Субъекты национальной экономики. Субъекты экономики

1.2 Субъекты экономической системы

В экономической системе присутствуют три основных субъекта экономики: домохозяйство, фирмы, государство. В развитых государствах данная триада субъектов хозяйствования всегда дополняется четвертым элементом – иностранным сектором.

Первичным субъектом представляются домашние хозяйства, т.е. частные хозяйственные ячейки, нацеленных на удовлетворение своих собственных потребностей. В этих ячейках формируются все исходные ресурсы экономики, и они являются их собственниками. Продавая свой труд, предоставляя в пользование имущество и капитал, они получают денежный доход и направляют его на потребление .

Фирмы представляют из себя предпринимательскую структуру. Они реализуют ресурсы, полученные из домашних хозяйств, производя массу товаров и услуг и обеспечивая ими все разнообразие индивидуальных и общественных потребностей нации. На их долю в этом процессе достается прибыль.

Государство – совокупность органов, реализующих общенациональные интересы. Определяющая цель государства – производить общественные блага. Главным образом на бесплатной основе: социальная защита населения; развитие науки, образования и культуры; обеспечение безопасности страны и др. государственный интерес состоит в сборе налогов и их расходовании на национальные нужды. У государства имеется и специфическая экономическая задача: оно выпускает в обращение деньги и контролирует их движение в экономической системе.

Иностранный сектор в основном представлен экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств. Если государство их не может по какой-либо причине выполнить, то наступает дефолт – отказ, и в отношении данной страны международные организации предпринимают меры принудительного характера.

В каждой стране существуют тысячи фирм, еще больше домашних хозяйств, кроме того, само государство состоит из значительного количества учреждений и организаций.

Причем речь идет в последнем случае не только о правительственных органах, но и общественных организациях.

Все они принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения.

В результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами.

Однако как субъекты экономической системы они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство, и именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией .

Экономическая система выполняет такие функции, как создание материальных средств для общества, осуществление взаимодействия общества с природой, выступает саморегулирующейся подсистемой социальной жизни, создающей необходимые предпосылки и условия для различных сторон жизни.

Таким образом, экономическая система – это часть общества в целом, которая помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и т.д. отношения.

Общество же посредством своих структур влияет на экономическую систему, познает экономические законы, которые используются для экономического развития, создает социально-экономические предпосылки, вырабатывает экономическую политику и нормы функционирования экономической системы.

Таким образом, усвоив сущность экономической системы, можно понять закономерности развития экономической жизни общества.


1.3 Классификация типов экономической системы

Экономическая система является совокупностью взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Вне системного характера экономики не могли бы осуществляться экономические отношения и институты, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, и как следствие, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики. В современных курсах экономической теории выделяют: традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах централизованной экономики диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью .

Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии. Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства . Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии – дети должны наследовать занятие отца. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры. Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения .

Также для стран с традиционной экономикой характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

Командная система это особая форма организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными чертами системы выступают: прямое управление предприятиями из центра; полный контроль государства за производством и распределением; управление с помощью административно-приказных методов. Централизованный план в условиях монополизма государственной собственности является обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных производств, включая сельское хозяйство.

«Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности» .

Командная система базируется на государственной форме собственности, вся экономическая деятельность планируется и координируется из единого центра, где происходит согласование объемов производства и потребностей через количественные балансы; выполнение единого общегосударственного плана контролируется многочисленными чиновниками. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя.

Противоположностью командной системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. В данной системе рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку. Инициатива сосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением.

Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния. Рыночной экономикой управляют, по меткому выражению великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены, конкуренция .

Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Особенности современной рыночной экономики: гибкое адаптивное производство; целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса .

Отрицательными сторонами рыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности, циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества.

В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективно требует вмешательство государства в процесс регулирования экономических процессов.

В смешанной экономической модели большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями,. С другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы.

Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

Таким образом, можно сделать вывод, что в независимости от вида экономической системы, она никогда не может быть идеальной, то есть – без проблем. Совершенные, общества не существуют. Любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно убедиться на опыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность, отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства.


II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


Сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества. Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей: -господство частной собственности и...

Национального рыночного хозяйства; 2. сильная система социального обеспечения; 3. значительный удельный вес государственной собственности в валовом национальном продукте. Третья модель рыночной экономики - японская. Ей свойственны: 1. чёткое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей; 2. дух коллективизма и патернализма на...


Модель при переменных параметрах роста населения, изменениях технического прогресса, а значит капиталовооруженности труда и изменениях нормы сбережений. Из неоклассической модели Солоу следует, что в условиях совершенной конкуренции при любой норме сбережений рыночная экономика тяготеет к сбалансированному росту, при котором национальный доход и капитал увеличиваются с темпом, равным темпу роста...

Особеностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия. ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ” 3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ Изучение мирового опыта имеет безусловное значение и для Республики Беларусь. За последние годы страна...

2.3.1. Факторы производства и субъекты экономики. Кругооборот продукта и капитала

Движущей силой рыночной экономики являются потребности людей, удовлетворить которые можно, лишь получая доход и обладая в силу этого платежеспособным спросом. Для удовлетворения потребностей и получения дохода организуется производство экономических благ (товаров и услуг). Эти блага удовлетворяют потребности людей, одновременно их реализация приносит доход производителю, создавая базу для того, чтобы и его потребности превратились в платежеспособный спрос и были удовлетворены. Для производства требуются определенные ресурсы, которые применяются в нужных комбинациях.

Современная экономическая теория классифицирует необходимые для производства ресурсы по крупным группам, называемым факторами производства ( рис. 2.3).


Рис. 2.3.

Первый и наиважнейший фактор производства - труд. Это целесообразная хозяйственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей, получение дохода. Подчеркнем, что в рыночной экономике получение дохода выступает как непосредственная цель, а удовлетворение потребностей людей - как конечная и опосредованная первой.

В процессе труда человек затрачивает умственную и физическую энергию. В различных видах труда может преобладать либо умственное (интеллектуальное) начало, либо физическое. Труд может быть простым или сложным, квалифицированным. Результаты труда также сильно различаются: материальный или нематериальный продукт (например, информация), услуга.

Второй фактор производства - земля (природные ресурсы) . Данный термин следует понимать в его расширительном значении. Во-первых, земля - это вообще всякое место, где находится человек: живет, трудится, отдыхает, развлекается и т.п. Во-вторых, на земле как на территории также расположены производственные и другие предприятия. В-третьих, земля, имеющая биологические свойства плодородия, служит объектом сельского и лесного хозяйства. В-четвертых, она является также источником полезных ископаемых, водных и других ресурсов. Говоря о земле как факторе производства, экономическая теория учитывает все эти функции природных факторов в хозяйстве.

Третий фактор производства - капитал . Существует огромное число определений капитала. Суть их зависит от целей, логики, аспектов, избранных для изучения экономики той или иной экономической теорией. В концепции факторов производства под капиталом понимается вещественный (реальный) капитал - все средства производства длительного или краткого пользования. Сюда относятся сырье, машины, оборудование, производственные сооружения и др.

Отдельно выделяется категория денежного капитала - финансовые средства, предназначенные для превращения в вещественный капитал, а также направляемые на закупку иных факторов производства. Следует иметь в виду, что сами деньги фактором производства не являются, хотя и играют в деятельности любого предпринимателя огромную роль. Просто в силу денежного характера рыночной экономики приобретение реальных факторов производства опосредуется деньгами.

Перечисленные три фактора производства называются классическими и бесспорно признаются большинством экономистов. Однако в современной экономической теории часто выделяется еще несколько дополнительных факторов.

Экономисты давно заметили, что отдельные предприятия и даже целые страны, обладающие примерно одинаковыми классическими факторами производства (равными объемами трудовых ресурсов, капитала, земли), нередко добиваются совершенно разных экономических результатов. Более того, бывает, что страны, более богатые всевозможными ресурсами, бедствуют, а бедные ими - процветают. Чтобы факторы производства использовались и комбинировались наилучшим образом, необходим фактор особого рода - предпринимательская способность . Речь идет о том, что в рыночной экономике имеет место особого рода деятельность, которую осуществляет предприниматель, т.е. человек, организующий, планирующий хозяйственную деятельность, принимающий решения и т.п. Причем совершенно не обязательно сочетание в одном лице собственника и предпринимателя. Достаточно, чтобы собственник делегировал предпринимателю те компоненты пучка прав собственности на предприятие, которые необходимы для управления им. Без предпринимателя невозможно соединение факторов производства. Он обладает особыми способностями, характером, знаниями, в результате чего может по-новому комбинировать факторы производства, способствовать развитию отдельных предприятий и экономики страны в целом.

Фактору предпринимательская способность в СССР уделялось ничтожное место. Если роль трудовых и материальных (капитал, или в старой терминологии - фонды, земля) ресурсов признавалась, то понятие "предпринимательская способность" просто отсутствовало. Лишь косвенно значение этого фактора учитывалось в связи с проблемами управленческого труда. Но сам труд в этой области и управленческие решения считались не производительными, а неизбежными дополнительными расходами. К тому же предпринимательские способности не сводятся только к труду. Так, принятие коммерческого решения в сложной обстановке требует не только интеллектуальных усилий, но и готовности принять на себя материальный риск провала. Эта сторона названного фактора вообще не рассматривалась. Не здесь ли скрываются корни многочисленных безответственных решений, столь часто принимавшихся государственными и партийными функционерами? Ведь лично они не несли убытков!

В настоящее время в России в условиях становления рыночного хозяйства предпринимательские способности и в теории, и на практике признаны необходимым фактором производства. Многие люди на собственном опыте в области предпринимательства убедились, что для такого рода деятельности требуются специальные знания, особый склад ума и характера, своего рода талант. И если отбросить в сторону криминальные способы обогащения, то наиболее удачливые "новые русские" на самом деле обладают необходимым сплавом предпринимательских черт весьма противоречивого свойства: способностью к риску, инициативностью и в то же время расчетливостью, рационализмом, знаниями. Талант предпринимателя так же редок, как и другие таланты.

Наконец, в качестве фактора производства многие экономисты выделяют и технический прогресс . В условиях современного хозяйства важен не только размер капитала, но и его технологический уровень. Промышленные установки могут, например, иметь одинаковую стоимость, но одна из них может быть при этом более новой, а другая устаревшей. Очевидно, что если прочие факторы производства одинаковы - на предприятиях работает равное число людей, они управляются одинаково талантливыми менеджерами и т.д., то лучшие хозяйственные результаты фирмы, использующей новейшее оборудование, следует объяснять именно реализованным в новой технологии техническим прогрессом.

В самое последнее время, в первую очередь в связи с широким распространением компьютеров, особую роль в производстве начинает играть информация (разнообразные базы данных, электронные архивы и т.д.). Поэтому ставится вопрос о выделении и ее в отдельный фактор, хотя часто информацию также считают просто особой разновидностью фактора технический прогресс.

Все дополнительные факторы производства объединяет то, что они проявляют себя через более эффективное использование классических факторов. Одно и то же количество работников, машин и земли создает разные объемы продукции (причем разного качества) в зависимости от того, какие предпринимательские, научно-технические и информационные ресурсы обеспечивают их использование.

Таковы в общем виде факторы производства. Мы будем еще неоднократно к ним обращаться в целях более подробного и обстоятельного изучения.

Основные субъекты экономики

Факторы производства существуют не сами по себе, а находятся в собственности и используются субъектами экономики. В рамках национальной экономики принято выделять три основных субъекта: домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (правительство).

Термином домашние хозяйства (домохозяйства) обозначают отдельных людей и целые семьи в качестве физических лиц, со всей сложностью присущего человеческим существам поведения, интересов и мотивов. Домашние хозяйства предоставляют принадлежащие им ресурсы (труд, земля, капитал) для осуществления процесса производства, а на полученные в результате этого доходы покупают товары и услуги для личного потребления.

Фирмы - это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров и/или услуг с целью получения прибыли. На деньги, вырученные от продажи выпущенных товаров (услуг), они закупают новые ресурсы у домашних хозяйств.

Таким образом, домашние хозяйства формируют спрос на товары (услуги) и предложение ресурсов. Напротив, фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Активную роль в рыночной экономике играет государство (правительство), которое собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров (например, военной техники), на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия) и т.п.

Домашние хозяйства в России

В современной России указанные субъекты хозяйства находятся пока лишь в процессе становления своих экономических функций. Если о фирмах и экономической роли государства речь подробно пойдет в других темах, то о домашних хозяйствах необходимо сказать именно здесь.

На главный вопрос: "Выполняют ли они свои рыночные функции?", следует ответить: "Да, но не в полной мере". Это связано с целым рядом причин.

Российские домохозяйства во многом имеют нерыночный, натуральный характер. Так, по сравнению с развитыми странами у нас велика доля работ на себя: в приусадебном, дачном хозяйстве, самоуслугах на дому и т.п. Следовательно, с рынка отвлекается часть предложения труда и часть спроса на товары и услуги.

Предложение некоторых ресурсов (фактор капитал) со стороны домашних хозяйств незначительно, поскольку накопленное частное богатство в материальной форме весьма ограниченно. Или вообще отсутствует (фактор земля), так как частная собственность на землю практически в нашей стране не реализована. Ограниченность предложения факторов производства домохозяйствами приводит к тому, что они предъявляют недостаточный спрос на рынке товаров и услуг.

Но в некоторых сферах роль домохозяйств в российской рыночной экономике уже сложилась. Так, домохозяйства в России выступают как поставщики фактора труд. Особо следует отметить также роль домашних хозяйств в предложении фактора предпринимательская способность. Всплеск предпринимательской активности населения страны - от организации крупных фирм до индивидуально- и семейно-трудовой деятельности - создал рыночную среду в экономике.


Рис. 2.4.
Кругооборот продукта и капитала

Взаимоотношения между субъектами рыночной экономики описываются с помощью модели круговых потоков их расходов и доходов, представленных как в вещественной, так и в денежной форме.

Простая модель кругооборота

Сущность данного подхода наилучшим образом прослеживается на простейшей модели, которая используется в микроэкономике.

В дополнение к уже указанным отношениям между предприятиями и домашними хозяйствами проанализируем взаимосвязи, которые появляются при наличии новых субъектов и рынков.

С одной стороны, государство собирает финансовые ресурсы: прямые налоги с домашних хозяйств (подоходный, поземельный, взносы в социальные фонды и др.), с предприятий (на прибыль, на корпорацию и т.п.), а также косвенные налоги - формально с предприятий, а фактически со всего общества (налог с оборота, акцизы и др.). Поясним: прямые налоги оплачиваются тем субъектом экономики, который их перечисляет государству. Косвенные налоги перечисляются предприятиями, но включаются в цену товара. Поэтому фактически их оплачивает всякий (домохозяйство или предприятие), кто приобретает товар.

С другой стороны, государство осуществляет ряд выплат. Домашние хозяйства получают от него пенсии, стипендии, различные виды дотаций (например, на квартирную плату), работники госсектора - зарплату. Все эти выплаты называются трансфертами. Предприятия получают от государства субсидии, налоговые льготы. В дополнение к этому госпредприятия и организации пользуются государственными инвестициями.

Государство также осуществляет закупки для своих нужд на рынке продуктов. Оно заимствует средства на финансовых рынках, продавая свои облигации, а затем погашает задолженность, выкупая их с процентами.

Домашние хозяйства, получая доходы как владельцы ресурсов, делят их на две части - потребление и сбережения. Сбережения они направляют в различные финансовые институты. Это могут быть вклады в банки, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, а также покупка акций и облигаций частных предприятий и государства. Тем самым создаются различные финансовые рынки, на которых предприятия осуществляют заимствования инвестиционных средств, в которых они нуждаются, чтобы дополнить собственные внутренние источники финансирования. В обратном направлении к домашним хозяйствам текут доходы от финансовых вложений - проценты и дивиденды.

Результатом нормального хода кругооборота продукта и капитала является возможность непрерывного существования и выполнения своих экономических функций всеми субъектами экономики. Именно этот непрерывный и возобновляющийся процесс экономисты называют воспроизводством .

Четыре сферы воспроизводства

Экономика отнюдь не исчерпывается только производством. Она состоит из четырех взаимосвязанных сфер: производства, распределения, обмена и потребления. Кроме производства важную роль играет сфера распределения, которая включает:

  1. распределение факторов производства по субъектам (кто собственник тех или иных факторов);
  2. распределение произведенных благ и полученных доходов между субъектами рыночной экономики в зависимости от прав собственности, экономической власти.

При этом различают первичное и вторичное распределение, или перераспределение . Активную роль в перераспределении через налоги и государственные расходы играет государство.

В сферу обмена поступают произведенные продукты и услуги. Обмен необходим и возможен в силу общественного разделения труда, т.е. специализации производителей. Опосредуют обмен деньги, хотя могут существовать и случаи прямого товарообмена (бартера), что, впрочем, нетипично для развитых рынков.

Путем обмена блага поступают в сферу потребления, которое делится на.

Заказ № 1841

Курсовая работа на тему: «Субъекты экономики и их виды»

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Субъекты экономики…………………………………………...5

1. 1. Субъекты рыночной экономики…………………………………...5

1. 2. Функции субъектов современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики………………………..9

Глава 2. Интересы субъектов экономики……………………………..13

2. 1. Экономические интересы и хозяйственный механизм…………13

2. 2. Экономические интересы агентов……………………………….16

Заключение……………………………………………………………...22

Список использованных источников………………………………….25

Введение

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет.

Актуальность темы работы. Рыночные отношения предполагают децентрализацию производства, относительно независимое принятие решений и осуществление хозяйственной деятельности субъектами экономики. Вместе с тем, в процессе реформирования экономической системы российского общества в качестве основных целей подобных преобразований провозглашалось улучшение качества жизни населения, устранение одного из крупнейших недостатков командно-административной экономики – отторжения достижений научно-технического прогресса воспроизводственным процессом, а также повышение эффективности функционирования системы в целом. Переход России от глубокого спада к стабилизации и экономическому росту вызывает необходимость выявления факторов, способствующих закреплению и усилению данной тенденции. К последним относятся совершенствование организации и управления производством, использование достижений НТП в воспроизводственном процессе, а также рост производительности труда. Каждый из них связан с экономическими интересами субъектов экономики, от согласования которых зависит решение поставленных задач.

Цель данной работы – изучение субъектов экономики и их интересов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие субъектов;

Рассмотреть субъекты рыночной экономики;

Изучить функции экономических агентов;

Проанализировать интересы субъекты экономики.

Объектом исследования в данной работе выступают экономические субъекты, предметом является рыночная экономика.

Глава 1. Субъекты экономики

1. 1. Субъекты рыночной экономики

Рынок – это система взаимодействия продавца и покупателя.

Зарождения и развитие рыночной системы было обусловлено двумя причинами:

1. развитием разделения труда, которое дало возможность и необходимость обмена, вылившегося при появлении денег в куплю – продажу. Обмен стал возможным, поскольку в результате специализации у производителя появились значительные излишки продукции. Разделение труда ведёт к росту производительности, что, в свою очередь, делает возможным производить данный продукт в количестве больше, чем требуется самому производителю;

2. частной собственностью.

Для рыночной экономики характерными являются:

1. частная собственность

2. свобода выбора

3. личные экономические интересы как главный мотив поведения людей

4. конкуренция

5. механизм цен, координирующий экономические связи

Рынок выполняет следующие функции:

1. информационную, через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком;

2. регулирующую, т.е. рынок устанавливает пропорциональность в развитии экономики, регулирует распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей;

3. стимулирующую, т. е. фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки;

4. санирующую, т. е. рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.

В современных условиях рыночная система из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению субъектной структуры рыночного хозяйства.

Домашнее хозяйство - экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики - может состоять из одного или нескольких лиц. Оно обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства в рыночной экономике, стремится к максимальному удовлетворению личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Предприятие (фирма) - экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует не просто на личное потребление, а для расширения производства.

Банк - финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

Государство (правительство) представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Рисунок 1. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Взаимодействие домашних хозяйств, фирм и государства может быть представлено моделью экономического кругооборота.

Модель экономического кругооборота позволяет исследовать поведение фирм и домашних хозяйств на рынках факторов производства и потребительских благ.

На рынке факторов производства домашние хозяйства выступают в роли продавцов, предлагая фирмам, выступающим здесь в роли покупателей, труд, землю, капитал, предпринимательские способности. Приобретя все необходимое для создания потребительских благ, фирмы осуществляют их производство.

Вторая встреча домашних хозяйств с фирмами происходит на рынке потребительских благ. Но теперь их роли поменялись: в качестве продавцов выступают фирмы, а покупателями являются домашние хозяйства. Движение по внешнему кругу схемы, по которому движутся потоки товаров, замыкается.

Но одновременно с движением товаров происходит перемещение денежных потоков. Движение денег начинается с фирм, которые являются владельцами стартового денежного капитала, необходимого для приобретения факторов производства. Деньги, отданные в обмен на факторы производства, выступают в виде затрат на производство. Но, оказавшись в руках собственников производственных ресурсов, деньги принимают форму доходов на факторы производства, а будучи истраченными на покупку потребительских благ, выступают в виде расходов домашних хозяйств. И, наконец, после продажи фирмами произведенных ими товаров и услуг деньги выступают в виде доходов владельцев фирм.

Модель показывает, что в экономике движутся два противоположно направленных потока: поток товаров и поток расходуемых на их приобретение денег. Оба потока непрерывны, протекают одновременно и представляют собой главный элемент механизма функционирования рыночной экономики. Важным следствием модели кругооборота является то, что суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.

1. 2. Функции субъектов современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30%. (Германия) При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает целевую направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.

2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах.

3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.

4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.

5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.

7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Таковы в общих чертах основы и характерные признаки рыночной экономики.

Глава 2. Интересы субъектов экономики

2. 1. Экономические интересы и хозяйственный механизм

Экономические отношения возникают между людьми под воздействием экономических интересов. Экономический интерес - это осознанная потребность человека, группы лиц, общества в целом в экономических благах.

Требуя удовлетворения, потребности рождают экономический интерес. Под воздействием экономических интересов люди вступают друг с другом в экономические отношения. Так, необходимость в удовлетворении потребностей в пище заставляет людей заниматься производством продуктов питания и вступать при этом в производственные, а затем в распределительные и обменные отношения, в результате которых возникают отношения потребления, в ходе которых удовлетворяются потребности в пище.

Таким образом, возникает целая цепь связей между потребностями и их удовлетворением: потребность их осознание экономический интерес экономические отношения (отношения производства, распределения и обмена) удовлетворение потребности (отношения потребления). Из этой цепочки видно, что экономические интересы создают побудительные мотивы к экономической деятельности, выступая в виде движущей силы всей экономической системы.

Выделяются три основных вида экономических интересов: личные, групповые, или коллективные, и общественные. В том числе личные и групповые интересы могут быть классовые, то есть выражать интересы целого класса.

Конкретное содержание экономических интересов отдельных людей зависит от их места в системе экономических отношений, прежде всего отношений собственности. Очевидно, что экономический интерес собственника рабочей силы иной, чем интерес нанимающего его собственника крупного капитала. И тот, и другой заинтересован в максимальной отдаче от своей собственности, но, как мы увидим в дальнейшем, отдача от капитала может находиться в обратной зависимости от отдачи рабочей силы. Это говорит о том, что интересы людей и классов могут противоречить друг другу.

Для экономики как функциональной системы важное значение имеет совпадение всех видов интересов, когда личный интерес является частью группового, а групповой, в том числе классовый, - частью общественного интереса. Несовпадение интересов ведет к неэффективному функционированию экономики и в конечном счете к ее расстройству.

Итак, экономический интерес - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки.

Важную роль в обеспечении соответствия экономических интересов и тем самым в функционировании экономики как системы играет хозяйственный механизм. Под хозяйственным механизмом понимается совокупность мер, рычагов, управляющих воздействий, направленных на обеспечение производства необходимых благ и их доведение до потребителей.

Центральное место в хозяйственном механизме занимают стимулы. В экономике стимул предстает как побудитель экономической деятельности субъектов, основанный на наглядной демонстрации связи между результатом этой деятельности и степенью реализации экономических интересов субъектов. Стимулы могут быть применены к отдельным людям, побуждая их результативно трудиться, и к целым предприятиям, побуждая их к производству тех или иных благ.

По видам стимулы делятся на материальные и нематериальные.

Материальные стимулы основаны на возможности получения материальных благ и услуг в качестве вознаграждения за экономическую деятельность. Такие стимулы называют также экономическими. Нематериальные стимулы основаны на нематериальном вознаграждении, выступающем в виде морального или творческого удовлетворения от результатов экономической деятельности. Подобное удовлетворение может дать сам труд, если он интересен и содержателен творчески. Кроме того, такие стимулы могут быть основаны на чувстве страха, гордости, чести и прочих чувствах, не связанных с материальными потребностями. Эти стимулы называют также неэкономическими.

Воздействуя через систему стимулов на экономические интересы людей, хозяйственный механизм координирует их деятельность как автономных субъектов, обеспечивая внутреннюю организованность экономики как системы. Под воздействием хозяйственного механизма люди находят свое место в системе организационно-экономических отношений, а сами эти отношения приобретают конкретно-функциональный характер, то есть предстают как отношения между людьми, выполняющими определенные экономические функции.

Особую роль хозяйственный механизм играет в сфере распределения и обмена, где он обеспечивает связь между производителями различных благ и их потребителями. Через него потребители делают своего рода заказ производителям. С одной стороны, хозяйственный механизм обеспечивает выявление потребностей в благах как потребительского, так и производственного назначения, определяет приоритетность их удовлетворения и с учетом этого обеспечивает распределение «заказов» на соответствующие материальные блага и услуги между производителями по подразделениям общественного производства, отраслям и предприятиям. С другой стороны, с учетом этих «заказов» с помощью хозяйственного механизма идет распределение имеющихся ресурсов, их использование в качестве факторов производства и затем распределение и доведение до потребителей произведенных благ.

Именно под воздействием хозяйственного механизма производители получают ответы на такие главные вопросы экономики: что и для кого производить? как и сколько производить? С помощью различных стимулов он заставляет делать выбор в пользу производства тех или иных благ, производить их в определенном количестве и направлять потребителям. Тем самым хозяйственный механизм обеспечивает решение проблемы №1 любой экономики – проблемы выбора: выбора направлений использования ограниченных ресурсов, способов их использования, выбора направлений распределения произведенной с их помощью продукции.

2. 2. Экономические интересы агентов

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями.

Если рассматривать непосредственно интересы субъектов экономики, то можно заметить, что они (а также их реализация) сильно варьируются в зависимости от типа субъекта экономики, объема, структуры и характера использования его собственности. Так, например, потребности и интересы государства, как экономического субъекта, с одной стороны, связаны с повышением производства и потребления общества, так как государство является выразителем его интересов, с другой - с интересами и потребностями государственных структур, возникающими в процессе их функционирования (как в экономических ресурсах, так и в инвестиционных, и потребительских благах).

Интересы домохозяйств сильно разнятся в зависимости от набора экономических ресурсов, поставляемых ими на рынок. Зарубежные субъекты экономики включают в себя домохозяйства, предприятия, государственные структуры, расположенные за пределами рассматриваемого национального хозяйства. Последние могут реализовывать свои интересы в рамках хозяйственной системы, по отношению к которой они являются иностранными, что вызывается как глобальной конкуренцией (в сфере эффективности производства, уровня нормы прибыли, рыночной цены природных и трудовых ресурсов и т.д.), так и процессом международного разделения труда. Главное отличие интересов зарубежных субъектов хозяйствования от отечественных заключается в том, что в процессе их реализации большее значение уделяется собственным задачам, которые часто противоречат интересам страны, в рамках которой осуществляется их экономическая деятельность.

Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов.

Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» - одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы - одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы - национальные, общества в целом.

В качестве основного фактора, определяющего взаимозависимость интересов субъектов экономики, выступает общественный характер производства, так как на любом уровне обнаруживается множество хозяйственных связей. Интегрирующая функция общественного характера производства детерминируется общественным разделением труда и проявляется в вертикальном аспекте, соединяя в единое целое (субъект более высокого уровня) субъекты-элементы, связывая частные интересы каждого из них с общими интересами субъекта-системы; и в горизонтальном - благодаря отношениям типа «производитель-потребитель» между отдельными субъектами экономики, что предопределяется экономическим разделением их функций.

Взаимозависимость интересов агентов хозяйствования диктуется необходимостью повышения эффективности производства, которое достигается за счет общественного разделения труда. В результате углубляется специализация отдельных субъектов. В современных условиях осуществлять полный производственный цикл могут только очень крупные хозяйственные единицы. Углубление процесса разделения труда вызывает возрастание количества субъектов производственных отношений, их специализацию на предоставлении отдельной продукции производственного и потребительского назначения, а также ресурсов, что вызывает удлинение технологических цепочек, усложнение процесса формирования и совершенствования части ресурсов (например, труда), качественную смену способов удовлетворения потребностей. В итоге, для реализации каждого конечного интереса, необходимо непосредственное участие все большего количества субъектов экономики, каждый из которых, в свою очередь, имеет собственные потребности.

В качестве основных объективных причин противоречий экономических интересов субъектов экономики, выступает общий источник экономических ресурсов, используемых для удовлетворения их потребностей, ограниченность последних и производимых на их основе благ, экономическая обособленность субъектов экономики. Таким образом, можно сделать вывод о том, что объективные причины противоречий в системе экономических интересов вызваны единым источником реализации этих интересов и противоречиями между типами, формами и видами самих интересов.

Увеличение объемов общественного производства служит основным источником постоянного углубления степени реализации интересов. Экономический рост - это, прежде всего, повышение эффективности производства на основе ограниченных экономических ресурсов, он не включает в свой состав эффективности процессов распределения, обмена и потребления. Между тем, интерес реализуется вместе с удовлетворением потребностей, которые являются его материальной основой. А качество данного процесса определяется эффективностью использования ресурсов не только в фазе производства, но и на всех стадиях воспроизводственного процесса – от производства до потребления. Дополнительным фактором связи между реализацией интересов общества и экономическим ростом в рамках его хозяйственной системы является воспроизводство ресурсов на качественно новом уровне.

Заключение

Субъектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, но встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основные субъекты рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашнее хозяйство; предприятие (фирма), банк и государство (правительство).

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Субъекты экономики представляют собой элементы открытой системы, в процессе функционирования которых, происходит изменение как внешней, так и внутренней, по отношению к ним, среды. Поэтому каждый из них характеризуется собственными потребностями. Эти потребности непосредственно связаны с экономическими интересами.

Список использованных источников

1. Акимов А.В. Основы национальной экономики / «ИНФРА – М», М.: 2004. - с. 332.

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории. М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 105

3. Николаев И. Р. Основы экономической теории. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с. 791

4. Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 115 с.

5. Стадник И. С. Субъекты экономики и взаимозависимость их интересов. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Вопросы согласования и реализации экономичеинтересов в условиях формирования цивилизованного рынка. Пятигорск, 2003.

6. Стадник И. С. Инвестиции субъектов экономики – условие экономического роста/ /И. С. Стадник // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ: Университетские чтения – 2003. Часть IV. – Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2003.

7. Стадник И.С. Воздействие сбалансированной реализации интересов на процесс экономического роста. /И. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Экономические интересы, стимулирование и мотивация в механизме рыночного хозяйствования. Пятигорск, 2004.

8. Экономика / Ред. А.С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2006. - 831 с.

9. Экономика предприятия: Учебник // Под ред. О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с. 416

10. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Дону: издательство «Феникс», 2000. - с. 125.

11. Экономика: Учебник / С.Г. Землянухина, О.В. Мраморнова, А.В. Пахомова и др.; под общ. ред. С.Г. Землянухиной. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т., 2000. - с. 143.

12. Экономика отрасли. Серия. Учебники и учебные пособия. Ростов н/ Дону: «Феникс», 2003. - с. 311.

13. Экономический словарь//http://abc.informbureau.com/


Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 43

Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 44

Экономический словарь//http://abc.informbureau.com/

Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 45

Стадник И. С. Субъекты экономики и взаимозависимость их интересов. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Вопросы согласования и реализации экономичеинтересов в условиях формирования цивилизованного рынка. Пятигорск, 2003.

Экономика / Ред. А.С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2006. с. 271

Экономика / Ред. А.С. Булатов. -М.: Экономистъ, 2006. с. 273

Основными участниками экономического процесса являются производители и потребители экономических благ, которые получили название экономических агентов, или субъектов экономики. Пионером в их классификации был Леон Вальрас (1834-1910) - основатель лозаннской экономико-математической школы.

Экономические агенты. Экономические интересы

Субъектом экономики считается тот, кто самостоятельно принимает решения и осуществляет свои хозяйственные планы. Поэтому функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, имеющими право распоряжаться экономическими ресурсами и реализующими тем самым собственные интересы.

Экономические субъекты активны. В ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно основные хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Таким образом, к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Условно их подразделяют на микро- и макросубъектов.

Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, фирмы, государство и некоммерческие организации. При этом домашние хозяйства и фирмы относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Положение и роль каждого экономического агента зависят от отношения его к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей людей, их интересов и способов для их достижения.

В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом признается индивид. Все остальные агенты рассматриваются как производные от него формы.

Рассмотрим несколько подробнее основные хозяйственные субъекты.

1. Домашнее хозяйство (домохозяйство) - это субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельного хозяйства индивида или группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.

К домашним хозяйствам относят не только семьи, но и отдельных индивидов. Им принадлежат экономические ресурсы общества, они получают доходы, предоставляя факторы производства: труд (рабочую силу), капитал, землю и другие ресурсы. Продавая ресурсы, домашние хозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения.

Целью деятельности домашних хозяйств является потребление , т.е. удовлетворение потребностей. Сбережения населения становятся источником улучшения благосостояния домашних хозяйств в будущем. Как потребители население является независимым агентом, поскольку принимает решение самостоятельно, и уровень потребления каждого отдельного субъекта ограничивается только размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи.

2. Фирмы, предприятия - также самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ и через инвестирование (капиталовложения, идущие на развитие и расширение производства). Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение позиций предприятий на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Они как экономические агенты закупают производственные ресурсы у домохозяйств и тем самым осуществляют производство благ. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на товары и услуги (экономические блага), а фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг. Коммерческие предприятия и фирмы различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и по другим критериям.

По формам собственности выделяют частные, государственные, коллективные и другие предприятия (фирмы). По видам производственной деятельности предприятия делятся на производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги. По степени концентрации производства фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные. По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие и наукоемкие предприятия.

В России по организационно-правовому статусу различают хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприятия, некоммерческие организации. Последние - это самостоятельные субъекты экономики, целью деятельности которых является реализация интересов групповых экономических единиц, в том числе государства.

К некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды и общественные институты. Создание и функционирование некоммерческих предприятий стали фактором социализации современной экономики. Так, образовательные учебные заведения, в том числе бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, в овладении профессией, в подготовке и переподготовке кадров. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья людей.

К некоммерческим предприятиям относятся потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими являются фонды, образуемые из добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели. На основе единых интересов базируются и всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяющие общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими субъектами наряду с домашним хозяйством и бизнесом.

Наряду с указанными субъектами большое значение в хозяйственной жизни имеет государство. Как экономический субъект государство собирает налоги с домохозяйств и фирм, использует средства госбюджета для закупки товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности государственных органов, на содержание государственного сектора экономики, на социальные нужды общества. Кроме того, государство располагает большими природными ресурсами, имуществом, которые активно использует в интересах общества. Его вмешательство в экономику осуществляется в многообразных формах, и поэтому можно сказать, что государство есть экономический агент, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов и доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Один и тот же человек может входить в состав всех субъектов рыночного хозяйства, например, будучи государственным служащим - представлять государство, владея акцией - бизнес, а расходуя свой доход на товары и услуги - являться членом домашнего хозяйства.

Наряду с легальными экономическими субъектами существуют нелегальные и полулегальные экономические субъекты. Они формируют теневую экономику.

Современная экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на обеспечение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.

Ощущая собственные потребности, экономические субъекты стремятся улучшить свое существование. Человеческие потребности многообразны, их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие субъектов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством. Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, потребность - двигатель производства, стимул для его совершенствования, а с другой - производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.

Потребности с течением времени множатся, усложняются и дифференцируются. Это происходит в результате развития производства, появления новых его методов, совершенствования технологий. Все это позволило выявить закон возвышения потребностей, согласно которому экономические потребности бесконечны и не имеют предела.

В системе экономических потребностей выделяют личные и производственные потребности. Личные потребности обеспечивают существование людей, а производственные поддерживают производственный процесс. Человек вступает в производственный процесс, чтобы иметь возможность удовлетворять свои личные потребности. Условно их разделяют на потребности в предметах первой необходимости (пище, одежде, жилье) и потребности в предметах роскоши (продуктах, без которых можно обойтись, коврах, картинах, украшениях и т.д.).

Естественно, с ростом производства, доходов и потребностей происходит некоторая переоценка ценностей, и продукты второй группы постоянно переходят в первую. В большинстве развитых стран автомобиль, бытовая техника уже не являются предметами роскоши, а перешли в категорию предметов первой необходимости, поскольку их использование значительно облегчает быт.

Экономические потребности включают потребности не только в материальных благах, но и в духовных. Последние связаны с приобретением книг, картин, получением образования, посещением театров, концертов, туристическими поездками. Население все больше стремится к удовлетворению духовных потребностей по мере экономического развития страны. Потребности, как чувство неудовлетворенности, толкают людей к действиям. Поэтому формой проявления экономических потребностей являются экономические интересы, т.е. мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики.

Экономические интересы принято делить на следующие виды: личные (связаны с индивидуальными потребностями домашних хозяйств); коллективные (выражают необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, некоммерческих организаций, всех тех, кто объединен этим общим интересом); общественные (представляют потребности общества в целом, всего государства).

В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Именно они являются главным стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов - получение большего дохода, повышение качества жизни, способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынка товарами и услугами, повышение их качества, обновление ассортимента.

Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать интересы всех видов. Однако это не исключает противоречий между личными, коллективными и общественными интересами. Их разрешение предполагает прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.

Экономические стимулы как факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и т.п. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел субъектами экономики.

Вместе с тем средства, которыми располагают человек, коллектив или государство для удовлетворения своих потребностей, ограниченны. Мы живем в мире, которому свойственна редкость благ. Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование.

Конкуренция - это соперничество экономических субъектов за право использования тех или иных благ, в которых заинтересованы различные группы людей. С этим связана проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворения потребностей людей. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей и формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического (Homo economicus ), в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Экономические субъекты могут осуществлять свой выбор тремя способами: 1) самостоятельно; 2) согласовывая свои предпочтения с другими; 3) в составе группы.

Первый вид выбора называется индивидуальным, второй - двусторонним, третий - коллективным. Коллективный выбор, в свою очередь, подразделяется на общественный и групповой (олигополистический). Общественный выбор делается в составе невидимой группы. В ней действия одних участников не отражаются на других. Например, в хлебопекарной отрасли закрылась одна пекарня из-за высоких затрат и низких доходов. Однако данный факт не отразился на функционировании отрасли в целом и на потребителях.

Коллективный выбор осуществляется в группах, в которых участники взаимосвязаны и поведение одного оказывает значительное влияние на поведение остальных. Классический пример - действие предприятий в олигополистических отраслях. Например, если в автомобильной промышленности одна фирма пошла на снижение цены на свой автомобиль, то другие, скорее всего, последуют за ней, чтобы не потерять часть своего рынка.

Человек экономический имеет две фундаментальные характеристики: рациональность и эгоизм. Действия такого экономического агента либо базируются на принципе максимизации выгоды, либо рационализируются формальными и неформальными нормами, которые устанавливаются различными общественными институтами. Поэтому различают полную и ограниченную рациональность экономического поведения. В первом случае предполагается, что человек наилучшим образом использует имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при минимуме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность использования всей информации из-за трудностей в ее сборе или анализе. В этом случае решения принимаются на основе опыта, интуиции, что приводит к меньшему результату.

Все экономические субъекты стремятся к рациональности, однако возможности ее реализации весьма ограниченны. Признание ограниченности рационального поведения экономических агентов означает, что субъекты экономики не имеют полной информации о предпочтениях других и подчас нечетко осознают свои интересы.

Помимо предпосылки о рациональном поведении экономических агентов существует концепция эгоизма экономических субъектов, т.е. следования своим интересам. При этом различаются три формы эгоизма: сильная, полусильная и слабая. Сильная форма эгоизма означает, что отдельные экономические субъекты могут вести себя предательски, оппортунистически, т.е. использовать ложь, коварство, воровство, мошенничество и т.п., преследуя свои корыстные интересы.

Эгоизм в полусильной форме представляет собой следование своим интересам без использования обмана и всякого рода махинаций.

Слабая форма эгоистического поведения проявляется, когда субъект действует на базе чужих представлений о своем интересе. Такое поведение называется послушанием, и оно близко к альтруизму, т.е. фактически противоположно эгоизму.

Экономический рост в развитых странах привел к значительному повышению благосостояния как отдельных семей, так и общества в целом. Поэтому во многих случаях действует иная модель поведения Homo economicus: в процессе реализации интересов на первое место выдвигаются потребности в самовыражении, в реализации престижа, в использовании свободного времени для всестороннего развития личности.

Экономическими субъектами являются индивиды либо социальные группы, осуществляющие изучение окружающего мира и его объектов и воздействующие на них в процессе своей работы. Ими могут выступать: отдельный человек, семья, социальные группы, предприятия, государство и так далее. Субъекты экономических отношений принимают решения, реализуя на практике свои умения, несут ответственность за результаты своей работы. Рассмотрим далее их специфику.

Общая характеристика

Сегодня деятельность всех субъектов экономики достаточно специфична. Она находится в зависимости от роли, которую они исполняют в определенных исторических условиях, которая отличается относительной обособленностью, наличием моделей рационального поведения, самостоятельностью и установленными правилами. В ряде источников субъекты экономического развития именуются агентами. В данном случае речь идет об организации или лице, работающем по поручению кого-либо, деловых учреждениях, исполняющих задания. Существующие функции передаются субъектам непосредственно экономической системой. А ее особенности, в свою очередь, определяют специфику их работы. К примеру, коммерческое предприятие (корпорация, партнерство) осуществляет выпуск продукции для последующей ее реализации на товарном рынке с целью извлечения дохода. Соответственно, оно выступает как хозяйствующий экономический субъект. Вместе с этим могут существовать и некоммерческие общества. Они также могут заниматься производством продукции, но для собственного потребления. Эти субъекты экономической системы выступают в качестве участников нерыночной сферы.

Домохозяйство

Оно обладает возможностью принимать решения о качестве и количестве потребления существующих благ, об источниках прибыли на их приобретение. Домохозяйства выступают в качестве поставщиков и собственников производственных факторов. К ним относят:

  • Рабочую силу.
  • Денежные ресурсы.
  • Продукцию подсобного хозяйства.
  • Недвижимость, землю и так далее.

В качестве домохозяйства может выступать отдельный человек, если он проживает один и осуществляет, например, производство с/х продукции (фермер). В качестве него можно рассматривать общину, семью и так далее. Основным признаком в данном случае будет выступать ведение хозяйства.

Специфика

Домохозяйства, как и прочие экономические субъекты, выступают в роли и продавцов, и покупателей. В частности, на рынке производственных факторов они реализаторы (арендаторы). В первую очередь, в данном случае, они продают способность к труду. Кроме того, эти субъекты могут предоставлять в аренду свободный капитал или имущество. За счет этого они получают прибыль. Из поступивших доходов формируется потребительский бюджет домохозяйств. В качестве основы прибыли, как правило, выступает зарплата. Она является величина которого меняется, в зависимости от производительности. Прибыль домохозяйство распределяет между сбережениями и текущим потреблением.

Предприятие

Этот экономический субъект представляет собой юрлицо, функционирующее для создания и производства благ (продукции), выполнения работ и предоставления услуг. Другими словами, фирма принимает решение о выпуске товаров для реализации на основе эксплуатации ресурсов, которые находятся в ее собственном распоряжении, а также приобретаются на рынке факторов. В качестве потребителей услуг и продукции, созданных предприятием, выступают домохозяйства, государство, другие компании, зарубежные в том числе. Источником работы фирмы считается ее выручка. Она включает в себя компенсацию расходов на выпуск благ, а также прибыль, посредством которой осуществляется дальнейшая

Особенности работы предприятия

Платежи, которые осуществляются фирмой при приобретении производственных факторов, выступают как ее издержки. Вместе с этим, они формируют потоки зарплаты, процентов, ренты и прочего. На рынках готовых товаров этот экономический субъект создает предложение. В этом случае он выступает как продавец, разрабатывающий определенную ценовую политику в соответствии с существующими условиями. Прибыль, которую получает фирма, частично передается государству в форме налогов, отчисляется акционерам (при корпоративном типе организации) в виде дивидендов, а также направляется на расширение производства (инвестируется).

Обязательные платежи

Каждый экономический субъект должен выплачивать налоги. Они могут быть прямыми либо косвенными. Первыми являются налоги, которые выплачиваются непосредственно с прибыли. Косвенные отчисления осуществляются даже в тех случаях, когда предприятие не получает доход. Они включаются в себестоимость продукции. К таким налогам, в частности, относят таможенные пошлины, НДС, акцизы и пр. При этом государство предоставляет определенные льготы предприятиям. Фирмы могут получить субвенцию, субсидию, дотацию. Используя эти средства, государство реализует экономическую политику, ориентированную на регулирование деятельности существующих в стране предприятий.

Формы собственности

В зависимости от них, выделяют разные Индивидуальная форма выступает в качестве основания для формирования семейного или частного предприятия. Коллективный тип собственности присущ для партнерств, товариществ, обществ (ООО, ЗАО). Существует также государственная и муниципальная формы. Они характерны для некоммерческих, унитарных предприятий и организаций (союзов, фондов и прочих).

Государство

Оно также рассматривается как экономический субъект. В качестве ключевой его функции выступает эмиссия денег. Она реализуется через ЦБ. Центральный банк, являясь государственной организацией, осуществляет также регулирование финансовых потоков. В товарообороте государство может быть как покупателем, так и продавцом. На рынке производственных факторов этот экономический субъект приобретает все ресурсы, необходимые для обеспечения функционирования своих структур. Выступая в качестве продавца или арендодателя, государство реализует или предоставляет во временное пользование продукцию, которую выпускают госпредприятия. Кроме этого, оно осуществляет сбор налогов с других субъектов экономической деятельности, предоставляет им льготы, гарантии, субсидии, дотации.

Направления государственной политики

Выступая в качестве ключевого органа регулирования экономики, деятельность правительства рассматривается как на макро-, так и на микроуровне. Политика государства должна быть ориентирована на максимизацию национального благосостояния в условиях достаточно ограниченных возможностей. В рамках микроэкономики проводится анализ воздействия правительства на конкретных субъектов: производителей, приобретателей, продавцов и пр. На макроуровне оценивается его влияние на инфляцию, предпринимательскую активность, безработицу и так далее.

Ключевые задачи правительства

Ряд функций, которые реализует государство, ориентированы на поддержание и развитие экономики. К ним, в частности, относятся:


Реализация госпрограммы

Задачи по обеспечению нормативной решаются посредством введения определенных правил поведения. Ими должны руководствоваться все производители при взаимодействии с потребителями. Утверждаемые правительством нормативные акты касаются определения сферы распространения прав собственности, регулирования отношений между фирмами, запрета на реализацию фальсифицированных лекарств и продуктов. В юридических документах также определяются стандарты маркировки, качества изделий, ответственность за несоблюдение договорных условий и пр.

Заключение

В стабильных государствах правительствами разрабатываются и реализуются программы по социальному обеспечению, устанавливаются минимальные величины зарплаты, пособий по безработице. Государство строго контролирует уровень цен, фиксируя их для повышения дохода ряда категорий граждан. Обеспечение равноправия, свободной конкуренции, создание условий, в которых все субъекты экономического процесса смогли бы реализовать свой потенциал, - считаются основными задачами правительства. Для их реализации вырабатываются самые различные программы. Вместе с этим, государство должно способствовать пополнению бюджета. Для этого устанавливаются дифференцированные налоговые ставки. Используя экономические и финансовые инструменты, правительство регулирует процесс посредством прямого и косвенного вмешательства в функционирование рыночной структуры. За счет существующей системы налогообложения, а также благодаря государственным расходам на социальное обеспечение все большая часть национального дохода направляется от относительно богатых участников оборота к сравнительно бедным. В этом процессе, однако, ключевая роль принадлежит домохозяйствам и предприятиям. Именно они выступают как источник доходов бюджета. Производители выпускают товары, предоставляют услуги и выполняют работы, обеспечивая общество необходимыми благами.