Что такое код бюджетной классификации. Что такое код бюджетной классификации (КБК)

Одним из неотъемлемых реквизитов, которые требуется вносить плательщикам при перечислении налоговых и других платежей в бюджет страны, является КБК. Он представляет собою очередность чисел, при взгляде на которую многие граждане лишь недоуменно пожмут плечами, не в силах понять, что они означают.

Для чего необходимы и где его брать - проблемы, безусловно появляющиеся у любого налогоплательщика, хотя бы единожды заполняющего квитанцию на уплату государственной пошлины, взыскания либо акциза. Ответить на этот вопрос призваны Инструкции Минфина РФ по использованию бюджетной системы России и дополнения к ним, утверждающие КБК.

Что такое КБК

КБК - это аббревиатура понятия «код бюджетной классификации». Это длинная цепочка чисел, представляющих собой особый шифр. Каждое число в этой цепочке кодирует определенную группу бюджетных поступлений в национальную систему финансов. Из установленной очередности этих групп можно определить, откуда поступил платёж, какова его цель, кто именно представляется адресатом и на какие миссии переводятся денежные ресурсы, благодаря чему возможно их перенаправить далее.

Государственный бюджет представляет собой не единый счёт, где накапливаются прибывающие платежи, он содержит множественные «ответвления»: КБК, доходы, расходы бюджетной системы, среди которых совершается переназначение казённых средств.

Пример

Для более детального понимания бюджетной системы рассмотрим движение денежных средств на КБК УСН - доходы минус расходы. Плательщиками этого налога вступают предприятия и организации на УСНО. Налоговые платежи от юридических лиц направляются в бюджет страны, за счет этих средств выплачиваются заработные платы работникам бюджетной сферы. Таким образом, коммерческие предприятия, производя отчисления в государственный бюджет, содержат не только своих работников, но и учителей, врачей и др.

Сведение доходной и расходной частей бюджета

Все прибывающие платежи с отметкой "КБК сортируются согласно экономическим программам. Они аккумулируются на КБК налоговой инспекции, которая учитывает налоги раздельно в зависимости не только от КБК, но и от ОКАТО. Такой учет позволяет делать заключение о благополучии собираемости налогов в том или ином регионе.

Таким образом, Министерство финансов может «мониторить» поступление налогов и других платежей в бюджет, согласно кодам прибыли бюджета Российской Федерации, и создавать планы с учетом его расходной доли. Концепция кодов создана описанным выше образом для того, чтобы отчетливо сопоставляться с текстурой бюджета государства.

Для чего были введены КБК

До внедрения бюджетных кодов получатель и цель платежа в квитанциях указывались, однако изучить необходимые сведения, основываясь только на указанных данных, не представлялось возможным. В настоящее время вследствие введения КБК-платежей можно чётко отследить участь любой, даже незначительной суммы, поступающей в государственный бюджет, реально отследить, от кого в бюджет поступили финансы, на каких основаниях, куда были направлены и перенаправлены.

Такая система значительно упрощает работу национальных организаций по составлению программы распределения бюджета страны на будущий год. Кроме того, эта система помогает управлять денежными потоками более эффективно, чем до введения КБК.

Новые КБК с изменениями в 2015 году

Приказ Минфина РФ № 150н утвердил новые правила применения КБК в 2015 году. Такие изменения коснулись нескольких групп налоговых отчислений коммерческих предприятий. В первую очередь это КБК «земельный налог», который теперь разделен для оплаты физическими и юридическими лицами. А, кроме того, еще и разграничен по категории принадлежности земель.

Налоговая инспекция представила в 2015 году особую таблицу, где свела основные коды за 2014 год с аналогичными за 2015 год. Эта таблица, по мнению инспекторов, намного облегчит заполнение документов коммерческих предприятий и поможет бухгалтерам избежать ошибок при формировании платежных поручений и деклараций, в которых необходимо указание КБК. Что такое ошибка в коде и как тяжело порой вернуть деньги обратно, многие бухгалтера знают не понаслышке.

Расшифровка кодов

Бюджетный шифр содержит двадцать чисел, разделенных согласно разрядам на четыре информативных части:

  • административная;
  • доходная;
  • программная;
  • классифицирующая.

Административная часть

Первые элементы кодировки из трёх чисел - это показатель основного администратора платежа (иначе говоря, принимающего адресата, на имя которого зачисляются денежные ресурсы). Таким образом, например, в случае с налогами применяют числовую комбинацию 182, с платежами во внебюджетные фонды ФСС применяются КБК страховые с комбинацией чисел 393, при перечислении средств на цели обязательного медицинского страхования в фонд ОМС - 392.

Доходная часть

Блок прибыли включает подгрупп.

Первое число прибыльной доли (иначе говоря, четвёртое всего кода) - тип прибыли. Платёж, содержащий фигуру налога, - 1, бесплатные валютные ресурсы - 2, доход с предпринимательства - 3.

Следующие два числа обозначают цель платежа (подгруппу прибыли), к примеру: 01 - налог на прибыль; 06 - материальные налоги.

Последние два числа кода прибыли устанавливают степень бюджета получателя (общегосударственный, территориальный, региональный и другие):

01 — налог на прибыль;

02 — взносы на социальные отчисления;

03 — налоги на товары, продаваемые в России;

04 — налоги на продукцию, произведенную за пределами России и импортируемую;

05 — налоги на доход;

06 — имущественные платежи;

07 — взносы от пользователей недрами;

08 — госпошлина;

09 — пени и неустойки по налогам, которые были отменены (например, ЕСН);

10 — доходы от экспортно-импортных операций;

11 — доходы от государственной собственности путем сдачи её во временное пользование;

12 — взносы при использовании недр;

13 — прибыль от возмездных услуг госструктур;

14 — прибыль от реализации имущества государства;

15 — штрафы и прочие сборы;

16 — возмещение причинённого ущерба.

Программная часть

Шифр из четырех цифр, называемый «программа», уточнит тип платежа, прибывающего в прибыльную часть бюджета. Налоги и государственные пошлины классифицируются числом 1000, пени - 2000, штрафы - 3000.

Классифицирующая часть

Последняя группа цифр из трёх чисел корреспондирует платёж с кодом, согласно систематизации финансовой работы: 110 - налоговый доход; 160 - общественные отчисления.

110 — прибыль от поступления налогов;

151 — доходы, полученные путем перераспределения из бюджетов других уровней;

152 — поступления от других государств и транснациональных корпораций;

153 — займы иностранных банков и поступления от иностранных кредитных предприятий;

160 — платежи на социальные отчисления;

170 — прибыль от реализации имущества;

171 — прибыль от переоценки имущества государства;

172 — прибыль от перераспределения имущества;

180 — прочая прибыль.

Так, понимая правило формирования кодов, легко научиться «читать» данные непонятные числовые цепочки, к примеру, шифр КБК "доходы минус расходы" при применении УСНО 182 1 05 01021 01 1000 110 расшифровывается следующим образом:

182 - перевод в госбюджет;

1 - приток в варианте налога;

05 - конкретизирует КБК УСН доходы-расходы;

01 - число финансовой заметки;

021 - подстатья финансового кодекса;

01 - получателем денег представляется государственный федеральный бюджет страны;

1000 - первоначальный взнос;

110 - принадлежит к налоговым прибылям страны.

Как определить КБК

Перечень кодов бюджетной классификации находится в особом справочнике КБК - из данного важного документа и узнают необходимую числовую комбинацию, принадлежащую тому либо другому платежу. Перемены в нём, хотя и нечасто, однако всё равно происходят и принимаются поправками и выпусками нового справочника. Актуальный на 2015 год справочник КБК утвержден Минфином РФ в 2013 г. (Распоряжение №65н от 1 июля 2013 г.). Классификатор КБК в 2015-м принят в редакции Указа от 26 сентября 2014 г. (Дополнение 1).

И ИП коды бюджетной классификации нужны для грамотного заполнения платежных поручений на перечисление налогов, пеней, штрафов и любых других платежей в пользу государства. Для указания в платёжных поручениях отведено специальное поле 104 для КБК. Что такое данный код, может быть указано и в отдельных видах налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

История введения кодов и нюансы применения

Впервые были введены в России в 1999 году и с тех пор претерпели немало изменений. Ключевые коды, которые используются фактически у всех находятся в самом начале справочника. Это коды доходной части для проведения платежей по налогам и взносам во пошлины и акцизы. Многие предприниматели считают, что система кодирования бюджета призвана не столько облегчить, сколько затруднить работу коммерческих фирм.

Вряд ли это действительно так, хотя применение КБК, а в особенности их частая смена, действительно представляет некоторые неудобства. Так, при неправильном указании кода платеж может уйти в другой бюджет, и налог может считаться неуплаченным. За этим последуют пени и штрафы за неуплату. Кроме того, вернуть неверно отправленный платеж (не в тот бюджет) не всегда представляется возможным, особенно если это бюджеты разных уровней. Например, если при уплате федерального налога денежные средства ошибочно были отправлены в бюджет региональный или местный, вернуть их оттуда может быть весьма непростой задачей.

Для возврата ошибочно переведенных денежных средств нужно будет заполнить письменное заявление и подать его в свою налоговую инспекцию с просьбой присвоить платежу другой код либо, если платеж был повторно проведен на нужный код, вернуть его на расчетный счет фирмы. Сами налоговики исправлять ошибки в платежных поручениях не станут.

Эти магические три буквы, ничего не говорящие рядовым гражданам, регулярно создают головную боль предпринимателям.

Как расшифровывается КБК

КБК — коды бюджетной классификации

КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!

Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.

Актуальный перечень КБК на 2019 год

Бюджетная классификация – что это и зачем

В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.

КБК бывают 4 видов:

  • касающиеся государственных поступлений;
  • имеющие отношение к расходам;
  • обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
  • отображающие операции госуправления.

Для чего служат КБК:

  • упорядочивают финансовую отчетность;
  • обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
  • помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
  • с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
  • позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
  • информируют о текущей ситуации в государственной казне.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.

Строение КБК

Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.

Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).

  1. «Администратор» . Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
  2. «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
    • группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
    • подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
    • статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
    • подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
    • элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
  3. «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
  4. «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».

Где взять КБК?

Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:

  • промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
  • в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
  • Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
  • при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.

Почему меняются коды бюджетной классификации?

Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.

Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.

  1. Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
  2. Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
  3. Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
  4. Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.

К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

Чем чревата ошибка в КБК

Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.

В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.

Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК

  1. Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
  2. Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
  3. К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
  4. При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
  5. Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.

ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.

Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.

  1. Инспекция начислила пени по неуплате налога . Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
  2. КБК не соответствует платежу, указанному в назначении . Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
  3. Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными . Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
  4. Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье . Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.

ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.

  1. Регулярно уточняйте в налоговой, как отражаются проведенные платежи на вашем лицевом счете.
  2. Если вам поступило требование на уплату уже перечисленного вами налога, взноса и т.п., обращайтесь в соответствующий орган (налоговую, внебюджетный фонд) за сверкой расчетов.
  3. Если вы сами увидели допущенную ошибку в КБК, пишите заявление об уточнении.
  4. Старайтесь быть в курсе последних изменений в законодательстве, в частности, последней версии кодов.

КБК – это код бюджетной классификации, который состоит из двадцати цифр. Используются коды для распределения доходной и расходной части всех бюджетов уровней в Российской Федерации. Иметь достоверные сведения о кодах, существующих на момент проведения платежа, когда получателем является один из бюджетов, крайне важно, чтобы сам платеж не пошел «не туда», и чтобы не последовала отмена транзакции или же вовсе потеря средств.

По КБК оплачиваются абсолютно все взносы, налоги, иные платежи в бюджеты. В зависимости от места нахождения плательщика и получателя денежных средств, а также целевого назначения платежа цифровые значения отличаются друг от друга.

Из чего состоит обозначение

Коды КБК устанавливаются законодателем на определенный промежуток времени, как правило, на год. Начиная с 2016 года, бюджетная классификация включает:

  • классификацию всех доходов бюджетов;
  • классификацию всех расходов бюджетов;
  • классификацию всех источников финансирования;
  • классификацию всех источников финансирования дефицитов бюджета.

Чтобы понять принцип работы КБК, необходимо рассмотреть их подробнее, разобраться с их расшифровкой и обозначением комбинаций цифр. Некоторые сложности возникают как раз от незнания того, из чего состоят коды и как их определять для проведения операции по перечислению денег.

Коды бюджетной классификации имеют свои составляющие.

  • Администратор (первые три цифры).
  • Виды доходной части (элемент, статья и группа, а также подстатья и подгруппа – цифры от 4 до 13).
  • Классификация доходов (14-20 разряды).

Первые три цифры обозначают администратора, на чье имя поступают определенные доходные платежи или поступления, — это может быть, например Пенсионный фонд (код 392), Фонд социального страхования (код 393), Федеральная налоговая служба (код 182) и другие. За ними следует классификация и распределение видов и подвидов. Виды включают в себя группу, подгруппу, статью, три знака подстатьи и элемент.

Коды элементов КБК доходов распределяются по десяткам. Их распределение происходит следующим образом:

Код Наименование
01 бюджет всей страны
02 отдельно обособленного образования в составе РФ (субъекта)
03 местный бюджет
04 городскому округу
05 для муниципалитета
06 Пенсионный фонд Российской Федерации
07 для Фонда социального страхования
08 относится к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования
09 территориальный фонд обязательного медицинского страхования
10 бюджет поселения

Итак, код бюджетной классификации Российской Федерации имеет такую расшифровку: первые три цифры кода определены получателю и распорядителю, следующие четыре определяют раздел и подраздел, последующие семь знаков определяют целевую статью, затем идут три знака вида расходов и завершается код тремя цифрами экономической классификации расходов.

Изменения в кодах бюджетной классификации: видео

Разделы по кодам

Составляющие части включают в себя также разделы и подразделы, для которых определены свои номера. При этом раздел и подраздел используются неотъемлемо друг от друга и всегда выглядят таким образом:

Раздел
01 00 вопросы государственного характера, которые содержатся в пятнадцати подразделах (например, 0115, или 0108)
02 00 установлено для национальной обороны, в этом разделе подразделов 8
03 00 национальная безопасность и правоохранительная деятельность
04 00 экономика (составных подразделов 11)
05 00 ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство)
06 00 сфера охраны окружающей среды
07 00 сфера образования и науки
08 00 СМИ, кинематограф, культура
09 00 спорт и охрана здоровья
10 00 социальная политика
11 00 трансферты между бюджетами

Вот некоторые обозначения расходов, что означает КБК.

Следует знать, что все оплачиваемые взносы в ФФОМС и ТФОМС администрирует ПФР. Для взимания налогов и сборов определены такие подвиды с 14 по 17 цифру:

  • 1000 – недоимка или существующая задолженность, выраженная в конкретной сумме платежа, и по отмененному;
  • 2000 – применяется в том случае, когда на задолженность по платежу начислена пеня или проценты (в отношении уплачиваемого платежа);
  • 3000 – указывается при оплате штрафов;
  • 4000 – для других платежей.

Отдельные виды кодов классификатора

Коды доходов бюджетной классификации установлены в 12 и 13 цифровых обозначениях и определяется для налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Для налоговых доходов код элемента доходов соответствует бюджету системы Российской Федерации по критериям распределения полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами муниципалитета.

Коды элементов для неналоговых доходов определяются также в зависимости от полномочий того органа власти, который управляет внебюджетными государственными фондами Российской Федерации. А по безвозмездным поступлениям код устанавливается по трансферту получателя и зависит от того, кому он назначается.

Кроме того, существуют целые правительственные программы, по которым устанавливаются и КБК возврата из бюджета. Таким образом, при назначении отправленного платежа или для того, чтобы получить возврат из бюджета по государственной программе, нужно внимательно следить за указанием цифр из классификатора. Для некоторых платежей такие коды генерирует Пенсионный фонд и налоговая.

Изменения в 2016 году

С 1 января 2016 года изменились коды КБК по платежам в Пенсионный фонд. В соответствии с приказом № 90н, были внесены изменения в коды подвида доходов бюджетов для КБК по обязательному пенсионному страхованию:

  • 2100 – применяется во время перечисления пени;
  • 2200 – для погашения процентов, которые начисляются за время действия отсрочки погашения.

Указание о применении с 1 января 2005 г. новых кодов бюджетной классификации (КБК) утверждено Приказом Минфина России № 72н от 27.08.2004. А в соответствии с Указанием Банка России от 25.08.04 №1493-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» максимальная длина поля 104 расчетного документа увеличена до 20 символов.


КБК (поле 104) - это коды бюджетной классификации , заполняемые в поле 104 платежного поручения. По каждому виду налога в платежном поручении указывается свой код бюджетной классификации (КБК). Максимальная длина поля 104 (КБК) расчетного документа увеличились до 20 разрядов (символов).

Максимальное количество символов КБК проставляемых в реквизите 104 (поле 104) определено в количестве 20, и это указано в Приложении 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".

А само значение КБК всегда можно уточнить по Таблице кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемых Федеральной налоговой службой, которая приведена в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.12.2005 № ММ-6-10/1059@.

Структура кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации (КБК) состоит из 20 разрядов, объединенных в 4 части, и имеет следующий вид:

Рассмотрим структуру кода бюджетной классификации доходов (КБК) Российской Федерации более подробно.

Часть 1: код администратора, состоящий из 3-х разрядов

Администратор - занимает 1-3 разряды КБК, состоящий из трех знаков (символов) и соответствующий номеру, присвоенному главному распорядителю в соответствии с перечнем главных распорядителей соответствующего бюджета.

Администраторами поступлений в бюджет являются:


  • налоговые органы;
  • иные органы государственной власти;
  • органы управления государственных внебюджетных фондов;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения
Для примера приведем коды отдельных администраторов:

  1. код Федеральной налоговой службы России – 182-0-00-00-000…;
  2. код Федеральной таможенной службы России – 153-0-00-00-000…;
  3. код Пенсионного фонда РФ – 392-0-00-00-000…;
  4. код Фонда социального страхования РФ – 393-0-00-00-000…;
  5. код Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 394-0-00-00-000… и т.п.

Часть 2: код вида доходов с 4 по 13 разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, который состоит из 10-ти знаков

Группа - занимает 4 разряд КБК (4 разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации).
Четвертый разряд в коде видов доходов предусматривает следующие группы:

  • 000-1-00-00-000-00… - доходы;
  • 000-2-00-00-000-00… - безвозмездные перечисления;
  • 000-3-00-00-000-00… - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Итак, платежи, администрируемые налоговыми органами, относятся к группе 1 – «Доходы».

Подгруппа - занимает 5-6 разряды КБК (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации). Ее заполнение зависит от группы.

В группу "Доходы" (000-1-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:


  • 000-1-01-00-000-00 - налоги на прибыль, доходы;
  • 000-1-02-00-000-00 - налоги и взносы на социальные нужды;
  • 000-1-03-00-000-00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 000-1-04-00-000-00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 000-1-05-00-000-00 - налоги на совокупный доход;
  • 000-1-06-00-000-00 - налоги на имущество;
  • 000-1-07-00-000-00 - налоги за пользование природными ресурсами;
  • 000-1-08-00-000-00 - государственная пошлина;
  • 000-1-09-00-000-00 - задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 000-1-10-00-000-00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 000-1-11-00-000-00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 000-1-12-00-000-00 - платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 000-1-13-00-000-00 - доходы от оказания платных услуг;
  • 000-1-14-00-000-00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 000-1-15-00-000-00 - административные платежи и сборы;
  • 000-1-16-00-000-00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 000-1-17-00-000-00 - прочие неналоговые доходы;
  • 000-1-18-00-000-00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
  • 000-1-19-00-000-00 - возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
В группу "Безвозмездные поступления" (000-2-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:

  • 000-2-01-00-000-00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;
  • 000-2-02-00-000-00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • 000-2-03-00-000-00 - безвозмездные поступления от государственных организаций;
  • 000-2-05-00-000-00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
  • 000-2-07-00-000-00 - прочие безвозмездные поступления.
В группу "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (000-3-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:

  • 000-3-01-00-000-00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 000-3-02-00-000-00 - рыночные продажи товаров и услуг;
  • 000-3-03-00-000-00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 00-3-04-00-000-00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей;
Статья - занимает 7-8 разряды КБК (7 - 8 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации), указываемые в расчетных документах строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Подстатья - занимает 9-11 разряды КБК (9 – 11 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации), указываемые в расчетных документах строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Элемент - занимает 12-13 разряды КБК. В 12 и 13 разрядах КБК указывается код элемента доходов, закрепляемый:

  1. Для налоговых доходов закрепляется за уровнем бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению налога:

    • федеральными органами власти;
    • органами власти субъектов Российской Федерации;
    • органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

  2. Для неналоговых доходов определяется в зависимости от принадлежности администратора неналоговых поступлений в бюджет к соответствующим уровням власти.
  3. Для безвозмездных поступлений определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.
Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

  • 01 - федеральный бюджет;
  • 02 - бюджет субъекта Российской Федерации;
  • 03 - местный бюджет;
  • 06 - Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • 07 - Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • 08 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • 09 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Часть 3: код программ доходов бюджетов с 14 по 17 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, т.е. состоящий из 4-х знаков

Программа - занимает 14-17 разряды КБК, который используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней и денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Код программ доходов бюджетов (14 - 17 разряды) состоит из 4-х знаков.

Классификация программ доходов кодируется четырьмя знаками, из которых первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору), поэтому в 14−17 разрядах КБК следует указывать:
1000 - при уплате налогов, сборов, взносов (включая перерасчеты, недоимку и задолженность);
2000 - пени и проценты по соответствующим налогам, сборам, взносам;
3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующим налогам, сборам, взносам.

Так, например:


  • КБК для налога по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-1000-110
  • КБК для пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-2000-110
  • КБК для штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-3000-110

Часть 4: Экономическая классификация доходов бюджетов определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления в соответствии с Приложением №2 к Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2004_г. №249.

Экономическая классификация – занимает 18 – 20 разряды КБК и имеет следующие значения:

110 - налоговые доходы
120 - доходы от собственности;
130 - доходы от оказания платных услуг;
140 - суммы принудительного изъятия;
150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
153 - перечисления международных финансовых организаций;
160 - взносы, отчисления на социальные нужд;
170 - доходы от операций с активами;
171 - доходы от переоценки активов;
172 - доходы от реализации активов;
180 - прочие доходы;
410 - уменьшение стоимости основных средств;
420 - уменьшение стоимости не произведенных активов;
440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

При заполнении поля 104 «Код бюджетной классификации» самой распространенной ошибкой является указание в 14-ом разряде КБК нулевого значения. Платежи по таким документам направляются Управлением федерального казначейства в категорию «неклассифицированные» поступления. Четырнадцатый разряд КБК - это символ, который определяется налогоплательщиком, и в расчетных документах не может принимать значение «0».

Кроме данного материала, информацию, связанную с платежными поручениями, можно просмотреть на сайте «

Применение КБК осуществляется на основании указаний, утвержденных приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н. Указания устанавливают структуру, принципы назначения, общие требования к порядку формирования и применения КБК и являются обязательными для всех.

  • доходов бюджетов;
  • расходов бюджетов;
  • источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • операций сектора государственного управления.

Доходы бюджетов пополняются в том числе за счет налогов и приравненных к ним платежей. Они весьма разнообразны, но каждому присваивается свой отдельный код бюджетной классификации, причем первые три цифры кода указывают на администратора платежа. Наиболее распространенный код администратора — 182, код ФНС РФ.

КБК в платежке в 2019 году

То, что для бюджета является доходом, для налогоплательщиков — оплата в государственную казну налогов и приравненных к ним платежей и страховых взносов (кроме «на травматизм»). Поэтому каждый из них вначале поступает на счета территориального органа Федерального казначейства и классифицируется там на основании КБК.

Для любого налогоплательщика или налогового агента, независимо от его организационно-правовой формы, очень важно правильно оформить платежку, так как ошибки, например, неверное заполнение этого поля в платежном поручении, могут привести к тому, что деньги зачислят «не по адресу». Федеральное казначейство может отнести его в разряд «невыясненных». А значит, у плательщика образуется неоплаченное обязательство перед государством, т. е. непогашенная недоимка, пени, штрафы и прочие санкции со стороны государства, в данном случае перед администратором платежей. Этого можно избежать, если верно указывать код бюджетной классификации.

Приказ № 87н от 09.06.2017, который внес изменения в действующие указания по применению КБК, содержит новые коды бюджетной классификации:

  • акцизы. Введены новые коды бюджетной классификации на нагревательный табак и никотиносодержащие жидкости, а также электронные сигареты (приказ Минфина от 06.06.2017 № 84н);
  • курортный сбор. Новый КБК для перечисления курортного сбора в соответствующий бюджет. Теперь перечислять платеж следует по 000 1 15 08000 02 0000 140 («Плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор)»), где первые три цифры (нули) будет администратор доходов. Пока администратор курортного сбора не определен.

Как корректно указать КБК в расчетных документах

Форма платежного поручения и на перечисление обязательных платежей в бюджет утверждены Указанием ЦБ РФ от 03.03.2003 № 1256-У, а правила заполнения — МНС РФ от 03.03.2003 № БГ-3-10/98. В 2019 году применяются формы платежного поручения, закрепленные Положением ЦБ РФ №383-П и приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н.

Каждое поле поручения имеет свой код, с помощью которого ЦБ и Минфин устанавливают правила заполнения реквизитов. Например, предназначено для статуса плательщика.

КБК указываем в поле с кодом 104.

Пример заполнения поля 104 в расчетных документах

Рассмотрим несколько примеров заполнения поля 104 в платежном поручении налогоплательщика, плательщика взносов.

Страховые взносы

С 01.01.2017 все взносы по обязательному страхованию работников, кроме взносов «на травматизм», необходимо перечислять в ФНС. Для удобства плательщиков на сайте ФНС размещена информация, какой КБК указывать по платежу в бюджет . Так, для оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (20 %) за июнь используем 182 1 02 02010 06 1010 160.

Реквизиты платежного поручения на ОПС (20 %) за январь 2019 г.:

  • поле 104 — код бюджетной классификации, например, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование;
  • поле 105 — ОКТМО, код территории по общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту учета налогоплательщика (налогового агента);
  • поле 106 — для текущих платежей указывается код ТП (текущего года);
  • поле 107 — значение показателя налогового периода; может принимать соответствующее значение периода: МС — месячные платежи;
  • поле 108 — номер документа, в данном случае ставится «0»;
  • поле 109 — дата документа, в данном случае ставится «0»;
  • поле 110 — тип платежа, не заполняется;
  • поле 24 — назначение, в данном случае указывается номер страхователя в ПФР РФ.

Налог на прибыль организаций

Иногда бывает необходимо один налог распределить по соответствующим ставкам по разным уровням бюджета: в федеральный и региональный, например, на прибыль.

Предположим, необходимо заплатить в 2019 г. налог в сумме 20 000,00 руб. (налогооблагаемая база составила 100 000,00 руб.).

Для этого необходимо сформировать два платежных поручения:

  • в федеральный бюджет сумма составит 3 % — 3000,00 руб.;
  • в бюджет субъекта РФ — 17 %, то есть 17 000,00 руб. в примере.

Для каждого уровня бюджета определен свой код бюджетной классификации:

  • в федеральный бюджет — 182 1 01 01011 01 1000 110;
  • в бюджет субъекта РФ — 182 1 01 01012 02 1000 110.

Код поля 104 поручения для федерального бюджета будет содержать соответствующий шифр:

Для регионального он будет другим:

Уплата налога физическим лицом

Любой гражданин (плательщик) вынужден разбираться в КБК. Это потребуется для уплаты таких налогов, как земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Основанием для уплаты является налоговое уведомление, направленное налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ). Тем не менее, каждый плательщик должен проверить, правильно ли указаны реквизиты, в том числе код бюджетной классификации.

В платежке неверно указан КБК: что делать

Так как КБК относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа, то при обнаружении ошибочно указанного КБК в поручении на перечисление налога плательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении принадлежности платежа. Данная позиция неоднократно высказывалась Минфином (например, письмо от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145), ФНС (например, письмо от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@), а также Арбитражным судом в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № А53-7943/2013.