Обязательное пенсионное страхование. Пенсионные накопления

При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

  • РФ (через ВЭБ);
  • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
  • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

Для лиц 1966 г. р. и старше

Для лиц 1967 г. р. и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

2005 — 2007 г.

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

  • повысить уровень материального стимулирования работников;
  • обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия;
  • эффективно проводить кадровую политику предприятия;
  • получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.

Корпоративные пенсионные программы

С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

Функции пенсионной схемы:

  • условия и порядок внесения взносов;
  • условия распределения инвестиционного дохода;
  • возможности выкупных сумм;
  • правила наследования;
  • уровень доходности;
  • формирование и расходование пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут быть двух видов:

  • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
  • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

  • тарифного разряда работника (тарифная программа);
  • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
  • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

Среднемесячная заработная плата, руб.

Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

Численность пенсионеров, млн чел.

Дефицит ПФР. млн руб.

Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

Доходная масть

Расходная часть

Сальдо бюджета

Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

Намечаемые изменения

планируется

планируется

62 года (2018 г.)

Германия

67 лет (к 2029 г.)

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

  1. страхователи;
  2. страховщик;
  3. застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без , а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

  • работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – это система, с помощью которой государство формирует источник финансирования пенсий граждан. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. При наступлении пенсионных оснований Пенсионный Фонд России или негосударственный пенсионный фонд выплачивает застрахованным лицам пенсию.

Работодатель за счёт своих средств перечисляет в Пенсионный Фонд России (ПФР) страховые взносы – 22% от заработной платы работника. До 2014-го года 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%), с 2014-го года отчисления на накопительную пенсию «заморожены», и все 22% формируют страховую пенсию.

Накопительная пенсия
формируется сразу в рублях, ей можно управлять и получать инвестиционный доход.

Страховая пенсия
формируется в баллах, которые при выходе на пенсию будут переведены в денежный эквивалент.

Управлять можно только пенсионными накоплениями - той суммой, которая накоплена до «заморозки»: оставить в ПФР или перевести свои пенсионные накопления в Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ). Переход может быть срочным или досрочным.

Реализуя своё право выбора страховщика по ОПС, заключить договор об обязательном пенсионном страховании с АО «НПФ Согласие» могут:

  • граждане 1967-го года рождения и моложе, воспользовавшиеся до 31 декабря 2015-го года правом выбора в пользу сохранения отчислений в накопительную пенсию, но желающие изменить страховщика (негосударственный пенсионный фонд или ПФР);
  • граждане, отказавшиеся от формирования накопительной пенсии за счёт отчислений работодателя («молчуны»), или осознанно выбравшие вариант формирования только страховой пенсии, но при этом сохранившие пенсионные накопления, которые формировались на их пенсионных счетах в ПФР до 31 декабря 2015-го года.

Калькулятор по обязательному пенсионному страхованию

Пенсионный калькулятор

Мой возраст:

Размер моей заработной платы:

Мои пенсионные накопления до 31.12.2015:

Предварительная сумма ежемесячных пенсионных выплат составит:

14281.253 руб.

1181.253 руб.

Пенсия в АО «НПФ Согласие»

13800 руб.

Пенсия в ПФР

В калькуляторе заложена доходность 9,4% годовых. Калькулятор позволяет произвести ориентировочный расчет накопительной пенсии и суммы пенсионных накоплений. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем, государство не гарантирует доходности инвестирования пенсионных накоплений. Расчет не является публичной офертой.

* средний размер страховой пенсии по старости в 2017 году. По данным с сайта ПФР: http://www.pfrf.ru/branches/tula/news/~2017/12/18/149482

Уважаемые Клиенты!

Обращаем ваше внимание, что дополнительные взносы на накопительную пенсию перечисляются в Пенсионный фонд Российской Федерации вне зависимости от того, у какого страховщика формируется ваша накопительная пенсия.

Далее Пенсионный Фонд Российской Федерации самостоятельно передает эти взносы в тот негосударственный пенсионный фонд, где формируются пенсионные накопления застрахованного лица. То есть, если вы являетесь клиентом АО «НПФ Согласие» и участвуете в программе государственного софинансирования пенсии, то для пополнения личных взносов возможны следующие варианты:

1. С использованием услуг любой кредитной организации (банка):
Бланк платёжной квитанции с необходимыми реквизитами можно получить в Пенсионном фонде Российской Федерации по месту вашего жительства или сформировать на сайте Пенсионного Фонда РФ по ссылке: Бланки платёжной квитанции

2. Через своего работодателя:
Для этого необходимо подать в бухгалтерию вашей организации заявление в произвольной форме, в котором следует указать размер ежемесячного взноса по Программе государственного софинансирования пенсии в денежном или в процентном выражении от заработной платы. Для отмены платежей по поданному заявлению, с целью прекращения уплаты взносов через работодателя или необходимости изменения размера взносов, вам также следует подать новое заявление в бухгалтерию вашей организации.

Обязательное пенсионное страхование выступает гарантией реализации определенных прав граждан и иностранцев, проживающих в РФ. Добровольное страхование выступает дополнением к нему.

Причиной такой трактовки договорного управления рисками считается недостаточная эффективность гарантий по обязательному страхованию относительно защиты материальных интересов всех социальных групп населения.

Что это такое

Добровольное пенсионное страхование – это система денежных накоплений для формирования будущей пенсии с помощью различных финансовых организаций. Основывается на аналогичных с обязательным страхованием принципах. Для проведения добровольного страхования необходимо волеизъявление сторон.

Оно основывается на договоре, согласно которому не государство устанавливает размер и порядок начисления страховых взносов, а сам заинтересованный в получении достойной пенсии гражданин.

Добровольное страхование выступает дополнением к . Накоплением денежных средств занимаются различные финансовые и страховые компании. Внебюджетные фонды к формированию средств не имеют отношения.

Добровольное страхование является гарантией достойного материального обеспечения работника в старости. Установленный минимальный размер пенсии не позволяет полноценно жить и удовлетворять потребности человеку пенсионного возраста.

В этом правиле есть исключения, но встречаются они редко. Именно поэтому как дополнение к обязательному страхованию было создано добровольное пенсионное страхование.

Выплаты по данному виду страхования гарантируют застрахованному достойный доход в старости, независимо от размера начисленной трудовой пенсии. Метод объединения двух видов страхования широко применяется в США, Британии, Франции, Канаде и Германии.

Поэтому пенсионный период работников в этих странах является предметом для мечтаний всех трудящихся РФ. За счет средств, накопленных по добровольному страхованию, западноевропейские и американские пенсионеры живут в достатке и активно путешествуют по миру.

Добровольное пенсионное страхование дарит каждому работнику альтернативу. Каждый вправе самостоятельно выбирать для себя страховщика с самыми оптимальными тарифами и условиями страхования.

Добровольное страхование выступает гарантией экономической стабильности в старости каждого отдельного индивидуума, независимо от внешних факторов и состояния бюджетной системы государства.

Функции

Схема: функции добровольного пенсионного страхования.

Накопление пенсионных средств осуществляется за счет взносов, которые застрахованный вносит по договору добровольного страхования.

На основании выплаченных за установленный период взносов формируется сумма страховых выплат при наступлении страхового случая (достижения пенсионного возраста). Ее называют дополнительной пенсией.

Страховщики по договору следят за полным и своевременным исполнением обязательств относительно выплат взносов второй стороны.

За невыполнение условий страхового соглашения предусмотрена обоюдная гражданско-правовая ответственность. При наступлении страхового случая, предусмотренного договором, страховщик обязан открыть выплату дополнительных пенсий.

Кто является субъектами

Страховщиками по такому виду страхования выступают:

  • страховые компании;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

НПФ – это некоммерческие организации целью деятельности которых является организация добровольного страхования и негосударственное обеспечение участников фонда ( ФЗ №75).

Участником НПФ может стать любое физ. лицо, независимо от гражданства. Вкладчик в данных правоотношениях выступает страхователем. Именно им считается лицо, которое выплачивает страховые взносы в пользу частника или пенсионера фонда.

Вкладчиками могут быть:

  • физ. лицо (гражданин России или иного государства);
  • иностранное или зарегистрированное в РФ юр. лицо;
  • органы исполнительной власти.

Участником и пенсионером физ. лицо может считаться в нескольких фондовых организациях. Но это правило не распространяется на вкладчиков.

Договор добровольного пенсионного страхования

Это соглашение между НПФ, страховой компанией и страхователем в пользу участника, согласно которому страховщик обязуется при наступлении пенсионного срока выплачивать дополнительные денежные средства, сформированные в процессе выплаты страховых взносов.

Если выгодоприобретателем по договору выступает персонально физ. лицо, которое заключило соглашение в свою пользу, то могут проводиться следующие выплаты:

  • пенсии;
  • единовременные пенсионные пособия;
  • выкупные суммы.

При расторжении соглашения третьи лица не могут претендовать на получение отступного вознаграждения.

Относительно этих субъектов установлено только два вида выплат: пенсии и единовременные пенсионные пособия. Пенсионный контракт со страховщиком может быть заключен как юридическим, так и физ. лицом.

Юридическое лицо не имеет права заключать договор в свою пользу. Выгодоприобретателем должен быть участник фонда, пенсионер или иные третьи лица.

НПФ при заключении соглашения, так же как и страховые компании, вправе использовать типовые формы, которые установлены для подобных документов.

Для договора добровольного пенсионного страхования установлена обязательная письменная форма.

Реквизиты документа следующие:

  • информация о сторонах договора;
  • предмет;
  • информацию о третьих лицах выгодоприобретателях;
  • номер, специальные данные и название схемы;
  • субъективный комплекс сторон;
  • регламент выплаты страховых взносов;
  • информация об ответственности сторон;
  • срок действия договора;
  • порядок и условия для прекращения или расторжения соглашения;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты или паспортные данные вкладчика.

По договору добровольного пенсионного страхования перед страховщиком существует два основных обязательства:

  • накопление денежных сумм относительно вкладчика;
  • выплата пенсий и иных денежных вознаграждений относительно пенсионеров и участников фонда.

Моментом возникновения обязательств является день внесения первого страхового взноса. Договор прекращается, если обязательства двух сторон выполнены или при наступлении других причин, достаточных для прекращения или расторжения соглашения.

Условием возникновения обязательств у страховщика выступает надлежаще оформленный пенсионный договор.

Накопительным периодом, установленным в соглашении, считается временной интервал между возникновением обязательств и полным их выполнением.

Накопительные обязательства по договору подлежат исполнению по месту нахождения страховщика. Основным обязательством НПФ или страховой компании является выплата дополнительной пенсии.

Действие пенсионного договора прекращается:

  • при полном выполнении обязательств страховщика перед вкладчиком и участником;
  • при расторжении соглашения;
  • в связи со смертью участника или пенсионера, а также при признании его безвестно отсутствующим или умершим;
  • в связи с ликвидацией юр. лица, выступавшего вкладчиком;
  • при наступлении определенного соглашением форс-мажора.

Пенсионное соглашение расторгается:

  • по договоренности сторон;
  • при переходе вкладчика в другой фонд по его требованию;
  • при нарушении вкладчиком установленного порядка выплаты страховых взносов (одностороннее расторжение);
  • при нарушении условий договора одной из сторон в судебном порядке.

При заключении соглашения вкладчиком в свою пользу он имеет право требовать расторжения договора в любую минуту. Договор прекращается не ранее, чем через 3 месяца после подачи вкладчиком заявления о расторжении.

Условия пенсионного соглашения могут быть изменены по инициативе страхователей или застрахованных лиц. Вкладчики и пенсионеры могут в любой момент обратиться с требованием об изменении положений пенсионного соглашения.

Страхователь по договору вправе провести замену участников или пенсионеров в двух случаях:

  • до выплаты первого взноса;
  • до получения участником или застрахованным первой дополнительной пенсии.

Страхователи и застрахованные лица вправе провести замену пенсионной схемы, выбрано при заключении договора. Контракт, заключенный в пользу вкладчика, дает преимущественное право последнему на изменение пенсионной схемы в любой момент.

Отличия от обязательного

Существует ряд следующих отличий ДПС от обязательного страхования:

  • первое гарантируется договором, а второе государством;
  • первое требует волеизъявления сторон, второе – проводится в обязательном порядке;
  • добровольное страхование позволяет на усмотрение страхователя выбирать тарифы и порядок выплаты взносов; тарифы и база налогообложения по обязательному страхованию устанавливаются действующим законодательством;
  • страхователь по договору добровольного страхования самостоятельно выбирает организацию, которая будет накапливать его пенсионные средства; взносы по обязательному страхованию выплачиваются в ряд определенных внебюджетных фондов;
  • бюджет НПФ формируется за счет доходов от инвестиционной деятельности и вкладов любых юридических и физических лиц; бюджет государственных фондов обязательного страхования создается за счет взносов работодателей, а также лиц, занимающихся определенными видами деятельности;
  • в добровольном страховании более важным понятием является схема страхования, в то время когда в обязательном основными показателями выступают тариф и процентная ставка для базы налогообложения.

В пенсионной сфере добровольное страхование выступает дополнением к обязательному. Именно поэтому основные выплаты по страховому договору именуются дополнительной пенсией.

Какие бывают программы

Программы добровольного пенсионного страхования разрабатываются НПФ и страховыми компаниями для привлечения вкладчиков и инвестиционного капитала. Существуют корпоративные и индивидуальные программы.

Корпоративные функционируют на основе следующей организационной схемы:

  1. Вкладчик.
  2. Страховщик (фонд, компания).
  3. Участник, пенсионер.

Пенсионные схемы программ могут быть двух видов:

  • с договорными взносами;
  • с установленными выплатами.

Существует также 4 вида базовых схем добровольного пенсионного страхования:

  • с договорными взносами;
  • пожизненная;
  • срочная;
  • с договорными выплатами.

НПФ может предложить вкладчику пенсионную программу, согласно которой размер пенсии рассчитывается по:

  • разряду работника;
  • сумме пенсионных накоплений;
  • пропорциональному внесению взносов.

Добровольное пенсионное страхование является дополнением к обязательному. Этот вид страхования выступает гарантией обеспеченной старости работника, независимо от бюджетной политики государства или экономической стабильности в обществе.

Видео: Преимущества негосударственных пенсионных фондов

ОПС - комплекс мер, организованных государством в правовой и экономической сферах, направленных на возмещение гражданам части заработка после их выхода на заслуженный отдых .

Другими словами, в России пенсионное обеспечение гарантировано. Каждому из нас предстоит формировать свои пенсионные права и свою будущую выплату в этой системе. Выплата денежных средств от государства осуществляется после наступления страхового случая , а именно:

Граждане - участники системы ОПС являются застрахованными лицами . К ним относятся также работодатели, уплачивающие страховые взносы за своих сотрудников. Главной фигурой выступает сам ПФР, контролирующий и управляющий пенсионными денежными средствами.

Основы ОПС регулируются законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. В данном документе отражены права и обязанности всех участников системы, определены принципы формирования бюджета ПФР и расходования его денежных средств, утверждены правила уплаты страховых платежей.

Индивидуальный (персонифицированный) учет

Основой формирования будущей пенсии в системе ОПС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателем за работника на протяжении его трудовой деятельности. Этот страховой принцип действует в нашей стране с 2002 года.

Стать участником системы ОПС просто: для этого необходимо зарегистрироваться в системе персонифицированного учета.

Система такого учета появилась в России в 1997 году. С ее созданием изменилось качество управления средствами ПФР и была упрощена процедура назначения выплат.

Принципы организации индивидуального учета отражены в законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. Он позволяет :

  • регистрировать основные данные застрахованного лица;
  • отмечать поступления страховых платежей от работодателей;
  • фиксировать данные о месте работы и периоде трудовой деятельности (включая сведения о занятости по совместительству);
  • определять количество накопленных баллов для расчета будущей пенсии;
  • самостоятельно контролировать состояние своего лицевого счета.

Специалисты ПФР осуществляют регистрацию всех российских граждан, даже детей и подростков, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Результатом регистрирования является открытие для гражданина индивидуального лицевого счета и присвоение ему уникального номера - СНИЛС.

Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд

Для страхователей законодательно определен порядок уплаты страховых платежей в ПФР - каждый месяц не позднее 15 числа , следующего за отчетным. Данный срок может быть перенесен только в случае, если это число выпадает на выходной или праздничный день. Тогда последним днем уплаты взносов будет считаться ближайший к нему рабочий день.

При начислении взносов на ОПС определена предельная величина заработной платы, с которой происходит оплата. Если доход превышает данную величину, то предусмотрены еще 10% тарифа. При исчислении же платежей по дополнительному тарифу при наличии льготных рабочих мест ограничение базы не действует.

Кроме того, ежеквартально работодатель предоставляет единую форму отчетности :

  • не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, для подачи в бумажном виде;
  • не позднее 20 числа второго месяца - для подачи в электронном виде (в организациях с численностью сотрудников более 25 человек используется электронно-цифровая подпись).

С 1 апреля 2016 года введена дополнительная ежемесячная форма отчетности для выявления факта работы застрахованных лиц и проведения своевременного перерасчета их пенсии.

Неуплата страховых взносов в полном объеме или некоторой их части является нарушением прямой обязанности страхователя и влечет за собой наложение штрафа .

Тариф страховых взносов в 2018 году

Тариф платежей в ПФР на обязательное страхование в 2018 году составляет 22% . Предельная заработная плата для исчисления взносов на настоящий момент равна 1021000 рублей .

По-прежнему дополнительный тариф для страхователей, имеющих льготные рабочие места, составляет в 2018 году:

  • по Списку №1 - 9%;
  • по Списку №2 и «малым спискам» - 6%.

Если же страхователь провел аттестацию рабочих мест, то по ее результатам устанавливается определенный класс условий труда и размер дополнительных тарифов страховых взносов.

В 2018 году изменился порядок перечисления средств по ОПС, в связи с передачей полномочий по учету пенсионных взносов Федеральной Налоговой службе (ФНС). В связи с этим страхователи сами за себя (ИП, адвокаты и др.) перечисляют страховые взносы в фиксированном размере - 26 545 рублей в текущем году. Ранее суммы взносов рассчитывалась, как 26% от годового МРОТ.

С начала 2016 года изменились коды бюджетной классификации для уплаты страховых платежей индивидуальными предпринимателями, а по пеням и процентам - для всех категорий плательщиков.

Бюджет Пенсионного фонда РФ: за счет чего формируется и на что расходуется

ПФР является самостоятельным внебюджетным фондом , его денежные средства не включены в состав федерального бюджета и расходуются только на выполнение пенсионных обязательств.

При составлении бюджета на финансовый год главным является принцип сбалансированности доходов и расходов. Данный документ утверждается Президентом РФ по представлению Правительства.

Формирование бюджета ПФР осуществляется за счет:

  • страховых платежей, пеней и штрафов;
  • межбюджетной финансовой помощи из федерального бюджета;
  • прибыли от вложения временно свободных денежных средств;
  • добровольных взносов от физических и юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений тех лиц, которым назначена срочная выплата.

Средства ПФР имеют целевое назначение . В случае необходимости осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом на определенный финансовый год, вносятся поправки в соответствующий бюджет согласно закону. Основными целями расходования средств бюджета ПФР являются:

  • выплата страховой и накопительной пенсии;
  • доставка пенсионных сумм;
  • финансовое обеспечение текущей деятельности ПФР;
  • уплата взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений.

Расходы ПФР могут и превышать имеющиеся средства, что наблюдается в последние годы. Происходит это в том числе по причине неуплаты начисленных страховых взносов работодателями. Для компенсации таких расходов производятся дотации из бюджета РФ для покрытия дефицита.