Переходная экономическая система. Сущность и факторы переходной экономики

Особенности переходной экономики

В настоящее время в экономической литературе выделяют два основных пути развития экономических систем: эволюционный и переходный.

Эволюционный путь представляет собой процесс естественной эволюции, характерный для развитых стран (США, Англия, Франция, Япония. Германия и ряд др.), которые двигались в своем развитии путем постепенных преобразований систем рынка свободной конкуренции в системы смешанной экономики. Эволюционный путь был присущ и для стран, где интеграция рыночных и государственно регулируемых элементов проходила путем эволюционного перехода в рамках административно-командной системы. Все это относится к ряду бывших социалистических стран, для которых была характерна система централизованного планирования как главного координирующего механизма и которые пошли по пути расширения рыночных отношений в рамках административно-командной системы. Эти страны можно отнести к модели рыночного социализма (Югославия, Венгрия, позднее Китай). В данном случае эволюция осуществлялась не столько естественным путем, сколько субъективными методами, т.е. с согласия руководящих лиц и органов, осознавших важность этого процесса и обеспечивающих ему соответствующие условия. Здесь прослеживается механизм подчинения рыночных отношений, государственным органам регулирования не смотря на то, что рыночные отношения завоевывают все более широкие позиции и пространство.

Переходный путь. Характерен для стран, которые осуществляют переход от одной альтернативной экономической системы к другой. Этот переход требует серьезных преобразований системного типа, затрагивающих все сферы жизнедеятельности общества. Прежде всего, это страны с характерно выраженной традиционной экономикой или ее остатками. К ним относятся страны Тропической Африки, Южной Азии, где еще не сложилась система рыночных отношений. В данном случае в качестве альтернативных экономических систем выступают традиционная и рыночная экономика или же ее более развитый тип – смешанная экономика.

Другую группу стран составляют в основном бывшие социалистические страны Восточной Европы. В настоящее время они находятся в состоянии перехода от административно-командной системы к рыночной. Особенность такого перехода состоит в том, что он выходит за рамки известных экономических систем, протекает в довольно острой форме борьбы между элементами старой и новой систем и занимает определенное время.

Таким образом, переходную экономику можно определить как особую самостоятельно существующую модель (тип экономики), для которой характерно состояние борьбы между процессами свертывания элементов старой (обычно менее прогрессивной системы) и создания новой, более прогрессивной системы. Главная особенность такой модели состоит именно в сочетании борющихся между собой элементов старой и новой систем.

Эта особенность проявляется в следующих специфических чертах.

Во-первых, в наличии двойственности цели макроэкономического развития. Наряду с общеизвестными макроэкономическими целями (экономический рост, стабильность и т.д.) в переходной экономике возникают особые цели, определяющие направление ее движения, поскольку это движение связано с переходом от одной системы, являющейся «старой», к другой, выступающей в качестве «новой». При осуществлении переходных реформ особенно болезненной проблемой становится правильная формулировка программных целей движения. В России, например, это проявилось в виде неясных, общих формулировок и высказываний президента и правительства о так называемом воссоздании капиталистической модели, или же в общих рассуждениях о переходе к рынку без четкого определения его модели. Известно, что капиталистическая модель (модель свободной конкуренции) – это модель прошлого в эволюции рыночных систем. Итогом этой эволюции является модель смешанной экономики, где особую активную роль играет государство как органически присущий этой модели механизм координации, действующий наряду с рыночным.

В России при нечетко сформулированной цели движения обозначился прямо противоположный процесс – отход государства от активной регулирующей роли. Это привело к явной деградации рыночной реформы в форме криминализации экономики и к отрицательным тенденциям в экономической и социальной жизни страны.

Во-вторых, для переходной экономики объективно присуще состояние сочетания кризиса (трансформационного или системного) и созидательных процессов, направленных на переход к новой модели экономики. Кризис является по своему характеру объективным, он органически присущ переходной экономике. Это проявляется в падении объемов производства, в разрушении существующих ранее экономических связей между предприятиями, в наращивании инфляции, росте безработицы, падении уровня жизни населения. Кризисные явления могут носить и субъективный характер, если они возникают в результате просчетов и ошибок правительства. Для переходной экономики характерны и созидательные процессы, связанные с формированием фундаментальных элементов новой экономической системы. Прежде всего, речь идет о создании основ смешанной экономической системы. Таким образом, в переходной экономике сочетаются антикризисные и реформаторские мероприятия.

В-третьих, изменяется и становится противоречивой экономическая роль государства, выступающего и разрушителем (по отношению к старой модели) и созидателем (с точки зрения новой модели).

В связи с этой двойственностью значительно возрастает «цена» субъективного фактора (экономической политики государства, правительства и других руководящих органов власти), от возможностей которого во многом зависят успехи или провалы в осуществлении перестроечных явлений. Решающими могут стать не только компетентность, решительность, ответственность лиц, принимающих решения, но и их ошибки. В этом случае говорят об усилении роли экономической политики как фактора формирования экономических процессов и механизмов. Опыт переходной экономики в России достаточно наглядно иллюстрирует цену болезненных ошибок и провалов в политике осуществления рыночных реформ.

В-четвертых, в переходной экономике изменяется восприятие категории исторического времени. Потребность максимально сократить во времени состояние «переходности» диктует правительству необходимость более четкого определения перспективных и текущих задач рыночной реформы, особой ответственности и взвешенности принимаемых решений. В переходной экономике за более короткие сроки должны быть решены глобальные задачи, что при обычном эволюционном развитии растягивается на многие столетия.



В-пятых, особенностью переходной экономики является состояние нестабильности всех экономических процессов. Связано это с тем, что в переходной1 экономике не образуются точки равновесия по законам обычной сбалансированной рыночной экономики. В силу этого рыночный механизм саморегулирования не может выправить сложившуюся ситуацию, эта проблема переходит в разряд важнейших государственных задач. Исторический опыт показывает, что в условиях не сложившихся рыночных механизмов, обеспечивающих равновесие экономической системы, эту роль берет на себя государство.

Таким образом, отмеченные особенности переходной экономики имеют не только теоретическое, но и практическое значение для всех стран, имеющих переходную экономику с учетом их национальных особенностей.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем сущность экономической системы?

2. Перечислите черты экономической системы.

3. Какие функции выполняет экономическая система?

4. Что такое рыночная экономика?

5. Что является ядром административно-командной системы?

6. Перечислите важнейшие черты традиционной экономики.

7. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной и административно-командной системы?

8. Назовите предпосылки становления экономики смешанного типа.

9. Охарактеризуйте пути развития экономических систем.

10. Перечислите черты переходной экономики.

Литература:

1.Камаев В.Д., Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,1999. – 635 с.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд.,изм. – М., 2001. – 572 с.

3. Вводный курс по экономической теории / под. ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Инфра-М,1997

4. Экономическая теория / под. ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос,1998

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Вопросы-ответы. – М.: Инфра – М – Контакт, 2002

6. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Высшая школа, 2002

Лекция № 3. Потребности, интересы и экономические цели

1.Человеческие потребности: сущность и формы

2.. Факторы развития и удовлетворения потребностей

3. Экономические блага: сущность и классификация

4. Экономические интересы и их классификация

5. Экономические цели

1. Человеческие потребности: сущность и формы

Повседневная жизнь человека – это удовлетворение присущих ему потребностей посредством различных форм деятельности. Потребности человека являются продуктом его естественного и общественного развития. Они не только результат многообразия условий жизни человека, но и их отражения в сознании людей. Свое начало потребности берут в деятельности человека, в ней находится источник их возникновения, удовлетворения и развития.

Из всех форм деятельности человека важнейшей для человека является хозяйственная деятельность, производство. Производство основано на необходимости удовлетворять потребности людей в различных товарах и услугах, которые человек производит с использованием экономических ресурсов, имеющихся в распоряжении общества и его членов.

Изменяясь вместе с развитием человека в его производственной деятельности, потребности становятся историческими. Изменение производства происходит как в его материально-вещественном, так и в его общественном или экономическом проявлении. Такие же изменения претерпевают потребности человека.

Деятельностная природа человеческих потребностей предопределяет расширение их перечня и способы удовлетворения. Всякая человеческая деятельность, в частности производство, проходит в условиях естественных и общественных ограничений. Поэтому аналогичные ограничения накладываются на потребности, что делает их экономическими.

Потребность – это необходимость пребывания человека в условиях его нормальной жизнедеятельности. Многообразие условий жизнедеятельности человека – это набор средств, с помощью которых удовлетворяется и поддерживается потребность как необходимость. Все многообразие условий жизнедеятельности и соответствующих потребностей принято делить по уровню их фундаментальности или критической значимости для человека на следующие формы:

1. Потребности как физиологическая необходимость в еде, сне и иных физиологических отправлениях, служащих сохранению физического существа человека.

2. Потребность в физической и общественной безопасности как выражение необходимости иметь кров, одежду, социальный и общественный порядок, рабочее место, условия труда, гарантия удовлетворения физических потребностей.

3. Потребности в контактах, общении, принадлежности (включенность в социальную среду), которые приобретают форму особых видов пищевых продуктов, развлечений, мест отдыха, вида и места получения образования и др.

4. Потребности статусного характера в признании, самоуважении, которые представлены особой одеждой, транспортными средствами, увлечениями, напитками и др.

5. Потребности самоутверждения, саморазвития, самореализации с целью выражения своей индивидуальности посредством определенных увлечений и интересов в способах использования свободного времени, эстетического и иного творчества, занятий спортом, особого отношения к пище и др.

В основе существования потребностей в таких формах лежат следующие предпосылки:

· потребности физического сохранения человека являются фундаментальными по отношению к прочим;

· наиболее базовые потребности должны быть удовлетворены до некоторого минимума, прежде чем станут актуальными потребностями, основанными на материальном и ином благополучии;

· на основе удовлетворения базовых потребностей начинают действовать более продвинутые потребности;

· системный характер потребностей, когда изменения в одной из них влияют на прочие.

Потребность как необходимость в условиях нормальной жизнедеятельности человека удовлетворяется при ограниченности ресурсных возможностей производства. Ресурсная ограниченность производства делает потребности человека экономическими. Все предметно-вещественное многообразие средств удовлетворения потребностей имеет экономическую форму.

Без использования экономических форм производства невозможно удовлетворение подавляющего большинства потребностей современного человека. Поэтому не только предметно-вещественная, но и экономическая форма потребности являются условием ее удовлетворения.

Структура или состав потребностей и структура производства тесно взаимосвязаны так, что пределы развития производства определяют способ, границы и состав удовлетворяемых потребностей. По способу удовлетворения потребностей можно выделить индивидуально организованную и общественно организованную форму удовлетворения потребностей. Примером первой может служить удовлетворение потребностей обособленно существующего в обществе человека. Это относится к большинству потребностей в товарах и услугах. Вместе с тем удовлетворение ряда потребностей происходит совместно: пользование дорожной, транспортной сетью, библиотеками и др.

Границы удовлетворения потребностей – это их уровень и характер распределения средств удовлетворения среди членов общества. По своему составу удовлетворяемые потребности зависят от структуры производства в его вещественном проявлении и экономической форме. Мера соответствия структуры производства структуре потребностей предопределена непосредственной целью производства – получением дохода. Если его получение способствует развитию производства, то между потребностями и производством устанавливается наибольшее соответствие.

Среди множества проблем мирового экономического развития выделяется одна относительно молодая проблема: замена планово-централизованной экономики на рыночную в странах, которые до определенного момента считались социалистическими. Процесс этот в явном виде начался на рубеже 1980-х-1990-х годов прошлого столетия, и до сих пор описывается несколькими терминами: «переход», «трансформация», «транзит», «смена системы» и т.д. Страны, осуществляющие этот процесс, стали именоваться странами с переходной экономикой, с транзитной экономикой, трансформирующимися и т.п. Наибольшее распространение получил первый из этих терминов, хотя не исключено, что в будущем могут появиться и другие.

Международные экономические организации к этой категории относят только государства, образовавшиеся после распада СССР (т.е. страны Балтии и СНГ), Монголию и восточно-европейские государства (или их преемников). Остальные бывшие соцстраны (Китай, Вьетнам, Лаос, КНДР, Куба) отнесены к группе развивающихся. Считается, что эти страны продолжают «строить коммунизм» и, следовательно, никакого перехода не осуществляют. К тому же происходящие в Китае и Вьетнаме изменения преподносятся местными властями просто как реформирование существующей системы (хотя многие иностранные аналитики в последнее время все больше сомневаются в этом). Кроме того, Китай сознательно позиционирует себя как развивающуюся страну.

Сущность переходной экономики представляет собой смешанный тип хозяйствования, объединяющий черты планового и рыночного хозяйств. При этом предполагается, что с течением времени рыночные элементы будут постепенно заменять рудименты плановой экономики. Этот процесс в мировой истории происходит впервые, поэтому столь велико и внимание к нему.

Переходный период в обществе и экономике - это период сложной системной трансформации, единый и комплексный процесс, в котором все органично взаимосвязано. В экономике в этот период идет формирование качественно новых субъектов хозяйствования, правил и практики делового поведения. Преобладающей основой организации и функционирования бизнеса становится частная собственность на капитал (средства производства) и свобода цивилизованной конкуренции.

Вместе с тем системный переход является не самоцелью, а инструментом для достижения более важной цели: формирования рыночного хозяйства. Процесс перехода продолжается до сих пор, но конечная цель этого перехода все еще не достигнута. По всей видимости, сокращение разрыва между передовыми рыночными странами и постсоциалистическими государствами требует значительно большего времени, чем это считалось в начале трансформации. То, что развитые государства признали отдельные страны с переходной экономикой (например, Польшу, Венгрию, Чехию, Словению, страны Балтии, Россию и некоторые другие) странами с рыночной экономикой еще не означает, что все они стали таковыми в полной мере и в равной степени. Во многих случаях статус страны с рыночной экономикой давался не столько за достижение каких-либо показателей, характеризующих ту или иную сферу экономики, а сколько за стремление и постоянное продвижение по пути рыночных преобразований.

Сущность и факторы переходной экономики

В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия с середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой.

Первый фактор : такая экономика она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их противоречиями и по-разному функционирующими элементами.

Второй фактор : если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности.

Третий фактор : переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

Четвёртый фактор : в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Целью преобразований при переходной экономике, является рыночная модель рыночной экономики.

Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. Отличительной чертой переходной экономики являются: масштабность и глубина идущих преобразований, инерционность воспроизводства, связанная с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового.

Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых , она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых , она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих , инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.

Введение

1. Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

1.1. Основные черты переходной экономики.

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной эконо­мики.

2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения

2.1. Задачи переходной экономики

2.2. Пути решения задач переходной экономики

3. Структура и элементы переходной экономики

3.1. Структура переходной экономики

3.2. Элементы переходной экономики

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

Заключение

Введение

Переходной экономикой в России можно назвать экономику функционирующую в нашей стране с 1985 года по сегодняшний день. Сама экономика этого периода очень многогранна. Это и аграрная реформа, и приватизация, и реформа цен, а также много других преобразований.

Необходимость ре­формирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастаю­щей из года в год неспособностью административно-ко­мандной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования администра­тивно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, не­гибкостью, неспособностью этой системы быстро адапти­роваться к экономическим переменам. Формальное суще­ствование товарно-денежных отношений подрывало здо­ровую конкуренцию производителей, а централизован­ное, директивное планирование подавляло хозяйствен­ную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой эко­номикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношени­ях. Все это и обусловило необходимость реформирова­ния административно-командной экономики, ее преобра­зования в рыночную.



Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным обра­зом трансформировать сложившуюся на протяжении деся­тилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механиз­мах экономического развития, чем административно-ко­мандная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невоз­можно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отно­шения собственности, создать рыночную структуру и соот­ветствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствова­ния.

Следовательно, переход от одной социально-экономи­ческой системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отно­шений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-ко­мандной системы.

Таким образом, процесс становления современной ры­ночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общест­ва, когда прежняя система социально-экономических отно­шений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в пере­ходной экономике, являются преимущественно изменения­ми развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

1.1. Основные черты переходной экономики .

Во-пер­вых, для переходной экономики характерны изменчи­вость, нестабильность, носящие "безвозвратный" харак­тер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состо­яние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, не­стабильность состояния переходной экономики обуслов­ливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений -необрати­мость, неповторяемость, а с другой - рост неопределен­ности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляю­щей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый ха­рактер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, про­исходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-поли­тическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социаль­но-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономи­ки является ее историчность, что обусловлено особеннос­тями экономического развития отдельных стран. Пробле­мы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамери­канских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предпри­ятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической сис­темы в переходный период.

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной эконо­мики.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, ис­ключающего возможность быстрой замены существую­щих экономических форм другими, желательными. По­добные действия неизбежно внесли бы хаос в производ­ственный процесс. Именно инерционность воспроизвод­ства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение доста­точно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной програм­мы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0а направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный пери­од, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:

Утрата государством функций единоличного распоряжения экономи­ческими ресурсами;

Бюджетный кризис;

Трансформационный спад.

Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный харак­тер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.

Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным соб­ственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств об­щества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную соб­ственность, и государство теряет монопольную власть на принятие эконо­мических решений.

Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в эко­номике. Оно имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником эконо­мического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные орга­ны должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не огово­рено в законе, то государственные органы и государственные предприятия должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рын­ка. Например, при нарушении условий поставки товара потребителю госу­дарственные предприятия должны нести такие же санкции, как и частные компании.

Включенность государства наряду с гражданами и организациями в пра­вовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величай­ших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночно­го механизма.

Вторым аспектом изменения положения государства является формиро­вание нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой, даже самой либеральной экономике, государство не дол­жно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе эко­номическое управление осуществлялось за счет принудительных и адрес­ных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораз­до более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в прин­ципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.

Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка.

Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кри­зиса, то логично допустить и существование общих направлений в преоб­разовании экономических систем, которые можно было бы назвать законо­мерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, та­кие закономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) ста­билизация, приватизация и интеграция в мировое хозяйство.

В обстановке стремительной инфляции, без твер­дой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере.

Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Благодаря приватизации российская экономика перестала быть государственной, превратившись в рыночную. Приватизация позволила пополнить государственный бюджет за счёт продажи государственной собственности, а также привлечь частные инвестиции.

Приватизация началась в 1993 году. Полтора года она выражалась в том, что народу раздавались бесплатно ваучеры, на которые можно было обменять государственную собственность. На большинстве предприятий выбрали «инсайдерскую» модель приватизации, при которой работники имели право приобрести 51% акций.

В процессе приватизации стал формироваться фондовый рынок – один из важнейших элементов рыночной системы. Но вместе с тем совсем не было притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов – в государственный бюджет.

С середины 90-х начался «денежный» этап приватизации, т.е. государственную собственность продавали инвесторам, как отечественным, так и иностранным. Но покупать её особо никто не хотел, поэтому приватизация осуществлялась при помощи залоговых аукционов.

Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности, основная часть стала принадлежать не государству, а народу. Возникли новые формы собственности: муниципальная, смешанная, иностранная и т.д.

Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отстава­ния нашей промышленности по качеству и технологическому уровню про­дукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуще­ствами международного разделения труда. Закрытость экономики сопро­вождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономичес­кой системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей про­дукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики.

Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, по­зволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.

1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых дру­гих государствах, не увенчались успехом - яркое свидетельство уникальной ро­ли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке про­изошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое, обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициатив­ную предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе капитали­стической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие це­лой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, ры­ночная система не может функционировать без целостной системы институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности. Рыночная эко­номика, как единство микро- и макроуровней экономической системы, включа­ет в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоисполь­зован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача - создание рыночной системы как основы экономики.

2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего народного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции госу­дарства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и ранее, а о но­вом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все общественное хо­зяйство.

Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть реали­зована и в переходной экономике.

3. Экономика современных государств - это открытая экономика. Эта тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытека­ют из ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рын­ках вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики все более и более обогащается интеграци­онными процессами, что создает новые возможности для переплетения внут­ренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ни­ми. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели национального воспроизводства.

Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений --необратимость, не повторяемость, а с другой -- рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

Экономические преобразования в которых особое внимание уделяют состоянию экономической системы. Как она работает в вериод перехода общества от одной преобладающей исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого компания осуществляет социальный, фундаментальные и экономические реформы, и экономика переходит в новое, качественно иное состояние в связи с фундаментальной реформой экономической системы.

Переходная экономика характеризуется как "среднее" состояние общества, . Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от «обычной» экономики той или другой ступени.. Переходная экономика характеризуется следующими особенностями:

Во-первых, страны с переходной экономикой, характеризуются как волатильные, нестабильные и носящие безотзывный характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, которая затем возвращается к равновесному состоянию, но и ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность переходного состояния экономики определяет, с одной стороны, определеной динамикой своего развития и соответствующим характером изменений, необратимостью, не повторяемостью, а с другой стороны - неопределенностью.

Во-вторых, переход к рыночной экономике, которая является своего рода смесь старого и нового, характеризуется существованием особых экономических форм.

В-третьих, переходная экономика имеет особый характер противоречий. Это противоречие старого и нового, различные противоречия между теме или иными субъектами общественных отношений. Изменения, происходящие в переходной экономике, приводят в конечном итоге к изменению экономической системы, а в социально-политическом плане переходные периоды часто сопровождаются резким обострением противоречий, которые приводят к социальным и политическим встряскам.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, в связи с особенностями экономического развития отдельных стран.

Проблемы, с которыми сталкиваются страны Восточной Европы и новых независимых государств, входивших ранее в Советском Союзе, гораздо сложнее, чем, например, проблемы стран Латинской Америки, где ранее были некоторые рыночные институты, а число государственных предприятий быть приватизированы в сотни, а не тысячи. Кроме того, конкретные уровни развития каждой страны несут ответственность за специфики переходных процессов. Общие закономерности в странах с переходной экономикой страдают различными формами различных условиях. Все это должно быть принято во внимание при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономического кризис. Понесенных в результате краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется масштабное падение объемов производства, снижение уровня жизни, банкротство предприятий, рост безработицы. Он внес вклад в такие факторы, как деформация структуры экономики (особенно преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), которое совпало с трансформация экономики массивные амортизации основных средств, значительно замедлить внедрение достижений научно-технического прогресса в производство. Переход от командной к рыночной экономической системы в разных странах имеют общие закономерности (тенденции). Этот процесс включает в себя либерализацию экономики, глубокие изменения в собственности, структурных преобразований и финансовой стабилизации.

(Рис.1)

Характерной особенностью стран с переходной экономикой - институциональная неполнота или отсутствие зачаточного состояния отдельных рыночных институтов. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глобальных изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности, либерализация экономики, создания пакета рыночных законов и ограничение роли государства, формирования новых субъектов предпринимательства (коммерческие банки, различные биржи, инвестиционные и пенсионные фонды и т.д.).

Существует несколько моделей перехода к рыночной экономике:

1. Постепенность - это экономическая концепция, которая предполагает медленное реформирование и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что создание государственного рынка должно постепенно заменить элементы командной экономики. Согласно мнения градуалистов, она смягчит процесс изменения и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

Ярким примером постепенности это реформы в Китае. С начала 80-х. Китаю удалось сохранить высокие темпы роста, около 10% ВВП в год. Китай уже вошел в десятку лучших стран в мире.

  • 2. Шоковая терапия -это экономическая концепция, которая считается инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики изменения либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение сбалансированного бюджета Она основана на идеях монетаризма. Современная версия либеральной рыночной теории, которая была разработана американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтонон Фридманом и его последователями.
  • 3. Модель «рыночного социализма».

Она возникла как исторически первый вариант реформирования «социалистической» системы. Отличительные особенности этой модели: господство инерции, постепенное изменение «революционных» методов, в распределении ресурсов по-прежнему играет ведущую роль централизованного бюрократического государственного контроля над рыночным саморегулированием, а также монопольного контроля и регулирования, имущество остается в значительной степени под контролем государства.. В зависимости от социальной ситуации, качество институциональной и политической системы, и другие неэкономических факторов, эта модель может обеспечить быстрый рост или стагнацию.

  • 4. Государственно-корпоративная модель буржуазного преобразования характеризуется многими сходными чертами. В этом случае является более качественным радикальное перераспределение экономической власти, контроля и собственности центральных государственных органов для отдельных полу-частных предприятий. Для этой модели характерны абсолютное доминирование местного монопольного контроля и регулирования в распределении ресурсов, корпоративной капиталистической собственности и ограничить степень развития корпоративной конкуренции. При слабости институциональной системы и центральным правительством, эта модель неизбежно будет двигаться по пути инфляции и стагнации.
  • 5. Модель "бархатной революции" отличается тем, что в странах, где господствовало качество сценария и революционные изменения в содержание и реализуются постепенным преобразованием. В области распределения ресурсов является более "спокойный" (контролируемый и постепенный) переход от централизованного управления к "свободному рынку" на относительно меньшую роль для корпоративных монополии и "вегетативное" управления, отношения собственности и преобразования не только волюнтаристкими методами и с несколько большей дисперсией прав собственности среди населения, хотя доминирование корпоративно капиталистической собственности является типичным для этой модели.

В области распределения цели этой модели является относительно ближе к стандартам "социального рыночного хозяйства". Когда относительная стабильность институциональной системы, эта модель характеризуется мелкой стагфляцией, без неблагоприятных экономических факторов, это может привести к краху.