Карманные деньги у детей: сколько, когда и зачем. Карманные деньги: «за» и «против

Когда наши дети были маленькими, деньги им были не нужны. Все изменилось, когда первый ребенок начал ходить в школу. С этого момента мы начали выдавать ему небольшие суммы, чтобы заплатить за проезд, купить еду.

Ни для кого не секрет, что многие дети тратят выданные деньги не по назначению. С такой проблемой столкнулись и мы. Оказалось, ребенок отказывается от обедов в школьной столовой, а потом покупает то, что ему хочется. Поэтому мы решили разделить суммы: одни направлять на питание, проезд и на обеспечение других ежедневных нужд, а другими позволить ребенку распоряжаться самостоятельно. Позже мы стали выдавать карманные деньги только по вечерам в воскресенье - один раз на всю неделю. Сумма менялась в зависимости от прилежности, с которой ребенок выполнял работу по дому.

Методом проб и ошибок мы с родителями и сестрой создали правила выдачи карманных денег детям в наших семьях. Главное из них: деньги не получают просто так, а зарабатывают своим трудом. Их нужно уметь получать и грамотно тратить. Суммы, которые достаются ребенку легко, он не ценит, поэтому спускает на очередную бесполезную вещь.

1. Установка минимальной суммы

Дети в нашей семье. конечно, не всегда слушаются, получают хорошие отметки в школе и старательно убираются в своих комнатах. Однако мы задали минимальную сумму денег, на которую ребенок может рассчитывать при любых обстоятельствах. Это что-то наподобие оклада, который получает взрослый человек, даже если продуктивность его работы падает.

2. Повышение лимита со временем

Когда ребенок взрослеет, его расходы увеличиваются. Нашим первоклашкам хватало 50-100 рублей в неделю без учета питания и проезда (это было давно, а сейчас расходы уже совсем другие). Однако 16-летнему подростку требуется больше карманных денег, потому что его потребности возрастают. Старшеклассники в нашей семье получают около 1000 рублей в неделю, хотя эта сумма во многом зависит от текущего материального положения.

3. Лишение денег - строгое наказание

Система наказаний - важная часть воспитательного процесса. Однако неправильно полностью лишать ребенка карманных денег за малейшую провинность. Такую меру мы решили применять только в тех случаях, когда дети совершают очень серьезные проступки.

4. Оплата домашней работы

Когда ребенок в нашей семье выполняет больше работы по дому, он получает больше карманных денег. Однако он должен знать, что у него есть базовый набор обязанностей. Поэтому мы не обещаем ребенку деньги за то, что он заправит кровать, уберется в своей комнате, помоет за собой посуду, сложит в шкаф разбросанную одежду, сходит в магазин за хлебом. Все, что не входит в этот перечень, оплачивается отдельно. Так у ребенка появляется стимул помогать маме по хозяйству - например, мыть пол и протирать пыль во всей квартире.

5. Трудная работа стоит дороже

Как любящие родители, мы стараемся быть справедливыми по отношению к детям: чем более трудоемкую работу по дому ребенок выполняет, тем больше денег он должен получать. Протирание пыли, поливка цветов, развешивание постиранной одежды, чистка ковров пылесосом - самые простые задания, поэтому оплата за них низкая. Более высокую «ставку» мы назначили за глажку белья, выхлопывание ковриков. Еще больше денег ребенок получает, если соглашается помыть машину или всю грязную посуду, которая осталась после гостей.

Мы заранее обсуждаем с детьми стоимость работ. Если договорились - соблюдаем свое обещание. Еще у нас действует система штрафов, чтобы ребенок всегда старался выполнить задание хорошо. Если качество работы низкое, снижаем оплату за нее. Если все приходится переделывать, ребенок не получает никаких денег.

6. Хорошие оценки не оплачиваются

Деньги - неправильная мотивация для обучения. Для обучения у ребенка должна быть иная мотивация, нежели материальное вознаграждение. Поэтому мы отбросили эту идею, но ввели дополнительные штрафы. При неуспеваемости или частых жалобах учителей на поведение ребенка мы приостанавливаем выдачу карманных денег до того момента, когда ситуация исправится.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Не выдавать деньги раньше срока

Поначалу наши дети легко спускали за один день всю сумму, которую получали на неделю, а потом приходили просить еще. Тогда мы твердо решили не оказывать внеплановую материальную помощь ребенку. Пусть он обходится без денег до очередной «получки». Этот метод учит контролировать свои расходы.

8. Отчет о тратах

Конечно, младшеклассников мы заставляли отчитываться о том, как и на что они тратили карманные деньги. Однако мы решили, что с возраста 13-14 лет уже можно дать ребенку свободу распоряжаться своими финансами, как он считает нужным. Исключение - если сын или дочка долго копит деньги на какую-то крупную покупку. Такие решения мы обсуждаем на семейном совете.

9. Поощрение накоплений

Дети часто клянчат у нас какие-то гаджеты, модную одежду и другие вещи. В таких случаях мы объясняем, что можно самостоятельно накопить на покупку, если перестать тратиться на ненужные мелочи и начать откладывать деньги. Однако мы всегда помогаем ребенку «заработать» недостающую сумму, предоставляя внеочередную работу - например, проведение генеральной уборки.

10. Карманные деньги - часть общего семейного бюджета

Во всех семьях возникают финансовые трудности, наша - не исключение. В таких ситуациях приходится урезать суммы, которые дети получают на ежедневные расходы, а это вызывает обиды и негодование. Поэтому мы всегда доходчиво объясняем ребенку, что его карманные деньги являются частью семейного бюджета, а временно сократить свои траты придется всем. Как только материальное положение выправляется, мы сразу же восстанавливаем прежние суммы карманных денег.

11. Обсуждение суммы карманных денег с другими родителями

По возможности мы обсуждаем вопрос карманных денег с родителями друзей и одноклассников наших детей. Логика такова: если ребенок будет получать одинаковые суммы со своими сверстниками, он не станет завидовать или задаваться перед ними.

12. Дневник расходов

Когда дети начали получать карманные деньги, мы попросили их завести дневники и подробно описывать в них, сколько и на что было потрачено. В будущем это станет хорошей привычкой, которая поможет контролировать свои расходы и аккуратнее относиться к финансам.

Первые месяцы мы заглядывали в такие дневники. Однако потом мы позволили детям самостоятельно вести учет расходов. Нам только нужно было удостовериться, что записи ведутся аккуратно. Позже это помогает ребенку оценивать собственные покупки.

Нужны ли подросткам деньги? Должны ли родителям выдавать им на карманные расходы «просто так» или ребенок должен уметь их зарабатывать? С какого возраста можно начинать работать, и нужно ли платить за домашние обязанности и учебу?

В 2005 году Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос, согласно которому 65% взрослых считают, что у подростков должны быть деньги на карманные расходы, а 28% выступают категорически против. Мой собственный опрос среди друзей и знакомых показал: больше 2/3 подростков карманные деньги от родителей получают (регулярно или по запросу), кому-то денег не дают из принципиальных соображений или потому что в семье тяжелая финансовая ситуация, ну а кто-то уже подрабатывает сам.

Когда, сколько и на что?
Некоторые дети начинают получать карманные деньги еще до школы. Конечно, 5-летний ребенок не выходит из дому один, казалось бы - зачем ему деньги? Но возможность самостоятельно принять решение, потратить ли 20 рублей на мороженое или опустить их в копилку, очень важно и в этом возрасте. Многие начинают давать ребенку деньги, когда он идет в первый класс, чтобы он мог купить что-то в школьной столовой. Но игрушки и журналы все равно продолжают покупать ему взрослые. «Некоторым в классе дают деньги на карманные расходы, но они их не тратят - копят сами не знают на что, только хвастаются, время от времени: «У меня одна тысяча! - А у меня 52!», - говорит 10-летняя Саша.

«Деньги на карманные расходы мне начали давать лет в 7, по 150 рублей в месяц. Куда уходили эти деньги - не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуждалась. Кажется, хотела своей собаке игрушки покупать каждый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тратила в основном на еду и аксессуары». (Вера, 17 лет)

Большинство родителей раскошеливаются, когда ребенок становится подростком, у него появляется самостоятельная жизнь и, соответственно, потребность в деньгах. 33% опрошенных ФОМом взрослых, считающих, что у подростков деньги быть должны, указали их практическую необходимость (транспорт, угощения, развлечения). И лишь немногие видят в карманных деньгах обучающую и воспитательную роль: всего 10% респондентов ответили, что подростки должны уметь обращаться с деньгами, и 5% - что это способствует самостоятельности, независимости и взрослению.

Между тем специалисты считают, что наличие у подростка карманных денег и возможности самостоятельно ими распоряжаться, хоть и не является абсолютным залогом финансовой успешности во взрослом возрасте, но экономической грамотности способствует. А ее часто не хватает и многим взрослым, которые не могут рассчитать собственный бюджет на месяц вперед, становятся жертвами мошенников и финансовых пирамид, втридорога покупают «товары со скидкой» и при оформлении кредитной карты не читают договор.

«Проблем с деньгами у меня никогда не было: лет до 15 я просто в них не нуждалась, а потом начала ходить в кино без родителей, гулять с друзьями. Достаточно было просто денег попросить, и мне давали ровно столько, сколько я собиралась потратить: если я иду в кино - мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по требованию», говорят психологи, несколько минусов. Подростку, как правило, приходится информировать родителей, на что именно они ему нужны, т.е. ответственность за принятие решения берут на себя в конечном итоге взрослые. Если деньги выдаются каждый раз, когда ребенок просит, то у него может сложиться впечатление, что деньги есть в неограниченном количестве: папа просто достает кошелек и достает оттуда нужную сумму. Ну и экономить и планировать расходы он, таким образом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы подросток умел обращаться с деньгами (т.е. постигал азы экономической грамотности), а также хотите воспитывать в нем самостоятельность и ответственность, то надо выделять оговоренную сумму постоянно, вне зависимости от того, потратил ли ребенок предыдущие деньги или они у него остались.

Но в России пока родители про экономическую грамотность детей думают меньше всего: по данным компаний TNS, 73% подростков просят деньги у родителей, когда им нужно, 32% получают деньги в качестве подарка, 31% просят у бабушек-дедушек и только 29% получают фиксированную сумму регулярно.

Сколько денег выделять - каждый решает сам, исходя из финансовой ситуации в семье, а также представляя, что сколько стоит в «мире» подростка (например, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009-2010 гг., как показало исследование маркетинговой компании TNS, российские подростки получали в среднем сумму, эквивалентную в неделю. Для сравнения: самыми «богатыми» оказались норвежские (9) и финские (4) подростки и подростки из ОАЭ (9), а самыми «бедными» - из Египта () и Индии (). В Германии рекомендован недельный минимум для каждого возраста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выданной ребенку суммы некоторые немецкие родители удерживают 20% налога, приучая, таким образом, своих детей к финансовой дисциплине.

Мой опрос показал, что в среднем подросткам выдают от 100 до 1000 рублей в неделю (в зависимости от возраста: 100 рублей - до 12 лет, 1000 рублей - уже старшеклассникам). Кто-то из родителей с калькулятором в руке высчитывает финансовые потребности ребенка: «транспорт, обеды в школьной столовой, мобильная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 рублей «сверху» на неучтенные расходы». Ну а кто-то подходит к расчетам с фантазией: «Мы выдаем детям недельную сумму, которая высчитывается по формуле «50 центов за каждый год жизни, округляя в большую сторону», - делится папа двух российско-канадских мальчиков, 9 и 14 лет. Большинство же дают, ориентируясь на друзей и знакомых.

Доверять или проверять?
Тема денег затрагивает еще одну очень важную семейную проблему: проблему доверия. Среди тех, кто не дает своим детям карманных денег, всего 1% объясняют это непростой финансовой ситуацией и 2% - тем, что подросток должен зарабатывать сам (опрос ФОМ).

Остальные противники карманных денег твердо уверены: доверять подросткам ни в коем случае нельзя, т.к. они будут тратить деньги в первую очередь на «запретное» - наркотики, алкоголь и сигареты - так считают 10% опрошенных («До 16 лет денег подросткам не надо давать - это ведет к курению, пьянке, гулянию» ). Многие считают, что «подростки не умеют распоряжаться деньгами» - 5% («у них еще мозг не готов тратить их, это то же самое что пистолет у них в руках» ). А еще ведь - «деньги портят, развращают молодежь» (5%). Складывается впечатление, что-либо некоторые респонденты не помнят себя в подростковом возрасте, либо наоборот, помнят очень хорошо (по данным ФОМ видно, что так отвечали преимущественно респонденты старше 55 лет с образованием ниже среднего; они же, кстати, считают, что все заработанные деньги подросток должен отдавать родителям).

Подростки, между тем, могут быть куда как разумнее, чем о них думают взрослые: «Мы с друзьями как-то обсудили и решили четко придерживаться позиции: не тратить деньги, полученные от родителей, на что-то типа алкоголя и сигарет. Такого рода вещи не должны быть приобретены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впутывать в это дело предков». (Саша, 15)

Очень многие взрослые считают, что за несовершеннолетних все должны решать они: «У него есть родители - зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно - попросит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо контролировать подростков» (опрос ФОМ), «А хватил ли у него сил отказаться от соблазна, если у школы стоит ларек с чипсами и жвачкой?» Многие предпочитают покупать ребенку дорогие игрушки и гаджеты, нежели доверять ему небольшую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех - это называется «ни в чем ребенку не отказывать», - делится мама сына-шестиклассника одной московской школы.

Согласно данным опроса Superjob, из 78% опрошенных, выдающих карманные деньги своему ребенку, 61% родителей заявили о том, что контролирует их расходы и только 17% своему ребенку полностью доверяют.

Эти недоверие и контроль практически перечеркивают идею научить подростка самостоятельно делать правильный выбор. И даже когда мы просто указываем ему, на что не стоит тратить деньги, критикуем, это приводит к тому, что, во-первых, мы опять лишаем его возможности быть самостоятельным, а во-вторых, провоцируем на обман. Например, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня покупала журнал «Witch». Покритиковав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала причиной того, что мой ребенок вынужден был что-то от меня скрывать, хотя это доставляло неудобства - приходилось прятать журнал и читать его, когда мама не видит. Можно подумать, я сама никогда не тратила денег на ерунду…

«Родители вообще-то не контролируют мои расходы, но я иногда прослеживаю такую интересную вещь: мама может спросить, на что я потратила ту или иную сумму, и если я понимаю, что потратила их на глупость, пытаюсь как-то это скрыть, иногда даже приходится привирать. Знаю, что поступаю неправильно, но мамину демагогию по поводу того, как и когда мне нужно тратить деньги, слушать тоже неохота. Я знаю, что в любом случае получу какой-то неодобрительный кивок от мамы, потому что она считает неправильным то, как я распоряжаюсь деньгами. У нас совершенно разные взгляды, и поэтому я стараюсь не всегда распространяться о своих покупках, будь то альбом моей любимой группы или какая-то милая вещичка, по ее мнению совершенно безобразная и бесполезная. Я стараюсь избегать подобных «отчетов». Запретов не имею, если я хочу что-нибудь купить - я это куплю, скрою, но куплю». (Ксения, 18)

О том, что дочь иногда покупает спрайт и чипсы, которых никогда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответственности: все, что могла рассказать о вредном фаст-фуде, я к тому времени уже рассказала. Как выяснилось, я не одинока: «То, что действительно им необходимо, я куплю, а газировку и сладкие батончики пусть покупают сами», - так считает мой знакомый, папа двух подростков. «Когда после бассейна мы проходим мимо автомата со снеками, и сын просит что-то купить, я напоминаю ему, что у него есть собственные деньги. В конце концов, я и даю карманные деньги на то, чтобы сами покупали себе то, что хотят».

«От меня не требуют отчетов, не устанавливают запретов, потому что моя мама знает, что мне не придет в голову потратить ее деньги на совершенно ненужные вещи. Другие дело, что иной раз ей кажется, что я, наверное, не должна покупать 7-ю по счету белую блузку, но это ограничивается лишь неодобрительным взглядом».

Очень немногие родители понимают, что карманные деньги воспитывают у подростка самостоятельность и ответственность:
«Мои траты они не контролируют - считают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими распоряжаться. Хотя поначалу меня обязали вести дневник расходов, но не потому что не доверяли мне - им было важно показать мне как планировать и контролировать свои расходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года никогда не дает мне наличных денег, каждый месяц она перечисляет мне деньги на кредитную карту около 10-15 тысяч. Так она ведет финансовый контроль» (H., 16 лет).

Подобный подход считается специалистами самым верным. Главное ведь не покрыть деньгами все запросы ребенка, а научить его простой бухгалтерии: записывая расходы и доходы, подросток будет понимать, на что уходят его деньги и столько он может тратить каждый день, чтобы хватило на неделю.

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей уверена в обратном. – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к , и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за . И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.

Давать ли ребенку деньги? В каких количествах? Нужно ли отслеживать на что чадо тратит финансы? Все это и другие интересные моменты рассмотрены в статье.


Вопросы о личных финансах детей интересуют каждого из родителей. У каждого возраста свои потребности, которые мамам и папам хочется удовлетворить. Но как не разбаловать свое чадо?

Зачем детям могут понадобиться деньги

По статистике большинство родителей не понимают для чего и зачем давать деньги детям на карманные расходы. Для школы и других секций всегда все покупается заблаговременно. На проезд в общественном транспорте выдается строго копейка в копейку. Но психологи считают, что детям необходимо выделять небольшие суммы для личных расходов.
В дошкольном возрасте детям может захотеться купить что-то из вкусностей по пути в школу или из школы. Возможно, понадобится новая ручка или карандаш. А кто-то из ребятишек захочет порадовать любимую маму открыткой, купленной на сэкономленные карманные финансы.
Как показывает опыт, дети в возрасте 7-10 лет чаще всего копят монетки и купюры. Это показывает их стремление к появлению новой игрушки.
На что потратить свои финансы дети решают самостоятельно. На нужные вещи для обучения или на свои желания… Родителям остается только принимать это как должное.

Когда дети начинают остро нуждаться в карманных деньгах

Детям нужны карманные деньги с возраста 7 лет. Точнее с того момента, как они пошли в школу. Это новая ступень развития ребенка. Малыши становятся самостоятельными, они взрослеют. Им требуется учиться обращаться с финансами.
Особенно ребятишки нуждаются в личных деньгах, когда у их сверстников они уже есть. И сумма, выделяемая на неконтролируемые расходы, должна быть примерно равна с суммой, которую выделяют друзьям малыша.
Совет! Если в семье существует проблема с деньгами, необходимо выделить малышу хотя бы минимальную сумму.
Непредвиденные ситуации могут застать малыша в любое время. Поэтому «заначка» в детском кармане может пригодиться.

Сколько можно давать карманных денег ребенку – в зависимости от возраста



Сколько давать карманных денег ребенку? На этот вопрос нельзя ответить конкретно.
Но приблизительные суммы можно определить в зависимости от возраста.
  • В возрасте 6-9 лет средняя сумма карманных сумм составляет 100 рублей в неделю
  • Дети от 10 до 14 лет в среднем получают от родителей 300 рублей в неделю
  • Подросткам от 15 лет родители выдают 500 рублей в неделю
Сумма карманных денег растет вместе с детьми. Каждая семья самостоятельно определят суммы, которые выделяются детям на карманные расходы.
Суммы, которые предоставлены выше, определены психологами. Но мамам и папам не стоит забывать о том, что эти финансы выдаются на небольшие личные расходы. Походы в кино с друзьями и прочие развлечения у чада будут за счет родителей.
Интересно знать, что в Германии существует закон о выдаче карманных денег детям. Он не только обязывает снабжать ребятишек евро, но и определяет конкретные суммы. В нашей стране у родителей существует право выбора.

Как сформировать правильное отношение ребенка к деньгам



Отношение детей к деньгам закладывается в 2-3 года. Когда малыши начинают играть в «магазин», они изучают что такое цена, сдача и прочие термины.
Как сформировать правильное отношение малыша к финансам?
Советы родителям:
  • Для игры можно использовать настоящие монеты. Они научат малыша считать. Изучить внешний вид денег тоже важно
  • Для детей 5-6 лет советуют отксерокопировать настоящие купюры и вводить их в «кассу магазина». В момент игры можно научить ребенка о стоимости и правильном подсчете сдачи. В этом возрасте малышу нужно поведать о приоритете в купюрах и монетах
  • Дети 7-10 лет уже могут самостоятельно ходить в магазин за небольшими покупками. Чтобы помочь детям понимать соотношение имеющейся суммы и цены, им можно разрешить на сдачу приобрести что-то вкусненькое
  • Психологи не рекомендуют вводить денежные поощрения за помощь по дому. Из-за этого может сложиться мнение, что за все в жизни получают деньги
  • Планирование расходов можно привить уже в старшем возрасте. Если деньги за питание не сдаются, ребенок покупает еду самостоятельно в буфете. Это поможет ему понимать, что он сможет купить и сколько денег у него останется на последующие дни
  • Сбережения – важная часть, которой нужно научить детей. Малышу можно посоветовать не тратить сдачу на мелкие конфетки после школы, а положить в копилку. Таким образом, через месяц он сможет купить себе новую игрушку
  • Карманные деньги выдаются строго по расписанию. Например, каждую неделю по понедельникам
  • Контроль над расходами ребенка вести не нужно. Он должен понимать, что за ним не следят и верят в его самостоятельность
Важно! Если малыш потерял деньги – родители не восполняют потерю.
Часто бывает, что взрослые решают лишить свое чадо денежного пособия в качестве наказания. Психологи это считают неверным подходом к воспитанию денежного понимания. Возможен вариант урезания суммы, но не более чем на 20%. Хотя и этот вариант специалисты не одобряют.

Ребенок хочет зарабатывать деньги сам? Способы заработка в интернете



Зачастую родители не могут или не хотят повышать еженедельное пособие своим детям. У ребят появляется желание заработать для себя немного денег. Взрослые не должны мешать таким порывом. Лучшая их позиция – помощь.
Интернет позволяет иметь дополнительный заработок. Но как ребенку заработать деньги в интернете?
Вот пара вариантов:
  • Самым распространенным способом заработать малышу является регистрация на различных сайтах, проставление «лайков», прохождение на определенные сайты. Одним из таких является сайт Wmmail. За каждое из действий чадо на свой счет будет получать скромные гонорары. Но и это порадует детей. Родители могут быть абсолютно спокойны, на предложенном сайте заработка порнография и прочие нежелательные ссылки и рекламы отсутствуют
  • Как бы странно не звучало, но можно заработать и на онлайн-играх. Многие создатели игр ищут себе работников для тестирования игр. За это платят небольшие суммы. Но дополнительная копеечка в личный карман будет иметься

Ребенок не тратит деньги, а только копит? Хорошо ли это

Выше писалось о том, что дети копят деньги. Некоторых родителей это очень беспокоит. Но волноваться не стоит. Если малыш может отказать себе в булочке или соке, а бережно кидает свои монеты и купюры в копилку – это повод для радости.
Накопления говорят о том, что малыш понял цену финансам. Он может откладывать на крупную покупку, что говорит о его самостоятельности. А может копить просто так, а потом потратить накопленную сумму по своему усмотрению.
Многие родители прибегают к варианту займа из детской копилки в случае тяжелой финансовой ситуации. Этого делать нельзя! Ребенок сам копил, себе в чем-то отказывал, он заработал эти деньги себе. А их изъятие или одолжение может затаить обиду чада на родителей. Поэтому личные сбережения малыша трогать не нужно.

Как оригинально подарить деньги ребенку: видео

Бывают ситуации, когда родителям хочется преподнести малышу деньги, которые не будут относиться к карманным. Но просто так отдать в руки купюру нет желания. Как оригинально подарить деньги ребенку? Некоторые идеи можно позаимствовать из данного видео:

Дети запомнят не только подарок, но момент его преподношения. Поэтому проявление креатива очень важно.

Асия Кабылкенова, 17 лет

Родители дают детям карманные деньги для того, чтобы они могли купить то, что захотят, будь то еда или книга.

Во сколько пора начинать давать деньги? В 6-7 лет, мне кажется, рано, если только на проезд и питание, так как в этом возрасте дети не понимают, как правильно их использовать. Я думаю, начиная с 8-9 лет уже можно - в этом возрасте у них уже будут свои определенные интересы, и они захотят что-нибудь приобрести для себя.

Самая оптимальная сумма для школьника моего возраста - 2000-3000 тенге. Например, мне достаточно этих денег, так как в эту сумму входит и проезд, и питание, и, так как я учусь в 11 классе, еще сдаю деньги на разные задачники и для выпускного. На эти деньги я бы погуляла с друзьями, купила бы книгу по биологии или кулинарии, сходила бы в кино.

На мой взгляд, если давать ребенку деньги по определенному графику, то он, одним словом, обнаглеет. Родители могут поощрять его за хорошие оценки - это создаст какой-то стимул для ребенка, возбудит интерес, другими словами, так можно будет совместить «приятное с полезным».


Алтынай Кабылкенова, 11 лет

Я думаю, карманные деньги нужны нам для того, чтобы мы покупали себе что-нибудь вкусное. Или, если ребенок, например, в 5-6 классе, то нужно давать ему деньги на обед. Однажды я сама заработала деньги - я делала браслеты и продавала их своим подружкам в школе. Вообще, мне всегда было интересно зарабатывать самой.


Мне кажется, карманные деньги нужно давать детям с 11-12 лет - в этом возрасте ребенок еще не такой взрослый, что может заработать сам, но и не такой уж маленький, он сможет их правильно потратить. Это должно быть минимум 2000 тенге в неделю, потому что если считать только на обед, то по 200 тенге 5 раз в неделю получается 1000 тенге, и еще как раз остается немного, чтобы купить что-нибудь.

Можно давать ребенку деньги за хорошие оценки или просто так по графику. Как решат родители, так и будет правильно.


Жасур Сидиков, 13 лет

Карманные деньги нужны детям для того, чтобы они могли тратить их на то, что им действительно нужно.

Каждый ребенок должен понимать, что значат деньги, поэтому, я считаю, что давать их нужно уже с раннего возраста - 8-9 лет. Сумма зависит от того, на что он хочет потратить. А так, я думаю, 1000-1200 тенге в неделю будет хватать.


Я лично половину бы тратил на еду, а другую половину, возможно, копил на более ценную вещь. Думаю, что ребенок не должен просто так получать деньги, он должен их заслужить.


Мария Богословская, 14 лет

Карманные деньги нужны ребенку для того, чтобы он сам планировал свои расходы и понимал, что деньги на потолке не растут. Нужно подумать, прежде чем потратить все, что тебе дали, потому что не факт, что в следующий раз дадут еще.

Свои деньги должны быть у ребенка с 6-7 лет, когда он начинает ходить в школу и на кружки.


И знаете, каждому нужно давать по-разному, это зависит от семейного бюджета. Сколько бы ни дали родители, это все нужно ценить. Это может быть даже 500 тенге в неделю.

Лично я с 8 лет складываю деньги в копилку, коплю на свою мечту. Мама дает мне деньги, когда я попрошу, или когда сама посчитает нужным. Родители разные, и кто-то может сказать, что деньги надо заслужить, но я так не считаю, это как-то неправильно.


Анна Ежкова, 11 лет

Карманные деньги нужны, чтобы дети могли потратить их с удовольствием. Нужно давать ребенку деньги сразу, как только он перестает эти монетки глотать и рвать бумажные деньги.


Все дети тратят по-разному: кто-то по 1000 тенге в день, кто-то вообще ни копейки, мне лично хватит 700 тенге чтобыдва раза поесть - перед английским и в среду перед музыкой. Я в основном трачу на перекус.

Было бы хорошо, если карманные деньги можно было б заработать, например, помыв дома пол или вытерев пыль. Но мы так не делаем, родители дают нам деньги по графику.


Мария Ежкова, 8 лет

Взрослые дают детям деньги на тот случай, если произойдет что-то непредвиденное - дети потеряются, или родители не успеют их забрать из школы, чтобы детимогли доехать до дома или купить себе еды.

Я бы очень хотела сама заработать свои карманные деньги. Например, я вытираю пыль, а мне за это 100 тенге. Наверное, деньги нужно давать детям, когда они понимают, на что их можно тратить. Это примерно с восьми лет.


Сколько нужно, чтобы хватало? Это примерно 160+80 и умножить на 5. Но это если не считать IPhone X. Я бы тратила 200-300 тенге на еду, а остальные копила и потом купила бы себе игрушку.

Вообще я понимаю, что деньги нужно заработать чем-то, но мне хотелось бы, чтобы папа давал мне их просто так, а не за хорошие оценки.