Русские традиции при строительстве дома. Приметы про строительство, пищу и деньги

- 9003

Начало строительства дома у древних славян было связано с целым комплексом ритуальных действий и обрядов, предупреждающих возможное противодействие со стороны нечистой силы. Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что "нечистая сила" будет стремиться помешать будущему благополучию новосельцев. Потому до середины XIX века во многих местах России сохранялся и проводился древний обережный ритуал:

Сняв одежду, до рассвета хозяйка дома нагишом обходила новую избу и произносила приговор: "Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни хилой человек ногой не переступил и дедушка лесной через него не заглядывал".

Чтобы придать заклятию дополнительную силу, женщина должна была трижды кубарем перевернуться в воротах, приговаривая: "Дай, чтобы род и плод в новом доме увеличивались".

Всё начиналось с поиска места и строительных материалов. Судя по этнографическим данным XIX века, существовало множество способов ворожбы при выборе места под дом. Иногда на участке ставили чугунок с пауком. И если он за ночь начинал плести паутину, то это считалось добрым знаком. В некоторых местах на предполагаемом участке в небольшую ямку ставили посудину с мёдом. И если в неё забирались мурашки - место считалось счастливым. Выбирая безопасное для стройки место, нередко вначале выпускали корову и ждали, пока она ляжет на землю. То место куда она ложилась, считалось удачным для будущего дома. А в некоторых местах будущий хозяин должен был собрать четыре камня с разных полей и разложить их на земле в виде четырёхугольника, внутри которого он клал на землю шапку и читал заговор. После этого нужно было ждать три дня, и если камни оставались нетронутыми, то место считалось удачно выбранным. У белорусов существует народное утверждение о том, что дом ни в коем случае нельзя строить на спорной земле, потому что это могло навлечь проклятия со стороны проигравшего спор и тогда новому хозяину такой земли не видать счастья во век. Также надо отметить, что дом никогда не строили на том месте, где были найдены человеческие кости или где кто-либо порезал руку или ногу.

Не менее сложным был процесс выбора дерева. Самыми лучшими считались деревья, срубленные в последнюю четверть луны. Чаще всего лес рубили в марте или апреле, так как весенний сок делал древесину более крепкой. Существовало множество запретов, например, на вывернутое непогодой дерево. Крестьяне были уверены, что это дерево вывернул для себя чёрт и при строительстве он может переселиться в новый дом. Одно дерево, повисшее на другом, предвещало пожар; дом, построенный из скрипучего дерева, нагонял на хозяев смерть или мучительный кашель; а дерево с чёрной сердцевиной могло вызвать всевозможные болезни и несчастья.

Наконец, когда срублены подходящие деревья самое время отправляться за мхом. Что, кстати, было очень важным и не простым делом. Каждый день, начиная с понедельника, в течение недели хозяин приходил в лес, срывал горсть мха и оставлял его на чистой земле. В воскресенье он смотрел, под какой из кучек мха нет мошек и червяков, и в тот день, в который была сорвана эта кучка, и следовало заготавливать мох. Все эти сложные приготовления предназначались для того, чтобы в доме не заводились разные жучки.

После этого начинали закладывать фундамент, для которого нельзя было использовать песок и камни с кладбища. И только в это время за дело брались плотники. Их работа тоже была связана с разными обрядами. Широко был распространён обычай: при закладывании первого венца прятать за угол монеты (для богатства), ладана (как оберег от нечистой силой), кусочки хлеба или сыра, а иногда и голову петуха - своеобразное пожертвование Домовому. После возведения сруба резали петуха и брызгали кровью на четыре угла, а затем зарывали его под дверью. Все щепки с первого венца собирали внутрь, чтобы то, что будет происходить на улице, знали в доме, но то, что творится в доме, было бы неизвестно на улице. Также было принято класть под четыре угла освящённые травы, чтобы охранять дом от молний. В те древние времена люди верили, что молнии преследуют нечистиков, которые любят прятаться в углах, особенно если там нет ничего освящённого. При строительстве дома между остальными венцами также закладывали серебряные монеты и травы, собранные на Ивана Купалу.

Важным считался не только первый, но и последний венец. По завершении строительства хозяин перебрасывал через стену освящённое яйцо, которое закапывали на месте падения. Это делали для того, чтобы ветер не срывал крышу. Во многих сёлах после укладывания последнего венца хозяйка подавала одному из плотников горшочек с зерном. Плотник проходил по венцу, посыпая его зерном и желая счастья, богатства и здоровья семье в новом доме. А после этого чердак застилали мхом, по которому сеяли овёс и присыпали его песком. Овёс восходил и засыхал, что должно было привести к богатству.

После возведения крыши начиналось внутреннее обустройство дома и перво-наперво в доме строили печь. Хозяин собирал толоку (толпу), на которую звали в основном молодёжь, и все вместе они закладывали печь. Строительство в толоке шло быстро, с шутками и прибаутками, по завершении которого хозяин обязательно угощал всех помощников.

Когда печь разжигали в первый раз, в неё засыпали девять горстей зерна, от чего стенки покрывались глянцем, к которому впоследствии не приставал дым.

На рисунке Вы видите старинную русскую печь, где: 1 - чело; 2 - припечек; 3 - опечек; 4 - печурка; 5 - залавок длинный ящик с подъёмной крышкой для хранения продуктов, посуды; и, наконец, 6 - ухват.

И вот, наконец-то, можно было начинать справлять новоселье. В старые времена человек менял не только дом, но и целое пространство, а в этом пространстве важно было всё: видно ли горизонт, восход и закат, чтобы дорога просматривалась, да и водица рядом была, чтобы сосед хороший был, удобно и лошади и скотинке приходилось. А уж сам дом - центр этого пространства, самое священное место, проверялось ещё много раз. А вдруг при строительстве материал не тот попался, плотникам не угодили, да они "злое" бревно подложили, человек с недобрым взглядом прошёл и сглазил, не поселилась ли нечисть от чьей-нибудь зависти?

Ритуальные действия входа в дом начинались за неделю. Испытывая безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, если всё было благополучно, несли петуха и курицу, на третий день уже поросёнка, в следующие дни овцу, корову и лошадь. Птицы и животные очень чувствительны и тем самым показывают хозяину, "доброе" ли место. И только на седьмой день поселялись в дом люди. Давно приметили, что кто первый в дом входит, тому первому и умирать. Первый входящий забирает на себя всё зло, которое может присутствовать на новом месте, или становиться жертвой за срубленные для строительства деревья. И если в семье были "уставшие от жизни" старики, они-то и входили первыми. Если не было стариков, приглашали чужого человека, не верующего ни в чёрта, ни в бога, а позже стали приглашать аптекаря-немца или доктора-немца, которые к таким порядкам относились как к игре. Хотя, в некоторых местах ограничивались лишь запуском в доме петуха. Если он кукарекал, это был хороший знак.

Огромной очистительной силой обладает хлеб, зёрна и, особенно, квашня (деревянная кадка для теста). Потому первым иногда мог войти хозяин с квашнёй в руках, за ним - хозяйка с курицей, далее шла молодёжь. Вселение семьи сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения Домового из старого подпечья (запечья) в новое. Домового зазывали и приглашали: "Домовой! Домовой! Пойдём со мной!". Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал: "Батюшка Домовой и Матушка Домовая, Батюшка Дворовой и Матушка Дворовая со всеми семейством, пойдёмте к нам на новое жилище с нами жить!". Домового переносили с жаром из печи на "хлебной лопате", с горшком каши или в валенке. Затем хозяйка отрезала от каравая хлеба первый ломоть и клала его "под печку" приветствую Домового.

Входили в дом по нитке, верёвке или поясу. Все эти предметы - символы времени, долговечности, жизни, которые связывают родных. Несли с собой и воды, и медового напитка (медовухи), старались захватить с собой из старого дома в новый и Долю. Считалось что Доля есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли некоторые "символы обжитости": домашние изваяния богов, обереги, огонь очага, домовой сор и даже лукошко навоза из хлева. Кашу несли недоваренную и прямиком ставили сразу доваривать на новый огонь.

Строительство чего-то нового, а особенно дома, на Руси всегда являлось очень важным действием, а потому ничего удивительного не в том, что процесс строительства «оброс» массой примет и обычаев, многие из которых дошли и до наших дней, и активно используются современными людьми. Конечно, при современном строительстве дома приметы многие уже и забыли, но все же суеверные люди стараются соблюсти обряды и обычаи, особенно когда речь идёт о доме для постоянного проживания. Примет и суеверий, как и отмечалось выше, довольно-таки много, но мы остановимся на самых популярных из них. Итак:

Первым этапом любого строительства является выбор места. Считалось, что благоприятным местом для возведения дома являются уже ранее обжитые места, или те места, на которых любит отдыхать домашний скот. А вот строительство дома на месте бани или на месте сгоревшего жилища считалось приметой дурной, так как и житья в таком доме не будет, да и не простоит он долго. Существовало также ряд нехитрых манипуляций, которые позволяли определять, пригодно ли выбранное место для строительства. Так, например, по одному из обычаев, на том месте, где планируется возвести дом, выкапывали небольшую ямку и ставили в нее на ночь плошку с медом. Если утром в плошке обнаруживались муравьи, то место считалось вполне пригодным.

Начинать строительство считалось, что лучше всего в весной во время Великого поста, и очень хорошо, если процесс возведения дома захватывал и троицу. Строить дом должны были люди, которые хорошо относились к хозяину будущего строения. Для этого на протяжении всего строительства считалось необходимым задабривать строителей, угощать их водкой и предлагать закуски, причем делать это нужно было не скупясь, иначе, как считалось, не будет в доме богатства и счастья. Но задобрить нужно было не только мастеров, но и удачу. Для этого, по примете, строительство дома начинали во вторник или четверг и желательно в день, посвященный какому-либо святому-мученику.

Маленькая ремарка: в отличие от прошлого, где не было норм техники безопасности, сегодня угощать алкогольными напитками строителей не стоит, а вот холодному квасу (в жару) или горячему чаю (в ненастье) любой плотник будет рад, что сторицей вернётся хозяевам!

При строительстве дома примет и обычаев до сих пор существует множество, особенно когда речь идёт о закладке первого венца дома. Но для того, чтобы их все описать потребуется не одна статья и даже не две, так что ограничимся тем, что кратко расскажем, что подкладывалось под углы дома: деньги – к богатству, головы мышей и крыс – чтобы хозяева дома жили долго, иконы и крестики – чтобы в доме домовой не шалил. Закладывались также и игрушки, кипарис, лапник и многие другие предметы, которые должны были приносить в дом счастье и другие различные виды благополучия. При возведении стен особых примет, на которых хотелось бы заострить внимание – не соблюдалось.

При завершении строительства под кровлю укладывали нераскрывшиеся шишки, которые должны были оберегать дом от злых духов. А конек крыши предполагалось украшать орнаментом, чтобы защитить самое слабое место дома.

Если вы обратитесь к нам

Как видите, в старину считалось, что успешное строительство зависело не только от умений строительной бригады. Насколько этому верить – решать, конечно же, только вам. Неважно, какой вариант вы выбрали, но мы со своей стороны можем гарантировать, что наша бригада строителей соответственно подойдет к строительству, и приложит все свои умения и знания для того чтобы дом из бруса простоял долгие годы, чтобы в нем всегда было тепло и уютно. А что касается примет, то мы относимся к вашему мнению с уважением и с удовольствием пойдем вам на встречу и выполним вашу просьбу, если конечно, она не доведена до абсурда, и вы не требуете соблюсти при строительстве дома примету наподобие жертвоприношения домашнего животного или кого-то ещё.

Этапы строительства: установка стропил

Для кого-то народные приметы при строительстве дома не являются чем-то значимым, кто-то предпочитает следовать указаниям мастеров фен-шуй или же прислушиваться к рекомендациям психологов. Это не имеет принципиального значения - по-своему правы все. У всего перечисленного очень много сходных моментов в выборе места стройки, расположения окон и дверей, запускания животных и других нюансов возведения и заселения частного дома. Но не надо упускать первоначальный важный этап - разработку проекта для правильного строительства дома. Тогда Вам будет гораздо легче заниматься обустройством жилища, так как на этапе проектирования уже будут учтены Ваши пожелания и вкусы.

Фен-шуй, народные приметы и психология при строительстве дома

Указания о выборе места строительства жилого дома у славян очень сходны с указаниями расположения жилья по фен-шуй - оба источника говорят, что за домом должен быть холм, гора или большое строение. Тоже рекомендуют и психологи, в таком доме создается иллюзия защищенности, позволяя себя чувствовать в большей безопасности.

Открытое пространство перед домом также почитается мастерами фен-шуй, психологами и обычными людьми. Окна в спальнях должны выходить на восток для комфорта пробуждения, сидеть нужно лицом к дверям, а подметать пол от порога, а не к нему. Этих замечаний придерживаются многие народности, мастера различных восточных практик и психологи.

Народные приметы называются такими по причине человеческой наблюдательности - люди видели совпадения и делали выводы. Хотя, некоторые приметы с годами устаревают и превращаются в народные суеверия. Хорошим примером суеверий может служить утверждение о вероятном возникновении ссоры, если рассыпать соль. Ранее это было актуальной приметой, соль стоила очень дорого, поэтому ее просыпание приводило к скандалу. Но есть и до сих пор действенные человеческие наблюдения, облегчающие жизнь в доме.



Народные приметы для богатства в частном доме

Некоторые люди категорически отказываются верить в приметы, они имеют качественный проект дома и считают это достаточным для успеха строительства и будущего проживания. На самом деле это действительно так - грамотное проектирование построено на логике, знаниях и требуется для всех, независимо от веры и соблюдения народных примет. Достаток в семье можно поддерживать соблюдением некоторых рекомендаций народных примет.

  • Нельзя сидеть на столе, иначе в доме будут ссоры из-за денег.
  • Нельзя возвращать долги или давать другим взаймы деньги после обеда.
  • Сумки с кошельками нельзя класть в своем доме на стол или ставить на пол.
  • Для достатка в доме нужно закопать несколько монет у правого угла здания.

Народные приметы при строительстве дома

Само строительство тоже обросло приметами, некоторые из них имеют очень серьезное значение. Одни направлены на улучшение комфорта или достатка в будущем доме, другие связаны с личным счастьем или сохранностью семьи. Для этих примет есть логическое объяснение их действия, поэтому стоит прислушаться к наиболее важным из них.

  • Новый дом на месте сгоревшего к еще одному пожару.
  • Во время стройки мусор должен падать внутрь дома для предотвращения сплетен.
  • Погибшие деревья для строительства использовать нельзя - будут преследовать несчастья и болезни.

Народные приметы при заселении в частный дом

Можно абсолютно серьезно следовать народным рекомендациям при заселении в дом или же таким образом отдавать дань предкам - многие ритуалы переезда придуманы и подмечены много веков назад и имеют важную основу.

  • Кухонная утварь должна быть внесена в дом раньше мебели для сытой жизни.
  • Первой в дом пускают кошку или курицу - они отведут возможные несчастья.
  • Новоселье справляют не позднее 3 дней после въезда в дом, чтобы хорошо жилось.
  • Если в предыдущем месте жилось хорошо, нужно взять с собой старый веник в новый дом.


Сейчас нужно использовать не только логику предков, но и достижения современных технологий строительства и материалов, обладающих более совершенными эксплуатационными характеристиками. Нельзя достоверно узнать - не было ли среди всего материала для нового дома одного экземпляра из засохшего дерева, но можно точно рассчитать расположение окон и дверей благодаря грамотному проектированию дома.

Для чего в старину в фундамент добавляли шерсть? Чем опасна для будущего дома бузина? Как избежать соседства со сварливыми людьми? Строители прошлого хорошо знали ответы на эти вопросы.

Дом, предписывает славянская традиция, нужно начинать строить во вторник или четверг. Именно эти дни считались для его закладки лучшими. С приходом христианства на нее наложилось еще одно поверье: по календарю на эти дни должна была приходиться память не о святых мучениках (иначе строительство грозило обернуться недостроем), а о преподобных старцах (тогда все должно было пройти без сучка и задоринки).

В народной традиции благоприятной для начала строительства считалась также суббота, однако в наше время отношение строителей к этому дню изменилось. «Мы никогда не начинаем новый объект в субботу, — говорит начальник вольнонаемной бригады мастеров-отделочников Сергей Валов . — Это самый конец рабочей недели, в течение которой рабочие сильно устают. А первые шаги в строительстве нового объекта очень важны и невнимательности и небрежности не прощают, ведь от них во многом зависит успех всего процесса и итоговое качество. В самом начале нашей работы мы несколько раз начинали стройки в субботу, и это выходило потом боком для нас же самих — многое приходилось переделывать заново. Так что теперь мы переходим на объект только после полноценного отдыха».

Самым оптимальным временем года для заготовки стройматериалов для дома считалась зима. Славяне верили, что в эту пору душа дерева спит, поэтому не почувствует боли от топора. Если же дерево срубить в другое время года, то оно обязательно сохранит память об этом событии, станет «злым», а, значит, в один момент так или иначе «отомстит» жильцам.

Для самой же стройки на Руси не существовало сезона лучше, чем период Великого Поста (в идеале — еще и с захватом Троицына дня). Правда, по словам исследователей-этнографов, это условие старались блюсти не по каким-либо мистически-сакральным соображениям, а исходя исключительно из практического смысла. В летнюю пору, уточняют знатоки вопроса, строительством, как, впрочем, и другими делами, не связанными напрямую с посевными и пахотными работами, было элементарно некогда, все силы бросались на выращивание урожая. Осенью его надо было собирать, а после праздника Покрова (до которого, собственно, и длились обычно уборочные работы), до холодов было уже недалеко. «Конечно, — добавляет московский историк-этнограф Владимир Пивоваров, — это не значит, что раньше на Руси все поголовно строились исключительно ранней весной. Были и исключения, просто по возможности старались придерживаться именно этих сроков».

Что касается места для возведения, то в старину ни при каких обстоятельствах не начинали строить жилые дома там, где когда-то производились захоронения, совершались массовые казни или даже единичное убийство. Бытовало стойкое мнение, что в этом случае вскоре после новоселья хозяева дома начнут терять близких людей. По этой же причине в процессе не использовали древесину, срубленную вблизи могильников.

Кроме того, под запрет на строительство подпадал еще ряд мест. Например, не закладывали дом там, где в изобилии росла бузина (считалось, что хозяйство в этом месте будет «горьким»), проходили дороги и тропинки (счастье с достатком уйдут из дома) или стояли ворота (все дела будут делаться с «большим скрипом»). Наличие муравейника на месте будущего жилища также рассматривалось как мощный стоп-фактор, если им пренебречь, то в этом случае новоселам придется бок о бок жить со злыми и сварливыми соседями.

Наиболее же подходящими локациями считались либо целинные, непаханые земли, либо уже хорошо освоенные и давно обжитые места на небольших возвышенностях. В качестве примера здесь можно привести кремль подмосковного Зарайска, где под стеной между Никольской и Караульной башнями археологами обнаружена стоянка древних людей эпохи палеолита.

Отношения со строителями всегда выстраивались в максимально благодушном ключе. Многочисленные литературные источники свидетельствуют — плотников старались задобрить еще до начала работы. В частности, хозяин будущего дома выставлял работникам так называемое «заручное» угощение, как только согласовывались предварительные «условия сотрудничества». В дальнейшем заказчик строительства должен был еще несколько раз накрыть щедрый стол. Во-первых, по факту укладки первого нижнего венца будущего дом (так называемый «закладочный» или «обложейный»), во-вторых, при переносе готового сруба на выбранное место, и в-третьих — при укладке матицы.

В современных условиях обычай многократно угощать строителей не только себя изжил, но и перешел в свою полную противоположность. Большинство заказчиков, с которыми удалось побеседовать на эту тему автору материала, даже расплачиваться с подрядчиками предпочитают исключительно после выполнения всех оговоренных работ и тщательной проверки их качества. Причем некоторые еще и расходы на электричество для обогрева бытовки (если строительство выпадает на холодное время года) вычитают из суммы вознаграждения.

Зато, по свидетельству многих россиян, хорошо сохранился другой обычай древних лет: добавлять в фундамент при его заливке некоторые особые элементы. Конечно, в конструкцию уже давно не бросают ладан, отпугивающий нечистую силу, свежеотрубленные куриные головы (приношение домовому) или куски шерсти (для пущего тепла), но вот монеты и купюры разного достоинства строители закидывают в котлованы с завидной регулярностью.

Некоторые другие приемы славянских зодчих пусть и не так широко, но тоже дошли до наших дней. Например, Андрей Волохов , представитель одной из многочисленных подмосковных компаний, предлагающих населению услуги по возведению деревянных домов, рассказывает, что их работники всегда кладут первые два первые два бревна или бруса исключительно вдоль линий будущего дома, а не поперек. «Не могу сказать точно, — говорит Андрей, — насколько давно и почему в нашей компании исповедуется этот принцип, но все точно знают, что иначе делать нельзя, жизнь у хозяев будет вся „поперечная“. По той же самой причине и полы мы стараемся настилать не параллельно порогу, а перпендикулярно ему. Правда, сейчас наши заказчики делают выбор в пользу классической половой доски довольно редко, предпочитая ей OSB-плиты».

Чтобы выбрать место для будущего строения, на земле раскладывали куски дубовой коры. Через три дня ее переворачивали и смотрели: если под корой находились лишь пауки да муравьи - плохое место, непригодное для жилья. Если же там были дождевые черви - можно строить. Или пекли три круглых маленьких каравая. Хозяин дома нес их до места постройки за пазухой, доставал и катал их по земле. Если все они ложились верхней коркой вверх - место считалось хорошим, безопасным. Если каравай переворачивался и ложился на верхнюю корку, искали другое место для постройки.

Если же все указывало на удачу, тогда с Божьей помощью брались за работу, не забыв положить под правый дальний угол строения серебряную монету, зерна, чтобы в новом доме не переводились ни хлеб, ни деньги. Порой добавляли шерсть - на счастье и ладан - для святости.

В глубокой древности существовало поверье, что новое жилье только тогда будет прочно, когда умрет глава поселившейся в нем семьи и в душе усопшего дом получит своего домового.

Приметы и обычаи для тех, кто строить дом

Не предвещает добра новостройка на месте старого дома, последний хозяин которого умер, не имея родных, или там, где старый дом был разрушен в результате стихийного бедствия.

Считалось, что тот из родичей умрет раньше, кто прежде всех войдет в дом, поэтому первым должен был войти самый старший в семье.

Чтобы отвести смерть от хозяина дом, хозяева тайно приходили на место закладки, отрубали у петуха голову и зарывали ее там, где предполагался передний угол дома.

Строительство дома

Плотников старались задобрить загодя. Сговорились насчет условий - пили «заручное». Когда клали два нижних бревна, приходил хозяин, приносил водку: пили «закладочные». Уложили первый ряд основных бревен - пили «обложейное». Когда заготовленный сруб переносили и ставили на указанное место - снова устраивали угощение. Матицу (главную балку, на которой настилается накат и укрепля-ется потолок) поднимали в особенно торжественной обстановке. Когда дом был построен, снова принимали меры для охраны его от нечистой силы: на печи, перегородках, полатях, обязательно на голбце - через него в первую очередь могла проникнуть в дом нечистая сила - рисовали знаки солнца, чертили кресты. Чтобы уберечь дом от несчастий, делали коньки на крышах жилых домов и хлебных амбаров.

Влозины

Переезжали в новый дом обязательно ночью. Конечно, полностью перенести пожитки в это время сложно, поэтому ограничивались несколькими предметами, которые символизируют жизнь в доме: подушкой, горшками, хлебом, мылом. Скотину обязательно перегоняли ночью, чтобы уберечь от сглаза. Старуха-хозяйка в старом доме накрывала стол скатертью и ставила на него хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и после общей молитвы клал икону себе за пазуху. Затем подходил к голбцу и говорил, отворив дверь в подполье: «Суседушко, братанушко, пойдем в новый дом! Как жили в старом доме хорошо и благо, так будем жить и в новом. Ты люби мой скот и мое семейство». После этого все отправлялись в новый дом. Хозяин нес петуха и курицу, хозяйка - хлеб-соль и квашню, остальные пожитки распределялись между членами семьи. Открыв дверь, хозяин прежде всего пускал в избу петуха и курицу и ждал, чтобы петух пропел на новоселье. Затем входил в дом, ставил икону, открывал голбец и приглашал: «Проходи-ко, суседушко, братанушко!» Новоселье заканчивалось семейной мо-литвой. Затем хозяйка накрывала стол, затапливала печь и принималась за стряпню. Существовал и такой обычай, как перенос в новый дом из старого священного огня. Старшая женщина-хозяйка (мать или свекровь) последний раз топила в старом доме печь, выгребала горячие угли в чистый горшок и накрывала его белой скатертью. В новом доме с поклонами и хлебом-солью ее встречали молодые хозяева. Принесенные угли высыпались в печурку, снятой с горшка скатертью символически трясли по всем углам, как бы выпуская домового. Затем горшок разбивали и зарывали под передний угол. Если до новой избы было далеко и не удавалось перенести туда священный огонь, переносили вместо него кочергу и другие атрибуты очага.

Приметы и обычаи, связанные с новосельем и переездом на новое место жительства