Натуральная форма возмещения по осаго. Ремонт по осаго как форма натурального возмещения ущерба

Закон об обязательном страховании был принят в 2002 году. В рамках данного договора виновные водители получили финансовую защиту, в результате наступления ДТП. Если ранее пострадавшие получали средства на руки, по итогам оценки независимого эксперта, то с 2017 года появилось такое понятие, как натуральное возмещение по ОСАГО.

Что такое натуральное возмещение по ОСАГО

Натуральное ОСАГО появилось с 28 апреля 2018 года. Суть нового законопроекта заключается в том, что пострадавшая сторона, при наступлении ДТП получает направление на станцию, которая проводит ремонтные работы.

Получается, это компенсация, при которой клиент не получает средства на руки, а предоставляет авто для проведения ремонта. Что касается оплаты, то вся ответственность возложена на страховщика.

В рамках нового закона автолюбителям предложили несколько преимуществ:

  • Время по выплате сократиться, поскольку не нужно показывать машину эксперту и ждать итоги оценки.
  • Часто водителям не хватала полученной суммы, в результате чего приходилось составлять претензию и обращаться в суд. Благодаря этому закону проблема недоплаты решена.
  • Каждый водитель может выбрать сам станцию из доступного списка. Страховщики обязаны сотрудничать только с крупными автосалонами. Получается, что на сомнительный ремонт «в гараж» вас не отправят.

Благодаря натуральному возмещению ущерба по полису ОСАГО государство желает огородиться от многочисленных мошенников, которые делают подставные ДТП с целью получения выгоды.

Можно ли получить деньгами

Изучив отзывы в интернете, станет ясно, что не всем автолюбителям нововведение пришлось по душе. Многих участников движения интересует, можно ли получить наличные и самостоятельно оплачивать ремонтные работы.

В рамках закона предусмотрены исключения, в результате которых выплачиваются деньги по ОСАГО. Денежная выплата производится:

  • наследникам по закону, в случае смерти пострадавшего;
  • если потерпевшему причинен вред здоровью средней тяжести;
  • в случае, если пострадавшая сторона является инвалидом и авто необходимо по медицинским показаниям;
  • при полной гибели авто;
  • если стоимость ремонтных работ превышает установленного лимита, в пределах 400 тысяч рублей и виновник не согласен добровольно доплачивать разницу;
  • при обоюдной вине;
  • если страховщик не может обеспечить проведение ремонтных работ на соответствующей станции.

Также выплаты по ОСАГО в денежной форме предусмотрены по соглашению сторон. Важно учитывать, что соглашение должно быть составлено в письменной форме и подписано как со стороны страхователя, так и страховщика.

Как определяются СТО для ремонта

В новых правилах прописано как происходит возмещение при натуральном ОСАГО и выбор станции. Изучив их, станет ясно, что:

  • СТО выбирает клиент, а не определяет финансовая компания по собственному желанию;
  • страховщик обязан выдать направление на пункт, который находится не более 50 км от места ДТП или прописки владельца автомобиля;
  • если СТО нет поблизости, то страховая организация обязана предложить другую, и оплатить расходы, связанные с дополнительной транспортировкой;
  • в течение 30 дней решить вопрос с ремонтом.

Важно! Если финансовая компания в течение 30 дней не решит вопрос с ремонтом, то в рамках закона она будет обязана выплатить клиенту пени, за каждый просроченный день. Размер пени составляет 0.5% от суммы ущерба.

Можно ли сделать ремонт в другом СТО

Зачастую водители интересуются, можно ли при ОСАГО сделать ремонт на другой станции? Если изучить правила, станет ясно, что страхователь может выбрать из списка.

При желании получить направлению на свое СТО, которая не включена в список, потерпевшая сторона может получить отказ на законном основании. В этом случае страховщики могут только предложить выплату в денежной компенсации.

Порядок натурального возмещения по ОСАГО

Выплата по автогражданской ответственности при натуральном ОСАГО возможна только после получения письменного согласия от потерпевшего. Рассмотрим детально порядок выплаты:

  1. Выбор СТО. При обращении в офис урегулирования убытков необходимо заполнить заявление, в котором указать название СТО, на которой желаете отремонтировать поврежденный транспорт. Как только заявление будет заполнено, пострадавшая сторона получает направление, с которым обязана проехать на выбранный пункт. Сроки обращения строго фиксированы, поэтому не стоит затягивать.
  2. Предоставление транспорта. На станцию необходимо передать поврежденный автомобиль и подписать акт-приема передачи. Именно в этом документе указывается, что авто передается для проведения ремонтных работ. Также фиксируется срок, в течение которого СТО обязана выполнить свои обязательства.
  3. Подписание акта выполненных работ. Отремонтированный автомобиль стоит принять по акту. Если вас не устраивает качество работы, то акт подписывает не стоит. В подобной ситуации следует написать заявление, с просьбой исправить недочеты. При получении отказа следует обращаться в суд. При этом важно учитывать, что показывать отремонтированный автомобиль страховщику не требуется.

Что выгоднее натуральное возмещение или деньги

С введением новых правок по натуральному возмещению вреда при обязательном страховании, автолюбители стали задуматься, что выгоднее: деньги или ремонт. Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо понять, что желает клиент:

  • быстро отремонтировать машину без решения финансовых вопросов;
  • заработать и не делать ремонт.

Натуральная выплата выгодна тем, что:

  • клиент может получить направление на специализированное СТО в день обращения;
  • не нужно самостоятельно вносить оплату на станцию;
  • не стоит переживать, что не хватит средств для оплаты ремонта;
  • машину могут восстановить в течение нескольких дней.

Выплата в денежной форме выгодна тем, что:

  • клиент сам решает, восстанавливать авто или нет;
  • потерпевший может самостоятельно отремонтировать транспорт и сэкономить.

Важные моменты, которые нужно знать про ремонт по ОСАГО

Выбирая в рамках закона натуральное возмещение по автогражданке, следует учитывать основные моменты:

  • прежде чем соглашаться на станцию, стоит изучить отзывы в интернете;
  • согласно закону, вы можете присутствовать во время проведения ремонтных работ и задать интересующие вопросы;
  • принимая машину, тщательно проверяйте отремонтированные детали;
  • после того, как примут авто, в течение 1 месяца должны быть оказаны ремонтные работы;
  • ремонт новых транспортных средств, со сроком выпуска менее 2 лет, должен происходить только на стации официального дилера.

Подводя итог, стоит отметить, что в рамках обязательного договора клиент может отремонтировать машину на станции. Основная цель введения натурального возмещения – быстрое и качественное предоставление ремонтных услуг на станции.

  • насколько вам понравился новый способ получения компенсации;
  • в какую компанию обращались;
  • как быстро отремонтировали авто и устроило ли качество выполненных работ.

Также для всех читателей работает круглосуточный консультант на сайте, который подсказывает ответы на любые вопросы максимально быстро.

После прочтения не забывайте ставить лайк и делиться полезной статьей со своими друзьями в социальных сетях.

Подробнее узнать о том, и какое возмещение лучше сделать, вы сможете в следующей статье.

В статье рассматриваются основные вопросы натурального возмещения ущерба по ОСАГО: процедура ремонта по ОСАГО, порядок действий потерпевшего и его права при натуральном возмещении, а также ответственность страховщика за некачественный ремонт по договору ОСАГО.

Изменения в действующее законодательство, внесенные с принятием Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств," носят по мнению специалистов кардинальный характер. Согласно изменений, которые вступают в законную силу уже с мая 2017 года, приоритетной формой возмещения материального ущерба по ОСАГО устанавливается ремонт транспортного средства.

Что такое натуральное возмещение по ОСАГО

Ранее действующий порядок, предусмотренный договорами обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, предусматривал в качестве приоритетной формы страхового возмещения денежные выплаты. То есть, потерпевший получал деньги и ремонтировал своего «железного коня» самостоятельно, без какого-либо участия страховщика.

Такой способ возмещения, по мнению представителей страхового сообщества, активизировал деятельность «черных автоюристов», которые наживались на деньгах страховщиков. Выдумав ряд откровенно мошеннических схем, о которых мы не станем повествовать в данной статье, предприимчивые дельцы перекупали у потерпевших права требования по договорам ОСАГО и в судебном порядке добивались взыскания со страховых компаний завышенного размера выплат.

Кроме того, в пользу автоюристов взыскивались судебные расходы, штрафы и неустойка, предусмотренные законом РФ «О защите прав потребителей». В итоге сложилась ситуация, при которой потерпевшие получали от автоюристов «копеечную» компенсацию, которая не покрывала расходов на восстановление поврежденных автомобилей. Бюджеты юридических образований, специализирующихся на решении страховых споров, росли как на дрожжах, а страховые компании массово банкротились.

Назревшая реформа автогражданки обсуждалась около года, и в итоге венцом правотворческой деятельности явилась замена денежной формы возмещения ущерба по ОСАГО на натуральную. Возмещение причиненного вреда в натуре включает в себя организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего.

Натуральное возмещение по ОСАГО предусматривает страховой ремонт поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания по направлению страховщика.

Причем, согласно пункта 15 статьи 12 Закона, возмещение вреда, причиненного автомобилю потерпевшего осуществляется по выбору самого потерпевшего. Исключаются из числа лиц, имеющих право на такой выбор физические лица – граждане, зарегистрированные в РФ и, имеющие в собственности легковой транспорт.

Разумеется, вопросов с которыми столкнуться и страховщики, и потерпевшие при новом порядке натурального возмещения по ОСАГО будет немало. Однако исходить придётся из того, что уже есть на сегодняшний день.

Ремонт по ОСАГО – организация и порядок проведения

Новации законодательства определяют для потерпевшего следующий порядок действий.

После принятия страховой компанией заявления от потерпевшего, страховщик производит осмотр поврежденного транспортного средства. При необходимости страховая компания проводит независимую техническую экспертизу, которая назначается для определения размера причиненного ущерба и соответствия повреждений транспортного средства обстоятельствам ДТП.

Далее страховщик выдает гражданину – собственнику легкового автомобиля, зарегистрированному в РФ, направление на ремонт на станцию технического обслуживания (далее по тексту - СТО). Срок выдачи направления на ремонт и его оплата ограничивается 20 рабочими днями. При этом автосервис должен соответствовать критериям, установленным Правилами обязательного страхования.

Закон предусматривает возможность ремонта легкового автомобиля на иной СТО, указанной в заявлении потерпевшим, только при согласии на это страховщика. В этом случае, при отсутствии возражений со стороны страховой компании, потерпевший отражает в заявлении все сведения выбранного им автосервиса, включая банковские реквизиты для перечисления денежных средств за ремонт. После чего в срок не превышающий 30 рабочих дней потерпевшему выдается направление на ремонт и производится перечисление денежных средств.

Зримым противоречием, лежащим на поверхности нововведений, является попытка законодателя совместить несовместимое. По правилам, все детали, подлежащие замене должны быть новыми, то есть не иметь износа и не быть восстановленными. Вместе с тем, оценка страховщиком ущерба производится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом степени износа заменяемых запасных частей и деталей.

Можно предположить, что решать проблемы страховщиков как всегда, будут за счет потерпевших. Например, путем использования при ремонте неоригинальных и самых дешевых запасных частей. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля в СТО самим потерпевшим.

Согласно новым требованиям, СТО должен иметь договор со страховщиком на выполнение ремонта по ОСАГО. Также важно, чтобы сервис был доступен для потерпевшего и находился на расстоянии, не превышающем 50 километров от его места жительства.

Если ни одна один из автосервисов не отвечает требованиям Правил в отношении конкретного лица, то страховщик вправе выдать направление на ремонт только при согласии потерпевшего, в противном случае страховое возмещение исполняется денежной выплатой.

В отношении транспортных средств, возраст которых не превышает двух лет, Закон содержит оговорку. Их ремонт должен производиться только на станциях технического обслуживания дилеров, с учетом изложенного выше порядка.

Также страховка выплачивается без ремонта в следующих случаях:

  • при экономической нецелесообразности восстановительного ремонта;
  • при ДТП с тяжкими последствиями со смертельным исходом, причинении вреда здоровью потерпевшего не ниже средней степени тяжести;
  • при стоимости восстановительного ремонта свыше 400000 рублей;
  • при стоимости ремонта свыше лимита, установленного правилами Европротокола;
  • при обращении потерпевшего, являющегося инвалидом с заявлением о выплате;
  • при отказе потерпевшего от доплаты за восстановительный ремонт автомобиля;
  • при соглашении потерпевшего и страховщика на страховую выплату в денежной форме.

Гарантии прав потерпевшего при натуральном возмещении ущерба по ОСАГО

Договорный порядок решения вопросов, связанных с организацией ремонта по ОСАГО, в случаях, прямо указанных в Законе, является важной особенностью натурального возмещения. Возможность договориться – это всегда хорошо, но не всегда эффективно. Поэтому Закон устанавливает гарантии соблюдения прав потерпевшего, к которым относятся:

  • возможность выбора СТО для выполнения ремонта;
  • законодательное ограничение удаленности автосервиса от места жительства потерпевшего, не более 50 километров;
  • сроки рассмотрения заявления о страховом возмещении и получении направления на ремонт;
  • гарантии качества ремонта сроком 6 месяцев и 12 месяцев для кузовных работ и работ с использованием лакокрасочного покрытия;
  • возможности получения возмещения в денежной форме в случаях, прямо указанных в Законе;
  • требования об обязательном согласовании сроков и объемов работ по восстановительному ремонту;
  • прямое возмещение, при котором потерпевший обращается за направлением на ремонт в свою страховую, вне зависимости от количества участников ДТП (вводится в действие с ноября 2017 года);
  • предусмотренная законом санкция за нарушение сроков ремонта, в размере 1\2 процента от стоимости ремонта за каждый день просрочки;
  • возможность потерпевшего подать претензию страховщику при некачественном ремонте, а при её игнорировании – право обратиться в суд за защитой от недобросовестных действий страховщика с взысканием неустойки, штрафа и возмещения судебных издержек.

Важным условием, которое будет стимулировать страховщика к надлежащему исполнению обязанностей по натуральному возмещению страхового вреда, является предусмотренная Законом возможность временного лишения страховой компании права выдачи направлений на ремонт. Такое решение принимается Банком России при неоднократном, более одного раза в течение одного года, выявлении фактов нарушения страховой организацией обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) его оплате. Срок действия ограничения может быть установлен до 12 месяцев.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

В апреле 2017 года были внесены изменения в закон об обязательном страховании транспортных средств, предполагающие новую процедуру выплаты компенсаций при страховом случае. Что означает понятие натурального возмещения по ОСАГО, рассмотрим ниже.

Что такое натуральное возмещение?

Натуральное возмещение по ОСАГО — ключевое понятие, с которым необходимо ознакомиться перед оформлением страховки. С 2017 года основной формой возмещения ущерба при возникновении страхового случая будет ремонт машины на станции технического обслуживания. В то же время страховщик не освобождается от выплаты компенсации при тотальной гибели имущества, а также вследствие причинения вреда здоровью третьих лиц. Согласно последним правкам, внесенным в ФЗ №40, в приоритете будут не денежные выплаты, а восстановление ТС (если возможно) за счет страховой фирмы. При этом не учитывается износ отдельных деталей и общей конструкции транспортного средства. По новым правилам, в процессе ремонта на авто не устанавливаются б/у запчасти, если автовладелец самостоятельно не делает выбор в пользу такой комплектации.

Натуральное возмещение позволит более объективно оценивать степень повреждения автомобиля и снизить случаи мошенничества.

Процедура возмещения

Закон о натуральном возмещении по ОСАГО регламентирует поэтапную процедуру восстановления авто после страхового случая:

  1. Сперва автовладельцу необходимо выбрать СТО, которая будет ремонтировать транспорт;
  2. Восстановительные работы должны быть проведены не позднее 30 дней с момента передачи ТС специалистам. Станция технического обслуживания должна располагаться в 50 км от места проживания страхового лица;
  3. Новые авто, которые попали в аварию, обязательно должны проходить ремонт в сервисных центрах официального дилера. Если вменяется ущерб третьему лицу, гарантийные обязательства будут нарушены. Это касается всех машин, которые не достигли двухлетнего срока эксплуатации.

Натуральное возмещение подразумевает, что после ремонта будет предоставлена гарантия. Минимальный гарантийный срок равен 6 месяцам, а при ремонте кузова или покраске он будет равен 12 месяцам.

Процедура возмещения заключена в таком алгоритме:

  • выбор СТО, которое будет заниматься восстановлением;
  • анализ повреждений и ремонт машины;
  • предоставление гарантий;
  • возврат автовладельцу.

Выбор станции техобслуживания

Автовладелец может самостоятельно выбрать станцию техобслуживания из перечня, который предоставляет страховая компания. Желаемая СТО указывается при оформлении полиса ОСАГО или в момент ремонта. В большинстве случаев, список потенциальных автосервисов выставлен на официальном сайте страховых компаний. Здесь же указываются сроки, в течение которых специалисты могут отремонтировать машину, принцип работы, наличие запчастей и т.д.

Если владелец авто выбирает СТО, с которой страховщик не сотрудничает, необходимо получить письменное разрешение. Для этого подается соответствующее заявление в главный офис СК, где указывается подробное наименование автосервиса, место его нахождения и контактные данные. Если известны платежные реквизиты, их также необходимо внести в документ.


Восстановление авто в сервисе страховой компании

В исключительных случаях авто восстанавливается в сервисе страховой компании. В такой ситуации СК не перечисляет деньги СТО. Ремонтные работы производятся за счет бюджетных средств компании. Чаще всего такая процедура необходима, когда в аварию попадает новое авто. Ремонтные работы не нарушат гарантийных обязательств, и в будущем автомобиль будет обслуживаться у официальных дилеров.

Автовладельцы охотнее соглашаются на такой ремонт, потому как страховая компания полностью контролирует действия мастеров и отвечает за конечный результат ремонта.

Плюсы и минусы натурального возмещения

Натуральное возмещение имеет свои преимущества и недостатки, как для владельца автомобиля, так и для страховой компании.

Преимущества натурального возмещения по ОСАГО:

  1. Отсутствие значительных денежных выплат при возникновении страхового случая. Тем самым злоумышленники не смогут провоцировать аварии;
  2. Автолюбителю не требуется контролировать ремонт. Достаточно просто оставить авто в нужном СТО и забрать его по окончанию работ;
  3. После ДТП авто восстанавливается в кратчайшие сроки.

К недостаткам можно отнести ограниченный список станций техобслуживания (или сложности с разрешением воспользоваться услугами других мастеров), а также невозможность контролировать, какие запчасти устанавливаются на авто.

Когда возможно отказаться от натурального возмещения?

Натуральное возмещение в ОСАГО – мера не популярная, но необходимая для борьбы с мошенниками в сфере автострахования.

Поправки, устанавливающие приоритет натурального возмещения уже вступили в силу 28 апреля этого года, однако до сих пор вопросов у владельцев авто больше, чем ответов на них.

Пояснения РСА по поводу порядка натурального возмещения по ОСАГО

Первое, что стоит понимать, это то, что начиная с 28 апреля поврежденный автомобиль будут направлять на восстановительный ремонт, а вот получить страховую компенсацию будет практически невозможно. Процедура отправки на ремонт – совсем не новшество для системы автострахования.

Она давно действует в КАСКО, где автовладельцы получают на руки отремонтированный автомобиль, а не деньги. При этом, по словам руководителя РСА, подобная практика позволила избавить владельцев авто от процедур, связанных с получением денег и поиска места для осуществления ремонтных работ.

Приоритет на восстановление авто будет действовать только для тех автовладельцев, которые заключат договора после 28 апреля. Те владельцы, которые приобрели полис до этой даты могут рассчитывать на ремонт, но только при достижении соглашения со страховой компанией.

Заниматься поисками станций техобслуживания не придется, так как сразу при написании заявления на получение страхового возмещения, Вам будет предложен список сотрудничающих со страховой СТО. В списке могут быть лишь те станции, которые соответствуют требованиям Закона. Задача страховщика – соблюсти требования восстановительного ремонта.

Стоит также иметь в виду, что Законом установлено максимальное расстояние до станции. Составляет оно 50 км, а исчисляться может как от места ДТП, так и от места Вашего жительства. Право выбора всегда за Вами. Продолжительность восстановительного ремонта не может превышать 1 месяца. В противном случае Вы можете потребовать выплаты 0,5% от суммы возмещения за каждый просроченный день.

Гарантия на проведенные работы зависит от их вида: 1 год гарантии Вам дадут на кузовные работы, покраску и лишь 6 месяцев на все остальные ремонтные работы. Учитывайте, что авто, находящиеся на гарантии производителя, ремонтируются ТОЛЬКО в тех СТО, которые имеют право производить ремонт с сохранением гарантии.

Вы не сможете отказаться от осуществления ремонта Вашей машины, если страховщик обеспечивает выполнение всех условий, прописанных в Законе. Денежные выплаты будут производиться только при условии. Что страховая компания условия не обеспечивает. Часто отказ от ремонта – решение, невыгодное для самого автовладельца, так как при денежном возмещении будут учитывать износ.

Вы имеете право предложить свою станцию техобслуживания, но её придется согласовывать с представителями страховщика.

Обратить на перечень СТО необходимо уже при заключении договора ОСАГО. Если той СТО, которую Вы предпочитаете, нет в списке, стоит периодически уточнять информацию и при включении Вашей станции в реестр, внести соответствующие поправки в договор.

Когда могут отказать в натуральном возмещении по ОСАГО

Работы по восстановлению автомобиля не будут проводиться в случаях, когда:

— причинен тяжелый вред здоровью;

— потерпевший погиб;

— восстановить автомобиль невозможно, так как он полностью уничтожен;

— стоимость ремонта превышает лимит выплат по ОСАГО.

Сама процедура получения возмещения практически не изменена: после ДТП Вам необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением на получение возмещения. В рамках прямого возмещения заявление подаётся в ту страховую, с которой у Вас заключен договор, в противном же случае обращаются в страховую компанию виновника ДТП. Далее представители компании производят осмотр авто, оформляют необходимые документы и Вы получаете направление на СТО.

Продолжительность ремонта при наличии необходимых запасных частей не превышает 7 дней, если автомобиль пострадал незначительно. Если же случай сложный, то срок может увеличиться до 2 недель.

Законом установлено, что для осуществления ремонта специалисты СТО могут использовать лишь новые детали. Это условие исключает из схемы авто с правым расположением руля и автовладельцев, проживающих в отдаленных регионах.

Результаты ремонта Вас не устраивают? Вы можете обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением. Сто, проводящая ремонт, в таком случае будет исключена из перечня страховой компании.

Принятый Закон – хороший инструмент для противодействия мошенникам, которые действуют на всей территории России, делая систему страхования убыточной для страховых компаний.

Создавался документ с целью исключения мошенников, заинтересованных в получении денег, из цепочки страховая компания – автовладелец. Однако внесенные поправки привели к тому, что восстановительный ремонт применим далеко не во всех случаях.

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлен приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Закон определяет случаи, когда возмещение может выплачиваться потерпевшему в денежной форме, содержит требования к станциям технического обслуживания (СТО), на которых может производиться ремонт транспортных средств на основании договора со страховщиком.

Кризис автострахования

До недавнего времени российские автовладельцы получали денежные компенсации от страховых компаний в случае возникновения страховых случаев по ОСАГО. Это обстоятельство вызывало негативную реакцию со стороны страховых компаний, которые были обеспокоены чрезмерно большими размерами компенсаций.

Суммы страховых выплат, серьезно превышающие понесенный потерпевшей стороной ущерб, достаточно часто формируются из-за целенаправленных действий автоюристов, специализирующихся в сфере споров по автострахованию. Автоюристы далеко не во всех случаях представляют интересы автовладельцев, пострадавших в ДТП. Одно из наиболее распространенных направлений деятельности автоюристов – выкуп у попавшего в дорожно-транспортное происшествие собственника транспортного средства права требования по страховке. После выкупа автоюристы обращаются в суд и получают компенсации.

Только в 2016 году страховыми компаниями было потеряно около 40 млрд руб., что стало результатом действий автоюристов, отстаивающих интересы своих клиентов в судах. Среди других видов страхования ОСАГО занимает первое место в качестве наиболее частого объекта мошеннических действий. Свыше 68% таких действий совершается в сфере ОСАГО, 22% – в сфере КАСКО и только 6% – в сфере страхования имущества. Это означает, что именно в сфере ОСАГО чаще всего происходят случаи мошеннических выплат.

В результате всего на рынке автострахования создалась кризисная ситуация. Так, суммы страховых выплат приблизились к объемам сборов страховых компаний. Сохранение этой тенденции может привести к тому, что страховые компании начнут работать себе в убыток.

Произошло увеличение и суммы средних страховых выплат по ОСАГО, которая в начале 2017 года составила 72,7 тыс. руб. В такой ситуации от присутствия на рынке услуг ОСАГО отказались все иностранные страховые компании, специализирующиеся в сфере автострахования. Значительно сократилось и количество российских автостраховых компаний, работающих с ОСАГО.

Особенности ремонта

Инициаторы принятия Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» рассчитывают, что внедрение содержащихся в нем изменений в практическую жизнь позволит существенно сократить и убытки страховых компаний, и возможность совершения мошеннических действий в сфере автострахования. То есть с новым законом связываются перспективы возрождения отечественного рынка автострахования.

Согласно изменениям в законодательстве страховые компании будут направлять автомобили, у которых возникли страховые случаи, на станции технического обслуживания для проведения ремонтных мероприятий. Право выбора станции технического обслуживания из представленного страховой компанией списка останется за автовладельцем. Станция технического обслуживания, согласно законодательству, не обязательно должна иметь договор со страховой компанией. По желанию автовладельца для проведения ремонтно-технических мероприятий автомобиль может быть направлен на станцию технического обслуживания, с которой у страховой компании нет договора. В данном случае выбор станции необходимо согласовать со страховой компанией в письменной форме. Предусматривается местонахождение станции технического обслуживания не далее 50 км от места жительства владельца транспортного средства.

Относительно самих ремонтно-технических мероприятий в Законе № 49-ФЗ содержатся достаточно жесткие условия, которые предусматривают: 1) осуществление ремонта в течение не более чем 30 дней; 2) гарантийные обязательства предприятия-изготовителя при необходимости ремонта нового автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие; 3) возмещение страховой компанией ущерба от некачественного ремонта или от задержки ремонтно-технических мероприятий не по вине собственника транспортного средства; 4) использование исключительно новых запасных частей во время ремонта застрахованного транспортного средства; 5) шестимесячный минимальный срок гарантии проведенных ремонтно-технических мероприятий в случае проведения кузовных работ и применения лакокрасочных материалов – двенадцатимесячный гарантийный срок.

Таким образом, после вступления в силу Закона № 49-ФЗ все заключенные позже определенной даты договоры ОСАГО будут подразумевать не выплату страховых средств, а направление пострадавшего автомобиля на станцию технического обслуживания. Однако возможность получить финансовую компенсацию в случае наступления страхового случая у собственника транспортного средства все же останется.

Законом № 49-ФЗ предусмотрены следующие возможные случаи, когда страховая компания будет обязана перечислить потерпевшей стороне (собственнику транспортного средства или его представителю) сумму страховой выплаты в денежном эквиваленте: 1) полная гибель транспортного средства; 2) смерть потерпевшего (в этом случае сумму получают его наследники); 3) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (но эту форму страхового возмещения потерпевшая сторона должна отразить в письменном заявлении о страховом возмещении); 4) наличие инвалидности у потерпевшего (в случае, если он отразит такую форму страхового возмещения в письменном заявлении); 5) превышение стоимости восстановительного ремонта страховой суммы или максимального размера страхового возмещения (а также если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, а потерпевший отказывается производить доплату за ремонт); 6) наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим. Также собственник транспортного средства получает возможность требовать получение страховой выплаты, если страховая компания не может организовать проведение ремонтно-восстановительных работ на станции технического обслуживания, предложенной ранее.

Перспективы и опасения

С нововведениями законодатели связывают возможность для рынка автострахования избавиться и от многочисленных мошенничеств, и от деятельности автоюристов, приносящей страховым компаниям серьезные убытки. Посреднические и мошеннические структуры привлекают те направления деятельности, где предусмотрен большой оборот денежных средств. В случае оказания в большинстве страховых случаев ремонтных услуг вместо финансовых выплат интерес мошенников и посредников к сфере автострахования должен значительно ослабнуть.

Но принятие закона уже вызвало достаточно многочисленные скептические возражения, связанные с убежденностью в том, что ситуация останется практически без серьезных изменений.

Во-первых, есть большие сомнения в перспективе избавления рынка автострахования от активной деятельности автоюристов. Можно прогнозировать, что автоюристы перейдут на новое направление деятельности – представление в судах интересов автовладельцев, пострадавших от низкого качества проведенных ремонтно-восстановительных работ. Доказать неудовлетворительный характер ремонтных работ, а также возможное нарушение сроков их проведения достаточно легко. Не исключено, что страховые компании могут понести в результате судебных исков автоюристов еще большие убытки, чем до вступления закона в силу.

Во-вторых, произойдет переориентация мошеннических схем на работу с ремонтно-восстановительными мероприятиями на станциях технического обслуживания. Это достаточно перспективное поле для деятельности мошенников, и страховым компаниям даже после принятия закона вряд ли удастся окончательно избавиться от связанных с их деятельностью рисков и убытков.

Серьезные проблемы в связи с реализацией на практике требований нового закона могут последовать и для российских автовладельцев, и для страховых компаний. Так, страховые компании, как можно предположить, будут предлагать собственникам транспортных средств ремонтно-восстановительные мероприятия на станциях технического обслуживания, с которыми у них существуют соответствующие договорные отношения. Страховая компания должна обеспечить направление автотранспортного средства на ремонтные работы в сервис – официальный дилер, расположенный не далее 50 км от места жительства собственника транспортного средства.

Однако данное условие проблематично для Российской Федерации. С учетом протяженности территории страны, особенно в регионах Урала, Сибири, Дальнего Востока, ближайшая станция технического обслуживания, являющаяся официальным дилером, может находиться на расстоянии не только более 50 км, но и более нескольких сотен км. Это не учтено в Законе № 49-ФЗ, что может принести неприятности страховым компаниям и автовладельцам.

Отметим, что в результате ремонтных работ, проведенных не у официального дилера, существует очевидная потеря гарантии на транспортное средство. Но, если даже не учитывать протяженность северных территорий, достаточно сложной задачей представляется организация ремонта у официального дилера в случае незначительных поломок автомобиля. С другой стороны, неофициальные станции технического обслуживания не обладают знанием всех нюансов технологии компании – производителя автотранспортного средства, поэтому не могут гарантировать качество произведенных ремонтных работ, особенно касающихся использования электроники.

Если автомобиль старый…

Другой парадокс, более всего вредящий страховым компаниям, заключается в том, что законом предусматривается гарантийное обслуживание всех попавших в дорожно-транспортное происшествие транспортных средств, в том числе и очень старых, находящихся в плохом состоянии автомобилей. Получается, что у страховой компании возникают гарантийные обязательства перед владельцем автомобиля, который может сломаться после выхода со станции технического обслуживания совершенно по другим причинам, например из-за своей изношенности, плохого состояния кузова и т. д. Серьезной проблемой является и обязательность установки новых деталей на все подлежащие страховому ремонту транспортные средства, включая и очень старые автомобили, находящиеся в плохом состоянии.

Ответственность за качество произведенных ремонтно-восстановительных работ будет нести не станция технического обслуживания, а страховая компания, что также может привести к весьма существенным убыткам в случае некачественных ремонтных услуг. Поэтому к проблеме организации ремонтно-восстановительных работ страховые компании будут вынуждены подходить исключительно в индивидуальном порядке, что существенно усложнит их практическую деятельность.

Также есть проблемы с обеспечением новыми деталями при сохранении существующих тарифов на ОСАГО. Поскольку страховая компания обязана обеспечить транспортное средство новыми деталями, она столкнется с существенными финансовыми затратами. Не исключено, что многие страховые компании предпочтут отказаться от ОСАГО.

Таким образом, применение Закона № 49-ФЗ способно повлечь за собой многочисленные проблемы и противоречия, что неизбежно окажет влияние и на комфорт собственников транспортных средств, и на положение страховых компаний. Единственной возможностью избежать тех серьезных негативных последствий, которые мы назвали выше, является дальнейшее совершенствование взаимодействия между страховыми компаниями, официальными дилерами, станциями технического обслуживания, которое обязательно должно найти отражение на нормативно-правовом уровне.