Налоговый кодекс рф. Общая характеристика и направления совершенствования налогового кодекса рф

Налоговый кодекс Российской Федерации - основополагающий документ законодательства по налогам и сборам.

Сокращенно Налоговый кодекс Российской Федерации упоминают как НК РФ или просто НК.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первую иногда называют как Общая часть, а часть вторую, как Специальная или Особенная часть.

Часть первая

Полное название документа - "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ

Часть первая регулирует общие вопросы налогообложения. Поэтому ее иногда называют как Общая часть. Часть первая НК РФ состоит из разделов:

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Часть вторая

Полное название документа - "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ

Часть вторая регулирует порядок исчисления и уплаты конкретных налогов. Поэтому вторую часть иногда называют как Специальная или Особенная часть. Вторая часть НК РФ состоит из разделов:

Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья НК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Такой порядок отличается от общепринятого порядка нумерации частей нормативных актов - статья, часть, пункт.

Пример

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах - статья

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: - пункт

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; - подпункт

Пример

Статья 250. Внереализационные доходы - статья

В целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса. - абзац 1

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы: - абзац 2

1) от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации; - пункт 1

2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту (особенности определения доходов банков от этих операций устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса); - пункт 2

3) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; - пункт 3

"В целях настоящего пункта сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, при этом в нее не включаются доходы, указанные в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса."

  • 1.1 Эволюция взглядов на роль государства в развитии национальной экономики
  • 1.1.1 Теория меркантилизма (т. Манн, а.Монкретьен)
  • 1.1.2 Экономический либерализм – классическая теория невмешательства в экономику (а. Смит)
  • 1.1.3 Кейнсианская концепция активного вмешательства государства в экономику
  • 1.1.4 Неоклассическая теория монетаристов (м.Фридман)
  • 1.1.5 Государственный дирижизм (французская школа ф.Перру)
  • 1.1.6 Неокейнсианцы
  • 1.2 Объективная необходимость государственного вмешательства в экономические процессы на макро- и микроуровне. Основные цели и направления макроэкономической политики государства.
  • 1.3 Основные понятия: государственное регулирование, государственное управление, государственное вмешательство
  • Тема 2. Экономические функции государства
  • 1. Федеральные органы власти:
  • 2. Региональные органы власти:
  • 3. Муниципальные органы власти:
  • 2.1 Организационная структура законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (правительство рф, Гос.Дума, Совет Федераций)
  • 2.2 Функциональные задачи блока экономических министерств и ведомств правительства рф. (Мин.Финансов, мин. Экономического развития и торговли, мин. Промышленности)
  • 2.3 Методы и инструменты государственного регулирования экономических процессов в народном хозяйстве
  • 1.2 Прямые (административные) методы
  • Система инструментов регулирования экономики
  • Тема 3. Модели государственного регулирования экономики XX века
  • 3.1 Система советского планирования, особенности, преимущества и недостатки
  • 3.2 Особенности европейской, азиатской и американской модели грэ. (опыт Франции, Швеции, Германии, ю.Кореи, сша, Канады и др)
  • Тема 4. Структура национального хозяйства и ее оптимизация
  • 4.1 Структуры в национальной экономики, виды структур, преобразование структуры хозяйства рф, структурная политика рф
  • 4.2 Межотраслевой баланс как инструмент обоснования структуры экономики.
  • 4.3 Анализ структуры внп – валового национального продукта рф и основных экономических показателей регионов России
  • Официальные данные Росстата о социально-экономическом положении субъектов в первом полугодии 2009 года.
  • Тема 5. Нтп и инновационная государственная политика
  • 5.1 Анализ научно-технической сферы в национальной экономике рф: технологические уклады
  • 5.2 Инновационная деятельность и ее показатели. Оценка научно-технического потенциала и показатели эффективности его использования в народном хозяйстве
  • Основные показатели инновационной деятельности России
  • Оценка по России научно-технического потенциала
  • 5.3 Инновационная политика в рф. Нормативно-правовая база в регулировании инновационной деятельности в рф, Нижегородской области
  • 2. Формирование государственной инновационной политики
  • 3. Государственная поддержка инновационной деятельности
  • 5.4 Функции ран, Министерства образования и науки рф
  • Тема 6. Регулирование инвестиционных процесов в народном хозяйстве
  • 6.1. Инвестиционный климат и его основные характеристики
  • 6.2. Инвестиционная деятельность: основные понятия и показатели, распределение инвестиций по отраслям и регионам России
  • 6.3. Инвестиционная политика в рф, методы и инструменты регулирования инвестиционной деятельности
  • 6.4. Нормативно-правовая база регулирования инвестиций
  • 6.5. Федеральные и региональные инвестиционные программы: распределение бюджетных инвестиций по отраслям и регионам рф
  • 6.6. Методы оценки эффективности капитальных вложений в народном хозяйстве
  • Тема 7. Формирование конкурентной среды в национальной экономике
  • 7.1 Нормативно-правовая база регулирования монополий в народном хозяйстве Основные положения Федеральные законы, регулирующие монополии
  • Критика антимонопольного законодательства
  • 7.2 Органы государственного регулирования монополий
  • 7.3 Формирование и ведение Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельноститимонопольная политика, методы и инструменты регулирования монополий в нх
  • 7.4 Критерии определения степени монополизации рынков
  • 7.5 Малое предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики (виды, законы, регулирующие деятельность). Государственная поддержка предпринимательства
  • Тема 8. Промышленные отходы и борьба с загрязнением окружающей среды
  • 8.1 Экологическое регулирование: методы и инструменты
  • 8.2 Органы государственного регулирования экологической сферы
  • 8.3 Экологическая экспертиза экономических проектов как инструмент регулирования деятельности хозяйствующих субъектов
  • 8.4 Национальные проблемы захоронения вредных отходов производства
  • 8.5 Международная торговля «выбросами». Киотский протокол и его значение для России, другие нормативные акты
  • Тема 9. Экономическая интеграция хозяйствующих субъектов, регионов и национальных хозяйств
  • 9.1 Понятие и сущность внешнеэкономических связей и нешнеэкономической деятельности. Виды и формы внешнеэкономических связей
  • 9.2. Отличительные особенности развития внешнеэкономической деятельности в народном хозяйстве. Состояние внешнеэкономического комплекса народного хозяйства.
  • 9.3. Внешнеэкономическая политика. Направления, методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Пути совершенствования внешнеэкономической политики.
  • 9.5. Возможности вступления в вто: преимущества и недостатки
  • Тема 10. Кредитно-денежная политика государства
  • 10.1 Кредитно-денежная политика и кредитно-денежный инструментарий
  • 10.2 Характеристика денежных агрегатов
  • Динамика денежной массы в экономике
  • Структура рублевой денежной массы на 01.07.2009
  • Динамика основных показателей денежной системы
  • 10.3 Роль и место Центробанка и Минфина рф в национальной экономике России
  • 10.4 Роль государства в регулировании валютных курсов Устойчивость национальной валюты, валютный курс рубля
  • 10.5 Антиинфляционная политика
  • 10.6 Регулирование банковского сектора
  • Тема 11. Налоги и государственные финансы
  • 11.1 Фискальная политика и ее инструменты
  • 11.2 Основные положения налогового кодекса рф
  • 11.3 Отечественный и зарубежный опыт налогообложения Налоговая система России
  • Налогообложение в сша
  • Налогообложение в Германии
  • Налогообложение в Швеции
  • 11.4 Органы власти, регулирующие налоговую систему, их основные функции
  • 11.5 Федеральное казначейство и его роль в национальной экономике
  • 11.6 Ситуация в налоговой сфере, собираемость налогов
  • Тема 12. Бюджетная национальная система
  • 12.1 Бюджетная политика и ее инструменты
  • 12.2 Процедура подготовки проекта государственного бюджета, его согласования и утверждения, органы власти, участвующие в нем. (Функции Минфина России)
  • 12.3 Сбалансированность госбюджета. Анализ госбюджета России текущего года: структура, уровни и динамика основных статей. Сбалансированность бюджета
  • 12.4 Проблемы государственного долга и их решение в перспективе
  • Тема 13. Институциональная политика и управление государственной собственностью
  • 13.1 Понятие госсектора и госсобственности
  • 13.2 Органы в структуре исполнительной власти, регулирующие госсектор
  • 13.3 Роль государства в приватизации и национализации госимущества в рф и зарубежный опыт
  • Опыт ваучерной приватизации
  • Опыт платной приватизации
  • Приватизация во Франции
  • Тема 14. Народонаселение и государственная демографическая политика
  • 14.1 Демографическая ситуация в рф и ее регулирование
  • 14.2 Оценка уровня и динамики жизненного уровня населения рф. Методика «Программы развития оон»
  • 14.3 Социальная политика: методы и инструменты регулирования социальной сферы Зарубежный опыт социальной политики государства. (Германия, страны Северной Европы)
  • Германия
  • Тема 15. Политика занятости и доходов населения
  • 15.1 Состояние рынка труда в рф, регулирование занятости и безработицы
  • 15.2 Органы регулирования рынка труда
  • 15.3 Регулирование доходов и уровня жизни населения. Единая тарифная система оплаты труда для работников бюджетной сферы
  • Тема 16. Регулирование системы здравоохранения и образования
  • Система здравоохранения Российской Федерации
  • Система образования Российской Федерации
  • 16.1 Структура и развитие системы здравоохранения
  • Расходы бюджетной системы российской федерации на здравоохранение, физическую культуру и спорт19
  • 16.2 Политика в сфере здравоохранения: методы и инструменты регулирования, реформа системы здравоохранения в рф
  • 16.3 Органы, регулирующие систему здравоохранения (Функции Минздравоохранения и социального развития рф)
  • 16.4 Структура и развитие системы образования
  • 16.5 Политика в сфере образования: методы и инструменты регулирования
  • 16.6 Органы, регулирующие систему образования, реформа системы образования в рф
  • Тема 17. Государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение населения
  • Социальное страхование работающего и пенсионное обеспечение неработающего населения
  • Внебюджетные государственные фонды социального страхования и пенсионного обеспечения
  • 17.1 Роль и функции Пенсионного фонда, реформа пенсионного обеспечения в рф. Закон рф «о пенсионном обеспечении»
  • 17.2 Роль и функции Фонда социального страхования рф
  • 17.3 Роль и функции Фонда медицинского страхования
  • 11.2 Основные положения налогового кодекса рф

    Налоговое законодательство России включает в себя федеральные, региональные и местные нормативно-правовые акты. Основой налогового законодательства является Налоговый Кодекс РФ, состоящий из двух частей (Часть 1. от 31.07.1998 № 146-ФЗ, Часть 2. от 05.08.2000 № 118-ФЗ). Только НК РФ может устанавливать виды взимаемых налогов и сборов; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий должностных лиц и др.

    В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

    Рассмотрим основные понятия налогового права, закрепленные в части первой Налогового Кодекса РФ.

    Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Данные в ст. 8 НК РФ определения налога и сбора заключают в себе следующие отличия.

    Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти - органов государственной власти и местного самоуправления и носят индивидуально безвозмездный характер. Добровольные или принятые на договорной основе денежные взносы к налогам не относятся.

    Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, поэтому главной особенностью сбора является его индивидуальная возмездность. Как правило, поступления сборов обеспечивают покрытие расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора.

    Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики. К налогоплательщикам относятся, в частности:

    1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица;

    2) обособленное подразделение организации - оно может образовываться в форме представительства и филиала;

    3) физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

    4) физические лица - налоговые резиденты РФ, - т.е. физические лица, фактические находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году;

    5) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

    Также должны быть определены элементы налогообложения:

    1) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;

    2) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

    3) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога

    4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

    5)порядок исчисления налога ;

    6)порядок и сроки уплаты налога .

    Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.

    В первой части НК РФ дан перечень налогов и сборов, согласно которому в России устанавливаются следующие виды налогов и сборов :

    Федеральные

    Региональные

    Местные.

    1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    К ним относятся:

    Налог на добавленную стоимость;

    Налог на доходы физических лиц;

    Налог на прибыль организаций;

    Налог на добычу полезных ископаемых;

    Водный налог;

    Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    Государственная пошлина.

    2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относятся:

    Налог на имущество организаций;

    Налог на игорный бизнес;

    Транспортный налог.

    3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. К ним относятся:

    Земельный налог;

    Налог на имущество физических лиц.

    Следует отметить, что в перечне налогов и сборов отсутствуют патентные пошлины, таможенные пошлины, сборы за регистрацию баз данных ЭВМ, портовые сборы и др., также обладающие признаками обязательности и совершения, ответных юридически значимых действий со стороны государственных органов.

    Может применяться и иная классификация налогов и сборов. Например, по экономическим категориям, выделяются:

    - налоги на потребление (НДС, акцизы);

    - налоги на труд (налог на доходы физических лиц, социальные налоги);

    Налоги на капитал (налог на прибыль, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых).

    В зависимости от методов взимания налоги классифицируются на прямые и косвенные.

    Прямые налоги обращены непосредственно к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. При прямом налогообложении юридический и фактический налогоплательщики совпадают.

    Косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя. При косвенном налогообложении юридический и фактический налогоплательщики не совпадают.

    Деление налогов на прямые и косвенные связано с теорией переложения налогов, обосновывающей особенности распределения налогового бремени и предполагающей, что косвенные налоги полностью перекладываются на потребителя через цену товара (работы, услуги), а бремя прямых налогов лежит на производителе (продавце) и эти налоги не оказывают влияния на цену.

    Однако, было замечено, что полностью перелагаемые или не перелагаемые налоги не существуют. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, не эластичностью спроса, уклонением от уплаты налогов и другим причинам. В то же время прямые налоги могут частично перекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и на продавцов сырья и материалов.

    Различаются также:

      текущие (налог на доходы физических лиц) и разовые (государственная пошлина) налоги;

      общие (налог на прибыль организаций) и целевые (плата за пользование водными объектами) налоги;

      зависимые (налог на прибыль организаций) и самостоятельные (транспортный) налоги.

    Совокупность налогов, сборов и платежей, законодательная база (система законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней) представляют собой налоговую систему Российской Федерации. Кроме того, в налоговую систему РФ входит совокупность государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.

    Государственными институтами, обеспечивающим администрирование и контроль за правильностью уплаты налогов и сборов являются финансовые, налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел. Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, которая состоит из Федеральной налоговой службы РФ, инспекций Федеральной налоговой службы субъектов РФ и муниципальных образований.

    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

    Правовые нормы Ч.2 НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах регулируют правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.

    Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть) и часть вторая (специальная или особенная часть).

    Часть первая НК РФ вступила в силу с 1 января 1999 г. Эта часть кодекса устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    Часть вторая НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г. Эта часть устанавливает конкретные взимаемые налоги и сборы, а так же ряд специальных налоговых режимов. Для каждого налога часть вторая НК РФ определяет элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога), в необходимых случаях налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, порядок декларирования налога. Для каждого сбора - плательщиков и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Для каждого специального налогового режима - условия и порядок его применения, особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных частью первой Налогового Кодекса, порядок декларирования налога, уплачиваемого в связи с применением специального налогового режима.

    В настоящее время частью второй НК Российской Федерации установлены следующие федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы, НДФЛ (введены с 01.01.2001 г.), налог на прибыль, НДПИ (введены с 01.01.2002 г.), сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (введены с 01.01.2004 г.), государственная пошлина, вводный налог (введены с 01.01.2005 г.).

    Так же положениями кодекса установлены региональные налоги - транспортный налог (введен с 01.01.2013 г.), налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций (введены с 01.01.2004 г.), и один местный налог - земельный налог (введен с 01.01.2005 г.).

    Частью второй НК РФ предусмотрена возможность применения налогоплательщиками наряду с общей системой налогообложения следующих специальных налоговых режимов: системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (введена с 01.01.2002 г.), УСН, системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (введены с 01.01.2003 г.), системы налогообложения при выполнении СРП (введена с июня 2003 г.) и ПСН (введена с 01.01.2013 г.).


    НК РФ принят 16.07.98 года Государственной Думой Российской Федерации, вводится в действие: *
    с 1.01.99 г. – первая часть; *
    с 1.01.01 г. – вторая часть.
    Часть I НК РФ состоит из 7 разделов и 142 статей, которые устанавливают систему налогов и общие принципы налогообложения и сборов, и дает определения:
    а) виды налогов и сборов;
    б) права и обязанности налогоплательщика и налоговых органов;
    в) формы и методы налогового контроля;
    г) ответственность за налоговые нарушения;
    д) порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц;
    е) перечень устанавливаемых местных налогов и сборов.
    Исходя из НК РФ, устанавливаются и взимаются следующие виды налогов:
    а) федеральные;
    б) региональные;
    в) местные.
    а) Федеральные налоги – установлены к обязательной уплате по всей территории РФ. К ним относят: * налог на прибыль;* таможенные пошлины и сборы;* налог на добавленную стоимость;* лесной налог;* акцизы;* прочие (всего 17)* налог на доходы физических лиц;* гос. пошлина;б) Региональные налоги – обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Региональные власти могут определять следующие элементы налогообложения: *
    налоговые льготы; *
    налоговые ставки; *
    порядок и сроки уплаты; *
    форму отчетности по данному налогу.
    К таким налогам относят:
    - налог на имущество организаций или налог на недвижимость;
    - транспортный налог;
    - региональные лицензионные сборы на игорный бизнес.
    в) Местные налоги – налоги и сборы, вводимые в действие правовыми актами органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
    К ним относят: *
    земельный налог; *
    на наследование и дарение; *
    местные лицензированные сборы; *
    на имущество физических лиц.
    Местным органом власти могут быть определены следующие элементы налогообложения: *
    налоговые льготы; *
    налоговые ставки; *
    порядок и сроки уплаты; *
    форма отчетности по данному местному налогу.
    Следует различать понятия налога и сбора.
    Налог – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в виде средств для финансового обеспечения деятельности государства.
    Сбор – обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, который является одним из условий предоставления прав на различные виды деятельности.
    НК РФ определяет следующие основные понятия:
    Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
    Предмет налогообложения - реальные вещи (земля, сооружения, здания и пр.) и нематериальные блага (государственный символ, экономические показатели), наличие которых закон связывает с возникновением налоговых обязательств.
    Налоговая база - количественное выражение предмета налогообложения.
    Налоговый период- срок, в течение которого формируется налоговая база.
    Имущество – виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
    Товар – любое имущество, реализуемое и предназначенное для реализации.
    Работа – деятельность, результат которой имеет материальное выражение. Этот результат может быть использован для удовлетворения потребностей физических или юридических лиц.
    Услуга - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
    Реализация товара – передача на возмездной основе права собственности на товары, а также на безвозмездной основе.
    Вопросы для самоконтроля:
    1.Перечислить федеральные налоги и дать понятие федеральных налогов.
    2.Перечислть региональные налоги и дать понятие региональных налогов.
    3.Дать понятие местных налогов и сборов и перечислить их.
    4.Дать определение понятию налога и сбора.
    5.Дать определения понятиям объекта налогообложения, предмета налогообложения, налоговой базы, налоговому периоду.

    Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

    Налоговый кодекс РФ. Общая характеристика и направления совершенствования

    Общая характеристика и направления совершенствования Налогового кодекса РФ

    Налоговый кодекс РФ - это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

    Задачи Налогового кодекса

    НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    5) формы и методы налогового контроля;

    6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

    Первая (общая) часть НК

    Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

    ѕ виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    ѕ основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    ѕ принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    ѕ права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    ѕ формы и методы налогового контроля;

    ѕ ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    ѕ порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Вторая (специальная) часть

    Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

    Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

    ѕ Налог на добавленную стоимость

    ѕ Налог на доходы физических лиц

    ѕ Налог на прибыль организаций

    ѕ Налог на добычу полезных ископаемых

    ѕ Налог с продаж

    ѕ Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим)

    ѕ Транспортный налог

    ѕ Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим)

    ѕ Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим)

    В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

    ѕ Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

    ѕ Налог на игорный бизнес

    ѕ Налог на имущество организаций

    ѕ Водный налог

    ѕ Государственная пошлина

    ѕ Земельный налог

    По состоянию на 2012 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

    В состав Специальной части включен дополнительный раздел "Специальные налоговые режимы", которым устанавливается порядок применения особых режимов налогообложения для:

    Предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения;

    Организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход;

    Предприятий и фермеров, занятых производством сельскохозяйственной продукции, путем перехода на уплату единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Предусмотренное Налоговым Кодексом РФ упорядочение налогообложения предполагает отмену нерациональных налогов и иных обязательных платежей, имеющих налоговый характер, нарушающих единство экономического пространства России и препятствующих свободному перемещению по ее территории товаров и услуг, унификацию налогов и иных обязательных платежей, в том числе со схожей налоговой базой, минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность, постепенную отмену налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также многочисленных "мелких" налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но дорогих в администрировании.

    В Налоговом Кодексе РФ рассмотрены вопросы создания в стране единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Прежде всего формулировки и определения, используемые в НК РФ, в основном приведены в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации и действующим законодательством. Потому из НК РФ были исключены такие понятия, как "религиозная организация", "материнские, дочерние, сестринские и личные предприятия", "налоговое партнерство", "пассивная и активная экономическая деятельность", "сельскохозяйственное предприятие" и ряд других.

    Существенным образом уточнен порядок применения рыночных цен в целях налогообложения. Установлено, что в качестве рыночной принимается конкретная цена сделки. Налоговые органы вправе контролировать уровень рыночных цен только по сделкам между взаимозависимыми лицами, при товарообменных операциях и при значительных отклонениях от сложившихся на рынке цен.

    Принципиальное значение имеет в НК РФ и основывающаяся на решении Конституционного суда Российской Федерации норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). При этом обязанность подачи судебного иска о взыскании налоговых санкций и бремя доказательств в суде о наличии умысла возлагаются на налоговые органы.

    В НК РФ предусмотрены механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, предусматриваются меры по обеспечению исполнения налогового обязательства. Устанавливается порядок изменения срока исполнения налогового обязательства (отсрочки, рассрочки, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщиков средств или излишние уплаченные им самостоятельно при неисполнении налоговой службой установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.

    Реализация предусмотренных в НК РФ положений направлена на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного налогового режима для осуществления инвестиционной производственной и иной экономической деятельности и на улучшение налоговой дисциплины с учетом эффективного применения других инструментов государственной экономической политики должна обеспечить условия для начала реального экономического роста в стране. Это, в свою очередь, создаст условия для увеличения государственных финансовых ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной политики.

    Как верно считают отдельные авторы, одним из ключевых условий преодоления кризиса нашей экономики является создание рациональной налоговой системы. Именно этим обусловлена длительная подготовка нескольких вариантов Налогового кодекса Российской Федерации. После многолетнего законотворческого марафона была принята Первая часть Налогового кодекса, в основном сохранившая действовавшие ранее налоги. Но работа над кодексом, как известно, не закончена. Сразу же после его принятия стали вводиться новые налоги, что свидетельствует о необходимости его совершенствования. Кроме того, изменение действующей налоговой системы связано с пересмотром внебюджетных и межбюджетных отношений федеральных, региональных и местных органов власти, что является необходимым условием функционирования системы государственного управления.

    В настоящее время большинство тех, кому предстоит работать с Налоговым кодексом, сошлись на необходимости его дальнейшего совершенствования.

    Думается, что еще достаточно времени для его доработки посредством поправок, не затрагивающих саму структуру кодекса, в которой удовлетворено большинство специалистов.

    На сегодняшний день достоинства и преимущества Налогового кодекса состоят в следующем:

    1. Закрепление и развитие в НК Российской Федерации конституционных прав и гарантий, как-то:

    ѕ о невозможности лишения кого-либо имущества иначе как по решению суда;

    ѕ о праве каждого на возмещение причиненного государством вреда, возникшего по вине налогового органа;

    ѕ об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы;

    ѕ о непридании обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщика;

    ѕ о недопущении установления на территории России налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство и введение препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств.

    2. Возможность использования в налоговом праве институтов, понятий и терминов финансового и других отраслей права, например, гражданского и семейного в том значении, в каком они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК Российской Федерации.

    3. Введение системы понятий и терминов, применяемых в налоговых правоотношениях, включая те, которые будут применяться для целей налогообложения в несколько ином смысле, чем это принято в гражданском законодательстве. Данные понятия распределены по всему тексту НК Российской Федерации. К ним относятся определения

    ѕ законодательства о налогах и сборах (ст. 1);

    ѕ налога и сбора (ст. 8);

    ѕ организации, физического лица, индивидуального предпринимателя, налогового резидента, бюджета, банка, счета, источников выплаты доходов;

    ѕ федеральных, региональных и местных налогов и сборов (ст. 12);

    ѕ специальных налоговых режимов (ст.18);

    ѕ налогоплательщика и плательщика сборов (ст. 19);

    ѕ взаимозависимых лиц (ст. 20);

    ѕ налоговых агентов (ст. 24);

    ѕ налоговых органов (ст. 30);

    ѕ объектов налогообложения (ст. 38), и другие.

    Однако следует согласиться с мнением о том, что все имеющиеся определения, к сожалению, пока еще не образуют стройную и законченную систему налогового права, но вместе с тем являются необходимыми предпосылками на пути ее построения.

    4. Расширение и конкретизация прав налогоплательщиков, обеспеченных соответствующими обязанностями налоговых органов: право получать от налоговых органов бесплатную информацию по указанному кодексом перечню вопросов; право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 32). При этом в соответствии с п. 1 ст. 111 кодекса, выполнение налогоплательщиком письменных указаний налоговых органов является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Новый кодекс предоставляет право налогоплательщикам использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, а также право получать инвестиционный налоговый кредит, отсрочку или рассрочку на уплату налогов.

    Несомненным шагом вперед является подробная регламентация права на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных или взысканных сумм налогов; возможности предоставлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через представителя.

    5. Возможность использования для целей налогообложения фактических цен реализации товаров, даже если цены ниже фактической себестоимости. В соответствии со ст. 40 НК Российской Федерации для целей налогообложения должны приниматься цены, установленные в договоре. Это нововведение делает невозможным для налоговых органов требовать от налогоплательщиков, при приемке бухгалтерской отчетности с убытком от реализации, безусловного доначисления НДС, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог.

    6. Установление порядка проведения налоговых проверок (ст. 87- 105 НК Российской Федерации) и наложение налоговых санкций. Большим плюсом является то, что теперь, согласно статье 75 НК Российской Федерации, общая сумма пени не может превышать сумму неуплаченного налога. Таким образом, выявление при проверке достаточно давних нарушений не повлечет теперь уплату огромных сумм в виде пени, во много раз превышающих неуплаченный налог.

    Кроме очевидных достоинств нового Налогового кодекса Российской Федерации, уже сейчас можно отметить его существенные недостатки. Хотя разработка кодекса велась давно, его принятие прошло весьма поспешно, что не могло не сказаться на его качестве. Противоречивость некоторых норм, неоднозначность формулировок, обилие опечаток, лексических и терминологических ошибок предоставляют возможности налогоплательщикам и налоговым органам для произвольного манипулирования нормами НК, уклонения от уплаты налогов, а фактически - затрудняют уплату и сбор налогов. Эта проблема приобрела в наши дни особую остроту. Например, И.В. Горский считает неверным, что многим, в том числе и официальным лицам, главная причина уклонения от уплаты налогов видится в высоком уровне обложения. Соответственно, на его взгляд, является неверным и способ повышения собираемости налогов, а именно путем их снижения. Кроме того, выражается мнение, что хотя связь между тяжестью налога и уклонением от его уплаты несомненна, более важной является связь между уклонением от налога и возможностью такого уклонения, представляемого налоговым законодательством.

    Налогоплательщик в отдельных случаях стремится уклониться от уплаты налога вне зависимости от того, мал он или велик. Такое утверждение справедливо для круга налогоплательщиков с низким уровнем правового сознания и налоговой дисциплины, и не совсем верно для добросовестных налогоплательщиков. Поэтому желательно не только устранять лазейки в налоговой системе, но и повышать уровень правосознания налогоплательщика.

    В условиях ранее действовавшего налогового законодательства некоторые налогоплательщики годами могли находиться в состоянии перманентной налоговой проверки. В некоторых случаях такое положение вещей мешало нормальному функционированию организаций. Под угрозой проведения следующих проверок, число которых не было ограничено, многие налогоплательщики сознательно отказывались от защиты своих прав, несмотря на низкое качество акта проверки и незаконность решения по такому акту. Теперь же, статьей 87 НК Российской Федерации предусмотрено, что проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки. При этом запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный период. Вышеназванные положения ограждают налогоплательщиков от произвольного увеличения числа контрольных мероприятий. Кроме того, гарантией соблюдения прав налогоплательщиков является четкое установление процедуры таких проверок.

    В НК нашла отражение позиция Конституционного суда Российской Федерации, который в одном из своих решений рассмотрел пени не в качестве финансовых санкций, а как выплаты, носящие восстановительный характер.

    Налоговый кодекс Российской Федерации содержит смысловые неточности, способные оказать негативное влияние на функционирование и развитие налоговой системы в России. Например, по смыслу статьи 1 НК Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением, не относятся к законодательству о налогах и сборах. При этих обстоятельствах действия налогоплательщика, нарушающие такие акты, не могут квалифицироваться как нарушение законодательства о налогах и сборах. Далее, нормой, содержащейся в п. 2 ст.23 НК Российской Федерации, на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять налоговый орган о реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, созданных на территории России. Учитывая, что термины "реорганизация" и "ликвидация" должны применяться в том значении, в котором они определены в гражданском законодательств, неминуемо возникает проблема в применении п. 2 ст. 23 НК Российской Федерации, поскольку Гражданский кодекс предполагает возможность реорганизации и ликвидации лишь юридических лиц. Ликвидация или реорганизация структурного подразделения юридического лица невозможна и представляет собой правовой нонсенс. Здесь же говорится об обязанности налогоплательщика уведомлять налоговый орган о прекращении своей деятельности, однако понятие "прекращение деятельности" отсутствует как в налоговом, так и в гражданском законодательстве, действующем на сегодняшний день.

    Согласно п. 5 ст. 90 НК Российской Федерации должностное лицо налогового органа обязано перед получением показаний по налоговому делу разъяснить свидетелю его права и обязанности. При этом ни одна норма НК не называет конкретных прав и обязанностей такого свидетеля. То же самое относится к обязанности разъяснения прав и обязанностей лицам, присутствующим при производстве выемки, обыска.

    Государственному контролю в налоговой сфере принадлежит важнейшая роль в обеспечении экономической безопасности государства. Являясь составной частью единого механизма государственного контроля...

    Источники налогового права

    Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), которые юридически закрепили: 1) два вида податей (налогов): централизованные подати, которые собирались в царскую казну, и местные подати...

    Источники налогового права

    Источники трудового права

    Порядок привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления

    Налоговое правонарушение - это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц...

    Уголовное законодательство Украины

    Уголовное право -- отрасль системы права Украины, определяющая основания уголовной ответственности, виды преступлений и наказания за их совершение. Уголовное право Украины кодифицировано...

    Уголовный кодекс Российской Федерации

    Рассмотренными основными изменениями и дополнениями УК РФ, осуществленными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. и последующими законодательными актами, не исчерпывается проблема должного обновления российского уголовного законодательства...

    Французский гражданский кодекс 1804 года - классический кодекс буржуазии

    Разработка кодекса Наполеона Еще в самом начале Великой французской революции встала задача создать общее для всей Франции гражданское право, которое являлось необходимым условием для развития капиталистических отношений, т.к...