Утрата товарной стоимости автомобиля когда выплачивается. Расчет утраты товарной стоимости после ДТП (УТС)

После ДТП каждый потерпевший водитель хочет полностью восстановить своё авто - это вполне разумное желание. Но ремонтные работы не сделают машину такой, какой она была до аварии. Пусть даже состояние у неё будет отличное и видимых дефектов присутствовать не будет - всё равно товарная будет снижена. Для такого явления в российском законодательстве введено отдельное понятие - утрата товарной стоимости и возмещение УТС. И хотя поправки в законодательстве по этому поводу были внесены несколько лет назад, но в 2016 году очень многие автомобилисты не ознакомлены с понятием УТС, а некоторые даже не знают о его существовании.

Часто страховые компании пользуются тем, что автовладельцы не знают всех законов

Определяем значение УТС

Вашему ТС был нанесён урон и ему теперь требуются ремонтные работы (покраска, сварка, замена деталей). Именно в этом случае стоит рассматривать такое понятие, как УТС по КАСКО и ОСАГО. После проведения восстановительных работ, даже очень хороших и качественных, машина будет работоспособна и презентабельна, но её цена уже снижена. Достаточно сравнить стоимость аналогичной машины, которая никогда не попадала в ДТП и не попадала под восстановление, с вашим отремонтированным авто. Разница, которая будет получена в результате таких несложных вычислений, - это утрата товарной стоимости.

Если вы не оформили ни одного страхового полиса, то компенсация стягивается с виновного лица. УТС по КАСКО не возмещается в том случае, если износ машины наступил в результате её эксплуатации, - только при ДТП или умышленных противоправных действиях со стороны других лиц.

Снижение цены за ТС может вызываться ухудшением внешнего состояния, повреждением защитных покрытий, ухудшением показателей прочности составных деталей. Продажа такого автомобиля в 2016 году, впрочем, как и всегда, будет сложной, длительной и не очень выгодной.

Каким образом возможно добиться возмещения

Согласно единым правилам ОСАГО и содержанию соответствующего Закона на организации, представляющие услуги по , не накладывается прямая обязанность в обязательном порядке производить возмещение по УТС. Страховщики не спешат проводить расчёт рассматриваемой категории выплат и добровольно осуществлять возмещение. Поэтому автовладельцам стоит проявлять настойчивость и упорство.

В 2016 году будет 11 лет Постановлению Президиума ВС России, которое позволяет взыскать с каждого страховщика, оформляющего полисы ОСАГО, ущерб по утрате товарной стоимости авто. Здесь не получится обойтись без услуг экспертов-оценщиков, которые смогут установить реальную сумму, подлежащую компенсации. С предоставленной информацией можно обращаться в судебные органы и на законном основании требовать возмещение, которое вам полагается.

УТС можно рассчитывать не только после ДТП. Автомобиль может получить повреждения вследствие других противоправных действий. Если имеется виновник, то у автовладельца присутствуют все основания на взыскание с него компенсации. Государство пошло ещё дальше и расширило список рисков, которые охватывает ОСАГО. Если в результате противоправных действий был повреждён груз, находящийся внутри транспортного средства, то его стоимость должна быть возвращена пострадавшему лицу. Всем прочим людям, имущество которых было испорчено в результате ДТП, также полагается возмещение.

Каким образом происходит расчёт компенсации

Как указывалось выше, расчёт УТС осуществляется экспертами-оценщиками. Эти специалисты берут во внимание сведения, которые отображают затраты на ремонт машины, стоимость испорченных запчастей и необходимых материалов. Сравнивается аналогичной модели и идентичной комплектации на 2016 год с рыночными ценами на подержанную и восстановленную машину.

Когда не стоит надеяться на выплату возмещения

Утрата товарной стоимости может начисляться не на каждое ТС - большое значение играет возраст автомобиля. Иномарки должны быть выпущены не больше пяти лет назад, а экземпляры отечественного автопрома - не больше трёх лет. На молодые ТС устанавливается самый большой коэффициент, размер которого сокращается по мере увеличения возраста машины. Показатель износа не может превышать 40 процентов. Если эксплуатация автомобиля происходит в интенсивном режиме, а его пробег в два раза превышает нормативные показатели, то от компенсации придётся отказаться. По крайней мере, в 2016 году это правило ещё действует.

Кроме этих важных и обязательных условий, требуется выполнение ряда других требований, которые прописаны в правилах ОСАГО:

  • претендент на возмещение УТС не должен являться виновником аварийной ситуации;
  • получение в районе 400 тыс. р. (до 2016 они составляли 120 тыс. р.) позволяет страховщику не выплачивать утраченную товарную стоимость;
  • для авто грузового типа, прицепов и автобусов зарубежного производства срок эксплуатации не может превышать 4 лет (отечественного - 3 года), а для мототехники этот показатель достигает 5 лет;
  • отсутствие работ, связанных с заменой кузовной части ТС, каких-либо повреждений, следов проявления коррозии.

Необходимые действия для автовладельца

Как только случилась неприятность с автомобилем, нужно быстро собирать все документы и нести их в страховую организацию. Страховщики идут на различные хитрости, чтобы сократить количество потенциальных претендентов на выплату УТС. Устанавливают период, в течение которого можно подать заявление, вводят обязательное правило предварительной записи или переносят свои филиалы по таким делам в отдалённые регионы страны. Часто такие мероприятия показывают действенный результат и автовладельцы бросают затею с возмещением УТС. А зря, ведь размер компенсации может быть внушительным, покрывать все ваши расходы и компенсировать потраченное время.

Вернёмся к главному вопросу - какими должны быть действия владельца новенькой и уже испорченной машины:

  1. Получить от вызванного вами эксперта-оценщика специальное заключение в виде акта о расчёте стоимости УТС вашего автомобиля. Если на место ДТП не были вызваны сотрудники полиции, то можно использовать данные с системы ГЛОНАСС, фото и видео в качестве доказательств о причинении ущерба.

  1. Написать своему страховщику заявление, в котором будет изложена ваша просьба о выплате компенсации. Не забудьте приложить копию акта, о котором говорилось в первом пункте.
  2. Получение отказа в просьбе о выплате служит поводом обратиться в суд и оформить заявление на выбранную . Может так произойти, что ваша страховая организация признаёт себя банкротом или размер компенсации превышает допустимый по ОСАГО, то тогда заявление оформляется на лицо, по вине которого случилось ДТП.
  3. Кроме выплаты УТС пострадавший водитель может получить компенсацию причинённого морального вреда и выплаты по упущенной выгоде. В полисе ОСАГО эти категории не прописываются, следовательно компенсацию вы можете получить только от виновника ДТП.

Чтобы повысить свои шансы на достижение положительного результата, потребуется обращаться за помощью к юристам. Как показывает статистика 2016 года, утрата товарной стоимости автомобиля может быть очень высока и с лихвой покрывать все затраты на услуги адвоката.

Разбор спорных ситуаций

Иногда так случается, что виновниками дорожно-транспортного происшествия выступают сразу оба водителя. Встаёт резонный вопрос - как поступить в этом случае, кто кому и сколько должен выплачивать. Согласно постановлениям Верховного Суда, которые действуют в 2016 году, требуется установить степень вины для каждого участника дорожно-транспортного происшествия. Эти данные будут влиять на расчёт выплат для каждой стороны. По ОСАГО вы не получите всего объёма компенсации - только половину стоимости ремонта (это при самых хороших условиях).

Ещё один спорный момент, который до 2016 года страховым компаниям удалось обходить, - место ДТП. Это не всегда может быть дорожное полотно и машина необязательно находится в движении. Находясь на парковке или во дворе собственного дома, в момент погрузки на специальную автотехнику, - в любой из этих моментов ТС может получить повреждения. По ОСАГО в 2016 можно получить полноценное возмещение, если мотор автомобиля был заглушён, но сама машина была в исправном состоянии.

ДТП - это не самое радостное событие, которое может случиться с вами и вашим авто. Особенно печально, когда наносится урон только что приобретённой машине. Она уже не станет такой, какой была раньше. Не стоит опускать руки, ведь вы имеете полное право получить за это денежную компенсацию.

Добиться возмещения УТС по КАСКО или по обязательному виду страхования (ОСАГО) можно двумя способами: с компании, в которой вы приобрели полис, или с виновного лица. Ваши интересы должны быть грамотно представлены, иметь продуманную юридическую основу, а позиция - правильно подготовлена. В этом случае утрата товарной стоимости автомобиля будет доказана и возмещена. И даже если в договоре УТС по КАСКО прямо не указывается и не прописывается (чем грешат все страховые компании), добиться компенсации по этой статье вам, скорее всего, удастся. Верьте, добивайтесь, отстаивайте ваши права и будьте крайне осторожны на дорогах.

Для того чтобы понять что такое утеря товарной стоимости, мы не станем использовать сложных определений и объясним своими словами. Автомобиль это не только средство передвижение, но и товар, и если вы связывались с куплей/продажей подержанных автомобилей, то знаете что «битая» машина всегда дешевле, даже если она хорошо отремонтирована.

В результате ДТП автомобиль получает повреждения, которые не позволяют него восстановить полностью до изначального состояния и для покупателя он уже будет битым. Собственно утеря товарной стоимости и отражает разницу между стоимостью автомобиля в ДТП не бывавшем и автомобиля отремонтированного.

Законные основания и практика

В первые годы после принятия закона об ОСАГО взыскать УТС было невозможно, поскольку страховщики трактовали УТС в соответствии с пунктом 63 статьи 2 закона об ОСАГО как упущенную выгоду. Впоследствии в 2007 году ВС РФ в постановлении №ГКПИ0-658 аннулировал ряд положений в т.ч. упомянутый п. 63. После этого стало возможно получение УТС через суд, но процесс был весьма хлопотным и далеко не всегда успешным.

29 января 2015 года вступило в законную силу Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2, который отнес утерю товарной стоимости к реальному ущербу, а также обязал страховые компании производить соответствующие выплаты пострадавшей стороне.

Несмотря на это, страховые компании по-прежнему всячески стараются избегать выплаты утраты товарной стоимости. Чаще всего, чтобы избежать выплаты достаточно просто не напоминать о возможности ее получения. Но даже если пострадавший подает заявление на возмещение УТС, страховые компании до сих пор предпочитают любыми путями не выплачивать компенсацию. Тем не менее, закон полностью на стороне пострадавшего и дела по возмещению УТС почти всегда выигрышные.

Условия получения

Возраст автомобиля:

  • автомобили производства СНГ не старше 3-ти лет;
  • автомобили зарубежного производства не старше 5-ми лет;
  • отечественные автомобили не старше 3-х лет;
  • грузовой транспорт, прицепы, автобусы не старше 3-х лет производства СНГ и не старше 4-х лет для зарубежных;
  • мототехника не старше 5-ти лет.

Износ:

  • общий износ не более 40%;
  • пробег не более чем в 2 раза выше общенормативного.

Иные условия:

  • возмещению УТС подлежат только страховые случаи ОСАГО и КАСКО (если в договоре КАСКО не прописано иное);
  • вы не должны сами являться виновником повреждений своего автомобиля;
  • автомобиль не должен прежде бывать в ДТП и подвергаться кузовному ремонту;
  • на поврежденных деталях должна отсутствовать существенная коррозия;
  • при компенсации УТС не учитываются заменяемые мелкие элементы (фары, зеркала, молдинги и т.д.);
  • возмещение УТС не производится сверх установленных лимитов страховых выплат.

Что влияет на размер УТС:

  • устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
  • замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  • ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  • полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов. (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски);
  • полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

Рентабельно ли это

Сумма выплаты УТС зависит от стоимости автомобиля и поэтому чем автомобиль дороже, тем компенсация выше. При определенных условия у некоторых дорогих марок автомобиля сумма выплаты УТС может даже превышать саму стоимость ремонта.

Получение дополнительных выплат всегда желательно, тем не менее в некоторых случаях не очень рентабельно из-за дополнительных затрат времени и денег. Так если страховая откажет вам в компенсации, вы будете вынуждены нанимать оценщика, судебного юриста и тратить свое время. Скорее всего, суд обяжет компенсировать вам издержки, но это будет только после суда. Поэтому, рентабельно начинать судиться за получение УТС, если речь идет о значительной для вас сумме. Спрогнозировать примерный размер УТС вы сможете сами на неофициальных онлайн калькуляторах, либо при консультации со специалистом.

Инструкция по получению УТС

Условно процесс получения возмещения утраты товарной стоимости можно разделить на 4 этапа. В некоторых случаях вопрос может успешно решиться уже на первым, а в других придется пройти все 4.

Этап 1

Вам надо проанализировать ситуацию самостоятельно или при помощи специалистов и понять, положена ли в вашем случае компенсация, это довольно просто, смотрите условия выше. Если вы считаете что компенсация вам положена, то вы должны подать в страховую компанию заявление на возмещение (образец вам должны дать в страховой). Кроме того, вы должны потребовать выдать вам следующие документы:

  • акт осмотра ТС экспертом страховщик а после ДТП;
  • страховой акт – вне зависимости от того выплатили ли вам уже основное возмещение, или еще нет.
  • справки формы №748 о ДТП – учтите, что заявление на основное возмещение должно быть вами написано в срок не позже 5-и дней с момента ДТП, а справка №748 выдается страховщиком обычно не ранее 11-го дня.

Этап 2

Если страховая компания самостоятельно не озаботилась оценкой размера УТС и не выплатила компенсацию, то вы должны приступать к самостоятельной оценке. Для этого, вы должны найти независимого оценщика или оценочную компанию, для оценки УТС. Вы договариваетесь с оценщиком о времени и месте осмотра автомобиля, а также в установленном законом порядке уведомляете страховую компанию. Скорее всего, представитель страховой компании не придет на осмотр, но уведомить необходимо, это поможет в будущем суде.

Этап 3

Когда у вас на руках есть акт экспертизы УТС, вы должны обратиться в страховую компанию с повторным заявлением на возмещение и приложить к нему копию акта. По результату вы должны получить либо компенсацию, либо отказ. На рассмотрение заявления у страховщика есть 20 дней, если по истечении этого времени вам отказали или ответа не последовало – приступаем к 4-му этапу.

Этап 4

Составляем исковое заявление в суд, к заявлению прикладываем акт оценки и иные документы. Для того чтобы правильно подать иск лучше всего обратиться к специалисту, поскольку в разных случаях к заявлению будут прикладываться разные документы. Кроме того, в случае успешного для вас исхода, суд обяжет страховщика компенсировать затраты на услуги представителя.

  • Если суммы выплат недостаточно для покрытия всего нанесенного вреда по основному или дополнительному возмещению ОСАГО (ДОСАГО), то пострадавший в праве требовать возмещения оставшейся части ущерба с виновника в досудебном и судебном порядке. Но в целом, например в ППВС РФ от 26.12.17 УТС признается дополнительным ущербом, а значит, может компенсироваться сверх лимита выплат ОСАГО и ДОСАГО.
  • Не верьте на слово страховщикам , страховщики могут устно заверить вас что компенсация УТС вам не положена. Не верьте словам, лучше всего проконсультируйтесь с независимым специалистом.
  • В ранее отказных случаях , раньше не считались подлежащими возмещению УТС повреждения не связанные с ДТП (хулиганские действия, стихийные бедствия, падение деревьев и т.д.), по новым правилам при наличие страхового случая и повреждений вы можете получить УТС и без ДТП.
  • Если ДТП было оформлено по европротоколу , то для возмещения по утрате товарной стоимости суду нужно будет предъявить фото или видеодоказательства нанесенного ущерба с места происшествия.

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС). Как рассчитать УТС. Как получить возмещение по УТС от страховой компании

Что такое утрата товарной стоимости автомобиля

Утрата товарной стоимости (УТС) - эта величина обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению определенных видов повреждений транспортного средства сопровождается объективно необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить техническое состояние транспортного средства (и, соответственно, его стоимость), которое было до дорожно-транспортного происшествия, объективно невозможно.

Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

Иными словами, отремонтированный автомобиль, побывавший в ДТП, никто не купит по той цене, по какой можно купить аналогичный автомобиль, не бывавший в ДТП. Проще говоря, компенсация утрата товарной стоимости - это компенсация того факта, что автомобиль был в ДТП.

Утрата товарной стоимости может рассчитываться в случае, когда на момент ДТП величина эксплуатационного износа автомобиля не превышает 35 %, либо срок эксплуатации не превышает 5 лет. Срок начала эксплуатации отсчитывается не с момента реального начала эксплуатации, а с момента выпуска автомобиля. Дата выпуска указана в документах на автомобиль.

Утрата товарной стоимости рассчитывается оценщиком по определенной методике. Для этого нужно обладать определенными знаниями и навыками.

Если очень сильно захотеть, то можно самостоятельно рассчитать утрату товарной стоимости. Для этого нужно по приведенным ниже ссылкам скачать методики расчета УТС. Однако, эти расчеты могут иметь для Вас лишь справочное значение, так как суд примет лишь расчет, произведенный именно оценщиком.

Подробные методики расчета УТС можно скачать в формате Word (rtf) можно по этим ссылкам:

Обращаю Ваше внимание на то, что повреждение съёмных деталей, которые были в результате ремонта полностью заменены, никак не влияют на утрату товарной стоимости. Утрата товарной стоимости для страхового возмещения по ОСАГО и по КАСКО рассчитывается одинаково.

Как получить возмещение по УТС от страховой компании или от причинителя вреда

Каждый собственник автомобиля вправе получить компенсацию утраты товарной стоимости, однако, страховые компании отказываются проводить экспертизы транспортных средств по определению утраты товарной стоимости, независимо от того, обратились ли вы в страховую компанию по ОСАГО или по КАСКО. Приходится взыскивать компенсацию утраты товарной стоимости через суд. Да и стоимость восстановительного ремонта страховые компании значительно занижают.

"Налоги" (журнал), 2007, N 2

Суды, как арбитражные, так и общей юрисдикции, рассмотрев иски о возмещении убытков, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), часто принимают решения о взыскании с виновной стороны, inter alea, и утраты товарной стоимости автомобиля, пострадавшего в ДТП.

Понятие "утрата товарной стоимости" (УТС) воспринимается и судьями, и практикующими юристами как само собой разумеющееся, и спор в судах обычно ведется в плоскости ее размера, а также обоснованности ее взыскания по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В последнем случае споры ведутся по поводу того, к какому виду убытков относится УТС - реальному ущербу или упущенной выгоде?

Если же обратиться к детальному анализу этого понятия с позиций гражданского права, то он (анализ) тут же влечет целый шлейф вопросов, на которые нет вразумительных ответов в законодательстве. Ответы, которые находятся в результате изучения судебной практики, весьма противоречивы и неоднозначны.

Обращает на себя внимание и такое обстоятельство. Утрата товарной стоимости практически всегда связывается с ущербом, возникшим в результате повреждения транспортного средства. Но ведь ущерб может возникнуть и в результате повреждения другого имущества, например, дорогого рояля, который, как и все вещи, не изъятые из гражданского оборота, имеет товарную стоимость. Если следовать логике рассуждений об УТС транспортного средства, то и рояль, каким бы отличным он ни был после определенного ремонта, также утратит товарную стоимость. Будет ли суд ее взыскивать и как ее определять?

Ответов на эти вопросы пока нет, а те ответы, которые логически вытекают из основных начал гражданского законодательства и понятий гражданского права, идут чаще всего вразрез с правоприменительной практикой.

О правовом определении понятия "утрата товарной стоимости"

Статья 15 ГК РФ устанавливает только два вида убытков: (1) реальный ущерб и (2) упущенная выгода. При этом следует особо обратить внимание на тот факт, что в ГК РФ и других нормативных актах гражданского законодательства понятие "реальный ущерб" является целостным и не делится на какие-либо виды, категории и иные структурные единицы, составляющие это понятие. Для пояснения этого утверждения и сравнения следует привести в качестве примера понятие "хозяйственное общество", охватывающее такие понятия, как "акционерное общество", "общество с ограниченной ответственностью" и "общество с дополнительной ответственностью" и которые, ко всему прочему, определены как составные части понятия "хозяйственное общество" законом (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

УТС считается ущербом, причиненным имуществу потерпевшего, возмещается ему путем уплаты денежных средств или их взыскания судами в его пользу. "С понятием "вред", "ущерб" соприкасается понятие "убыток". Убытком называется вред (ущерб), выраженный в деньгах. Таким образом, убыток - это денежная оценка имущественного вреда" <1>. "Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)" <2>.

<1> Гражданское право: В 4 томах. Т. IV. Обязательственное право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 626.
<2> Гражданское право: В 4 томах. Т. I. Общая часть / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 601.

Таким образом, исходя из основных начал гражданского права <3>, УТС представляет собой не что иное, как убыток. Сразу же возникает вопрос: что же это за убыток - утрата товарной стоимости? И каким законодательным актом он установлен, если его взыскивают суды?

<3> Там же. С. 49.

Согласно ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ): "Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления". Норма аналогичного содержания имеется в ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Определение понятия "УТС" содержится в п. 6.1 Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (с Изменениями N 1, N 2, N 3): "Дополнительная утрата товарной стоимости (далее по тексту - УТС) может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей".

При ознакомлении с содержанием этих определений и правовых актов, в которых они содержатся, сразу же бросается в глаза два важных момента. Первое. Эти определения по своему содержанию являются техническими, а не юридическими и едва ли могут применяться при разрешении вопросов, связанных с осуществлением прав, обязанностей и свобод человека и гражданина. Второе. Минюстом России отказано в регистрации Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (Письмо Минюста России от 27 ноября 2002 г. N 07/11150-ЮД).

Следовательно, как вытекает из вышесказанного, суды при взыскании убытков, возникших в результате ДТП, взыскивают такой вид убытка, как УТС, не предусмотренный ни одним правовым нормативным актом, которым суд обязан руководствоваться, и более того, суды выносят решения о взыскании УТС фактически на основании правовых актов, не подлежащих применению.

Как и чем мотивируют суды свою позицию, разрешая дела о взыскании того, что не установлено законодательством, и при этом на основании нормативных актов, не подлежащих применению? Суды, как им кажется, нашли простой и понятный им выход: УТС суды "относят" к реальному ущербу или, иногда, к упущенной выгоде.

Реальный ущерб или упущенная выгода?

Страховые компании, которые выплатили страховое возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП, еще до вступления в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закон об ОСАГО), подавали иски к причинителям ущерба о взыскании с них суммы страхового возмещения, которую они делили на две части - стоимость восстановительного ремонта и возмещение утраты товарной стоимости (УТС). В обоснование исков страховые компании приводили тот довод, что они возместили как стоимость ремонта, так и УТС, хотя нередко возмещение УТС договором страхования и не предусматривалось.

После вступления в силу Закона об ОСАГО споры об обязанности страховых компаний по выплате продолжились, да и судебная практика была неоднозначна. Согласно п. 60 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263) при причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с этими Правилами возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб. Некоторые суды взыскивали стоимость УТС, считая, что УТС - это также реальный ущерб, а другие суды отказывали в ее взыскании, рассматривая УТС как упущенную выгоду <4>. Президиум ВАС РФ, рассматривая дело по иску "Атомэнергоремонт" к страховой компании "РЕСО-Гарантия", 19 декабря 2006 г. указал в своем Постановлении, что УТС автомобиля относится в реальному ущербу и должна возмещаться в пределах страховой суммы по ОСАГО. Сторонники отнесения УТС к реальному ущербу ссылаются на разъяснение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., содержащееся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (далее по тексту - Обзор): "Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

<4> См. также: Дедиков С. Вопросы и ответы // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. N 49.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия" <5>.

<5> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 12.

Из содержания этого разъяснения неизбежно возникает вопрос: что значит "утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу"? Реальный ущерб, как следует из ст. 15 ГК РФ, является самостоятельным видом убытка. Но и УТС, в сущности, также является самостоятельным видом убытка, как было показано выше. Едва ли логично, обоснованно и разумно относить один самостоятельный вид убытка к другому самостоятельному виду. В данном случае это все равно, что относить реальный ущерб к упущенной выгоде и наоборот. Отнесение же одного самостоятельного вида убытка к другому самостоятельному виду и их одновременное взыскание означает не что иное, как взыскание дважды фактически одного и того же ущерба, что несовместимо с гражданским правом.

Обратимся к сути понятия "утрата товарной стоимости", т.е. утраты стоимости товара - продукта, предназначенного для продажи. Но автомобиль, пострадавший в ДТП, не предназначается, как правило, для продажи, а используется для повседневных потребностей гражданина или организации.

Повреждения, полученные автомобилем в ДТП, исправляются в процессе восстановительного ремонта, стоимость которого и покрывает реальный ущерб, причиненный владельцу автомобиля в результате его повреждения. Какова бы ни была величина возмещения утраты товарной стоимости, она все равно не обеспечит приведение автомобиля в то состояние, в котором он был до ДТП. Если исходить из положения, содержащегося в Обзоре, о том, что "уменьшение его (автомобиля. - Н.М.) потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства", то УТС реально проявляется только в одном случае - при продаже автомобиля, которой может и не быть - автомобиль может быть угнан, продан за символическую цену на запчасти в связи с его ветхостью, подарен, полностью быть разрушен в другом ДТП. То событие, которое может и не наступить, не может быть положено в основание взыскания реального ущерба. В этом отношении представляется убедительной позиция А. Коньшиной, которая, касаясь сути УТС, пишет, что это "категория, которая при определенных условиях существует (при продаже), а при определенных - нет (если ТС не продается), не может быть реальным ущербом, поскольку является условной величиной" <6>.

<6> Коньшина А. Проблемы компенсации товарной стоимости при выплате страховых возмещений // Страховое Ревю. 2006. Июнь.

Если следовать той логике применения УТС, которая содержится в Обзоре, то можно было бы ввести в оборот еще целый ряд "убытков", которые также "отнести" к реальному ущербу. Например , взыскивать возмещение за "сокращение срока эксплуатации", также относя этот убыток к реальному ущербу. Ведь можно доказывать, что в результате ДТП срок эксплуатации транспортного средства стал меньше. Можно было бы ввести и такое понятие, как "утрата уникального вида", с последующим взысканием за его утрату, относя ее также к реальному ущербу. В настоящее время довольно часто можно видеть автомобили, на кузове которых нарисованы изображения различных зверей, птиц, фантастических животных, пейзажей и т.д. (аэрографические рисунки). Цена таких изображений достигает иногда почти половину стоимости автомобиля. Предположим, что в ДТП был поврежден автомобиль, на передних крыльях и капоте которого были нанесены подобные рисунки известным художником. Крылья и капот заменили с высоким качеством работ, страховая компания полностью оплатила стоимость восстановительного ремонта (рисунки застрахованы не были). Владелец поврежденного автомобиля обращается в суд с иском к причинителю вреда о возмещении стоимости рисунков, которая, как считает потерпевший, гораздо выше стоимости их изготовления, поскольку, по мнению потерпевшего, рисунки имеют большую художественную ценность, будучи выполнены известным художником, являются единственными в своем роде и он мог бы продать автомобиль по цене, превышающей оценочную стоимость самого автомобиля перед ДТП, включая стоимость изготовления рисунков, ввиду наличия на автомобиле таких уникальных рисунков. Он может представить свидетелей, которые были бы готовы приобрести автомобиль по повышенной цене только из-за рисунков, выполненных на нем известным художником. А как должен будет поступить суд исходя из "преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида автомобиля", как сказано в Обзоре? Такой вид убытка, как "утрата уникального вида", близок к УТС. Отнесет ли его суд к реальному ущербу и взыщет ли вообще? Допустим, суд отнес этот убыток к реальному ущербу и взыскал стоимость этих рисунков с учетом их художественной ценности, а владелец автомобиля отказался от намерения продавать его. Какой же реальный ущерб тогда был возмещен и чем будет являться возмещение, взысканное за "утрату уникального вида", а проще - за утрату рисунков на автомобиле?

Относительно взыскания УТС представляет определенный интерес позиция члена Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.В. Шевелева, которую он изложил в интервью газете "Юридическая и правовая работа в страховании". В частности, он сказал: "В новой редакции излагаются название ст. 6 Федерального закона и понятие страхового риска при обязательном страховании. Из-за различий в определении понятия "утрата товарной стоимости" (в том числе в методическом плане) со страховщика снимается ответственность по возмещению убытков, вызванных утратой товарной стоимости имущества, а также возмещению вреда, причиненного имуществу, принадлежащему лицу, которое причинило вред" <7>. Однако до настоящего времени такие изменения в Закон пока не внесены.

<7> В интересах повышения эффективности системы страхования // Юридическая и правовая работа в страховании. 2005. N 4.

К какому виду убытков относят УТС суды? Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по делу N А13-8607/04-20 не счел возможным отнести УТС к реальному ущербу.

Противоположную позицию по этому вопросу занял Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассмотрев дело N КГ-А40/3127-06.

Особый интерес представляет Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N КГ-А40/6720-03, принятое 11 сентября 2003 г. Открытое акционерное общество (ОАО) "Воскресенск-Лада" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГУП "Московская железная дорога" о взыскании 24 633 руб., в том числе 11 135 руб. 50 коп. - стоимость восстановительных работ, 8317 руб. 85 коп. - возмещение утраты товарной стоимости и 5000 руб. - расходы на проведение экспертизы (с учетом уточнения исковых требований). Решением от 9 июня 2003 г. иск удовлетворен. Не согласившись с решением в части взыскания размера утраты товарной стоимости, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос о его отмене в указанной части как принятого с нарушением норм материального права и отказе в этой части в иске. Суд, отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, связал возмещение УТС со стоимостью автомобилей, по которой производилась их продажа, иными словами, фактически отнес УТС не к реальному ущербу, а к упущенной выгоде.

Наличие полярно противоположных позиций судов относительно взысканий УТС объясняется прежде всего отсутствием самого понятия "УТС" в законодательстве, определения его содержания и условий и порядка его применения.

Последовательная и обоснованная позиция относительно правомерности взыскания УТС состоит в том, что УТС вообще не должна применяться в гражданско-правовых отношениях и взыскиваться как таковая, поскольку такой вид убытка законодательством не предусмотрен. При рассмотрении вопроса о возмещении ущерба, причиненного любому имуществу, а не только транспортному средству, может взыскиваться только два убытка - реальный ущерб и упущенная выгода, которые прямо предусмотрены в законе. При этом оба убытка должны быть доказаны путем представления доказательств, допустимых в соответствии с ГПК РФ или АПК РФ.

Классики цивилистики о возмещении убытков

Учитывая высокий уровень развития российской цивилистики до 1917 г., позиция ее классиков относительно состава убытков, причиненных лицу, а также оснований, условий и порядка их возмещения представляет значительный практический интерес.

Так, К.П. Победоносцев различал только два вида убытков - положительный ущерб, что соответствует реальному ущербу по современному гражданскому праву, и потерянную выгоду, т.е. упущенную выгоду по современному праву <8>.

<8> Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В трех томах. Том 3 / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Издательство "Зерцало", 2003. С. 545 - 546.

Аналогичную, причем четкую, ясную и аргументированную, позицию занимал и Г.Ф. Шершеневич, который писал только о возмещении реального ущерба, не упоминая ни одним словом УТС <9>.

<9> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Том 2. М.: Издательство "Статут", 2005. С. 204 - 205, 210 - 212.

Понятие "УТС" отсутствует и в работах другого выдающегося русского цивилиста - К.Д. Кавелина <10>.

<10> Кавелин К.Д. Избранные произведения по гражданскому праву. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 596, 602 - 603.

В работах Д.Д. Гримма также нет упоминания УТС или какой-либо категории, которую можно было бы отнести так или иначе к УТС <11>.

<11> Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. М.: Издательство "Зерцало", 2003. С. 312 - 314.

Нет какого-либо упоминания об УТС или о категории, близкой или схожей с ней, и в работах Д.И. Мейера <12>.

<12> Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 1. М.: Статут, 1997. С. 216 - 218.

Логичный, аргументированный и убедительный анализ понятия убытка, оснований и форм его возмещения дан в работах М.М. Агаркова, который также не выделял такую категорию, как "УТС", или что-либо хоть отдаленно схожее с ней <13>.

<13> Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 томах. Том II. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2002. С. 319 - 320.

Таким образом, при изучении вопроса о возмещении убытков русские классики цивилистики считали, что существует только два вида убытков - положительный ущерб в имуществе (damnum emergens) (т.е. реальный ущерб по современному гражданскому праву) и упущенная выгода (lucrum cessans). Упоминание каких-либо иных видов убытков, в том числе и УТС, в их работах отсутствует.

В таком фундаментальном исследовании, как "Гражданское право" (в 4 томах), подготовленном под редакцией и при непосредственном участии известного российского цивилиста, доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова и выпущенном в свет издательством "Волтерс Клувер", также нет упоминания УТС. По поводу убытков и их возмещению в этом труде сказано следующее: "Под вредом в гражданском праве понимается всякое умаление личного или имущественного блага... Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)" <14>.

<14> Гражданское право: в 4 томах. Том I. Общая часть / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 601 - 602.

А как за рубежом?

Рассмотрим вопрос о взыскании УТС на примере двух стран - США и Франции. Он может быть темой обширного отдельного исследования, однако в рамках настоящей статьи имеется возможность осветить только основные моменты.

США. Практика взыскания УТС в США весьма интересна и поучительна. В работе страховых компаний и в судебной практике используется выражение "Loss in market value" (утрата рыночной стоимости), но чаще используется другое выражение - "diminished value", или сокращенно "D/V" (уменьшенная стоимость). Практика ее возмещения далеко не однозначная и весьма противоречивая, поэтому и в настоящее время ведется бурная полемика с участием страховых компаний относительно правомерности и оснований ее взыскания.

В отличие от российских судов американские суды и страховые компании считают, что сам по себе факт ДТП далеко не всегда является основанием для возмещения уменьшенной стоимости. Они полагают, что восстановительный ремонт может быть сделан на таком уровне, что автомобиль после его тщательной диагностики и иной проверки после ремонта будет находиться в том техническом состоянии, в котором он был до его повреждения (умеют же ремонтировать!).

Вопрос о взыскании возмещения за уменьшенную стоимость далеко не новый. Еще в 1923 г. апелляционный суд штата Иллинойс по делу Haussler v. Indemnity Co. of America пришел к выводу, что присяжным не следовало присуждать вознаграждение за уменьшенную стоимость автомобиля в дополнение к стоимости ремонта его повреждения. Суды только некоторых штатов когда-либо признавали, что уменьшенная стоимость должна рассматриваться как утрата, покрываемая договором страхования.

Верховный суд штата Техас 17 октября 2003 г. принял решение, в соответствии с которым вошел в ряды верховных и апелляционных судов штатов Южная Каролина, Флорида, Делавэр, Мэн, Миссури и Висконсин, выразив этим решением свою позицию, состоящую в том, что страховые компании не обязаны компенсировать страхователям утрату рыночной стоимости поврежденного автомобиля. Этим решением было отменено решение апелляционной инстанции девятого окружного суда по делу American Manufacturers Mutual Insurance Company vs. Gary Schaefer, которым за техасским шофером было признано право на компенсацию со стороны его страховщика за уменьшение стоимости автомобиля.

Крупная американская компания The Insurance Services Office (ISO), которая оказывает консалтинговые и другие услуги страховым компаниям, разрабатывает для них и формы страхового полиса, разработала форму страхового полиса, в котором специально исключена графа о возмещении уменьшенной стоимости. Еще в 2001 г. эта форма полиса была принята для использования страховыми компаниями в 38 штатах.

В США также идут бурные дискуссии и полемику относительно соотношения таких категорий, как "неотъемлемое уменьшение стоимости" (inherent diminished value), "уменьшение стоимости вследствие ремонта" (repair-related diminished value) и "уменьшение стоимости вследствие страхования" (insurance-related diminished value).

Крупная американская страховая компания State Farm Mutual Automobile Insurance Company, которая страхует автомобили с 1922 г. и считается страховщиком N 1 на рынке страхования автомобилей, считает, что "неотъемлемого" уменьшения стоимости не существует, то есть то, что автомобиль попал в какое-либо ДТП, не означает, что его рыночная стоимость автоматически падает. Эта компания считает также, что транспортное средство, отремонтированное надлежащим образом, не теряет автоматически рыночную стоимость просто потому, что попало в ДТП. Во многих случаях высокопрофессиональные мастера могут восстановить транспортное средство до его состояния и стоимости, которые у него были до ДТП. По мнению компании, расширенное страхование и страхование от столкновения должно ограничиваться только возмещением стоимости восстановительного ремонта, если транспортное средство можно отремонтировать. Сама компания не выплачивает такое возмещение, за исключением нескольких штатов, в которых суды занимают противоположную позицию. Если же такие требования и предъявляются в этих штатах к компании, то согласно страховым правилам компании требуется представление убедительных доказательств. Компания полагает, что если страховые компании будут принуждаться к возмещению предполагаемой стоимости, то это приведет только к увеличению страховыми компаниями размера страховых премий, которые они взимают со страхователей.

Таким образом, в США практика возмещения убытков, возникших в результате повреждения автомобилей в ДТП, ясно и определенно высвечивает следующую тенденцию: в подавляющем большинстве случаев уменьшенная стоимость, или, применительно к российской практике, УТС, как таковая не возмещается, а возмещается только реальный ущерб путем оплаты стоимости восстановительного ремонта.

Франция. Порядок и условия возмещения убытков, причиненных лицу в результате повреждения его автомобиля, достаточно подробно урегулированы, и кроме того, имеется обширный опыт осуществления разумного возмещения.

Вопросы возмещения убытков в результате ДТП регулируются Гражданским кодексом (le Code civil), Страховым кодексом (le Code des assurances), Кодексом дорожного движения (le Code de la route) и другими законодательными актами.

В процессе возмещения убытков от ДТП употребляются понятие "valeur venale" (рыночная стоимость) и, кроме него, понятия-синонимы, такие как "valeur marchande" (рыночная стоимость), "prix de marche" (рыночная цена) или еще "valeur de realization" (стоимость реализации). Однако понятие "рыночная стоимость" употребляется в области возмещения убытков от ДТП при иных обстоятельствах и на других основаниях по сравнению с применением УТС в России.

Возмещение ущерба от ДТП осуществляется во Франции страховыми компаниями. В случае ДТП водители заполняют, как правило, "протокол о столкновении автомобилей" по установленной форме (le constat amiable), оборотная сторона которого является заявлением в страховую компанию (каждый водитель представляет свою копию протокола в свою страховую компанию). Получив протокол, страховая компания назначает автоэксперта для установления ущерба и его оценки. Следует отметить, что правовое положение и деятельность автоэкспертов во Франции подробно урегулированы. Правовое положение экспертов установлено Законом от 11 декабря 1972 г. N 72.1097 с последующими изменениями, а профессиональная деятельность была более детально урегулирована Декретом от 27 декабря 1991 г. N 91.1315. Помимо этого, квалификация автоэксперта определяется ст. ст. L.326-1 - L.326-12 Кодекса дорожного движения. В соответствии с французским законодательством экспертизу может проводить только дипломированный эксперт в сфере устройства и эксплуатации автомобилей - лицо, имеющее глубокие профессиональные знания в области устройства и эксплуатации автомобилей, диплом по специальности "устройство и эксплуатация автомобилей", выданный национальным образовательным учреждением и внесенный в национальный список экспертов, который ведет Министерство транспорта и который ежегодно обновляется. Экспертизу могут проводить только лица, внесенные в национальный список экспертов <15>.

<15> Следует отметить, что в России "автоэкспертизу" нередко проводят не эксперты-автотехники, имеющие документально подтвержденные знания и полномочия, а оценщики, ничего не имеющие, кроме лицензии на оценочную деятельность.

Размер возмещения для производства восстановительного ремонта не превышает размер рыночной стоимости автомобиля. Интересно отметить, что по французскому законодательству потерпевший в определенных случаях (например, когда для него автомобиль является источником дохода) имеет право на возмещение за период, в течение которого он работал, поскольку автомобиль находился в ремонте (в законодательстве для определения этого периода употребляется термин "безработица" (le chomage)).

После определения экспертом стоимости ремонта потерпевший договаривается о ремонте с автомастерской. Он может сам оплатить стоимость ремонта и после представления в страховую компанию счета на ремонт получить возмещение со стороны страховой компании или страховая компания оплачивает ремонт непосредственно, если у нее имеется соответствующее соглашение с автомастерской. Как правило, страховая компания оплачивает ремонт непосредственно, но только то, что она обязана оплатить.

Таким образом, по французскому законодательству возмещается только стоимость восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП, или, если он не подлежит ремонту, выплачивается денежная сумма, необходимая для приобретения на вторичном рынке автомобиля такой же марки и в состоянии, соответствующем тому, в котором был поврежденный автомобиль непосредственно перед ДТП, т.е. взыскивается исключительно реальный ущерб. Какой-либо убыток, сходный с российской УТС или близкий к ней, не определяется и не взыскивается. Страховая компания во Франции или оплачивает ремонт поврежденного автомобиля непосредственно, или возмещает потерпевшему документально подтвержденные расходы (в пределах страховой суммы). Какие-либо иные суммы потерпевшему не рассчитываются и не выплачиваются.

Вместо послесловия

Хотелось бы надеяться, что законодатель уделит в конце концов должное внимание проблеме существования "утраты товарной стоимости" и заполнит в законодательстве правовой вакуум, что позволит резко сократить число ненужных и бесполезных споров относительно правомерности и обоснованности отнесения ее к тому или иному виду убытков и последующего взыскания. Кроме того, это даст возможность определения и взыскания убытков, возникающих в результате ДТП, на основании содержательных законодательных актов, а не "методических руководств". Как показывает анализ зарубежной практики, это возможно.

Н.В.Морозов

член Президиума

Коллегии адвокатов г. Москвы

"Чаадаев, Хейфец и Партнеры"