Что такое индивидуальный персонифицированный учет граждан

Сведения о гражданах, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования (СОПС), обрабатываются и хранятся с помощью индивидуального или персонифицированного учета (ПУ). Система в России заработала еще в 2002 г., ее основным страховым принципом является обеспечение в будущем граждан пенсиями за счет того, что на протяжении трудовой деятельности с них взимаются и перечисляются в ПФР взносы.

Начисляют и уплачивают взносы с доходов граждан работодатели, у которых они могут трудиться в разные периоды жизни. Участником системы может стать только официально трудоустроенный гражданин, подать о нем сведения должен работодатель. После регистрации участника поставят на персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, и он сможет постепенно формировать пенсионные права.

Со временем сведения о гражданине будут накапливаться в базах данных СОПС. Важными является информация о трудовом стаже, местах работы, периодах трудовой деятельности, доходах, перечисленных страховых взносах (СВ). Сведения о гражданах являются индивидуальными.

Зарегистрироваться в системе может не только совершеннолетний гражданин РФ, но и подросток или ребенок, а также нерезидент и лицо без гражданства. Застрахованные лица (ЗЛ), кроме несовершеннолетних, должны трудиться у страхователя (работодателя) на основании трудового договора, или другого, чтобы он смог подать о работнике сведения.

При регистрации каждому участнику открывается лицевой счет с индивидуальным страховым номером (СНИЛС). В дальнейшем номер используется для идентификации сведений о гражданине. Каждому участнику выдается страховое свидетельство (СС) в виде пластиковой карточки зеленого цвета.

На нем, кроме СНИЛС, находятся личные данные застрахованного лица: Ф., И., О., пол, дата и место рождения, дата регистрации в СОПС. Благодаря регистрации в СОПС в дальнейшем лицо сможет реализовать свои права на пенсию. Для ПУ ежеквартально работодатели передают сведения о работниках в ПФ, оформленные на специальных бланках утвержденного образца, их достаточно много.

В Инструкции № 987н о ПУ сказано, что учет представляет собой:

  • регистрацию лиц;
  • сбор различных сведений, которые касаются трудовой деятельности;
  • обработку информации;
  • информирование участников системы о состоянии их лицевых счетов с учетом результатов по инвестированию средств для формирования накопительной части;
  • в дальнейшем установление и корректировку размера пенсии.

Начиная с 2011 г. сведения от страхователей должны поступать только в электронном виде, если среднесписочная численность работников составляет больше 50 человек. В остальных случаях разрешается их подавать на бумажных носителях. Сведения, которые являются индивидуальными о ЗЛ, формируются работодателем на основании , приказов, кадровых документов и других.

Общие положения по закону

Закон о ПУ в системе ОПС № 27 был принят в 1995 г. и вступил в действие с 01 апреля 1996 г. На протяжении последних лет в него вносилось немало дополнений и изменений. Законом устанавливается правовая основа и принципы ПУ сведений о лицах, которые имеют право на получение пенсий, социальной помощи и другой государственной материальной поддержки.

Глава 1 закона «Общие положения» включает несколько статей:

1-я статья В ней даются понятия и формулировки, относящиеся к закону.
  • ЗЛ следует считать граждан, которые имеют право на получении пенсии в настоящий момент или в будущем. К ним относятся также и те, кто сегодня еще занимается трудовой деятельностью, но имеет право на оформление пенсии по старости досрочно. Все эти лица должны были ранее уплачивать страховые взносы.
  • К страхователям следует относить юридических лиц, которые осуществляют деятельность на территории РФ, они оплачивают взносы за наемных работников. Некоторая категория физ. лиц имеет право платить взносы самостоятельно, к ним относятся ИП, граждане, занимающиеся юридической практикой, другие.
  • Страховые взносы делятся на обязательные и дополнительные, которые отправляются на увеличение накопительной части с возможностью инвестирования.
  • Под индивидуальным лицевым счетом (ИЛС) следует понимать документ, который хранится в электронном виде в базах данных ПФ. Информацию, которая в нем находится, можно обрабатывать программными средствами. На специальной и профессиональной части счета происходит формирование за счет поступающих взносов накопительной части и доходов от их инвестирования.
  • Профессиональный стаж складывается из продолжительности периодов трудовой деятельности застрахованной особы на различных местах работы в условиях, которые признаются законодательством опасными и вредными.
  • Отчетным периодом следует считать срок, за который страхователь подает в ПФ сведения о застрахованном работнике для ПУ.
  • С помощью информационной системы ПФ через Личный кабинет любой участник СОПС имеет возможность получать необходимую информацию о своем лицевом счете.
2-я статья Здесь законодатель излагает правовую основу ПУ. Ее составляют различные нормативные акты федерального значения: Конституция РФ, настоящий закон и другие.

Центральные условия

Далее, закон содержит положения о правах и обязанностях страхователей и ЗЛ, ответственности за невыполнение требований законодателя, цели и принцип работы программы ОПС. Отдельно рассматривается вопрос контроля за документами, и какие сведения о ЗЛ являются обязательными для ПУ.

Права, обязанности и ответственность лиц

Данные моменты рассматриваются в главе 3-й закона:

ЗЛ имеют право:
  • бесплатно получать сведения о состоянии своего лицевого счета через Личный кабинет, телекоммуникационный канал связи, по почте письмом с уведомлением, на электронку;
  • получать бесплатно копию сведений о себе, которые были представлены работодателем в ПФ или налоговую;
  • при несогласии с информацией в ИЛС, обращаться для ее исправления с заявлением в ПФ или НС, в суд.
ЗЛ обязаны:
  • проходить регистрацию в ПФ;
  • получать страховые свидетельства ОПС, в дальнейшем хранить их и предъявлять при необходимости, при утрате обращаться в территориальное отделение ПФ;
  • сообщать в ПФ об изменениях в личных данных и других сведениях, касающихся трудовой деятельности;
  • подавать по требованию Фонда документы, в которых хранятся сведения, необходимые для ПУ и включения в ИЛС.
Права страхователя, он может:
  • требовать от ЗЛ предоставления страхового свидетельства при поступлении на работу и других сведений;
  • проверять сведения, переданные ему работником, по согласованию с ПФ.
Обязанности страхователя:
  • предъявлять в ПФ сведения о ЗЛ согласно срокам, установленным законодателем;
  • получать в ПФ страховые свидетельства и их дубликаты для выдачи работникам;
  • выдавать СС сотрудникам под подпись;
  • передавать сотрудникам копию индивидуальных сведений, которые были представлены в ПФ для ПУ;
  • контролировать реквизиты СС в соответствии с документами ЗЛ.
Государственный ПФ имеет право:
  • требовать от ЗЛ оплаты взносов;
  • обрабатывать сведения о ЗЛ, предоставленные для ПУ (корректировать, вносить уточнения);
  • получать от негосударственных ПФ и НС информацию о пенсионных правах ЗЛ.
ПФ обязаны:
  • своевременно включать в ИЛС сведения в отношении ЗЛ, которые представляются страхователями и НС, а также физлицами, перечисляющими взносы самостоятельно;
  • контролировать правильность представленных сведений;
  • бесплатно, в течение 10 дней информировать ЗЛ о состоянии ИЛС и других данных способом, который он укажет в заявлении;
  • разъяснять страхователям и ЗЛ их обязанности и права, технологию ПУ, порядок представления сведений с помощью унифицированных форм;
  • отдельно учитывать на ИЛС суммы взносов, которые направляются на накопительную часть и дополнительные СС, уплаченные работодателями в пользу ЗЛ, и другие;
  • сообщать ЗЛ обо всех изменениях, которые были внесены на ИЛС;
  • представлять необходимую информацию о ЗЛ Фонду ОМС, негосударственным ПФ;
  • представлять ЗЛ доступ к инфосистеме ПФ, которой можно пользоваться через Личный кабинет.

Органы ПФ, должностные лица, в них работающие, страхователи и ЗЛ несут ответственность за невыполнение положений закона. На должностных лиц возлагается ответственность следить за хранением и передачей индивидуальных сведений о ЗЛ, ограничивать доступ к конфиденциальной информации и защищать ее.

Лица, которые будут незаконно удерживать доступ к информации, нарушать режим защиты и др., несут ответственность согласно Уголовному, Гражданскому кодексу и КоАП. Страхователи, которые нарушат режим подачи сведений, будут привлечены к материальной ответственности в размере 500 руб. за каждого ЗЛ.

При нарушении страхователем порядка предоставления отчетности в электронном виде, на него возлагается штраф в размере 1000 руб. Если страхователем отчетность была направлена в ПФ с ошибкой, ему отводится 5 дней для ее исправления.

Если факт правонарушения будет установлен должностным лицом ПФ, он обязан составить акт и подписать его вместе с нарушителем. Далее, рассматривает акт и привлекает нарушителя к ответственности руководитель территориального отделения ПФ.

Цели и принцип действия программы

В законе рассматриваются цели ПУ:

  • создать условия для назначения страховой и накопительной части пенсии ЗЛ по результатам их трудовой деятельности;
  • обеспечить достоверность предоставляемых сведений о ЗЛ;
  • создать информационную базу, которая позволит реализовать пенсионное законодательство, и чтобы с ее помощью можно было оценивать обязательства перед ЗЛ по выплате различных пенсий;
  • развивать заинтересованность ЗЛ в уплате взносов в ПФ и одновременно контролировать платежи;
  • предоставить информационную поддержку государству в вопросе прогнозирования расходов, связанных с выплатой пенсий, определения тарифа для начисления СВ;
  • упростить порядок назначения пенсий;
  • другие.

Работа программы основывается на нескольких принципах, с помощью которых достигается качество учета ЗЛ:

  • единство и федеральный характер ОПС в стране;
  • всеобщность и обязательность уплаты СВ;
  • учет сведений и доступ к личной информации ЗЛ;
  • использование сведений о ЗЛ другими системами страхования (медицинского, социального);
  • контроль соответствия предоставленной информации в отчетах страхователями фактически поступившим суммах СВ;
  • осуществление ПУ каждого участника на протяжении всей трудовой деятельности, чтобы в дальнейшем сведения были использованы при назначении пенсии;
  • другие.

Контроль документации

Работодатели обязаны представлять информацию в ПФ в виде отчетов:

  • индивидуальные сведения о стаже работника и начисленных СВ на ОПС подаются по формам и СЗВ-4-2;
  • для описи передаваемых документов необходимо использовать форму АДВ-6-1;
  • учет уплаты СВ оформляется в ведомости по форме АДВ-11;
  • список ЗЛ можно подавать в произвольной форме.

Инструкция по заполнению бланков утверждена Постановлением правительства № 192н. После заполнения бланков их следует формировать в пачки в количестве не больше 200 документов одного наименования. В пачке, где содержаться заполненные бланки СЗВ-4-2 должны храниться сведения о не больше, чем 200 застрахованных работниках.

Сведения о сотрудниках формируются в пачки отдельно по:

  • ЗЛ, которые выходят на пенсию;
  • различным категориям ЗЛ;
  • корректирующим данным;
  • отменяющим данным.

К оформлению пачек с документами предъявляются особые требования:

  • они прошиваются специальным образом и нумеруются;
  • обязательно каждая пачка должна содержать список ЗЛ;
  • каждый документ в пачке должен заверяться печатью, подписью и соответствующей записью руководителя.

Подготовленные сведения сдаются в ПФ согласно срокам, установленным законодателем. В дальнейшем ПФ не только обрабатывает данные о ЗЛ, но и контролирует достоверность представленной информации. Это происходит путем проверок, которые проводятся сотрудниками ПФ.

Они обязаны требовать у работодателей для сверки данных различные документы, справки и другую информацию, которая подтвердит начисление и перечисление СВ, длительность трудового стажа для досрочного назначения пенсии, другое. Если в результате проверки будут обнаружены расхождения, то ПФ обязан направить работодателю уведомление об их устранении.

Для представления в Фонд уточненных данных страхователю отводится 2 недели. Если страхователь не сделает этого, то ПФ разрешено самостоятельно внести изменения в ИЛС сотрудников предприятия на основании данных проведенной проверки. На случай ликвидации страхователя гражданину разрешается подавать в ПФ заявление и необходимые документы, чтобы на их основании Фонд мог самостоятельно внести уточнения в ИЛС.

Обязательные данные

Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования необходим, чтобы программа ОПС могла эффективно работать на государственном уровне.

ИЛС, которые открываются застрахованным лицам, состоят из 3 частей:

Общая В ней указываются сведения об:
  • индивидуальном номере, который присваивается каждому ЗЛ ();
  • Ф. И. О. и фамилии, которая была дана ЗЛ при рождении (записывается в свидетельстве);
  • дате и месте рождения;
  • адресе постоянной регистрации;
  • паспортных данных;
  • гражданстве;
  • дате регистрации в ПФ в качестве ЗЛ;
  • периодах трудовой деятельности или иной, которая может включаться в СС, связанный с работой в особых условиях труда;
  • доходах, на которые были начислены взносы;
  • сумме начисленных и уплаченных СВ;
  • других.
Специальная В ней указываются данные о:
  • СВ, которые поступили на накопительную часть пенсии;
  • управляющей компании или негосударственном ПФ, куда ЗЛ желает инвестировать средства;
  • ежегодной передаче средств на инвестирование;
  • доходах от инвестирования;
  • о смене управляющей компании или негосударственного ПФ;
  • других.
Профессиональная В ней указываются данные о:
  • суммах взносов, уплаченных за ЗЛ, которому положено досрочное назначение пенсии;
  • инвестиционном доходе;
  • продолжительности профессионального стажа;
  • суммах осуществленных выплат.

В специальной и профессиональной части ИЛС может содержаться и другая информация.

Организация персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования

Органом, который обязан осуществлять ПУ, является ПФР. В него поступают сведения о лицах, которых требуется застраховать, он обрабатывает их, открывает ИЛС, а затем на протяжении всей трудовой деятельности лица корректирует о нем информацию. После смерти ЗЛ информация в течение месяца передается в территориальное отделение ПФ.

Сведения, которые хранятся в ИЛС, относятся к конфиденциальной информации. После открытия ИЛС участнику СОПС выдается свидетельство с индивидуальным номером. Обязанность получать в ПФ и выдавать ЗЛ свидетельства возлагается на страхователей.

Если гражданин уплачивает взносы самостоятельно, то он может сам получить свидетельство в ПФ. При потере документа гражданин обращается с заявлением к страхователю о восстановлении, последний передает прошение в ПФ.

Страхователи передают постоянно в ПФ сведения обо всех наемных работниках, на доходы которых начисляются взносы. Если гражданин является официально безработным и находится на учете в центре занятости, то центр передает сведения о нем в ПФ.

Информация о ЗЛ может передаваться на бумажных носителях или в электронном виде, в последнем случае страхователю необходимо иметь . Копия переданных сведений сохраняется у страхователя. Документы на бумажных носителях или в электронном виде хранятся в ПФ 6 лет.

Сведения должны передаваться страхователями (предприятиями, ИП) в случаях, когда происходит:

  • постановка гражданина на ПУ впервые;
  • прием на работу;
  • ликвидация или реорганизация юрлица, прекращение деятельности ИП или другого работодателя;
  • потеря страхового свидетельства;
  • изменение личных данных гражданина.

Если физлицо платит СВ самостоятельно, то оно представляет информацию для ПУ так же, как и остальные работодатели. Дополнительно информация о ЗЛ подается в виде ежеквартальной и годовой отчетности в сроки, установленные законодателем.

Выдача пособий

Государственные пособия являются денежными выплатами, которые призваны обеспечить недостаток финансов у гражданина, потерявшего работу (доход). Выплаты могут быть назначены только на время, в отличие от трудовых пенсий, назначаемых пожизненно.

Безработным является трудоспособный гражданин, который не имеет работы и официальных доходов, зарегистрировался в центре занятости. Также гражданин, будучи безработным, должен находиться в поиске работы.

После подачи документов в центр занятости, последний должен признать гражданина безработным и поставить на учет. Безработным устанавливается пособие в процентном отношении от среднего заработка за последние 3 месяца или в кратном от минимального размера пособия, установленного законодательством.

Для определенных категорий граждан применяются повышающие коэффициенты. Для граждан, которые пострадали в результате катастрофы, связанной с выбросом радиоактивных веществ, но в данный момент являются безработными, государство выплачивает дополнительные пособия. В любом случае пособие начисляется с дня признания гражданина безработным.

Выплата может осуществляться только на протяжении года после постановки на учет, но необходимо сказать, что на него можно становится неоднократно. Выплаты осуществляются государством ежемесячно, как только безработный проходит перерегистрацию.

Минимальный и максимальный размер пособия ежегодно устанавливает правительство. Выплата прекращается, когда гражданин снимается с учета. В некоторых случаях ее могут приостанавливать на срок 3 месяца.

Навигация по статье

Где бы гражданин ни работал за всю свою жизнь (по совместительству в том числе), информация о его стаже и взносах в пенсионную систему его работодателей поступает в ПФР и хранится как его персональные сведения .

Участники системы пенсионного страхования

В системе ОПС учавствуют следующие лица:

  1. Страхователи . В системе ОПС представлены индивидуальными предпринимателями, различными организациями, лицами, занимающимися частной практикой, предусмотренной законодательством России, и перечисляющими взносы и за своих работников, и за себя.
  2. Страховщики . ПФР в системе ОПС занимает место центрального администратора. Также в роли страховщика может быть негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
  3. Застрахованные лица . Собственники пенсионных накоплений являются застрахованными лицами, если они выбрали страховщика для пенсионных накоплений или «молчунами», если не писали заявление о переводе средств в управляющую компанию (УК) или НПФ.

Права и обязанности страховщиков, страхователей и застрахованных лиц

У страховщика есть право на:

  • проведение документальных проверок страхователей (могут требовать устранения нарушений в случае их выявления);
  • проведение обмена информацией с органами налогового контроля;
  • распоряжение бюджетом Пенсионного фонда и пр.

В основные обязанности страховщика входит установление, пересчет и выплата пенсионных выплат. В данной связи, страховщик осуществляет другие важные обязанности, которые описаны в статье 13 Федерального закона № 167-ФЗ.

Государство является гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда перед застрахованными гражданами.

Страхователи имеют право на:

  • участие в управлении ОПС;
  • дополнительную уплату взносов своим сотрудникам на ;
  • отстаивать свои права в суде;
  • информационную поддержку от страховщика по вопросам, которые связаны с пенсионным страхованием.

Обязанность страхователя в том, чтобы быть должным образом быть зарегистрированным и перечислять в ПФР вовремя.

Застрахованные лица имеют право:

  • на ознакомление с данными об уплаченных страховых взносах;
  • на качественную реализацию страхового обеспечения из средств бюджета ПФР;
  • по своему усмотрению распоряжаться пенсионными накоплениями.

В обязанности застрахованных граждан входит предоставление страховщику документов, в которых содержатся достоверные данные, на основании которых устанавливается и выплачивается пенсионное обеспечение. При каких-либо изменениях, способных оказать влияние на выплаты, своевременно сообщать об этом страховщику.

Предоставление сведений и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд

С 1 апреля 2016 года страхователи обязаны ежемесячно предоставлять в ПФР индивидуальные сведения, которые формируются из кадровых документов и данных бухгалтерского учета.

Также страхователь ежемесячно осуществляет уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в процентном соотношении с заработной платой сотрудника. Предельный размер базы для начисления взносов определяется соответственно принимаемым постановлениям и в 2018 году он равен 1021 тыс. рублей (в 2017 составлял 876 тыс. рублей).

Страхователь, в том числе и (ИП, нотариусы, адвокаты и т.п.), также должен перечислять взносы за себя самостоятельно, размер которых зависит от МРОТ.

В тех ситуациях, когда работа была предоставлена без официального оформления и, соответственно, без представления информации в ПФР, гражданин рискует остаться без подтвержденного страхового стажа, что в первую очередь повлияет на право получения пенсионного обеспечения и на его конечный .

Сущность и значение индивидуального (персонифицированного учета) в системе государственного пенсионного страхования

Смысл проекта индивидуального (персонифицированного) учета заключается в том, что показатели, определяющие пенсионные права каждого застрахованного лица, фиксируются не в момент обращения этого лица за пенсией, как было до 1995 года, а в реальном времени его трудовой деятельности. Персональные данные накапливаются и хранятся исключительно в электронной форме в Пенсионном фонде Российской Федерации. На сохранность, целостность и защищенность информации, поступившей в систему персонифицированного учета ПФР, не влияет качество последующей деятельности и существование организаций, представивших сведения персонифицированного учета за своих работников. Информация обо всех уплаченных за застрахованное лицо страховых взносах хранится в единственном индивидуальном лицевом счете гражданина, даже если у него одновременно несколько работодателей, находящихся в разных субъектах Российской Федерации. Люди избавлены от необходимости приносить справки от страхователей (работодателей) за период после 1 января 2002 года, даже если обращающийся за пенсией в каком-то регионе гражданин в этот период жил и работал на территории другого субъекта Федерации. Это стало нормой деятельности пенсионной системы и включено в нормативные документы, регулирующие ее работу. Сейчас не вызывает удивления, что человек, проработавший всю жизнь в Магаданской области, может, переехав в Краснодарский край, обратиться за пенсией в таком же порядке, как местные жители, и пенсия ему будет назначена в те же сроки.

Информация о пенсионных правах граждан, включаемая в их индивидуальные лицевые счета, носит объективный характер, поскольку подтверждена суммами поступивших в ПФР страховых взносов страхователей. Поэтому внедрение персонифицированного учета и назначение пенсий на его основе остановило и предотвратило массовое распространение фальшивых справок о заработке от работодателей, которые появлялись в начале 90-х годов (к 1997 году, по данным Главного контрольно- ревизионного управления ПФР, такие справки составляли 17, 2% от числа проверенных).

Ежегодно информационные ресурсы персонифицированного учета пополняются данными около 85 млн. документов, которые поступают от страхователей практически полностью в электронной форме, в том числе и через Интернет. При этом используется электрона цифровая подпись (в 2007 году 69 тыс. страхователей представили сведения персонифицированного учета в электронной форме с электронной цифровой подписью на 19, 8 млн. застрахованных лиц).

Для пенсионной системы Российской Федерации реализованный в ПФР проект персонифицированного учета создал механизмы и технологии заблаговременной подготовки информационно-правовой основы для назначения пенсии по старости тем гражданам, у которых приближается пенсионный возраст. Персонифицированный учет - это один из тех факторов, который обеспечил возможность к середине 2007 года назначать до 94% пенсий в течение 10 дней. Сиваков А.С. Индивидуальный (персонифицированный учет) // Труд и социальные отношения.-2007.-№1.-С.23-25

Благодаря онлайновому доступу к информационным ресурсам персонифицированного учета в настоящее время имеется возможность предоставлять государственные социальные услуги населению на качественно новом уровне: непосредственно в процессе обращения граждан в территориальные органы ПФР, в том числе через информационные терминалы самообслуживания (инфоматы). Более того, такие услуги оказываются мобильными клиентскими службами ПФР, которые систематически приезжают в малочисленные намеленные пункты для предоставления консультаций гражданам этих населенных пунктов и приема от них документов и работают в удаленном защищенном режиме с базами данных, находящимися в отделениях ПФР на расстоянии до нескольких сот километров. Аналогичным образом из мобильных клиентских служб производится доступ и к информационным ресурсам получателей пенсий.

В системе персонифицированного учета ПФР хранятся сведения заявлений, в которых застрахованные лица изъявляют свою волю в выборе управляющих компаний для инвестирования средств пенсионных накоплений, учтенных в их индивидуальных лицевых счетах, или в передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды для осуществления обязательного пенсионного страхования. Без персональных данных, содержащихся в системе индивидуального (персонифицированного) учета, реализация пенсионного законодательства в части накопительной составляющей пенсии не могла бы быть осуществлена.

Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определил порядок преобразования (конвертации) пенсионных прав, заработанных гражданами до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, являющийся основным показателем новой пенсионной формулы. В ПРФ обеспечивается информационная и технологическая готовность для включения в систему персонифицированного учета соответствующих данных. Проблема конвертации пенсионных прав граждан должна найти свое завершение в 2013 году. До этого года согласно статье 30 вышеназванного Федерального закона конвертация осуществляется для тех граждан, которым назначаются пенсии, в процессе назначения (одновременно с назначением).

Таким образом, после рассылки результатов конвертации застрахованным лицам с целью проверки ими этих результатов и возможных уточнений будет в полной мере реализована возможность назначения трудовых пенсий по старости без предоставления документов, подтверждающих стаж и заработок, в том числе и за период до 2002 года, поскольку все данные о страховом стаже и расчетном пенсионном капитале уже будут содержаться в актуальном и проверенном гражданами состоянии в системе персонифицированного учета.

С использованием данных индивидуального (персонифицированного) учета осуществляется информационное обеспечение ежегодного процесса корректировки и перерасчета страховой части трудовых пенсий. Так, для проведения указанных работ в 2007 году из информационных ресурсов персонифицированного учета получено 8 241 848 выписок из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Полномасштабное внедрение персонифицированного учета дало возможность принять соответствующие нормы федерального законодательства - Федеральный закон от 24.07.2002г.№ 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2003г.№ 422 и с 2003 года информировать все занятое население Российской Федерации о заработанных гражданами пенсионных правах путем рассылки извещений с персональными данными о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Ежегодно осуществляется информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов (до 1 сентября) и о состоянии общей (страховой) части их индивидуальных лицевых счетов (до 31 декабря).

Информация, содержащаяся в извещении Пенсионного фонда, создает возможность работающим гражданам контролировать уплату страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осознанно принимать решения о выборе управляющей компании и инвестировании страховых взносов на накопительную часть пенсии. Увидев из извещений ПФР, что работодатель не уплачивает за них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, граждане обращаются в суд с исками об обязании работодателей к уплате страховых взносов. Как правило, третьей стороной по этим искам выступает соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Но зачастую граждане не отслеживают данную информацию, что приводит к весьма неблагоприятным последствиям в будущем.

Существует более перспективная и экономичная технология информирования граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов - это использование социальной карты и сети информационных терминалов. В 2007 году данную технологию ПФР отработал с правительством Ханты-мансийского автономного округа. Фактически впервые были объединены информационные сети субъекта Российской Федерации и федерального ведомства для предоставления государственных информационных услуг гражданам.

Ценность информационных ресурсов персонифицированного учета заключается не только в использовании в установленном законодательством порядке содержащихся в них персональных данных граждан, но также и в обеспечении обезличенными статистическими данными процессов составления бюджета ПФР и актуарных расчетов, позволяющих оценить финансовое состояние пенсионной системы на перспективу. На основе этих ресурсов рассчитывается численность работающих граждан в стране по категориям и определяется средняя официальная заработная плата (доход) по этим категориям. Поскольку эти данные подтверждены уплатой страховых взносов, достоверность их достаточно высока, что предопределяет и точность расчетов. Межотраслевое использование статистики персонифицированного учета, в том числе для анализа рынка труда и миграции населения, занятого в официальном секторе экономики, может быть расширено при соответствующем обеспечении ПФР ресурсами. К этому, безусловно, следует стремиться.

На основе анализа данных персонифицированного учета могут быть получены даже несколько неожиданные результаты. Например, эти данные свидетельствуют, что в одном из регионов Приволжского федерального округа в 2006 году среднемесячная заработная плата была меньше или равной среднему по стране размеру трудовой пенсии по старости (3378, 16 руб.) у 51,19% от общего количества работавших в регионе граждан.

Система персонифицированного учета позволяет отделениям ПФР решать следующую важную проблему - определять начисленную среднюю заработную плату по каждому страхователю и на этой основе совместно с органами власти субъекта Федерации добиваться, чтобы эта заработная плата была не ниже минимума, установленного в субъекте Федерации. Например, отделением ПФР по Республике Башкортостан на 01.01.2006г. было выявлено 5467 страхователей, у которых начисленная заработная плата была ниже минимума, установленного в республике, и за год (к 01.01.2007г.) это количество было снижено до 3016. Такая работа многими отделениями ПФР осуществляется совместно с профсоюзными организациями и трехсторонними комиссиями в субъектах Российской Федерации.

Подобное использование данных персонифицированного учета в управленческой деятельности в субъектах Российской Федерации, по-моему мнению, повышает эффективность контроля за соблюдением прав работающего населения.

Необходимо отметить, что проект персонифицированного учета в силу объема информации, количества клиентов мог быть реализован только с использованием современных информационных технологий. Колесник А.П. Персонифицированный учет как отображение в пенсионной системе России трудовой деятельности каждого гражданина // Пенсия.-2008.- №3.-С.43-47

Курсовая работа

Тема: «Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования»



Введение

2 Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода

2 Единая пенсионная служба

Заключение

Библиография


Введение


Среди важнейших преобразований в социальной политике государства особое место занимает реформирование пенсионной системы, которая затрагивает интересы нескольких поколений на протяжении достаточно долгого времени. Необходимость реформирования связана с теми негативными демографическими изменениями, которые происходят в нашей стране сейчас и которые, как считают демографы и социологи, обострятся в ближайшие десять - двадцать лет.

Индивидуальному (персонифицированному) учету - одному из важнейших направлений реформирования пенсионной системы в Российской Федерации - посвящена настоящая курсовая работа.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время эта проблема стала особенно значима для науки и практики; необходимо искать новые подходы в решении задач материального обеспечения нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Этим вопросом занимаются многие теоретики и исследователи. Данной теме посвящены статьи в периодических изданиях и монографии российских и зарубежных ученых, таких как Б. Богишич, О. Лабур, Д. Милль, О. Конт, Г. Спенсер, С. Афанасьев, В. Белякин и др. Как правило, информация по данной проблеме, изложенная в учебной литературе, имеет общий характер, а в современных монографиях по этой теме анализируются более узкие вопросы проблемы.

Объектом исследования является сфера социально-экономических отношений в области социального обеспечения, возникающих по поводу получения одной из пенсий, выплаты различного рода пособий, предоставления льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан и др. Предметом исследования выступает сам индивидуальный (персонифицированный) учет.

Персонифицированный учет будет содействовать решению ряда проблем. Так, он приведет механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями, создаст возможность более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране.

Целью данной курсовой работы является анализ и классификация теоретических и практических вопросов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.

Задачи исследования:

дать краткий исторический очерк развития системы государственного пенсионного обеспечения (страхования) в России;

проанализировать понятие, цели, функции и значение индивидуального (персонифицированного) учета;

рассмотреть учет взносов на пенсионное страхование и трудовой стаж застрахованного лица;

рассмотреть основные цели, задачи, функции и значение Пенсионного фонда Российской Федерации;

определить порядок обращения за назначением пенсии с использованием данных персонифицированного учета.

Для исследования в работе применялись общетеоретические методы, такие как аналогия, классификация, анализ и синтез.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и библиографию.

Глава I. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и назначение пенсии


1 Понятие, цели, функции и значение индивидуального (персонифицированного) учета


В соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для государственного пенсионного страхования.

Цели индивидуального (персонифицированного) учета:

создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе) каждого, определяющих размер пенсии при ее назначении;

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначении пенсии на основе страхового стажа застрахованного лица и их страховых взносов;

развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

К основным функциям персонифицированного учета ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" относит:

а) регистрацию застрахованных лиц;

б) сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц за период работы после регистрации и внесение их в лицевые счета;

в) сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, и внесение их в лицевые счета;

г) информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий.

Для реализации задач, поставленных перед отделом персонифицированного учета, ежегодно страхователь подает в территориальный орган ПФР индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах, начисленных и уплаченных за каждое застрахованное лицо. Территориальное отделение ПФ РФ разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и информирует о их состоянии застрахованных лиц. В случае нарушения установленных сроков представления сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, к таким страхователям применяются финансовые санкции.

Индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов занятого населения призван содействовать решению ряда принципиальных проблем.

Во-первых, он должен привести механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.

Во-вторых, без такого учета страховых взносов невозможно развить государственное пенсионное страхование в направление установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Именно такая зависимость должна положительно сказаться на бюджете государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.

В-третьих, персонифицированный учет создает возможность для более точного прогнозирования изменения численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и по отдельным профессиям и, как следствие, более точной оценке необходимых расходов на выплату пенсий, дополнив его контролем со стороны работников.

Как показывает мировая практика, персонифицированный учет застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате налога (взноса) и структуре трудового стажа работников, так как информация, включаемая в индивидуальные лицевые счета, проходит как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами застрахованные лица, а три - органы Пенсионного фонда).

1.2 Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода


Индивидуальный учет строится на следующих принципах:

единства и федерального характера государственного пенсионного страхования в Российской Федерации;

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в обязанности которого входит осуществление индивидуального (персонифицированного) учета;

использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного обеспечения;

соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации;

осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.

Персонифицированный учет застрахованных граждан позволяет привести государственную систему в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.

Факт внедрения персонифицированного учета в практику деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации означает решительный сдвиг в модели пенсионной системы, во всяком случае в ее финансовой части.

С началом полномасштабного использования сведений персонифицированного учета при формировании расходной и доходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации каждый трудоспособный гражданин будет рассматриваться как конкретный источник финансовых ресурсов для собственного обеспечения при наступлении старости, а исчисление размера трудовой пенсии будет производиться не с помощью усредненных бюджетных показателей, а в целом по всему работающему населению.

Также появляется возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления реальной зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных налогов (взносов). Такая зависимость должна положительно повлиять на бюджет государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.

Индивидуальный учет финансовых поступлений каждого застрахованного гражданина должен использоваться в качестве составной части механизма решения проблемы экономического обоснования уровня дифференциации размера трудовой пенсии, что приведет к ее увеличению работникам тех отраслей, которые имеют более высокие заработки, но не получают адекватные им пенсии (гражданская авиация, топливно-энергетический комплекс и др.). Одновременно с этим возникают экономические предпосылки для корректировки порядка перерасчета размера пенсии с учетом инфляционного роста стоимости жизни исходя из конкретных особенностей уплаты налога (взноса) каждым гражданином за весь период трудовой деятельности.

3 Учет взносов (налогов) на пенсионное страхование и трудового стажа застрахованных лиц

Персонифицированный учет в каждом субъекте Российской Федерации включает три стадии:

Регистрацию застрахованных лиц.

Сбор сведений о трудовом стаже и заработке (доходе) и начисленных страховых взносов застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации.

Поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже застрахованных лиц за период, предшествующий начальной регистрации.

Каждое лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, должно быть зарегистрировано в системе государственного пенсионного страхования.

ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" определены общие правила предоставления сведений о застрахованных лицах. В соответствии с этим законом данные сведения предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели должны предоставлять сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также по договорам гражданско-правового характера. Сведения должны быть предоставлены в те территориальные органы Пенсионного фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых работодателями и лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда РФ. Следует отметить, что на застрахованных лиц, признанных безработными, сведения предоставляются органами службы занятости.

Для первоначальной регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета застрахованный должен заполнить анкету застрахованного лица, утвержденную Пенсионным фондом РФ (см. приложение 1).

При приеме на работу по трудовому договору застрахованного лица, не зарегистрировавшегося в системе государственного пенсионного страхования работодатель представляет на это лицо анкету застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в течение двух недель с момента приема на работу или заключения договора. Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью застрахованного лица. На основе представленной анкеты территориальный орган Пенсионного фонда в течение трех недель принимает решение об открытии лицевого счета и оформлении соответствующего страхового свидетельства либо необходимости уточнения представленных сведений.

Согласно ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Пенсионный фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования - документ, подтверждающий регистрацию этого лица в системе государственного пенсионного страхования.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает указанное страховое свидетельство по месту работы. Лица, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, не могут быть субъектами государственного пенсионного страхования, кроме случаев, когда несовершеннолетний получает пенсию по случаю потери кормильца.

Для осуществления работы по обработке информации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования создан Информационный центр персонифицированного учета при Пенсионном фонде Российской Федерации.

С целью наиболее экономичной организации процессов обработки информации и в соответствии с разработанной технологией персонифицированного учета на нижнем уровне структуры Пенсионного фонда Российской Федерации образуются межрайонные пункты персонифицированного учета, которые создаются на базе уже имеющихся в районах и городах пунктов уполномоченных Пенсионного фонда РФ.

Глава II. Органы, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования


1 Пенсионный фонд Российской Федерации: значение, цели, функции


В соответствии ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" обязанность осуществлять индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования законодательно возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" дано определение Пенсионному фонду как государственному учреждению, которое в качестве страховщика осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Как уже отмечалось выше, государственное обеспечение (страхование) в Российской Федерации осуществляется из средств, полученных от страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Получателем страховых взносов является Пенсионный фонд России, который и обеспечивает выплату пенсий гражданам. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления денежными средствами, предназначенными для пенсионного обеспечения граждан.

Образование новой структурной единицы в пенсионной системе государства - Пенсионного фонда Российской Федерации - было узаконено постановлением Верховного Совета РСФСР "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России).

Статус и обязанности Пенсионного фонда России определены Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Поскольку Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, он выполняет необходимые банковские операции в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством о банках и банковской деятельности. При этом денежные средства Пенсионного фонда России находятся в государственной собственности, а сам фонд является некоммерческой организацией. Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Управление деятельностью Пенсионного фонда России осуществляется Правлением, на которое возлагается ответственность за выполнение Пенсионным фондом своих непосредственных обязанностей надлежащим образом. Постоянно действующим органом Правления Пенсионного фонда России является исполнительная дирекция. В состав Правления Пенсионного фонда России могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для контроля деятельности исполнительной дирекции в Пенсионном фонде России создана ревизионная комиссия.

Признание Пенсионного фонда России федеральной государственной собственностью - одна из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, в том числе федеральной, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, хотя и со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством.

Основными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Положением "О пенсионном фонде РФ (России)" являются:

целевой сбор, аккумулирование страховых взносов, а также финансирование из своих средств расходов, определенных названным Положением;

организация работы по взысканию с работодателей и граждан установленных сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца при нарушении норм охраны труда;

капитализация средств Пенсионного фонда России, привлечение к сотрудничеству физических лиц;

осуществление (совместно с налоговыми органами) контроля за своевременным и полным поступлением средств в счет страховых взносов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете", а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных договоров и соглашений по пенсионным вопросам;

изучение и обобщение практики применения нормативных актов по уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и дальнейшее ее совершенствование;

осуществление научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

проведение разъяснительной работы среди пенсионеров и работодателей по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.

Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом России.

Как отмечалось выше, на федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается Правлением Пенсионного фонда России и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В состав руководящего органа - Правления ПФР - входят по должности председатель, первый заместитель, заместитель председателя Правления и исполнительный директор Пенсионного фонда России, а также управляющие несколькими отделениями Пенсионного фонда.

Правление ПФР выполняет следующие функции:

несет ответственность за выполнение функций, относящихся к политике Пенсионного фонда России;

определяет перспективы и насущные задачи Пенсионного фонда России;

утверждает бюджет, смету расходов (включая фонд оплаты труда) региональных отделений ПФР, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты;

назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органов ПФР;

издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда России;

решает другие вопросы, входящие в компетенцию Пенсионного фонда России.

На уровне субъектов Российской Федерации во всех регионах действуют региональные отделения ПФ РФ, включающие аппарат Отделения и службы по назначению, выплате и доставке пенсии, учет и проверку пенсионных прав застрахованных, состоящие из уполномоченных, осуществляющих работу в районах.

Основной задачей регионального Отделения ПФ РФ является организация персонифицированного учет застрахованных граждан, финансирование пенсий и их доставки. Поскольку Пенсионный фонд России не является коммерческой организацией, исключена возможность его участия в коммерческих проектах и сделках, однако он может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Тем не менее, основное предназначение средств Пенсионного фонда Российской Федерации состоит в выплате государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам через органы социальной защиты населения, обеспечение нормального функционирования Пенсионного фонда России и его органов, а также проведение мероприятий, относящихся к сфере социальной защиты населения.

Уполномоченные представители Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от предприятий, организаций, учреждений и граждан необходимые документы и сведения, находящиеся в ведении Пенсионного фонда России, исключая сведения, составляющие коммерческую тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Действия Пенсионного фонда, предпринимаемые для более справедливого распределения средств и учета реального трудового вклада каждого работника, в конечном счете сводятся к изменению принципов учета пенсионных страховых взносов и назначения пенсии, отражающих степень участия в трудовой деятельности каждого отдельного работника. Реализация указанных целей возможна на принципах государственного пенсионного страхования путем внедрения системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных страховых взносов занятого населения.

В соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в большинстве регионов России в настоящее время на базе региональных отделений ПФ РФ созданы службы по назначению, выплате и доставке пенсий, то есть объединены все процессы пенсионного обеспечения от первичного учета застрахованных, оценки пенсионных прав, контроля за поступлением средств и взносов до выплаты и доставки пенсии. При этом функции по непосредственному назначению и выплате пенсии получателям также переданы органам единой пенсионной службы.


2 Единая пенсионная служба


Под единой пенсионной службой понимается объединение в рамках единой организационной структуры всех функций по пенсионному обеспечению от аккумуляции страховых взносов, финансирования пенсионных средств до их расходования - назначения (перерасчета, выплаты и доставки государственных пенсий).

Впервые вопрос о создании Единой пенсионной службы (ЕПС) возник еще в 1990 году, когда готовились документы по образованию Пенсионного фонда СССР. При этом предполагалось, что Пенсионный фонд СССР изначально будет аккумулировать все функции по пенсионному обеспечению. Вопрос о создании ЕПС неоднократно поднимался и потом, но только начиная с 1992 года в некоторых субъектах Федерации в целях ликвидации многозвеньевой структуры управления пенсионным обеспечением функции по назначению (перерасчету) и выплате государственных пенсий стали передаваться из органов социальной защиты населения Пенсионному фонду России.

Объединение основных функций по пенсионному обеспечению (сбор и аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, назначение и перерасчет, выплата и доставка пенсий) осуществлено в Московской области на базе регионального отделения Пенсионного фонда России в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ "О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области" В мае 1993 года итоги этого эксперимента были одобрены Президиумом Верховного Совета Российской Федерации, после чего создание единой пенсионной системы стало одним из направлений деятельности органов пенсионной системы.

Пенсионный фонд строит свои отношения с субъектами Федерации на добровольной основе, причем инициатива создания единых пенсионных служб исходит от глав администраций субъектов Российской Федерации. Передача функций по назначению и выплате пенсий Пенсионным фондом осуществляется путем заключения соответствующих соглашений между администрацией субъекта Российской Федерации и Пенсионным фондом России.

Организационная структура единой пенсионной службы представлена на районном уровне управлениями (пенсионными отделами) Пенсионного фонда России, причем все эти структуры являются юридическими лицами.

Соединение функций сбора и аккумуляции страховых взносов с назначением и перерасчетом пенсии в одной организационной структуре позволило в регионах, работающих в условиях единой пенсионной службы, упростить схему финансирования выплаты пенсий, ликвидировать лишние звенья в процессе движения средств от плательщиков страховых взносов к пенсионерам, сократить срок прохождения денежных средств, исключить случаи нецелевого использования средств в системе, так как они направляются только на выплату государственных пенсий.

В условиях единой пенсионной службы исключены случаи искусственного завышения пенсионными службами заявок на выделение и право расходования средств. Соединение функций по пенсионному обеспечению в одной организационной структуре наряду с общим усилением контроля за расходованием пенсионных средств позволило создать эффективную систему предупредительного контроля. Такой контроль осуществляется при приеме документов, представленных для назначения (перерасчета) пенсий. Причем возможность обращения одновременно к информационной базе плательщиков страховых взносов и к базе данных персонифицированного учета обеспечивает неразрывную связь пенсионных решений с уплатой страховых взносов.

Каждая справка о заработке (стаже), поступившая в пенсионную службу, проверяется не только на наличие данного плательщика страховых взносов в базе данных Пенсионного фонда России, но и на соответствие сведений, содержащихся в справке, информации об уплате страховых взносов, что невозможно сделать при другом способе организации работы, когда пенсионные службы и органы Пенсионного фонда разъединены.

Все существующие в настоящее время региональные отделения единой пенсионной службы были созданы на базе территориальных отделений Пенсионного фонда России путем добровольной передаче субъектами Федерации своих функций по назначению, перерасчету и выплате государственных пенсий соответствующим отделениям.

Работа отделений Пенсионного фонда России в условиях единой пенсионной службы особенно эффективна при реализации ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете", так как к правовой оценке документов, содержащих сведения о стаже, привлекаются работники пенсионных служб.

С введением персонифицированного учета стало выявляться больше зарегистрированных плательщиков и, как следствие, расширилась база для начисления страховых взносов.

Объединение баз данных по поступлению страховых взносов и расходованию средств дало возможность ежедневно формировать баланс по доходам и расходам.

Создание единой пенсионной службы осуществляется в рамках Программы пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации "О программе пенсионной реформы в Российской Федерации" и скорректированной согласно уточненной Программе пенсионной реформы.

Объективной предпосылкой продолжения работы по формированию единой пенсионной службы является принятие ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в соответствии с которым обязанность по своевременной выплате страхового обеспечения возлагается на страховщика, чьи функции в области пенсионного страхования фактически осуществляет Пенсионный фонд России.

Наиболее активно работа по созданию единой пенсионной службы в системе Пенсионного фонда России осуществляется после выхода Указа Президента Российской Федерации "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ", в результате которой за короткий период 2001 года в системе было создано дополнительно около 60 региональных отделений единой пенсионной службы.


3 Негосударственные пенсионные фонды


Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) - некоммерческие финансовые организации, обеспечивающие финансовое содержание пенсионеров за счет их добровольных вложений. Они занимаются обязательным пенсионным страхованием и негосударственным (дополнительным) пенсионным обеспечением.

Негосударственные пенсионные фонды, осуществляя эффективное инвестирование пенсионных накоплений и резервов, позволяют гражданам по достижении пенсионного возраста значительно увеличить размер собственной пенсии.

Виды негосударственных пенсионных фондов:

1.Открытый пенсионный фонд - негосударственный пенсионный фонд, участниками которого могут быть любые физические лица независимо от места и характера их работы;

2.Корпоративный пенсионный фонд - негосударственный пенсионный фонд, основателем которого является юридическое лицо - работодатель или несколько юридических лиц - работодателей и к которому могут присоединяться работодатели - плательщики. Участниками этого фонда могут быть исключительно физические лица, которые находятся (находились) в трудовых отношениях с работодателями - основателями и работодателями - плательщиками этого фонда;

.Профессиональный пенсионный фонд - негосударственный пенсионный фонд, основателем (основателями) которого могут быть объединения юридических лиц - работодателей, объединения физических лиц, включая профессиональные союзы (объединения профессиональных союзов), или физические лица, связанные по роду деятельности (занятий). Участниками такого фонда могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), определенной в Уставе фонда.

Принципы работы фондов.

Пенсионные активы, которые накапливаются в пенсионном фонде, управляющая компания вкладывает в различные виды ценных бумаг с целью получения прибыли. Инвестиционная прибыль распределяется между участниками пенсионного фонда пропорционально суммам, отображенным на их индивидуальных пенсионных счетах, на дату совершения распределения, которое происходит не реже одного раза в месяц.

Участие в каком-либо пенсионном фонде является добровольным, при этом физическое лицо может быть участником одного или нескольких пенсионных фондов. В то же время, если в открытом пенсионном фонде участники могут быть плательщиками в свою пользу, то в корпоративном и профессиональном фондах они могут быть участниками только при условии вступления их работодателя в фонд (корпоративный фонд) или принадлежности к определенной профессии (профессиональный фонд).

Участник негосударственного пенсионного фонда приобретает право на получение негосударственной пенсии по достижении пенсионного возраста, который может быть меньше или больше определенного Законом на 10 лет. До достижения пенсионного возраста выплата пенсии из НПФ возможна при условии признания участника фонда инвалидом, медицински подтвержденного критического состояния здоровья, выезда участника фонда на постоянное местожительство за границу или смерти участника фонда.

В целях соблюдения требований законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов, а также защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет ФСФР России.

Полномочия ФСФР России в области государственного регулирования деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзора и контроля за указанной деятельностью определены Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью», Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам.

Вопросы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов отнесены к компетенции Управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями и Управления информации и мониторинга финансового рынка.

Права и обязанности вкладчиков и участников, а также застрахованных лиц негосударственного пенсионного фонда определяются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными правилами фонда и договором негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионным договором).

В соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета размера накопительной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются правопреемникам, указанным в соответствующем заявлении застрахованного лица, поданном в фонд. В заявлении также устанавливается, в каких долях следует распределить указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и подлежащие выплате правопреемникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

По заявлению правопреемника, пропустившего срок, он может быть восстановлен в судебном порядке. Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами в фонд, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат, порядок расчета сумм таких выплат установлены постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии"

Обязанности фонда в отношении вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными и страховыми правилами фонда, пенсионным договором и договором об обязательном пенсионном страховании.

ФСФР России в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам организует личный прием граждан (вкладчиков, участников, застрахованных лиц фонда и их правопреемников), обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке в качестве адресата указывает Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР России), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд имеет право на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


Заключение


В настоящее время продолжает существовать проблема дефицита денежных средств, предназначенных для выплаты пенсий.

Несмотря на принятие нового пенсионного и налогового законодательств, нормы которых предусматривают ответственность налогоплательщика (по налоговому законодательству) и страхователя, застрахованных лиц, а также страховщика (по пенсионному законодательству), в стране не все организации уплачивают обязательные платежи в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды.

Мне кажется, что существует необходимость внесения изменения в действующее пенсионное и налоговое законодательство, то есть изменений, связанных с возвратом Пенсионному фонду Российской Федерации функции по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, считаю необходимым в этих целях открытие Пенсионным фондом своих расчетных счетов, а также возможность безакцептного списания денежных средств с расчетных счетов недобросовестных страхователей, по результатам документальных и камеральных проверок.

Также существует проблема со сбором и проверкой достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц, необходимых для внесения и изменения информации на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, для последующего назначения и перерасчета пенсии.

В связи с наделением Пенсионного фонда совершенно новыми для него функциями - назначения, выплаты и доставки пенсий - одной из важнейших задач является переквалифицирование кадров самого Пенсионного фонда.

Для этого уже сейчас проводятся совещания-семинары с работниками органов социальной защиты населения, органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства труда и социального развития Российской Федерации по обмену опытом и решению вопросов, возникающих при реализации нового пенсионного законодательства.

пенсионный страхование трудовой стаж

Библиография


1.Конституция Российской Федерации. (с изм. и доп. от 21.07.2014) - М.: Издательство "Юридическая литература".

2.Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (с изм. и доп. от 04.11.2014) //"СЗ РФ" 01.04.1996 г, № 14

.Федеральный закон от 05.05.1997 № 77 "О внесение изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 28.11.2010)// Правовая система "Гарант".

.Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп. от 27.12.2014)// "СЗ РФ", N 19, 11.05.1998, ст. 2071

.Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изм. и доп. от 20.11.2012)// "СЗ РФ", 02.10.2000, № 40, ст. 3936

.Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10.01.2013)// В сборнике: "Пенсионная реформа в Российской Федерации".

.Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 01.01.2010)// "Российская газета" № 192, 31.08.2011 г.

.Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" // "СЗ РФ", 02.10.2000, № 40, ст. 3936

.Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 № 463 (с изм. и доп. от 17.09.1999) "О программе пенсионной реформы в Российской Федерации"

.Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (с изм. и доп. от 5 августа 2000 г) // "СЗ РФ" от 02.01.1992 г., № 48, ст. 3136

.Положение "О пенсионном фонде Российской Федерации (России)" от 27.12.1991 г № 2122-1 (в с изм. и доп. ФЗ от 05.05.1997 г № 77-ФЗ) // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 30.01.1992, № 5, ст. 180

.Аникеева Л.В. "Экономическая основа трудовых пенсий" // "Пенсия" № 3, 2011.

.Афанасьев С.А., Белякин В.Г., Кукушкина И.В. "Реформа системы пенсии по старости в связи с особыми условиями труда" //-М.: "ТОО Ариэль", 2011.

.Галич Г.Е. "Развитие технологии персонифицированного учета"// -М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2013

.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2011.

.Кучмий И.В. "Персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования, контроль и защита пенсионных прав застрахованных лиц"// -М,: ОЛМА Медиа Групп, 2012

.Люблин Ю.З., Афанасьев С.А. "Пенсионная реформа - часть модернизации экономики" // "Пенсия" № 10, 2011.

.Микласиевич А.В. "Реализованные технологии персонифицированного учета и законодательная база" // "Мир книги", 2010

.Полонский Ю. "Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами: Комментарий."// - М.: Издательство "Ось-89", 2011.

.Роик В.Д. "Пенсионная реформа: дорогу осилит идущий"// "Художественная литература", 2010.

.Скворцов А.Д. "Эффективность деятельности единой пенсионной службы" // "Синус", 2011

.Соловьев А.А. "Оформление пенсий: Методические указания". - М.: Издательство "Приор", 2011.

.Соловьев А.К. "Финансовая система государственного пенсионного страхования в России: Монография." // - М.: Издательство "Финансы и статистика", 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования ведет Пенсионный фонд РФ (ст. 5 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Зачем нужен этот учет? На основании индивидуальных сведений ПФР назначает страховые и накопительные пенсии по результатам труда каждого застрахованного лица (ст. 3 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). То есть благодаря данным персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования каждый человек, имеющий право на пенсию, может это право реализовать.

Необходимые сведения в ПФР обязаны представлять страхователи, т. е. работодатели тех самых застрахованных лиц (ст. 11 , 15 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Персонифицированная отчетность в ПФР

Основные индивидуальные сведения на своих работников работодатели подают в рамках ежеквартального расчета РСВ-1 (в последний раз его нужно представить по итогам 2016 года) и ежемесячных форм СЗВ-М. Однако далеко не всю информацию, которая должна быть отражена в базе ПФР, можно передать посредством РСВ-1 и СЗВ-М. Поэтому ПФР разработал и утвердил достаточно большое количество иных форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Последнее их «переутверждение» произошло летом 2016 года (Постановление Правления ПФ РФ от 01.06.2016 № 473п). Среди обновленных форм, с которыми приходится сталкиваться работодателям, такие как:

  • анкета застрахованного лица ();
  • заявление об обмене страхового свидетельства ();
  • заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства ();
  • опись документов, передаваемых страхователем в ПФР ();
  • сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К);
  • сведения о страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии ();
  • и другие.

Отметим, что по сравнению с ранее действовавшими формами их новые версии принципиально не изменились.

Ответственность в системе обязательного пенсионного страхования

За непредставление данных персонифицированного учета в срок и представление неполных или недостоверных данных Законом 27-ФЗ предусмотрены в размере 5% от суммы взносов, начисленных за последние 3 месяца отчетного периода (ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). На практике этот штраф применяется в основном при отражении недостоверной информации в разделе 6 расчета РСВ-1, где как раз указываются индивидуальные сведения на работников.