Кассовый метод признания доходов и расходов. Метод начисления и кассовый метод при усн

Следует отметить, что кассовый метод применяется налогоплательщиками достаточно редко, однако для организаций с небольшими объемами выручки применение его все-таки возможно, поэтому рассмотрим его основные положения.

Кассовый метод связывает момент возникновения доходов и расходов с фактическим поступлением (выбытием) денежных средств и (или) иного имущества (имущественных прав) и регулируется ст.

273 НК РФ.

Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ).

В целях гл. 25 НК РФ датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод) (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

а) материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство;

б) амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве. Аналогичный порядок применяется в отношении капитализируемых расходов, предусмотренных ст. ст. 261, 262 НК РФ;

в) расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности и в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленный п. 1 ст. 273 НК РФ, то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. В случае заключения договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества участники указанных договоров, определяющие доходы и расходы по кассовому методу, обязаны перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор (п. 4 ст. 273 НК РФ).

Налогоплательщики, определяющие доходы и расходы в соответствии с настоящей статьей, не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов суммовые разницы, в случае если по условиям сделки обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах (п. 5 ст. 273 НК РФ).

Помимо объема выручки, ограничивающей использование этого метода, таким ограничением выступает и норма, содержащаяся в п. 4 ст. 273 НК РФ.

Как видно из положений ст. 273 НК РФ, возможность применения кассового метода появляется у налогоплательщика лишь в том случае, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в любом отчетном периоде (квартале) не превысит установленный законодательством размер в 1 млн. рублей (без учета НДС).

Если же налогоплательщик, работающий по кассовому методу, допустил превышение выручки, то требование, предъявляемое к нему законодателем, достаточно жесткое. Налогоплательщик обязан перейти на метод начисления, причем сделать это необходимо с начала налогового периода по налогу на прибыль, т.е. с начала финансового года, а это неизбежно связано с негативными последствиями в плане налогообложения.

Нужно отметить, что в отличие от метода начисления кассовому методу гл. 25 НК РФ уделила очень мало внимания. Так как основным критерием для возможности его применения является выручка от реализации товаров (работ, услуг), следовательно, организация, использующая данный метод, должна подтверждать право его применения ежеквартально.

(Суммы в примере приведены без НДС)

Допустим, выручка налогоплательщика от реализации товаров (работ, услуг) в 2005 г. составила: 1)

за I квартал - 1300000 руб.; 2)

за II квартал - 720000 руб.; 3)

за III квартал - 900000 руб.; 4)

за IV квартал - 900000 руб.

В среднем выручка за каждый квартал 2005 г. составила 955000 руб.: (1300000 + 720000 + 900000 + 900000) / 4, т.е. не превысила 1 млн. руб. Это позволило налогоплательщику с 1 января 2006 г. применять кассовый метод определения доходов и расходов.

Предположим, что выручка налогоплательщика от реализации товаров (работ, услуг) составила в 2006 г.: 1)

за I квартал - 1080000 руб.; 2)

за II квартал - 900000 руб.; 3)

за III квартал - 1320000 руб.; 4)

за IV квартал - 700000 руб.

Тогда по состоянию на 1 апреля 2006 г.: II + III + IV (2005) + I (2006) = 720000 + 900000 + 900000 + 1080000 = 3600000, налогоплательщик может применять кассовый метод, так как средняя сумма выручки составляет 3600000 / 4 = 900000 руб.; по состоянию на 1 июля 2006 г.: III + IV (2005) + I + II (2006) = 900000 + 900000 + 1080000 + 900000 = 3780000, налогоплательщик может применять кассовый метод, так как средняя сумма выручки составляет 3780000 / 4 = 945000 руб.; по состоянию на 1 октября 2006 г.: IV (2005) + I + II + III (2006) = 900000 + 1080000 + 900000 + 1320000 = 4200000 руб., налогоплательщик не вправе применять кассовый метод, так как средняя сумма выручки за четыре предыдущих квартала превысила предельный размер (4200000 / 4 = 1050000 руб.), и налогоплательщик обязан пересчитать доходы и расходы по методу начисления с 1 января 2006 г.

У организаций, использующих кассовый метод, может возникнуть определенный налоговый риск при получении авансового платежа. Дело в том, что вопрос о включении авансовых платежей в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сегодняшний день остается неурегулированным.

Одни специалисты считают, что суммы аванса не могут быть включены в налоговую базу, другие же (к ним, в частности, относятся и представители фискальных органов), наоборот, указывают на то, что сумма аванса у кассовиков включается в доходы.

Таким образом, суммы полученных авансов не могут быть учтены у организации, работающей по кассовому методу, в качестве доходов по следующим причинам. Во- первых, из буквального прочтения п. 2 ст. 273 НК РФ следует, что к доходу относится лишь погашение задолженности перед налогоплательщиком. В момент же получения аванса такой задолженности просто не существует, следовательно, признать эту сумму доходом нельзя. Кроме того, понятие дохода установлено в п. 1 ст. 249 НК РФ. Согласно названной статье, в целях гл. 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Авансовый платеж организация получает до момента реализации товаров (работ, услуг), поэтому считать авансовый платеж доходом на основании ст. 249 НК РФ нельзя.

Однако следует еще раз повторить, что и налоговые органы, и работники Минфина России настаивают на том, что авансы включаются у организаций, работающих по кассовому методу, в сумму дохода, видимо, опираясь на положения п. 1 ст. 251 НК РФ. Согласно названному пункту при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы: в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления. Иными словами, если в ст. 251 НК РФ прямо указано, что суммы аванса не считаются доходом только при методе начисления, значит, при кассовом методе они подпадают под доходы.

В связи с тем что данный момент не имеет однозначной трактовки в налоговом законодательстве, организация должна самостоятельно решить, будет ли она включать в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль суммы авансовых платежей или нет.

Следует заметить, что вступать в судебные споры по этому вопросу с налоговиками решаются пока не многие, так как на сегодняшний день арбитражная практика по этому вопросу немногочисленна.

В отношении выданных авансов тоже есть один нюанс. Учитывать их в составе расходов нельзя, так как для возникновения расхода помимо оплаты затрат необходимо прекращение встречного обязательства.

Несмотря на то что гл. 25 НК РФ действует уже достаточно долгое время, некоторые организации кассовый метод отождествляют с ранее действовавшим методом определения выручки в целях налогообложения "по оплате", что абсолютно неверно.

При кассовом методе расходом признаются только оплаченные расходы.

Если метод "по оплате" допускал учет неоплаченных расходов, корректируя себестоимость отгруженной, но не оплаченной продукции, то кассовый метод этого не допускает.

Исходя из всего вышеизложенного, можно дать совет налогоплательщикам: принимая решение о применении кассового метода, оцените риски негативных последствий его применения.

Если налогоплательщик в целях налогообложения использует метод начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. Такое требование к налогоплательщику выдвигается ст. 318 НК РФ.

В соответствии с нормами ст. 318 НК РФ к прямым расходам налогоплательщик вправе отнести: 1)

материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда; 3)

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. Перечень прямых расходов должен быть закреплен в учетной политике.

Следует отметить, что такую редакцию ст. 318 НК РФ установил ФЗ от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ, внесший значительные поправки в гл. 25 "Налог на прибыль организаций". Следует отметить, что прежняя редакция данной статьи содержала закрытый перечень прямых затрат, что приводило к формированию различного их состава в бухгалтерском и налоговом учете, в связи с чем бухгалтеру приходилось вести "двойной" учет прямых затрат, так как именно они влияют на оценку незавершенного производства.

Теперь же налогоплательщик налога на прибыль может самостоятельно определять перечень прямых расходов, что фактически позволяет установить их одинаковый состав и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Это означает, что для целей налогообложения организации могут использовать методы расчета незавершенного производства, используемые для целей бухгалтерского учета.

Необходимо помнить: чтобы воспользоваться указанным правом, организация должна закрепить порядок оценки незавершенного производства в учетной политике и использовать его не менее двух налоговых периодов. Следует заметить, что данное положение гл. 25 " Налог на прибыль организаций" позволит бухгалтерам значительно снизить трудозатраты.

И еще одно важное замечание: в п. 1 ст. 318 НК РФ теперь прямо указано, что расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда, могут быть отнесены налогоплательщиком в состав прямых расходов. Напомним, что ранее налоговые органы исключали из состава прямых расходов указанные расходы, обосновывая свою позицию тем, что они не признаются единым социальным налогом. В частности, такая точка зрения указана в письме МНС России от 5 сентября 2003 г. N ВГ-6-02/945@ "По вопросам, связанным с применением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", аналогичную точку зрения высказывал и Минфин России в письме Департамента налоговой политики Минфина России от 16 февраля 2004 г. N 04-02-05/1/14 "О признании в налоговом учете страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В связи с чем налогоплательщики налога на прибыль отражали указанные суммы в составе прочих расходов и, соответственно, учитывали их как косвенные расходы. Это всегда приводило к образованию различного состава прямых затрат в бухгалтерском и налоговом учете. Теперь этого можно избежать.

Организации - налогоплательщики налога на прибыль имеют право использовать рассматриваемый порядок, начиная с 1 января 2005 г. Однако в этом случае им необходимо подать в налоговые органы уточненные декларации по налогу на прибыль. Те же, кто к этому не готов, вправе использовать старую методику распределения прямых затрат в налоговом учете, закрепив ее использование в учетной политике.

Все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, относятся к косвенным расходам.

Косвенные расходы на производство и реализацию, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего (налогового) периода с учетом требований налогового законодательства. В аналогичном порядке в расходы текущего периода включаются и внереализационные расходы налогоплательщика.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Налогоплательщики, работающие по кассовому методу, не производят деление затрат на прямые и косвенные, они классифицируют осуществленные затраты лишь на оплаченные и неоплаченные.

Налогоплательщикам, имеющим на балансе объекты обслуживающих производств и хозяйств, следует обратить внимание на то, что гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ предусматривает особый порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Особенности определения налоговой базы такими налогоплательщиками указаны в ст. 275.1 НК РФ "Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств".

В соответствии со ст. 275.1 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально- культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся: -

жилой фонд; -

гостиницы (за исключением туристических); -

дома и общежития для приезжих; -

объекты внешнего благоустройства; -

искусственные сооружения; -

бассейны; -

сооружения и оборудование пляжей; -

объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно- коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта (ст. 275.1 НК РФ).

К объектам социально-культурной сферы относятся: -

объекты здравоохранения; -

объекты культуры; -

детские дошкольные объекты; -

детские лагеря отдыха; -

санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты; -

объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры); -

объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны) (ст. 275.1 НК РФ). Содержание таких объектов достаточно часто приводит к образованию убытков, порядок учета которого в целях налогообложения установлен положениями рассматриваемой статьи НК РФ.

Названная статья НК РФ устанавливает именно порядок учета убытков для целей налогообложения обслуживающих производств и хозяйств, а не порядок учета расходов.

В отношении расходов, связанных с деятельностью обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщику следует помнить о том, что при определении результатов деятельности обслуживающих производств и хозяйств принимаются только те виды расходов, которые удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ.

С 1 января 2006 г. рассматриваемая статья НК РФ изложена в новой редакции. Анализируя внесенные в данную статью изменения, можно отметить, что начиная с 1 января 2006 г. особый порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль распространяется на всех налогоплательщиков, на балансе которых имеются подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств. Ранее это требование распространялось только на налогоплательщиков, имеющих подобные подразделения, признаваемые в целях налогообложения обособленными.

В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

В случае если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий: 1)

если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов; 2)

если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

3) если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности (ст. 275.1 НК РФ).

Налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абз. 3 и 4 ст. 275.1 НК РФ, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. В случае если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.

В случае если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в ст. 275.1 НК РФ объектов, и на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика отсутствуют специализированные организации, осуществляющие аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов, для целей налогообложения принимаются фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов в пределах нормативов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге нормативы утверждаются органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации (ст. 275.1 НК РФ).

Итак, если налогоплательщик имеет на своем балансе объекты обслуживающих производств и хозяйств, то определение налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности указанных подразделений производится отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Если от деятельности такого подразделения налогоплательщик получил убыток, то он вправе учесть его для целей налогообложения, однако это возможно только при соблюдении всех условий, перечисленных в ст. 275.1 НК РФ. Необходимо отметить, что условия, которые должны быть выполнены налогоплательщиком, остались по своей сути прежними, изменения носят чисто технический характер в связи с тем, что сфера деятельности ст. 275.1 НК РФ несколько расширена. Если ранее для целей налогообложения к обслуживающим производствам и хозяйствам относились только объекты, осуществляющие реализацию (как своим работникам, так и сторонним лицам) услуг, то теперь к ним отнесены и подразделения, реализующие товары и выполняющие работы.

Изменения, внесенные в ст. 275.1 НК РФ, позволяют воспользоваться нормативами, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика, в случае если на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика отсутствуют специализированные организации, осуществляющие аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов, не только градообразующим организациям, но и всем другим.

Анализируя положения гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, следует отметить, что указанная глава предоставляет налогоплательщику большие возможности в отношении учета для целей налогообложения осуществленных расходов.

Список расходов, принимаемых для налогообложения, является открытым. Понятие расхода установлено ст. 252 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

По сути, это означает, что организация при исчислении налога на прибыль может учесть чуть ли не все осуществленные ею расходы (за исключением расходов, перечень которых установлен ст. 270 НК РФ). Главное требование законодательства: затраты должны быть обоснованными - экономически оправданными, направленными на получение дохода и документально подтвержденными. Считаете вы, что нормальная производственная деятельность вашей организации не может осуществляться без того или иного вида затрат, - обоснуйте необходимость их осуществления, документально подтвердите и тогда на основании ст. 252 НК РФ ставьте их в расходы. Вряд ли представители налогового органа будут оспаривать ваше решение в отношении осуществленных расходов, если организация будет подходить к этому вопросу именно с такой точки зрения. Даже если это произойдет и придется обращаться в судебные инстанции, наверняка судебный орган вас поддержит, так как именно такая позиция заложена в законе.

Налоговая ставка по налогу на прибыль, установленная налоговым законодательством, составляет 24% (за исключением п. п. 2 - 5 ст. 284 НК РФ).

На сегодняшний день применяется следующее бюджетное распределение ставки по налогу на прибыль: -

6,5% - в федеральный бюджет; -

17,5% - в бюджеты субъектов Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налог (НП) определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (НБ):

НП = НБ x 24%.

По итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма квартального авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, полученной налогоплательщиком и подлежащей налогообложению, рассчитанной с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия и т. д. Сумма квартальных авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных.

Налогоплательщики могут перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли.

Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются в соответствии с порядком, установленным ст. 287 НК РФ.

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Оптимизация налоговых платежей, в свою очередь, преследует цель обеспечить конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности. Иными словами, предполагается создание возможности для налогоплательщика одновременно как исполнять обязательства перед государством и контрагентами по сделкам, так и получать прибыль.

Представляется важным разграничить понятия "налоговое планирование", "оптимизация" и "минимизация" налогообложения. Что касается соотношения налогового планирования и оптимизации налогообложения, то последняя в трактовке А.Б. Райзберга - это "определение значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, т. е. наилучшее состояние системы" . Таким образом, речь идет о достижении наивысшего результата при определенных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2000. С. 268.

В свою очередь, налоговое планирование представляет собой организованную деятельность, целью которой и является оптимизация налогообложения.

Однако на практике не всякая оптимизация налогов соответствует законному планированию. Так, ст. 171 НК РФ предусмотрено, что: 1)

налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные законом налоговые вычеты (п. 1); 2)

вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ (п. 2).

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 8 апреля 2004 г. N 169-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Пром Лайн" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации" полагает, что для достижения баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и обеспечения экономической обоснованности принимаемых к вычету сумм налога налогоплательщик вправе принять к вычету только те суммы налога, которые им фактически уплачены поставщикам. Тем самым обеспечиваются условия для движения эквивалентных по стоимости, хотя и различных по направлению потоков денежных средств, одного - от налогоплательщика к поставщику в виде фактически уплаченных сумм налога, а другого - к налогоплательщику из бюджета в виде предоставленного законом налогового вычета, приводящего либо к уменьшению итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо к возмещению суммы налога из бюджета.

Из указанного следует, что поводом к возврату НДС могут быть только "реально понесенные налогоплательщиком затраты". Однако в случае использования недобросовестных налоговых схем компания, по мнению Конституционного Суда РФ, реальных затрат не несет. Соответственно, и НДС ей возвращать не следует. Кроме того, из анализа позиции Конституционного Суда РФ следует, что кредитные схемы лучше всего подходят для оптимизации налогообложения. Например, можно приобрести векселя на 100000 рублей за десять рублей, расплатиться ими с поставщиками, а потом потребовать возврата НДС. Тем самым из определения суда следует, что налоговым органам сначала требуется определить возможность отнесения той или иной кредитной схемы к реальным затратам, а после уже принимать решение о возврате НДС.

Таким образом, позиция Конституционного Суда РФ состоит в том, что поведение налогоплательщика должно быть добросовестным, а цели деятельности экономически оправданными. Выявить это могут налоговые органы, а решения налоговых органов и действия налогоплательщиков в каждом конкретном случае оценивает суд.

Безусловно, налоговая оптимизация - важнейшая цель налогового планирования. Однако следует подчеркнуть, что налоговое планирование призвано не столько уменьшать налоговые отчисления предприятия, сколько стать наряду с планом маркетинга и производства регулятором процесса управления предприятием.

Внимание следует обратить также на соотношение оптимизации и минимизации налогообложения. В общем плане оптимизация - это выбор наилучшего варианта из множества возможных, процесс приведения системы в наилучшее состояние. Минимизация определяется как уменьшение, сведение к минимуму (наименьшее количество чего-либо необходимого). Поэтому представляется терминологически неточным утверждать, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. Напротив, термин "оптимизация" шире, чем "минимизация" .

Налоговый вестник. 2000. N 10. С. 158.

Кроме того, минимизация налоговых платежей не может рассматриваться как непосредственная цель налогового планирования. Из этого исходит и правоприменительная практика. Налоговые органы, проверяя деятельность организации, исследуют цели заключения каждой сделки, создания того или иного филиала, сотрудничества с другими организациями. Если налогоплательщик стремится лишь сократить поступления в бюджетную систему, то данная деятельность организации должна рассматриваться как уклонение от уплаты налогов.

Так, ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" заключило с зарегистрированными в г. Байконуре ЗАО "Борт-М" и ООО "Корус-Байконур" договоры аренды на принадлежащие ему сооружения нефтехимического предприятия, расположенные в г. Уфе. Арбитражный суд Республики Башкортостан решениями от 26 июля 2002 г., оставленными без изменения апелляционной инстанцией, отказал в удовлетворении исков прокурора Республики Башкортостан, который просил признать эти сделки ничтожными на том основании, что они являются притворными, прикрывающими договоры на оказание услуг, и преследуют противную основам правопорядка и нравственности цель уклонения от уплаты налогов. Постановлениями Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 декабря 2002 г. решения отменены, а указанные договоры признаны недействительными в силу ст. 169 ГК РФ, согласно которой сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.

С исками о признании недействительными тех же договоров в Арбитражный суд Московской области на основании абзаца третьего п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах РФ", согласно которому налоговые органы наделены правом предъявлять в суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, обратилась Инспекция МНС России по г. Байконуру. Решениями от 8 октября 2002 г. и от 18 декабря 2002 г. Арбитражный суд Московской области иски удовлетворил, признал сделки ничтожными как мнимые, совершенные без намерения создать соответствующие договору аренды последствия, и указал, что их заключение преследовало цель уклонения от уплаты налогов, которая противна основам правопорядка и нравственности.

В Определении от 8 июня 2004 г. N 226-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что Арбитражный суд Московской области и вышестоящие судебные инстанции признали заключенные ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод" сделки ничтожными и заведомо противоречащими основам правопорядка и нравственности, поскольку они являлись мнимыми и совершались с целью неуплаты налогов нефтеперерабатывающими предприятиями, т.е. суды, принимая решения, действовали на основании ст. 169 ГК РФ в системной связи со ст. 170 ГК РФ и, следовательно, не допустили произвольного толкования ст. 169 ГК РФ. Они указали конкретные основания признания сделок антисоциальными и, соответственно, ничтожными (см. названное выше определение).

Предполагается, что предъявление налоговыми органами исков о признании конкретных сделок ничтожными как антисоциальных ("заведомо противных основам правопорядка или нравственности") на основании ст. 169 ГК РФ, как и их удовлетворение отдельными арбитражными судами, в большинстве случаев представляется необоснованным. По общему правилу сделки, совершенные в обход норм налогового законодательства, должны квалифицироваться как сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ).

Различие незаконных и антисоциальных сделок состоит, прежде всего, в том, что последние не просто нарушают закон (или совершаются с целью его нарушения, в том числе путем обхода), но посягают на основы правопорядка, т. е. основные начала, принципы общественной, политической и экономической организации нашего общества, либо на его нравственные устои (основы нравственности). В качестве примера можно привести нарушающие государственную монополию сделки купли-продажи оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также других видов имущества, изъятого из гражданского оборота или ограниченного в обороте в соответствии с федеральными законами (п. 2 ст. 129 ГК РФ).

Следует поддержать позицию Е.А. Суханова, придерживающегося ограничительного толкования понятия "антисоциальная сделка". По его мнению, понятие "публичный порядок" (тождественное в силу ч. 1 ст. 1193 ГК РФ термину "основы правопорядка") не совпадает с содержанием всего российского законодательства, поскольку под ним следует понимать лишь основы общественного строя российского государства. Таким образом, сделки, нарушающие основы правопорядка и нравственности, не могут и не должны отождествляться с любыми сделками, нарушающими требования законов или иных нормативных актов. Не случайно, например, еще несколько лет назад была признана необоснованной попытка Службы валютного контроля объявить антисоциальными (с применением конфискационных последствий) все сделки, нарушающие требования валютного законодательства.

Суханов Е.А. Антисоциальные сделки в науке и практике // ЭЖ-Юрист. 2005. N

В этом аспекте заслуживает внимания позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от 8 июня 2004 г. N 226-О, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод". В данном Определении имеются ссылки на решения некоторых арбитражных судов о признании в соответствии со ст. 169 ГК РФ недействительными ряда заключенных заявителем договоров, поскольку последние "преследуют противную основам правопорядка и нравственности цель уклонения от уплаты налогов".

Сам же Конституционный Суд РФ прямо указал на то, что квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, т.е. достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит - заведомо и очевидно для участников гражданского оборота - основам правопорядка и нравственности. Антисоциальность сделки, дающая суду право применять данную норму ГК РФ, выявляется в ходе судопроизводства с учетом всех фактических обстоятельств, характера допущенных сторонами нарушений и их последствий.

Иными словами, Конституционный Суд РФ считает, что: 1)

антисоциальным в контексте ст. 169 ГК РФ является не всякое вообще нарушение закона и норм морали, никак не "заведомо и очевидно для всех участников гражданского оборота"; 2)

любое налоговое правонарушение (уклонение от уплаты налогов) само по себе, конечно, будучи незаконным и потому безнравственным, уже только в силу одного этого заведомо нарушает именно основы правопорядка и нравственности.

Однако от решения вопроса о том, преследовали ли участники сделки цель, заведомо противную основам правопорядка и нравственности, Конституционный Суд РФ на вполне законном основании уклонился, в то же время не исключив, а именно подчеркнув, что указанное обстоятельство входит в предмет доказывания по конкретному налоговому спору.

Следует обратить внимание на то, что сферу применения ст. 169 ГК РФ образуют наиболее существенные нарушения основополагающих устоев российского государства и общества, которыми любые сделки, нарушающие налоговое или иное действующее законодательство, разумеется, не являются. И с другой стороны, наказание недобросовестных, неисправных налогоплательщиков предусмотрено нормами публичного (налогового, административного, уголовного) права, тогда как гражданскому праву как отрасли частного права изначально присущи иные задачи (ст. 1 ГК РФ), а предусмотренные им механизмы (включая даже такие жесткие, как конфискационные последствия ничтожных сделок) могут использоваться лишь для решения указанных задач (защиты прав участников гражданского оборота), а не как довесок к налоговому праву (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

С экономической точки зрения, налоговая оптимизация основана на определении объекта, на который направлен этот процесс. Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ обязанность уплаты налога наступает только при наличии в собственности налогоплательщика объекта налогообложения. Поэтому неудивительно, что при оптимизации налоговых платежей налогоплательщик стремится по возможности не допускать реального возникновения объекта налогообложения. Для этого, например, заключаются сделки, которые влекут меньшие налоговые последствия, или приобретается иной налоговый статус путем перехода на упрощенную систему налогообложения, регистрации предприятия в офшорной зоне и т.д.

Следовательно, можно представить налоговую оптимизацию как определение величины налогооблагаемой базы, при которой достигается оптимум хозяйственной системы предприятия.

В бухгалтерском и налоговом учете признать доходы и расходы можно двумя способами. Первый из них - метод начисления. Он связан с периодом фактического проведения хозяйственной операции. Учесть соответствующий доход или расход нужно в дату отгрузки товара или оказания услуги/проведения работ. Второй вариант - кассовый метод. При его использовании признать доходы или расходы следует в периоде, когда произошел приток или отток денежных средств (факт оплаты).

На практике чаще всего компании ведут учет первым способом, следуя указаниям бухгалтерских стандартов и Налогового кодекса. Считается, что признание доходов и расходов по факту отгрузки наиболее точно отражает результат работы бизнеса. Однако иногда предприятия могут или даже обязаны учесть расходы по факту оплаты.

Главное преимущество кассового метода - сокращение кассовых разрывов: исключается ситуация, когда компания должна уплатить налог, а денежные средства еще не поступили.

Кому можно вести налоговый учет доходов и расходов кассовым методом

Чаще всего на кассовый метод переходят плательщики УСН. Выбора такие компании не имеют: вести учет поступлений и затрат по отгрузке им нельзя. Некоторые организации на ОСНО также имеют право признавать доходы и расходы по факту оплаты при расчете налога на прибыль. Главное условие — величина средней выручки без учета НДС за предыдущие четыре квартала в каждом из них не должна превышать один миллион рублей.

Кому нельзя применять кассовый метод даже при соблюдении лимита выручки:

  • банки;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • компании — контролирующие лица КИК;
  • компании, ведущие деятельность по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении.

Еще одно ограничение для перечисленных организаций — запрет на заключение договоров доверительного управления имуществом, договоров простого или инвестиционного товарищества.

Когда можно применять кассовый метод в бухгалтерском учете

Если говорить о бухгалтерском учете, в законодательстве указан ряд организаций, которые могут вести его упрощенным способом. Только таким предприятиям разрешается учитывать доходы и расходы в момент проведения платежа. К ним относятся малые предприятия, некоммерческие организации и компании со статусом участников проекта «Сколково». Есть некоторые исключения:

  • компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • кооперативы (жилищные, жилищно-строительные, кредитные);
  • компании госсектора;
  • микрофинансовые организации и др.

Способ признания доходов и расходов нужно обязательно закрепить в учетной политике. Если компания может применять способ учета по оплате и в бухгалтерском учете, и в налоговом, это значительно упростит документооборот в компании.

Когда можно перейти на кассовый метод

Компания может перейти на учет доходов и расходов по факту оплаты при соблюдении ограничения по выручке, начиная с 1 января следующего налогового периода. Вновь зарегистрированная фирма имеет право сразу применять такой способ учета. Это целесообразно, если в первое время работы ожидаются небольшие поступления.

Пример. Компания ООО «Янтарь» на режиме ОСНО планирует перейти на кассовый метод учета с 1 января 2018 г. Ее выручка без НДС в каждом квартале 2017 г. составляла:

1 квартал 2017 — 0,55 млн рублей;
2 квартал 2017 — 1,37 млн рублей;
3 квартал 2017 — 1,21 млн рублей;
4 квартал 2017 — 0,62 млн рублей.

Средняя выручка в нашем случае составила 0,94 млн. руб. Это означает, что ООО «Янтарь» может признавать доходы и расходы по мере их оплаты.

Учет доходов при кассовом методе

Компания имеет право признать доходы в момент поступления оплаты наличными в кассу или на расчетный счет. При расчетах с помощью обмена дата получения дохода — это день поступления актива в организацию.

Одна из особенностей учета по факту оплаты — признание в качестве дохода полученного аванса. Как быть в ситуации, когда аванс требуется вернуть? - например, при расторжении договора с контрагентом и отказе от поставки товаров или услуг нашей фирмы. В таком случае Налоговый кодекс разрешает вычесть эти поступления из общей суммы доходов.

Учет расходов при кассовом методе

Факт оплаты — ключевое событие в кассовом методе. Под оплатой в рамках признания расходов понимается прекращение встречного обязательства перед продавцом. Отток средств должен быть обязательно связан с товарами, работами или услугами, которые приобретаются фирмой.

При признании отдельных видов расходов есть и дополнительные условия. Например, для компаний на ОСНО расходы на материалы и сырье можно учесть только по мере их отправки в производство. Амортизацию можно учесть, только если амортизируемое имущество оплачено и используется в производстве. Для организаций на упрощенке есть ограничение по учету расходов на товары для перепродажи: такие затраты списываются по мере реализации продукции.

Когда в расходах можно учесть аванс, выданный фирмой контрагенту? Даже если компания работает на кассовом методе, такой платеж признать расходом нельзя. Таким образом, учет предоплаты поставщикам на практике производят в момент отгрузки товара или оказания услуг/проведения работ.

Что будет, если организация нарушает условия

При учете кассовым методом компания должна постоянно контролировать соблюдение лимита доходов. Если предельное значение за последние четыре квартала превышено, нужно перейти на метод учета по отгрузке в текущем налоговом периоде. Так же следует поступить при заключении договора доверительного управления, создании простого или инвестиционного товарищества.

При возврате к методу начисления возникает либо переплата по налогу на прибыль, либо недоимка. Придется пересчитать сумму налога и представить уточненную налоговую декларацию. При недоимке следует погасить возникшие обязательства перед бюджетом. Если не выполнить указанные требования, компании грозят штрафы от налоговой.

Учитывайте доходы и расходы кассовым методом в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Легко ведите учет, начисляйте зарплату, автоматически формируйте отчетность и отправляйте ее онлайн. Сервис напомнит о важных задачах и датах, обновляется автоматически, доступен из любого места, где есть интернет. Протестируйте возможности Контур.Бухгалтерии бесплатно в течение 14 дней.

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать доходы и расходы по мере оплаты (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99). Такая учетная политика именуется кассовым методом ведения бухучета. Этот метод тоже считается упрощенным. Однако методические разработки по нему отсутствуют. В чем причина и есть ли перспектива?

Баланс формируем по методу начисления

Обратимся к перечню объектов бухгалтерского учета. Это:

  • активы, обязательства и капитал (элементы бухгалтерского баланса);
  • доходы и расходы (элементы отчета о финансовых результатах).

Компаниям на «упрощенке» целесообразно объединить регистры бухгалтерского и налогового учета. Во-первых, записи в них ведутся на основании одних и тех же первичных документов. А во-вторых, данные отчета о финансовых результатах и налоговой книги учета доходов и расходов могут различаться весьма незначительно. Комплексный регистр будет выглядеть так:

Вам понравился кассовый метод? Тогда за дело! Пересматривать учетную политику принято с начала года.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

3 332 просмотра

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 6

КАССОВЫЙ МЕТОД ПРИЗНАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Учреждения здравоохранения при исчислении налога на прибыль для признания доходов и расходов в основном применяют метод начисления. Это позволяет им максимально приблизить показатели бухгалтерского учета к показателям налогового. Однако отдельным учреждениям выгодно рассчитывать налог на прибыль, применяя кассовый метод. Предлагаем ознакомиться с основными моментами признания доходов и расходов с применением кассового метода.

Общие положения

Исходя из положений гл. 25 НК РФ для признания доходов и расходов предусмотрено два метода - начисления и кассовый. Отметим преимущества кассового метода перед методом начисления.

При методе начисления доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты), иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

При кассовом методе признание дохода происходит в момент поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом, а расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Таким образом, при кассовом методе исчисления налога на прибыль учреждения здравоохранения производят уплату начисленного налога в бюджет исходя из реальной денежной наличности на лицевых счетах, чего нельзя сказать о методе начисления. При методе начисления учреждение может не располагать необходимой суммой для уплаты этого налога, так как возможна такая ситуация, когда доходы начислены, а оплата еще не произведена.

Однако имеется и недостаток: ведение бухгалтерского учета - по методу начисления, а налогового по кассовому методу трудоемкий процесс.

Рассмотрим порядок признания доходов и расходов кассовым методом.

Признание доходов

Объектом обложения налогом на прибыль у учреждений здравоохранения в основном являются:

Доходы от оказания платных медицинских услуг;

Проценты по депозитам, выплачиваемым за счет средств от приносящей доход деятельности;

Безвозмездно полученное имущество;

Стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;

Положительная разница, полученная, в частности, по средствам, поступившим на валютные счета в банках в виде грантов, целевых поступлений, пожертвований, средств, поступивших в рамках благотворительной деятельности, а также безвозмездной помощи в иностранной валюте и натуральном выражении;

Доходы от продажи имущества;

Средства, использованные не по целевому назначению, в том числе по благотворительной деятельности, гранты, пожертвования.

Согласно ст. 273 НК РФ учреждения здравоохранения имеют право на определение даты получения вышеперечисленных доходов (осуществления расходов) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

Поскольку использование кассового метода является правом учреждения, а не обязанностью, учреждение может им не воспользоваться. Выбранный метод ведения налогового учета доходов и расходов учреждение закрепляет в учетной политике для целей налогообложения на очередной налоговый период.

Если учреждение здравоохранения приняло решение применять кассовый метод, то ему следует обратить внимание на п. 4 ст. 273 НК РФ. Он гласит, что если в течение налогового периода указанный выше предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет превышен, то учреждение обязано перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

Как следует понимать содержание этого пункта, ведь в нем говорится о превышении предельного размера в течение налогового периода и в то же время он отсылает к п. 1, в котором упоминается средняя величина выручки за предыдущие четыре квартала? Для ответа на этот вопрос следует уяснить, как учреждение, применяющее кассовый метод, должно учитывать предельный размер выручки: по результатам отчетных периодов за любые четыре квартала, предшествующие очередному кварталу, или только по результатам налогового периода.

Данный вопрос рассматривался в Постановлении ФАС СКО от 23.03.2005 N Ф08-831/2005-363А. Признавая законным применение налогоплательщиком кассового метода, суд исходил из того, что согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Налогоплательщик вправе принять решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в части изменения метода учета только с начала нового налогового периода. При рассмотрении материалов дела судом сделан вывод, что при применении п. 4 ст. 273 НК РФ предельный размер выручки должен определяться за налоговый период, а не по предыдущим четырем кварталам (отчетным периодам) вне зависимости от налогового периода.

Таким образом, учреждение здравоохранения, превысившее предельную сумму выручки за налоговый период (не удовлетворяющее требованиям п. 1 ст. 273 НК РФ), обязано перейти на метод начисления с начала налогового периода, за который допущено такое превышение.

Пример 1. В ЛПУ за 2007 г. выручка от реализации платных медицинских услуг составила (данный вид деятельности не подпадает под обложение НДС):

В I квартале - 800000 руб.;

Во II квартале - 900000 руб.;

В III квартале - 1200000 руб.;

В IV квартале - 1000000 руб.

ЛПУ имеет право в 2008 г. применять кассовый метод, так как в среднем за четыре квартала выручка составила 975000 руб. ((800000 + 900000 + 1200000 + 1000000) руб. / 4 кв.).

Перед бухгалтерами встает такой вопрос: учитывается ли при определении дохода сумма предварительной оплаты? Из буквального прочтения п. 2 ст. 273 НК РФ следует, что при кассовом методе датой признания дохода является любое поступление денежных средств в погашение задолженности перед налогоплательщиком. Казалось бы, предварительно перечисленная сумма не является таковой, так как задолженность пока не возникла, следовательно, признавать ее доходом не следует. Однако в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 (п. 8) указано: поскольку при кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом, предварительная оплата товаров (работ, услуг) учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В Письме также отмечено, что предварительная оплата в качестве не учитываемого при определении налоговой базы дохода поименована только применительно к налогоплательщикам, определяющим доходы и расходы по методу начисления (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Признание расходов

При кассовом методе затраты включаются в состав расходов учреждений здравоохранения с учетом следующих особенностей:

Материальные расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов при изготовлении медикаментов и лечении больных;

Расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика (если заработная плата перечисляется на пластиковые карточки), выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;

Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного учреждением амортизируемого имущества, используемого в производстве;

Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты.

Рассмотрим особенности признания некоторых расходов при кассовом методе учета.

Материалы

Представим порядок признания расходов по материалам при исчислении налога на прибыль. Согласно ст. 273 НК РФ их можно учесть только при выполнении двух условий:

Материалы должны быть оплачены поставщикам;

Они должны быть списаны в производство.

Таким образом, учреждение здравоохранения может уменьшить прибыль на стоимость тех материалов, которые оплачены и отпущены в производство.

Пример 2. ЛПУ, применяющее кассовый метод признания доходов и расходов, приобрело в текущем месяце медицинские препараты на сумму 400000 руб. В этом же месяце произведена их оплата. Медикаменты в сумме 250000 руб. выданы в структурные подразделения и использованы при лечении больных.

ЛПУ может учесть при налогообложении прибыли расход медикаментов в сумме 250000 руб.

Заработная плата

Обычно заработная плата начисляется по окончании месяца, выплачивается в следующем за ним месяце, а иногда в силу определенных причин она выдается в месяце, следующем за месяцем выплаты, иными словами, выдача заработной платы задерживается. Например, выплата начисленной за май заработной платы произведена не в июне, а в июле. Это означает, что именно в июле учреждение может учесть ее при налогообложении прибыли.

Довольно часто, особенно в конце налогового периода, наличные средства на выдачу заработной платы получают в одном налоговом периоде, а выплачивают в другом. Когда следует учитывать данную сумму заработной платы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль? Например, наличные средства на выплату заработной платы поступили в кассу учреждения здравоохранения 31 декабря, а их выплата произведена в январе. Поскольку Налоговый кодекс требует учесть затраты по оплате труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в момент выплаты заработной платы, их следует включить в расходы только в январе. Известны случаи, когда бухгалтеры в целях уменьшения налоговой базы включают затраты по оплате труда в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в момент поступления наличных денежных средств в кассу учреждения (в нашем примере 31 декабря). Однако этого делать не следует, поскольку это противоречит нормам ст. 273 НК РФ и влечет доначисление при налоговых проверках налога на прибыль, а также взыскание пеней и штрафов.

Командировочные расходы

Бывают такие ситуации, когда работника посылают в командировку в конце года, выдав ему перед отъездом аванс на командировочные расходы (на проезд, проживание, а также суточные), а авансовый отчет он представляет лишь в начале следующего года. Когда следует включать командировочные расходы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль? В соответствии с п. 3 ст. 273 НК РФ при использовании налогоплательщиком кассового метода его расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

Выдав работнику аванс на командировочные расходы, учреждение здравоохранения не имеет права включать его в состав расходов, пока он не будет израсходован на цели, соответствующие его выдаче (приобретение проездных документов, проживание в гостинице и т.д.), и подтвержден документально (авансовым отчетом с приложением подтверждающих документов). Следовательно, учесть командировочные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль учреждение сможет только в том периоде, когда работником представлен авансовый отчет (применительно к рассматриваемой ситуации - в январе следующего года).

Бартерные операции

Товарообменный (бартерный) договор является разновидностью договора мены. В соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон может передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Согласно ст. 570 ГК РФ, если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами. Таким образом, товар, отгруженный по товарообменному (бартерному) договору, не считается реализованным, пока встречная поставка товара от контрагента не произведена. Для целей налогообложения прибыли в доходы от реализации включается стоимостная оценка доходов от реализации такого товара, рассчитанная исходя из цен, указанных в договоре.

Учреждениям здравоохранения, применяющим кассовый метод, ситуация, когда имущество по договору мены получено прежде, чем ими отгружены свои товары, крайне невыгодна, поскольку они обязаны включить в доходы все полученное в качестве предоплаты, независимо от формы оплаты.

Исходя из вышеизложенного, учреждения здравоохранения обязаны включить в доходы стоимость полученного по товарообменному договору товара, причем датой признания его таковым будет считаться дата, указанная в сопроводительных документах.

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения

образования:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

И.ЗЕРНОВА

Подписано в печать

22.05.2008

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Законодательство предусматривает два метода учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли: метод начисления и кассовый метод. Расскажем подробно о каждом из них.

Метод начисления

Если организация применяет метод начисления, то доходы следует включать в расчет налоговой базы по налогу на прибыль в периоде их возникновения, а расходы — в периоде, к которому они относятся.

Подтвердить период получения дохода или возникновения расхода могут документы: договоры с контрагентами, акты и т п. По общему правилу так следует поступать вне зависимости от фактического поступления или выплаты денежных средств (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).

Обратите внимание: порядок признания некоторых доходов и расходов отличается от общеустановленного правила.

Так, например, расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (работ, услуг), признаются на дату передачи сырья и материалов в производство и их использования, а расходы на приобретение инструментов, инвентаря, приборов, спецодежды — списываются в расходы на дату передачи в эксплуатацию (п. 1, п. 5 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Напомним, что правила признания отдельных видов доходов и расходов при методе начисления содержатся в статьях 271, 272 НК РФ.

Также в особом порядке учитываются расходы, относящиеся к нескольким отчетным или налоговым периодам. Такие расходы нужно распределить и списывать равными частыми. Срок списания может быть установлен, например, исходя из условий договора с контрагентом (п. 2 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).

Кассовый метод

При кассовом методе доходы следует признавать в периоде их получения, а расходы в периоде их оплаты. Днем получения дохода является день получения денег в кассу или поступления на расчетный счет, а также день получения аванса (п. 2 ст. 273 НК РФ). В свою очередь, расходы при кассовом методе нужно признавать в день выплаты денег из кассы, списания с расчетного счета или выбытия имущества (п. 3 ст. 273 НК РФ).

При этом некоторые виды доходов и расходов при применении кассового метода должны учитываться по специальным правилам. Так, например, расходы на сырье и материалы могу быть учтены при расчете налога на прибыль только после того как они будут оплачены, списаны в производство и использованы на конец отчетного месяца (п. 5 ст. 254, подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). Напомним, что порядок признания отдельных доходов и расходов при использовании метода начисления установлен статьей 273 НК РФ.

В отличие от метода начисления кассовый метод могут применять не все организации.

Во-первых, действующим законодательством установлен лимит выручки. Так, применять кассовый метод могут организации, чья средняя выручка за четыре прошедших квартала не превышает 1 млн руб. Единственным исключением являются участники проекта «Сколково»: на них указанное ограничение не распространяется.

Во-вторых, установлен перечень лиц, которые не могут применять кассовый метод вне зависимости от размера выручки. К ним, в частности, относятся:

  • банки;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • контролируемые лица иностранных организаций;
  • организации, владеющие лицензиями на пользование участком новых морских месторождений;
  • организации-операторы новых морских месторождений;
  • участники простых и инвестиционных товариществ;
  • участники договоров доверительного управления (п. 1, 4 ст. 273, п. 1 ст. 275.2 НК РФ).