Эксперты: Не за горами бунты озлобленных людей, которым не за что жить. Будущее беларуси мнение ясновидящих Риски: долги, сырьевая зависимость и искусственное стимулирование роста

Правительство Беларуси надеется в 2018 году на рост ВВП не менее 3,5%. Прогнозы экспертов скромнее: Всемирный банк прогнозирует рост на уровне 2,1%, МВФ – 0,7%. С чем все эксперты солидарны - ожидаемый рост обусловят не структурные сдвиги белорусской экономики, а более благоприятная внешняя конъюнктура.

Власти настроены оптимистично

Правительство ожидает по итогам 2017 года роста ВВП на 2% при прогнозе 1,7%, а по итогам 2018 года — на 3,5%, сообщил премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на заседании Совмина 5 декабря. Что касается инфляции, то Минэкономики и Нацбанк Беларуси ожидают, что она по итогам 2017 года не превысит 7%. Изначально прогноз белорусских властей на 2017 год предусматривал рост ВВП на уровне 1,7% при инфляции не выше 9%.

ВБ: пока помогает внешнеэкономическая конъюнктура

Всемирный банк прогнозирует, что ВВП Беларуси в 2017 году увеличится на 1,8%, инфляция составит 9%, дефицит счета текущих операций — минус 3,2% к ВВП.

Умеренное восстановление белорусской экономики в 2017 году обеспечили несколько факторов, считают эксперты ВБ. А именно: улучшилась конъюнктура на внешних рынках, укрепился экономический рост в России, повысились цены на сырьевые товары, что стимулировало рост белорусского экспорта и поддержало деловую активность внутри страны. Важное условие: жесткая денежно-кредитная политика и бюджетно-налоговая политика, которую белорусское правительство и Нацбанк проводят с 2015 года.

В 2018 году Всемирный банк ожидает роста ВВП Беларуси на 2,1%, инфляцию – в пределах 7,2%. Прогноз дефицита счета текущих операций – минус 3,6%.

По оценкам банка, в 2018 году сохранится более благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, и это поддержит темпы роста в размере 2% ВВП. Восстановление роста доходов в свою очередь стабилизирует уровень бедности (если рассматривать уровень бедности как траты в 5,5 доллара в день, измеренных по паритету покупательной способности). Ситуация на рынке труда будет сложной из-за тяжелого финансового состояния госпредприятий.

Высоких темпов экономического роста в Беларуси эксперты ВБ не ожидают из-за структурных недостатков экономики. Цены на импортируемые энергоресурсы не будут для Беларуси такими благоприятными, как раньше. Значит, Беларусь в меньшей степени сможет полагаться на Россию и на высокие цены на сырьевой экспорт. Следовательно, если страна остановится в развитии, то попадет в ловушку медленного роста.

Среди потенциальных факторов роста белорусской экономики эксперты ВБ называют улучшение бизнес-среды для развития частного предпринимательства и решение проблемы неэффективных госпредприятий. Если комбинация этих мер сработает, то Беларусь в среднесрочной перспективе может выйти на более высокие темпы роста.

Риски: долги, сырьевая зависимость и искусственное стимулирование роста

В 2018 году Беларусь должна выплатить 3,1 млрд. долларов внешнего долга. Чтобы сделать это, Беларусь нуждается в долгосрочном финансировании. Прежние договоренности Беларуси с РФ о рефинансировании белорусских долгов по российским кредитам и выпуск еврооблигаций обеспечат лишь временное сокращение давления на платежный баланс, но в среднесрочной перспективе нужны источники более устойчивого решения проблемы внешнего финансирования, убеждены эксперты ВБ.

Вторая группа рисков связана с тем, что Беларусь по-прежнему зависит от поставок нефти из России и колебаний мировых цен на сырьевые товары.

Раньше серьезный рост ВВП Беларуси обеспечивала нефтяная субсидия. В частности, в 2007 году он достигал 8%, опережая все страны региона, включая Россию В целом в некоторые годы нефтяная субсидия достигала 15% белорусского ВВП. Резкое падение на нефть сократило размер этих выгод. В 2016 году нефтяная субсидия составляла около 4,6% ВВП Беларуси, — на 9 процентных пунктов ниже в сравнении с предыдущим годом, что имело негативные последствия для темпов экономического роста, отмечают эксперты ВБ.

Рисунок 1: Темпы роста ВВП: Республика Беларусь, Российская Федерация и регион ЕЦА, 2000-2016 годы
Рисунок 2: Размер «энергетических субсидий» и динамика реального ВВП, 2004-2016 годы

Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных Белстата и ПМР.

Еще один серьезный риск, который, по мнению экспертов ВБ может угрожать макроэкономической стабильности в Беларуси, — искусственное стимулирование роста ВВП и административный рост заработных плат.

Рисунок 3: Составляющие экономического роста: вклад в рост реальной добавленной стоимости в ВВП, в процентных пунктах, 2006-2016 годы


Рисунок 4: Фондообеспеченность, доход на капитал и динамика ВВП на душу населения (в текущих долл. США), 2005-2016 годы

Источник: расчеты сотрудников Всемирного банка на основе данных Белстата.

МВФ: переговоры о новой программе заморожены

МВФ повысил прогноз динамики ВВП Беларуси в 2017 году до 0,7% (с минус 0,8% в апрельском обзоре). При этом эксперты фонда ожидают, что инфляция в Беларуси по итогам 2017 года будет на уровне 8%, а не 9,3%. Прогноз дефицита счета текущих операций Беларуси в 2017 году ухудшен до минус 5,3% к ВВП (прежний прогноз – минус 4,7% к ВВП).

По мнению экспертов фонда, основным стимулом роста белорусской экономики стало улучшение динамики в регионе и в России в частности. При этом они особо отмечают положительное влияние подписанных в апреле 2017 года нефтегазовых соглашений с Россией.

В 2018 году МВФ прогнозирует прирост ВВП в Беларуси на 0,7% , инфляцию – на уровне 7,5%, дефицит счета текущих операций Беларуси — минус 4,6% к ВВП.

Напомним, в 2015-2016 годах Беларусь вела переговоры с МВФ о новой программе сотрудничества, предполагающей кредит в размере около 3 млрд. долларов под 2,28% годовых на 10 лет, с условиями, что Беларусь в сжатые сроки проведет реформы в оплате услуг ЖКХ и госсекторе. Белорусские власти на реформы не решились. Они нашли альтернативные источники внешних займов, хотя и более дорогие. В июне 2017 года Беларусь разместила 7-ми и 10-летние выпуски еврооблигаций общим объемом 1,4 млрд. долларов, получила 3 транша евразийского кредита в размере 800 млн. долларов. А в августе привлекла 10-летний кредит от правительства России в размере 700 млн. долларов.

Переговоры о новой программе с МФВ застопорились. В ноябре 2017 года завершилась очередная миссия МВФ в Беларусь. Консультации носили преимущественно технический характер.

Эксперты: рост уперся в потолок, обесценение белорусского рубля предопределено

Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик на конференции «Экономическая среда для развития бизнеса» 20 декабря отметил, что в 2017 году началось восстановление белорусской экономики, чему способствовала циклическая составляющая, рост внутреннего спроса и экспорта. По его оценкам, в 2017 году ВВП Беларуси вырастет на 2,3%, а в 2018 году — на 2,5%.

Эксперт подчеркнул, что в 2017 году росту не нефтяного экспорта Беларуси способствовало не только восстановление экономики РФ, но и ослабление реального эффективного курса белорусского рубля. «Рубль понемногу обесценивается, и конкурентоспособность белорусских товаров вроде бы не ухудшается, – конечно, это в первую очередь касается российского рынка», — отметил он.

Эксперт прогнозирует, что роль не нефтяного экспорта Беларуси будет снижаться. К концу 2018 года рост нефтяного экспорта составит около 40%, а это — довольно значимый вклад в ВВП.

Рост реального ВВП в Беларуси начнет замедляться уже в первом квартале 2018 года, считает А. Чубрик. По его оценкам, в 2018 году рост денежной массы в Беларуси замедлится, также произойдет некоторое ослабление белорусского рубля вслед за российским рублем. Обменный курс в четвертом квартале 2018 года составит 2,07-2,08 рубля к доллару. Сохранится жесткая монетарная политика. Ожидается некоторое ускорение инфляции к концу 2018 года, что обусловит оживление потребительского рынка и возможный рост тарифов ЖКХ.

Старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук считает, что обозначившийся в 2017 году рост национальной экономики вряд ли следует считать восстановлением роста – скорее, это — выход из долгой рецессии и возвращение в период стагнации, окончания которой пока не просматривается.

«Ключевая проблема в том, что весь наш рост был основан на накоплении основных фондов. Мы накапливаем капитал и продолжаем делать то, что умеем, в больших объемах. Но такая модель исчерпаема. У нас имеет место острая нехватка производительности», — констатировал эксперт.

По этой причине возможный рост национальной экономики — 2,5%- 3,5%. «При этом рост может просесть до минус 5%, если скажется груз накопленных долгов или какие-то другие проблемы», — считает Д. Крук.

По его оценкам, в ближайшие годы отставание Беларуси от стран региона, за исключением Украины. «Экономика не справляется со своим предназначением — наращивать доходы и обеспечивать рост благосостояния», — подчеркнул Д. Крук.

Как следствие, низкая производительность в рамках белорусской экономики влечет за обесценивание национальной валюты. Для конкурентоспособности важна производительность. «Если технологические преимущества не позволяют обеспечить преимущество, вступают в игру ценовые факторы. Виден устойчивый тренд на обесценивание нашей валюты. Он предопределен тем, что у нас не хватает производительности», — сказал Д. Крук.

Если не хватает производительности, то, очевидно, нужно продолжать обесценивать реальный обменный курс. Средние ежегодные темпы за последние 15 лет около составляли около 3 п.п. в год. «Моя консервативная оценка: тренд сохранится, а обесценивание будет идти несколько меньшими темпами. Обесценение примерно на 2% в год может оказаться достаточным, чтобы компенсировать потери в производительности», — считает эксперт.

Согласно его расчетам, учитывающим ожидаемую инфляцию в размере 6% годовых, обесценивание реального обменного курса в 2% и инфляцию в сопредельных странах в 2%, для поддержания конкурентоспособности белорусской экономике нужна будет девальвация, пропорциональная инфляции — то есть, примерно в 2%.

«К чему это ведет? Мы будем продолжать обесцениваться. Это значит, что в долларах номинальные показатели будут барьером, в который мы уперлись. Мы имеем реальный рост очень малый — 2%, и его съедает пусть и малая, но девальвация. Такой режим роста ведет к дефициту конкурентоспособности и консервации реального роста. Такой сценарий роста не является приемлемым», — констатировал Д. Крук.

Как Беларусь будет погашать долги в 2018 году

Валютные платежи Беларуси по госдолгу в 2018 году суммарно оцениваются более чем в 3,7 млрд. долларов: 2,5 млрд. долларов нужно на погашение основного долга, более 1,2 млрд. долларов — на его обслуживание.

Для этого Беларусь в 2018 году планирует привлечь 1,2 млрд. долларов заимствований на внешнем и внутреннем рынках. В том числе до конца первого квартала 2018 года получить 6-й и 7-й транши кредита ЕФСР (отметим, что единственная международная финансовая организация, с которой Беларусь сейчас имеет кредитную программу, — это Евразийский фонд стабилизации и развития), а также еврооблигаций на 600 млн. долларов на внешнем рынке и привлечь на внутреннем рынке 400 млн. долларов, рассказал министр финансов Беларуси Владимир Амарин 18 декабря. В первом случае это предположительно будут новые евробонды, во втором – валютные долгосрочные облигации Минфина с обращением в Беларуси.

Минфин в 2017 году вышел на внешний рынок еврооблигаций — 1,4 млрд. долларов (евробонды были размещены двумя траншами доходностью на уровне 7,125% и 7,625%). По словам В. Амарина, в том числе и для того, чтобы исполнять обязательства в текущем году и по второму траншу еврооблигаций в январе 2018 года в сумме 800 млн. долларов.

«В следующем году мы планируем завершить наше размещение еврооблигаций, общая сумма которого планировалась в размере 2 млрд. долларов Из них 1,4 млрд. долларов мы привлекли в текущем году, осталось еще 600 млн. долларов. Думаю, в первом квартале будущего года мы выйдем с этим размещением», — отметил министр.

В начале декабря В. Амарин , что в 2018 году Беларусь не исключает возможности размещения облигаций на российском и азиатском рынках. По его словам, при размещении облигации в России и в Азии «суммы будут несравнимые с евробондами, потому что это разные рынки и условия». «В пределах до 500 млн. долларов в сумме на двух рынках. Но мы еще не так глубоко вошли в эти процессы, чтобы уже суммы знать. Все еще в процессе проработки», — сказал он. И добавил, что Беларусь стремится диверсифицировать инструменты заимствований, чтобы быть не только на европейском рынке еврооблигаций.

В Минфине отмечают, что обслуживание госдолга Беларуси полностью осуществляется за счет общих доходов бюджета. На погашение валютного госдолга будут направлены недолговые источники, то есть вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты (это 486,5 млн. долларов), а также валютные остатки средств республиканского бюджета в сумме 850 млн. долларов, сформированные от размещения в текущем году еврооблигаций Беларуси.

На 2018 год предлагается утвердить лимит внутреннего государственного долга Беларуси в размере 10 млрд. рублей, а лимит внешнего госдолга Беларуси — в размере 19,6 млрд. долларов. «При соблюдении указанных лимитов индикаторы экономической безопасности по госдолгу на конец 2018 года будут выполнены. Соотношение государственного долга к ВВП не превысит 44,5%, а долга сектора госуправления — 46,9% при пороговых значениях экономической безопасности 45% и 50% соответственно», — отметил В. Амарин.

2016 год завершался очередным обострением экономических споров между Минском и Москвой: Беларусь считает цену на российский газ завышенной, а Россия подсчитывает и напоминает соседке о растущем долге. Накануне нового года Александр Лукашенко отказался ехать в Санкт-Петербург для подписания Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, правда, затем одобрил его, но только в качестве основы для проведения переговоров.

Политолог Андрей Егоров, глава Центра политической трансформации, полагает, что Минск в 2017 году продолжит реализовывать осторожный уход из-под опеки Москвы.

Андрей Егоров : Противоречия между тем, чтобы решать проблему институционального строительства реально независимого государства и уходить от сателлитной зависимости от России - она будет как-то решаться. Но при том, чтобы уходить так, чтобы не навлечь на себя особо резкие телодвижения со стороны «большого брата». С Европой, я думаю, все будет опять же идти по накатанной. То есть мы будем двигаться к постепенному улучшению, если не случится каких-то эксцессов, на которые опять же чревата наша власть: то есть она может кого-то брутально разогнать, побить, посадить, случайно убить, неслучайно убить и так далее. И это может вызвать обострение отношений, но если такого рода эксцессов не случается, то они (официальный Минск и Брюссель - RFI) заполняют простор намеченных отношений.

В 2015-м и 2016 годах Минску удалось отбиться от навязчивой идеи Москвы разместить в Беларуси военную авиабазу, но, как отмечает в комментарии для RFI военный обозреватель Андрей Поротников, вероятность возвращения проблемы в этом году достаточно высока. При этом, как подчеркивает эксперт, с практической точки зрения такая авиабаза Кремлю уже и не нужна: концентрация войск на западной границе России позволяет уже и не брать Беларусь во внимание в противостоянии с НАТО. Но авиабаза в Беларуси - серьезный аргумент внутри самого российского общества накануне президентских выборов в России 2018 года.

Андрей Поротников : Что касается единой системы ПВО, то после принятия на вооружение комплексов С-400 Россия в состоянии со своей территории отслеживать ситуацию в воздушном пространстве практически всей Беларуси, радиус применения радиолокационных станций новых - 600 километров. Согласно характеристикам, заявляемым предприятием-производителем комплексов С-400, они в состоянии контролировать своими системами ПВО со своей территории больше половины воздушного пространства Беларуси. Это чисто имиджевый, политический вопрос. И идеологический: показать, что это (Беларусь) - зона влияния России, и остальным здесь делать нечего. Никакого практического соображения с точки зрения безопасности России эта база не несет. Но она создает проблемы для безопасности Беларуси.

Что касается отношений с Европой, заметно потеплевших в 2016-м, то тут, по мнению Андрея Поротникова, ничего «революционного и прорывного» не произойдет.

Андрей Поротников : Белорусские власти не понимают Запад, они не воспринимают западные ценности... И давайте будем откровенны, они не собираются идти ни на какой Запад и ни в какую Европу. Все это риторика с целью, во-первых, расширить поле для политического маневра, во-вторых, получить дополнительные финансовые ресурсы в виде прямой поддержки, кредитной поддержки либо в виде инвестиций. Ну и плюс, конечно, выйти на европейские рынки. Не более того. Все стороны это понимают, в Европе тоже очень четко это видят. Второй момент: Евросоюзу сейчас не до Беларуси. Масса внутренних проблем, грядущие президентские выборы во Франции, правительственный кризис в Италии, непонятная ситуация с выборами в Германии, как будет проходить Brexit, позиция Трампа - Европа будет занята внутренними вопросами и вопросами сохранения трансатлантического единства. Это повестка дня на ближайшие два года - и тут будет не до Беларуси.

Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов, в свою очередь, полагает, что развитие отношений Беларуси и ЕС принесет в 2017-м вполне осязаемые результаты.

Денис Мельянцов: В 2017 году вполне вероятно будет наконец-то подписано Соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии с ЕС. Велика вероятность отмены или, по крайней мере, пересмотра Евросоюзом квот на белорусский текстиль. Для Беларуси откроются новые возможности для финансирования из фондов ЕС.

Александр Лукашенко три раза в декабре 2016 года упомянул о своем указании любой ценой поднять среднюю зарплату в Беларуси с нынешних 350-и до 500 долларов в месяц. Старший финансовый аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб подчеркивает, что такой рост возможен только при включении печатного станка, так как экономика страны показывает падение два года подряд. «Рост возможен, но только на короткое время. Экономика отреагирует инфляцияей - и после краткосрочного подъема зарплаты опустятся ниже нынешних, до 300 долларов в месяц», - считает Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб : Более того, если проанализировать самые серьезные обвалы национальной валюты за последние несколько лет - и 2011 год, и конце 2014 года - каждому из этих обвалов как раз предшествовал административный рост средних зарплат. Мне кажется, что уже ни для кого не секрет, что печатать деньги на рост зарплат нельзя по одной простой причине: это не работает. Краткосрочный рост зарплат заканчивается обвалом. Более того, сейчас Беларусь очень сильно надеется на получение последующих траншей кредита антикризисного фонда ЕврАзЭС, надеется заключить кредитную программу с МВФ - ни одна, ни другая организация, очевидно, не поддержит подобный искусственный рост зарплат за счет печатного станка. Вероятнее всего, таким образом (заявлениями о росте зарплат) неумело пытаются успокоить население. Но бесперспективность такого роста зарплат за счет станка уже очевидна не только всем в правительстве, Нацбанке, любому здравомыслящему экономисту, но это очевидно уже и широким слоям населения. Подобные заявления уже вызывают не столько положительный эффект, а ровно обратную реакцию со стороны населения: рост инфляционных и девальвационных ожиданий.

Финансовый аналитик отмечает, что не стоит преувеличивать влияние российского кризиса на белорусский. Белорусская модель на данный момент полностью исчерпала себя и будет падать даже при росте у соседей, считает Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб : Основные причины белорусского кризиса - это не проблемы в российской экономике и не низкая стоимость нефти. Это - предельно неэффективная структура белорусской экономики. И даже начало роста в России, устойчивые цены на нефть при такой структуре белорусской экономике помогут белорусам мало. В лучшем случае это может помочь перейти от падения экономики к стагнации, но роста ждать не стоит. Разговоры о переориентации на другие рынки, о притоке каких-то иностранных инвестиций - это, грубо говоря, разговоры в пользу бедных. Нет в белорусской экономике продукции, которая при существующих издержках производства, может в больших объемах кого-то в мире заинтересовать. Очередей иностранных инвесторов, желающих вложить, а может быть, похоронить свои деньги в белорусской экономике, тоже не наблюдается.

По мнению финансиста, при начале реформ в 2017 году через три-пять лет можно было бы рассчитывать на пусть и небольшой, но устойчивый рост. «Но политической воли к реформам пока не видно», - сказал Вадим Иосуб.

А что же видно? В новогоднем поздравлении Александр Лукашенко заявил, что 2017-й «должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны». Ставку глава государства намерен сделать «на создание новых производств и рабочих мест, активизацию бизнеса». «Уровень жизни народа должен быть гораздо выше, чем сегодня, - заявилАлександр Лукашенко. - Достичь этого непросто. Однако, чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан».

Рассматривая астрологическую карту президента Беларуси на 2017 год, астролог Светлана Драган обратила внимание на неординарные свойства его личности — суперответственность, хозяйственность, приверженность истории, но в то же время ярко выраженную независимость, которая порой носит парадоксальный характер.

"Сейчас наши лидеры олицетворяют собой исторические процессы, и тут их астрологические карты идут в некоем противоречии. Что касается Александра Лукашенко, то в его карте все выглядит некоей серьезной внутренней метаморфозой. 26 февраля у нас случится солнечное затмение, и это всегда полный радикальный разворот как внутренних позиций, так и внешних", — отметила Драган.

Астролог предположила, что в конце февраля белорусский лидер может удивить всех внутренней трансформацией и сменой политических мнений. Такая же тенденция продолжится и в марте 2017 года.

"Где-то в районе 13-го марта есть вероятность неких резких шагов, которые в своих последствиях могут довольно смело трансформировать финансовые и правовые отношения как внутри государства, так и во внешней политике. К этому добавится и период в районе 8-го апреля. И все это общим аккордом выдаст новую, неординарную экономическую направленность", — рассказала астролог.

Драган отметила, что сильнейшее влияние в астрологической карте белорусского лидера на 2017 год имеет Уран. Это революционно-поворотный фактор , который всегда несет за собой непредсказуемые шаги. В то же время в карте российского лидера видна конструктивная позиция, не исключающая сложностей, напряжения и потерь в течение 2017 года.

"Лидер России вынужден сохранять свои интересы. И руководителю Беларуси может показаться, что это некая милитаристская позиция. Поэтому шаги, которые и далее будут предприниматься в Беларуси, будут больше направлены в сторону Запада", — отметила астролог.

Самым сложным периодом года астролог назвала июнь , в этом месяце партнерские настроения Беларуси могут быть ориентированы в сторону западных стран.

"Здесь есть возможность неких альянсов, экономических, хозяйственных, политических . Скорее всего, Беларусь будет двигаться в эту сторону, и двигаться довольно активно", — рассказала астролог.

Беседу с популярным российским астрологом Светланой Драган о ближайшей судьбе белорусско-российских отношений и возможных переменах в политических настроениях Лукашенко и Путина слушайте на радио Sputnik Беларусь.

Всем интересны предсказания на 2017 год, ведь этот год многим кажется более спокойным, без потрясений. Однако для Беларуси прогнозы оказываются не такими радужными, об этом будет рассказано в дальнейшем.

Так, известный астролог Павел Глоба предсказывает, что в 2017 году Беларусь войдет в состав России, поскольку экономика Российской Федерации должна укрепиться и за счет этого вырастет ее влияние. Однако по поводу президента этой страны он умалчивает.

Американский ясновидящий Эдгар Кейси в своих прогнозах упомянул о политической пассивности Беларуси в 2017 году, причем это будет достаточно длительным моментом и данный год только начало такого периода. Беларуси будет не до перипетий, происходящих в мире. Но для нее это станет только благом, потому что Беларусь сможет построить нормальное государство, учась на чужих ошибках, что способствует укреплению ее границ.

Несмотря на то, что Ванги уже давно нет, ее предсказания продолжают будоражить общество и всем хочется узнать, что ждет их в будущем. Согласно Ванге, Беларусь в 2017 году окажется словно в анабиозе, что устроит как ее жителей, так и для ее соседей, поскольку это укрепит государственность страны.

В то же время ряд астрологов предполагают возможность потрясений для Беларуси, включая даже государственный переворот, потому что ситуация в этой стране станет очень нестабильной. Так, в свое время, протоиерей Владислав Шумов говорил, что Беларусь может серьезно пострадать, в результате чего последует ее объединение с Россией и это позволит создать плацдарм для новой страны.

Касательно судьбы президента Беларуси, мнения предсказателей также расходятся. Павел Глоба, к примеру, предсказывает ему почти полвека правления, поскольку Беларусь вступит в период пассивности и спокойствия. Впрочем, существуют и прогнозы, согласно которым на место нынешнего президента придет новая фигура.

Также есть предсказание астролога Татьяны Калининой, по ее словам, 2017 год для Беларуси станет сложным, но успешным в плане финансового вопроса и международной политики. Особенно улучшаться ситуация будет во второй половине года, с началом осени. В это время будут приняты кардинально важные решения, в том числе в сфере творчества, образования и спортивных достижений. Правда, перед этим периодом Беларуси придется выдержать непростую первую половину, в ходе которой могут произойти события, подрывающие реальный авторитет страны в мире и на внутренней арене, что приведет к нестабильности и трудностям у простых граждан, однако в этот момент возможно получение неплохого финансового кредита. Также в 2017 году должно произойти становление и взросление нации, страна выработает четкую программу поведения в сфере иностранной политики, экономических отношений, вопросах власти. Еще ожидается улучшения в жизни рабочего класса и государственных служащих, а также жителей сельской местности.

Таким образом, предсказания для Беларуси носят противоречивый характер. С одной стороны, Беларусь ждет пассивность в политике и спокойствие, позволяющие построить нормальное государство, а с другой, в этой стране произойдут проблемы в плане войны, нестабильность и вхождение в состав Российской Федерации. Как же будет на самом деле, покажет лишь время, ибо зачастую прогнозы астрологов оказываются несбывшимися и реальность оказывается прямо противоположной. В общем, прогнозы астрологов интересны для наблюдения, но доверять им полностью не стоит, всегда внимательно изучайте новости и на их основании и прогнозах стройте свое будущее, как вам будет удобно.

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Беларусь будет пытаться балансировать между двумя центрами: Западом и Россией. Хотя это балансирование и несимметричное. Связей по различным направлениям с Россией гораздо больше, чем с Западом. Однако я считаю, что Беларусь будет продолжать дистанцироваться от России и искать точки опоры на Западе.

Попытка усидеть на двух стульях продолжается уже два года и будет продолжаться дальше.

Неизвестно, какой стул окажется крепче. Но по итогам прошлого года доля России по влиянию на экономику Беларуси возросла еще больше, а доля Запада, наоборот, уменьшилась. Сейчас страна развивается по социально-экономической модели, которая не позволяет пока ничего резко менять.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– «Поворачиваться» Беларусь в 2017 году будет в ту сторону, где больше всего «пахнет» деньгами. До сих пор самый сильный запах денег шел с Востока, из России. Но теперь РФ сама переживает кризис, поэтому получать деньги оттуда станет труднее.

Ситуация сейчас крайне сложная. Белорусские власти будут искать все возможные источники финансирования. А Запад – это еще один потенциальный источник, который, возможно, и не принесет той прибыли, на какую рассчитывают власти.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

– Паварот на Усход, які працягваецца ўжо 20 гадоў, зараз дае негатыўны эфект. Таму што ў Расіі цяпер таксама не самы лепшы час. І адносіны з Еўрасаюзам, мабыць, атрымаюць нейкае паляпшэнне. Развівацца гэтыя адносіны будуць і далей. ЕС аказвае эканамічную дапамогу Беларусі, спрабуе неяк падтрымаць дзяржаўную самастойнасць.

Але не трэба спадзявацца на тое, што еўрапейскія палітыкі, са сваі мі шматлікімі праблемамі, будуць моцна займацца праблемамі Беларусі. Цяпер наог ул трэба спадзявацца толькі на самога сябе.

Об отмене виз для западных стран и активной белорусизации

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Отмена визового режима для США и стран ЕС - это попытка найти новые механизмы экономического развития, потому что приток туристов в любую страну - это важный экономический фактор. В Беларуси эта сфера пока развита слабо. П оэтому отмена визового режима - это попытка властей привлечь туристов в страну, чтобы они здесь оставляли свои деньги. Можно еще назвать это попыткой найти новую отдушину для бюджета, для развития экономики.

Что касается активной беларусизации, то это попытка сформировать хоть какую национальную идентичность. Эта тема стала очень важной после того, что произошло с Крымом.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– Безвизовый режим - это попытка властей привлечь туристов. Тут мы, конечно, лет на 15 опоздали. Но опыт украинцев в этом вопросе показывает, что безвизовый режим оправдывает себя. Туристы приезжают и оставляют деньги. Да и дорогостоящие отели, построенные к чемпионату мира по хоккею, нужно кем-то заполнять. Сейчас они заполняются процентов на 15. А разве этого достаточно? И власти понимают, что западные туристы едут в Беларусь с деньгами, что они будут оставлять деньги здесь. Важно только создать более удобные условия для этого. И безвизовый режим - это, надо сказать, достаточно удобно. Также я считаю, что здесь есть некий политический аспект. Ведь чем больше европейцев будет в Беларуси, тем больше возможностей для нашей оппозиции продвигать свои идеи.

А вот насчет белорусизации, то я бы не назвал ее активной. Она, скорее, мягкая такая, фрагментарная. Лукашенко понимает, что он теряет часть электората, и пытается хоть как-то его вернуть или найти новых людей, которые к нему относятся хотя бы нейтрально.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

Адмяніць візавы рэжым трэба было ўжо даўно. Дастаткова толькі глянуць на Львоў – і ўсё становіцца зразумела. Вялікая колькасць турыстаў дазваляе сцвярджаць, што адмена платных віз мае свае вынікі .

Але ш мат чаго залежыць ад таго, колькі турысту трэба заплаціць за побыт у якой-небудзь краіне. К алі раней віза каштавала вялікія грошы, ніхто асабліва не жадаў ехаць у Беларусь.

Калі гаварыць аб беларусізацыі, то ніякай актыўнасці я ў гэтым плане не бачу. Калі па краіне будзе хаця б 50% беларускамоўных школ, тады можна будзе сказаць, што вось цяпер беларусізацыя сапраўды актывізавалася .

Что ждет Беларусь в 2017 году

Валерий Карбалевич, политический эксперт:
– Один из главных вопросов, которые будут решаться в этом году, - как отдать государственный долг, который с каждым годом увеличивается. Экономика - это главный фактор, который влияет на жизнь белорусов.

Но на мой взгляд, в 2017 году кризис будет продолжаться. И лучше в ближайшее время не станет. Потому что модель поведения Беларуси в экономике не эффективна и зашла в тупик. Ее надо менять, но власти не хотят этого делать. Потому что такая модель - это оптимальная форма, позволяющая эту самую власть удержать.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– То, что будет в 2017 году, предсказать трудно. Есть два сценария: оптимистичный и пессимистичный. Оптимисты считают, что власти будут разворачиваться в сторону Европы, и пойдут на какие-то серьезные уступки.

Пессимисты указывают на внутренние и внешние риски. Внешние риски - это угроза со стороны России, ее присутствие в Беларуси в экономическом и военном плане. Можно также утверждать, что «молочные», «газовые» и «нефтяные» войны между нашими странами будут продолжаться и дальше.

А внутренняя ситуация может усложниться до такой степени, что я не исключаю полной остановки работы многих крупных заводов. Мне кажется, не за горами бунты озлобленных людей, которым просто не за что жить.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:
– Мы не можам прагназаваць нешта канкрэтнае. Рашэнні ў нашай краіне прымаюцца даволі закрыта, таму сказаць дакладна аб тым, што будзе, нельга. Аднак крызіс, які цягнуўся весь 2016 год, будзе працягвацца і далей.

Нішто не гаворыць аб тым, што нас чакае нейкае паляпшэнне ў бліжайшы час – мы бачым, што эканамічныя канфлікты памі ж Беларуссю і Расі яй працягваюць разгарацца . Усе гэта накладаецца на ўнутраны эканамічны крызіс. П ростым людзям будзе цяжка. Таму простыя людзі павінны больш часу і ўвагі аддаваць абароне сваіх правоў.