельностью, товарами и услугами между людьми. В основе его лежит закрепленное отношениями собственности общественное разделение труда, как оно сложилось в ту или иную историческую эпоху. Так, например, предприниматель-собственник автомобильного завода обменивает свои изделия на электроэнергию, сталь, другие товары, чтобы продолжить производство, а также на продукты питания, одежду, жилище, транспорт, чтобы удовлетворить потребности личные и членов своей семьи. Точно также крестьянин обменивает продукты земледелия или животноводства на тракторы, комбайны, сельскохозяйственное оборудование и т. д. Обмениваются обычно в товарной форме, но иногда и в форме т. н. бартерных сделок (прямой продуктообмен).

В данном случае продуктами (товарами) по сути дела обмениваются между собой различные товаропроизводители и, следовательно, их способности. Более наглядно это проявляется при обмене услугами. Скажем, врач профессионально служит разным людям, оказывая им медицинскую помощь. В то же время сам он пользуется услугами портного, который шьет ему костюм, учителя, который учит его детей, адвоката, ведущего его дело, и т. д. Обмен продуктами производственной деятельности и услугами опосредует связь между производством и потреблением и тем самым играет существенную роль в экономической жизни общества.

Все ее проявления, а именно производство разного рода предметов и услуг, их распределение, обмен и потребление (личное и производственное) тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Их связи и взаимодействия носят порой сложный и противоречивый характер. Вместе с тем объективные противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением являются движущей силой развития всей экономической жизни общества.

Развитие общества и его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как ЦЕЛОЕ И ЕГО ЧАСТЬ. Последняя существует и проявляет себя в рамках единого целого. Экономика испытывает на себе воздействие всех сторон общественной жизни, в т. ч. сложившейся социально-классовой структуры общества, его политической и духовной сфер. В свою очередь экономическая жизнь общества и прежде всего способ общественного производства существенно и в ряде случаев решающе влияют на функционирование и развитие общества в целом.

Последнее влияние настолько глубоко и очевидно, что многие мыслители считают способ общественного производства основой существования и развития всего общества. Свои выводы они подтверждают довольно вескими аргументами:

· без постоянного производства материальных благ существование общества невозможно;

· способ производства, прежде всего сложившиеся отношения собственности и разделение труда определяют появление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социально-классовую структуру;

· способ производства во многом обусловливает развитие политической сферы жизни общества. Как правило, в ней доминируют экономически господствующие классы и социальные группы. Они определяют работу государственного аппарата, содержание и направление деятельности многих политических партий и в конечном счете всей политической жизни,

· в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества, в т. ч. здания для функционирования учреждений духовной культуры - библиотеки, музеи, театры и т. д., полиграфическое оборудование, бумага, краски для печатания книг, журналов и газет, музыкальные инструменты и многое другое.

Как видим, вывод о значительной роли способа производства в развитии общества достаточно обоснован. На это указывал Макс Вебер (1864-1920), когда говорил об экономической теории К. Маркса и отмечал необходимость ее очистки от многих догматических наслоений его последователей. К тому же он советовал учитывать роль в развитии общества других факторов, например, политических, моральных, религиозных. Роль последних Вебер подчеркивал особенно. Обо всем этом говорилось в начале века и справедливо по сей день.

Экономические потребности людей и потребности развития самого производства являются наиболее глубокими источниками зарождения и становления всей экономической жизни общества. Мы уже частично упоминали об этом. Здесь, выделяя главное, можно сказать, что социальные потребности выступают как проявления социальной (того, что необходимо людям в их общественной жизни), экономические же потребности как проявления экономической необходимости. Таковы потребности в пище, одежде, тепле, жилище, средствах передвижения и т. д. Одни из них имеют биосоциальный характер, как, например, потребности в пище и тепле, другие - чисто социальный - потребности в модной одежде, современном автомобиле, телевизоре и т. п. Но все эти потребности выступают в СОЦИАЛЬНОЙ ФОРМЕ, в т. ч. и те, которые удовлетворяются с помощью по-человечески приготовленной пищи и построенного жилища и содержат в себе атрибуты культуры того или иного народа. Данные материальные потребности выступают одновременно и как ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, потому что в процессе производства удовлетворяются в рамках экономических отношений между людьми.

Все эти потребности вызывают к жизни, поддерживают и стимулируют производство тех или иных продуктов и услуг. Нет потребностей - нет и производства. Причем, круг потребностей постоянно расширяется. К тому же они развиваются качественно. В этой связи говорят О ЗАКОНЕ ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, т. е. их постоянном совершенствовании. Нельзя забывать и о потребностях функционирования самого производства - потребностях в источниках энергии, сырье, материалах и т. д. Таким образом, социально-экономические потребности выступают как источники развития производства, его постоянные основные стимулы.

Остается добавить, что сами потребности, не только общественные, но и личные, развиваются под влиянием производства различных предметов и услуг. Таковы, например, потребности людей во многих продуктах питания, современной одежде, бытовых приборах, холодильниках, телевизорах и т. д. Воздействуя на формирование этих потребностей, производство создает важнейшее условие для своего устойчивого развития.

Такова диалектика взаимодействия экономических потребностей, производства и потребления как одно из проявлений экономической жизни общества.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ИМЕЕТ ДВЕ СТОРОНЫ: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Их роль и характер взаимодействия всесторонне раскрываются в марксизме, хотя вопрос о роли производительных сил в развитии общества ставился и решался некоторыми мыслителями еще до появления марксистской теории. Так, соотечественник Маркса, которого называют основоположником немецкой экономической мысли, Фридрих Лист (1789-1846) указывал на решающую роль производительных сил в развитии экономики того или иного общества, на его способность производить материальные блага и услуги и постоянно совершенствовать эту способность. Это звучит весьма актуально и в наше время. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА - это прежде всего применяемые в производстве орудия труда (современная техника, а также используемые в нем технологии, транспорт, производственные помещения), предметы труда и т. д. Они представляют собой вещественную сторону производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, перерабатывая ее материал для удовлетворения своих потребностей.

Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают первые экономические отношения. Человек отличается от основного мира тем, что способен приспосабливать и изменять мир согласно своим потребностям. В процессе экономической деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квалификации, становится специалистом, формируется как личность, самореализуется и получает общественное признание. Таким образом, экономическая сфера жизни связана не только с обеспечением материальной основы существования, но и является источником его творческого,духовного и социального развития.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в 4 в. до н. э.

у Аристотеля, который называет её «естественной наукой» управления домашним хозяйством. Сегодня экономика – это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства и нематериальной сферы. Глубинным двигателя истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению производственных процессов, поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Экономика становиться становится основой современного научно-технического прогресса потому, что именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения. Таким образом экономика современного общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность и развитие каждого человека и общества в целом.

На протяжении 18 – 20 вв. наблюдается господство экономической науки в обществе, идёт формирование политэкономии как ведущей науки.

Политэкономия – наука о рациональном хозяйствовании в национальном масштабе.

Она изучает законы, управляющие экономикой, и определяет основные направления экономической политики, проводимой государством. Объектом исследования политэкономии является открытие экономических законов, соответственно которым развивается хозяйство; изучение социально – экономических условий в обществе, т. е отношений людей, классов, социальных групп и слоёв.

Переход от политэкономии к экономической науке, которая получила название «экономикс», был вызван потребностью практики.

Экономикс – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких, как экономика промышленности, экономика с\х,экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика и др.

Основная задача экономикса – поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Согласно экономиксу, задача экономики фактически сводится к оптимизационной задачи на максимум и минимум затрат (минимизация затрат и максимизация результатов).

В экономиксе утвердились в основном два подхода к изучению экономических явлений - позитивизм и нормативизм. Сторонники позитивизма считают, сто экономикс – это «чистая наука» , такая же, как и естественные науки, поэтому и изучать явления экономической должна по аналогии с точными естественными науками. Позитивисты отрицают допустимость субъективных оценок. Сторонники другого, нормативного подхода, напротив, отрицают необходимость анализа реальных фактов по аналогии с точными науками. Они утверждают, что важно учитывать социальные, политические и другие факторы, в оценке которых существенную роль играют опыт, знания, убеждения, субъективные мнения ученого. По их утверждению, любые выводы и рекомендации носят субъективный характер. Нормативный подход предполагает определенное суждение, оценку, рекомендацию по поводу того или иного явления.

В современной экономической теории используются два уровня анализа: макро- и микроэкономический.

Макроэкономика – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мировой экономике. Она изучает вопросы о том, как быстро развивается экономика: каков объём произведённого продукта и совокупного дохода, т.е показатели, характеризующие общенациональные и международные экономические явления. Она ищет решение таких проблем, как повышение занятости, увеличение производства, экономический рост, инфляция, кризисы и т.д.

Макроэкономический анализ связан с именем Джона Кейнса, который произвёл настоящую революцию в экономической науке, повернув экономическую теорию к макроэкономике, рассматривая все проблемы как общественно-национальные. Заслуга Кейнса в том, что он впервые указал на важную роль государства в обеспечении эффективного функционирования рыночной экономики.

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается наличные интересы и ограничивает роль правительства

Микроэкономика – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Она исследует причинно – следственные и функциональные связи, которые влияют на выбор и принятие решений отельных людей и фирм, предприятий. Она имеет дело с такими понятиями, как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, а также с процессами производства и потребления, изменениями спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках. Принципиальное значение в микроэкономике придаётся изучению цен и их влияния на отдельные элементы хозяйства.

Основное противоречие экономического развития, а именно безграничность потребностей общества и ограниченность или редкость ресурсов, разрешается путём выбора.

Потребность- это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Потребности подразделяются на первичные, касающиеся жизненно важных нужд человека, и вторичные, к которым относятся все остальные. Соответственно, и блага, которые призваны удовлетворять ту или иную потребность, часто делят на предметы первой необходимости и на предметы роскоши. Но деление это условное, так, для кого-то одно и то же благо может быть предметом роскоши, а для другого – первой необходимостью, всё зависит от того, как человек, организация или общество определяет ту или иную потребность.

Также можно рассматривать духовные и материальные потребности. Особенное значение приобретает деление на личные, коллективные, институциональные и общественные. Такое разделение особенно важно с точки зрения определения прав собственности на те блага, которые удовлетворяют ту или иную потребность.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Блага классифицируются аналогично потребностям, которые они призваны удовлетворять. Причём одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух, вода), другие – в ограниченном.

Те блага, которые имеются в ограниченном количестве, принято называть экономическими благами , они обычно становятся объектами купли – продажи, т. е товарами.

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.