Установление дифференцированных налоговых ставок. Что лучше — аннуитетный или дифференцированный платеж

Налоговая ставка — это величина налога на единицу обложения. Определяет часть дохода, которая забирается в бюджет. В соответствии с НК РФ Н.с. представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки используются при расчете налогового бремени предприятия в программе ФинЭкАнализ в блоке Расчет налоговой нагрузки.

По методу установления выделяют ставки:

  • твердые – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (применяются обычно при обложении реальными налогами земельных участков, домов и пр.);
  • процентные (налоговые квоты) – выражаются в процентах от единицы обложения, характерны для налогообложения прибыли и доходов.

По отношению к динамике роста объекта налога различают ставки:

  • пропорциональные – действуют в одинаковом проценте к объекту налога без учета дохода;
  • прогрессивные – возрастают по мере роста облагаемого дохода;
  • регрессивные – уменьшаются по мере роста дохода.
  • маржинальные [непосредственно указанные в нормативном акте о налоге и применяемые к отд. частям дохода (разрядам или маржам), например, в подоходном налоге с физических лиц РФ в разное время использовались маржинальные ставки 12, 15, 20, 25, 30 и 35%];
  • фактические [определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе];
  • экономические [определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу].

Налоговые ставки могут быть едиными для всех налогоплательщиков или дифференцированными. Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются налоговым законодательством в пределах определенных норм по разным основаниям:

  • различиям в материально-имущественном или социальном положении плательщиков;
  • собым заслугам перед государством;
  • организационно-правовым формам деятельности и др.

Дифференциация налоговых ставок может способствовать поддержке развития отдельных производств, промыслов, регионов, переливу капиталов по сферам деятельности, привлечению иностранного капиталов в экономику, достижению других финансово-экономических и социальных результатов.

Налоговая ставка

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая ставка является одним из обязательных элементов налога и одним из основных критериев подсчета налога наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговым периодом, порядком начисления суммы налога и пр.

Только когда определена вся совокупность этих элементов, налог считается установленным.

Основные виды налоговых ставок

По способу начисления налоговые ставки бывают четырех видов: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы (например, транспортный налог). Такую ставку еще называют реальным налогом.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, налог на прибыль, НДС, налог на имущество).

Также пример пропорциональной налоговой ставки является налоговая ставка налога на доходы физических лиц, которая составляет 13 процентов.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Прогрессивная налоговая ставка возрастает по мере увеличения роста налоговой базы.

Есть два типа прогрессивной ставки: простая и сложная.

При простой прогрессии величина ставки растет при увеличении налоговой базы для всей суммы дохода.

При сложной прогрессии налогооблагаемая база делится на части, на каждую из которых начисляется налог по собственной ставке. При этом ставка повышается не для всего дохода, а лишь его части, которая увеличилась относительно предыдущего налогового периода.

Регрессивная налоговая ставка уменьшается по мере увеличения роста налоговой базы. Регрессивные налоговые ставки необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост.

Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу плательщика, называется налоговой квотой.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Дифференцированная ставка

Дифференцированные ставки определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициент, учитывающий экологические факторы.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгид-ростата РФ и Академии наук. В их основу положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов РФ в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод и категории водного объекта.

Рассчитываются дифференцированные ставки по зонам города (поселка) на базе средней ставки налога.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцированные ставки налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Исключением из этого правила является допущение устанавливать особые виды или дифференцированные ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

Изъятием из этого общего принципа является дозволение устанавливать особые виды пошлин либо дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ.

Я полагаю, мы поступим правильно, если вернемся к рассмотрению вопроса о применении дифференцированной ставки НДПИ с учетом горно-геологических условий и степени выра-ботанности запасов нефти. Это особенно важно для разработки низкодебитных месторождений с трудно извлекаемыми запасами, а также бывших высокопродуктивных нефтяных месторождений, которые сегодня имеют обводненность продукции до 85 и более процентов.

Если рентабельность предприятия превышает установленный предельный уровень, то прибыль, соответствующая этому превышению, облагается налогом по дифференцированным ставкам.

Наибольшее применение имеет четвертый, зачетный метод по счетам, поскольку он наиболее прозрачен для проверки и позволяет использовать дифференцированную ставку налога.

Противоречия между стимулирующими целями гибкого налогообложения и фискальными интересами государства могут быть в значительной степени ослаблены при условии, что дифференцированные ставки налога на добычу газа будут применяться только для новых месторождений, предполагаемых к вводу в разработку. То есть в тех случаях, когда вопрос стоит или — или: или месторождение будет введено в эксплуатацию благодаря предоставлению льгот (а государство получит меньший объем налоговых платежей), или месторождение вообще не будет разрабатываться, а государство не получит от него никаких налогов.

Налоговые ставки транспортного налога на 2017-2018 годы

Ставка транспортного налога устанавливается законами субъекта РФ, но не может быть больше предельного размера, указанного в НК РФ. Наша специальная рубрика поможет вам рассчитать налогооблагаемую базу и сумму платежа в бюджет по транспортному средству. Материалы рубрики пригодятся не только бухгалтерам компаний, но и физическим лицам и ИП.

Общие сведения о транспортном налоге

Транспортный налог представляет собой прямой платеж в бюджеты регионов РФ. Его вносят владельцы автомобилей и иных транспортных средств. Обязанность уплачивать налог возложена как на юридические лица, так и на граждан - владельцев транспортных средств (ТС). Чем больше и мощнее автомобиль, тем выше сумма налога. Порядок его расчета и уплаты регулируется гл. 28 НК РФ и региональными законодательными актами.

ВАЖНО! Налоговая ставка по транспортному налогу устанавливается региональными властями.

Транспортный налог введен в экономическую практику России в 2003 году. В большинстве стран мира такого налога нет - вместо него взимаются экологические, дорожные сборы, налоги на движимое имущество.

Экономический смысл транспортного налога состоит в компенсации владельцами автомобилей вреда окружающей среде и дорожному покрытию. Аналогичную функцию выполняют акцизы на бензин и производство автомобилей, поэтому фактически автовладелец облагается несколькими налогами одновременно. В 2010 году Правительство РФ предполагало отменить транспортный налог, заменив его увеличением акцизов на топливо. Акцизы выросли, но налог на транспорт остался.

С введением в 2015 году системы «Платон» для грузовиков идея об отмене транспортного налога была озвучена президентом РФ. Однако ограничилось все только введением налогового вычета по большегрузам и то на период 2016-2018 годов.

Другая инициатива чиновников - заменить транспортный налог акцизом на топливо. Смысл предлагаемого платежа в том, что гражданин или организация будут платить только за фактическое время использования транспорта.

Стоит ли рассчитывать на отмену транспортного налога в 2018 году и как правительство планирует облегчить налоговые обязательства владельцев автотранспорта, читайте здесь.

Плательщики налога на транспорт

Согласно НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых зарегистрировано транспортное средство. При этом не имеет значения, является физическое лицо предпринимателем или нет, - обязанность уплачивать налог остается в любом случае. А юридические лица платят с автомобилей 2 налога:

  • на имущество организаций;
  • непосредственно транспортный.

С 2013 года компании налог на движимое имущество не платили, однако начиная с 1 января 2015 года от налогообложения освобождено только имущество, относящееся к 1-й и 2-й амортизационным группам. Автотранспортные средства в эти группы не входят, следовательно, по ним фирма должна платить и транспортный налог, и налог на имущество.

В 2017 году в отношении движимого имущества регионам предоставлено право самостоятельно принимать решение о введении по этому имуществу льготы. Реализовываться оно будет с 2018 года и может иметь 2 варианта развития событий:

  • регионом принят в 2017 году закон о льготе – льгота с 2018 года применяется;
  • закон регионом не принят – льгота в регионе с 2018 года не действует.

С конца 2015 года к платежам за автомобили для компаний прибавился еще 1 сбор - с грузовиков, имеющих максимальную массу более 12 тонн, в счет возмещения вреда дорожному покрытию. Он перечисляется с помощью системы «Платон». Платежи, уплаченные по больщегрузам, с 03.07.2016 уменьшают сумму налога, начисленного по этим авто. Но такое уменьшение действительно только на период 2016-2018 годов.

Льготы по транспортному налогу

Кто может не платить транспортный налог? Перечень лиц, имеющих право на льготу по данному платежу, устанавливается в каждом регионе отдельно. Однако на послабление налогового бремени могут рассчитывать:

  • инвалиды I и II группы;
  • ветераны ВОВ;
  • герои СССР, кавалеры ордена Славы;
  • общественные организации инвалидов и фирмы, организованные инвалидами;
  • пенсионеры и многодетные семьи (в некоторых регионах).

Кто имеет льготы по транспортному налогу в 2017 году, узнайте здесь.

Льготы имеют разные формы. Например, плательщик освобождается от уплаты налога только за один автомобиль или платит половину от суммы налогового платежа, рассчитанной на общих основаниях.

Налог не платят также компании - организаторы чемпионата мира по футболу в 2018 году. В свободных экономических зонах могут быть установлены каникулы по транспортному налогу. Например, резидентам особой экономической зоны «Зеленоград» предоставляется 5-летняя льгота по этому платежу.

Информацию о сумме налога к уплате физическим лицам представляют налоговые органы на основании имеющихся у них сведений.

ВАЖНО! До мая 2014 года владелец транспорта мог не платить налог, если не получал по почте России уведомление ИНФС. С мая 2014 года граждан обязали при неполучении уведомления от ИФНС самостоятельно передавать в налоговый орган сведения о приобретенной ими собственности, в том числе транспортных средствах (закон от 02.02.2014 № 52-ФЗ). Подробнее об этом – здесь .

Юридические лица рассчитывают сумму транспортного налога сами по данным о движимом имуществе, зарегистрированном на балансе компании. Ставка транспортного налога на 2017-2018 годы для организаций определяется нормативными актами субъектов РФ.

Объект обложения транспортным налогом

С какого имущества взимается транспортный налог? Данный вопрос регулируется положениями ст. 358 НК РФ. Это автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, вертолеты, яхты и прочие самоходные плавательные средства, гидроциклы, моторные сани и моторные лодки, а также ряд других транспортных средств.

Как определяется налоговая база по транспортному налогу, узнайте здесь.

Облагается налогом не все имущество, которое движется, а только транспорт определенной мощности. Так, не платят налог:

  • владельцы маломощных транспортных средств, например, весельных и моторных лодок, если мощность моторной лодки не больше 5 лошадиных сил;
  • инвалиды по специальным автомобилям, если мощность их двигателя не превышает 100 лошадиных сил и они получены через органы соцзащиты.

Платить налог нужно на те виды транспортных средств, которые подлежат госрегистрации. Некоторые отрасли, имеющие социальное значение (например, сельское хозяйство, медицина, охрана границ и правопорядка), освобождены от уплаты транспортного налога по используемому ими транспорту. Так:

  • Для организаций и предпринимателей, которые осуществляют речные, морские и воздушные перевозки, предусмотрено следующее послабление налогового режима: транспортным налогом не облагаются принадлежащие им самоходные плавательные средства и воздушные суда.
  • Аналогичная льгота действует и для сельхозпроизводителей. Тракторы, комбайны и некоторая другая сельскохозяйственная техника (к примеру, молоковозы, скотовозы, машины для ветеринарной помощи) не облагаются транспортным налогом при условии, что они используются именно для сельскохозяйственных работ.
  • Не платят данный налог и органы государственной власти, осуществляющие охрану правопорядка или военную службу.
  • Самолеты и вертолеты, используемые в медицине, также освобождены от уплаты транспортного налога, как и платформы (подвижные и стационарные) для бурения нефти в морях.
  • Корабли, находящиеся в перечне Российского международного реестра судов, также не являются объектом налогообложения транспортным налогом.

Налог не платится в случае, если автомобиль или иное транспортное средство у физлица или организации угнали злоумышленники (при наличии у пострадавшего документов, выданных органами внутренних дел).

ВАЖНО ! Налоговая ставка и сам размер платежа зависят от мощности транспортного средства. Обычно мощность указывается в лошадиных силах. Если же данные указаны в киловаттах, то их переводят в лошадиные силы из расчета, что 1 киловатт равен 1,3592 лошадиной силы. Для некоторого имущества, например, самолетов, расчет налога ведется с каждого килограмма силы тяги. По специфическим видам транспорта (водным или воздушным транспортным средствам без двигателя) определение налогооблагаемой базы осуществляется с единицы транспорта.

Порядок расчета транспортного налога

Сумму транспортного налога к уплате за год для физических лиц и предпринимателей рассчитывают сами налоговики. Налоговый период для них составляет год. Органы ФНС определяют налоговую базу как мощность двигателя транспорта в лошадиных силах. Для дорогостоящих автомобилей установлены специальные повышающие коэффициенты, которые зависят не только от стоимости авто, но и от длительности владения им. Данные о средней стоимости легковых автомобилей и критерии отнесения их к дорогостоящим определяет Министерство промышленности и торговли РФ.

Налоговые органы прекращают взимать налог с физического лица либо с исчезновением у него соответствующего имущества, либо в связи со смертью владельца. Если есть задолженность по налогу, ее погашают наследники.

О сроках уплаты транспортного налога для физических и юридических лиц узнайте здесь.

Как рассчитывает транспортный налог организация? Сначала бухгалтер проверяет, есть ли на счете 01 автомобили или иные транспортные средства. Затем уточняет, является ли транспорт компании объектом налогообложения. Потом нужно выяснить, зарегистрирован ли автомобиль в органах ГИБДД - налог платится только с транспорта, поставленного на учет в дорожной инспекции.

На следующем этапе компания должна узнать, есть у нее льгота по уплате налога. Для этого нужно свериться со ст. 357 НК РФ и региональным законодательством - возможно, в субъекте РФ предусмотрены дополнительные льготы.

Сумма налога к уплате определяется как произведение налоговой базы и ставки. Налоговую базу (чаще всего мощность автомобиля в лошадиных силах) бухгалтер определит согласно ПТС.

Ставки транспортного налога по регионам в 2017–2018 годах можно найти на сайте ФНС или в нашей рубрике «Ставки транспортного налога».

Сумма налога в некоторых регионах может зависеть от категории машины, повышающего коэффициента, экологического класса или возраста авто. Кроме того, бухгалтеру нужно учитывать сроки владения автомобилем в налоговом периоде.

По транспортному налогу компания платит авансы (каждый квартал, если это установлено законом региона) и годовой платеж. В регионе уплата авансов может быть отменена, тогда рассчитываться с бюджетом нужно единожды - по итогам года.

О налоговом и отчетном периодах по транспортному налогу читайте здесь.

Компания сдает отчетность по налогу 1 раз в год - по итогам налогового периода. Отчетность можно сдать в инспекцию по ТКС, а также лично (при необходимости по доверенности) или отправить почтой. Декларация содержит в себе сведения об автомобиле, его марку, номер, количество лошадиных сил и прочие сведения, необходимые для расчета самого налога.

ВАЖНО ! Если Министерство промышленности и торговли выпустило новый список дорогостоящих автомобилей, а вы уже сдали декларацию по транспортному налогу, переделывать отчетность и представлять уточненную декларацию не нужно.

Сдавать декларацию нужно в налоговую инспекцию по месту головного офиса или подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль.

Ставки транспортного налога по регионам в 2017–2018 годах: таблица, нюансы

Ставки по данному налогу каждый субъект определяет самостоятельно. В целях наиболее справедливого налогообложения транспорта региональные власти наделены правом устанавливать дифференцированные ставки по таким критериям, как мощность двигателя, вместимость, категория транспортного средства и год его выпуска, срок эксплуатации.

НК РФ устанавливает налоговую ставку по транспортному налогу, которая, будучи увеличенной в 10 раз, является максимальным пределом для соответствующих ставок регионов. По легковушкам с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил налоговая ставка может быть снижена до 0.

Поскольку транспортный налог призван компенсировать вред окружающей среде и дорогам от использования автомобилей, логично предположить, что ставки налога должны зависеть от экологического класса машины. Подробнее о соответствующей инициативе чиновников читайте в статье «Транспортный налог заменят экологическим?» .

Ставки по налогу одинаковы как для физлиц, так и для ИП и юридических лиц и зависят только от непосредственных характеристик транспортного средства. Например, для легковых автомобилей ставка изменяется в соответствии с мощностью двигателя.

В Москве для легковушек выделены 8 категорий:

  • до 100 лошадиных сил включительно;
  • от 101 до 125 лошадиных сил;
  • от 126 до 150 лошадиных сил;
  • от 151 до 175 лошадиных сил;
  • от 176 до 200 лошадиных сил;
  • от 201 до 225 лошадиных сил;
  • от 226 до 250 лошадиных сил;
  • свыше 250 лошадиных сил и далее.

Узнать ставку транспортного налога в интересующем вас регионе можно из этой статьи.

Ставки транспортного налога в 2017–2018 годах изменились незначительно. Многие регионы не стали отменять те ставки, которые действовали, соответственно, в 2016 и 2017 годах и продлили их действие. На расчет транспортного налога влияют несколько факторов. Помимо мощности двигателя, это класс автомобиля, год его производства, цена приобретения, количество месяцев владения, экологическая безопасность, сфера применения и др.

Читайте статьи из нашей рубрики «Ставки транспортного налога» , чтобы быть в курсе изменений, касающихся данного бюджетного платежа. А их, по всей видимости, нас ждет немало.

Дифференцированные ставки «упрощенки»

Экспертиза статьи: С.Б. Пахалуева, советник отдела специальных налоговых режимов Минфина России

В 2009 году регионы получили возможность устанавливать дифференцированные ставки по налогу, уплачиваемому при применении УСН(1) .

Данное нововведение касается только тех компаний, которые выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы». Размер ставок может колебаться от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Определить, к какой категории относится ваша организация поможет «Актуальная бухгалтерия».

Власти на местах распорядились своим новым полномочием по-разному. В некоторых регионах ставка в размере 5 процентов была установлена для всех без исключения «упрощенных» компаний. Так, например, сделали власти Псковской области(2). В Ростовской области льготное налогообложение было предусмотрено для малых предприятий, работающих на УСН (3). Они будут определять налог из расчета 10 процентов. Во многих регионах размер ставки привязали к деятельности, которую ведет организация. В частности, в Еврейской автономной области 5-процентный налог будут платить компании, которые занимаются обработкой отходов резины, пластмасс, стекла или же предоставляют социальные услуги. Ставка в размере 10 процентов будет действовать в отношении организаций - производителей хлеба и мучных изделий, одежды и аксессуаров, офисной мебели и т. д.(4).

Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 346.20
2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Безусловно, данные изменения выгодны «упрощенцам», ведь их налоговая нагрузка значительно уменьшится. Однако новшество может добавить и хлопот бухгалтерам некоторых компаний. А именно тех организаций, которые ведут несколько видов деятельности.

Основной вид деятельности
Итак, вид деятельности станет для многих «упрощенцев» основным фактором, определяющим, по какой ставке они будут платить налог. По логике применять дифференцированные ставки компания сможет, если «льготная» деятельность будет для нее основной. И вот тут-то возникает неясность. Как в этом случае следует определять, какой вид деятельности у компании является основным? К сожалению, четкого ответа на этот вопрос в законодательстве на сегодняшний день нет. В отдельных регионах данная проблема была решена следующим образом. В частности, в Кемеровской области утвержден перечень льготных видов деятельности. При этом четко установлено, что применять 5-процентную ставку организация может при условии, что ее доход от данного бизнеса за соответствующий отчетный (налоговый) период составляет не менее 80 процентов от его общей суммы(5) . Получается, что подтверждать право на льготу «упрощенцам» придется ежеквартально (О том, как правильно списать убыток при расчете базы по «упрощенному» налогу читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 2, 2009). То есть, прежде чем рассчитывать налог по пониженной ставке, компании предстоит определить, была ли «льготная» деятельность приоритетной по итогам квартала (полугодия, 9 месяцев, года). Следовательно, ощутить выгоду от пониженной ставки компания сможет только при стабильном ведении этой деятельности. Если доход от нее за какой-то период не достигнет установленного в регионе 80-процентного барьера, фирме придется пересчитывать налог по обычной ставке.

Пример
Компания применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Организация занимается 2 видами деятельности: производством мебели и оптовой торговлей канцелярскими товарами. Деятельность ведется на территории Кемеровской области. С 1 января 2009 г. в отношении производства мебели на территории области применяется пониженная ставка налога - 5%. Главное условие: удельный вес выручки от данной деятельности должен быть не менее 80% в доходе компании. В отношении оптовой торговли действует обычная ставка налога - 15%.
Допустим, в I квартале фирма получила следующие финансовые результаты:
— доходы - 3 500 000 руб. (в т. ч. 3 000 000 руб. - от производства мебели, 500 000 руб. - от оптовой торговли);
— расходы - 2 770 000 руб. (в т. ч. 2 450 000 руб. - от производства мебели, 320 000 руб. - от ведения оптовой торговли).
3 000 000 руб. × 100% : 3 500 000 руб. = 85,71%;
500 000 руб. × 100% : 3 500 000 руб. = 14,29%.
Следовательно, по итогам I квартала компания может уплачивать единый налог по ставке 5%. В результате упрощенный налог за квартал будет равен:
(3 500 000 руб. – 2 770 000 руб.) × 5% = 36 500 руб.
По итогам полугодия получены такие результаты:
— доходы - 7 600 000 руб. (в т. ч. 6 000 000 руб. - от производства мебели, 1 600 000 руб. - от оптовой торговли);
— расходы - 5 970 000 руб. (в т. ч. 4 950 000 руб. - от производства мебели, 1 020 000 руб. - от ведения оптовой торговли).
Доля доходов от производства мебели:
6 000 000 руб. × 100% : 7 600 000 руб. = 78,95%;
Удельный вес доходов от оптовой торговли:
1 600 000 руб. × 100% : 7 600 000 руб. = 21,05%.
Таким образом, по итогам полугодия компании придется платить единый налог, исходя из ставки 15%. В бюджет по результатам квартала фирма перечислит:
(7 600 000 руб. – 5 970 000 руб.) × 15% – 36 500 руб. = 208 000 руб.

Вопросов больше, чем ответов
Как будет обстоять дело в регионах, в которых не установлен четкий лимит дохода от основного вида деятельности? На что следует ориентироваться фирмам, желающим работать по дифференцированным ставкам?
Есть 2 варианта определения основного вида экономической деятельности (ОВД):
— по правилам отнесения деятельности к классу профессионального риска (6);
— в порядке, предусмотренном «статистическим» законодательством.
При этом в обоих вариантах действует одинаковый принцип определения ОВД. Так, в первом случае основным видом деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Аналогичное правило установлено и для статистической отчетности (7).
Не имеет принципиальных отличий и порядок, который применяют сами органы статистики. При определении основного вида деятельности коммерческой организации они используют показатель оборота товаров или оказанных услуг (в торговле - валовая прибыль) по виду деятельности в процентах от соответствующего показателя по организации в целом. ОВД определяют по состоянию на 1 января нового отчетного года на базе статистических данных о результатах всех видов деятельности, которые вела компания за n-2 календарный год. Если для одного из видов деятельности значение критерия составит 50 и более процентов, то этот вид следует считать основным (8).
Итак, как мы видим, для целей статистики основной вид деятельности на текущий год определяется по итогам прошлого года. Будет ли это правило действовать в отношении дифференцированных ставок по УСН? На данный момент ответить на этот вопрос сложно. Не исключен такой вариант развития событий. Компания начнет применять в текущем году пониженную ставку, ориентируясь на основной вид деятельности прошлого года. По итогам года окажется, что доход от льготной деятельности не был превалирующим. Как следствие это повлияет на правомерность применения в текущем году льготной ставки. В результате организации придется пересчитать налог по обычной ставке.
Следующий спорный момент: в региональных законах формулировка «основной вид экономической деятельности» используется не всегда. Во многих случаях слово «основной» пропущено. Это можно трактовать так, что по пониженным ставкам облагается выручка не от основного вида деятельности, а от конкретной деятельности, перечисленной в региональном законе. То есть ставка будет действовать не в целом по организации, а по отдельному виду бизнеса. А это может повлечь за собой необходимость вести раздельный учет выручки по видам деятельности.

М.А. Пархачева, член научно-экспертного совета при Палате налоговых консультантов России, руководитель компании «Консалтинговая группа «Экон-Профи»
Установление дифференцированных ставок для УСН является налоговой льготой. Льгота всегда носит адресный характер, и ее установление в отношении «упрощенцев» относится к исключительной прерогативе региональных органов власти. Они вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых она распространяется. Это означает, что региональные власти самостоятельно определяют категорию плательщиков, которые могут воспользоваться льготой, в том числе поставив возможность ее применения в зависимость от основного вида деятельности компании или от ведения конкретного вида деятельности. В первом случае для получения льготы необходимо соблюдение совокупности условий: ведение определенного вида бизнеса, а также признание этого вида основным. Тогда льготная ставка будет применяться в отношении всех доходов организации. Однако несоблюдение этих условий приведет к тому, что компания вообще лишится льготы. Второй случай, когда право на льготу ставится в зависимость от ведения определенного вида деятельности, более универсален. Здесь «упрощенец» применяет пониженную ставку при осуществлении конкретной деятельности, а ведение иного бизнеса подпадает под ставку 15 процентов. Но за применение льготы «упрощенцу» придется расплатиться: у него возникнет обязанность вести раздельный учет доходов и расходов.

*1) . — п. 26 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ
*2) . — Закон Псковской области от 18.12.2008 № 815-ОЗ
*3) . — Закон Ростовской области от 29.12.2008 № 195-ЗС
*4) . — Закон Еврейской автономной области от 24.12.2008 № 501-ОЗ
*5) . — Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 99-ОЗ
*6) . — утв. пост. Правительства РФ от 01.12.2005 № 713
*7) . — п. 5 указаний, утв. приказом Росстата от 14.01.2008 № 3
*8) . — приказ Росстата от 01.10.2007 № 150

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

Это интересно:

  • Юрист вакансии биробиджан Налоги и налогообложение Главный государственный налоговый инспектор Прием документов заканчивается через 3 дня Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №1 по […]
  • Штраф за неоплату проезда в системе "Платон" с 15 июля может возрасти в 4 раза Проект соответствующего закона 1 размещен Минтрансом России на Федеральном портале проектов нормативных актов для проведения независимой […]
  • Налоги Латвии Последние обновления: 2017-12-21 В Латвийской Республике существуют следующие налоги: Налог на добавленную стоимость (основная ставка 21%). Обязательные платежи государственного социального страхования (основная […]
  • Избранные нормативные документы по анестезиологии-реаниматологии и смежным вопросам А. Законы Российской Федерации 1. Основы законодательства Росссийской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федеральных законов от 2 марта […]

"Упрощенка", 2009, N 4

Интересные перемены произошли у "упрощенцев" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" в 2009 г. Если раньше для них была предусмотрена единая ставка налога в размере 15%, то теперь региональным властям предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346.20 НК РФ, вступившие в силу 1 января 2009 г., и теперь ставка налога для "упрощенцев" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" может быть уменьшена. Что же это означает? Все довольно просто. С этого года региональные власти вправе принять решение о том, что некоторые налогоплательщики, применяющие "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы", уплачивают налог не по единой, а по специальным сниженным ставкам (но не более чем на 10%). Для этого на уровне субъекта Российской Федерации должен быть издан закон.

Соответствующие поправки в Налоговый кодекс были утверждены довольно поздно, практически в самом конце прошлого года. По этой причине не все региональные власти успели принять необходимые законы до начала 2009 г. Однако заметим, что даже если закон того или иного субъекта Федерации был принят уже в 2009 г., дифференцированные ставки для "упрощенцев" в данном регионе могут применяться с 1 января текущего года. И вот почему. В п. 4 ст. 5 НК РФ закреплено правило, согласно которому законодательный акт, улучшающий положение налогоплательщика, может иметь обратную силу, если это в нем прямо указано. Таким образом, если региональный закон принят в середине 2009 г. и в нем указано, что его действие распространяется на период с 1 января 2009 г., налог исчисляется по сниженным ставкам с этой даты.

Примечание. Подобный вывод содержится также в совместном Письме Минфина России и ФНС России от 02.12.2008 N ШС-6-3/881@.

На заметку. В Рязанской области закона нет, но он ожидается

УФНС по Рязанской области в Письме от 11.01.2009 N 12-18/00035@ поспешило успокоить рязанских "упрощенцев", сообщив, что отсутствие регионального закона, устанавливающего дифференцированные ставки на начало 2009 г., не исключает возможности более позднего принятия такого закона с распространением его на правоотношения, возникшие начиная с 1 января 2009 г. То есть если закон не появится до апреля, налогоплательщикам, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", придется перечислять авансовые платежи по ставке 15%. Зато после его издания лица, на которых будет распространена льгота, смогут скорректировать налог с учетом пониженных ставок. (Информация приведена на дату подписания номера в печать. - Примеч. ред.)

Кстати, многие региональные законодатели так и сделали. Например , в ст. 3 Закона Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ и в ст. 2 Закона Республики Мордовия от 04.02.2009 N 5-3 указано, что закон вступает в силу с момента его официального опубликования, но распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Понятно, что целью указанных нововведений стало желание законодателя облегчить участь малого бизнеса на фоне стремительно развивающегося мирового экономического кризиса, однако региональные власти не изъявляют особого энтузиазма по поводу снижения налогового бремени данной категории налогоплательщиков. В настоящий момент не наберется и двух десятков регионов, в которых введены дифференцированные ставки для УСН. Да и в принятых законах льготные ставки в основном распространены лишь на небольшую часть "упрощенцев", осуществляющих деятельность в наиболее актуальных для конкретного региона направлениях.

Так, в Законе Калужской области от 18.12.2008 N 501-ОЗ сказано, что ставка налога 5% устанавливается для тех "упрощенцев", которые осуществляют виды деятельности в соответствии с разд. D Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство и т.п.).

Примечание. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1) введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Принятие региональных законов, устанавливающих для "упрощенцев" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" различные налоговые ставки, вызвало довольно много вопросов у налогоплательщиков.

Так, многие не понимают, что означает формулировка "дифференцированные ставки будут применяться в зависимости от категории налогоплательщиков". Как налогоплательщики включаются в ту или иную категорию? Не будет ли являться установление льгот для одной категории "упрощенцев" дискриминацией по отношению к другим категориям и нарушением принципа равенства и справедливости налогообложения, продекларированного в ст. 3 НК РФ и ст. 19 Конституции РФ? Попытаемся разобраться в каждом из поставленных вопросов.

Права регионов

Прежде всего надо отметить, что снижение налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии со ст. 56 НК РФ признается налоговой льготой. Следовательно, дифференцированные ставки являются не чем иным, как льготами, предоставляемыми некоторым налогоплательщикам. Основное правило для льгот заключается в том, чтобы нормы законодательства, определяющие основания, порядок и условия их применения, не носили индивидуального характера. В п. 3 ст. 56 НК РФ сказано, что льготы по федеральным налогам должны быть указаны в Налоговом кодексе. А региональным властям предоставлено полное право устанавливать или отменять собственными законами льготы по региональным налогам, если такая возможность предусмотрена НК РФ. Налог при УСН не указан ни среди федеральных, ни среди региональных, ни среди местных (ст. ст. 13 - 15 НК РФ), он заменяет собой уплату трех федеральных налогов (НДС, ЕСН, налога на прибыль или НДФЛ) и одного регионального или местного (налог на имущество организаций или налог на имущество физических лиц).

Примечание. Об освобождении плательщиков налога при УСН от уплаты НДС, ЕСН, налога на прибыль (НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности) и налога на имущество говорится в п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ.

Однако в рассматриваемом случае право устанавливать льготы предоставлено региональным властям именно нормами Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.20), и право это не ограничено. Кроме того, регионам даны широкие полномочия в области определения категорий налогоплательщиков, подпадающих под льготы. При этом, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда РФ, конституционный принцип равенства всех перед законом не ограничивает законодателя в установлении льготы для одной категории налогоплательщиков и непредоставлении той же льготы другой категории. То есть обязательность их установления для тех или иных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов непосредственно из Конституции РФ не вытекает, а выбор категорий находится полностью на усмотрении законодательного органа (см., например, Постановление КС РФ от 14.07.2005 N 9-П и Определение КС РФ от 27.06.2005 N 232-О).

Что такое категория?

Что же понимать под категорией налогоплательщиков? Учитывая, что найти определение этого в действующем законодательстве нельзя, приходится обращаться к официальным разъяснениям уполномоченных органов и судебной практике.

Например , по мнению Минфина, выраженному в Письме от 27.02.2009 N 03-11-11/29, в каждой конкретной категории отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Сюда относятся вид экономической деятельности, размер предприятия, для кого выполняются работы или услуги, место расположения и др. Из Определения КС РФ от 25.03.2004 N 96-О следует, что для перевода налогоплательщика в иную категорию достаточно того, чтобы лицо имело иные условия и род деятельности.

Основной вывод, который можно сделать из сказанного, заключается в следующем. Для отнесения налогоплательщика к той или иной категории он должен соответствовать определенным критериям (признакам), установленным для данной категории.

Более подробно вопрос о критериях, по которым выявляется та или иная категория налогоплательщиков, рассмотрен в Определении Верховного Суда РФ от 17.05.2006 N 44-Г06-7. В частности, судебной коллегией был проведен системный анализ правовых норм ст. ст. 381 и 395 НК РФ, устанавливающих льготы для плательщиков земельного налога и налога на имущество. В результате такого исследования судьи пришли к выводу, согласно которому критериями для определения категории налогоплательщиков могут быть признаны отраслевая принадлежность организации, численность ее работников и размер произведенных капитальных вложений.

Из этого следует, что осуществление лицами различных видов деятельности позволяет относить их к различным категориям налогоплательщиков, для которых могут быть установлены различные налоговые ставки (льготы).

Таким образом, несложно ответить на последний вопрос, волнующий налогоплательщиков: является ли установление льгот для одной категории "упрощенцев" дискриминацией по отношению к другим "упрощенцам" и нарушением принципа равенства и справедливости налогообложения? Очевидно, что не является.

По мнению Конституционного Суда РФ, установление различных налоговых льгот для различных налогоплательщиков не нарушает конституционный принцип равенства перед законом (ст. 19 Конституции РФ). Данный принцип гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможности установления различных условий для различных категорий субъектов права. Однако такие различия не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов (Постановление КС РФ от 13.03.2008 N 5-П). В частности, в Определении КС РФ от 09.06.2005 N 287-О указано, что конституционный принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями налогоплательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них разное правовое регулирование.

Если категорий несколько

Итак, один налогоплательщик может заниматься несколькими видами деятельности и, соответственно, принадлежать двум или более категориям. Какие ставки применять в этом случае? Ответ на данный вопрос будет зависеть от того, каким образом сформулирована норма регионального закона.

Понятно, что если в законе субъекта РФ только установлена пониженная ставка и нет никакого указания на виды деятельности, то любой "упрощенец" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" сможет ее применять независимо от осуществляемых им видов деятельности.

Примечание. Пример подобного закона - Закон Псковской области от 18.12.2008 N 815-ОЗ.

Если же нормы регионального закона сформулированы таким образом, что применение льготной ставки по налогу при УСН зависит от того, какой вид деятельности осуществляет налогоплательщик, возможны два варианта.

Первый вариант. В региональном законе указано, что льготная налоговая ставка устанавливается для налогоплательщиков, основной вид деятельности которых входит в определенный перечень. Тогда налогоплательщику просто следует выяснить, поименован ли его вид деятельности в данном перечне. Если да, то все его доходы будут облагаться налогом по льготной ставке. При этом в законе обычно прямо указывается доля дохода от основного вида деятельности в общем объеме, то есть условие, при котором деятельность считается основной и, соответственно, предоставляется право применять пониженную ставку. Поясним сказанное на примере.

Пример 1 . ООО "Персей", зарегистрированное в Кемеровской области, применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Основной вид деятельности (85% от суммы выручки) - производство одежды, не основной (15% от суммы выручки) - сдача оборудования в аренду. Определим, по какой ставке должны облагаться полученные обществом доходы.

В Законе Кемеровской области от 26.11.2008 N 99-ОЗ указано, что пониженная ставка применяется только теми налогоплательщиками, у которых доход от определенных видов деятельности превысил 80%. Производство одежды является одним из льготируемых видов деятельности, упомянутых в п. 2 ст. 1 указанного Закона. Учитывая, что на этот вид деятельности приходится более 80% доходов, ООО "Персей" вправе ко всей налоговой базе применить ставку налога в размере 5%.

Примечание. Льготная ставка 10% по некоторым видам деятельности применяется также в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ).

Второй вариант. Региональный закон устанавливает возможность применения пониженной ставки налога для определенного вида деятельности и при этом не уточняется, является такая деятельность у налогоплательщика основной или нет. В данном случае получается, что пониженную ставку налога следует применять не ко всей налоговой базе, а именно к доходам и расходам по данному виду деятельности. При этом не имеет значения, какая доля доходов "упрощенца" приходится на льготируемый вид деятельности.

Пример 2 . ЗАО "Меркурий", зарегистрированное в Ханты-Мансийском автономном округе, применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Общество оказывает туристические услуги и имеет небольшую гостиницу. Доля дохода, получаемого от основного вида деятельности (туристические услуги), - 80%, от оказания гостиничных услуг - 20%. Определим, по какой ставке следует облагать доходы ЗАО "Меркурий".

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 166-ОЗ деятельность по оказанию гостиничных услуг является льготируемой. Для нее установлена налоговая ставка в размере 5%. Соответственно, часть налоговой базы, приходящаяся на доходы и расходы от оказания гостиничных услуг, будет облагаться по ставке 5%.

Туристические услуги к льготируемым видам деятельности не относятся, следовательно, в отношении доходов и расходов по данному виду деятельности применяется общая ставка 15%.

Как вы понимаете, в обоих случаях "упрощенцу" придется вести раздельный учет, хотя прямо об этом нигде не сказано. В первом необходим только учет доходов от различных видов деятельности - с целью выяснить, является ли льготируемый вид деятельности основным. Во втором следует вести раздельный учет и доходов, и расходов по видам деятельности, для которых применяются пониженная и обычная ставки. При несоблюдении раздельного учета налогоплательщик может лишиться права на льготу, тогда налог придется уплачивать по ставке 15%. Конечно, раздельный учет - это лишние хлопоты, однако их оправдает значительная экономия на налоге.

Подведем итоги. Для того чтобы "упрощенец" смог применять пониженную ставку налога, должны одновременно выполняться следующие условия:

  1. объектом налогообложения выбраны доходы за вычетом расходов;
  2. в регионе, где зарегистрирован налогоплательщик, принят закон об установлении дифференцированных ставок налога при УСН;
  3. деятельность налогоплательщика относится к льготируемым видам деятельности либо региональный закон не содержит специальных условий для применения пониженной ставки.

И последнее. Если в регионе льготные ставки введены только для определенных видов деятельности, то "упрощенцы" должны выполнить четвертое условие - вести раздельный учет.

Г.В.Беляйкина

Ведущий юрист

Консалтинговой группы "Экон-Профи"


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: ставки имущественного налога для плательщиков.

Налог на имущество физических лиц, согласно положениям статьи 15 НК РФ, относится к категории местных налогов и сборов. Это прямой налог (взимается непосредственно с доходов либо имущества налогоплательщика), обращенный к находящемуся в собственности физического лица недвижимому имуществу. Налог на имущество организаций – это один видов их региональных налогов. Он устанавливается налоговым кодексом, а также региональным законодательством и с момента введения в действие законами субъектов РФ обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта.

Особенности ставки налога для организаций

Согласно статье 380 НКРФ, налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 % - границу, установленную налоговым кодексом. Таким образом НК не устанавливает какой-либо минимальный размер налоговой ставки по налогу на имущество организаций, а только предусматривает максимальный размер тарифа, в пределах которой законы субъектов Российской Федерации и должны устанавливать налоговую ставку. Это значит, что тариф налога на имущество организаций может быть установлен законами субъектов РФ в размерах, определенных в пределах от 0 процентов и до 2,2 процента. Однако в большинстве субъектов Российской Федерации установлены максимальные налоговые ставки, то есть, 2,2 %.

Дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков

В зависимости от категории налогоплательщиков и особенностей имущества, признаваемого объектом налогообложения для этого вида налога, допускается установление дифференцированных налоговых ставок. Заинтересованным налогоплательщикам нужно иметь в виду, что статьей 3 НК РФ установлено следующее: вводить дифференцированные , а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности либо места происхождения капитала не допускается. Также невозможно установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ, в том числе прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территорий Российской Федерации товаров (услуг, работ) или финансовых средств, либо каким-то иным способом ограничивающих, препятствующих экономической деятельности организаций, не запрещенной законом.

Исходя их этих положений, установление дифференцированных (различных) налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категории налогоплательщиков предусматривает определение этой «особой» категории плательщиков на основании общих признаков, объединенных конкретным видом экономической деятельности, целой отраслью экономики и т.д. Выбор и установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от имущества, которое признается объектом налогообложения, предусматривает установление ставок для конкретных имущественных объектов или имущества, находящегося на балансе организации (имущественного комплекса), которое используется по целевому назначению также в определенных видах экономической деятельности, отдельных отраслях экономики и пр.

Ставка налога на имущество физических лиц

Налоги на имущество физических лиц представлены двумя налогами: и налог на транспортные средства. При внешней похожести эти сборы имеют разную налоговую базу и несут различный экономический смысл.

Налог на транспортные средства

Ставки налога на водно-воздушные и автомобильные транспортные средства устанавливаются представительными органами местного самоуправления. Годовая величина этой ставки установлена в процентном соотношении от минимального размера оплаты труда (МРОТ), действующей на 1 января года, за который исчисляется этот налог.

Налог на недвижимость физ лиц

Налог на недвижимость физ лиц уплачивается ежегодно по прогрессивным ставкам. на принадлежащее гражданам на праве собственности имущество рассчитывается от размера суммарной инвентаризационной стоимости помещения (жилого/нежилого), а также размера долей в праве общей собственности на недвижимое имущество и суммарной инвентаризационной стоимости гаражей, других нежилых строений, по состоянию на 1 января каждого года, в следующем порядке.

Ставки для жилой недвижимости:

  • до 300 тысяч рублей - 0,1%
  • от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей - 0,2%
  • более 500 тысяч рублей - 0,5%

Ставки на нежилую недвижимость:

  • до 300 тысяч рублей - 0,1%
  • от 300 тысяч рублей до 500 тысяч рублей - 0,3%
  • более 500 тысяч рублей - 0,5%

Представительным органам местного самоуправления предоставлено право дифференцировать размер ставки налога в установленных законом пределах в зависимости от типа использования (жилое/нежилое, используется для хозяйственных нужд/коммерческих целей) и по другим критериям (строение из кирпича, блоков, деревянное и т.д.). Исчисление имущественного налога производят налоговые органы на основании данных, предоставляемых ГУ ГУИОН о размере инвентаризационной стоимости строений, сооружений, помещений с коэффициентами удорожания, которые учитывают: местоположение недвижимости, типы строений, этажность строений, инфляцию. Данные коэффициенты, установленные однажды, сохранят свое действие в 2012 году и в дальнейшем, если местные уполномоченные исполнительные органы государственной власти не установят иные размеры коэффициентов.

Экспертиза статьи: С.Б. Пахалуева, советник отдела специальных налоговых режимов Минфина России

В 2009 году регионы получили возможность устанавливать дифференцированные ставки по налогу, уплачиваемому при применении УСН(1) .

Данное нововведение касается только тех компаний, которые выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы». Размер ставок может колебаться от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Определить, к какой категории относится ваша организация поможет «Актуальная бухгалтерия».

Власти на местах распорядились своим новым полномочием по-разному. В некоторых регионах ставка в размере 5 процентов была установлена для всех без исключения «упрощенных» компаний. Так, например, сделали власти Псковской области(2). В Ростовской области льготное налогообложение было предусмотрено для малых предприятий, работающих на УСН (3). Они будут определять налог из расчета 10 процентов. Во многих регионах размер ставки привязали к деятельности, которую ведет организация. В частности, в Еврейской автономной области 5-процентный налог будут платить компании, которые занимаются обработкой отходов резины, пластмасс, стекла или же предоставляют социальные услуги. Ставка в размере 10 процентов будет действовать в отношении организаций - производителей хлеба и мучных изделий, одежды и аксессуаров, офисной мебели и т. д.(4).

Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 346.20
2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Безусловно, данные изменения выгодны «упрощенцам», ведь их налоговая нагрузка значительно уменьшится. Однако новшество может добавить и хлопот бухгалтерам некоторых компаний. А именно тех организаций, которые ведут несколько видов деятельности.

Основной вид деятельности
Итак, вид деятельности станет для многих «упрощенцев» основным фактором, определяющим, по какой ставке они будут платить налог. По логике применять дифференцированные ставки компания сможет, если «льготная» деятельность будет для нее основной. И вот тут-то возникает неясность. Как в этом случае следует определять, какой вид деятельности у компании является основным? К сожалению, четкого ответа на этот вопрос в законодательстве на сегодняшний день нет. В отдельных регионах данная проблема была решена следующим образом. В частности, в Кемеровской области утвержден перечень льготных видов деятельности. При этом четко установлено, что применять 5-процентную ставку организация может при условии, что ее доход от данного бизнеса за соответствующий отчетный (налоговый) период составляет не менее 80 процентов от его общей суммы(5) . Получается, что подтверждать право на льготу «упрощенцам» придется ежеквартально (О том, как правильно списать убыток при расчете базы по «упрощенному» налогу читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 2, 2009). То есть, прежде чем рассчитывать налог по пониженной ставке, компании предстоит определить, была ли «льготная» деятельность приоритетной по итогам квартала (полугодия, 9 месяцев, года). Следовательно, ощутить выгоду от пониженной ставки компания сможет только при стабильном ведении этой деятельности. Если доход от нее за какой-то период не достигнет установленного в регионе 80-процентного барьера, фирме придется пересчитывать налог по обычной ставке.

Пример
Компания применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Организация занимается 2 видами деятельности: производством мебели и оптовой торговлей канцелярскими товарами. Деятельность ведется на территории Кемеровской области. С 1 января 2009 г. в отношении производства мебели на территории области применяется пониженная ставка налога - 5%. Главное условие: удельный вес выручки от данной деятельности должен быть не менее 80% в доходе компании. В отношении оптовой торговли действует обычная ставка налога - 15%.


Допустим, в I квартале фирма получила следующие финансовые результаты:
- доходы - 3 500 000 руб. (в т. ч. 3 000 000 руб. - от производства мебели, 500 000 руб. - от оптовой торговли);
- расходы - 2 770 000 руб. (в т. ч. 2 450 000 руб. - от производства мебели, 320 000 руб. - от ведения оптовой торговли).
3 000 000 руб. × 100% : 3 500 000 руб. = 85,71%;

500 000 руб. × 100% : 3 500 000 руб. = 14,29%.
Следовательно, по итогам I квартала компания может уплачивать единый налог по ставке 5%. В результате упрощенный налог за квартал будет равен:
(3 500 000 руб. – 2 770 000 руб.) × 5% = 36 500 руб.
По итогам полугодия получены такие результаты:
- доходы - 7 600 000 руб. (в т. ч. 6 000 000 руб. - от производства мебели, 1 600 000 руб. - от оптовой торговли);
- расходы - 5 970 000 руб. (в т. ч. 4 950 000 руб. - от производства мебели, 1 020 000 руб. - от ведения оптовой торговли).
Доля доходов от производства мебели:
6 000 000 руб. × 100% : 7 600 000 руб. = 78,95%;
Удельный вес доходов от оптовой торговли:
1 600 000 руб. × 100% : 7 600 000 руб. = 21,05%.
Таким образом, по итогам полугодия компании придется платить единый налог, исходя из ставки 15%. В бюджет по результатам квартала фирма перечислит:
(7 600 000 руб. – 5 970 000 руб.) × 15% – 36 500 руб. = 208 000 руб.

Вопросов больше, чем ответов
Как будет обстоять дело в регионах, в которых не установлен четкий лимит дохода от основного вида деятельности? На что следует ориентироваться фирмам, желающим работать по дифференцированным ставкам?
Есть 2 варианта определения основного вида экономической деятельности (ОВД):
- по правилам отнесения деятельности к классу профессионального риска (6);
- в порядке, предусмотренном «статистическим» законодательством.
При этом в обоих вариантах действует одинаковый принцип определения ОВД. Так, в первом случае основным видом деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Аналогичное правило установлено и для статистической отчетности (7).
Не имеет принципиальных отличий и порядок, который применяют сами органы статистики. При определении основного вида деятельности коммерческой организации они используют показатель оборота товаров или оказанных услуг (в торговле - валовая прибыль) по виду деятельности в процентах от соответствующего показателя по организации в целом. ОВД определяют по состоянию на 1 января нового отчетного года на базе статистических данных о результатах всех видов деятельности, которые вела компания за n-2 календарный год. Если для одного из видов деятельности значение критерия составит 50 и более процентов, то этот вид следует считать основным (8).
Итак, как мы видим, для целей статистики основной вид деятельности на текущий год определяется по итогам прошлого года. Будет ли это правило действовать в отношении дифференцированных ставок по УСН? На данный момент ответить на этот вопрос сложно. Не исключен такой вариант развития событий. Компания начнет применять в текущем году пониженную ставку, ориентируясь на основной вид деятельности прошлого года. По итогам года окажется, что доход от льготной деятельности не был превалирующим. Как следствие это повлияет на правомерность применения в текущем году льготной ставки. В результате организации придется пересчитать налог по обычной ставке.
Следующий спорный момент: в региональных законах формулировка «основной вид экономической деятельности» используется не всегда. Во многих случаях слово «основной» пропущено. Это можно трактовать так, что по пониженным ставкам облагается выручка не от основного вида деятельности, а от конкретной деятельности, перечисленной в региональном законе. То есть ставка будет действовать не в целом по организации, а по отдельному виду бизнеса. А это может повлечь за собой необходимость вести раздельный учет выручки по видам деятельности.

М.А. Пархачева, член научно-экспертного совета при Палате налоговых консультантов России, руководитель компании «Консалтинговая группа «Экон-Профи»
Установление дифференцированных ставок для УСН является налоговой льготой. Льгота всегда носит адресный характер, и ее установление в отношении «упрощенцев» относится к исключительной прерогативе региональных органов власти. Они вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых она распространяется. Это означает, что региональные власти самостоятельно определяют категорию плательщиков, которые могут воспользоваться льготой, в том числе поставив возможность ее применения в зависимость от основного вида деятельности компании или от ведения конкретного вида деятельности. В первом случае для получения льготы необходимо соблюдение совокупности условий: ведение определенного вида бизнеса, а также признание этого вида основным. Тогда льготная ставка будет применяться в отношении всех доходов организации. Однако несоблюдение этих условий приведет к тому, что компания вообще лишится льготы. Второй случай, когда право на льготу ставится в зависимость от ведения определенного вида деятельности, более универсален. Здесь «упрощенец» применяет пониженную ставку при осуществлении конкретной деятельности, а ведение иного бизнеса подпадает под ставку 15 процентов. Но за применение льготы «упрощенцу» придется расплатиться: у него возникнет обязанность вести раздельный учет доходов и расходов.

*1) ... - п. 26 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ
*2) ... - Закон Псковской области от 18.12.2008 № 815-ОЗ
*3) ... - Закон Ростовской области от 29.12.2008 № 195-ЗС
*4) ... - Закон Еврейской автономной области от 24.12.2008 № 501-ОЗ
*5) ... - Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 99-ОЗ
*6) ... - утв. пост. Правительства РФ от 01.12.2005 № 713
*7) ... - п. 5 указаний, утв. приказом Росстата от 14.01.2008 № 3
*8) ... - приказ Росстата от 01.10.2007 № 150

Дифференцированные ставки для общего налога, выплачиваемого при упрощенной системе налогообложения (УСН), предполагают, что размер этого сбора может варьироваться.

Точная его величина может составлять от 5 до 15% объекта налогообложения, при этом возможность таких дифференцированных ставок возникает, лишь если в качестве объекта налогообложения организация выбрала один из двух, доступных при УСН, а именно доходы минус расходы (а не сами по себе доходы).

Понятие и законодательное регулирование

Подобные дифференцированные ставки для такого сбора устанавливаются Российской Федерации, за регионами закреплено право устанавливать их в любом размере внутри указанного диапазона от 5–15 процентов от упомянутой налоговой базы.

Дифференцированная налоговая ставка предполагает, что при одном и том же сбор с различных предприятий для них будет действовать различный процент. Точная его величина будет определяться дополнительными обстоятельствами .

В частности дифференцированная налоговая ставка в России действует для сбора, который взимается с организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, последняя сокращенно также именуется упрощенкой.

Сама по себе упрощенная система налогообложения предполагает, что действующий в соответствии с ней для данной компании единый платеж замещает ряд других.

К ним относится прежде всего налог, взимаемый с прибыли организаций, однако данное изъятие не относится к сбору, который требуется платить с доходов, которые начисляются на дивиденды.

Кроме того, это налог на добавленную стоимость (НДС). Помимо этого в число таких сборов, замещаемых этим единым налогом, выплачиваемым по упрощенке, входит начисляемый на имущество.

Однако начиная с 2015 года организации, которые работают по УСН, все равно должны платить данный налог на собственность , для которой в качестве налоговой базы определяется кадастровая стоимость.

При этом все прочие налоги помимо перечисленных организации отчисляют в полном объеме .

При этом в качестве объекта налогообложения для общего сбора, выплачиваемого организациями, перешедшими на упрощенку, определяются либо сами по себе доходы, либо же (отдельный случай) доходы, которые уменьшаются на размер расходов.

Использование при УСН

Ставки для общего налога, выплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, различаются в зависимости от объекта налогообложения.

В качестве такового могут выступать доходы предприятия, в этом случае ставка будет составлять 6%. Также допускается, чтобы объектом налогообложения были доходы за вычетом расходов. В такой ситуации ставка по умолчанию составляет 15%.

В последнем случае (при объекте налогообложения доходы минус расходы) также появляется возможность введения дифференцированных ставок , которые и составляют основную тему данной статьи. Это право принадлежит субъектам Российской Федерации. Диапазон этой величины может быть от 5 до 15 процентов.

В Российской Федерации существует более 80 субъектов Федерации, и они предлагают весьма разнообразную величину ставок общего налога по УСН в оговоренном диапазоне от 5 до 15% от размера доходов за вычетом расходов.

Условия применения

Дифференцированные ставки могут быть выбраны исключительно теми организациями, которые имеют право на УСН.

Подобная возможность перейти на упрощенку существует для предприятий, у которых взятые в совокупности величина доходов от реализации продукта за вычетом налога на добавленную стоимость , а также полученных из внереализационных источников, за определенный период не превышает определенной величины.

В качестве такого периода берутся девять месяцев, относящихся к календарному году, когда от такой структуры поступило соответствующее заявление.

Следует иметь в виду, что такие показатели могут меняться. Так, за первые 9 месяцев 2016 года величина этого дохода не могла быть больше 59,805 миллионов рублей .

А для аналогичного периода в 2017 году тот же показатель не должен был превышать уже сумму, составлявшую 112,5 миллионов.

При этом предусмотрено, что в дальнейшем до 2020 года в отношении этой величины коэффициент дефлятора применяться более не будет. Иначе говоря, в течение этого срока она останется неизменной.

Также у такой организации за указанный период средняя численность сотрудников не должна превышать лимита в сто человек.

Кроме этого, ограничение установлено и для основных средств , остаточная стоимость последних не может быть более 150 миллионов. При этом данная норма действует лишь в отношении таких основных средств, в отношении которых производится амортизация, и которые согласно российскому законодательству рассматриваются как амортизируемое имущество.

Таким образом, объекты капитального строительства, которые в настоящее время относятся к незавершенным, а также земельные участки и прочие объекты землепользования, не включаются в указанный лимит в 150 миллионов рублей .

Для организаций существуют и дополнительные условия перехода на УСН. В частности, другие компании не могут владеть более чем четвертью таких организаций (т.е. доля участия не свыше 25%, в ином случае они подобного права лишаются).

При этом соблюдать это ограничение по доле других организаций в имуществе данной следует в течение всего времени, пока они работают на упрощенке. Им не предоставят режима УСН, если данный предел будет нарушаться, когда они запросят перехода на такой режим. Если же они перестанут соответствовать этому требованию в течение срока действия упрощенки, то они тоже потеряют на нее право.

Также не допускается упрощенка для структур , у которых имеются собственные филиалы либо если они располагают представительствами.

Помимо этого существует целый ряд направлений , деятельность в рамках которых является обстоятельством, безусловно запрещающим переход на УСН (и, соответственно, применение дифференцированных ставок в рамках упрощенки).

В частности, на подобный режим не могут претендовать структуры, которые осуществляют выпуск продукции, с которой взимаются акцизы.

Также он недоступен для предприятий, которые занимаются разработкой полезных ископаемых, исключения в данном случае составляют те их разновидности, которые относятся к общераспространенным.

Помимо этого такая возможность отсутствует для организаций, которые на профессиональной основе занимаются торговлей на рынке ценных бумаг . Равным образом ее лишены структуры, ведущие игорный бизнес.

Дополнительно такое право отсутствует у адвокатов, обладающих собственными адвокатскими кабинетами либо учреждениями, которые относятся к иным формам аналогичных образований, а также у нотариусов, которые ведут собственную практику.

Если с организации взимается единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), то он представляет собой отдельный режим, отличный от УСН. И в этом случае право на упрощенку у подобных компаний также отсутствует.

Если все вышеназванные условия соблюдены и у компании есть право на УСН , то уже далее следует выяснить, обладает ли она возможностью применением к ней именно дифференцированных ставок.

Основным условием получения доступа к такой ставке, которое действует для всех регионов, является то, что структура, чтобы получить доступ к этим ставкам, обязана перейти на упрощенку с объектом налогообложения «доходы, из которых вычли расходы».

Юридические лица, у которых в качестве такого объекта выступают просто доходы, подобной возможности не имеют.

По общему правилу предприятие самостоятельно решает , каким будет для него объект налогообложения. У всех компаний, имеющих право на УСН, есть возможность предпочесть любой из двух вариантов.

Дальнейшие условия определяются на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Каждый из них имеет возможность устанавливать собственные дифференцированные ставки для таких случаев. Их размер может находиться в пределах от 5 до 15 процентов.

Установленные льготы

Льготы для предприятий, которые работают на упрощенной системе налогообложения , отсутствуют, поскольку сам по себе режим УСН уже является льготным и предполагает, что компании отчисляют меньший налог, нежели в общем случае.

При этом дифференцированные ставки по общему налогу по УСН, хотя и предусматривают снижение его величины, в качестве льгот не рассматриваются.

Особенности оплаты

При оплате основного сбора по УСН за налоговый период принимается промежуток в один год . Также существует три отчетных периода, а именно квартал, полугодие и девятимесячный.

За каждый из этих отчетных периодов требуется произвести авансовый платеж. Компания обязана перечислить его в срок 25 календарных дней после истечения отчетного периода (к примеру, для квартального - не позднее 25 апреля).

В конце года требуется выплатить весь налог за вычетом авансовых платежей, которые засчитываются в его размер.

Предприятию требуется выполнить это обязательство перед бюджетом в течение трех месяцев по истечению налогового периода, т.е. до 31 марта следующего календарного года . Для индивидуальных предпринимателей определен более длинный срок, составляющий четыре месяца (до 30 апреля).

В течение аналогичного срока (т.е. до 31 марта для компаний и 30 апреля для ИП) необходимо также составить декларацию по общему сбору по УСН. Ее предоставляют в надлежащее отделение Федеральной налоговой службы, для компаний это отделение по их местонахождению, а для ИП - по месту его жительства.

Подробнее о том, как узнать налоговую ставку при УСН, смотрите ниже на видео.