Создание и развитие креативных общественных пространств. Эксперты: Креативные пространства — это всегда временное решение. Зачем креативные пространства городу








Отсутствие активного детского досугового проявления, виртуальная зависимость Проблема: Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. => Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое."> Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое."> Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое." title="Отсутствие активного детского досугового проявления, виртуальная зависимость Проблема: Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. => Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое."> title="Отсутствие активного детского досугового проявления, виртуальная зависимость Проблема: Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. => Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое.">







Сформировать представление о существенной роли художественной техники, материала и инструмента в творческой деятельности; Способствовать сохранению непосредственности и живости результата творческой деятельности, развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы композиций; Расширить художественное восприятие, развить навыки наблюдения, внимания и построения ассоциативных связей замысла через разнообразие технических приемов; Стимулировать интерес к творчеству. Мы руководствуемся задачами:



Креативных пространств, как мест, где творческие люди могут реализовать свой творческий потенциал, у нас практически не существует.

То, что у нас носит название креативного пространства, таким является лишь формально.

Если говорить об операторах креативного пространства (тех, кто будет занимать площади), то найти их крайне сложно.

Еще сложнее найти достаточный объем потребителей креативного продукта.

Креативное пространство – что это?

Что такое креативное пространство – каждый понимает по-своему. Равно как и вопрос: кто должен развивать креативные пространства: город, девелопер или представители творческих профессий.

Пока что все созданные креативные пространства, в большей степени, создавались именно девелоперами. И принципиально они отличаются лишь объемом инвестиций и грамотностью управления.

Инвестиции в креативные пространства, или Почему девелоперы выбирают креативный путь

Пока что креативные пространства развиваются на территориях, не интересных для классического девелопмента. При развитии промышленной территории девелоперу не всегда выгодно сносить здание, потому как снос сопряжен с немалыми затратами на сам снос, расчистку территории, выемку и утилизацию грунта и т.д. Это вызывает удорожание проекта и в итоге он будет экономически неэффективен. Кроме того, во многих случаях производственные здания являются архитектурными памятниками и охраняются государством, что очень характерно для нашего города.

Поэтому, как это часто бывает, девелопмент осуществляется в рамках из финансовых или градостроительных ограничений. Именно поэтому у нас так много бывших производственных зданий, которые сейчас переоборудованы под офисы, склады, автосервисы и небольшие производства. Именно переоборудованы, а не перепрофилированы, поскольку, чаще всего, никаких существенных инвестиций в имущественный комплекс не вкладывается и работа ведется в исходных помещениях. Может быть, с небольшим косметическим ремонтом.

Как приходят девелоперы в креативщики, или Какие задачи решает создание креативного пространства

Но, тем не менее, в СМИ появляется все больше информации о планах создания креативного пространства или кластера на том или ином бывшем предприятии. Каждый собственник понимает, что если он хочет ускорить капитализацию объекта и маржинальность бизнеса, то ему нужно заниматься развитием объекта недвижимости. А когда классические концепции офисного или общественно-делового здания осуществить сложно, то инвестор задумывается над формированием «креативной» концепции, которая для девелопера - просто модная маркетинговая фишка. Благо вписать в это понятие можно все что угодно: от офисов дизайн-студий и рекламных агентств, до магазинов одежды от малоизвестных марок. Такая концепция формирует кардинально новый подход к позиционированию объекта и дает возможность девелоперу привлечь внимание к своему проекту.

Исходя из европейского и некоторого отечественного опыта, можно утверждать, что с приходом креативных индустрий, капитализация территории значительно повышается. Берлин, например, использует формат креативного кластера для качественного переформатирования депрессивных районов. Аналогичная ситуация с фабрикой №798 в Пекине. Петербург пока делает робкие попытки идти по этому пути.

Но для реализации комплексной креативной концепции девелопер должен не просто подготовить помещения, а еще и так подобрать пул арендаторов, чтобы получился общий синергетический эффект, который сделает объект интересным для посетителей. Т.е. посетитель должен четко понимать ради чего он туда идет: на выставку, попутно что-то покупая, за мебелью и светом, пропитываясь новыми идеями от дизайн-студий, на какой-то мастер-класс или лекцию, которая сделает его клиентом ремесленных школ пространства и т.д. Примеров такой сбалансированной синергии и внятной концепции пространства – немного.

Отчасти это связано с тем, что обеспечить качественное наполнение пространства очень сложно. В Петербурге нет той самой "креативной индустрии", которая должна выступать арендатором и приносить доход. Точнее, она есть, но искать и подбирать ее приходится по крупицам. Представители творческих профессий разрозненны, малочисленны по составу групп и не являются надежными арендаторами.

Еще один нюанс, который не дает активно развиваться креативным пространствам – это то, что, к сожалению, в России креативная индустрия не слишком высокодоходная, поэтому используется девелоперами как временная маркетинговая функция популяризации места, пока не найдется более эффективное применение зданиям и земельным участкам с уже возросшей ценой.

Низкая доходность креативных продуктов связана исключительно с низким объемом потребления. В нашем случае (в случае Петербурга) потребителями в 80%, если не в 90% случаев являются жители города. При том, что сейчас страна переживает не самые лучшие времена - объем потребления снижается. Таким образом, креативному продукту важно расширять географию присутствия.

Зачем креативные пространства городу

Зачем нужны креативные пространства девелоперу, вроде как понятно. Но стоит ли городу тратить силы и развивать то, что не является высокодоходным бизнесом? Нужно смотреть на ситуацию шире: для города развитие креативного бизнеса – это решение целого ряда задач. Главная задача креативных пространств для города – это создание инновационной среды, т.к. креативность – это предпосылка для инноваций и создания не промышленного, а творческого или интеллектуального продукта: предметов дизайна, книг, фильмов, мультимедиа технологий и т.д. Собственно, с точки зрения города, креативные пространства можно определить как инфраструктуру, где можно проводить или посещать мероприятия, найти сторонников, сотрудников, подрядчиков, а также партнеров для реализации инновационных социально-значимых проектов или коммерческих стартапов.

Кроме инновационного продукта, я бы выделил еще несколько важных, с экономической и социальной точки зрения, факторов для города, которые будут развиваться при развитии креативных пространств:

  1. Обеспечение творческой молодежи и самозанятого населения средой, богатой возможностями для обучения, обмена навыками, экспериментирования и создания инновационных продуктов. Кроме того, это позволяет государству контролировать представителей тех специальностей, которые в большинстве своем находятся в теневом секторе экономики: дизайнеры, фотографы, фрилансеры и т.п. Т.е. город предоставляет свои возможности для развития и реализации в обмен на налоги, которые обычно находятся в тени.
  2. Компенсация дефицита рабочих мест в традиционных сферах.
  3. Вывод депрессивных городских районов из депрессивного положения.
  4. Повышение туристической привлекательности города. Оригинально разрисованные стены зданий, множество художественных мастерских и мини-галерей, а также огромное количество ресторанов и магазинчиков в эклектичном стиле могут быть привлекательны для гостей города.
  5. Развитие креативного общества, как рынка идей, будет способствовать развитию производств, которые смогут покупать идеи, а не создавать их самостоятельно, оставив за собой лишь производственную функцию, снижая себестоимость продукции и делая ее конкурентной на общемировом рынке.

Но такое взаимодействие города и креативных составляющих требует привлечения творческих предпринимателей к деловому сотрудничеству и создания для них не только условий, но и правовой базы. Нельзя просто выделить несколько зон, назвать их креативными и на этом остановиться. Тут требуется комплексная работа не только с формированием инфраструктуры, но и для развития спроса на креативные продукты. Тогда отрасль будет привлекать все новых людей с целью творческой самореализации.

Выводы

При заинтересованности города в получении дохода от работы креативных пространств, то для их появления, развития и сбыта креативного продукта, городу следует:

  1. разработать механизм предоставления помещений, находящихся в государственной собственности, под целевое использование, с возможностью выплаты арендной ставки в виде процента от выручки креативного предприятия,
  2. развивать совместно с банками систему малых целевых кредитов, в которых город будет выступать поручителем,
  3. организовать поддержку в вопросах ведения бизнеса, т.к. креативные специалисты не имеют специального образования в сфере менеджмента, маркетинга, рекламы,
  4. развивать входящий туристический поток и устраивать выездные выставки и смотры за пределами города

При осуществлении комплекса мер, самозанятое креативное население сможет создавать инновационный продукт, который станет постоянной статьей дохода города.

Большая часть антикафе работает в помещениях, которые не подходят для стандартных заведений общепита. Либо их обустройство требует существенных финансовых вложений. Согласно «2ГИС», в городе имеется более полусотни таких точек, сосредоточенных преимущественно в исторической части Петербурга. На Невском проспекте, например, в бывших квартирах (не на первых этажах) расположены «Циферблат» и FreeDom.

Как правило, такие заведения малорентабельны, а спрос со стороны целевой молодежной аудитории не достаточен, отмечают в компании JLL. В лучшем случае их организаторы с трудом покрывают расходы. В частности, закрылись такие известные прежде проекты, как «Четверть» и «Сейчас», а «Цифербург» съехал из «Пассажа» и ищет новое место.

По данным Colliers International, услуги коворкинга в городе оказывают несколько деловых центров, занимающих площади от 300-400 кв.м (например, «Зона действия» и 404 Hub). Но в основном «колхозы» для клерков располагаются в помещениях не более 120 кв.м. Кроме того, на рынке присутствуют и офисные миксты, где можно снять как отдельные кабинеты, так и рабочие места. Такие услуги предоставляют компании Regus и «Офис-М». Сами коворкинги, как правило, не владеют недвижимостью и являются классическими арендаторами. Для тех же, кто пользуется их услугами, разработаны разные схемы оплаты: разовый платеж, абонементы и аренда фиксированного рабочего места на определенный срок.

Что касается креативных пространств, то, по оценкам NAI Becar, их в Петербурге — более двух десятков. Такие площадки занимают разнообразные постройки — от пары сотен «квадратов» до 13 000. Среди крупных перспективных проектов, делающих акцент на этом направлении, — реконструкция Новой Голландии и создание многофункционального комплекса «Петровский арсенал» в Сестрорецке, а также гипотетический редевелопмент Апраксина Двора.

Стоимость аренды зала в креативном пространстве составляет в среднем 5000 рублей в час. Офис обойдется не дешевле 950 рублей за кв. м в месяц. Услугами таких пространств пользуются, как правило, корпорации и частные клиенты, ориентированные на организацию выставок или воплощение каких-нибудь творческих идей.

Группа компаний «БестЪ» провела в минувшую среду очередной деловой завтрак, задавшись вопросом, какая судьба ждет так называемый креативный кластер в Петербурге. Встреча состоялась на площадке культурного пространства «Бенуа 1890», куда съехались организаторы арт-проектов, девелоперы, инвесторы и застройщики.

Мнения экспертов


Дмитрий Мильков,

президент Центра развития творческих индустрий:

— Креативный кластер — один из современных форматов рынка недвижимости, но не стоит жестко привязывать его к художественной сфере. Истории таких объектов тоже разные. Среди успешных арт-пространств, созданных творческими ребятами, я бы назвал «Пушкинскую, 10», «Этажи» и «Тайгу».

Но, например, креативный кластер, действующий в БЦ «Ткачи», не имеет прямого отношения к искусству и является частью девелоперского проекта. Любопытен опыт креативной площадки бизнес-парка «Полюстрово». На Васильевском острове, например, на бывшем заводе музыкальных инструментов формируется кластер «Артмуза», инициатором которого выступил собственник предприятия. То же самое относится к территории «Ленполиграфмаша». Если же рассуждать об уникальных зарубежных примерах, достоин восхищения проект парка и арт-пространства Westergasfabriek на месте газовой фабрики в Амстердаме. Стоил он 100 млн евро и стал своего рода образцом государственно-частного партнерства: половину суммы вложили городские власти в благоустройство зеленой зоны, а остальные инвестиции (в реконструкцию и обустройство объектов недвижимости) привлек бизнес. Теперь здесь расположен концертный комплекс, работают разные арт-офисы, веб- и телестудии.

Еще один интересный объект — выставочный центр Super Studio Milano в Милане, где сейчас проходят многие модные мероприятия и крупные hi-tech презентации. Инвестором этого проекта стала одна пожилая дама, которая когда-то взяла кредит в банке и купила развалившуюся фабрику в районе каналов.

Савелий Архипенко,
креативный директор лофт-проекта «Этажи»:

— Большая часть подобных кластеров возникла не как результат реализации бизнес-планов, а стихийно. Каждый случай индивидуален. И для коммерческих структур креативное пространство — далеко не основной способ получения дохода. Например, помещения наших «Этажей» находятся в субаренде, что вызывает определенные сложности и то же время дает стимул для поиска новых идей. Приходится быть очень гибкими и постоянно выискивать новые способы заработка, поскольку никаких грантов на поддержку культурно-выставочных мероприятий в Петербурге нет. Так у нас появились кафе и хостел, а в трудные времена приходилось отказываться от части площадей. Наша основная целевая аудитория — молодые люди, среди которых сейчас достаточно тех, кто готов платить за выставки, хотя еще недавно это считалось «не круто». И главное, они сами хотят пробовать себя в роли стартаперов. Мы пытаемся сейчас реализовать проект «Улица Контейнерная»: разместим во дворе более 50 промышленных контейнеров, которые будут сдаваться под офисы, кафе, галереи и пр.


Анастасия Пацей,
куратор проектов на «Пушкинской, 10»:


— Нас можно назвать старейшим креативным кластером Петербурга. Вот-вот уже исполнится 27 лет. И за эти годы, начав с советского андеграунда, «Пушкинская, 10» пережила немало трансформаций, став в итоге мультидисциплинарным центром — с собственной резидентской программой, двумя клубами и настоящим музеем. И в то же время мы активно сотрудничаем с разными компаниями, у которых высокий уровень социальной ответственности и есть желание контактировать с искусством. На мой взгляд, мы сосуществуем с бизнесом довольно гармонично.


Дмитрий Тимуршин,
руководитель компании «Текстайл» (бизнес-площадка Welcome в «Пассаже»):

— Когда вы создаете креативный проект, в первую очередь нужно четко очертить его специализацию и понять, на какую субкультуру он будет рассчитан. А задача бизнеса — постепенно повышать доходность аренды. К примеру, вполне перспективны коворкинги для творческих молодых пар с ребенком: в одной комнате работают родители, в другой — за стеклом — дети проводят время под присмотром профессионального воспитателя и психолога.


В пространстве Welcome (всего 750 кв.м) действуют три офисные зоны: места для IT-специалистов, дизайнеров и маркетологов. С нашей стороны — юридическая и бухгалтерская поддержка стартапов. Кроме того, мы проводим ежемесячно 15-20 специализированных семинаров и тренингов по развитию бизнеса.


Владимир Фролов,

главный редактор журнала «Проект Балтия»:


— Пример уникального арт-пространства, возникшего на территории действующего производства в Петербурге, — это Музей уличного искусства. Совместный проект собственников Завода слоистых пластиков на шоссе Революции и группы художников уже завоевывает международное признание. Он очень интересен как по дизайну и архитектуре, так и по художественному наполнению.

Олег Барков,
генеральный директор Hansa SPb Development:

— Креативные форматы недвижимости находятся на начальном этапе развития. Сейчас важно наработать подходы к эффективной реализации подобных проектов, научиться повышать их доходность. Это главные задачи на ближайшие пять-семь лет. Разумеется, о продаже таких бизнесов стратегическим инвесторам пока речи быть не может. Однако в условиях жесточайшей конкуренции между застройщиками подобные площадки могут повысить привлекательность и качество новых жилых кварталов в рамках комплексного освоения территорий. Особенно если они будут рассчитаны на разные возрастные группы и личностное развитие населения. На мой взгляд, главная цель таких проектов — в формировании определенных культурных традиций. В советское время, надо отдать должное, с этим весьма успешно справлялись многочисленные дома творчества.

Дмитрий Абрамов,

партнер Jensen Group:


— У нас есть три проекта, где в той или иной степени развивается творческая составляющая. Во-первых, комплекс «Петровский арсенал» в Сестрорецке, где со временем будут реализованы лофты. Второй — бутик-офис центр «Пассаж/Итальянская, 17». Среди его арендаторов — креативное пространство Beatnik с ночным клубом, рестораном и поп-арт театром, две образовательные международные школы и центр по истории искусств MASTERS.

В самом «Пассаже» одно из помещений на последнем этаже до недавнего времени арендовало антикафе «Цифербург». Этот контракт истек, и будущей весной здесь откроется ресторан Ginza Project. Арендные ставки соответственно будут гораздо выше (к этому времени в здании уже завершатся работы по инженерии, появятся лифты и терраса на крыше). У нас налажены прекрасные отношения с бизнес-площадкой Welcome, но есть и негативный опыт. Так, организатор пространства «Культура» должен нам (по результатам судебных разбирательств) около 4 млн рублей.

Георгий Рыков,
гендиректор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:

— По нашим данным, в Петербурге функционируют более 40 коворкингов общей площадью около 7500 кв.м. По совокупности это примерно 1100 рабочих мест. Примерно 45% из них — стандартные мини-офисы, 13% — бизнес-инкубаторы. Остальная часть «креатива» представлена антикафе и разными пространствами, призванными объединять людей для творческого взаимодействия. В год услугами таких центров пользуются не менее 5500 человек. Стоимость рабочего места в месяц — от 4000 до 9000 рублей.

Никакого существенного влияния на развитие офисного рынка коворкинги, конечно, не оказывают. В основном они развиваются как дополнительная услуга, например, в гостиницах, ориентированных на деловой туризм. Крупных офисных игроков эта ниша практически не интересует. Исключение — финский «Технополис».

ISSN 2304-120X

Ермакова Лариса Ивановна,

доктор философских наук, профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск [email protected]

Суховская Дарья Николаевна,

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск [email protected]

Горохова Александра Евгеньевна,

студентка ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск

Специфика формирования креативного пространства в моногородах*

Аннотация. Данная статья предлагает рассмотреть особенности формирования креативных пространств в моногородах. Здесь анализируются возможности их формирования в крупных и мелких моногородах России. Ключевые слова: пространство, моногород, население, экономика. Раздел: (04) экономика.

На сегодняшний день, когда политические санкции влияют на экономику важным и ключевым моментом развитии нашей страны является развитие внутреннего рынка. Его развитие может осуществляться за счет того, что основные финансы, которые раньше тратились на импортные товары, можно перенаправить в сторону развития крупных промышленных городов. Данная же тематика затрагивает моногорода, то есть населенные пункты, где экономика и инфраструктура зависит от одного или множества предприятий, которые связаны между собой. Слово «моногород» является сокращением понятия «монопрофильный город», где греческая приставка «моно» означает «единственный». Данные предприятия принято также называть «градообразующими». На данных производственных предприятиях занята основная часть жителей, что, несомненно, оказывает влияние на занятость населения, имеет большое воздействие на социокультурную жизнь этого города. По государственному законодательству чтобы организацию признали градообразующей, на ней должно быть занято не менее двадцати пяти процентов численности рабочего населения соответствующего населенного пункта. Данный факт подтверждает, что рабочие этих предприятий являются основной рабочей массой города. Данную статистику нельзя оставлять без внимания, так как эффективность и качество работы компании напрямую зависят от рабочих.

По последним данным, количество подобных муниципальных образований в нашей стране равно 319. Сюда относят как города, так и поселки городского типа. Проведя мониторинг российских моногородов, которые имеют стабильную социально-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-00035.

ISSN 2Э04-120Х

научно-методический электронный журнал

Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Горохова А. Е. Специфика формирования креативного пространства в моногородах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470067. htm.

экономическую ситуацию, можно сказать, что в преимущественном большинстве это не крупные города. Численность населения в них колеблется от самого крупного в 705,5 тыс. чел. (г. Тольятти, Самарская область), до самого меньшего в 1,7 тыс. жителей (пос. Светлогорье, Приморский край). Необходимо принять во внимание тот факт, что в этом списке количество городов, чье население «переваливает» за 300 тыс. жителей всего 6. Далее количество жителей уменьшается, и превалируют населенные пункты до 100 тыс. жителей.

Такие небольшие точки не всегда остаются во внимании, что сказывается на развитости инфраструктуры. Особенно это касается ее социальной стороны, то есть отраслей, предприятий, которые бы обеспечивали приемлемую жизнедеятельность населения. Каждый небольшой городок имеет стандартный набор инфраструктуры, состоящий из зданий администрации, больницы, военных и полицейских участков, станций МЧС и нескольких зданий филармоний и театров (которые, в большинстве своем, мало кто посещает). Все эти здания в запущенном состоянии, так как никому нет дела до преобразования города, ведь все силу уходят на работу и содержание семьи. А с другой стороны никакого финансирования для этого не предоставляется, хотя многое навязывается самим государством.

Так как многие из моногородов - небольшие точки скопления народа (по равнению с обычными городами), то мало кто задумывается о расширении, увеличении, улучшении инфраструктуры. Но будем говорить об инфраструктуре не только как о наборе минимальных жизненных услуг, но и как о возможности досуговой деятельности населения, выявлении и развитии его творческого потенциала, развитие его индивидуальности.

Судя по нынешнему, да и прошлому состоянию российской экономики, трудно сказать, что небольшие моногорода имеют настолько же развитую инфраструктуру, как имеют ее большие города. Отсюда и вытекает проблема формирования креативного пространства.

Креативное пространство - это свободная зона для обмена новаторскими креативными идеями между творческим населением города. Также креативное пространство является площадкой для самовыражения, демонстрации для критики своих трудов или же оценивание чужих. Хочется отметить, что посетителями таких креативных пространств могут являться не только люди творческих профессий, но и жители города, которые в свободное время занимаются творчеством. То есть это является для них хобби, неким родом досуговой деятельности, который может разнообразить их повседневную жизнь. В современных крупных городах это довольно частое явление.

Креативное пространство может существовать в нескольких формах: 1) арт-пространство - огромные пространства (чаще всего бывшие промышленные зоны), переоборудованные под жилье, офис, кафе, рабочие зоны, выставочные площадки и прочие многофункциональные зоны; 2) лофт - жилая площадь, переделанная из здания, которое строилось по другим иным предназначениям (бывшие фабричные цехи, склады); 3) коворкинг - современная схема организации рабочего процесса, когда в одном рабочем пространстве происходят не всегда похожие виды деятельности; 4) арт-центр - функциональный центр, отличен от художественной галереи или музея, где предоставляется место для выставок, семинаров, поощряющих практики искусств, предоставляют техническое оборудование.

Но для того, чтобы данные формы реализации творческого потенциала людей стали возможны в определенном моногородском пространстве, необходимо иметь

научно-методический электронный журнал

Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Горохова А. Е. Специфика формирования креативного пространства в моногородах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470067. htm.

определенную городскую среду. Городская среда - это комплекс множества объектов, формирующих особенное характерное пространство, где существует возможность взаимоотношений. Качество ее главным образом зависит от того, насколько полно здесь могут быть удовлетворены реальные запросы, потребности горожан. Хотя возможность реализации коммуникативных и культурных потребностей связана в целом с уровнем культурного потенциала каждого отдельного города, но сам культурный потенциал является возможностью населения создавать и поддерживать среду для своего развития.

Данные условия отлично вписываются в городскую среду крупных, развитых городов, в основном административных центров, где находится основная масса населения и куда стекаются люди с окраин. Именно поэтому в наши дни, особенно в последние несколько лет стали так популярны зоны коворкинга, лофт-зоны и различные арт-пространства. Новатором в этом деле для нашей страны стал Санкт-Петербург, степень развитости городской среды которого сложно оспорить.

Но перед нами стоит вопрос о развитии данных зон в среде моногородских пространств, где, как уже упоминалось мною выше, преобладающее большинство отнюдь не крупных городов. В основном это города и поселки городского типа, где количество горожан насчитывается до 100 тысяч человек. Из них, примерно 15-20% -пенсионеры, приблизительно такие же цифры отводятся нетрудоспособному населению, то есть детям, инвалидам. Поэтому, в развитии городской среды и креативных пространств заинтересованы далеко не все жители: кто-то, кто не ищет возможности раскрытия творческого потенциала, а кто-то по своей неспособности. К тому же, если расставлять акценты именно на то, что это небольшие поселения, где практически каждый имеет свой земельный участок, на котором он занимается домашним хозяйством, то основные временные ресурсы, помимо рабочего времени, уходят именно на обработку и уход за землей. Данный процесс весьма трудоемкий и занимает практически все свободное время, превращаясь в своеобразное хобби. Такому типу общества выражение своего творческого «я» становится потребностью далеко не в главную очередь. Поэтому главной проблемой стоит выделить формирование креативных пространств в малонаселенных моногородах.

В поддержку развития моногородов существуют и развиваются множество программ. Основной коммерческой поддержкой, неоспоримо, является государственная поддержка. На недавнем совещании, проходившем 10 августа 2016 г., касавшемся поддержке моногородов президент В. В. Путин поручил не снижать темпов диверсификации экономики, на что еще в 2012-2014 гг. было выделено немало финансовых средств. Помимо коммерческой поддержки существуют и некоммерческие проекты. Один из них это - НКО «Фонд развития моногородов», главные цели которой привлекать инвестиции, создавать рабочие места и обучать команды по управлению моногородами. Но все это касается экономической составляющей, тогда как о социальной составляющей практически никто не задумывается.

Исходя из вышеперечисленных высказываний, необходимо не только создавать однотипные креативные пространства, а вырабатывать определенную стратегию по развитию индивидуальной социальной среды каждого моногорода. Социальная среда города складывается из общего культурного уровня жителей, что должно давать основные сведенья о том, в чем нуждается определенный житель определенной местности.

Возможно, существуют такие населенные пункты, где люди не могут самовыражаться в силу своей закрепощенности, которая появилась здесь и остается

ISSN 2Э04-120Х

научно-методический электронный журнал

Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Горохова А. Е. Специфика формирования креативного пространства в моногородах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470067. htm.

по сей день, так как раньше им этого делать не приходилось. Такому обществу необходима некая форма адаптации, которая позволит им для начала узнать о возможностях, которые им представятся. А более крупные поселения нуждаются уже именно в самих площадках, где существует возможность, а самое главное -необходимость обмениваться уже собственным опытом.

Качество работы на градообразующих предприятиях зависит от рабочих. Опираясь на данные пирамиды потребностей Маслоу, причастность человека к определенной группе, его уважение и в конечном итоге самовыражение занимают три заключительные ступени после самых примитивных физиологических. Это позволяет судить о том, что проведение досуга и возможность познавать себя внерабочее время, давать расслабляться и отвлекаться на какой-либо другой вид деятельности, что возможно делать в тех самых креативных пространствах, дает человеку полное удовлетворение потребностей. Всем известна простейшая истина: если человек удовлетворен, то его работоспособность, качество работы повышается.

В первую очередь, для достижения вышепоставленной цели необходимо проводить мониторинг и анализ населенного пункта и его жителей. Полученные данные дадут необходимую информацию для определения степени запущенности состояния городской среды. Данные состояния можно разделить на 4 категории: 1) запущенное состояние, 2) фаза депрессии, 3) фаза стагнации, 4) развитая городская структура. Для каждой категории должен разрабатываться свой план действий по внедрению и улучшению креативных пространств.

Для такого рода деятельности необходимо создавать организации, деятельность которых будет направленная именно на выявление таких категорий. Данным организациям следует непрерывно сотрудничать с экономическими, так как два эти показателя (социальный и экономический) неразрывно связаны между собой. Особо запущенные города и города в депрессии следует пошагово направлять к развитию и выходу из депрессии, вслед да общими настроениями населения будет и подниматься экономика. Города, которые застряли в фазе стагнации (застоя), следует наполнять инновационными идеями, которые бы подтолкнули их к выходу из данной фазы. И соответственно города с развитой городской структурой следует оставлять под наблюдением, чтобы вырабатывать определенные схемы, влияющие на население и на экономику.

В современном мире слишком быстро происходят изменения. Кто-то умеет быстро адаптироваться под возникающие условия, а кто-то - нет. Но в силу того, что условия существования меняются с каждым днем, необходимо создавать и новые способы выживания. В данном случае, моногорода - важная часть российской экономики, затухание которой приведет к неизбежному краху. На них следует обращать свое внимание, а внедрение креативных пространств - как глоток свежего воздуха после долгой изнурительной работы, который способен дать новые силы, чтобы снова показать свою важность и мощь. Хоть и эксперты пророчат не долгую жизнь креативных пространств на сегодняшней арене, за ними будут следовать новые новаторские тенденции, способные дать еще один шанс увядающим городам.

Список литературы

1. Суховская Д. Н. Креативные пространства России как источники формирования общенациональных ценностей // Новые идеи в философии: материалы Междунар. науч. конф. - Пермь, 2015. - С. 41-46.

2. Суховская Д. Н. Социально-философский анализ креативных структур современного городского поселения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 8. - С. 121-125.

научно-методический электронный журнал

Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Горохова А. Е. Специфика формирования креативного пространства в моногородах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470067. htm.

3. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Креативные пространства поселений: технологии создания современных творческих площадок городов (на русском и английском языках): справочно-информационное пособие. - М., 2016.

4. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Характеристика креативного пространства города как творческого локуса его жизненного пространства // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2016. - С. 53-57.

5. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Концепт пространства в определении сущности социально-философской категории «креативное пространство поселения» // Глобализация научных процессов: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Киров, 2016. - С. 15-17.

6. Суховская Д. Н. Креативное пространство мегаполиса как новая форма социальности // Управление мегаполисом. - 2013. - № 6 (36). - С. 37-40.

7. Суховская Д. Н., Ермакова Л. И. Роль ДПО в формировании стратегии устойчивого развития российского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 26. -С. 51-55. - URL: https://e-koncept.ru/2016/46411.htm.

Larisa Ermakova,

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of historical and socio-philosophical disciplines, Oriental studies and theology, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk [email protected] Daria Sukhovskaya,

Candidate of Philosophical Sciences, senior lecturer of the Department of historical and socio-philosophical

disciplines, Oriental studies and theology, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk

[email protected]

Alexandra Gorokhova,

Student, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk

[email protected]

Specificity of the formation of creative space in single-industry towns

Abstract. This article proposes to consider the features of formation of creative spaces in these towns. It explores the possibility of their formation in large and small towns of Russia. Key words: space, mono, population, economy.

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 15.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.03.17

Принята к публикации Accepted for publication 17.03.17 Опубликована Published 27.03.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Горохова А. Е., 2017

Интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых "креативных пространств" не угасает. В течение последнего года в Петербурге что ни день - то заявление о новом "креативном проекте". И потому вполне своевременно задаться вопросом - а нужны ли эти пространства в таком количестве, и если да, то кому и зачем?

Интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых "креативных пространств" - проектов, рассчитанных на привлечение творческого сообщества и реализацию на своих территориях всевозможных арт-замыслов, - не угасает. В течение последнего года в Петербурге что ни день - то заявление о новом "креативном проекте". Вполне своевременно задаться вопросом - нужны ли эти пространства в таком количестве, и если да, то кому?

В общей сложности число всевозможных лофтов, зон коворкинга, арт-территорий давно перевалило за несколько десятков. Однако крупные или просто признаные в своей среде проекты можно пересчитать по пальцам. Среди наиболее успешных - "Этажи" и "Ткачи", которые вполне можно назвать первопроходцами отрасли (если, конечно, не брать в расчет легендарную "Пушкинскую, 10"). Под всевозможные арт-мероприятия отдают свои площади галеря Bulthaup и музей "Эрарта", довольно успешно работает проект "Тайга". Менее масштабные (по занимаемым площадям и количеству резидентов), но весьма интересные пространства - "Табурет", "Третье место", "Зона действия", недавно открывшийся Kokon Space.

Некоторые проекты существуют лишь на бумаге. Амбициозные планы по созданию креативного кластера площадью около 20 тыс. кв. м строят владельцы завода "Ленполиграфмаш", пока они сумели собрать под своей крышей всего несколько профильных резидентов - клубы А2 и Case Club, центр дизайна и урбанистики Make It и ряд других. О планах вложить около 300 млн руб. в преобразование более 2 га земли на Васильевском острове заявила компания "Механобр-техника".

Оценивая реальность эти начинаний, стоит вспомнить историю территории завода "Красный треугольник", которой прочили судьбу центра рок-культуры и андерграунда. Воплотить замысел комплексно пока так и не удалось из-за отсутствия финансирования: площади некоторых производственных корпусов просто сдаются в аренду под офисы и музыкальные студии.

На аналогичное препятствие натолкнулись и собственники фабрики "Красное знамя", рассчитывавшие превратить часть цехов в культурно-деловой центр и музей современного искусства. Впрочем, у "Красного знамени" есть шанс реабилитироваться - с помощью администрации Петербурга, которая намерена начать создание собственного креативного кластера. "Красное знамя" - один из вариантов для его размещения, наряду с изолятором "Кресты", канатным цехом завода "Красный гвоздильщик", трамвайным парком №2 на Васильевском острове и территорией Адмиралтейства, Петровского дока и Летнего сада в Кронштадте. На этом информация, которая известна о городском креативном кластере, исчерпывается, и даже близкие к отрасли эксперты пока не очень понимают, что будет из себя представлять этот проект.

Остается неясным, пожалуй, самый принципиальный момент - кто будет пользователем всех этих креативных пространств? Достаточно ли в Петербурге той самой "креативной индустрии", которая должна приносить доход авторам таких проектов? И можно ли рассчитывать, что подобные проекты - долговечные, особенно на фоне того, что уже сейчас инвесторы развития территории фабрики "Красный Октябрь" в Москве решили отказаться от сформировавшегося здесь довольно успешного креативного кластера и вернуться к первоначальным планам строительства на этой земле элитного жилья.

РБК провел несколько блиц-интервью с экспертами отрасли - и поинтересовался их мнением по данным вопросам. Основной вывод - креативные пространства являются лишь временным вариантом использования объектов недвижимости, в этих проектах нет бизнеса как такового, однако, не принося серьезного дохода, творческие индустрии позволяют "подогреть" интерес к территориям и повысить их капитализацию. А значит впоследствии такую недвижимость - но уже с совершенно другой функцией - владелец сможет продать или сдать в аренду по более выгодным ценам. Таким образом, благодаря экспертам нашлось и объяснение, почему креативный кластер стал так интересен городской администрации. Оказывается, это практически единственный путь заинтересовать бизнес редевелопментом городских территорий.

Директор по развитию креативного пространства "Ткачи" Алексей Нешитов: "На одних театрах бизнес не построить"


- Есть ли в Петербурге та самая "креативная индустрия", для которой предназначены и ваш проект, и многие другие, которые сейчас продолжают активно появляться?

Сейчас у нас около 60 арендаторов, а число организаций и креативных start-up проектов, заинтересованных в возможности разместиться у нас, давно перевалило за тысячу. Думаю, что если не три, то два таких же здания (площадь "Ткачей" - 13 тыс. кв. м) мы бы и сейчас смогли заполнить.

- Но, наверное, только в том случае, если понимать эту индустрию довольно широко?

Вряд ли, конечно, нам бы удалось заполнить проект только театральными и музыкальными коллективами. Мы просто не смогли бы себе такого позволить, потому арендная ставка у нас рыночная, 1100 руб за кв. м в месяц с учетом налогов и коммунальных услуг, а такие проекты, как правило, очень небогаты и обычно требуют разного рода дотаций и субсидий. Но они есть среди наших арендаторов, однако их не более 30-40%.

- Арендная ставка у вас действительно приличная. Как представители креативной индустрии "выживают" и что привлекает их сюда, близость к "себе подобным"?

С мая прошлого года от нас ушло всего два арендатора из наиболее требовательного к нам сегмента - магазинов на первом этаже. У нас нет "особых" коммерческих условий для представителей креативной индустрии, поэтому, я думаю, что выбор делается в первую очередь в пользу концепции, желания находиться рядом с себе подобными, поскольку такие компании очень часто становятся партнерами друг другу и делают какие-то совместные проекты.

- Нет ли опасения, что мода на лофты и креативные пространства скоро пройдет и собственники таких проектов найдут земельным участкам более экономически эффективное применение, пример тому - "Красный Октябрь" в Москве?

Для "Красного Октября" креативное пространство было антикризисным решением, а строить жилье премиум-класса и бизнес-центры здесь собирались изначально, поэтому никаких противоречий я не вижу. Мы же не собираемся быть "модными". Возможно, те арендаторы, которые делают ставку на моду, и уйдут от нас, но останутся те, кто действительно видит в этом проекте необходимость для себя, удобство от местоположения, сервисов и так далее. И их, я уверен, подавляющее большинство.

Директор Центра прикладных исследований Европейского Университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, социолог - урбанист Олег Паченков: "Креативный кластер не может навязываться "сверху"


- Нет ли ощущения, что креативных пространств сейчас в Петербурге уже несколько с избытком, при этом и администрация города заявила о пяти площадках, на которых могут потенциально появиться такие проекты.

Потенциала креативных индустрий, как мне кажется, на имеющееся и возможное к появлению количество пространств хватит. И если такие проекты продолжают в городе появляться, значит, пока их все же недостаточно. Другой вопрос, что не всем, возможно, подходит размещение в одних стенах, часть подобных проектов - вероятно, большая - должна быть рассредоточена по городу. Но лично для меня, например, не совсем ясно, почему администрация города выбрала пять, а не три, и не семь площадок?

- То есть инициировать такие проекты все же должен бизнес?

Креативный кластер - это элемент публичной жизни и его нельзя навязывать "сверху". Частные инициативы в данной сфере более органичны. К тому же, на мой взгляд, существует серьезная проблема с идеологами для таких проектов, и начинать нужно было не с изучения пространств, а исследовать людей в данной среде, и уже с ними определять точки пересечения интересов креативной индустрии с конкретными местами на карте города. Роль государства в данной сфере должна быть похожа на игрока в керлинг - он не должен подталкивать камни или указывать им путь, он должен лишь натирать перед ними лед, чтобы они катились быстрее.

- Но ведь понятно, что креативная индустрия не слишком высокодоходная. Нет ли опасности, что со временем, когда мода и ажиотаж вокруг этой темы пройдут, российские бизнесмены найдут более эффективное применение своим зданиям и земельным участкам?

Я не вижу причин, почему этого нужно бояться. Это стандартный процесс, и во всем мире в восьми из десяти случаев подобные проекты - временные. На западе они также появлялись как temporary use в связи с закрытием индустриальных площадок. Можно сказать, что для того, чтобы оставаться актуальными, таким проектам нужно обновляться, или, если хотите, умирать и снова возрождаться. Самое важное в данной ситуации, чтобы резиденты таких проектов также это понимали, но знали, что у них есть не год, а, скажем, пять лет, чтобы работать в данном проекте и рассчитывать свои планы.

Директор "Центра стратегических разработок "Северо-Запад" Владимир Княгинин: "Создать креативное пространство не значит осуществить девелопмент, а значит наполнить его интересным содержанием"


- Можно ли как-то оценить место креативной индустрии в экономике Петербурга, в том числе в сравнении с основными "креативными" городами?

Образец креативной индустрии - Лондон, там около 15-20% занятого населения так или иначе связаны с этой отраслью. В нее входят все те, кто занимается производством образов, впечатлений, переживаний: театры, кино, fashion-индустрия, программирование. Такая деятельность предполагает ненормированный рабочий день, определенный образ существования, независимость мышления. В отличие от Лондона, в среднем в городских креативных индустриях занято около 7-10% населения. Если говорить о Петербурге, то он дотягивает до этого уровня, однако, основную часть его креативной индустрии составляет сегмент HORECA (отели, рестораны, кафе).

- А если говорить о качестве креативной индустрии и креативных пространств в Петербурге?

Важно подчеркнуть, что создание креативного пространства – это не просто осуществление девелопмента. Гораздо важнее сделать креативное пространство интересным для пребывания, обеспечить его качественное наполнение. Финны в этом вопросе продвинулись гораздо дальше Санкт-Петербурга, не говоря уже о мировых столицах креатива.

- А городу зачем свой "креативный кластер" при наличии достаточного количества частных проектов?

С приходом креативных индустрий капитализация территории значительно повышается. Берлин, например, использует формат креативного кластера для качественного переформатирования депрессивных районов. Аналогичная ситуация с фабрикой №798 в Пекине. И Петербург тоже пойдет по этому пути. Других причин для инициирования такого проекта городской администрацией я не вижу.