Акт налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки

Налоговой проверки (см. ст.87 Налогового кодекса РФ). Поэтому требования к оформлению и порядок проведения любой налоговой проверки в первую очередь зависит от ее вида.

Сегодня налоговым законодательством не предусмотрен четкий порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки, но содержит разъяснения, как, к примеру, в ходе камеральной проверки должен составляться акт о выявленных нарушениях, или скажем, что такой акт должен быть составлен в течение десяти дней после окончания такой проверки. В отличие от оформления результатов камеральной налоговой проверки, акт выездной налоговой проверки достаточно четко урегулирован в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ и выглядит он следующим образом:

  • сначала составляется справка об окончании налоговой проверки (п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ);
  • затем составляется акт налоговой проверки (следует обратить внимание, что акт составляется в двух месячный срок с момента оформления справки об окончании налоговой проверки, об этом указано в п.1. ст.100 Налогового кодекса РФ);
  • далее следует этап направления в налоговый орган возражений на акт от проверяемого лица (здесь также следует знать, что подача возражений возможна в течение пятнадцати дней с момента получения акта – см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки – документ информационного характера, правовой природы этот документ не имеет. Акт налоговой проверки всего на всего содержит зафиксированные налоговиками факты совершенных проверяемым лицом нарушений и в дальнейшем обязательно проверяется налоговой инспекцией при рассмотрении материалов налоговой проверки наряду со всеми другими собранными доказательствами. Принятие налоговой инспекцией окончательного решения по результатам налоговой проверки всегда происходит на основе всех имеющихся в материалах проверки документов и доказательств (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2016г. № Ф09-683/16 по делу № А60-21375/2015).

Это означает то, что обжаловать само содержание акта налоговой проверки налогоплательщик не вправе, а вот повлиять на окончательное решение о привлечении или не привлечении его к налоговой ответственности налогоплательщик вправе, путем подачи возражений. Когда акт налоговой проверки составлен, а возражения проверяемым налогоплательщиком поданы, следует этап рассмотрения материалов проверки (ст. 101 Налогового кодекса РФ). Теперь рассмотрим оформление акта налоговой проверки более подробно.

Справка об окончании налоговой проверки: форма, порядок и сроки составления, порядок вручения налогоплательщику

Как узнать, что налоговая проверка закончилась? Из справки о проведенной проверке (см. Приложение № 7 к Приказу ФНС от 08.05.2015г.). Такая справка составляется в самый последний день выездной проверки (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Как правило справку составляет руководитель группы проверки (или проверяющей группы). Содержание справки по проведенной проверке включает в себя сведения о предмете проверки (вид налога) и период проверки. Также в справке указывается срок проведенной проверки, причем сроки приостановления и продления проверки в справке оговариваются отдельно. В соответствии с Письмом ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 справку о проведенной налоговой проверке подписывает руководитель проверяющей группы (см. п.6.1 указанного Письма).

Справка о проведенной налоговой проверке должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении налоговой проверки;
  • полное и сокращенное название налогоплательщика, в которой была проведена проверка (наименование организации, ИНН/КПП);
  • предмет проверки (вид проверяемого налога, период проверки);
  • срок проведения налоговой проверки.

Дальше с даты составления справки о проведенной проверке отсчитывается срок дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. В последний день проверки данная справка должна быть вручена проверяемому налогоплательщику, а именно руководителю проверяемой организации (если это юридическое лицо), или же индивидуальному предпринимателю лично либо его представителю (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Обязательным требованием к оформлению справки по проведенной налоговой проверке является наличие в ней подписи ру­ко­во­ди­теля ор­га­ни­за­ции или представителя организации по доверенности, индивидуального предпринимателя (ИП) (см п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 Налогового кодекса РФ). С этой целью в утвержденной типовой форме справки имеется специальное поле, в котором представитель налогоплательщика ставит отметку о получении на руки своего экземпляра справки.

Справка о проведенной налоговой проверке может быть передана организации-налогоплательщику и по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), такое вручение сегодня тоже довольно часто практикуется налоговиками. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками был утвержден Приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. В таком случае электронная справка будет считаться полученной в момент, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа налогоплательщиком. Если налоговая инспекция не получит такую квитанцию, она должна будет отправить справку на бумажном носителе в обычном порядке – заказным письмом с уведомлением о вручении (см. пп.12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149).

Налоговая инспекция вправе вызывать ру­ко­во­ди­те­ля юридического лица или индивидуального предпринимателя для личного вручения справки и получения от уполномоченного лица подписи в ее получении на своем экземпляре (см. подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). Такой вызов осуществляется посредством направления налогоплательщику уведомления о таком вызове по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ (см. приложение № 2 к Приказу). Если в таком случае налогоплательщик данное уведомление проигнорирует и не обеспечит явку в налоговую инспекцию (или же не направит своего уполномоченного представителя), а также если он намеренно будет уклоняться от получения справки по проведенной налоговой проверке, налоговая направит справку по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения юридического лица (по месту жительства индивидуального предпринимателя). В таком случае датой по­лу­че­ния справ­ки налогоплательщиком будет являться дата, ука­зан­ная на от­тис­ке ка­лен­дар­но­го почтового штем­пе­ля на уведомлении о вручении.

Акт налоговой проверки: сведения, порядок оформления

Порядок оформления акта налоговой проверки установлен статьей 100 Налогового кодекса РФ. Для начала выделим основные моменты процедуры оформления акта налоговой проверки и его вручения налогоплательщику: акт налоговой проверки составляется в двухмесячный срок со дня, когда налоговой инспекцией будет составлена справка о проведенной налоговой проверке, об этом указано в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. В соответствии с Приказом ФНС России от 08.05.2005г. № ММВ-7-2/189@) момент окончания налоговой проверки определяется моментом (датой) составления справки о проведенной налоговой проверке, которая составляется именно в последний день налоговой проверки (п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки состоит из трех основных частей: вводная, описательная и итоговая. В соответствии с пунктом 3 статья 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки должен содержать следующие обязательные реквизиты и сведения:

  • дата подписания акта;
  • полное и сокращенное наименование проверяемого налогоплательщика (Ф.И.О. физического лица зарегистрированного в качестве ИП);
  • Ф.И.О. должностных лиц налогового органа, проводивших данную проверку (с указанием их должностей, полного наименования налоговой инспекции);
  • дата и номер решения руководителя налоговой инспекции о проведении налоговой проверки (касается только выездных налоговых проверок);
  • дата поступления в налоговый орган декларации от проверяемого налогоплательщика или иных документов (данное требование касается только камеральных налоговых проверок);
  • перечень всех документов, представленных в ходе проведения проверки самим налогоплательщиком;
  • охватываемый период проведенной проверки;
  • вид проверяемого налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес проверяемого налогоплательщика (юридический адрес для юридических лиц, адрес регистрации по месту жительства – для физических лиц и ИП);
  • информация о проведенных в рамках проверки мероприятиях;
  • документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства либо отметка об их отсутствии (см. п.3 ст.100 Налогового кодекса РФ, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2015г. № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014, Постановление Арбитражного суда Московской области от 17.07.2015г. № Ф05-8680/2015 по делу № А41-46433/14.);
  • ссылки на нормы статей Налогового кодекса РФ определяющих ответственность за выявленное нарушение.

Подписывается акт проводившими проверку должностными лицами, а также самим проверяемым налогоплательщиком (или его представителем). Оформленный акт налоговой проверки потом остается на хранении в налоговой инспекции, при этом к нему должны быть приложены следующие документы:

  • решение руководителя налогового органа о проведении налоговой проверки;
  • решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении налоговой проверки (если они вносились);
  • при наличии решение о приостановлении и возобновлении налоговой проверки;
  • при наличии решение о продлении налоговой проверки;
  • требование о представлении налогоплательщиком документов в рамках проверки;
  • при наличии решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов;
  • акт инвентаризации (в случае, если она проводилась);
  • разделы актов проверок филиалов (представительств);
  • документы (информация), истребованные в ходе проверки;
  • заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
  • протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
  • справка о проведенной проверке;
  • документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;
  • копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;
  • иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки, порядок его вручения налогоплательщику

На сегодняшний день в работе налоговых служб повседневно используется типовая форма акта налоговой проверки, которая утверждена Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Данный приказ содержит и требования к составлению акта налоговой проверки. Так, акт налоговой проверки обязательно должен быть составлен на русском языке и на бумажном носителе, или же в электронном виде. Если есть необходимость использования в тексте акта сокращений и аббревиатур, при первом употреблении соответствующее словосочетание должно приводится полностью с указанием в скобках его сокращения, используемого в таком виде далее по всему тексту документа.

Акт налоговой проверки не должен содержать исправления или помарки, это допускается только с соответствующими изменяющими отметками должностного лица, заверенными его подписью. Кроме того, все отраженные в акте факты нарушений должны содержать подробную информацию о:

  • видах и способах нарушения, а также о налоговом периоде;
  • денежном расхождении между данными, заявленными налогоплательщиком в декларации и фактическими выявленными данными;
  • ссылках на первичную бухгалтерскую документацию;
  • квалификации выявленного нарушения со ссылкой на статьи Налогового кодекса РФ;
  • реквизитах экспертного заключения, протокола допроса свидетелей или другие протоколы, составленные при производстве конкретных производственных действиях налогового контроля.

Налоговый кодекс РФ регламентирует право налогоплательщика получать на руки и копию акта налоговой проверки (см. пп.9 п.1 ст.21, пп.9 п.1 ст.32 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 27.08.2007г. № 06-1-02/558). В пункте 5 Требований к оформлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ указано, что акт выездной налоговой проверки составляется инспектором в двух экземплярах, один для налоговой инспекции, второй – для налогоплательщика. Значит по большому счету акт налоговой проверки может быть вручен как в виде копии так и в оригинале, что подтверждается уже сложившейся судебной практикой (см. Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 28.04.2014г. по делу № А35-4665/2013, Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.12.2013г. № Ф03-6129/2013 по делу № А51-16532/2013).

Срок вручения акта налоговой проверки налогоплательщику установлен в пятидневный срок с даты его составления (п.5 ст.100 Налогового кодекса РФ). Здесь присутствует очень важный момент! Налоговая инспекция не имеет права самостоятельно выбирать способ вручения налогоплательщику акта налоговой проверки! В пункте 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ четко прописано, что акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику или его официальному представителю под расписку или должен быть передан другим способом, подтверждающим дату его получения проверяемым лицом, к примеру, акт может быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Однако суды считают, что такой способ вручения налогоплательщику акта налоговой проверки может быть использован только в случаях, когда налогоплательщик уклоняется от получения на руки акта налоговой проверки, и акт налоговой проверки обязательно должен содержать отметку об этом (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2014г. № Ф05-16692/2013 по делу № А41-11771/10).

Опытные инспекторы, в случае, когда налогоплательщик уклоняется от получения своего экземпляра акта налоговой проверки, на последней странице акта делает об этом соответствующую запись, которую обязательно заверяет своей подписью (см. п.1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@). А потом уже направляет акт налоговой проверки по почте заказным письмом с уведомлением. Иногда, хитрые инспекторы чтобы обезопасить себя, прежде чем внести в акт налоговой проверки запись об уклонении налогоплательщика в его получении и направлении акта по почте, сначала вызывают налогоплательщика в налоговую инспекцию с целью личного вручения акта путем направления ему соответствующего уведомления, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ (см. Приложение № 7). Такое уведомление инспектор отправляет налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением, как правило, по его юридическому адресу.

Возражения на акт налоговой проверки

Пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ закрепляет право налогоплательщика в течение тридцати дней представить в налоговый орган письменные возражения на акт налоговой проверки, как в целом, так и по его отдельным положениям, в случае если он не согласен с фактами, отраженными налоговиками в акте налоговой проверке. К своим письменным возражениям налогоплательщик может прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений. Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

В случае, если налогоплательщик не подал письменные возражения на акт налоговой проверки, он не лишается права дачи пояснений при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом данное правило применимо к оформлению не только выездной налоговой проверки, но и камеральной. Если же налогоплательщик в установленный законом срок не представил свои возражения на акт налоговой проверки, но принимал личное участие в рассмотрении материалов проверки, добиться отмены итогового решения налогового органа он сможет, только доказав, что у него не было возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению материалов проверки и соответственно привести аргументированные объяснения.

Обжалование результатов налоговой проверки

Завершающим этапом оформления результатов налоговой проверки является рассмотрение ее материалов, которое проводится руководителем налоговой инспекции, проверявшей налогоплательщика.

Со своей стороны налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Уведомление налогоплательщика должно быть разумным и учитывать необходимое для явки налогоплательщика время, опять же разумное. Руководитель налоговой инспекции обязан установить, было ли совершено проверяемым налогоплательщиком правонарушение, образуют ли выявленные в ходе проверки нарушения состав налогового правонарушения по смыслу Налогового кодекса РФ, а также имеются ли у налогового органа основания для привлечения проверяемого лица к налоговой ответственности. Также при наличии оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, руководитель налоговой инспекции должен установить факт наличия у привлекаемого налогоплательщика обстоятельств смягчающих или отягчающих его ответственность за выявленное в ходе проверки нарушение.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки является решение руководителя налогового органа, которым определяется:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения с указанием соответствующих статей Налогового кодекса РФ, размер выявленной недоимки, и размер подлежащих уплате пеней и штрафа;
  • отказ в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом в решении указываются размеры недоимки и сумма пеней.

Принятое налоговым органом решение вступает в законную силу по истечении 10 (десяти) дней с момента его вручения налогоплательщику. После налоговый орган обязан разъяснить налогоплательщику о возможности добровольной уплаты суммы налоговых санкций (ст. 104 Налогового кодекса РФ). Одновременно с этим, у руководителя налогового органа при наличии оснований есть право принятия в отношении виновного налогоплательщика обеспечительных мер с целью надлежащего исполнения принятого решения (см. п.10 ст.101 Налогового кодекса РФ). К таким обеспечительным мерам в частности относятся запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги и т.п.).

В настоящее время обжалование решений по проверкам проходит сначала путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, затем в судебный орган. В судебной практике есть примеры, когда суд встает на сторону налогоплательщика (см. Постановление ФАС Уральского округа от 24.02.2014г. № Ф09-8/14). При этом не стоит забывать, что у налогового органа тоже есть право и основания для обращения в суд. Например, в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса РФ в случае, если налогоплательщик отказывается в добровольном порядке уплачивать сумму налоговых санкций или им был пропущен срок их уплаты, как это было указано в требовании налогового органа, последний вправе обратиться в суд с требованиями о взыскании налоговых санкций, но для этого действия законом отведен срок исковой давности – 6 месяцев со дня выявления налогового правонарушения (ст.115 Налогового кодекса РФ). Помимо указанного, исковое заявление о взыскании налоговых санкций подается в суд с учетом статуса налогоплательщика:

  • арбитражный суд (когда иск предъявляется в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • суд общей юрисдикции (когда иск предъявляется в отношении физического лица).

Касаемо взыскания пени с налогоплательщика, то их принудительное взыскание с юридических лиц происходит в бесспорном порядке, а в судебном – только с налогоплательщиков-физических лиц, об этом указано в пункте 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

В заключении отметим, что в любом случае, результатом рассмотрения материалов налоговой проверки будет являться итоговое решение руководителя инспекции, и такое решение уже будет окончательным и обязательным к исполнению. И как нами уже было отмечено ранее, налогоплательщик может повлиять на решение налогового органа, и одним из таких способов может быть факт не вручения налогоплательщику акта налоговой проверки до рассмотрения материалов налоговой проверки. Также если налогоплательщик в суде докажет, что он не был надлежащим временем извещен налоговой инспекцией о дате и времени рассмотрения материалов проверки, суд примет сторону налогоплательщика и отменит итоговое решение о проверке. Поэтому налогоплательщика, знайте свои права, и отстаивайте их, ведь законные права налогоплательщиков не должны нарушаться.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В справке должны быть указаны:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название организации, в которой была проведена проверка, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • срок проведения проверки.

Если проверка проводилась у участника консолидированной группы, то в справке также указываются:

  • ИНН, КПП консолидированной группы налогоплательщиков с проставлением даты и регистрационного номера договора о ее создании;
  • полное и сокращенное наименования ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, его ИНН, КПП;
  • полное и сокращенное наименования других участников консолидированной группы налогоплательщиков, их ИНН и КПП.

Это следует из пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ и приложения 2 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Составление справки свидетельствует об окончании проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. После составления справки представители налоговой инспекции не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля. Такие разъяснения содержатся в пункте 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690.

Вручение справки

Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки) (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.

Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ). В этом случае датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма (п. 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Кроме того, справка может быть передана в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. Электронная справка будет считаться полученной, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит справку на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Ситуация: может ли инспекция вместо подлинника вручить организации копию справки о проведенной выездной проверке?

Ответ: да, может.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку и вручает ее представителю организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Положения этой нормы не определяют, в каком виде (подлинник или копия) справка должна быть передана организации. Поэтому инспекция вправе вручить организации копию справки, а оригинал оставить у себя. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2008 г. № 07АП-6276/08).

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки, если инспекция не передала организации справку о проведении проверки?

Ответ: нет, нельзя.

Решение по итогам налоговой проверки подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. В частности, такое решение отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Тот факт, что инспекция не передала справку организации, не оказывает влияния на процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки. Следовательно, само по себе такое нарушение не может стать основанием для отмены решения по итогам выездной проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2008 г. № 09АП-11298/2008-АК).

Акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. Составить акт инспекторы должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299). В этом случае проверяющие указывают в акте на отсутствие нарушений налогового законодательства (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта выездной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте проверки, см. в таблице .

Если при подготовке акта проверки у инспекции возникают сомнения в трактовке законодательства, проект акта может быть направлен на предварительное согласование в региональное налоговое управление. Например, это возможно, если по каким-либо вопросам нет официальных разъяснений ФНС России или если эти разъяснения не совпадают с позицией Минфина России. Сроки согласования проектов актов проверок устанавливают региональные УФНС. Однако эти сроки не должны увеличивать общую продолжительность подготовки акта (два месяца), установленную абзацем 1 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Это следует из положений раздела II Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 октября 2013 г. № ММВ-7-3/449.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки? Инспекция составила акт выездной проверки с нарушениями (ошибками) .

Можно, если нарушения, допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам выездной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам выездной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые были отражены в итоговом решении (см., например, определение ВАС РФ от 6 октября 2009 г. № ВАС-12395/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июня 2009 г. № Ф04-3218/2009(7668-А46-26), Ф04-3218/2009(8926-А46-26), Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/6946-09);
  • исказила факты, установленные в ходе проверки (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2009 г. № Ф09-9205/09-С2);
  • доначислила налоги, пени и штрафы за периоды, которые не могли быть охвачены выездной проверкой (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/126);
  • не обосновала факт налогового правонарушения и привлекла организацию к ответственности за его совершение (см., например, определение ВАС РФ от 4 июня 2009 г. № ВАС-6861/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. № А33-6906/07-Ф02-15/09, Центрального округа от 21 января 2010 г. № А35-1157/08-С15, от 30 ноября 2009 г. № А64-3933/07-16, Волго-Вятского округа от 21 декабря 2009 г. № А82-9362/2008, Поволжского округа от 24 ноября 2009 г. № А72-2919/2009, Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2009 г. № Ф04-5332/2009(18985-А03-34), Московского округа от 6 апреля 2009 г. № КА-А40/2403-09, от 20 января 2009 г. № КА-А40/11945-08, Северо-Западного округа от 4 мая 2009 г. № А56-13415/2006, Уральского округа от 28 августа 2008 г. № Ф09-6143/08-С3).

По общему правилу акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один - для инспекции, второй - для организации. При проведении совместной налоговой проверки акт составляется в трех экземплярах: третий экземпляр инспекция передает органам внутренних дел. При проведении повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции акт тоже составляется в трех экземплярах. В этом случае третий экземпляр акта вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, направит в инспекцию. Об этом говорится в пункте 9 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Вручение акта

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: кому вручается акт налоговой проверки: головному отделению организации или ее филиалам? Выездная налоговая проверка проводилась одновременно в отношении головного отделения организации и ее филиалов .

При одновременной проверке головного отделения организации и ее филиалов акт выездной налоговой проверки получает головное отделение организации.

В течение пяти рабочих дней с даты составления акт налоговой проверки должен быть направлен организации, в отношении которой проводилась проверка, или вручен ее представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ). Документ составляется в соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Результаты проверки филиалов оформляются путем заполнения соответствующих разделов единого акта проверки. Ознакомившись с ними, соответствующий раздел акта подписывает руководитель филиала. Об этом сказано в Требованиях, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. При этом приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 не предусмотрено вручение отдельных частей акта (разделов) филиалу организации. Поэтому единый акт проверки вручается представителю головного отделения организации (направляется в организацию).

Вместе с тем, головное отделение организации вправе направить в адрес своих филиалов выписки из акта проверки (копии разделов акта), касающиеся ее филиалов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 сентября 2007 г. № 03-02-07/1-406, ФНС России от 19 марта 2007 г. № ЧД-6-23/216.

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта выездной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: вправе ли инспекция передать акт налоговой проверки (камеральной, выездной) заказным письмом (по почте), если организация не уклоняется от его получения?

Инспекция может направить акт налоговой проверки заказным письмом. Но датой его получения будет считаться шестой рабочий день со дня отправки заказного письма, только если организация уклонялась от получения акта. Если организация от получения акта не уклонялась, то днем его вручения следует считать день фактического получения заказного письма организацией.

Данный вывод следует исходя из совокупности следующий норм.

Налоговое законодательство указывает, что инспекция вправе передать акт налоговой проверки лично под расписку или иными способами, свидетельствующими о дате получения акта организацией. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Следовательно, отправка акта заказным письмом не является нарушением законодательства со стороны инспекции, поскольку такой способ передачи позволяет достоверно определить дату фактического получения акта организацией.

Вместе с тем, законодательство уточняет, что направить акт налоговой проверки заказным письмом инспекция вправе, только если организация уклоняется от его получения. В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Официальную точку зрения по этому поводу контролирующие ведомства не высказывали. Но в арбитражной практике есть решения судов, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 17 декабря 2009 г. № А55-5813/2009).

Ситуация: по какому адресу организации - юридическому или фактическому - инспекция должна направить заказное письмо с актом налоговой проверки (камеральной, выездной) ?

Заказное письмо с актом налоговой проверки инспекция обязана направить по месту нахождения организации, то есть по ее юридическому адресу, который указан в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31, п. 5 ст. 100 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 1 письма ФНС России от 20 сентября 2013 г. № АС-4-2/16981.

Ситуация: обязана ли инспекция прикладывать к акту, вручаемому организации, доказательства нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки (выездной, камеральной) ?

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от проверяемой организации, то прикладывать такие доказательства к акту проверки инспекция не обязана.

При этом нужно учитывать следующие особенности.

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от других источников (например, документы контрагентов, протоколы опроса свидетелей), то такие доказательства инспекция обязана приложить к акту налоговой проверки. Данная обязанность сохраняется, даже если сведения, полученные от третьих лиц:

  • составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую);
  • содержат персональные данные граждан.

В этих случаях к акту налоговой проверки должны быть приложены не полные копии документов, а выписки из них, заверенные инспекцией.

Такой порядок установлен пунктом 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, пунктом 1.13 приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Возражения по акту

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта выездной проверки; письменных возражений организации, протоколов, экспертных заключений и т. п.) инспекция принимает окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Вручить решение инспекция должна законному или уполномоченному представителю организации. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях. Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления такого решения см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

В наглядной форме этапы проведения выездной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по результатам камеральной проверки. Срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с экспертом.

Какой документ составляется по окончании налоговой проверки?

В последний день выездной налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ).

В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления, продления проверки. Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Итак, с составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается. Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства). Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств. Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?

Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом. Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности независимо от того, привело это или не привело к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

Каковы сроки составления акта по итогам камеральной проверки?

Акт камеральной налоговой проверки составляется в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Каким образом акт передается налогоплательщику?

Акт по итогам камеральной и выездной проверки вручается налогоплательщику под расписку в течение 5 дней с даты подписания или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. Акт составляется после окончания проверки, то есть когда проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика. Поэтому вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только посредством вызова налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.

Если по каким-то причинам налогоплательщик уклоняется от получения акт, это отражается в акте, и он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения считается шестой день с даты отправки этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии.

Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Один месяц со дня получения акта налоговой проверки. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта. До истечения указанного месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).

При направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если налогоплательщик не предполагает непосредственно участвовать в рассмотрении материалов. Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принимать участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.

Если налогоплательщик не успевает представить письменные возражения в месячный срок?

В этом случае следует известить инспекцию о своем намерении представить письменные возражения и попросить отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату по уважительным причинам. В случае представления лицом возражений, пояснений, ходатайств и их получения налоговым органом в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно, данные материалы также рассматриваются и учитываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при вынесении решения (письмо ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@).

Должен ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении материалов проверки налоговым органом?

Не обязательно. Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регулируется статьей 101 НК РФ. Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

В случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть осуществлено в его отсутствие, либо налоговый орган принимает решение отложить рассмотрение. При этом назначается новая дата рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.

Несмотря на то, что, по мнению налогового органа, участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки в конкретном случае «обязательно», такое участие является правом налогоплательщика (подпункт 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Каков срок рассмотрения материалов налоговой проверки?

Решение должно быть принято в течение 10 дней после истечения месячного срока на подачу возражений. Но указанный срок может быть продлен на один месяц. Кроме того, срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.

Что означает назначение налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля?

При рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Дополнительные мероприятия могут быть назначены и при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки. Срок их проведения не должен превышать одного месяца (двух месяцев - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Данный срок не включается в срок, отведенный для вынесения решения по проверке.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля выступают допрос свидетеля, экспертиза, истребование документов. Иные мероприятия, в том числе осмотр, проводиться не могут. Выбранные налоговым органом для проведения дополнительные мероприятия налогового контроля указываются в решении, форма которого содержится в приложении № 29 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

При буквальном толковании статей 93 и 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика только документы о конкретной сделке. У контрагента проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы в полном объеме, так как такое основание для истребования документов как проведение допмероприятий прямо указано в статье 93.1 НК РФ.

Вместе с тем есть практика, согласно которой истребование первичных учетных документов у проверяемого лица как дополнительное мероприятие налогового контроля допустимо при условии наличия у налогового органа оснований для истребования указанных документов в ходе самой налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11).

Как оформляются результаты допмероприятий?

Налоговым кодексом не предусмотрено оформление результатов дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным документом.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ внесены поправки в порядок ознакомления налогоплательщика с материалами проверок?

Со 2 июня 2016 года действует новый порядок ознакомления налогоплательщика с материалами проверок. Вместо подразумеваемой обязанности налогового органа направлять материалы налогоплательщику, поправки предусматривают право налогоплательщика подать заявление на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Без соответствующего обращения налоговый орган не обязан предоставлять материалы налогоплательщику.

Налогоплательщику рекомендуется в любом случае использовать право на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Подать в налоговый орган письменное заявление с просьбой об ознакомлении необходимо в течение срока, установленного для представления возражений по акту проверки или по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно в течение одного месяца или 10 рабочих дней соответственно (пункт 6 статьи 100, новый пункт 6.1 статьи 101 НК РФ).

Форма заявления - произвольная. Ознакомление с материалами проверки организуется на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи вышеназванного заявления. НК РФ закрепляет способы ознакомления: осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий. Факт ознакомления подтверждается протоколом, составляемым согласно нормам статьи 99 НК РФ.

Предположим, допмероприятия завершились 10 октября 2016 года. Налогоплательщик 11 октября 2016 года подал заявление на ознакомление с материалами, полученными налоговым органом. В таком случае налоговый орган должен обеспечить ознакомление не позднее 13 октября 2016 года. Возражения могут быть представлены налогоплательщиком не позднее 24 октября 2016 года.

Продолжительность ознакомления НК РФ не установлена, но по своему предназначению как специальной процедуры, предшествующей рассмотрению материалов проверки руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, ознакомление должно быть завершено в течение срока, отведенного на представление возражений по этим материалам.

Изменился ли порядок представления возражений по материалам допмероприятий?

Поправки вводят новую процедуру - процедуру подачи письменных возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля.

Напомню, что срок проведения допмероприятий, по общему правилу, составляет один месяц и указывается в соответствующем решении. Со дня истечения этого срока начинает течь срок для представления налогоплательщиком возражений, который составляет 10 рабочих дней.

Поэтому, с одной стороны, непредставление заявления об ознакомлении с материалами по сути лишает налогоплательщика возможности представить возражения по ним в рамках отдельной процедуры. С другой стороны, если в силу каких-то причин налогоплательщик не проявил инициативу в подаче заявления, получить доступ к материалам допмероприятий налогового контроля он сможет, участвуя в рассмотрении материалов проверки в налоговом органе и подавая объяснения на этой стадии (пункт 4 статьи 101 НК РФ).

Может ли положение проверяемого налогоплательщика ухудшиться по итогам допмероприятий?

Дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении уже установленных в акте нарушений налогового законодательства. Они не предназначены для сбора сведений о нарушениях, которые не отражены в акте проверки. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушения, не оговоренные в акте проверки.

Но, если нарушения были выявлены в ходе налоговой проверки и отражены в акте проверки, то по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе произвести корректировку налоговых обязательств налогоплательщика по выявленным нарушениям в сторону увеличения (установить сумму неуплаты налога в большем размере, чем было отражено в акте проверки). Такой вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617.

Если налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки, в том числе о материалах, полученных в ходе допмероприятий?

Независимо от представления или непредставления возражений, налогоплательщик должен быть извещен о дате, времени и месте каждого случая рассмотрения материалов проверки (пункт 2 статьи 101 НК РФ). Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является нарушением существенных условий процедуры, установленной НК РФ (пункт 14 статьи 101 НК РФ).

Но, обратите внимание, что пункт 5 статьи 140 НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу на основании апелляционной жалобы налогоплательщика устранить подобное нарушение путем отмены решения, принятого по проверке. При этом одновременно с участием налогоплательщика будет вынесено новое решение по итогам рассмотрения всех материалов проверки и дополнительных документов, представленных при обжаловании.

Должен ли налоговый орган вынести решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки?

Такой обязанности нет. Налоговый орган не обязан принимать решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08). Причем извещение о времени и месте собственно подписания решения также не предусмотрено. Налогоплательщик получит уже подписанное решение.

Со 2 июня 2016 года решение по результатам рассмотрения материалов проверки в ситуации, когда проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, должно приниматься в течение 10 дней со дня истечения срока на представление налогоплательщиком возражений на материалы дополнительных мероприятий. Продление срока принятия решения НК РФ не предусматривает. Течение этого срока не зависит от того, подавал налогоплательщик заявление на ознакомление с материалами или нет. Пропуск срока вынесения решения не влечет его недействительности.

Рассмотрение материалов проверки заканчивается вынесением решения?

Да, решением о привлечении к ответственности или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. С момента вынесения решения определяется истечение трехгодичного срока давности привлечения к ответственности (статья 113 НК РФ).

Кем должно быть подписано решение?

Решение обязательно должно быть подписано тем должностным лицом налогового органа, которое принимало участие в рассмотрении материалов проверки. Формы решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приведены соответственно в приложениях 30 и 31 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол. Это требование закреплено в пункте 4 статьи 101 НК РФ. В протоколе должны быть указаны, в том числе Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, Ф.И.О. и должности лиц, участвующих в рассмотрении со стороны налогового органа.

Налогоплательщик вправе потребовать копию протокола. Если были назначены допмероприятия, то как материалы проверки, так и материалы допмероприятий должны рассматриваться лицом, которое впоследствии подписывает решение. Рассмотрение материалов проверки одним должностным лицом налогового органа, при том, что рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение решения производилось другим лицом, может повлечь признание решения по проверке недействительным (письмо ФНС от 11.03.2016 № ЕД-4-2/3968@).

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ прямо закреплено, что материалы проверки и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае их проведения) рассматриваются одним и тем же руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, проводившего проверку.

Подписание решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки (участвовавшим в рассмотрении только части материалов), является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для отмены вынесенного решения. Считается, что в такой ситуации налогоплательщику не была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10).

А если приложения к решению не подписаны лицом, подписавшим решение, может ли это повлечь отмену решения?

В приложениях к решению, как правило, отражается распределение сумм налога между бюджетами, расчет пени, но могут быть приведены фактические данные, влияющие на расчет недоимки.

Если решение о привлечении к налоговой ответственности подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривавшим материалы налоговой проверки и указанное решение налогового органа принято в соответствии с НК РФ, то факт подписания приложений к решению налогового органа иным лицом или не подписание их руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не является нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. То есть, само по себе это не нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Определение Верховного суда РФ от 13.03.2015 № 301-КГ15-2264).

Одной из функций Федеральной налоговой службы является проведение выездных проверок на предприятиях, индивидуальных предприниматели.

Подобные мероприятия обычно назначаются при возникновении определенных условий. Основная их цель – выявление каких-либо нарушений законодательства при уплате налогов и различных сборов.

После завершения выездной проверки обязательно составляется специальный акт. В нем обозначаются все обнаруженные нарушения.

Существуют определенные правила формирования подобной документации. Акт используется для оповещения проверяемого о найденных нарушениях, дает возможность сформировать пояснение, возражение.

Общие моменты

В случае нарушения установленных законом правил, сроков его представления проверяемый имеет право подать в суд.

При этом судебная практика по этому поводу является крайне неоднозначной. Конечное решение суда зависит от множества различных условий, факторов.

Во избежание допущения различных недочетов стоит заранее рассмотреть подробно следующие вопросы:

  • что это такое?
  • основы проведения процедуры;
  • правовое регулирование.

Что это такое

Налоговая проверка выездного типа – одна из разновидностей функций ИФНС. При реализации данной процедуры сотрудники налогового учреждения выезжают по месту расположения самого предприятия.

Такие проверки назначаются в случае подозрения на наличие действительно серьезных нарушений законодательства. Например, когда несколько отчетных периодов подряд предприятие фиксирует убыток, сдает нулевую отчетность.

Результатом осуществления проверки такого типа всегда является специальный акт. В нем перечисляются:

  • все найденные ошибки при ведении налогового и бухгалтерского учета;
  • требования по их устранению.

Акт имеет юридическую силу, может быть использован при проведении судебного разбирательства в качестве доказательства, аргументации. Обязателен к исполнению.

Невыполнение предписаний в отдельных случаях может грозить не только административной, но и уголовной ответственностью.

Потому стоит ответственно относиться к акту проверок, соблюдать сроки составления возражения и выполнения предписаний – если это необходимо.

Документ рассматриваемого типа включает в себя следующие основные разделы:

  • наименование, порядковый номер;
  • дату составления;
  • перечень осуществляющих проверку лиц;
  • место проверки, дату начала и окончания;
  • ответственные должностные лица на дату проведения проверки;
  • место ведения коммерческой деятельности;
  • перечисление всех обнаруженных нарушений;
  • предложения, а также различные выводы проводящих проверку.

Обязательно в нижней части акта должна быть полная информация обо всех проводящих проверку лицах. Требуется подпись с расшифровкой.

Руководству, получившему акт о проверке, следует обязательно убедиться в правильности его составления.

Наличие грубых нарушений формата, а также законодательных норм может послужить причиной признания результатов проверки недействительной. Возможно реализовать эту процедуру через суд.

Основы проведения процедуры

Обычно выездная налоговая проверка реализуется в отношении целой группы консолидированных налогоплательщиков. Предметом пристального изучения становится прибыль организаций, налоговое обложение.

Максимально пристальное внимание уделяется соблюдению недавно внесенных в налоговое законодательство поправок. Так как чаще именно в этом сегменте отчетности допускается большая часть всевозможных ошибок.

В некоторых случаях процедура проведения поверки может быть приостановлена. В перечень таких ситуаций можно внести:

Формат акта, составляемого по факту свершения проверки данного типа, составляется на основании от 25.12.06 г.

Данный документ является основополагающим. Если по какой-то причине лицо, в отношении которого проводится проверка, отказывается от получения акта с результатами, данный факт фиксируется ИФНС.

В дальнейшем документация высылается по адресу расположения организации, индивидуального предпринимателя заказным письмом – с .

Правовое регулирование

Процедура проведения самой выездной проверки, а также составление акта должны осуществляться в полном соответствии с действующими законодательными нормами.

Основополагающими документами являются следующие:

Процедура ведения учета юридическими лицами
Устанавливаются обязательства по уведомлению налоговых органов при изменении некоторых важных данных
Устанавливает порядок камеральной проверки
Как и когда проводится выездная проверка
Выездные проверки для аудита консолидированных групп налогоплательщиков
Проведение выездной проверки плательщиков налогов, участвующих в различного рода инвестиционных проектах
Обязывает обеспечить налоговым инспекторам доступ ко всем документам, помещениям предприятия, имеющим отношение к проведению проверки рассматриваемого типа
Обозначается право ИФНС требовать данные у контрагентов, свершающим коммерческие сделки с проверяемым налогоплательщиком
Допускается возможность проведения выемки документации
Возможность проведения экспертизы в случае налоговой проверки
Допускается привлечение сторонних специалистов для реализации проверки (переводчиков, иных)
Составление акта по результатам завершения рассматриваемой процедуры

При возможности стоит ознакомиться с затрагивающим данный вопрос федеральным законодательством, а также судебной практикой.

Последняя позволяет оценить шансы разрешения судебного разбирательства в пользу проверяемого. В случае отсутствия опыта работы с актами проверок стоит ознакомиться с образцом.

На примере акта и возражений возможно составить аналогичные документы и избежать стандартных ошибок при этом. Акт об окончании выездной проверки составляется в пределах установленного срока.

Как именно налоговики оформляют результат выездной проверки

Процедура составления акта по результатам налоговой проверки производится в соответствии с установленным в законодательстве регламентом. Нарушение его не допускается.

Проверяемый может самостоятельно ознакомиться с ним, после чего контролировать соблюдение законодательных норм. Разрешать все конфликтные ситуации требуется через суд.

Заранее стоит ознакомиться со следующими вопросами:

  • в какие сроки должен быть составлен — если внеплановая, если плановая;
  • порядок оформления результатов;
  • заполненный пример;
  • если найдены опечатки.

В какие сроки должен быть составлен

Длительность проведения самой выездной проверки вне зависимости от типа организации и иных немаловажных факторов проводится не дольше, чем 2 месяца.

Данный срок устанавливается действующим законодательством. Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен не позднее, чем через 2 месяца с момента окончания проверки.

При этом существует ряд ситуаций, когда допускается продление периода проведения выездной проверки. В данный перечень входит следующее:

  • если требуется получить какие-либо данные от иностранных организаций;
  • когда требуется провести экспертизу, выполнить перевод документации.

Но даже при наличии обозначенных выше причин длительность подобной проверки не может быть более 6 месяцев. Данный момент закреплен на законодательном уровне.

В день окончания проверки обязательно формируется – выдается уполномоченному работнику предприятия.

Внеплановая

Проведение внеплановой налоговой проверки выполняется в следующих случаях:

  • при наличии ;
  • в случае истечения срока действия ранее выданного предписания.

После окончания процедуры проведения проверки обязательно выдается специальный акт. Составляется он в течение 60 дней.

Сформировать , пояснения к нему можно будет в течение следующих 30 дней.

В отношении проверок данного типа действуют все стандартные правила, установленные НПД (Налоговым кодексом РФ, постановлениями ФНС).

Плановая

Плановая проверка может проводиться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Не чаще, чем 1 раз в 3 года.

При нарушении данного срока проверяемый имеет право не предоставлять документы, а также доступ в производственные помещения.

На основании ИФНС обязан на официальном сайте размещать дату проведения всех плановых проверок.

Налоговики обязаны в письменной форме уведомить организацию о самом факте проведения проверки планового характера не позднее, чем за 3 дня до её начала. Длительность её является стандартной (не более 6 месяцев в случае продления).

Видео: ИП или ООО получило решение о выездной налоговой проверке, что срочно делать во избежание штрафов

Аналогичным образом обстоят дела с процедурой формирования акта с результатами. Он составляется и передается в организацию в пределах 60-дневного периода.

Порядок оформления результатов

Максимально подробно процедура оформления результатов рассматривается в ст.№100 Налогового кодекса РФ.

Можно выделить основные моменты, знать которые обязательно:

п.1 ст.№100 НК РФ Устанавливает срок составления акта с результатами проведенной проверки, возражений и пояснений (при необходимости)
п.2 ст.№100 НК РФ Согласно данному пункту необходимо наличие подписей следующих лиц на акте:
проводящих проверку данного типа
уполномоченных лиц учреждения или же ИП
п.3 ст.№100 НК РФ Содержит полный перечень всей необходимой информации, которую следует указать в акте с результатами
п.5 ст.№100 НК РФ Обозначается 5-тидневный срок передачи акта на руки представителям организации, индивидуальному предпринимателю
п.6 ст.№100 НК РФ Возражения составляются в течение 30 дней с момента получения акта

Необходимо помнить о недействительности результатов проверки в следующих случаях:

  • проверяемое учреждение не было уведомлено о самом факте проведения проверке заранее, в установленные законодательством сроки;
  • в случае непредставления акта проверки – оформленного соответствующим образом в течение 2 месяцев с момента завершения процедуры;
  • при наличии иных нарушений регламента проведения выездной проверки.

Заполненный пример

Для обнаружения ошибок в акте выездной проверки стоит заранее ознакомиться с верно составленным примером данного документа.

Найти его можно на официальном сайте ФНС или других авторитетных источниках в интернете.

Если найдены опечатки

Иногда при формировании отчетных документов обнаруживаются опечатки. Например, в наименовании контрагентов, написания фамилий.

Подобные ошибки могут отражаться в акте проверки, но не являются основанием для применения каких-либо санкций. Так как наличие таких опечаток не нарушает действующее налоговое законодательство.

Именно с целью поиска нарушений проводятся подобные выездные плановые и внеплановые проверки. Аналогичным образом обстоит дело с актом.

В случае наличия в нем опечаток он не может быть признан недействительным. Так как это никоим образом не влияет на результат проведения выездной проверки.

Порядок составления акта отражается в действующем налоговом законодательстве. При его нарушении данный документ, как и сама проверка, попросту будут считаться недействительными.

Потому проверяющим и проверяемому учреждению необходимо максимально внимательно изучить данный документ.

АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ - документ, составляемый уполномоченными должностными лицами налоговых органов по результатам выездной налоговой проверки в соответствии с требованиями ст. 100 НК, являющийся одним из оснований для принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Акт налоговой проверки составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Акт подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт в нем делается соответствующая запись. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта, это должно быть отражено в акте налоговой проверки. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС (Инструкция МНС от 31 марта 1999 г. № 52 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов»). Акт вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или представителями налогоплательщика. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная со дня его отправки. Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении указанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. Особенности производства по делу о предусмотренных НК нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, определены в ст. 101.1 НК. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. В случае, когда указанное уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются МНС. Акт вручается лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, начиная со дня его отправки.

Лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе приложить к письменным объяснениям (возражениям) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении указанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. В случае представления лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, письменных объяснений или возражений по акту материалы проверки рассматриваются в присутствии этого лица или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Если лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, несмотря на извещение, не явилось, то акт и приложенные к нему материалы рассматриваются в его отсутствие. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах должно обязательно содержать:

а) обстоятельства допущенного нарушения;

б) указания на документы и иные сведения, которые подтверждают обстоятельства допущенного нарушения;

в) доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

г) решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения законодательства о налогах и сборах с указанием статей НК, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней. Копия решения руководителя налогового органа и требование вручаются лицу, нарушившему , под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. В случае, если копия решения налогового органа и (или) требование не могут быть ему вручены, они считаются полученными лицом, нарушившим законодательство о налогах и сборах, или его представителем по истечении шести дней после их отправки по почте заказным письмом. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов вышеуказанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное налогового органа составляет об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ" в других словарях:

    Акт налоговой проверки Энциклопедия права

    Акт налоговой проверки - По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Акт налоговой проверки - (англ act of tax/taxation inspection) по законодательству РФ о налогах и сборах письменный документ, составленный по установленной форме для оформления результатов выездной налоговой проверки не позднее 2 месяцев после составления справки о… … Большой юридический словарь

    Акт выездной налоговой проверки - в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на …

    АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ - составляется согласно порядку, установленному Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 10 апр. 2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Оформление результатов выезной налоговой проверки - по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Срок рассмотрения руководителем налогового органа акта выездной налоговой проверки - налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт выедной налоговой проверки или возражения по акту в целом или по его… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Право налогоплательщика на возражения по акту выезной налоговой проверки Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Срок представления налогоплательщиком возражений по акту выезной налоговой проверки - налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Акт - (лат. actus, от actum est сделано, совершено; англ. act) в праве действие или событие, а также документ, имеющие юридическое значение (см., напр., Акт налоговой проверки, Акт применения права … Энциклопедия права