Что относится к объектам налогообложения. Объект налогообложения

Объектами, подвергающимися налогообложению, считаются: недвижимость, движимое имущество (также имущественные ценности, предоставленные временно в распоряжение, при передаче в доверительное управление ими, обретенное согласно концессионному договору, занесенные в общую деятельность). Данное имущество должно стоять на балансе компании, как ОС порядком, определенным для ведения бухучета, если не предусмотрены прочие положения российским НК (статьи №№378 , 378/1, 378.2).

В этой статье

Имущество, подлежащее налогообложению

Ключевым признаком признания материальных ценностей объектом, подвергающимся налогообложению по , является факт постановки его на счет 01(балансовые средства), 03(прибыльные инвестиции в материальные средства).

Недвижимость

Объект налогообложения по налогу на имущество таковым является для учреждений, если оно является их собственностью (этот факт подтверждает отметка о регистрации имущества в Росреестре).

Участки земли, которые также учтены на балансе ОС, не подлежат имущественному налогообложению. При определении стоимости налога на землю учитывается ее кадастровая стоимость.

Имущественный налог не берется с недостроенных строительных объектов. Это обосновывается тем, что недостроенные сооружения до момента их ввода в эксплуатацию не могут быть зачисленными на баланс предприятия в качестве ОС. Соответственно налог за такую недвижимость платить не нужно.

Движимые имущественные ценности

Необходимо отдельно отметить порядок налогообложения движимых материальных ценностей, к которым относятся: транспортные средства, техническое оборудование, прочие предметы, учитываемые на балансе предприятия, как ОС, без каких-либо признаков недвижимого имущества. На движимые материальные ценности предприятия, состоящие на балансе основных средств, налоговая ставка начисляется исключительно в следующих случаях:

  • если собственность российского предприятия (оборудование, технические средства, пр.), куплены, эксплуатируются фактически за рубежом;
  • налогоплательщик распоряжается имуществом на основе договорного соглашения концессии, то такое имущество подлежит обязательному налогообложению;
  • если движимое имущество передано во временное использование, владение.

В крайнем пункте предметом, подвергающимся налогообложению, считаются движимые материальные ценности организации, предоставленные за пределы российской таможенной территории во временное распоряжение.

Имущественные ценности, не подлежащие налогообложению

Имущество, подлежащее льготному налогообложению

Налоговым Кодексом Росси, прочими положениями действующего российского законодательства также определен порядок льготного налогообложения имущественных ценностей. Льготы согласно документам носят социальный, отраслевой характер. Стопроцентная скидка на налогообложение имущества предоставляется научным, медицинским, религиозным организациям, инвалидам.

Организации, имеющие право на льготы по имущественному налогу Описание
1. Протезные, ортопедические компании Имущественные ценности, безвозмездно полученные (купленные) компанией для производства протезных, ортопедических изделий:
  • оборудование для реабилитации больных (корсеты, бандажи, реклинаторы, туторы);
  • средства, предназначенные для возмещения стойких ограничений жизнедеятельности человека (протезы нижних/верхних конечностей);
  • ортопедическая обувь, стельки.
2. Научные центры В том случае, когда научный центр является госучреждением (на основе постановления российского правительства), принадлежащие ему имущественные ценности налогом не облагаются. Такое же правило распространяется на ВУЗы, если в их собственности находится опытное оборудование, при этом результаты произведенных изысканий учебного учреждения получили мировое признание.
3. Адвокатские, юридические организации Любая организация с адвокатским статусом имеет право стопроцентной льготы на налогообложение имущества.

Исключение : адвокатские конторы категории некоммерческих учреждений.

4. Уголовно-исправительные учреждения Уголовно-исправительные учреждения могут подвергаться обложению налогом имущества на льготных основаниях только, если их собственность эксплуатируется для выполнения основного предназначения данной организации.
5. Организации инвалидов Не подлежат налогообложению в следующих ситуациях:
  • основное направление деятельности учреждения – представление, защита прав инвалидов;
  • если организацию представляет не меньше 80% инвалидов (членов семей);
  • учреждение организованно самими инвалидами.

Не подлежит налогообложению собственность юридических особ, уставной капитал которых на 100% состоит из инвестиций общественных организаций инвалидов. В данном случае льготы не распространяются на следующие материальные средства:

  • применяемые для производства/продажи подакцизной продукции;
  • брокерских (в том числе посреднических) организаций.
6. Религиозные организации Налог не накладывается на собственность организаций, которые зарегистрированы, как юридическое лицо, религиозная группа граждан на добровольных основаниях.
7. Фармацевтические предприятия Не подлежит налогообложению собственность компаний, деятельность которых связана с производством/продажей продуктов фармацевтики. При этом должны быть выполнены обязательно такие условия, как:
  • производитель должен иметь на свою деятельность лицензию;
  • если компания-производитель кроме изготовления/реализации фармацевтической продукции параллельно занимается другим видом деятельности, она должна учитываться отдельным бухучетом.

Важно! Право на освобождение от имущественного налогообложения зависит непосредственно от налогового режима, который используется юридическим лицом. В отношении российского Налоговому Кодексу налогоплательщиками не являются предприятия ИП, деятельность которых основана на патенте, УСН, ЕСХН, ЕНВД.

Налог представляет собой важнейшую экономическую категорию. Она имеет историческую связь с функционированием и развитием любого государства. Рассмотрим далее, что такое объект налогообложения.

Общие сведения

Сущность налога заключается в изъятии государством определенной доли ВВП в пользу бюджета в виде обязательного платежа. Такое разъяснение присутствует в ст. 8, ч. 1 НК. Налог - это обязательный индивидуальный платеж, совершаемый безвозмездно. Он взимается с субъектов в виде отчуждения денежных сумм, принадлежащих им по праву собственности, оперативного управления/хозяйственного ведения. Данные отчисления направляются на финансовое обеспечение деятельности органов муниципальной или государственной власти.

Особенности формирования

Сбор, в соответствии со ст. 17, ч. 1 НК, считается установленным только тогда, когда определены:

  1. Объект и база налогообложения.
  2. Период, в течение которого необходимо совершить платеж.
  3. Порядок исчисления и уплаты.
  4. Ставка.
  5. Субъекты.

Под последними следует понимать граждан и организации, на которых возлагается обязанность платить налоги.

Объекты налогообложения

В качестве них выступают:

  1. Имущество.
  2. Доход/прибыль.
  3. Стоимость проданного товара.
  4. Операции по сбыту продукции (выполнению работ/услуг).
  5. Прочие категории, имеющие стоимостную, физическую либо количественную характеристики.

Данный перечень установлен в ст. 38 НК. В целом объектом налогообложения является все, в отношении чего возникает обязанность осуществлять безвозмездные бюджетные отчисления.

Прочие элементы

Под налоговой базой понимают стоимостную, количественную или прочую характеристику объекта обложения. Эта категория устанавливается в ст. 53 НК. Налоговым периодом называют календарный год либо иной промежуток времени, по завершении которого формируется база и исчисляется сумма платежа. Этот элемент установлен в ст. 55 НК. Ставка - это величина начисления на единицу базы. Порядок и сроки выплат установлены в ст. 57-58 НК.

Объект налогообложения: определение

Законодательством установлены принципы, в соответствии с которыми относительно той или иной категории возникает обязанность осуществлять отчисления в бюджет. В частности, НК устанавливает налог на имущество. Объект налогообложения в данном случае представляет собой различные категории материальных ценностей, находящиеся во владении субъекта (недвижимость, автомобиль и прочее). В качестве товара выступает любой реализуемый или предназначенный для продажи предмет. При регулировании отношений, возникающих в рамках взимания таможенных сборов, объектом налогообложения является и любая материальная ценность, прописанная в Таможенном кодексе. Работой, в отношении которой возникает обязанность совершать отчисления в бюджет, признается любая деятельность, итог которой имеет материальное выражение и направлен на удовлетворение собственных нужд граждан либо предприятий. Услуга также выступает как объект налогообложения. Обязанность производить отчисление в бюджет в этом случае возникает, если результаты деятельности, не имеющие материальной формы, реализуются и потребляются в ходе ее осуществления.

Реализация

Этот элемент также может выступать как объект налогообложения физических лиц или предприятий. Под реализацией продукции, услуги, работы следует понимать соответственно:

  1. Передачу права собственности на изделия от одного субъекта другому.
  2. Оказание услуги одним лицом другому.
  3. Передачу результата выполненной работы.

Реализация не будет выступать как объект налогообложения в случаях:

  1. Выполнения операций, которые связаны с обращением иностранной либо российской валюты (кроме целей нумизматики).
  2. Передачи ОС, НМА либо иных ценностей предприятия его правопреемнику в ходе его реорганизации.
  3. Внесения инвестиций. К ним, в частности, относят вклады в капитал товариществ и обществ, паевые взносы и прочее.
  4. Передачи жилых помещений гражданам в домах муниципального или государственного фонда в ходе приватизации.
  5. Конфискации, наследовании, обращении в собственность брошенных или бесхозных предметов, животных, находки клада, согласно нормам ГК.
  6. Передачи имущества в качестве первоначального вклада участникам хозяйственного товарищества/общества, его правопреемнику/наследнику в процессе:

В НК могут быть предусмотрены и иные случаи, при которых реализация не будет выступать как операция, подлежащая обложению.

Добавленная стоимость

Объект налогообложения НДС - это:

  1. Реализация продукции, услуг и работ на территории РФ, в том числе предметов залога. В эту категорию входит также передача товаров по соглашению о новации или предоставлении отступного.
  2. Продажа изделий для собственных нужд, расходы на которые к вычету не принимаются (через амортизационные расчеты в том числе) при начислении ставки на прибыль предприятия.
  3. Ввоз продукции на таможенную территорию.
  4. Выполнение строительных, монтажных работ для собственных нужд.

Все операции, которые не считаются в соответствии с НК реализацией, не будут выступать как объект налогообложения НДС.

Определение стоимости

Для каждого сбора предусматривается только один объект налогообложения. Формирование того или иного начисления должно иметь обоснования, соответствующие действующему законодательству. В качестве стоимости ценности принимается величина, указанная в договоре между сторонами. Предполагается (пока не доказано иное), что она соответствует рыночному показателю аналогичных товаров, работ, услуг. Учет объектов налогообложения осуществляется плательщиком самостоятельно. Надзорные органы при проведении проверки полноты отчислений в бюджет могут контролировать правильность формирования цен по договорам только в тех случаях, если сделки осуществляются:

  1. Между взаимозависимыми субъектами.
  2. По бартерным (товарообменным) операциям.
  3. В рамках внешнеэкономической деятельности.
  4. При отклонении в сторону увеличения или уменьшения более чем на двадцать процентов от ценового уровня, используемого плательщиком относительно однородных (идентичных) изделий (услуг, работ) в рамках непродолжительного периода.

Специфика установления цены

В предусмотренных в Налоговым кодексом случаях, когда стоимость услуг, работ, товаров, использованная сторонами сделки, отклоняется в сторону снижения или повышения больше чем на 20% от рыночного показателя для однородных категорий, надзорный орган имеет право принять мотивированное решение о доначислении. Кроме налога, плательщику будет вменена пеня. Расчет осуществляется так, как если бы итоги сделки оценивались в соответствии с рыночными ценами на однородные услуги, работы, изделия. При определении цены во внимание принимают скидки, которые вызваны:


Цена последующей реализации

На рынке может отсутствовать либо однородная продукция по тем или иным причинам, либо необходимая информация для определения соответствующей стоимости. В таких случаях используется метод "будущей продажи". Его суть заключается в определении разницы между ценой, по которой объект реализован покупателю и впоследствии будет перепродан потребителем, и стандартными в таких случаях расходами, понесенными последним при повторной реализации.

Затратный метод

Он используется в случае, если описанный выше способ применить нет возможности. При затратном методе рыночная цена услуги, товара, работы, реализуемых продавцом, представлена в качестве суммы понесенных убытков и обычного для этой сферы деятельности дохода. Во внимание принимаются традиционные в таких случаях косвенные и прямые издержки на приобретение (изготовление) либо продажу, хранение, транспортировку, страхование и прочие расходы.

Дополнительно

В процессе установления цены используются только официальные источники данных о рыночных показателях для однородных работ, услуг, товаров, а также о биржевых котировках. В случае судебного разбирательства уполномоченная инстанция вправе учитывать любые обстоятельства, которые могут быть существенными для установления результатов сделки, не ограничиваясь пунктами, предусмотренными в НК. Положения, установленные в Кодексе, используются при определении рыночной стоимости финансовых инструментов в срочных соглашениях и цены акций в соответствии с особенностями, зафиксированными в главах 23 и 25.

Доход

Под ним понимают экономическую выгоду, выраженную в денежной либо натуральной форме. Она учитывается при наличии возможности осуществить ее оценку и в той мере, в какой это можно сделать. В главах 23 и 25 НК устанавливается разграничение между доходами, которые получены из источников, находящихся внутри и за пределами РФ. В случае, если положения Кодекса не позволяют однозначно определить к какой именно категории относят поступления плательщика, определение типа прибыли осуществляет федеральный исполнительный орган, уполномоченный на проведение надзора в сфере налогообложения.

Дивиденды

В качестве них выступают любые доходы, которые получает участник (акционер) компании в процессе распределения прибыли, остающейся после выплаты налогов. Дивиденды начисляются по принадлежащим учредителю долям пропорционально вкладам остальных владельцев в уставной капитал. К данному виду прибыли относят также любые поступления из источников, находящихся за пределами России и включенных в эту категорию законодательствами зарубежных стран. Дивидендами не являются выплаты:

  1. Полученные акционером при ликвидации предприятия в натуральной либо денежной форме, не превышающие первоначального его взноса в складочный (уставной) капитал.
  2. Участникам в виде передачи ценных бумаг этой же компании в собственность.
  3. Некоммерческого предприятия на выполнение основной деятельности, не связанной с предпринимательством, произведенные хозяйственным обществом, уставной капитал которого полностью сформирован из вкладов этой организации.

Проценты

Под ними НК РФ признает любой, установленный (заявленный) заранее доход, в том числе в форме дисконта, который получен по различным долговым обязательствам (вне зависимости от метода оформления). В частности, процентом считается прибыль, приобретенная по денежному вкладу.

Первым в советской финансово-правовой науке правовое определение объекта налогообложения предложил С.Д. Цыпкин. В своей работе "Правовое регулирование налоговых отношений в СССР" он отмечал, что в каждом законе о налоге, кроме указания на то, кто является плательщиком налога, указывается также, при наличии каких обстоятельств это лицо обязано платить налог. Позднее, он уточнил свое определение объекта налогообложения: "Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т.п., т.е. наличие объекта налогообложения". Ряд авторов придерживается точки зрения, согласно которой объект налогообложения - это отдельный предмет материального мира, выполняющий в ряде случаев функцию основания соответствующего налога, его масштаба. Подобной точки зрения на объект придерживается и Н.И. Химичева.

Она указывает, что в любом законе о налоге содержится "определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество...". Однако данное положение само по себе содержит некоторые противоречия. Например, вид деятельности юридического либо физического лица нельзя отнести к предметам материального мира, это скорее определенные фактические обстоятельства, находящие выражение в определенных юридических фактах: в совершении действий юридического и фактического характера. Невозможно начислить налог на какую-либо деятельность, она только может служить основанием для возникновения определенного налогового обязательства. Даже в том случае, если в роли объекта будет выступать, как считает Н.И. Химичева, материальный предмет, например имущество, то и последнее нельзя признать основанием для начисления налога. Таким основанием в случае с налогом на имущество является его стоимостное выражение (при взимании земельного налога - площади земельного участка). Правда, в стародавние времена были примеры начисления налога непосредственно на отдельный предмет материального мира, в частности, знаменитый налог Петра I на бороды. Но даже и приведенный пример не совсем корректен, поскольку этот вид обязательного платежа можно отнести к налогам с большой натяжкой: он не обладает многими присущими налогам признаками. Таким образом, наличие объекта обложения должно рассматриваться, прежде всего, как юридический факт, который порождает обязанность уплатить налог. Подобный подход к определению объекта обложения обусловлен своеобразием налоговых отношений, в которых тесно переплетены экономические и правовые начала и которые всегда выступают в форме правоотношений.

А последние могут возникать только при наличии определенного юридического факта, такого, например, как получение прибыли, производство и реализация подакцизного товара, совершение операций с ценными бумагами и т.д. Согласно ч. 1 ст. 38 НК РФ «объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Объект налогообложения отнесен ст. 17 Налогового кодекса РФ к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным. В отличие от ранее действовавшего Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в котором объекту налогообложения была посвящена единственная ст. 5, в НК РФ содержатся шесть статей (ст. 38-43 налогового кодекса РФ), в которых раскрывается понятие объекта налогообложения. В литературе по налоговому праву объекты налогообложения определяются как юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникают обязанности по уплате налогов.

Такие юридические факты должны отвечать определенным критериям, а именно: иметь стоимостную, количественную или физическую характеристику. К объектам, в частности, отнесены имущество, прибыль, доход, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Перечень объектов не является исчерпывающим. В актах законодательства о налогах и сборах могут содержаться иные, помимо перечисленных в ст.38 НК РФ, основания, с наличием которых у плательщика возникает обязанность по исчислению и уплате налога. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени. В целях налогообложения под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением имущественных прав.

Виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу, указаны в ст. 128 ГК РФ, а именно: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество. Объектами гражданских прав также являются: имущественные права, не отнесенные Налоговым кодексом РФ к имуществу; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Предназначенное для реализации или реализуемое (отчуждаемое на возмездной основе) любое имущество, в том числе имущественное право, признается товаром. Соответственно операции с товаром или их стоимость относятся к объектам налогообложения. НК РФ провел различие между работой и услугой. Оба эти понятия признаются деятельностью. Различие между ними заключается в результатах деятельности. Результаты работы материальны и могут быть реализованы в интересах организации или физических лиц. Услуга не имеет материального выражения и потребляется в процессе деятельности. В гражданском законодательстве работа выражает отношения в сфере подряда. Налоговый кодекс РФ относит прибыль и доход к объектам налогообложения, не указывая различий между этими понятиями. В налоговом праве под реализацией всегда понималось отчуждение в чью-либо пользу имущества или результатов выполненных работ, оказанных услуг. НК РФ признает реализацией возмездную передачу права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг организацией или индивидуальным предпринимателем другому лицу. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Переход права собственности в результате обмена товарами, работами или услугами также является реализацией.

Объект налогообложения органично связан с моментом реализации товаров, работ и услуг. В гражданском праве момент реализации определяется моментом исполнения обязательства по правилам гражданского законодательства. Налоговое право имеет специфику - момент реализации товаров (работ, услуг) зависит от учетной политики, принятой в организации. Имеется два метода учета объектов налогообложения - кассовый и накопительный. В зависимости от применяемого метода организация определяет момент возникновения объекта налогообложения. Кассовый метод учитывает момент получения средств и производства выплат в натуре. В соответствии с этим методом доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы. Этот метод учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме, например, получены в кассе наличными, переданы в собственность посредством оформления определенных документов и т.п. При накопительном методе доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности.

Оценка объекта налогообложения связана с понятием "налоговая база" и зависит от метода ее учета. Это иногда приводит к ошибочному пониманию гражданско-правовых отношений в конкретной налоговой ситуации и неверному применению норм законодательства о налогах и сборах. Пункт 3 ст.39 Налогового кодекса РФ содержит перечень операций и сделок, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, не создают объекта налогообложения. Отдельные положения этого пункта нашли отражение в действующем законодательстве о налогах в виде льгот, т.е. объектов, не подлежащих налогообложению. Особенность расположения в НК РФ операций и сделок, не признанных реализацией товаров (работ, услуг), заключается в том, что их указание в п.3 ст.39 Налогового кодекса РФ влечет исключение их из объектов обложения всеми налогами, налагаемыми на реализацию товаров (работ, услуг) как на объект, и не требует дублирования этих норм в специальной части Налогового кодекса РФ.

Не признается реализацией товаров изъятие имущества путем конфискации (ст. 243 ГК РФ) и наследование имущества (ст. 129 ГК РФ), а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных (ст.225 ГК РФ) и брошенных (ст. 226 ГК РФ) вещей, бесхозяйных животных, находки (ст. 227, 228 ГК РФ) и клада (ст. 233 ГК РФ). Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации прямо предусматривает условия наследования в полном товариществе (ст. 78), в обществе с ограниченной ответственностью (ст. 93) в кооперативе (статья 111). Размер исключаемой из налогообложения стоимости имущества в таких случаях определяется с учетом правил пп.5 п.3 ст.39 Налогового кодекса Российской Федерации. Вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) не облагаются налогом на прибыль (пп.4 п.3 ст.39 НК РФ).Передача имущества в размере первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества не признается реализацией (пп.6 п.3 ст.39 НК РФ) и, следовательно, не образует объекта налогообложения. Последующая передача имущества в размере первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (подп.5 п.3 ст.39) реализацией не признается.

Таким образом, можно сделать вывод, что объект налогообложения - это предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки по купле-продаже товаров, работ и услуг, различные формы накопленного богатства или имущества. Объектом налогообложения может являться также иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательно возникает обязанность по уплате налога.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т. д. Следует подчеркнуть неразрывную связь объекта обложения с всеобщим исходным источником налога - валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты обложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП. Вместе с тем объект обложения и источник уплаты конкретного налога не всегда совпадают, а, как правило, почти никогда.

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта обложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т. д.).

Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли.

Объект налогообложения

Объекты налогообложения - юридические факты (действия, со­бытия, состояния), с которыми законодательство о налогах и сборах связывает обязанность налогоплательщика заплатить налог. К ним от­носятся совершение оборота по реализации товара, владение имуще­ством, совершение сделки купли-продажи, получение прибыли и др.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, с помощью которого законодатель может ар­гументировать возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения могут выступать опера­ции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных ус­луг) или иной объект, имеющий стоимостную, количественную или фи­зическую характеристики.

Из этого списка явствуют те правовые ограничения, которые зало­жены в отношении объектов налогообложения. В достаточно общем виде поименованы объекты налогообложения: имущество, доход, при­быль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ и оказанных услуг). Например, имущество может превратиться в довольно большой перечень объектов, поскольку он, согласно ГК РФ, является неограниченным.

Объекты по всем налогам определяются федеральным законодатель­ством независимо от уровня установления налоговых платежей.

Следует отличать объект от предмета налогообложения .

Предметы налогообложения - реальные вещи (земля, транспорт­ные средства, другое имущество) и нематериальные блага (государ­ственная символика, экономические показатели и т. п.), которые обо­сновывают взимание соответствующего налога. Отсюда следует, что этот элемент налогообложения обозначает признаки фактического, а не юридического характера. Так, например, предметом транспортного налога является транспортное средство, которое не порождает ника­ких налоговых последствий, объектом - владение этим транспортом.

Объект налогообложения также нельзя отождествлять с источни­ком налога. Источник налога - это резерв, используемый для уплаты налога. Существуют два источника - доход и капитал налогоплатель­щика.

Налоговая база

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Примером налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями - объем реали­зованных услуг, а с физическими показателями - объем добытого сы­рья. Налогооблагаемая база и порядок ее определения по всем нало­гам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогооб­ложения выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредствен­но выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сна­чала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым, определяя масш­таб налога.

Масштаб налога - установленная законом характеристика измере­ния предмета налога.

Масштаб налога определяется через стоимостные и физические ха­рактеристики . При измерении дохода в качестве масштаба выступает денежное выражение полученного дохода, акцизов на алкоголь - кре­пость напитков, транспортного налога - мощность двигателя, вес ав­томобиля или объем двигателя.

Единица налогообложения - единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении дохода единицей налога является рубль; при обложении акцизами алкогольных напитков - градусы; при исчисле­нии транспортного налога - лошадиная сила, тонна или куб. см.

На практике в Российской Федерации применяются следующие спо­собы определения налогооблагаемой базы:

прямой способ , основанный на реально и документально подтвер­жденных показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль организаций;

косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определе­нии налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. То есть при отсутствии сведений о до­ходах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;

условный способ (презумптивный ), который основан на определении налогооблагаемой базы с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (пример - налоговой базой у налогоплательщика, подпадающего под специальный налоговый режим, определенный гл. 26.3 НК РФ, является величина вмененного дохода).

Налоговая база, являясь существенным элементом налога, необхо­дима только для исчисления налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает при наличии соответствующего объекта налогообложения.

Налоговый период

Налоговый период - срок, в течение которого формируется нало­говая база и окончательно определяется размер налогового обязатель­ства.

Значимость налогового периода обусловлена следующими обстоя­тельствами :

1. он определяет промежуток времени, в котором у налогоплательщика возникает объект налогообложения, поэтому является неотъем­лемым элементом процедуры исчисления налога;

2. он необходим на стадии уплаты налога, поскольку с истечением налогового периода связывается срок уплаты налога;

3. он нейтрализует проблему многократного налогообложения, так как многим объектам (получение дохода, реализация товаров) свойственна повторяемость, протяженность во времени.

Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ, «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдель­ным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по ито­гам которых уплачиваются авансовые платежи». Отчетный период - срок, по окончании которого подводятся итоги, составляется отчет­ность и представляется в налоговую инспекцию, органы социальных внебюджетных фондов.

Налоговый и отчетный периоды могут совпадать (например, при рас­чете налога на добычу полезных ископаемых). В других случаях отчет­ность представляется несколько раз за налоговый период. Так, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налоговым пери­одом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев этого года.



Понятие «налоговый период», закрепленное в НК РФ , сведено лишь к сроку определения налоговой базы и исчислению подлежащей уплате суммы налога. Однако помимо этого налоговый период является :

1. ба­зой для определения по временному фактору налогового резидентства;

2. основой для определения круга соответствующих обязанностей у на­логоплательщика;

3. необходимым элементом в отношениях по налого­вому контролю и привлечению к ответственности.

Налоговая ставка

Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения. Сле­довательно, ставка налога есть норма налогового обложения. Относи­тельно данного элемента налога в ст. 53 Кодекса указано: «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на едини­цу измерения налоговой базы... Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом». Налоговые ставки можно классифицировать по следующим основаниям.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют :

твердые ставки , когда на каждую единицу налогообложения оп­ределен зафиксированный размер налога (например, 1500-7500 руб. за один игровой автомат);

процентные ставки , когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный процент налога (так, с каждого руб­ля прибыли предусмотрено 24% налога).

В зависимости от степени изменяемости ставок налога различа­ют :

общие, повышенные и пониженные ставки . Например, по налогу на доходы физических лиц ст. 224 НК РФ установлены следующие став­ки:

1. 13% (общая),

2. 30 и 35% (повышенные),

3. 9% (пониженная).

Налоговые льготы

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ «льготами по налогам и сборам призна­ются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщика­ми или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы зако­нодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить ин­дивидуального характера».

Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения разме­ра налогового обязательства налогоплательщика и для изменения срока платежа . При этом налогоплательщик может отказаться от использова­ния льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы относятся к факультативным элементам налогооб­ложения, т. е. они могут отсутствовать в законе о конкретном налоге.

По­рядок законотворчества в отношении льгот определен п. 3 ст. 56 НК РФ. Согласно положениям этой статьи, льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ; льготы по региональным (местным) налогам - НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах (нормативными правовыми актами представительных органов муници­пальных образований о налогах; законами городов федерального значе­ния Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

изъятия - это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложе­ния. Например, по налогу на доходы физических лиц изъятиями яв­ляются доходы, не подлежащие налогообложению, поименованные
в ст. 217 НК РФ (государственные пособия, пенсии, отдельные груп­пы компенсационных выплат и др.);

скидки - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Так, в случае налогообложения доходов физических лиц к скидкам относятся налоговые вычеты:

1. стандартные (ст. 218 НК РФ);

2. социальные (ст. 219 НК РФ);

3. имущественные (ст. 220 НК РФ);

4. профессиональные (ст. 221 НК РФ);

освобождения - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Существуют следующие фор­мы налоговых освобождений: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), возврат ранее уплаченного
налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, отсрочка
или рассрочка уплаченного налога, инвестици­онный налоговый кредит.

Снижение ставки налога означает уменьшение размера базовой став­ки налога в отношении отдельных видов деятельности, определенных категорий налогоплательщиков.

Вычет из налогового оклада (валового налога ) может быть частич­ным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобож­дение от уплаты налога на определенный период называется налого­выми каникулами.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет дру­гое наименование - налоговая амнистия. Примером может служить возврат налога на доходы физическим лицам в случае приобретения ими в собственность жилого дома (квартиры)..

Зачет ранее уплаченного налога предусматривается международны­ми соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Отсрочка уплаты налога - перенос предельного срока уплаты пол­ной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога - деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 Кодекса. Изменение срока уп­латы налога или сбора производится на период от одного до шести ме­сяцев. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в определенных случаях, предусмотренных НК РФ, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестици­онный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответству­ющих оснований предоставляется возможность в течение опреде­ленного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начис­ленных процентов. Такой кредит используется только в отношении налога на прибыль организации, а также региональных и местных на­логов. Срок действия кредитного договора составляет от одного года до пяти лет.

  • Тема 2. История возникновения и развития налогов и сборов.
  • Возникновение и развитие налогов.
  • 2. Этапы становления и развития налогообложения в Европе и России. Связь налогов с государством. Генезис учения о налогах. Учение о налогах в работах зарубежных и российских экономистов.
  • 3. Становление и развитие налогов в России в период 1917-1991 гг.
  • Тема 3. Экономические теории налогов и налогообложения.
  • Тема 4. Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации.
  • 1. Налоговая политика и ее типы.
  • Налоги и бюджетный процесс
  • Понятие налоговой системы. Основные характеристики налоговых систем. Организационные принципы Российской налоговой системы.
  • 4. Система налогового законодательства Российской Федерации. Порядок принятия и введения в действие налоговых законов.
  • Тема 5. Общие условия установления налогов и сборов.
  • 1. Система налогов и сборов в рф.
  • 2. Элементы налога.
  • 3. Участники отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • 4. Налогоплательщики и налоговые агенты.
  • 5. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • Глава 4 нк рф содержит несколько норм, которые регулируют представительство.
  • 6. Права и обязанности налогоплательщика.
  • 7. Представительство в налоговых правоотношениях.
  • 8. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).
  • Тема 6. Изменение срока уплаты налога и сбора. Налоговые льготы и санкции.
  • 1. Понятие о налоговых льготах и скидках.
  • 2. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора.
  • 3. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога.
  • 4. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога.
  • 5. Порядок и условия предоставления отсрочки или по уплате налога.
  • 6. Налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, целевой налоговый кредит, порядок и условия их предоставления.
  • 7. Прекращение действия отсрочки и рассрочки, других льгот.
  • 8. Санкции и их виды за нарушение налогового законодательства.
  • Тема 7. Налоговый механизм.
  • Составные части налогового механизма.
  • 2. Методы управления налогообложением.
  • Пропорциональный, прогрессивный и регрессивные методы
  • 3. Объекты налогообложения.
  • 3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов
  • 4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.
  • Специальные налоговые режимы.
  • Тема 8. Налоговое производство.
  • 1. Понятие налогового производства. Бухгалтерский и налоговый учет. Учетная политика.
  • 2. Учетно-налоговые регистры. Методы формирования налогооблагаемой базы.
  • Методы формирования налогооблагаемой базы
  • 3. Налоговые ставки.
  • 4. Способы выполнения обязательства. Неисполнение обязательства.
  • 5. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
  • Тема 9. Налоговые правонарушения и ответственность за нарушение налогового законодательства.
  • Тема 10. Организация налогового контроля.
  • Государственный реестр налогоплательщиков.
  • Налоговый контроль за расходами физического лица.
  • Действия налоговых органов по результатам проверки.
  • Налоговая тайна.
  • Тема 11. Органы управления и контроля в налоговой сфере.
  • 1. Налоговые органы в Российской Федерации. Права и обязанности налоговых органов. Обязанности должностных лиц налоговых органов.
  • 2. Полномочия таможенных органов.
  • Тема 12. Характеристика современного налогообложения в Российской Федерации и основные тенденции его развития.
  • Общая характеристика российской налоговой системы во втором тысячелетии.
  • Принципы, положенные в основу налоговой системы России.
  • Современные проблемы и тенденции налогообложения в России
  • Достоинства и недостатки налоговой системы России. Основные проблемы.
  • Доходная часть федерального бюджета рф
  • Совершенствование налоговой системы: возможности и альтернативы.
  • Тема 13. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
  • Понятие и принципы налогового планирования. Элементы и этапы налогового планирования.
  • Уровни налогового планирования.
  • Возможности минимизации налоговых платежей в рф. Основные принципы оптимизации налоговых платежей.
  • 3. Объекты налогообложения.

    Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

    Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

    Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

    Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

    3. Способы налогообложения. Общие условия установления налогов и сборов

    Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

      объект налогообложения;

      налоговая база;

      налоговый период;

      налоговая ставка;

      порядок исчисления налога;

      порядок и сроки уплаты налога.

    В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком

    4. Порядок и способы исчисления и уплаты налога.

    Порядок исчисления налога - это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. Обязанность исчислить сумму налога может быть также возложена на налоговый орган или третье лицо, выступающее в роли налогового агента.

    Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы изложены в ст. 54 НК РФ. Согласно положениям этой статьи налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета или на основе иных документально подтверждающих данных об объектах; индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций; физические лица как налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 311-313. НК РФ. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчеты налоговой базы.

    Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

    Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

    Российским законодательством предусмотрено применение различных систем и способов исчисления налога, а также их сочетаний.

    Для упорядочения процесса внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога - нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

    Налоговый оклад- это сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет – это основной элемент правильной уплаты налога. Уплату налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку .

    Существует пять способов взимания налогов:

      кадастровый, т.е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовый, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. При уплате платежа устанавливаются фиксированные сроки их взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока – к 15 сентября и 15 октября. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности – неустойчива и неэластична;

      уплата налога у источника дохода – налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того предприятия или учреждения, которое выплачивает налог субъекту налога. Здесь моменту получения дохода предшествует момент уплаты, это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

      уплата налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный сроков налоговый орган официальное заявление о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику заявление о его уплате. Способ недостаточно эффективен, поскольку создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций достаточно трудоемка;

      уплата налогов в момент расходования доходов характеризуется для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, ибо дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет;

      уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого или недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

    Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

      направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

      средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

      механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и т.д.);

      особенности контроля за уплатой налога.

    Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.