Эпоха промышленной революции в европе. Промышленная революция

Во второй половине XVIII века в Европе начинается грандиозное преобразование технических и социальных условий производства, получившее название промышленного переворота или промышленной революции. Это был революционный скачок в развитии производительных сил, заключавшийся в переходе от мануфактуры к машинному производству. На смену ручному труду приходит труд машинный, вместо мускульной силы рабочего начинает использоваться сила пара.
Промышленный переворот как этап развития общественного производства, прежде всего, промышленного, представляет собой общеисторический феномен. Однако хронологические рамки перехода от ручного труда к механизированному, от мануфактуры к фабрике в разных странах не совпадают. С некоторой долей условности все страны, в которых имел место промышленный переворот, можно разделить на четыре группы. В каждой из них переход к крупному машинному производству имел свои особенности.
К первой группе стран относится одно-единственное государство - Англия. Здесь промышленный переворот начался во второй половине 60-х годов XVIII века, а завершился в 10 - 20 гг. XIX века. Особенностью Англии стала классическая форма промышленного переворота, сопровождавшегося индустриализацией, поскольку этот процесс протекал естественным путем, без всякого воздействия извне и без каких-либо тормозящих его факторов.
Ко второй группе стран можно отнести основные страны Западной Европы - Францию, Германию, Италию и др., а также США. В этих странах промышленный переворот произошел в XIX веке, а главной особенностью стало параллельное протекание промышленного переворота и индустриализации в условиях эффективного использования английского опыта, английских машин и капиталов.
Третью группу государств составляют страны Юго-Восточной и Восточной Европы, в том числе Россия. Переход к механизированному труду произошел в этих странах также в XIX веке, но индустриализация и промышленный переворот разошлись во времени. Примерно к 70 - 80-м годам XIX века промышленный переворот закончился, и лишь тогда началась индустриализация, завершившаяся только после социалистических революций (в СССР в середине 30-х - начале 40-х годов XX века, в Венгрии, Болгарии, Румынии и других восточноевропейских странах - к началу 60-х годов XX века). К особенностям промышленного переворота в этих странах относится также тормозящее воздействие крепостничества и пережитков феодальных отношений, что, главным образом, и обусловило тот факт, что промышленный переворот не сопровождался превращением этих стран в индустриальные или индустриально-аграрные.
Четвертая группа стран объединяет большую часть государств Азии, Африки и Латинской Америки (Япония, Турция, Индия, Китай, Египет, Мексика, Бразилия и др.), подавляющее большинство которых (исключения - Япония и Турция) были колониями или полуколониями различных европейских стран. Здесь промышленный переворот начался, как правило, в середине XIX века под влиянием деятельности колонизаторов, а завершился только после обретения национальной независимости во второй половине XX века: метрополии не нуждались в развитии машиностроения в колониях. Индустриализация, начавшаяся после завершения промышленного переворота, в ряде наиболее бедных азиатских и африканских государств не завершена. Причины - низкий уровень экономического развития и отсутствие средств.
Первой страной промышленного переворота была Англия. Здесь были изобретены и введены в производство механическая прялка «Дженни», механический ткацкий станок, паровая машина, созданная Дж. Уаттом. На металлургических заводах древесный уголь, использование которого вело к полной ликвидации английских лесов, был заменён каменным. Новая техника и технологии вызвали коренные изменения в процессе производства - возникла фабрика.
В 1810 - 1820 гг. промышленный переворот в Англии завершился, что означало окончательное утверждение капиталистических отношений. Затем на протяжении XIX столетия на путь промышленного переворота вступили Франция, Германия, Австрия, Россия, Италия, США, Япония. Эти страны опирались на опыт и производственно-технический уровень, достигнутый английским капитализмом, но темпы промышленного переворота, его конкретные особенности были очень разными. Зависело это в первую очередь от степени зрелости общественных отношений.
В промышленном перевороте различают две стороны: техническую и социальную. Если первая, техническая сторона промышленного переворота, связанная с внедрением машин и механизмов, проявлялась в разных странах примерно одинаково, то иначе шло осуществление другой - социальной, вызвавшей появление основных антагонистических классов капиталистического общества - буржуазии и пролетариата. Рынок свободного наемного труда (важнейшее условие и последствие промышленного переворота) не был проблемой для Англии из-за большого количества разорившихся крестьян и ремесленников. Условия труда и жизни английских рабочих XIX века были ужасными, на производстве широко применялся дешевый детский и женский труд, неимущие слои принудительно загонялись в особые «работные дома».
В континентальной Европе рынок свободной рабочей силы появляется несколько позже, хотя в ряде стран это происходит в разное время: во Франции революция окончательно освобождает крестьян в самом конце XVIII века, в Пруссии свободные крестьяне появляются в начале XIX века. В целом, чем дальше на Восток - тем отставание становится все более заметным. В России промышленный переворот начался на 30 - 40 лет позже, чем в Англии и завершился только в конце XIX века.
Наиболее драматический характер носили перемены в аграрных отношениях. Земля становилась товаром, собственностью людей, ориентирующих производство на рынок, а часть сельскохозяйственного населения превращалась в свободных наемных рабочих. Это вызвало сопротивление старых лендлордов и крестьянства. Процесс разрушения аграрного общества продолжался весь Х!Х век. Причем, новая техника, новые методы хозяйствования проникали в аграрный сектор гораздо медленнее, чем в промышленность. Но к 70-м гг. в ведущих странах индустриальное общество утвердилось, продукция промышленности стала превосходить по объему продукцию сельского хозяйства, исчезла тесная зависимость производства от природно-климатических условий, малоподвижных социальных структур, несовершенства технологий.
Вступая в индустриальную эпоху, Европа пережила демографический взрыв. Так, только с 1800 до 1850 гг. население Великобритании увеличилось почти втрое, Норвегии, Швеции и Голландии - вдвое.
Развитие средств сообщения (железных дорог, пароходов) способствовало миграции населения. В первой половине XIX в. около 5 млн. европейцев покинуло свои страны.
Изменилась социальная структура. В Западной Европе исчезает «аристократическое общество», стремительно растет число буржуа, людей свободных профессий, бюрократии, чиновников. Появляется, быстро увеличивается количественно, концентрируется, превращается в мощный фактор общественный жизни рабочий класс. Рост численности пролетариата XIX в. довольно быстро привел к тому, что в обществе появилась большая группа людей, живущих в тяжелейших условиях. Сложившаяся ситуация становилась все более взрывоопасной.
Во второй половине XIX в. капиталистическое производство вступило в новую фазу. Из соперничества промышленников и торговцев выросли монополии - крупные объединения капиталистов, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и продажи товаров. Развитие экономики определялось уже не свободной конкуренцией отдельных мелких торговцев, а договоренностями между крупнейшими промышленниками и банкирами. Их безудержное стремление к прибыли, к росту цен грозило обнищанием большей части населения.
XIX век совершенно изменил все континенты, именно в этот период окончательно складывается колониальная система. XIX век размыл традиционные устои восточных цивилизаций. Изменились содержание и форма эксплуатации колоний: были проведены реформы колониального управления, и, если прежде эксплуатация была привилегией аристократии и верхушки торгово-финансовой буржуазии, то к середине XIX в. в ней уже участвовала подавляющая часть буржуазии ряда государств Европы.
Оказалось выгодным не только продавать свои товары на далеких рынках, но и организовывать производства, строить заводы и фабрики в странах, где труд рабочего стоит дешевле. Это обуславливалось тем, что в конце XIX в. пар как главный источник энергии стал вытесняться электричеством. Электромотор заменил громоздкую систему рычагов и трансмиссий на производстве, что привело к удешевлению производства и вызвало новый скачок развития.
Именно тогда, а не в эпоху колониальных захватов, европейская цивилизация стала внедряться на безбрежных равнинах Азии и Африки, подчиняя себе традиционный общинный уклад жизни этих народов. Усилилась и борьба за передел мира.
Жестокая эксплуатация покоренных народов не могла не вызвать их возмущения, проявляющегося в упорной борьбе против своих поработителей. Эти выступления неизменно заканчивались поражениями, так как носили локальный и стихийный характер, чаще всего, возглавляясь местными феодалами, склонными договариваться с колонизаторами. Но эти восстания говорили о существовании сил, которым уже в другую эпоху удастся взорвать всю систему колониализма.
В XIX в. в совершенно новую фазу вошли международные отношения. Благодаря появлению новых источников энергии расстояния стремительно сжимались. Совершенствовались средства транспорта и связи, что помогало росту глобального обмена деньгами и товарами, духовными ценностями, просто людьми, в общем, непосредственному контакту народов. Все это способствовало усилению общности различных цивилизаций. Характерной чертой международных отношений к концу XIX века стало значительное усиление влияния общественности на их развитие. XIX век стал веком международных союзов. Наполеоновская Франция была последней, решившейся воевать в одиночку, и поражение её лишний раз засвидетельствовало ошибочность подобных действий.
ХIХ век можно назвать веком международных союзов и организаций не только военных (это бывало и раньше), но политических. Начало этому процессу положил Венский конгресс, связавший все европейские государства системой международных договоров.
С течением времени напряженность международных отношений все возрастала. Это было обусловлено ростом и неравномерностью перемен, происходивших в мире с 70-х годов XIX века. К концу века складываются два международных блока, противостоящих друг другу на мировой арене. Это, с одной стороны, союз Германии, Италии и Австро-Венгрии (1882 г., «Тройственный союз»), а с другой стороны - Франции и России (1891 г.), к которым со временем (1904 г.) присоединилась и Великобритания, после чего этот союз получил название Антанта.
ХIХ столетие принесло и новые принципы ведения войны. Франкопрусскую войну обычно считают началом второго периода новой истории. Строго говоря, ее следовало бы называть франко-германской, так как с Францией воевала не только Пруссия, но традиционно ее называют именно так. Обе стороны ждали эту войну. Но если германская сторона реально готовилась к ней - в июле 1870 г. германская армия была полностью отмобилизована, превосходила французскую в два раза по численности, лучше вооружена и организована, военные склады были полны оружием, то Франция к войне готова не была - планов военных операций не было, многие укрепления не были достроены, мобилизация велась неорганизованно, боеприпасы, провиант, пополнение доставлялись с опозданием.
С самого начала Франция терпела поражение. Окончательно же французская армия была разгромлена 1 сентября 1870 года под Седаном. Французы потеряли три тысячи убитыми и четырнадцать тысяч ранеными. Наполеон III переслал свою шпагу прусскому королю. Однако германская армия продолжала наступать. В Париже начались волнения, приведшие 4 сентября 1870 г. к революции. Правительство было низложено. Власть перешла к временному правительству, образовавшему «Комитет национальной обороны». Одновременно начались выступления и в других городах Франции. Их главной целью была оборона страны. На оккупированной территории началась партизанская война. Во время франко-прусской войны действия прусской армии, впервые применившей принципы тотальной войны и уничтожавшей мирное население завоеванных территорий, не исключая женщин и детей, потрясли и шокировали современников. Увы, пройдет не так много времени и подобная практика станет повсеместной и обыденной.
XIX век прошел под знаком прав и свобод человека и гражданина. Это преобразило облик всего мира, но не помешало концентрации собственности и власти в руках самого узкого круга людей. Общественное развитие ускорилось почти во всем мире. В XIX в. на первый план начала выдвигаться североамериканская цивилизация. Процесс этот завершился лишь в середине XX века. К концу XIX века главными чертами капитализма стало наличие капиталистических монополий и финансового капитала. В общественной жизни усиливались националистические и консервативные политические течения, что наталкивалось на естественные сопротивление здоровых сил в обществе. Начинался непростой процесс разделения либерально-демократических и консервативных тенденций. Росли и углублялись противоречия как между государствами, так и внутри их самих. Постепенно сложились две соперничающие группы стран, конфликт между которыми в конце концов вызвал мировую войну.
Развитие капитализма привело к крайнему обострению всех общественных противоречий. Для того, чтобы найти способы их смягчения, человечеству пришлось пройти долгий и кровавый путь.

План
Введение
1 История промышленной революции
2 Причины промышленного переворота
3 Промышленный переворот в России
4 Cоциальные последствия
Список литературы

Введение

По отраслям:

Хронология физических открытийХронология биотехнологийХронология информационно-коммуникационных технологийХронология вычислительной техникиИстория электротехникиИстория материаловеденияИстория измеренийХронология медицины и медицинской технологииХронология развития сельского хозяйства и производства пищиИстория ядерных технологийХронология транспортных средств

Общие хронологии:

Хронология изобретений человечества (XXI век)Полный список хронологий

Промы́шленная револю́ция (промы́шленный переворо́т, Вели́кая индустриа́льная револю́ция) - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Термин «промышленная революция» был введен в научный оборот выдающимся французским экономистом Жеромом Бланки.

Промышленная революция связана не просто с началом массового применения машин, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом быстрого экономического роста (до этого экономический рост, как правило, был заметен лишь в масштабах столетий), исторически быстрым увеличением жизненного уровня населения. Промышленная революция позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества (где большинство населения вело натуральное хозяйство) к современной городской цивилизации.

1. История промышленной революции

Промышленная революция началась в Англии в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

Паровая машина Дж. Уатта

В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связно с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет - 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин - для шерстяных фабрик, 30 - для каменноугольных копей, 22 - для медных копей, 28 - для металлургических заводов.

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

С 1830 по 1847 г.- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Ткацкая фабрика в городе Рэддиш, Великобритания

Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины). Это означало создание строгальных, токарных, фрезерных, штамповальных станков.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812-1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

2. Причины промышленного переворота

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных английских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития . В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие :

· формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

· высокий уровень развития торговли;

· формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

· широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

· развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

· развитие науки.

При этом он не переоценивает значение технических изобретений: «Промышленная революция произошла бы и без Кромптона и Аркрайта и была бы, особенно на поздних стадиях, такой же, какая имела место в действительности».

Несколько иной взгляд на причины Промышленной революции был выработан в трудах экономических историков: Иммануила Валлерстайна, Кристофера Хилла, Чарльза Уилсона, Ж.Бержье и др., - которые анализировали ход индустриализации Западной Европы и других стран в XVIII-XIX вв. на базе конкретных фактов, имевшихся в их распоряжении. По их мнению, ключевую роль в ускорении промышленного роста Англии в XVIII веке сыграла система протекционизма, введенная в 1690-е годы и усиленная дополнительными протекционистскими мерами к середине XVIII в. Именно она обеспечила быстрое развитие английской промышленности, несмотря на конкуренцию со стороны более сильной в то время голландской промышленности, а также обеспечила развитие промышленности Пруссии, Австрии и Швеции, где тоже были введены протекционистские системы .

Значительно меньшую или совсем незначительную роль в этом процессе, по их мнению, сыграли факторы, связанные с деньгами и наличием капитала. Исследования историков показали, что в подавляющем большинстве промышленные предприятия в период 1700-1850 гг. основывались представителями среднего класса (крестьянами, торговцами, членами протестантских общин и т.д.), которые не прибегали ни к каким внешним источникам финансирования, а развивались за счет собственных средств или денег, взятых у родственников/знакомых (см. также статью Первоначальное накопление капитала).

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:

Борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства (в Англии особенно активно эти меры проводились в период с 1688 г. по 1724 г. и после 1746 г. );

Заключение негласного общественного договора между бизнесом и обществом, гарантировавшего, что они будут придерживаться определенных правил поведения, уважая права и бизнеса, и общества .

3. Промышленный переворот в России

Савицкий К. А. «Ремонтные работы на железной дороге», 1874 год

Во второй четверти XIX века в России начался период подготовки к внедрению машинного производства в ведущих отраслях промышленности и транспорта, что явилось завершающим этапом создания предпосылок промышленной революции в России. Промышленная революция в России в конце первой половины XIX века носила крайне острый и противоречивый характер, что было обусловлено многообразием социально-экономических укладов огромной по территориальным масштабам страны. Развитие капиталистического уклада в России сопровождалось процессом разложения феодальных отношений и тормозящим влиянием господствующего на тот момент в России класса помещиков-крепостников. Промышленный переворот в России начался в 1830-1850-х годах, когда были созданы, практически с нуля, технически передовые для того времени текстильная и сахарная промышленность и началось техническое перевооружение металлургии. Но наиболее интенсивно индустриализация шла в периоды 1891-1900 гг., в 1920-1930-е годы и 1950-1960-е годы.

4. Cоциальные последствия

Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленники становились наемными рабочими. Но главным источником пополнения армии наемных рабочих стали обнищавшие крестьяне, которые переселялись в города. Только с 1880 по 1914 год 60 млн европейцев переселились из деревень в города. Быстрый рост го­родского населения и внутренняя миграция в XIX веке стали практически повсеместно массовым явлением в Европе. Например, население Парижа с 1800 года по 1850 год выросло более чем на 92 %, население Манчестера с 1790 года по 1900 год увеличи­лось в 10 раз. В ряде стран городское население к началу XX века стало преобладающим (в Бельгии по переписи 1910 года оно составляло 54 %, в Ве­ликобритании (1911 год) - 51,5 %). В Германии в 1907 году оно составляло 43,7 %, во Фран­ции в 1911 году - 36,5 % всего населения.

Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относитель­но небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обра­батывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше. Мигрировавшим в города крестьянам приходилось с трудом приспосабливаться к непривычным условиям городского быта. Как заметил Ф. Бродель, «жить в городе, лишиться традиционной поддержки огорода, молока, яиц, пти­цы, работать в огромных помещениях, терпеть малоприятный надзор мастеров, повиноваться, не быть более свободным в своих передвижениях, принять твер­до установленные часы работы - все это в ближайшем будущем станет тяжким испытанием».

На протяжении XIX - начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиениче­ским требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселенных квартирах обитали: в Познани - 53 %, в Дортмунде - 41 %, в Дюссельдорфе - 38 %, в Ахене и Эссене −37 %, в Бреслау - 33 %, в Мюнхене - 29 %, в Кельне - 27 %, в Берлине - 22 % рабочих. Были перена­селены 55 % квартир в Париже, 60 % в Лионе, 75 % в Сент-Этьене. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, сни­мавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что в Ливерпуле «от 35 до 40 тысяч насе­ления живет ниже уровня почвы - в погребах, не имеющих вовсе стока…».

До изобретения газового освещения продолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с появлением газо­вых горелок фабрики получили возможность работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 1840-х годах установили рабочий день в пределах 13,5-15 часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. На английских фабриках в 1820-1840-х годах рабочий день за вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) длился 12-13 часов. Распространенной становилась работа по вос­кресным дням.

Малолетняя прядильщица в Южной Каролине, США, 1908 г.

В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифициро­ванными механиками, а женщины обслуживали прядильные и ткацкие стан­ки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволяло использовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому по­всеместным явлением также стал дешевый детский труд. В 1839 году 46 % фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Официально признавалось: «Быва­ют случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках».

Социальные протесты, про­снувшееся чувство «социального стыда» за бедствия трудящихся, стремле­ние уменьшить политическую нестабильность заставляли политиков выступать в поддержку разработки социальных программ для неимущих, государственного регулирования отношений между трудом и капиталом.

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживания привело к значительному росту продолжительности жизни и падению смертности. Произошел демографический взрыв. За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек.

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию».

Список литературы:

1. Всемирная история. Энциклопедия. Том 5.Глава XX. Англия в XVIII в. Начало промышленного переворота

2. Всемирная история. Энциклопедия. Том 5.Глава XXVI. Техника и естествознание в Европе во второй половине XVII и в XVIII вю

3. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6.ГЛАВА VI.ДВОРЯНСКО-МОНАРХИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И БУРЖУАЗНО-РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 20-х ГОДОВ XIX В.

4. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6. ГЛАВА IX.РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА И РОСТ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 30-40-х ГОДАХ XIX В.

5. Это является одним из аргументов сторонников теории первоначального накопления.

6. Хикс дж. Теория экономической истории. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003. С.184-188; Hicks J. A Theory of Economic History. Oxford, 1969, pp. 145-166

7. То есть он считает экономические и социальные факторы основными и главными причинами промышленной революции в Англии

8. То есть он не считает технические изобретения основной и главной причиной промышленной революции в Англии.

9. Вопросы экономики, № 8, 2008, «В поисках институциональных характеристик экономического роста», стр. 17

10. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York – London, 1980 pp. 233, 266; Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603-1763. New York, 1984 pp. 166, 184

11. J-F.Bergier. The Industrial Bourgeoisie and the Rise of the Working Class 1700-1914. Fontana Economic History of Europe, ed. by C.Cipolla. Vol. III, Glasgow, 1978, pp. 412-413; Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 199-201

12. Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530-1780. Bristol, 1967, pp. 139, 179

13. Более подробное изложение этого взгляда экономических историков на причины Промышленной революции содержится в книге:Кузовков Ю. Мировая история коррупции. М., 2010, главы XII, XIV-XVII

14. И. Чикалова. У истоков социальной политики государств Западной Европы

15. М. Меерсон, Д. В. Прокудин ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ XX ВЕКА. Лекция 1 Введение в ХХ век. Что такое модернизация?

16. Н.Розенберг, Л. Е. Бирдцелл мл, «Как Запад стал богатым: Экономическое преобразование индустриального мира», гл. «Развитие промышленности: 1750-1880»

Индустриализация в корне изменила мир. Новые источники энергии позволили осуществить механизацию; были разработаны средства коммуникации и транспортные средства.

Причины индустриализации

Ускоренному развитию индустриализация в Европе XIX века способствовали многие факторы. Вследствие развития крупных империй, особенно Британской империи, в Европе появились мощные торговые возможности. Растущие рынки экспорта способствовали увеличению производительности труда, постепенно начали строиться современные фабрики. Ускорению промышленного развития в Великобритании способствовало существенное расширение империи в XVIII столетии. К концу XVIII и началу XIX века такие государства, как Бельгия и Германия, также приступили к созданию промышленного производства. Индустриализация захватывала все новые области, от Англии до Северной и Западной Европы, позже она перешагнула Атлантику и достигла восточного побережья США.

Этому процессу способствовало интенсивное развитие естественных наук и техники. Вероятно, одним из самых важных изобретений того времени можно назвать использование силы пара, который приводил в движение машины на фабриках. Для выработки пара требовался уголь, а некоторые из сильнейших индустриальных регионов Европы располагались вблизи обширных залежей угля. Великобритания и получала выгоду от угольных шахт в Южном Уэльсе, Мидланде и Северной Англии. В Германии угольная промышленность была развита, прежде всего, с его глубокими угольными пластами, широко протянувшимися на север.

Кроме того, промышленные регионы получали выгоду от близости к важнейшим транспортным путям и торговым маршрутам, таким как реки, канал или море. К примеру, во Франции для транспортировки угля идеально подходили реки Мозель и Марна, а Марсель, расположенный в Провансе, открывал доступ к Средиземному морю.

Первая фотография места (около 1850 года), где позднее был построен крупный город Солт-Лейк-Сити. Слева: На гравюре 1883 года показана работница (и бригадир) на английской хлопкопрядильной фабрике.

Преимуществом Великобритании было то, что на относительно узком острове все города располагались недалеко от моря. Кроме того, сеть водных путей, состоящая из рек и каналов, представляла простой путь транспортировки сьфья и готовой продукции. Такое же большое значение имели реки Северной Германии и Бельгии. Наряду с удобным географическим положением, большую роль играло обеспечение рабочей силой, которая использовалась на фабриках.

Вследствие длящейся годами приватизации общинных земель многие жители сельских районов Великобритании были вынуждены отправиться в города на поиски работы. На европейском континенте бегство из деревень в большие города началось немного позднее. Крупные портовые города, такие как Ливерпуль, Марсель, Гамбург и Роттердам, быстро превратились в крупные промышленные центры.

Влияние индустриализации

Возникновение индустриального общества полностью изменило мир. В начале XX столетия страны с высокой степенью индустриализации были не только экономически, но и политически сильными государствами. Господствующие нации Германии, Франции, Великобритании, Японии и США опирались на развитую экономику своих стран. Индустриализация в сочетании с капиталистическим укладом экономики создала чрезвычайно эффективный и продуктивный инструмент поддержки и финансирования государства. В ходе XX столетия капиталистические демократии, ориентированные на рыночную торговлю, превратились в богатейшие страны мира.

В XIX столетии непосредственное влияние индустриальной революции не всегда имело положительные последствия. Вследствие урбанизации городов и притока бедных слоев населения многие почувствовали ухудшение жизненных условий. Появился голод и болезни. Дистанция между владельцами фабрик (капиталистами), которые с целью получения выгоды хотели максимально снизить затраты, и низкооплачиваемыми и угнетенными рабочими (пролетариатом) порождала классовые конфликты. Плохие жизненные условия повсюду в Европе XIX века оказали влияние на таких философов, как Карл Маркс, который в 1848 году опубликовал «Коммунистический манифест». Индустриализация обусловила не только социальные, но и политические изменения. Появление коммунизма как оппозиции капитализму привело к фундаментальным изменениям в некоторых странах. Особенно показательным был переворот в России - Великая Октябрьская революция.


Английский физик Майкл Фарадей, открывший электромагнетизм и тем самым заложивший основы динамомашины и электрического генератора.

Паровая машина

Паровые машины внесли большой вклад в индустриализацию, так как они вырабатывали энергию для привода насосов, локомотивов и пароходов.

Вырабатываемый в машине пар под давлением поступает в турбину или поршень и приводит их в движение. Это движение передается на колеса машины. Хотя датой этого изобретения и считают 1698 год, потребовалось произвести множество доработок, прежде чем в 1802 году пароход впервые оснастили паровой машиной. Улучшением паровой машины мы обязаны шотландцу Джеймсу Уотту. Уотт родился в 1732 году и посвятил всю жизнь усовершенствованию паровой машины, вследствие чего в эпоху индустриальной революции ее стали применять в качестве источника энергии и привода. Уотт изобрел отдельную камеру для конденсации пара и тем самым увеличил коэффициент полезного действия машины. Барометр, центробежный регулятор и маховик тоже являются его изобретениями. Одна из паровых машин, построенная Уоттом, была установлена на первом экспериментальном пароходе «Клермонт», построенном в 1807 году на Гудзоне.

Железная дорога

Создание железных дорог с паровозами было существенным вкладом в индустриализацию. Простые виды железной дороги функционировали в Великобритании еще в XIX веке. По примитивной колее из камня и железа лошади тащили вагонетки в каменоломни и рудники. Паровая машина коренным об- разом изменила ситуацию. Шахтер Ричард Тревитик из Корнуэлла в 1804 году стыковал паровую машину и вагонетку с опрокидывающимся кузовом. Вдохновленный этим результатом Джордж Стефенсон создал первый работающий паровой локомотив, который мог тянуть вагоны. Открытая в 1830 году между Лондоном и Ливерпулем первая железная дорога произвела настоящий фурор в строительстве железных дорог. Наконец, вмешалось британское государство и в 1850 году стандартизировало колею, которая к тому времени имела до десяти вариантов ширины. Так Британия стала первой страной, получившей в свое распоряжение исправно функционирующую национальную сеть железных дорог. Теперь везде в Европе строились железные дороги, которые соединяли отдаленные области и способствовали интеграции экономики.

Текстильная индустрия

Фабрики, оснащенные машинами, стали производственными центрами национальной промышленности. Параллельно с ростом механизации процессов производства и быстрым ростом производительности труда везде в Европе возникали гигантские фабрики, оснащенные машинами которые обслуживались бесчисленным количеством рабочих. Революционные успехи в развитии текстильного производства были достигнуты благодаря использованию первой прядильной машины, приводимой в движение водой, изобретенной Аркрайтом в 1769 году, и изобретению работающего от пара механического ткацкого станка, автором которого был Картрайт в 1792 году. В Америке Эли Уитни в 1793 году разработал волокноотделитель для автоматического отделения хлопчатобумажного волокна от семени. Связанное с этим увеличение объема вырабатываемого хлопка-сырца стало причиной падения цен и роста спроса. В середине XIX столетия Америка производила три четверти всего мирового объема хлопчатобумажных тканей. Большое количество этого товара поступало из южных штатов и далее в Англию и Новую Англию для дальнейшей переработки. На фабриках производили не только дешевую одежду, но также посуду, стеклянные товары, часы - всё, что являлось предметом спроса.

Телеграф

Процветающая экономика зависела от средств связи, и повсюду в Европе в XIX столетии возникли почтовые системы. Около 1875 года был организован Всемирный почтовый союз, чтобы осуществлять почтовую переписку с другими странами. Однако лишь с созданием телеграфа появилась возможность осуществлять непосредственную и мгновенную связь с удаленными объектами. В 1837 году в Лондоне впервые был опробован электрический телеграф, и в 1838 году Самюэль Морзе запатентовал в Америке изобретенный им телеграф.

После успешной прокладки первого подводного кабеля между Северной Америкой и Европой в 1866 году стала возможна трансатлантическая телефонная связь.

Электричество

В 1831 году Майкл Фарадей продемонстрировал эффект преобразования электрической энергии в механическую. Открытый им электромагнетизм послужил основой для разработки динамомашины и электрогенератора. В 1837 году он создал динамо-машину с повышенной электрической мощностью, и техника, которая вначале была почти недоступной и весьма дорогой, постепенно завоевала популярность. До начала XX столетия люди научились вырабатывать относительно дешевое электричество только за счет энергии движения воды. В горных районах Италии, где угля не было, большинство фабрик работали от электричества, вырабатываемого генераторами, получающими питание от движения воды. Во Флоренции в 1890 году были пущены в эксплуатацию первые трамваи на электрической тяге. В 30-е годы XX столетия почти вся Европа была электрифицирована, а такие государства, как Россия, в которой в XIX столетии развитие индустриализации шло скорее замедленными, чем ускоренными темпами, начали бурно развиваться.

Заводской цех одной из сталелитейных фабрик Круппа в Эссене, крупнейших оружейных кузниц Германской империи.

Оружие

Огнестрельное оружие начали создавать в XVI веке, и его роль постепенно возрастала. Следствием технологических инноваций XIX столетия стало быстрое изменение военного оружия. Изобретение пулемета повлекло за собой последующие изменения в производстве оружия. В 1862 году была изобретена пушка Гатлинга, которая быстро стреляла шариками и была первым огнестрельными оружием с автоматической дозарядкой. Впервые такое оружие нашло применение в Гражданской войне в Америке и позднее стало использоваться на флоте США. Изготавливаемые во Франции митральезы состояли из 37 связанных пучками ружейных стволов. В 1883 году в пулемете Максим, изобретенном одним американцем, впервые была использована энергия отдачи после выстрела для дозарядки патронов, что позволило производить целую серию выстрелов. Одним из величайших изобретателей оружия считается Альфред Крупп из Эссена, который превратил маленькое семейное предприятие в крупнейшее и самое успешное производственное предприятие Европы. Когда Крупп унаследовал фирму, на ней работало пять служащих. После его смерти в 1887 году на производстве уже было занято 20 тысяч человек - доказательство огромной потребности в оружии в XIX столетии.

Промышленная революция это важный период в истории человечества, который повлиял на каждый аспект современной жизни. Началась она в Англии во второй половине XVIII века и продолжался до второй четверти XIX века, распространяясь на другие страны Европы. В ходе переворота произошел переход от аграрной экономики к индустриальному производству, от ручного труда к крупному машинному фабрично-заводскому производству. Также произошло изменение в обществе – оно трансформировалось из аграрного в индустриальное. Важной составляющей промышленного переворота было внедрение в транспорт и производство рабочих машин и механизмов, которые заменили ручной труд людей.

Промышленная революция началась в Великобритании в 60-ые года XVIII века и охватила другие страны Европы и Америки в XIX веке.

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию инноваций в широких масштабах. Это было связно с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта, где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет – 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700 – 800 человек.


Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин для шерстяных фабрик, 30 – для каменноугольных копей, 22 – для медных копей, 28 – для металлургических заводов.

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

В 1810 году в Англии насчитывалось 5 тысяч паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

С 1830 по 1847 г. производство металла в Англии возросло более чем в три раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины). Это означало создание строгальных, токарных, фрезерных, штамповальных станков.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812 – 1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

Существует мнение, что вывоз капитала из зарубежных английских колоний явился одним из источников накопления капиталов в метрополии, способствовавшим промышленной революции в Великобритании и выводу этой страны в лидеры мирового промышленного развития. В то же время, аналогичная ситуация в других странах (например, Испании, Португалии) не привела к ускорению экономического развития. Кроме того, промышленность успешно развивалась в ряде стран, не имевших колоний, например, в Швеции, Пруссии, США.

Нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс полагает, что главными причинами промышленной революции в Великобритании были:

· формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;

· высокий уровень развития торговли;

· формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);

· широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;

· развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;

· развитие науки.

ИСтория рАзвития теории механических колебаний

Мы уже рассмотрели зарождение классической механики, сопротивления материалов и теории упругости. Важнейшей составной частью механики является также теория колебаний. Колебания являются основной причиной разрушения машин и сооружений. Уже к концу 1950-х гг. 80 % аварий техники происходило вследствие повышенных вибраций. Колебания также оказывают вредное воздействие на людей, связанных с эксплуатацией техники. Они также могут быть причиной отказа систем управления.

Несмотря на все это теория колебаний выделилась в самостоятельную науку только на рубеже XIX века. Однако расчеты машин и механизмов вплоть до начала XX века проводились в статической постановке. Развитие машиностроения, рост мощности и скорости паровых машин при одновременном снижении их веса, появление новых видов двигателей – ДВС и паровых турбин привело к необходимости проведения расчетов прочности с учетом динамических нагрузок. Как правило, новые задачи теории колебаний возникали в технике под влиянием аварий или даже катастроф, происходящих от повышенных вибраций.

Промышленный переворот 19 века (промышленная революция) — переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, который характеризовался внедрением машин и механизмов, паровых двигателей, а также образованием самостоятельной машиностроительной отрасли.

Индустриализация (от лат. «усердие», «деятельность») — процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства.

Промышленный переворот в странах Западной Европы

Промышленный переворот как исторический процесс определялся общими нормами и определенными особенностями в каждой стране. Первой его осуществила Великобритания в конце XVIII — первой половине XIX в. Именно здесь сложились все необходимые для этого условия: выгодное географическое положение (доступные берега, большое количество рек, сырьевые ресурсы), наличие рынков сбыта английских товаров и господство в мировой торговле, свершившийся , политика меркантилизма и протекционизма, которую проводило английское правительство. Все это сделало страну лидером в переходе от традиционного к индустриальному обществу.

В 1844 г.. немецкий публицист Ф. Энгельс так охарактеризовал промышленные достижения Великобритании: «Шестьдесят-восемьдесят лет назад она была страной, похожей на другие: с маленькими городами, неразвитой промышленностью. Теперь эта страна, не похожая ни на одну другую: со столицей, население которой составляет 2500000 человек, большими фабричными городами и промышленностью, снабжающей весь мир своей продукцией».

Промышленный переворот начался в текстильном производстве, затем распространился в металлургии, энергетике, транспорте и был неразрывно связан с техническими изобретениями.

В 1733 г. английский механик Дж. Кей усовершенствовал ткацкий станок «летучим челноком». Изобретатель Дж. Харгривс в 1765 г. создал механическую прялку «Дженни», которую начали использовать на производстве. В последней трети XVIII в. С. Кромптон сконструировал мюль-машину, которая базировалась на принципах работы прялки «Дженни», но давала тонкую и прочную хлопчатобумажную пряжу. Благодаря этому Великобритания начала поставлять дешевые и качественные во все страны мира. В 1792 г. Э. Картрайт запатентовал механический ткацкий станок, который заменял работу 40 ткачей. Впоследствии во Франции были изобретены станки для изготовления шелковых и льняных тканей, открыт метод их отбеливания и способы окрашивания.

Ключевое значение в истории промышленности имели изобретения шотландца Дж. Уатта. В 1769 г. он создал первый паровой двигатель, который после многих усовершенствований превратил в универсальную паровую машину двойного действия. Это позволило широко использовать уголь как основное топливо, ликвидировало зависимость от наличия источников , позволило размещать фабрики и заводы в любой местности. Паровые машины активно начали применять в различных отраслях промышленности, и их количество и мощность постоянно росли. Если в 1800 г. в Англии насчитывалось 320 паровых машин, то в начале XIX в. — 15 тыс.

Изобретение Дж. Уатта способствовало изменениям в средствах транспортировки и связи. В передовых странах были проложены сети шоссейных дорог, построены каналы, сконструированы механические транспортные средства. В частности, в 1807 году американец Р. Фултон построил . Англичанин Дж. Стефенсон в 1820-х годах сконструировал , который был использован на первой в мире железной дороге общего пользования Дарлингтон — Стоктон. 27 сентября 1825 г. поезд совершил первый рейс. Он двигался со скоростью 8 км/ч и вез 600 пассажиров и 12 вагонов угля. После этого в Великобритании, а затем и по всей Европе развернулось железнодорожное строительство.

Важным направлением промышленного переворота стало совершенствование металлургического процесса. Еще в 1735 г. англичанин А. Дерби для получения качественного чугуна начал выплавлять железную руду вместе с каменным углем, вместо древесного. С того времени изготовления чугуна происходило в доменных печах с коксом в качестве топлива.

Революционным изобретением стал токарный станок английского механика Г. Модели, который точно нарезал винты и гайки. На его основе были созданы и другие модели металлообрабатывающих станков, что позволило наладить массовое производство машин машинами.

Итак, промышленная революция началась в последней трети XVIII в. в Великобритании, охватила Францию, Германию, Бельгию и другие европейские страны и в целом завершилась в 1860-1880-х годах. Она создала экономические предпосылки для утверждения индустриальной цивилизации.

Начало становления индустриального общества

Промышленная революция вызвала изменения во всех сферах общественной жизни и была переломным этапом в формировании индустриального общества. Двигателем экономики стал капитал. В социальном плане главную роль стали играть люди наемного труда и предприниматели. Появились новые слои населения, представители которых сочетали в себе черты работников и собственников (например, фермеры, торговцы).

Капитал — все то, что используется для производства, но непосредственно не потребляется в нем. Также это деньги, которые предприниматели вкладывали в развитие своего дела с целью получить прибыль.

Становление структуры индустриального общества имело свои преимущества и недостатки. Часто первоначальное накопление капиталов сопровождалось мизерной оплатой труда и ухудшением жизненного уровня основной массы населения. Так, в XVIII — первой трети XIX в. в Великобритании, Франции, Бельгии и Германии доля нищих в среднем составляла от 10 до 20% всех жителей. Однако за годы промышленного переворота общий уровень благосостояния жителей Европы в целом вырос. С середины XIX в. значительно увеличились расходы на здравоохранение, образование и науку.

Внедрение новых технологий и развитие капиталистических отношений стимулировали развертывания масштабного процесса урбанизации. К концу промышленного переворота в городах проживало около 40% европейцев. Великобритания превратилась в страну городов и фабричных поселений, а Лондон стал крупнейшим населенным пунктом в мире.

Урбанизация (от лат. «городской») — процесс быстрого роста старых и появления новых городов, увеличение количества сосредоточенного в них населения, формирования и распространения городского образа жизни.

В то же время прогресс в промышленности и рост населения городов увеличивали спрос на продукты питания, что, в свою очередь, ускорило переход сельского хозяйства к рыночным отношениям.

Вместе с тем развитие транспорта, средств массовой и связи способствовал формированию новой коммуникативной культуры общества. Происходили изменения в мировосприятии и мышлении людей. Среди этических и ценностных ориентиров для европейца первые места начинают занимать деловые качества, практическая целесообразность, стремление к успеху, а важными социальными характеристиками личности становятся профессионализм, уровень квалификации и востребованность в производстве.

Однако переход от традиционного к индустриальному обществу в разных странах Европы происходил неодинаково. В настоящее время выделяют две основные модели этого процесса.

По первой моделью развивались Великобритания, Голландия, Бельгия, Франция и Швейцария. В этих странах модернизация происходила закономерно и эволюционно.

Другая модель была характерна для Германии, Италии, Австрии и России. Здесь в утверждении капиталистических отношений значительную роль играло государство. Оно «сверху» инициировало промышленную революцию и пыталось контролировать процесс индустриализации.

Переход к политике свободной торговли

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мероприятий, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

  • Протекционизм — это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
  • Фритредерство — направление политической и хозяйственной деятельности, провозглашает свободу торговли и невмешательство государства в сферу частного предпринимательства.

Промышленно-торговой гегемонии Великобритании способствовала экономическая политика государства. До 1840-х годов, когда индустриализация еще не была завершена, в стране царили высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Когда же английская промышленность так окрепла, что перестала бояться иностранной конкуренции, буржуазия провозгласила неограниченную свободу торговли — так называемое фритредерство. Его суть заключалась в полном освобождении от пошлины почти всех товаров, ввозимых в Великобританию, и была рассчитана на взаимное содействие, то есть встречную отмену или значительное сокращение пошлины на ввоз английских товаров в другие страны. Это обеспечивало Великобритании как свободный сбыт за рубежом своих товаров, так и дешевое импортное сырье и продовольствие.