Федеральные налоги, уплачиваемые банками. Налогообложение банков: проблемы и пути совершенствования

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Налоги и налогообложение

Налогообложение банков: проблемы и пути совершенствования

Проблемы развития и совершенствования налогообложения как одного из важнейших инструментов государственного воздействия на становление рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской экономической науке и практике.

Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на банках и без которого рыночная экономика вообще не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач. Банки являются центральным звеном рыночного хозяйства. Развитие их деятельности - это необходимое условие создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.

Немаловажно регулирование, в том числе и налоговое, банковского рынка с точки зрения безопасности и сбалансированности экономики. Взаимосвязь, существующая между функциональной способностью и стабильностью банковской системы и функциональной способностью и стабильностью общественной и политической систем, исторически многократно подтверждена. Более того, эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от ее кредитной системы, а значит, от банков. Особое место, которое отводится банковской системе как связующему звену экономики при проведении экономической политики государства, делает актуальным исследование вопросов налогообложения банков, взаимоотношений банков и налоговых органов, налогового механизма регулирования деятельности коммерческих банков.

В настоящее время в банковской системе России продолжаются структурные преобразования, начавшиеся на рубеже 80-90 х годов и испытавшие новый импульс в результате финансового кризиса 1998 года. Сейчас можно констатировать о:

преодолении наиболее острых последствий финансового кризиса 1998 года;

сохранении жизнеспособного ядра банковской системы;

восстановлении возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике;

создании необходимых условий для роста капитала, активов и привлеченных средств банков, а также укрепления финансового положения кредитных организаций.

Одной из задач дальнейшего реформирования банковской системы является совершенствование системы налогообложения кредитных организаций. Для банков и других кредитных учреждений Российской Федерации взаимоотношения с налоговыми органами России являются одним из наиболее проблемных вопросов, требующих принятия оптимальных решений, причем как для налоговых органов, так и для учреждений кредитной системы РФ. При этом банки и иные кредитные организации испытывают на себе все трудности неразрешенности и противоречивости многих положений налогового законодательства, влияющих на всех субъектов хозяйствования и на многие аспекты функционирования хозяйственного механизма.

В рамках налоговых отношений коммерческие банки и другие кредитные организации могут выступать:

в качестве субъекта налогообложения (налогоплательщика);

в качестве агента налогового контроля.

Формирование действующей налоговой системы привело к тому, что коммерческие банки и другие кредитные учреждения как субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; налог на операции с ценными бумагами; налоги, зачисляемые в дорожные фонды; транспортный налог; ряд местных налогов, среди которых выделяются земельный налог, налог на рекламу. Помимо вышеперечисленных налогов, банки и иные кредитные учреждения являются сборщиками подоходного налога, а также отчисляют взносы в государственные внебюджетные фонды. В Республике Татарстан учреждения кредитной системы уплачивают дополнительно некоторые местные налоги, среди которых выделяется налог на ликвидацию ветхого жилья. Наибольшую значимость и особенности исчисления кредитными организациями в Российской Федерации имеют налог на прибыль банков, налог на добавленную стоимость и налог на имущество банков.

При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых серьезных проблем является право коммер-ческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.

Особенностью налогообложения налогом на добавленную стоимость по банкам и другим кредитным учреждениям является определение облагаемого оборота, определяемого по операциям, круг которых несколько отличается от облагаемых налогом операций по другим группам налогоплательщиков. У банков и иных кредитных учреждений налогом на добавленную стоимость облагается сравнительно небольшой объем банковских операций.

Исчисление налогооблагаемой базы и уплата налогов и прочих обязательных платежей в бюджет регламентируются наделением субъектов налогообложения и контролирующих органов определенными правами и обязанностями, так или иначе возникающими при исполнении положений и норм налогового законодательства. Данное утверждение в полной мере относится как к банкам и другим кредитным учреждениям, так и к органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в лице его конкретных территориальных органов. Банки и иные кредитные учреждения имеют определенные права и обязанности, как общие для всех налогоплательщиков в Российской Федерации, так и специальные, характерные лишь для данной группы субъектов хозяйствования. Это связано с особенностями места банков и иных кредитных учреждений в системе налоговых взаимоотношений и спецификой банковских операций. При этом главное место в системе ответственности банков и других кредитных учреждений за нарушение положений налогового законодательства принадлежит финансовым санкциям, предусмотренных главой 18 Налогового Кодекса РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

Банки и иные кредитные учреждения по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупных среди всех налогоплательщиков - юридических лиц. Однако, кроме функционирования банка или иного кредитного учреждения в качестве налогоплательщика, данные организации выполняют не менее важные функции. Особенность учреждений российской кредитной системы состоит в том, что они участвуют в кассовом исполнении налогового законодательства, то есть они выступают в роли агентов фискального контроля (например, регистрируют счета недоимщиков, осуществляют проведение расчетных операций по перечислению налоговых и прочих обязательных платежей клиентов в бюджет, предоставляют сведения о состоянии счетов предприятий в налоговые органы и т. д.).

Анализ налогообложения коммерческих банков и других кредитных учреждений в Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости детального изучения правовых основ банковской деятельности и налогового права за рубежом. Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот и привилегий по линии налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения в отношении кредитных организаций не могут быть хуже, чем для других юридических лиц. Принципиальное значение для кредитных организаций имеет адекватное определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы.

Первоочередными, с точки зрения совершенствования системы налогообложения кредитных организаций, являются следующие вопросы:

ставка налога на прибыль кредитных организаций должна быть установлена на уровне ставки налога на прибыль для предприятий небанковского сектора;

из состава доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения, необходимо исключить переоценку средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций;

в состав резервов, принимаемых в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у кредитных организаций, должны включаться все резервы, сформированные в соответствии с нормативными актами Банка России под риски, вызванные добросовестными операциями и сделками;

к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, следует отнести затраты капитального характера по объектам производственного назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской деятельности), а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств;

нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к банковской деятельности, что позволит относить начисленный по ним износ к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг и в расчет налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль;

отменить налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, как непродуктивный и стимулирующий теневой бизнес.

Развитие банковского дела в России и совершенствование налоговой системы - два параллельных и взаимосвязанных пути. С помощью государственного регулирования налогообложения кредитных организаций, проявления стимулирующей функции налогов можно достичь значительных успехов в уменьшении финансового дисбаланса и стабилизации экономики.

Описание предмета: «Налоги и налогообложение»

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. Порядок исчисления и взимания налогов определяет основные аспекты налогообложения.

Литература

  1. И.А. Киселева. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 400 с.
  2. Михаил Конотопов, Станислав Сметанин. Из тупика. Экономический опыт мира и путь России. – М.: Академический Проект, 2000. – 384 с.
  3. Г.В. Гутман, О.Б. Дигилина, Н.И. Чукин, В.П. Ситько, В.В. Калмыков. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 384 с.
  4. М.И. Борисова. Экологически безопасная деятельность предприятия. – М.: Вузовская книга, 2009. – 116 с.
  5. И.М. Лифиц. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия. – М.: Юрайт, Юрайт, 2010. – 320 с.
  6. И.М. Лифиц. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия. – М.: Юрайт, 2012. – 400 с.
  7. Е.Б. Ленчук, С.И. Симановский, М.П. Стрепетова. Научно - техническое развитие постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы. Проблемы и перспективы. – М.: Едиториал УРСС, 1998. – 232 с.
  8. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – 495 с.
  9. Под редакцией Л.В. Сальниковой. Жилищные проблемы и пути их решения. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. – 208 с.
  10. И.Ф. Ливчак, А.Л. Наумов. Вентиляция многоэтажных жилых зданий. – М.: АВОК-ПРЕСС, 2005. – 134 с.
  11. Д.И. Фельдштейн. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 24 с.
  12. Елена Олейник. Проблемы и пути совершенствования лесной политики России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 164 с.
09.10.2001

Налогообложение банков

Владимир СЛЕПОВ ,
советник налоговой службы I ранга,
начальник отдела методической и
контрольной работы по налогообложению
банков УМНС РФ по Нижегородской области
Еженедельник "Закон. Финансы. Налоги"

До 1991 года большинство банков, действовавших в Российской Федерации, принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие и кооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике.

Начатое в конце 1990 года акционирование государственных специализированных банков и превращение их в коммерческие, завершенное в 1991 году, практически совпало со становлением российской налоговой системы.

В 1991 году был принят действующий и в настоящее время Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы и не претерпевший (за редким исключением) кардинальных изменений.

Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей.

Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.

Основными бюджетообразующими налогами в России являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, дающие в сумме свыше 50 % доходов бюджета. Налогом на добавленную стоимость облагается только малая доля банковских услуг, как правило, менее 1 % всех доходов банка.

Основную часть налоговых платежей в банках составляет налог на прибыль, с 1994 года заменивший налог на доходы банков.

Налог на доходы банков платился в 1992-93 гг. по ставке 30 % от доходов банка (прибыль плюс зарплата работников банка). В период действия этого налога в банках получили широчайшее распространение разнообразные методы "неофициальной" выплаты зарплаты с выводом ее из-под налога: беспроцентные ссуды на длительный или неопределенный срок, вклады под 1 000 000 % годовых, льготная продажа валюты по курсу в 100 000 раз ниже рыночного и тому подобные. Некоторые из этих методов в настоящее время фактически легализованы и облагаются только подоходным налогом с физического лица, а некоторые формально запрещены, но продолжают использоваться благодаря нечетким формулировкам законодательства. Такие методы сохраняют эффективность и в условиях налога на прибыль в связи с высоким уровнем начислений на зарплату (Пенсионный фонд, соцстрах и т. п.).

Налог на прибыль предприятий платится банками по ставке 43 % от балансовой прибыли, скорректированной согласно налоговому законодательству. Прибыль увеличивается на суммы: превышения лимита по нормируемым затратам (проценты по межбанковским кредитам, командировочные, представительские и рекламные расходы, компенсации за использование личных автомобилей, затраты на подготовку кадров); отчислений в резерв по необеспеченным и некоторым иньм ссудам; износа основных фондов, материалов быстрого потребления и нематериальных активов, не используемых для банковской деятельности; убытков от реализации основных средств и иного имущества; компенсации разниц в процентных ставках по льготным ссудам, выданным работникам банка, и возмещения разницы при продаже валюты по льготному курсу (если эти операции осуществлялись не за счет банковских фондов); санкций, внесенных в бюджет или внебюджетные фонды; доходов, образовавшихся при закрытии первоначальных договоров по договорам отступного, новации или передачи права требования третьему лицу, если эти доходы не были отнесены на счета учета доходов; а также некоторые иные суммы. Прибыль уменьшается на суммы: восстановленного резерва по ссудам, если ранее он не был заявлен в уменьшение налогооблагаемой базы; части прибыли от реализации основных фондов, освобождаемой от налогообложения в связи с применением индекса-дефлятора; сумм полученных дивидендов (облагаются у источника) и доходов по государственным ценным бумагам, а также некоторые другие суммы.

Кроме того, при уплате налога на прибыль за 1998 год банки, как и другие предприятия, были освобождены от уплаты налога на прибыль, полученную от превышения положительных курсовых разниц от переоценки валюты над отрицательными.

Предоставление банкам такой льготы (в какой-то мере оправданной для предприятий-производителей) повлекло за собой дальнейшее повышение курса валюты, так же как предоставление льгот по государственным ценным бумагам способствовало строительству пирамиды ГКО. Тем самым банки вновь отвлекаются от реального сектора экономики.

Наличие значительных льгот, а также полулегальных возможностей для уклонения от уплаты налога на прибыль привело к тому, что, например, в Нижегородской области среди филиалов московских банков платили налог на прибыль только некоторые из малых учреждений, а ни средние, ни крупные налог не платили.

Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В соответствии с действующим законодательством обязанности налогоплательщика при этом считаются исполненными, а деньги в бюджет не поступают. Такое положение может длиться достаточно долгое время, пока у банка не будет отозвана лицензия. Необходимо отметить, что в последнее время наметилась тенденция к ускорению процесса отзыва банковской лицензии, но и сейчас сроки продолжают оставаться неоправданно большими (до одного года).

Анализ показывает, что наиболее устойчивые банки являются одновременно наиболее крупными плательщиками налога на прибыль, а кандидаты в банкроты либо вообще не платят этот налог, либо платят в минимальных суммах.

К сожалению, предложения по совершенствованию налогового законодательства, как правило, остаются без ответа. До настоящего времени не принята разработанная несколько лет назад новая редакция Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, хотя и этот документ, по имеющимся сведениям, не позволяет полностью исключить все негативные моменты в сложившейся системе налогообложения банков.

На наш взгляд, наиболее целесообразным изменением налогового законодательства в настоящее время было бы введение специального налога на банки в виде определенного процента от валюты баланса.

По итогам 1998 года учреждения коммерческих банков, расположенные на территории Нижегородской области, заплатили налоги в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на общую сумму 757,5 млн. руб., что составляет 6,4 % от общей суммы налоговых поступлений (11 898,4 млн. руб.).

По налогу на прибыль доля коммерческих банков составила:

  • в федеральный бюджет - 16,9 % (205,9 и 1 217,9 млн. руб. соответственно);
  • в бюджеты территорий - 23 % (расчетно, исходя из ставок 30 % и 22 %).

При этом количество учреждений банков, являющихся плательщиками налога на прибыль, составило на 1 января 1999 г. всего 174 единицы, что составляет менее 0,5 % от общего числа плательщиков налога на прибыль (35 263).

В результате проведенных проверок 105-ти учреждений коммерческих банков были выявлены нарушения в 42-х кредитных организациях и их филиалах. Сумма доначисленных платежей составила 49 993,3 тыс. руб. По итогам 1998 года балансовая прибыль коммерческих банков составила 1 047 749,9 тыс. руб. С учетом корректировки прибыли в соответствии с требованиями Инструкции? 37 от 10.08.95 г. "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль..." налогооблагаемая база составила 263 973,4 тыс. руб. По состоянию на 1 января 1998 г., на территории Нижегородской области прекратили деятельность 12 учреждений коммерческих банков, в том числе 11 - по причине отзыва лицензии (у "Инкотрансбанка" лицензия отозвана в 1999 г.). Этими банками не перечислены платежи в бюджет и внебюджетные фонды на общую сумму 134,7 млн. руб.

Налоговыми инспекциями в ходе регулярных проверок было выявлено 1 074 случая задержки перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на общую сумму 23,6 млн. руб. при наличии средств на счетах клиентов и банков.

Налоговыми инспекциями предъявлены санкции в виде пени на общую сумму 9,8 млн. руб., однако взыскано только 0,2 млн. руб., поскольку в основном санкции предъявлялись к неплатежеспособным банкам.

В этой связи учреждениями Центрального банка Российской Федерации меры воздействия к неплатежеспособным банкам принимаются только тогда, когда положение уже невозможно исправить, и все воздействие сводится к отзыву лицензии.

Дружинина Людмила Леонидовна,
старший преподаватель кафедры экономики и финансов, ЧОУ ВПО «Омская Юридическая Академия», г. Омск

Огромная роль в налоговой системе страны принадлежит банковскому сектору, который аккумулирует основную часть кредитных ресурсов. Банковская система является важной составляющей, без которой не представляется возможным существование рыночной экономики. Банки играют важную роль и занимают особое положение в экономической системе и налоговом администрировании России. Кроме того баки по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупнейших налогоплательщиков. В настоящее время в Российской Федерации не существует каких либо специальных налогов, уплачиваемых банками, или налоговых режимов, применяемых ими. Банки уплачивают налоги в том же порядке, как и другие налогоплательщики. Однако специфика банковской деятельности предопределяет некоторые особенности налогообложения, определения налоговых баз и предоставления льгот по налогам.

Так, например по налогу на прибыль для банков конкретизируются доходы и расходы с учетом особенностей, характерных для банковской деятельности.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль, банки в числе доходов, указанных в ст.ст.249 и 250 НК РФ, учитывают доходы, указанные в ст.290 НК РФ, которые являются характерными конкретно для банков.

Полученные доходы банки уменьшают на сумму произведенных расходов ст.ст. 254-269 НК РФ, кроме того учитываются расходы ст.291 НК РФ.

В настоящее время одной из проблем является вопрос отнесения доходов (расходов) банков к доходам (расходам) от реализации или внереализационным, относящимся или не относящимся в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Существует и ведется значительное количество споров по данному вопросу, связанному с несогласием банков с содержанием и трактовкой различных расходов. Причиной является то, что ст.ст.290 и 291 НК РФ не конкретизируют то, какие доходы и расходы для банков являются доходами от реализации, а какие -внереализационными. Ввиду этого возникают вопросы, к какому виду следует относить для налогообложения прибыли доходы и расходы, а от указанной классификации во многом зависит правильность определения прибыли.

Другой важной особенностью обложения налогом на прибыль организаций, установленной в ст.273 НК РФ, является порядок признания доходов и расходов, согласно которому банки не имеют право на определение даты получения дохода (осуществление расхода) по кассовому методу. Таким образом, банки не вправе применять метод начисления. Для банков, как особой группы налогоплательщиков, предусмотрено также создание дополнительного резерва- на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, в том числе по межбанковским кредитам и депозитам. Суммы отчислений в резерв, согласно п.2ст.292 НК РФ, банк вправе включать (учитывать) в состав внереализационных расходов, с учетом нормативов в течение отчетного (налогового) периода. Суммы отчислений в резерв формируются в соответствии с Положением банка России от 26 марта 2004г. №254-П «О Порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Создание резерва обусловлено тем, что наряду с существующими для банков рисками, государство заинтересовано в устойчивой банковской системе.

Однако государство выполняет регулирующую функцию, оказывает влияние на кредитную деятельность банков, устанавливая ограничения по включению в резервы на возможные потери по ссудам. Данное положение позволяет определенным образом оптимизировать налогообложение банков в рамках действующего законодательства. Трудоемкость определения налога на прибыль и его контроля обуславливает то, что данный налог является одним из важнейших налогов, который уплачивают банки. Значение данного налога обуславливается тем, что налог на прибыль оказывает наибольшее влияние и воздействие на процесс, и результаты коммерческой деятельности банков.

Особенности порядка исчисления и уплаты банками и иными кредитными организациями НДС регламентируется Главой 21 НК РФ. В банках НДС облагается небольшая часть услуг. Большинство финансовых услуг, в том числе банковских освобождены от обложения НДС. Это связано с тем, что добавочная цена в банковской услуге отсутствует, поскольку не зависит от оплаты труда банковских работников, амортизации и других показателей. На уровень тарифов по банковским операциям оказывают влияние кредитные, процентные и валютные риски, а также большая конкуренция в сфере банковской деятельности. В отношении порядка налогообложения банков НДС предусматривается две основные обязанности:

  1. Банк имеет право на освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст.149 НК РФ;
  2. Банкам предоставлена возможность применять способ входного НДС, который не предусмотрен для других налогоплательщиков. Ст. 149 НК РФ установлены банковские операции, которые не подлежат налогообложению НДС и на осуществление которых требуется лицензия Банка России. Несмотря на то, что Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г. №395-1 инкассация отнесена к числу банковских услуг, в соответствии с НК РФ данная операция является исключением и подлежит обложению НДС, поскольку перевозка денежных средств имеет реальную стоимость, являющуюся объектом налогообложения по НДС. Однако зачастую объемы данного налога у банков составляют значительные величины, т.к. многими банками наряду с операциями. освобождаемыми от НДС, оказывается большой объем операций и услуг, не относящихся к числу характерных конкретно для данных субъектов экономики, и которые подлежат обложению данным налогом. Например, агентские операции, такие как доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договорам с физическими и юридическими лицами. Операции по реализации имущества, операции лизинга, факторинга, форфейтинга облагаются НДС.

Другой способ учета входного НДС на основании п.5 ст. 170 НК РФ вправе применять банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды. Банки имеют право на списание входного НДС в качестве затрат по налогу на прибыль, как самостоятельный вид прочих расходов. Поскольку данный способ является правом, а не обязанностью банков, они могут выбрать наиболее удобный метод и отразить в учетной политике.

Глава 30 НК РФ устанавливает общие правила исчисления налога на имущество организаций для всех плательщиков налога, в том числе и для банковского сектора экономики. Налоговая база исчисляется по банку в целом, но имеются случаи, когда налоговая база и сумма налога рассчитывается отдельно. Например, в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения банка, имущества каждого отдельного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, каждого объекта недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения банка или обособленного подразделения банка, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранного банка. Если указанные объекты находятся в разных субъектах РФ, имущество может облагаться по разным ставкам.

В соответствии с телеграммой Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и Сбербанка РФ от 09.04.92 г. N 104-02-01, ВЗ-4-07-16, 16-1-21 с 1 января 1992 г. расчеты с бюджетом по налогу на доходы Сберегательный банк производит в целом по системе централизованно. Авансовые платежи налога на доходы, перечисленные учреждениями Сбербанка в I квартале 1992 г., возврату из бюджета не подлежат и будут учтены при перерасчете исходя из фактических полученных доходов в целом за 1992 г.

2. Имеют ли банки право заниматься посреднической деятельностью?

Перечень видов деятельности, которыми запрещено заниматься банкам, приведен в статье 5 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР".

3. Коммерческий банк в городе обслуживает город и село, доходы от обслуживания сельских организаций составляют более 50%. Какую применять ставку: 20% или 30%?

В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О налогообложении доходов банков" доходы банков, осуществляющих кредитные вложения в крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия и организации АПК, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию в размере не менее 50% от общей суммы их кредитных вложений, облагаются налогом по ставке 20%.

4. Существуют ли предельные размеры взимания процентов за кредиты банка и каким постановлением они регулируются?

В соответствии с телетайпограммой Центрального банка России от 29.12.91 г. N 216-91 с 1 января 1992 г. отменяются все ограничения на установление коммерческими банками процентных ставок по активным и пассивным операциям.

5. Если филиал банка не является юридическим лицом, должен ли он платить налоги и представлять в налоговую инспекцию отчетность? Если должны представлять отчетность, то в каком виде?

В соответствии с разъяснением Центрального банка России (письмо N 15/949 от 18.06.91 г.) филиалы коммерческих банков не являются юридическими лицами. Вместе с тем согласно пункту 1 Инструкции Госналогслужбы РФ от 7 апреля 1992 г. N 10 "О порядке налогообложения доходов банков" филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный или иной счет, являются плательщиками налога на доходы банков и должны представлять в налоговую инспекцию по месту нахождения бухгалтерский отчет.

6. Являлось ли плательщиком налога на прибыль Управление инкассации и 1991 г.?

Как они уплачивают налоги в 1992 г. и являются ли они учреждениями Центрального банка России?

В соответствии с разъяснениями Центрального банка Российской Федерации от 31.01.92 г. N 13-1-1-098 Российское республиканское объединение инкассации денежной выручки и его территориальные управления в 1991 г. являлись плательщиками налога на прибыль на общих основаниях.

С 1 января 1992 г. все предприятия, учреждения и организации, за исключением территориальных главных управлений Центрального банка в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городов Москве и Санкт-Петербурге, а также расчетно-кассовых центров уплачивает налог на прибыль в соответствии с действующим законодательством.

7. Какие сроки представления налоговым органам бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов сумм налога на доходы банками?

В соответствии с указаниями Госбанка СССР от 29 апреля 1991 г. N 158-91 коммерческие и кооперативные банки, не имеющие в своем составе филиалы, обязаны представлять учреждениям Госбанка, а также государственным налоговым инспекциям баланс на 1 число месяца в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным кварталом (это относится и к Внешторгбанку РСФСР, не имеющему в своем составе филиалов). Банки, имеющие в своем составе филиалы, представительства, отделения, представляют сводный бухгалтерский баланс не позднее 4 числа месяца, следующего за отчетным. К балансам на квартальные даты должна прилагаться форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка".

Учитывая наличие значительного числа филиалов у Акционерного инвестиционно-коммерческого промышленно-строительного банка (Россельхозбанка), этим банкам установлены следующие индивидуальные сроки представления квартальных сводных балансов соответственно не позднее 6 и 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Сроки представления годовых бухгалтерских отчетов уточняются ежегодно и будут сообщены дополнительно.

Коммерческие банки, имеющие в своем составе филиалы, представительства и отделения, самостоятельно устанавливаются им сроки представления отчетов.

Указанные сроки представления отчетности подтверждены Центральным банком России (письмо от 25 июня 1991 г. N 15-2-1/971 в адрес Главных управлений Центрального банка России и письмо в адрес Государственной налоговой службы от 29 апреля 1992 г. N 15- 2-1/386).

8. Предусмотрено ли отчисление в резервный фонд для банков за счет уменьшения налогооблагаемого дохода?

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 4 Закона РСФСР "О налогообложении доходов банков" налогооблагаемая база уменьшается на суммы отчислений в фонд страхования депозитов в коммерческих банках, фонд страхования коммерческих банков от банкротства, фонд компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках - по одному проценту от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленных фондов. На отчисления в другие резервные фонды налогооблагаемая база не уменьшается.

9. Включаются ли в состав доходов (расходов) полученные (уплаченные) штрафы, пени, неустойки?

Полученные банком штрафы, пени, неустойки включаются в доход банка. При определении налогооблагаемого дохода из налогооблагаемой базы суммы уплаченных штрафов, пени и неустоек не исключаются.

10. Что следует понимать под кредитными учреждениями, осуществляющими по лицензии Центробанка России отдельные банковские операции?

В соответствии с Инструкцией "О порядке налогообложения доходов банков" плательщиками налога на доход являются также кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций - по доходам от осуществляемых в установленном порядке отдельных банковских операций и сделок.

Согласно разъяснению Центрального банка России от 29 апреля 1992 г. N 15-2-1/386 отдельные банковские операции могут выполнять учреждения, не являющиеся банками, однако только при наличии у них лицензии Центрального банка России на проведении этих операций.

11. Является ли предоставление средств во временное пользование под процент одним предприятием другому банковской операцией?

Ликвидация коммерческого банка осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством и нормативными актами об акционерных обществах с ограниченной ответственностью с учетом особенностей, указанных в методических указаниях Центрального банка России от 13 февраля 1991 г. "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР".

Пункт 13 не подлежит применению (письмо Госналогслужбы РФ от 10.12.1992 N ВГ-6-01/425).

13. Как понимать запись в постановлении Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О налогообложении доходов банков", что на затраты будет принято за кредит не более 25%?

Проектом Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, предусмотрено отнесение платы по процентам за краткосрочные и долгосрочные кредиты банков к расходам и потерям, отражаемым на счете прибылей и убытков.

До принятия указанного Положения проценты по кредитам банков предприятия и организации обязаны включать в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах ставки 25%, если банк кредитует предприятие под данный процент или выше. Если банк кредитует ниже 25%, то на себестоимость принимаются платежи по факту.