Через какое время возбуждают исполнительное производство. Почему приставы не возбуждают исполнительное производство, при наличии исполнительного листа

Замечание

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в 5-дн. срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

    1. без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
    2. исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий , за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 Федерального закона;
    3. истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
    4. документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным

Вернуться назад на

Эффективность судебной защиты и защиты прав, которые осуществляются различными юрисдикционными органами, во многом зависит от исполнительного производства, завершающего стадию гражданского процесса. Именно максимальное обеспечение реального исполнения решений и актов, принимаемых судами и другими органами, создает возможность объективной защиты интересов граждан и организаций. Принятие специального самостоятельного закона об исполнительном производстве – это путь, по которому пошло российское государство после отмены действия Гражданско-процессуального кодекса РСФСР.

Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» закрепил общие нормы, которые применяются во всех случаях принудительного исполнения и регулируют специфику, характерную для отдельных видов судебных актов и других постановлений юрисдикционных органов. Согласно ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», оно возбуждается судебным приставом-исполнителем, путем принятия к рассмотрению исполнительного документа, который поступил из суда или иного органа либо от взыскателя.

Ст. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок его возбуждения.

Первый этап возбуждения исполнительного производства начинается с принятия к исполнению исполнительного документа судебным приставом-исполнителем. После чего пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. При условии первичного поступления исполнительного листа в службу судебных приставов, устанавливается срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В обязательном порядке судебный пристав-исполнитель уведомляет должника об установленном сроке добровольного исполнения и о взыскании с должника исполнительного сбора и расходов в случае не выполнения им требований исполнительного листа. После этого копии постановления о возбуждении исполнительного производства направляются должнику, взыскателю и в суд.

Срок добровольного исполнения начинается с момента получения должником постановления от судебного пристава-исполнителя.

Свое заявление и исполнительный лист взыскатель может подавать лично судебному приставу-исполнителю, а так же может воспользоваться услугами почты, отправив необходимые документы заказным письмом. После получения приставом-исполнителем заявления и исполнительного листа он обязан в трехдневный срок возбудить исполнительное производство. Отправка копии постановления о возбуждении исполнительного производства согласно п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» производиться не позднее дня следующего за днем вынесения постановления.

На сегодняшний день в действующем законодательстве нет определения «исполнительный документ». Основываясь на широком смысле понятия «документ», существующего в уголовно-процессуальном законодательстве, можно сделать вывод что документ – это любое письменное доказательство или технический носитель информации. В ст. 7 ФЗ «Об исполнительном судопроизводстве» дан перечень исполнительных документов, которые являются основание для возбуждения исполнительного производства.

Исполнительные документы:

1. Исполнительный лист, который выдается судами на основании:

Решений третейских судов и международного коммерческого арбитража;
судебные акты, принимаемые судами;
решения иностранных арбитражей или судов;
решения межгосударственных органов, защищающих права и свободу человека.

2. Соглашения об уплате алиментов (данный документ обязательно заверяется нотариально);

3. Судебные приказы;

4. Удостоверения комиссии по трудовым спорам, которые выдаются на основании ее решений;

5. Постановления должностных лиц или органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях;

6. Требования органов, оформленные в установленном порядке и преследующие исполнение контрольной функции о взыскании денежных средств;

7. Личные постановления судебного пристава-исполнителя;

8. Постановления других органов; (только в тех случаях, что предусмотрены федеральным законом).

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим.

В связи с выдачей исполнительного документа сразу по нескольким актам юрисдикции оснований для исполнения существует гораздо больше, чем самих исполнительных документов.

ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», а именно ст. 31 содержит в себе основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Такими основаниями являются:

Отсутствие заявления или подписи в заявлении взыскателя (исключение: случаи возбуждения исполнительного производства без заявления взыскателя);
предъявление документа не по месту совершения исполнительных действий (исключение: случаи, связанные с отсутствием сведений о конкретном подразделении);
истекший и не восстановленный судом срок предъявления исполнительного документа;
не соответствие исполнительного документа требованиям, которые предъявлены к нему в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»;
документ не является исполнительным;
повторное предъявление исполнительного документа, исполнительное производство по которому было прекращено;
повторное предъявление исполнительного документа, исполнительное производство по которому завершилось фактическим исполнением, заменой или отменой наказания в виде штрафа или в связи со смертью должника;
не вступление в законную силу судебного акта или акта другого органа либо должностного лица, являющегося исполнительным документом или на основании которого выдан сам исполнительный документ (исключение: исполнительные документы, подлежащие немедленному исполнению);
документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов в соответствии с российским законодательством.

Согласно ФЗ при отказе в возбуждении исполнительного производства копии постановления должны быть выданы или отправлены взыскателю в тот же или на следующий день, после вынесения постановления. Обжалование отказа о возбуждении исполнительного производства происходит методом подачи ходатайства взыскателем, или должником в Арбитражный суд. Расположение суда напрямую связано с местоположения судебного пристава-исполнителя. Срок на обжалование: 10 дней с момента получения отказа в возбуждении исполнительного производства.

Всех этих строгих и гневных бумажек и так далее. Сегодня самое время перейти к вопросам возбуждения исполнительного производства.

Как Вы уже догадываетесь, для того чтобы начать принудительное исполнение судебного акта, судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство. И делает он это только на основании исполнительного документа. О них мы говорили ранее вот в этой статье . Немаловажным является и тот факт, что исполнительный документ, в большинстве случаев, самостоятельно к приставу попасть никак не может. Кроме, пожалуй, определений суда о принятии обеспечительных мер. Во всех остальных случаях исполнительный документ должен получить в суде сам взыскатель, и уже потом самостоятельно подать в службу судебных приставов. Вместе с исполнительным документом взыскатель подает в службу заявление о возбуждении исполнительного производства, на котором я остановлюсь подробнее. Это важно.

Заявление о возбуждении исполнительного производства

Для того, чтобы судебный пристав возбудил исполнительное производство, взыскатель, а это Ваш банк, микрофинансовая организации, коллекторы, частные лица, да кто угодно еще, должны подготовить заявление о возбуждении исполнительного производства и, соответственно, уже к заявлению приложить свой исполнительный документ.

На самом деле, заявление о возбуждении исполнительного производства очень важная бумажка, которая позволяет взыскателю сразу же, при подаче документов, дать приставу все указания. В заявлении взыскатель может:

  • ходатайствовать о наложении ареста на имущество должника;
  • ходатайствовать об установлении для должника ограничений: а это, как вы знаете, ограничение выезда за границу и ограничение в использовании специальным правом (по-русски, это право управления автомобилем);
  • указать в заявлении известные ему сведения о должнике: его имуществе, его банковских счетах и вкладах и так далее;
  • сразу указать реквизиты своего счёта, на который пристав сможет перечислять денежные средства, получаемые от должника в счет погашения долга.

В последнем случае, это, скорее, не право, а обязанность взыскателя - указать эти сведения. На практике, у Вас могут не принять заявление, если Вы не укажете в нем реквизиты своего расчетного счета. Поэтому, если Вы взыскатель, и у Вас нет счета, рекомендую открыть его заранее, и уже после подавать приставам заявление о возбуждении ИП.

Заявление о возбуждении исполнительного производства должно быть подписано самим взыскателем либо его представителем по доверенности. Если взыскатель физическое лицо или индивидуальный предприниматель, что в целом одно и тоже, то доверенность обязательно должна быть нотариальной формы. Если взыскатель юридическое лицо, достаточно будет простой письменной доверенности. В случае, когда заявление подает представитель, помимо исполнительного листа, к нему необходимо приложить и копию доверенности.

И заявление, и все прилагаемые к нему документы, подаются в отдел судебных приставов по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Это, как Вы, наверняка знаете, место регистрации или место фактического жительства должника, либо же, последнее известному место жительства должника.

Если взыскателю неизвестно, где именно зарегистрирован либо проживает должник, в этом случае он может направить исполнительный документ и заявление ы территориальный орган службы судебных приставов. Это областное либо краевое управление. Дальше уже главный судебный пристав самостоятельно разберется в какой из отделов перенаправить эти документы.

О повторном направлении исполнительных документов в службу судебных приставов

В том случае, когда судебный пристав завершил производства в связи с невозможностью исполнения и вернул исполнительный лист взыскателю, как вы знаете из моих статей, у взыскателя есть право на повторную подачу исполнительного листа приставам. Однако, он может это сделать не ранее чем через 6 (Шесть) месяцев после получение исполнительного листа от пристава. Я полагаю, такой срок установлен не случайно. Если пристав завершил производства в связи с невозможностью исполнения, наверняка он уже установил, что у должника нет имущества и нет денег, чтобы исполнить решение суда. И в этом свете, нет смысла нагружать пристава бесполезной работой, поскольку ничего нового за за короткий срок он не найдет, да и у должника вряд-ли изменится его финансово-имущественное положение.

В некоторых случаях судебный пристав имеет право возбудить исполнительное производство без заявления взыскателя. Таких случаев немного, пройдемся по каждому.

Вынесенное судебным приставом постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий. Грубо говоря, пристав в результате исполнения решения суда понес расходы, связанные, может быть, с оценкой имущества, которое было реализовано в дальнейшем. Эти расходы должны быть компенсированы, поскольку сначала он тратит государственные деньги, потом он должен их вернуть за счет должника. Пристав сам выносит постановление о взыскании этих расходов в рамках исполнительного производства, но эти деньги уходят уже не не взыскателю, а в бюджет.

Кроме того, пристав возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в том случае, когда исполнительный лист направляется в службу судебных приставов непосредственно судом либо другим органом, который имеет право выносить исполнительные документы.

Это было небольшое отступление от темы, но вдруг пригодится. Давайте продолжим о судьбе заявления, которое попадает в канцелярию службы судебных приставов. После того, как взыскатель обратился в отдел судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства, приложил к этому заявлению исполнительный лист и другие документы (доверенности, список имущества, ходатайства), не позднее 3-х рабочих дней все это добро должно быть передано судебному приставу-исполнителю, который уже решает вопрос о возбуждении исполнительного производства.

Судебный пристав, получивший документы, в 3х дневный срок решает вопрос о возбуждении исполнительного производства. Иными словами, путем нехитрых вычислений, можно сделать вывод, что с момента подачи взыскателем документов в отдел судебных приставов до момента возбуждения исполнительного производства должно пройти 6 рабочих дней, не больше по крайней мере.

В том случае, если в заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскатель просил наложить арест на имущество должника, но пристав ему отказал, в постановлении о возбуждении исполнительного производства пристав должен указать мотивы своего отказа.

В случае, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению (я уже говорил о том, что это может быть определение о наложении о принятии обеспечительных мер в котором будет будет указано на немедленное исполнение), то исполнительный документ, после поступления в отдел службы судебных приставов, немедленно передается судебному приставу, который в течение суток должен его исполнить.

Срок для добровольного исполнения решения суда

И вот она, очередная важная норма для должника. В том случае, если судебный пристав впервые возбуждает исполнительное производство в отношении должника, в постановлении о возбуждении исполнительного производства он обязан предоставить должнику срок для добровольного исполнения решения суда.

Я поясню подробнее этот момент. В постановлении о возбуждении ИП указывается срок, в течение которого он может добровольно погасить весь долг. Этот срок составляет всего 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Далее, в постановлении пристав описывает все кары небесные, которые ждут должника в случае, если он добровольно решение суда не исполнит. Я в таких случаях говорю так: если у должника реально есть деньги, но он их просто не хотел отдавать, то у него появляется возможность сэкономить 7% исполнительского сбора, поскольку в случае неисполнения добровольно решения суда в этот 5-ти дневный срок, судебный пристав-исполнитель начислит на сумму долга еще 7% исполнительного сбора. Этот сбор, как я писал выше, придется потом погашать должнику уже в рамках отдельного исполнительного производства. Но, при отсутствии денег у должника, ни 5-ти, ни 20 дней ему не хватит. Поэтому я расцениваю этот срок для добровольного исполнения как формальность.

К слову, срок для добровольного исполнения судебного акта пристав дает должнику только в том случае, если это первое исполнительное производство в рамках конкретного судебного акта. Если пристав возбуждает исполнительное производство в отношении того же судебного акта повторно, то срок для добровольного исполнения уже не предоставляется.

Кроме того, срок для добровольного исполнения судебного акта не предоставляется так же в случаях:

  • конфискации имущества;
  • обязательных работ;
  • выдворения из России иностранных граждан либо лиц без гражданства.

В общем, по тем требованиям, которые не связаны с деньгами.

Требование о предоставлении документов

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав может указать на необходимость для должника предоставить какие-либо документы. В этом случае, я настоятельно рекомендую предоставить приставу запрошенные документы, поскольку это позволит должнику избежать ареста зарплатных карт, пенсионных, социальных пособий и так далее.

Так же, приставу необходимо предоставлять по первому требованию документы, которые подтвердят наличие у должника имущества и доходов на которые не может быть обращено взыскание, сведения о денежных средствах, которые находятся на счетах, во вкладах, на хранении в банках и так далее. То есть, документы, которые позволят должнику сохранить свое имущество. В противном случае, пристав, не выясняя источник происхождения денег или имущества, сможет все это арестовать и, более того, обратить на него взыскание, поскольку полномочия пристава это позволяют.

Понятно, что если Вы не хотите, чтобы пристав нашел Ваши деньги, то документы, содержащие сведения о счетах, ячейках в банке и так далее, в Ваших интересах ему не представлять. Пусть ищет самостоятельно. Но совсем другое дело, когда Вц заинтересованы в предоставлении таких документов:

  • сведения о перечислении алиментов;
  • о перечислении на карту или счет в банке заработной платы;
  • о перечислении пенсии на банковскую карту;
  • о постановке на учет в качестве безработного;
  • документы о принадлежности имущества по месту Вашего жительства третьим лицам и так далее.

Кроме того, если судебный пристав накладывает на должника какие-либо ограничения: это временное ограничение на выезд за границу либо временное ограничение в пользовании специальным правом — правом управления транспортными средствами, а сегодняшний день такая мира существует для определённых категорий должников, то в своем постановлении пристав обязан это прописать.

Если кто-то из Вас уже проходил стадии исполнительного производства и погашал задолженность в принудительном порядке, то Вам должно быть известно об исполнительском сборе. Я буду о нем подробнее рассказывать в следующих статьях, но кратко уже сейчас можно его упомянуть. После полного погашения задолженности пристав выставляет должнику дополнительные требования о взыскании исполнительского сбора. Здесь именно такой порядок: сначала взыскатель получает свое, потом свое получает бюджет посредством пристава.

Причем, пристав имеет право инициировать взыскание исполнительского сбора как после окончания основного использованного производства путем возбуждением нового исполнительного производства, так и без возбуждения нового исполнительного производства, если постановление о взыскании исполнительского сбора и других расходов он вынес в пределах действия основного производства. Я думаю эти нюансы для Вас не существенны, поскольку, суть остается одна.

Во, пожалуй, и все, если говорить о самых интересных моментах. Вы можете всегда открыть Федеральный закон «Об исполнительном производстве», и перечитать статью 30, которая говорит о возбуждении исполнительного производства. Собственно, как раз то, что я Вам сегодня рассказал, но в сложных и запутанных формулировках. У Вас есть вопросы — задавайте их мне, постараюсь ответить по мере возможности. Завтра поговорим об отказе в возбуждении исполнительного производства: в каких случаях это происходит, по каким основаниям и какие последствия отказ в возбуждении ИП повлечет для взыскателя и должника.



Возбуждение исполнительного производства - первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.

До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права.

Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве";

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве";

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1 - 4 и 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", возможно повторное направление (предъявление) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю.

Статьей 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлены общие положения о месте совершения исполнительных действий. Так, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.

В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

На практике нередки случаи, когда исполнительные документы предъявляются с нарушением этих правил. Это может быть вызвано незнанием взыскателем административно-территориального деления соответствующего региона или иной причиной. Закон об исполнительном производстве установил новое правило, позволяющее взыскателю, в случае если ему неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (Главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

Согласно правилам ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ может быть предъявлен судебному приставу-исполнителю взыскателем, судом, другим органом или должностным лицом, выдавшим исполнительный документ. Данной нормой определен исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право предъявлять исполнительный документ к взысканию.

Статья 428 ГПК РФ устанавливает, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно по вынесении решения. Исполнительный лист выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом. Таким образом, в силу диспозитивного характера гражданских правоотношений, для предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждения исполнительного производства необходимо волеизъявление взыскателя в форме подачи им соответствующего заявления, без которого возбуждение исполнительного производства невозможно.

В качестве исключений из общего правила закон содержит ряд случаев (например, п. 2 ст. 130 ГПК РФ), когда волеизъявления взыскателя на возбуждение исполнительного производства не требуется, исключение относится к взысканиям, имеющим публичный и социальный характер. Так, в случаях конфискации имущества, взыскания денежных сумм в доход государства, взыскания ущерба, причиненного преступлением государственному, кооперативному или другому общественному имуществу, взыскания алиментов, взыскания возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, взыскания денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работника, либо в неисполнении решения суда о восстановлении на работе, суд по своей инициативе направляет исполнительный лист для исполнения, о чем извещает соответственно финансовый орган или взыскателя. Во всех других случаях при приеме исполнительных листов судов общей юрисдикции необходимо наличие письменного заявления взыскателя с просьбой возбудить исполнительное производство.

Аналогичным, но более простым образом, данная ситуация урегулирована в АПК РФ. Согласно п. 2 ст. 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта арбитражного суда производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, принявшим этот акт. Исполнительный лист выдается взыскателю после вступления судебного акта в законную силу. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход государственного бюджета направляется налоговому органу по месту нахождения должника. Таким образом, арбитражным судом исполнительные листы могут выдаваться только непосредственно взыскателям или налоговым органам. Арбитражный суд не имеет права самостоятельно обращать свои акты к исполнению.

Предъявление исполнительного листа к взысканию - право, а не обязанность взыскателя, следовательно, никто не может за взыскателя решать вопрос о необходимости предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждении исполнительного производства.

Предполагается, что заявление о возбуждении исполнительного производства может быть подано и подписано лично взыскателем либо его представителем, имеющим соответствующую доверенность на право предъявления исполнительного документа к взысканию. Доверенность должна быть приложена к заявлению. От имени взыскателя - юридического лица заявление может быть подписано руководителем данного юридического лица или представителем юридического лица, имеющим соответствующую доверенность, которая также прикладывается к заявлению.

С возбуждением исполнительного производства закон связывает наступление определенных правовых последствий как для должника, так и для взыскателя. С момента возбуждения исполнительного производства отношения между сторонами или иными субъектами исполнительного производства и судебным приставом-исполнителем приобретают характер отношений власти и подчинения, за нарушение требований судебного пристава-исполнителя для субъектов исполнительного производства могут наступить негативные последствия в виде применения штрафных санкций и применения иных мер ответственности (принудительный привод, привлечение к уголовной ответственности).

Как мы выяснили ранее, исполнительное производство может быть возбуждено только по инициативе взыскателя или органа, выдавшего исполнительный документ. Без наличия у судебного пристава-исполнителя документа, свидетельствующего о волеизъявлении взыскателя на возбуждение исполнительного производства, принимать к исполнению исполнительный документ и возбуждать исполнительное производство нельзя.

Возбуждение исполнительного производства оформляет судебный пристав-исполнитель в форме вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. Данное постановление должно быть вынесено судебным приставом-исполнителем в течение трех дней с момента предъявления ему исполнительного документа.

Требования по форме и содержанию данного постановления можно условно классифицировать на общие и специальные.

Общие требования определены и содержатся в ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которой любое постановление судебного пристава-исполнителя должно обязательно содержать ряд обязательных реквизитов.

Специальные требования к оформлению постановления о возбуждении исполнительного производства содержатся в ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также в ряде других статей и определяются характером требований исполнительного документа. Помимо общих требований, установленных ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать:

1) установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения;

2) уведомление должника о принудительном исполнении требований исполнительного документа по истечении данного срока;

3) при исполнении решений о выселении должника или вселении взыскателя целесообразно сразу указать в нем дату и время принудительного исполнения данных решений в случае их добровольного неисполнения должником;

4) уведомление должника о том, что в случае неисполнения им в добровольном порядке требований судебного пристава-исполнителя с него будут взысканы расходы по совершению исполнительных действий, а также сумма исполнительского сбора;

5) в случае если при возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает решение об аресте имущества, об этом также должно быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

Постановление о возбуждении исполнительного производства должно быть в обязательном порядке не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направлено взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Постановление о возбуждении исполнительного производства состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Вводная часть постановления должна содержать указание на время и место вынесения постановления, должность, фамилию, имя и отчество судебного пристава-исполнителя, вынесшего постановление, наименование, номер и дату выдачи исполнительного документа, по которому выносится постановление, наименование должника, наименование взыскателя, предмет исполнения, рассматриваемый вопрос.

Описательно-мотивировочная часть постановления содержит указания на требования взыскателя, дату предъявления исполнительного документа, соответствие исполнительного документа всем необходимым условиям и требованиям для его принятия и возбуждения исполнительного производства, а также иные обстоятельства, влияющие на возможность возбуждения исполнительного производства, например восстановление взыскателем срока для предъявления исполнительного документа к взысканию.

Здесь же судебный пристав-исполнитель дает правовую оценку тому или иному обстоятельству. В рассматриваемом случае предмет оценки - отсутствие у исполнительного документа обстоятельств, исключающих его принятие и возбуждение исполнительного производства. От юридической правильности описательно-мотивировочной части зависит законность всех последующих действий судебного пристава-исполнителя.

В заключительной, резолютивной части постановления формируются и обозначаются требования судебного пристава-исполнителя, подлежащие исполнению. От правильности формулировки резолютивной части зависят правильность, законность и возможность совершения впоследствии самих исполнительных действий. Она должна содержать:

Вывод по рассматриваемому вопросу, т.е. решение о возбуждении исполнительного производства;

Установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения;

Сами требования, их размер, уведомление должника о принудительном исполнении требований исполнительного документа по истечении данного срока;

При исполнении решений о выселении должника или вселении взыскателя целесообразно сразу указать в нем дату и время принудительного исполнения данных решений в случае их добровольного неисполнения должником;

Уведомление должника о том, что в случае неисполнения им в добровольном порядке требований судебного пристава-исполнителя с него будут взысканы расходы по совершению исполнительных действий, а также сумма исполнительного сбора;

В тех случаях, когда при возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель принимает решение об аресте имущества должника, об этом также должно быть указано в постановлении;

Разъяснение порядка и срока его обжалования.

Согласно п. 2 ст. 30 и п. 2 ст. 80 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в постановлении.

Как показывает практика, возможность реального исполнения требований исполнительного документа напрямую зависит от оперативности действий судебного пристава-исполнителя по наложению ареста на имущество должника, иногда в таких ситуациях счет идет буквально на часы. Требование же данной нормы закона, носящей императивный характер, отрицательно сказывается на процессе исполнения, ибо в случае отсутствия у судебного пристава-исполнителя заявления взыскателя о немедленном наложении ареста у должника есть своего рода иммунитет от ареста на период действия установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения.

По смыслу Федерального закона "Об исполнительном производстве" под добровольным исполнением в исполнительном производстве понимается самостоятельное исполнение должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок до применения к нему государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения.

Согласно п. 12 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Срок для добровольного исполнения исполнительного документа не устанавливается в случаях возбуждения исполнительного производства:

О восстановлении на работе;

Об административном приостановлении деятельности;

О конфискации имущества;

По исполнительному документу об обеспечительных мерах;

При последующих предъявлениях исполнительного документа.

Основные последствия несоблюдения срока для добровольного исполнения для должника - это применение мер принудительного исполнения и взыскание исполнительского сбора, причем взыскание исполнительского сбора возможно только в случае, если срок для добровольного исполнения был нарушен должником без уважительных причин. Вопрос оценки причин пропуска срока и отнесение их к уважительным находятся в компетенции судебного пристава-исполнителя. Основным критерием отнесения причины пропуска срока к уважительной является объективность причин, т.е. когда неисполнение требований не зависит от воли должника.

Последствием нарушения должником срока добровольного исполнения имущественного взыскания будет применение к должнику мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на имущество. Существует исключение для юридических лиц в форме учреждений, которые финансируются за счет бюджета и не отвечают принадлежащим им имуществом по своим долгам.

Рядом с вопросом о добровольном исполнении стоит и вопрос о самостоятельном исполнении должником требований исполнительного документа. Исполнительный документ обязывает должника исполнить определенную обязанность. Исполнение требования исполнительного документа - обязанность и одновременно право должника, которое может быть им реализовано в любой момент времени, независимо от истечения процессуальных сроков и стадии исполнительного производства (но до момента фактической реализации арестованного имущества). Даже в том случае, если к должнику применены меры принудительного исполнения, его имущество подвергнуто аресту и передано на реализацию, должник всегда вправе самостоятельно исполнить требования исполнительного документа. Однако в данном случае ему придется возмещать еще и сумму расходов по совершению исполнительных действий, а также уплатить сумму исполнительского сбора. После того как должник самостоятельно исполнил требования исполнительного документа и возместил все расходы по исполнению, судебный пристав-исполнитель обязан отменить все назначенные им меры принудительного исполнения, в какой бы стадии исполнительное производство ни находилось, после чего исполнительное производство должно быть окончено.

Еще по теме 5.1. Возбуждение исполнительного производства:

  1. 2.Стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения
  2. 6. Возбуждение исполнительного производства и основания применения мер принудительного исполнения
  3. Вопрос 86. Нормативная основа и правовая природа исполнительного производства и основные положения исполнительного производства
  4. § 3. Суд в исполнительном производстве. Участники исполнительного производства
  5. § 3. Арбитражный суд в исполнительном производстве. Участники исполнительного производства
  6. § 1. Законодательство об исполнительном производстве. Органы принудительного исполнения исполнительных документов

На этой стадии судебный пристав-исполнитель принимает решение о начале процесса исполнения судебных актов и актов иных органов.

Согласно ст. 30 ФЗИП, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗИП. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП РФ (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя, например, в случае, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В данном случае для возбуждения исполнительного производства заявления также не требуется.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗИП, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 ФЗИП.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

Учеными дается неоднозначная оценка института предоставления срока для добровольного исполнения судебного решения. Так, И.Б. Морозова считает, что для недобросовестного должника этого срока вполне достаточно, чтобы принять меры к сокрытию имущества, денежных средств и т.д., чем воспрепятствовать исполнению исполнительного документа. Действительно, в практике осуществления принудительного исполнения встречается мало случаев добровольного выполнения судебных предписаний. Пока еще авторитета ФССП не хватает, чтобы при одном только упоминании о возможности применения мер принуждения должник самостоятельно выполнял ее требования.

Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

1) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

2) по исполнительному документу о конфискации имущества;

3) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

4) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

5) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

6) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

Постановления пристава-исполнителя о взыскании с должника

расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного приставом- исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В данном случае должнику также не дается срок для добровольного исполнения.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 ФЗИП, если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов ФССП нескольких субъектов РФ, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом РФ. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом РФ или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта РФ или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа ФССП РФ, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта РФ. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта РФ или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Поступившие исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях судебных приставов исполнительные производства передаются приставу-исполнителю, ведущему сводное исполнительное производство, о чем извещаются взыскатель, должник, суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

По сводному исполнительному производству исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем на территории, на которую не распространяются его полномочия.

Судебный пристав-исполнитель может отказать в возбуждении исполнительного производства в случаях, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено в связи с фактическим исполнением;

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством не подлежит исполнению ФССП;

9) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в России ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в трехдневный срок.

Копия этого постановления с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Исполнительный документ также может быть возвращен судебным приставом-исполнителем взыскателю после возбуждения исполнительного производства. Согласно ст. 46 ФЗИП, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:

1) по заявлению взыскателя;

2) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;

3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника или его имущества;

4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом- исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа;

6) если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.

В случаях, предусмотренных п. 2-6, пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного законом.