Методика внутреннего контроля в строительстве. Система внутреннего контроля в строительных организациях

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Колесов Евгений Сергеевич. Развитие системы внутреннего контроля в строительных холдингах: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.12 / Колесов Евгений Сергеевич; [Место защиты: Марийс. гос. техн. ун-т]. - Сургут, 2010. - 174 с. : ил. РГБ ОД,

Введение

1. Теоретические основы организации внутреннего контроля 10

1.1. Сущность и принципы организации внутреннего контроля 10

1.2. Анализ факторов, влияющих на организацию внутреннего контроля 31

1.3. Особенности взаимодействия систем учета и внутреннего контроля 64

2. Методические подходы к построению систем внутреннего контроля в строительных холдингах 79

2.1. Построение системы внутреннего контроля и его обусловленность организационными особенностями управления строительными холдингами 79

2.2. Влияние внутреннего контроля на эффективность управления строительными холдингами 99

3. Организация системы внутреннего контроля в строительных холдингах 117

3.1. Учетно-аналитическое обеспечение системы внутреннего контроля 117

3.2. Постановка системы внутреннего контроля в строительном холдинге 128

Заключение 141

Литература 148

Список приложений 163

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Тенденции развития современной российской строительной отрасли проявляются в приватизации крупных предприятий и появлении новых строительных предприятий и холдингов, отвечающих задачам увеличения промышленного, гражданского, жилищного, коммерческого строительства. Системы управления строительных холдингов, реформируемые в соответствии с задачами экономического развития, стратегией роста, нацелены на формирование конкурентоспособных, рентабельных и инвестиционно-привлекательных структур. Организация предприятий в строительные холдинги требует, кроме того, новых подходов к построению систем внутреннего контроля, адекватных системе управления холдингов.

Известные в отечественной и зарубежной науке концепции контроля трудно реализуются на практике, поскольку необходимо нормативное, методическое и организационное их обеспечение, развитое и адаптированное к специфике деятельности отрасли и конкретного предприятия.

Сложность для реализации процедур контроля представляет организация системы учетно-аналитической информации, от надежности которой зависят результаты контроля и принятие верных и своевременных управленческих решений. В связи с адаптацией российской учетной практики к международным стандартам, повысились требования к формированию отчетности организаций. Имеются разночтения положений российских ПБУ и МСФО в отношении учета договоров на строительство, что затрудняет представление информации в отчетности. Это тоже влияет на выбор методов и процедур внутреннего контроля, требует совершенствования его нормативно-методического обеспечения, разработки действенных внутренних стандартов.

Рыночные условия хозяйствования влияют на организацию систем управления строительными холдингами в целом и на построение в них сие-

4 тем внутреннего контроля, которые все в большей степени становятся риск-ориентированными. Задача оценки рисков, сопутствующих осуществлению строительной деятельности и управления ею в условиях северных регионов, к каким относится Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО-Югра), осложняется длительными сроками строительства крупных объектов из-за климатических условий, влияющих не только на сроки строительно-монтажных работ, но и на выполнение условий договоров между участниками инвестиционно-строительной деятельности, поставку материалов, конструкций, работу строительных машин и оборудования, осуществление процедур приемки-сдачи выполненных работ, проведение внешнего контроля и государственного надзора. Учет отраслевой и географической специфики строительных холдингов ХМАО необходимо рассматривать в качестве одного из основных факторов, определяющих процедуры и бизнес-процессы внутреннего контроля.

Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в исследования в области построения систем внутреннего контроля внесли известные зарубежные ученые: Э.А. Арене, К. Друри, Дж.К. Лоббек, Э. Майер, Р. Монтгомери, Дж. Рис, Ж. Ришар, А. Франчек. Известные специалисты в области современного менеджмента Д. Лорш, Дж. Эрнот, У.Дж. Хант, А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд, Дж.К. Робертсон и другие, исследовали роль систем внутреннего контроля и их связи с организационными структурами.

Среди трудов отечественных авторов можно выделить труды посвященные контролю и аудиту: М.А. Азарской, СБ. Барнгольц, И.А. Белобжец-кого, Ю.А. Данилевского, В.Б. Ивашкевича, Ю.М. Иткина, П.И. Камышано-ва, Л.М. Крамаровского, Г.В. Кулининой, И. Р. Коноваловой, М.В. Мельник, Л.Н. Растамхановой, Б.Н. Соколова, Л.В. Сотниковой.

Исследования учетно-аналитического обеспечения управления и аудита современных организаций проводили в своих трудах: О.С. Виханскии, В.Г. Гетьман, В.В. Глухов, А.В. Глущенко, Е.А. Еленевская, В.П. Забелин,

5 Н.П. Кондраков, Г.С. Клычова, А.В. Луговой, А.К. Макальская, О.А. Миронова, А.И. Наумов, В.Н. Нестеров, С.А.Николаева, В.Д. Новодворский, М.Ф. Овсийчук, Д.А.Панков, А.С. Пантелеев, В.В.Патров, В.Л. Поздеев, С.П.Полянский, Л.В.Попова, A.M. Пронина, З.П. Румянцева, Р.С. Сайфулин, Г.В. Сахаров, Н.А. Соломатина, В.Я. Соколов, Я.В. Соколов, А.Е. Суглобов, В.П. Суйц, Л.В.Терехова, И.П. Ульянов, В.П. Фомин, СМ. Шапигузов, А.А. Шпиг и другие.

Вопросы внутреннего аудита и внутреннего контроля в строительных организациях исследовали: Н.А. Адамов, В.Н. Гнидковский, Н.К. Гогуа, Е.Ю. Дорохина, И.В. Еремин, А.А. Зиновьева, Е.В. Зубарева, Д.А. Прокопо-вич, К.А. Псарев, Н.В. Савина, В.Е. Чернышев и другие.

Однако, вопросы постановки системы внутреннего контроля для строительных предприятий и холдингов, имеющих различные организационные структуры управления, являются недостаточно проработанными. Возрастающая значимость и недостаточная изученность научной проблемы, связанной с организацией контроля, его методическим обеспечением определили актуальность выбранной темы исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка комплекса теоретико-методических вопросов построения систем внутреннего контроля в строительных холдингах, отвечающих требованиям управления ими в условиях жесткой конкуренции и рисков.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

систематизировать и уточнить понятийный аппарат, применяемый при организации внутреннего контроля; уточнить принципы организации контроля и охарактеризовать их применение в условиях отраслевой специфики строительных холдингов;

выявить особенности взаимодействия систем учета и внутреннего контроля;

раскрыть особенности построения систем внутреннего контроля в зави-

симости от организационных особенностей управления строительным холдингом;

определить влияние методов и процедур внутреннего контроля на эффективность управления строительными организациями в условиях рисков;

выделить направления развития учетно-аналитического обеспечения системы внутреннего контроля в строительном холдинге;

разработать алгоритм и методику организации системы внутреннего контроля для строительного холдинга.

Область исследования. Исследование проведено в рамках специальностей Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки) Высшей аттестационной комиссии: 08.00.12 "Бухгалтерский учет, статистика": п. 1.3. "Методология учета, контроля и анализа финансовых результатов", п. 2.1. "Методология и технология аудита", п. 2.4. "Методология разработки программ аудита и плана проверок", п. 2.5. "Аудиторское и контрольно-статистическое тестирование систем внутреннего контроля".

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются концепции контроля, методы, инструменты, организация внутреннего контроля. Объектом исследования является система внутреннего контроля строительных холдингов.

Теоретической и методологической основой исследования являются методы и положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов по теории, методологии и организации внутреннего контроля; законодательные и нормативные акты по учету и управлению; научно-методическая литература; периодические издания; материалы научных конференций и семинаров.

В ходе исследования использовались как общенаучные методы -диалектика, анализ, синтез, аналогия, так и специальные приемы и процедуры: методы моделирования, верификация, методы оптимизации и оценки параметров.

7 Положения аргументированы результатами исследований и наблюдений.

Научная новизна и основные положения, выносгшые на защиту. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методических и организационных вопросов внутреннего контроля, рекомендации по их практической реализации в современных российских строительных предприятиях и холдингах.

На защиту выносятся следующие научные положения:

на основе исследования научных подходов к категории "контроль", критериев классификации его видов, уточнены задачи и принципы организации внутреннего контроля;

выявлены факторы, влияющие на организацию внутреннего контроля в строительных холдингах и обусловленные: длительностью организационного и производственно-технологического циклов; условиями договоров на осуществление инвестиционно-строительной деятельности, а также возникающими трансакционными издержками при управлении холдингами;

выявлены особенности взаимодействия систем учета и внутреннего контроля, связанные с информационным обеспечением контрольной деятельности; выделены и охарактеризованы: учетно-аналитическая, контрольно-информационная и методическая функции, особенности внутреннего контроля технико-экономической деятельности строительных работ, позволяющие повысить эффективность контроля качества;

разработан алгоритм построения системы внутреннего контроля в зависимости от организационных особенностей управления строительным холдингом: компетенций субъектов внутреннего контроля, выполняемых функций подразделениями внутреннего контроля; обоснована необходимость выделения системы внутреннего контроля налогообложения деятельности;

обосновано влияние методов бюджетирования, оценки рисков и процедур внутреннего контроля на формирование системы внутреннего кон-

8 троля, построен алгоритм формирования системы риск-ориентированного внутреннего контроля;

разработаны направления развития учетно-аналитического обеспечения системы внутреннего контроля в строительном холдинге, включающие отражаемую в системе учета информацию о выполнении договоров строительного подряда в соответствии с требованиями российских и международных стандартов, ее анализ и планирование в рамках выделенных групп бизнес-процессов строительного холдинга: основных, обеспечивающих, бизнес-процессов управления и развития;

построен алгоритм и разработана методика организации внутреннего контроля строительного холдинга, основанная на процессном подходе.

Практическая значимость работы. Практическая значимость работы заключается в том, что научные положения и выводы могут использоваться в строительных организациях в качестве:

методического обеспечения организации внутреннего контроля;

консультационных и информационных материалов для руководителей строительных предприятий и холдингов.

Отдельные практические разработки, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для организации служб внутреннего контроля в организациях других отраслей.

Реализация и апробация результатов исследования. Основные результаты исследования, сформулированные в диссертации, использованы при внедрении системы внутреннего контроля в строительном холдинге ООО СМХ ТлавНефтьМонтаж", структурных подразделениях ОАО "Сургутнефтегаз".

Основные положения диссертационного исследования на различных этапах представлялись в научных докладах, статьях, рекомендациях и получили положительную оценку на региональных и международных научно-

9 практических конференциях: "Наука и инновации XXI века" г.Сургут, Сургутский государственный университет, 2009 г., "Социально-экономическая и финансовая политика России в процессе перехода на инновационный путь развития", ВЗФЭИ, Москва, 2009 г.

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 10 публикациях автора общим объемом 3,5 п.л. (в том числе авторских 2,55 п.л.), в том числе четыре статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, иллюстрирована рисунками, таблицами и приложениями.

Сущность и принципы организации внутреннего контроля

В связи с реформированием экономических отношений в обществе, глобализацией экономических процессов и интеграцией в мировое экономическое пространство, в российской экономической науке поднимаются проблемы развития теоретических основ внутрихозяйственного контроля.

Многообразие форм собственности и усложнение организационных структур предприятий различных отраслей требуют разработки новых структур управления и систем внутреннего контроля для постановки дополнительных задач по обеспечению методов и процедур внутреннего контроля.

Контроль является необходимой составляющей хозяйственного механизма для любого вида производства. На уровне управления хозяйствующими субъектами различают внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществляется государственными и ведомственными органами контроля, в нем выделяют государственный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль ведется в масштабе Российской Федерации, а также ее субъектов. Его осуществляют уполномоченные государственные органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его подразделения, Федеральное казначейство, Центральный банк РФ и др. Государственный финансовый контроль выполняет следующие задачи :

Контролирует процесс формирования и использования государственных средств РФ, а также ее субъектов;

Контролирует соответствие законодательству привлечение и использование кредитными учреждениями средств юридических и физических лиц;

Контролирует деятельность органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за осуществление финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

Улучшает бюджетную и налоговую дисциплину;

Контролирует реализацию механизма межбюджетных отношений др.

К внешнему финансовому контролю относится также аудиторский контроль. Специалистов по аудиту в разных странах называют по-разному: в США - общественными бухгалтерами, в Великобритании и англосаксонских странах - ревизорами или присяжными бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами или комиссарами по счетам, в Германии - контролерами хозяйства или контролерами книги и т.д.

Несмотря на различия в названии, все специалисты по аудиту занимаются проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о достоверности приведенных в отчете данных, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др. При проверке финансовых отчетов предприятия, аудиторы устанавливают достоверность отражения финансового состояния и результатов деятельности предприятия, а также соответствие ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Особенностью проведения обязательного аудита является необходимость публичной защиты частных интересов: субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами физических и юридических лиц, либо финансовый контроль их деятельности представляет интерес для государства.

Все формы внешнего контроля имеют разные объекты и задачи; используют много общих приемов для достижения главной конечной цели -укрепления финансовой дисциплины.

Финансовый контроль компетентных государственных органов осуществляется в интересах государства, использование же аудиторской формы контроля позволяет учитывать интересы собственников, которые нередко заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности. В Российской Федерации для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей установлена обязательность ежегодной аудиторской проверки. Среди них - кредитные и страховые организации, организации с организационно-правовой формой открытого акционерного общества, деятельность которых затрагивает интересы многих лиц .

В отличие от внешнего финансового контроля, внутренний контроль представляет собой непрерывно действующий процесс, интегрированный в хозяйственную деятельность компании и направленный на повышение эффективности управления наиболее оптимальным образом и с целью получения обоснованного и достаточного относительно достижения целей компании подтверждения в следующих сферах:

Эффективность и производительность деятельности, включая степень эффективности функционирования, получение прибыли и защиту активов;

Надежность и достоверность финансовой отчетности;

Соответствие применимому законодательству и нормам права, которые регулируют деятельность.

Система внутреннего контроля - это совокупность организационной структуры, контролирующих мер, процедур и методов внутреннего контроля, регламентированных внутренними документами .

Внутренний контроль осуществляется собственниками, администрацией и персоналом компании. Организация системы внутреннего контроля особенно важна для крупных и средних организаций, характеризующихся усложненной структурой и разнообразием видов деятельности.

По мнению В.В. Бурцева, "система внутреннего контроля должна ориентироваться на:

1) устойчивое положение организации на рынках;

2) признание организации субъектами рынка и общественностью;

3) своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней среде" . Понятие внутреннего контроля можно рассматривать как в сокращенном виде, так и в расширенном представлении. В первом случае внутренний контроль представляет собой всего лишь сбор информации об объекте контроля. Во втором случае - это непрерывный процесс управления деятельностью компании, который включает сбор информации, дальнейший ее анализ и разработка на основе данного анализа регулирующих мероприятий.

Главное отличие внешнего и внутреннего контроля состоит в том, что цель первого заключается в подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, а второго - в обеспечении соблюдения всеми сотрудниками организации своих должностных обязанностей в соответствии с целями осуществления хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тем не менее, внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, которая заключается в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в учете организации, соответствии данных операций законодательству и их целесообразности для организации.

Построение системы внутреннего контроля и его обусловленность организационными особенностями управления строительными холдингами

Поскольку организация системы внутреннего контроля законодательно регламентирована в РФ только для финансово-кредитных учреждений, вопросы внутрифирменного управления коммерческих организаций являются прерогативой самой организации и каждое предприятие вправе самостоятельно определять состав и цели субъектов системы внутреннего контроля.

В ряде российских строительных организаций используется структурно-функциональная форма службы внутреннего контроля. Ее преимущество перед службой внутреннего аудита в меньшей затратности. Эта форма внутреннего контроля предусматривает разработку внутренними специалистами совместно с внешними аудиторами или консультантами комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия его структурных единиц и руководителей в части проведения внутреннего контроля, оформления его результатов, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществление последующего контроля над их устранением.

Недостаток этой формы в том, что, как показывает практика, она недостаточно эффективна на стадии формирования планов проверок и последующего контроля над устранением выявленных недостатков.

Весьма перспективным, как показывает практика, является сочетание службы внутреннего аудита со структурно-функциональной формой внутреннего контроля, позволяющее экономить затраты при обеспечении достаточно высокой степени эффективности контроля: небольшая служба внутреннего аудита играет роль разработчика, организатора и методолога контрольной работы, проводимой, в основном, силами внутренних контролеров.

Известно, что высокоорганизованная структура службы внутреннего контроля (СВК) довольно сложна. Нередко появляются опасения, что на практике ее создание может привести к дублированию функций, размыванию ответственности, увеличению численности аппарата управления. Для российского бизнеса характерны несколько форм организационного построения СВК.

В крупных корпорациях и холдингах службы СВК подчиняются либо непосредственно генеральному директору, либо его заместителю по безопасности. В средних компаниях, как правило, имеющих одного или двух учредителей и управляемых наемными топ-менеджерами, службы СВК подотчетны председателю совета директоров. При этом они созданы либо в виде структурных подразделений компании, либо в виде специализированных организаций. При организации СВК важно правильно выстроить взаимодействие Службы экономической безопасности (СЭБ) и функциональных служб. Ошибочное распределение функций между ними или неверное построение регламентов взаимодействия может обратить потенциального союзника в скрытого противника. В этой связи рассмотрим основные зоны пересечения профессиональных интересов различных подразделений.

В состав СЭБ могут входить несколько служб (здесь все зависит от масштаба и профиля деятельности компании). В первую очередь это информационно-аналитическое подразделение, главная задача которого - постоянный сбор и анализ оперативной и аналитической информации о деятельности самой компании и о намерениях ее конкурентов. В состав СЭБ могут также входить подразделение по работе с региональной сетью и служба информационной безопасности. Финансово-экономическая служба (ФЭС) - главный инструмент регулирования и контроля финансового результата бизнеса. Ее правильная организация позволяет добиться существенного роста прибыли без серьезных дополнительных вложений и технологических инноваций. Поскольку ФЭС - это своего рода финансовый "мозг" организации, то она формирует систему планирования и сбора отчетной информации, определяет методологию, аналитику и состав форм планирования и отчетности. Безусловно, в ее работе должны учитываться потребности СЭБ. Более того, часть сведений ФЭС может получать от СЭБ, возложив на нее обязанности по сбору данных. В последнем приведенном выше примере такой информацией могла быть отчетность о структуре и сроках погашения просроченной дебиторской задолженности.

Обычно служба персонала занимается проверкой достоверности анкетных и профессиональных данных соискателей на отдельные кадровые позиции. На практике работа данной службы вызывает наименьшее количество вопросов, поскольку кадровые технологии в нашей стране в недалеком прошлом были отлажены до совершенства.

Взаимодействие с юридической службой в вопросах обеспечения СВК чаще всего касается двух аспектов - разработки и контроля исполнения Положения о договорной работе (совершении сделок) и мониторинга сделок с акциями компании. Положение о договорной работе - основной внутренний регламентирующий документ компании, определяющий порядок и условия совершения сделок, полномочия менеджеров по заключению договоров, их типовые формы, порядок согласования условий и некоторые другие моменты. Во многих холдингах к составлению данного документа подходят достаточно формально, устанавливая в нем главным образом порядок внутрифирменного визирования проекта договора. Недостаточное внимание уделяется и разграничению юридических полномочий по совершению сделок между менеджерами компании, а также рас 82 пределению всех сделок между подразделениями - центрами финансовой ответственности.

В регламентирующих документах системы бюджетирования и в Положении о договорной работе эти аспекты должны быть определены однозначно. Это позволит исключить возможность разной трактовки внутрикорпоративных норм менеджерами и исполнителями.

Учетно-аналитическое обеспечение системы внутреннего контроля

Для успешного развития строительного производства необходима учетная информация, позволяющая оперативно принимать эффективные управленческие решения в процессе строительства. Обобщение теории и практики показывает, что существующая в строительстве информационная система не отвечает современной концепции развития информационных систем управления, не удовлетворяет требованиям системы внутреннего контроля. Поэтому проблемы эффективной организации управленческой информации приобретают первостепенное значение.

Можно выделить ряд особенностей строительного производства, оказывающих существенное влияние на формирование себестоимости строительной продукции :

1) нестационарность строительного производства;

2) неоднотипность выпускаемой продукции;

3) высокая мобильность трудовых и технических ресурсов;

4) неподвижность изготовляемой продукции (связь с земельным участком);

5) технологическая взаимосвязь и строгая последовательность всех операций, входящих в процесс производства строительных работ;

6) неустойчивость соотношения строительно-монтажных работ по их сложности и видам в течение отчетного (налогового) периода, что значительно затрудняет расчет и планирование численного и профессионально-квалификационного состава рабочих;

7) участие других организаций в производстве строительной продукции;

8) высокая степень материалоемкости;

9) влияние климатических и сезонных условий на процесс осуществления строительных работ;

10) конструктивная сложность сооружаемых объектов;

11) возможность нарушения экологических и природных условий территории, занятой под застройкой;

12) единичный и мелкосерийный характер выполняемых видов работ;

13) различные методы реализации (сдачи) объекта (работ);

14) разная методика выявления финансового результата;

15) сложность ценообразования;

16) высокий уровень научно-технических требований к технологии производства и квалификации персонала;

17) потребность в экономических, организационных и информационных связях с другими участниками строительства.

Специфика отрасли и элементы ее организации (рис. 11) повышает риски при реализации строительных проектов.

Отношения между субъектами инвестиционно-строительной деятельности в рамках строительного холдинга осуществляются на основании договоров, заключаемых в соответствии с действующим законодательством:

Договор на реализацию инвестиционного проекта, или инвестиционный проект, или инвестиционный контракт1;

Договор о совместной деятельности или договор простого товарищества;

Договор долевого участия (инвестирования);

Договор долевого участия в строительстве как агентский договор;

Договор цессии или уступки права требования доли;

Договор строительного подряда.

Отметим, что отражение в учете строительной продукции по договорам подряда в международной практике имеет свои особенности. В МСФО Правила учета договоров на долгосрочное строительство (капитальное строительство) предусматривают два метода расчета себестоимости строительных работ - по окончании строительных работ и по мере выполнения строительных работ. Данные методы по американским стандартам GAAP практически совпадают с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В голландском стандарте учета GAR 2.11.4 и американском стандарте ARB-45 приводится перечень условий, при которых может применяться метод учета себестоимости по мере осуществления проекта (процентный метод). Во всех случаях должны быть определены:

Расходы, отнесенные к контракту (на дату составления баланса);

Степень выполнения контракта (на дату составления баланса);

Общие доходы по контракту;

Затраты на выполненные работы.

Методы учета себестоимости в российской и международной системах учета во многом похожи, но есть различия. Так, согласно международным стандартам применение процентного метода расчета себестоимости основывается на оценочных данных при исчислении расходов и затрат на осуществление строительства (ARB-45). В американских стандартах рекомендованы следующие методы определения финансового результата по контракту:

Исчисление доли произведенных затрат на дату составления баланса к общим предполагаемым затратам;

Определение степени продвижения работ по отношению к общим работам по контракту на основании заключения главного инженера (ARB-45).

В российской системе бухгалтерского учета метод исчисления себестоимости строительных работ по мере их готовности применяется, как правило, в отношении однородных и однотипных специальных работ незначительной продолжительности, тогда как в международных стандартах применение данного метода касается исключительно долгосрочных строительных контрактов. Таким образом, российский стандарт отличается от международного критериями выбора метода учета себестоимости строительных работ.

В соответствии с международным стандартом накладные затраты рекомендуется списывать пропорционально выручке за конкретные периоды на финансовые результаты, а при нерегулярном осуществлении строительных контрактов - относить на реализацию.

Кроме того, рекомендуется создавать резервы для покрытия убытков по строительному контракту в том отчетном периоде, когда убытки по кон 122 тракту становятся очевидными. Ожидаемые убытки определяются как разница между общими затратами (калькуляционные затраты + ожидаемые затраты) и общими доходами (авансы заказчика + дополнительные доходы). В российском учете резервы для покрытия непредвиденных затрат образуются строительной организацией для покрытия затрат (учтенных и неучтенных) в договорной цене объектов строительства.

Согласно международным стандартам на первичной стадии выполнения проекта затраты на материалы, а также затраты субподрядчиков переносятся на следующий период. Основное преимущество процентного метода определения затрат заключается в том, что выручка и прибыль по строительному контракту рассчитываются регулярно на основе оценочных данных, тогда как согласно методу исчисления затрат по окончании всего проекта доходы и прибыль определяются нерегулярно.

Недостатком процентного метода является использование оценочных данных, а не фактических. Такой метод не позволяет вести анализ работы по различным объектам строительства и рассчитывать убытки от сдачи отдельных объектов. Каждый договор подряда признается обособленным объектом учета, отдельным от других аналогичных договоров.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 1

Под методикой внутреннего контроля следует понимать программу действий, предписывающую в категоричной или рекомендательной форме использовать определенные методы исследования объектов контроля, а также их последовательность и процедуру применения этих методов.

Центры ответственности и центры затрат

Важнейшая процедура системы внутреннего контроля - учет расходов и доходов по соответствующим центрам ответственности и центрам затрат. Учет по центрам ответственности позволяет формировать показатели, характеризующие вклад отдельных подразделений и управленцев в общий результат строительной организации. Руководитель центра затрат отвечает только за уровень затрат.

Несмотря на явные преимущества учета по центрам ответственности, в строительном комплексе такая процедура пока не нашла широкого применения. При этом основными препятствующими факторами являются:

неразвитость методических подходов к применению этой процедуры;

опасение руководителей строительных организаций за распад в результате центробежных сил.

Процедура применения учета по центрам ответственности в значительной степени подходит вспомогательным производствам, а также филиалам строительной организации. Эти подразделения должны пользоваться большей самостоятельностью. Менеджерам необходимо ощущать себя предпринимателями, а не просто исполнителями. В числе вопросов, решаемых руководителями данных подразделений, должны быть: заключение договоров с другими организациями; открытие отдельного расчетного счета; подбор и ротация кадрового состава; получение ссуд и кредитов на реализацию целей, стоящих перед их подразделениями; установление размера оплаты труда и премий по итоговым результатам деятельности; внедрение и запуск новых видов продукции и услуг.

Внутрипроизводственные отношения различных подразделений, построенных на принципах самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости, могут стать мощным стимулом для развития потенциала строительной организации.

Существенное значение имеет выделение конкретных центров затрат или ответственности и определение их функций и предоставленных им полномочий (см. таблицу).

Центры ответственности строительной организации, их функции и полномочия

Центр затрат
или
ответственности
Контрольные функции Полномочия
Филиалы и
дочерние
структуры
Контроль за результатами
работы филиалов и
дочерних организаций;
уплатой налогов (ЕСН,
НДФЛ, региональных,
местных и др. налогов и
сборов) по территориям,
где они расположены
Участие в разработке
бюджетов; влияние на
уровень затрат и
доходов
Строительные
участки
Контроль за ходом,
сроками и качеством
строительных работ;
соответствием плановых и
фактических показателей
по различным расходам
Участие в разработке
бюджетов; влияние на
уровень затрат в
пределах,
предусмотренных
проектно-сметной
документацией
Вспомогательные
производства
Контроль за выполнением
графика поставок
продукции
вспомогательных
производств (раствор,
железобетонные изделия,
арматура,
энергоресурсы); уровнем
фактических
производственных затрат
на продукцию
вспомогательных
производств; за
реализацией продукции
вспомогательных
производств сторонним
организациям
Участие в разработке
бюджета; влияние на
себестоимость продукции
вспомогательных
производств; влияние на
размер финансового
результата за счет
реализации продукции
вспомогательных
производств сторонним
организациям
Управление
механизации
строительства
Контроль за обеспечением
строительства
транспортом, машинами и
механизмами; содержанием
техники в исправном
состоянии; соблюдение
норм расхода топлива,
запасных частей и других
ресурсов, связанных с
содержанием и
эксплуатацией
строительных машин и
механизмов
Участие в разработке
бюджета; влияние на
себестоимость работ,
выполненных машинами и
механизмами для
собственного
потребления; влияние на
размер прибыли от
оказания услуг
сторонним организациям
Обслуживающие
производства и
хозяйства
Контроль за полнотой
оприходования выручки от
реализации продукции
обслуживающих
производств; за
затратами по содержанию
и эксплуатации
обслуживающих хозяйств;
за своевременностью и
полнотой оплаты услуг,
оказываемых
обслуживающими
производствами и
хозяйствами
Участие в разработке
бюджета; влияние на
затраты обслуживающих
производств и хозяйств;
влияние на размер
прибыли от
деятельности,
направленной на
оказание услуг иным
лицам
Бухгалтерия Контроль за разработкой
учетной политики
строительной
организации;
составлением финансовых
отчетов, налоговых
деклараций;
сосредоточение всей
информации, необходимой
для принятия
управленческих решений,
в центральной
бухгалтерии и
предоставление ее всем
заинтересованным
менеджерам, соблюдением
смет затрат на
содержание
бухгалтерского аппарата;
за текущим обобщением и
систематизацией
информации и ведением
бухгалтерского и
налогового учета
Участие в процессе
разработки различных
бюджетов;
прогнозирование будущих
и анализ прошлых
затрат; привлечение на
договорной основе
сторонних лиц для
осуществления своих
функций в случае, когда
это необходимо; право
требовать с любого
сотрудника строительной
организации надлежащего
документального
оформления фактов
хозяйственной жизни
организации; право
подписи, без которой
недействительны и не
принимаются к
исполнению денежные и
финансовые документы, а
также финансовые и
кредитные
обязательства; внесение
дополнений и изменений
в учетную политику
организации
Планово-
экономическое
управление
Контроль за налоговым
планированием;
соблюдением смет затрат
на содержание
планово-экономического
управления
Разработка бюджетов по
различным направлениям;
формулирование выводов
по результатам анализа
отклонений
Отдел труда и
заработной
платы
Контроль за
обоснованностью размера
оплаты труда для
различных категорий
работников; соблюдением
смет затрат на
содержание отдела
Разработка бюджета
расходов на оплату
труда; обоснование форм
и видов оплаты труда
Сметно-
договорный
отдел
Контроль за соблюдением
правильности применения
строительных норм и
правил; соблюдением
сметы затрат на
содержание отдела
Участие в разработке
бюджетов расходов
различных структурных
подразделений

Сущность применения процедуры учета по центрам ответственности заключается в том, что помимо целей строительной организации возникают еще цели отдельных подразделений. Последние полностью должны соответствовать генеральным целям всего хозяйствующего субъекта. Следовательно, часть показателей формируется для применения принятия управленческих решений на уровне отдельных подразделений, а другая часть - руководством всей строительной организации. Таким образом, учетная информация распределяется по центрам принятия соответствующих управленческих решений.

Аналитические процедуры

Основополагающие и наиболее распространенные - аналитические процедуры системы внутреннего контроля.

Анализ позволяет выявить факты недостоверности отчетности, дать оценку финансовому состоянию организации, выявить внутренние резервы хозяйствующего субъекта и др. С его помощью мобилизуются резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности организации. Очевидно, что грамотно организованный экономический анализ должен служить научной базой для планирования и выполнения показателей системы бюджетирования.

В настоящее время применение системной аналитической работы в строительных организациях, скорее, исключение, чем правило.

Одной наиболее часто применяемой аналитической процедурой внутреннего контроля является оценка абсолютных и относительных изменений отдельных статей затрат, содержащихся в аналитических счетах по учету затрат на производство. Практика показывает, что наиболее распространенной ошибкой являются арифметические ошибки в подсчетах и при заполнении учетных регистров, а также при переносе данных из одних регистров в другие.

Анализируя структуру себестоимости объекта строительства, появляется возможность выявления допущенной ошибки, необоснованного завышения затрат на производство по тем или иным калькуляционным статьям затрат, а также отклонений от бюджетных показателей. Анализ себестоимости в постатейном разрезе начинается с выявления отклонений фактических расходов от бюджетных по каждой статье. Показатели отчета о себестоимости строительно-монтажных работ показывают, как выполнялось задание по статьям.

Отклонения по калькуляционным статьям затрат могут быть как положительными, так и отрицательными. При прочих равных обстоятельствах положительные отклонения свидетельствуют о рациональном использовании ресурсов строительной организации, а отрицательные - о превышении фактической себестоимости над плановой (нормативной).

Аналитические процедуры внутреннего контроля себестоимости продукции (работ) следует также осуществить по выявлению отдельных факторов, повлиявших на отклонение величины каждой статьи от бюджетной. При этом следует учесть имевшие место объективные факторы. Например , влияние технико-экономических факторов на уровень затрат по статьям калькуляции.

Анализ показателей калькуляционных статей для строительной отрасли имеет особое значение. Подрядные строительные организации могут изменять методы производства строительных работ и применять с согласия заказчика более экономичные материалы, а также изменять предусмотренные в рабочих чертежах конструкции и другие технические решения без снижения прочности и эксплуатационных качеств сооружений. В таком случае образовавшаяся положительная разница в себестоимости строительных работ увеличивает финансовый результат подрядной строительной организации. Следовательно, заказчик оплачивает подрядчику сумму, предусмотренную сметной документацией, а экономия непосредственно влияет на прибыль подрядчика.

При применении аналитических процедур внутреннего контроля материалов особое внимание следует уделить формированию уровня транспортных и заготовительно-складских расходов. Важнейшим фактором, влияющим на уровень калькуляционной статьи "Материалы", является эффективность работы вспомогательных производств строительной организации.

Кроме того, необходимо анализировать, насколько рационально использованы материалы, отпущенные в производство, и соответствует ли это данным проектно-сметной документации. При этом необходимо сопоставлять показатели пообъектного учета с данными сметных и плановых норм. Данную работу целесообразно проводить путем заполнения специального регистра, где приводятся нормативные и фактические показатели.

Как показывает практика, отклонения от норм расхода материалов могут быть следствием различных факторов. Например , использование материалов низкого качества приводит к увеличению потерь. Потери увеличиваются и в тех случаях, когда применяется материал более высокого качества, чем это необходимо в соответствии с техническими условиями.

В строительстве применяется значительный ассортимент материалов, поэтому целесообразно применять выборочный метод. Выбирать необходимо исходя из удельного веса того или иного вида строительного материала в статье "Материалы". Кроме того, службе внутреннего контроля следует особое внимание уделять тем видам материалов, по которым зафиксированы наибольшие отклонения от сметного уровня затрат.

При выявлении резервов снижения затрат по статье "Материалы" нужно обратить внимание на такой фактор, как расходы на транспортировку.

Для осуществления действенного контроля за движением материалов необходимо проводить внезапные проверки остатков на складах, в том числе на приобъектных. При этом особое внимание уделить материалам открытого хранения (песок, гравий, щебень и др.).

Составление актов сверки с контрагентами является процедурой внутреннего контроля, позволяющей повысить достоверность и реальность существующей дебиторской и кредиторской задолженности.

Необходимо выявить объективность и экономическую целесообразность условий заключения хозяйственных договоров.

В тех подразделениях, где осуществляется отпуск продукции за наличный расчет (различные вспомогательные производства), следует применять аналитические процедуры внутреннего контроля кассовых операций, совершаемых кассирами-операционистами.

Нельзя ошибиться при классификации затрат на контролируемые и неконтролируемые. Последствием этого могут стать конфликты, возникающие, если работники, которые не контролируют расходы, ошибочно считаются ответственными за появление отклонений.

Задачей экономического анализа является изучение не только прошедших событий, но и выявление ожидаемых последствий.

В современных условиях одной из главных задач системы внутреннего контроля должно стать усиление работы по управлению себестоимостью строительной продукции. Данная работа должна распространиться на все участки формирования себестоимости строительной продукции.

Совершенствованию системы внутреннего контроля строительной организации способствует применение методики контрольных обмеров.

Одной из эффективных процедур внутреннего контроля может являться тестирование. Его также применяют для оценки и контроля уровня профессиональной подготовки работников службы внутреннего контроля. Тестирование условно подразделяется на текущее, промежуточное и итоговое. Оно может выполнять диагностирующую; контрольную; мотивационную функцию.

Система внутреннего контроля строительной организации должна явиться важнейшим элементом хозяйственного механизма системы управления за выполнением и сдачей строительных работ, реальным средством повышения ответственности руководителей и исполнителей конкретных функций за сохранность и эффективное использование ресурсов.

генеральный директор

аудиторской фирмы "АК-Аудит",

доцент кафедры бухгалтерского учета

и аудита ГУУ

НДС по похищенному имуществу
Имущественные вычеты при продаже ценных бумаг
В 2013 году в российской сис-теме организации бухгалтерского учета законодательно установлено понятие внут-реннего контроля. Каждый экономический субъект обязан вести внут-ренний контроль совершаемых фактов хозяйст-венной жизни. А если бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания должна осуществлять внут-ренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бух-отчетности (ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ обязательному аудиту подлежат организации, у которых выручка за год, предшествующий отчетному, превысила 400 000 000 руб. либо сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превысила 60 000 000 руб.

Кроме того, норма об обязательном аудите распространяется на все открытые акционерные общества (ОАО), а также на застройщиков, ведущих строительство объектов по договорам долевого участия согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ. Ведь застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год (подп. 6 п. 2 ст. 20 закона № 214-ФЗ).

Таким образом, отчетность всех указанных застройщиков независимо от их организационно-правовой формы и финансовых показателей требует обязательного аудита, а значит, и организации внутреннего контроля.

В целях применения статьи 19 закона № 402-ФЗ специалисты финансового ведомства в информации № ПЗ-11/2013 (доведена письмом Минфина России от 25 декабря 2013 г. № 07-04-15/57289) дали рекомендации по организации и осуществ-лению внутреннего контроля.

Расскажем об основных моментах.

Для чего нужен контроль

Внутренний контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что компания при ведении учета обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение законодательства.

Внутренний контроль должен быть направлен на выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также на предотвращение искажений данных бухучета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Основные элементы

Основными элементами внутреннего контроля являются:
  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.
В информации № ПЗ-11/2013 подробно рассмотрен каждый элемент, приведены их характеристики.

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности компании.

По сути, под контрольной средой подразумевается моральный климат, атмосфера в организации. Качество внутреннего контроля в значительной степени зависит от конкретных работников. Поэтому руководству необходимо установить соответствующие квалификационные требования. От позиции руководителя в отношении бухучета в немалой степени зависит достоверность финансовой отчетности организации. Можно принять и довести до всех сотрудников корпоративный кодекс поведения.

Оценка рисков. Поскольку среда, в которой действует организация, постоянно меняется, возникают различные риски, которые нужно вовремя выявлять, для того чтобы предотвращать их последствия.

Риски могут возникать в связи с появлением конкурентов или изменением нормативных актов, внедрением нового программного обеспечения или зачислением в организацию новых сотрудников.

При выявлении рисков руководитель принимает соответствующие решения по управлению ими. Необходимо организовать определение участков (областей, процессов), на которых могут быть злоупотребления, а также возможностей для их совершения.

Процедуры контроля позволяют убедиться, что распоряжения руководства выполняются.

Выбор контрольной методики зависит от того, какие риски характерны для определенного участка. Например, в работе бухгалтера существует риск неполного отражения первичных документов в учете. Он снижается благодаря контрольной про-цедуре - периодической сверке документов с данными учетных регистров.

Еще один метод - внедрение бухгалтерских программ необходимого качества, которые позволяют снизить риск возникновения ошибок.

Процедуры контроля должны быть систематизированы по уровням распределения полномочий и одновременно взаимосвязаны между собой.

Фактически процедуры контроля - это проведение конкретных мероприятий, связанных с проверкой документации, имущества, затрат, финансовых результатов, выполнения должностных инструкций и планов, осуществляемых должностными лицами и уполномоченными работниками строительной компании.

Информация и коммуникации. От оперативности и качества доведения до работников информации о распоряжениях и приказах руководства зависит качество их исполнения.

Оценка внутреннего контроля - это обязанность руководства постоянно наблюдать за тем, эффективно ли работает система внутреннего контроля, и вносить в нее изменения в случае необходимости.

Как организовать контроль

Процедуры внутреннего контроля, которые Минфин России приводит в рассматриваемом документе, в принципе стандартные, они хорошо знакомы организациям и, как правило, используются на практике. К ним относятся:
  • документальное оформление событий хозяйственной жизни (это основа ведения бухгалтерского учета);
  • подтверждение соответствия между объектами и документами и их соответствия установленным требованиям;
  • санкционирование сделок и операций персоналом более высокого уровня;
  • разграничение полномочий и ротация обязанностей работников;
  • сверка данных и контроль фактического наличия и состояния объектов (в том числе охрана, ограничение доступа, инвентаризация);
  • контролирование законности сделок (заключаемых договоров), учетных операций;
  • надзор за точностью составления смет, планов;
  • контроль за соблюдением сроков составления отчетности;
  • контроль за компьютерной обработкой информации (ее сохранностью, защищенностью, своевременным обновлением).
Но финансовое ведомство обращает внимание на то, что принципы внут-реннего контроля нужно задокументировать.

Целесообразно оформить единый документ, содержащий порядок организации внутреннего контроля, указав в нем используемые правила, систематизировав их.

В то же время часть положений, связанных с осуществлением внутреннего контроля, может быть отражена в организационно-распорядительных документах компании (например, в должностных -инструкциях, приказах, графике документооборота). Или в таких документах, как учетная политика (ответственность, периодичность контрольных процедур, инвентаризаций и т. д.). А также являться элементом кадровой политики (подбор квалифицированных специалистов, меры по их мотивации и стимулированию, что позволит существенно уменьшить количество ошибок).

Правила (порядок) внутреннего конт-роля утверждает руководитель организации.

Обязанности и полномочия подразделений и персонала определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности компании, особенностей ее системы управления. Так, в крупной организации может быть создано специальное подразделение (служба внутреннего контроля).

Функции внутреннего контроля могут распределяться между органами управления, ревизионной комиссией (ревизором), главным бухгалтером, службой внутреннего аудита и иными работниками.

При этом компания может заниматься данными вопросами самостоятельно либо с привлечением внешнего консультанта (в том числе аудиторской организации).

А вот в небольшой строительной фирме взять на себя все обязанности по организации и осуществлению внутреннего контроля вправе ее руководитель, если численность персонала не позволяет разграничить полномочия.

Минфин России согласен, что при ведении внутреннего контроля субъект малого предпринимательства должен руководствоваться требованием рациональности. Если численность персонала экономического субъекта не позволяет разграничить полномочия и произвести ротацию обязанностей, можно использовать другие процедуры внутреннего контроля, которые помогут минимизировать имеющиеся риски (сверку, надзор).

В приложениях к информации № ПЗ-11/2013 даны рекомендации по оценке внутреннего контроля и пример распределения полномочий и функций по организации и осуществлению внутреннего контроля для компании, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам.

Следует отметить, что внутренний контроль не дает ожидаемых результатов в случаях, когда руководство не уделяет ему должного внимания и своевременно не предпринимает мер по исправлению обнаруженных недостатков.

Система контроля не может гарантировать предотвращения событий, ведущих к проблемам в деятельности любой компании, но снижает возможность их наступления, а также вероятные рис-ки. Ведение обязательного внутреннего конт-роля помогает собственникам принимать своевременные решения для нормального функционирования строительной организации.

Важно запомнить

Внутренний контроль способствует достижению организацией целей своей деятельности.- Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных- правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской -(финансовой) и иной отчетности.

Нормы законодательства

В 2013 году в российской сис­теме организации бухгалтерского учета законодательно установлено понятие внут­реннего контроля. Каждый экономический субъект обязан вести внут­ренний контроль совершаемых фактов хозяйст­венной жизни. А если бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то компания должна осуществлять внут­ренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бух­отчетности (ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ обязательному аудиту подлежат организации, у которых выручка за год, предшествующий отчетному, превысила 400 000 000 руб. либо сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превысила 60 000 000 руб.

Кроме того, норма об обязательном аудите распространяется на все открытые акционерные общества (ОАО), а также на застройщиков, ведущих строительство объектов по договорам долевого участия согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ. Ведь застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение за последний год (подп. 6 п. 2 ст. 20 закона № 214-ФЗ).

Таким образом, отчетность всех указанных застройщиков независимо от их организационно-правовой формы и финансовых показателей требует обязательного аудита, а значит, и организации внутреннего контроля.

В целях применения статьи 19 закона № 402-ФЗ специалисты финансового ведомства в информации № ПЗ-11/2013 (доведена письмом Минфина России от 25 декабря 2013 г. № 07-04-15/57289) дали рекомендации по организации и осуществ­лению внутреннего контроля.

Расскажем об основных моментах.

Для чего нужен контроль

Внутренний контроль – процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что компания при ведении учета обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение законодательства.

Внутренний контроль должен быть направлен на выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также на предотвращение искажений данных бухучета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Основные элементы

Основными элементами внутреннего контроля являются:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля.

В информации № ПЗ-11/2013 подробно рассмотрен каждый элемент, приведены их характеристики.

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности компании.

По сути, под контрольной средой подразумевается моральный климат, атмосфера в организации. Качество внутреннего контроля в значительной степени зависит от конкретных работников. Поэтому руководству необходимо установить соответствующие квалификационные требования. От позиции руководителя в отношении бухучета в немалой степени зависит достоверность финансовой отчетности организации. Можно принять и довести до всех сотрудников корпоративный кодекс поведения.

Оценка рисков. Поскольку среда, в которой действует организация, постоянно меняется, возникают различные риски, которые нужно вовремя выявлять, для того чтобы предотвращать их последствия.

Риски могут возникать в связи с появлением конкурентов или изменением нормативных актов, внедрением нового программного обеспечения или зачислением в организацию новых сотрудников.

При выявлении рисков руководитель принимает соответствующие решения по управлению ими. Необходимо организовать определение участков (областей, процессов), на которых могут быть злоупотребления, а также возможностей для их совершения.

Процедуры контроля позволяют убедиться, что распоряжения руководства выполняются.

Выбор контрольной методики зависит от того, какие риски характерны для определенного участка. Например, в работе бухгалтера существует риск неполного отражения первичных документов в учете. Он снижается благодаря контрольной про­цедуре – периодической сверке документов с данными учетных регистров.

Еще один метод – внедрение бухгалтерских программ необходимого качества, которые позволяют снизить риск возникновения ошибок.

Процедуры контроля должны быть систематизированы по уровням распределения полномочий и одновременно взаимосвязаны между собой.

Фактически процедуры контроля – это проведение конкретных мероприятий, связанных с проверкой документации, имущества, затрат, финансовых результатов, выполнения должностных инструкций и планов, осуществляемых должностными лицами и уполномоченными работниками строительной компании.

Информация и коммуникации. От оперативности и качества доведения до работников информации о распоряжениях и приказах руководства зависит качество их исполнения.

Оценка внутреннего контроля – это обязанность руководства постоянно наблюдать за тем, эффективно ли работает система внутреннего контроля, и вносить в нее изменения в случае необходимости.

Как организовать контроль

Процедуры внутреннего контроля, которые Минфин России приводит

Качество строительной продукции определяется по результатам производственного контроля и оценивается в соответствии со специальной инструкцией по оценке качества строительно-монтажных работ. Данные результатов контроля должны фиксироваться в журналах работ. При входном контроле надлежит проверять соответствие поступающих на стройку материалов и изделий сертификатам, техническим условиям, паспортам и другим документам, подтверждающим качество, и требованиям рабочих чертежей. Входной контроль должен возлагаться на службу производственно-технологической комплектации предприятия-изготовителя, инженерно-технический персонал стройки и строительные лаборатории.

Операционный контроль должен осуществляться при выполнении производственных операций или строительных процессов и обеспечивать своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, а также своевременное принятие мер по их устранению и предупреждению.

При операционном контроле должны проверяться: соблюдение заданной в проектах производства работ технологии выполнения строительных процессов; соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам и правилам производства работ.

Основные рабочие документы при операционном контроле качества - схемы операционного контроля, разрабатываемые в составе проектов производства работ.

Приемочный контроль производится для проверки и оценки качества законченных строительством объектов или их частей, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций.

Все скрытые работы подлежат приемке с составлением актов их освидетельствования, которые должны составляться на завершенные процессы, выполненные самостоятельными подразделениями исполнителей.

Отдельные ответственные конструкции по мере их готовности подлежат приемке в процессе строительства с составлением акта промежуточной приемки этих конструкций. В обязательном порядке производится, в частности, приемка фундаментов под оборудование.

Готовность фундаментов под монтаж должна быть оформлена актом, подписанным представителями заказчика, строительной и монтажной организаций. К приемо-сдаточному акту о готовности фундаментов под оборудование должен быть приложен формуляр на фундамент с указанием: проектных и фактических отметок поверхностей фундаментов; проектных и фактических основных размеров фундаментов; расположения и отметок металлических деталей и реперов, заложенных в тело фундамента, или скоб, закрепленных на конструкциях зданий, фиксирующих главные оси фундаментов; акта на освидетельствование основания под фундаменты; документации, характеризующей качество применяемых материалов и выполненных работ (журналы испытания бетона, бетонирования, акты скрытых работ на укладку арматуры и т. п.); акта на скрытые работы по виброизоляции фундаментов.

Внешний контроль качества строительной продукции

Кроме производственного контроля за качеством строительства осуществляется внешний контроль со стороны государственных и ведомственных органов контроля и надзора (пожарный, санитарно-технический, горно-технический и др.). Проектная организация осуществляет авторский контроль, застройщик - технадзор заказчика.

Технический надзор заказчика контролирует качество строительных материалов, оборудования и выполненных строительно-монтажных работ, их соответствие проектам, сметам, СНиПу и государственным стандартам. Работники технического надзора заказчика несут ответственность за плохое качество работ, принятых от строителей, несвоевременное оформление актов на скрытые работы и систематически фиксируют в журналах работ свои замечания по качеству выполненных работ. Без подписи заказчика?К производству работ? рабочие чертежи считаются недействительными.

Приемка в эксплуатацию строительных объектов

Сдачу и приемку объектов в эксплуатацию выполняют в две стадии: предварительная техническая приемка объекта от подрядчика рабочей комиссией заказчика и окончательная приемка, осуществляющаяся Государственной комиссией.

Рабочая комиссия назначается приказом руководителя предприятия с включением в состав представителей генподрядчика и его субподрядчиков, проектной организации, эксплуатирующей организации, государственных органов санитарного и пожарного надзора, технической инспекции профсоюзов, местных профсоюзных, других заинтересованных организаций.

Рабочая комиссия проверяет соответствие выполненных работ проектам, сметам и нормативам, дает оценку качеству выполненных работ и заключение о возможности эксплуатации оборудования.

Акт рабочей комиссии служит основанием для назначения Государственной приемочной комиссии. Государственная комиссия по приемке производственных объектов назначается приказом соответствующей инстанции. В состав государственных приемочных комиссий включаются представители ГАСН, заказчика, генподрядчика, генерального проектировщика, органов государственного, санитарного и пожарного надзора, органов по использованию и охране водных ресурсов, финансирующего банка, технической инспекции профсоюзов и профсоюзной организации заказчика.

Заказчик передает Государственной приемочной комиссии следующие материалы:

    проектное задание и справку о технико-экономических показателях объекта;

    разрешение об отводе земельного участка;

    акты разбивки осей здания и сетей, на скрытые и специальные работы;

    данные о геологии и гидрогеологии стройплощадки, глубине заложения подошвы фундаментов;

    комплект рабочих чертежей с необходимыми изменениями;

    утвержденный и исполнительный генпланы;

    перечень организаций, участвовавших в проектировании и строительстве объекта;

    акты технической приемки рабочей комиссией.