Кризис недопроизводства - giovanni1313


Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней . Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Выше перечисленными методами удалось к 1936 г. поднять доходы фермеров на 50%. Часть зерна оплачивалась, а другая часть формировала кредиторскую задолженность СССР. США решали свои проблемы: занятость, гарантированные закупки у фермеров и др. И ими было найдено отличное экономическое решение - вместо уничтожения зерна часть его продавали государству, которое, в принципе, без особых усилий могло полностью обеспечивать свои потребности в данном виде продукции.

В 1935 г. в политике "Нового курса" обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933 - 1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали "сидячие стачки", когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали образованию профсоюзов даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый рабочий альянс Америки.

В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления "Нового курса" в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера. В нём признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки.

Не меньшее значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.

Все меры, проведенные "Новым курс", сделали его одной из самых прогрессивных страниц в истории США.

Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору. В то же время "Новый курс" нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка. Важнейшим инструментом политического курса Рузвельта стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. Кроме того, многие экономические методы, которые применял Рузвельт для выхода из кризиса США, заслуживают пристального внимания.

1.4. Последствия

Последствия кризиса были ужасные. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна - на 79%, стали - на 76%, автомобилей - на 80%. Из 279 доменных печей, в числе действующих оставалось только 44. Кризис вызвал массовую волну банкротства. За 1929 - 1933 г.г. потерпели крах 135 тысяч торговых, промышленных и финансовых фирм, разорилось 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долларов. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г .

Кризис 1929 - 1933 гг. нанес тяжелый удар и по мировой экономике. Мировое промышленное производство снизилось на 37%, сократилась емкость мирового рынка. Кризис привел к резкому сокращению экспорта капитала, который упал с 2,8 млрд. долларов в 1928 г. до 344 млн. долларов в 1932 г. и до 311 млн. долларов в 1936 г. Соответственно сократилась и общая сумма частных долгосрочных инвестиций с 47,5 млрд. долларов в 1929 - 1930гг. до 31,1 млрд. долларов в 1938 г. Оказалась разрушенной кредитная сфера: в период кризиса 25 стран прекратили платежи на общую сумму 6,3 млрд. долларов . Стремление ведущих стран оградить свою экономику высокими таможенными барьерами в совокупности с вышеперечисленными проблемами вело к росту автаркических тенденций и формированию торговых блоков, что усиливало двустороннюю торговлю в ущерб многосторонней. Стремление великих держав преодолеть кризис и его последствия на путях расширения экспорта усиливало рост конкуренции, государственную поддержку экспортеров и протекционизм. В результате относительно единая мировая экономика 20-х гг. оказалась в кризисе и стала распадаться на локальные экономические системы, подрывая мировую стабильность.

Кризис в наибольшей мере ударил по американской экономике. Пытаясь преодолеть кризис, американское руководство ввело в 1930г. высокие таможенные пошлины на импорт, вызвав ответные меры, что ударило по американскому экспорту. В условиях валютного кризиса большая часть американских инвестиций в Европе, Канаде и Австралии обесценилась, а отмена долговых платежей с 1932 - 1933 гг. еще больше сократила заграничные инвестиции. Пытаясь надавить на отказавшихся от уплаты должников, США в 1934 г. приняли закон об отказе в кредитах этим странам, что еще больше ограничило возможности экспорта капиталов. В итоге объем внешней торговли сократился в 3,1 раза, а доля США в мировой торговле снизилась с 13,8% в 1929 г. до 10,8% в 1932 г. В течение 30-х гг. США использовали все способы для преодоления зарубежных таможенных барьеров. К 1937 г. им всё-таки удалось несколько увеличить свою долю в мировой торговле до 11,7%.

Глава 2. Кризисы недопроизводства

2.1. Понятия и причины

Кризис недопроизводства товаров - острая нехватка товаров для удовлетворения платежеспособного спроса населения.

Кризисы недопроизводства вызываются следующими причинами:

1. Экономическими . Сырьевой и продовольственный кризисы 70-х годов нарушили пропорции воспроизводства в западных странах.

2. Природными . Это засухи, наводнения, неурожаи.

3. Социальными. Это войны и недостатки планирования в административно-командной экономике. Например, СССР в период своего существования полностью монополизировал экономику и базировал ее на постоянном дефиците средств производства для гражданских отраслей хозяйства и предметов потребления. Замедленный рост количества предметов потребления на протяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали составлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на военную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35–45% объема производства). Экономическая политика была направлена на усиление материального стимулирования работников и социальных выплат населению. В 1990г. рост денежной массы в обществе в шесть раз обгонял увеличение ВНП.

2.2. Механизм выхода из кризиса и его последствия (на примере мирового энергетического кризиса)

Стабильность нефтяного рынка, практически неколебимая на протяжении десятилетий, заметно дрогнула в феврале 1971 года, когда государства Персидского залива впервые добились в рамках соглашения ОПЕК с нефтедобывающими компаниями существенного повышения цен на нефть. Цены, с конца 20-х годов почти не отклонявшиеся от среднего уровня в 2 долл./барр., были повышены на 20% .

Однако подлинный взрыв рынка случился 16 октября 1973 года. В этот день шесть арабских стран – экспортеров объявили о решении впредь устанавливать цены на нефть самостоятельно или в рамках ОПЕК, но без консультации с добывающими компаниями. Решение было эмоциональным и вполне политическими: в разгар очередной арабо – израильской войны стало ясно, что еврейское государство, несмотря на поражения первых дней, в очередной раз уцелеет благодаря быстрой и масштабной военной помощи США. Кроме того, экспортеры Персидского залива установили запрет на продажу нефти в США и Западную Европу. В результате немедленный почти двукратный рост мировых цен к зиме ускорился, так что их уровень практически достиг отметки в 12 долл./барр. уже в декабре, а к окончанию десятилетия нефть подорожала еще более чем в два раза . Для всемирного капиталистического хозяйства это выглядело реальной угрозой дальнейшему его развитию.

Скачок нефтяных цен незамедлительно спровоцировал общемировой хозяйственный кризис, поразивший многие страны. Сокращение производства и рост безработицы сопровождались высокой инфляцией. Второй импульс нефтяного шока,

связанный отчасти с исламской революцией в Иране, вызвал новую волну всеобщего экономического спада, так что мировая экономика по существу пребывала в упадке почти целое десятилетие, вплоть до 1982 г. Кризис 70-х годов потряс экономику всех капиталистических стран, как развитых, так и развивающихся. Однако последствия его оказались для них очень уж разными.

Страны – лидеры быстрее прочих оправились от болезненного удара. Важнее здесь другое: нефтяной шок вызвал, прежде всего, именно в зрелом рыночном хозяйстве этих стран становление и развитие новых макроэкономических тенденций, приведших в свою очередь к большим и прогрессивным структурным переменам во всей мировой экономике. Так называемое постиндустриальное развитие стало прямым результатом этих перемен. Взрывная экспансия информационных технологий оказалась бы немыслимой без стратегической передислокации мировых инвестиционных ресурсов в пользу наименее энергоемких направлений и объектов инвестирования. Иначе говоря, современная постиндустриальная экономика во многом оказывается порождением энергетического кризиса 70-х годов, ударившего, прежде всего, по традиционным энергоемким отраслям промышленности и сделавшего более эффективными вложения в развитие новых, менее затратных отраслей. Что же касается “старых ” отраслей, то здесь кризис стимулировал разработку и внедрение энергосберегающих технологий в невиданных доселе масштабах. Еще одним следствием нефтяного кризиса 70-х годов стал постепенный отказ некоторых развитых стран Запада от стратегического импорта жидкого топлива за счет развития собственной импортозамещающей нефтедобычи. Углеводородные ресурсы шельфа Северного моря большей частью были разведаны еще до кризиса, однако промышленная их эксплуатация стала целесообразной лишь в новых экономических условиях, чем не замедлили воспользоваться нефтяники Британии и Норвегии, обеспечив своим странам энергетическую независимость. В других развитых странах Европы топливный кризис вызвал реструктуризацию их энергетических балансов. Так, в Дании и Голландии опережающими темпами росло потребление природного газа, добываемого на прибрежном шельфе этих стран, а в производстве электричества росла доля ветроэнергетических мощностей.

Для менее развитых стран, не располагающих своей нефтью, последствия кризиса оказались более тяжелыми. Они закупали топливо по новым ценам и вынуждены были обращаться к внешним источникам финансирования. Пострадали и бывшие страны-продавцы. Поскольку основу экспорта этих стран составляет нефть, а после поднятия цен и введения эмбарго уровень продажи нефти упал, то экспортные возможности этих государств резко упали.

Хотя в течение последних трех десятилетий цены на жидкое топливо не только росли, но и снижались, время от времени, уровень их с тех пор так и не приблизился к докризисному, неизменно превышая его во много раз. Поэтому позволительно считать, что нефтяной шок 1973 года в свое время оказал многомерное революционное воздействие на мировое и, в частности, на советское народное хозяйство.Экономические кризисы , сущность, причины, последствия и пути выходаРеферат >> Экономика

Падает. 2. Причины экономических кризисов в трактовке различных авторов Первые кризисы перепроизводства стали реальностью в... обострение кризиса недопроизводства , который переплелся с глубоким структурным кризисом . Каково же течение экономического кризиса в...

  • Экономические кризисы : сущность, причины, последствия

    Реферат >> Экономика

    ... - кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства . Кризис недопроизводства экономического ...

  • Экономические кризисы сущность, причины, последствия и пути выхода

    Курсовая работа >> Экономика

    Два типа кризисов производства: кризис перепроизводства и кризис недопроизводства товаров. Для рыночной экономики наиболее характерен кризис перепроизводства . Он...

  • Экономический кризис (3)

    Реферат >> История

    ... - кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства . Кризис недопроизводства , как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического ...

  • Маркс во II томе "Капитала" предрекал для периода социализма и коммунизма "постоянное относительное перепроизводство". Реальный социализм не оправдал этого пророчества.

    Перепроизводство - характерная черта отнюдь не социалистической, а свободной рыночной экономики.

    Больше того: эта экономика отличается столь высокой производительностью, что периодически сотрясается кризисами перепроизводства. Как мы уже упоминали, именно так действует защитный механизм рынка. Перепроизводство не абсолютное, а относительное: оно превышает не потребности всей массы потребителей, а платежеспособный спрос; поэтому к таким кризисам рыночный механизм ведет не сам по себе, а в сочетании с высоким уровнем цен. Коммунистическая пропаганда всегда с гордостью подчеркивает, что экономика социалистических стран не знает кризисов. Правильно: периодических кризисов перепроизводства при реальном социализме не бывает. Для его экономики характерен постоянный кризис недопроизводства.

    Он именно постоянный, а не периодический. Кризисная трясучка не отпускает экономику реального социализма ни на минуту. Кризис недопроизводства стал повседневностью экономической жизни соцстран.

    Советский гражданин уже привык: все товары в принципе дефицитны. Иногда повезет - зайдешь в магазин, а товар, как принято говорить, "выбросят"; поэтому и принято носить с собой всегда сетку с полным трепетной надежды названием "авоська".

    Но не только индивидуальный потребитель старается запастись, если натолкнулся на товар; так действуют и руководители предприятий, создавая у себя запасы сырья и оборудования, за что их с деланной наивностью критикует советская печать.

    Порожденный тенденцией к сдерживанию развития производительных сил, постоянный кризис недопроизводства при реальном социализме определяет весь стиль экономики и быта людей в Советском Союзе.

    "Однако,- скажет скептический читатель,- что-то не бросается в глаза недопроизводство танков в СССР".

    Да, такого недопроизводства нет. Но было бы неверно на этом основании полагать, что закономерная при реальном социализме тенденция к сдерживанию развития производительных сил действует избирательно. Работники военных отраслей советской промышленности жалуются в основе своей на те же трудности и Проблемы, которые так одолевают мирные отрасли. Да иначе и быть не может: в танковой промышленности точно так же составляется план и так же директора предприятий при молчаливой поддержке вышестоящих ведомств стараются этот план занизить, чтобы его легко перевыполнить и получить премии и ордена; точно так же никто не хочет пускаться в эксперименты, и все предпочитают работать в рамках устоявшейся рутины; точно так же всем важны не результаты работы как таковой, а зачисление в передовики производства, связанное с повышениями и награждениями. Как же тут не действовать тенденции к сдерживанию развития производительных сил?

    Впрочем, мир видел проявление этой тенденции в самом центре советского военного производства - в изготовлении ракетной техники. Все были свидетелями того, как уверенно США догнали и обогнали Советский Союз в космосе - хотя, конечно, НАСА не располагает практически безграничными ресурсами, которые выделены для советского ракетостроения.

    У номенклатуры как господствующего класса есть одна главная классовая потребность: упрочение и распространение своей власти. Эта потребность удовлетворяется созданием новейших видов вооружения и оснащения для армии и органов госбезопасности; развитием тяжелой промышленности и техники как базы военного потенциала государства; созданием стратегически нужной инфраструктуры; строительством и укреплением военных баз; обеспечением непроницаемости границ; деятельностью машины пропаганды и аппарата разведки, шпионской и подрывной работы за границей; финансированием компартий в капиталистических странах и просоветских режимов в третьем мире.

    В сфере материального производства эти классовые нужды номенклатуры удовлетворяются тяжелой промышленностью. Здесь создается военная мощь номенклатуры и оснащение ее полицейско-шпионского аппарата. Поэтому - и только поэтому - класс номенклатуры всюду выступает как приверженец индустриализации. Ни с каким мистическим индустриальным фанатизмом это явление ничего общего не имеет.

    В этой связи интересно отметить, что Ленин не выдвигал лозунга индустриализации, хотя сталинская историография приписала ему это задним числом. Вот в какой последовательности перечислял Ленин в своей предпоследней речи 13 ноября 1922 года потребности Советской страны: "Спасением для России является не только хороший урожай в крестьянском хозяйстве - этого еще мало - и не только хорошее состояние легкой промышленности, поставляющей крестьянству предметы потребления,- этого тоже еще мало,- нам необходима также тяжелая индустрия". Здесь совсем не те формулировки, какие употреблялись уже через 5 лет относительно роли и места тяжелой промышленности в экономике СССР.

    И именно у Ленина стала постепенно проглядывать мысль, что тяжелую индустрию следует рассматривать не только как придаток к сельскому хозяйству, дающий возможность, по его выражению, "посадить мужика на трактор". В тезисах доклада на III Конгрессе Коминтерна Ленин записал: "Единственной материальной основой социализма может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие". "И земледелие". А какая же главная цель?

    Ленин ее назвал в своей известной работе "Грядущая катастрофа и как с ней бороться". Вот как он ее сформулировал: "Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически. /.../ Погибнуть или на всех парах устремиться вперед. Так поставлен вопрос историей".

    Простым перефразированием этих ленинских слов было часто цитировавшееся рассуждение Сталина о том, что-де Россию всегда били за отсталость и поэтому надо "военно-экономическую" отсталость срочно ликвидировать, иначе "нас сомнут".

    Вот в чем и есть провозглашенный обоими отцами класса номенклатуры смысл индустриализации при реальном социализме. Создать военную мощь - таков был с самого начала этот нехитрый смысл, который номенклатурная пропаганда старается теперь завуалировать.

    Уже Сталиным была пущена в оборот формула "Преимущественное развитие производства средств производства". Она не обозначала ничего иного, кроме примата тяжелой индустрии с главной целью - оснащения военно-полицейской машины номенклатурного государства. Однако эта формула открывала простор для толкования в том смысле, что для производства товаров народного потребления необходимо сначала произвести средства такого производства, а поэтому должна развиваться прежде всего группа "А", как обозначают в СССР производство средств производства.

    Группа "А" усиленным темпом развивается уже более 60 лет - с 1927 года. Каковы результаты?

    Проследим, пятилетку за пятилеткой, как безотказно действует принцип развития тяжелой (прежде всего военной) промышленности за счет производства товаров народного потребления. При этом воспользуемся по какими-либо сомнительными западными изданиями, а надежными советскими.

    Первая пятилетка (1928-1932 годы). План пятилетки готовился тоже пять лет - с 1923 года, выполнен же был за 4 года 3 месяца. Но как? Тяжелая промышленность выполнила план на 109%, и доля первого подразделения (тяжелая индустрия) промышленной продукции выросла за эти годы с 39,5 до 53,4%. А легкая промышленность вообще не выполнила план "вследствие перехода в конце пятилетки ряда заводов на производство чисто военной продукции". Никому из руководства не пришло, однако, в голову, что если план выполнен только по группе "А", то нечего объявлять его досрочно завершенным, а надо продолжать работу в течение оставшихся 9 месяцев и постараться улучшить результат по группе "Б". Этот факт хорошо показывает отношение номенклатуры к производству товаров для населения.

    Вторая пятилетка (1933-1937 годы). Снова план был горделиво выполнен за 4 года 3 месяца. Объем промышленного производства вырос более чем вдвое - но опять со знакомой присказкой: "В результате угрозы войны большие расходы шли на производство вооружения. Это обстоятельство явилось причиной того, что легкая промышленность не выполнила программу". Ряд значившихся в плане предприятий легкой промышленности не был даже выстроен.

    Третья пятилетка (1938-1942 годы) была предвоенной и военной. Естественно, "план третьей пятилетки исходил из необходимости резкого повышения военно-экономического потенциала СССР, укрепления обороноспособности страны. С этой целью планом предусмотрено форсированное развитие оборонной промышленности, создание крупных государственных резервов, прежде всего по топливу и электроэнергии, по производству некоторых других, имеющих оборонное значение, видов продукции...".

    Четвертая пятилетка (1946-1950 годы) была выполнена по уже установившемуся сталинскому обыкновению за 4 года 3 месяца. В 1950 году объем промышленной продукции превзошел уровень предвоенного, 1940 года на 73%, но вот "производство товаров широкого потребления не достигло предвоенного уровня".

    Пятая пятилетка (1951-1955 годы). Поскольку в самой середине пятилетки Сталин умер, выполнение несколько затянулось, но все же не отличалось радикально от сталинского: оно продолжалось 4 года 4 месяца. К концу пятилетки удельный вес группы "А" составлял уже 70,5 %.

    Шестая пятилетка (1956-1960 годы). План ее был утвержден XX съездом КПСС и предусматривал рост группы "А" на 70%, а группы "Б" - на 60% . Однако это либеральное начинание не было доведено до конца, так как пятилетка была на ходу переделана Хрущевым в семилетку, и результат выполнения пятилетнего плана остался, таким образом, неясным.

    Семилетка (1959-1965 годы) сохранила, конечно, "преимущественный темп роста продукции промышленности, производящей средства производства". Но план по сельскому хозяйству не был выполнен: его годовая продукция выросла за 6 лет вместо запланированных 34 миллиардов рублей (в ценах 1958 года) всего на 5 миллиардов; прирост поголовья крупного рогатого скота вдвое сократился по сравнению с предыдущим пятилетием, а поголовье свиней, овец и птицы вообще уменьшилось.

    Легкая и пищевая промышленность не выполнила плана - главным образом из-за нехватки сельскохозяйственного сырья.

    Не надо думать, читатель, что здесь произошла какая-то особая хозяйственная катастрофа. Просто после смещения Хрущева в октябре 1964 года новое руководство не имело оснований скрывать правду о реальном итоге выполнения плана. Поэтому и, возможно, удивившее внимательного читателя упоминание о шести годах семилетки: это включая 1964 год, а 1965 год - уже брежневский, и здесь все должно было пойти, конечно, хорошо.

    Восьмая пятилетка (1966-1970 годы). Было провозглашено, что пятилетка будет характеризоваться сближением темпов роста групп "А" и "Б". Результат сближения оказался таков: в 1970 году группа "А" произвела 74% всей промышленной продукции, а группа "Б" - 26%. Цифра была столь красноречива, что ее в последний момент вычеркнули из доклада Брежнева. В том же году из одной неосторожной статистической публикации выяснилось, что вопреки распространенному на Западе и даже в Советском Союзе мнению доля производства средств производства, предназначенных для производства опять-таки средств производства (группа "А"1), со времен Сталина не сократилась, а продолжала неуклонно возрастать по сравнению с группой "А"2 (производство средств производства товаров народного потребления): так, если при Сталине (1950 год) "А" 1 составила 72%, то при Хрущеве (1960 год) была равна 78%, а при Брежневе и Косыгине (1965-1966 годы) - уже 82%. Это лишь один, случайно вынырнувший на страницах печати факт, в котором как в капле воды отразилось то, что давно пора понять: основные линии политики Советского государства определяют не царящие там генеральные секретари, а правящий класс номенклатуры, поэтому секретари меняются, а политика остается. И все же отметим: восьмая пятилетка была пока единственной, в которой план по группе "Б" был, наконец, выполнен и даже перевыполнен. Больше того, было торжественно объявлено, что в рамках пятилетнего плана группа "Б" превзойдет по темпу группу "А": так повлияли на номенклатуру события в Чехословакии в 1968-1969 годах и в Польше в 1970 году! Но вот взволновавшие номенклатурщиков события отошли в прошлое, и жизнь вошла в свою колею.

    Девятая пятилетка (1971-1975 годы). Когда стали подводить итоги, они оказались вполне нормальными. Никакой речи о превышении группой "Б" темпов роста группы "А" уже не было: хотя цифры по группе "А" постеснялись опубликовать, это было ясно из сообщения, что за 9-ю пятилетку объем промышленной продукции вырос на 43%, тогда как производство товаров народного потребления выросло на 37%. План же по группе "Б" оказался вновь невыполненным - в восьмой раз из девяти возможных. Брежнев сообщил на XXV съезде КПСС, что "не удалось выйти на запланированные показатели по ряду производств в легкой и пищевой промышленности", и сделал вывод: "Мы пока еще не научились, обеспечивая вьгсокие темпы развития тяжелой промышленности, ускоренно развивать также группу "Б" и сферу обслуживания, Ответственность за это несут многие".

    И правда - многие: класс номенклатуры. Это он за 60 лет своего правления и за 50 лет своего планирования не научился давать работающему народу необходимые потребительские товары.

    Но, может быть, хоть затем, войдя в пенсионный возраст, этот класс встрепенулся и намерен радикально изменить положение?

    Он об этом и не думает.

    В десятой пятилетке (1976-1980 годы) советская номенклатура запланировала следующее: производство товаров народного потребления в 1975 году отставало на 237 миллиардов рублей от производства средств производства, а в 1980 году оно должно было отстать уже на 351 миллиард рублей; при этом само оно составляло бы 186-189 миллиардов. Значит, один лишь перевес тяжелой индустрии должен был в денежном выражении почти вдвое превышать все производство потребительских товаров для населения.

    Фактический результат для группы "Б" оказался еще хуже, чем было запланировано,- на 30%. В денежном выражении результат производства по группе "Б" был втрое меньше, чем по группе "А".

    Одиннадцатая пятилетка (1981-1985 годы) была еще хуже. На XXVII съезде КПСС Председатель Совета Министров СССР Н.И. Рыжков уныло доложил: "Надо прямо сказать, что полностью выйти на задания пятилетнего плана не удалось. Многие отрасли не сумели взять намеченные рубежи... Мы не получили полной отдачи от тех больших ресурсов, которые были направлены в сельское хозяйство. Хронически не выполнялись задания по эффективности, вяло осуществлялся научно-технический прогресс... В результате не выполнен ряд заданий по повышению благосостояния - таких, как реальные доходы, розничный товарооборот, осложнилось состояние финансов и денежного обращения".

    Двенадцатая пятилетка (1986-1990 годы) дает не лучшие результаты. А впереди - тринадцатая: несчастливое число!

    Номенклатура, между тем, продолжала проповедовать «политику неуклонного подъёма благосостояния советского народа», выражавшуюся в подъёме средней заработной платы, не подкреплённом увеличением выпуска товара. С 1961 по 1985 годы средняя заработная плата в СССР выросла в четыре раза.

    Пустые полки в советских магазинах.Что-то в таком роде.

    Сегодня многих это удивляет, но в условиях номенклатурной экономики невозможна инфляция. Её действительно не может быть, потому что, как говорится, не может быть никогда.

    В условиях сверхмонополии нет естественного процесса ценообразования. Цены определяет не рынок, опираясь на реальный спрос на товар, а государство и только государство. Здесь, кстати, заключён интересный потенциал. Если бы эти цены определяли профессионалы, эволюция данной системы возможно и обрела бы определённые перспективы. А может быть, даже и не самые плохие перспективы. Но в СССР к 70-м годам руководитель-профессионал был потерян везде, и в ценообразовании была такая же полная чехарда, как и везде.

    Результат не заставил себя ждать. Невероятно остро проявило себя то, что экономисты называют «явлением неотложного спроса». Появилась проблема товарного дефицита. Каждый, кто жил в СССР, хорошо помнит пустые полки магазинов. Из продуктов в свободной продаже остался только хлеб, сахар и некоторые рыбные консервы. За всем остальным нужно было выстаивать громадные очереди.

    Это вынуждало власти повышать цены.

    Инфляция в условиях номенклатурной экономики невозможна, но зато возможна девальвация. И государство начало активно её применять. Плавно, неафишированно повышались цены, а также повышались цены скрыто: за счёт снижения качества продукции. Особенно эксплуатировался второй путь. Дошло до того, что государственный знак качества в народе начали называть «Знак брака».

    Но даже такая довольно хитрая политика не могла долго сглаживать противоречие. В конце 70-х стало ясно, что страна находится в состоянии глубокого экономического кризиса недопроизводства.

    (Экономический кризис недопроизводства – превышение спроса над предложением, значительное неудовлетворение платёжеспособного спроса населения необходимым товаром).

    Вообще вопрос о кризисе недопроизводства в СССР более сложен. М. Восленский в «Номенклатуре» подчеркнул, что в условиях номенклатурной экономики он носит хронический характер, поскольку производитель не заинтересован в производстве товара. И производит его только, так сказать, «из-под палки». Но в конце 70-х годов он превысил все допустимые и недопустимые рамки. Стало ясно, что нужно что-то делать. Сложилась классическая революционная ситуация, прямо как из учебника «Научного коммунизма». Низы больше не могли жить по-старому, верхи больше не могли управлять по-старому.

    Но был беспощадный вопрос:

    Что именно делать?

    И выродившаяся в «скотов» номенклатура не смела взглянуть правде в глаза и дать на него честный ответ.

    На XXVI съезде КПСС Брежневу в отчётном докладе пришлось признать, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя и «главная задача одиннадцатой пятилетки состоит в обеспечении дальнейшего роста благосостояния советских людей, на основе… перевода экономики на интенсивный путь развития» *. Но он оставил открытым главный вопрос: «Как это сделать?»

    (* Материалы XXVI съезда КПСС, с.38).

    И это «прятанье головы в песок» продолжалось долго: ещё десять лет, до начала 90-х годов.

    Путь решения данной проблемы (на сегодняшний день) известен только один – внедрение в государственную экономику рыночных механизмов. Так сделал в период НЭПа Ленин, и так сделал, уже относительно недавно, в Китае Дэн Сяопин. Нужно также отметить, что само по себе разрешение частного предпринимательства не решает данной проблемы. Её можно решить только при очень мощных капитальных вложениях в экономику – инвестициях, позволяющих морально обновить советские технологические линии, технически застывшие на уровне 30-50-х годов. Но эти очевиднейшие вещи целых десять лет не смели даже признать.

    Пришедший на смену Брежневу Андропов попытался восстановить сталинскую систему ответственности. Фактически он начал воплощать на практике заветы профессора Н.А. Цаголова. Но момент был упущен. Экономика слишком деградировала и, чтобы её поднять, нужны были колоссальные деньги, которых просто не было в СССР, а Запад бы их Андропову не дал. Кроме того, как уже сказано, глубоко прогнил кадровый корпус. КГБ просто не располагал достаточным количеством компетентных кадров, позволяющих начать профессионально спрашивать с руководителей всех уровней.

    Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что реализовать свои планы Андропов так и не успел. Он очень недолго пробыл руководителем Советского государства, помешала скоропостижная смерть. Он умер в 70 лет.

    А кризис недопроизводства продолжал нарастать.

    Продолжение следует…

    Кризис недопроизводства November 7th, 2016

    В Китае разворачивается очередной рукотворный кризис, наглядно отражающий предел возможностей тамошних методов руководства. На этот раз проблемы возникли в энергетике. И связаны они с угольной отраслью страны.

    Уголь с конца 1990-ых годов являлся основой для роста - масштабнейшего роста - китайской энергетики. Но у такого роста были и издержки. Во-первых, к началу 2010-ых ресурсная база была в немалой степени истощена. Уголь становился всё более и более дорогим. Во-вторых, с ростом угольной генерации нарастал и экологический вред для граждан страны.

    Так, в 2007 году Всемирный Банк выпустил исследование , в котором утверждалось, что в Китае загрязнение воздуха ведет к преждевременной смерти 750 тыс. людей в год . И значительная часть загрязнения - это именно выбросы угольных ТЭС. За последующие семь лет Китай нарастил угольную генерацию еще на 55% . Что вряд ли улучшило показатели загрязнения, равно как и качество жизни миллионов китайцев.

    Разворот в сторону от угля стал обретать черты с приходом на пост генсека ЦК КПК Си Цзиньпина. В сентябре 2013 был принят План действий по предотвращению загрязнения воздуха и контролю над ним. В нем, в частности, была обозначена цель по снижению доли угля в структуре источников энергии до 65% в 2017 (2012 - 68,5%). И добыча угля начала падать - сначала медленно, а затем всё быстрее:


    Надо понимать, что динамика добычи угля находилась и находится полностью во власти государственных чиновников. Китайское государство способно управлять добычей путем выдачи лицензий на новые выработки, продлением лицензий на действующие шахты, одобрением кредитных средств, да и просто неформальным согласованием производственных планов с политическим руководством.

    Сами же угледобывающие компании… Фактически отрасль является банкротом. С финансовой точки зрения угледобыча - это огромный «зомби». Который, упав, может придавить своей тяжестью всю банковскую систему Китая. По данным Голдман Сакс , совокупный долг предприятий отрасли составляет 444 млрд. долл. (3 трлн. юаней) и без внешней помощи компании не могут его обслуживать. Не говоря уже о привлечении инвестиций в новые проекты.

    Перед китайским правительством, таким образом, стоит не только задача поддерживать «зомби» на ногах, но и заставлять его всё-таки копать уголек. Естественно, о какой-либо «самостоятельности» здесь говорить сложно.

    Однако наличие «зомби»-предприятий не делает экономику более здоровой. Те ресурсы, которые сейчас вкладываются в неэффективную отрасль, должны найти лучшее применение в других сферах экономики.

    Эта проблема со всей остротой встала перед китайским правительством во второй половине 2015 - когда экономика совсем уж забуксовала в трясине «государственного капитализма». Борьбу с убыточными угледобытчиками было решено интенсифицировать. Решимости Центральному Комитету должны были прибавить блестящие успехи в альтернативной энергетике. За 2015 год установленная мощность ветрогенераторов выросла на треть , фотовольтаики - на 73,7% . Достойный рост ожидался и в атомной энергетике.

    Однако закрыть угольную шахту выходит быстрее, чем построить АЭС. Сейчас уже понятно, что (цитата) китайские власти немного не рассчитали последствия. Вспоминается народное прочтение советского лозунга: «Догнуть и перегнуть!» Таки перегнули.

    Причем спохватилось китайское правительство слишком поздно. Еще в августе 2016 руководство провинций вызывали «на ковёр» и отчитывали за то, что те недостаточно усердно претворяют в жизнь решения Пленума. Хотя и «на местах» хватало головной боли. Каждая закрытая шахта - это поиск новой работы и часто нового жилья для сотен семей. Тем не менее, после «внушений» центра закрытие «лишних» добывающих мощностей ускорилось.

    А уже через месяц выяснилось, что далеко не все мощности были лишние. И такой сценарий, в общем-то, можно было предугадать заранее. Началось всё с зимы 2015/2016, которая оказалась непривычно холодной. Лето 2016, напротив, было жарче обычного - но для энергетики это тоже означало повышенный спрос. Наступившие осенние холода на пару градусов ниже климатической нормы - и это опять требует повышенной генерации. Наконец, сложившаяся неблагоприятная гидрологическая обстановка на крупнейших ГЭС не позволяет в полной степени задействовать этот источник эл/энергии.

    В итоге с начала 2016 закономерно складывался «пасьянс» дефицита угля . Падение добычи внутри страны за 9 месяцев составило 300 млн. тонн . В третьем квартале на фоне разрастания дефицита стал расти импорт - но его объемы никогда не «делали погоды» в энергобалансе КНР. За те же 9 месяцев импорт увеличился только на 23 млн. тонн . Конкретно по энергетическому углю Ройтерс даёт цифру 138 млн. тонн дефицита за 9 месяцев 2016.

    Дефицит покрывался за счет расходования запасов. Но запасы не бесконечны. В итоге к началу сентября 2016 запасы угля опустились на самый низкий уровень с 2008 года . Сейчас запасы немного выросли - но их всё равно хватает менее чем на 20 дней использования. Это критически низкий уровень, особенно в преддверии зимнего сезона.

    Тогда же, в сентябре, Госкомиссия по развитию и реформам начинает предпринимать какие-то меры. Кампания по «ликвидации избыточных мощностей» временно приостанавливается и начинается кампания по наращиванию «недостающих». В течение сентября Госкомиссия последовательно несколько раз ослабляет ограничения на добычу угля.

    Но одних бумажных директив недостаточно, чтобы поднять добычу. Чтобы вновь начать добычу на тех шахтах, где она была «заморожена», требуется время. Казалось бы, какой-то резерв у китайских угледобытчиков должен иметься: в начале 2016 власти приказали сократить число рабочих смен на действующих шахтах. По идее, увеличив число смен, можно быстро поднять выпуск. Однако по факту надежды на этот резерв пока не оправдываются. В сентябре 2016 добыча угля продолжила падение. То ли указание о сокращении смен выполнялось «спустя рукава», то ли оно затронуло лишь малую часть шахт - дефицит угля никуда не исчез.

    Тем не менее, сногсшибательного роста добычи от «зомби» ждать не стоит. Всё упирается в неопределенность - как будущих цен, так и капризов государственной политики. Необходимые капитальные затраты требуют совсем другой, гораздо более долгий горизонт планирования.

    Если для Китая рост импорта на 23 млн. тонн - это капля в море, то для глобального рынка угля - напротив, очень серьёзное увеличение спроса. Здесь цены стали расти еще быстрее, чем в Поднебесной. Поскольку понятно, что Китаю придется полагаться на импортные поставки, чтобы пройти эту зиму без происшествий. Прогнозируется, что в 4 квартале 2016 будет импортировано рекордное количество угля .

    Многие понимают, что нынешние уровни цен надолго не задержатся. Но это понимание не останавливает рост цен. Не останавливает его и традиционный китайский метод - директивы гос. чиновников:

    «Недавний скачок цен на уголь в Китае был иррациональным и неустойчивым… Нет никакого основания для дальнейшего роста цен на уголь », - заявил представитель Госкомиссии по развитию и реформам агентству Синьхуа 31 октября. Чиновник указал на рост запасов крупных ТЭС страны на 35,4% за неделю. И посетовал на то, что цены разгоняют спекулянты.

    «Это был еще не разгон», - ответили китайские спекулянты и 4 ноября устроили Госкомиссии настоящую «ракету». В процессе ближний фьючерс на коксующийся уголь свозили на верхнюю планку, а по итогам торгов и энергетический, и коксующийся сорта выросли более чем на 6%. Сегодня «быки» продолжили наступление.

    Безусловно, у правительства есть более эффективные инструменты контроля над ценами. С конца ноября заключаются долгосрочные контракты на поставку угля на будущий год. И угледобытчикам был недвусмысленно указан предел отпускных цен. Правда, какой именно - сейчас не очень понятно. называется цифра 535-540 юаней за тонну угля теплотворностью 5500 ккал/кг. Такая цена заставит погрустнеть многих «зомби». В других источниках правительство задает предел на уровне спотовых цен начала ноября (640 юаней/т ).

    Почему государство так заботит цена на уголь? Потому что этот уголь покупают электростанции. А повышать цену киловатта*ч им никто не разрешал. В итоге генерация, кроя спекулянтов неласковыми китайскими выражениями, подсчитывает убытки. За сентябрь (когда цены на уголь были еще пониже) 5 крупнейших энергетических компаний КНР получили совокупный убыток 300 млн. юаней . Это первый месячный убыток с 2012 года. В октябре этот убыток будет в разы больше.

    Вот и приходится китайскому правительству в «ручном режиме» разбираться с неожиданным оживлением угольной промышленности-«зомби» и прибылями, которые она стала «отъедать» у генерации. Какая цена будет балансировать интересы этих двух отраслей? Ведь в сентябре уголь стоил около 515 юаней/т - и ТЭС уже ушли «в минус».

    Но и привести рынок к некой «идеальной» цене тоже непросто. Как маневрировать мощностью по добыче? Есть ли вообще возможность делать это достаточно быстро? Увы, у «ручного режима» есть свои пределы управляемости.

    Рыночные механизмы регулирования никоим образом не страхуют от проблем, характерных для китайской угольной отрасли. Напротив, административные методы здесь гораздо эффективнее, чем рынок. Именно поэтому история с китайским углем вызывает удивление. Ситуация развивалась 6 месяцев. И 6 месяцев государство ничего не делало для исправления положения . Увы, это не лучшим образом характеризует качество государственного управления.

    А государственное управление в Китае - слишком важная часть для многих и многих экономических процессов. И ошибки здесь могут привести к гораздо более серьёзным проблемам - с глобальными последствиями.

  • Глава 5. Экономический рост и его факторы.
  • Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы………………….234
  • Предисловие
  • Глава 1 – к.Э.Н., доцент г.Г. Мамедов
  • Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
  • Глава 1. Макроэкономика, её предмет, основные задачи
  • 1.1. Макроэкономика как раздел экономической теории,
  • 1.2. Роль микроэкономической теории в макроэкономике.
  • 1.3. Объекты, субъекты и предмет макроэкономики.
  • 1.4. Сущность и принципы макроэкономического анализа.
  • 1.5. Макроэкономические рынки, пропорции.
  • 1.6. Макроэкономическая политика.
  • Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
  • 2.2. Кругооборот продуктов и доходов в экономике.
  • 2.3. Система национального счетоводства и методология
  • Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие
  • Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
  • 3.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
  • 3.2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения.
  • 3.3. Кривая совокупного предложения в краткосрочном
  • 3.4. Равновесие в модели ad-as. Шоки совокупного спроса
  • Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
  • 4.1. Потребление, сбережения, инвестиции как составные части
  • 4.2. Средняя и предельная склонность к потреблению.
  • 4.3. Средняя и предельная склонность к сбережению. Взаимосвязь
  • 4.4. Инвестиции. Инвестиционный спрос, его факторы. Валовые
  • 4.5. Взаимосвязь инвестиций и национального дохода. Теория
  • Глава 5. Экономический рост и его факторы. Основные теории
  • 5.1. Сущность и показатели экономического роста.
  • 5.2. Факторы и типы экономического роста.
  • 5.3. Основные модели экономического роста.
  • 1. Неокейнсианские модели.
  • 2. Неоклассические модели.
  • 3. Модель “затраты – выпуск”
  • 5.4. Противоречия экономического роста.
  • 5.5. Государственная политика экономического роста.
  • Раздел III. Макроэкономика и неустойчивость
  • 6.2. Основные теории цикличности.
  • 6.3. Типы экономических циклов. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Модель цикла.
  • 6.4. Экономические кризисы и их виды. Особенности кризиса в России.
  • 6.5. Государственная антициклическая политика.
  • Глава 7. Сущность безработицы, ее показатели и основные типы.
  • Типы, виды и формы безработицы
  • 7.3. Социально-экономические последствия безработицы.
  • 7.4. Государственная политика борьбы с безработицей.
  • Меры по предупреждению и сокращению безработицы
  • Глава 8. Инфляция: сущность, причины, виды и социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика.
  • 8.1. Сущность, причины и показатели инфляции.
  • 8.2. Типы и виды инфляции.
  • 1.Инфляция спроса;
  • 2.Инфляция издержек;
  • 8.3. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 8.4. Антиинфляционное регулирование.
  • Глава 9. Государственное регулирование рыночной экономики.
  • 9.2. Цели, объекты и принципы государственного регулирования.
  • 9.3. Методы государственного регулирования экономики.
  • 9.4. Основные направления, инструменты государственного регулирования экономики.
  • 9.5. Специфика регулирования экономики в странах с развитой рыночной системой и в странах, находящихся в переходном периоде к рынку.
  • Раздел IV. Денежно-кредитные и бюджетно-налоговые проблемы макроэкономики
  • Глава 10. Финансовая система и финансовая политика.
  • Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы.
  • 11.3. Денежные системы и их типы.
  • 11.4. Кредит и его функции. Основные формы и виды кредита.
  • Глава 12. Современная банковская система и ее структура.
  • Глава 13. Налоговая система и проблемы ее развития.
  • 13.1. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налогов.
  • 13.2. Налоги и их функции. Виды налоговой системы.
  • 13.3. Классификация налогов и способы их взимания.
  • 13.4. Налоговая политика. Недостатки в области налогообложения.
  • Глава 14. Ценные бумаги и фондовый рынок.
  • 14.1. Сущность и виды ценных бумаг.
  • 14.3. Фондовая биржа. Операции с ценными бумагами.
  • Раздел V. Мировая экономика
  • Глава 15. Мировая система рыночного хозяйства.
  • 15.3. Национальная валюта в международной валютной системе.
  • Влияние ревальвации и девальвации на состояние платежного баланса
  • Глава 16. Проблемы перехода к рыночной экономике.
  • 16.3. Переходный период и его социально-экономические проблемы.
  • 16.4. Особенности экономической политики государства
  • 16.5. Основные особенности преобразования собственности
  • 6.4. Экономические кризисы и их виды. Особенности кризиса в России.

    В развитой капиталистической экономики процесс воспроизводства национального продукта имеет следующую особенность: через определённые промежутки времени его национальный ход прерывается кризисом, что означает резкий перелом, тяжелое переходное состояние.

    Все многообразие экономических кризисов можно классифицировать по трем разным основаниям:

    1 . По масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах. Общие кризисы – охватывают все национальное хозяйство.

    Частичные – распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики. Так, финансовый кризис - глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах. Крайним проявлением финансового кризиса является неплатежеспособность государства по иностранным займам.

    Денежно-кредитный кризис - потрясение денежно-кредитной системы. Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличным деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также снижение банковского процента.

    Валютный кризис выразился в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценивании валюты отдельных стран (нехватка иностранных "твердых" валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов).

    Биржевой кризис - резкое снижение курсов ценных бумаг, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.

    2 . По регулярности нарушения равновесия в экономике.

    Периодические кризисы – повторяются регулярно через какие-то промежутки времен. Промежуточные – не дают начало полного делового цикла и прерываются на коком-то этапе, являются менее глубокими менее продолжительными. Нерегулярные кризисы – имеют свои особые причины возникновения. Отраслевое потрясение охватывает одну и отраслей народного хозяйства и вызывается изменением структуры производства, нарушением нормальных хозяйственных связей и др. Примером может служить приостановка производства текстильной промышленности в 1977 г..

    Аграрный кризис - это резкое ухудшение сбыта сельскохозяйственной продукции (падение цен на сельскохозяйственную продукцию).

    Структурный кризис обусловлен нарушением нормальных соотношений между отраслями производства (однобокое развитие одних отраслей в ущерб другим, ухудшение положения в отдельных видах производства). Например, в середине 1970 гг. возникли трудности в обеспечении западных стран сырьём и энергоносителями.

    3 . По характеру нарушения пропорций воспроизводства. Здесь выделяются два их вида. Кризис перепроизводства товаров - выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта.

    Кризис недопроизводства товаров - острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения.

    Экономические кризисы имеют две стороны, одна из них - разрушительная. Она связана с решительным устранением сложившихся ненормальных пропорций в хозяйстве. Нередко большие излишки товаров варварски уничтожались.

    Другая сторона – оздоровительная. Она неизбежна, поскольку во время депрессии падение цен делает производство не выгодным: оно не дает обычной, средней прибыли. Выходом из этого тупика помогает обновление основного капитала (его активной части - машин, оборудования). Это позволяет удешевить изготовление продукции, сделать её в достаточной степени прибыльной.

    Итак, в основе экономических кризисов лежит резкое нарушение нормального соотношения предложений и спроса товаров и услуг в масштабах национальной экономики. Такое нарушение можно предоставить в двух вариантах. При первом варианте, производство и предложение товаров значительно обгоняют спрос населения. При втором варианте платежеспособный спрос обгоняет предложение. В этом случае наступает необычный для высоко развитых стран кризис недопроизводства. Именно такой кризис имел место в нашей стране в 1990 г. Чем он объясняется?

    Первая причина заключается в том, что в СССР государство полностью монополизировало экономику и базировало её на постоянной нехватке средств производства для гражданских отраслей хозяйства, в том числе для изготовления предметов потребления.

    Другой причиной кризиса стало глубокое искажение структуры народного хозяйства. Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие хозяйства. Предпосылки кризиса недопроизводства возникли ещё в 1970-х гг., когда экстенсивный путь стал исчерпывать свои возможности, что выразилось в снижении темпов экономического роста.

    Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства. По оценкам специалистов, неудовлетворенный спрос населения на продукты питания достиг ⅓ объема их производства.

    Замедленный рост количества предметов потребления на протяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали составлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на средства производства и оборонную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35 – 45 % объема индустриального производства).

    Третьей причиной кризиса недопроизводства явилась глубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во второй половине 1980-х и начале1990-х гг. (в период “перестройки”). Эта политика была направлена на все большее увеличение денежных выплат населению. Она полностью противоречила реальному состоянию экономики, поскольку производство товаров для населения не увеличивалось.

    Каково же было течение экономического кризиса в России в 1990-х гг.?

    Во-первых, в это время не был преодолен кризис недопроизводства.

    Во-вторых, внешне наблюдаемое течение кризиса недопроизводства несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падало. Покупательский спрос в значительной мере покрывался за счёт импорта зарубежных товаров.

    В-третьих, если на западе во время кризисов государство резко усиливает своё воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992 -1996 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчёт себя не оправдал.

    Чтобы выйти из тяжёлого кризисного положения, государству необходимо реализовать систему крупномасштабных мер, в том числе:

    Привлечь внутренние и зарубежные источники накопления для расширения и качественного обновления;

    Изменить всю воспроизводственную структуру макроэкономики (поднять сельскохозяйственное производство, создать высокоразвитый индустриальный потребительский сектор, проводить конверсию оборонной промышленности, значительно развить сферу услуг);

    Указать всемерную помощь отечественным товаропроизводителям в увеличении выпуска высококачественных предметов потребления;

    Наладить устойчивый рост макроэкономики на основе всесторонней интенсификации, эффективного использования новейших достижений научно-технической революции (новой экономики).

    Начальные шаги в этих направлениях были сделаны с 1999 г.