Отраслевая структура хозяйства россии. Межотраслевые комплексы россии

Межотраслевые комплексы их сущность, структура и значение. Процесс формирования межотраслевых комплексов – это объективное явление в развитии производительных сил Украины. Прогрессивное углубление общественного и территориального разделения труда сопровождается усилием интеграционных тенденций между предприятиями и отраслями. Объективно формируются сравнительно обособленные группы отраслей и производств с тесными экономическими, коммерческими и производственными связями. Эти производства и отрасли оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми в своем развитии.

Межотраслевой комплекс – это совокупность видов деятельности и отраслей, осуществляемых на определенной территории и объединенные в определенную группу и характеризующиеся тесными экономическими и другими связями.

Наиболее важными и определяющими связями есть производственные, которые возникают при доставке сырья, готовой продукции, а также при кооперировании предприятия и отраслей производства. На основе производственных связей в народном хозяйстве Украины и на уровне районов и регионов функционируют такие межотраслевые комплексы: 1)Топливно-энергетический; 2)Металлургический; 3)Машиностроительный; 4)Агропромышленный; 5)Химический; 6)Лесопромышленный; 7)Транспортный; 8)Строительный.

Комплекс по производству не продовольственных товаров народного потребления и др. В последнее время этот перечень дополнился такими отраслями как: 9)Военно-промышленный; 10)Море хозяйственный; 11)Социальный; 12)Рекреационный; 13)Информационный.

Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность интегрированных отраслей народного хозяйства, объединенных общей целью – Обеспечение страны продовольствием и промышленности сельскохозяйственным сырьем. В состав АПК входят отрасли: растениеводство и животноводство по производству с.-х. продукции. По ее переработке, реализации по производству средств производства сельского хозяйства, а также звенья производственного обслуживания АПК.

Межотраслевые комплексы явл. реально существующими явлениями, но большая часть этих межотраслевых комплексов не имеет соответствующих управленческих структур и органов. Их деятельность координируется, анализируется, разрабатывает прогнозы развития, на основе матричной структуры управления, т. е. временными целевыми управленческими группами. Межотраслевые комплексы есть одновременно составной частью АПК и машиностроительного комплекса. Например: Причерноморский хозяйственный комплекс – рекреационный комплекс.

Чем больше перекрытия межотраслевых комплексов регионов, тем больше взаимосвязанным и комплексным есть его хозяйство.

Система признаков, на основе которых выделяются различные межотраслевые комплексы: 1.наличие тесных производственных и коммерческих связей. 2.решения актуальных экономических проблем 3.объединение звеньев комплекса в единую производственно-технологическую систему. 4.выполнение определенной функции в экономической системе. 5.общее, но не всегда управление межотраслевым комплексом. 6.территориально географические признаки. В зависимости от комбинации производственных и территориальных географических признаков, все межотраслевые комплексы можно сгруппировать в такие группы: 1)Промышленные; 2)Агропромышленные; 3)Лесопроизводственные. 4)Аквотореальные комплексы охватывают заготовку и переработку рыбных ресурсов, водорослей, добычу и переработку морских солей, опреснение воды (морской), а также цикл производств по добычи транспортировки и переработки, нефтегазового сырья на шельфе морей.

По характеру связей между отраслями выделяют 4 типа межотраслевых комплексов:

1-тип. Входят отрасли, предприятия которых связаны последовательной или параллельной переработкой определенного сырья включая добычу в АП и выращивание.

2-тип. Принадлежат однородные отрасли, связи, между предприятиями которых возникают на основе производства взаимозаменяемой продукции и услуг (Например, топливо энергетический и транспортный комплекс).

3-тип. Комплексы, состоящие из совокупности нескольких отраслей, предприятия которых решают определенные народно-хозяйственные или региональные проблемы (Например, продовольственные, рекреационные и др.).

4-тип. Прогнозные межотраслевые комплексы, создаваемые для достижения определенной цели.

В зависимости от пространственных масштабов межотраслевые комплексы делят на 3 вида: 1. Межгосударственные; 2. Макроэкономические или народно-хозяйственные; 3. Территориальные межотраслевые комплексы.

Межгосударственные комплексы создаются на основе интеграции как минимум 2-ух хозяйственных межотраслевых комплексов разных стран (Например, на пространстве СНГ формируются военно-промышленный, ракетно-космический, авиационный комплексы).

Макроэкономические или народно-хозяйственные межотраслевые комплексы формируются и функционируют как межотраслевые образования в масштабе всего народного хозяйства.

Территориальные межотраслевые комплексы представляют собой подсистемы соответствующих народнохозяйственных комплексов и подсистемы интегральных и территориально хозяйственных комплексов (Например, АПК-Крыма, одновременно составная часть АПК-Украины и подсистема территориально хозяйственного комплекса Крыма).

Территориальные межотраслевые комплексы в свою очередь делятся на локальные и региональные.

Региональные – это межотраслевые комплексы, функционирующие в пределах АР Крым, отдельных областей, группе областей в экономических районах и регионах.

Локальные территориальные межотраслевые комплексы функционируют в пределах внутриобластных, республиканских, административных районах, в экономических узлах и центрах.

Общая характеристика хозяйства России

Тесты

Г.Т. НИЗАМУТДИНОВА,
учитель географии сш № 3
г. Кодинск, Красноярский край

1. В каком государстве вы живете?

а) Содружество Независимых Государств
б) Российская Федерация - Россия
в) Содружество Суверенных Государств

2. Какая из перечисленных групп населения может быть отнесена к понятию трудовых ресурсов России?

а) население от 14 до 59 лет
б) от 16 до 59 лет - мужчины, от 16 до 54 лет - женщины
в) подростки от 14 до 16 лет, трудоспособное население и пенсионеры

3. Наибольшая плотность населения из перечисленных регионов:

а) в Поволжье
б) на Европейском Севере
в) в Восточной Сибири

4. Межотраслевым комплексом называется:

а) сочетание взаимосвязанных отраслей
б) группа отраслей, потребляющих однородное сырье
в) отрасли, продукция которых взаимозаменяема

5. Кооперирование производства - это:

а) организованная взаимосвязь специализированных предприятий
б) создание кооперативов в различных отраслях хозяйства
в) совместное использование одного месторождения минерального сырья разными предприятиями

6. Комбинирование - это:

а) соединение в одном предприятии разных производств
б) обмен различными предприятиями своей продукцией
в) расположение нескольких предприятий на небольшой площади

7. Отрасли, определяющие научно-технический прогресс:

а) электроэнергетика и металлургия
б) топливная и химическая
в) электроэнергетика, машиностроение и химическая

8. Машиностроение России развито:

а) во всех экономических районах
б) только в районах Европейской зоны
в) только в районах Азиатской зоны

9. Доминирующим фактором в размещении отраслей точного машиностроения является:

а) трудовой
б) транспортный
в) сырьевой

10. Размещение топливно-энергетического комплекса России характеризуется следующими чертами:

а) потребители энергии и основные топливные базы расположены на западе
б) потребители энергии - на западе, топливные базы - на востоке
в) потребители энергии и топливные базы - на востоке

11. Топливно-энергетический баланс - это:

а) сумма показателей добычи всех видов топлива
б) расход всех видов топлива
в) соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии

12. Определяющий фактор при размещении ГЭС:

а) потребитель
б) природные условия
в) наличие топлива

13. Крупный центр добычи газа:

а) Экибастуз
б) Уренгой
в) Черемхово

14. Основная часть нефти России добывается:

а) в Центральной России
б) в Западной Сибири
в) на Европейском Юге

15. Тип электростанций, на который приходится наибольшая доля выработки электроэнергии в России:

а) АЭС
б) ГЭС
в) ТЭС

16. Главная экономико-географическая проблема черной металлургии России состоит:

а) в истощении месторождений железной руды и угля
б) в том, что основные запасы железных руд сосредоточены на западе страны, а угля - на востоке
в) в отсутствии потребителя

17. Ведущий металлургический район России:

а) Дальний Восток
б) Северный Кавказ
в) Урал

18. Назовите тип производства, характерный для центра цветной металлургии России - Красноярска:

а) производство глинозема
б) выплавка алюминия
в) полный цикл производства алюминия

19. Ведущий фактор размещения медной промышленности:

а) топливный
б) сырьевой
в) трудовой

20. Крупный центр черной металлургии:

а) Иркутск
б) Москва
в) Череповец

21. Предприятия химической промышленности размещаются:

а) в местах потребления продукции
б) в местах размещения сырья
в) в районах потребления продукции, в местах размещения сырья, в районах, хорошо обеспеченных водой, и вблизи крупных энергетических центров

22. Крупнейший лесопромышленный центр расположен в городе:

а) Братск
б) Норильск
в) Волгоград

23. Какая из перечисленных причин служит определяющей в зональной специализации сельскохозяйственного производства:

а) количество и плотность населения
б) уровень развития промышленного производства
в) природные условия и агроклиматические ресурсы

24. В России преобладают посевы пшеницы:

а) яровой
б) озимой
в) дающей два урожая в год

25. Основной район выращивания озимой пшеницы в России:

а) Западная Сибирь
б) Европейский Юг
в) Восточная Сибирь

26. Свиноводство в наибольшей степени развито:

а) в районах, обладающих обширными пастбищами
б) вблизи крупных городов
в) в предгорных районах

27. Вид транспорта, играющий ведущую роль в грузопотоках на территории России:

а) речной
б) железнодорожный
в) авиационный

28. Большой каботаж - это:

а) перевозка грузов речным транспортом
б) перевозка грузов железнодорожным транспортом на большие расстояния
в) перевозка грузов между портами своей страны, расположенными на разных морях

29. Порт, обслуживающий моря Тихого океана:

а) Мурманск
б) Находка
в) Тикси

30. На каком море расположен порт Мурманск:

а) Белом
б) Баренцевом
в) Северном

31. Миграция населения - это:

а) преобладание рождаемости над смертностью
б) передвижение населения по территории из одного места в другое
в) рост доли городского населения за счет сельского

32. Основная часть трудовых ресурсов России сконцентрирована:

а) в Восточной Сибири
б) в Центральной России
в) на Урале

33. Себестоимость продукции - это:

а) затраты на производство и реализацию единицы продукции
б) цена, по которой продается эта продукция
в) стоимость сырья, необходимого для производства единицы продукции

34. Крупные заводы по производству сельскохозяйственных машин сосредоточены в городах:

а) Норильск, Барнаул, Красноярск
б) Иркутск, Якутск, Тольятти
в) Ростов-на-Дону, Челябинск, Волгоград

35. В состав топливно-энергетического комплекса входят:

а) топливная промышленность
б) топливная промышленность и электроэнергетика
в) топливная промышленность, электроэнергетика и транспорт

36. Крупный центр добычи угля:

а) Уренгой
б) Нижневартовск
в) Прокопьевск

37. Основными факторами размещения нефтеперерабатывающей промышленности являются:

а) наличие трудовых ресурсов
б) близость к сырью
в) близость к потребителю

38. Технико-экономическая особенность цветной металлургии состоит в:

а) трудоемкости
б) материалоемкости
в) энергоемкости

39. Назовите форму производственной организации, широко используемой в черной металлургии:

а) специализация
б) кооперирование
в) комбинирование

40. Крупнейшие месторождения железных руд находятся:

а) в бассейне Печоры
б) в Забайкалье
в) на Среднерусской возвышенности

41. Крупный центр металлургии никеля:

а) Череповец
б) Красноярск
в) Норильск

42. Техническая сельскохозяйственная культура:

а) рис
б) кукуруза
в) сахарная свекла

43. Произведение количества перевезенных грузов на расстояние:

а) каботаж
б) грузооборот
в) грузонапряженность

44. Основной судоходный речной бассейн России:

а) Ленский
б) Ангаро-Енисейский
в) Волго-Камский

45. Укажите вариант, где правильно перечислены морские порты России:

а) Находка-Архангельск-Мурманск
б) Дудинка-Южно-Сахалинск-Комсомольск-на-Амуре
в) Новороссийск-Санкт-Петербург-Волгоград

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Межотраслевые комплексы

1. Хозяйственное значение

2. Состав и стру ктура меж отраслевых комплексов

Межотраслевой комплекс - интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др. В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.

3. Основные проблемы

Базовые межотраслевые комплексы -- энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.

В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья.

Одна из ключевых проблем - удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей.

Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, требующихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.

4. Перспективы ра звития межотраслевых комплексов

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;

нарушение технологических связей;

простои многих предприятий;

низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет). межотраслевой народнохозяйственный транспортный топливо

2. Необходимость структурной перестройки:

основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;

необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;

необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;

низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).

Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:

приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;

демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);

наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);

налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Составление межотраслевого баланса производства и распределения продукта страны в целом, каждого региона в отдельности, оценка открытости регионов, отраслевой и территориальной структур производителя. Анализ Западно-Сибирского экономического района.

    практическая работа , добавлен 10.05.2008

    Сущность экономической деятельности. Структурные образования различных отраслей и их элементы; межотраслевые комплексы. Понятие и признаки предприятия как хозяйствующего субъекта. Фирмы, их виды, задачи; технологическая и институциональная концепции.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2015

    Основы межотраслевого баланса, как центрального элемента матричных моделей. Общая структура межотраслевого баланса: связи между различными отраслями экономики страны. Модель межотраслевого баланса затрат труда. Пример расчета межотраслевого баланса.

    реферат , добавлен 18.04.2010

    Расчет технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Расчет эксплуатации затрат на перевозку груза по маркам подвижного состава. Расчет фонда оплаты труда, переменных и постоянных затрат. Повышение эффективности работы подвижного состава.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Основные направления развития народнохозяйственного комплекса ХМАО-Югры. Имущество и капитал предприятия. Основные производственные фонды. Состав и классификация оборотных средств. Понятие и виды затрат, себестоимость продукции. Трудовые ресурсы.

    шпаргалка , добавлен 22.04.2010

    Сущность и цель межотраслевого баланса экономики. Отыскание такого вектора валового выпуска X, который при известной матрице прямых затрат А обеспечивает заданный вектор конечного продукта Y. Уравнение соотношения баланса, а также матрица прямых затрат.

    презентация , добавлен 24.03.2012

    Анализ структуры затрат на качество на предприятии и проблем при его обеспечении. Анализ дополнительных доходов за счет реализации программы. Оценка тенденций в изменении требований качества продукта и практики реализации, внутренних стандартов.

    курсовая работа , добавлен 31.12.2013

    Территориальная структура, основные понятия и секторы национальной экономики республики Беларусь. Отраслевая структура, межотраслевые комплексы совокупного общественного продукта и его динамика. Воспроизводственная структура народного хозяйства.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы. Обзор основных факторов, определяющих экономический потенциал. Методика расчета показателей селитебной территории города.

Межотраслевой комплекс - это особая интеграционная структура. В ее рамках осуществляется взаимодействие разных промышленных секторов, видов деятельности. Они ориентированы на выполнение каких-либо функций при выпуске и распределении продукции. Далее рассмотрим подробнее, какие существуют межотраслевые комплексы.

Общие сведения

Межотраслевой комплекс - это структура, которая может формироваться внутри отдельного промышленного сегмента. Он, в свою очередь, выделяется на фоне остальных в соответствии с общим разделением труда. Так, внутри промышленности существуют , металлургический и прочие межотраслевые производственные комплексы.

Наиболее крупные сегменты

В стране действуют различные межотраслевые комплексы. Однако из них выделяются наиболее крупные. К ним, в частности, относят:

  • Комплекс отраслей по выпуску химических веществ и конструкционных материалов.
  • Машиностроение.
  • Военно-промышленный комплекс.

Краткая характеристика важнейших секторов

Топливно-энергетический межотраслевой комплекс включает в себя интегрированную систему сланцевой, торфяной, угольной, нефтяной, тепло- и электроэнергетики, секторов по выпуску энергетического и прочих видов оборудования. Они объединены общей целью, направленной на удовлетворение потребностей в топливе, электричестве, тепле. Агропромышленный межотраслевой комплекс включает разнородные по своей направленности В частности, к нему относят пищевую промышленность, машиностроение для нее, выпуск средств для защиты растений, минеральных удобрений, ветеринарных препаратов. В нем также присутствуют такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство сооружений производственного назначения, в том числе водохозяйственное и мелиоративное, с/х-машиностроение. Главной задачей АПК выступает продовольственное обеспечение страны.

Классификация

Межотраслевые хозяйственные комплексы условно подразделяются на функциональные и целевые. Выделение последних основывается на критерии участия в образовании конечной продукции. Также фундаментальное значение для их обособления имеет воспроизводящий принцип. К данной категории целевых сегментов относят машиностроение, топливную энергетику, АПК. В нее также входят транспортный и минерально-сырьевой межотраслевые комплексы. Обособление функциональных секторов осуществляется в соответствии с принципом специализации на конкретной функции. К данной категории относят научно-технический, инвестиционный и инфраструктурный комплексы. Рассмотрим подробнее межотраслевые комплексы России.

Инвестиционный сектор

Этот межотраслевой комплекс состоит из производства, возведения конструкционных материалов, машиностроения. Назначение данного сектора заключается во введении в эксплуатацию объектов, относящихся к основным фондам. Этот межотраслевой комплекс задействован в техническом перевооружении, расширении и повышении уровня мощностей. В его рамках также осуществляется реконструкция объектов.

Научный межотраслевой комплекс

В нем соединены два сектора. В частности, в его составе присутствуют наука и непосредственно трудовой процесс, обеспечивающий выпуск продукции. Такая форма призвана способствовать повышению скорости разработки инноваций и эффективной реализации их на практике. Этот межотраслевой комплекс включает в себя НИИ, технологические организации, конструкторские бюро и прочие предприятия данной направленности.

ТЭК

Этот межотраслевой комплекс представляет собой сложную систему добычи и выработки энергии и топлива, их транспортировки, распределения и потребления. Развитие ТЭК оказывает влияние на масштабы, и динамику промышленности. При этом приближение к источникам энергии и топлива выступает в качестве одного из ключевых требований для территориальной Однако с позиции народного хозяйства существующее размещение ресурсов нерационально. Основные потребители энергии занимают европейскую часть страны, при этом порядка 80% геологического запаса сосредоточено в восточном районе. способствуют увеличению себестоимости конечного продукта. ТЭК выполняет районообразующую задачу. В непосредственной близости от источников развита мощная инфраструктура. Она благоприятствует развитию промышленности, образованию и укрупнению городов и близлежащих поселков. Однако на долю топливно-энергетического комплекса приходится порядка 90% выбросов парникового газа, половина от общего объема атмосферного загрязнения и 1/3 вредных веществ, сливаемых в воду. Все это, несомненно, не может расцениваться как положительный эффект.

Металлургия

В этом межотраслевом комплексе задействованы секторы, в рамках которых осуществляется производство различных металлов. Порядка 90% из них - черные (железо и сплавы, получаемые на его основе). При этом объем цветного металла гораздо больше, в связи с этим предприятия, задействованные в их добыче и переработке, имеют огромное значение для сегментов, обеспечивающих в народном хозяйстве развитие НТР. Россия считается одной из ведущих стран по выработке металлических руд, а также выплавке. В данном сегменте занято порядка 1,3 млн рабочих, сконцентрирована 1/8 часть всех производственных мощностей.

Химико-лесная промышленность

Она представляет собой комплекс технологически взаимодействующих предприятий. При этом химические комбинаты в данном секторе имеют особое значение. Их роль определяется широким использованием продукции, которую они выпускают. Химическая промышленность отличается обширной сырьевой базой. К ней относятся:

  • Производственные отходы.
  • Воздух.
  • Вода.
  • Древесина.
  • Полезные ископаемые и так далее.

Основным же сырьем выступают продукты переработки нефти, коксования угля - специально подготовленные материалы.

Машиностроение

Этот комплекс не отличается особой ориентированностью на внутреннего потребителя. Большая часть продукции, которая выпускается в восточном регионе, вывозится на европейскую территорию России. Потребности же Дальнего Востока и Сибири в оборудовании и машинах на 70-90% удовлетворяются поставками из западных районов и за счет импорта. Размещение предприятий, занятых в машиностроительном комплексе, напрямую зависит от характера продукции: массы изделий, широты номенклатуры, масштабов производства единичного, отраслевого, общепромышленного применения. На эффективность распределения влияет несколько факторов:

  • Объем трудовых ресурсов.
  • Специализация, комбинирование, кооперирование, концентрация производства.
  • Близость к источникам исходного сырья.
  • Научно-техническое развитие.
  • Объем транспортных мероприятий и затрат на них.

Военная промышленность

Этот комплекс включает в себя совокупность испытательных, научно-исследовательских учреждений и организаций, а также предприятий, занятых выпуском соответствующей продукции. Их общая деятельность направлена на разработку, хранение, изготовление, постановку на вооружение специальной и военной техники, боеприпасов, амуниции и прочего. Вся эта продукция предназначена на экспорт или для использования внутренними силовыми структурами государства. В качестве организаций и учреждений-заказчиков могут выступать представители Минобороны и прочих ведомств и органов. Данные субъекты влияют на принятие решений о создании отдельных образцов вооружения, постановку техзадания, проведение конкурса среди потенциальных исполнителей, утверждение разработанных проектов по перевооружению. С января 2008 года все закупки в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии осуществляются через Федеральное агентство по поставкам материальных средств, специальной и военной техники, а также вооружения.

В настоящее время отрасли промышленности объе­динены в следующие комплексы:

а) топливно-энергетический;

б) металлургический;

в) машиностроительный;

г) химико-лесной;

д) агропромышленный;

е) социальный (производство товаров народного потребления в легкой промышленности);

ж) строительный комплекс (промышленность стройма­териалов).

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) представ­ляет собой интегрированную систему угольной, газовой, нефтяной, торфяной, сланцевой промышленности, энер­гетики, отраслей по производству энергетического и дру­гих видов оборудования, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в топ­ливе, тепле, электроэнергии. Благодаря наличию мощ­ного топливно-энергетического комплекса Россия явля­ется единственной крупной промышленно развитой стра­ной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и осуществляет экспорт топлива и электроэнергии в значитель­ных объемах.

Значимость ТЭК для экономики страны и жизни рос­сийского общества определяется тем, что его доля в сум­марном промышленном производстве достигает почти одной трети, а в объеме валового продукта — около 15 %.

Металлургический комплекс представляет со­бой интегрированную систему отраслей черной и цвет­ной металлургии, металлургического, горного машино­строения и ремонтной базы. Металлургический комплекс включает в себя девять подотраслевых подсистем: желе­зорудную или рудную в целом, включая добычу и подго­товку марганцевого и хромированного сырья; нерудную; основную металлургическую; трубную; метизную; фер­росплавную; огнеупорную; коксохимическую; вторичных металлов.

Основная металлургическая подотрасль включает пос­ледовательные переделы: доменный, сталеплавильный, прокатный, производство изделий из готового проката.

Ведущий, наиболее сложный металлургический передел — прокатный — обычно включает три производства:

1) обжимно-заготовочное,

2) производство труб и поковок из слитков;

3) производство готового проката (сортопрокат­ное, листопрокатное и специальное).

Производство трубной, метизной, ферросплавной, огнеупорной подотраслей также включает несколько пе­ределов.

Металлургический комплекс имеет ряд особенностей, к числу которых относятся: высокая капиталоемкость комплекса, длительный срок функционирования объек­тов черной металлургии, тесные технологические связи внутри комплекса.

Развитие металлургической промышленности России предопределяет не только экономическую, но и реаль­ную политическую независимость страны, ее индустри­альный и оборонный потенциалы. Металлургический ком­плекс Российской Федерации включает 412 промышлен­ных предприятий и 70 научных организаций. В нем заня­то около 1,5 млн трудящихся. Практически все предпри­ятия комплекса преобразованы к настоящему времени в акционерные общества. В результате приватизации доля государственных предприятий в отрасли сократилась до 3 %, было создано около 2 % совместных предприятий, 95 % составили акционерные общества, в основном с час­тной формой собствен-ности.

Учитывая, что в структуре конструкционных матери­алов черные и цветные металлы составляют наибольший удельный вес (доля пластмасс в потреблении конструк­ционных материалов составляет до сих пор примерно 1 %), снижение объемов производства металла привело к зна­чительным перебоям в материально-техническом обес­печении предприятий - потребителей металлопродукции. А сохраняющийся дефицит металла не стимулирует ме­таллургические предприятия к производству экономич­ных, менее металлоемких видов металлопродукции, вы­пуск которых связан с повышенной трудоемкостью и за-тратоемкостью вообще.

В черной металлургии перспективно внедрение новых технологий в доменном производстве, замена устарев­шего мартеновского способа выплавки стали конвертер­ным и электросталеплавильным, расширение сортамен­та и рост качества металлопроката. В цветной металлур­гии на первой очереди — укрепление ее рудной базы как за счет ввода новых мощностей, так и за счет реконст­рукции действующих предприятий по добыче и перера­ботке руд. В металлургическом переделе этой отрасли ожидается внедрение ресурсосберегающих технологий производства тяжелых цветных металлов, а выплавку алюминия намечается осуществлять с применением но­вого поколения технологического оборудования.

Машиностроительный комплекс (МК) вполне обо­снованно может быть поставлен на первое место в раз­витии экономики. Машиностроение определяет перспек­тивы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 %, в Герма­нии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36 %. Машиностроительный ком­плекс представляет собой совокупность отраслей маши­ностроения, металлообработки и ремонтного производ­ства, органически связанных в единый процесс воспро­изводства орудий труда, и является наиболее многопро­фильным сектором индустрии.


Ведущими отраслями ком­плекса являются общее машиностроение, электротехни­ка и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.

На современном этапе наибольшим динамизмом от­личаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационно­го оборудования, ракетно-космической техники, про­мышленных роботов и средств автоматизации.

В МК входит большая группа отраслевых и академи­ческих НИИ, занимающихся проблемами обоснования экономического и технико-технологического развития машиностроительного комплекса. Научно-технический потенциал МК дает возможность успешно решать слож­ные проблемы науки и производства.

В структуре машиностроительного комплекса выде­ляются три крупные структурно-технологические сферы, или блока. Металлообработка и межотраслевые произ­водства являются первым структурно-технологическим блоком машиностроительного комплекса. Именно на этой стадии производства маши­ны изготавливаются первичные элементы будущего обо­рудования, исходным сырьем для которого является в большинстве случаев металл. Можно сказать, что это — первый передел машиностроительного производства. Второй структурно-технологический блок, или второй передел машиностроительного комплекса, — собственно машиностроение, или те стадии технологического про­цесса, на которых из первых элементов, полученных в процессе металлообработки, собираются вначале узлы оборудования, а затем из последних — сама машина.

Последним блоком, или третьим переделом МК, является машиносервис, вклю­чающий монтаж и переналадку оборудования, его техни­ческое обслуживание и ремонт.

Химико-лесной комплекс представляет собой интег­рированную систему химической, нефтехимической, лес­ной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей, органически связанных с выполнением общей цели, которая заключается в полном удовлетворе­нии потребностей народного хозяйства в соответствую­щей продукции. Химико-лесной комплекс отличается наличием многообразных внутри- и межотраслевых свя­зей, большим влиянием научно-технического прогресса на изменения в отраслевой структуре комплекса.

Агропромышленный комплекс (АПК) , в отличие от других межотраслевых комплексов, характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики. АПК — это интегрированная система сельского хозяйства, отраслей перерабатывающей промышленности, за­готовок и снабжения, комбикормовой и микробиологи­ческой промышленности, сельскохозяйственного маши­ностроения, машиностроения для легкой и пищевой про­мышленности, ремонта сельскохозяйственной техники, оборудования в отраслях пищевой промышленности и ряда других подотраслей народного хозяйства. Сюда же следует отнести производство тарных материалов и тары; минеральных удобрений, средств защиты растений, ве­теринарных и биологически активных препаратов; стро­ительство объектов производственного назначения, вклю­чая мелиоративное и водохозяйственное. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. В деятельности АПК отрасли объединены об­щей конечной функцией — снабжением страны продо­вольствием и сельско-хозяйственным сырьем. Структура АПК, характеризующая его как совокупность всех про­изводственно-технических процессов, ориентированных на создание продовольственных и непродовольственных товаров из сельскохозяйственного сырья, может рассмат­риваться в виде функциональной структуры комплекса. Весь процесс агропромышленного производства при та­ком подходе подразделяется на пять взаимосвязанных ста­дий:

1) производство средств производства для всей систе­мы АПК;

2) сельскохозяйственное производство;

3) производство предметов потребления, изготавливае­мых из сельскохозяйственного сырья;

4) реализация конечной продукции;

5) производственно-техническое обслуживание всех ста­дий воспроизводственного цикла.

Строительный комплекс представляет собой интег­рированную систему отраслей:

Строительства;

Промышленности строительных материалов;

Машиностроения;

Ремонтной базы,

объединенных общей целью обеспечения ввода в действие основных фондов в отраслях народного хозяйства.

Анализ развития составных элементов комплекса ха­рактеризует происходящие существенные изменения в масштабах строительства, технологической структуре капитальных вложений, производстве оборудования. Продукцией строительного комплекса принято считать полностью завершенные и сданные в эксплуатацию про­изводственные мощности и объекты по их сметной сто­имости, обеспечивающие в установленные нормативами сроки производство и выпуск готовой продукции или оказание услуг в соответствии с утвержденными проект­ными технико-экономическими показателями.