Хозяйство великобритании. Промышленность великобритании и ее центры

Великобритания обладает прежде всего топливными ресурсами: на шельфе Северного моря расположены крупнейшие в Западной Европе месторождения нефти и природного газа (Экофиск, Вайкинг, Брент, Фортис, Фригг и др.), на территории страны расположено несколько крупных каменноугольных бассейнов (Йоркширский, Южно-Уэльский, Шотландский). Однако запасы нефти и газа подходят к концу, а добыча угля стала малорентабельной. Небольшие месторождения железных, вольфрамовых, оловянных руд, калийных и поваренных солей не ре-шают сырьевой проблемы страны. Большое значение имеют гидроэнер-гетические ресурсы (Шотландия), а также рыбные и рекреационные ре-сурсы.

Великобритания — высокоразвитая страна с постиндустриальной структурой экономики, где ведущую роль играет непроизводственная сфера.

В стране развиты практически все виды промышленности .

Среди отраслей топливной промышленности прежде всего выделя-ются нефтяная и газовая . По добыче этих видов топлива Великобритания занимает 1 место в зарубежной Европе. Угольная промышленность стра-ны пришла в упадок, и в настоящее время Великобритания является крупным импортёром коксующегося и энергетического угля.

Основу энергетики Великобритании (около 400 млрд. кВт.ч в год) составляют тепловые электростанции, вырабатывающие более 70% электроэнергии страны, ещё 24% электроэнергии производят АЭС.

Чёрная металлургия , которая была гордостью Англии, переживает тяжелейший кризис. Старым металлургическим районом является Цен-тральная Англия (Шеффилд). Отказ от собственного сырья привёл к сдвигу отрасли на побережье, где возникли новые металлургические рай-оны: Северо-Восточная Англия (Редкар), Южный Уэльс (Кардифф, Порт-Толбот) и Сканторп.

Несмотря на почти полное отсутствие сырьевой базы, Великобрита-ния обладает развитой цветной металлургией , специализирующейся на производстве алюминия (Инвергордон, Холихед, Линмут), меди (Ливер-пуль), свинца (Нортфлит), олова (Норт-Ферриби).

Крупнейшей по числу занятых и стоимости выпускаемой продук-ции среди отраслей промышленности (около 40%) является высокораз-витое машиностроение : автомобилестроение (Лондон, Оксфорд, Ковен-три, Бирмингем), судостроение (Глазго, Сандерленд, Саутгемптон, Белфаст), авиаракетная промышленность (Лондон, Бирмингем, Дерби), тяжёлое машиностроение (Глазго, Мидлсбро), станкостроение (Лондон, Бирмингем, Манчестер), электротехническая промышленность и элек-троника (Лондон, Бирмингем, Манчестер, Силиконовая долина в Шот-ландии).

Среди отраслей химической промышленности наибольшее развитие получили нефтепереработка (Иммингем, Фоли, Грейнджмут), основная химия (Лондон, Южный Уэльс, Центральная и Северо-Восточная Анг-лия), производство полимеров (Лондон, Ланкашир), фармацевтическая промышленность (Лондон).

Традиционно развита лёгкая промышленность , где ведущие позиции сохраняет текстильная промышленность, особенно производство шер-стяных тканей в Йоркшире (Лидс, Бредфорд), хлопчатобумажных в Ман-честере и льняных в Белфасте. Лондон — всемирно известный центр мо-ды и швейной промышленности.

Большое значение имеет лесная , целлюлозно-бумажная и полиграфи-ческая промышленность (Лондон, Бристоль, Манчестер, Лидс, Глазго и Эдинбург). Материал с сайта

В стране развиты все основные виды пищевой промышленности , но международную известность снискали производство пищевых концен-тратов, кондитерских изделий, алкогольных напитков и табачная про-мышленность.

Для Великобритании характерно высокоразвитое интенсивное сель-ское хозяйство , в структуре которого значительно преобладает животно-водство , главными направлениями которого являются молочно-мясное скотоводство, овцеводство, свиноводство и птицеводство. В растениеводстве по трети посевных площадей занимают кормовые травы и зерно-вые культуры (главным образом, пшеница и ячмень), большое внимание уделяется производству технических культур (рапс, сахарная свёкла, лён), овощей и ягод.

На этой странице материал по темам:

  • Гидроэнергетические ресурсы великобритании кратко

  • Природные ресурсы великобритании кратко

  • Ресурсная база промышленности великобритании

  • Легкая промышленность зарубежной европы великобритания известные дома мод

  • Реферат великобритания высокоразвитая постиндустриальная страна

Вопросы по этому материалу:

  • Дайте характеристику природно-ресурсного потенциала Великобритании.

  • Охарактеризуйте особенности хозяйства Великобритании.

  • Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

    Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

    Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

    Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

    В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

    Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности. Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

    Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

    Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

    Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

    Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

    По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

    Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

    Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

    Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

    Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

    Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

    Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

    Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

    Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

    В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

    Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер" (мышины этой марки считаются внегласным символом международных гонок CAMEL TROPHY). Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

    Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

    Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

    К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз". К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.

    Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная промышленност. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

    Несмотря на то, что население Великобритании составляет всего лишь 1% населения земного шара, Соединённое Королевство занимает 4-ое место в мире по торговле. Машиностроение и транспорт, промышленные товары и химикаты являются основными статьями экспорта Великобритании. Начиная с 1970-х годов, добыча нефти не только позволила сократить импорт нефтепродуктов, но и принесла существенную прибыль в торговле. British Petrolium является крупнейшей промышленной корпорацией Великобритании и занимает второе место в Европе.

    Британия осуществляет 10% мирового экспорта услуг - банковских, страховых, брокерских, консультативных, а также в области компьютерного программирования.

    Великобритания импортирует в 6 раз больше промышленных товаров, чем сырья. Самым значительным экспортёром Великобритании являются США. Семь из десяти ведущих поставщиков товаров в Великобританию - это страны ЕС. Ведущим сектором британской экономики является сфера услуг (74% ВВП), темпы роста которой в 2006г. (3,6%) превышали темпы роста ВВП в целом (2,8%). Лидирующее положение в ней занимает её финансовая составляющая (27,7% ВВП), определяющая специализацию страны в системе международных экономических отношений. На транспорте (7,8% ВВП) рост составил 2,9%. Вторая по значимости отрасль британского хозяйства - промышленность (18,6% от ВВП, сокращение объёма выпуска продукции в 2006г. на 0,1%) представлена двумя подотраслями: горнодобывающим производством (2,2% ВВП, сокращение на 9,2%) и обрабатывающей промышленностью (14,7% ВВП, прирост на 1,4%). На сельское хозяйство, которое удовлетворяет порядка двух третей внутренних потребностей в продуктах питания, приходится всего лишь 1% ВВП (объём производства сократился на 1,8%), строительство (6,1%, рост на 1,1%).

    Промышленность Великобритании

    Промышленность играет ведущую роль в экономике страны (почти треть ВВП). Она создает 26,5% ВВП и 84% экспорта страны. В ней занято около 18% экономически активного населения. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение (доля в общем объеме промышленного производства - 25%), химическая и фармацевтическая (10%), горнодобывающая (10%), пищевая и табачная (10%), металлургическая (9%).

    Объемы годового производства важнейших видов продукции: нефти - 138,2 млн.т, природного газа – 108,5 млн.т (в нефтяном эквиваленте), угля – 21,9 млн.т (в нефтяном эквиваленте), электроэнергии - 345,3 млрд.квт/час, автомобилей – 1,79 млн.шт.(1,14 млн.шт. экспортировано), аэрокосмической продукции – 37,4 млрд.долл. (16,5 млрд.долл. экспортировано), продукции электронной промышленности – 133,8 млрд.долл. (67,1 млрд.долл. экспортировано).

    В течение последнего десятилетия в промышленности произошла существенная структурная перестройка. Основными секторами промышленности стали химическая, аэрокосмическая, электронная, электротехническая, автомобильная, швейная, обувная и пищевая А в таких отраслях, как химия и нефтехимия, приборостроение, транспорт (железнодорожный, авиа-, трубопроводный), нефте- и газодобыча, лёгкая промышленность, Великобритания занимает передовые позиции в мире. Относительно высокими темпами росли объемы производства в обрабатывающей промышленности за счет опережающего развития химической и нефтеперерабатывающей промышленности и машиностроения. Так, темпы роста объемов производства в химической промышленности составили 104,6%, в машиностроении – 104,1%.

    Статистические показатели Великобритании
    (по состоянию на 2012 год)

    В условиях замедления общемировой экономической активности физический объем промышленного производства в первом полугодии 2001 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.) снизился на 0,5% (в 2000 г. на фоне благоприятной мировой общехозяйственной конъюнктуры темпы прироста составили 1,6%). Объемы производства сократились в текстильной, швейной и кожевенной промышленности (на 10,5%), а также в добывающей промышленности (на 6,5%), что произошло, в первую очередь, за счет резкого сокращения объемов нефте- и газодобычи (на 7,1%).

    Снижение объемов производства в обрабатывающей промышленности составило 0,1%. При этом возросли объемы производства в химической промышленности и общем машиностроении, а снизились в транспортном и электротехническом машиностроении, металлургии.

    С 2000 г. наметилась тенденция снижения рентабельности в обрабатывающей промышленности. В условиях жесткой ценовой конкуренции и при росте затрат на сырье и энергоресурсы британские товаропроизводители вынуждены сдерживать рост цен на готовую продукцию. Так, в первом полугодии 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года затраты на топливо и сырье увеличились на 4,7%, а прирост цен на готовую продукцию составил 1%.

    Энергетический сектор экономики страны даёт 5% ВВП. Для электроэнергетики Великобритании в последнее десятилетие характерен переход от использования традиционных энергоносителей (уголь, нефть) к природному газу, применяемому в газотурбинных установках комбинированного цикла. В настоящее время в стране эксплуатируется около 20 таких электростанций, на них вырабатывается 28% всей электроэнергии. Эффективность станций такого типа равняется 70% и превышает аналогичный показатель для традиционных электростанций почти в 2 раза. Значительной остаётся и доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС – 27,3%. В планах правительства Великобритании предусматривается постепенное снижение доли АЭС в производстве электроэнергии к 2005 г. до 18,5% и к 2010 г. - до 13,1%.

    Великобритания обладает развитым нефтегазовым комплексом, который создан, главным образом, благодаря освоению крупных месторождений нефти и газа на британской части шельфа Северного моря. Согласно последним данным, Великобритания располагает разведанными запасами нефти в объёме 1,39 млрд.т и газа - от 0,76 до 1,4 трлн.куб.м. С начала 90-х гг. она входит в первую десятку крупнейших нефте- и газодобывающих стран мира и полностью удовлетворяет свои потребности в энергоносителях за счёт собственной добычи.

    В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн. м? и извлекаемыми – 0,8 трлн. м?. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объем добычи за 1990–2003 гг. возрос до 103 млрд м?. Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт – 8 млрд м?. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.

    Электроэнергетика Великобритании

    Серьёзным достижением британской экономики является то, что весь производственный и потребительский сектор полностью обеспечены электроэнергией. 86 % электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12 % - атомными и 2 % - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) находятся на реке Трент и около Лондона. Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье.

    Транспорт Великобритании

    Территория Великобритании покрыта густой сетью железных и автомобильных дорог. Несмотря на сокращение за последнее десятилетие тоннажа британского торгового флота (почти на 33%), на морской транспорт ныне приходится около 95% (по весу) и 75% (по стоимости) перевозок внешнеторговых грузов Великобритании. Железнодорожный транспорт - один из старейших видов транспорта имеет среднегодовой объём транспортных перевозок свыше 650 тыс.тонно-километров.

    Страна является крупным авиаперевозчиком (140 аэропортов). Авиационные перевозки, в первую очередь пассажирские, являются важным направлением в транспортной политике правительства страны. В июне 1998 г. принято решение об открытии практически всех британских гражданских аэропортов для иностранных авиакомпаний, страны которых заключили соответствующие двусторонние соглашения. Крупнейшим авиаперевозчиком страны является компания “Бритиш Эрвейз”, в которой занято около 60 тыс. служащих.

    Автомобильный транспорт в Великобритании играет основную роль во внутренних перевозках. Ежегодный объём грузооборота превышает 650 тыс.тонно-километров.

    Сельское хозяйство Великобритании

    Великобритания занимает шестое место среди стран-членов ЕС по объему производства сельхозпродукции. В среднем на одного работника с полной занятостью здесь производится продукции на 25,7 тыс. евро (в валовом исчислении). Сельскохозяйственные земли в Великобритании насчитывают 18,5 млн. га, что составляет около 77% территории страны. Общая динамика развития сельского хозяйства Великобритании в 2006 году по стоимости производства основных видов сельхозпродукции в рыночных ценах имела следующие показатели: производство пшеницы увеличилось на 16% и составило 1,2 млрд.ф.ст.; ячменя - на 9,8% до 412 млн.ф.ст.; рапса для производства растительного масла - на 17% до 307 млн.ф.ст.; сахарной свеклы снизилось на 37% до 168 млн.ф.ст.; свежих овощей увеличилось на 9,1% и достигло 986 млн.ф.ст.; растений и цветов снизилось на 4,4% до 744 млн.ф.ст.; картофеля увеличилось на 24% до 625 млн.ф.ст.; свежих фруктов снизилось на 1,2% до 377 млн.ф.ст.; свинины увеличилось на 1,3% до 687 млн.ф.ст.; говядины - на 13% до 1,6 млрд.ф.ст.; баранины - на 2,7% до 702 млн.ф.ст.; мяса птицы - на 1% до 1,3 млн.ф.ст.; молока снизилось на 3,6% до 2,5 млн.ф.ст.; яиц увеличилось на 2,0% до 357 млн.ф.ст.

    Сельское хозяйство Великобритании в настоящее время - одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Доля занятости в отрасли составляет 2% от общей занятости в стране. Общая площадь сельскохозяйственных угодий - 58,3 млн. га (76% всех земель страны). В структуре сельскохозяйственного производства преобладает - животноводство. Молочное и мясомолочное скотоводство, развито также свиноводство (беконный откорм), мясное овцеводство и птицеводство. Англия является одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Традиционно животноводство концентрируется в бассейнах рек. В растениеводстве почти 60% пашни занято многолетними травами, свыше 28% – под зерновыми культурами (в том числе 15%– пшеницей, 11% – ячменем); 12% – под техническими (рапсом, сахарной свеклой, льном) и кормовыми культурами (включая картофель), а также огородами и ягодниками. Основные земледельческие районы – Восточная Англия и Юго-Восток. В стране много фруктовых садов. Сельское хозяйство пользуется большой поддержкой государства и получает дотации из бюджета ЕС. По таким продуктам, как пшеница, ячмень, овёс и свинина, объёмы производства превышают объём потребления; по таким, как картофель, говядина, баранина, шерсть, сахар и яйцо, объём производства ниже объёма потребления.

    Таким образом, многие необходимые продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

    Великобритания в системе международных экономических отношений

    Великобритания (население – менее 1% от мира в целом) сохраняет важную роль в мировой экономике. Страна входит в пятёрку наиболее развитых стран мира и производит порядка 3% (2000г. – 3,2%) общемирового ВВП (по паритету покупательной способности национальной валюты). В экспорте товаров и услуг её доля равна 4,6% (2000г. – 5,2%), в их импорте - 5,1% (5,6%). При этом имеет место сокращение удельного веса страны в мировой торговле. Макроэкономическая ситуация в Великобритании в последнее десятилетие оставалась стабильной. Рост реального ВВП на душу населения в среднем был выше, чем в других странах «семёрки», безработица и инфляция - ниже.

    В 2006 году прирост ВВП Великобритании повысился до 2,8%, что соответствует уровню экономического роста в странах «семёрки». При этом уровень инфляции в Великобритании был ниже (2,3% против 2,5%). С 2001/2002 финансового года в Великобритании ухудшалась ситуация с размером дефицита государственного бюджета, и в 2004/2005 финансовом году его величина достигла 3,3% ВВП. Однако в 2006/2007 финансовом году этот показатель снизился до 2,8% ВВП. Страна продолжает сохранять доминирующее положение на мировом рынке финансовых услуг. В Великобритании сосредоточено три пятых мировой торговли международными облигациями (1-ое место в мире, первичный рынок), две пятых - иностранными активами (1-ое место) и деривативами (1-ое место, т.н. «торговля через прилавок»), немногим менее трети валютных операций (2-ое место после США), осуществляется пятая часть международных заимствований (1-ое место).На Великобританию приходится две пятых мирового рынка авиастрахования (1-ое место) и одна пятая - морского страхования (2-ое место). Лондон также лидирует в области управления активами состоятельных людей мира.

    В Великобритании расположены важнейшие товарные и фондовые биржи мира: Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа (торговля морскими судами).

    Великобритания - член ООН, постоянный член её Совета безопасности (общие выплаты страны по линии ООН равны 0,4 млрд. долл.), НАТО, «восьмёрки», Британского Содружества (добровольная ассоциация Великобритании и 53 других государств, которые в прошлом находились под управлением Великобритании), Организации за безопасность и сотрудничество в Европе. Великобритания - один из ведущих членов Европейского союза (вступила в 1973г.). Великобритания является членом Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также ряда региональных банков реконструкции и развития (африканского, европейского, стран Карибского бассейна, латиноамериканского, азиатского), Европейского инвестиционного банка, Парижского и Лондонского клубов-кредиторов. Она играет ключевую роль в принятии различных коллективных решений в рамках этих международных экономических и финансовых организаций и соглашений. Великобритания активно участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - “FATF”), “G20” или “Egmont Group of Financial Intelligence Units”, насчитывающей 58 государств-участниц.

    Придавая важное значение борьбе с изменениями климата, британское правительство выработало меры по охране окружающей среды, которые предполагают: - поддержку разработки альтернативных источников энергии, а также реализацию мер по утилизации вредных выбросов; - развитие энергосберегающих технологий, в т.ч. путём внедрения схемы «Green Landlord Scheme» и создание фонда «Carbon Trust» с целью предоставления беспроцентных кредитов национальным компаниям для внедрения указанных технологий; - предоставление льгот предприятиям, внедряющим технологии, основанные на «чистом» топливе.

    На промышленность Великобритании приходится 36% ВВП. В ней занято более 35% трудового населения. Для работы используется по большей части импортируемое сырьё. Страна демонстрирует рост прогрессивных технологий в электронике, химической промышленности, точном машиностроении и застой в традиционных отраслях. Промышленность Великобритании отличается возникновением монополий в некоторых сферах производства.

    Металлургическая промышленность

    Металлургическая промышленность Великобритании наиболее развитая отрасль. В ней трудятся немногим менее 600 тыс. человек, более половины задействованы в чёрной металлургии. Центры производства чугуна и стали находятся в Кардиффе, Суонси и Лидсе. Качество местной руды низкое всего 33% металла. Необходимый объём сырья ввозят из Либерии, Мавритани и . После модернизации в 80-х годах XX века, для выплавки 75% стали используют кислородно-конвертерный способ. Страна находится на 8 месте в мире по выплавке стали и чугуна.

    Развитию металлургии в Великобритании способствовали благоприятные факторы:

    наличие запасов угля;

    железная руда содержится в угольных пластах;

    повсеместные залежи известняка.

    Сейчас для литья стали в качестве сырья всё больше используют металлом. Отличительной чертой данного сектора производства является ориентация на экспорт. 40% продукции отправляется в другие страны.

    Великобритания занимает 2 место по экспорту каолина. В перспективе добыча меди, золота и вольфрама.

    Цветная металлургия страны в Европе среди первых, но не входит в число основных отраслей Великобритании. Самые стабильные показатели в производстве алюминия. Потребность в цветных металлов покрывается за счёт импорта. Центры отрасли тяготеют к портовым городам, главный район – Западный Мидленд.

    Машиностроение

    Ключевая роль в Великобритании принадлежит транспортному машиностроению. Удельный вес машиностроения страны равен 6,3 % от общего производства ЕС.
    Автомобилестроение

    Свою историю автомобильная промышленность Великобритании ведёт с 1897 г. Английские грузовые и легковые автомобили, выпускаемые на заводах British Leyland Motor Corporation, Chrysler (международная американская компания), Vauxhall и Ford, известны во всём мире.

    Крупные районы автомобилестроения Британских островов – Западный Мидленд и юго-восток Англии.

    Известные марки автомобилей:

    AC Cars Ltd – компания, специализирующаяся на спортивных автомобилях, действует с 1908 г.

    Alexander Dennis – производит автобусы.

    Alvis – производит гражданские автомобили и военную технику, авиадвигатели.

    Ariel Motors Ltd — занимается мелкосерийным производством спортивных автомобилей, образована в 1999г. в городе Крюкерн.

    Aveling-Barford — выпускает самосвалы, дорожные катки.

    Ascari Cars Ltd – производит спортивные автомобили с 1995 г., располагается в Банбери.

    Bailey – производит прицепы с 1948 г.

    Bentley Motors Ltd – с 1919 г. специализируется на люксовых автомобилях. С 1998 г. в составе концерна Volkswagen Group.

    Bristol Cars – производит штучный товар класса «люкс» ручной сборки с 1946 г.

    Caterham Cars – располагается в Катерхэме, производит спортивные автомобили с 1973 г.

    Daimler Motor Company – существует с 1896 г, специализируется на производстве представительских и эксклюзивных автомобилей.

    Jaguar Cars - бренд британской транснациональной автомобилестроительной компании Jaguar Land Rover с центром в пригороде Ковентри.

    Land Rover – компания производит автомобили повышенной проходимости «премиум» класса с 1948. С 2008 года принадлежит индийской Tata Motors.

    Lotus Cars – c 1951 г. специализируется на гоночных и спортивных машинах.

    Rolls-Royce Motors – производит престижные автомобили, является подразделением Vickers.

    Авиационная промышленность

    Самолётостроение Великобритании одна из старейших и быстро развивающихся отраслей. Данная отрасль располагает мощной научно-технической и производственной базой. По количеству выпускаемой продукции Великобритания находится на 3 месте в Европе, после , . Около 70% занятых в отрасли предприятий малые и средние компании.

    Они поставляют:

    авиадвигатели;

    элементы планера;

    бортовое оборудование.

    В авиационной промышленности занято 100 тыс. чел. и 220 тыс. задействовано в смежных отраслях:

    27% — производство авиадвигателей;

    29% — производство бортового оборудования;

    44% — производство летательных аппаратов.

    Преимущественно в данном секторе принадлежит авиакомпании British Airways, выпускающей самолёты. Вертолёты производит фирма Westland Aircraft.
    Самолётостроение Великобритании на мировом рынке уступает только США и производит 20 видов машин

    :
    грузовые;

    пассажирские

    малогабаритные специализированные самолёты.

    Судостроительная промышленность

    Кораблестроение – одна из традиционных отраслей Великобритании. Особое внимание уделяется усилению военно-морского флота и строительству торговых судов. Так как страна находится в зависимости от поставок сырья и экспорта готовой продукции. Тем не менее, лидирующая по производству судов до 1955 г. сейчас отрасль переживает трудности. Бывшие центры Рай, Винчесли из-за обмеления моря у южных берегов Великобритании оказались на расстоянии 1,5 км. от берега. Верфи в Дувре сохранились благодаря сооружению искусственной гавани. Первая по величине в Западной Европе верфь, на острове Куш, в последние годы из-за экономического кризиса терпит убытки.

    Электротехника и электроника

    Электротехника в Великобритании развивается. По числу занятых рабочих в обрабатывающей промышленности занимает 2 место. Главенствующие позиции в данном секторе занимают несколько компаний:

    General Electric производит трансформаторы, электромоторы, мощные генераторы, турбины.

    English Electric является британским многоотраслевым промышленным конгломератом, задействован в авиастроении, машиностроении, танкостроении, радиоэлектронике, электронике, ядерной энергетики.

    Associated Electrical Indastries специализируется на изготовлении генераторов, турбин, электронной и электроаппаратуры.

    Электроника стала развиваться быстро, особенно это касается вычислительных технологий Один из основных районов сосредоточения предприятий данной отрасли центральная Шотландия.

    Электроника и электротехника вошли в ведущие отрасли по экспорту продукции обрабатывающей промышленности.

    Нефтегазовая промышленность

    Более 130 нефтяных месторождений обнаружено в Северном море британского сектора это составляет треть запасов шельфа. Крупнейшие месторождение, где ведётся добыча Брент и Фортис. Всего разрабатываются около 50 месторождений. Нефтеперерабатывающая промышленность страны ориентирована на привозное сырьё.
    В Северном море британской зоны найдено 80 месторождений газа, в эксплуатации находятся 37 из них. Значительная часть газа поставляется по газопроводу на дне Северного моря.

    Лёгкая промышленность

    В настоящее время в Великобритании идёт пересортировка значимости отраслей лёгкой промышленности. Текстильная промышленность сдаёт свои позиции. На долю бумажной полиграфической промышленности приходится 13,9%. Пищевая и табачная сфера занимает 13,8% общей доли лёгкой промышленности. Одной из основных в этом секторе стала пищевая отрасль.

    Текстильная промышленность

    Для Великобритании текстильная промышленность является традиционной. На начальном этапе развития промышленности данная отрасль оказала большое влияние на становление экономики страны и образование машинного производства. В ней задействовано 690 тыс. человек, основную часть составляют женщины. Центр изготовления шерстяных тканей – Западный Йоркшир. В Силсдене занимаются производством искусственного шёлка. В Ланкшире выпускают хлопчатобумажные ткани. Качество английских шерстяных тканей и изделий из них не заставит никого усомниться уже несколько столетий.

    Пищевая промышленность

    Пищевая промышленность Великобритании производит большие объёмы кондитерских изделий, шоколада, какао, хлебобулочных изделий. Большая часть хлебопекарней автоматизировано. Доход от экспорта бисквитов более 12 мил. фунтов стерлингов. 30% шоколада на мировой рынок поставляет Великобритания. В стране занимаются приготовлением фруктовых джемов, начинок для пирогов. Изготавливают ветчину и бекон. На экспорт идут свежемороженые фрукты и овощи, джин, эль и Шотландский виски.

    Химическая промышленность

    Химическая промышленность Великобритании относится к быстроразвивающимся отраслям. Центрами являются Бирмингем, Мидлсбро. Примерно треть продукции основной химии составляют окислы металлов и неметаллов, серная кислота. Около 30% продуктов органической химии – это этилен, синтетический каучук, пластмассы, моющие средства, растворители. Гигантский транснациональный концерн ИКИ контролирует 90% продукции основной химии.
    Средние и малые предприятия производят основную часть парфюмерной продукции, красителей, пластмасс.

    Производство неорганической химии сосредоточено в местах связанных с текстильной промышленностью и ресурсами соли.

    Центр нефтехимической отрасли – Хамберсайд

    .
    Фармацевтическая отрасль достигла высокого уровня развития.
    Центры химической промышленности находятся на Юго-востоке Англии, Ланкшире, Чешире.

    Энергетика

    Важной особенность экономики Великобритании является то, что потребности в электроэнергии обеспечиваются полностью. Тепловые электростанции производят 86% электроэнергии, атомные – 12%, гидроэлектростанции выдают 2%. Большая часть ТЭС функционируют на угле, замечена тенденция перехода на нефть. Самые крупные ТЭС расположены на р. Трент.

    Великобритания — высокоразвитая индустриальная страна, которая в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции, банковской, судофрахтовой и другой коммерческой деятельности. Промышленность дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится более 1/3 всех занятых, 90% экспорта. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. Особенностью промышленности является ее высокий уровень развития, концентрация и монополизация. Доля промышленности в структуре ВВП (1991 г.) — 21%. По объему промышленного производства страна занимает 7-е место в мире.

    В 1959 г, в Северном море были открыты месторождения природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии.

    В последние годы Великобритания возобновила разработку оловянных руд.

    Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются на 80% за счет внутренних источников. В стране 8 крупных ТЭС, работающих на собственных и привозных энергоресурсах, и 14 АЭС. ГЭС играют в Англии вспомогательную роль, но в Шотландии — главную. ВЭС построены на морских побережьях. В настоящее время их работает — 18. Производство электроэнергии в 1991 г. составило 301,2 млрд. кВт.

    Больше всего энергии потребляет . Почти вся сталь страны выплавляется государственной корпорацией «Бритиш стил». Угольные и железорудные бассейны, вблизи которых развиваются металлургические центры, расположены недалеко друг от друга. Главные старые центры металлургии — Глазго, Шеффилд, Бирмингем, Манчестер.

    Так как большинство металлургических предприятий работает теперь на привозной руде из , металлургические центры сместились в сторону побережий — Кардифф, Мидлсбро, Барроу и др.

    Британская цветная металлургия работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Великобритания — поставщик на внешний рынок цветных металлов. Главные покупатели британских цветных металлов — и . Главные районы цветной металлургии — Западный Мидленд, Южный Уэльс, Лондон и . Две огромные фирмы концентрируют 2/3 производства алюминия, это — «Алкан ивдастриз» и «Бритиш алю-миниум».

    В работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Районы автомобилестроения -Западный Мидленд (Бирмингем), юго-восток Англии (Лондон, Оксфорд, Лутон) и др. В самолетостроении доминирует одна государственная крупнейшая фирма — «Бритиш эйрс-пейс». Вертолеты выпускаются фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-Ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в зарубежном мире лишь США.

    Великобритания в прошлом была крупнейшим в мире поставщиком судов. Центры — устье р. Клайд в Шотландии, Беркенхед, Белфаст, Сандерленд и др.

    Продукция тяжелой электроники производится одной крупнейшей монополией — «Дженерал электрик» (Большой Лондон).

    Около 1/3 продукции основной химии - серная кислота и окислы металлов. Более 4/5 продуктов дает органическая химия. 90% всей продукции основной химии контролирует транснациональный концерн «ИКИ». Центры: Фоли, Большой Лондон, Милфорд-Хейвен.

    Старейшая традиционная отрасль Великобритании — текстильная промышленность. Однако с ростом текстильной промышленности в конкурирующих странах рынки сбыта британских текстильных изделий сузились. Шерстяные ткани производятся в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка — в Йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей — в Ланкашире. Шерстяные изделия британских текстильщиков высоко ценятся на внешних рынках.