Государственное вмешательство в экономику под влиянием мирового экономического кризиса. «Новый курс» Рузвельта в США. Границы государственного вмешательства в экономику россии

Введение

1. Государственное регулирование рыночной экономики

1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику

1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

2. Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики

2.1 Основные направления кредитно-денежной политики

2.2 Кредитно-денежная политика России

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».

Недооценка экономической роли государства, отстранение его от хозяйственной жизни общества, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождают негативные последствия. Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства, которая состоит в поддержании экономической стабильности и макроэкономического равновесия, в принятии мер по сглаживанию циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику (путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты.

Актуальность темы подчеркивает тот факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в т.ч. личным. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Необходимость вмешательства государства в экономику

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно для всех этапов развития рынка. На более ранних стадиях оно было минимальным и сводилось к обеспечению финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов; контроля за расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны и т.п. Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов и росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы.

М.Фридмен считал: «Экономическая свобода необходима, но недостаточна для политической свободы, которая в свою очередь нужна для обеспечения свободы экономического выбора». Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в странах, традиционно ориентированных на свободный рынок

Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж.М.Кейнса. Он, обращаясь к проблеме свободного выбора: «Потеря возможности выбора является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве», доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов - неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как полагают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы; оно призвано лишь охранять частную собственность и свободу основанных на ней отношений, создавать и обеспечивать для них необходимые правовые рамки. Государство, так же, как и рынок, имеет свои «провалы», т.е. государственные органы порой принимают такие экономические решения, которые не являются оптимальными и желательными с точки зрения интересов общества. Обе представленные модели регулирования национального хозяйства являются асимметричными. Критическое их сопоставление доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны - рынок и государство - существенны. По выражению П.Самуэльсона: «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой». Во всех высокоразвитых странах наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: минимальным - стихийно саморегулирующимся рынком, и максимальным - строго централизованным планово-государственным управлением. Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по: сферам действия рынка и государства; функциям государственного управления; формам и методам государственного вмешательства. Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночных саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавить экономику от чрезмерной государственной активности и провести разгосударствление.

Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и реализацию. Не менее важной функцией является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной, фискальной и структурной политики государство пытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма, сгладить циклические колебания, преодолеть следствия экономических кризисов, приводящих к резким отклонениям от макроэкономического равновесия, снизить инфляцию, обеспечить условия долгосрочного экономического роста. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица - не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный ВНП, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, создавая соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значение данной функции велико, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь цены активно влияют на структуру хозяйства, на инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты и социальную атмосферу. Поэтому государство обязано проводить эффективную политику ценообразования. Например, в любой стране имеются товары и услуги, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Фундаментальной характеристикой рынка является конкуренция. Конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства. Оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться создания для производителей условий благоприятной конкурентной среды. Через регулирование инвестиций государство воздействует на темпы и пропорции общественного производства, используя финансовый и денежно-кредитный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных вложений, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

Но в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, изменениями в структуре общественного производства, актуализацией отдельных сфер общественной жизни возрастает роль государства в регулировании социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня; определение прожиточного минимума; уменьшение неоправданной дифференциации в доходах; установление пособий по безработице; выплаты различных видов пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и т.д.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля за национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики.

Таким образом: масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития и экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправдано и допустимо в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено, поэтому одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к негативным результатам. Всякая эйфория рынка также недопустима, как и тотальное огосударствление хозяйства. Поэтому поиск оптимальных пределов участия государства в рыночной экономике - проблема не национальная, а общемировая.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Государственное вмешательство в экономику

1.1 Причины государственного вмешательства в экономику

1.2 Объекты государственного регулирования экономики

1.3 Цели государственного вмешательства в экономику. Инструменты государственного регулирования экономики

2. История развития государственного вмешательства в экономику

2.1 История развития экономических моделей

2.2 Границы государственного вмешательства в экономику России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Государство играет важную роль в обеспечении правильного функционирования экономической системы. Во всем мире на протяжении всей истории государство распространяло свое влияние не только на правовую, политическую, социальную, культурную сферы жизни, а так же и на экономическую сферу - это организация, координация и регулирование экономических процессов (сбор налогов, денежное обращение и так далее). В настоящее время любая рыночная экономика является смешанной, так как вместе со свободным предпринимательством действует государственное регулирование и существует государственный сектор в национальном хозяйстве.

На сегодняшний день, по моему мнению, особенно актуален вопрос о границах государственного вмешательства в экономику. Никто не отрицает надобности определенных функций государства в экономике. Мнения расходятся в вопросах о соотношениях пропорций рыночного и государственного регулирования, а также о границах государственного вмешательства. Существуют разные позиции касаемо этого вопроса: от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до экономического либерализма, когда говорят, что результативной может быть экономика только лишь в условиях не ограниченного частного предпринимательства. Вмешательство государства в экономику является основной проблемой для любого государства, будь то рыночная экономика или же распределительная. При распределительной экономике вопрос регулирования не возникает, так как государству некого регулировать, оно берет под свой контроль все права и обязанности по созданию и распределения товаров и услуг. Однако, эта экономическая система на практике показала свою неэффективность. В таком случае остается, на мой взгляд, сложный, многогранный путь развития - рыночная экономика. В этой экономической системе государству необходимо постоянно корректировать силу и глубину своего влияния. У государства теперь нет таких задач, как само производство и распределение товаров и услуг, и так же оно не имеет право свободно распоряжаться сделанным товаром, предоставленными услугами, ресурсами и капиталом, как это делалось при распределительной экономике.

Рыночная экономическая система - это гибкая и динамичная система, которая связывает потребителей и производителей. В данной системе государственная политика не должна абстрагироваться и отставать от изменений, в противном случае государство превратится из эффективного помощника во врага тормозящего развитие экономики.

Цель данной курсовой работы - это выявить допустимые границы вмешательства государства в экономику.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

1. Охарактеризовать и проанализировать экономические функции государства.

2. Рассмотреть необходимость государственного вмешательства в экономику.

3. Изучить вмешательство государства в экономику России.

Объектом исследования является экономика Российской Федерации.

Предметом исследования является функции государства направленные на урегулирование экономики страны.

1. Государственное вмешательство в экономику

1.1 Причины государственного вмешательства в экономику

В действительности возможности рынка имеют свои границы. Рынок не в состоянии самостоятельно решить все социально-экономические задачи общества. Мы сейчас говорим не о недостатках, а об ограниченности возможностей обусловленными экономическими условиями. В связи с этим, там, где рынок не может самостоятельно дать результата, необходимо государственное вмешательство.

Приведем пример. Деятельность производителей и потребителей зачастую вызывает внешние эффекты, которые не измеряются в денежном эквиваленте. Например, промышленное производство, участвующее в рыночной конкуренции, выполняя свою функцию, загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок без вмешательства государства не справится.

Примером так же является регулирование потребления общественных товаров. Свободный рынок, в настоящее время, способен удовлетворять потребности, которые пользуются спросом. Однако, есть потребности которые не измеряются деньгами. Мы говорим о товарах и услугах коллективного пользования. Это то чем пользуются все граждане, а именно: образование, охрана общественного порядка, оборона страны, сети коммуникации и многое другое. В мировой экономике это называется общественными товарами.

Общественный товар имеет значительное отличие от частного, этот товар достается всем гражданам в примерно одинаковом объеме. Предоставление этого товара населению - это еще одна функция государства в экономике свободной конкуренции. Государственному бюджету должен быть в силах компенсировать внешние эффекты и в достаточном объеме поставлять общественные товары, так как финансирование входит в обязанности центрального и местного бюджета.

В обязанности государства так же входит обеспечение экономики нужным количеством денег. Рынок самостоятельно не в силах решить эту проблему. В результате мы видим, какое представление складывается о хозяйственном механизме частного предпринимательства. Явно видно, какой смысл экономической деятельности государства - это дополнять и поддерживать рынок, решать те вопросы, с которыми он самостоятельно не в силах справится. При условии того, что без государственного вмешательства не обходится экономика свободной конкуренции, то в современном рыночном хозяйстве без этого вмешательства уж точно не обойтись. Это влечет за собой еще ряд вопросов касающихся науки, техники, перераспределение доходов, безработицы, социальных льгот, образования.

Любая экономика, будь то рыночная или не рыночная, подвержена монополизму, инфляции и прочим внешним факторам. В связи с этим рынок не обходится без вмешательства государства, без антиинфляционной и антимонопольной политики.

1.2 Объекты государственного регулирования экономики

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основными объектами государственного регулирования в экономике являются:

1. Экономический цикл. Его суть заключается в поддержании спроса на товары и услуги, на капиталовложение и занятость, во время кризисов и депрессий. Для достижения этой цели увеличиваются государственные расходы, инвестиции, а вот для частного предпринимателя выделяются финансовые льготы.

2. Структурное хозяйство. Подразделяется на секторный, отраслевой и региональный рынок. Регулирование производится с помощью финансовых стимулов и капиталовложения государства, которые обеспечивают благоприятные условия некоторым отраслям и регионам.

3. Накопление капитала. Условие необходимое для развития страны в целом и повышения качества жизни каждого гражданина.

4. Денежное обращение. Так как инфляция опасна для экономики, необходимо постоянное грамотное пользование денежной массы.

5. Занятость населения. Пропорциональное соотношение рабочей силы между спросом и предложением. Соотношение должно удовлетворять и экономику, предоставляя квалифицированные кадры, и работников, поощряя заработной платой.

6. Платежный баланс. У этого явления несколько составляющих, а именно движение капитала, экспорт, импорт, участие в международной экономике, повышение и понижение курса национальной валюты.

7. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. НИОКР работы связанные с разработками и реализации научных идей, способствующие улучшению качества жизни.

8. Конкуренция. В рамках здоровой конкуренции производится качественный товар, который пользуется спросом.

9. Цена. Фактор, отражающий состояние экономики. Одновременно, цены влияют на устойчивость национальной валюты, на социальную атмосферу.

10. Кадры. Подготовка и улучшение квалификации кадров, дает возможность следовать за постоянно развивающейся системой.

11. Социальные отношения. Отношения между работодателями и работниками.

12. Внешнеэкономическая связь. На данном этапе экономического развития, не существует государства, которое может обходиться без сотрудничества с другими государствами.

13. Окружающая среда. В погоне за материальными благами нельзя забывать о состоянии природы, о ее ресурсах. Необходимо находиться в постоянном балансе.

Однако инстанции государственного регулирования желают распространить свое влияние и на другие экономические стороны, это заинтересовать частных предпринимателей в развитие научных исследований для использования их результатов в экспорте товаров, в капиталовложениях. Совершенствуется законодательство в области конкуренции, в области социальной защиты, в охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня развития самого государства.

1.3 Цели государственного вмешательства в экономику . Инструменты государственного регулирования экономики

Целенаправленное влияние на развитие макроэкономики и микроэкономики с целью поддержания стабильности и изменения ее в нужном для общества направлении, называется государственным регулирование экономики. В государственном регулировании существует два аспекта, это практический и научный.

Практический аспект - это опыт определенных мер по реализации государственного регулирования в экономике. В практическом аспекте есть своя теоретическая ступень - это системное научное изучение мотивов, действий, мер, которые нацелены на создание более эффективного развития национальной экономики.

Научный аспект - это разработка моделей и прогнозов экономики. Важной задачей этого аспекта является становление экономического мышления.

Определим цели государственного регулирования. Экономическая наука выделяет основную, высшую цель регулирования, а так же прикладные цели. В любом государстве высшей целью должно быть достижение максимального благосостояния всего общества. Ее осуществление возможно с помощью прикладных целей, таких как: полная занятость, экономический рост, стабильность уровня цен, устойчивость национальной валюты, внешнеэкономическая стабильность.

В экономической системе основной задачей считается обеспечение экономического роста. Ее решение связано с абсолютным и относительным увеличением валового национального продукта.

Так же с обеспечением экономического роста связана еще одна важная цель, а именно удовлетворения требованиям полной занятости общества. Ее суть заключается в использовании всего трудоспособного населения. Это достигается с помощью мер называемых политикой обеспечения занятости. К ним относятся создание новых рабочих мест и прочие способы борьбы с безработицей.

Основным из важных условий стабильности экономики является постоянства уровня цен и устойчивость национальной валюты. В связи с этим, данная цель является значительным ориентиром в действиях государства.

Разрешение вышеперечисленных целевых задач дает возможность сохранить равновесие макроэкономики в национальном хозяйстве и способствует созданию благополучных условий для внешнеэкономического равновесия. Этому способствуют гос. меры по международной торговле, трудовых ресурсов, межгосударственного движения капитала, сбалансированного платежного капитала.

Цели по своей значимости и последовательности в разных странах определяются различными обстоятельствами в зависимости от внутреннего и внешнего устройства. Относительно к условиям российской экономике достижение целей значительно отличаются от порядка целей западных стран. Это вызвано недостаточной развитостью рыночных отношений.

У государства много сфер вмешательства в экономику. В зависимости от поставленных экономических задач, от материальных возможностей, от накопленного опыта, государство осуществляет регулирование социально- экономических процессов, используя определенные методы и инструменты. Анализируя западные теории и мировой опыт можно сказать, что формируются национальные модели и существует стандартный набор общественных форм и методов государственного регулирования.

Обратим внимание на универсальные средства государственного регулирования, которые принимаются в настоящее время. Общепринято разделять способы государственного регулирования на правовые, административные и экономические.

Способы правового регулирования включают в себя установление государственных правил «экономической игры» для частного предпринимателя и потребителя. К правовому регулированию относятся законодательные нормы, которые регулируют обязательства области трудовых отношений профсоюзов и работодателей; определяют формы и права на собственность; ставят условия заключения контрактов и функционирования фирм; и т.п.

Способы административного регулирования включают в себя меры по регулированию, по контингентированию, по лицензирование, по квотированию и так далее. С помощью административного регулирования происходит контроль над ценами, прибылью, учетной ставкой, валютным курсом. Однако в некоторых странах административное регулирование ограничивается мерами по охране окружающей среды и социальной защитой населения.

Способы экономического воздействия подразумевают под собой воздействие на рыночные связи через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, концентрацию капитала, структуризацию экономики и социальных условий, через факторы экономического роста. Для достижения этого используются: программирование; прогнозирование; планирование; бюджетная и финансовая политика; кредитная политика.

Отметим, что инструменты государственного регулирования зависят от мировоззрения граждан той или иной страны и от отношения к государственному строю.

2. История развития государственного вмешательства в экономику

2.1 История развития экономических моделей

Для представления полной картины связи государства и экономики обратимся к истории. На разных этапах становления и развития экономики отношение к государственному вмешательству в нее было различным.

История государственного вмешательства в экономику начинается с конца средневековья. В XV появилось первая экономическая школа меркантилистов. Название берет свое начало от итальянского слова «merciante», что означает «купец, торговец». Меркантилисты считали, что богатством можно считать только деньги; здоровье, знание и прочее к богатству не относится. Главной сферой, где можно получить богатство - это торговля. В это время приветствовалось активное вмешательства государства для регулирования и развития в стране торговли и промышленности.

В дальнейшем, с развитием рыночных отношений, класс предпринимателей набрал силу. Теперь вмешательство государства, стали расценивать как значительную помеху для развития. В связи с этим на смену меркантилистов пришли идеи экономического либерализма, которые к государственному вмешательству в экономику относились резко негативно.

Основной идеей экономического либерализма считается, что рыночная система способна к саморегулированию. Ее сторонники убеждены, что интерес, связанный с получением прибыли, гораздо сильнее мотивирует участников к экономическому развитию, нежели государственное регулирование. Сторонников этой теории относят к классической школе. Одним из основателей этой школы является Адам Смит. Он доказал, что для эффективной торговли необходима экономическая свобода, в частности свобода выбора отрасли деятельности, свободная конкуренция, свобода предпринимательства и торговли.

Однако и это теория не стала последней в развитии экономики. Напомним, что в середине XX века в США произошло стремительное падение производства. Спад экономики, начавшиеся в августе 1929 года, продолжался 43 месяца до марта 1933 года, в результате чего затронул всю Европу, Азию, Африку. Что привело к падению объемов производства в разных странах от 30% до 80%; резко вырос уровень безработицы. Вследствие этого произошла значительная дефляция, в результате которой упали цены. На восстановление экономики ушло много сил и времени. На фоне Великой депрессии Д. Кейнс, английский экономист, сформулировал основной пункт в своей экономической теории: «рыночная экономика не обладает способностью к плавному саморегулированию и поэтому государство должно проводить стабилизационную политику, воздействуя, в первую очередь на совокупный спрос, с тем, чтобы предотвращать экономические спады, используя свои рычаги бюджетной, денежной и внешнеторговой политики».

Теория Д. Кейнса считается кризисной, так как была создана на основе депрессии. По его теории у рыночной системы нет механизмов, позволяющих вывести экономику из кризиса, это способно сделать только государство. Английский экономист, был убежден в том, что основная причина кризиса это производство лишнего товара, регулировать спрос на который должно государство. Кейнс предлагал несколько возможных вариантов. государственный вмешательство экономический бюджетный

Один из вариантов, гибкая кредитно-денежная политика, которая позволит избавиться от серьезного барьера - неэластичность заработной платы. Принцип действия - при увеличении денежной массы, заработная плата уменьшается, в результате стимулируется инвестиционный спрос и рост занятости.

Другой вариант, бюджетно-финансовая политика. Суть ее заключается в увеличении государством налоговой ставки, средства которые должны уйти на финансирование нерентабельных предприятий. Это снизит безработицу и снимет социальное негодование.

Главными чертами кейнсианской экономической теории являются:

1. высокая доля национального дохода, распределяемого госбюджетом;

2. создание крупной зоны государственного предпринимательства, используя государственные предприятия и смешанные предприятия;

3. использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых рычагов для высокого роста экономики.

Модель государственного регулирования, разработанная Кейнсом, хотя и вывела из депрессии, но не могла существовать вечно. Кейнсианская теория могла быть продуктивной только при условии высоких темпов роста, однако в 70-е годы темпы производства ухудшились, и многие страны пережили новый спад экономики. Падание объемов производства привело к росту цен и увеличению безработицы.

Теория Д. Кейнса не смогла избежать экономического спада, в связи с чем появились альтернативные экономические теории. Одной из них является теория Милтона Фридмана монетаризм. Изначально сторонниками этой теории были малочисленные «экономисты - денежники». Их целью было восстановить нерегулируемую рыночную экономику. По мнению участников этого движения, рыночная экономика белее прочна нежели государственная экономика, все нарушения производства связаны с государственным вмешательством, которое блокирует возможности восстановления общехозяйственного равновесия.

Фридман считал, что существует « естественный уровень безработицы». Этот фактор не может быть регулирован государством, так как определен условиями рынка рабочей силы. Главным же фактором экономики, по мнению, монетаристов является количество денег в обороте. Люди, как они считают, предъявляют вполне стабильный спрос на деньги для приобретения объема текущего производства. Объем денежных средств, которое население желает иметь, отталкивается от уровня номинального национального продукта. В том случае, когда фактическое предложение денег равно количеству желаемых денег, в экономике складывается денежное равновесие. Если же предложение денег увеличивается, то в этом случае реакция населения, это потратить излишнюю наличность, совершая покупки. Вследствие этого расширяется спрос, и значит, рост номинального национального продукта до размеров, необходимых для обеспечения равновесия.

Однако, этот процесс имеет границы. Для того чтобы не допустить кризиса, сторонники теории Фридмана, считают необходимым ежегодное увеличение денежного предложения пропорционально росту валового национального продукта. Монетаристы считают, что это устранит причину нестабильности экономики.

Еще одной альтернативной кейнсианства является неоконсервативная модель. Основой этой модели являются концепции неоклассического направления экономической мысли. Сторонники и участники неоконсерватизма считают разумным восстановить классический механизм накопления и создать условия для частного предпринимательства. Экономический пост позиционируется как функция от накопления капитала, осуществляемого из двух источников: за счет собственных средств и за счет заемных средств (кредитов). В связи с этим государство должно создать условия для возможности накопления капитала и повышения производительности предприятий.

Главным препятствием этой модели являются высокие налоги и инфляция. Налоги берут в рамки капиталовложения, а инфляция не позволяет использовать заемные средства для накопления. Выходом из этой ситуации неоконсерваторы считают применение комплекса антиинфляционных мероприятий и возможность использования для предпринимателей налоговых льгот. Все эти действия вынуждают принимать государство определенные меры, вследствие которых оно теряет свое влияние на рынок. Таким образом, неоконсерваторы отводят государству косвенную роль в экономике, а главную роль - рыночным силам.

Как мы видим, на практике, экономические теории непостоянны, требуют изменений и корректировок. Нередко из-за неполного восприятия экономики теории приводят к кризисам. Однако мы видим, что государство и экономика не могут существовать отдельно друг от друга, существуют постоянные точки пересечения.

2. 2 Границы государственного вмешательства в экономику России

Ознакомившись с историей становления мировой экономики, перейдем к экономике России. Основываясь на мировом опыте, видно, что успешное социально-экономическое развитие страны зависит от границ государственного управления, поэтому бесполезно отрицать влияние государства на современную российскую экономику. Вопрос заключается лишь в том, какая роль этому отводится - первостепенная или второстепенная.

С распадом СССР взгляд государства на экономику основывался на принципах монетаристской теории, т. е. государство сняло свое влияние, и подчинила экономику рынку. Сейчас мы можем сделать вывод, что это было ошибочным решением. Государство оказалось слабым, и экономика подчинилась криминалу и перестало выполнять свои экономические и социальные функции, что привело к росту цен, росту уровня безработицы, к задержкам заработной платы и в связи с этим повысился уровень преступности.

Однако, сказать что государство полностью сняло с себя все экономические обязанности нельзя. Государство в сжатые сроки сформировала рыночную инфраструктуру, создало механизм новых имущественных отношений. Происходило резкое директивное формирование рыночной экономики сверху, под которое с трудом подстраивалось население.

Мировая экономика ранее не имела в практике перехода отдельной страны от командно-административной системы управления к рыночной системе управления. Этот переход является качественно новым. В этом и заключается главная сложность государственного регулирования экономики РФ. В период перехода роль государства в экономике очень важна. Этот факт признается почти всеми экономистами, однако есть место и для дискуссий.

Разные теории по-разному определяют роль государства в экономической жизни страны, но все они отдают государству следующие функции:

* Обеспечить страны устойчивой национальной валюты;

* Создать правовую базу для защиты прав собственности, для поддержания порядка в хозяйственной сфере;

* Создать возможность населению на получение социальной помощи (обучение, лечение и так далее);

* Создать конкуренцию на рынке;

* Создать равные условия для всех хозяйственных субъектов.

При переходе к рыночной экономике государству было необходимо провести:

* Системное изменение отношений собственности;

* Изменения экономических функций государства;

* Стабилизацию в финансовой отрасли.

Естественно, любые системные изменения долгосрочны, но и это не основная сложность при становлении рыночной экономике России. Первоначальный этап совпал со сложным финансовым положением страны. Россия боролась с инфляцией и добивалась финансовой стабильности, однако на пути к этому государство задолжало крупную сумму, в результате экономика понесла значительные потери.

В августе 1998 года страна была приведена к дефолту, к резкой девальвации рубля и к масштабному кризису экономики. В результате Россия была отброшена назад и подходила к началу реформ с худшими условиями, так как общество из-за утраты доверия к власти перестало ее поддерживать. И хотя к 1999 году экономика по показателям была лучше, чем в 1998 году, все же уступала докризисным временам. Хорошие показатели принес только 2000 год, но и в этом случае не было уверенности в дальнейшей экономике.

Основные направления, где проводились реформы - это либерализация цен, жесткая финансовая и кредитная политика, новая налоговая система, изменения во внешнеэкономической политике, внедрение программы приватизации. В рамках программы приватизации увеличилась доля частной собственности и уменьшилась доля государственной собственности. На это реформирование подтолкнула практика западных стран, где добились высокой производительности общественного труда.

Приватизация в нашей стране имеет различные цели: повышение эффективности функционирования предприятии; социальную защиту населения; развитие объектов социальной инфраструктуры; создание конкурентной среды; привлечение инвесторов; демонополизацию народного хозяйства. Достижение таких масштабных целей за короткий период было не реальным. Так как у людей, которые стали заниматься частным предпринимательством, не было достаточных навыков, знаний и умений. Таким образом, государство не смогла не только создать качественный частный предпринимательский сектор, но и не смогло выручить необходимые средства для выполнения социальных задач и реструктуризации.

Итак, в России удалось создать смешанную экономику, но цели, которые были поставлены, в результате не достигнуты. Поэтому все те же цели остаются и в наше время - это контроль выполнения обязательств собственниками приватизируемого имущества; повышение качества менеджмента; повышение эффективности фондового рынка.

Проведем анализ государственного вмешательства в экономику России. На сегодняшний день, благодаря высокому спросу и высоким ценам на нефть (см. Приложение А) экономика страны в основном благополучна. Но из-за сложных отношений государства с бизнесом не все возможности для роста использованы. Показатели на 2003 - 2005 года это ослабление деловой активности и прекращение снижение инфляции. Показатели на 2005 год лучше - уровень инфляции снижен. В 2006 году, из-за развития ипотеки, снова повысилась инфляция. Скачки на увеличение и понижения постоянны, в связи с этим экономика подвержена значительным угрозам. Она зависима от показателей цен на нефть и малой конкурентоспособности других отраслей. Модернизация идет слабо, конечно на это влияет сырьевая конъюнктура и укрепление рубля. В основном это связано с изменением в политике, с 2003 года повысилась роль государства в экономике. Что же произошло?

Политика президента Владимира Путина заключается в укреплении законности и правопорядка, что повысило значение власти и лишило смысла ее разделения. Яркий пример этого дело «ЮКОСа» при явных нарушениях власть показала формальное соблюдение правовых норм, но на деле их нарушила, используя влияние на прокуратуру и суд. Впоследствии все это легализовали, внеся поправки в законодательство. Далее отношение к законодательству резко ухудшилось, так как стало жестче, закрывая свои старые погрешности. На деле вышло, что закон не помогает частному предпринимателю, - закон служит власти.

Обратим свое внимание на оборону и безопасность страны. Заметин явный положительный сдвиг. Формируется профессиональная армия, сокращается срок службы по призыву, увеличивается финансирование армии, строится жилье для военнослужащих.

Рассматривая макроэкономику, видно, что государство консервативно в формировании бюджета. Сдерживает инфляцию при помощи крупного притока доходов от экспорта. Что касается образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, то здесь все только на начальной стадии.

Проводя анализ, видно, что в модернизации экономики не происходит значительного усиления роли государства. Государство не достигло желаемого результата в утверждении верховенства закона. Ослабла макроэкономическая политика. Заморожены институционные реформы. Публичные услуги низкого уровня. Из-за некачественного государственного аппарата сдвиг в экономике незначителен.

Обращая внимание на государственное вмешательство в экономику России, она еще далека до предельной точки. В настоящее время в России механизмы государственного регулирования, касающейся социальной и экономической сферы, слабы (см. Приложение Б). Как показали опросы, государство должно активно присутствовать в экономике, инвестируя в народный сектор хозяйства.

Заключение

Изучая данную тему, становится понятно, что поле для раздумий огромно. От решений, которые принимают государство, зависят решения, которые принимаются или же не принимаются на микроуровне. Цели достигаются только при политике поощрения, если же правительство действует в принудительном порядке, то получает отпор и волну негодования от населения. При условии, если созданы удобные условия для частного предпринимателя, то их интерес полностью совпадает с интересов государства, а значит общества в целом. Следует вывод, что государству необходимо для предпринимателей сделать доступной ту сферу экономики, которая для них является приоритетной. Так же практика показала, что государство не должно вмешиваться в ту сферу экономики, где это не является необходимостью. Т.к. это значительно вредит экономике.

В общем, государственную роль в экономике сложно переоценить. Государство предоставляет условия для экономической деятельности; сдерживает рост инфляции; ведет защиту частных предпринимателей от монополии; создает потребности общества в общественных товарах; защищает социально слабые слои населения; решает вопросы обороны страны.

Однако, в редких случаях, государственное вмешательство может ослабить рыночный механизм и принести ощутимый вред экономике страны. Таким примером является Россия. Из-за тотального государственного вмешательства темпы экономического роста значительно упали. А из-за неграмотной государственной политики вера в государства у народа исчезла, что привело частного предпринимателя к незаинтересованности в рыночной экономике. В таком случае необходимо восстанавливать веру в государство и создавать для частного предпринимательства благоприятные условия, чем и занимается государство России в настоящее время.

Изучая историю становления и развития рыночной экономики видны постоянные колебания от периодов тотальной роли государства в экономике до периодов его сравнительного бездействия и обратно. Также на данном этапе экономического развития в экономической науке не существует единого мнения о границах государственного вмешательства в экономику. На протяжении всего времени ведутся дискуссии на тему, какие вопросы может решать рынок, а какие вопросы должно решать государство. Таким образом, экономическая политика - это система экономических мероприятий, осуществляемых государством. Система представляет собой сложный механизм социально-экономического и политического маневрирования, и осуществляется в интересах национального хозяйства. Она включает в себя программирование экономики, развитие государственного сектора, систему субсидий, антиинфляционные мероприятия, кредитно-финансовую деятельность, систему гарантий импорта-экспорта и т.д. Следовательно, экономическая политика должна показывать цели, задачи и интересы народа, государства в целом.Проведя работу, выяснили, что главная причина государственного вмешательства в экономику страны заключается в том, что рынок не в состоянии самостоятельно решить все социально-экономические задачи общества. Рассмотрели объекты государственного регулирования, и уяснили, что объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня развития самого государства. Поняли, что государство вмешивается в экономику с целью поддержания стабильности и изменения ее в нужном для общества направлении. Рассмотрели инструменты государственного регулирования экономики и выделили правовые, административные и экономические способы вмешательства. Изучили историю развития экономических моделей в мировой экономике. Выяснили, что на разных этапах становления и развития экономики отношение к государственному вмешательству в нее было различным. Изучили вопрос о границах государственного регулирования в экономике России. И сделали вывод, обращая внимание на государственное вмешательство в экономику России, что она еще далека до предельной точки. В настоящее время в России механизмы государственного регулирования, касающейся социальной и экономической сферы, слабы. Как показали опросы, государство должно активно присутствовать в экономике, инвестируя в народный сектор хозяйства.

Список использованных источников

1. Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики. [Текст] - М.: Финансы и статистика, 2009. - 480 с.

2. Вечканов Г. С. Макроэкономика [Текст] - СПб.: Питер, 2008 - 240с.

3. Выварец, А. Д. Экономика предприятия [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 543 с.

4. Горфинкель, В.Я. Экономика организаций (предприятий) [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 608 с.

5. Губин Е. Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики. [Текст] - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 368 с.

6. Липсиц И. В. Экономика [Текст] - М.: Омега-Л, 2007. - 656 с.

7. Лобачева, И.Н Экономическая теория [Текст] - М.Юрайт, 2012 - 516 с

8. Максимова, В.Ф. Управленческая деятельность на микроуровне. Экономические аспекты [Текст]- М.: РАГС, 2010. - 332 с.

9. Селищев А.С. Макроэкономика [Текст] - СПб.: Питер, 2009. - 468 с.

10. Соломатин, А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли [Текст] - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

11. Чеканский, А. Н Управленческая экономика [Текст] - М.: Дело, 2010. - 172 с.

12. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес) [Текст] - М.: Дело, 2008. - 414 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Границы вмешательства государства в экономику в различных экономических школах. Органы ГРЭ в России, участвующие в разработке целей и задач государственного вмешательства в экономику. Среднесрочные и долгосрочные цели ГРЭ на современном этапе в РФ.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2017

    Сущность государственного регулирования экономики (ГРЭ), его основные цели, задачи и объекты. Границы вмешательства государства в экономику. Социальная и финансовая политика государства. Причины бюджетного дефицита. ГРЭ в Российской Федерации в наши дни.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2014

    Причины, основные формы и методы вмешательства государства в экономику. Баланс частных и общественных интересов как одна из ключевых задач государственного регулирования экономики. Модернизация российской экономики с учетом институциональных изменений.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2016

    Причины, механизмы и социально-экономические последствия фиаско рынка. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Анализ фиаско рынка в экономике Российской Федерации и Китая как причины государственного вмешательства в экономику.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2014

    Необходимость и сферы государственного вмешательства в экономику. Объект и предмет государственного регулирования экономики, его цели, функции и специфика механизма. Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Методы государственного регулирования и причины вмешательства государства в рыночную экономику. Сущность прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. Система инструментов регулирования экономики. Финансовая и денежно-кредитная политика.

    реферат , добавлен 03.03.2009

    Основные виды вмешательства государства в рыночную экономику. Виды государственного регулирования экономики. Сочетание рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Причины, цели, границы и возможности вмешательства государства в экономику. Его правовая, административная и экономическая политика. Государственное регулирование цен и рынка труда. Регулирование рыночных отношений как функция российского государства.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2016

    Рыночный механизм управления. Причины вмешательства государства в современную рыночную экономику. Минимально необходимые и максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику. Основные регулирующие функции государства.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2015

    Причины государственного вмешательства в рыночную экономику. Цели и функции регулирования, возложенные на государство. Анализ социально-экономического положения Российской Федерации. Перспективы и задачи развития страны после глобального кризиса 2008 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ

«СРАВНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

На тему: Государственное вмешательство в экономику на примере США.

Студент: 3-го курса группы 330/2

КОВТУН Александр Юрьевич

Руководитель:

ассист. СОЛОДКИНА Наталья Алексеевна

Санкт-Петербург

Введение.

С давних пор, ещё когда государства как таковые только формировались, а экономические отношения лишь начинали развиваться, международная и внутренняя торговля была неотделима от государственной политики. Правители, цари и императоры, активно вмешивались в торговые дела своих подданных, устанавливали рамки, законы, запреты и другие меры контроля над всей экономической деятельностью.

Понятие протекционизма на долгое время прочно укрепилось в политике многих стран мира. Это объяснялось свойственным тому времени пониманием экономики и ее процессов, желанием уберечь своих торговцев и ремесленников от излишней конкуренции с другими странами.

С возникновением понятия абсолютного и относительного преимущества взгляды протекционизма были пересмотрены и подверглись некоторому изменению – страны стали более открыты в «слабых» отраслях, то есть в тех, где они нуждались в импорте сырья или готовых товаров, и более закрыты в стратегически «сильных», экспортоориентированных сферах производства. Государство постепенно осознавало благотворное влияние рыночной конкуренции, а многочисленные колонии и взаимопроникновения мировых культур, так или иначе, стирали различия и барьеры в торговых отношениях.

Все это привело к возникновению соответствующих экономических течений и теория, противоположных традиционному протекционизму. Такие теории утверждали рыночные отношения между участниками международной и внутренней торговли, а государству отводили лишь координирующую и контролирующую роль. Ситуация в мире менялась, уровень вмешательства государства падал, но никогда не исчезал полностью – это объясняется главенствующим положением власти и невозможностью существования чистой рыночной конкуренции ни на одном рынке мира.

Сегодня существуют разные подходы к оценке необходимости и уровня госвмешательства, различные пострановые особенности, характерные отличия для разных культур и цивилизаций, однако в центре всегда остается один и тот же вопрос: насколько необходимо участие государства в рыночных процессах и к чему оно может привести?

В своем эссе, опирающемся на статьи иностранной прессы, я попытаюсь дать ответ на эти и многие другие вопросы на примере одного из самых развитых и передовых (в плане рыночных отношений) государства, Соединенных Штатов Америки. Эта страна с самого начала позиционировала себя независимой и свободной, чьи граждане отличались предпринимательской жилкой и свободным нравом. На мой взгляд, это и стало причиной возникновения многих либеральных течений экономической мысли, берущих свое начало на Американском континенте.

Каково же влияние государства в этой стране, какие краткие характеристики можно ему дать и какой эффект вызывает такое вмешательство?

История госвмешательства в Америке.

В ранние годы правительство США избегало сильного влияния на бизнес-сферу. Однако, по мере того, как американская промышленность набирала обороты, у государства возникала необходимость защищать малый и средний бизнес. К примеру, в 1890 году был подписан закон Шермана, призванный восстановить конкуренцию и свободное предпринимательство, разбить появившиеся монополии. В 1906, появились законы, сделавшие обязательной маркировку пищи и лекарств, и контроль за качеством реализуемого мяса. В 1913, правительство установило новую федеральную банковскую систему (Федеральную Резервную систему) - это было сделано с целью регулирования национальной денежной массы и установления относительного управления над видами банковских операций .

Великая Депрессия создала такие условия, при которых правительство не могло не начать еще более активное участие в рыночных процессах. Президент Рузвельт и Американский Конгресс утвердили множество законов, дававших власти право на установление, к примеру, правил продажи ценных бумаг, уровня заработной платы и рабочего времени, уровня страхования и многого другого.

После 30-ых годов еще многие постановления и законы были приняты с целью увеличения контроля или улучшения условий рыночной ситуации . Они касались правил приема на работу, устранения различных (половых, национальных, религиозных) предубеждений и дискриминаций. Более того, почти каждый производившийся продукт, так или иначе, был затронут каким-либо правительственным постановлением, относящимся либо к стандартизации и сертификации, либо к области защиты потребителя. Так же было создано множество контролирующих органов, которые, к тому же, были изолированы от возможных политических влияний. Этому способствует специальная система правления, в которое включаются в основной массе независимые представители и лишь несколько уполномоченных от разных политических партий могут там присутствовать. Однако на сегодняшний день, критики обвиняют такую систему в относительной неэффективности, так как многие конгрессмены имеют влияние на крупные фирмы или торговые агентства, что делает экономику страны зависимой от политической власти и ее желаний.

Тем не менее, современные США считаются наиболее демократичной страной в области рыночных отношений, где конкуренция защищена отдельными законами, а роль государства по возможности сведена к контролю и корректированию. Однако мировой кризис внес свои коррективы – государство опять вынуждено вмешиваться в рыночные отношения, так как некоторые субъекты, увы, уже не в силах справляться самостоятельно. Более того, появляются сторонники теории, которая утверждает, что свободный капитализм изжил самого себя, а здоровая конкуренция теперь приводит ко все большим поглощениям и борьбе крупных гигантов, что убивает не только малый и средний бизнес, но и губит качественное развитие самих компаний-монолитов. Напомню, что качественное развитие в ходе конкурентной борьбы всегда считалось одним из главных достоинств рыночной конкуренции. Таким образом ситуация меняется на глазах, и пока государство применяет множество мер не только контроля, но и активных действий на различных финансовых и кредитных рынках, а так же на рынках некоторых благ. Остается только ждать конца кризисных явлений, чтобы оценить итоги и эффекты современного состояния экономики и уровня государственного вмешательства.

Вмешательство государства, связанное с мировым финансовым кризисом и его последствия.

В данном разделе я предлагаю взглянуть на правительственные меры и конкретные проявления правительственного вмешательства в рыночную систему США.

Необходимо отметить, что существует отдельный взгляд некоторых американских специалистов, которые считают, что финансовый кризис был вызван именно госвмешательством, которое воспрепятствовало своевременному восстановлению рыночного баланса самим механизмом рынка. К примеру, рыночные цены формируются под влиянием спроса и предложения, определяя тем самым существующий рынок и его потребности. Такой рынок всегда напрямую связан с финансовым рынком, точнее с процентной ставкой, которая определяет цену на деньги. Однако, государство вмешивается в деятельность финансовой системы рынка через проведение денежно-кредитной политики, через снижение процентной ставки рефинансирования. Напомню, что в США на протяжении долгого времени ставка рефинансирования имела тенденцию к снижению вплоть до почти нулевой отметки перед самым разгаром кризиса.

Это породило некоторый рост объемов денежной массы. Однако без сопровождения пропорционального роста товарной массы в стране наблюдаются растущие темпы инфляции. Инфляция вынуждает кредитные учреждения повышать процентную ставку за кредит, чтобы возместить потери связанные с ростом цен и удешевлением денег.

Таким образом, правительство, вмешиваясь, регулирует денежную массу, чтобы нивелировать последствия увеличения денег в экономике, обеспечить рост на рынках, а так же рост занятости и производительности отраслей хозяйства. Одновременно с этим государство принимает меры антиинфляционной политики. В совокупности, как утверждают американские интернет ресурсы , посвященные мировому кризису, такие меры и действия «извращают» и дестабилизируют рынки.

В частности, содействуя заемщикам банка, правительство разрабатывает специальные программы для покупки домов в кредит. Оно обещает ссуды и гарантии банкам и их клиентам – что подрывает свободное регулирование инвестиционных и сберегательных процессов рынка. В итоге рынок смещается от равновесия к потенциальному состоянию «подвешенности» на краю бума или новой депрессии.

С 2003 по 2007 год, государство, пытаясь избавить рынки от фондовых страхов, связанных с высокими рисками, расширяет денежную массу через получение легких кредитов . Это делается с целью повышения уровня инвестиций, для будущего возврата займов и кредитов. Действую против рыночного механизма, такая ситуация отбрасывает процентную ставку ФРС к нулю.

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственное вмешательство в экономику - это совокупность мер государства, с помощью которых оно влияет на социально-экономическое развитие общества. Задачей государственного вмешательства является, прежде всего, достижение экономической и социальной стабильности, а также укрепление существующего порядка. Вмешательство государства вызвано многими причинами, которые связаны с несовершенством рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынку не всегда подвластно обеспечивать занятость населения, развивать здравоохранение, всеобщее образование, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, вызванных рынком, абсолютно необходимо.

Развитие рыночной экономики приводит к своего рода негативным последствиям, которые замедляют темпы экономического роста, занятости и могут привести к краху рынка. С целью их преодоления государство и вмешивается в экономику. Вследствие экономической нестабильности возникают кризисы, преодоление которых практически невозможно без вмешательства государства, активных действий власти. При этом, государство в рыночной экономике не корректирует рыночный механизм, а лишь создает условия для его свободного функционирования. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость вмешательства государства в экономику исходит, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, которая неспособна справиться с решением важных проблем, а также из укрепления целостности нынешних общественных систем.

Рассмотрим конкретные причины государственного вмешательства в экономику.

1. В первую очередь важно признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Государство занимается обеспечением нормального функционирования денежной системы. Также государство решает проблемы распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, достаточно жесток и не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный эталон благосостояния. Государство же корректирует данную ситуацию с помощью фискальной политики, к которой относятся налоги, трансферты и т.д.

2. Второй причиной является необходимость решения социальных проблем, которые влияют на развитие экономики. Так, государство устанавливает размеры заработной платы, продолжительность рабочего дня, величину прожиточного минимума. Также оно устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

3. Следующая причина - инфляция, которая обладает, как известно, чрезвычайно разрушительным действием. Борьба с инфляцией становится часто одной из важнейших задач стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и т.д.

4. Также требует государственного вмешательства и такое явление, как безработица. Превышая естественную норму, она приводит как к экономическим проблемам, так и к социально-политическим: низкие доходы высокая заболеваемость и смертность и т.д. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню также связана со многими проблемами: дефицит госбюджета, инфляция, так как она требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий и т.д.

А теперь обратимся к целям государственного регулирования экономики.