Что относится к местным налогам. Местные налоги — что это и к чему относится

Местные налоги и сборы – это те налоговые взносы, которые уплачиваются в пользу местных бюджетов. При этом ставки (нормы выплат) этих налогов устанавливаются властью , точнее ее представительными органами.

Обычно к этой группе обязательных выплат в пользу государства относятся налоги на имущество, принадлежащее физическим лицам, на землю, на деятельность ради прибыли (то есть предпринимательская деятельность физических лиц, в том числе торговая), курортные и иные целевые сборы, налоги на местную рекламу, по факту наличия собак и так далее.

Что это за налоги и кем устанавливаются

Все важные моменты, касающиеся данной темы, прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. В статье 12 устанавливаются виды налогов и сборов . В пункте 4 идет речь именно о местных сборах, ведь они (как и любые другие налоги) устанавливаются и контролируются статьями настоящего Кодекса.

Кроме указанного нормативно-правового акта, выплаты в местные бюджеты испытывают влияние :

  • муниципальных органов власти в поселениях;
  • властей городских округов (имеются в виду районы внутри городов);
  • городских окружных органов государственного управления (власти).

Несмотря на то, что обязательной уплате подлежат и налоги, и сборы, в этих понятиях есть различия .

Налоги – это обязательные к оплате взносы в государственную казну, которые уплачивают организации, физические и юридические лица в определенный период и определенном размере.

Сборы – это также обязательные к уплате отчисления, но взимаемые за право на владение, распоряжение чем-то или осуществление каких-либо действий.

Полный перечень и характеристики

Местные налоги делятся на следующие подвиды :

  1. На имущество физических лиц . Объектом является недвижимость, находящаяся в законном владении, а также самолет, моторная лодка, другое транспортное средство, исключая автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы с пневмоходом. Уплачивается налог владельцем. Для расчета нужно знать кадастровую стоимость объекта и инвентаризационную. Разность между ними, умноженная на специальный понижающий коэффициент, который зависит от года оплаты, составляет полную сумму.
  2. На землю (земельный налог) . Уплачивает владелец. Облагается земля, которая находится во владении или бессрочном пользовании. Процентная ставка колеблется от 0,3 до 3% от стоимости земли. Кроме этого, может учитываться понижающий или повышающий коэффициент, который применяется в зависимости от наличия льгот или других факторов.
  3. Сбор (регистрационный) с лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью . Объектом налогообложения в данном случае является та деятельность физического лица, которой он будет заниматься или занимается для получения прибыли. Сумма определяется по уровню минимального размера заработной платы с учетом льгот при их наличии.
  4. На производственное строительство в зоне, признанной курортной . Таким образом, объектом налогообложения является право на такое строительство, а конкретные ставки устанавливаются местным органом власти. Оплачивается инициатором и организатором стройки.
  5. Курортный . Этот сбор оплачивается отдыхающими, туристами, приезжающими отдохнуть, но фиксированного размера он не имеет, так как устанавливается для каждой конкретной местности отдельно.
  6. На торговлю (торговый сбор) . Объектом является право осуществлять торговлю в определенном месте (местах), а плательщиком – сам предприниматель (торговец). Уплачивается каждый квартал, составляет фиксированную сумму, которая зависит от характера торговли и торговой площади. Может составлять от 50 рублей за каждый квадратный метр. При размере площади, отведенной под магазин (торговую точку), более 50 метров, показатель может составлять более 40000 рублей, а при отсутствии торгового зала (за исключением автозаправочных станций) – более 80000 за каждый объект.
  7. Целевые сборы . Например, на содержание милиции или благоустройство территории. Определяются “на местах”, а оплачивают их граждане, проживающие на данной территории, а также организации. Ограничение: не более 3% от годовой минимальной заработной платы для физических лиц или не более 3% от годового фонда оплаты труда для юридических лиц.
  8. На рекламу . Уплачивают как физические, так и юридические лица, которые хотят сделать рекламу своей продукции. Ставка не должна превышать 5% от стоимости этой рекламы, право на которую и является объектом налогообложения в данном случае.
  9. На перепродажу авто, компьютерной и вычислительной техники . Размер налога не должен превышать 10% от суммы проведенных сделок.
  10. На собак (сбор с горожан-владельцев собак, кроме служебных) . За год оплачивается установленная на местном уровне сумма, не превышающая седьмую часть минимальной зарплаты за месяц.
  11. За право торговли ликероводочными изделиями . Осуществляется уплата путем покупки лицензии лицом, осуществляющим подобную деятельность. С организаций (юридических лиц) берут 50 размеров МРОТ за один год, 25 – с физических лиц. Если речь идет о торговле на временных точках, сбор составит половину минимальной месячной заработной платы за каждый день.
  12. За право проведения лотерей и аукционов на местном уровне . Является лицензионным сбором и оплачивается организатором этих мероприятий. Уплачивается в размере, не превышающем 10% от лотов или выпущенных билетов.
  13. За ордер на квартиру . Физические лица уплачивают этот сбор при заселении в новую квартиру, он составляет не более трех четвертей от минимального размера оплаты труда за месяц, однако, зависит от площади жилья.
  14. За парковку автотранспорта . Этот сбор уплачивают водители, оставляющие авто (транспортное средство) на специально оборудованных для этого стоянках. Размер сбора должен быть установлен местными властями на уровне не более 5% от необлагаемого минимума доходов.
  15. За использование государственной символики . Уплачивается производителями, которые желают размещать указанную символику на своей продукции, в размере не более 25% ее стоимости.
  16. За участие лошадей в скачках на ипподроме . Касается любых лиц, которые выставляют на соревнования лошадей. Максимальный размер ставки не может быть больше 5% с каждого выигрыша.
  17. На выигрыш . Уплачивается лицами, которые делают ставки на ипподроме и выигрывают. Ставка – такая же, как и в предыдущем случае.
  18. Для участников тотализатора на ипподроме . Входит в стоимость билета, покупаемого при совершении ставки и составляет не более 5% от стоимости самой ставки.
  19. Со сделки на бирже . Участники такой сделки уплачивают в местную казну не более одной десятой процента от суммы.
  20. За право на проведение съемки (видео или кино) . Вносится организаторами таких съемок (коммерческими теле– и кино-организациями) при условии, что они требуют от властей оцепления места съемок органами охраны порядка. Размер устанавливается в каждом конкретном случае при организации и планировании таких мероприятий.
  21. За уборку территории . Налогоплательщиками в данном случае являются владельцы зданий и сооружений, вокруг которых коммунальные службы проводят уборку. Местные органы власти устанавливают ставку этого сбора на свое усмотрение.
  22. На поддержание в работоспособном исправном состоянии объектов социальной, культурной сферы, если данные объекты находятся на балансе предприятия, организации . Владельцы последних и уплачивают данный налог, причем его размер не может превысить 12,5% от оборота (объема продукции, услуг).

Все суммы местных налоговых платежей и сборов должны уплачиваться в местные бюджеты соответствующих органов власти. Налоги с первого по третий пункт предыдущего раздела уплачиваются на всей территории РФ в обязательном порядке .

Для первого вида налога – на имущество физических лиц – срок оплаты устанавливается двумя датами. За недвижимость нужно обязательно внести налог до 15 сентября . Если дом, строение или автомобиль новые, то такой взнос должен производиться в начале года, который следует за годом приобретения. Взимание налога на эту категорию объектов может быть прекращено в одном случае: при разрушении этого объекта.

Ставки налогов и сборов, начиная с 8 пункта, заканчивая 21, могут разрабатываться и утверждаться местными органами власти, а именно, районными или городскими. При этом органы местного самоуправления не имеют права устанавливать и вводить налоги или сборы, не утвержденные Налоговым кодексом РФ.

Последний определяет такие элементы налога, как объект налогообложения (то, что облагается налогом), налоговую базу (нормативно-правовые документы, акты), налоговый период, порядок исчисления.

А местные органы власти могут регулировать такие элементы налога, как налоговая ставка (процент или фиксированная сумма), порядок и сроки уплаты, льготы и их применение (порядок применения). Города федерального значения (например, Москва, Санкт-Петербург) руководствуются в вопросах налогообложения законами субъектов федерации .

В настоящее время главным источником, наполняющим государственную экономику финансами, являются установленные налоги. При этом стоит отметить, что не только государственные центральные органы власти требуют финансовые средства, они нужны также и местным региональным властям. Для этой цели и служат местные налоги, которые наполняют региональную казну деньгами, для последующего их распределения по назначенным властями курсам.

Что такое местные налоги, кто их платит

Этот тип налогов подразумевает собой сбор платежей и средств, которые будут направленны после оплаты счетов налогоплательщиками в местную региональную казну. Кроме того, процентная ставка и размеры налогообложения будут также устанавливаться местными властями. Но при этом, поскольку местное налогообложение является частью государственной системы, то все расчеты и отчисления должны быть произведены в рамках действующего законодательства касающегося регулирования налоговых норм.

Важно отметить, что при создании и регулировании налоговой ставки, его обложения или же базового периода в формулах расчета необходимо четко придерживаться федерального налогового законодательства. В полномочия же региональных властей входит окончательное установление уровня налоговой ставки, срока на протяжении, которого он должен быть оплачен, сам порядок осуществления оплаты. Также местные власти могут самостоятельно добавлять список льготных категорий граждан или же предприятий, которые будут освобождены от уплаты всех сборов и муниципальных налогов.

Какие налоги относятся к местным

В настоящее время к местным налогам в российской федерации относятся нижеперечисленные категории:

  • Земельный налог (он взымается со всех владельцев участков земли);
  • Имущественный налог (для физических и юридических лиц);
  • Определенный региональным законодательством сбор с лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью подпадающую под облагаемый налогом перечень;
  • Туристический налог (должны оплатить лица, которые пребывают в данный регион через посредников. В их качестве могут выступать гостиничные компании, и организации, занимающиеся сдачей жилья в аренду);
  • Оплата сбора за установление платных парковочных участков.

В особенности необходимо отметить, что значительную роль в принятии местных налогов играет муниципальная власть.

Она на основании существующего положения дел в регионе определяет его нужду в поступлении дополнительных денежных средств для наполнения казны. Но, при этом стоит еще раз отметить что все расчеты введенных налогов должны четко соответствовать с принятым и актуальным федеральным налоговым законодательством.

Данный налог подразделяется на две категории: недвижимый (любая недвижимость, такая как квартиры, дачные строения и ряд прочих сооружений) и движимый (здесь облагается ряд транспортных средств кроме автомобиля и мотоцикла).

В соответствии с выше написанными основными плательщиками данного налога являются физические лица, которые имеют в своей собственности объекты, подпадающие под его обложение. При этом оплачивать данный налог будут обязаны как граждане российской федерации, так и иностранные лица, владеющие недвижимостью (может быть и резидент РФ). Основной базой для подсчета такого налога будет служить предварительно оцененная инвентарная стоимость, которая будет умножена на соответствующей установленный местным налоговым органами и муниципальной властью.

При этом также существует список физических лиц, которые будут освобождены от его уплаты:

Время, установленное для оплаты данного налога установлено на отметке в один календарный год. Здесь стоит отметить, что в случае если у данной недвижимости изменился хозяин, то налог обязан выплатить предыдущий владелец.

Земельный налог

Данный налог наиболее часто применяется местной властью для наполнения региональной казны денежными средствами. При этом также необходимо уточнить что размер отчислений данного налога никак не будет зависеть от уровня доходов и от деятельности физического или юридического лица. Данный налог берет в расчет оценку стоимости самого земельного участка (в расчет принимается показатели химического состава самой почвы, ее плодородность, а также расположению и ряду других параметров.

Облагаются данным налогом как юридические, так и физические лица. При этом ими могут выступать как прямые владельцы этих земельных наделов, так и их арендаторами, которые используют их для собственных производственных целей.

При этом вся ответственность за уплату налогов все равно остается на владельце земли, поэтому ему в свою очередь рекомендуется проверять своего арендатора на предмет уплаты им всех необходимых сборов.

При этом согласно законодательству некоторые участки земли, не будут считаться объектами налогообложения:

  • Земельные участки, которые находятся под распоряжением военного ведомства;
  • Земля на территории которой находятся культурные памятники или же исторически важные объекты;
  • Территориальные участки, находящиеся возле таможенной зоны;
  • Земля относящееся к лесничеству;
  • Территория возле водных объектов.

Налог на недвижимость

Муниципальная власть также может ввести и регулировать налог на недвижимость. При этом если в числе собственников такого объекта будут несколько физических лиц, то они будут оплатить налоговую ставку в соответствии с долями, принадлежащими им. При этом под данное налогообложение не попадают некоторые группы:

  • Общежития, которые не были приватизированы и до сих поря являются государственной собственностью;
  • Строения находящиеся на территории отчуждения;
  • Дома и помещения, которые используются для детских домов семейного типа (она может быть, как приобретенной, так и построенной для этих целей);
  • Маленькие по размеру дачные постройки;
  • Недвижимость, которая находится во владении многодетных семей (однако, в случае если их несколько, то налогом они облагаются).

Парковочный сбор

Также муниципальные власти могут устанавливать парковочные сборы с собственников платных парковок. При расчете такого сбора в первую очередь берутся данные о территории отведенной для осуществления деятельности такого собственника. При этом на законодательном уровне установлен коэффициент который и будет умножен на общий метраж парковки. При этом стоит отметить, что отчисления налоговых сборов производится каждый квартал.

Налог на предпринимательскую деятельность

Под данный вид налогового обложения подпадают несколько видов деятельности:

  • Деятельность по продаже различных товаров;
  • При предоставлении услуг бытового характера;
  • При совершении операций по обмене валютных денежных средств;
  • При осуществлении развлекательной деятельности.

Размер налогового отчисления, как правило, будет зависеть от вида осуществляемой предпринимателем деятельности, и его месторасположения. При этом каждая коммерческая организация должна согласно законодательным нормам приобрести торговый патент.

Ответственность за неуплату налогов

В настоящий момент согласно нынешнему налоговому законодательству за неуплату налоговых сборов и отчислений предусматривается административное наказание в виде штрафа. При этом размер штрафа будет варьироваться от суммы необходимых к оплате отчислений. Также кроме самого штрафа могут начисляться специальные пени, за каждый календарный месяц просрочки.

Вконтакте

Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными. Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.

Список федеральных, региональных и местных налогов и сборов

То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

Например, торговый сбор введен лишь на территории г. Москвы (п. 1 ст. 410 НК РФ , п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ , Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62).

А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).

В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:

При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные - в счет местных) (

Налоги и сборы, составляющие российскую систему налогообложения, классифицируются по различным признакам.

    В зависимости от уровня взимания:федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ.

При установлении региональных налогов законодательными органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НКРФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательных к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Кодексом.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в Кодексе.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных

биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

5) патентная система налогообложения.

    В зависимости от метода взимания налогов :

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Косвенные налоги называют налогами на потребление. Эти налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Примером косвенного налогообложения могут служить такие яркие представители, как НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Среди прямых налогов выделяют реальные и личные.

Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К этим налогам относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие.

Л ичные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. В отличие от других стран в России установлены и экспортные пошлины.

    В зависимости от использования налогов: общие и специальные.

К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

Специальные налоги , имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов (ЕСН).

4 В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются напропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Сегодня к местным налогам и сборам в РФ относятся два налога и один сбор. А именно (ст. 15 НК РФ):

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Специфика местных налогов заключается в том, что устанавливаются они НК РФ, вводятся в действие нормативным актом местного органа власти и действуют на уровне муниципального образования (п. 4 ст. 12 НК РФ). При этом под муниципальным образованием понимается поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район или внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Городов федерального значения в России всего 3 - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. В них местные налоги и сборы вводятся законами о местных налогах, а не решениями органов муниципальных образований, как в других субъектах РФ.

Отметим, что доходы от уплаты обоих местных налогов идут в местные бюджеты по нормативу 100%, то есть полностью зачисляются в бюджеты муниципальных образований (п. 1 ст. 61 , п. 1 ст. 61.1 , п. 1 ст. 61.2 , п. 1 ст. 61.3 , п. 1 ст. 61.4 , п. 1 ст. 61.5 БК РФ).

Местные налоги: какие элементы обложения определяются «на местах»

Как было отмечено выше, местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физлиц.

В отношении земельного налога местные власти устанавливают (п. 2 ст. 387 НК РФ):

  • в пределах, ограниченных НК РФ. Причем она может дифференцироваться в зависимости от категорий земель и их разрешенного использования, а также места нахождения земель (ст. 394 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (п. 1 ст. 397 НК РФ). При этом отчетные периоды власти на местах могут установить, а могут и не устанавливать (п. 3 ст. 393 НК РФ), как и обязанность плательщиков по уплате авансовых платежей по налогу (п. 9 ст. 396 НК РФ);
  • налоговые льготы, их основания, в том числе размер не облагаемой налогом суммы.

Остальные элементы налогообложения определены в НК РФ и как-то изменить их местные власти не вправе.