Консолидированный бюджет рф существует в форме. Консолидированный бюджет рф

Консолидированный бюджет в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод федерального бюджета, консолидированных бюджетов всех субъектов Федерации. Консолидированные бюджеты субъектов Федерации есть свод бюджетов самих субъектов Федерации и бюджетов находящихся на их территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы, и что особенно важно — межбюджетные трансферты. Консолидированный бюджет имеет важное аналитическое значение и дает достаточно полное представление о структуре доходов и расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ, а также о полномочиях в финансировании бюджетных расходов разных уровней бюджетной системы.

В дальнейшем при анализе важно обратить внимание на то, что для бюджетов субъектов Федерации финансовая поддержка из федерального бюджета значится в составе их доходов, а для федерального бюджета — в составе его расходов. Доходы и расходы консолидированного бюджета РФ и субъектов Федерации существенно отличаются по объему и структуре в связи с существенными различиями полномочий органов власти соответствующих уровней. На пропорции доходов и расходов консолидированного бюджета и составляющих его бюджетов значительное влияние могут оказывать экстраординарные и чрезвычайные обстоятельства (например, неурожаи в связи с засухой, финансовые кризисы, техногенные катастрофы).

В связи с формированием бюджетов поселений право гражданства получает консолидированный бюджет муниципального образования как свод бюджетов на его территории.

Как подчеркивалось выше, три основных уровня бюджетной системы России отражают особенности административно-территориального деления в государстве федеративного типа. На федеральном уровне утверждаются и исполняются бюджеты государственных внебюджетных фондов, а на субфедеральном уровне — бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Нередко в официальной информации в связи с этим используется понятие «бюджет расширенного правительства». Под ним подразумевается (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) «свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами». Свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов называют бюджетом расширенного правительства — расширенного в том смысле, что при этом речь идет и о бюджетах системы социального страхования, которая строится по принципу бюджетов. Бюджет расширенного правительства дает представление обо всех бюджетных доходах и расходах, которыми располагают органы власти в центре и на местах. Отметим, что в Бюджетном кодексе нет понятия «бюджет расширенного правительства», в связи с чем нет официального названия свода названных бюджетов. В то же время есть определенный смысл его использования — речь идет о бюджете «расширенном» в том смысле, что он по доходам и расходам больше бюджета консолидированного и включает средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, управление которыми осуществляется также органами исполнительной власти (правительством). Бюджет расширенного правительства как свод соответствующих бюджетов тоже не утверждается. Сводная информация по сумме названных бюджетов имеет существенное значение для определения перспективы развития всех звеньев бюджетной системы. В настоящее время доля бюджета расширенного в объеме ВВП достигает по доходам около 38%, по расходам — 34% ВВП. В табл. 1 дастся представление о структуре этого бюджета в период формирования внебюджетных фондов за счет единого социального налога, который с 2010 г. заменен страховыми платежами.

Об изменении объемов бюджетов по расходам бюджета расширенного правительства свидетельствуют данные табл. 2. В табл. 2 отражены параметры бюджетов до пересмотра бюджета в связи с кризисом.

Понятие «консолидированный бюджет Российской Федерации» исчерпывающе трактует полноту консолидации бюджетов всех уровней. В табл. 3 дастся представление о соотношении различных бюджетов. Заметим, что в официальной информации в составе консолидированного бюджета субъектов Федерации не были выделены бюджеты муниципальных образований.

Таблица 1. Представление о структуре бюджета расширенного правительства в докризисный период, % к ВВП

* Текущий дефицит фонда в 2002-2005 гг. сбалансирован за счет переходящих остатков средств фонда.

Таблица 2. Структура расходов бюджета расширенного правительства в 2009 г.

** В кризисной ситуации исполнение бюджета по расходам было в меньшем объеме — на уровне 6354 млрд руб. По расходам бюджет был исполнен в объеме 5923 млрд руб. Дефицит сформировался на уровне 330 млрд руб. Из 82 субъектов Федерации дотационными были 62 региона (для сравнения: в 2008 г. дотации получали 44 региона).

Таблица 3. Соотношение различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (результаты исполнения за 2008 г., млрд руб.)

Примечание: Суммы слагаемых по доходам каждого бюджета и расходам каждого бюджета не совпадают с общей величиной по первой строке, поскольку в доходах государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета субъектов Федерации не выделены межбюджетные трансферты.

Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации -- это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

  • 1. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.
  • 2. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.
  • 3. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.
  • 4. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

5. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

Объем консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г., состав его показателей характеризуют данные табл. 4.1.

Таблица 4.1. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г. (в ценах 1997 г.)

Статьи дохода

млрд. руб.

  • 1. Налоговые доходы
  • 1.1. Налог на прибыль
  • 1.2. Подоходный налог с физических лиц
  • 1.3. Налог на добавленную стоимость
  • 1.4. Акцизы
  • 1.5. Налоги на имущество
  • 1.6. Платежи за использование природных ресурсов
  • 1.7. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
  • 1.8. Прочие налоги, сборы и пошлины
  • 2. Неналоговые доходы
  • 2.1. Доходы от государственной собственности или от деятельности
  • 2.2. Доходы от продажи принадлежавшего государству имущества
  • 2.3. Доходы от реализации государственных запасов
  • 2.4. Доходы от внешнеэкономической деятельности
  • 2.5. Прочие неналоговые доходы
  • 3. Безвозмездные перечисления
  • 4. Поступления от целевых бюджетных фондов

Итого доходов

  • 594105
  • 104870
  • 75235
  • 182812
  • 64407
  • 47743
  • 37174
  • 27177
  • 28791
  • 63950
  • 23427
  • 11584
  • 11933
  • 45065
  • 712635

Как следует из таблицы, в бюджетных доходах РФ главенствуют налоговые доходы (более 80%). Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги -- налог на добавленную стоимость и акцизы (около 35%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%.

Налоги, связанные с производством (налог на прибыль, доход, прирост капитала), относительно невелики и составляют примерно 15% всех бюджетных доходов. Даже если к ним прибавить налоги на имущество предприятии, то в совокупности эти доходы составляют не более 22%.

Главная причина превалирования в бюджете косвенных налогов -- резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения в бюджет доходов за счет косвенного обложения.

Неналоговые доходы бюджета не превышают 10%. В их числе наиболее значительны поступления от целевых бюджетных фондов (6%) и доходы от продажи принадлежащего государству имущества (3%). Бывшие когда-то весомым источником доходы от внешнеэкономической деятельности составляют примерно лишь 1,5%.

Следует отметить, что в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизуется примерно 42--43% всех финансовых ресурсов, создаваемых в государстве.

Бюджетные расходы Российского государства можно проследить по данным табл. 4.2.

Таблица 4.2. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1997 г. (в ценах 1997 г.)

Направление расходов

млрд. руб.

% к итогу

  • 1. Государственное управление
  • 2. Международная деятельность
  • 3. Национальная оборона
  • 4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
  • 5. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 6. Промышленность, энергетика и строительство
  • 7. Сельское хозяйство и рыболовство
  • 8. Охрана окружающей среды и природных ресурсов,

гидрометеорология, картография и геодезия

  • 9. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 10. Развитие рыночной инфраструктуры
  • 11. Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 12. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий
  • 13. Образование
  • 14. Культура и искусство
  • 15. Средства массовой информации
  • 16. Здравоохранение и физическая культура
  • 17. Социальная политика
  • 18. Обслуживание государственного долга
  • 19. Пополнение государственных запасов и резервов
  • 20. Прочие расходы
  • 21. Мобилизационная подготовка экономики
  • 22. Расходы целевых бюджетных фондов

Всего расходов

  • 29013
  • 81377
  • 59060
  • 11512
  • 50244
  • 31077
  • 23501
  • 112554
  • 112594
  • 13934
  • 77103
  • 63503
  • 41369
  • 67594
  • 36071
  • 839489

Как видим, 2/3 бюджетных ассигнований составляют непроизводительные расходы, в их числе расходы на управление и правоохранительную деятельность -- более 10%, оборону -- 10%, обслуживание государственного долга -- 5%, социально-культурные расходы -- более 30%.

Расходы же, связанные с развитием отраслей народного хозяйства, составляют 1/3 всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в том числе на промышленность, энергетику и строительство направляется примерно 6%, сельское хозяйство и рыболовство -- 4%, транспорт, дорожное хозяйство, связь --3%, жилищно-коммунальное хозяйство -- 13%.

Все это свидетельствует о кризисе и снижении роли государства в экономическом процессе.

Понятие "консолидированный бюджет Российской Федерации" было введено в Закон в связи с упразднением госбюджета. Закон указывает на то, что единство системы обеспечивается не только целостностью документации, классификации и правовой базы, но и посредством представления необходимых статистических и учетных сведений.

Консолидированный основывается на статье 16 Бюджетного Кодекса. Составление и разработку его прогноза Кодекс возлагает на Минфин страны.

Консолидированный бюджет представляет собой свод расходно-доходных статей всех уровней на определенной территории (в пределах страны, субъекта). Он не подлежит утверждению. Консолидированный бюджет, главным образом, является статистическим сводом. Он отражает показатели, которые, в свою очередь, характеризуют агрегированные величины по расходным и доходным статьям.

Консолидированный бюджет применяется для проведения анализа возникновения доходов и применения бюджетов регионов и страны в целом. Показатели, которые отражены в нем, используются при и экономического развития страны, субъектов или областей, при разработке нормативных отчислений от налогов. Величины применяются и для выявления уровня ресурсов, которые отражаются в расходно-доходных государственных статьях.

В связи с тем, что консолидированный бюджет не подвергается утверждению представительным (законодательным) органом правительственной власти, юридическим документом он не является. Вместе с этим он выполняет задачу по объединению соответствующих показателей. Величина консолидированного бюджета в каждом конкретном случае устанавливается при помощи расчетов.

Необходимо отметить, что данный учетный документ достаточно широко применяется при планировании и анализе главных пропорций и показателей системы. В частности, удельный вес, который имеет бюджет в ВВП, позволяет представить масштаб перераспределения. Структура расходной и доходной части указывает на основные источники и субъекты образования прибыльной базы системы, а также на приоритетные направления государственных издержек.

В бюджетной практике России разделяют следующие виды консолидированных бюджетов:

  1. Расходно-доходные государственные статьи (в том числе федеральные,
  2. Бюджет субъекта РФ (республики, округа, Санкт-Петербурга, края, области, автономной области, Москвы). В него входят статьи расходов и доходов самого субъекта и муниципальных формирований, расположенных на его территории.
  3. Бюджет города (краевого, республиканского, областного, окружного подчинения). В него входят расходно-доходные статья города и его районов.
  4. Бюджет района. Он содержит расходно-доходные статьи поселковые, сельские, городов, находящихся в районном подчинении.

Необходимо отметить, что без осуществления расчета величин консолидированных бюджетов невозможно осуществлять финансовое планирование. В доходной используют данные о налогах на добавленную стоимость, имущество, внешнюю торговлю, акцизы, средства целевых фондов и прочее.

В расходной части включены издержки на социальные, культурные и иные мероприятия, финансирование которых может осуществляться за счет бюджета. В эту же категорию входят траты на госинвестиции, дотации, затраты на оборону, науку, содержание органов правопорядка, власти, прокуратуры, судов и прочего.

Показатели консолидированных бюджетов имеют особое значение при осуществлении перспективного планирования в целом. Кроме того, величины применяются при расчетах, характеризующих разные типы обеспеченности граждан государства и его территорий.

Структура консолидированного бюджета имеет особое значение при анализе, формировании и распределении централизованных финансов государства. Сводное планирование не может осуществляться без расчета соответствующих показателей. Рассмотрим далее, что собой представляет консолидированный бюджет.

Нормативная база

Понятие консолидированного бюджета было включено в Закон РСФРС от 10 октября 1991 года в связи с упразднением государственного финансового фонда, к которому относились все звенья денежной системы России. В настоящее время этот закон не имеет силы. Бюджетная сфера сегодня регламентируется отраслевым Кодексом. В нем установлены ключевые понятия, даны соответствующие разъяснения. Кроме этого, в БК определен порядок, в соответствии с которым осуществляется формирование и исполнение консолидированного бюджета.

Терминология

Согласно ст. 6 БК, консолидированный бюджет представляет собой свод финансовых фондов всех уровней. В него входят федеральные, региональные и местные денежные средства. Консолидированный бюджет РФ включает в себя финансовые фонды субъектов страны и муниципальных образований. Из расчетных показателей для каждого плана берутся значения сводных балансов государства и территориальных единиц.

Основные элементы

Финансовый фонд любого уровня включает в себя два компонента:

1. Доходы консолидированного бюджета. В этой части используются данные налогов (на внешнеторговую деятельность, на имущество, НДС, акцизы и прочие), средства целевых фондов и так далее.

2. Расходы консолидированного бюджета. Этот элемент включает в себя затраты на:

  • Государственные инвестиции.
  • Дотации.
  • Социально-культурные мероприятия.
  • Науку.
  • Оборону.
  • Содержание ключевых институтов власти (правоохранительных органов, прокуратуры, судов и пр.) и так далее.

Показатели этих элементов имеют особое значение при перспективном планировании в целом и финансовом прогнозировании в частности. Ключевые параметры используются в ходе разработки программ социального и экономического развития страны и регионов. Кроме этого, показатели учитываются в расчетах, которые отражают уровень обеспеченности населения государства.

Консолидированный бюджет РФ

Как выше было сказано, он представляет собой совокупность финансовых фондов субъектов и муниципальных образований. В его состав не включаются внебюджетные средства и межбюджетные трансферты. В него также не входит объем финансов ФОМС. Консолидированный бюджет России состоит из 3-х уровней:

  1. Федерального финансового плана.
  2. Региональных фондов.
  3. Муниципальных финансов.

В структуру бюджета в целом входят:


Кроме этого, консолидированный бюджет включает в себя порядка 29 тысяч местных финансовых госфондов (сельских, поселковых, городских, районных). В его составе также присутствуют целевые средства, которые поступают из соответствующих источников и распределяются по определенному направлению.

Формирование фонда на предприятии

Консолидированный бюджет часто формируется в крупных компаниях. При его формировании учитываются особенности взаимоотношений внутри корпорации. Для составления такого фонда необходимо сложить все показатели бюджетов подразделений без внутригрупповых операций. Для реализации этой задачи потребуется разработка единой финансовой политики для всех единиц компании. Немаловажное значение в этом процессе имеет разграничение ответственности, формирование дополнительных показателей. Последние позволяют корректировать операции при консолидации бюджетов.

Преимущества системы

Консолидация бюджетов - задача непростая. Ее реализация связана с достаточно большим объемом работы. Однако точность полученных данных имеет большее значение для предприятия или государства. При консолидации нет необходимости изменять существующий порядок бюджетирования. Для предприятий преимущество формирования такого фонда состоит в том, что они при выборе нужных показателей сами определяют те операции внутреннего обращения, которые будут иметь приоритетное значение и подлежат исключению. Кроме того, процедура консолидации:


Все это позволяет как руководству отдельных компаний, так и правительству страны концентрировать свои усилия и имеющиеся ресурсы на решении наиболее актуальных задач. В ходе этой работы достигается оптимальное соотношение между стоимостью и точностью консолидированных бюджетов.

Роль института

Консолидированный бюджет любого субъекта страны позволяет исполнительным и представительным органам иметь необходимую финансовую основу для реализации вверенных им полномочий в рамках Конституции. В этом, собственно, состоит значение региональных финансовых госфондов. С помощью средств формируются бюджеты административно-территориальных образований. Эта финансовая база позволяет решать вопросы общего назначения, реализовывать функции местной власти. Консолидированный бюджет региона дает возможность проявлять хозяйственную самостоятельность при распределении средств на собственное социально-экономическое развитие.

Так, органы власти могут обеспечивать планомерное становление и совершенствование образовательной, медицинской, культурной сферы, дорожного хозяйства и жилищного фонда. Немаловажное значение имеет и возможность сбалансировать уровни социального и экономического развития территории. Для этого в рамках консолидированного бюджета разрабатываются соответствующие программы, направленные на благоустройство городов и сел, развитие инфраструктуры, содержание исторических памятников и так далее. Наличие финансовых средств позволяет органам власти понижать или повышать нормативы затрат на оказание муниципальных и государственных услуг на предприятиях и в учреждениях, задействованных в непроизводственной сфере. Концентрация денег в консолидированных бюджетах исполнительным и законодательным институтам дает возможность осуществлять централизованное распределение ресурсов на решение приоритетных стратегических задач, развитие актуальных региональных экономических отраслей, промышленных предприятий, социальной, культурной, сельскохозяйственной сфер.

Заключение

Таким образом, консолидированный бюджет, вне зависимости от того, на каком уровне он формируется, позволяет решить множество вопросов и наиболее эффективно реализовать функции и полномочия субъектов. Создание таких фондов весьма актуально как для государства в целом, так и для отдельных крупных предприятий, осуществляющих выпуск востребованной продукции, имеющих разветвленную сеть филиалов и внутри страны и за ее рубежом. При формировании таких фондов должны быть учтены различные существенные факторы. Показатели, которые будут получены при анализе специфики деятельности отрасли или конкретного предприятия и эффективности работы государственных институтов власти, должны иметь первостепенное значение в последующем распределении средств консолидированного бюджета.

В целом можно сказать, что доходы бюджета формируются за счет налоговых, неналоговых и безвозмездных перечислений. Расходы делятся в зависимости от их экономического содержания на текущие и капитальные расходы.

Теперь рассмотрим раздельно структуры доходной и расходной частей бюджета детально.

В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные:

Налоговые доходы.

    налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы;

    подоходный налог с физических лиц;

    налог на имущество;

    налоги на внешнюю торговлю;

    внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности;

    отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налог, налоги в Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Неналоговые доходы.

Неналоговые доходы, ровно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым доходам относятся:

    доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества;

    средства бюджетных целевых фондов;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и др.);

    доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (кроме ссуд и бюджетных кредитов);

    иные неналоговые доходы.

Нужно отметить, что в различных нормативных документах приводится не только разный состав, но и разные группировки неналоговых доходов. Так, например, в соответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней относится к группе неналоговых доходов, в то время как в редакции ФЗ "О бюджетной классификации" от 06.05.2003 помощь бюджетам других уровней относится к самостоятельному разделу безвозмездные перечисления.

Структура неналоговых поступлений представлена в следующей таблице.

Таблица 1

Структура неналоговых поступлений в федеральный и консолидированный бюджет субъектов рф на 2004 г. (тыс. Рублей)

Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

Доходы от продажи нематериальных активов

Административные платежи и сборы

Штрафные санкции, возмещение ущерба

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Прочие неналоговые доходы

Безвозмездные перечисления.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в доходы бюджетов всех уровней могут осуществляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Кроме того, эта статья неналоговых доходов может включать безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

По источникам поступления безвозмездные перечисления могут быть от:

    нерезидентов;

    других бюджетов бюджетной системы;

    государственных внебюджетных фондов;

    государственных организаций;

    наднациональных организаций;

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам и др.

Доходы целевых бюджетных фондов.

На уровне субъектов РФ доходы целевых бюджетных фондов включают доходы:

    территориальных дорожных фондов;

    территориальных экологических фондов;

    целевых бюджетных фондов субъектов РФ, создаваемых законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

На первых местах в консолидированном бюджете РФ (по данным Межрегионального управления ФНС РФ по УрФО) по доходности стоят:

налог на добычу полезных ископаемых – 41% от всех поступлений;

    налог на прибыль – 24,5 %;

    налог на добавленную стоимость (НДС) – 22,5 %;

    налог на доходы физических лиц – 5,8%.

Рис.2. Источники поступлений в консолидированный бюджет РФ из УрФО, %

На все остальные поступления в консолидированный бюджет в совокупности приходится не более 6,4 % от общей суммы доходов (рис. 2).

Также важно отметить, что федеральный бюджет «забирает» практически все самые доходные статьи, кроме «налога на прибыль», оставляя бюджетам территорий все малодоходные статьи.

Что касается бюджетов субъектов РФ, то также как и на федеральном уровне, основная статья доходов - налоговые поступления, однако в отличие от федерального бюджета существенную роль играют безвозмездные перечисления (особенно безвозмездные перечисления от бюджетов федерального уровня).

Рис.3. Структура доходов консолидированного бюджета РФ в процентах (по данным МИНФИНА за 2005 г.)

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели:

    затраты на государственные инвестиции,

    расходы на социально-культурные мероприятия,

    финансируемые за счет бюджета,

    государственные дотации,

    расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

    расходы на науку из бюджета,

    расходы на оборону,

    расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры,

    расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

Разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы должно базироваться на следующих принципах:

    макроэкономическая эффективность . Данный принцип означает распределение расходных обязательств с учетом эффектов масштаба, локализации и размывания. Все расходы, носящие перераспределительный характер, в рамках данного критерия должны передаваться на максимально высокий уровень государственного управления с целью недопущения социальных конфликтов.

    критерий зоноиспользования . Подразумевает максимальное приближение расходов к потребителям соответствующих благ.

    принцип равномерности осуществления расходов по территории . Означает необходимость расходование средств из бюджетов более высоких уровней в случае их равномерного распределения по территории страны.

В соответствии с данными принципами расходы между уровнями бюджетной системы должны быть распределены следующим образом.