Карманные расходы. Карманные деньги: когда давать и сколько

Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?

В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против. Мой собственный опрос среди друзей и знакомых показал: больше 2/3 подростков карманные деньги от родителей получают (регулярно или по запросу), кому-то денег не дают из принципиальных соображений или потому что в семье тяжелая финансовая ситуация, ну а кто-то уже подрабатывает сам.

Когда, сколько и на что?
Некоторые дети начинают получать карманные деньги еще до школы. Конечно, 5-летний ребенок не выходит из дому один, казалось бы - зачем ему деньги? Но возможность самостоятельно принять решение, потратить ли 20 рублей на мороженое или опустить их в копилку, очень важно и в этом возрасте. Многие начинают давать ребенку деньги, когда он идет в первый класс, чтобы он мог купить что-то в школьной столовой. Но игрушки и журналы все равно продолжают покупать ему взрослые. «Некоторым в классе дают деньги на карманные расходы, но они их не тратят - копят сами не знают на что, только хвастаются, время от времени: «У меня одна тысяча! - А у меня 52!», - говорит 10-летняя Саша.

«Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, по 150 рублей в месяц. Куда уходили эти деньги - не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуждалась. Кажется, хотела своей собаке игрушки покупать каждый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тратила в основном на еду и аксессуары». (Вера, 17 лет)

Большинство родителей раскошеливаются, когда ребенок становится подростком, у него появляется самостоятельная жизнь и, соответственно, потребность в деньгах. 33% опрошенных ФОМом взрослых, считающих, что у подростков деньги быть должны, указали их практическую необходимость (транспорт, угощения, развлечения). И лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% - что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.

Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

«Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждалась, а потом начала ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я собиралась потратить: если я иду в кино - мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.

Но в России пока родители про экономическую грамотность детей думают меньше всего: по данным компаний TNS, 73% подростков просят деньги у родителей, когда им нужно, 32% получают деньги в качестве подарка, 31% просят у бабушек-дедушек и только 29% получают фиксированную сумму регулярно.

Сколько денег выделять - каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009-2010 гг., как показало исследование маркетинговой компании TNS, российские подростки получали в среднем сумму, эквивалентную в неделю. Для сравнения: самыми «богатыми» оказались норвежские (9) и финские (4) подростки и подростки из ОАЭ (9), а самыми «бедными» - из Египта () и Индии (). В Германии рекомендован недельный минимум для каждого возраста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выданной ребенку суммы некоторые немецкие родители удерживают 20% налога, приучая, таким образом, своих детей к финансовой дисциплине.

Мой опрос показал, что в среднем подросткам выдают от 100 до 1000 рублей в неделю (в зависимости от возраста: 100 рублей - до 12 лет, 1000 рублей - уже старшеклассникам). Кто-то из родителей с калькулятором в руке высчитывает финансовые потребности ребенка: «транспорт, обеды в школьной столовой, мобильная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 рублей «сверху» на неучтенные расходы». Ну а кто-то подходит к расчетам с фантазией: «Мы выдаем детям недельную сумму, которая высчитывается по формуле «50 центов за каждый год жизни, округляя в большую сторону», - делится папа двух российско-канадских мальчиков, 9 и 14 лет. Большинство же дают, ориентируясь на друзей и знакомых.

Доверять или проверять?
Тема денег затрагивает еще одну очень важную семейную проблему: проблему доверия. Среди тех, кто не дает своим детям карманных денег, всего 1% объясняют это непростой финансовой ситуацией и 2% - тем, что подросток должен зарабатывать сам (опрос ФОМ).

Остальные противники карманных денег твердо уверены: доверять подросткам ни в коем случае нельзя, т.к. они будут тратить деньги в первую очередь на «запретное» - наркотики, алкоголь и сигареты - так считают 10% опрошенных («До 16 лет денег подросткам не надо давать - это ведет к курению, пьянке, гулянию» ). Многие считают, что «подростки не умеют распоряжаться деньгами» - 5% («у них еще мозг не готов тратить их, это то же самое что пистолет у них в руках» ). А еще ведь - «деньги портят, развращают молодежь» (5%). Складывается впечатление, что-либо некоторые респонденты не помнят себя в подростковом возрасте, либо наоборот, помнят очень хорошо (по данным ФОМ видно, что так отвечали преимущественно респонденты старше 55 лет с образованием ниже среднего; они же, кстати, считают, что все заработанные деньги подросток должен отдавать родителям).

Подростки, между тем, могут быть куда как разумнее, чем о них думают взрослые: «Мы с друзьями как-то обсудили и решили четко придерживаться позиции: не тратить деньги, полученные от родителей, на что-то типа алкоголя и сигарет. Такого рода вещи не должны быть приобретены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впутывать в это дело предков». (Саша, 15)

Очень многие взрослые считают, что за несовершеннолетних все должны решать они: «У него есть родители - зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно - попросит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо контролировать подростков» (опрос ФОМ), «А хватил ли у него сил отказаться от соблазна, если у школы стоит ларек с чипсами и жвачкой?» Многие предпочитают покупать ребенку дорогие игрушки и гаджеты, нежели доверять ему небольшую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех - это называется «ни в чем ребенку не отказывать», - делится мама сына-шестиклассника одной московской школы.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролирует их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор. И даже когда мы просто указываем ему, на что не стоит тратить деньги, критикуем, это приводит к тому, что, во-первых, мы опять лишаем его возможности быть самостоятельным, а во-вторых, провоцируем на обман. Например, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня покупала журнал «Witch». Покритиковав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала причиной того, что мой ребенок вынужден был что-то от меня скрывать, хотя это доставляло неудобства - приходилось прятать журнал и читать его, когда мама не видит. Можно подумать, я сама никогда не тратила денег на ерунду…

«Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я знаю, что в любом случае получу какой-то неодобрительный кивок от мамы, потому что она считает неправильным то, как я распоряжаюсь деньгами. У нас совершенно разные взгляды, и поэтому я стараюсь не всегда распространяться о своих покупках, будь то альбом моей любимой группы или какая-то милая вещичка, по ее мнению совершенно безобразная и бесполезная. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить - я это куплю, скрою, но куплю». (Ксения, 18)

О том, что дочь иногда покупает спрайт и чипсы, которых никогда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответственности: все, что могла рассказать о вредном фаст-фуде, я к тому времени уже рассказала. Как выяснилось, я не одинока: «То, что действительно им необходимо, я куплю, а газировку и сладкие батончики пусть покупают сами», - так считает мой знакомый, папа двух подростков. «Когда после бассейна мы проходим мимо автомата со снеками, и сын просит что-то купить, я напоминаю ему, что у него есть собственные деньги. В конце концов, я и даю карманные деньги на то, чтобы сами покупали себе то, что хотят».

«От меня не требуют отчетов, не устанавливают запретов, потому что моя мама знает, что мне не придет в голову потратить ее деньги на совершенно ненужные вещи. Другие дело, что иной раз ей кажется, что я, наверное, не должна покупать 7-ю по счету белую блузку, но это ограничивается лишь неодобрительным взглядом».

Очень немногие родители понимают, что карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность:
«Мои траты они не контролируют - считают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими распоряжаться. Хотя поначалу меня обязали вести дневник расходов, но не потому что не доверяли мне - им было важно показать мне как планировать и контролировать свои расходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года никогда не дает мне наличных денег, каждый месяц она перечисляет мне деньги на кредитную карту около 10-15 тысяч. Так она ведет финансовый контроль» (H., 16 лет).

Подобный подход считается специалистами самым верным. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю.

02.06.17 175 878 5

Как мы отдали подросткам деньги

И они не стали наркоманами

«Я хожу без шапки, потому что у меня нет нормальной шапки! - говорила мне старшая дочь. - Мам, дай денег!»

Сейчас нашим дочерям, Ирине и Юле, 14 и 16 лет. Карманные деньги мы стали им давать лет пять назад, по 500 Р в месяц. Они тратили их на сладости и мелочи, а остальное просили у нас. Вот это постоянное: «Мне надо новую тушь купить», «Мам, можно я на « Алиэкспрессе« себе чехол закажу?», «У меня телефон глючит, как я с ним в школу ходить буду?» - и так далее.

Юлия Медведева

мама двоих подростков

Траты на детей всегда были для меня непредсказуемой статьей в бюджете: как ни пытайся заложить с запасом, всё равно потратишь больше.

Хуже всего были совместные походы по магазинам. Когда каждый вопрос: «С чем ты будешь это носить?» или «Ты уверена, что тебе это очень нужно?» - мог привести к ссоре и публичному скандалу.

Короче, я устала. А потом увидела в Фейсбуке чей-то пост о том, как родители дают детям-студентам месячную сумму на все расходы, и решила, что школьники ничуть не хуже студентов. Так я затеяла эксперимент.

Сколько мы даем и на что

В конце декабря я поговорила с обеими дочерьми и предложила им схему: мы высчитываем ежемесячные расходы и 1 числа каждого месяца я выдаю им эту сумму. Дальше они сами планируют свой бюджет, ходят на шопинг, откладывают на крупные покупки и не трогают родителей.

Мы решили, что питание и гигиена останутся на взрослых, а за всё остальное Ирина и Юля будут платить сами.

Валюта

Сейчас мы живем в Италии, поэтому считали все расходы в евро и по местным ценам. Для удобства читателей я пересчитала всё в рубли, но цены всё равно могут показаться необычными.

Чтобы высчитать необходимую сумму, мы разделили все траты на две категории: ежемесячные и все остальные. Все остальные траты за год мы сложили и разделили на 12 месяцев. Получившуюся сумму прибавили к ежемесячным тратам и так получили нужную цифру.

В ежемесячные траты на каждую дочь вошли: транспорт (22 €), связь (10 €), развлечения и сладости (10 €), косметика и мелкие траты на носки (18 €). Итого 60 € (4400 Р ).

Остальное мы считали за год: одежда (600 €), подарки друзьям и семье (240 €), гаджеты (240 €). Итого 1080 € в год = 90 € (6700 Р ), в месяц.


Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи.

Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения.

Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2-3 года. При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете.

Общая сумма на руки получилась 150 €, или 9560 Р , на одного человека в месяц. Эта сумма была похожа на то, что я реально тратила на детей из семейного бюджета, поэтому мы не торговались и договорились с первого раза.

Итоги первого месяца

1 января вместе с новогодними подарками дети получили по 150 €. Нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят всё на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.

В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.


Когда дочери пошли в школу после каникул, оказалось, что Ирине нужно купить что-то из канцтоваров и книжку для учебы. Она пришла ко мне и попросила добавить расходы на канцтовары и книги. Мы подумали и добавили 25 €. С февраля я выдаю им по 175 € (13 000 Р ).

В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.

Наши впечатления за 4 месяца

Я довольна в первую очередь тем, что отношения в моей семье улучшились. Больше нет никаких упреков в излишних тратах, обид за то, что кто-то кому-то что-то не купил. Походы по магазинам из пытки превратились в удовольствие, и у нас стало меньше поводов для конфликтов.

Мне стало легче планировать бюджет. Теперь у меня есть конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знаю, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.

Иногда мне кажется, что они делают всё неправильно, и я хочу вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливаю себя, потому что понимаю, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и стараюсь не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.

Вчера они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.


За 4 месяца я ни разу не задержала «выплату» и считаю, что это одно из важных условий эксперимента. Так дети могут планировать свой бюджет и чувствуют себя спокойно.

Теперь, когда мы говорим о том, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, они всерьез рассуждают, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Для меня это означает, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.

Вот что они сами говорят о нашем эксперименте.

Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».

Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить всё сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € были в кармане».

Весь эксперимент в четырех строках

  1. Обсудить с детьми их траты, выслушать их опасения и взвешенно принять решение, нужен ли вашей семье такой эксперимент.
  2. Вместе с детьми подсчитать все траты и вывести ежемесячную сумму.
  3. Договориться о дне «выплат», не задерживать и не переносить этот день.
  4. Не вмешиваться в то, как дети тратят свои деньги, если они не делают ничего криминального.

Я уже говорил о том, что карманные деньги ребенка или подростка должны выступать не способом поощрения или наказания, а инструментом для обучения финансовой грамотности и прививания правильного отношения к деньгам. Теперь разовью эту тему более подробно. Итак, как давать деньги детям.

В первую очередь, необходимо понимать, что деньги, выданные ребенку на карманные расходы, он может и должен использовать так, как считает нужным, поэтому контроль над использованием этих денег необходим только на начальном этапе, а затем его следует снижать до минимума. Любой чрезмерный контроль полностью перечеркивает смысл использования карманных денег ребенком, ведь тогда получается, что средствами распоряжается не он, а родители.

Когда у ребенка есть карманные деньги – он на простых примерах учится самостоятельно принимать финансовые решения, самостоятельно выбирать, что, где и когда он купит, исходя из тех средств, которые есть у него в наличии. Имея собственные деньги, ребенок может сам создавать на крупную покупку, а не просить о ней родителей. Поскольку его карманные деньги ограничены, он учится правильно расставлять приоритеты, оптимизировать свои расходы, искать оптимальные цены для совершения покупок.

Как давать деньги детям?

Этот вопрос можно разбить на несколько составляющих.

1. С какого возраста давать деньги детям? Как правило, ребенку начинают давать карманные деньги, когда он идет в школу (то есть, в 6-7 лет). Необходимо также учесть, что к этому моменту ребенок уже должен понимать, как с ними обращаться, как рассчитываться с продавцом, какие монеты и купюры отбирать, как проверять сдачу. Без соблюдения этих условий давать деньги детям на самостоятельные карманные расходы еще рано.

2. Сколько денег давать ребенку? Это, пожалуй, самый важный вопрос для большинства родителей. Предлагаю рассмотреть, какие факторы должны оказывать влияние на то, сколько денег давать ребенку, а какие – наоборот, не должны.

Факторы, которые должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Средние суммы карманных расходов, получаемые сверстниками (если есть такая возможность);

– Финансовое положение семьи (к примеру, карманные расходы ребенка устанавливаются в процентном соотношении от доходов семейного бюджета);

– Договоренность с ребенком, обещания ему;

– Средний уровень необходимых текущих расходов ребенка;

– Возраст ребенка.

Факторы, которые НЕ должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:

– Успеваемость ребенка в школе;

– Старание и труд ребенка при выполнении домашней работы, помощи родителям;

– Поведение ребенка (иногда может использоваться, как исключение, в крайних случаях);

– Настроение родителей;

– Степень внимания, уделяемого ребенку.

Как вы видите, сумма денег, выдаваемая на карманные расходы ребенку, зависит, в первую очередь, от семьи и возраста детей. Важный момент: даже если у вас хорошие финансовые возможности, не стоит выдавать ребенку крупные суммы, превосходящие карманные деньги его сверстников. Начинайте с сумм, которые ваши дети могут грамотно использовать, исходя из своего возраста.

По мере роста и развития ребенка, средства на его карманные расходы, следует постепенно увеличивать пропорционально росту его расходов и не забывая о здравом смысле. Когда ребенок взрослеет, у него появляются новые статьи затрат, и это необходимо учитывать при выделении ему средств на карманные расходы. Обговаривайте со своими детьми, какие их расходы будете оплачивать вы, а какие – они сами за счет своих карманных денег. Чем больше своих затрат ребенок будет оплачивать самостоятельно – тем лучше с точки зрения приучения его к , приобретению необходимых навыков .

Таким образом, думая о том, сколько денег давать ребенку, нельзя использовать деньги в качестве меры поощрения или наказания, необходимо рассчитывать эту сумму, исходя из потребностей ребенка и объективных жизненных реалий.

3. Как часто давать деньги детям? Как утверждают психологи, дети воспринимают время совсем не так, как взрослые: оно тянется для них намного дольше. Кроме того, у маленьких детей, например, школьников младших классов, еще недостаточно навыков, для того чтобы распределять сумму выданных карманных денег на длительный срок, скажем, на месяц. Почти наверняка такой ребенок, если дать ему деньги на месяц, потратит их в считанные дни. Таким образом, детям младшего возраста лучше выдавать карманные деньги на небольшой срок. Начинать можно, например, с 1 дня. Затем, по мере взросления ребенка и приобретения им навыков распоряжения деньгами, этот срок можно постепенно увеличивать. Тому же подростку-старшекласснику можно уже выдавать деньги на карманные расходы 1 или 2 раза в месяц – это будет учить его грамотно распределять личный бюджет во времени.

Определяя оптимальный период, на который вы будете выдавать карманные деньги детям, руководствуйтесь принципом: чем младше ребенок – тем чаще выдавать и наоборот.

4. Как контролировать расходы ребенка? Как я уже говорил, тотальный контроль над использованием карманных денег лишает их всякого смысла: с таким же успехом можно оплачивать расходы ребенка самостоятельно. Поэтому мнение родителей в плане того, как ребенку распоряжаться своими карманными деньгами, должно носить исключительно рекомендательный характер. Вы можете советовать ребенку, что лучше купить, какой товарной марки, где купить дешевле, но окончательный выбор он должен делать самостоятельно. Прежде всего, рекомендации взрослых нужны будут при покупке каких-то более-менее серьезных, дорогостоящих вещей. Даже если ребенок столкнется с определенными финансовыми трудностями из-за нерационального использования личных финансов – пусть это будет его опыт, на котором он будет учиться.

Определенные финансовые потери детей неизбежны, особенно – на начальных этапах обучения финансовой грамотности. С этим необходимо смириться и воспринять это как должный опыт.

Подводя итог сегодняшней публикации, хочу систематизировать всю эту информацию в несколько простых правил.

– Выдавать деньги детям необходимо регулярно и своевременно. Несоблюдение этого правила будет способствовать отсутствию у детей финансовой дисциплины;

– Ребенок должен знать, какие расходы он может оплачивать из своих карманных денег, а какие оплатят его родители;

– Карманные деньги не должны выступать средством поощрения или наказания;

– Согласовывайте с ребенком все вопросы его финансирования и объясняйте ему, по каким причинам вы, например, даете ему меньше или больше денег, чем обычно;

– Установите довольно жесткую финансовую дисциплину. Если ребенок потратил выданные карманные деньги раньше срока – не нужно пополнять его бюджет: он должен чувствовать свою ответственность за это. В противном случае такое положение дел войдет в привычку.

Ну вот, пожалуй и все. В заключение хочу добавить, что каждая семья вправе самостоятельно определять, как давать деньги детям. Я отталкивался от необходимости обучения ребенка и выработки у него навыков правильного отношения к деньгам, что действительно считаю необходимым. Если у вас другое мнение или есть, чем дополнить – с удовольствием выслушаю это в комментариях.

Оставайтесь на и учитесь грамотно вести личные финансы. До новых встреч!

Сколько карманных денег давать ребенку? В каждой семье по-разному относятся к вопросу детских денег. И обычно, чем состоятельнее родители, тем большими суммами может похвастаться отпрыск во дворе или школе.

Но все-таки возникает много вопросов по поводу этой проблемы. Например, нельзя заранее рассчитать: как и сколько выдавать средств своему чаду да так, чтобы оно не стало слишком капризным, но и не испытывало стесненность. Давайте попробуем вместе подробно изучить всё, что касается темы карманных денег детям: как и сколько их выдавать.

В чем суть карманных денег

В мире важно уметь обращаться с финансами. И, по мнению психологов и финансистов, этому нужно начинать учиться с малых лет. Именно в этом и заключается суть выделения суммы родителями детям на карманные расходы. Выдавать или нет, решают сами взрослые. Но если уже выделять часть из бюджета, то нужно четко понимать, для чего вы это делаете и на что ребенок потратит их.

Сторонники спонсирования детских расходов считают, что такие дополнительные деньги помогают формировать в крохе самостоятельную ответственную личность, сумеющую в дальнейшем правильно распоряжаться финансами. Собственные деньги научат планировать расходы.

Но есть и обратная сторона медали – противники считают дополнительные поощрения вредными для формирования детского характера. Они объясняют это тем, что выданные суммы избалуют детей, сделают их корыстными и жадными. Они считают, что карманные деньги ребенок не в состоянии потратить на то, что ему необходимо, а будет только покупать сладости и потакать прихотям. Вот так доводят на видео правоту противники.


В их доводах действительно есть рациональное зерно. Риск сделать ребенка жадным или вымогателем действительно присутствует, если постоянно поощрять мелким прихотям и покупать то, в чем потребности у него нет. Избаловать можно и выдавая денежные средства на расходы бессистемно или в большем количестве, чем это необходимо. К этому может привести хаотичная выдача детям крупных сумм. Ребенок не научится разумно пользоваться финансами если родители не обсуждают его нужды, а ругают за бесконтрольные траты.

Детские карманные деньги в разных странах

Отношение к дополнительным финансам для детей в странах ощутимо разнятся. Самыми экстраординарными оказались родители в Германии. Немцы, конечно же, выдают детишкам сумму, но изымают из нее 20 % в качестве налога. Таким образом, родители воспитывают в детях послушных налогоплательщиков.

А в Турции дают карманные деньги за поцелуи. Это происходит по праздникам: дети приветствуют родных и близких, целуя руку и прикладывая ее ко лбу. Чем старше ребенок – тем крупнее сумма вознаграждения. А в целом, там очень серьезное отношение к расходам. Детей обучают экономить и зарабатывать. В большей степени это касается мальчиков: их часто берут отцы на рабочее место, чтобы показать каким трудом достаются деньги в семейный бюджет.

Как ни странно, самыми строгими родителями оказались французы – за серьезные провинности из карманных денег дети выплачивают штрафы. А самыми странными оказались родители американской детворы. Они с уверенностью полагают, что доплачивая чаду за любое сделанное домашнее дело: за хорошую учебу, прививают им строгую финансовую дисциплину. В США дети берут кредиты на учебу. А в последнее время в Америке популярны детские финансовые лагеря, где с юного возраста дети постигают особенности финансовой культуры.

В Швеции бюджет детям дает государство. Правда, до 16 лет эту сумму получают родители. По меркам России, шведские дети получают довольно крупную сумму – в месяц по 1 050 крон (это 152 американских доллара!). К тому же, шведские родители поощряют желание детей накапливать. А делают они это так: если ребенок хочет купить какую-то игру, родители за каждые сэкономленные 100 крон дают еще такую же сумму. В Швеции уже с 15 лет разрешено заниматься мелким бизнесом и это всячески поддерживается государством.

В России нет четко установленных правил выдачи детям средств. В каждой семье индивидуальный подход. В основном дети получают деньги по мере необходимости, то есть у выделенных средств есть определенное целевое использование (покупка обедов или проезд в общественном транспорте). Размер сумм на расходы зависят от состоятельности каждой отдельно взятой семьи.

Финансовая премудрость

Рано или поздно у каждого родителя возникнет вопрос о финансовом воспитании ребенка. И вообще, нужны ли ему «свои» деньги? Как показывает практика – чем раньше «подковать» малыша в финансовом плане, тем лучше это скажется на всей семье.

Основная проблема не в суммах, а в необходимости обучения планированию своих расходов. А монетки — только инструмент для практики. В финансовом воспитании очень важно уделить должное место теории. Не откладывайте это на «лучшие времена», а попробуйте терпеливо объяснить детям: откуда берутся деньги, для чего они и как их правильно тратить.

Но прежде чем передавать опыт младшему поколению, для начала дисциплинируйте себя в финансовом плане. Очень разумно гласит следующая цитата: «Не воспитывайте своих детей – все равно они будут похожи на вас. Поэтому воспитывайте себя». Чаду всегда понятнее будет с «живым примером» грамотного использования денежных средств.

Приучите себя планировать семейные и личные расходы. Это можно сделать по старинке в блокноте или тетради, а можно использовать мобильное приложение (благо их предостаточно). Приучитесь сотрудничать с финансовыми учреждениями, это значительно облегчит ваши заботы, по учету финансов и накоплению. К тому же, это удобно. Естественно ведите отдельно учет финансов, так вам будет видно: достаточно ли эффективно вы трудились и сколько потрачено за определенный срок. Учет финансов поможет сохранить баланс между потреблением и поступающими инвестициями.

Объясните ребенку (но вначале себе), что планирование будущих затрат нужно вести не с учетом «я хочу!», а отдавать предпочтение аргументу «мне необходимо». Для большей эффективности ставьте цели заработать или накопить, здраво оценивая свои возможности и реальную необходимость в том или ином предмете. Постройте для себя четкую диверсификацию (разделение) источников дохода. Условно их можно поделить на основной и дополнительный.

Выдача карманных денег – за и против

Чтобы ваш ребенок здраво относился к деньгам нужно привить ему в первую очередь понимание, как достаются монеты. Он должен понимать: как и куда тратятся средства в семье. Все это сформирует правильное отношение к собственному бюджету. Выдаваемые суммы детям на свои расходы не должны приносить ущерб семейному бюджету, но и быть достаточными для покрытия детских расходов «первой необходимости».

Частыми причинами детских истерик бывает простая зависть. Родителям, наверное, приходилось хотя бы раз слышать от своего крохи: «Машины родители подарили ей куклу! Почему у меня такой нет!?», а в самых тяжелых случаях доходит до истерик и долгого нытья. Чтобы избежать таких «концертов», не следует потакать каждой прихоти ребенка, но и лишать его игрушек, лакомств и прочего не стоит даже в наказание. Дети в таких «спартанских» условиях станут думать, что их не любят, раз не балуют. Не экономьте на своих детях, это может посадить в их душах зерно зависти. При выдаче средств ребенку, обязательно учитывайте его возраст и интересуйтесь его потребностями.

Не используйте карманные деньги как способ манипулировать своим чадом. И не платите ему за каждое сделанное «доброе дело», но допускается финансово поощрять стремление работать. Только заранее оговорите с ним спектр его несомненных обязанностей (т.е. бесплатных обязательных домашних работ), это приучит его к ответственности. Также не стоит платить за успехи в школе, ибо он сам должен понимать важность своего образования и стремиться совершенствоваться. Нельзя ставить детям ультиматумы, например: «исправишь двойку – получишь деньги» или «научишься играть на скрипке – дам тебе на планшет». Так вы воспитаете себе «маленького домашнего шантажиста».

Вместе с ребенком оговаривайте сумму карманных денег, но не торгуйтесь и пресекайте любые детские уговоры дать больше. Спрашивайте у ребенка, зачем ему нужны карманные деньги. Если в ответ вы слышите «мне хочется…» или «пока не знаю», то в таких случаях не стоит доверять ему большой суммы денег. Когда малыш готов к рациональному использованию денег даже на карманные расходы, он может четко объяснить: зачем они нужны ему и куда он хочет их потратить. Даже совсем маленькие дети могут дать вполне понятное обоснование для желаемых приобретений, а это говорит об их готовности грамотно обращаться с деньгами.

Как научить ребенка разумно тратить деньги

С детьми младшего возраста очень сложно постигать правила обращения. Но все-таки возможно – в процессе игры, чтения книг или смотря мультфильмы на эту тематику. Для родителей также существует специальная литература, где собраны все советы: как научить ребенка тратить карманные деньги. Применимы также игры, например всем известная «Монополия».

Вместе с дитем дошкольного возраста (до 6 лет) можно поиграть в давно известные игры: «Работа» и «Магазин». Можно даже объединить эти две игры, это будет даже увлекательнее, и участвовать в ней может вся семья. Придумайте для малыша задание, в процессе которого ему нужно будет выполнить ряд условий: сходить на работу, качественно выполнить ее, заработать и сходить в магазин, чтобы обеспечить свою «семью» самым необходимым. Вы сами можете сочинить правила игру, а главное – таким образом, ваш ребенок поймет куда «уходят» деньги и как трудно их «делать».

Для детей старшего возраста (до 12 лет) рекомендовано почитать увлекательные книги, в которых понятными словами объясняются все премудрости учёта денег и планирования расходов. Очень хорошо изложен материал в книге Татьяны Поповой «Волшебный банкомат». В ней доступными для понимания словами рассказано об экономике и о ведении личного бухучета.

Если же ребенка трудно увлечь игрой, а тем более книгой, не беда. Предложите просмотреть мультик на тему обращение с крупными суммами. Очень хороший мультфильм «Азбука денег». В нем красочные персонажи в игровой и забавной форме расскажут крохе: что такое деньги, и как с ними нужно обращаться.

Еще один важный момент – отучить ребенка поддаваться рекламе. Довольно часто можно наблюдать, что даже очень маленькие дети замирают при просмотре определенных рекламных видеороликов и часто требуют купить им этот объект. С самого первого раза нужно добиться более-менее рационального объяснения, почему ему нужна именно эта игрушка. Обычно дети объясняют свое желание только словом «хочу», а это не аргумент. Не стоит идти у детей на поводу и исполнять любую прихоть. Видя, что вы не спешите мчаться в магазин и покупать «мечту», дети сами вскоре потеряют интерес к ярким рекламам, по крайней мере, они будут спокойнее относиться к подобному.

«Денежная» безопасность

Дети частенько имеют привычку хвастать перед сверстниками обновками, гаджетами и прочими «безделушками», а также карманными деньгами. А это может привлечь внимание мошенников и воров. Научите детей правильно хранить – не в кармане, а в кошельке. А сам «домик» для денег приучите класть туда, где его не будет заметно, и ребенок один будет знать. Обязательно научите младшее поколение правильно считать в магазине, и не стесняться воспользоваться калькулятором, если трудно посчитать в уме.

В наше время, и в особенности в городах, лучше оформить для детских нужд пластиковую карту, на которую и будут перечисляться карманные деньги. Много банков в России уже предоставляют такую услугу своим клиентам. Ребенку необходимо только усвоить: как ею пользоваться и запомнить пин-код. К тому же, при любой опасности воровства с карточного счета, родитель сможет заблокировать карту до наступления безопасного момента.

С наступлением 16-ти лет подросток может самостоятельно управлять операциями с картой. Но стоит обезопасить его от взятия кредитов. В интернете страницы пестрят рекламой о быстрых и выгодных кредитах онлайн. Доверчивый ребенок может «повестись» на такую рекламу. Для того, чтобы таких проблем не возникло, проведите с детьми беседу. Объясните, чем опасны кредиты, а лучше приведите поучительный пример из жизни.

Работа для подростков

Если ребенок проявляет желание самостоятельно заработать, то родители просто обязаны посодействовать этому. Но нужно очень тщательно выбирать рабочий график и вид деятельности. Строго запрещено использовать детский труд на тяжелых работах. Даже у подростка масса вариантов заработать себе на карманные расходы – от оригинальных поделок до сезонной уборки парковых зон. Только родителям следует проконтролировать режим «работника», чтобы его работа не мешала учебе и полноценному отдыху.

Родители, которые желают всего самого лучшего своему потомству, обязательно должны давать подростку возможность самостоятельно заработать. Во-первых, это придаст ему уверенности и научит самостоятельно решать проблемы. Во-вторых, пробуя зарабатывать «копейку», чадо быстрее поймет, как это трудно. И наконец, возможно попытки заработать и смена мест работы поможет найти свое истинное призвание в жизни.

Подведем итоги

Можно долго спорить о том, сколько карманных денег давать подростку, и нужно ли вообще это ребенку. Родители должны сами решить, стоит ли выделять суммы подросткам. Но, исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что деньги на дополнительные расходы являются отличным инструментом для обучения чада взрослым делам. В дальнейшем эти способности помогут грамотно и эффективно распоряжаться и большими суммами.

Навыки планирования расходов, привитые с детства, во взрослом возрасте проявятся как житейская мудрость и смекалка. К тому же, планирование доходов и расходов поможет избежать лишних трат, что значительно сэкономит бюджет. А опыт работы в юном возрасте научит быть ответственным и исполнительным. Ребенок, который знает что такое труд, никогда не станет вымогать у родителей потакать его прихотям, а будет с пониманием относиться к бюджету семьи.

Важно при любых обстоятельствах учитывать нужды своего малыша. Уметь находить компромиссы в трудных ситуациях. Обязательно говорить с детьми и объяснять непонятные для них моменты, даже если у вас времени мало либо вы устали. Проявите к обучению своего ребенка обращению с деньгами должное внимание и терпение, и в будущем у вас не будет неурядиц и конфликтов по этому поводу.

Асия Кабылкенова, 17 лет

Родители дают детям карманные деньги для того, чтобы они могли купить то, что захотят, будь то еда или книга.

Во сколько пора начинать давать деньги? В 6-7 лет, мне кажется, рано, если только на проезд и питание, так как в этом возрасте дети не понимают, как правильно их использовать. Я думаю, начиная с 8-9 лет уже можно - в этом возрасте у них уже будут свои определенные интересы, и они захотят что-нибудь приобрести для себя.

Самая оптимальная сумма для школьника моего возраста - 2000-3000 тенге. Например, мне достаточно этих денег, так как в эту сумму входит и проезд, и питание, и, так как я учусь в 11 классе, еще сдаю деньги на разные задачники и для выпускного. На эти деньги я бы погуляла с друзьями, купила бы книгу по биологии или кулинарии, сходила бы в кино.

На мой взгляд, если давать ребенку деньги по определенному графику, то он, одним словом, обнаглеет. Родители могут поощрять его за хорошие оценки - это создаст какой-то стимул для ребенка, возбудит интерес, другими словами, так можно будет совместить «приятное с полезным».


Алтынай Кабылкенова, 11 лет

Я думаю, карманные деньги нужны нам для того, чтобы мы покупали себе что-нибудь вкусное. Или, если ребенок, например, в 5-6 классе, то нужно давать ему деньги на обед. Однажды я сама заработала деньги - я делала браслеты и продавала их своим подружкам в школе. Вообще, мне всегда было интересно зарабатывать самой.


Мне кажется, карманные деньги нужно давать детям с 11-12 лет - в этом возрасте ребенок еще не такой взрослый, что может заработать сам, но и не такой уж маленький, он сможет их правильно потратить. Это должно быть минимум 2000 тенге в неделю, потому что если считать только на обед, то по 200 тенге 5 раз в неделю получается 1000 тенге, и еще как раз остается немного, чтобы купить что-нибудь.

Можно давать ребенку деньги за хорошие оценки или просто так по графику. Как решат родители, так и будет правильно.


Жасур Сидиков, 13 лет

Карманные деньги нужны детям для того, чтобы они могли тратить их на то, что им действительно нужно.

Каждый ребенок должен понимать, что значат деньги, поэтому, я считаю, что давать их нужно уже с раннего возраста - 8-9 лет. Сумма зависит от того, на что он хочет потратить. А так, я думаю, 1000-1200 тенге в неделю будет хватать.


Я лично половину бы тратил на еду, а другую половину, возможно, копил на более ценную вещь. Думаю, что ребенок не должен просто так получать деньги, он должен их заслужить.


Мария Богословская, 14 лет

Карманные деньги нужны ребенку для того, чтобы он сам планировал свои расходы и понимал, что деньги на потолке не растут. Нужно подумать, прежде чем потратить все, что тебе дали, потому что не факт, что в следующий раз дадут еще.

Свои деньги должны быть у ребенка с 6-7 лет, когда он начинает ходить в школу и на кружки.


И знаете, каждому нужно давать по-разному, это зависит от семейного бюджета. Сколько бы ни дали родители, это все нужно ценить. Это может быть даже 500 тенге в неделю.

Лично я с 8 лет складываю деньги в копилку, коплю на свою мечту. Мама дает мне деньги, когда я попрошу, или когда сама посчитает нужным. Родители разные, и кто-то может сказать, что деньги надо заслужить, но я так не считаю, это как-то неправильно.


Анна Ежкова, 11 лет

Карманные деньги нужны, чтобы дети могли потратить их с удовольствием. Нужно давать ребенку деньги сразу, как только он перестает эти монетки глотать и рвать бумажные деньги.


Все дети тратят по-разному: кто-то по 1000 тенге в день, кто-то вообще ни копейки, мне лично хватит 700 тенге чтобыдва раза поесть - перед английским и в среду перед музыкой. Я в основном трачу на перекус.

Было бы хорошо, если карманные деньги можно было б заработать, например, помыв дома пол или вытерев пыль. Но мы так не делаем, родители дают нам деньги по графику.


Мария Ежкова, 8 лет

Взрослые дают детям деньги на тот случай, если произойдет что-то непредвиденное - дети потеряются, или родители не успеют их забрать из школы, чтобы детимогли доехать до дома или купить себе еды.

Я бы очень хотела сама заработать свои карманные деньги. Например, я вытираю пыль, а мне за это 100 тенге. Наверное, деньги нужно давать детям, когда они понимают, на что их можно тратить. Это примерно с восьми лет.


Сколько нужно, чтобы хватало? Это примерно 160+80 и умножить на 5. Но это если не считать IPhone X. Я бы тратила 200-300 тенге на еду, а остальные копила и потом купила бы себе игрушку.

Вообще я понимаю, что деньги нужно заработать чем-то, но мне хотелось бы, чтобы папа давал мне их просто так, а не за хорошие оценки.